Краткая биография юрия домбровского.

Четыре ареста, ни за что- колыма:
судьба рядовая- лишенья, тюрьма.
За то, что о жизни правду писал-
жертвой "бандитов-читателей" стал

ИЗ нтернета
...............

О ПОЭТЕ И ПИСАТЕЛЕ ИЗ ИНТЕРНЕТА
(на Э.К. не обращать внимания-
не убирается)

ЮРИЙ ДОМБРОВСКИЙ
........................

УБИТ ПРИ ПОПЫТКЕ К БЕГСТВУ

Мой дорогой, с чего ты так сияешь?
Путь ложных солнц - совсем не легкий путь!
А мне уже неделю не заснуть:
Заснешь - и вновь по снегу зашагаешь,
Опять услышишь ветра сиплый вой,
Скрип сапогов по снегу, рев конвоя:
«Ложись!» - и над соседней головой
Взметнется вдруг легчайшее сквозное,
Мгновенное сиянье снеговое -
Неуловимо тонкий острый свет:
Шел человек - и человека нет!

Убийце дарят белые часы
И отпуск в две недели. Две недели
Он человек! О нем забудут псы,
Таежный сумрак, хриплые метели.
Лети к своей невесте, кавалер!
Дави фасон, показывай породу!
Ты жил в тайге, ты спирт глушил без мер,
Служил Вождю и бил врагов народа.
Тебя целуют девки горячо,
Ты первый парень - что ж тебе еще?

Так две недели протекли - и вот
Он шумно возвращается обратно.
Стреляет белок, служит, водку пьет!
Ни с чем не спорит - все ему понятно.
Но как-то утром, сонно, не спеша,
Не омрачась, не запирая двери
Берет он браунинг.
Милая душа,
Как ты сильна под рыжей шкурой зверя!
В ночной тайге кайлим мы мерзлоту,
И часовой растерянно и прямо
Глядит на неживую простоту,
На пустоту и холод этой ямы.
Ему умом еще не все обнять,
Но смерть над ним крыло уже простерла.
«Стреляй! Стреляй!» В кого ж теперь стрелять?
«Из горла кровь!» Да чье же это горло?
А что, когда положат на весы
Всех тех, кто не дожили, не допели?
В тайге ходили, черный камень ели,
И с храпом задыхались, как часы.
А что, когда положат на весы
Орлиный взор, геройские усы
И звезды на фельдмаршальской шинели?
Усы, усы, вы что-то проглядели,
Вы что-то недопоняли, усы!

И молча на меня глядит солдат,
Своей солдатской участи не рад.
И в яму он внимательно глядит,
Но яма ничего не говорит.
Она лишь усмехается и ждет
Того, кто обязательно придет.

МАРИЯ РИЛЬКЕ

Выхожу один я из барака,
Светит месяц, желтый как собака,
И стоит меж фонарей и звезд
Башня белая - дежурный пост.
В небе - адмиральская минута,
И ко мне из тверди огневой
Выплывает, улыбаясь смутно,
Мой товарищ, давний спутник мой!
Он - профессор города Берлина,
Водовоз, бездарный дровосек,
Странноватый, слеповатый, длинный,
Очень мне понятный человек.
В нем таится, будто бы в копилке,
Все, что мир увидел на веку.
И читает он Марии Рильке
Инеем поросшую строку.
Поднимая палец свой зеленый,
Заскорузлый, в горе и нужде,
«Und Eone redet mit Eone»
Говорит Полярной он звезде.
Что могу товарищу ответить?
Я, делящий с ним огонь и тьму?
Мне ведь тоже светят звезды эти
Из стихов, неведомых ему.
Там, где нет ни времени предела,
Ни существований, ни смертей,
Мертвых звезд рассеянное тело,
Вот итог судьбы твоей, моей:
Светлая, широкая дорога, -
Путь, который каждому открыт.
Что ж мы ждем?
Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит...

Меня убить хотели эти суки,
Но я принес с рабочего двора
Два новых навостренных топора.
По всем законам лагерной науки
Пришел, врубил и сел на дровосек;
Сижу, гляжу на них веселым волком:
«Ну что, прошу! Хоть прямо, хоть проселком...»
- Домбровский, - говорят, - ты ж умный человек,
Ты здесь один, а нас тут... Посмотри же!
- Не слышу, - говорю, - пожалуйста, поближе! -
Не принимают, сволочи, игры.
Стоят поодаль, финками сверкая,
И знают: это смерть сидит в дверях сарая -
Высокая, безмолвная, худая,
Сидит и молча держит топоры!
Как вдруг отходит от толпы Чеграш,
Идет и колыхается от злобы.
«Так не отдашь топор мне? Не отдашь?!
Ну, сам возьму!» - «Возьми!» - «Возьму!..» - «Попробуй!»
Он в ноги мне кидается, и тут,
Мгновенно перескакивая через,
Я топором валю скуластый череп,
И - поминайте как его зовут!
Его столкнул, на дровосек сел снова:
«Один дошел, теперь прошу второго!»

И вот таким я возвратился в мир,
Который так причудливо раскрашен.
Гляжу на вас, на тонких женщин ваших,
На гениев в трактире, на трактир,
На молчаливое седое зло,
На мелкое добро грошовой сути,
На то, как пьют, как заседают, крутят,
И думаю: как мне не повезло!

УТИЛЬСЫРЬЕ

Он ходит, черный, юркий муравей,
Заморыш с острыми мышиными глазами;
Пойдет на рынок, станет над возами,
Посмотрит на возы, на лошадей,
Поговорит о чем-нибудь с старухой,
Возьмет арбуз и хрустнет возле уха.
В нем деловой непримиримый стиль,
Не терпящий отсрочки и увертки -
И вот летят бутылки и обертки,
И тряпки, превращенные в утиль,
Вновь обретая прежнее названье,
Но он велик, он горд своим призваньем:
Выслеживать, ловить их и опять
Вещами и мечтами возвращать!

А было время: в белый кабинет,
Где мой палач синел в истошном крике,
Он вдруг вошел, ничтожный и великий,
И мой палач ему прокаркал: «Нет!»
И он вразвалку подошел ко мне
И поглядел мышиными глазами
В мои глаза - а я был словно камень,
Но камень, накаленный на огне.
Я десять суток не смыкал глаза,
Я восемь суток проторчал на стуле,
Я мертвым был, я плавал в мутном гуле,
Не понимая больше ни аза.
Я уж не знал, где день, где ночь, где свет,
Что зло, а что добро, но помнил твердо:
«Нет, нет и нет!» Сто тысяч разных «нет»
В одну и ту же заспанную морду!
В одни и те же белые зенки
Тупого оловянного накала,
В покатый лоб, в слюнявый рот шакала,
В лиловые тугие кулаки!
И он сказал презрительно-любезно:
- Домбровский, вам приходится писать... -
Пожал плечами: «Это бесполезно!»
Осклабился: «Писатель, вашу мать!..»

О, вы меня, конечно, не забыли,
Разбойники нагана и пера,
Лакеи и ночные шофера,
Бухгалтера и короли утиля!
Линялые гадюки в нежной коже,
Убийцы женщин, стариков, детей!
Но почему ж убийцы так похожи,
Так мало отличимы от людей?
Ведь вот идет, и не бегут за ним
По улице собаки и ребята,
И здравствует он цел и невредим -
Сто раз прожженный, тысячу - проклятый.
И снова дома ждет его жена -
Красавица с высокими бровями.
И вновь ее подушки душат снами,
И ни покрышки нету ей, ни дна!
А мертвые спокойно, тихо спят,
Как «Десять лет без права переписки»...
И гадину свою сжимает гад,
Равно всем омерзительный и близкий.
А мне ни мертвых не вернуть назад,
И ни живого вычеркнуть из списков!

Алма-Ата, рынок
1959

ЧЕКИСТ

Я был знаком с берлинским палачом,
Владевшим топором и гильотиной.
Он был высокий, добродушный, длинный,
Любил детей, но выглядел сычом.

Я знал врача, он был архиерей;
Я боксом занимался с езуитом.
Жил с моряком, не видевшим морей,
А с физиком едва не стал спиритом.

Была в меня когда-то влюблена
Красавица - лишь на обертке мыла
Живут такие девушки, - она
Любовника в кровати задушила.

Но как-то в дни молчанья моего
Над озером угрюмым и скалистым
Я повстречал чекиста. Про него
Мне нечего сказать: он был чекистом.

ИЗ ВИКИПЕДИИ
.........................................
Домбровский, Юрий Осипович

Ю;рий О;сипович Домбро;вский (12 мая 1909, Москва - 29 мая 1978, там же) - русский прозаик, поэт, литературный критик советского периода.

Биография]
Рос в семье интеллигентов: отец - Иосиф Витальевич (Гдальевич) Домбровский (1873-1923), присяжный поверенный иудейского исповедания; мать - Лидия Алексеевна (урождённая Крайнева, 1883-1957), евангелически-лютеранского исповедания, учёный в области анатомии и цитологии растений, впоследствии кандидат биологических наук и доцент Московской сельскохозяйственной академии. Дед его отца, уроженец Юрбурга Ковенской губернии Яков-Саул Домбровер (впоследствии Яков Савельевич Домбровский, 1794-1884), был сослан в Оёк в 1833 году как участник Польского восстания; в 1859 году он переехал в Иркутск, где занялся винокуренным производством и хлеботорговлей, приобрёл золотые прииски в Забайкальской области, построил Яковлевский винокуренный и крупчатомельничный заводы Я. С. Домбровского в Захальском (1865), стал купцом первой гильдии (1869) и одним из основателей местной еврейской общины, которую он возглавлял на протяжении двух десятилетий. Его сын Гдалий Яковлевич родился уже в Иркутске (1847). В 1928 году (через 5 лет после смерти отца) мать Ю. О. Домбровского вышла замуж вторично - за Николая Фёдоровича Слудского, сына математика и механика Ф. А. Слудского.

Учился в бывшей хвостовской гимназии в Кривоарбатском переулке в Москве. В 1932 году Юрий Осипович окончил Высшие литературные курсы («брюсовские»).

В 1933 году был арестован и выслан из Москвы в Алма-Ату. Работал археологом, искусствоведом, журналистом, занимался педагогической деятельностью. Второй арест - в 1936 году, был отпущен через несколько месяцев, успел до следующего ареста опубликовать первую часть романа «Державин». Печатался в «Казахстанской правде» и журнале «Литературный Казахстан». Третий арест - в 1939 году: срок отбывал в колымских лагерях. В 1943 году был досрочно, по инвалидности, освобождён (вернулся в Алма-Ату). Работал в театре. Читал курс лекций по В. Шекспиру. Написал книги «Обезьяна приходит за своим черепом» и «Смуглая леди».

Четвёртый арест пришёлся на 1949 год. В ночь на 30 марта писателя арестовали по уголовному делу № 417. Ключевую роль сыграли показания Ирины Стрелковой, в то время корреспондентки «Пионерской правды». Место заключения - Север и Озерлаг.

После освобождения (1955 год) жил в Алма-Ате, затем ему было разрешено прописаться в родной Москве. Занимался литературной работой. В 1964 году в журнале «Новый Мир» опубликован роман «Хранитель древностей».

Вершина творчества писателя - роман «Факультет ненужных вещей», начатый им в 1964 году и законченный в 1975 году. Это книга о судьбе ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском и антигуманистическом - и о людях, которые взяли на себя миссию верности этим идеалам и ценностям, «ненужным вещам» для сталинского строя. Главные антигерои в романе - работники «органов», чекисты - нержавеющие шестерёнки бесчеловечного режима. В СССР роман напечатан быть не мог, но в 1978 году он был опубликован на русском языке во Франции.

Творчество Домбровского традиционно высоко оценивается в критике. Его нередко считают одним из крупнейших русских прозаиков ХХ века. Критик Евгений Ермолин, например, пишет: «Перечитав „Факультет“, я бы сказал с полной мерой ответственности: это - последний по времени создания (1975 год) великий русский роман. Треть века без Юрия Домбровского, а главный его роман не просто, как принято говорить, сохраняет непреходящую значимость. Он как-то даже вырос в своей художественной цене».

За год до смерти (в 1977 г.) написан последний рассказ «Ручка, ножка, огуречик», ставший пророческим. Опубликован в журнале «Новый мир» (№ 1, 1990).

Усилиями вдовы Домбровского, Клары Файзулаевны Турумовой-Домбровской (под своим именем фигурирует в романе «Хранитель древностей»), в 1990-е годы увидел свет шеститомник писателя.

Обстоятельства смерти
Весной 1978 года, вскоре после выхода на Западе романа «Факультет ненужных вещей», 68-летний Домбровский был жестоко избит группой неизвестных в фойе ресторана ЦДЛ. 29 мая 1978 года скончался в больнице от сильного внутреннего кровотечения. Похоронен в Москве на Кузьминском кладбище (90 участок).

Книги]
«Державин», биографический роман, «КИХЛ» Алма-Ата, 1939 год (в сокращении).
«Обезьяна приходит за своим черепом» - роман, «Советский писатель», Москва, 1959.
Домбровский Ю. Обезьяна приходит за своим черепом. - М.: Советский писатель, 1959. - 416 с. - 30 000 экз. (в пер.)
«Хранитель древностей» - роман, в журнале «Новый мир» в 1964 г.; отд. изд. - 1966, полн. изд. - Paris, 1978
Домбровский Ю. Хранитель древностей. - М.: Советская Россия, 1966. - 256 с. - 100 000 экз. (в пер.)
«Смуглая леди», «Советский писатель», Москва, 1969
Домбровский Ю. Смуглая леди: Три новеллы о Шекспире. - М.: Советский писатель, 1969. - 184 с. - 30 000 экз. (в пер., суперобл.)
Домбровский Ю. Факел. Рассказы. Алма-Ата: Жазушы, 1974. - 112 с. 12 000 экз.
«Факультет ненужных вещей»- роман, «ИМКА-Пресс», Paris, 1978; в СССР - в журнале «Новый мир» в 1988 г.; отд. изд. - Москва - Алма-Ата - Хабаровск, 1989-1990.
Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей. - М.: Художественная литература, 1989. - 512 с. - 500 000 экз. - ISBN 5-280-00907-5. (обл.)
Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей. - М.: Советский писатель, 1989. - 720 с. - 200 000 экз. - ISBN 5-265-01092-0. (в пер.)
Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей. - Алма-Ата: Жазушы, 1990. - 640 с. - 100 000 экз. - ISBN 5-605-00820-X. (в пер.)
Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей. - Хабаровск: Кн. изд-во, 1990. - 528 с. - 100 000 экз. - ISBN 5-7663-1067-7. (в пер.)
«Рождение мыши», первая книжная публикация в издательстве «ПРОЗАиК», 2010
Домбровский Ю. Рождение мыши: Роман в повестях и рассказах / Предисловие Дмитрия Быкова. - М.: ПРОЗАиК, 2010. - 512 с. - 3 000 экз. - ISBN 978-5-91631-096-2.
Из книг, вышедших после смерти[править | править вики-текст]
Домбровский Ю. Собрание сочинений в шести томах. М., «Терра», 1992-1993 гг., 25 000 экз.
Домбровский Ю. Меня убить хотели эти суки / Вступительная статья и составление К. Ф. Турумовой (Домбровской). Московское историко-литературное общество «Возвращение». - М.: Возвращение, 1997. - 200 с. - 7 000 экз. - ISBN 5-7157-0061-2. (в пер.)
Домбровский Ю. Гонцы / Составитель К. Ф. Турумова-Домбровская; Ред. Э. Мороз. - М.: МИК, 2005. - 312, с. - 3 000 экз. - ISBN 5-87902-077-0. (в пер.)

Регулярная статья
Юрий Домбровский
150px
Имя при рождении:

Юрий Осипович Домбровский

Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:
Гражданство:

Ю́рий О́сипович Домбро́вский (12.05.1909, Москва - 29.05.1978, Москва) - русский поэт, прозаик, литературный критик.

Биография

Рос в интеллигентной семье: отец - Иосиф Витальевич (Гедальевич) Домбровский , присяжный поверенный иудейского исповедания; мать - Лидия Алексеевна (урожд. Крайнева ), евангелически-лютеранского исповедания, биолог .

В 1932 г. Юрий Осипович окончил Высшие литературные курсы («брюсовские»).

В 1933 г. был арестован и выслан из Москвы в Алма-Ату , вторично арестован в 1939 г.; срок отбывал в колымских лагерях.

В 1943 г. был досрочно, по инвалидности, освобожден и вернулся в Алма-Ату. Работал в театре. Читал курс лекций по В. Шекспиру.

В 1949 г. был опять арестован; наказание отбывал в Тайшетском озерлаге. После освобождения (1955) жил в Алма-Ате, затем ему было разрешено прописаться и вернуться в Москву. Занимался литературной работой.

Роковым для жизни писателя произведением оказался роман «Факультет ненужных вещей» , начатый им в 1964 г. В 1978 этот роман был напечатан на русском языке во Франции. В этом же году Юрий Осипович, которому только что исполнилось 69 лет, был смертельно избит неподалеку от ресторана ЦДЛ. Скончался в больнице 29 мая 1978 г.

Вдова Домбровского, Клара Фазулаевна Турумова-Домбровская (под своим именем фигурирует в романе «Хранитель древностей») ценой больших материальных потерь добилась издания шеститомника писателя в 1990-е гг.

Книги

  • «Державин» , роман, 1939 год (в сокращении).
  • «Обезьяна приходит за своим черепом» - роман, 1959.
  • «Хранитель древностей» - роман, «Новый мир», Москва, 1964 г.; отд. изд. - 1966, полн. изд. - Paris, 1978
  • «Смуглая леди» , 1969
  • «Факультет ненужных вещей» , издано в Париже , 1978 год; в СССР 1989.

Из книг, вышедших после смерти

  • «Меня убить хотели эти суки» , вступительная статья и составление К. Ф. Турумовой (Домбровской) , московское историко-литературное общество «Возвращение», - ISBN 5-7157-0061-2 , Москва, 1997 год.

Из воспоминаний

Варлам Тихонович ещё в 1966 году дал мне «Хранителя древностей» и сказал: «Лучшая книга о тридцать седьмом годе». Я прочитала и удивилась какой-то колдовской завораживающей силе этой книги. Все еще вроде обыкновенно - слова, события, но вдруг становится страшно. Что-то страшное, холодное, мерзкое, как удав, вползает в жизнь.

Я захотела увидеть этого человека. И познакомилась с ним вскоре, пришла к нему в гости на Б. Сухаревский, где Ю.О. тогда жил. И застала кипу черновиков «Факультета ненужных вещей», приготовленных к выносу на помойку. Конечно, я пришла в ужас, тут же забрала их в ЦГАЛИ. Юрий Осипович с готовностью обшарил своё очень скромное жилище в поисках других рукописей и писем и передал мне кроме рукописей «Факультета», роман «Обезьяна приходит за своим черепом», «Театральные рассказы», повесть «Королевский ре скрипт», письма и фотографии. Не нашёл он писем Б. Пастернака и М. Шагинян очень интересных, по его словам, хотя перетряхнул все книги («куда-то засунул, а может быть, унесли»).

Говорили мы с Юрием Осиповичем тогда долго. Он рассказывал захватывающие детективные истории, где фигурировали отпечатки пальцев покойника, блатари и следователи. Но самое замечательное и для меня интересное он сказал о Шаламове: «Тацитовская лапидарность и мощь».

Впоследствии Федот Федотович Сучков передал мне слова Юрия Осиповича: «В лагерной прозе Шаламов первый, я - второй, Солженицын - третий». Конечно, литература - не спорт, у каждого своё, не сравнимое с другим, место в ней. Но слово мастера о мастере - большая ценность по гамбургскому счету.

Судьбы многих достойных людей своего времени канут в безвестность. Это очень печально, ведь они могли научить современное поколение по-настоящему жить. Жизнь и творчество Юрия Домбровского незаслуженно забыты и стёрты из учебников литературы.

Первое знакомство

Известна ли вам такая личность, как Юрий Домбровский? Книги автора очень популярны, но сам он слишком скромно отзывается о своём творчестве. Кто же этот незнакомец?

Русский писатель, прозаик и литературный критик - вот кто такой Биография, список книг - всё это впечатляет с первого раза. Что ж, ознакомимся с перечнем его творений:

  • «Державин».
  • «Факультет ненужных вещей».
  • «Смуглая леди».
  • «Обезьяна приходит за своим черепом».
  • «Хранитель древностей».
  • «Рождение мыши».
  • «Факел».

Биография: начало

Юрий Домбровский родился в Москве, в мае 1909 года, в семье интеллигентных людей. Мать была биологом, а отец - поверенным. Достигнув определённого возраста, юный Юрий поступает в хвостовскую гимназию, что находилась в Кривоарбатском переулке. Достойно окончив её, он начинает ходить на Высшие литературные курсы и в 1932-м благополучно их оканчивает.

Арест и высылка

1933 год был очень печальным. Юрий Домбровский был арестован и выслан из Москвы. Причиной сему послужил непонятный флаг, найденный в комнатке общежития Юрия. Естественно, это был лишь предлог, а истинные причины высылки мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Те, кто был знаком с Юрием, предполагают, что высылку в Алма-Ату он получил из-за своих резких высказываний в адрес государственной власти. Некоторые же категорически отрицают интерес Домбровского к политическим делам.

Жизнь продолжается

Несмотря на жизненные обстоятельства, в новом городе Юрий Домбровский перепробовал различные профессии. Он работал археологом, журналистом, искусствоведом, педагогом. Юрий был женат на прекрасной женщине-филологе, но детей у пары не было.

Однако гром снова грянул, и уже в 1937-м амбициозного человека берут под следствие. В течение нескольких месяцев он оказывается полностью отрезанным от жизни общества. Затем Юрия освобождают. В скором времени эта ситуация ляжет в основу двух его книг.

Литературная нива и последующий арест

Автор начинает печататься в газете «Казахстанская правда» и журнале «Литературный Казахстан» под реальным именем - Юрий Домбровский. Книги ещё не завладели им полностью, но он уже публикует первую часть своего романа «Державин» и оказывается за решеткой. В 1939 году его арестовывают снова, а наказание он отбывает в колымских лагерях.

Освобождение, антифашистская книга и арест

Наступил 1943 год. Чем теперь занят Юрий Домбровский? Биография его совершает новый виток. Писателя освобождают из-под заключения, и Юрий возвращается в Алма-Ату, чтобы заниматься театральной деятельностью. Помимо этого, он читает лекции в университете по творчеству В. Шекспира. Это же время приходится на написание таких книг, как «Обезьяна приходит за своим черепом» и «Смуглая леди». Первая из книг содержала ярко выраженные антифашистские мысли.

1949 год ознаменовался четвёртым арестом, причиной которого послужили показания Ирины Стрелковой - корреспондента «Комсомольской правды». Юрия отправляют в заключение на Севере - Озерлаг.

Наконец, после тяжёлых лет, проведённых в одиночестве на Севере, писателя отпускают в 1955 году. В это время он становится спокойным, уравновешенным и приходит к осознанию того, что режим не сломать. Он пытался писать правду, доносить её до людей, но постоянно железная рука власти находила его, унижала и уничтожала. После арестов и высылок Юрию всегда приходилось духовно возрождаться, заново открывать в себе желание творить. Невозможно зажечь то, что тлело, но ему каждый раз это удавалось. Трудно найти человека с такой волей к жизни и желанием творить.

Всевидящее око власти заметило эту перемену в писателе. Жизнь надломила его, но не сломала. Юрию разрешают жить в родном городе - Москве. Здесь он продолжает свою литературную деятельность, но уже более спокойно и продуманно. Но, несмотря на это, он не изменил своих взглядов, всего лишь научился их скрывать.

Занимательные факты из жизни

Когда Юрий написал роман «Обезьяна приходит за своим черепом», рукопись была допущена к печати. Однако последующий арест писателя привёл к тому, что все его рукописи отобрали уполномоченные органы. Когда же автора наконец отпустили в Москву, то есть по прошествии долгих лет, к нему пришёл неизвестный. Имя этого человека так и осталось неразгаданным. Он принёс Юрию сохранённую рукопись, хотя согласно приказу должен был её сжечь.

Юрий очень жестко воспринял одну небезызвестную повесть А. Солженицына. В письмах он писал, что автор возвеличивает гнусных служителей режима и принижает человека честного и достойного. Юрий вёл к тому, что человек, который пишет такие повести, сам был в лагере всего лишь «шестёркой» более властных людей.

В течение всей жизни, кроме ссылок, автор уникальных текстов натерпелся и обычной человеческой жестокости. Его много раз просто так избивали, а идти с заявлением в милицию было бы просто смешно. Дела не предавали огласке и постепенно забывали о них.

Кроме того, писатель постоянно был мишенью для преследователей из КГБ. Это малоизвестный факт, и только родные знали, что человек, который всего лишь хотел творить, каждый день своей жизни ходил, как под прицелом.

Немного об известных книгах

«Хранитель древностей»

Юрий Домбровский, книги которого печатались лишь в ничтожно малом количестве, не теряет воли и продолжает писать. В 1964 году он публикует роман «Хранитель древностей», в котором от вымышленного имени описывает свои невесёлые приключения высылки из Москвы.

«Факультет ненужных вещей»

Эта книга была начата в том же 1964 году. Она стала вершиной творчества писателя. Закончив книгу в 1975 году, писатель не мог опубликовать её на родине, поэтому через три года он печатает её во Франции на русском языке.

Суть произведения в том, что происходит с христианскими ценностями в антигуманном мире. Главные герои - это «винтики» сталинской системы, которые исправно работают на режим.

Смерть

После выхода его культовой книги автор был жестоко избит, жизнь повисла на волоске. В итоге он умер в больнице от сильнейшего внутреннего кровоизлияния в мае 1978 года. Установить личности нескольких нападающих не удалось. Это дело быстро замяли, и никто не узнал имён истинных убийц великого человека. Примечательно, что избиение произошло возле к которому и направлялся Юрий.

Родные похоронили писателя на Кузьминском кладбище, в Москве. Уже после смерти писателя его произведения увидели мир. Три книги были выпущены родными и близкими писателя.

ДОМБРОВСКИЙ, ЮРИЙ ОСИПОВИЧ (1909–1978), советский писатель. Родился 29 апреля (12 мая) 1909 в Москве, в семье адвоката. В 1932 окончил Высшие литературные курсы, в том же году был арестован и выслан в Алма-Ату. Работал археологом, искусствоведом, журналистом, занимался педагогической деятельностью. В 1936 вновь был арестован, но спустя несколько месяцев освобожден. История этого ареста легла в основу романов Хранитель древностей (1964) и Факультет ненужных вещей (1978). Домбровский сохранил в них настоящие имена своих следователей, Мячина и Хрипушина. В 1938 опубликовал роман Державин, через год снова был арестован и отправлен в Колымские лагеря, откуда в 1943, больной, вернулся в Алма-Ату. Зимой 1943 в больнице начал писать роман Обезьяна приходит за своим черепом (опубл. 1959). В 1946 начал работать над циклом новелл о Шекспире Смуглая леди (опубл. 1969).
В 1949 Домбровский вновь был арестован, шесть лет провел в заключении на Крайнем Севере и в Тайшете. В 1956 был реабилитирован за отсутствием состава преступления и получил разрешение вернуться в Москву.
Творчество Домбровского пронизано гуманистическими идеалами. Действие романа Обезьяна приходит за своим черепом происходит в западноевропейской стране, оккупированной фашистами. Герои романа работают в вымышленном Международном институте палеантропологии и предыстории. Автор не уточняет место действия, создавая собирательный образ европейцев, борющихся с тоталитарным режимом. Это дало критикам основания утверждать, что роман не имеет никакого отношения к поджигателям войны (И.Золотусский), что в нем изображен не фашизм в Европе, а тоталитаризм в России. При всей очевидности подобных параллелей, героями романа все-таки являются европейские интеллигенты, воспитанные на традициях гуманизма. Главный герой, профессор Мезонье, оказывается перед выбором между самоубийством физическим и духовным – и, погибая, выходит победителем из этой борьбы. Антиподом Мезонье является в романе его сподвижник, профессор Ланэ, ради выживания идущий на компромисс с оккупантами.
Свобода духа становится главной темой дилогии Хранитель древностей и Факультет ненужных вещей. В Хранителе древностей деспотизму противопоставлена историчность сознания главного героя, безымянного Хранителя алма-атинского музея, о котором Домбровский писал: Герой мой – человек моего круга, моих наблюдений, информации и восприятия. Предметы старины являются для Хранителя не мертвыми ценностями, а частью истории человечества. В его сознании на равных существуют монеты времен императора Аврелиана и искристый, игольчатый сок, брызнувший из яблока, и пережившие землетрясения творения алма-атинского архитектора Зенкова, которому удалось построить здание высокое и гибкое, как тополь, и картины художника Хлудова, который рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, которые ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычайный край. Бесчеловечная идеология бессильна перед осязаемым, могучим многообразием мира, описанным в романе с присущей Домбровскому стилистической пластичностью.
В романе Факультет ненужных вещей, продолжающем Хранителя древностей, главный герой попадает в тюрьму, переживает предательство, но свобода его духа оказывается сильнее тирании. Обостренным чувством справедливости пронизан рассказ Записки мелкого хулигана (опубл. 1990). Домбровский рассказывает о том, как, вступившись за избиваемую женщину, был арестован и осужден за мелкое хулиганство в ходе очередной показательной кампании. В суде писатель увидел торжество бессмысленности и абсурда, венцом которых явилось осуждение за нецензурную брань глухонемого.
При жизни Домбровского было опубликовано только одно его стихотворение – Каменный топор (1939). В стихотворении Меня убить хотели эти суки... он пишет о том, как трудно ему было возвращаться к нормальным человеческим отношениям после лагеря. Встреча на Алма-Атинском рынке со своим бывшим следователем (Утильсырье, 1959) заставляет Домбровского с горечью написать об отсутствии справедливости в мире, где тесно переплетены судьбы жертв и палачей. Поэзия Домбровского не является рифмованной публицистикой. Он стремился к тому, чтобы реальные события его жизни поэтически преобразились: Я жду, что зажжется Искусством / Моя нестерпимая быль (Пока это жизнь..., не датировано).
В трех новеллах о Шекспире, объединенных названием Смуглая леди, объектом внимания Домбровского становится психология художника. Писатель прослеживает, как с годами менялся автор, как, пылкий и быстрый в юности, он взрослел, мужал, мудрел, как восторженность сменялась степенностью, разочарованием, осторожностью и как все под конец сменилось страшной усталостью (Ретлендбэконсоутгемптоншекспир. О мифе, антимифе и биографической гипотезе, 1977).
Умер Домбровский в Москве 28 мая 1978

Домбровский Юрий Осипович (1909-1978), писатель.

Родился 12 мая 1909 г, в Москве в семье адвоката. Свободолюбивые нравы семьи Домбровских
привели к тому, что ещё в школе будущий писатель отличался от сверстников образом мыслей, мало отвечавшим лояльностью к коммунизму.

В 1933 г. Домбровский, студент Высших литературных курсов, был выслан из Москвы в Алма-Ату на три года. Несколько лет работал учителем литературы в школе. Затем следуют аресты: в 1936 г. он семь месяцев проводит в следственном изоляторе; в 1939 г. отправлен в лагерь на Колыму, где находился до 1943 г.; в 1949 г. попал в Тайшетский озерлаг (Иркутская область), где пробыл до 1955 г. Обвинение, предъявленное писателю, было стандартным: «охаивание мероприятий партии и правительства; распространение антисоветских измышлений».

В 1956 г. он был реабилитирован за отсутствием состава преступления.

Творчество Домбровского условно можно разделить на два периода: казахстанский (1937-1955 гг.) и московский (1956- 1978 гг.).

В 1938 г. был опубликован первый рассказ - «Смерть лорда Байрона». В 1939 г. состоялся большой литературный дебют писателя - вышел в свет роман «Державин». В 1956 г. Домбровский возвращается в Москву, через два года заканчивает роман «Обезьяна приходит за своим черепом», начатый в 1943 г. (опубликован в журнале «Новый мир» в 1963 г.).

Публикация в «Новом мире» романа «Хранитель древностей» (1964 г.) стала событием в литературе, она сделала автора известным.

Следующий роман - «Факультет ненужных вещей» - продолжает сюжет предыдущего. Автор посвятил его проблеме права и общества. В послесловии к книге он пишет: «Не написать её я никак не мог. Мне была дана жизнью неповторимая возможность - я стал… свидетелем величайшей трагедии нашей христианской эры… Идёт суд. Я обязан выступить на нём».