Кто из космонавтов погибло. Погибшие космонавты ссср: имена, биографии

История покорения космоса имеет и трагическую сторону. В общей сложности во время неудачных космических полетов и подготовки к ним погибло около 350 человек. Помимо космонавтов в это число также входят местные жители и персонал космодромов, которые погибли в результате падения обломков и взрывов. В данной статье мы рассмотрим пять катастроф, где жертвами стали непосредственно пилоты космических кораблей. Самое печальное, что большинство аварий можно было избежать, но судьба распорядилась иначе.

Аполлон-1

Число погибших: 3

Официальная причина: искра из-за короткого замыкания в плохо изолированной проводке

Первая в мире космическая катастрофа со смертельным исходом произошла 27 января 1967 года с американскими космонавтами во время тренировки в командном модуле корабля миссии «Аполлон-1» .

В 1966 году в полном разгаре шла лунная гонка между двумя сверхдержавами. Благодаря спутникам-шпионам, США знала о строительстве в СССР космических кораблей, которые, возможно, доставят советских космонавтов на Луну. Разработка кораблей «Аполлон»,в связи с этим, проводилась в большой спешке. Из-за этого, естественно, страдало и качество технологий. Запуск двух беспилотных версий AS-201 и AS-202 успешно произошел в 1966, а на февраль 1967 был намечен первый пилотируемый полет на Луну. Для тренировок экипажа на мыс Канавералл был доставлен командный модуль корабля «Аполлон». Проблемы начались с самого начала. Модуль был серьезно недоработан, и инженерные корректировки десятками вносились прямо на месте.

27 января должна была произойти запланированная имитационная тренировка в модуле для проверки работоспособности всех бортовых приборов корабля. В кабину вместо воздуха был заправлен кислород с азотом в соотношении 60% на 40%. Тренировка началась в час дня. Проходила она при постоянных неисправностях - были проблемы со связью, и космонавты постоянно чувствовали запах гари, как вследствие выяснилось - из-за короткого замыкания в проводке. В 18:31 по внутренней связи раздался крик одного из космонавтов: «Пожар в кабине! Я горю!». Через пятнадцать секунд, не выдержав давления, модуль лопнул. Прибежавшие сотрудники космодрома не смогли ничем помочь - космонавты Гас Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи погибли на месте от многочисленных ожогов.

Союз-1

Число погибших: 1

Официальная причина: отказ тормозной парашютной системы/недоработки при производстве космического корабля

23 апреля 1967 года было намечено грандиозное событие - первый в истории запуск советского космического корабля серии «Союз» . По плану первым запускался «Союз-1» с пилотом Владимиром Комаровым . Затем планировалось запустить корабль «Союз-2» с Быковским, Елисеевым и Хруновым на борту. В открытом космосе корабли должны были состыковаться, а Елисеев и Хрунов перейти в «Союз-1». На словах все звучало масштабно, но с самого начала что-то пошло не так.

Сразу после пуска «Союза-1» не открылась одна солнечная батарея, нестабильно работала система ионной ориентации, и отказал солнечно-звездный датчик ориентации. Миссию пришлось прекратить в срочном порядке. Полет «Союза-2» отменили, а Владимиру Комарову было приказано вернуться на Землю. Здесь тоже возникли серьезные проблемы. Из-за отказа систем и смещения центра масс было невозможно сориентировать корабль на торможение. Благодаря своему профессионализму, Комаров практически вручную сориентировал корабль и удачно вошел в атмосферу.

После того как корабль сошел с орбиты, был подан тормозной импульс и произведено аварийное отсоединение отсеков. Однако на последней стадии приземления спускаемого аппарата не раскрылись основной и запасной тормозной парашюты. На скорости около 150 км/ч спускаемый аппарат врезался о поверхность Земли в Адамовском районе Оренбургской области и загорелся. Аппарат был полностью разрушен при столкновении. Владимир Комаров погиб. Причину отказа тормозной парашютной системы установить не удалось.

Союз-11

Число погибших: 3

Официальная причина: преждевременное открытие вентиляционного клапана и дальнейшая разгерметизация кабины

1971 год. СССР проиграл лунную гонку, но в ответ создал орбитальные станции, на которых в перспективе можно было оставаться месяцами и заниматься исследованиями. Успешно прошла первая в мире экспедиция на орбитальную станцию. Экипаж в составе Георгия Добровольского , Владислава Волкова и Виктора Пацаева пробыли на станции 23 дня, однако, после серьезно пожара на ОС космонавтам было приказано вернуться на Землю.

На высоте 150 км. произошло рассоединение отсеков. В тоже время непроизвольно открылся вентиляционный клапан, который должен был открываться на высоте 2 км. Кабина стала заполняться туманом, который конденсировался вследствие падения давления. Спустя 30 секунд космонавты потеряли сознание. Еще через 2 мин давление упало до 50 мм. рт. ст. Так как на космонавтах не было скафандров, они погибли от удушья.

Несмотря на тот факт, что экипаж не отвечал на вопросы ЦУПа, вхождение в атмосферу, торможение и посадка прошли успешно. После этого трагичного инцидента пилотов «Союза» стали в обязательном порядке снабжать скафандрами.

Шаттл Челленджер

Число погибших: 7

Официальная причина: утечка газа в элементах твердотопливного ускорителя

Середина 1980-х годов была настоящим триумфом для американской программы «Спейс-Шаттл» . Успешные миссии проходили одна за другой в необычайно короткие интервалы, которые иногда составляли не более 17 дней. Миссия «Челленджера» STS-51-L была знаменательна по двум причинам. Во-первых, она побила предыдущий рекорд, так как интервал между миссиями составил всего 16 дней. Во-вторых, в составе экипажа «Челленджера» была школьная учительница, задача которой было провести урок с орбиты. Данная программа должна была вызвать интерес к космическим полетам, который в последние годы немного поутих.

28 января 1986 года космический центр имени Кеннеди был переполнен тысячами зрителей и журналистов. За прямой трансляцией наблюдало около 20% населения страны. Шаттл взмыл в воздух под крики восхищенной публики. В начале все шло хорошо, однако затем стали заметны клубы черного дыма, выходящие из правого твердотопливного ускорителя, а затем появился факел огня, исходящий из него.

Спустя несколько секунд пламя стало значительно больше из-за сгорания утекшего жидкого водорода. Примерно через 70 секунд началось разрушение внешнего топливного бака, затем последовал резкий взрыв и отсоединение кабины орбитера. Во время падения кабины астронавты оставались живы и находились в сознании, ими даже были приняты попытки по восстановлению подачи энергии. Но ничего не помогло. В результате удара кабины орбитера об воду, на скорости 330 км/ч, все члены экипажа погибли на месте.

После взрыва шаттла многочисленные камеры продолжали снимать происходящее. В объективы попали лица шокированных людей, среди которых были и родственники всех семи погибших астронавтов. Так был снят один из самых трагических репортажей за всю историю телевидения. После катастрофы был введен запрет на эксплуатацию шаттлов сроком на 32 месяца. Также была доработана система твердотопливных ускорителей, а на всех шаттлах стали устанавливать парашютную систему спасения.

Шаттл Колумбия

Число погибших: 7

Официальная причина: повреждение теплоизоляционного слоя на крыле аппарата

1 февраля шаттл «Колумбия» успешно возвращался на Землю после удачной космической миссии. В начале вхождение в атмосферу шло в штатном порядке, но позже тепловой датчик на левом крыле передал в ЦУП аномальное значение. От внешней обшивки откололся кусок теплоизоляции, в результате чего вышла из строя система термозащиты. После этого зашкалили за минимум четыре датчика гидравлической системы корабля, а буквально через 5 минут связь с челноком оборвалась. Пока персонал ЦУПа пытался связаться с «Колумбией» и выяснить, что произошло с датчиками, один из сотрудников увидел в прямом эфире уже разваливающийся на куски шаттл. Весь экипаж из 7-ми человек погиб.

Эта трагедия нанесла серьёзный удар по престижу американской космонавтики. На полет шаттлов вновь был наложен запрет на 29 месяцев. В дальнейшем они выполняли только критически важные задания по ремонту и обслуживанию МКС. Фактически, это был конец существования программы «Спейс-шаттл». Американцы вынуждены были обратиться, с просьбой к России о транспортировке космонавтов на МКС на российских кораблях «Союз».

Космонавты СССР стали первыми в загадочном и красивом космосе. Человечество всегда мечтало войти в контакт с другими цивилизациями.

Космонавтика хранит знания, откуда произошла сама вселенная и человек. Есть ли в обозримом космосе еще одна планета с похожими условиями для жизни, а возможно со своей историей?

Кто говорит, что космическое пространство только черного цвета, тот не слишком много знает о мире за пределами известных планет. Современные жители могут и не вспомнить, с чего начиналась история космического освоения. Фантасты всего мира придумывают возможности перемещения во времени (с точки зрения современной физики порталы возможны).

Однако, без воспоминаний о первооткрывателях мы вряд ли пересечем пределы доступного (видимого) космоса. Не выйдем в иные галактики и космонавтику ждет гибель.

Космическая нация, такой «титул» наша страна получила после успешного полета Гагарина. Подобное было не просто национальным достижением или гордостью, а заявкой на глобальное господство. Русские спустили на землю из черных глубин космоса не только славу.

Нации всего мира признали наличие нового «космического» тактического преимущества для любой проводимой военной операции, которые в современных реалиях можно было бы назвать «космическими войнами».

Первым космический воин

Им стал Гагарин Юрий, рожденный в Кашинской деревне в начале двадцатого века. Его учеба была прервана во время отечественной войны. Через шесть лет после окончания попыток немцев завоевать Союз, будущий летчик поступил в техникум Саратова, где и заинтересовался воздушными полетами. Еще через пять лет Юра поступает в летное училище.

К своему первому полету в темное пространство Юрий сумел налетать свыше двух сотен часов. В апреле шестьдесят первого года (ХХ века) он провел за пределами нашей планеты чуть больше сотни минут (108) на корабле «Восток-1». Приземление прошло успешно.

Необходимость заявить о себе общественности заставила американцев вкладывать большие деньги в борьбу с «красной страной». Победа могла бы принести духовный подъем проигравшей стране.

«Советы» не искали одобрения по поводу финансирования космических программ, но решили освещать исключительно успешные миссии. Советские граждане решили, что программа СССР не способна провалиться. Они ошибались.

В таблице ниже в хронологическом порядке указаны космонавты СССР, названия их космических кораблей, дата полета и другие данные.

Космический воин по имени Константин

Феоктистов Константин Петрович — этот научный сотрудник провел в космосе сутки. Увы, второго полета он так и не дождался «по состоянию здоровья». Это «состояние» осталось с ним после неудачного «расстрела» в немецком плену.

После военных действий избрал «мирный» путь и в шестьдесят седьмом получил докторскую степень.

Многие события, связанные со смертью летчиков, были долгое время засекречены. Даже сейчас, полвека спустя, их количество точно не известно.

Мало кто знает о Комарове Владимире, лучшем друге советского героя Гагарина. Второй после Гагарина, Владимир погиб во время неудачного возвращения своей капсулы «Союз-1». Были слухи о его последних минутах, в которых, как утверждают многие, он выступал против Советского режима и обвинил их в его предстоящей смерти.

Официально успешным вторым полетом в космос был полёт под управлением Германа Титова (это бывший дублер Гагарина).

Относительно ушедших из жизни космических летчиков существует много теорий. Секретность правительства породила множество гипотез о «пропавших» в космосе людях. Причем есть утверждения, что полеты совершались задолго до первого полета в 61 году (20 века). Публичных доказательств, кроме подтасовки некоторых фото в средствах массовой информации, нет.

Все доказательства, поддерживающие теорию «потерянных» космонавтов, были расценены как неубедительными, а некоторые случаи оказались мистификацией. В восьмидесятых журналист из Америки провел собственное расследование катастроф в Советском Союзе, но также не обнаружил никаких доказательств.

Бондаренко Валентин Васильевич

Погибший российский летчик космонавт. Как и многие космонавты, готовился в будущему полету в космос, проходя испытания в сурдобарокамере в НИИ-7 ВВС. Отобранных летчиков испытывали тишиной и одиночеством. Заканчивались десятые сутки пребывания Валентина в сурдобарокамере.

В конце одного из медицинских экспериментов, Валентин Васильевич открепил специальные датчики от своего тела, протер места прикрепления тампоном, смоченным спиртом, а затем по ошибке неосторожно выбросил его. Тампон, попав на спираль раскаленной электроплитки, мгновенно вспыхнул. На летчике загорелся тренировочный шерстяной костюм.

Когда открыли барокамеру, Валентин был еще жив. Но в больнице, после восьми часов попыток врачей помочь, он умер, испытав несовместимый с жизнью ожоговый шок. За 19 дней до первого официального полета в космос, умер Валентин Бондаренко, состоявший в группе подготовки космонавтов.

Владимир Михайлович Комаров

Родился шестнадцатого марта двадцать седьмого года в Оренбургской области. В сорок пятом году окончил авиационное училище в Борисоглебске. В списке летчиков-космонавтов он был под седьмым номером. Совершил два полета в космос на двух кораблях первого поколения «Союз» и «Восход».

Первая космическая экспедиция без скафандров (их убрали из-за нехватки места) состоялся в октябре шестьдесят четвертого. Полет прошел удачно. Комаров провел в космосе чуть больше суток (столько длился полет), после чего, используя систему мягкой посадки, удачно завершил свою первую экспедицию.

Во втором полете с самого начала происходило много нештатных ситуаций и мелких неудач, предупреждающих о грозящей беде. На завершающем этапе, из-за отказа системы парашютного приземления, аппарат вошел в неконтролируемое вращение, на большой скорости врезался в землю в Адамовском р-не Оренбургской области, разрушился и загорелся. «Союз» второго поколения сгорел в апреле шестьдесят седьмого года.

Виктор Иванович Пацаев

Родился девятнадцатого июня тридцать третьего года на территории современного Казахстана, в Актюбинске.

В пятьдесят восьмом году получил работу в конструкторском бюро знаменитого Королева. Тринадцать лет спустя совершил полет в качестве инженера-исследователя в составе «Союз-11». Провел двадцать три дня в космосе на орбитальной станции «Салют-1».

Однако, при приземлении аппарата «Союз-11», произошла разгерметизация, все три члена экипажа - Пацаев Виктор, Добровольский Георгий и Волков Владислав - погибли. Посмертно, в этом же 71-году, все они получили награду «Героя Советского Союза».

Волков Владислав Николаевич

Владислав родился на два года позже Пацаева в Москве. После окончания Московского авиационного института, работал в КБ Королева. Владислав Волков является одним из разработчиков многих космических аппаратов, в том числе и кораблей «Восток» и «Восход».

Первая экспедиция в космос произошла на корабле «Союз-7» в 1969 году и продлился четыре дня и двадцать два часа. Во второй экспедиции, состоявшейся в семьдесят первом году, будучи в составе в Пацаевым и Добровольским, погиб при разгерметизации корабля «Союз-11».

Добровольский Георгий Тимофеевич

Георгий родился в 1928 году, в первый день лета, в Одессе. В 1944 году был схвачен оккупационными войсками Румынии и приговорен к 25-ти годам каторги. Месяц спустя, в марте, местные жители выкупили Георгия у охранника тюрьмы.

После освобождения родного города от оккупации, поступил в спецшколу воздушных сил, которую окончил в 1946 г. Учился в Чугуевском авиационном училище, служил лётчиком-истребителем, окончил Военно-воздушную академию (ныне носящую имя Юрия Гагарина).

В январе 1962, когда Георгию Тимофеевичу было 33 года, его пригласили пройти подготовку в отряд космонавтов. Добровольского готовили по лунной программе. В 1971 году совершил свой первый полет на корабле «Союз-11», окончившийся трагедией. Все три члена экипажа, в самом расцвете сил, погибли.

Женщины-космонавты СССР и России

Удивительны судьбы женщин, посвятивших себя работе в космической сфере.

Терешкова Валентина Владимировна

Первой женщиной, отправившейся в космос, да ещё и в одиночку (единственная в мире на сегодняшний день!), стала Валентина под позывным «Чайка».

Родилась Валентина Владимировна за четыре года до начала отечественной войны, 6 марта. В пятьдесят третьем окончила 7 классов школы, далее окончила еще 3 класса, совмещая обучение с работой и помогая своей семье. Обладая хорошим музыкальным слухом училась играть на домре.

Профессии Валентины до поступления в отряд космонавтов:

  • браслетчица на Шинном заводе в Ярославле;
  • ровница на Комбинате технических тканей того же города;
  • студентка заочного отделения Техникума легкой промышленности, специальность - техник-технолог по хлопкопрядению;
  • секретарь комитета ВЛКСМ;
  • ученица Парашютного клуба г. Ярославля (выполнила 90 прыжков).

В 1962 году отобрана из 100 претенденток в женский отряд подготовки космонавтов. Валентина полностью соответствовала критериям, по которым происходил отбор, — до 170 см в росте, до 70 кг в весе, парашютистка, возраст до 30 лет. Так же, помимо отличной подготовки в полету и успешного прохождения всех испытаний, советские власти смотрели на социальное положение (она была из рабочего класса) и умение вести активную общественную жизнь.

Полет совершила 16 июня шестьдесят третьего года на космическом корабле «Восток-6». Почти трое суток длился полёт Валентины, она сделала 48 витков вокруг Земли, вела бортовой журнал, делала снимки планеты.

После своего триумфального возвращения Валентина стала инструктором космонавтов, в этой должности проработала вплоть до апреля 1997 года.

После полета в космос Валентина Владимировна окончила Военно-воздушную академию им. Жуковского, защитила диссертацию, стала профессором, опубликовала более пяти десятков научных работ. Эта удивительная женщина была готова лететь на в одну сторону.

Кондакова Елена Владимировна

Елена - первый российский космонавт женского пола, который совершил длительный полет в космическое пространство. Она родилась в пятьдесят седьмом году в Москве.

Ее полет состоялся в девяносто четвертом, когда Союза уже не стало. Вернулась на нашу планету Елена в марте 95 года, после пяти месяцев пребывание на станции «Мир». Второй полет на американском шаттле «Атлантис» проходил в 1997 году в мае с 15 по 24 числа.

Здесь будет представлен список женского отряда. Пусть часть из этих отважных женщин-космонавтов уже умершие, но запомнить эти шесть фамилий стоит:

Российские космонавты

В каком городке проходят подготовку отечественные космонавты

Центр по подготовке летно-космического состава имени Гагарина является главным советским и российским учреждением Роскосмоса. «Звездный городок» создан в начале шестидесятых в Подмосковном районе Щёлковский.

В качестве руководителя указан Крикалев С. Г. В конце этого же десятилетия центру было присвоено имя первого человека, побывавшего в космическом пространстве.

Достаточно молодой тренировочный центр для подготовки людей к путешествию в космос находится в лесу, скрытый от посторонних глаз. Попасть в «городок» сложно.

С населением в шесть тысяч человек это закрытое административное территориальное деление окружено лесом. Каждые пять лет избирается депутатский состав, а подчиняются все одно большой российской корпорации.

Мало кому из западных журналистов или репортеров доводилось получить доступ к сокровищнице российской космонавтики, где проходили подготовку великие покорители темного пространства.

Только одному фотографу удалось получить красивые снимки секретного комплекса Митч по фамилии Карунаратне. Ему было дозволено углубится на 48 километров от столицы и увидеть центр, в котором проходил подготовку легендарный космонавт с позывным «Кедр» (позывной Гагарина).

Заключение

По сей день, несмотря на то, что этот район больше не является военной зоной, а передан космическому агентству в 2009-ом, посторонним по-прежнему трудно получить сюда доступ в Звездный городок.

Великолепная двадцатка Как сложились судьбы первых советских космонавтов

Почти 55 лет назад, 7 марта 1960 года, был сформирован первый отряд космонавтов, в который вошли 12 человек. Затем – в конце марта, в апреле и в июне – в него были включены еще 8 человек. Эта великолепная двадцатка была сформирована из пилотов реактивных самолетов строевых частей ВВС, ПВО и ВМФ.

До старта

О том, что при определенном состоянии ракетной техники в космос будет направлен человек, было понятно еще до запуска первого спутника. Вплотную к решению этой задачи приступили в 1958 году, когда был инициирован пилотный проект создания корабля для полета человека. Одновременно с этим в Институте авиационной медицины начались работы по отбору космонавтов, а чуть позже – по подготовке их к первому космическому полету.

Отбор начался весной 1959 года с изучения медицинских книжек военных пилотов. К претендентам не только предъявлялись жесточайшие требования по состояния здоровья, но они должны были соответствовать определенному «формату». Не старше 35 лет. Не выше 175 см и не тяжелее 75 кг.

Просмотрев медицинские книжки 3461 человека, для следующего этапа – собеседования – отобрали 347 человек. На собеседовании в соответствии с требованиями повышенной секретности спрашивали: «Хотите летать на новой технике?». И при этом посматривали столь многозначительно, что испытуемый все понимал. Претенденту запрещалось разглашать даже сам факт участия в собеседовании.

Согласилось подавляющее большинство. Но после медицинской проверки в обычном гарнизонном госпитале «в седле» остались 206 человек. Затем последовала простенькая проверка – несколько месяцев испытуемые ждали вызова на следующий этап проверки. И 52 человека пересмотрели свои намерения. Таким образом, число кандидатов сократилось до 154 человек.

Наконец, была утверждена госкомиссия, в которую вошли крупнейшие специалисты в области медицины, включая трёх академиков. Отбором занималась бригада, в которой были представлены все медицинские профессии, включая дантистов.

На сей раз у кандидатов не только брали анализы, но и подвергали жестким испытаниям на центрифуге с длительной перегрузкой до 12 g. В барокамере, где не только откачивали воздух до «высоты» 5 и 10 км, но и требовали от будущего космонавта выполнять определенную работу. Трясли на вибростенде, вращали в колесе, проверяли вегетативную систему на параллельных качелях. И многое, многое другое, что выдержать способен лишь человек с феноменальным здоровьем. Так, например, при нагрузке в 10g их пульс не превышал 120 уд/мин.

Но больше всего забракованных было при психологических испытаниях кандидатов в космонавты. Поскольку они должны были быть людьми идеальными, без малейших изъянов. Тут оценивалось множество параметров: устойчивость к стрессам, быстрота реакции, память, способность к обучению и самообучению, тип высшей нервной деятельности, концентрация внимания, «помехоустойчивость», способность переносить трудности, лишения и ограничения, самокритичность, надежность действий в критических ситуациях, бесстрашие, отношения в коллективе, чувство юмора...

Ну, и, конечно же, высокий морально-идеологический уровень и общечеловеческая зрелость. Без идеологии, выражавшейся в любви к родной КПСС, в Советском Союзе было никак нельзя.

В феврале 1960 года весь комплекс изнурительных проверок прошли 29 человек из 154.

9 из них были отсеяны в дальнейшем без объяснения причин. Можно предположить, что спецотдел углядел в их биографиях какие-то червоточины.

В результате в первый отряд космонавтов были приняты 20 суперменов:

1. Иван Аникеев (1933 – 1992)

2. Павел Беляев (1925 – 1970)

3. Валентин Бондаренко (1937 – 1961)

4. Валерий Быковский (1934)

5. Валентин Варламов (1934 – 1980)

6. Борис Волынов (1934)

7. Юрий Гагарин (1934 – 1968)

8. Виктор Горбатко (1934)

9. Дмитрий Заикин (1932 – 2013)

10. Анатолий Карташов (1932 – 2005)

11. Владимир Комаров (1927 – 1967)

12. Алексей Леонов (1934)

13. Григорий Нелюбов (1934 – 1966)

14. Андриян Николаев (1929 – 2004)

15. Павел Попович (1930 – 2009)

16. Марс Рафиков (1933 – 2000)

17. Герман Титов (1935 – 2000)

18. Валентин Филатьев (1930 – 1990)

19. Евгений Хрунов (1933 – 2000)

20. Георгий Шонин (1935 – 1997)

Во время полета

Отряд космонавтов начал терять людей еще до первого полета в космос, который совершил 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин.

23 марта от пожара в сурдобарокамере, заполненной кислородом, погиб Валентин Бондаренко. Роковым образом вспыхнула ватка, намоченная спиртом, попавшая на раскаленную спираль. Что, несомненно, является непростительным просчетом разработчиков аппаратуры и специалистов, проводивших эксперимент.

Остальные случаи выбывания не столь трагичны, но и они демонстрируют то, сколь труден был путь, избранный первыми советскими космонавтами.

В марте 1961 года во время тренировки Валентин Варламов повредил шейные позвонки. И был отчислен из отряда. Был при этом переведен работать инструктором в Звездном городке. Жизнь его оборвалась трагически в 1980 году – во время ремонта квартиры - он упал и ударился виском о кровать.

Вторым покинул отряд за неделю до полета Гагарина Анатолий Карташов. После тренировки на центрифуге у него обнаружились кровоподтеки, что оказалось достаточным для выбраковки.

Через 8 лет списали Дмитрия Заикина, у которого была обнаружена язва желудка.

Помимо отчислений по состоянию здоровья, были и дисциплинарные. Поскольку жизнь в отряде мало чем отличалась от содержания в комфортабельной тюрьме. В 1962 году за «самоволку» был изгнан из космонавтов Марс Рафиков. Год спустя Иван Аникеев, Григорий Нелюбов и Валентин Филатьев, будучи нетрезвыми, изрядно поконфликтовали с военным патрулем в подмосковном Калининграде (ныне – Королёв).

Остальные 12 человек в космос слетали. Причем, некоторых из них хватило не на одну первую космическую программу «Восток», но и еще на две – «Восход» и «Союз», которые растянулись во времени на долгие годы. Самым «космическим долгожителем» из первого отряда стал Валерий Горбатко. Он совершил три полета. Третий – на корабле «Союз-37» в 1980 году. Когда многих из тех, с кем он начинал, не было уже в живых.

Статистика по числу полетов распределилась таким образом.

1 полет – 5 человек: Гагарин, Титов, Беляев, Хрунов, Шонин.

2 полета – 5 человек: Николаев, Попович, Комаров, Леонов, Волынов.

3 полета – 2 человека: Быковский, Горбатко.

Второй полет Владимира Комарова 24 апреля 1967 года на «Союзе-1» закончился трагически. Во время посадки не сработал основной парашют спускаемого модуля, и корабль разбился в момент приземления.

Но потерей могло быть значительно больше. Потому что вероятность того, что полет Гагарина завершится благополучно, не превышала 50%. О чем, например, свидетельствует статистика полетов в космос собак, которая в СССР замалчивалась. Выжила лишь половина. Но, несмотря на это, Гагарина запустили. В спешном порядке. Поскольку опасались того, что американцы опередят Советский Союз.

Один виток вокруг Земли был для Гагарина жесточайшим испытанием. Легко пережив стартовые перегрузки и период невесомости, он был на волосок от смерти при снижении траектории. При входе в атмосферу теплоизоляция корабля обгорала неравномерно. Что привело к сильному и неравномерному вращению корабля. Возникли громадные перегрузки. После того, как Гагарин катапультировался на высоте 20 километров, где температура была минус 60, примерз клапан редуктора, подававшего кислород в скафандр из баллона. Гагарин начал задыхаться. Потерял сознание. К счастью, через некоторое время редуктор заработал, и это спасло первого космонавта от смерти.

Перед следующими запусками в конструкцию скафандра внесли необходимые коррективы. И при следующих запусках «Востоков» риск уменьшился. Но полностью не исчез.

Что заставляло этих людей не только переносить громадные нагрузки, находясь в отряде, но и рисковать жизнью в полете?

В процессе отбора определялась мотивация каждого из них. В характеристиках, естественно, как было принято в те времена, было записано что-то про «любовь к Родине» и «стремление принести максимально возможную пользу отчизне». И, надо сказать, это был не совсем пустой звук, хоть и сформулированный карикатурно-шаблонно. Несомненно, они не были лишены патриотических настроений.

Еще одна мотивация исходила из их профессиональной принадлежности. Поскольку пилоты военной реактивной авиации, как теперь принято говорить, без адреналина не мыслили своего существования.

Сюда следует добавить и еще одно обстоятельство: первые космонавты были национальными героями. Ну, а Гагарин, так и вообще – был идолом международного уровня.

Была и материальная составляющая. Гагарин получил за свой полет 15 тыс. рублей. На эти деньги тогда можно было купить три лучших советских машины – «Волги». После него начали выплачивать за полет по 5-10 тыс. в зависимости от продолжительности и иных обстоятельств. Плюс высокая зарплата на земле – со всяческими премиальными, пайковыми, «звездочными» и прочими надбавками выходило около тысячи. То есть в 9 раз больше, чем у инженера, и в три – чем у академика.

Сюда следует прибавить ключи от квартиры в Звездном городке или в Москве в районе ВДНХ. А также «Волгу» за полет в космос. И звезду Героя Советского Союза, которая предполагает множество разнообразных льгот.

Совсем иная ситуация сейчас, когда космонавтика перестала быть приоритетным направлением. Сегодня космонавт за полет получает $800 в день. Вернувшись из трехмесячного полета, он не может купить себе квартиру. А ведь таких полетов за его активный период может быть не более трех. На земле же зарплата в зависимости от выслуги и прочих факторов лежит в пределах от 60 тыс. до 100 тыс. рублей. Тут уж о квартире говорить и вовсе нелепо. Если же соотнести это со средней зарплатой в аппарате правительства, которая составляет 241 тыс. руб., то это и вовсе унизительно.

После приземления

В 60-е годы ушли из жизни еще три человека, включенные в первый отряд космонавтов. Один очень громко – Юрий Гагарин, в 1968 году. Это была общенациональная трагедия, поскольку он был не просто гордостью страны, но всеобщим любимцем.

Два – тихо. В 1966 году – Григорий Нелюбов. После отчисления из отряда он продолжил службу в ВВС. Будучи нетрезвым, попал под поезд. В 1970 году ушел Павел Беляев. Он умер во время операции перитонита.

Всем им не было и сорока лет.

В 1980 году, не дожив до пятидесяти, умер Валентин Варламов.

В 1992 году умер от рака отчисленный из отряда Иван Аникеев – в возрасте 59 лет. После отряда он служил в ВВС. В том же возрасте умер от сердечной недостаточности его «сотоварищ» по отчислению Валентин Филатьев - в 1990 году.

После ухода из отряда космонавтов в связи с достижением предельного возраста или по иным причинам судьбы у первых космонавтов складывались по-разному. Вполне благополучен был Георгий Шонин, доживший до 61 года. На Украине он командовал воздушной армией Одесского округа, затем стал заместителем командующего округом. И три последних года был начальником НИИ авиационной и космической техники МО СССР.

Герман Титов стал доктором военных наук. Работал на видных постах в Министерстве обороны СССР, имеющих непосредственное отношение к космонавтике. Был президентом Федерации космонавтики РФ. Заседал в государственной думе. Скончался в 2000 году от сердечного приступа в возрасте 65 лет.

Андриян Николаев был вполне успешен в советское время, получив Госпремию и заседая в Верховном совете СССР. Но в РФ занимал более скромные позиции – был в аппарате мандатной комиссии Госдумы. Умер в возрасте 74 лет от сердечного приступа.

Павел Попович, будучи генерал-майором запаса, до 2009 года работал в Москве председателем совета директоров Государственного института земельно-кадастровых съёмок. Умер в возрасте 78 лет от инсульта.

Евгений Хрунов работал старшим научным сотрудником в НИИ авиационной и космической техники МО СССР, которым руководил Шонин. Затем стал директором московского представительства межхозяйственного объединения «Содружество». Далее – президент научно-производственной ассоциации «К.Э.М.Т.». Умер в возрасте 66 лет.

Как видим, могучее здоровье в молодости не является залогом долголетия. Особенно, если организм подвергается большим нагрузкам, как физическим, так и психическим.

Вот как прокомментировал эту ситуацию 10 лет назад космонавт Геннадий Стрекалов:

«За последние 5 лет мы похоронили 12 космонавтов, некоторые не дожили даже до 60 лет, а ведь нас отбирали с пятикратным запасом здоровья. Стрессы - это понятно, а действие радиации, невесомости? Значит, космическая медицина что-то от нас скрывает. Мы сейчас ставим вопрос о специфических профзаболеваниях космонавтов. Врачи бегают вокруг космонавта только во время подготовки к полету и месяца послеполетной реабилитации, дальше он забыт. А ведь даже с научной точки зрения очень интересно проследить на живых людях последствия полетов в космос, пронаблюдать за их здоровьем, все это зарегистрировать».

Из 20 пионеров космоса живы сейчас четверо.

Валерий Быковский до 1991 года работал директором Дома советской культуры и науки в Берлине. Сейчас тихо живет на пенсии.

Борис Волынов после ухода из отряда длительное время работал в Центре подготовки космонавтов. Сейчас на пенсии.

Виктор Горбатко был депутатом Верховного совета СССР. В 90-е годы стал президентом Союза филателистов России.

Наиболее преуспел в жизни «на гражданке» Алексей Леонов. Человек он медийный, все время на слуху и на виду. Длительное время работал заместителем директора Центра подготовки космонавтов. Выставлял картины с космическими сюжетами. Раздавал интервью, выступал в роли эксперта. В современной России был директором космической программы фирмы «Чатек». Сейчас – советник председателя совета директоров «Альфа-банка».

В заключение необходимо сказать вот еще что. Пускаясь на дебют, эти молодые, красивые и отважные парни представить себе не могли, что существует еще одна мотивация их выбора. И она сработала в полной мере. Все они навечно вписали свои имена в историю страны.

На снимке: Москва. Космонавты Юрий Гагарин и Павел Попович во время учебы в академии им.Жуковского, 1965 год.

Людей, отдавших свою жизнь во благо мирового прогресса в сфере освоения космоса всего около 20 человек, сегодня мы о них и расскажем.

Их имена увековечены в пепле космического хроноса, выжжены в атмосферной памяти вселенной навсегда, многие из нас мечтали бы остаться героями для человечества, однако, мало кто хотел бы принять такую смерть, как наши герои-космонавты.

20 век стал прорывным в освоении пути к просторам Вселенной, во второй половине 20-го века, после долгих подготовок, человек, наконец-то, смог полететь в Космос. Однако была и обратная сторона такого скорого прогресса — гибель космонавтов.

Люди гибли при предполетных подготовках, при взлете космического корабля, при посадке. Всего при космических стартах, подготовках к полетам, включая погибших в слоях атмосферы космонавтов и технического персонала погибло более 350 человек, только астронавтов - около 170 человек.

Перечислим имена погибших во время работы космических кораблей космонавтов (СССР и всего мира, в частности Америки), а затем расскажем кратко историю их гибели.

Ни один космонавт не погиб непосредственно в Космосе, в основном все они погибли в атмосфере Земли, при разрушении или пожаре корабля(космонавты «Аполлона-1» погибли при подготовке к первому пилотируемому полету).

Волков, Владислав Николаевич («Союз-11»)

Добровольский, Георгий Тимофеевич («Союз-11»)

Комаров, Владимир Михайлович («Союз-1»)

Пацаев, Виктор Иванович («Союз-11»)

Андерсон, Майкл Филлип («Колумбия»)

Браун, Дэвид Макдауэлл («Колумбия»)

Гриссом, Вирджил Айвэн («Аполлон-1»)

Джарвис, Грегори Брюс («Челленджер»)

Кларк, Лорел Блэр Сэлтон («Колумбия»)

Маккул, Уильям Камерон («Колумбия»)

Макнейр, Роналд Эрвин («Челленджер»)

Маколифф, Криста («Челленджер»)

Онидзука, Эллисон («Челленджер»)

Рамон, Илан («Колумбия»)

Резник, Джудит Арлен («Челленджер»)

Скоби, Фрэнсис Ричард («Челленджер»)

Смит, Майкл Джон («Челленджер»)

Уайт, Эдвард Хиггинс («Аполлон-1»)

Хасбанд, Рик Даглас («Колумбия»)

Чавла, Калпана («Колумбия»)

Чаффи, Роджер («Аполлон-1»)

Стоит учесть, что истории гибели некоторых космонавтов мы никогда не узнаем, потому что это информация является секретной.

Катастрофа «Союз-1»

««Союз-1» - первый советский пилотируемый космический корабль (KK) серии «Союз». Запущен на орбиту 23 апреля 1967 года. На борту «Союза-1» находился один космонавт - Герой Советского Союза инженер-полковник В. М. Комаров, который погиб во время приземления спускаемого аппарата. Дублёром Комарова при подготовке к этому полёту был Ю. А. Гагарин».

«Союз-1» должен был произвести стыковку с кораблем «Союз-2» для возвращения экипажа первого корабля, однако по причине неполадок старт «Союз-2» был отменен.

После выхода на орбиту начались проблемы с работой солнечной батареи, после неудачны попыток запустить ее, корабль было решено спускать на Землю.

Но при спуске, за 7 км до земли, произошел отказ парашютной системы, корабль ударился о землю со скоростью 50 км в час, взорвались баки с пероксидом водорода, космонавт погиб мгновенно, «Союз-1» почти полностью сгорел, останки космонавта сильно обгорели так, что невозможно было определить даже фрагменты тела.

«Данная катастрофа стала первым случаем гибели человека в полёте в истории пилотируемой космонавтики».

Причины трагедии так и не были установлены до конца.

Катастрофа «Союз-11»

«Союз-11» — космический корабль, экипаж которого в составе трех космонавтов погиб в 1971 году. Причина гибели людей — разгерметизация спускаемого аппарата во время посадки корабля.

Всего через пару лет после гибели Ю. А. Гагарина (сам известный космонавт погиб при авиационной катастрофе в 1968 году), пойдя уже вроде бы по протаренной дорожке покорения космического пространства, ушли из жизни еще несколько космонавтов.

«Союз-11» должен был доставить экипаж на орбитальную станцию «Салют-1», но корабль не смог произвести стыковку из-за повреждения стыковочного узла.

Состав экипажа:

Командир: подполковник Георгий Добровольский

Бортинженер: Владислав Волков

Инженер-исследователь: Виктор Пацаев

Им было от 35 до 43 лет. Всем им посмертно присуждены награды, грамоты, ордена.

Что произошло, почему же космический корабль подвергся разгерметизации — так и не удалось установить, но скорее всего нам эту информацию не сообщат. Но жаль, что в то время наши космонавты были «подопытными кроликами», которых начали без особой надежности, охраны выпускать в Космос после собак. Впрочем, наверное, многие из тех, кто мечтали стать космонавтами понимали какую опасную профессию они выбирают.

Стыковка произошла 7 июня, расстыковка — 29 июня 1971 года. Была неудачная попытка стыковки с орбитальной станцией «Салют-1», экипаж смог перейти на борт «Салют-1», даже в течение нескольких дней пребывала на орбитальной станции, была установлена ТВ-связь, однако уже при первом заходе на станцию космонавты обратили снимание на некоторое задымление. На 11 день началось возгорание, экипаж принял решение спускаться на земле, но выявились неполадки, нарушившие ход расстыковки. Скафандры не были предусмотрены для экипажа.

29 июня в 21.25 корабль отделился от станции, но уже чуть более чем через 4 часа связь с экипажем была потеряна. Был раскрыт основной парашют, корабль приземлился в заданном районе, сработали двигатели мягкой посадки. Но поисковая группа обнаружила в 02.16 (30 июня 1971 года) бездыханные тела экипажа, реанимационные мероприятия успехов не дали.

При расследовании было установлено, что космонавты до последнего пытались ликвидировать утечку, но перепутали клапаны, боролись не за поломанный, тем временем упустили возможность спасения. Они погибли от декомпрессионной болезни — пузырьки воздуха были обнаружены при вскрытии тел даже в клапанах сердца.

Точные причины разгерметизации корабля так и не названы, точнее, не озвучены широкой публике.

В последующем инженеры и создатели космических кораблей, командиры экипажей учли многие трагические ошибки прежних неудачных полетов в Космос.

Катастрофа шаттла «Челленджер»

«Катастрофа шаттла «Челленджер» произошла 28 января 1986 года, когда космический челнок «Челленджер» в самом начале миссии STS-51L разрушился в результате взрыва внешнего топливного бака на 73-й секунде полёта, что привело к гибели всех 7 членов экипажа. Катастрофа произошла в 11:39 EST (16:39 UTC) над Атлантическим океаном близ побережья центральной части полуострова Флорида, США».

На фото экипаж корабля — слева направо: Маколифф, Джарвис, Резник, Скоби, МакНейр, Смит, Онидзука

Этого старта ждала вся Америка, миллионы очевидцев и зрителей по ТВ наблюдали пуск корабля, это было кульминационное время покорения Западом Космоса. И вот, когда произошел грандиозный старт корабля, через секунды, началось возгорание, позже взрыв, кабина шаттла отделилась от разрушенного корабля и упала на скорости 330 км в час о поверхность воды, через семь дней астронавтов найдут в отколовшейся кабине на дне океана. До последнего момента, до удара о воду, некоторые члены экипажа были живы, пытались осуществить подачу воздуха в кабину.

В видео под статьей есть отрывок прямого эфира с запуском и гибелью шаттла.

«Экипаж челнока «Челленджер» состоял из семи человек. Его состав был таким:

Командир экипажа - 46-летний Фрэнсис «Дик» Р. Скоби (англ. Francis «Dick» R. Scobee). Военный лётчик США, подполковник ВВС США, астронавт NASA.

Второй пилот - 40-летний Майкл Дж. Смит. Лётчик-испытатель, капитан ВМС США, астронавт NASA.

Научный специалист - 39-летний Эллисон С. Онидзука. Лётчик-испытатель, подполковник ВВС США, астронавт NASA.

Научный специалист - 36-летняя Джудит А. Резник. Инженер и астронавт NASA. Провела в космосе 6 дней 00 часов 56 минут.

Научный специалист - 35-летний Роналд Э. МакНейр. Физик, астронавт NASA.

Специалист по полезной нагрузке - 41-летний Грегори Б. Джарвис. Инженер и астронавт NASA.

Специалист по полезной нагрузке - 37-летняя Шэрон Криста Корриган Маколифф. Учительница из Бостона, победившая в конкурсе. Для неё это был первый полёт в космос в качестве первого участника проекта «Учитель в космосе»».

Последнее фото экипажа

Для установления причин трагедии создавали различные комиссии, однако большинство сведений были засекречены, по предположениям — причинами крушения корабля были слабое взаимодействие организационных служб, вовремя не выявленные нарушения в работе топливной системы (взрыв произошёл при старте из-за прогара стенки твердотопливного ускорителя) и даже.. теракт. Кто-то говорил о том, что взрыв шаттла был подстроен с целью нанесения удара перспективам Америки.

Катастрофа шаттла «Колумбия»

«Катастрофа шаттла «Колумбия» произошла 1 февраля 2003 года незадолго до окончания его 28-го полёта (миссия STS-107). Последний полёт космического челнока «Колумбия» начался 16 января 2003 года. Утром 1 февраля 2003 года после 16-суточного полета шаттл возвращался на Землю.

НАСА потеряло связь с кораблём примерно в 14:00 GMT (09:00 EST), за 16 минут до предполагаемой посадки на ВПП №33 Космического центра имени Джона Кеннеди во Флориде - она должна была состояться в 14:16 GMT. Очевидцами были засняты горящие обломки шаттла, летящие на высоте около 63 километров при скорости 5,6 км/с. Все 7 членов экипажа погибли».

На фото экипаж — Сверху вниз: Чавла, Хазбанд, Андерсон, Кларк, Рамон, МакКул, Браун

Шаттл «Колумбия» совершал свой очередной 16-дневный полет, который должен был закончиться посадкой на Земле, однако, как гласит основная версия следствия, произошло повреждение челнока во время старта — кусок оторвавшейся теплоизоляционной пены (покрытие предназначалось для защиты от наледи баков с кислородом и водородом) в результате удара повредил покрытие крыла, в результате чего при спуске аппарата когда происходят самые сильные нагрузки на корпус, началось перегревание аппарата и, впоследствии, разрушение.

Еще во время экспедиции шаттла инженеры не раз обращались к руководству НАСА с целью оценки повреждений, визуальному осмотру корпуса челнока с помощью спутников орбит, однако специалисты НАСА заверяли, что нет никаких опасений и рисков, челнок благополучно спуститься на Землю.

«Экипаж челнока «Колумбия» состоял из семи человек. Его состав был таким:

Командир экипажа - 45-летний Ричард «Рик» Д. Хасбанд (англ. Richard «Rick» D. Husband). Военный лётчик США, полковник ВВС США, астронавт NASA. Провёл в космосе 25 дней 17 часов 33 минуты. До «Колумбии» был командиром челнока STS-96 «Discovery».

Второй пилот - 41-летний Уильям «Уилли» К. МакКул (англ. William «Willie» C. McCool). Лётчик-испытатель, астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.

Бортинженер - 40-летняя Калпана Чавла (англ. Kalpana Chawla). Научный сотрудник, первая женщина-астронавт NASA индийского происхождения. Провела в космосе 31 день 14 часов 54 минуты.

Специалист по полезной нагрузке - 43-летний Майкл Ф. Андерсон (англ. Michael P. Anderson). Учёный, астронавт NASA. Провёл в космосе 24 дня 18 часов 8 минут.

Специалист по зоологии - 41-летняя Лорел Б. С. Кларк (англ. Laurel B. S. Clark). Капитан ВМС США, астронавт NASA. Провела в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.

Научный специалист (врач) - 46-летний Дэвид МакДауэлл Браун (англ. David McDowell Brown). Лётчик-испытатель, астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.

Научный специалист - 48-летний Илан Рамон (англ. Ilan Ramon, ивр. ‏אילן רמון‏‎). Первый израильский астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут».

Спуск шаттла произошел 1 февраля 2003 года, в течение часа должна была произойти посадка на Землю.

«1 февраля 2003 года в 08:15:30 (EST) челнок «Колумбия» начал свой спуск на Землю. В 08:44 челнок начал входить в плотные слои атмосферы». Однако из-за повреждений передняя кромка левого крыла начала сильно перегреваться. С периода 08:50 корпус корабля терпит сильные тепловые нагрузки, в 08:53 от крыла стали отваливаться обломки, но экипаж был жив, еще была связь.

В 08:59:32 командир отправил последнее сообщение, прервавшееся на полуслове. В 09:00 очевидцы уже засняли взрыв шаттла, корабль развалился на множество обломков. то есть судьба экипажа была предрешена ввиду бездействия НАСА, но само разрушение и гибель людей произошли в считанные секунды.

Стоит заметить, что шаттл «Колумбия» эксплуатировался много раз, на момент гибели кораблю было 34 года (в эксплуатации у НАСА с 1979 года, первый пилотируемый полет в 1981 году), 28 раз летал в Космос, однако этот полет оказался роковым.

В самом космосе не погиб никто, в плотных слоях атмосферы и в космических кораблях - около 18 человек.

Кроме катастроф 4-х кораблей (двух российских — «Союз-1» и «Союз-11» и американских — «Колумбии» и «Челленджера»), в которых погибло 18 человек, было еще несколько катастроф при взрыве, пожаре в дополетной подготовки, одна из самых известных трагедий - пожар в атмосфере чистого кислорода при подготовке к полету «Аполлона-1», тогда погибли трое американских космонавтов, при аналогичной ситуации погиб совсем молодой космонавт СССР - Валентнн Бондаренко. Космонавты просто сгорели заживо.

Ещё один астронавт НАСА Майкл Адамс погиб при испытаниях ракетного самолёта «X-15».

Юрий Алексеевич Гагарин погиб при неудачном полете на самолете во время обычной тренировки..

Наверное, цель людей шагнувших в космос была грандиозна, и не факт, что даже зная свою судьбу - многие отреклись бы от космонавтики, но все же всегда нужно помнить какой ценой нам проложен путь к звездам…

На фото памятник погибшим космонавтам на Луне

Россия-СССР стали первой космической державой! И продолжает быть в настоящее время!
Сколько себя помню - все знали имена космонавтов, это были главные герои - как сейчас бы сказали "супермены" - мирного советского времени.
На время полетов прерывались все радио и телепередачи, гениальный Левитан торжественно объявлял о новом полете, потом в газщетах на первых полосах печатали фото новых космонавтов.

Белка и Стрелка тоже полетели задолдго до моего рождения, но я их почему-т о тоже знала.
.
Рутиной полеты в космос тали где-то во второй половине 70-х годов.
До затуханитя интереса последним "всплеском" был "Союз-Апполон". В Омске прямая трансляция стыковки американского и советского кораблей была ночью, я помню ею сквозь сон, меня разбудил двоюродный брат (на 10 лет меня старше), он не спал, очень хотел видеть это историческое событие.

Потом отряд космонавтов пополнялся новыми лицами, космонавтов стало много, уже не все их знали. Более "раскрученными" были полеты с космонавтами из социалистических стран.
Но первых - знали все!

Первые космонавты СССР

Космонавт №1 - Юрий Алексеевич Гагарин (1934 - 1968)

Юрий Гагарин (1934—1968), лётчик- истребительной авиации, первый космический полёт:
12 апреля 1961 «Восток».
Погиб 27 марта 1968 года в авиакатастрофе.


Похороны Гагарина

Исторический полет Юрия Алексеевича Гагарина состоялся утром 12 апреля 1961 года.
Космический корабль "Восток" стартовал с космодрома Байконур и, облетев один раз вокруг Земли, приземлился в Саратовской области.
Причем, Гагарин катапультировался и приземлялся с парашютом.

Космонавт №2 Герман Степанович Титов (1935 - 2000)

Герман Степанович Титов (1935—2000), лётчик ПВО, один космический полёт: 6 августа 1961 «Восток-2». Покинул отряд космонавтов 17.06.1970.
В дальнейшем работал в институте космических исследований.

Космонавт №3 Андриан Григорьевич Николаев (1929 -2004)

Андриян Григорьевич Николаев (1929—2004), лётчик ПВО, два космических полёта: 11 августа 1962 «Восток-3»; 1 июня 1970 «Союз-9». Покинул отряд космонавтов 26.01.1982.

Космонавт №4 Павел Романович Попович (1930 - 2009)

Павел Романович Попович (1930—2009), лётчик ВВС, два космических полёта: 12 августа 1962 «Восток-4»; 3 июля1974 «Союз-14». Покинул отряд космонавтов 26.01.1982.

Космонавт №5 - Валерий Фёдорович Быковский (1934)

Валерий Федорович Быковский (1934), лётчик ВВС, три космических полёта: 14 июня 1963 «Восток-5»; 15 сентября 1976 «Союз-22»; 26 августа 1978 «Союз-31». Покинул отряд космонавтов 26.01.1982.

Космонавт №6 - Первая женщина - космонавт - Валентина Владимировна Терешкова (г.р.1937)

Космический полет 16 июня 1963 год, «Восток-6», одновременно на орбите находился Восток-5, пилотируемый летчиком космонавтом Валерием Быковским.

Космонавт №7. Владимир Михайлович Комаров


Владимир Михайлович Комаров (1927—1967), лётчик-инженер ВВС, два космических полёта: 12 октября 1964«Восход»;
23 апреля 1967 «Союз-1». 24 апреля 1967 Вла димир Комаров погиб во время посадки после выполнения полёта на космическом корабле «Союз-1». (Его дублером в этом полете был назначен Ю.А.Гагарин).
У нас дома есть книжка про Комарова.

12 октября 1964 года в космос полетел первый в мире многоместный космический корабль. Впервые в составе экипажа были не только лётчик, но также инженер и врач.
Впервые в истории экипаж совершал полёт без скафандров.
Впервые была применена система мягкой посадки. Позывной «Рубин» сутки звучал с орбиты. Итоговая длительность полёта составила одни сутки 17 минут, за это время корабль 16 раз облетел земной шар.

Космонавт №8. Константин Петрович Феоктистов

Константин Петрович Феоктистов (1926 - 2009),лётчик-космонавт СССР, научный сотрудник-космонавт космического корабля «Восход», 8-й космонавт СССР и 12-й космонавт мира, доктор технических наук.
К. П. Феоктистов был первым гражданским космонавтом и единственным в истории советской космонавтики беспартийным, совершившим космический полёт.
Участник Великой Отечественной войны с 1941 г. Воевал в пехоте, был разведчиком. В 1942 г. был схвачен немцами и расстрелян, но остался жив.
Во время Великой Отечественной войны Феоктистов бросил учебу и ушел на фронт. Воевал разведчиком войсковой части. Во время выполнения разведки в городе Воронеж Феоктистов был схвачен немецким патрулём и чудом выжил после расстрела:
После окончания МВТУ в 1949 г. работал в НИИ-1 в группе М. К. Тихонравова, затем в ОКБ-1 (ныне НПО "Энергия").
Участвовал в разработке первого искусственного спутника Земли, кораблей "Восток", "Союз", "Союз Т", "Союз ТМ", "Прогресс", "Прогресс-М", орбитальных станций "Салют" и "Мир".
В отряде космонавтов с 1964 г. 12—13 октября 1964 г. совершил полет в космос на корабле "Восход-1".

Космонавт №9 Борис Борисович Егоров

Борис Борисович Егоров (1937 - 1994). Врач - космонавт. Совершил один полёт на многоместном корабле "Восход 1" , продолжительностью — 1 сутки 0 часов 17 минут 3 секунды.
В дальнейшем работал в институте медико-биологических проблем по проблемам невесомости.
Доктор медицинских наук.

Космонавт №10 Павел Иванович Беляев

Беляев Павел Иванович (1925—1970), лётчик морской авиации, один космический
полёт: пилотировал 18 марта 1965 «Восход-2».

Окончил Ейское военно-авиационное училище летчиков в 1945 году, участник советско-японской войны август- сентябрь 1945 года.
При посадке корабля «Восход-2», из-за отклонений в работе системы ориентации корабля на Солнце, П. И. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. Эти операции были выполнены впервые в мире.
В результате «Восход» совершил посадку в нерасчётном районе в 180 км севернее города Перми. В сообщении ТАСС это называлось посадкой в «запасном районе», который на самом деле являлся глухой пермской тайгой..
Две ночи космонавтам пришлось провести одним в диком лесу при сильном морозе. Только на третий день к ним пробились по глубокому снегу спасатели на лыжах, которые вынуждены были рубить лес в районе посадки «Восхода», чтобы расчистить площадку для приземления вертолета.
Продолжительность полёта — 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд.

Космонавт № 11. Алексей Архипович Леонов.

Первый в мире выход в открытый Космос.
Алексей Леонов (1934), лётчик ВВС, два космических полёта: 18 марта 1965 «Восход-2»; 15 июл я 1975«Союз-19». Покинул отряд космонавтов 26.01.1982.

Леонов совершил первый в истории космонавтики выход в открытый космос продолжительностью 12 минут 9 секунд. Во время выхода проявил исключительное мужество, особенно в нештатной ситуации, когда разбухший космический скафандр препятствовал возвращению космонавта в космический корабль. Войти в шлюз Леонову удалось только стравив из скафандра излишнее давление, при этом он залез в люк корабля не ногами, а головой вперед, что запрещалось инструкцией.
В 1975 году, 15 -21 июля Леонов совместно с В. Н. Кубасовым совершил второй полёт в космос в качестве командира космического корабля «Союз-19» по программе «ЭПАС» (другое, часто упоминаемое название программы — «Союз — Аполлон»).
А.А.Леонов - автор около 200 картин и 5 художественных альбомов, среди которых великолепные космические пейзажи, фантастика, земные пейзажи, портреты друзей (акварель, масло, голландская гуашь).

15 апреля - день рождения летчика - космонавта СССР №12 Георгия Тимофеевича Берегового.

Георгий Тимофеевич Береговой родился 15 апреля 1921 года в украинском селе Фёдоровка Полтавской губернии. Детство и юность провел в городе Енакиево. Именно здесь он закончил школу, сделал первые шаги трудовой биографии - электрослесарем на Енакиевском металлургическом заводе, здесь впервые поднялся в воздух, будучи курсантом Енакиевского аэроклуба.
К началу Великой Отечественной войны Георгий Береговой был вполне подготовленным летчиком-штурмовиком. Судьба хранила его, хотя в военные годы отважному летчику пришлось неоднократно смотреть смерти в лицо. Он закончил войну Героем Советского Союза.



После войны он успешно окончил высшие офицерские курсы летчиков-испытателей. Он работал летчиком-испытателем СССР, получив в 1961 году звание заслуженного летчика-испытателя СССР, а в 1963 году добился зачисления в отряд космонавтов, несмотря на возраст.
Пройдя полный курс подготовки к полётам на кораблях типа Союз, 26 -30 октября 1968 года - в 47 лет! - совершил космический полет на корабле Союз-3. В полете была первая в истории попытка стыковки с беспилотным кораблём Союз-2 в тени Земли. Полет продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За совершение космического полёта 1 ноября 1968 награждён второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

Прошедший войну без серьезных ранений, он в мирное время едва не погиб: 22 января 1969 г. в Кремле во время торжественной встречи космонавтов офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которое ехал Береговой, приняв её за автомобиль Брежнева. Ошибке способствовало и лёгкое внешнее сходство Берегового с Брежневым. Сидевший за рулем водитель был смертельно ранен, а Береговой получил легкие ранения от осколков лобового стекла.
После космического полета генерал-лейтенант авиации Береговой еще долго работал начальником Центра подготовки космонавтов и воспитал целое поколение аргонавтов космоса. Он вышел в отставку в 1987 в звании генерал-лейтенанта. Но продолжил активную общественную работу в качестве депутата Верховного Совета СССР.

Георгий Береговой скончался 30 июня 1995 года во время операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Спасибо за информацию: