Кто написал повелитель мух. Никто не хотел публиковать роман

В результате авиакатастрофы на необитаемый остров попадают дети. Выбрав главного, которым становится мальчик по имени Ральф, они начинают думать, как же им отсюда спастись. В результате соперничества появляется второй лидер – мальчик по имени Джек – за которым на другую часть острова уходит всё больше и больше детей, пока Ральф не остаётся один вместе с тремя друзьями: толстым Хрюшей и близнецами Эриком и Сэмом.

Пока группа под предводительством Джека ведёт «дикарский» образ жизни, группа Ральфа по-прежнему пытается найти способ, как спастись. В своих поступках «дикари» в конце концов доходят и до убийства – сперва мальчика по имени Саймон, потом убивают и Хрюшу. Ведя охоту за Ральфом, они поджигают лес, и этот пожар замечают спасатели – они высаживаются на остров и спасают детей.

Роман учит нас тому, что любой человек – взрослый он или ребёнок, – выбравшись из цивилизованного общества, начинает морально деградировать, возвращаясь к своим «дикарским» корням, становясь жестоким; он теряет разум и превращается в настоящего дикаря. Роман так же говорит нам и о том, что абсолютно в любом человеке всегда продолжает жить внутренний зверь, разбудить которого ничего не стоит.

Подробное краткое содержание Голдинг Повелитель мух

Во время войны проводится эвакуация детей. Во время эвакуации в результате авиакатастрофы группа детей оказывается на необитаемом острове. Мальчик Ральф знакомится с другим – толстым, носящим большие очки и страдающим астмой (чем он весьма гордится, потому что в школе он такой всего один) – мальчиком, которого все называют Хрюшей. Тем не менее, Хрюша весьма сообразителен и обладает хорошей смекалкой. Вместе с Ральфом они находят морскую раковину, с помощью которой созывают детей со всего острова на собрание. Отовсюду начинают стягиваться дети. Из всех выделяется отряд хористов под руководством Джека Меридью. Джек – гордый и высокомерный мальчик, требующий называть себя по фамилии, как взрослого.

Выяснив, что вокруг нет никого из взрослых, на совете принимается решение выбрать главного. На роль лидера выдвигаются две кандидатуры: Хрюша выдвигает Ральфа, созвавшего совет, Джек Меридью выдвигает себя сам. Большинством голосов главным становится Ральф, за которого голосовали все, кроме хористов. Джек, кажется, смиряется с этим и назначает хористов отрядом охотников, а себя – главным над ними.

Начинают появляться слухи о водящемся на острове страшном существе: то ли Звере, то ли Змее – никто не может сказать точно, как именно его зовут. Эти слухи сеют страх, особенно у маленьких детей-шестилеток. Ральф успокаивает их, говоря, что на таком маленьком острове никаких огромных зверей не водится.

Ральф предлагает разжигать сигнальные костры, чтобы их заметили. В этом им помогают Хрюшины очки, с помощью которых дети разводят огонь. Ответственность за поддержание костра берут на себя охотники. На острове разгорается пожар, и в пожаре теряется один из маленьких мальчиков.

По предложению Хрюши, который часто предлагает хорошие практические идеи, дети начинают строить шалаши, чтобы ночью было не так холодно спать. Они начинают обустраиваться на острове.

Однажды, охотясь за свиньёй, охотники бросили костёр. Огонь потух, из-за этого проплывавший мимо острова корабль никого не заметил. Новый костёр развести не получается.

Слухов о страшном чудовище становятся больше. Однажды его видят и Ральф с Джеком. На собрании, созванном из-за этого, между Ральфом и Джеком происходит серьёзный конфликт, из-за которого Джек покидает остальных детей, уходит на другую часть острова и предлагает всем желающим отправиться вместе с ним, обещая им «дикарский» образ жизни и частую охоту. Постепенно дети начинают уходить за ним, покидая группу Ральфа и Хрюши. На острове появляются два лагеря: остатки первого, руководителем которого является Ральф, и второй, новый лагерь, предводителем которого становится Джек Меридью, именующийся теперь Вождём. Постепенно Ральфа покидают все. С ним остаются только Хрюша и двое близнецов – Эрик и Сэм.

Второй лагерь постепенно превращается в настоящее «дикарское» общество. Помимо постоянной жестокой охоты на свиней, там появляются ритуальные танцы и культ «Зверя», которому покланяются все охотники. Вся эта дикость однажды приводит к смерти мальчика по имени Саймон, бывшего некогда помощником Ральфа. Перед смертью он, помешавшись, разговаривает со Зверем – свиной головой, воткнутой на палку, предвещающей его смерть. Дети убивают Саймона. Ральф видит это. Теперь только Ральф, Хрюша и близнецы Эрик и Сэм – вчетвером – понимают всю настоящую бедственность своего положения, заключающуюся не только в шансах не выбраться с этого острова, но и в страшных переменах в других детях.

Лишившись огня, охотники предпринимают вылазку. Они нападают на лагерь Ральфа для того, чтобы забрать себе очки Хрюши для разведения костра. Это удаётся. Группе Ральфа приходится идти в лагерь охотников, чтобы забрать очки обратно. Они пытаются убедить Вождя Меридью объединиться, создать общий костёр и снова продолжать помогать друг другу. Но всё это безуспешно. В итоге «дикари»-охотники убивают Хрюшу, а близнецов Эрика и Сэма берут в плен и под пытками убеждают их вступить в их племя. Ральф остаётся совсем один.

Вождь и охотники объявляют облаву на Ральфа с целью уничтожить его. Дикари поджигают лес, желая вытеснить Ральфа, метают в него копья и стараются убить. Ральф убегает от них.

Дым от пожара поднимается высоко, и его замечают. На остров высаживаются военные моряки, приплыв к берегу на катерах с крейсера. Дети выбегают на берег, и обнаруживают там лодки со спасателями. Боевые крики охотников затихают.

Ральф всё рассказывает морскому офицеру, как сперва всё выглядело хорошо, а дети вели себя достойно, а потом вдруг все начали терять приличное обличье, появились дикари и двое детей даже были убиты. Ральф начинает плакать, вспоминая и осознавая всё произошедшее. Вслед за ним плачут и другие дети. Офицер даёт им время, чтобы овладеть собой.

Картинка или рисунок Голдинг - Повелитель мух

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Былина о Добрыне Никитиче и Змее Горыныче

    Под стольным градом Киевом жила женщина вместе с сыном своим Добрыней. Добрыня знаменит был: красивый, умный, смелый и веселый.

  • Краткое содержание Песнь о моем Сиде

    Данное произведение является «отправной точкой» для испанской культуры, литературы, словесности. Первую версию произведения относят иногда к началу четырнадцатого века. Сид – настоящий герой для испанского народа.

  • Краткое содержание О мышах и людях Стейнбек

    Главные герои приходят на ферму в поисках работы. Джордж - маленький, умный и циничный, а Лени - ребенок в теле взрослого, сильного мужчины, который грезит о разведении кроликов.

  • Краткое содержание сказки Горшочек каши братьев Гримм
  • Краткое содержание Вечно живые Розов

    Борис, работающий на секретном заводе и имеющий право на бронь, уходит добровольцем на фронт. Это происходит в канун дня рождения его любимой девушки, Вероники. Вероника не успевает попрощаться с Борисом

Пискунова Татьяна Александровна,учитель русского языка и литературы МБУ «Гимназия №38», Почетный работник общего образования РФ, г.Тольятти[email protected]

Роман У.Голдинга«Повелитель мух» как трагическое произведение

Аннотация. Статья посвящена анализу романа У.Голдинга «Повелитель мух» и рассматривает его как произведение трагическое. Подробно анализируется конфликт романа, что позволяет сделать вывод о его трагической природе. Ключевые слова: литературоведение, категория трагического, конфликт, трагический конфликт, драматический конфликт.

Категория трагического –одна из основных категорий эстетики искусства. С трагизмом связано, по словам Н.Бердяева, «как всё самое мучительное, так и всё самое прекрасное в жизни, подымающее нас над обыденной пошлостью и мещанством»1.Вся литература,так или иначе,затрагивает эту категорию, более того, основана на ней. Анализируя практически любое художественное произведение,мы говорим о трагическом конфликте,и поэтому обращение к категории трагического будет всегда актуальным вопросомв литературоведении. Что включает в себя категория трагического? Н.Бердяев, русский философ,определяет сущность трагическогокак «безысходность», как «неискоренимыепротиворечия действительности»–это, прежде всего, смерть, которая неустранима, тогда как в человеческой душе живёт жажда вечной жизни, бессмертия. Но и сама жизнь ведь наполнена умиранием: умирают надежды, умирают чувства, гибнут силы.Трагизм показывает, что жизнь лишена смысла, но именно трагизм заставляет с особенной силой ставить вопрос о смысле и цели жизни. «Я бы сформулировал так философскую сущность трагизма, –писал Н.Бердяев в статье «К философии трагедии. Метерлинк», –трагическая красота страдающих и вечно недовольных есть единственный достойный человека путь к блаженству праведных»2. Моральная проблема начинается там, где начинается трагедия, и только люди, прикоснувшиеся к трагедии, имеют внутреннее право говорить о добре и зле. На наш взгляд, такое право получает в первую очередь литература. И говоря о категории трагического, предпочтительно рассматривать её на примере творчества писателей или поэтов, так или иначе поднимающих проблемы нравственного порядка.Словарь Ожегова определяет слово«трагедия»многозначно:этои драматическое произведение, изображающее напряжённую борьбу, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя;это и потрясающее событие, тяжкое переживание, несчастье3.Но таковым потрясающим событием и несчастьем, на наш взгляд, является и моральная гибель личности. Поэтому любой трагический конфликт –это всегда конфликт, касающийся духовнонравственных проблем,заключенных в самой личности.Именно такой конфликт разворачивается перед нами на страницах романа лауреата Нобелевской премииУильяма Голдинга «Повелитель Мух». Традиционно это произведение определяетсякак произведение драматическое, но,на наш взгляд,конфликт произведения носит трагический характер.Для того, чтобы определить, каким является конфликт в романе необходимо четко понимать разницу между понятиямитрагического и драматического в 1Бердяев Н. Философия творчества, культуры, искусства. –М., «Искусство», 1994, 2 том, стр. 982Бердяев Н. Философия творчества, культуры, искусства. –М., «Искусство», 1994, 2 том, стр. 1793Ожегов С. Толковый словарь русского языка. 100000 слов, терминов и выражений. Издательство: «АСТ», «Мир и Образование» 2016 г. стр. 47литературе.Трагическое -эстетическая категория, для которой характерно наличие неразрешимого конфликта. В основе трагического-конфликты в жизни человека или группы людей, которые не могут быть разрешены, так как не зависят от воли человека, но с которыми нельзя и примириться. Словарь литературоведческий терминов определяет трагическое в литературе как «всё, отмеченное крайне острыми столкновениями человека и мира, сопровождающееся тяжелыми переживаниями, страданиями и обычно заканчивающееся гибелью личности, крушением ее идеалов».1Необходимо добавить, однако, что трагическое не обязательно предполагает смерть главного героя, однако безысходные страдания для него неизбежны. Костелянец Б. О определяет трагическое в литературе как «запечатленное представление о невосполнимой утрате человеческих ценностей»2. В борьбе, которую ведут трагические герои, с большой полнотой обнаруживаются героические черты человеческого характера. Важно отметить, что классическое понимание трагического восходит к Аристотелю, а теоретическая разработка понятия -к эстетике романтизма и Гегелю. По мнению Аристотеля, «трагическое переживание зрителя способствует воспитанию высоких человеческих чувств»3. Аристотель видел источник трагического в ошибке героя, совершающего преступление по незнанию, хотя практика античной трагедии была шире. Гегель трансформировал аристотелевское понятие ошибки в концепцию трагической вины.Драматический конфликт, как его определяет словарь литературоведческих терминов,предполагает отражение в художественном произведении «противоречий действительности, которые являются основой конкретного столкновения характеров, реализуемого в событии и организующего все компоненты произведения, являющиеся источником действия»4. Борьба персонажей драматического произведения есть образное выражение проблемы, поставленной писателем, является его темой. Конфликт, вотличие от трагического,не столь возвышенный, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим.В драматическом конфликте находятся герои, которые протестуютпротив своей судьбы, но драматические конфликты в отличие от трагических не являются непреодолимыми. В основе их лежит столкновение персонажей с такими силами, принципами, традициями, которые противостоят им извне. Если герой драмы гибнет, то его смерть во многом -акт добровольного решения, а не результат трагически безысходного положения. Необходимо отметить главное отличие трагического от драматического: в драме трагический герой оказывается в трагической ситуации невольно, а не изза совершенной им ошибки. Таким образом, трагический конфликт является неразрешимым, влекущим за собой тяжёлые страдания и гибель героев. Именно такой неразрешимый конфликт, который при этом носит, несомненно,нравственный характер, и присутствует в романе «Повелитель мух». Обратимся к событиями героям романа. Роман «Повелитель мух» был написан Голдингом и издан в 1954 году и вызвал настоящий шок у читателей. Только что закончилась Вторая мировая война, и мир все еще переживал (в том числе и психологически) ее последствия. Истины о человеческой сущности, которые открывал в романе Голдинг, стали новым потрясением. «Я начал понимать, на что способны люди…», –писал автор, вновь переживая опыт военных лет, Именно этот опытлишил его каких бы то ни было иллюзий о сущности человеческой природы. С таким внутренним психологическим настроем он пишет роман. 1Тураев С. Словарь литературоведческих терминов. –М., «Просвещение», 1974 г. стр. 54552Костелянец Б. О. Драма и действие: Лекции по теории драмы / Сост. и вст. ст. В. И. Максимов, вст. ст. Н. А. Таршис. М.: Совпадение, 2007. 502 с.3Аристотель Поэтика. Риторика. –СанктПетербург, «Азбука», 2000 г. стр. 1401464Тураев С. Словарь литературоведческих терминов. –М., «Просвещение», 1974 г. стр. 2324В основе сюжета лежит авиакатастрофа, после которой группа выживших детей попадает на необитаемый остров и оказывается изолированной от всего мира. Главная задача –суметь выжить. Первоначальный конфликт–между обстоятельствами и стремлением героев преодолетьих –не является по свой сути трагическим. Однако по мере того, как дети начинают строить новое общество, конфликт начинает приобретать трагический характер.

Изначально культурная, цивилизованная группа из детей и подростков –певчих церковного хора –постепенно начинает утрачиватьсвязь с общественными нормами и моральными принципами.Более того, дети начинают убивать другу друга без явных видимых причин.

Тема утраты человеческого в человеке не может не нести трагический характер. В романе эта тема усугубляется тем, что утрачивают человеческий облик дети. Дети в литературе всегда рассматривались как носители нравственной чистоты, незапятнанной совести. Вспомним Ф.М.Достоевского:в каждом его романе присутствуют детские образы, и все это –незапятнанные, ангельские образы. Но в своем романе Голдинг рассматривает эту проблему подругому.Автор исследует природу ребенка, помещая благопристойных английских мальчиков в экстремальные обстоятельства. Не случайно пространство, на котором развивается действие, ограничено. Это по сути своеобразныйэксперимент над человеком, проверка на нравственную стойкость. Писатель открываетв ребенке противоречия, очень непростой внутренний мир и разрушает миф о детской невинности. Стремительное развитие техники в современном мире заставили человека поверить, что с помощью технического прогресса возможно все. Но прагматичныйXXвек (а сейчас можно говорить и о XXI веке) забыл о главном –о душах людей. В результате,дети превратились в дикарей, убивающихи не чувствующихза собой вины. Таким образом, можно утверждать, что Голдинг показал не конкретные, характерные для определённого времени идеи, а вневременные. Конфликт романа, таким образом, мы можем определить как конфликт между первоначальным стремлением сохранить человеческий облик и сущностью человеческой натуры –страшной, способной опуститьсядо самых жестоких преступлений в условиях отсутствия позитивной сдерживающей силы. И этот конфликт несет несомненный трагический характер, посколькуостается в романе неразрешимым, но и примириться с ним нельзя.Как драматический конфликт перерастает в трагический? Проанализируем ход событий. С самого начала детьми движут добрые намерения. Завязка романа приходится на момент знакомства главных героев романа –Ральфа и Хрюши: мальчики, встретившись сразу после катастрофы, пытаются осознать, что с ними произошло, и наметить пути решения проблемы. Путь решения, на их взгляд один –вести себя как взрослые. Они собирают вокруг остальных детей морской раковиной (она становится своеобразным символом демократии, который впоследствии будет разбит) и поначалу пытаются сохранить на острове культурные и цивилизованные основы своей страны.Юные англичане стараются остаться вместе, построить небольшое общество так, как было на большой земле. Мальчики по инерции подчиняются законам взрослым. Они решают постоянно поддерживать на горе костер, соорудить палатки.В первую очередь они голосованием выбирают главного. Заводят правила и законы, главным из которых является поддержание дымящегося костра. Для защиты от дождя дети строят шалаши, старшие мальчики помогают малышам доставать высоко растущие фрукты.Примечательно, что Ральф–самый умный герой воспринимает лишённый взрослых мир как сказку, в которой всё хорошо. Другие дети также относятся к случившемуся как к игре: малыши строят на берегу песчаные замки, купаются. Но часть бывших хористовво главе с главным антиподом Ральфа –Джеком Меридью –становятся «охотниками».Конфликт начинает приобретать трагический характер, когда переходит в область межличностных отношений и на первый план выходит проблема поведения человека в условиях отсутствияправил инорм поведения. Первые тревожные шаги к уничтожениюправилначинаются в 4 главе. Создаются маски. Изначальной целью была маскировка, но позже охотники почувствовали, что они могут скрыться за этой маской, притвориться кемто другим и не нести ответственности: «Круглая солнечная заплата легла на лицо, и глубь высветлилась ярким зеркалом. Он недоуменно разглядывал –не себя уже, а пугающего незнакомца. Потом выплеснул воду, загоготал и вскочил на ноги. Возле заводи над крепким телом торчала маска, притягивала взгляды и ужасала. Джек пустился в пляс. Его хохот перешел в кровожадный рык. Он поскакал к Биллу, и маска жила уже самостоятельной жизнью, и Джек скрывался за ней, отбросив всякий стыд... Маска завораживала и подчиняла»1. Если проанализировать весь рядглаголов в этом отрывке мы получаем возрастающую градацию: маска «притягивала, ужасала, завораживала и подчиняла» –подчеркивающую исчезновение личности, живущей по неписаным нравственным законам. Неслучайно автор подчеркивает, что маска «жила самостоятельной жизнью».Маски позволили освободиться от правил и обязанностей, охотники перестали им подчиняться. Они сразу же оставили костёр. Это было главное правило на острове и их единственный шанс на спасение. На острове перестают действовать запреты взрослых,а значит,дети оказываются во власти инстинктов. Все их внутренние конфликты –страх, стыд, беспомощность находят –воплощение во внешнем конфликте в форме агрессивного поведения по отношению друг к другу. Так, начинает проявляться внутренний конфликт –столкновениебиологического и социального начал в сознании подростков–

и постепенно приобретает трагический характер. Можно вспомнить опыт психолога З. Фрейда, который показывает, что там, где пропадает страх перед строгостью родителей, усиливается страх перед угрызениями совести; там, где смягчается строгость «сверхя» (роль которого часто играют родители), у детей, как правило, возникает страх перед силой собственных влечений, ощущение беспомощности перед ними. Мы уже говорили, что теория литературы определяет трагический конфликт как «представление о невосполнимой утрате человеческих ценностей». Именно это и происходит в романе Голдинга –трагический разлад между внутренней нравственностью героев и постепенным их превращением в зверей, не подчиняющихся никаким законам. Конфликт усугубляется с первой пролитой кровью. Как только один из героев –Джек–понимает, что ему по силам убить поросёнка, охота из забавы превращается в образ жизни, а он становится вожаком«С этого момента в их головах начал играть кровожадный песня: «Бей свинью! Глотку режь! Выпусти кровь!»,«На лицах близнецов, будто на двоих одна, сияла самозабвенная улыбка. Джека распирало, он не знал, с чего начать», –так описывает состояние герояавтор. Вслед за своим вожаком бывшие хористы также меняются до неузнаваемости: они наносят на лица кровожадные маски и полностью отдаются жажде убийства. Героями владеет новое чувство –чувство власти над другими –и они уже не стремятся вернуться в привычный мир людей, в привычный мир правил.

Сначала охотники бросают костёр, затем и вовсе превращаются в дикое племя во главе с Вождём, чьи приказания исполняются беспрекословно. Трагизм происходящего усиливается от того, что постепенно племяпереманивает остальных «жителей» острова –малышей. Их манит не только возможность есть мясо, но и сила племени, отсутствие контроля. Здесь лишь сплошная игра, и в том, что все 1Голдинг У. «Повелитель мух» М., «АСТ», 2014, стр. 63

происходящее дети воспринимают как игру, –тоже особый трагизм. Перед потрясенным читателей возникает новая, опьянённая вседозволенностью цивилизация, которая боится лишь выдуманного ими самими Зверя. Его решают умилостивить отвратительным подарком–насаженной на палку свиной головой, вокруг неё собираются мухи, превращая и без того омерзительный предмет вматериализовавшийся облик Зла.Нельзя не заметить, что образ Зверя в романе прямо соотносится с образом Дьявола. Первоначально Зверь появляется в ночных кошмарах малышей, которые видят его как «змея», висящего на деревьях. А это уже переводит конфликт романа в область вечного конфликта добра и зла, Бога и Дьявола. Интересно, что дети поразному относятся к Зверю. Оптимистично настроенный Ральф считает Зверя выдумкой, Хрюша отрицает его существование, опираясь на научные знания о мире. Большинство же ребятв тайне боятся того, кто может их убить, не подозревая, что, в первую очередь, бояться нужно самих себя. Так закономерно конфликт драматический –

герой и обстоятельства, которые он преодолевает, –превращается во внутренний, неразрешимый,трагический конфликт между божественным и дьявольским, глубоко сидящим в самой природе человека. Это знание открывается только одному из героев –самому слабому и, одновременно, самому разумному –постоянно падающему в обморок Саймону. Столкнувшись один на один со свиной головой, он начинает мысленно разговаривать с ней и получает чёткий ответ о том, что Зверь –это неотделимая частьего самого. В конце восьмой головы Повелитель Мух неожиданно начинает словно говорить голосами мальчиков, находящихся на острове. И таким образом, предсказывает последующую судьбу Саймона: «Я тебя предупреждаю. Ты доведешь меня до безумия. Ясно? Ты нам не нужен. Ты лишний. Понял? Мы хотим позабавиться здесь на острове. Понял? Мы хотим здесь на острове позабавиться. Так что не упрямься, бедное, заблудшее дитя, а не то…[…]…не то, –говорил Повелитель мух, –мы тебя прикончим. Ясно? Джек, и Роджер, и Морис, и Роберт, и Билл, и Хрюша, и Ральф. Прикончим тебя. Ясно?»1

Но Зверь уже начал пробуждаться –он словно складывается из совокупности маленьких «зверей», которыми становятся одичавшие охотники: начав с уничтожения свиней, они заканчивают убийством себе подобных. Первоначально охоту на человека они маскируют под игру: один мальчик изображает свинью, другие делают вид, что загоняют «её» в ловушку и убивают. Затем звериные инстинкты когдато цивилизованных детей выходят наружу,и убийство совершается понастоящему.В эту ночь воображаемый детьми зверь покинул остров. Он больше был им не нужен, они сами стали как звери.Ральф, Хрюша и близнецы Эрик и Сэм, ставшие невольными свидетелями и, возможно, участниками убийства Саймона, настолько потрясены случившимся, что пытаются сделать вид, будто этого не было. Никто из мальчиков не желает вспоминать о «пляске», но когда избежать этого не удаётся, каждый предпочитает остановиться на версии, что произошедшее с Саймоном –всего лишь несчастный случай. Те, кто как будто еще остались людьми, ничего не сделали, чтобы помочь своему другу. Голдинг утверждает, что бездействие –это тоже преступление, что ничего не сделать –тоже значит подчиниться зверю и потерять человеческий облик:«Ральф рыдал над прежней невинностью, над тем, как темна человеческая душа, над тем, как переворачивался тогда на лету верный мудрый друг по прозвищу Хрюша»2. Преступление и бездействие в ответ ему –еще одна сторона трагического конфликта романа. Однако Бердяев считал, что только люди, прикоснувшиеся к трагедии, имеют 1Голдинг У. «Повелитель мух» М., «АСТ», 2014, стр. 3452Голдинг У. «Повелитель мух» М., «АСТ», 2014, стр. 336внутреннее право говорить о добре и зле, и потому такое право и приобретает Ральф.Последующее убийство Хрюши,совершённое при свете солнца, и травля Ральфа служат кульминацией «Повелителя мух». Очень символично, что после смерти Хрюши разбивается рог –символ цивилизации и демократии. Он, воплощая в себе предмет власти, порядка, цивилизации, разрушается, как конечная точка. Племя уже перешло за грань, обратно им не вернуться. «Гибель рога, смерть Хрюши и Саймона нависли над островом, как туман. Раскрашенные дикари ни перед чем не остановятся», –пишет Голдинг1. Окончательно обезумевшие дети выпускают своего внутреннего «Зверя» на волю и останавливаются только в присутствии более грозной, созидательной силы –высадившегося на остров английского офицера. Офицер, появившийся в конце романа, становится прообразом высшего божественного начала, разом прекратившего все споры и распри и одним своим присутствием победившего Дьявола.Но теме не менее зло осталось в каждом из героев на острове, а значит, может выйти наружу вновь: конфликт остается неразрешимым. Автор указывает, что в каждом из нас живёт «зверь» –воплощение жестокости. И в определённых условиях до сих пор люди не могут справиться с внутренним «зверем», что приводит к страшным последствиям. Нельзя не отметить еще один аспект поднимаемых проблем. Голдинг довольно ясно показывает, что поведением вожака Джека руководит зависть: Джек завидует Хрюше, который несравненно более умён, чем он сам, и именно из зависти он убивает героя. Когда человек совершает преступление из зависти –это, несомненно, очень плохо, нокогда погибают лучшие, потому что им завидуют, –это трагедия. Когда прибывший на остров офицер спросил, кто главный, Джек было шагнул вперёд, но тут же передумал и замер. Он не хочет и, скорее всего, не будет отвечать за свои преступления. Преступник уходит от ответственности, зло остается безнаказанным –и это тоже одно из главных противоречий мира, и именно это может порождать дальнейшее зло.Важно и другое. Страшно то, что мир взрослых отчастиповинен в трагедии, разыгравшейся на острове. Ведь дети попали на необитаемый остров в результате общественной катастрофы–войны, а те, кто должен былуберечь детей от беды,погибают в первую очередь.

Конфликт неразрешен и,несомненно,носит трагический характер. Голдингнаписал романпритчу. Притчей называют рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. Толковый словарь толкует притчу как «поучение в примере».Смысл этой притчи не только в том, что зло дремлет и может пробудиться в человеке, но и в том, что человек способен и должен обуздать это зло. «Факты жизни приводят меня кубеждению, чточеловечество поражено болезнью... Яищу этуболезнь инахожу еёв самом доступном дляменя месте -всебе самом. Яузнаю вэтом часть нашей общей человеческой натуры, которую мыдолжны понять, иначе еёневозможно будет держать подконтролем…» –писал в своих дневниках Голдинг.Заканчивая роман, автор оставляет финал открытым: да, дети спасены, но спасен ли мир и что будет с человеком, если в душе уже посеяны зерна ненависти истраха? И это одна из главных проблем человечества. Трагедия заключается,прежде всего,в том, что в романе изображён замкнутый круг зла, из которого нет выхода, поскольку зло находится в самом человеке, но именно это изменяет главных героев и заставляет читателя задуматься. Все обстоятельства трагичны: безысходность положения детей, их бессилие перед злом, их смерть. В романе Голдинга каждый из детей может погибнуть в любой момент, хотя причин для этого как будто и нет. Дети гибнут от рук детей же –и в этом трагедия, но ведь им есть у кого учиться. Это 1Голдинг У. «Повелитель мух» М., «АСТ», 2014, стр. 338

взрослые развязали войну, в результате которой английские школьники оказались в ловушке. Трагедия войны может повторится, пусть и не в глобальном масштабе. На первый взгляд, трагическая ситуация, изображенная в романе,показывает, что жизнь лишена смысла, но именно трагизм заставляет с особенной силой ставить вопрос о смысле и цели жизни. Хрупкость цивилизации и человеческая жестокость сплетаются в этом романе с осуждением, выставлением напоказ всех самых опасных пороков человечества, причем не конкретной эпохи, а в глобальных, вневременных масштабах, а неразрешимость и глубина психологического конфликта позволяют отнести роман «Повелитель мух» к произведениям трагическим.

3.Голдинг У. «Повелитель мух» –М., «АСТ», 2014.4.Голдинг (Golding), Уильям // Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия –NobelPrizeWinners. -М.: Прогресс, 1992.5.Загидуллина В.А. Символизм в изображении портрета и пейзажа в произведении У.Голдинга «Повелитель мух», –сборник материаловXVIII Студенческая международная заочная научнопрактическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»-М.: «МЦНО», 2014 №11(17) URL:http://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(17).pdf

6.Костелянец Б. О. Драма и действие: Лекции по теории драмы / Сост. и вст. ст. В. И. Максимов, вст. ст. Н. А. Таршис. –М.: Совпадение, 2007. 502 с.7.Лимова Ю. Л.Проблематика романа У.Голдинга «Повелитель мух», СанктПетербург, –М. «Искусство», 1997 г8.Ожегов С. Толковый словарь русского языка. 100000 слов, терминов и выражений. –Издательство: «АСТ», «Мир и Образование» 2016 г.9.Раифов В.У. Интерпретация образа Саймона в произведении У.Голдинга «Повелитель мух», – Электронный научнопрактический журнал «Гуманитарные исследования», URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14822

10.Тураев С. Словарь литературоведческихтерминов. –М., «Просвещение», 1974 г. стр. 545511.Храмова Г. Роман У.Голдинга «Повелитель мух», –«Литература», № 3, 2002 г. стр.2326

Катастрофа, в результате которой на необитаемый остров попадает группа мальчишек, без всяких взрослых; два варианта развития событий. Подростки вспомнят о приличиях и будут вести себя, как «истинные англичане». Либо же с них сойдёт бремя цивилизации, и они одичают, позабыв о ценностях и дисциплине. Первую возможность рассматривал шотландец Роберт Баллантайн при написании робинзонады «Коралловый остров» (1857), где воспевал Викторианскую имперскую Англию. О второй версии заговорил почти сто лет спустя Уильям Джеральд Голдинг в знаковой книге «Повелитель мух» (1954). Это его дебют в литературе.

Фильм Питера Брука — самая близкая к книге адаптация, у картины имеются как и сильные стороны, так и слабые. К сильным, несомненно, относится то, что режиссёр сумел полностью передать конфликт из романа — противостояние Разума и Разрушения. Точно переданы диалоги, почти слово в слово, хорошо показаны характеры главных персонажей. Как экранизация книги, данная лента берёт явный реванш, выигрывает у дальнейшей версии 1990 года, где полно режиссёрской отсебятины. Подобно книге, лента Брука метафорично показывает остров, как мир, в котором образовалось тоталитарное племя дикарей, травящее уникумов «не таких, как они». Ввиду непосредственной близости картины к своему первоисточнику, заметим, что это один из немногих плюсов, перекрывающих недостатки фильма. Ему простительны примитивные съёмки или почти полное отсутствие музыкального сопровождения. Это замечательно компенсируется также хорошей игрой главных актёров, сыгравших Ральфа, Джека, Хрюшу, Саймона. Ребятам выдалось сыграть несколько особо эмоциональных сцен. Например, эпизоды противостояния разумного Ральфа жажде крови и слепой ярости Джека.

Одно из средств, использованных Бруком, для передачи книжного конфликта в картине — одиночество персонажей. В начале ленты Ральф и Хрюша, будущие сторонники порядка, находятся наедине со зрителем. В финале Ральф становится одиночкой в целом мире, изгоем. Иной способ — звукоряд или его отсутствие. В ленте диалоги Ральфа и Хрюши проходят в тишине; мальчик Саймон, олицетворение правды, открывает жуткую истину о Звере в мёртвой тишине. Тогда как Джек и его племя истошно орут свои ритуальные песни. Перед зрителем целый ряд символов: шум как безумие; спокойствие как порядок. Однако значение тишины двойственно: в некоторых эпизодах она является признаком надвигающейся опасности или же подготовкой к ужасу (Ральф и Джек находят Зверя «с небес»). Точно так же дело обстоит и с огнём в истории Голдинга. Огонь, как спасительный знак на горе, единственный путь к цивилизации, за которую усердно держится Ральф; с другой стороны, пламя здесь олицетворяет апокалипсис, поскольку способно погубить весь остров. Огненная разрушающая сила, вызванная нелюдями, означает конец человечества, в целом.

Джек — староста церковного хора, однако его вера является напускной, фальшивой, о чём говорит его дальнейшее поведение. Он и его хор, облачённый в величественные чёрные плащи, символично представляется «элитой». Остров обнажил Зло, которое прячется в каждом из нас, и тот самый Зверь вырвался наружу. Ральф — олицетворение порядка, держащийся за цивилизацию. Как и Хрюша, он весь фильм проходил в старой одежде, даже несмотря на то, что она на нём была вся изорвана — ещё одна деталь, отличающая их от «охотников». Однако в книге человеческая Личность Ральфа подвергается проверке на прочность: борясь с дикарями за свою жизнь, он забывает о человеческом в самом себе, уподобляясь остальным. «Дитём науки» в «Повелителе мух» представлен Хрюша; этот мальчик близорук, потому, что смотрит только в науку, не верит в чудовищ с научной точки зрения, зато свято верит в цивилизацию (заметим, что именно благодаря его очкам можно добыть огонь). Поэтому Голдинг делает его очкариком, как интеллектуала; именно поэтому полуслепой астматик наименее приспособлен к выживанию в дикой среде.

Самая известная аллегория из книги говорит о Повелителе мух, как о Вельзевуле, князе Тьмы, упоминаемом в Библии. Однако существует иная интерпретация: повелитель мух — это Джек Меридью, а его племя — это, соответственно, мухи, летающие над трупом человеческой природы. Очень сильные и запоминающиеся христианские аллюзии, скорее всего, противопоставляются научной сфере жизни человечества, которую олицетворяет Хрюша. Поэтому в некотором роде роман Голдинга христианский. Иная аллегория говорит о необитаемом острове, как мире, в котором присутствуют различные слои и структуры общества. Ральф как демократ (найденный им морской рог — как оплот демократии). Хрюша как простолюдин, цепляющийся за цивилизацию, к тому же, поверхностно смотрящий на мир за своей близорукостью. В этот же раздел отнесём и Персеваля, который заучил адрес дома священника в Хаккет Сент-Энтони, и изо всех сил пытается сохранить его в своём мозгу, до поры до времени. Джек как лидер тоталитаризма и последователь уничтожающей идеологии со своими безликими двойниками, вроде Роджера.

Мой вердикт: Роман «Повелитель мух», хоть и пугающий, а местами даже отталкивающий, хорош тем, что помогает читателю задуматься. Написанное живым языком, показывающее острые конфликты, актуальные и поныне проблемы, это произведение мастера слова Уильяма Голдинга является одной из умных книг XX столетия. Фильм Питера Брука можно приравнять к первоисточнику, до такой степени, что они сливаются в единое целое (воистину редчайший случай!). Не имея в своём арсенале ярких спецэффектов, мастеровитых актёров своего времени или каких-то душевных элементов, но наполненная интересными «фишками», анализируемая кинокартина запоминается именно что своей близостью к оригиналу. Тем, что она смогла передать аллегории и пугающие пророчества писателя на все 100 %. Это не тепло-душевный фильм для семейного просмотра; «Повелитель мух» находится в разделе «кино не для всех».

Остров. Из джунглей выбираются два мальчика: один – светловолосый, второй – толстый. Они обсуждают катастрофу. Толстый пытается понять, где взрослые, но светловолосый (двенадцатилетний Ральф) предполагает, что взрослых на острове нет. Толстый рассказывает о себе: у него астма, с трёх лет он носит очки, а в школе его дразнили Хрюшей.

Ральф находит площадку из розового гранита, а за ней – красивую песчаную бухту. Он плавает, Хрюша – не умеет. Отец Ральфа – капитан второго ранга; у Хрюши нет отца. Его вырастила тётка – владелица кондитерской. Ральф верит, что отец спасёт их. Хрюша сомневается: во время полёта он слышал, как лётчик говорил об атомной бомбе. Толстый мальчик считает, что все в мире погибли и спасать их некому.

Ральф находит в воде кремовую с розовыми вкраплениями раковину. Хрюша предлагает ему подуть в «рог» для того, чтобы устроить всеобщий сбор. На зов Ральфа из джунглей выходит шестилетний Джонни, затем появляются остальные мальчишки, самого разного возраста и вида. Предпоследними прибегают близнецы Эрик и Сэм, за ними из леса выходит стройный отряд хористов, одетых в чёрные шапочки с серебряными кокардами. Возглавляющий хор Джек Меридью разочарован отсутствием взрослых.

Собравшиеся мальчики знакомятся. Главным выбирают Ральфа. Джек недоволен. Ральф милостиво оставляет ему руководство хором. Джек решает, что на острове хористы будут охотниками.

Ральф, Джек и Саймон (мальчик из хора, постоянно падающий в обморок) идут на разведку. Ральф извиняется перед Хрюшей за то, что выдал всем его прозвище. Мальчики поднимаются на вершину и убеждаются в том, что они находятся на острове. Ральф счастлив. Он считает остров своим. На пути к лагерю дети натыкаются на поросёнка. Джек хочет убить его ножом, но не смеет.

Глава 2. Огонь на горе

Один из малышей спрашивает у старших, что они собираются делать со змеем-зверем. Ральф пытается убедить детей в том, что никакого зверя нет. Затем он успокаивает мальчиков, говоря, что рано или поздно их спасут. По совету Ральфа дети разводят на горе костёр, зажигая сухие ветки через Хрюшины очки. Пламя горит ярко, но быстро потухает. От искр костра загорается близлежащий лес.

Глава 3. Шалаши на берегу

Джек охотится один. Его хор купается. Ральф и Саймон также одни строят шалаши. Малыши и ребята постарше предпочитают отдыхать и есть фрукты. Все с удовольствием ходят на собрания, но не хотят работать. Саймон находит себе пристанище среди лесной чащи.

Глава 4. Длинные волосы, раскрашенные лица

Мальчики начинают привыкать к жизни на острове. Малыш Персиваль два дня прячется в шалаше, после чего теряет интерес к играм и начинает плакать. Хор поддерживает костёр, дающий столб дыма. Малыши строят песчаные замки у воды. Они держатся обособленно от старших мальчиков.

Джек находит глину и рисует на своём лице кровожадную маску. Хрюша предлагает Ральфу сделать солнечные часы. Внезапно мальчики замечают на горизонте корабль и в ту же минуту понимают, что их дым еле виден. Поднявшись на вершину, Ральф обнаруживает брошенный хористами костёр.

Джек убивает первую свинью. Ральф зол на него. Хрюша поддерживает Ральфа и получает от Джека удар кулаком в живот. Затем Джек разбивает очки Хрюши, в которых трескается одно стекло.

Джек с хористами разжигают огонь. Мальчики жарят свинью.

Глава 5. Зверь выходит из вод

Ральф устраивает собрание. Он предлагает поговорить серьёзно. Мальчик требует, чтобы выработанные ранее правила неукоснительно соблюдались: дым поддерживался, в туалет ходили в строго отведённое место, мясо жарили только на горе, у основного костра. Затем Ральф в очередной раз пытается успокоить малышей, говоря о том, что на острове нет никакого зверя, за исключением поросят. Хрюша пытается объяснить страх с научной точки зрения. Малыш Фил рассказывает, как ему снились «крученые на деревьях», а потом он проснулся и увидел в лесу что-то большое и страшное. Саймон признаётся, что ночью в лес ходил он, но малыш Персиваль говорит, что зверь выходит из моря. Ральф предлагает определиться с тем, есть зверь или нет, проголосовав за это. Джек выходит из себя. Собрание распадается. Все бегут к морю, чтобы убить зверя. Ральф, Хрюша и Саймон обсуждают потребность во взрослых.

Глава 6. Зверь сходит с неба

Ночью над островом идёт воздушный бой. Сверху падает парашютист. Утром близнецы Эрик и Сэм разводят костёр и натыкаются на гостя с неба. В ужасе они бегут к шалашам. Ральф созывает собрание, после которого Джек с охотниками и старшими мальчиками идут убивать зверя, а Хрюша остаётся с малышами на берегу. Ральф и Джек исследуют перешеек, но никого не находят.

Глава 7. Большие деревья и тени

Ральф смотрит на бескрайнюю гладь моря и понимает, что это конец. Саймон утешает его, говоря, что он обязательно вернётся домой. На охоте Ральф ранит кабан, но тот убегает. В порыве охотничьего азарта мальчики окружают Роберта и бьют его. До горы мальчики добираются ближе к вечеру. Саймон возвращается на берег, чтобы сказать Хрюше, что ребята не успеют вернуться в лагерь до темноты. Джек вынуждает Ральфа взойти ночью на гору. Там они обнаруживают мёртвого парашютиста и жутко пугаются.

Глава 8. Дар Тьме

Джек созывает собрание. Он говорит, что зверь найден и обвиняет Ральфа в трусости. Затем он предлагает сместить Ральфа с поста главного, но с ним никто не соглашается. Джек убегает в джунгли. Ральф говорит, что всё конечно: их не спасут, так как костёр погас, а разжечь его по-новой мешает зверь. Саймон предлагает ещё раз исследовать гору. Хрюша говорит, что можно сделать костёр на берегу.

Хористы уходят вслед за Джеком. Он предлагает им забыть зверя и жить, охотясь. В тот же день ребята забивают большую свинью. Её голову они решают насадить на кол и принести в дар Зверю.

Джек приглашает сторонников Ральфа присоединится к пиру и его племени.

Повелитель мух – мёртвая свиная голова, на которую слетелись мухи, разговаривает с Саймоном. Мальчик теряет сознание.

Глава 9. Лицо смерти

На остров надвигается гроза. Саймон приходит в себя. Он обнаруживает мёртвого парашютиста и освобождает его тело от строп. Ральф и Хрюша отправляются на пир к Джеку. После ужина напуганные грозой ребята начинают неистово танцевать. Приняв Саймона за зверя, они забивают его до смерти. Порывом ветром тело парашютиста относит в море.

Глава 10. Раковина и очки

Ральф говорит Хрюше, что охотники совершили убийство. Хрюша пытается представить это несчастным случаем и предлагает Ральфу забыть обо всём.

В своём племени Джек становится Вождём. Он устанавливает охрану вокруг скального Замка, водит «дикарей» на охоту.

Ральф и Джек принимают решение не следить ночью за костром – у четырёх мальчиков не хватает сил таскать дрова и поддерживать огонь. Ночью Джек, Морис и Роджер нападают на Ральфа и Хрюшу. В темноте Ральф дерётся с близнецами. Племени Джека достаются разбитые Хрюшины очки.

Глава 11. Замок

Ральф созывает собрание на четверых. Хрюша решает пойти к Джеку и потребовать назад свои очки. Ральф и близнецы присоединяются к нему. Ральф называет Джека вором. Мальчики дерутся на копьях. Джек повелевает связать близнецов. Ральф называет Джека зверем. Роджер спускает на перешеек огромный камень. Красная глыба разносит на куски раковину и убивает Хрюшу. Тело мальчика слизывают морские волны. Раненый копьём Ральф убегает.

Глава 12. Вопль охотников

Ральф понимает, что дикари не оставят его в покое. Ночью он узнаёт от близнецов, что перейти на сторону Джека их заставили побоями. Эрик и Сэм говорят Ральфу, что завтра племя вместо свиньи будет охотиться на него. Ральф решает спрятаться вблизи лагеря. Избитые близнецы сдают его место укрытия. Племя сбрасывает на Ральфа огромную каменную глыбу, а затем начинают выкуривать с помощью дыма. Мальчик прорывается на берег, где натыкается на морского офицера с двумя матросами. Дети спасены.

Роман Уильяма Голдинга «Повелитель мух», на первый взгляд, имеет мало общего с хоррором. Ведь что представляет собой это произведение? Социальную драму? Антиутопию? Приключенческий роман робинзонаду? Конечно!

Но ещё «Повелитель мух» — книга об Ужасе. Том самом, что скрывается в каждом человеке и ждёт только удобного случая выйти наружу...

В результате авиакатастрофы английские школьники оказываются на необитаемом острове и, несмотря на отсутствие взрослых, поначалу неплохо живут. Однако вскоре все летит в тартарары: цивилизованные мальчики дичают, поклоняются отвратительному «богу», доходит даже до убийств. Сюжет «Повелителя мух» хорошо знаком каждому, что не удивительно: этот роман Голдинга признан одним из важнейших литературных произведений XX века.

«Повелитель мух» настолько многогранен, что говорить о нем сложно. Роман раскрывает самые разные темы, каждая из которых сама по себе интересна и значима. Переплетенные в одном произведении, эти темы приобретают еще более глубокий, философский, почти сакральный смысл.

Так, «Повелитель мух» — это аллегорический роман-парабола, проще говоря, притча о человеческой природе, иррациональной и подверженной страхам несмотря на глас рассудка. Также произведение затрагивает вопросы религии, причем с ницшеанским мотивом «Бог мертв», ведь словосочетание «Повелитель мух» — дословный перевод имени языческого бога Вельзевула, который в христианстве ассоциируется с дьяволом. Да и само упоминание зверя отсылает к библейскому «Откровению Иоанна Богослова», которое рассказывает о конце света и гибели человечества. Кстати, оригинальное название романа «Lord of the Flies» можно перевести и как «Господь мух», однако в России этот вариант не прижился.

«Повелитель мух» — это и социальная драма: сильный и умный лидер постепенно становится изгоем; слабого и неуклюжего толстячка-изгоя не просто тиранят, но в итоге убивают. Это и антиутопия, раскрывающая истинную сущность людей, которая проявляется даже в невинных на первый взгляд детях. Мы видим попытку построить образцовое общество, которая оборачивается крахом, деградацией, настоящим кошмаром. Это и приключенческий роман, робинзонада с идеальным местом действия — остров с превосходными для жизни условиями. Наконец, это книга о детстве, о сотрудничестве и соперничестве, о друзьях и врагах: «Головы кружила высота, кружила дружба» ; «Они [Ральф и Джек] посмотрели друг на друга с изумленьем, любовью и ненавистью» ; «И еще эта странная ниточка между ним и Джеком; нет, Джек не уймется никогда, он не оставит его в покое» .

Нужно признать, что о «Повелителе мух» редко говорят как о хорроре, чаще уделяя внимание религиозно-философскому смыслу произведения. Поэтому мы постараемся восстановить справедливость и рассмотреть всего один аспект — ужас.

Зверь выходит из вод, зверь сходит с неба

А ужасного в романе Голдинга много. И прежде всего — зверь, один из ключевых образов произведения и один из самых страшных монстров в истории хоррор-литературы.

Уже во второй главе малыш с родимым пятном в пол-лица шепчет о звере-змее, который «выходит из вод». Вскоре ребенок погибает в лесном пожаре, устроенном по недосмотру. К слову, эта трагичная случайность тоже пробирает до глубины души, особенно надрывное Хрюшино: «Вот тот малыш, тот, который на лице с меткой, я не вижу его. Где он?»

Дальше появляется все больше смутных намеков на зверя, который приходит во снах и мерещится в переплетении лиан. «Под деревьями идет что-то, большое и страшное» ; «Ты чувствуешь, будто вовсе не ты охотишься, а за тобой охотятся; будто сзади, за тобой, в джунглях все время прячется кто-то» . Выплескивается на волю первобытный страх перед темнотой и неизвестностью, который признает даже Джек, воплощение мужественной силы, переходящей в жестокость. Ужас нарастает хаотично, мелькает в оборванных и часто несвязных разговорах мальчишек, в каких-то недомолвках, умолчаниях — и от этого еще напряженнее. И хуже всего, что ни герои романа, ни читатели не знают наверняка, существует зверь или нет. Голдинг намеренно запутывает повествование, нагнетая атмосферу.

Попытка выследить чудовище оказывается успешной. По воле злого рока они натыкаются на мертвого парашютиста, застрявшего на скале и страшно «кланяющегося» из-за ветра. С другой стороны, в глубине души дети верят в зверя — а значит, непременно найдут его во всем, что угодно. При этом никто, даже рассудительный Ральф, не слушает проницательного Саймона, ведь он «с приветом». Именно Саймон первым понимает, что «зверь — это мы сами». И он находит в себе смелость подняться на гору и узнать тайну засевшего там «монстра».

Еще один потрясающий по степени напряженности и градусу ужаса эпизод — встреча Саймона с Повелителем мух.

«Прямо против Саймона ухмылялся насаженный на кол Повелитель мух. Наконец Саймон не выдержал и посмотрел; увидел белые зубы, кровь, мутные глаза — и уже не смог отвести взгляда от этих издревле неотвратимо узнающих глаз. В правом виске у Саймона больно застучало.

— Глупый маленький мальчик, — говорил Повелитель мух, — глупый, глупый, и ничего-то ты не знаешь.

Несколько мгновений лес и все другие смутно угадываемые места в ответ сотрясались от мерзкого хохота.

— Но ты же знал, правда? Что я — часть тебя самого? Неотделимая часть! Что это из-за меня ничего у вас не вышло? Что все получилось из-за меня?

— Мы тебя прикончим. Ясно? Джек, и Роджер, и Морис, и Роберт, и Билл, и Хрюша, и Ральф. Прикончим тебя. Ясно?

Пасть поглотила Саймона. Он упал и потерял сознанье» .

Этот момент вызывает иррациональный страх. Мы знаем, что это всего лишь свиная голова на палке, которую Джек оставил как дар зверю. Мы знаем, что беседа происходит в воспаленном мозгу «чокнутого» Саймона, перегревшегося на солнце. Но все равно боимся, боимся Повелителя мух и его слов, даже если уже в десятый раз читаем роман и знаем, что будет дальше. После этой сцены в груди остается тошнотворный комок, губы пересыхают, язык липнет к гортани, будто ты сам стоишь загипнотизированный перед мерзким, всезнающим Повелителем мух.

Кадры из фильма «Повелитель мух»

(Великобритания, 1963, реж. Питер Брук).

Длинные волосы, раскрашенные лица

Догадка Саймона («зверь — это мы сами») подводит нас к другому кошмару: одичание, стремительная деградация ждет тех, кто оказался отрезан от цивилизации.

С самого начала маленькие робинзоны восприняли авиакатастрофу как возможность весело поиграть на чудесном острове, «как в книжке». Мальчики даже упоминают роман Роберта Баллантайна «Коралловый остров» (известно, что изначально Голдинг задумал «Повелителя мух» как иронический комментарий к этому наивному произведению).

«Остров — наш! Потрясающий остров. Пока взрослые не приедут за нами, нам будет весело! (...) Нам нужны правила, и мы должны им подчиняться. Мы не дикари какие-нибудь. Мы англичане. А англичане всегда и везде лучше всех. Значит, надо вести себя как следует» .

Главный герой романа Ральф — воплощение разумности, цивилизованности, «правильности». Он единственный понимает, что «кроме правил, у нас ничего нет», что костер должен всегда дымить, посылая сигнал бедствия. Он первым замечает ужасные признаки деградации: «Ральф с омерзеньем понял, до чего он грязен и опустился; он понял, как надоело ему вечно смахивать со лба спутанные космы и по вечерам, когда спрячется солнце, шумно шуршать сухой листвой, укладываясь спать» ; «Вдруг он понял, что привык ко всему этому, притерпелся, и у него екнуло сердце» .

Совсем иначе себя чувствует герой-антагонист Джек, возглавивший охотников, а потом и «перетянувший» всех жителей острова в свое дикарское племя. Он придумывает разрисовать лица — сначала это просто маскировка для охоты, но потом она превращается в нечто большее: «Маска жила уже самостоятельной жизнью, и Джек скрывался за ней, отбросив всякий стыд» . К концу романа все мальчики, кроме Ральфа, потеряли лица и имена: они стали просто безликими дикарями, раскрашенными белым, зеленым и красным.

Другая любопытная деталь: Джек и его охотники придумывают своеобразный ритуал, охотничий танец.

«Морис с визгом вбежал в центр круга, изображая свинью; охотники, продолжая кружить, изображали убийство. Они танцевали, они пели.

— Бей свинью! Глотку режь! Добивай!»

Сначала это была забавная игра, шутка, в которой принимал участие даже Ральф, тем самым позволяя вырваться наружу скрытой, первобытной, дикой части своей души. Но с каждым разом танец становился все злее, все страшнее: «вокруг Роберта сомкнулось кольцо. Роберт завизжал, сначала в притворном ужасе, потом уже от действительной боли» . Понятно, что в какой-то момент все выйдет из-под контроля.

(Великобритания, 1963, реж. Питер Брук).

Лицо смерти

Одна из ключевых сцен романа Голдинга — вечерняя буря, во время которой племя Джека устроило пир. К костру также пришли Ральф, Хрюша и другие ребята, привлеченные жареным мясом, против которого невозможно устоять после долгой фруктовой диеты. Темнота, гроза, накалившиеся страсти — все это привело к очередным дикарским пляскам. И именно в этот момент прибежал Саймон, спеша донести до друзей новость о том, что никакого зверя нет.

«Малыши визжа неслись с опушки, один, не помня себя, проломил кольцо старших:

— Это он! Он!

Круг стал подковой. Из лесу ползло что-то неясное, темное. Впереди зверя катился надсадный вопль.

Зверь ввалился, почти упал в центр подковы.

— Зверя бей! Глотку режь! Выпусти кровь!

Голубой шрам уже не сходил с неба, грохот был непереносим. Саймон кричал что-то про мертвое тело на горе.

— Зверя — бей! Глотку — режь! Выпусти — кровь! Зверя — прикончь!

Палки стукнули, подкова, хрустнув, снова сомкнулась вопящим кругом.

Зверь стоял на коленях в центре круга, зверь закрывал лицо руками. Пытаясь перекрыть дерущий омерзительный шум, зверь кричал что-то насчет мертвеца на горе. Вот зверь пробился, вырвался за круг и рухнул с крутого края скалы на песок, к воде. Толпа хлынула за ним, стекла со скалы, на зверя налетели, его били, кусали, рвали. Слов не было, и не было других движений — только рвущие когти и зубы» .

Впоследствии Хрюша и близнецы Эрикисэм будут со стыдом отрицать свою причастность к «танцу»: «Мы рядом стояли. Мы ничего не делали, мы ничего не видели. (...) Мы рано ушли, мы устали» . И лишь Ральф найдет в себе силы признать, что это было убийство. Смерть Саймона — поворотный момент истории, точка невозврата, после которой ужас всего происходящего будет только нарастать.

Хрюша. Толстый и нескладный, с «астмой-какассымой». Мы даже не знаем его имени, тогда как помним имена второстепенных персонажей — Генри, Билл, Персиваль. Тем не менее, он умен, и даже Ральф это признает: «Хрюша думать умеет. Как он здорово, по порядку все всегда провернет в своей толстой башке. Но какой же Хрюша главный? Хрюша смешной, толстопузый, но котелок у него варит, это уж точно» . Кроме того, именно благодаря Хрюше мальчишки смогли разжечь сигнальный костер — при помощи его очков, которые стали одним из символов разумности, порядка, надежды на спасение.

Понятно, что мальчика по прозвищу Хрюша ничего хорошего не ждет на острове, где водятся свиньи, которым пускают кровь. Охотник Роджер, явный садист, мрачный «двойник» безобидного Саймона, в начале романа просто швырявший камешки в малышей, совершает осознанное убийство человека. Он сбрасывает на Хрюшу каменную глыбу.

«Камень прошелся по Хрюше с головы до колен; рог разлетелся на тысячу белых осколков и перестал существовать. Хрюша без слова, без звука полетел боком с обрыва, переворачиваясь на лету. Камень дважды подпрыгнул и скрылся в лесу. Хрюша пролетел сорок футов и упал спиной на ту самую красную, квадратную глыбу в море. Голова раскроилась, и содержимое вывалилось и стало красным. Руки и ноги Хрюши немного подергались, как у свиньи, когда ее только убьют. Потом море снова медленно, тяжко вздохнуло, вскипело над глыбой белой розовой пеной; а когда оно снова отхлынуло, Хрюши уже не было» .

Вместе с Хрюшей «погибает» и морская раковина — рог, которым Ральф созывал собрания, еще один символ разума и упорядоченности. Попытка создать цивилизованное общество провалилась: орава мальчишек превратилась в первобытное племя, которым правит вождь Джек, которое подчиняется примитивным и жестоким законам. Ральф остается один.

Кадр из фильма «Повелитель мух»

(США, 1990, реж. Гарри Хук).

Доигрались...

Итак, красивый, сильный, умный лидер превращается в изгоя. Финал романа Голдинга пропитан ужасом: Ральф не просто ранен, одинок и растерян, на него начинают настоящую охоту. И самое страшное: близнецы Эрикисэм предупредили, что «Роджер заострил палку с обоих концов» . При этом в руках у Ральфа такое же обоюдоострое копье, которое он подобрал после разрушения тошнотворного идола — Повелителя мух. А значит, его голова будет следующим «даром тьме, даром зверю».

Повествование наполняется хаосом, в котором смешались паника и ненависть. Джунгли ожили, когда Ральфа стали окружать. Все вокруг грохотало, когда дикари сталкивали на него, затаившегося, огромные каменные глыбы. Ральф потерял остатки здравого смысла, и его погнали, как охотники загоняют визжащего от ужаса кабана, когда весь остров запылал огнем.

«Ральф крикнул — от страха, отчаянья, злости. Ноги у него сами распрямились, он кричал и кричал, он не мог перестать. Он метнулся вперед, в чащобу, вылетел на прогалину, он кричал, он рычал, а кровь капала. Он ударил колом, дикарь покатился; но на него уже неслись другие, орали. Он увернулся от летящего копья, дальше побежал уже молча. Вдруг мелькающие впереди огоньки слились, рев леса стал громом, и куст на его пути рассыпался огромным веером пламени» .

Появление морского офицера на берегу подводит суммирующую черту под всем произошедшим, расставляет все «по полочкам». Вмешательство взрослого настолько внезапно, что оно магическим образом обрывает истерику Ральфа и слепую ярость охотников.

«— Взрослых здесь нет?

Ральф затряс головой, как немой. Он повернулся. На берегу полукругом тихо-тихо стояли мальчики с острыми палками в руках, перемазанные цветной глиной.

— Доигрались? — сказал офицер.

Огонь добрался до кокосовых пальм на берегу и с шумом их проглотил.

Подпрыгнув, как акробат, пламя выбросило отдельный язык и слизнуло верхушки пальм на площадке. Небо было черное» .

Отрезвляющие укоры взрослого, его спокойствие, его белая фуражка и аккуратная форма, эполеты, револьвер, золотые пуговицы на мундире — все это оттеняет только что пережитый Ральфом кошмар. И к этому примешиваются воспоминания о том, как вначале все было здорово, каким прекрасным был остров.

«Грязный, косматый, с неутертым носом, Ральф рыдал над прежней невинностью, над тем, как темна человеческая душа, над тем, как переворачивался тогда на лету верный мудрый друг по прозвищу Хрюша» .

Кадры из фильма «Повелитель мух»

(США, 1990, реж. Гарри Хук).

* * *

Чтобы спастись, дети развели сигнальный костер — маленький, безопасный, управляемый. Но он оказался бесполезным, идея — несостоятельной. Взрослые прибыли, только увидев дым от пожара, сожравшего сказочный остров. Это горькая правда, которая читается между строк.

Племя, вождь, раскрашенные лица, пиры после удачной охоты, пляски у костра... Именно этим путем шли первобытные люди к цивилизации, к прогрессу. Это был единственный способ выжить, подчинить неуправляемую и опасную природу, превозмочь всепоглощающий иррациональный страх, противостоять злым силам, скрытым в душах. И мальчишки, оказавшиеся в изоляции, деградировали, опустились до дикарей... сделав тем самым шаг вперед, как их предки миллионы лет назад.

В этом и таится самая жуткая истина «Повелителя мух». Страшнее всего то, что это книга обо всех людях. Это книга о нас с вами.