Лермонтов михаил - три пальмы. Михаил Лермонтов — Три пальмы: Стих

1.Что общего в тематике стихотворений М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «На севере диком…», «Утес»?

а) гражданская тематика; б) вольнолюбивые; в) пейзаж; г) тема одиночества

2.В чем видите основную проблематику стихотворения «Три пальмы»?

а)потребительское отношение человека к природе;

б)трагическое столкновение красоты с законами бытия;

3.Определите жанр стихотворения «Три пальмы»

а)баллада; б) поэма; в)сонет; г)элегия.

4.Определите размер, которым написано стихотворение «Три пальмы»

а) ямб; б)хорей; в) дактиль г)амфибрахий

5. Прочитайте отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». С какой целью М.Ю.Лермонтов переносит ударение в словах?

… Но только что сумрак на землю упал,

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

а) для создания поэтического колорита;

б)для сохранения ритма, размера;

в)для соответствия грамматическим нормам XIX века

Проверочный тест по лирике М.Ю.Лермонтова

1.В чем видите основную проблематику стихотворения «Три пальмы»?

а) трагическое столкновение красоты с законами бытия;

б)потребительское отношения человека к природе;

в)роковой смысл ропота пальм на Бога.

2.Что общего в тематике стихотворений М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «На севере диком…», «Утес»?

а)вольнолюбивые; б)тема одиночества; г)гражданская тематика; в) пейзаж;

3.Какова основная тема стихотворения М.Ю.Лермонтова «На севере диком»?

а)неразделенная любовь; б)трагическая непреодолимость одиночества;

в)разлука двух влюбенных.

4.Определител размер, которым написано стихотворение М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»?

а)дактиль; б) ямб; в)хорей) г)амфибрахий

5.Определите жанр стихотворения «Три пальмы».

а) баллада; б) поэма; в) сонет; г) элегия.

6. Прочитайте отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». С какой целью М.Ю.Лермонтов переносит ударение в словах?

…Но только что сумрак на землю упал.

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.

а) для соответствия грамматическим нормам XIX века

б) для создания поэтического колорита;

в) для сохранения ритма, размера.

1.Скольких мальчиков встретил у костра охотник, герой рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг».

а) четверых; б) пятерых; в) шестерых; г) семерых

2.Самым старшим мальчиком был

а) Ильюша; б)Павлуша; в) Федя г)Костя

3.Какой истории не было в рассказе мальчиков?

а) о Бабе-яге; б) о водяном; в) о лешем; г)о русалке

4.Найдите описание Павлуши:

а) «Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой».

б) «На вид было не более двенадцати лет», волосы всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой… тело приземистое, неуклюжее»

в) «лицо невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить… маленького роста, сложения тщедушного».

г) «На вид было не более двенадцати лет», «лицо… довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое». «желтые, почти белые волосы».

Тест по произведению И.С.Тургенева.

1.Найдите описание Павлуши:

а) «Стройный мальчик, с красивыми и тонки, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой».

б)Лицо невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить… маленького роста, сложения тщедушного».

в)На вид было не более двенадцати лет», лицо… довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое», «желтые, почти белые волосы».

г)На вид было не более двенадцати лет», волосы всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой… тело приземистое, неуклюжее».

2.Скольких мальчиков встретил у костра охотник, герой рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»?

а) четверых; б) шестерых; в) семерых; г)пятерых;

3)Самым старшим мальчиком был:

а) Павлуша; б) Федя) в)Илюша; г)Костя

4)Какой истории не было в рассказе мальчиков?

а) о лешем; б)о водяном; в)о Бабе-яге; г)о русалке

Контрольный тест по пройденному материалу в 6 классе. Вариант 1.

1.Как называется эпический жанр, в котором художественная образность основывается на приеме аллегории, иносказания?

а)былина; б)баллада в) басня 4)песня

2.Мораль басни «Свинья под Дубом» - обличение невежд:

а) которые отрицают важную роль просвещения и злом отвечают на добро;

б) которые довольны своими знаниями и не хотят учиться дальше;

в) которые не хотят трудиться для других.

3. Кому посвящены печальные строки стихотворения А.С.Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный!...?

а)Дельвигу; б)Кюхельбекеру; в)Пущину;

4.В каком возрасте А.С.Пушкин начал писать стихи?

а) в семь лет; б)в одиннадцать лет; в) в тринадцать лет; г) в пятнадцать.

5.Что заставило Дубровского отказаться от мести Троекурову?

а) страх перед Троекуровым; б)уважение к богатому соседу; в)любовь к Марье Кириловне.

6.Стихотворение «Три пальмы» заставляет читателя:

а)заинтересоваться путешествиями; б) задуматься о добре и зле;

в)сожалеть о поступках людей; г)любоваться природой.

В1.Выпишите эпитет:

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой. _________________________

С1. Какие проблемы поднимает И.А.Крылов в своих баснях?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольный тест по пройденному материалу в 6 классе. Вариант 2

1.Что такое басня?

а)меткое народное выражение, вошедшее в нашу речь;

б)короткий иносказательный рассказ (может быть в стихотворной форме) с нравоучениями

в)устный рассказ о событии, которое происходило с рассказчиком и его близкими, что придает повествователю достоверность;

г)быстро, без подготовки созданное стихотворение, чаще всего шуточного характера.

2.В какой басне И.А.Крылова главная мысль выражена в следующих словах:

А если корень иссушится,

Не станет дерева, ни вас?

а) «Свинья под Дубом»; б)Листы и Корни»;

в) «Стрекоза и Муравей» г) «Волк и Ягненок».

3.Каким стихотворным размером написано стихотворение «Зимнее утро»?

а) ямб; б)хорей; в)амфибрахий.

4.Где находился Лицей, в котором учился А.С.Пушкин?

а)в Москве; б)в Петербурге; в)В Царском селе; г)в Михайловском

5.Почему отказалась от помощи Дубровского Марья Кириловна?

а)разлюбила его; б)обиделась на него за опоздание;

в) обвенчалась в церкви с Верейским и должна хранить ему верность.

6.Какая тема отражена в стихотворении «Утес»?

а)веселья и радости; б)тоски и одиночества; в)любви к жизни; г)поэта и поэзии

В1. Выпишите эпитеты:

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка _______________________________

С1. Что такое баллада? Что вы знаете об особенностях произведений этого жанра?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Восточное сказание

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли — в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит —
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

Анализ стихотворения «Три пальмы» Лермонтова

Стихотворение «Три пальмы» было написано Лермонтовым в 1838 г. По структуре оно восходит к одному из пушкинских . Но если в произведении Пушкина жизнь торжествует над смертью, то у Лермонтова смысл противоположный: природа погибает от грубого человеческого прикосновения. Поэт закладывает в стихотворение мотив глубокого сомнения в правомерности деятельности человека.

В начале произведения изображена картина гармоничной природной идиллии. Глубоко в пустыне расположен оазис, в котором растут три пальмы. Посреди бесплодных песков, сжигаемых солнцем, они питаются холодным родником, которому сами дают защиту от палящих лучей. В оазис еще ни разу не ступала нога человека. Это приводит пальмы в возмущение. Они обращаются к Богу с жалобой на то, что их красота и спасительная прохлада пропадают зря. Пальмы недовольны, что не могут принести никакой пользы.

Бог услышал обращение трех пальм и направил в оазис большой караван. Лермонтов дает ему подробное красочное описание. Караван символизирует человеческое общество в целом: его богатство, красоту женщин и храбрость мужчин. Прибытие шумной толпы людей развеяло однообразие и скуку, царившую в оазисе. Пальмы и ручей рады нарушению своего одиночества. Они щедро наделяют людей тем, что им более всего необходимо в утомительном пути: живительной прохладой и водой.

Члены каравана набрались сил и отдохнули, но вместо заслуженной благодарности пальмы принимают свою гибель. Люди безжалостно срубают деревья и используют их ночью в качестве дров. Утром караван продолжает свой путь, оставив после себя лишь кучу пепла, который также вскоре исчезает. На месте прекрасного оазиса не остается ничего. Некогда весело журчащий ключ постепенно заносится песком. Печальная картина подчеркивается «коршуном хохлатым», расправляющимся со своей добычей.

Главная мысль стихотворения – люди от рождения безжалостны и неблагодарны. Они стремятся только к удовлетворению собственных потребностей. Когда люди слабы, они охотно воспользуются предложенной помощью, но как только окрепнут, сразу же постараются извлечь из этого выгоду. Природа наиболее беззащитна перед алчностью человека. Он совершенно не заботится о том, чтобы ее сохранить. После человека остаются только пепелища и безводные пустыни.

Три пальмы также проявили человеческую глупость. Вместо того, чтобы наслаждаться своим безмятежным существованиям, они захотели большего. Пальмы постигла божественная кара, так как нужно с благодарностью относиться к тому, что уже имеешь. Не стоит роптать на Бога и выражать неумеренные желания, если не знаешь, к чему они могут привести.

Лермонтова предложены для изучения и несколько - для чтения и обсуждения. Поэтому тему целесообразно построить так: один урок - вступление и работа над стихотворением «Парус», другой - работа над стихотворениями «Тучи» и «Три пальмы», третий урок - чтение и обсуждение стихотворений, предложенных в учебнике (или других, выбранных учителем и учениками). Возможна и иная последовательность.

Задача вступления не столько дать сведения о биографии , сколько познакомить с личностью поэта. Поэтому во вводной статье учебника говорится о необычности судьбы Лермонтова с детства, о его рано проявившейся гениальности, о постоянной устремленности к чему-то неизведанному. Обратится ли учитель к этой статье или построит свое вводное слово - эти черты личности поэта будут в центре внимания.

Один из вариантов вступительного слова - чтение учениками подготовленных отрывков из воспоминаний о Лермонтове А. П. Шан-Гирея, П. К. Шугаева, А. Корсакова, А. 3. Зиновьева, Д. А. Милютина где можно найти некоторые сведения о его детских годах в Тарханах и Московском благородном пансионе. Можно начать и с рассматривания автопортрета Лермонтова.

В любом случае класс не должен быть пассивен. Ребята могут затем ответить на вопрос, например: «Какие черты Лермонтова вам показались наиболее замечательными?» или «Что вы увидели необычного в облике Лермонтова?» Возможен и пересказ статьи учебника, дополненной прослушанными отрывками или рассказом учителя. Задание дается перед чтением или слушанием, а после проверяется. Ответ ученика оценивается классом.

Трудность выразительного чтения и изучения стихотворения «Парус» в том, что оно несет в себе неисчерпаемый смысл и, выраженный словами, он суживается и даже ускользает. В нем привычно воспринимаются революционные настроения, но это лишь одна из возможных интерпретаций стихотворения. Не менее значимы и поиски смысла жизни, и выражение свободы человеческого духа, его вечной неудовлетворенности, стремления к гармонии. Поэт не столько рисует картины, сколько вызывает их в воображении по намекам. Что такое, например, «в тумане моря голубом»? И море, и небо, и простор, и отсутствие других предметов, кроме паруса, и дымка тумана, и ощущение красоты, и щемящее чувство одиночества, недостижимости чего-то прекрасного, и многое еще.

Поэтому не будем стремиться «анализировать» каждую строку стихотворения в классе. Главное - чтобы ребята почувствовали, прониклись настроением, выраженным в нем, осознали символическое значение образов. Причем нельзя упростить это понимание. Иногда приходится слышать высказывания типа: «Парус - это человек, революционер» и т. п. Это, конечно, такое упрощение, при котором исчезает смысл. И «мятежность» его вовсе не означает только «отрицания существующего строя». И «просит бури» вовсе не означает стремления к революции. Все гораздо глубже. Во всем контексте лермонтовской поэзии буря - это стихия, хаос, разрушение, освобождение стихийных сил природы и человека, яростная борьба, грозящая гибелью, но и пробуждающая восторг, дающая возможность испытать свои силы («Мцыри»). Она может дать лишь на миг «упоение в бою», но не удовлетворение высоким стремлениям человека. Но и «покой» - реальный покой: спокойное море, отсутствие препятствий, бездействие тоже не идеал, напротив, это состояние вызывает всегда неприятие лермонтовского героя («Три пальмы»). К чему же он стремится? К невозможному! Буря не дает ему чувства счастья. Но и спокойное море заставляет парус просить бури. А хочет он такого состояния, в котором соединилось бы то ценное, что несет в себе буря, с тем прекрасным, что может проявиться в покое. Он хочет гармонии, устремлен к абсолюту, а потому не может удовлетвориться ничем достигнутым. Это мысль о вечной тревоге и стремлениях человеческого духа.

Но, как ни странно, стихотворение вместе с тем создает у читателя ощущение реальности этого абсолюта, возможности такой гармонии. Оно возникает из необычайной мелодичности стиха , из симметрии и красоты композиции, из привычных для романтической поэзии образов, несущих ассоциации с высшими духовными ценностями. И устремленность к невозможному, и ощущение реальности прекрасного одинаково сильно выражены в стихотворении, вероятно, это и делает его таким трудным для анализа. Но передать в чтении неудовлетворенность настоящим, значимость исканий и красоту звучания можно.

После чтения учителя возможна работа над вопросами учебника. Менее всего следует стремиться к формулированию идеи, к осмыслению стихотворения как призыва к чему-то. Беда в том, что у детей мало опыта восприятия романтической поэзии, не сформировано ассоциативное восприятие стихов. Отсюда прямолинейность выводов. Задача учителя - помочь уйти от восприятия стихов как лозунгов или повествований. Здесь все зависит от мастерства учителя: чуть-чуть приоткрыть неисчерпаемость смысла, ни в коем случае не ставить точек над «i», обращаться больше к воображению и эмоциям, чем к рассудку. Объяснение понятия «инверсия» дано не столько для усвоения этого понятия, сколько для более глубокого понимания с его помощью произведения.

Работа над стихотворением может проводиться и не в беседе по вопросам учебника, а в обучении выразительному чтению. Вопросы при этом будут максимально нацелены на работу воображения и сопереживание. В любом случае именно в чтении учениками стихотворения и проявится степень понимания его. Что же касается неисчерпаемой глубины, стихи обладают удивительным свойством расти вместе с читателем: выученные наизусть в детстве и понятые тогда в соответствии с возрастными возможностями, впоследствии они обогащаются вместе с духовным ростом человека и помогают этому развитию. Поэтому не беда, если ребята не поймут сейчас всего смысла. Главное, чтобы они почувствовали, что в произведении есть глубина, есть тайна, а не успокоились, найдя простенькую отмычку.

Это же в полной мере относится и к другим стихотворениям Лермонтова, приведенным в учебнике. В детстве «На севере диком…» - прекрасный пейзаж, в юности отвечает мечте о родной душе, в зрелые годы это еще и мысль о недостижимости идеала. «Три пальмы» вначале - живописная картина, восхищение самоотверженностью, позже - горькие раздумья о добре и зле. И не следует стремиться открыть детям то, что пока им недоступно. Достаточно, если они проникнутся настроением, почувствуют красоту лермонтовских стихов. Выученные наизусть, стихи будут обогащаться вместе с человеком. Поэтому прежде всего выразительное чтение, работа воображения, эмоций.

Урок, на котором читаются стихи, может проводиться как урок-концерт, урок-конкурс. Подумаем об особом оформлении класса, о включении музыки, романсов, фонозаписей. От чтения лермонтовских стихов у ребят должно остаться ощущение праздника.

Приведенные в учебнике задания для самостоятельной работы лучше использовать на специальном уроке развития речи . Выполнение заданий под руководством учителя носит поисковый, исследовательский характер. Активная деятельность - выражение своего отношения к прочитанному. Сочинение рассказа или сказки по пословице - настоящее литературное творчество. Что из этих заданий дать устно, что - письменно - дело учителя. Лучшие работы желательно поместить в рукописном журнале.

Читая Лермонтова, мы обращаемся к теоретическим понятиям. Инверсия, метафора, аллитерация должны помочь почувствовать своеобразие поэтического мира Лермонтова. Не следует превращать эти сведения в самоцель, они служат инструментом проникновения в смысл произведения. Но нет смысла и избегать называть вещи своими именами, это формирует чуткость к слову, к поэтике. И главное - потом надо пользоваться этими понятиями.

Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. , Литература 6 класс. Методические советы - М.: Просвещение, 2003. - 162 с.: ил.

Календарно-тематическое планирование, задачи школьнику 6 класса по литературе скачать , Литература онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Тема: М.Ю. Лермонтов. «Утес», «На севере диком...», «Три пальмы», «Казачья колыбельная песня»

Цель: 1) познавательно-развивающая: знакомство с лирикой М. Ю. Лермонтова; темы, идеи стихов; 2) вос­питательная: развитие эстетического взгляда на приро­ду, чувства сопереживания с настроениями поэта.

Ход урока

  1. Организационный этап. Постановка учебных за­дач урока.
  2. Беседа о поэте М.Ю. Лермонтове. Имя М. Ю. Лермон­това вошло в русскую литературу вместе с его стихотворе­нием «На смерть поэта», в котором он выразил всю боль, печаль и ненависть к тем, кто был виновен в смерти А. С. Пушкина. Пушкин погиб, но не умолк голос великой поэзии - с этого можно начать первый урок по творчеству М. Ю. Лермонтова. Для рассказа учитель может исполь­зовать отрывок из статьи о Лермонтове Н. С. Шер:

«В 1837 г. 29 января в третьем часу дня по Петер­бургу разнеслась весть о смерти Пушкина. День был пас­мурный, рано наступили сумерки. К дому на Мойке, где жил Пушкин, шли сотни людей «всех возрастов, женщи­ны, старики, дети, ученики, простолюдины в тулупах, а иные даже в лохмотьях». У подъезда была огромная толпа. За окнами первого этажа, завешанными густыми занавесями, стоял гроб с телом поэта. С чувством глубоко­го горя входили люди в маленькую, скромную квартиру Пушкина. Многие плакали - все понимали, что случи­лось непоправимое несчастье: погиб великий поэт, гор­дость и слава России.

А на другой день по городу из рук в руки передавали стихи:

Погиб поэт! - невольник чести -Пал, оклеветанный молвой...

Под стихами была подпись: Лермонтов - новое, не­знакомое имя. Все повторяли его с гордостью, с надеж­дой, верой - в России появился новый гениальный поэт».

Затем учащиеся знакомятся со статьей учебника о М. Ю. Лермонтове.

  1. Работа по учебнику. Чтение. Беседа. Беседу по статье можно организовать по вопросам:

Где родился М. Ю. Лермонтов? Кто заботился о нем? Где провел он детство? Каким по характеру был маленький Лермонтов? Как он учился? Какими талантами обладал? Когда начал писать стихи? Кто был его любимым поэтом?

Учитель добавит, что не все так безоблачно было в боль­шом доме в Тарханах. Подрастая, Лермонтов все чаще чувст­вовал себя одиноким. Отец редко навещал сына. Бабушка не любила зятя. Мальчик не знал, что произошло между отцом и бабушкой, но ни у кого ни о чем не спрашивал, а молча и тяжело переживал свое горе». Очень тосковал он по матери.

Он не помнил ее совсем, но «была песня, - писал он по­зднее, - от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услыхал ее, она бы произвела преж­нее действие. Ее певала мне покойная мать». Вот почему каждое его стихотворение проникнуто светлой печалью, тоской и одиночеством.

  1. Работа над содержанием и художественными особен­ностями стихотворений «Утес», «На севере диком». При работе над этими стихотворениями важно, чтобы учащи­еся поняли чувства поэта, его думы и мечты, душевное состояние героев его произведений, сумели определить тему и главную мысль стихотворений. Анализ языковых особенностей заключается в нахождении средств художе­ственного изображения, которые использует поэт, созда­вая образы своих героев и общее настроение (метафоры, эпитеты, сравнения).

Работу над анализом стихотворения «Утес» лучше все­го начать с вопроса о том, какое впечатление произвело стихотворение.

Какое вызвало настроение? Почему? Можно предло­жить учащимся рассказать, какую картину они представ­ляли себе, слушая стихотворение. О чем же это стихотво­рение? Назовите его тему. (Об одиноком утесе, которого навестила тучка, но утром рано покинула. Ему очень грустно, и он плачет.)

А какой вам представляется тучка? (Веселая, краси­вая, легкая, она может летать, навещать кого захочет.) Почему тучка «золотая»? (Красивая. Наверно, освещена лучами солнца.) Как называется это средство художе­ственного изображения? (Эпитет.)

Найдите, какие еще средства использует поэт, рисуя тучку (метафоры - «весело играя», «умчалась»).

Так учащиеся докажут, что тучка действительно ве­селая, легкая.

Утес олицетворяет совсем другой характер. Важно об­ратить внимание детей на то, что вторая строфа стихотво­рения начинается с союза но. Почему? Тучка украсила оди­ночество утеса, но он снова остался один, «задумался глу­боко». О чем же думает старый утес? Почему плачет? (Он думает о том, что совсем один, ему тоскливо, и он поэтому плачет.) Найдите в тексте слова, которые наделяют утес чертами живого существа. Как называется это средство художественного изображения? (Олицетворение: «задумался глубоко», «тихонько плачет».) Какова же главная мысль стихотворения? О чем хотел сказать читателю поэт? (Ни­кто не должен быть одиноким. Одному очень трудно.)

Стихотворение «На севере диком...» тоже проникну­то настроением грусти, печали, тоски, и здесь звучит тема одиночества. Работу по содержанию и анализ языковых особенностей можно организовать по той же схеме, что и стихотворение «Утес».

О чем это стихотворение? Определите его тему. (Со­сна растет на севере, пальма - в пустыне. Обе они одино­ки, им грустно, тоскливо.)

Какой вы представляете сосну? Какое сравнение использовал поэт, говоря о сосне? (Одета «как ризой».) Она очень красива, но несчастлива, потому что одинока. Какая природа окружает сосну? Какие эпитеты подчер­кивают ее одиночество? (Север «дикий», вершина «голая».)

Что же видит она во сне? Сосна дремлет, видит сны. Поэт говорит о ней как о человеке (олицетворение). Пальма тоже красива («прекрасная»), но и она несчастлива. По­чему грустна пальма? Какая природа ее окружает? (Пу­стыня, утес горючий.)

Как вы думаете, могут ли когда-нибудь встретиться сосна и пальма? Конечно, этого не может произойти. Учи­тель может объяснить, что под образами героев подразу­меваются несложившиеся человеческие судьбы.

«Три пальмы». Восточная поэма М. Ю. Лермонтова посвящена красоте аравийской земли, на которой растут прекрасные пальмы. В стихотворении поэта переданы чувства горести за дела человека, уничтожившего эту величавую красоту пальм, которые дарили путникам отдых в тени своих крон и спасали от голода. Как неразумен и как жесток человек, срубивший эти прекрасные деревья («по корням упругим топор застучал», «одежды их сорвали», «изрублены тела», «жгли огнем»)! Прием олицетворения, использованный поэтом, заставляет читателя почувствовать всю боль страданий срубленных деревьев. А прием конт­раста усиливает трагедию, которая произошла в пустыне с тремя пальмами. Обратимся к началу стихотворения: гордо высятся пальмы, журчит ручей, хранимый ими, неспеша величественно приближается на отдых караван верблюдов, пальмы приветствуют нежданных гостей, угощая их студеною водою. Конец стихотворения - резкий контраст -все пусто и дико кругом, не шепчутся листья с гремучим ключом, песок раскаленный, коршун терзает добычу. Вот что может сделать человек! Поэт протестует против такого варварского отношения к природе. Человек, ты должен быть созидателем мира, а не его разрушителем - вот основная идея произведения.

«Казачья колыбельная песня». Это самое лиричное произведение М. Ю. Лермонтова, в котором отразилась боль матери, воспитавшей сына и пославшей его на «бранное житье». Эта материнская любовь передана очень ярко и точно в емких и красочных эпитетах, олицетворении при­роды: «младенец мой прекрасный, тихо смотрит месяц ясный, дитя мое родное, горьких слез, бой опасный». Вся полнота материнской любви отразилась в строчках песни поэта, она стала любимой народом и до сих пор жива как песня, под которую мать укачивает своего любимого ребенка, заботится о его дальнейшей судьбе.

  1. Подведение итогов урока. Какова тема и идея стихотворений «Утес», «Ночевала тучка...»? Что их объ­единяет? В чем разница? Какую же мысль хотел пере­дать читателю поэт? Сосна и пальма обречены на одино­чество, они никогда не смогут встретиться, и это очень печально. Никто не в силах им помочь.
  2. Задание на дом:

1) ответить на вопросы учебника 1, 2, 4;

2) выучить наизусть любое из стихотворений.

Стихотворение зрелого периода «Три пальмы» было написано М. Лермонтовым в 1838 году. Впервые оно было опубликовано в «Отечественных записках» в 1839 году.

В стихотворении, являющемся по жанру балладой , поэт использовал ряд пушкинских образов из «Подражания Корану», такой же стихотворный размер и строфику. Однако в смысловом отношении лермонтовская баллада полемична по отношению к пушкинскому стихотворению. Автор наполняет ее философским содержанием, поставив во главу угла вопрос о смысле человеческой жизни .

Философский смысл стихотворения имеет явный религиозный оттенок, а вся поэтическая притча насыщена библейской символикой . Число пальм символизирует три составляющих человеческой души: разум, чувства и волю. Родник выступает как символ духа, связывающего человека с источником жизни – Богом. Оазис символизирует собой рай; неслучайно поэт помещает действие баллады в «степи аравийской земли» : именно там, по преданиям, находился Эдемский сад. Эпитет «гордые» по отношению к пальмам символизирует человеческую гордыню и присутствие первородного греха. «Смуглые ручки» и «черные очи» арабов, хаос и беспорядок («нестройные звуки» , «с криком и свистом» , «взрывая песок» ) указывают на нечистую силу. Полный разрыв человеческой души с Богом и завладение ею нечистой силой выражает строка: «Кувшины звуча налилися водою» . Душа человека гибнет от «топора» мавров, а караван следует за следующей жертвой на запад, направление, противоположное месту пребывания Бога. Раскрывая смысл жизни человека, Лермонтов призывает внимательнее относиться к своей душе. Гордыня и отказ от смирения, принятия предопределенного Богом могут привести к трагическим последствиям – разрушению как души, так и тела.

В стихотворении Лермонтов поднимает и проблему взаимоотношений человека и природы : люди не ценят то, что дарит им природа. Они стремятся уничтожить ее ради сиюминутных желаний или выгоды, не думая о последствиях. Осуждая людей за потребительское отношение к окружающему миру, поэт предупреждает, что беззащитная природа все же может отомстить обидчикам, и эта месть будет столь же безжалостна и жестока, как и поступки людей, мнящих себя царями природы.

Стихотворение имеет кольцевую композицию , основанную на приеме антитезы жизни и смерти в первой и последней строфах. Первая строфа ярко рисует идиллическую картину волшебного оазиса среди безбрежной пустыни. В последней строфе оазис превращается в «седой и холодный» пепел, ручей заносит раскаленный песок, и пустыня вновь становится безжизненной, суля путникам неминуемую гибель. С помощью такой организации стихотворения Лермонтов подчеркивает всю трагедию человека в катастрофической ситуации.

Повествовательное по характеру произведение имеет четкую сюжетную линию . Главными героями стихотворения являются «три гордые пальмы» . Не желающие жить «без пользы» и недовольные своей судьбой, они начинают роптать на Создателя: «Не прав твой, о небо, святой приговор!» . Бог услышал их недовольство, и чудесным образом возле пальм появился богатый караван. Его обитатели утолили жажду «студеной водой» из ручья, отдохнули в благодатной тени приветливых пальм, а вечером без сожаления срубили деревья: «По корням упругим топор застучал,// И пали без жизни питомцы столетий!» . Гордые пальмы были наказаны за то, что не довольствовались своим уделом, а посмели «на Бога роптать» .

Баллада состоит из 10 строф-шестистиший, написанных четырехстопным амфибрахием , трехсложной стопой с ударением на втором слоге. Стихотворение отличают острая конфликтность сюжета, четкая композиция, ритмичность организации стиха, лирическая насыщенность и яркая образность. Лермонтов необычайно широко использует разнообразные выразительные средства : эпитеты (ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой ), метафоры (песок крутился столбом, пылающая грудь ), сравнения (люди – «малые дети» , караван «шел, колыхаясь, как в море челнок» ), олицетворения (родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьем, приветствуют пальмы нежданных гостей ). Олицетворения позволяют увидеть в образах «гордых пальм» людей, недовольных своей жизнью. При описании рубки пальм использована аллитерация звука «р».

В стихотворении «Три пальмы» Лермонтов сумел объединить яркую передачу красоты восточной природы во всех ее красках и важнейшие философские вопросы, волнующие не одно поколение.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова