Общение в системе общественных отношений кратко. Проблема конфликта в социальной психологии

Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить ряд правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Однако прежде необходимо сказать несколько слов о проблеме общения в целом. Решение этой проблемы является весьма специфичным в рамках отечественной социальной психологии. Сам термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину «коммуникация», но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности. Конечно, в структуре общения, которая будет рассмотрена ниже, могут быть выделены такие его стороны, которые описаны или исследованы в других системах социально-психологического знания. Однако суть проблемы, как она ставится в отечественной социальной психологии, принципиально отлична.

Оба ряда отношений человека - и общественные, и межличностные, раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения - в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. «В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу» (Леонтьев, 1975. С. 289), т.е. включены в общение. Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностные отношения людей, т.е. выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т.е. безличные по своей природе, отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного построения системы его связей, а этот процесс может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений. По-видимому, это и дало возможность Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека».



Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в специфических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений - процесс, более изученный в социальной психологии, в то время как общениемежду группами скорее исследуется в социологии. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, т.е. дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому. Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно существует в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены. То же относится и к характеристике общения на макроуровне как реализации общественных отношений. И в этом случае, общаются ли между собой группы или индивиды как представители социальных групп, акт общения неизбежно должен состояться, вынужден состояться, даже если группы антагонистичны. Такое двойственное понимание общения - в широком и узком смысле слова - вытекает из самой логики понимания связи межличностных и общественных отношений. В данном случае уместно апеллировать к идее Маркса о том, что общение - безусловный спутник человеческой истории (в этом смысле можно говорить о значении общения в «филогенезе» общества) и вместе с тем безусловный спутник в повседневной деятельности, в повседневных контактах людей (см. А.А. Леонтьев, 1973). В первом плане можно проследить историческое изменение форм общения, т.е. изменение их по мере развития общества вместе с развитием экономических, социальных и прочих общественных отношений. Здесь решается труднейший методологический вопрос: каким образом в системе безличных отношений фигурирует процесс, по своей природе требующий участия личностей? Выступая представителем некоторой социальной группы, человек общается с другим представителем другой социальной группы и одновременно реализует два рода отношений: и безличные, и личностные. Крестьянин, продавая товар на рынке, получает за него определенную сумму денег, и деньги здесь выступают важнейшим средством общения в системе общественных отношений. Вместе с тем этот же крестьянин торгуется с покупателем и тем самым «личностно» общается с ним, причем средством этого общения выступает человеческая речь. На поверхности явлений дана форма непосредственного общения - коммуникация, но за ней стоит общение, вынуждаемое самой системой общественных отношений, в данном случае отношениями товарного производства. При социально-психологическом анализе можно абстрагироваться от «второго плана», но в реальной жизни этот «второй план» общения всегда присутствует. Хотя сам по себе он и является предметом исследования главным образом социологии, и в социально-психологическом подходе он так же должен быть принят в соображение.

Единство общения и деятельности

Однако при любом подходе принципиальным является вопрос о связи общения с деятельностью. В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Так, например, к такой постановке проблемы в конечном счете пришел Э.Дюркгейм, когда, полемизируя с Г.Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него не как динамическая система действующих групп и индивидов, но как совокупность находящихся в статике форм общения. Фактор общения в детерминации поведения был подчеркнут, но при этом была недооценена роль преобразовательной деятельности: сам общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения. Это дало основание А.Н. Леонтьеву заметить, что при таком подходе индивид предстает скорее, «как общающееся, чем практически действующее общественное существо» (Леонтьев, 1972. С. 271).

В противовес этому в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется так или иначе всеми исследователями.

Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека; его образа жизни (Ломов, 1976. С. 130). В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения (Леонтьев, 1975. С. 289). Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности: в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза, например, у дошкольников и особенно в подростковом возрасте (Эльконин, 1991). В другой - общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. (А.А. Леонтьев, 1975. С. 122).

Вряд ли очень существенно выяснять достоинства и сравнительные недостатки каждой из этих точек зрения: ни одна из них не отрицает самого главного - несомненной связи между деятельностью и общением, все признают недопустимость их отрыва друг от друга при анализе. Тем более что расхождение позиций гораздо более очевидно на уровне теоретического и общеметодологического анализа. Что касается экспериментальной практики, то в ней у всех исследователей гораздо больше общего, чем различного. Этим общим и являются признание факта единства общения и деятельности и попытки зафиксировать это единство. На наш взгляд, целесообразно наиболее широкое понимание связи деятельности и общения, когда общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериват. Такое широкое понимание связи общения и деятельности соответствует широкому же пониманию самого общения: как важнейшего условия присвоения индивидом достижений исторического развития человечества, будь то на микроуровне, в непосредственном окружении, или на макроуровне, во всей системе социальных связей.

Принятие тезиса об органической связи общения с деятельностью диктует некоторые вполне определенные нормативы изучения общения, в частности на уровне экспериментального исследования. Один из таких нормативов состоит в требовании исследовать общение не только и не столько с точки зрения его формы, сколько с точки зрения его содержания. Это требование расходится с принципом исследования коммуникативного процесса, типичным для традиционной социальной психологии. Как правило, коммуникация изучается здесь преимущественно при посредстве лабораторного эксперимента - именно с точки зрения формы, когда анализу подвергаются либо средства коммуникации, либо тип контакта, либо его частота, либо структура как единого коммуникативного акта, так и коммуникативных сетей.

Если общение понимается как сторона деятельности, как своеобразный способ ее организации, то анализа одной лишь формы этого процесса недостаточно. Здесь может быть проведена аналогия с исследованием самой деятельности. Сущность принципа деятельности в том и состоит, что она тоже рассматривается не просто со стороны формы (т.е. не просто констатируется активность индивида), но со стороны ее содержания (т.е. выявляется именно предмет, на который эта активность направлена). Деятельность, понятая как предметная деятельность, не может быть изучена вне характеристики ее предмета. Подобно этому суть общения раскрывается лишь в том случае, когда констатируется не просто сам факт общения и даже не способ общения, но его содержание (Общение и деятельность, 1931). В реальной практической деятельности человека главным вопросом является вопрос не о том, каким образом общается субъект, но по поводу чего он общается. Здесь вновь уместна аналогия с изучением деятельности: если там важен анализ предмета деятельности, то здесь важен в равной степени анализ предмета общения.

Ни та, ни другая постановка проблемы не даются легко для системы психологического знания: всегда психология шлифовала свой инструментарий лишь для анализа механизма - пусть не деятельности, но активности; пусть не общения, но коммуникации. Анализ содержательных моментов того и другого явлений слабо обеспечен методически. Но это не может стать основанием для отказа от постановки этого вопроса. (Немаловажным обстоятельством является и предписанность предложенной постановки проблемы практическими потребностями оптимизации деятельности и общения в реальных социальных группах.)

Естественно, что выделение предмета общения не должно быть понято вульгарно: люди общаются не только по поводу той деятельности, с которой они связаны. Ради выделения двух возможных поводов общения в литературе разводятся понятия «ролевого» и «личностного» общения. При некоторых обстоятельствах это личностное общение по форме может выглядеть как ролевое, деловое, «предметно-проблемное» (Хараш, 1977. С. 30). Тем самым разведение ролевого и личностного общения не является абсолютным. В определенных отношениях и ситуациях и то, и другое сопряжены с деятельностью.

Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет также детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может «конституировать» общение. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников (А.А. Леонтьев, 1975. С. 116).

Это согласование деятельностей отдельных участников возможно осуществить благодаря такой характеристике общения, как присущая ему функциявоздействия, в которой и проявляется «обратное влияние общения на деятельность» (Андреева, Яноушек, 1987). Специфику этой функции мы выясним вместе с рассмотрением различных сторон общения. Сейчас же важно подчеркнуть, что деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что принцип связи и органического единства общения с деятельностью, разработанный в отечественной социальной психологии, открывает действительно новые перспективы в изучении этого явления.

Структура общения Учитывая сложность общения, -необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был

анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Структура общения может быть схематично изображена следующим образом:

Рис. 3. Структура общения

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная (Ломов, 1976. С. 85). Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми. Отдельно следует рассмотреть вопрос о средствах и механизмах воздействия людей друг на друга и в условиях их совместных массовых действий, что должно быть предметом специального анализа, в частности при изучении психологии больших групп и массовых движений.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Общение

Введение

Анализ межличностных отношений как отношений, складывающихся не где- то вне общественных отношений, а внутри них, позволяет расставить акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром.

Оба ряда отношений человека, и общественные, и личные реализуются именно в общении. Таким образом, общение и есть реализация всей системы отношений человека.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о проблеме общения в социальной психологии. Вся эта проблема является специфической проблемой социальной психологии.

В первой главе дается описание общения в системе межличностных отношений. Вторая глава посвящена рассмотрению двух взаимосвязанных компонентов – общения и деятельности. Наконец, в заключительной главе дается структура общения; здесь же рассмотрены три его взаимосвязанных аспекта: коммуникативный, интерактивный и перцептивный. В частности, в этой главе содержатся основные положения соответствующих теорий отечественных и зарубежных психологов.

Следует отметить, что рассматриваемая проблема хорошо освещена как в отечественной психологической литературе, так и в специализированной периодике.

1. Общение в системе межличностных отношений

В реальном общении даны не только межличностные отношения людей, то есть выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, то есть безличные по своей природе, отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного «построения» системы его связей, а этот процесс и может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто не мыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений. По- видимому, это и дало возможность Сент- Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека».

Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в специфических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений- процесс, более изученный в социальной психологии. Иногда существует тенденция отождествлять общение и межличностные отношения. Но, хотя эти два процесса и связаны между собой, вряд ли можно согласиться с идеей их отождествления. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, то есть дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому. Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно осуществляется в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены. То же относится и к характеристике общения на макроуровне как реализации общественных отношений. И в этом случае, общаются ли между собой группы или индивиды как представители социальных групп, акт общения должен состояться, вынужден состояться, даже если группы антогонистичны. Необходимость такого двойственного понимания общения- в широком и узком смысле слова- вытекает из самой логики понимания связей между межличностными и общественными отношениями.

2. Структура общения

Учитывая сложность общения, необходимо каким- то образом обозначить его структуру, с тем, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по- разному, как и к определению его функций. В отечественной социальной психологии структура общения характеризуется путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимодействия. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно- коммуникативная, регуляционно - коммуникативная, аффективно- коммуникативная. Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, то есть в условиях непосредственного контакта между людьми. Отдельно следует рассмотреть вопрос о средствах и механизмах взаимодействия людей друг на друга в условиях их массовых действий. К таким механизмам в социальной психологии традиционно относятся процессы психического заражения, внушения (или суггестии) и подражания. Хотя каждый из них в принципе возможен и в случае непосредственного контакта, гораздо большее, самостоятельное значение они получают именно в ситуациях общения больших масс людей.

В этой схеме не рассматриваются ни механизм, ни формы, ни функции общения в том широком смысле слова, о котором шла речь выше. В принципе, следует, например, говорить о двух рядах функций общения: социальных и собственно социально- психологических. Однако практическая социальная психология анализирует преимущественно вторые, проблемы же, связанные с пониманием общения в более широком плане, здесь просто не ставятся. Это объясняется тем обстоятельством, что в сложившейся традиции проблемы эти исследуются в русле других дисциплин, в частности в социологии. Считать это большим достоинством психологии не приходится. Однако на данном этапе ее развития практически к такого рода проблемам она не приступала.

Рассмотрим характеристики каждой из выделенных сторон общения.

2.1. Коммуникативная сторона общения

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют ввиду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Отсюда можно сделать следующий заманчивый шаг и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации. Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо в нем опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации. Не говоря уже о том, что при таком подходе фиксируется в основном лишь одно направление потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту (введение понятия «обратной связи» не изменяет сути дела), здесь возникает и еще одно существенное упущение. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Поэтому, не исключая возможности применения некоторых положений теории информации при описании коммуникативной стороны общения, необходимо четко расставить все акценты и выявить специфику даже в самом процессе обмена информацией, который, действительно, имеет место и в случае коммуникации между двумя людьми.

Во- первых, общение нельзя рассматривать как отправление информации какой- то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, то есть анализировать его мотивы, цели, установки (кроме, разумеется, анализа и своих собственных целей, мотивов, установок). Но в этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера. Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое «движение информации». Но как минимум активный обмен ею. Главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации. Эту значимость информация приобретает потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

Во- вторых, характер обмена информацией между людьми, а не между, предположим, кибернетическими устройствами определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, то есть знак изменяет состояние участников коммуникационного процесса. Коммуникационное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает (в определенном смысле) изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.

В- третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке». Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки, и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

Еще Л.С. Выготский отмечал, что «мысль никогда не равна прямому значению слов». Поэтому у общающихся должны быть идентичны- в случае звуковой речи- не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.

В- четвертых в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Эти барьеры не связаны с уязвимыми местами в каком- либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования. Они носят социальный или психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из- за того, что отсутствует единое понимание ситуации общения, вызванное не просто различным «языком» на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, и при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров, даже военные противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется благодаря их наличию.

С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить и более «чисто» выраженный психологический характер: они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие у кого- то черты, получившей название «некоммуникабельность»), или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.п. В этом случае особенно четко выступает та связь, которая существует между общением и отношением, отсутствующая, естественно, в кибернетических системах.

Необходимо добавить, что сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое- то действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной. Прежде всего это может быть активизация, то есть побуждение к действию в заданном направлении. Далее, это может быть интердикция, то есть тоже побуждение, но побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, это может быть дестабилизация- рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах, она не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя в конечном счете и в этом случае общее правило человеческой коммуникации действует. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьироваться от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в сам текст сообщения явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, то есть тем лицом, от которого исходит информация.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. Существуют несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (используются различные неречевые знаковые системы).

Вербальная коммуникация, как уже было сказано, использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощью речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна соответствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше.

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом последнем случае отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования, раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей» (условный термин, обозначающий «говорящего» и «слушающего»), то есть когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, то есть и происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации».

Однако, коммуникативный процесс оказывается неполным, если мы отвлекаемся от невербальных его средств.

Первым среди них нужно назвать оптико- кинетическую систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико- кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например в различных национальных культурах. Значимость оптико- кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований- кинетика, которая специально имеет дело с этими проблемами.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система- это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон тональность. Экстралингвистическая система- включение в

Похожие рефераты:

Вербальные средства общения. Сущность и принципы коммуникации. Убеждение собеседника в своей точке зрения и склонение к сотрудничеству. Примеры видов коммуникационных барьеров: информационно-дефицитного, стилистического, социально-культурных различий.

Общение как основа межличностных отношений. Коммуникативная сторона общения. Типы информации и средства коммуникации. Психология межличностного общения. Социально-ролевые отношения. Социально-психологический климат в коллективе. Структура малых групп.

Анализ перцептивного процесса общения, показывающий, что при восприятии другого человека возникает представление о нем и эмоциональное отношение к нему. Интерактивная сторона общения, характеризующая взаимодействие людей и организацию их деятельности.

Необходимость общения для психологического развития человека, его виды и функции. Уровни общения по Б. Ломову. Мотивационный и когнитивный компоненты в структуре общения. Взаимосвязь коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения.

В жизнедеятельности людей общение выполняет множество различных функций. Оно может выступать и как условие человеческого существования, и как форма организации совместной деятельности, и как средство проявления человеческих отношений, и как способ воздействия людей друг на друга, и как механизм регуляции взаимодействия, и как процесс психологического познания человека человеком и т.д.

Как правило, общение и отношение должны рассматриваться во взаимосвязи, так как именно отношения проявляются и формируются в процессе общения. Кроме того, отношения, складывающиеся между общающимися лицами, всегда влияют на многие характеристики общения.

В.Н.Мясищев отмечал, что взаимозависимость общения и отношения находит отражение в установлении степени соответствия характера отношения и формы его выражения в поведении человека или в обращении человека с человеком. Так личность, формируясь в конкретной социальной среде, она же и усваивает характерный для этой среды «язык» выражения отношений.

Аттракция - привлекать, притягивать, пленять, прельщать.

Подчеркнем, что межличностное восприятие не происходит без включения в этот процесс специфических, эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют по отношению друг к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия до

симпатии. Механизм образования различных

эмоциональных отношений к воспринимаемому

человеку называется аттракцией.

    1. Значение общения для развития индивида и для развития общества Историческое развитие форм общения в человеческом обществе

Всем известно соотнесение человека, как представителя животного мира, виду – homo sapiens – человек разумный. Известно, что на каком-то этапе биологического развития произошло выделение человека из животного мира

(так называемый пограничный этап «антропогенеза-социогенеза»). Так, в эволюции человека прекратилось действие естественного отбора, который основан на биологической целесообразности и выживании наиболее приспособленных к природной среде особей и видов. С переходом человека из животного мира в социальный мир, с его превращением в биосоциальное существо законы естественного отбора сменились качественно иными законами развития.

Главной отличительной чертой человека от остальных живых существ, является сознание, которое объединяет такие психические процессы как мышление и речь.

Рассматривая человека как социальное существо, можно сказать, что он формируется в совместной деятельности и общении, в процессе социальных отношений и сознательной деятельности.

Так самосознание личности, которое сформировалось в процессе общения на основе языка и мышления, можно обозначить как «Я ». Таким образом, человеческое «Я » предстает как результат выделения индивидом самого себя из окружающей среды, которая, скорее всего, должна пониматься как сообщество других людей. Именно вне общения формирование сознания человека в принципе не возможно.

Человек погружен в социум, который обеспечивает его жизнедеятельность и развитие через общение с себе подобными. Это осуществляется за счет стабильности системы коммуникаций в общности и стабильности системы как личностных, так и общественных отношений или взаимоотношений.

В социальной психологии часто используются различные понятия: «социальные отношения», «общественные отношения», «человеческие отношения» и т.д. Но в одних случаях они выступают как синонимы, а в других – противопоставляются друг другу. Под «общественными отношениями» понимают многообразные связи, которые возникают между социальными группами или их членами, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизнедеятельности.

Подчеркнем, что общественные

отношения отражают, прежде всего, конкретно-

исторические связи, способ соединения

общественных субъектов деятельности (классов,

групп и индивидов) друг с другом в процессе

деятельности и в соответствии с ее характером,

общественными функциями, условиями их

выполнения.

Таким образом, общественные отношения обеспечивают целостность данной общественной системы, ее функционирования и развитие. Через общение общественные отношения реализуются и конкретизируются, персонифицируются, т.е. приобретают и личностную форму. Как общество не существует в виде самостоятельного «лица» наряду и вне составляющих его личностей, так и общественные отношения не существуют вне реальной жизнедеятельности и общения людей.

Межличностные

отношения – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.

Межличностные отношения отражают

всевозможные, субъективные проявления

человека в процессе его взаимодействия с

различными объектами внешнего мира, не

исключая и отношение к самому себе.

Другими словами межличностные отношения

акцентируют внимание на эмоционально-

чувственном аспекте взаимодействия между

Так, в психологическом словаре дается следующее определение межличностных отношений: межличностные отношения – это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.

Известный советский психолог В.Н.Мясищев создал в 1950-60 гг. свою концепцию психологии отношений.

Отношения – это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира .

По В.Н.Мясищеву отношения

человека представляют “ сознательную,

избирательную, основанную на опыте,

психологическую связь его с

различными сторонами объективной

действительности, выражающуюся в его

действиях реакциях, и переживаниях”.

В этой системе можно выделить отношения человека к миру, к людям и

отношения к самому себе. В.Н.Мясищев ввел понятие доминирующего отношения как центрального для понимания сущности личности. Это вопрос о смысле жизни, о том во имя чего живет данный человек. Доминирующее отношение находит свое проявление и в намерениях, и в возможностях, и в деяниях человека. Узловым, по мнению В.Н.Мясищева, является отношение человека к другому человеку. Нарушение именно этих отношений приводит к патологии личности ее разрушению.

Любое отношение - это связь с чем-то или с кем-то. В психологическом смысле эта связь отражает направленность активности человека. Поэтому при исследовании отношений возникает необходимость рассмотрения того, на что эта связь направлена. Отношения к другим людям, к вещам и к делу, которое выполняет человек, по-разному представлены в сознании конкретного индивида, различным образом иерархизированы.

Для нормального развития личности доминирующим оказывается отношение к другим людям. Как писал советский ученый, философ и психолог С.Л.Рубинштейн, “отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. “Сердце” человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего он стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать.” С этой точки зрения отношение человека к другим людям является своеобразным индикатором качества его преобразовательной деятельности как по отношению к миру, так и по отношению к самому себе.

Отношение - это и субъективная позиция, выражающаяся как эмоционально-оценочное отношение и эмоционально-волевая установка человека. Ценностное отношение к другому человеку возможно только на фоне эмоционально-положительного отношения к нему.

Отношения существуют на осознаваемом и на неосознаваемом уровне. Вместе с тем, необходимо отметить, что, говоря о развитии того или иного отношения или системы отношений и о их "данности" в восприятии самому человеку, мы подчеркиваем приоритетное значение сознательного уровня организации психического - постановку целей, прояснение смыслов, осознавание переживания и т.д.

Таким образом, межличностные отношения указывают не только на то, что объектом отношения выступает другой человек, но и на взаимную направленность отношений. Эти отношения могут проявляться в согласии или несогласии, в симпатии или антипатии, в понимании или непонимания и т.д., т.е. определяют способ их выражения в общении. В этом контексте межличностные отношения приобретают характер социально-психологических за счет вмешательства в общественные отношения личных отношений как персонализированной реакции партнеров друг на друга.

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ 10.1

Общение как реализация общественных и межличностных отношений. Значение общения для развития индивида и общества

Многие социологи и психологи определяют степень значи­ мости общения в системе межличностных отношений по-раз­ ному, с учетом специфики. Одни предпочитают рассматривать общение как основу общественных отношений, другие - как последствия отношений. Существует мнение, что общение - это отражение общественных отношений в сознании людей и самого общества. Общение можно представить как систему невидимых связующих нитей, пересекающих все сферы дея­ тельности человечества, оно способствует реализации безлич­ ных, постоянных и переменных отношений.

Процесс общения зависит от сознательного и бессознатель­ ного инстинктов индивида. Если сознательное общение выра­жается в конкретных и заранее спланированных актах, то бес­ сознательное происходит естественным образом. Психологи склонны считать общение совокупностью социального и пси­ хологического инстинктов. Для социальных психологов обще­ ние - это основной компонент развития индивида. Участни­ ки общения зачастую неосознанно определяют его место в меж­ личностных отношениях.

В процессе общения человек берет на себя исполнение не­ кой межличностной роли, возможной в системе групповых свя­ зей. Эта роль зависит от влияния его индивидуальных психо­ логических особенностей. Если человек обладает сильными психологическими качествами, то его роль в межличностных отношениях будет соответствовать понятию «лидер», и наобо­рот - психологически слабый человек становится исполните­ лем роли «козла отпущения». Выражение личностных качеств в процессе ролевого общения обязательно вызывает ответные реакции других его участников.

Межличностные отношения выражаются посредством эмо­ ций. Отечественные социальные психологи различают три вида

эмоциональных проявлений индивида: аффекты, эмоции и чувства. Эти проявления многогранные и различны по силе выражения, которая зависит от ситуации. Чувства принято де­лить на две группы. Первая группа - конъюнктивные чувства, которые сближают людей, объединяют их цели, желания. Вто­рая группа - дизъюнктивные чувства, имеющие разрушающую силу и отрицательно сказывающиеся на отношениях.

Общественные отношения складываются из межличност­ных отношений. Если межличностные отношения строятся на взаимном доверии и притяжении, то общественные основаны на единстве профессиональных и общественных целей, неза­ висимо от чувств и личных мнений.

Современная жизнь заставляет искать новые методы оцен­ки общения. Значение проводящихся с этой целью исследова­ ний велико, так как анализ связи общественных и межличност­ ных отношений дает возможность понять сущность человека, его ориентиры во взаимодействии с окружающим миром, а так­ же состояние его внутреннего мира. В отличие от отечествен­ ных коллег западные исследователи предпочитают понятию «общение» термин «коммуникация». Вместе с тем разница в наименовании не означает различие сущности, поэтому и об­ щение, и коммуникация идентичны.

Структура общения. Коммуникативный компонент общения

Исследователи выделяют множество разновидностей струк­ туры общения. Достаточно распространена структура, вклю­чающая коммуникативную, интерактивную и перцептивную части. Коммуникативная часть структуры общения подразуме­вает простой обмен информацией. Интерактивная часть обще­ ния основана на взаимодействии индивидов. Перцептивная часть выражается в восприятии и познании друг друга индиви­ дами с целью поддержания интерактивной части общения.

Коммуникативная часть общения представляет собой вза­ имный обмен индивидами кодированной информацией с це­ лью дальнейшего ее использования, которое возможно только в случае, если оба участника распознают систему кодировки информации. Препятствия, возникающие при кодировке и де-

кодировке, часто имеют социальную или психологическую ос­ нову. Информация, которой оперируют коммуникаторы, мо­ жет быть разной по характеру и по сути: просьба, приказ, по­ желание, сообщение, намек.

Простейшие модели коммуникации - вербальная и невер­ бальная. Вербальная коммуникация использует в качестве-ко­дировки речь. Невербальная - четыре группы средств обще­ ния: паралингвистические и экстралингвистические, оптико-кинетические, а также проксемика и визуальный контакт.

Паралингвистические и экстралингвистические средства общения представляют собой различные околоречевые надбав­ ки, с помощью которых человек может передавать смысловую окраску своей речи (паузы, покашливание, растягивание слов и т.д.). Оптико-кинетическое общение выражается жестами, мимикой. Проксемика организует общение в пространстве и времени. Визуальное общение предполагает зрительное вос­ приятие друг друга общающимися.

Г. Д. Лассуэлл предложил модель коммуникативного процес­ са, состоящую из пяти вопросов.

1. Кто говорит?

2. Что сообщает?

3. Кому?

4. По какому каналу?

5. С каким эффектом?

Первый вопрос предполагает анализ управления коммуни­ кативным процессом, второй - анализ содержания сообще­ ний. Суть третьего вопроса заключается в анализе аудитории, которой сообщения адресуются, четвертый вопрос направлен на анализ средства коммуникации, а пятый вопрос позволяет проанализировать результат общения. Данная модель демон­ стрирует формирование процесса общения.

Структура общения включает понятие «дистанции общения». ! Дистанция между общающимися может быть публичной, офи­ циально-деловой, межличностной и интимной. Каждая из них определяет расстояние, которое будет комфортным для обще­ния. Публичная дистанция (более 3,7 м) позволяет выступать перед большими аудиториями. Официально-деловая, или со­циальная, дистанция (от 1,2 до 3,7 м) подходит для общения между незнакомыми или поверхностно знакомыми людьми.

Межличностная дистанция (от 0,5 до 1,2 м) предполагает дру­ жеское, приятельское общение. Интимная дистанция, (от 0 до 0,5 м) предназначена для общения близких и родных людей.

Интерактивная часть общения подразумевает общение лю­ дей в сфере профессиональной деятельности и может быть ко­ оперативной и конкурентной. Кооперативное общение подра­ зумевает совместную координацию действий. Любая совмест­ ная деятельность основана на добровольной кооперации участников. Конкуренция противоположна кооперации и пред­ставляет собой одну из форм конфликта.

Перцептивная часть общения основана на понимании и вза­ имном восприятии друг друга. Перцепция - это познаватель­ ный процесс, в ходе которого происходят анализ и осмысле­ ние получаемой через органы чувств информации об окружа­ ющем мире..

Коммуникативным компонентом общения считается совокуп­ ность умений, знаний, навыков, которые с возрастом начина­ ют регрессировать. Общение в любой сфере деятельности под­ разумевает не только обмен информацией, но и параллельное обучение и получение опыта»" Коммуникативные компоненты развивают способность восприятия другого человека как рав­ноправного партнера по общению, умение вызывать доверие, формировать совместное мышление, а также предугадывать возникновение конфликтных ситуаций. Коммуникативные компоненты предполагают и конструктивную критику.

Вместе с тем, любое общение связано с возникновением ком­ муникативных барьеров, препятствующих взаимодействию ин­ дивидов. К барьерам взаимодействия относятся мотивацион- ный, этический барьеры и барьер стилей общения. Кроме того, выделяют барьеры восприятия и понимания: эстетический, со­ циального положения, отрицательных эмоций, состояния здо­ ровья, психологической защиты, установки, двойника, неже­ лания общаться. Общение людей настолько многогранно, что определить четкие границы барьеров довольно сложно.

Современная жизнь способствует увеличению числа барье­ров общения. Для их преодоления следует слушать себя, конт­ ролировать свои эмоции и поведение, чаще «ставить» себя на место партнера и рассматривать ситуацию с объективной точ­ ки зрения.

Феномен каузальной атрибуции. Феномен межличностной аттракции

Теория каузальной атрибуции об интерпритациях причин­ности в процессе социального восприятия определяет особен­ ности поведения индивида в результате психической проекции. Определенный образ человека накладывается на его собствен­ный, в результате чего этот образ воспринимается как подлин­ ный. Основным элементом каузальной атрибуции считается совокупность внешнего вида человека и того образа, которым его наделяют окружающие. Сама атрибуция предполагает при­ писывание образа. Автором теории каузальной атрибуции яв­ ляется Ф. Хайдер.

Для исследования феномена каузальной атрибуции значи­ мой стала теория Э. Джонса и К. Девиса, которые выяснили и упорядочили причины возникновения межличностной атри­буции. Также в теорию каузальной атрибуции вошли теории Д. Бёма (самовосприятие), Т. Келли (поиск причин поведения).

Теория каузальной атрибуции основывается на трех тезисах.

1. Любой человек старается осознанно или неосознанно объяснить свои или чужие поступки.

2. Все поступки людей закономерны.

3. Причинные объяснения всегда оказывают существенное влияние на сознание людей.

Каузальная атрибуция применяется как идентификация или категоризация, как основные критерии оценки. Психологи и психотерапевты советуют при проведении каузальной атрибу­ ции не только опираться на личные опыт и знания, но и ста­раться ставить себя на место идентифицируемого человека. Наблюдая за поведением человека в естественных условиях, можно выявить, какие эмоции у него преобладают, какие дей­ствия может предпринять человек в следующий момент. При смене обстановки люди могут менять и свое поведение. В оди­наковых ситуациях многие используют поведенческие шабло­ ны, усвоенные посредством воспитания или влияния окружа­ ющих.

Различают поведение установочное и обстановочное. Устано­ вочное поведение регулируется на основании тех психологиче­ ских установок, которые были использованы при воспитании

Межличностная аттракция Т. Ньюкомбом. Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние налюдей». Позже сферах современной жизни.

Многие ученые, поводившие исследования в области меж­личностных отношений, стали сторонниками теории детерми- нантных факторов аттракции, которые выступают стимулами общения. В 1970 г. А. и Б. Лотт

Дж. Хоманс достижения они готовы к определенным затратам. Так выгля­ дит теоретическое построение межличностной аттракции. Но эта теория не содержит поправок на поведенческий инстинкт ношений.

индивида его родителями, опекунами, обществом, к которому он принадлежит. Установочные барьеры помогают или мешают человеку достичь личных целей, выполнить обещания. Многие установки становятся устаревшими в данное время и могут быть опасными для человека. Поэтому психологи рекомендуют ро­дителям более серьезно относиться к воспитанию своих детей. Обстановочное поведение в основном регулируется ситуацион­ ным фактором и зависит от самих ее участников.

Межличностная аттракция "формируется из положительно­го эмоционального отношения людей друг к другу. Главные ис­ следовательские работы по изучению межличностной аттракции начали проводиться в 1930 гг. исследователями Я. Морено и Т. Ньюкомбом. В то же время в США вышла книга Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Позже на основании тезисов этой книги и теории Морено и Ньюкомба стало актуальным изучение межличностного общения в разных сферах современной жизни.

Многие ученые, поводившие исследования в области меж­личностных отношений, стали сторонниками теории детерми-нантных факторов аттракции, которые выступают стимулами общения. В 1970 г. А. и Б. Лотт разработали теорию «цепи под­ крепления», суть которой заключается в обмене балансовой информацией, составляющей основу аттракции. В процессе общения индивиды обмениваются различными данными и, достигнув понимания, создают предпосылки межличностной аттракции. Позже была разработана и теория научения межлич­ностной аттракции - модель подкрепления эмоций. И. П. Пав­лов внес в теорию межличностных отношений логику и обус­ловленность. Он предположил ассоциативную основу возник­новения аттракции на примерах развития рефлексов у собак.

Дж. Хоманс выявил, что социальный обмен можно структу­ рировать с помощью экономических факторов. Он объяснил человеческие взаимоотношения на основе коэффициента за­ трат и приобретений: людям присуще искать выгоду, и для ее достижения они готовы к определенным затратам. Так выгля­дит теоретическое построение межличностной аттракции. Но эта теория не содержит поправок на поведенческий инстинкт как самый древний и самый надежный метод установления от­ ношений.

Проблема конфликта в социальной психологии

Коммуникация как процесс общения начинается с совмест­ного положительного решения об обмене информацией с даль­нейшим продолжением самого коммуникационного процесса. В нем могут принимать участие неограниченное число людей, каждый из которых должен внести свой вклад в организацию полноценного и эффективного общения. Обмен информаци­ей с большим числом участников этого процесса должен за­канчиваться планированием совместной деятельности. В таком случае общение можно считать состоявшимся.

Взаимодействие двух участников считается простым обще­нием, привлечение более трех участников - сложным. Учас­тие в процессе общения нескольких групп может быть основа­но как на взаимопонимании, так и на конфронтации этих групп. Конфронтация может быть выражена в форме конку­рентной борьбы. Самым ярким вариантом выражения конку­ренции является конфликт. Социальная психология при изучении конфликтов предпо­лагает анализ вторичных социально-психологических аспек­тов (осознание конфликта каждым участником) и выделение частного класса конфликта. Для того чтобы выполнить обе за­дачи, необходимо иметь адекватную понятийную схему иссле­дования, которая должна охватывать основные характеристи­ки конфликта. Конфликтные ситуации могут характеризовать­ся структурой, динамикой, функцией, типологией.

Понятие конфликта можно определить как противостояние разнополюсных точек зрения, взглядов на конкретную ситуа­цию. Любой конфликт подразумевает отрицательное эмоцио­нальное переживание и тягостные последствия. Чаще всего конфликт можно представить в сочетании трех основных ком­понентов.

1. Конфликт основан на противоречии, которое является следствием различия интересов, представлений.

2. Каждый конфликт затрагивает значимые для участника ценности, которые могут стать причиной негативных эмоций, а эмоции - это основное препятствие к открытому диалогу.

3. Конфликты предполагают выяснение личных отношений, поиск отрицательных качеств оппонентов и т.д.

Все три компонента конфликтной ситуации варьируются в зависимости от силы самого конфликта, объекта, личностных

и профессиональных характеристик участников конфликтной ситуации.

Структура конфликта рассматривалась социологами по-раз­ ному, но сегодня определены следующие ее составляющие: воз­ никновение конфликтной ситуации, наличие участников, объект конфликта (причина конфликта), пусковой механизм конфликта, развитие и разрешение конфликта. Выделяют ста­дии конфликта: возникновение противоречия между индиви­дами; выявление желания индивидов развивать конфликтную ситуацию; осознание индивидами сути и источника конфлик­та; проявление конфликтных отношений; определение участ­ников и сторон конфликта; «затухание» конфликта.

М. Дойч разделил конфликты на деструктивные и продук­ тивные. Деструктивными называются те конфликты, которые ведут к разобщению людей, вовлекая большое количество уча­ стников. Притом в процессе развития конфликта причины его возникновения теряют свое значение, поэтому разрешить та­кой конфликт довольно сложно. Именно деструктивный кон­фликт способствует возникновению стрессов и психологиче­ ского дискомфорта.

Продуктивный конфликт возникает в результате расхожде­ ния мнения о решении конкретных задач и не затрагивает лич­ ные взаимоотношения. Такой конфликт всегда дает результат, приемлемый для всех участников. Признание правильным ре­ шения, предложенного одной из сторон, может стать началом кооперативного взаимодействия. Очень редко деструктивный конфликт перерождается в продуктивный.

Социальная психология изучает много вариантов конфлик­тов и их течение. Каждый пример конфликтной ситуации мож­ но измерить по степени конфликтности, по вовлеченности уча­ стников (внутриличностные, межличностные, межгрупповые, между группой и одним человеком). Кроме того, конфликты могут различаться по уровням: горизонтальные и вертикаль­ ные. По времени протекания различают кратковременные и длительные конфликты. Источники также могут быть основой классификации конфликтов: если конфликт возникает в ре­зультате проявления личных качеств одного индивида, не при­емлемых для других, конфликт является субъективным; если затронуты различные сферы деятельности - конфликт объек­тивный.

Многие социологи выделяют также реалистические и нере­алистические конфликты. Первые характеризуются тем, что участники стараются реализовать конкретные планы, постав­ленные задачи, следуют четко разработанному плану. Вторые не имеют четкой цели, участники нереалистического конфлик­та скорее стремятся избавиться от накопившейся отрицатель­ной эмоциональной энергии, стресса, агрессии. После дости­жения участниками целей конфликт сам собой разрешается.

Вопросы и задания для повторения

1. Объясните суть термина «общение».

2. Расскажите о межличностных отношениях и реализации общения через межличностные отношения.

3. Расскажите о структуре общения.

4. Что такое коммуникативный компонент общения?

5. Какие барьеры могут быть в общении?

6. Назовите типы общения, дайте им характеристики.

7. Раскройте смысл интерактивного компонента общения.

8. Назовите структурные компоненты конфликта, дайте им краткую характеристику.

9. Назовите виды конфликтов, раскройте суть каждого вида.

10. Назовите элементарные модели коммуникации. Дайте им характеристику, приведите примеры для каждой мо­ дели.