Меня не принимают в коллективе. Подставляли из зависти

Если вы думаете, что можно внедриться в коллектив, начав всем выражать благосклонность, или сдружившись с наиболее расположенным к вам сотрудником, то вас жизнь еще не раз будет сажать на скамейку запасных. Пора прекращать верить в миражи, привитые наивной верой в позитивное мышление, эта статья покажет вам недальновидность такого поведения.
Я не против, если бы все было так просто.. однако жизнь преисполнена сарказмом. Те, кто изо всех сил старается понравится, в глазах окружающих выглядит жалко, особенно в глазах черствых и эгоистичных людей. В лучшем случае вашим общением будут пренебрегать, а в худшем — станут унижать или использовать.
Попробуем разобраться в возможных причинах, из-за которых вас не принимает коллектив:
1. Вы не интересны для окружающих. Вас практически не замечают, спихивают на вас рутинную работу. Виной всему ваша стеснительность. Если вы отличаетесь от коллектива, вам не интересны их разговоры, и вы стараетесь этого не показывать, то совершенно зря. Разумеется, не стоит лезть с нравоучениями и учить всех как надо жить. Ваша задача начать делать то, что вы считаете верным, держитесь уверенно, и получив удивленные взгляды коллег, просто продолжайте быть собой. Учитесь стоять на своем, если на вас снова пытаются скинуть работу, которую именно вы делать не обязаны, придерживайтесь общих правил, принятых в коллективе, и не давайте собой пренебрегать. Такое поведение не обязательно должно быть грубым, делать все нужно с благосклонностью и пониманием ситуации. Вежливое нет, лучше, чем терпеливое да.

2. Вы слишком эксцентричны, привлекаете, много негативного внимания. Виной всему, скорее всего, то, что вы излишне инфантильны. Вас не принимает коллектив потому что все (не только вы) имеют свои обязанности, рабочий процесс происходит сосредоточенно, и если вы начинаете восклицать и негодовать над чем-то вслух, рассчитывая на реакцию окружающих, то большинство из них вы будете сильно раздражать. Здесь все просто — перестаньте вести себя излишне эмоционально. Ваши проблемы и переживания не более серьезные и важные, чем у остальных, смиритесь с тем, что не всем интересно о них знать.

3. Вы лучше всех знаете, как надо. Если вы часто думаете так — то я вас разочарую, вы очень заблуждаетесь, быть всегда правым невозможно. И если при этом вы чувствуете, что вас коллектив не принимает, то это вполне естественно. Люди не любят, когда им читают нотации, достаточно выразить один раз свою позицию и придерживаться ее. И даже если окружающие в чем-то сильно заблуждаются, не стоит с ними спорить до последнего вздоха и, уж тем более, стыдить их. Возможно на данном этапе для них ошибиться — это единственный способ чтобы что-то понять, хотя не исключено и то, что заблуждаетесь именно вы…

Немного другой случай, если вас не принимают в новом коллективе. Это нормальная ситуация для многих, и тут все зависит от старых сотрудников. Почему именно они не готовы вас принять в коллектив?

Самое сложное для новобранца — это влиться в среду людей, абсолютно не похожих на вас. И в такой ситуации главное разобраться в том, что именно их отличает. Если речь идет о несоответствии ваших профессиональных навыков, недостаточной ответственности к работе, или не умении работать в команде, например, то, разумеется, вашей задачей должно быть в максимально короткие сроки подтянуться до необходимого уровня. Отсутствие этих объективных причин поможет вам быть принятым в коллектив, в том случае, если в нем царит здоровая корпоративная атмосфера. Однако, здоровая атмосфера в коллективе - это слишком утопичная история…
Совсем другое дело, если вас от коллектива отличает что-то личное. В таком случае первое время лучше держаться особняком. Ведь не принимающий коллектив может состоять и из неприятных людей, они могут не принять вас даже за то, что вы не пьете с ними чай каждый час, не бегаете в курилку, не поддерживаете разговоры про машины и футбол, не просиживаете в социальной сети, не берете откаты. В таком случае обязательно оставайтесь собой, не прогибайтесь, даже если местный заводила, стоя у кулера и сложив руки на груди, пытается повысить себе самооценку, высмеивая вашу неординарность. Если дошло до такого, то помните, что тролли есть везде, и им нужно зацепиться хоть за что-то, и ваша задача — не вступать в перепалку, быть немногословным, отвечать спокойно и по делу. При желании вы сможете тонко поддеть его, поставив на место, это будет не сложно, ведь такие люди обычно закомплексованы и не реализованы. Тема несостоятельности таких офисных балагуров рано или поздно всплывает сама. Но тут уже решение за вами, главное не увлекайтесь, вы все же пришли работать, а не метить территорию, платить вам за это точно никто не будет.

Если менеджер по персоналу видит, что коллектив не принимает нового сотрудника, он не должен оставаться в стороне от данной проблемы. Необходимо срочно выяснить причины данной ситуации. Для этого лучше провести беседы с новым работником, руководителем подразделения, с неформальным лидером коллектива и с ключевыми его членами. Если коллектив маленький, то лучше провести беседы с каждым работником. Разобравшись в причинах конфликтной ситуации, менеджеру по персоналу нужно понять, кто виноват в ней. Это может быть как сам работник, так и коллектив. В этой ситуации менеджер по персоналу становится почти хирургом, которому необходимо либо "вылечить" работника (или коллектив), либо провести "хирургическое вмешательство" (перевести работника в другое подразделение, уволить или расформировать коллектив).

Как лечить

Существует множество причин конфликтов в коллективе и ещё больше способов их устранения. Если коллектив и новый работник одинаково важны для предприятия, то в этом случае необходимо проводить "лечение". Оно заключается в корректировке поведения новичка или коллектива (или всех вместе). Для этого необходимо проводить корректирующие беседы, тренинги, направленные на устранение конфликтной ситуации. В дальнейшем осуществлять контроль, периодически проводя беседы с новичком и членами коллектива. На мой взгляд, интересным мероприятием мог бы стать тренинг по командообразованию (Team building), но его целесообразно проводить на последней стадии процесса устранения конфликта - для закрепления достигнутого успеха.

Расскажу об отдельных причинах конфликтов, которые необходимо устранять только хирургическим путём.

Когда причина конфликта в коллективе

В одной из FMCG-компаний коллектив работников склада стал деструктивной силой, в нём процветали злоупотребления и воровство, причем поощряемые круговой порукой. Новый сотрудник хотел честно работать и стал остальным помехой. Коллектив неоднократно пытался заставить новичка поступать так же, как они, но он оказался порядочным человеком. Было проведено дополнительное расследование сложившейся ситуации с привлечением службы безопасности предприятия. Негативные факты подтвердились. Коллектив был расформирован. Новый сотрудник продолжил успешно работать в компании.

Когда причина конфликта - работник

В один из российских банков был принят на работу искренне верующий (воцерковлённый) человек. Коллектив современных компаний, к сожалению, нередко не принимает таких людей. Верующий человек не участвовал в неприличных (скоромных по понятиям церкви) беседах, не курил, отказывался от употребления спиртных напитков, одевался очень скромно. Он стал изгоем в раскрепощённом светском коллективе. Эту ситуацию тяжело переживал и сам работник, и коллектив. Тогда она разрешилась тем, что после беседы с HRменеджером работник решил добровольно покинуть банк и перейти на работу в благотворительную организацию. В коллективе воцарилось спокойствие.

Чтобы предупреждать подобные конфликты (коллектив – новичок), необходимо при подборе персонала тщательно оценивать личные и деловые качества кандидата на работу и хорошо знать коллектив, куда требуется новый работник. Нужно заранее исходить из того, чтобы новый сотрудник был близок коллективу по культуре, мировосприятию, духу и интересам, а не только по профессиональной пригодности.

Ольга Олевская, руководитель проекта Дирекции по персоналу ООО "Энерджи Консалтинг / Бизнес Сервис"

На мой взгляд, основные усилия во избежание подобного конфликта нужно прикладывать на этапе оценки кандидата. Менеджер по персоналу должен знать тип корпоративной культуры компании, понимать цели и стратегии, взаимоотношения внутри коллектива. Оценивая кандидата, необходимо учитывать не только уровень его компетенций, но и соответствие его мотивации и личностных качеств политике компании. К сожалению, часто бывает так, что на рынке очень мало кандидатов, соответствующих требованиям, и в итоге менеджер по персоналу за не имением выбора принимает положительное решение по кандидату, который изначально не сможет влиться в коллектив. Считаю, что это ошибка, которая несет за собой много негативных последствий, в конечном итоге так или иначе приводящих к материальному ущербу для компании. На мой взгляд, отдавать предпочтение нужно сотруднику, который сможет наладить рабочие взаимоотношения с командой, даже, если он проигрывает по уровню профессиональной подготовки.

Мария Кремлякова, менеджер по персоналу ООО "СтройПласт"

Чтобы не происходило таких ситуаций, как неприятие новых сотрудников коллективом, необходимо изначально формировать бесконфликтный коллектив, еще на этапе его создания и подбора персонала. Нужно создать условия для нормальной работы:


  • обеспечить физический и психологический комфорт с помощью грамотно организованного рабочего пространства;
  • соблюдать принципы справедливости при распределении материальных благ;
  • четко обозначить обязанности каждого сотрудника и его место в структуре компании;
  • наладить информационный обмен в компании и развивать коммуникации.

В то же время нужно понимать, что появление в коллективе нового сотрудника в любом случае связано с нарушением некой стабильности уже сплоченной группы. Ко всему новому люди в большинстве случаев относятся настороженно.

Конечно же, процесс адаптации новых сотрудников – это в основном забота менеджера по персоналу, хотя в успешной адаптации заинтересован и сам сотрудник, и его коллеги, и компания в целом. От сотрудника ожидают в первую очередь эффективной работы. Хорошие взаимоотношения с коллективом как раз и помогают новичку работать более эффективно, то есть социальная адаптация способствует скорейшей профессиональной адаптации.

Многие специалисты в области управления персоналом сейчас рекомендуют решать проблемы адаптации с помощью наставничества. В некоторых компаниях вводят специальные надбавки для наставников. Очень хорошо, если наставник относится к группе неформальных лидеров: именно неформальная структура определяет характер отношений между членами коллектива, стиль работы и способы взаимодействия сотрудников. Такой наставник сможет не только консультировать новичка по рабочим вопросам, но и помочь ему влиться в коллектив. Для правильного выбора наставника менеджер по персоналу должен знать соотношение формальной и неформальной структуры организации.

Нового сотрудника необходимо представить на общем собрании коллективу, озвучить его обязанности и полномочия. Если компания крупная, можно даже напечатать своеобразный буклет для новичков со схематичным изображением помещений, с указанием рабочего времени и времени отдыха, списком сотрудников и указанием их должностей и пожеланиями успеха в конце буклета. Новый сотрудник всегда мотивирован на работу, и главное для компании – сохранить в нем этот энтузиазм.

Если коллектив не принимает нового сотрудника, менеджер по персоналу должен выяснить причины такого неприятия. Если это единичный случай, то, скорее всего, дело в самом сотруднике. Возможно, человек вообще трудно адаптируется или же просто плохо осведомлен о нормах и правилах организации. Если же неприятие к новичкам происходит постоянно, то это большая проблема данного коллектива. Одному менеджеру по персоналу здесь не справиться. Необходимы кардинальные перемены и вмешательство руководства компании.

Галина Зинич, менеджер по персоналу ООО "Ньюком Порт"

В самом начале своей работы в новой компании мы проходим этап адаптации, то есть привыкания, причем не только мы привыкаем к компании, но и она к нам. При налаженной системе адаптации и процедуре наставничества период "дискомфорта" может быть менее болезненным и длительным, но совсем избежать его не удастся.

Зона ответственности самого сотрудника – "влиться" в коллектив, то есть научиться работать в данном коллективе. Для сокращения сроков вхождения в коллектив вновь принятому сотруднику важно правильно позиционировать себя как открытого, доброжелательного человека, который готов помочь в любую минуту.

Зона ответственности менеджера по персоналу – правильный отбор (с учетом корпоративной культуры), процедура адаптации и правильное назначение наставника (как показывает моя практика, лучше всего, если это неформальный лидер в коллективе), ну и, конечно, просто беседы с сотрудником, когда это необходимо.

На моем предыдущем месте работы мы вводили 3 дня стажировки. То есть работник имеет возможность прийти к нам на 3 дня – посмотреть коллектив, познакомиться с задачами и проектами, оценить ситуацию изнутри. В то же самое время к потенциальному работнику присматривается коллектив. И если всех все устраивает, то потенциальный работник переходит в разряд сотрудников. Вопрос оформления на стажировку, работу, финансовый аспект я намеренно опускаю: каждый менеджер по персоналу сможет сам решить их с учетом специфики компании.

Можно назвать ряд причин "НЕПРИЯТИЯ" или отказа в должности, о которых работодатель, коллеги и сослуживцы могут не сообщать, чтобы не затронуть Ваше чувство собственного достоинства:

Жалкий внешний вид: лишний либо недостаточный вес,

Какие-то физические недостатки,
- болезненный вид,
- слишком яркий макияж либо его полное отсутствие,
- неухоженные руки,
- неподходящая одежда, в большинстве случаев на работу лучше отправляться в деловом костюме

Неприятный запах: обилие парфюма, запах сигарет;
- непунктуальность: опоздание...
- завышенные требования к заработной плате, отсутствие заинтересованности в работе, главный критерий – зарплата;

Манера поведения: невоспитанность,
- манера всезнайки, критика предыдущих работодателей,

Неумение слушать, отсутствие вопросов,
- неуравновешенность, нервозность,
- чрезмерная жестикуляция, уклончивость от ответов,

Неуверенность в себе, неискренность, прятанье взгляда и многое др.;

Отсутствие амбициозности, целеустремленности, желания развиваться и достигать карьерного роста;

Криминальное прошлое либо предыдущий опыт работы в неприемлемых для данного работодателя структурах.

Иногда причиной отказа в приеме на работу, неприятие коллектива.... - напрямую связанной с общением с клиентами либо партнерами, может быть даже «смешная» фамилия либо ее созвучие с фамилией руководства.

Не становитесь жертвой злорадства и презрения!
Никогда не попадайтесь на мелком воровстве, опозданиях, невыполнении работы в срок - это вызовет только жалость.

Совершите яркий, запоминающийся поступок.
Пусть тот, кто вас не принимает или увольняет - улыбается, пусть!

Вы станете успешным человеком только тогда, когда то, что обыватель называет увольнением, превратится для вас в возвышенное Искусство Уходить.

С уважением, Ольга Марченко /Astromargo/

На Ваш вопрос ответить вот так просто, с разбегу, вряд ли удастся. Слишком много неизвестных нюансов.

Ведь, в одном случае, этому, возможно, виной Ваш характер, в другом случае, это может быть множество объективных факторов, не зависящих от Вас.

Мне достаточно задать Вам всего пару вопросов и Вы поймёте, о чём я.

Вот Вы, к примеру, любите ли людей, которые приходят к Вам с проверкой? А как у Вас отношения с налоговой службой? А могут ли дружить охранник с заключённым? Ну и так далее.

И, конечно же, я сейчас не имею в виду тот вариант, когда люди какого-то коллектива могут встречать ревизора с улыбками и едва ли не с оркестром. Как Вы понимаете, не тот случай.

А разве мы не знаем, что кассиру всегда кажется, что он работает больше главного бухгалтера, а гл. бухгалтера редко когда устраивают его подчинённые?

Безусловно, при любой позиции нужно уметь правильно себя вести. Но даже правильное поведение далеко не всегда может гарантировать дружеские или хорошие партнёрские отношения в коллективе.

Но, если Вы до этого работали продавцом, ещё ранее, делопроизводителем, кондуктором автобуса или ещё кем-то, и везде люди этих коллективов Вас отторгали, тогда да, тогда действительно нужно будет подумать, как помочь Вашему горю.

На моей страничке есть произведение, которое называется "Единство устремлений". Почитайте его и, вполне возможно, Вы получите некоторые нужные для себя ответы.

Http: //www. Sunhome. Ru/navigator/v. edinstvo-ustremlenii

Но, ещё раз предупреждаю, чтобы ответить обстоятельно на такой вопрос, который задали Вы, нужен более глубокий диалог.

С уважением!
Татьяна

Онлайн консультация Не принимают в коллектив

У вас изначально присутствует страх, что новый коллектив вас не примет. А чего боишься, то и притягиваешь. У вас есть проблемы с кожей? Возможно вы сами закрываетесь от людей, поставили такую защиту вокруг себя, которая отталкивает людей от вас. Вернее вы сами из от себя отталкиваете своим страхом и защитой. Вероятно в этих ситуациях для вас есть выгода, возможно вы вообще не любите большие скопления людей, толпу на улице в магазине, предпочитаете уединение вдали от города, наедине с книгой.

Вы боитесь любых перемен, так как они ассоциируются у вас со смертью и сильнейшей тревогой. Возможно какое-то событие в вашем детстве повлияло на развитие такого страха. Это могла быть смерть близких или родных.

Чтобы выйти из замкнутого круга, надо начать с себя. В этом круге точка отсчета только вы сами. Вы сами создаете себе такие ситуации, которые учат вас любить себя.

Вы сами вызываете подобную ситуацию...
> ВНАЧАЛЕ ПРОЯВЛЯЮТ ИНТЕРЕС, а потом стараются от меня дистанцироваться и потом нападают.

Вопрос в том, что именно в Вашем поведении это притягивает?
подумайте...
Задайте себе вопрос: на что именно нападают коллеги? Что они говорят при этом... как выражают свое отношение...
Что им не нравится в Вашем поведении, из за чего они от Вас дистанциируются?
Когда будете отвечать на эти вопросы, будьте честны с собой, и не отмахивайтесь от собственных проблем фразами типа "это коллеги во всем виноваты, они все дураки... ничего не понимают " - этим Вы снимете с себя ответственность за происходящее и Ваши проблемы не сдвинутся ни на миллиметр... смотрите с позиции "Что я делаю такого, что они так на меня реагируют? или как я отношусь к себе, что окружающие меня неправильно воспринимают?"
не замыкайтесь в себе.... Лучше спросите у тех же коллег, хотя бы у самых приятных для Вас, или лучше самых честных и объективных - попросите их рассказать Вам со стороны, показать взгляд на Вас...
Удачи Вам;)

Психологическая травля сотрудников уже давно имеет свой термин – “моббинг”.

Нападки могут осуществляться как от начальства, так и от коллег.
Как правило, моббингу подвергаются новички, которые только-только устроились на работу. «Старички», опасаясь за своё рабочее место, любят придираться к новоявленным коллегам. Опытные работники тоже не застрахованы и могут стать объектом троллинга. Например, если начальство стало к ним слишком благосклонно относиться. Зависть является одной из основных причин подобного поведения. Но не забываем, что такой моббинг может быть и частью “посвящения” в коллектив для новичка.

Причинами моббинга бывают и постоянные жалобы, игнорирование корпоративов, излишнее хвастовство, вызывающая манера поведения, услужливость вышестоящим лицам и так далее.

Какие методы психологической травли наиболее часто применяются?

  • Заведомо ложное обвинение в ошибках того, кто к ним не причастен. Например, вам и вашему коллеге поручили какое-либо дело. Коллега накосячил, но сказал руководителю, что это ваша вина, так как вы новенький.
  • Невербальная демонстрация враждебности (неодобрительные взгляды).
  • Назаслуженное принижение на совещаниях. Объекта травли, который активно участвует в совещании, коллеги могут ставить на место тем, что идеи у него глупые, а профессионализм – хромает на обе ноги.
  • Выдумывание на ходу новых правил или задач, зачастую непоследовательных. Начальник даёт одну задачу, которую вы выполняете, а потом говорит сделать наоборот.
  • Игнорирование качественно выполненной работы. Даже, если вы выполняете работу в срок и правильно, ваши старания не замечают.
  • Жёсткая и постоянная критика. Чтобы вы не делали, Вас всегда клеймят и говорят, что всё неправильно.
  • Непрекращающиеся слухи или сплетни о человеке.
  • Улыбайтесь и будьте доброжелательны к своему коллективу. Позитивный настрой – залог вашего успеха.
  • Не болтайте лишнего, то есть не надо сплетничать.
  • Постарайтесь не выделяться из коллектива, но и не теряйте своё лицо.
  • Не позволяйте унижать себя, держитесь достойно. Не поддавайтесь на провокации. Уважение нужно завоёвывать. Если вас просят делать то, что не входят в ваши обязанности (например, уборка офиса, сверхурочная работа), то твёрдо и доброжелательно заявите, что это не ваша работа и стоит её разделить с коллегами.
  • Если в коллективе есть традиции, то старайтесь их соблюдать, если они не противоречат вашим ценностям.
  • Если на вас кто-то нападает, то имеет смысл индивидуально с ним поговорить в спокойной форме. Спросите, чего он добивается этим. Не реагируйте на обидные слова, ведь обижают тех, кто обижается.
  • Если у вас дружественные отношения с начальником, старайтесь это не афишировать. Работа работой, дружба после.
  • Качественно исполняйте свою работу. Ценных сотрудников никто не захочет терять.

Итак, подведём итоги. Можно сказать, что от психологических нападок не защищён никто. Особенно тяжело может оказаться новым сотрудникам, которые приходят в устоявшийся коллектив. Новичкам очень важно правильно позиционировать себя. Будьте открыты и доброжелательны, будьте готовы помочь коллегам в любую минуту. Таких людей любят.

Единственное, не забывайте об уважении к самому себе. Цените своё время и своих коллег. Не обижайтесь и не обижайте.

Прозрачность процессов в коллективе и наставничество помогают избежать конфликтов нового работника с коллективом.

Если менеджер по персоналу видит, что коллектив не принимает нового сотрудника, он не должен оставаться в стороне от данной проблемы. Необходимо срочно выяснить причины данной ситуации. Для этого лучше провести беседы с новым работником, руководителем подразделения, с неформальным лидером коллектива и с ключевыми его членами. Если коллектив маленький, то лучше провести беседы с каждым работником. Разобравшись в причинах конфликтной ситуации, менеджеру по персоналу нужно понять, кто виноват в ней. Это может быть как сам работник, так и коллектив. В этой ситуации менеджер по персоналу становится почти хирургом, которому необходимо либо «вылечить» работника (или коллектив), либо провести «хирургическое вмешательство» (перевести работника в другое подразделение, уволить или расформировать коллектив).

Как лечить

Существует множество причин конфликтов в коллективе и ещё больше способов их устранения. Если коллектив и новый работник одинаково важны для предприятия, то в этом случае необходимо проводить «лечение». Оно заключается в корректировке поведения новичка или коллектива (или всех вместе). Для этого необходимо проводить корректирующие беседы, тренинги, направленные на устранение конфликтной ситуации. В дальнейшем осуществлять контроль, периодически проводя беседы с новичком и членами коллектива. На мой взгляд, интересным мероприятием мог бы стать тренинг по командообразованию (Team building), но его целесообразно проводить на последней стадии процесса устранения конфликта - для закрепления достигнутого успеха.

Расскажу об отдельных причинах конфликтов, которые необходимо устранять только хирургическим путём.

Когда причина конфликта в коллективе.

В одной из FMCG-компаний коллектив работников склада стал деструктивной силой, в нём процветали злоупотребления и воровство, причем поощряемые круговой порукой. Новый сотрудник хотел честно работать и стал остальным помехой. Коллектив неоднократно пытался заставить новичка поступать так же, как они, но он оказался порядочным человеком. Было проведено дополнительное расследование сложившейся ситуации с привлечением службы безопасности предприятия. Негативные факты подтвердились. Коллектив был расформирован. Новый сотрудник продолжил успешно работать в компании.

Когда причина конфликта - работник

В один из российских банков был принят на работу искренне верующий (воцерковлённый) человек. Коллектив современных компаний, к сожалению, нередко не принимает таких людей. Верующий человек не участвовал в неприличных (скоромных по понятиям церкви) беседах, не курил, отказывался от употребления спиртных напитков, одевался очень скромно. Он стал изгоем в раскрепощённом светском коллективе. Эту ситуацию тяжело переживал и сам работник, и коллектив. Тогда она разрешилась тем, что после беседы с HRменеджером работник решил добровольно покинуть банк и перейти на работу в благотворительную организацию. В коллективе воцарилось спокойствие.

Чтобы предупреждать подобные конфликты (коллектив – новичок), необходимо при подборе персонала тщательно оценивать личные и деловые качества кандидата на работу и хорошо знать коллектив, куда требуется новый работник. Нужно заранее исходить из того, чтобы новый сотрудник был близок коллективу по культуре, мировосприятию, духу и интересам, а не только по профессиональной пригодности.

Ольга Олевская, руководитель проекта Дирекции по персоналу ООО "Энерджи Консалтинг / Бизнес Сервис"

На мой взгляд, основные усилия во избежание подобного конфликта нужно прикладывать на этапе оценки кандидата. Менеджер по персоналу должен знать тип корпоративной культуры компании, понимать цели и стратегии, взаимоотношения внутри коллектива. Оценивая кандидата, необходимо учитывать не только уровень его компетенций, но и соответствие его мотивации и личностных качеств политике компании. К сожалению, часто бывает так, что на рынке очень мало кандидатов, соответствующих требованиям, и в итоге менеджер по персоналу за не имением выбора принимает положительное решение по кандидату, который изначально не сможет влиться в коллектив. Считаю, что это ошибка, которая несет за собой много негативных последствий, в конечном итоге так или иначе приводящих к материальному ущербу для компании. На мой взгляд, отдавать предпочтение нужно сотруднику, который сможет наладить рабочие взаимоотношения с командой, даже, если он проигрывает по уровню профессиональной подготовки.

Мария Кремлякова, менеджер по персоналу ООО "СтройПласт"

Чтобы не происходило таких ситуаций, как неприятие новых сотрудников коллективом, необходимо изначально формировать бесконфликтный коллектив, еще на этапе его создания и подбора персонала. Нужно создать условия для нормальной работы:

    обеспечить физический и психологический комфорт с помощью грамотно организованного рабочего пространства;

    соблюдать принципы справедливости при распределении материальных благ;

    четко обозначить обязанности каждого сотрудника и его место в структуре компании;

    наладить информационный обмен в компании и развивать коммуникации.

В то же время нужно понимать, что появление в коллективе нового сотрудника в любом случае связано с нарушением некой стабильности уже сплоченной группы. Ко всему новому люди в большинстве случаев относятся настороженно.

Конечно же, процесс адаптации новых сотрудников – это в основном забота менеджера по персоналу, хотя в успешной адаптации заинтересован и сам сотрудник, и его коллеги, и компания в целом. От сотрудника ожидают в первую очередь эффективной работы. Хорошие взаимоотношения с коллективом как раз и помогают новичку работать более эффективно, то есть социальная адаптация способствует скорейшей профессиональной адаптации.

Многие специалисты в области управления персоналом сейчас рекомендуют решать проблемы адаптации с помощью наставничества. В некоторых компаниях вводят специальные надбавки для наставников. Очень хорошо, если наставник относится к группе неформальных лидеров: именно неформальная структура определяет характер отношений между членами коллектива, стиль работы и способы взаимодействия сотрудников. Такой наставник сможет не только консультировать новичка по рабочим вопросам, но и помочь ему влиться в коллектив. Для правильного выбора наставника менеджер по персоналу должен знать соотношение формальной и неформальной структуры организации.

Нового сотрудника необходимо представить на общем собрании коллективу, озвучить его обязанности и полномочия. Если компания крупная, можно даже напечатать своеобразный буклет для новичков со схематичным изображением помещений, с указанием рабочего времени и времени отдыха, списком сотрудников и указанием их должностей и пожеланиями успеха в конце буклета. Новый сотрудник всегда мотивирован на работу, и главное для компании – сохранить в нем этот энтузиазм.

Если коллектив не принимает нового сотрудника, менеджер по персоналу должен выяснить причины такого неприятия. Если это единичный случай, то, скорее всего, дело в самом сотруднике. Возможно, человек вообще трудно адаптируется или же просто плохо осведомлен о нормах и правилах организации. Если же неприятие к новичкам происходит постоянно, то это большая проблема данного коллектива. Одному менеджеру по персоналу здесь не справиться. Необходимы кардинальные перемены и вмешательство руководства компании.

Галина Зинич, менеджер по персоналу ООО "Ньюком Порт"

В самом начале своей работы в новой компании мы проходим этап адаптации, то есть привыкания, причем не только мы привыкаем к компании, но и она к нам. При налаженной системе адаптации и процедуре наставничества период «дискомфорта» может быть менее болезненным и длительным, но совсем избежать его не удастся.

Зона ответственности самого сотрудника – «влиться» в коллектив, то есть научиться работать в данном коллективе. Для сокращения сроков вхождения в коллектив вновь принятому сотруднику важно правильно позиционировать себя как открытого, доброжелательного человека, который готов помочь в любую минуту.
Зона ответственности менеджера по персоналу – правильный отбор (с учетом корпоративной культуры), процедура адаптации и правильное назначение наставника (как показывает моя практика, лучше всего, если это неформальный лидер в коллективе), ну и, конечно, просто беседы с сотрудником, когда это необходимо.

На моем предыдущем месте работы мы вводили 3 дня стажировки. То есть работник имеет возможность прийти к нам на 3 дня – посмотреть коллектив, познакомиться с задачами и проектами, оценить ситуацию изнутри. В то же самое время к потенциальному работнику присматривается коллектив. И если всех все устраивает, то потенциальный работник переходит в разряд сотрудников. Вопрос оформления на стажировку, работу, финансовый аспект я намеренно опускаю: каждый менеджер по персоналу сможет сам решить их с учетом специфики компании.