Линейный корабль цесаревич. Эскадренный броненосец "Цесаревич"
Эскадренный броненосец "Цесаревич"
10 января 1899 года зачислен в списки судов Балтийского флота и 26 июня 1899 года заложен на судоверфи "Форж э Шантье" в Тулоне (Франция) по заказу Морского ведомства.
Участвовал в русско-японской войне.
В ночь на 27 января 1904 года при стоянке на внешнем рейде Порт-Артура поврежден взрывом торпеды, выпущенной миноносцем противника, но остался на плаву и 24 мая 1904 года после заделки пробоины с помощью кессона вновь введен в строй.
После боя с японским флотом в Желтом море 27 июля 1904 года ушел в Циндао, где на следующий день был интернирован.
В декабре 1908 года участвовал в оказании помощи населению города Мессина на острове Сицилия, пострадавшему от землятресения.
Прошел капитальный ремонт в 1910 - 1911 годах на Балтийском зваводе с заменой главных механизмов, котлов и всех орудий.
Участвовал в Первой мировой войне и Февральской революции.
5 - 7 января 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. С мая 1918 года находился в Кронштадтском военном порту на долговременном хранении.
В годы Гражданской войны артиллерийское вооружение корабля использовалось на судах речных и озерных флотилий и сухопутных фронтах.
В 1924 году сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списком судов РККФ.
Водоизмещение: 13105 т. Размерения: 118,82x23,22x7,93 м
Вооружение: 4 - 305/40 мм, 12 - 152/45 мм, 20 - 75/50 мм, 20 - 47 мм, 8 - 37 мм, 2 ПТА и 2 НТА 381 мм.
Бронирование - пояс крупповской брони 120 - 249 мм, башни главного калибра от 63 до 254 мм, башни среднего калибра от 30 до 152 мм, боевая рубка 254 мм, палуба - 38 - 69 мм.
Механизмы- 2 вертикальные машины тройного расширения 16500 л.с. 20 котлов системы Бельвиля. 2 винта.
Скорость 18,24 узла. Дальность плавания 5500 миль. Экипаж: 28 офицеров и 750 матросов.
4. Эскадренный броненосец "Цесаревич" во Франции, 1903 год
5. Эскадренный броненосец "Цесаревич" на испытаниях, Тулон лето 1903 года
6. Эскадренный броненосец "Цесаревич" на испытаниях, Тулон лето 1903 года
7. Эскадренный броненосец "Цесаревич" на испытаниях, Тулон лето 1903 года
9. Эскадренный броненосец "Цесаревич" (дата снимка не известна)
10. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Порт-Артуре, 1904 год
11. Эскадренный броненосец "Цесаревич" (дата снимка не известна)
12. Исправление повреждений на эскадренном броненосце "Цесаревич", Порт-Артур весна 1904 года
13. Эскадренный броненосец "Цесаревич" во время ремонта, Порт-Артур весна 1904 года
14. Эскадренный броненосец "Цесаревич" во время ремонта, Порт-Артур весна 1904 года
15. Эскадренный броненосец "Цесаревич" во время ремонта, Порт-Артур весна 1904 года
16. Эскадренный броненосец "Цесаревич" во время ремонта, Порт-Артур весна 1904 года
17. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Порт-Артуре, 1904 год
18. Эскадренный броненосец "Цесаревич" (дата снимка не известна. Предположительно весна 1904 года, Порт-Артур)
19. Эскадренный броненосец "Цесаревич" входит в Циндао, 29 июля 1904 года
20. Эскадренный броненосец "Цесаревич" входит в Циндао, 29 июля 1904 года
21. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года
22. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года
23. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года
24. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года
25. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года
26. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года
27. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года
28. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года
29. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года
30. Эскадренный броненосец "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года
31. Немецкий оркестр на форе эскадренного броненосца "Цесаревич" в Циндао, лето 1904 года
Nikto1
> Ув. присутствующие.
Nikto1
> Еще один вопрос.
Nikto1
> Во время ремонта в Порт-Артуре на корабле произвели некоторые изменения. К которым я отношу снятие 4-75 мм орудий, 4-47 мм орудий, большей части пулеметов. Сняли прожектор с боевого марса. Спилили часть фальшборта в корме - собственно в корме и в местах, где он втыкается в борт полубака.
Если, вы смотрели чертежи, то не могли не обратить внимание на пояснительную записку "приложенную" к чертежам. Хотя... кто его знает.
На всякий случай, процитирую самого себя в ней.
Так... бла-бла-бла... ну где-же это?... ага! вот нашел...
"...Еще 4 75-мм орудия располагались на носовом и 2 орудия на кормовом мостиках. В дальнейшем (ориентировочно в период ремонта броненосца после торпедирования) заднюю пару орудий на переднем мостике сняли. Также была снята еще одна пара орудий в носовом каземате. Эти четыре орудия остались в Порт-Артуре."
Что касается 47-мм орудий, не будетели вы любезны привести источник?!
И в заключении, касательно пулеметов. Опять, таки цитируюсь
"...Пулеметы были установлены на крышах марсов. 2 на грот-марсе, 4 на фор-марсе. А так же на фальшборте в центральной части корабля (по 2 на борт). Эти 4 пулемета были сняты для нужд сухопутного фронта..."
Источник в обоих случаях - фотографии и монография Мельникова.
Nikto1
> Вопрос, собственно не в этих изменениях. Вопрос в том - на какое время дан вид чертежей - автора Джи-Джи.
Nikto1
> На чертежах 2 jlbyfrjds[ генеральных-заглавных надписи:
Nikto1
> Эскадренный броненосец "Цесаревич"
Nikto1 > Под второй из них есть примечение, из которого следует, что "изображен броненосец по состоянию на 1917 гг." Конец цитаты, пунктуация сохранена. И дело не в том, что ГГ ставится в случае, когда приведенных годов больше чем 1, т.е. в данном случае можно было бы обойтись и одной буковкой Г,
Спасибо!!! Вот оно!!! "Г" должно быть ОДНО!!
Спасибо, это действительно очень ценное замечание.
Что ж теперь делать-то...?
Тут вы меня в лужу посадили... признаю..
Nikto1
> дело в том, что читая все эти надписи я понял, что первый из видов броненосца относится К МОМЕНТУ ЕГО ВВОДА В СТРОЙ.
А прочитать надпись на листе №38 не судьба? Там четко сказано на какой период представлен чертеж.
Nikto1 > И тому есть подтверждение - все 20-75 мм орудий и все 20-47 мм орудий на чертеже в наличии. Но меня стали терзать сомнения. И я понял их причину - у броненосца срезан фальшборт. Стоп, сказал, я себе - этот вид не на момент его ввода в строй. Это на момент его выхода из ремонта! Но и тут сомнения меня не оставили, потому, что на момент выхода из ремонта с корабля УЖЕ сняли 20% противоминной артиллерии и 1 прожектор, и пулеметы поснимали - 2 только осталось.
Не могли бы вы привести источник о том, что к моменту вывода корабля из ремонта осталось только 2 пулемета.
Да и про прожектор, не плохо было бы послушать для общего развития.
Что касается "срезанного" фальшборта. Это подробным образом изложено в тексте пояснительной записки.
Фальшботр не было необходимости "срезать", т.к. он был съемным и мог сниматься/устанавливаться в любое время по желанию трудящихся.
Показаны конструктивные элементы, которые позволяют это делать, как на чертежах, так и (особо!) показано на фотографиях в пояснительной записке, с соответствующими надписями и подписями.
Nikto1
> ИТАК ВОПРОС УВАЖАЕМЫМ ЗНАТОКАМ.
Nikto1
> Когда на броненосце Цесаревич спилили фальшборт
Не плохо бы подучить матчасть.
Представьте на минуту адмирала Макарова с ножевкой, которой он пилит фальшборт Цесаревичу.
Представили?
Вот и мне после этого поплохело...
Nikto1 > и сняли орудия?
Ответ.
Указано в пояснительной записке, что и когда было снято и одето.
Nikto1 > Тогда мы сможем точно написать ДЛЯ СЕБЯ САМИ "Примечание ", к примеру такое - "изображен броненосец в ремонте по состоянию на 15 марта 1904 17часов 32минуты (потому как в 17 часов фальшборт был уже спилен/демонтирован/снят, а орудия еще стояли до 18часов вечера). ДАТА 15 марта 1904 г. и время - мною, понятно, придуманы.
Смотрим чертеж.
Читаем.
"Примечание: на чертежах изображен броненосец на момент боя в Желтом море.
Пулеметы на марсах, 37-мм орудия к тому моменту были сняты. Тентовые стойки отсутствовали (показаны условно)..." и т.д.
Опять таки если, что то не понятно, открываем пояснительную записку.
Nikto1 > Иначе говоря это очень специальный вид броненосца Цесаревич - Цесаревич в ремонте. И еще более он специален тем, что фальшборт мог быть спилен/демонтирован/снят ПОЗЖЕ, чем сняты орудия или часть тех снятых орудий. В таком случае это "марсианский линкор" как тут писал некий Pz.
Что вы привязались к этому фальшборту?
Вот, есть снимок периода Первой Мировой Войны с установленным фальшбортом.
Как по вашему можно объяснить эту загадку природы??
Поверьте мне не трудно начертить все виды броненосца когда у него открывалась или закрывалась какая-нибудь дверь.
Но достаточно всего лишь двух наиболее характерных вида. Если будут вопросы можно почитать прилагаемый текст и сделать выводы самостоятельно.
Поверьте - это не сложно.
Приложение № 2: Эскадренные броненосцы "Ретвизан" и "Цесаревич"
(Из архива В.П. Костенко)
Серия броненосцев типа «Пересвет» строилась по основной программе судостроения 1895 года, по которой было намечено к постройке 5 броненосцев. Последние 2 корабля этой программы резко отличались от «Пересвета» и принадлежали к двум совершенно различным типам, хотя с одинаковым артиллерийским вооружении и приблизительно одним тоннажем. Они были одновременно заказаны двум заграничным заводам в 1898 году после дополнительного чрезвычайного ассигнования на судостроение и явились яркими выразителями двух противоположных тенденций в морской технике и тактике конца XIX века. В основе этих различий лежало разное понимание обстановки морского боя.
Русское Морское министерство, давая за границу заказ на 2 броненосца лучшим заводам Франции и Соединенных Штатов, стремилось получить два противоположных технических решения одной и той же тактической задачи: получить образцовый боевой корабль для эскадренного боя, чтобы сделать затем выбор проекта при постройке серии в 5 броненосцев по программе 1 898 года, которые решили строить уже в России на Петербургских заводах. Эти два корабля при одинаковом тоннаже, артиллерии и скорости хода имели совершенно различную конструкцию корпуса, систему бронирования, расположение артиллерии, мореходные качества, высоту народного борта и внешний вид.
Проект «Цесаревича»
Совершенно иным типом корабля по конструкции и расположению артиллерии был броненосец «Цесаревич», являющийся воплощением идей французского корабельного инженера Эмиля Бертэна. Во многих отношениях он явился выразителем новых принципов военного кораблестроения в вопросах броневой зашиты от артиллерийских снарядов и торпедных взрывов, а также в вопросах живучести и непотопляемости.
Техника дальнейшего развития типа боевого корабля усвоила и усовершенствовала новые принципы, заложенные в проекте «Цесаревича», применив их к кораблям, созданным после русско-японской войны на базе полученного боевого опыта. Таким образом «Цесаревич» оказался родоначальником нескольких последующих поколений броненосцев и многие его черты, усвоенные последующими кораблями, можно проследить вплоть до эпохи линкоров, вступивших в современную, мировую войну.
Проект был разработан главным инженером фирмы "Forges et Chantiers de la Mediterranee " в Тулоне инженером М. Lagane . Основные конструктивные особенности «Цесаревича» являются продуктом постепенного развития французского типа броненосцев начиная с «Jaureguiberry » (1893) и кончая классом «Republigue » и «Democratic » (1904). «Republigue » проектировался инженером Бертэном одновременно с «Цесаревичем», но был закончен постройкой несколько позже.
Типичными чертами «Цесаревича», отличавшими его не только от «Ретвизана», но и от всех предшествующих серий русских броненосцев («Петропавловск», «Пересвет») были следующие характерные конструктивные особенности:
а) Расположение палуб: 4 надводных палубы, в том числе 2 броневых на всем протяжении корабля, а именно: нижняя броневая палуба - 40 мм, батарейная или главная - 50 мм, верхняя - 7 мм и спардек от форштевня до кормовой 1 2-дм. башни. Высота надводного борта при форштевне на полубаке - 7,8 м (26 фут.).
б) Мореходность. Высокий надводный борт и завал наружной обшивки выше броневого пояса обеспечивал высокую мореходность в свежие океанские погоды.
в) Бронирование. По ватерлинии от пояса до кормы имелись 2 непрерывных броневых пояса. Нижний главный пояс имел верхнюю кромку выше ватерлинии на 500 мм. Нижний шельф под ватерлинией на 1 500 мм.
Толщина броневых плит при верхней кромке: между 12-дм. башнями равнялась 250 мм, при нижней кромке 1 70 м, в нос и в корму от 12-дм. башен от 230 до 1 70 мм. Верхний пояс имел 200 мм, в нос от 12-дм. башен убывал до 120 мм, в корму от 12-дм. башни до 130 мм.
Общая высота поясной брони: при миделе - 3,67 м, в носу - 4,4 м, в корме - 4,0 м.
2 броневые палубы: главная накрывала бортовую броню, по всей длине корабля, толщиной 50 мм; нижняя - на 300 мм выше ватерлинии состояла из 2 слоев по 20 мм (всего 40 мм).
Противоминная броневая переборка на длине 88,8 м в расстоянии около 2 м от борта, из 2 слоев по 20 мм, (всего 40 мм) притыкается нормально к наружной обшивке по скуле и заменяет 5-й стрингер; соединяется по радиусу 2 м с нижней броневой палубой.
Башни 12-дм. орудий: вращающаяся часть - 254 мм, рубашка под броней -30 мм, поданные трубы - 229 мм, рубашка - 30 мм, крыши из 3 слоев обшей толщины 60 мм.
Боевая рубка эллиптической формы (размеры внутри рубки 3,85x3,25 м): вертикальная броня - 251 мм, крыша - 45 мм, труба зашиты проводов - 1 27 мм
Полный вес крупповской цементированной брони, броневых палуб, противоминной переборки, деревянной подкладки и броневых бортов -- 4325 т или 33% от нормального водоизмещения.
г) Расположение артиллерии: 4 12-дм. орудия в парных башенных установках на полубаке и юте.
Оси орудий 12-дм. носовой башни - 9,6 м над ватерлинией.
12 6-дм. орудий в 6 двухорудийных башнях, из них на спардеке 4 башни: 2 башни позади носовой 12-дм башни и 2 впереди кормовой 12-дм., с обстрелом по носу и по корме, в пределах дуги 135°.
На верхней палубе при миделе между кочегарками 2 башни, каждая с обстрелом по носу и по корме по дуге в 180°.
16 75-мм орудия размешены: 8 орудий в центральной батарее на главной палубе, 2 орудия в корме на главной палубе, 2 - в носу на верхней палубе, 2 -на носовом мостике, 2 - на кормовом мостике.
Огонь прямо по носу и по корме: 2 12-дм., 8 6-дм., 4 75-мм.
Огонь прямо по траверзу: 4 12-дм., 6 6-дм. и 8 75-мм.
д) Схема непотопляемости, «Цесаревич» по системе, введенной Бертэном, был первым кораблем, который получил по ватерлинии высокий броневой пояс от носа до кормы из 2 рядов плит, возвышающийся над уровнем воды на 2,1 7 м, и 2 непрерывных броневых палубы.
Верхняя броневая накрывала поясную броню, а нижняя спускалась к нижней кромке пояса на 2,5 м под грузовую ватерлинию. Броневой пояс 2 бортов и 2 связанные с ним броневые палубы образовывал на уровне ватерлинии замкнутый со всех сторон броневой ящик, или своего рода понтон, разделенный на большое число отделений продольными и поперечными переборками. Этот бронированный клетчатый слой на уровне ватерлинии должен был обеспечивать боевую остойчивость и плавучесть броненосца при всех артиллерийских повреждениях, а также надежно прикрывать все жизненные помещения ниже ватерлинии от проникновения как целых снарядов, так и осколков при разрыве между броневыми палубами.
Все главные поперечные переборки были доведены до нижней броневой палубы, прочно связаны с ней и не имели никаких дверей. С нижней броневой палубы в трюмы не было ни сходных шахт, ни горловин. Все шахты, элеваторы и угольные погрузочные рукава и вентиляционные каналы были выведены или на батарейную палубу, или еще выше на верхнюю. Чтобы с нижней палубы спуститься вниз в кубрики или в трюмы, предварительно надо было подняться на батарейную палубу и оттуда спускаться вниз по вертикальной непроницаемой шахте.
По нижней броневой палубе, изолированной от трюмов, были устроены в поперечных переборках водонепроницаемые двери на задрайках (вблизи диаметральной плоскости). При таком расположении дверей они не представляли угрозы для непотопляемости, обеспечивая в то же время крайне важное сообщение вдоль корабля, между 2 броневыми палубами, сплошь защищенное броней от разрывов фугасных снарядов и осколков.
По боевому расписанию и по водяной тревоге двери должны были держаться задраенными.
е) Принцип автономности отсеков. Помещения над нижней броневой палубой в пределах борта, защищенного противоминной переборкой делились главными поперечными переборками на автономные отсеки, которые имели все системы и трубопроводы, не связанные со смежными отсеками.
Главных отсеков, помимо 2 концевых, было:
1. Отсек носовой 12-дм. башни.
2. Отсек 2 носовых 6-дм. башен.
3. Отсек носового котельного отделения.
4. Отсек 2 средних 6-дм. башен.
5. Отсек кормового котельного отделения.
6. Отсек 2 машинных отделений, разделенных диаметральной переборкой.
7. Отсек 2 кормовых 6-дм. башен.
8. Отсек кормовой 12-дм. башни.
Вне противоминных переборок оставались два концевых отсека: носовой таранный и кормовой рулевой. Каждый главный отсек располагал своими независимыми трюмными системами: затоплением, осушительной, спускной и перепускной, пожарной и вентиляционной, а также водопроводной и переговорной.
Никакие трубопроводы не резали поперечных переборок ниже броневой палубы и были заключены со всеми разветвлениями труб только в пределах своего отсека. Из числа главных отсеков 5 имели свои отливные 800-тонные турбины, приводимые в движения электромоторами. Всего турбин было 8. Большие отсеки имели по две турбины. К этим турбинам были подведены перепускные трубы с клинкетами на поперечных переборках из меньших смежных отделений.
Не имели своих отливных турбин 2 концевых отсека и 3 отсека 6-дм. башен (носовых, средних и кормовых). Для осушения небольших количеств воды ил трюмов, бортовых и междудонных отделений имелось 8 трюмно-пожарных 50-тонных паровых насосов, установленных на кубриках соответственных отсеков. Пожарная магистраль проходила вдоль всего корабля по нижней палубе под 50-мм броневой батарейной палубой с вертикальными отростками вниз к насосам и наверх к пожарным рожкам в каждом отсеке.
На батарейной палубе, борт которой не имел броневой зашиты, имелось 5 поперечных водонепроницаемых переборок с дверями, которые задраивались по водяной тревоге.
ж) Противоминная зашита. На «Цесаревиче» по примеру французского броненосца «Jaureguiberry » была устроена бортовая броневая переборка из двух слоев листов 20 мм (всего толщиной 40 мм), в расстоянии 2 м от наружной обшивки. В то время считалось, что такая подводная зашита вполне достаточна для предохранения внутренних помещений корабля от действия взрыва 18-дм. торпеды Уайтхеда с зарядом 80-120 кг пироксилина или мины заграждения. Бортовая броневая переборка верхней кромкой переходила по радиусу в нижнюю палубу и была сделана из самой мягкой судостроительной стали, допускавшей весьма значительные деформации без разрыва в расчете, что этим будет поглощена энергия газов при взрыве. Недостатком этой конструкции было отсутствие непосредственной прочной связи между нижней броневой палубой и нижним шельфом главного броневого пояса.
Связь поясной и палубной брони была осуществлена в виде горизонтального стрингера или платформы из листов толщиной 16-20 мм и шириной до 2 м, которая служила полом коридора позади брони. Однако при взрыве торпед, мин и снарядов ниже броневого пояса эта платформа, накрывающая Наружный и внутренний бортовые отсеки, должна была попадать в сферу разрушения, а поэтому вода через пробоину заполняла не только бортовые нижние отсеки, но и верхний корпус позади брони, а также отсек на нижней палубе, если была повреждена тыловая переборка коридора.
На кораблях более поздней постройки, броненосцах русской постройки «Суворов», «Орел» и «Слава», а также на 5 французских броненосцах серии «Republique » (1902) и на 6 кораблях серии «Danton » (1909) этот недостаток был устранен. Последние французские броненосцы типа «Danton » строились уже с учетом опыта русско-японской войны.
з) Размещение угольных ям.
Так как к броневой противоминной переборке непосредственно примыкали с внутренней стороны котельные, машинные отделения и бомбовые погреба, то пришлось отказаться от устройства бортовых угольных ям, чтобы не нарушать целости броневых переборок устройством дверей или горловин, что создало бы опасность затопления котельных отделений при взрыве мины с открытыми горловинами для угольной погрузки.
Во избежание этой опасности на «Цесаревиче» пришлось отказаться от устройства бортовых угольных ям и оставить бортовые отсеки не использованными, а для хранения расходного угля перейти на поперечные ямы при главных переборках котельных отделений. Запасные ямы были размешены на нижней броневой палубе вдоль коридоров позади брони. Поэтому размещение угольных ям на «цесаревиче» резко отличалось от предыдущих типов броненосцев «Петропавловск», «Пересвет» и «Ретвизан», имевших бортовые ямы. Это расположение представляло значительные неудобства:
а) уголь в бортовых отсеках выполнял роль добавочной и достаточно эффективной зашиты при минных взрывах благодаря поглощению энергии газов на раздробление и спрессование угля;
б) бортовые отделения остались не использованными для размещения полезных грузов, вследствие чего броненосец терял большой подводный объем, составляющий на 2 борта: 2292 м2, что составляло 13% от нормального водоизмещения корабля. Это привело к большому стеснению в размещении трюмов и резкому сокращению вместимости ям, а следовательно и к уменьшению района плавания.
Нормальный запас угля был принят в 800 т, а полная вместимость всех ям 1370 т, тогда как на одновременно строившемся броненосце «Ретвизан» полный запас угля доходил до 2000 т, а на кораблях типа «Пересвет» даже до 2500 т.
и) Наружный вид.
«Цесаревич» благодаря высокому надводному борту, возвышенным коечным сеткам при фальшборте и развитым рострам, 2 этажным носовым и кормовым мостикам с рубками, тяжелым мачтам, огромным трубам и большому числу башен на спардеке представлял из себя прекрасную мишень для неприятельских снарядов.
В этом отношении он имел большое сходство с французскими броненосцами девяностых годов типов «Galouis » и «Suffren ».
Преимущества типа «Цесаревич» над типом «Ретвизан»
1) Более развитая броневая зашита ватерлинии по всей длине и хорошее прикрытие оконечностей.
2) Наличие 2 сплошных броневых палуб.
3) Образование по всей длине корабля бронированного клетчатого слоя высотой от 2 до 2,9 м над ватерлинией и 1,5 м под ватерлинией.
4) Противоминная бортовая зашита из броневых переборок на длине 3/4 корабля.
5) Размещение всей 6-дм. артиллерии в 2 орудийных башенных установках, защищенных 6-дм. броней и сильный огонь по диаметральной плоскости.
Сравнение броненосцев «Ретвизан» и «Цесаревич»
Наименование элементов |
«Ретвизан» |
«Цесаревич» |
Год закладки |
||
Дата спуска |
||
Вступление в строй |
||
Завод-строитель |
Cramp (Филадельфия) |
Forges et Chantiers (Тулон) |
Нормальное проектное водоизмещение |
||
Скорость хода |
||
Мощность механизмов |
||
Запас топлива |
||
Вместимость угольных ям |
||
Главные размерения в метрах |
||
Артиллерия |
4 12-дм./40 кал. |
4 12-дм./40 кал. |
12 6-дм./45 кал. |
12 6-дм./45 кал. |
|
Бронирование: Нижний броневой пояс |
9-дм. между главн. башнями |
10-дм. от носа до кормы |
Верхний броневой пояс |
9-дм. между главн. башнями |
8-дм. от носа до кормы |
3-й пояс: казематы и батарея |
5-дм. каз. 6-дм. ор. |
|
Палуба нижняя (горизонт, часть) |
||
Палуба нижняя: (скосы) |
||
Палуба главная батарейная |
||
Башни 12-дм. орудий (вр. часть) |
||
Башни 12-дм. орудий (под. труба) |
||
Башни 6-дм. орудий (вр. часть) |
||
Башни 6-дм. орудий (под. груба) |
||
Казематы 6-дм. орудий (верхний) |
||
Боевая рубка |
1. Корпус (включая противоминную переборку, деревянные части, 5118,50 подкладку под броню, внутренние устройства и дельные вещи)
2. Бронирование 3347,80
3. Снабжение, в том числе - 295,20
якоря и канаты (113,60)
швартовы и буксиры (10,00)
шлюпки (65,00)
водяные цистерны и опреснители (12,00)
камбузы (16,00)
брезенты, флаги, штурманские принадлежности (7,60)
разное снабжение и запасы (71,00)
4. Мачты с марсами и такелажем 43,00
5. Вспомогательные механизмы (паровые и электрические) 106,50
6. Машины и котлы с водой 1430,00
7. Артиллерия с боевыми запасами 1363,00
8. Мины и электричество 203,00
9. Нормальный запас топлива 800,00
10. Экипаж с багажом 82,65
11. Провизия на 60 суток 99,85
12. Вода на десять дней 20,50
13. Запас водоизмещения 200,00
Всего: 13110,00
Вес паровых механизмов
1. Главные машины с принадлежностями и холодильниками 442,00
2. Валы 108,00
3. Гребные винты 25,00
4. Вспомогательные механизмы (циркуляционные насосы и помпа) 35,20
5. Трубопровод и приемники воды 56,00
6. Площадки и трапы машин 17,00
7. Инструменты и запасные части 27,00
8. Машинные вентиляторы 60,00
9. Кипятильники 14,00
10. Питательные цистерны 3,00
Полный вес механизмов 787,00
Вода в холодильниках и в трубах 22,00
Полный вес механизмов с водой 809,20
Вес котлов
1. Котлы с кладкой и экономайзерами 366,50
2. Очистители, детандеры, цистерны, 6,50
3. Донки 9,50
4. Воздухонагнетатели 6,50
5. Дымовые выходы и дымовая труба 40,00
6. Площадки и трапы 15,00
7. Трубопровод в кочегарках 36,00
8. Вентиляторы 14,00
9. Инструмент и запасные части 28,00
10. Питательные цистерны 16,00
Полный вес котлов без воды 538,00
Вода в котлах 49,00
Вода в цистернах 33,80
Полный вес котлов с водой 620,80
Стальной корпус (в составе статьи «Корпус с устройствами»)
1. Наружная обшивка от киля до нижнего шельфа 419,00
2. Рубашка позади брони 170,80
3. Обшивка выше броневой палубы 84,20
4. Горизонтальный киль 20,20
4. Подкрепления наружной обшивки 41,30
5. Настилка верхней броневой палубы 263,20
6. Настилка батарейной палубы 103,50
7. Настилка верхней палубы 67,00
8. Противоминная переборка 769,90
Всего стальной корпус 1939,10
Рубашка под вращающуюся броню башен 85,00
Подкрепления башен 283,00
Деревянные части корпуса 183,00
Подкладка под броню и болты 157,00
Внутренние устройства 116,50
Дельные вещи по корпусу 333,00
Бронирование
1. Нижний броневой пояс 775,40
2. Верхний броневой пояс 663,40
3. Верхняя броневая (батарейная) палуба 730,00
4. Броневые коммингсы 41,50
5. Боевая рубка с коммуникационной трубой 62,50
6. Броня поданных труб 12-дм башен 215,00
7. Вращающаяся броня 12-дм башен 288,00
8. броня поданных труб 6-дм башен 292,00
9. Вращающаяся броня 6-дм башен 280,00
Полный вес бронирования 3347,8
Уголь при нормальной нагрузке - в трюме 588,00 - на нижней палубе 212,00
Примечания.
Распределение статей нагрузки приводится по рукописной копии из собрания бумаг известного кораблестроителя В.П.Костенко, который в 1904-1905 гг. выполнял обязанности помощника строителя эскадренного броненосца «Орел», подготавливаемого к походу с другими кораблями класса «Бородино» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры. По роду его служебной деятельности В.П.Костенко должен был постоянно следить за соответствием проектных данных многочисленных статей проектной нагрузки «Орла» с его фактическими значениями, а также сопоставлять их с соответствующими параметрами «Цесаревича» - прототипа всей серии броненосцев класса «Бородино», к которым относился и «Орел».
(Личный архив В.П.Костенко., папка XVII -I ).
Вес приводится в метрических тоннах (1 мт = 1000 кг)
Внимание! Выпуск серии прекращен!
Эскадренный броненосец «Цесаревич»
– второй партворк серии «Флотилия русско-японской войны» в рамках журнала «Корабли России
». Издатель – ООО «Моделист» (г. Самара).
Эскадренный броненосец «Цесаревич» был построен во Франции по заказу Российской империи. Принимал участие в русско-японской и Первой мировой войнах. Впоследствии на основе чертежей этого корабля была построена целая серия кораблей типа «Бородино».
Постройка корабля была начата в 1899 году в Тулоне. Спуск на воду произошёл 23 января 1901 года, но ещё в течение двух лет в конструкцию вносились различные доработки. В итоге в строй «Цесаревич» вступил только 1903 году, практически с началом русско-японской войны. В конце февраля 1904 года во время боя с японским миноносцем наш броненосец был поврежден торпедой. Однако ремонт не занял много времени, и вскоре корабль был вновь введен в строй. В сентябре того же года после прорыва в порт Киао-Чао броненосец был интернирован до конца войны. После того, как корабль вернули России, он вошёл в состав Балтийского флота. В 1907 году, после коренной перестройки, был переведен в класс линейных кораблей. В марте 1917 года корабль переименовали в “Гражданина”. Довелось ему испытать себя и в роли ледокола. В тяжёлой ледовой обстановке в декабре 1917 года он совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. Можно сказать, это был последний поход корабля. С мая 1918 года он был принят на долговременное хранение. В годы Гражданской войны с «Гражданина» сняли артиллерию. Использовали её уже на сухопутных фронтах, а также на речных и озерных флотилиях. Окончил свою службу корабль в 1924 году. Был разобран на металл.
Характеристики броненосца «Цесаревич»
-
Длина: 118,5 м
Ширина: 23,2 м
Водоизмещение: около 13 тысяч тонн
Осадка: 7,9 м
Скорость хода: 18 узлов
Дальность плавания: 2805 миль
Экипаж: более 800 человек
Вооружение:
305мм – 4 орудия
152мм – 12 орудий
75мм – 10 орудий
37мм – 11 орудий
Пулеметы – 2
Торпедные аппараты – 4
Модель броненосца Цесаревич
Эскадренный броненосец «Цесаревич» продолжает серию «Флотилия русско-японской войны» от ООО «Моделист». Это вторая модель данной коллекции (первая – ).
Сборка модели распланирована на 80 выпусков журнала с периодичностью 1 раз в неделю.
Параметры модели:
-
Масштаб: 1:200
Длина: 58,6 см
Ширина: 11,6 см
Высота: 30 см
Для изготовления деталей модели «Цесаревича» используются следующие материалы:
- ХДФ – 3 мм
- Латунь
- Пластик ABS
- Стальной пруток
- Мононить
- Березовая рейка
- Березовый шпон
ООО «Моделист» продолжает свою традицию и, как и прежде, использует разработки только отечественных специалистов. Все детали производятся из отечественных материалов на российских предприятиях. Модель полностью повторяет облик реального корабля. На ней в мельчайших подробностях воссозданы все существовавшие на броненосце узлы, надстройки орудия. Однако сборка модели, благодаря подробной инструкции, будет доступна моделистам любого уровня.
Журнал Корабли России: Цесаревич
Каждый номер журнала включает в себя:
- Вложение – детали для сборки модели корабля;
- Удобную инструкцию по сборке с фотографиями и доскональным описанием порядка сборки;
- Хронологию службы броненосца от начала строительства и до его разборки на металл;
- «Энциклопедию морских узлов» – в каждом номере инструкция по завязыванию одного-двух узлов.
Журнал Цесаревич рекомендованная цена:
первого выпуска – от 50 до 75 рублей
.
второго выпуска – от 70 до 105 рублей
.
с третьего выпуска – от 100 до 150 рублей
.
Периодичность: еженедельно
Всего 80 выпусков.
Выходы номеров не ограничены каким-либо сроком:
Большинство деталей для модели изготавливаются на собственном производстве ООО «Моделист», печать проходит в собственной типографии. Всё это даёт возможность не ограничивать тираж журнала и не привязываться строго к каким-либо срокам выхода. Вы можете оформить заказ на любой вышедший номер журнала тогда, когда Вам это удобно. Начинайте сборку сами, показывайте друзьям. У них тоже есть возможность собирать корабль, начиная с первого номера. Вам не стоит опасаться того, что серия журналов внезапно прервётся. ООО «Моделист» официально заявляет, что все 80 номеров будут выпущены.
“Цесаревич” Часть I. Эскадренный броненосец. 1899-1906 гг. Мельников Рафаил Михайлович
Приложение № 3 Повреждения эскадренного броненосца “Цесаревич” в бою 28 июля 1904 г.*
Приложение № 3
Составлено в Циндао в августе 1904 г. офицерами корабля под руководством старшего офицера капитана 2-го ранга Максимова
* РГАВМФ, фонд 315, опись 1, дело 1534.
1. Снаряд, попавший на ют по левую сторону левого буксирного кнехта, пробил левый фальшборт толщиной в 1 / 3 " [т. е. 8,5 мм - здесь и далее прим. ред.] и при ударе плашмя о палубу на юте разорвался, вследствие чего газами его на протяжении 11 м вырвало железные листы фальшборта и выгнуло слегка листы брони, кроме того продавило деревянную и железную палубы, сделав пробоину длиной в 4 фута 2 1 / 2 дюйма [т. е. ок. 1,3 м] и шириной в 2 фута 3 дюйма [т. е. ок. 0,7 м], но не проломило бимсов и стрингеров, ограничившись сильным помятием их. Снаряд сей, по-видимому, был 6" калибра фугасного действия. Проникнув в помещение кают-компании силой газов и осколков совершенно разломал железный письменный стол и пробил осколками водонепроницаемую переборку, что между помещениями офицерских кают в батарейной палубе и кают-компании (толщина водонепроницаемой переборки 1 / 4 " [т. е. 6 мм]. При разрыве этого снаряда перервано 60 проводников, положенных под деревянным карнизом в помещении кают-компании.
2. Второй снаряд на юте пробил фальшборте левой стороны и ударился в буксирный кнехт, толщина стенок которого 2 1 / 2 " [т. е. 63 мм], а наружный диаметр кнехта 14 3 / 4 " [т. е. 375 мм], вследствие чего снаряд разорвался и пробил палубу на юте, выломав кусок бимса и стрингера, как раз в месте их скрепления угловым железом. Пробоина, получившаяся в палубе на юте, длиной в 1 фут 11 дюймов [т. е. около 1 м] и шириной 1 фут 8 м дюйма (т. е. 0,53 м]. Этим снарядом убит в голову один человек и ранено двое, находившихся в помещении кают-компании. У одного из них отрезана осколком кисть левой руки, а у другого вырван кусок мяса в верхней части левой ноги. Раненые находились в расстоянии 8 м от места разрыва снаряда, убитый же осколком в голову находился у приотворенных дверей 12" башни. Осколками этого снаряда слегка пробита броня 12" башни, в которой получились вмятины, из коих наибольшая глубиною около 1 / 4 " . Оба вышеописанные снаряда попали в броненосец с расстояния 36–38 кабельтовых в конце последнего боя, с промежутком времени в минуты две, во время списывания броненосцем циркуляции. Осколками этих двух снарядов повреждены мелкие части одного 75 мм орудия, что в помещении кают-компании, а именно: пробито 1) резервуарное кольцо, 2) трубка, соединяющая прицел и мушку, 3) трубка спускового механизма, 4) отбита пружина бесконечного винта и 5) испорчен штурвалик для подъема прицела. Кроме того на орудии имеется несколько следов от осколков, из коих наибольший глубиной в 1 / 8 дюйма [т. е. 3 мм] при длине 1 / 2 дюйма и ширине 1 / 3 дюйма [т. е. 8x12 мм].
3. Снаряд, попавший с расстояния 45 кабельтовых в конце первого боя в крышу кормовой 12" башни, которая состоит из брони толщиной 1 1/3 дюйма и из внутренней рубашки мягкого железа толщиной 5/6 дюйма , ударился как раз в место скрепления крыши башни с вертикальной башенной броней толщиной в 10 дюймов и разорвался, оставив в броне крыши вмятину глубиной 4 1 / 2 дюйма , длиной 2 фута 6 1 / 2 дюйма и шириной 1 фут 7 дюймов [т. е. размерами 675x485 мм], а в мягком железе рубашки крыши башни получилась еще большая вмятина глубиной в 7 дюймов , длиной 3 фута 6 дюймов и шириной 1 фут 11 дюймов [т. е. размерами 1,05x0,6 м], причем в нижней части вогнутости получилась трещина длиной 2 дюйма , и слой рубашки крыши отделился от слоя броневой плиты крыши на 3 1 / 2 дюйма . Ударившись о крышу, снаряд этот приподнял нижний край броневой плиты крыши, отделив ее от вертикальной башенной брони на 1 / 4 дюйма , вышиб пять болтов однодюймового диаметра, которыми скреплялась крыша башни с вертикальной броней при помощи полудюймового углового железа, кусок которого длиною в один дюйм совершенно оторвало, срезав 8 заклепок, крепивших это угловое железо с вертикальной броней башни.
При отделении внутренней рубашки от листа броневой крыши из рубашки вырвано 5 скрепительных винтов дюймового диаметра, которыми рубашка крыши крепилась к левому куполу прицела. Гайкой одного из болтов убит в голову один человек, находившийся в башне. По ясным следам намеднения, получившимся в месте удара головной части снаряда, которая оставила во вмятине конический след, можно предположить, что снаряд сей имел медную головную ударную трубку. Калибр этого снаряда трудно определить, но судя по следам удара, пришедшимся над вертикальной башенной броней, не меньше 10". Осколки этого снаряда отразились снопом в элеватор, что у нижней кормовой рубки и, пробив его две стенки, из коих каждая толщиной в 1 / 4 дюйма и стенку кормовой нижней рубки толщиной 1/5 дюйма вместе с внутренней стенкой оцинкованного железа толщиной 1 / 8 дюйма и пробковой прокладкой между этими двумя стенками, упали на палубу, пробив железные шкафы рубки. Линия, соединяющая центр круга рассеивания осколков с точкой удара головной части снаряда, наклонена к горизонту под углом 10°. Осколками этого снаряда на кормовом нижнем мостике при дальномере убит один человек и ранен один.
Броненосец “Цесаревич” (Повреждения носовой трубы от 12-дюймового снаряда)
4. Снаряд, попавший в конце боя с расстояния 38–40 кабельтовых в рубку вахтенного начальника, что на кормовом мостике, влетел в открытую дверь рубки с правого борта, сломал мягкий волосяной диван и разорвался при ударе о железную палубу мостика, толщиной 1 / 4 дюйма , оставив в ней пробоину длиной в 3 фута 5 дюймов и шириной в 1 фут 4 дюйма [т. е. 1,06x0,4 м], причем газами оторван железный лист верхней рубки и загнут вверх. Левая дверь, которая была закрыта, сорвана с петель и совершенно разломана, также разломан железный шкаф, находившийся в верхней рубке. Большая часть осколков от этого снаряда, при разрыве его, была направлена за левый борт в воду и поэтому не принесла никакого вреда, лишь оставив следы своего направления на поручнях и железе кормового мостика. Три осколка этого снаряда, будучи направлены вниз, пробили стенки нижней рубки, состоящие из железных листов толщиной в 5/24 дюйма и из листов оцинкованного железа толщиной в 1 / 8 дюйма вместе с пробковой прокладкой между этими двумя рядами листов и упали на деревянную палубу.
5. Первым снарядом, который попал в броненосец, был, по-видимому, 12" фугасный снаряд, выпушенный неприятелем в начале первого боя с расстояния в 70 кабельтовых. Снаряд этот, пробив фальшборт толщиной дюйма , при ударе о верхнюю палубу разорвался у самой шестидюймовой броневой трубы подачи левой кормовой 6" башни, причем газами и осколками этого снаряда в адмиральском помещении разрушен буфет и сорван с петель иллюминаторный полупортик. На броне 6" башни, амбразурных полупортиках и на орудиях остались следы и вмятины от осколков, из коих наибольшая глубиной в дюйма , причем один амбразурный полупортик сорван с петель. Пробоина от сего снаряда, получившаяся в борту, следующих размеров длиной 9 футов и шириной 6 фута . Осколками сего снаряда ранено три человека: двое из них, будучи сняты с мостиков, находились на верхней палубе, а один ранен в левой кормовой 6" башне, через отверстие купола.
6. Осколком от снаряда, разорвавшегося в стальных гинях топенантных стрел для подъема шлюпок, пробит грот-марс и произведен взрыв четырех ящиков 47 мм патронов (в каждом ящике по 10 патронов), причем осколки от этих 47 мм снарядов были направлены вверх и, пробив крышу марса, убили на верхнем марсе одного человека и тяжело ранили еще двух. При взрыве патронов оторвало переднюю стенку марса, толщиной в дюйма , но мачта, которая состоит из трех слоев железа (общая толщина 1 1 / 12 дюйма ), не была пробита.
Броненосец “Цесаревич” (Часть фок-мачты между верхним и нижним мостиками, перебитая 12" снарядом (вид с правой стороны мостика). На переднем плане фрагмент лебедки ручной и 47-мм подачи. Слева на фотографии видна часть боевой рубки. Этим снарядом убиты: контр-адмирал Витгефт, лейтенант Азарьев-1, мичман Эллис и три человека нижних чинов.)
В кормовой части броненосца есть еще следы от снаряда, попавшего в нижнюю кормовую рубку 27 июля 1904 г., накануне выхода эскадры из Порт-Артура. Снаряд сей выпушен неприятельской артиллерией из 120 мм орудия и, судя по толщине стенок и размерам осколков снаряда, бронебойный. Пролетая над палубой броненосца, снаряд задел слегка пиллерс, стоящий возле кормовой рубки и, пробив стенку последней, которая состоит из железных листов толщиной в 5 / 24 дюйма и из листов оцинкованного железа толщиной в 1 / 8 дюйма вместе с заключенной между ними пробковой прокладкой при ударе о деревянную палубу разорвался, дав два больших осколка и несколько осколков средней величины. Один из больших осколков продавил деревянную 2" палубу и железную (1 / 3 " т. е. 8 мм), оставив пробоину в вышеозначенных палубах длиной в фута и шириной в фута [т. е. размерами 0,22x0,15 м], попал в мраморную доску (3 / 4 ") шкафа в адмиральском помещении, сломав которую, слегка продавил железный ящик шкафа толщиной в 1 / 16 дюйма . Вторым крупным осколком отрезало ногу одному человеку, который находился в расстоянии 5 футов от места разрыва снаряда. Газами сего снаряда испорчен железный (1 / 16 ") шкаф, находившийся в нижней рубке и приведены в полное разрушение телефоны, сообщенные с Золотой горой и с штабом крепости.
7. Пробоина в коечных сетках у левого трапа, от снаряда калибра около 8" или 12". Время попадания приблизительно около 6 часов вечера, когда неприятельские суда зашли на левую сторону и открыли огонь по "Цесаревичу". Расстояние в то время не было определено и приблизительно по пробоине определить нельзя, т. к. пробив один борт, снаряд тотчас же разорвался и, разбив раму верхней площадки трапа, дал массу осколков. Взрыв распространился прямо вперед, повредив верхнюю часть сетки на расстоянии 59" и нижнюю на 119" , считая повреждение и от массы осколков. Дальше взрыв не распространился, и нижняя палуба осталась совершенно цела, чему очень способствовали койки, сложенные перед сетками в несколько рядов, причем около 20 коек было уничтожено и разорвано. Объем полного разрушения от взрыва около 100 куб. фут . Осколки разбили козырьки над портиками командирской каюты, проникли в-,. командирскую спальню, повредив шкафы и раму койки. Другие, пробив верхнюю переборку у сеток, попали в дно катера (1 / 8 " - 3 мм]), стоявшего над сетками, но не сделали ему других повреждений, и, наконец, два осколка, пролетев расстояние в 15 фут , пробили кожух у надстройки над трапом толщиной 2 / 3 ". Паровая лебедка, находящаяся на расстоянии футов двадцати от места попадания [в 6 м], повреждена этими осколками не была.
8. Пробоина 6 верхней палубе хлебопекарни в левой ее части сделана снарядом большого калибра фугасного действия. Пробив палубу толщиной 5 мм, он разорвался и взрывом Повредил верхнюю стенку печи и кирпичную кладку. Момент попадания этого снаряда был около 5 часов с большого расстояния - кабельтовых 50, не менее, т. к. снаряд попал почти отвесно. Направление наибольшего разрушения прямо вперед, и было задержано кирпичной кладкой. Объем полного разрушения взрыва около 2,5 м?. Осколками большого размера были сделаны в кормовой переборке пробоины размера 1/4 м? и этими же осколками повреждена кормовая дымовая труба в нижней части. Мелкие осколки повредили изразцовую палубу, носовую переборку и у трапа около средних 6" башен разбили комингс. Осколки пробили переборку, отделявшую хлебопекарню от мусорной машинки толщиной 4 мм, барабан, раме, цилиндр, тяге и паровую трубу, дверцы вырваны и отброшены в сторону.
9,10. Кормовая труба была разбита двумя снарядами, попавшими - первый внизу правой передней части трубы и второй справа наверху, большого калибра фугасного действия, так как вся труба испещрена мелкими осколками, и больших совершенно не было найдено. Момент попадания был в середине второго боя, т. е. около 5 часов 30 минут, когда расстояние было приблизительно около 45 кабельтовых. Первый снаряд пробил кожух трубы (5 мм) и трубу (5 мм), после чего разорвался и взрывом разбил крестовину, все малые трубы, двойное тавровое железо, угольники и повредив еще одно тавровое железо.
Второй снаряд пробил также кожух и трубу и, разорвавшись внутри, разбил крестовину и разорвал донизу листы, уже потерявшие свою крепость от первого снаряда. Обоими снарядами было сильно расшатано крепление трубы, и оно серединой левой стороны вогнулась внутрь, а верх - на левый борт. Взрывы, вследствие массы преград в виде всяких креплений, далеко не распространились и только разметали мелкие осколки по всем направлениям. Объем полного разрушения около 300 м?. Осколки повредили наружную часть, и много мелких осколков проникли вниз по трубе, испещрив мелкими отверстиями основание трубы, и осколками первого снаряда повреждены три ряда трубок котла N 13 и у котла N 14 перебита паровая питательная труба осколками толщиной в 1" . Осколками второго снаряда увеличило повреждение у котла № 13 и ранены два кочегара у котла № 12 и квартирмейстер у котла N 14. При попадании снаряда в трубу осколки в большом количестве проникли в кочегарки и падали на палубу.
11. Осколками от снарядов, разорвавшихся о бортовую броню и в воде около судна, был поврежден деревянный вельбот № 1, находившийся снаружи у правого борта, он получил много мелких пробоин. Паровой катер № 1, стоявший на рострах сзади кормовой трубы, получил в подводную часть несколько осколков, из которых один, пробив борт (2 мм) с правой стороны, помял тройной лист (6 мм) у подъемного рыма, другой борт в кочегарке, переборки между кочегаркой и машинным отделением и с осколками, попавшими и с левого борта, повредил два питательных коллектора, подшипник вентиляторы, паровую трубу донки. В кочегарке были повреждены осколками паровой коллектор, три трубки котла, кран для наполнения водой, кожух угольной ямы и кругом котла водяная цистерна, и, кроме того, было несколько осколков, попавших в носовую и кормовую часть, но не сделавших никаких повреждений внутри катера. Кормовая лебедка получила несколько осколков из светлого люка адмиральской столовой, причем были повреждены поручни и золотниковая тяга у правой кормовой лебедки.
Осколками из хлебопекарни или трубы пробита верхняя палуба, и осколки, пробив палубу, далее не могли ничего пробивать; другими осколками пробиты правые коечные сетки на шкафуте. У 16-весельного катера № 1, стоящего на рострах, корма с левой стороны была совсем разбита, и, кроме того, много мелких осколков попало в корпус. Катер № 2 тоже был сильно поврежден осколками, а деревянная шестерка, стоящая левее кормовой трубы, была совершенно разломана, по всей вероятности, осколками от кормовой трубы. Средний главный компас газами был сшиблен с мостика, и мостик осколками сильно поврежден. Осколки повредили светлые люки в офицерском и командном камбузах, стол и плиту в офицерском и ящики в командном, вмята стенка у одного самовара, сетки у средних башен, рамовые шлюпбалки, блоки шлюпок, баркас № 2 и палуба ростр. Разбиты осколками три цистерны на рострах толщиной 2 / 3 ".
Левая передняя цистерна получила пробоину в правую нижнюю часть, у места соединения трубы с цистерной, правая - пять пробоин в корпусе, задняя - сбита труба, заднее дно и несколько мелких пробоин. Таким образом, общую поверхность действия осколков от трех снарядов можно считать около 200 м, а от газов около 400 м?. 26 июля 1904 года во время бомбардирования Порт-Артура осадной артиллерией с расстояния 20 кабельтовых фугасный снаряд калибра 120 мм попал в носовую броню броненосца «Цесаревич» около 37 носового шпангоута с правой стороны. След на броне оказался едва заметным и представлял из себя несколько крапинок. Повреждения были только от сотрясения. Повреждение пришлось против помещения носового минного аппарата. Станок минной мастерской сорвало с места причем все четыре чугунные ножки сломались. Ящик с разными принадлежностями был силой удара переброшен через лежавшего на палубе человека. Других повреждений не было.
12. Во время боя 28 июля около 6 часов вечера с расстояния около 45 кабельтовых (вероятно с броненосного отряда японской эскадры) попал снаряд в носовую башню 12" орудий с правой стороны. Снаряд был фугасный и при ударе о броню башни разорвался. Башня в это время была на левый борт. Судя по силе удара, почувствованного внутри башни, можно заключить, что снаряд был 12" калибра. Разрушение было следующее: на башне остался след глубиной не более 1,5 см и имел вид неправильного эллипса. В центре была наибольшая впадина (1,5 см). Осколки от снаряда, разорвавшегося при ударе в броню башни, никаких существенных повреждений не нанесли и только немного попортили палубу фут на 5–6 от башни.
Броненосец “Цесаревич" (Повреждения носового мостика. В центре видно повреждение коечных сеток на мостике от снаряда, прошедшего потом через боевую рубку и убившего лейтенанта Драгишич-Никшича.)
13. Во время первого боя 28 июля около 1 часа дня с расстояния 50 кабельтовых попал снаряд в подушку правого станового якоря. Судя по толщине стенок найденных осколков, можно думать, что это был 8" или 12" снаряд. Стенки осколка были на много толще, чем у русского 6" снаряда, а сам осколок довольно длинный. Можно предполагать, что снаряд ударился головной частью в 40-й шпангоут и тут же разорвался. Это предположение основано на том, что два главных отверстия получились по обе стороны от шпангоута: одно в борту, а другое в самой подушке. Сам же шпангоут был смят, а палуба спардека пробита.
Третий более крупный осколок попал в иллюминатор одной из кондукторских кают и выбил его; остальные осколки разнеслись по борту до бортовой брони с направлением к носу, где они делали следы, но не пробили нигде борта. Другая часть осколков попала в спардек, где они частью вылетели за борт в открытый порт левого 75 мм орудия, частью ударились в пиллерсы, утратили свою силу, повредили немного оба 75-мм орудия. Некоторые осколки попали левее в чемоданные шкафы. На этом же месте были ранены два нижних чина. Размеры пробоин таковые: длина 3 метра, ширина 2,5 метра, вышина 2,5 метра, кроме того, осколки, пробившие палубу спардека, прошли до батарейной палубы, что составляет три метра. Итак, объем полного разрушения от взрыва снаряда равнялся: 3x2,5x2,5 или около 20 куб. метров.
Этим снарядом правый становой якорь был сброшен за борт. Перед выходом из Порт-Артура, несмотря на то, что поднимался вопрос, якорные канаты расклепаны не были, а поэтому попадание снаряда в вертлюг якорной скобы было счастливой случайностью, избавившей борт броненосца от лишней пробоины. Снаряд освободил якорь таким образом: разбил вертлюг и вырвал рамы от пертулиня, рустовов и крепительных стопоров на якорной подушке. Машинка для отдачи якоря на верхней палубе осталась пела.
Вскоре после попадания снаряда в якорную подушку с расстояния 50 кабельтовых в спардек попал еще снаряд. Ударился он с правой стороны против 31-го шпангоута. Ударившись о борт, он разорвался; большая часть осколков перелетела на броневую трубу, закрывающую подачу носовой 12" башни и, оставив на ней множество мелких пробоин, не нанесла существенного вреда. Остальные осколки разлетелись несколько в стороны и слегка попортили надстройки. Часть осколков разлетелась по борту. Размеры пробоины таковы: ширина 2 метра, высота 2 метра. Объем полного разрушения от взрыва снаряда: 2x2x0,25 = 1 куб. метр. Снаряд был фугасный, около 8" (или 6") калибра.
Около 6 часов вечера того же дня справа по носу попал (6"?) фугасный снаряд в палубу на баке. Ударившись о палубу, он разорвался и сделал круглое отверстие диаметром около 1,5 метров. Газы и осколки разорвавшегося снаряда встретили на своем пути отливную трубу, разбили ее и затем ударились в пиллерс, который согнулся и отделился от бимса, к которому он был прикреплен при помощи планки. В палубе спардека осталась выемка глубиной около 5 см. Объем полного разрушения равняется около 1,5 куб. метров. Осколки, ударившись в пиллерс, разлетелись в две стороны и достигли до бортов, расстояние между которыми в этом месте достигает 8,5 метров.
В носовой части было еще одно попадание. Снаряд попал около 7,5 часов вечера с расстояния 35–40 кабельтовых в спардек с левой стороны против 21–20 шпангоута немного впереди броневой трубы левой носовой 6".башни, прямо в иллюминаторный порт и начисто выбил его. Размер пробоины был 1 кв. метр. Объем полного разрушения 0,5 куб. метра.
Большая часть осколков разорвавшегося снаряда направлена в битенг и рассыпалась об него. Были осколки, долетавшие до противоположного борта, то есть 12 метров. Сила этих осколков была уже очень слабая; они не делали никаких повреждений. Снаряд этот попал с отряда крейсеров («Якумо», «Такасаго», «Касаги» и «Читозе»). Судя по незначительности повреждений, можно предполагать, что это был 120-мм снаряд с крейсера 2-го класса или же с «Якумо».
Во время первого боя около 12,5–1 час. попал фугасный снаряд в подводную часть с правой стороны против 28–31 шпангоутов ниже брони. Пробоины снаряд не сделал, а только вмял шпангоут и вырвал часть заклепок, следствием чего явилось просачивание и наполнение водой двух бортовых коридоров (верхнего и нижнего). Всего воды попало 153 тонны. Крен оказался не более 3°. Аля уравнивания судна были затоплены отсеки с противоположного борта и несколько ближе к корме, чтобы избежать дифферента на нос.
Снаряд, попавший в боевую рубку, пушен был вероятно с расстояния 45–50 кабельтовых в конце второго боя. По местам разрушения можно восстановить его траекторию, из которой видно, что он летел, подымаясь. Это был бронебойный снаряд, попавший в воду и разорвавшийся рикошетируя. Головная его часть попала в тонкую коечную сетку (1/8), разорвала ее, завернула листы по направлению движения и влетела в рубку, выбив полукруг из кромки крыши (3" листа). Головная часть разорвала проводку машинного телеграфа, ударилась в крышу, оставив ссадину, дала несколько осколков и, отлетая, опять задела кромку крыши. Она ее не выбила, а только выгнула, потеряв при этом свою живую силу. Попав дальше в сетки с койками, она их чуть погнула и осталась в них лежать.
Было несколько небольших осколков, вероятно оторвавшихся от головы снаряда при ее ударе о крышу, но силу их рассчитать трудно, она, должно быть, была очень незначительна, так как решетка в башне пробита только слегка, и кромки дыр на тонких медных кожухах приборов едва загнуты, есть даже простые вмятины на кожухах. От сотрясения вывелась часть артиллерийских указателей и телефонов, были перебиты все переговорные трубы на мостике. Этим снарядом были ранены все находившиеся в рубке, кроме одного: на стенках рубки и на решетках осколков почти не было заметно.
Снаряд, попавший в мачту, был выпушен до снаряда, задевшего боевую рубку, в конце второго боя. Некоторой ненормальностью является то, что расстояние (по времени) до неприятеля должно было быть менее 40 кабельтовых, а траектория снаряда не крутая - он задел сетку и попал в мачту фута на 2,5 [т. е. 0,6 м] выше палубы. Это мог быть снаряд 12" калибра. Пролетая через сетки он их только свернул, а разрыв произошел тотчас по пробитии первой стенки мачты (0,5"). От места первого соприкосновения снаряда в сетках до места разрыва около 3 м. Снаряд только разорвал и свернул переднюю стенку мачты, заднюю же стенку совсем вырвало. Объем главного разрушения очень небольшой (каждого измерения метра 1,5) и направлен конусообразно по направлению полета снаряда, но так, что уже в 3 м тонкие стенки не разворочены, а только пробиты осколками и погнуты.
По направлению кверху осколки пробили на 2 м от места разрыва палубу в 3 / 8 ", а на 1–1,5 м осколками или кусками мачты даже сворочены угольники в 2 / 3 " . Назад осколков было мало, но желтый налет от пикриновой кислоты был преимущественно в части мостика позади места взрыва. Мелкие разрушения заметны на расстоянии до 10 м. Несмотря на то, что относительно горизонтальной плоскости разрыва снаряда палуба в 0, 75 - 1 м, а верхний мости/в 1,5–2 м., он поврежден был больше палубы, что указывает на направление наибольшего разрушения сверху. Этим снарядом были перебиты все трубы и провода, шедшие внутри мачты. От сотрясения сорвалась проводка под верхним мостиком. Давление газов выперло верхний мостик (на 2 м), а находившаяся в том же расстоянии (но горизонтальном) телеграфная рубка не тронута газами, выгнута даже в обратную сторону третьим снарядом.
Снарядом в мачту были убиты адмирал Витгефт, лейтенант Азарьев 1-й, мичман Эллис, ранены офицеры штаба. Убитые лежали между левыми стенками и мачтой, головами к последней; это не совсем понятно, так как газами их должно было откинуть от мачты. Может быть, тут повлияла рубка, отразив газы, или их подшиб какой-нибудь осколок.
Броненосец “Цесаревич” (Две пробоины от 6“ разорвавшихся снарядов, вынесших часть фальшборта на юте с левого борта, разбивших буксирный кнехт и проникших в офицерскую кают-компанию.)
Снаряд, попавший в телеграфную рубку в конце второго боя с расстояния кабельтовых 50, разорвался в передней стенке рубки или даже до нее от прохождения через стенки, футах в 10 (3 м) от них, так как входное отверстие этого фугасного снаряда (развороченная стенка рубки) очень велика - около 4 квадратных метров, а переборка между командирскими помещениями и телеграфной каютой, которая в 1,5 м ширины, разбита только осколками. Объем наибольшего разрушения около 12 кубических метров; отдельными же осколками пробита труба (5 / 16 ") кожух (5 / 16 ") на 2 м расстояния. Мелкие осколки пробивали только кожух. Снаряд дал много совсем маленьких осколков-крапинок, которыми побито дерево, обшивка рубки. Газы опять-таки оказали более сильное действие вверх, чем вниз, вогнув несколько листов верхнего мостика и только в одном месте внизу оторвало рубку от палубы. Газами и сотрясением были уничтожены все приборы в рубке, но действие газов было только по направлению движения снарядов, так как провода на деревянной подкладке под верхним мостиком остались нетронутыми, только пожелтели от пикрина. Считая место разрыва снаряда в 1 м от палубы, большие осколки пробивали листы в 3 / 8 " в обоих палубах в расстоянии 1,5–2 м, но пробив палубу под верхней рубкой, они оставались в дереве стола или в диване рубки и до крыши не долетали. Особо больших осколков снаряд не дал, ни головной части, ни целого донышка найдено не было.
Снаряды, попавшие в воду, или рикошетировали (по преимуществу бронебойные) или разворачивались, если были фугасные. Перелетавших рикошетов было много, полет их был хорошо виден. Одним из таких снарядов перебило стень-штаг. Фугасные снаряды, рвавшиеся у J борта в воде, давали целый столб воды, обдававшей мостик до компаса, но на мостик осколки не залетали; зато были пробиты ими же листы на марсе (близко отлетевший осколок ударялся в броню и отскакивал). Сила их была небольшая, так как длинные фугасные снаряды зарывались в воду, и осколкам приходилось преодолевать сопротивление слоя воды.
В середине второго боя один фугасный снаряд разорвался над мостиком, несколько осколков полетело на мостик, палубы не пробило: все количество разорвавшегося металла попало в воду, перелетев через броненосец.
“Цесаревич" на стапеле. Февраль 1901 г.
“Цесаревич” на стапеле. Февраль 1901 г.
Эскадренный броненосец “Цесаревич” во Франции во время ходовых испытаний. Лето 1903 г.
Эскадренный броненосец “Цесаревич” во Франции во время ходовых испытаний. Лето 1903 г.
Эскадренный броненосец “Цесаревич” во Франции во время ходовых испытаний. Лето 1903 г.
“Цесаревич” в Порт-Артуре
“Цесаревич” в Порт-Артуре
Перед погрузкой угля (фото вверху)
На “Цесаревиче” во время заделки пробоины
В Порт-Артуре
На “Цесаревиче” производят склепывание листов борта
На “Цесаревиче” во время заделки пробоины (фото вверху) “Цесаревич” и “Амур” на внешнем рейде Порт-Артура
“Цесаревич” прибыл в Цындао.
“Цесаревич” в Цындао.
“Цесаревич” в Цындао.
"Цесаревич” в Цындао. На корабле начаты ремонтные работы.
“Цесаревич” в Цындао. На корабле начаты ремонтные работы.
“Цесаревич” в Цындао. На первом плане видны сложенные гильзы от 152-мм патронов. Их охраняют русский и германские матросы. На ограждении носового мостика видна пробоина от 152-мм снаряда которым был убит штурман лейтенант Драгишич-Никшич.
Броненосец "Цесаревич”. Боевые повреждения в районе носового мостика (на фото вверху).
Повреждения по левому борту в носу корабля. Справа на переднем плане видна пробоина у среза для хранения якорей. Якорь потерян. Внутрь пробоина проникает на верхнюю палубу, где разбиты емкости для хранения бензина. Слева - пробоина в спардеке у 12” носовой башни, проникающая также в каюту шкипера, находящуюся в батарейной палубе (на фото внизу).
Заделка пробоин левого борта в районе кормового мостика и повреждения дымовых труб (на фото вверху). “Цесаревич” в Цындао. Разборка кормовой трубы.
Пробоина в правом борту у 305-мм носовой башни.
Пробоина в правом борту у 152-мм носовой башни.
Повреждения 152-мм орудия.
Повреждения хлебопекарни от 305-мм снаряда попавшего в ее крышу.
Боевые повреждения дымовых труб.
В Цындао. “Цесаревич” во время ремонтных работ.
Ремонт “Цесаревича” близится к завершению (фото вверху). “Цесаревич” в Средиземном море.
Для "Цесаревича" оба боя - ночью и утром - соединились в одну, внушавшую большие опасения за успех, борьбу за живучесть корабля. Хваленная и столь излюбленная генерал-адмиралом французская техника не обнаружила явных преимуществ ни перед американскими (“Ретвизан"), ни перед отечественными (Паллада) образцами. Новейший броненосец - последнее на эскадре чудо техники, оказался едва ли не в более бедственном положении, чем более старый крейсер “Паллада".
В мгновение взрыва накренившись вправо (так опять дала о себе знать валкость кораблей этого типа) "Цесаревич" затем начал угрожающе валиться на левый борт. Несмотря на немедленное распоряжение командира затопить водой правые кормовые коридоры, крен неудержимо нарастал. Он дошел до 16° и продолжал увеличиваться.
Из книги Эскадренные миноносцы типа “Касатка”(1898-1925) автора Афонин Николай НиколаевичПРИЛОЖЕНИЕ ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ТИПА “КАСАТКА” В БОЮ 28 ИЮЛЯ 1904 г Мнение командиров и офицеров миноносцев “Бесшумный”, “Бесстрашный” и “Беспощадный”, выведенное за время военных действий 30 сентября 1904 г.Состоявшие до войны командирами миноносцев капитаны 2 ранга,
Из книги Российский флот Тихого океана, 1898-1905 История создания и гибели автора Грибовский В. Ю.Глава VIII Сражение в Желтом море 28 июля 1904 г Адмирал Е.И. Алексеев в целях спасения эскадры и сохранения перспективы в дальнейшей борьбе настаивал на перебазировании её во Владивосток. В середине июля из флагманов и командиров больших кораблей в Порт-Артуре за прорыв во
Из книги “Цесаревич” Часть II. Линейный корабль. 1906-1925 гг. автораПриложение № 1 Хроника плаваний линейного корабля "Цесаревич"-"Гражданин" 1914 г.ИЮНЬ 24–28 - Ревель; 28 - выход в море на стрельбу; 30 - выход из Ревеля на маневры к линии Реншер - Нарген.ИЮЛЬ: 1, 3, 4, 7 - выходы из Ревеля на стрельбы; 7-13 - Ревель; 13–17 - Гельсингфорс; 17 - выход с
Из книги “Цесаревич” Часть I. Эскадренный броненосец. 1899-1906 гг. автора Мельников Рафаил Михайлович Из книги Линейные корабли типа “Иоанн Златоуст”. 1906-1919 гг. автора Кузнецов Леонид Алексеевич Из книги Броненосные крейсера типа “Адмирал Макаров”. 1906-1925 гг. автора Мельников Рафаил МихайловичПриложение № 3 Повреждения линейного корабля “Евстафий” в бою 5/18 ноября 1914 года (Из книги МЛ. Петров “Два боя”. Ленинград. 1926 г.) Схема попаданий в линейный корабль “Евстафий”. полученных в бою у мыса Сарыч 5/18 ноября 1914 г.Представляет несомненный интерес описание
Из книги Морская минная война у Порт-Артура автора Крестьянинов Владимир ЯковлевичПриложение № 3 Повреждения крейсера “Баян” в бою у Готланда 19 июня/2 июля 1915 года (Из книги К. П. Пузыревского “Повреждения кораблей от артиллерии и борьба за живучесть". Судпромгиз, 1940.)Стремление германского флагмана во время боя отвлечь внимание русских кораблей от
Из книги Цусима - знамение конца русской истории. Скрываемые причины общеизвестных событий. Военно-историческое расследование. Том II автора Галенин Борис Глебович4. Катастрофа эскадренного броненосца "Петропавловск" После неудачи второй попытки заграждения выхода из Порт-Артура адмирал Того послал запрос о подготовке новых пароходов-брандеров. До их прибытия командование японского флота решило провести операцию по заграждению
Из книги Первые броненосцы Германии автора Быстров Алексей Александрович4.4. 28 июля 1904 года Выход и сближениеНаступило утро 28 июля. С восходом солнца русские корабли начали выходить из внутренней гавани на рейд и занимать свои места по диспозиции. Рейд был предварительно протрален. В 8 часов 45 минут эскадра в кильватерной колонне, следуя за
Из книги Броненосцы типов “Виттельсбах”, “Брауншвейг” и “Дойчланд”. 1899-1945 гг. (Сброник статей и документов) автора Коллектив авторовПриложение № 3 Подъем германского броненосца “Grosser Kurfurst” (Из журнала “Морской сборник” № 8 за 1879 г.) Работы по подъему этого броненосца начаты были в последних числах мая. Исследования, произведенные водолазами, выяснили, что положение корпуса судна нисколько не
Из книги Линейные корабли типа “Куин Элизабет” автора Михайлов Андрей АлександровичСпуск эскадренного броненосца “Виттельсбах” 3-го июля в Вильгельмсгавенском казенном адмиралтействе спущен на воду новый эскадренный броненосец, значившийся во время постройки под литерой О и получивший при спуске названное имя. Броненосец этот, согласно сообщению
Из книги автораСпуск эскадренного броненосца “Мекленбург” 9-го ноября (н.ст.) 1901 г. на верфи “Вулкан”, в Штеттине, спущен на воду эскадренный броненосец F, получивший при этом имя “Мекленбург”. Этот броненосец представляет собой пятое и последнее судно типа “Виттельсбах”.Главные
Из книги автораСпуск германского эскадренного броненосца “Эльзасс” В Данциге, на верфи Шихау, состоялся 16 мая (н.ст.) 1903 г. спуск на воду строившегося там по заказу германского правительства эскадренного броненосца типа “Брауншвейг” временно значившегося под литерой J и получившего
Из книги автораСпуск эскадренного броненосца “Дойчланд” 20 ноября (н.ст.) 1904 г., в Киле, на верфи “Германия”, состоялся спуск на воду броненосца N, получившего при спуске и крещении имя – “Дойчланд”.Закладка этого броненосца была произведена 20 июля (н. ст.) 1903 г., так что время,
Из книги автораСпуск эскадренного броненосца “Ганновер” 29 сентября (н.ст.) 1905 г., в Вильгельмсгафенском адмиралтействе состоялся спуск на воду эскадренного броненосца Р получившего при крещении имя “Ганновер”. Это уже второй корабль типа “Дойчланд”. Закладка его состоялась летом
Из книги автораПриложение № 1 Повреждения линейных кораблей 5-й эскадры в Ютландском бою[* Из книги К.П. Пузыревского. Повреждения кораблей от артиллерии и борьба за живучесть. Ленинград. Судпромгиз. 1940 г.] "Уорспайт". Принадлежал к пятой эскадре линейных кораблей и шел в колонне третьим.В