Приборные люди и их социальное положение. Служилые люди по прибору

Среди важнейших проблем и процессов демографического развития России начала XXI в. следует выделить проблемы:

1) депопуляции;

2) постарения населения;

3) сокращения ожидаемой продолжительности жизни;

4) деградации генофонда нации;

5) сохранения института семьи;

6) усиления напряженности в межэтнических отношениях, постепенного формирования и усиления националистических мотивов в поведении людей, особенно молодежи;

7) отсутствие деятельной государственной миграционной политики;

8) неравномерности размещения жителей по территории страны;

9) обострения территориальных и социально-экономических проблем в городских и сельских поселениях;

10) трудозанятости населения, роста уровня безработицы;

11) отсутствие твердой научно обоснованной демографической политики, необходимой для развития страны.

Своеобразие Российской депопуляции в том, что на фоне низкой рождаемости в стране в последние годы растет смертность населения

Существует множество причин падения рождаемости:
1) массовое распространение малодетности или бездетности;

2) низкий уровень здоровья населения репродуктивного возраста;

3) высокая распространенность абортов;

4) экономические трудности.

Главные причины резкой и растущей смертности в России:
1) постарение населения;

2) недостаточный уровень развития сети качественных и общедоступных учреждений здравоохранения;

3) относительно высокий уровень производственного травматизма (в большей мере это следствие алкогольного отравления);

4) алкоголизм и наркомания;

5) косвенное влияние отрицательных изменений экологической обстановки;

6) феномен сверхсмертности, особенно у мужчин трудоспособного возраста;

7) огромная нагрузка, особенно на женщин, их переутомление и, как следствие, тенденция к повышенной заболеваемости, рождению физически слабых детей;

8) резкое падение уровня благосостояния, ухудшение питания, рост цен на лекарства и услуги медицинских учреждений;

9) повышенные эмоциональные нагрузки, частые стрессовые ситуации, неумение расслабляться в стремительном темпе современной жизни, малая подвижность и большое распространение пассивных форм отдыха;

10) низкая культура организации досуга, отдыха;

11) тревожная криминогенная обстановка.

В России сохраняются высокие показатели материнской смертности в результате осложнений беременности, родов, послеродового периода (она в нашей стране в 5-10 раз выше, чем в развитых западноевропейских странах и в 2-4 раза выше, чем развитых странах мира) и младенческой смертности.

Проблема постарения населения . Ухудшение показателей естественного движения населения России определяет негативные изменения в возрастной структуре ее жителей. По международным критериям население считается старым, если доля жителей в возрасте 65 лет и старше превышает 7%. В России в этом возрасте находится 13,7% (2008 г.) населения.



Проблема снижения ожидаемой продолжительности жизни . Показатель ожидаемой при рождении продолжительности жизни в России начал снижаться примерно с 2000 года. К 2008 году ожидаемая продолжительность жизни у женщин достигла 72,3 лет, а у мужчин – 58,9 лет. Связано это с ростом смертности, особенно в трудоспособных возрастах, и свидетельствует об общем социально-экономическом неблагополучии в стране.

Проблема деградации генофонда нации, возникновение серьезнейших демографических последствий как результат многократно умножившихся социально экономических трудностей, в том числе имеющих медико-социальный резонанс. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние и осознание своего полного физического, духовного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов у человека. Именно совокупность физического, психологического и социального комфорта определяет здоровье людей. По данным ВОЗ здоровье, в основном определяющее благополучие людей, зависит на 55% от условий и образа жизни, на 25% - от состояния окружающей среды, на 20% - от генетических факторов, на 15% - от деятельности учреждений здравоохранения. Трудно ожидать, что россияне могут обладать отменным здоровьем, если значительная часть из них живет в экологически неблагополучной среде, которая отмечается на ощутимой площади страны. Ненадежное здоровье нынешнего поколения неизбежно множит проблемы со здоровьем у будущих поколений.



Требования рыночной экономики заставляют интенсифицировать ритм жизни людей, их хозяйственно-экономической и образовательной деятельности. Резко увеличились нагрузки, но пока не создана общедоступная система восстановления физических сил и душевного равновесия. Становится менее надежным психическое здоровье нации, более частыми стали психозы социальной природы. Продолжает изменяться в худшую сторону окружающая среда. Это способствует ухудшению здоровья нации.

Многие дети появляются на свет с врожденными патологиями. В дальнейшем ситуация еще более обостриться, ведь сейчас в репродуктивный возраст, вступают девушки, у 12 – 15% которых серьезные гинекологические заболевания, у 25% - нарушения артериального давления, у 75% школьниц – различные хронические заболевания. Только одну девушку из четырех можно условно считать здоровой.

Растет тревога по поводу состояния здоровья женщин – будущих матерей. Уже сейчас роды проходят нормально только у половины рожениц. Гинекологическая патология наблюдается у 60% женщин. Аборт остается главным способом регулирования рождаемости, число абортов и число родившихся находятся в соотношении 3:1.

Ухудшается здоровье детей. Из-за некоторого падения качества питания в последние 10 – 15 лет снижается вес детей, увеличивается число детей низкого роста (так, вес подростков снизился на 4 – 5 кг, и в 15 раз увеличилось количество детей низкого роста.) На 40% больше, чем раньше, стали умирать молодые – в возрасте 15 – 19 лет. Очень высока и увеличивается доля детей с заболеваниями нервной системы, 40% детей страдает хроническими заболеваниями, половина имеет различные отклонения в развитии. Увеличение физических и эмоциональных нагрузок в сочетании с ухудшением питания способствуют падению здоровья детей. А ведь это будущие трудовые ресурсы и воины – защитники Родины.

В современном обществе происходит разрушение института брака как договора, в котором муж обязан содержать семью, а жена рожать детей и вести хозяйство. Теперь сексуальное и дружеское общение возможно и без совместного ведения хозяйства, обязательств и пр. Внебрачные дети составляют в России почти 30% от всех родившихся. Всюду внебрачная рождаемость растет, но ее рост не компенсирует падение брачной рождаемости – в целом рождаемость падает.

Усложнение и обострение проблем демо-этнографического и конфессионального развития страны . В настоящее время активизировались процессы созревания национального сознания у представителей разных этносов, но при этом растут и националистические настроения. Видимые национальные недовольства являются результатом длительных ошибок в социально-экономическом развитии страны, создании национально-территориальных образований отсутствовала подлинно научно обоснованная национальная политика. Нет точных данных о национальном составе россиян, в то время как сохраняется мнение о том, что национальность влияет на карьеру и успехи в общественно-политической деятельности. Вот почему данные о численности русского населения в России явно завышены.

Сохраняются различия в нормах социальной жизни и стереотипах поведения у представителей разных национально-конфессиональных групп. Например, максимальный уровень рождаемости у мусульман, гораздо ниже он у представителей православного и иудейского этносов.
Проблема обострения территориальных и социально-экономических проблем в городских и сельских поселениях, неоптимального соотношения в условиях обширной по площади России численность ее городского и сельского населения, резких территориальных различий в уровне урбанизации. Значительная доля горожан сосредоточена в городах-миллионерах, крупнейших, крупных, больших. Много средних и мелких городов, имеющих низкий хозяйственный и социально-демографический потенциал. Проблема сохранения жизнеспособности малых и средних городов резко обострилась. Функциональная моноструктура, или неразвитость, градообразующей базы усугубляет сложности развития городских поселений всех типов и затрудняет поиски путей их решений.
Численность и доля сельского населения в России имеет тенденцию к сокращению. Сейчас число сельских жителей составляет 27% общей численности населения страны. Проблема занятости и роста безработицы. Уровень безработицы в России достаточно высок и это составляет очень острую проблему
Если допустить дальнейший рост безработицы в России, социальные последствия могут оказаться пагубными. Нашими учеными установлено, что увеличение безработицы и напряженность на рынке труда в городе на 1% вызывает рост преступности не менее чем на 7 – 8%.
Численность и доля россиян, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, пока велики, но они постепенно уменьшаются.

люди на службе у государства-не по происхождению, а по найму (дьяки, подьячие, стрельцы, пушкари, затинщики, городовые казаки, солдаты, ямщики). Состояние приборного служилого человека было наследственным так же, как и сына боярского; стрелецкие дети по общему правилу прибирались в стрельцы, казацкие дети ~ в казаки. Но этот разряд лиц не имел наследственной замкнутости и постоянно пополнялся притоком новых сил из различных слоев общества; в стрельцы и казаки время от времени прибирались новые люди.

Сл. «по прибору» поселялись в городах слободами и наделялись мелкими земельными участками казенной земли, причем их земельные наделы весьма схожи были с тяглыми наделами посадских людей. Сл. «по прибору», будучи землевладельцами, но не имея крестьян или холопов-работников, сами обрабатывали землю и промышляли своими руками. Стрельцы, казаки и другие приборные люди так же, как и дети боярские, были свободны от налогов, в качестве Сл., белопоместцев, но с некоторыми ограничениями. Многие из них, живя в городах, занимались торговлей и промыслами.

В XVII в. Сл. «по прибору» наделялись поместной землей в пограничных районах страны, где они без дополнительного жалования охраняли государственные рубежи.

В середине XVII в. 60 % городских дворов принадлежало служилым людям, среди которых преобладали служилые люди по прибору, набиравшиеся из местных жителей (стрельцы, казаки, затинщики, пушкари и т. д.). По Соборному Уложению 1649 г. за ними сохранялось право заниматься торговлей и промыслами беспошлинно до определенных объемов. На сохранение этой категории служилых людей направлена политика правительства и во второй половине XVII в. Особенно ярко это проявлялось на окраинах Российского государства. На Урале и в Сибири запрещалась раздача поместий дворянам, в том числе земли, предоставленной солдатам. А по указу 1680 г. казаки Смоленска и других городов обязаны были нести службу со своей земли без денежного жалования, что подразумевало сохранение за ними выделенных поместий.

Постепенно складывались условия для пополнения дворянства служилыми людьми по прибору. Запись беглых холопов и крестьян в службу позволила им проникать даже в ряды детей боярских, т. е. служилых людей по отечеству. В связи с этим в «Статьях о смотре и разборе детей боярских» конца 70-х годов XVII в. в интересах дворян запрещается холопов и пашенных мужиков верстать поместным и денежным окладом. В свою очередь расширение государственной пашни на юге стимулирует перевод служилых людей по прибору в черносошные крестьяне. В частности, это касалось пушкарей, наделенных землей вместо хлебного жалования. Таким образом, политика правительства по отношению к служилым людям «по прибору» определялась не только государственными интересами. Оно учитывало и те социальные противоречия, которые объективно возникали по мере укрепления дворянства.

Духовенство

В XVII в. духовное сословие традиционно делилось на черное и белое. Черное духовенство формировалось на основе принятия схимы, т. е. пострижения в монахи. Им запрещалось совершать требы (крестить, венчать и т. д.). Монастыри были мужские и женские. Крупные монастыри, близкие к царскому дому, обладающие вотчинами, осуществляющие торговую и промысловую деятельность, играли значительную роль в социально-политической и экономической жизни страны. В основном это были мужские монастыри, но встречаются и женские обители, в частности Новодевичий монастырь. Помимо московских монастырей (Чудов, Симонов, Новоспасский и т. д.) богатейшие монастыри существовали и на окраинах – Соловецкий, Кирилло-Белозерский и другие. Такие монастыри выполняли не только религиозные, но также государственные управленческие и военные функции. Они становятся опорными пунктами, обеспечивающими правительству контроль за освоением новых земель.

Подавляющее большинство женских и значительная часть мужских монастырей не имело собственных вотчин и существовало за счет получения содержания от государства – руги, включавшей средства на питание и минимальные нужды определенного количества монахов. Только в исключительных случаях руга достигала значительных размеров как признание заслуг и значимости данного монастыря. Монастыри, основанные по инициативе высших церковных иерархов, являлись их домовыми и финансировались из епархиальной казны.

Из среды черного духовенства избирались епископы, архиепископы, митрополиты и глава русской православной церкви – патриарх Московский и Всея Руси. Главы епархий, включая патриарха, управляющего патриаршей областью как самостоятельной епархией, содержались за счет доходов с церквей епархий, а также за счет пожалованных вотчин и угодий. В случае, если не было вотчин и большого количества приходов, государство брало на себя расходы по содержанию двора иерарха. Таким образом, имущественное положение глав епархий зависело не от чина, а от количества приходов, плотности населения и земельных владений.

Основным источником пополнения епархиальной казны были доходы, получаемые с белого духовенства, т. е. священнослужителей, совершающих обряды в церквях на территории данной епархии. Каждый священник кроме оплаты пошлины за поставление, за перевод из одной церкви в другую и т. д. ежегодно вносил плату за землю прихода и все средства, собираемые с населения за совершение обрядов. Большинство попов не несли повинности в пользу государства, но в случае, если тягловая община выбирала священника из своей среды, по своей инициативе и направляла его на поставление к главе епархии, за ним сохранялись обязанности по несению тягла. Сходная ситуация наблюдается и в вотчинах в случае поставления священника из крестьян по инициативе владельца земли. Он освобождается от повинностей, но не приобретает право перехода в другую церковь, если вотчинная церковь приносит ему достаточный для удовлетворения минимальных потребностей доход.

Особую роль играли протопопы, главы соборных церквей, в которых могли служить сразу несколько священников. Соборные церкви могли иметь вотчины, ругу от государства, а также содержание от высших церковных лиц. Особо выделялись Соборы Московского Кремля, обладающие значительными земельными владениями и богатыми вкладами. Имущественная дифференциация внутри духовенства была настолько значительная, что объективно не позволяла духовному сословию консолидироваться на основе общих социальных интересов.

Сбросив с себя вековые оковы Орды и преодолев феодальную раздробленность, Русь к середине шестнадцатого века превратилась в единое государство с многочисленным населением и обширными территориями. Ей требовалось сильное и организованное войско для защиты границ и осваивания новых земель. Так на Руси появились служилые люди - это профессиональные ратники и администраторы, которые состояли на службе государевой, получали жалованье землями, продовольствием или хлебом и были освобождены от уплаты налогов.

Категории

Существовало две основные категории служилых людей.

1. Служившие по отечеству. Высшее военное сословие, набранное из среды русской знати. Из названия видно, что служба передавалась сыну от отца. Занимали все руководящие должности. За службу получали земельные наделы в постоянное пользование, кормились и богатели за счет работы крестьян на этих наделах.

2. Служившие по прибору, то есть по выбору. Основная масса армии, рядовые ратники и командиры низшего звена. Выбирались из народных масс. В качестве жалования получали земельные наделы в общее пользование и на время. После ухода со службы или смерти земля забиралась государством. Какими бы талантами ни обладали «приборные» ратники, какие бы подвиги они ни совершали, им была закрыта дорога на высшие военные должности.

Служилые по отечеству

В категорию служилых людей по отечеству зачислялись дети бояр и дворян. Служить они начинали с 15 лет, до этого считаясь недорослями. Специальные московские чиновники с помощниками-дьяками рассылались по городам Руси, где организовывали смотры знатной молодежи, которых называли «новиками». Выяснялась годность новика к службе, его воинские качества и имущественное положение. После чего претендент зачислялся на службу, и ему назначался денежный и поместный оклад.

По результатам смотров составлялись десятни - особенные списки, в которых велся учет всех служилых людей. Эти списки власть использовала, чтобы контролировать численность войск, величину окладов. В десятнях отмечались перемещения служилого, его назначения или увольнение, ранения, смерть, пленение.

Служилые люди по отечеству по иерархии делились на:

Московских;

Городских.

Думные служилые по отечеству

Выходцы из высшей аристократической среды, занимавшие главенствующее положение в государстве и войске. Они были воеводами, послами, наместниками в приграничных городах, руководили Приказами, войсками и всеми государственными делами. Думные делились на четыре чина:

Бояре. Самые могущественные люди государства вслед за великим князем и патриархом. Бояре имели право заседать в Боярской Думе, назначались послами, воеводами, членами Судной коллегии.

Окольничие. Второй по важности чин, особо приближенный к государю. Окольничие представляли иностранных послов властителю Руси, они же занимались всеми великокняжескими выездами, будь то поездка на войну, молитву или охоту. Окольничие выезжали вперед царя, проверяли целостность и безопасность дорог, находили ночлег для всей свиты, обеспечивали всем необходимым.

Думные дворяне. Выполняли самые разные обязанности: назначались воеводами и управляющими Приказами, участвовали в работе комиссий Боярской Думы, на них были военные и придворные обязанности. При должном таланте и рвении переходили в более высокий чин.

Дьяки думные. Опытные чиновники Боярской Думы и разнообразных Приказов. На них лежала работа с документами Думы и важнейших Приказов. Дьяки редактировали царские и думные указы, выступали докладчиками на заседаниях Думы, порой дослуживались до главы Приказа.

Служилые по прибору

Служилые люди по прибору составляли боевое ядро русских войск. Они набирались из свободных людей: населения городов, разорившихся служилых по отечеству и частично из «Приборные» освобождались от большинства повинностей и налогов и за службу наделялись денежным жалованием и небольшими земельными участками, на которых они трудились сами в свободное от службы и войн время.

Служилые люди по прибору делились на:

Казаков;

Стрельцов;

Пушкарей.

Казаки

Казаки не сразу стали государевыми служилыми людьми. Эти своевольные и храбрые ратники лишь во второй половине шестнадцатого века вошли в сферу влияния Москвы, когда донские казаки за вознаграждение начали охранять торговый путь, соединявший Русь с Турцией и Крымом. Но казачьи войска быстро стали грозной силой в русской армии. Они охраняли южные и восточные границы государства, активно участвовали во и освоении Сибири.

Казаки селились в городах обособленно. Их войско делилось на «приборы» по 500 казаков в каждом под руководством казацкого головы. Дополнительно приборы делились на сотни, полусотни и десятки, ими командовали сотники, пятидесятники и десятники. Общее управление казаками было в руках который назначал и увольнял служилых людей. Этот же приказ определял им жалование, наказывал и судил их, отправлял в походы.

Стрельцы

Стрельцов можно по праву назвать первым регулярным войском на Руси. Вооруженные холодным оружием и пищалями, они отличались высокой военной выучкой, универсальностью и дисциплиной. Стрельцы в основном были пешими ратниками, могли воевать как самостоятельно, так и в качестве полноценного дополнения к коннице, которая до этого являлась главной ударной силой государевых войск.

Кроме того, стрелецкие полки имели явное преимущество перед дворянской конницей, потому что им не нужны были долгие сборы, они выступали в поход по первому приказанию власти. В мирное время стрельцы следили за правопорядком в городах, охраняли дворцы, несли караульную службу на городских стенах и улицах. Во время войны участвовали в осадах крепостей, отражении атак на города и в полевых сражениях.

Как и вольные казаки, стрельцы делились на приказы по 500 ратников, а те, в свою очередь, дробились на сотни, полусотни и самые маленькие подразделения - десятки. Лишь серьезные увечья, старость и раны могли положить конец службе стрельца, в ином случае она была пожизненной и часто передавалась по наследству.

Пушкари

Уже в шестнадцатом веке государственные мужи понимали важность артиллерии, поэтому появились особые служилые люди - это были пушкари. Они выполняли все задачи, связанные с пушками. В мирное же время содержали орудия в порядке, стояли возле них в карауле, были ответственны за получение новых пушек и изготовление ядер и пороха.

Во время войны на них лежали все заботы об артиллерии. Они перевозили пушки, обслуживали их, участвовали в боях. Пушкари дополнительно вооружались пищалями. К пушкарскому чину также относились плотники, кузнецы, воротники и прочие ремесленники, необходимые для ремонта орудий и городских укреплений.

Другие служилые люди в России в 16 веке

Служилые люди по призыву . Так назывались бойцы, которых набирали по специальному указу царя из крестьян во время тяжелых войн.

Боевые холопы . Боевая свита крупных аристократов и среднепоместных землевладельцев. Их набирали из несвободных крестьян и забракованных или разорившихся новиков. Боевые холопы были промежуточным звеном между тягловым крестьянством и дворянами.

Церковные служилые люди. Это были ратники-иноки, патриаршие стрельцы. Воины, которые приняли постриг и подчинялись непосредственно патриарху. Они играли роль русской инквизиции, следя за благочестием священнослужителей и защищая ценности православной веры. Кроме того, они охраняли высших сановников церкви и при необходимости становились грозным гарнизоном при защите монастырей-крепостей.