Короткие рассказы по слогам. Тексты для чтения по слогам

Вашему ребенку скоро 5 лет, и вы хотите научить его читать. Советы и рекомендации в статье помогут вам это сделать.

Во сколько дети начинают читать по слогам?

Сегодняшние требования к ребенку, идущему в первый класс, включают в себя различные навыки и умения, в том числе, и умение читать. То есть, предполагается, что к 6 – 7 годам ребенок уже худо-бедно, но умеет читать.

  • Процесс активного обучения ребенка чтению лучше всего начинать лет в 5, когда малыш уже многое понимает и знает буквы. Многие родители показывают ребенку букву, озвучивают ее, показывают изображения, названия которых начинаются с этой буквы
  • Активная и любознательная память ребенка в этом возрасте помогает ему все быстро запомнить. Например, мама или папа могут показать букву М или П и сказать, что это – мамина буква, при этом нужно произнести ее отчетливо: МаМа. А вот это папина буква: ПаПа
  • Благо, для обучения ребенка буквам придумали массу разнообразных пособий – от традиционных кубиков до магнитиков на доски или холодильники. Это то, что касается букв

А как же быть со слогами? Ведь МаМа или ПаПа – это уже слоги, и ребенок должен осознать это. Итак, начинаем процесс активного обучения пятилетнего ребенка навыкам чтения.

Как правильно научить ребенка читать по слогам?

ВАЖНО: На начальном этапе лучше избегать подбирать слова, в которых есть звуки, которые ребенок еще не умеет произносить, например, [р], [ш], [щ]

Надо показать ребенку на карточках или на кубиках, что МА-МА складывается из букв М и А, которые вместе дают МА.

Кубики с буквами — верные помощники в обучении чтению.

  • М + А = МА
  • М + О = МО
  • М + Е = МЕ
  • М + И = МИ
  • М + У = МУ
  • М + Я = МЯ

При этом нужно избежать распространенной ошибки.

ВАЖНО: Ошибка эта состоит в том, что некоторые родители учат ребенка алфавиту и при этом, показывая букву, называют ее так, как она называется в алфавите. При начальном обучении чтению буквы стоит называть на основе звуков, которые они дают, например, учим ребенка, что М это не [эм], а [М] и т.д

Чтение открытых слогов в некоторых методиках называют чтением со слогами слияния, то есть, согласный звук + гласный или мягкий знак. Однако не стоит учить ребенка всем двумстам слогам слияния, которые есть в русском языке.

Пусть ребенок просто привыкнет к тому, что такое возможно, что известные ему буковки можно сложить вместе, тогда получатся слова, сначала коротенькие, потом, когда ребенок уже привыкнет к ним и будет чувствовать себя уверенно, можно переходить и к трехсложным и к многосложным словам, а также обучать чтению закрытых слогов. Итак:

  • начинаем с открытых слогов
  • складываем слоги слияния
  • складываем из слогов короткие простые слова
  • выбираем не сложные для ребенка согласные звуки, которые он уже умеет четко произносить

Как быстро научить ребенка читать по слогам?

  • Единого рецепта того, как быстро научить ребенка читать по слогам, нет и быть не может. Ведь каждый из них индивидуален в своем восприятии, в своей мысленной деятельности, в своей возможности сосредоточиться и прочее
  • И родители ни в коем случае не должны комплексовать по поводу того, что мальчик или девочка с общей площадки или из садиковской группы уже умеет читать по слогам, а ваш малыш еще нет. Вы же уделяете его обучению время, вы же не сердитесь на дитя из-за того, что он или она не могут усидеть на месте, а только и думают, как улизнуть к своим игрушкам
  • Вы же настойчивы и регулярно придумываете ребенку разные игровые ситуации, как с ним можно почитать? Если да, то все в порядке. Малыш научится читать слоги и складывать их в слова, это же так интересно

Как обучить ребенка читать по слогам дома?

Разумеется, что обстановка в развивающей группе или классе, которую посещает ваш ребенок, способствует тому, что малыш больше сконцентрирован на учебе, что он пытается подражать сидящему рядом ребенку, а то и включается в соревновательный процесс.

Однако таких занятий бывает недостаточно и нужно обязательно заниматься с ребенком дома.

Хорошо, если родители смогут усадить ребенка заниматься и сами наберутся терпения учить малыша. Можно взять классический букварь Н.С. Жуковой и постепенно показывать, как читаются слоги. Такое действие приучает ребенка к дисциплине и к тому, что он знает, что есть время для игры, а есть время для занятий.
Но если вдруг такое не получается, то можно обучать ребенка чтению слогов в игровой форме. К примеру, мама готовит в кухне, малыш сидит за столом и раскладывает кубики или карточки. Мама руководит процессом: покажи мне букву М, а теперь покажи мне букву А. Теперь эти буквы подружились и стали вместе играть и петь МА- МА. Потом пусть ребенок «подружит» и другие гласные с буквой М. И так постепенно он выучит слоги.

Программа чтобы научить ребенка читать по слогам

Открытые слоги выучены. Теперь нужно перейти к более сложным, не напевным, закрытым слогам, тем, что заканчиваются на согласный: КОТ, РОТ. А в данном случае, это уже не просто слоги, это уже целые слова!
И, снова-таки, начинать процесс чтения нужно с простых слов.

Педагогами разработаны различные методики и программы обучения ребенка чтению. Среди них:

  • уже помянутый классический букварь Н.С. Жуковой
  • методика О. и С. Фединых, основанная на первоначальном обучении ребенка сначала «читать в уме», потом переходить к «бумажному» чтению (их книга «Как научить ребенка читать»)
  • методика обучения чтению по кубикам Зайцева
  • методика американского ученого-педагога Домана с ее принципом запоминания целых слов
  • различные компьютерные программы и видеоуроки, где нужно упорядочить скачущие и разбросанные буковки и организовать их в слова, восстановить слова по половинкам букв

Игры чтобы научить ребенка читать по слогам

  1. Нужно заготовить несколько картинок, на которых изображены разные предметы или зверушки. Под картинками можно написать начало слова, например, КОШ. Отдельно нужно заготовить карточки со слогами- окончаниями слов с тем, чтобы ребенок подобрал нужное окончание, например, КОШ-, и ребенок далее подбирает – КА= КОШКА
  2. На двух наборах карточек написать любые длинные слова, понятные ребенку, например, ЧЕРЕПАХА; МАЛИНА. Одну карточку со словом оставить целой. Ребенок увидит и прочитает слово на ней. На другой карточке закрыть или закрасить или вырезать какой-либо слог. Попросить ребенка восстановить его по памяти
  3. Поиграйте в «гусеницу» или «змею». Для слогов рисуйте новую секцию. Взрослый начинает слово и записывает его в секцию «змеи» (типа чайнворда). Остается один последний слог, который ребенок должен узнать и проговорить. Малыш может его дописать или (проговорить, а взрослый его запишет и покажет ребенку)
  4. Поиграйте в путаницу. На карточках напишите слова по слогам. Разрежьте карточки. Подбирайте к начальному слогу нужные последующие слоги, пока ребенок не поймет, что получилось настоящее слово, а не путаница
  5. Напишите на листочках отдельные слова и подберите к ним изображения или сами предметы. Малыш должен найти написанное слово, соотносящееся с изображением или предметом, например, мяч, юла, кораблик, кукла и прочее. Когда ребенок отыскал изображение, пусть прочитает само слово
  6. Игра «Лови букву». Напишите слово, оставив место для какой-то одной буквы. Объясните малышу, что буква хотела убежать, а его (малыша) задача найти букву, поймать и поставить на место, чтобы получилось слово. Например, БЕГЕМ_Т. Малыш должен догадаться, что убежать хотела буква О

Упражнения чтобы научить ребенка читать по слогам

Учить слоги и чтение лучше, используя гласные, звонкие согласные и сонорные звуки, то есть те, которые можно протянуть, например, ЛллОооошадь и т.д.
На более продвинутом этапе обучения чтению и для более старших деток можно предложить задания:

  1. На бумаге написать в столбик начала слов, а отдельно на карточках их окончания, смешав карточки. Например, на листке будет написано СОБА-
    ДЕРЕ-
    МАШИ-
    ПЕС- , а на карточках – ВО, — ОК, — КА; — НА.
  2. На бумаге с клеточками зашифруйте слова, расположив их по горизонтали и разбавив другими буквами, например,
    прдерево
    всцветок
    гщлисток
    Предварительно объясните ребенку, что это будут слова, относящиеся к какой-то теме, например, дерево/растения. Проговорите с ним слова, которые вы зашифровали, а потом дайте ребенку найти их среди букв. Для ребят постарше подойдет задание, когда они сами ищут зашифрованные слова, без предварительного проговаривания.

Тексты по слогам для начинающих читать детей

  1. За-яц и че-ре-па-ха (сказка)
    По-спо-ри-ли од-наж-ды за-яц и че-ре-па-ха, кто быст-ре-е лес-ну-ю по-ля-ну об-бе-жит. Че-ре-па-ха тро-ну-лась в путь, а за-яц ле-жит под кус-том, по-сме-и-ва-ет-ся: «Спе-ши, спе-ши, че-ре-па-ха, ве рав-но я те-бя об-го-ню».
    Но по-ка он так по-те-шал-ся, че-ре-па-ха – хоть и ти-хо шла – о-ка-за-лась у це-ли. Бро-сил-ся за-яц за не-ю, да позд-но.
    Бе-гать-то он у-мел, но не знал то-го, что, ле-жа на мес-те, и от че-ре-па-хи мож-но от-стать.
  2. Че-ты-ре сест-ры
    Жи-ли на све-те сёст-ры: Зи-ма, Вес-на, Ле-то и О-сень.
    Зи-ма бы-ла се-да-я, бе-ла –я. Вес-на бы-ла мо-ло-да-я, бе-ло-ли-ца–я, в зе-ле-ном на-ря-де, с го-лу-бы-ми гла-зами. Ле-то то-же в зе-ле-ном на-ря-де, за-го-ре-ло-е, за-го-ре-ло-е. А О-сень зла-то-во-ло-са-я, в крас-ной ша-ли.
    Пош-ли Зи-ма, Вес-на и Ле-то в гос-ти к О-се-ни. У не-ё на сто-ле и ГРУ-ши, и яб-ло-ки, и сли-вы, и ар-бу-зы, и ды-ни, и бе-лый кА-ра-вай, и па-ху-чий мёд.
    По-о-бе-да-ли сёст-ры и ста-ли бла-го-да-рить О-сень.
    О-сень и го-во-рит:
    Нет, э-то я долж-на вас бла-го-да-рить. Ты, Зи-ма, зем-лю сне-го-вым о-де-я-лом у-кры-ла, спря-та-ла от Де-да Мо-ро-за, ты, Вес-на, по-ле дож-дя-ми по-ли-ва-ла, ты, ле-то, яс-но-е сол-ныш-ко по-сы-ла-ло, что-бы всё со-зре-ло.
    Сест-ры и ра-ды:
    Все мы хо-ро-шо по-тру-ди-лись, что-бы лю-ди со-бра-ли бо-га-тый у-ро-жай.
  3. Э. Мошковская «Нос, умойся»
    Кран,
    От-кро-ся!
    Нос,
    У-мой-ся!
    Мой-тесь
    Сра-зу
    О-ба гла-за!
    Мой-тесь
    у-ши,
    мой-ся
    Шей-ка,
    Шей-ка, мой-ся
    Хо-ро-шень-ко!
    Мой-ся,
    Мой-ся,
    Об-ли-вай-ся!
    Грязь,
    Смы-вай-ся!
    Грязь,
    Смы-вай-ся!
  4. С. Коган «Буб-ли-ки»
    Ку-пи-ли два буб-ли-ка
    Ма-лень-кой И-роч-ке.
    У каж-до-го буб-ли-ка
    Бы-ло по ды-роч-ке.
    Два буб-ли-ка И-роч-ка
    Съест с мо-локом,
    А ды-роч-ки пусть по-ле-жат
    На по-том.

Как научить ребенка читать по слогам? Видео-уроки

Видео-урок № 1

Видео-урок № 2

Видео-урок № 3

Приучать ребенка к чтению нужно с самого маленького возраста. Ребенок должен знать, что существуют книжки, а в книжках много-много чего интересного: и сказки про принцесс и монстров, и приключения, и рассказы про зверушек, и разные считалки, говорилки.

Сначала родители читают малышу, но малыш уже может играть специальными непромокаемыми и не рвущимися книжками. Ему приятно слышать родной голос и теребить книжонку.
Потом он листает книжки и рассматривает яркие картинки. Родители снова ему читают, а малыш следит за тем, как все, о чем ему читают, изображено на картинке. Он хорошо все запоминает, и потом, не умея еще читать, уже может воспроизвести содержание по картинкам, делая вид, что прочитал самостоятельно.
Потом родители показывают и рассказывают малышу о буквах, слогах, учат его читать. Это все процессы, которые проходят все дети. Кто-то раньше, кто-то позже. Не гоните своего малыша, не заставляйте его читать, но учите его играючи, регулярно и терпеливо.

Видео: Учимся читать

Сейчас принято, что начинать полноценное школьное образование необходимо в 6-7 лет. К этому времени малыш должен научиться читать и писать.

Дошкольник этого возраста уже самостоятельный, умеет многое и почти все понимает. Когда нужно учить ребенка читать по слогам, чтобы он был готов к занятиям в школе?

Важно: Все дети разные по развитию, мышлению и самостоятельности. Одни малыши начинают читать по слогам в 5 лет, а у других это получается и в 4 года.

Родители должны помогать развитию малыша: покупать раскраски, красочные книжки и включать со зверятами, игрушками и природой.

Но психологические особенности развития малышей указывают на то, что дети могут легко научиться читать и в 3 года. Конечно, ребенок в три года ещё совсем крошечка, но именно этот возраст считается кризисным в его развитии.

Важно: Малыши в трехлетнем возрасте активно познают мир, хорошо разговаривают и поэтому они впитывают в себя информацию, как губка. В три года происходит формирование логического мышления и обобщенного ощущения пространства.



Сначала малыш должен выучить буквы. Потом ему нужно объяснить, что гласные и согласные буквы читаются по-разному: одни тянутся или поются, а другие «обрываются».

Важно: Без этого правила ребенок не поймет, как ему нужно читать слоги.

Совет: Проговаривайте слоги вместе с крохой, соединяя в несложные слова: ма-ма, па-па, мо-ло-ко. Потом переходите к более сложным словам: кош-ка, реп-ка.

Повесьте в детской комнате яркий плакат с картинками и буквами. Малышу будет легче запомнить слова, если он увидит их наглядно.

Важно: Благодаря такому приему вы сможете активизировать пассивную память. Эти тренировки позволят подсознательно запоминать слоги и слова.



Быстро ребенок может бегать и прыгать, то есть играть. Поэтому он легко научится читать играючи.

Игра «Читаем по слогам»:

  • Возьмите кубики с согласными буквами и поставьте их один на другой
  • Теперь возьмите кубик с буквой «а», и поочередно подставляя её к кубикам с согласными буквами, проговаривайте вместе с малышом получившиеся слоги
  • Дойдите до верха и опускайте букву «а» вниз, снова повторяя слоги



Любой маме или папе кажется, что они не смогут самостоятельно научить своего малыша читать. Родители думают, что этим должны заниматься педагоги, у которых есть опыт преподавания. Но это не так, обучить ребенка читать по слогам дома просто.

  • Если у малыша есть старший брат или сестра, покажите на их примере, как хорошо уметь читать самостоятельно
  • Пусть ребенок сам в магазине игрушек выберет кубики с буквами, магнитную азбуку или красочный плакат с картинками и слогами
  • Занимайтесь с ребенком именно столько времени, сколько ему интересно. Когда желание пропадает, не заставляйте его. Отложите чтение на пару дней и потом снова продолжите
  • Не бойтесь малыша хвалить. Ему захочется радовать родителей и он будет стараться с каждым разом читать все лучше и лучше



Немногие родители знают, что помощника в обучении чтению можно скачать в сети интернет. Существуют разные программы чтобы научить ребенка читать по слогам.

Каждая вкладка интерфейса такой программы — это уровни. Малыш должен их пройти и к окончанию всех уровней, он будет уверенно читать слоги и даже слова.

Важно: Программа имеет красочное оформление меню и подпунктов. Для ребенка она покажется игрой, а значит, ему будет увлекательно учиться.

Как научить ребенка читать по слогам, видео-уроки?



Как научить ребенка читать по слогам? Видео-уроки

Современные дети — продвинутые и очень развитые. Почти у каждого 3-4-х летнего малыша есть планшет с любимыми играми. Многим детям родители позволяют баловаться с их ноутбуком.

Ребенок будет с удовольствием смотреть красочные видеоролики, которые обучают чтению. Это интересно и увлекательно.

Видео: Учим слоги с паровозиком. Читаем слоги с малышами

Важно: Проговаривайте слоги вместе с ребенком, а через пару дней, он будет читать их самостоятельно.

Видео: Все серии подряд. Фиксики. Учимся читать по слогам. Surprise Egg Learn-A-Word! Урок 1-10.

Важно: Если ребенку ещё сложно произносить слог, называйте сначала буквы, а потом складывайте их в слог.

Видео: Учимся читать по слогам с домовенком Бу — развивающее видео

Важно: С веселым домовёнком намного легче учиться читать. Нажимайте «Паузу» на видео, если малыш не успевает повторять буквы или слоги.

Видео: Учимся читать по слогам со Свинкой Пеппой. Все серии.



Важно: Педагоги дошкольного образования определили такую истину: «Чтобы запомнить текст, его нужно прочитать 5 раз». Но маленького ребенка сложно заставить читать много раз одни и те же слова — это для него неинтересно.

Поэтому стоит использовать специальные упражнения, чтобы научить ребенка читать по слогам:

  • Чтение слова задом наперед . Малышу будет смешно читать слова с конца. Цель этого упражнения — научить сливать буквы в слоги. Скажите ребенку, что к нему пришла Вреднючка, которая написала слово наоборот, а ему надо это слово прочитать
  • Читаем вверх ногами . Положите книжку перед ребенком вверх ногами и вместе с ним прочитайте слово. Повторите упражнение, но только с прочтением не слева направо, а справа налево
  • Читалка «Буксир» . Позовите на помощь старшего брата или сестру. Помощник будет читать слова чуть быстрее, а малыш следом повторять шепотом. Если кроха отстал и потерял строчку, тогда останавливаете чтение и начинаете сначала. Благодаря этому упражнению развивается артикуляция — быстрое чтение и проговаривание текста
  • Читалка «Половинки» . Закройте линейкой нижние половинки букв (они должны быть крупные), а ребенок пусть по верхним половинкам прочитает слово. Сначала ему будет трудно. Поэтому один раз читайте слово целиком, а потом по половинкам. Это упражнение развивает антиципацию — умение предугадывать. Это пригодится малышу в дальнейшем для быстрого чтения

Важно: Если ребенок будет выполнять эти упражнения ежедневно, то уже через пару недель, он сможет хорошо читать даже сложные слова.

Игры, чтобы научить ребенка читать по слогам



Увлекательные игры с родителями, воспитателями, другими детьми и старшими братьями или сестрами помогают малышу хорошо и быстро освоить материал. С таким подходом кроха будет воспринимать чтение не как учебу, а как увлекательное времяпровождение.



  • «Прятки» . Найдите несложный текст с крупными буквами. Скажите малышу слово из 4-х букв и пусть он его найдет в тексте и покажет пальчиком. Если ребенок уже хорошо читает, тогда усложните задачу: пусть он найдет слово, а прочитает не его, а следующее
  • «Раскопки» . Нарисуйте таблицу с буквами. В ней малыш должен найти буквы, и сложить слово. Например, задание: здесь спряталось то, что ты сегодня пил — сок, молоко, какао
  • «Хороший певец» . Предложите ребенку не прочитать слово, а спеть, протягивая звуки. Так они легче запомнятся
  • «Кто, где и когда» . Необходимо, чтобы малыш не просто читал слова, но и понимал их смысл. Попросите его после прочтения рассказать о слове. Например: «заяц» — кто он, где живет, какой он

Важно: Вы можете самостоятельно придумать интересные упражнения для своего крохи, которые научат его быстро и легко читать.



Мамы, папы, дедушки и бабушки стараются ещё задолго до похода в школу, научить свое чадо читать. Но делать это надо разумно, чтобы ребенок не потерял интерес к учебе, а развивал свои навыки.

Совет: Начинайте обучать ребенка не раньше 3-х лет. Если вы будет заниматься чтением с более раннего возраста, то ребенок не станет успешнее других, он может потерять интерес к познанию нового.

Совет: Не хватайтесь за все методики обучения сразу. Выберете что-то одно и следуйте по этому пути.

Совет: Знакомство ребенка начинайте не с букв, а с звуков — не «мэ», а «м». Так ребенок быстрее поймет, как гласная дружится с согласной буквой.



Советы и отзывы родителей, как научить ребенка читать по слогам

Учимся читать по слогам – этот этап в обучении детей чтению является одним из самых важных и непростых. Часто родители просто не знают, как научить ребёнка произносить две буквы слитно и надолго «застревают» на этом. Устав от бесконечного повторения «МЭ и А будет МА», ребёнок быстро теряет интерес, и обучение чтению превращается в мучение для всей семьи. В результате дети, уже с двух-трёх лет знающие буквы, даже к пяти годам не могут читать простые слова, не говоря уже о чтении предложений и книг.

Что же делать дальше, когда ребёнок запомнил буквы? Сразу оговоримся, что обучение дошкольника чтению слогов можно начинать и ДО того, как он освоил весь алфавит (более того, некоторые педагоги настаивают на том, что переходить к слогам нужно как можно быстрее, не дожидаясь изучения всех букв). Но те буквы, которые мы будем соединять в слоги, ребёнок должен называть без запинок.

Для того чтобы начать обучение чтению по слогам, ребёнку достаточно знать 3-4 гласных и несколько согласных. Возьмите в первую очередь те согласные, которые можно тянуть (С, З, Л, М, Н, В, Ф), это поможет научить ребёнка слитному произношению слога. А это принципиально важный момент.

Итак, рассмотрим несколько, на наш взгляд, самых эффективных методик, которые современные педагоги предлагают для обучения ребёнка складыванию букв в слоги.

1. Играем в «Паровозики»

(игра из пособия Е. Барановой, О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать»).

Вместо скучной зубрёжки, предложите ребёнку «прокатиться на поезде». На рельсах, по которым поедут наши вагончики, написаны все согласные, а на самих вагончиках – гласные. Помещаем вагончик на рельсы так, чтобы в окошечко показалась согласная, и называем, какая станция у нас получилась (например, БА). Далее перемещаем вагончик вниз по рельсам – до следующей согласной и читаем появившийся слог.

Есть похожее пособие в карточках «Игра «Паровозик». Читаем слоги.» от Е. Сатаевой

Эта игра хороша тем, что ребёнку не нужно специально объяснять, как складывать слоги. Достаточно сказать: «Сейчас мы покатаем букву А, она будет нашим пассажиром, называй все станции, на которых мы будем делать остановку». Для начала «прокатитесь» сами – пусть ребёнок перемещает вагончик по рельсам, а вы громко и чётко называйте «станции»: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА и т.д. Затем предложите ребёнку делать это с вами по очереди. В процессе игры, слушая вас, дети легко схватывают, как произнести два звука слитно. На третий раз ребёнок уже без особого труда «прокатится» сам.

Если ребёнок знает не все буквы – останавливайтесь только на тех «станциях», которые ему хорошо знакомы. Далее меняем вагончик. Теперь катаем буквы О, У, Ы. Если ребёнок легко справляется с заданием, усложняем задачу. Например, катаемся на скорость – засекая время, какой из вагончиков доберётся до конца пути первым. Или другой вариант: останавливаясь на станции, ребёнок должен назвать не только слог, но и слова, начинающиеся с этого слога (БО – бочка, бок, Боря; ВО – волк, воздух, восемь; ГО – город, гольфы, гости; ДО – дождь, дочка, доски и т.д.).

Обратите внимание, что с помощью этой игры можно отработать чтение не только открытых слогов (с гласным звуком в конце), но и закрытых (с согласным в конце).

Для этого берём вагончики там, где гласные буквы написаны перед окошечком, и действуем аналогично. Теперь у нас буква на вагончике не пассажир, а машинист, она главная, она впереди. Прочитайте сначала получившиеся «станции» с закрытыми слогами сами: АБ, АВ, АГ, АД, АЖ, АЗ и т,д., затем предложите «прокатиться» ребёнку.

Помните, что и в этом, и в других упражнениях мы сначала тренируемся складывать слоги с гласными первого ряда (А, О, Э, У, Ы), а затем вводим гласные второго ряда (Я, Ё, Е, Ю, И) — так называемые, «йотированные» гласные, которые делают предшествующий им звук мягким.

Когда у ребёнка будет хорошо получаться чтение отдельных дорожек со слогами – чередуйте вагончики с пассажирами и машинистами, при этом не подсказывая – какой именно вагончик мы будем катать. Это поможет ребёнку научиться чётко видеть, где именно в слоге стоит гласный (с него начинается слог или им заканчивается). На первых порах обучения чтению по слогам у ребёнка с этим могут возникнуть сложности.

2. «Бежим» от одной буквы к другой

(из «Азбуки для малышей» О. Жуковой)

Это наглядное упражнение, которое поможет ребёнку научиться произносить две буквы слитно.

Перед нами дорожка от одной буквы к другой. Чтобы её преодолеть, нужно тянуть первую букву, пока палец, который мы ведём по дорожке, не дойдёт до второй буквы. Главное, над чем мы работаем в этом упражнении: чтобы не возникло паузы между первым и вторым звуком. Для того чтобы было интереснее заниматься, замените палец на фигурку любого зверя/человечка – пусть он бежит по дорожке и соединяет две буквы.

(«Букварь для малышей» Е. Бахтиной , «Русская азбука» О. Жуковой и др.).

Многие авторы букварей и азбук используют одушевлённые образы букв, которые нужно сложить в слог, – они дружат, ходят вместе парами, тянут друг друга через препятствия. Главное в таких заданиях, как и в предыдущем упражнении, называть две буквы слитно, чтобы две буквы-подружки остались вместе.

Для использования этого приёма вам даже не нужны специальные пособия или буквари. Распечатайте несколько фигурок мальчиков и девочек (животных, сказочных или вымышленных персонажей), напишите на каждом из них по букве. Пусть на фигурках мальчиков будут написаны согласные, а на фигурках девочек – гласные. Подружите детей. Проверьте вместе с ребёнком, что дружить могут мальчики и девочки или две девочки, а вот подружить двух мальчиков (произнести слитно две согласные) не удаётся. Меняйте пары, ставьте в них сначала вперёд девочек, а потом мальчиков.

Читайте слоги сначала в одном порядке, потом в обратном.

Этих нескольких приёмов вполне хватит для того, чтобы научить складывать ребёнка две буквы в слог. А обучение в форме игры позволит избежать зубрёжки и скучного повторения одного и того же.

4. Игры для закрепления навыка сложения букв

— Слоговые лото

Их очень просто сделать самим, для этого нужно подобрать несколько картинок – 6 для каждой карточки и распечатать соответствующие слоги.

  • Вам поможет пособие «Слоги. Выбери картинку по первому слог БА-, ВА- , МА-, СА-, ТА-. Развивающие игры-лото. ФГОС ДО» Е. В. Васильевой — в этой серии есть еще несколько пособий
  • «Буквы, слоги и слова. Лото с проверкой» А. Аникушеной
  • Подобные упражнения есть в книге «Слоговые таблицы. ФГОС» Н. Нещаевой

— Игра в магазин

Разложите на прилавке игрушечные товары или картинки с их изображениями (например, РЫ-ба, ДЫ-ня, ПИ-рожки, БУ-лка, ЯБ-локи, МЯ-со). Приготовьте «деньги» — бумажки с названием первых слогов этих слов. Ребёнок может покупать товары только за те «купюры», на которых написан правильный слог.

Сделайте своими руками с ребёнком альбомчик, в котором на одной странице разворота будет написан слог, а на другой – предметы, название которых начинается на этот слог. Периодически рассматривайте и дополняйте эти альбомчики. Для более эффективного обучения чтению закрывайте то одну, то вторую половинку разворота (чтобы у ребёнка не было лишних подсказок при назывании слога или подборе слов на определённый слог).

В этом вам помогут «Карточки для звукового и слогового анализа слов.»

— Игра в аэродром (гаражи)

На листах бумаги крупно пишем слоги, раскладываем их по комнате. Это будут в нашей игре разные аэродромы (гаражи). Ребёнок берёт игрушечный самолёт (машину), а взрослый командует – на какой именно аэродром (в какой гараж) нужно посадить самолёт (припарковать машину).

Для этого упражнения подойдут кубики Зайцева или любые карточки со слогами (можно их сделать в виде следов). Строим из них длинную дорожку – из одного конца комнаты в другой. Выбираем две фигурки/игрушки. Одной играете вы, другой — ребёнок. Кидайте кубик — ходите по очереди вашими фигурками по карточкам на столько ходов, сколько выпало на кубике. Наступая на каждую карточку, называйте слог, написанный на ней.

Для этой игры также можно использовать различные «бродилки», написав слоги в кружочках на игровом поле.

5. Чтение простых слов по слогам

Одновременно с отработкой слогов приступаем к чтению простых слов (из трёх-четырёх букв). Для наглядности, чтобы ребёнок понял, из каких частей состоит слово, какие буквы нужно читать слитно, а какие отдельно, мы рекомендуем первые слова составлять из карточек со слогами / отдельными буквами или графически разделять слово на части.

Слова из двух слогов можно писать на картинках, состоящих из двух частей. Картинки легче для восприятия (ребёнок охотнее читает слова, написанные на них, чем просто столбики слов) плюс наглядно видно, на какие части можно разбить слово при чтении его по слогам.

Повышайте сложность постепенно: начните со слов, состоящих из одного слога (УМ, ОН, ЕМ, УЖ, ЁЖ) или двух одинаковых слогов: МАМА, ДЯДЯ, ПАПА, НЯНЯ. Затем переходите к чтению слов из трёх букв (закрытый слог + согласный): БАЛ, СЫН, ЛАК, БОК, ДОМ.

Нужно понимать, что даже если ребёнок произносит все слоги в слове правильно, это не значит, что он сразу сможет осмысленно сложить их в слово. Наберитесь терпения. Если ребёнок с трудом читает слова из 3-4 букв, не переходите к чтению более длинных слов и тем более предложений.

Будьте готовы к тому, что ребёнок свободно начнёт читать слова только после того, как у него автоматизируется навык сложения букв в слоги. Пока этого не произошло – периодически возвращайтесь к отработке слогов.

И, главное, помните, что любое обучение должно быть в радость – и родителям, и детям!

Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования
Светлана Зырянова

В детском саду тоже начало учебного года. Дети постепенно приезжают из отпусков. Многие за лето выучили буквы и немножко начинают читать по слогам .

Откуда берутся тексты для чтения по слогам? Конечно, из букваря. Интересны старые буквари , по которым учились ещё бабушки. Второй источник – интернет. Мы тоже готовим для наших воспитанников 5-6 лет тексты в зависимости от наличных навыков, начиная с простеньких и коротких текстиков. Лучше читать понемногу, но почаще.

В первых текстах для чтения по слогам каждое предложение начинается с новой строки. Так ребятам удобнее воспринимать текст. Первые тексты для чтения по слогам следует печатать крупно.

Полезно сопровождать их раскрасками – привычной для дошкольников работой. Задачи такие.

  1. Сперва надо прочитать маме, бабушке или ещё кому.
  2. Раскрасить.
  3. Подписать предметы на картинке.

Почему стоит писать слова? Когда ребёнок читает, взаимодействуют слух и зрение. Когда пишет, - слуховой (проговариваю), зрительный (фиксирую образ слова) и двигательный анализаторы.

Кроме повествовательных текстов для чтения по слогам полезно применять короткие простые стихи .

Как подготовить тексты для чтения по слогам?

Родители, обучающие своего ребёнка чтению, могут сами подготовить материал. Надо знать следующее. Тексты для чтения по слогам могут выглядеть по-разному. Всё зависит от того, как мы разделим слово на слоги.

1. Делим слова на слоги как в букваре дефисами (короткими горизонтальными чёрточками). Ниже несколько текстов разделены на слоги именно так.

2. Слова разделяются на слоги вертикальными линиями.

3. Слоги выделяются снизу дугами.

Примерно так. Начинать лучше с первого варианта с дефисами. Первые тексты должны быть очень простыми по содержанию, как ниже, усложняясь потихоньку.. Сперва картинку для раскрашивания даёте вы. А потом малыш рисует сам по смыслу текста. Тексты для чтения можно скачать на нашем сайте ещё и . Только подготовьте их одним из предложенных выше способов.

Тексты для чтения по слогам

Э-то кот Ку-зя.

По но-чам Ку-зя ло-вил мы-шей.

По-том кот спал на ди-ва-не.

А мы-ши си-де-ли в нор-ке.

  1. Имя кота?
  2. Каковы его действия?
  3. Почему мыши сидели в норке?

Рыбалка.

У Са-ни бы-ла у-доч-ка.

Са-ня на-ко-пал чер-вей.

Он по-шёл на реч-ку.

В реч-ке пла-ва-ет ры-ба.

Са-ня ло-вил ры-бу.

  1. Имя мальчика?
  2. Чем он занимался?
  3. Сколько рыбы наловил?

Де-ре-во.

Э-то де-ре-во.

У де-ре-ва ствол.

У де-ре-ва лист.

У де-ре-ва вет-ки.

Вопрос. На-зо-ви де-ре-во.

Ко-ро-ва.

Ко-ро-ва ест се-но.

Ко-ро-ва да-ёт мо-ло-ко.

Ма-ша лю-бит мо-ло-ко.

Ма-ша лю-бит ка-шу.

У Ма-ши ру-мя-ны-е щёч-ки.

Вопрос. Почему у Маши румяные щёчки? (Почему-то все мамы подумали про диатез)

В ле-су.

Де-ти по-шли в лес.

Они со-би-ра-ли ма-ли-ну.

Ря-дом за-тре-ща-ли кус-ты.

Де-ти ис-пу-га-лись.

А из кус-тов вы-бе-жа-ла со-ба-ка Жуч-ка.

Всем ста-ло ве-се-ло.

  1. Куда ходили дети?
  2. Что они делали в лесу?
  3. Кто напугал детей?

Ле-то

Ле-то крас-но-е.

По-че-му о-но крас-но-е?

Крас-но-е, зна-чит кра-си-во-е.

Зе-лё-ны-е ле-са.

Го-лу-бо-е не-бо.

Яр-ки-е цве-ты.

Кра-со-та.

На-ри-суй ле-то.

  1. Почему лето красное?
  2. Какие леса?
  3. Какое небо
  4. Какие цветы?
  5. Почему тебе нравится лето?

Ко-ло-коль-чи-ки

Ко-ло-коль-чи-ки по-ле-вы-е цве-ты.

По-че-му о-ни по-ле-вы-е?

По-то-му что рас-тут в по-ле и на лу-гу.

Ко-ло-коль-чи-ки си-ни-е

Ли-за гу-ля-ет на лугу.

Ли-за со-би-ра-ет ко-ло-коль-чи-ки.

У Ли-зы до-ма ва-за.

Там ко-ло-коль-чи-ки.

На-ри-суй ко-ло-коль-чи-ки.

  1. Почему колокольчики полевые цветы?
  2. Какого цвета колокольчики?
  3. Где гуляет Лиза?
  4. Куда Лиза поставит колокольчики дома?

Детские тексты для чтения по слогам. Читать самостоятельно. Когда ребенок учится читать некоторым детям нужно читать по слогам, а некоторым удобнее читать полными словами без разделений черточками. На странице предоставлены простые тексты в обоих вариантах. Читаем по слогам.

Бы-ла гро-за. Лил силь-ный дождь. Гре-мел гром. Стре-ко-за за-бра-ла-сь под гриб. Ми-мо по до-ро-ге пол-зла у-лит-ка. Стре-ко-за го-во-рит:
-У-лит-ка, у-лит-ка! По-ле-зай ко мне. Здесь су-хо, как под. кры-шей.
– Мне не нуж-на кры-ша! Со мной мой до-мик.

Гроза

Была гроза. Лил сильный дождь. Гремел гром. Стрекоза забралась под гриб. Мимо по дороге ползла улитка. Стрекоза говорит:
-Улитка, улитка! Полезай ко мне. Здесь сухо, как под. крышей.
– Мне не нужна крыша! Со мной мой домик.

Это не про-сто ве-точ-ка

Ми-ша сло-мал ма-ле-нь-кий ду-бок.
– За-чем же ты это сде-лал? – о-гор-чи-ла-сь Ма-ша.
-Да это же про-сто ве-точ-ка!
– Нет, ты по-гу-бил боль-шо-е, мо-гу-че-е де-ре-во, – ска-за-ла Ма-ша.

Это не просто веточка

Миша сломал маленький дубок.
– Зачем же ты это сделал? – огорчилась Маша.
-Да это же просто веточка!
– Нет, ты погубил большое, могучее дерево, – сказала Маша.

Зе-мля-ни-ка

Ре-бя-та гу-ля-ли в ле-су. Выш-ла На-дя на по-ля-ну. Смо-трит: о-ко-ло не-ё крас-ны-е я-го-ды. Я-год бы-ло не-мно-го. На-дя со-бра-ла их в ла-дош-ку, но есть не ста-ла.
-Пе-тя! Ва-ся! И-ди-те ко мне! Зем-ля-ни-ка! Пер-ва-я зем-ля-ни-ка!
При-бе-жа-ли бе-бя-та. И всем по две я-год-ки
-Ой, как вкус-но!
Ско-ро зем-ля-ни-ки бу-дет мно-го. Но пер-вые я-го-ды -са-мы-е вус-ные.

Земляника

Ребята гуляли в лесу. Вышла Надя на поляну. Смотрит: около неё красные ягоды. Ягод было немного. Надя собрала их в ладошку, но есть не стала.
-Петя! Вася! Идите ко мне! Земляника! Первая земляника!
Прибежали ребята. И всем по две ягодки.
-Ой, как вкусно!
Скоро земляники будет много. Но первые ягоды -самые вусные.

У-тро

Маль-чик и де-во-чка и-дут в шко-лу.
А Ле-на пьёт чай.
-Доч-ка, уже во-семь ча-сов!- го-во-рит мА-ма
Ле-на смо-трит на ча-сы.
-На-ши ча-сы и-дут слиш-ком бы-тро, ма-моч-ка!
– Нет, Ле-ноч-ка. Ча-сы и-дут вер-но. А ты де-ла-ешь всё мед-ле-нно.

Утро

Мальчик и девочка идут в школу.
А Лена пьёт чай.
-Дочка, уже восемь часов!- говорит мама
Лена смотрит на часы.
-Наши часы идут слишком быстро, мамочка!
– Нет, Леночка. Часы идут верно. А ты делаешь всё медленно.