“На смерть Шевченка” Некрасов. Судьба поэта из народа в стихотворении Н.А

Вырос Н. А. Некрасов среди крестьянских детей. Никакие запреты родителей не могли удержать его от общения с сельскими мальчишками. Со временем простой язык, богатый и певучий, такой, что зачаровывает, был изучен сыном помещика в ярославском селе и стал основным инструментом поэта. Его поэмы и стихи написаны народным языком так красиво и точно, что создается впечатление, будто из кружев сплетаются образы и картины нелегкого быта крестьян. Опыт детства, знание жизни крестьян позволили Некрасову в стихотворении «На смерть Шевченко» точно отследить всю жизнь украинского поэта, выплеснуть боль крепостной, подневольной жизни, описать жажду свободы, которую не понять свободному. Каждая строка стиха обжигает вопросом: «Почему?» Почему Шевченко, самородок, талантливый художник и поэт, вынужден был добиваться того, чтобы его услышали? Кто распределяет роли на земле? Бог?».

Некрасов восхищался талантом Шевченко, его стоицизмом и упорством, стремлением быть свободным если не телом, то мыслями и стихами.Шевченко «в нужде, неизвестный», «оскорбленный каждой невеждой», тяжело шел к воле. И вот, когда, казалось бы, Шевченко свободный, «закончились его несчастья», его жизнь оборвалась. Две последние строки стиха отличаются от общего размера стихотворения. Ритм жизни сбит, он оборван в самом неожиданном месте, когда время жить и наслаждаться, радоваться и создавать.

Стих Некрасова наполнен горячей любовью к человеку, который талантом заработал себе лучшую жизнь, который страдал за свой народ и любил его. Некрасов сам был очень близок к народу, ощущал его, поэтому смерть одного из самых талантливых его представителей не оставила поэта равнодушным.

Перебирая в памяти русских поэтов, неизменно вспоминаешь великого Н. А. Некрасова, его стихотворения, поэмы, которые глубоко пропитаны любовью к русскому народу, к Родине.

Зная не понаслышке жизнь простых крестьян, поэт всегда с состраданием относился к крепостному, подневольному человеку. Эта тема поднимается во многих его произведениях, не является исключением и стихотворение “На смерть Шевченко”.

Лично знакомым с великим украинским кобзарем Некрасов не был, хотя всегда с великим уважением относился к творчеству этого человека. Зная непростую историю жизни Тараса Григорьевича, русский поэт восхищался стойкостью и силой духа, свободолюбием кобзаря.

Данное стихотворение родилось на похоронах Шевченка, на которых лично присутствовал Некрасов. А напечатано оно было только незадолго до смерти великого русского поэта и то, благодаря записи родной сестры поэта.

Как сжато, но в тоже время лаконично передано начало жизни поэта – “…молодость трудная,

Полная страсти, надежд, увлечения,
Смелые речи, борьба безрассудная,
Вслед за тем долгие, дни заточения.

Не каждый писатель смог бы так емко сказать, а поэт Некрасов смог. Еще несколько строк и все, жизнь прожита – тюрьма, допросы, степь, изгнание, страдания…и освобождение-

“Поберегло его в годы изгнания
Русских людей провиденье игривое.
Кончилось время его несчастливое,
Всё, чего с юности ранней не видывал,
Милое сердцу, ему улыбалося”.

В тоже время в стихотворении видно и недоумение, и вопрошение к судьбе – “как такое возможно и почему?” Ведь Шевченко – выдающийся поэт, художник, борец за свободу родного народа и тут такая несправедливость – короткая жизнь, полная страданий. По мнению Николая Алексеевича, такой человек заслуживает большего – уважения, любви, участия. Заканчивая свое произведение смертью поэта, Некрасов показывает весь трагизм происходящего не только констатацией данного факта, но и литературным обрывом- переходом в другую рифму.

Сказано очень сильно и красиво – “Тут ему бог позавидовал:
Жизнь оборвалася”.

Т.Г. Шевченко и Н.А.Некрасов были основоположниками нового периода в истории украинской и русской литератур, поэтому нет ничего удивительного в написании данного произведения.

Вырос Н. А. Некрасов среди крестьянских детей. Никакие запреты родителей не могли удержать его от общения с сельскими мальчишками. Со временем простой язык, богатый и певучий, такой, что зачаровывает, был изучен сыном помещика в ярославском селе и стал основным инструментом поэта. Его поэмы и стихи написаны народным языком так красиво и точно, что создается впечатление, будто из кружев сплетаются образы и картины нелегкого быта крестьян. Опыт детства, знание жизни крестьян позволили Некрасову в стихотворении «На смерть Шевченко» точно отследить всю жизнь украинского поэта, выплеснуть боль крепостной, подневольной жизни, описать жажду свободы, которую не понять свободному. Каждая строка стиха обжигает вопросом: «Почему?» Почему Шевченко, самородок, талантливый художник и поэт, вынужден был добиваться того, чтобы его услышали? Кто распределяет роли на земле? Бог?». Некрасов восхищался талантом Шевченко, его стоицизмом и упорством, стремлением быть свободным если не телом, то мыслями и стихами.Шевченко «в нужде, неизвестный», «оскорбленный каждой невеждой», тяжело шел к воле. И вот, когда, казалось бы, Шевченко свободный, «закончились его несчастья», его жизнь оборвалась. Две последние строки стиха отличаются от общего размера стихотворения. Ритм жизни сбит, он оборван в самом неожиданном месте, когда время жить и наслаждаться, радоваться и создавать. Стих Некрасова наполнен горячей любовью к человеку, который талантом заработал себе лучшую жизнь, который страдал за свой народ и любил его. Некрасов сам был очень близок к народу, ощущал его, поэтому смерть одного из самых талантливых его представителей не оставила поэта равнодушным.

Николай Алексеевич Некрасов

Не предавайтесь особой унылости:
Случай предвиденный, чуть не желательный.
Так погибает по божией милости
Русской земли человек замечательный
С давнего времени: молодость трудная,
Полная страсти, надежд, увлечения,
Смелые речи, борьба безрассудная,
Вслед за тем долгие дни заточения.

Всё он изведал: тюрьму петербургскую,
Справки, допросы, жандармов любезности,
Всё — и раздольную степь Оренбургскую,
И ее крепость. В нужде, в неизвестности
Там, оскорбляемый каждым невеждою,
Жил он солдатом с солдатами жалкими,
Мог умереть он, конечно, под палками,
Может, и жил-то он этой надеждою.

Но, сократить не желая страдания,
Поберегло его в годы изгнания
Русских людей провиденье игривое.
Кончилось время его несчастливое,
Всё, чего с юности ранней не видывал,
Милое сердцу, ему улыбалося.
Тут ему бог позавидовал:
Жизнь оборвалася.

Тарас Шевченко

В 1861 г. автор создает произведение, продолжающее тему «народных заступников». Галерею поэтических портретов дополняет образ Тараса Шевченко. Стихотворный текст написан под впечатлением безвременной кончины украинского поэта и художника, поэтому в нем особенно сильны горькие иронические, порой саркастические и даже кощунственные интонации.

Поэт указывает на конкретные детали биографии «человека замечательного». В ней условно выделяются три периода: молодость, тюрьма и ссылка, последние годы. В первом из эпизодов преобладает лексика с семантикой отваги, решимости, преодоления трудностей.

Центральная часть посвящена тягостным «дням заточения». Бедность, мучительная неизвестность, постоянные оскорбления — все это пришлось пережить народному поэту. В конце эпизода возрастают гнетущие интонации обреченности, безвольного ожидания смерти. Подобные настроения встречаются в другом некрасовском творении — «На Волге». Страшные пожелания собственной смерти произносит больной бурлак со «спокойно-безнадежным» взглядом.

По всему художественному тексту разбросаны замечания лирического героя, исполненные злой иронии. В зачине звучит ошеломляющий читателя призыв к отказу от уныния. Он дополняется оценкой печального факта как события ожидаемого, почти закономерного. В центральном отрывке содержится едкая фраза о «жандармов любезностях».

Авторский сарказм достигает кульминации к финалу. Трудной судьбой русского гражданина управляет всемогущее провидение, которое получает эпатирующий эпитет «игривое». Короткий период благополучия Кобзаря прервался по воле Бога, который «позавидовал» долгожданному счастью страдальца. По склонности поддаваться мирским страстям некрасовский образ Бога скорее сближается с темпераментными античными обитателями Олимпа, чем с христианскими представлениями о горних сферах.

Неожиданность смерти народного защитника подчеркивает выбор глагола — «оборвалася». Эффект внезапности поддерживается на формальном уровне при помощи смены ритмического рисунка в заключительном двустишии.

Произведение памяти Шевченко — редкий пример некрасовских посвящений, когда накал обличительных интонаций возвышается до богоборческих мотивов. В «Пророке» читатель сталкивается с противоположной ситуацией: его самоотверженный адресат становится живым напоминанием о судьбе Христа.

«На смерть Шевченко» Николай Некрасов

Не предавайтесь особой унылости:
Случай предвиденный, чуть не желательный.
Так погибает по божией милости
Русской земли человек замечательный
С давнего времени: молодость трудная,
Полная страсти, надежд, увлечения,
Смелые речи, борьба безрассудная,
Вслед за тем долгие дни заточения.

Всё он изведал: тюрьму петербургскую,
Справки, допросы, жандармов любезности,
Всё — и раздольную степь Оренбургскую,
И ее крепость. В нужде, в неизвестности
Там, оскорбляемый каждым невеждою,
Жил он солдатом с солдатами жалкими,
Мог умереть он, конечно, под палками,
Может, и жил-то он этой надеждою.

Но, сократить не желая страдания,
Поберегло его в годы изгнания
Русских людей провиденье игривое.
Кончилось время его несчастливое,
Всё, чего с юности ранней не видывал,
Милое сердцу, ему улыбалося.
Тут ему бог позавидовал:
Жизнь оборвалася.

Анализ стихотворения Некрасова «На смерть Шевченко»

В 1861 г. автор создает произведение, продолжающее тему «народных заступников». Галерею поэтических портретов дополняет образ Тараса Шевченко. Стихотворный текст написан под впечатлением безвременной кончины украинского поэта и художника, поэтому в нем особенно сильны горькие иронические, порой саркастические и даже кощунственные интонации.
Поэт указывает на конкретные детали биографии «человека замечательного». В ней условно выделяются три периода: молодость, тюрьма и ссылка, последние годы. В первом из эпизодов преобладает лексика с семантикой отваги, решимости, преодоления трудностей.

Центральная часть посвящена тягостным «дням заточения». Бедность, мучительная неизвестность, постоянные оскорбления - все это пришлось пережить народному поэту. В конце эпизода возрастают гнетущие интонации обреченности, безвольного ожидания смерти. Подобные настроения встречаются в другом некрасовском творении - « ». Страшные пожелания собственной смерти произносит больной бурлак со «спокойно-безнадежным» взглядом.

По всему художественному тексту разбросаны замечания лирического героя, исполненные злой иронии. В зачине звучит ошеломляющий читателя призыв к отказу от уныния. Он дополняется оценкой печального факта как события ожидаемого, почти закономерного. В центральном отрывке содержится едкая фраза о «жандармов любезностях».

Авторский сарказм достигает кульминации к финалу. Трудной судьбой русского гражданина управляет всемогущее провидение, которое получает эпатирующий эпитет «игривое». Короткий период благополучия Кобзаря прервался по воле Бога, который «позавидовал» долгожданному счастью страдальца. По склонности поддаваться мирским страстям некрасовский образ Бога скорее сближается с темпераментными античными обитателями Олимпа, чем с христианскими представлениями о горних сферах.

Неожиданность смерти народного защитника подчеркивает выбор глагола - «оборвалася». Эффект внезапности поддерживается на формальном уровне при помощи смены ритмического рисунка в заключительном двустишии.

Произведение памяти Шевченко - редкий пример некрасовских посвящений, когда накал обличительных интонаций возвышается до богоборческих мотивов. В «Пророке» читатель сталкивается с противоположной ситуацией: его самоотверженный адресат становится живым напоминанием о судьбе Христа.