Места силы. Второе – Двенадцать ключей

Сырая погода не позволила мне добраться (как я в прошлый раз ) до того места силы в Ярославской области, где были явлены чудеса Адриана Пошехонского. Пока не позволила, позже я Но зато я съездил в окрестности города Венева Тульской области. В Никольский Венев монастырь. Найти его просто: из Москвы надо ехать по Ростовскому шоссе прямо до левого поворота на город Венев. И там свернуть вправо, на Тулу. Битая дорога приведет к указателю на монастырь: еще раз направо и - вот уже его колокольня и церковь.

Основан он неизвестно когда и неизвестно кем. А уничтожен скорей всего в 1764 году, когда Екатерина Великая с большевистской принципиальностью . От монастыря остался только Николо-Успенский храм, построенный между 1696 и 1701 годами. Сейчас монастырь возобновлен. На одном сайте я нашел фотографию его настоятельницы с замечательной подписью: «Настоятельница монастыря, монахиня Алексия, с козочкой редкой английской породы, фотографировавшейся с Патриархом Всея Руси Алексием». К сожалению, мне не удалось обнаружить фото патриарха с козочкой. Но и без оного козочка смотрится очень пикантно.

Местные жители говорят, что на кладбище около монастыря похоронен легендарный поручик Ржевский. Ну, положим, не сам поручик, а его прообраз: здешний помещик Сергей Семенович Ржевский. Но что, собственно, это меняет? Тело такого-то человека похоронено на таком-то кладбище, а дух его бродит среди живых. Виртуально присутствует в языке. Неподражаемый дискурс поручика: «Мышка? В жопу!? Орригинально!!!» В России трудно найти человека, который бы не был знаком с этим дурашливым малым, награжденным веселым посмертием. Рассказывают, что, уйдя в отставку и поселившись в своей деревне недалеко от Венёва монастыря, Сергей Ржевский не давал прохода монашкам. Не секса ради, а токмо для упражнения стихийного непотребства. Блажил. За это иные ханжи его порицают. Но ведь не порицают же юродивых, которые тоже сокрушали социальные нормы. Лично я верю: когда церковь, наконец, разберется в истинной природе шалостей этого скалозуба, он будет причислен к лику святых. Блаженный поручик Ржевский.

Гораздо трагичней история другого человека, лежащего в Венёве монастыре. Князь Юрий (Георгий Смоленский) прожил бурную жизнь и пришел в монастырь жутким грешником. Потеряв Смоленск, он вскоре был принят на службу к великому князю московскому Василию Дмитриевичу и отправлен наместником в Торжок. Здесь он смертельно влюбился в жену князя Семена Вяземского Ульяну. Княгиня вовсе не была склонна к адюльтеру, и это мало-помалу довело несчастного Юрия до безобразного пароксизма. 21 декабря 1406 года, напившись пьян на пиру, он у всех на глазах зарезал князя Семена и тут же силой хотел овладеть его женой. Ульяна, защищаясь, ударила Юрия ножом. Тут уж князь совсем потерял человеческий облик: выхватил меч и изрубил бедную женщину в куски. Останки велел выбросить в реку Тверцу. После этого он уехал в Орду, но, мучимый, скажем так, совестью, вернулся, затворился в Венёве монастыре, где вскоре заболел и умер 14 сентября 1407 года.

Моральными мерками Божьих путей не измерить, хотя, конечно, можно пытаться навязывать Богу людскую мораль. Вот, пожалуйста: по человеческому разумению князь Юрий - изверг, каких очень редко рождает земля. А тем не менее он - святой. Правда, местночтимый, входит в Собор тульских угодников. И его жертва, благоверная княгиня Иулиания Вяземская, тоже святая - мученица, защитница целомудрия. И князь Симеон Вяземский стал местночтимым смоленским святым. Все три участника безобразной любовной истории оказались святыми. Это вовсе не потому, что какую-то светлую голову посетила такая богатая сюжетная идея. Просто в один зимний вечер 1406 года на пиру в Торжке случился немыслимый выплеск безумия, которое можно бы было назвать и священным. Прорыв трансцендентного в мир. А потом уже были последствия, которые люди определили как святость.

Но будем иметь в виду: придуманной святости не бывает. Можно измыслить сколько угодно святых, можно, как орденами, награждать святостью самых достойных, но - если нет чудес, нет неизвестно откуда берущегося народного культа, никакой святости не получится. Получится лишь никому не нужное раздувание святцев, инфляция святости. Настоящая же святость - феномен сакральный, то есть - опасный для жизни, как радиация. Сакральное может помочь человеку, а может и уничтожить его. Та же Иулиания Вяземская, исцелившая многих, покалечила в 1598 году некоего дьякона, по недоумию решившего открыть ее могилу. Вырвавшееся из гробницы пламя опалило несчастного, как кабана. И только через два месяца, после усиленных молитв Иулиании, он поправился.

А попам почему-то не нравится. Они, конечно, не могут пока запретить купальские игры (как не могут запретить эстрадных «хребтами виляний» и «ногами скаканий»), но они на глазах у всего честного народа стараются христианизировать Двенадцать ключей. Поставили на месте силы купальню и каменный крест. Его, кстати, вырезал брат невинно убиенного эстрадного певца-патриота Игоря Талькова. К кресту привинчена табличка, из которой явствует, что на этом месте будет сооружена часовня в честь Двенадцати Апостолов.

Средневековые алхимические гравюры, пожалуй, один из наиболее загадочных и таинственных феноменов в изобразительном искусстве. Сегодня мы попытаемся рассмотреть самую неоднозначную книгу темных веков, трактат «12 ключей мудрости» — алхимика Басилия Валентина (Basilius Valentinus). Данная работа была переведена и расшифрована ученым лингвистом Эженом Канселье в ХIХ веке. Ценность перевода заключается, в первую очередь, в том, что мы можем хотя бы частично узнать о смысле и назначении того или иного символа. У нас есть уникальная возможность разгадать составные древних химических рецептов.

И так, «Первый ключ». Тут мы можем наблюдать процесс приготовления исходной материи для Великого деяния. Образ «короля» — это золото очищают, которое очищают сурьмой, изображенной в виде волка. Королева же, обычно символизирует серебро, которое подвергают купеляцией со свинцом, изображенным в виде старца.

«Второй ключ». На рисунке изображен юноша Меркурий — это ртуть, объединяющий символы Солнца (золота) и Луны (серебра). Жезлы с переплетенными змеями — дополнительный символ объединения, они ведут свое начало еще от греческой мифологии. Корона юноши говорит о том, что он — сын короля, тогда, как крылья определяют его как дух Ртути, присущий и сыну и отцу. Фигуры, угрожающие его жизни, символизируют необходимость чистоты исходных ингредиентов, в чем — залог успеха в соединении.

«Петух пожирает лису, но затем, погружённый в воду и подгоняемый огнем, в свою очередь, будет проглочен лисой». Так иносказательно трактует Василий Валентин процедуры растворения и выделения из раствора. Если второй ключ относится к одному из алхимических начал — ртутному, то третий связывается с другим началом — серным, т.е. приготовление огненной серы.

Обычная алхимическая аллегория смерти, за которой следует воскрешение. Кажется, что в алхимических процедурах материя исчезает, но на самом деле она существует и в дальнейших процедурах появляется, но уже в очищенном виде. Негаснущая свеча — символ ещё не угасающей жизни. Текст говорит: «Вся плоть, которая вышла из земли, должна распасться и снова стать землей, которой она прежде была».

Венера и Вулкан — два начала, которые должны объединиться и породить младенца Эроса. У уст Венеры — чёрный сосуд, наполненный землей и пеплом и символизирующий сгорание. Этот сосуд является в виде её дыхания, символизируя сублимацию Венеры в дух земли. Вулкан также находится в состоянии сублимации, о чём свидетельствует его огненное дыхание. Своими мехами он раздувает печь. Если верить Валентину, то необходимо последующее затем соединение воспламенившегося воздуха и порошкообразной земли. Лев, угрожающий жизни младенца, символизирует трудность задачи. Сначала наше вещество должно быть тщательно очищено. Затем его нужно разложить и превратить в прах и пепел. Затем приготовьте из него летучий дух, белый, как снег, и другой, красный, как кровь.

Союз короля и королевы, персонифицирующих химическую процедуру нагревания, хотя может быть и сплавления, с отводом летучих веществ и последующей их конденсацией. Строгое соблюдение пропорций исходных веществ — основной смысл этой аллегории. «Здесь необходимо особое мастерство. Незыблемость и правильность соотношений — залог истинного состава».

Вода в окружении четырех времен года. Солнце — источник тепла, оплодотворяющего землю, — мир земель, или веществ, а так же тепла, отпускаемого неодинаково, — в зависимости от времени года.

Снова тема смерти и воскресения: материя Великого деяния, помещённая в термически закрытый сосуд — Философское Яйцо, а он являет собой символ Вселенной, умирает, чернея, дабы вновь ожить в сиянии белизны. Два лучника бьют в цель. Один попадает в центр мишени. Это истинный адепт, лжеадепт попадает в «молоко».

Повреждённый свинец, должен уступить место ртути мудрецов, на пятках которой птица Феникс, вдыхающая жизнь в камень философов. Именно он призван изменить природу свинца: «Да будет достигнут цвет славы короля-триумфатора». Три змеи, заключённые в круг, обозначают три алхимических начала: ртуть, серу, соль.

В углах треугольника графические символы солнца, луны и ртути. Латинская надпись по сторонам треугольника: «Я рождён мужчиной и женщиною вместе» — свидетельствует о мужско-женской дихотомии, обозначающей ртуть-серный состав философского камня.

Орфей, его бездетная жена Эвридика и вооружённый позолоченный рыцарь. Влетевший в сон Орфея крылатый вестник сообщил Орфею: «Да будет взята твоя кровь с правой стороны твоего тела и кровь жены твоей с левой стороны её тела. Смесь ваших кровей составит шар семи мудрецов. Жди из смеси сей дитя». «Яснее не скажешь», — комментирует сам Валентин.

Как получишь то, что искал, смешай его с золотом наивысшей пробы и очищенной сурьмою в соотношении один к трем, помести в плавильный горшок и мягко нагревай втечении двенадцати часов. Когда же расплавится, грей ещё три дня и три ночи. Одна часть полученной тинктуры обратит тысячу частей трансмутируемого металла в хорошее и прочное золото. Примерно так описывает Басилий Валентин двенадцатую стадию — венец алхимического рукотворения. Все представленные гравюры выполнены Маттеусом Мериан Старшим.

экологические

Новый маршрут в саму историю! Древний очаровательный Венёв - негласный «конкурент» Коломны и Суздаля, целительная сила знаменитого святого источника Двенадцать ключей, великое чудо и святая благодать древнейшей тульской обители, Венев-Никольского монастыря. С экскурсией в уникальный историко-культурный комплекс на станции Венёв и посещением великолепного Белопесоцкого монастыря под Каширой.

Цена: от 1890 RUB

Венёв - чудо-городок на необъятных просторах Матушки-Руси! Приглашаем вас совершить путешествие-знакомство с этим колоритнейшим малым городом России, который своей древностью, уникальной историей и великими святынями, невероятной лиричной «пейзажностью» и тихим обаянием русской глубинки может составить конкуренцию самым «раскрученным» туристическим брендам.

Редкий городок может похвастаться сразу несколькими аутентичными достопримечательностями, ключевое слово в определении которых «самый».

Именно в Веневе сохранилось самое древнее каменное здание в Тульской области , в Веневе высится уникальная, самая высокая колокольня Тульской епархии , именно здесь действует по сей день самый древний на тульской земле монастырь. В Венёве имеется собственная, древняя Красная площадь , а как утверждают местные краеведы, в средние века у этого города были все шансы стать столицей!

Вот и наше знакомство с городом начнется с его главной, Красной площади. Вы полюбуетесь ансамблями старинных Покровской, Богоявленской и Казанской церквей, а также величественным Воскресенским собором, взведенным не позднее 1825 года. Церкви же и вовсе построены на рубеже XVII и XVIII веков. Высотная доминанта всего города - потрясающая 75 метровая колокольня Никольской церкви. Даже сейчас, в руинах, это невероятное и завораживающее зрелище, которым можно упиваться часами. Вообще, весь исторический центр Венева сохранил «позапрошловековую» застройку, и вы сможете сполна насладиться его неповторимым купеческим колоритом.

Экскурсия в Веневский краеведческий музей . Каменные палаты музея - единственный во всей Тульской области памятник гражданского зодчества позднего средневековья, построенный в конце XVII века. Здесь хранятся ценнейшие экспозиции, четыре из которых уникальны: это археологическая коллекция из веневских раскопов, редчайшая коллекция нумизматики, этнографическая коллекция и собрание подлинной кухонной утвари XVIII века из помещичьей усадьбы.

Еще один удивительный музей под открытым небом, который мы посетим - историко-культурный комплекс на станции Венев. Это невероятно гармоничный и креативный аккорд истории и современности, где в пейзаже привокзального сквера удачно «сливаются» и историческое здание вокзала, и старинная водонапорная башня, и паровозик братьев Черепановых, бронеавтомобиль, теплушка, сказочные фигуры и памятники…

Имеется у крохотного Венёва и собственный гастрономический бренд - сдобные двойные витые булочки-венёвки, которые совсем не булочки... а баранки! Естественно, мы не можем уехать из города, не отведав исконно венёвского лакомства.

(для желающих, доп. плата)

Обед (оплачивается дополнительно при покупке тура).

А наше путешествие продолжается в красивейшем и лиричном уголке святости и благодати, в древнейшем на тульской земле, Венев-монастыре. Первые обители монастыря, по образу Киево-Печерской лавры, появились в карстовых пещерах на берегу реки Осетр еще на заре XIII века! Жемчужина монастыря - великолепный Николо-Успенский храм, заложенный в 1696 году и сохранивший всю прелесть древних уникальных форм до наших дней. Главная святыня храма - мироточивая чудотворная икона Божией Матери, к которой вы сможете приложиться. Заступница слышит каждого…

А мы направляемся к удивительному природному феномену и уникальной православной святыне всей России - знаменитому источнику целебной святой воды Двенадцать ключей . Великие чудеса исцеления даруют воды источника по вере и молитве. Известны даже случаи исцеления от онкологических заболеваний! Сегодня уникальные ключи - место паломничества сотен верующих. Теперь и вы сможете принять благодать святой воды в купальне над источником и набрать ее с собой (не забудьте пустые бутылки).

Следующая благодатная остановка, уже на пути домой - грандиозный Троицкий Белопесоцкий монастырь . Эта мощная монастырская цитадель, заложенная в конце XV века, служила надежным стражем границ Московии от набегов крымских татар. Сегодня Белопесоцкая обитель - потрясающий, прекрасно сохранившийся ансамбль красивейших церквей и колоколен, величественных сторожевых башен и мощных толстенных крепостных стен… Вы полюбуетесь великолепным собором Живоначальной Троицы, возведенном в XVII веке, церквями Николая Чудотворца, Сергия Радонежского и Иоанна Предтечи, построенными не позднее XVIII века, насладитесь удивительной атмосферой святости и благодати чудесной обители.В монастыре обретены чудотворные иконы Образ Божией Матери Утоли Моя Печали, Образ Божией Матери Скоропослушница и Образ Божией Матери Всецарица. Здесь же обретен колодец святого преподобного Сергия Радонежского с целительной водой. Великая святость и чудесная благодать совсем рядом…

Стоимость программы:

взрослый - 1890 руб.

ребенок - 1800 руб.

Место встречи: ст. м. «Каширская» в 07:45. Отправление автобуса в 08:00.

В стоимость тура включено:

транспортное обслуживание (автобусы - туркласса); путевая информация; входные билеты в музеи; услуги гида-сопровождающего.

Дополнительно оплачивается:

Чаепитие с булочками-веневками. (для желающих, доп. плата) - 120 рублей.

Обед - 380 рублей


Информация на сайте не является публичной офертой и носит информативный характер: для уточнения обратитесь, пожалуйста, к менеджерам.

Время в пути и продолжительность экскурсии указано ориентировочное.

На всех экскурсиях необходимо иметь с собой паспорт, на детей - свидетельство о рождении.

При группе более 19 человек предоставляется автобус марки Mercedes, Man, Neoplan, Setra, Yutong, ShenLong или аналог. При группе до 19 человек предоставляется микроавтобус Mercedes Sprinter или аналог, предварительная рассадка в салоне может отличаться.

Другие важные условия бронирования экскурсий.

Отзывы на программу

Добавить отзыв

Обратиться в отдел качества

Всего отзывов: 2 10 25 50 100

21.03.2016 Татьяна

Тур \" \" 20 марта. Автобус подали заранее, тёплый, чистый, прекрасный водитель Максима, пустая Трасса Дон-4. Доехали быстро. Гид-сопровождающий Смирнов Алексей - заботливый и внимательный, всех пересчитывал, никого не подгонял, на вопросы отвечал. Правда, путевой информацией не баловал, вообще, такое впечатление, что ему скучно ехать этим маршрутом. По программе. Белопесоцкий монастырь хорош, величественен, посетить обязательно стоит. В Венёве был местный экскурсовод-краевед молодой человек по имени Денис. Больше всего он и поразил - живя в таком убогом городишке, является его патриотом и искренне радеет за его будущее. Оптимист! В Венёве смотреть приятно только на вокзал с памятниками техники рядом с ним. Все дома, хоть и исторические, обшарпанные, дороги ужасные, колокольня разваливается. Краеведческий музей ничем не поразил, здание 17 века, где он расположен - старейшее в Тульской области и тоже нуждается в реставрации. Очень приятной была поездка к 12 ключам. Правда, я думала их 12, а он один - их все объединили в единую систему. Местность там красивая, некоторые экскурсанты окунулись в купель. Завершением программы стало посещение Венёвского монастыря. Он небольшой, состоит из красивейшего храма и кладбища. Матушка провела очень приятную экскурсию в храме, купили свежих монастырских пирогов (специально для нас пекли, очень вкусные), мёд и даже яйца. В Москву доехали с ветерком за 2 часа. В целом, поездка душевная, спасибо Магпуту, а Венёв жаль, как и множество русских городков, находящихся на грани выживания. Одним словом, РОССИЯ!

Неподалеку от села Свиридово находится святой источник "12 ключей"

С ним связано старинное предание, которое относится к далекому 14 столетию.

Предание звучит так:

в небольшой деревушке Свиридово, между Осетром и Венёвкой, что на Свиридовой горе, жил мужик по имени Свирид. У этого мужчины была жена, с которой за восемь лет совместной жизни родилось двенадцать сыновей. В те времена старостой выбирали того, у кого было больше всего сыновей. Как только младший сын в семье Свирида стал его помощником, то его избрали на должность старосты.

В конце 1380 года великий князь Дмитрий Донской стал собирать войско для войны с Мамаем – в это время с каждого населенного пункта забирали мужчин, возраст которых подходил под категорию 16-40 лет. В Свиридово на тот момент насчитывалось 120 человек, подходивших под данную категорию. На протяжении долгого времени спорили и под конец решили тянуть жребий. Получилось так, что сыновья Свирида тянули жребий самыми последними, жребий выпал им и поэтому на войну пошли они. В сложившейся ситуации предполагалось заново бросить жребий из-за уважения к старосте, но тот категорически отказался. В период проведения кровопролитных сражений все братья, к сожалению, были убиты, а самый младший из них смог прикрыть своим телом знамя, когда его пронзили копьем. Получив известия об этом происшествии, князь Дмитрий Донской отдал приказ отправить тела погибших братьев на родину.

Захоронение тел произвели на высоком холме, что рядом с руслом Венёвки и Сухого Осетра. Спустя некоторое время, рядом с холмом стал бить ранее не существовавший здесь источник, при этом в нем было насчитано ровно двенадцать ключей.

Первым веневским краеведом был Гедеонов Даниил Герасимович, который в середине 19 столетия отмечал, что именно на этом месте была установлена небольшая часовенка, которую освятили в честь Иоанна Предтечи – праздник этого святого отмечается ежегодно 24 июня (7 июля по новому стилю). На этот престольный праздник приходило много окрестных жителей, а по вечерам устраивались большие гулянья – данная традиция существовала вплоть до 1917 года. Даниил Герасимович нашел связь между часовней в честь Иоанна Предтечи и находящимся неподалеку небольшим селом Предтечево, в котором есть это урочище.

На сегодняшний день источник «Двенадцать ключей» освящен и полностью благоустроен; при нем выстроена купальня и выставлен большой памятный крест часовни, освященной в честь Всех Святых. Важно отметить, что данный крест был сделан мастером-камнерезом Тальковым В. – родным братом известного певца Игоря Талькова.

В середине 2007 года крест был перенесен на другой берег речки Сухой Осетрик, а на его месте был установлен сделанный из мрамора большой крест.

В том месте, где бьет источник, а именно на холме, в 1991 году были проведены археологические раскопки и выявлено четырнадцать захоронений. Сегодня считается, что данные захоронения относятся к периоду 12-14 столетий.

Неподалёку остались старинные укрепления крепости под названием "Грабороновы ворота", чтобы её найти нужно идти на север, пересекая вброд речку Венёвку и далее около четырёх километров. Названа крепость была в честь нынешней деревни Ивановки, которая раньше носила название Грабороново.

Остатки оборонительных сооружений, датирующихся 16-17 веками, выстроенные примерно в 1638 году.

"СПАСИ И СОХРАНИ"

Въехали в ворота с надписью "СПАСИ И СОХРАНИ".


С левой стороны стоит необычная карусель, похожая на круговую тарзанку, древнее русское развлечение. Припарковались.

Вошли в ещё одни ворота с иконой-троицей на верху

И красивыми православными стихами на каменных плитах рядом.

К самим родникам ведёт узкая дорожка,

вдоль которой расставлены каменные плиты с указанием 12-ти добродетелей.

Очень поучительно и интересно исполнено, пока шли с удовольствием читали.


И вот сама поляна,

по левую руку стоит каменный крест с распятием и иконой Богородицы, ниже надпись:"Сей крест воздвигнут во имя 12-ти апостолов и в память о 12-ти братьях, ушедших на битву из деревни Свиридово и павших на поле Куликовом во славу земли русской".


Говорят его сделал камнерез- брат невинно убиенного певца-патриота Игоря Талькова.


С одной стороны в неё втекает ключевая вода задерживается в оборудованной деревянной нише с каменным дном и вытекает с другой.

Сами 12 ключей находятся у подножия высокого холма (по преданию горы).

Скорее всего за прошедшие века земля осела и превратилась гора в холм.

Деревья и трава надёжно скрывают бурлящие потоки и трудно насчитать все двенадцать ключей.

Небольшая запруда с каменным дном и травой на дне, красиво переливается на солнце.

Воду набирают прямо из запруды, так как места для набора воды другого не предусмотрено.

Или надо спускаться в воду и подходить прямо к ключам.

Глубина там небольшая, зато вода всего +4градуса.

Рядом каменный алтарь.

По старинной русской (ещё языческой традиции) на деревьях повязывают лоскутки и загадывают желание.

Говорят,

Что на этом месте издревле было языческое капище Ивана Купалы.


- что если в ночь на Ивана Купала (7 июля), стоя в ледяных струях, привязать на веточку дерева, склонившегося к воде, ленточку, сбудется самое сокровенное желание.

Единственным источником освещения являются отверстия в нижней части, куда втекает вода и вытекает соответственно напротив, и прорубленные прямоугольнички-окошки вверху, тоже с обеих сторон.

По правую руку простирается "Поляна невест" с лавочками и небольшим набором развлечений: качелями и т.д.

А вокруг красота.

Очень живописно вписалась речка Венёвка.

С 2005 года в Веневе «живет» традиция проведения ежегодного фольклорного фестиваля «Двенадцать ключей». Данное мероприятие отличается небывалой красочностью и дает обширное представление о русском традиционном творчестве.

В деревне Свиридово на Свиридовой горе, между Веневкой и Осетрецом жил мужик Свирид, у которого было 12 сыновей. Когда младший в семье стал помощником отца, избрали Свирида старостой. В 1380 году князь Дмитрий Донской собирал войска для сражения с Мамаем. Из каждой деревни забирали каждого десятого мужчину в возрасте от 16 до 40 лет. В Свиридово таких было 120 душ. Долго спорили, решили тянуть жребий. Жребий выпал сыновьям Свирида. Во время сражений все они погибли. Пошел дед Свирид на поле и нашел их всех, лежащих рядом. Погоревал отец, собрал тела и привез домой, где и похоронил под заветным дубом у пересохшего с горя Осетреца. А наутро забили из-под горы двенадцать ключей. И с тех пор идут к роднику люди за силой богатырской, а благодарные потомки назвали село Свиридовым.

В настоящее время источник освящен и благоустроен, выстроена купальня, поставлен памятный крест часовни Всех Святых. Кстати, сделал этот крест камнерез В.Тальков, брат певца Игоря Талькова.

*ГОВОРЯТ...
...что если в ночь на Ивана Купала (7 июля), стоя в ледяных струях, привязать на веточку дерева, склонившегося к воде, ленточку, сбудется самое сокровенное желание.