Путешествие роберта пири. Роберт Пири: биография, открытия и интересные факты

Роберт Эдвин Пири является морским офицером США. Также исследователь Роберт Пири известен своими работами, посвящёнными Арктике. Его жизнь началась в Крессоне. После окончания Портлендской школы, продолжил учёбу в колледже Боудойне, после стал дипломированным инженером.

Первый трудовой опыт получал в Геодезической и береговой службе Америки. Будучи гражданским инженером, начал военную службу в морских силах. Первые съемочные работы начал проводить с 1884 в Никарагуа.

Интерес к Арктике был вызван сообщением о ледяном покрове Гренландии. Увлечённый этим краем и исследованием возможности передвижения к внутренним регионам, он провёл 8 арктических исследовательских экспедиций. Первая экспедиция была организована на три месяца. Группа изучала ледниковую шапку залива Диско и близ лежащего района.

Экспедиции прерывались на двухлетний период, чего требовала работа и вынужденное пребывание в Никарагуа. После этого было возобновлено изучение Арктики. Во 2 экспедиции было выяснено, что Гренландия является островом.

Для этих выводов потребовалось преодолеть расстояние в 2,1 тысяч километров, пересечь восточно-северную Гренландию, начиная с залива Маккормик и заканчивая Индепенденс-фьорда. В путешествии открыли землю: Хейлприна и Мелвилла.

После окончания третьей экспедиции было организовано путешествие к мысу Йорк для поиска остатков, падающих в Гренландии метеоритов. А в период четырёхлетней экспедиции исследователи направлялись к цели.

Удалось побывать на Форт-Конджер острова Элсмир. Там ранее была неудачно завершена экспедиция А. Грили. Там были найдены старые приборы и дневники с записями. Также была изучена ледниковая шапкаострова, в районах бухт Принцесс-Мэри и Леди-Франклин.

В период седьмой экспедиции Эдвин Пири продвинулся ещё дальше. Его расстояние от полюса составляло всего 322 километра.

Восьмую экспедицию финансировали Военные морские силы Соединённых Штатов, что скорее всего было достигнуто благодаря дружеским отношениям Пири и Теодора Рузвельта.

Путешественники были уверены, что добрались к цели. В момент, когда исследователи вернулись домой было выяснено, что на первенство посещения Северного полюса претендует Фредерик Кук.

Якобы он опередил экспедицию на 1 год. В следствии острой дискуссии Роберт был вызнан победителем, хотя его первенство поставили под сомнение в 1980-тых годах, когда проводили изучения записей, данных и карт последней экспедиции.

Национальное географическое общество подтвердило, что к достижению заветной точки экспедиции оставалось всего 8 км.

Достижения Роберта Пири:

Доказал, что Гренландия является островом
открытие земель Мелвилла и Хейлприна
исследование ледниковой шапки многих регионов Гренландии

Даты из биографии Роберта Пири:

06.05.1856 г. родился
1877 г. закончил колледж
1881 г. отправился служить в морской флот
1884-1885 гг. первые съёмки на территории Никарагуа
1885 г. зародился интерес к Арктике
1886 г. направился в Гренландию на первую экспедицию
1891-1892 гг. открыл земли Хейлприна и Мелвилла
1898 г. публикация «По большому льду к северу»
1907 г. выдано книгу «Вблизи полюса»
1910 г. увела свет работа «Северный полюс»
1917 г. издали «Секреты полярного путешествия»
20.02.1920 г. скончался

Интересные факты Роберта Пири:

Во 2 экспедиции преодолел расстояние более 2 тысяч километров
1996 год публикация "Кук и Пири: завершение полярной дискуссии"

Биография Роберта Пири, как увлекательная повесть, насыщенна интересными событиями, историческими фактами, научными исследованиями и путешествиями.

В истории географических открытий американец Роберт Пири навсегда останется первопроходцем и открывателем Северного полюса.

Детство и юношеские годы

Родился Пири Роберт Эдвин 6 мая 1856 года в городе Крессон (штат Пенсильвания). Роберт был единственным ребенком в хорошо обеспеченной семье. Его отец, Чарльз Пири, славился на всю округу мастерством изготовления бочек, что позволяло жить семье ни в чем не нуждаясь. Но когда Роберту было 3 года, от воспаления легких отец скоропостижно умирает.

Семья не бедствует, отец оставляет приличное по тем временам состояние в 12 тысяч долларов. Однако, несмотря на достаток и размеренную светскую жизнь, вдова Пири покидает Крессон и переезжает к сестре в Мэн. В этом городке и проходят детские, и юношеские годы Роберта.

Мальчик учится в школе и считается прилежным учеником. Жажда познания естественных наук и тяга к географии, увлекают Пири со школьной скамьи. С аттестатом об окончании школы, юный Роберт поступает в Боудинский колледж, в котором без труда получает профессию чертежника-геодезиста.

Молодой инженер успешно применяет свои знания в картографии, подает документы, и поступает на службу в Управление береговой службы. Работает заместителем главного инженера в Никарагуа и на строительстве будущего Панамского канала.

Годы жизни и странствий

Роберту Пири, как многим великим людям, присуще постоянное состояние распутья и неопределенности. Ему было сложно сделать выбор между мечтами об увлекательном будущем и обыденной серостью заурядного инженера. О своей неудовлетворенности Пири пишет в дневниках и письмах к друзьям.

Заветное желание сделать великое открытие и жажда приключений берут в итоге верх над обыденностью, и в 1886 году Роберт собирается в поездку по Гренландии. После этого путешествия Пири окончательно «заболевает» Арктикой. Мысль о создании большой, профессиональной полярной экспедиции, через весь ледниковый щит Гренландии, не дает покоя Пири. Он начинает сбор денег, которые покроют расходы экспедиции.


По мере планирования экспедиции, растут необходимые расходы и сбор средств отнимает значительно больше времени, чем предполагал путешественник.

Лишь в 1892 году экспедиция Роберта Пири пересечет северо-запад далекой Гренландии, что принесет путешественнику признание, популярность и славу по всей Америке.

При поддержке богатых меценатов, в 1898 году Роберт создает «Арктический клуб Пири», что заряжает его энергией и поднимает боевой дух. В 1902 году путешественник добирается до своей заветной цели – северного мыса Гренландии.

В 1905 году, при поддержке членов арктического клуба, Роберт Пири строит судно «Рузвельт», которое предназначено для путешествия до высшей точки Арктики.


Арктическое судно — Рузвельт

6 сентября 1909 года покоритель северных высот с четырьмя своими друзьями доходит до Арктики. Они устанавливают флаг Соединенных Штатов Америки на самой высокой точке полюса и в подтверждение делают 30 фото.

В то время Пири еще не знает, что другой опытный путешественник, Фредерик Кук, побывал на полюсе намного раньше него (21 апреля 1908 года).

Предоставленные Пири доказательства, что средств Кука могло хватить только на половину пути, сыграло ключевую роль. Кук не сумел предоставить необходимых доказательств своего пребывания в наивысшей точке Арктики.

После всех споров и разбирательств, Пири был признан первопроходцем Арктики. Роберт Пири был награжден Золотой медалью географического сообщества, получил звание контр-адмирала американского флота и персональное жалованье в размере 6000 долларов в год.


Семья и личная жизнь

В 1882 году будущий путешественник знакомится в Вашингтоне с Джозефиной Дибич. Джози была в возрасте 19 лет и о венчании в таком возрасте не могло быть и речи. Их свадьба состоится через шесть лет после знакомства, в 1888 году.

У супругов Пири родится трое детей. Интересным фактом является то, что первая дочь появилась на свет в суровых климатических условиях Севера. Второй ребенок, девочка, родившись на материке, проживет всего семь месяцев, и умрет от инфекции. Третьим ребенком четы Пири был сын, которого назвали именем отца.

Роберт не был хорошим мужем. После одной из полярных экспедиций, у него рождается внебрачная дочь. Потомки этого «греха» до настоящего времени живут в Гренландии.

Роберт Пири долго болеет, и умирает в 1920 году от лейкоза. Его законная супруга Джозефина, переживет мужа на 35 лет.

Основные и значимые даты жизни

Будучи богатым человеком, с хорошим образованием и престижной работой, Роберт Пири мог бы прожить беспечную жизнь. Но жажда путешествий и открытий гнали его в походы и странствия. Он оставил потомкам тысячи фотографий своих северных странствий, интересные и подробные записи в дневниках.

  • 1886 год – Пири впервые исследовал ледяной слой Гренландии;
  • 1891-1892 годы – пересекает Гренландию, и достигает залива Независимости;
  • 1900 год – совершает попытку добраться до Северного полюса от мыса Хекла;
  • 1909 год – отправляется с собачьей упряжкой от мыса Колумбия на север, и достигает Северного Полюса.

Имя Роберта Эдвина Пири вписано в историю географических исследований, как первопроходца и открывателя Северного полюса. Его имя носит пролив на севере Канадского Арктического архипелага.

Путешествия и открытия! Трудно найти другой сюжет, столь же интересный для людей разных возрастов и разных профессий. Неудивительно, что литература о путешествиях и открытиях насчитывает многие сотни, даже тысячи названий. Их авторы – прежде всего сами путешественники-первооткрыватели – от Геродота и Плиния до Ливингстона, Миклухо-Маклая и Хейердала.

Среди полярных исследователей трудно найти путешественника, которого можно было бы сравнить с американцем Робертом Пири по упорству и настойчивости. Двад­цать три года он затратил на то, чтобы до­стичь Северного полюса. Не раз непреодо­лимые препятствия вынуждали его возвра­щаться. Но он предпринимал все новые и новые попытки, не теряя веры в конечную цель.

"Велика и необычайна притягательная сила Севера! Не раз я, возвращаясь из его бескрайней замерзшей пустыни потрепанный, измученный и разочарованный, иногда покалеченный, говорил себе, что это – мое последнее путешествие туда; я жаждал людского общества, комфорта цивилизации, безмятежности и покоя домашнего очага. Но случалось так, что не проходило и года, как мною вновь овладевало хорошо знакомое мне ощущение беспокойства. Я начинал тосковать по великой белой пустыне, по схваткам со льдами и штормами, по долгой-долгой полярной ночи и долгому полярному дню, по необычным, но верным мне эскимосам, которые много лет были моими друзьями, по молчанию и необъятным просторам великого, белоснежного, одинокого Севера. И я опять раз за разом устремлялся туда, пока наконец не сбылась моя многолетняя мечта".

Летом 1908 года, отправляясь в очеред­ную экспедицию в Арктику на корабле «Рузвельт» Пири заявил, что это будет его последнее путешествие. Прибыв в Арктику, Пири остановился на зимовку на севе­ре Гренландии и ранней весной 1909 года вышел в поход к Северному полюсу.

Экспедиция состояла из нескольких от­рядов, которые передвигались с помощью ездовых собак. Участники строили снеж­ные домики и оставляли на льду склады продовольствия. Последняя партия, которая и вышла к полюсу, была невелика, она состояла всего из 5 человек. Любопытно, что, кроме самого Пири, среди них не было ни одного европейца. Вместе с Пири вышли 4 эскимоса и его постоянный спутник негр Хенсон.

"Мы едва ли добились бы успеха без помощи наших верных эскимосов и, более того, без знания их работоспособности и выносливости, без их доверия ко мне, которому их научило наше многолетнее знакомство. Меня часто спрашивают: «Какую пользу приносят эскимосы миру? Они слишком удалены, чтобы представлять ценность для коммерческого предпринимательства, у них совсем нет честолюбия. Они не имеют ни литературы, ни искусства. Их отношение к жизни определяется инстинктом, как у лисицы или медведя». Но не надо забывать, что эти выносливые и заслуживающие доверия люди еще могут доказать, какую ценность для человечества они представляют. С их помощью мир откроет полюс".

Путешественники быстро передвигались по льду, иногда усаживаясь на нарты, ко­торые везли ездовые собаки. 6 апреля 1909 года эта группа вышла в район Северного полюса. На полюсе Пири пробыл 30 часов, возвращался он по своему старому следу, который еще не успел уничтожить ветер и подвижки льда. Весь путь до полюса и об­ратно занял 53 дня. За это время полярни­ки прошли более полутора тысяч километ­ров.
Очень подробно описывает Роберт Пири повседневную жизнь на корабле, обязанности членов экипажа, особенности быта эскимосов, трудности, которые подстерегали команду на пути к заветной мечте.

"Следующий день, 30 августа, надо полагать, неизгладимо останется в памяти всех членов экспедиции. «Рузвельт» швыряло льдинами так, словно он был футбольным мячом. Игра началась около 4 часов утра. Я прилег у себя в каюте, пытаясь уснуть, – одежду я не снимал вот уже целую неделю. Мой отдых был прерван толчком такой силы, что я даже не успел подумать: «Что-то случилось», как уже лежал на палубе, накрененной на правый борт градусов на 12–15. Я подбежал, вернее сказать вскарабкался, к левому борту и увидел, что произошло. Большое ледяное поле, стремительно дрейфовавшее по течению, словно игрушку, подхватило сидевший на мели 1000-тонный айсберг, к которому мы были пришвартованы, и бросило его на «Рузвельт». Айсберг прошелся вскользь по левому борту, пробил большую дыру в каюте Марвина и налетел на другой айсберг, находившийся как раз за кормой, так что «Рузвельт», словно подмасленный, выскочил из зазора между ними".
Прекрасно отзывается исследователь об эскимосских собаках:
"Прежде чем возобновить свой рассказ о том, как мы поплыли дальше, я хочу сказать несколько слов об эскимосских собаках – этих замечательных созданиях, без которых наша экспедиция не могла бы увенчаться успехом. Это крепкие великолепные животные. Есть собаки крупнее, есть собаки красивее, но я не верю в них. Возможно, и собаки других пород могут работать так же хорошо и совершать такие же быстрые и длинные переходы, когда они досыта накормлены, но нет другой такой собаки на свете, которая могла бы работать столь же долго при низких температурах, практически на голодном пайке. По мнению некоторых ученых, они прямые потомки полярного волка, однако, как правило, они так же привязчивы и послушны хозяину, как наши домашние собаки. Питаются они исключительно мясом. На основании опыта я убедился, что они не выносят никакой другой пищи. Вместо воды они едят снег".
Одним из средств пропитания были моржи, охота на которых была очень опасным делом:

"Моржи относятся к наиболее живописным и сильным животным Крайнего Севера. Более того, охота на моржей – занятие отнюдь не безопасное – составляет важную черту всякой серьезной арктической экспедиции, ибо дает максимум мяса для собак за минимально короткий срок. Вот почему во все мои экспедиции мы охотились на этих гигантов, весящих от 1200 до 3000 фунтов. Охота на этих чудовищ – наиболее волнующий и опасный вид охоты в Арктике. Белого медведя называют тигром Севера; однако из поединка с двумя или даже тремя этими животными человек, вооруженный магазинной винтовкой Винчестера, всегда выходит победителем. И наоборот, поединок со стадом моржей – львов Севера, когда люди сидят в маленьком вельботе, представляет собой самое захватывающее зрелище из всех известных мне за полярным кругом".
Почему же Роберт Пири выбрал именно Северный полюс, откуда это настойчивое желание его покорить?

"Меня часто спрашивали, когда у меня впервые зародилась мысль достичь Северного полюса. На этот вопрос трудно ответить. Я не могу назвать такой-то день или месяц и сказать: «Вот тогда эта мысль впервые пришла мне в голову». Мечта о достижении Северного полюса выкристаллизовывалась исподволь и постепенно в ходе моей более ранней работы, которая не имеет к ней отношения. Я начал интересоваться Арктикой с 1885 года – тогда я был молодым человеком, и мое воображение поразили отчеты Норденшельда об исследованиях во внутренних районах Гренландии. Я так увлекся этими работами, что летом следующего года совершенно один предпринял путешествие по Гренландии. Быть может, где-то в тайниках сознания у меня уже тогда родилась надежда, что когда-нибудь я смогу достичь самого полюса.
Несомненно, именно тогда я поддался соблазну Севера или так называемой «арктической лихорадке», и мною овладело какое-то чувство фатальности, ощущение того, что смысл и цель моего существования – разгадать тайну замерзших твердынь Арктики".

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Роберт Эдвин Пири (1856—1920) - американский путешественник, исследователь Арктики, совершивший несколько переходов через Гренландию. В 1908 - 1909 гг. на судне «Рузвельт» осуществил экспедицию к Северному полюсу.

Целью экспедиции было достижение Северного полюса, какие - либо научные цели не ставились. В состав экспедиции на момент ее отплытия из Синди 17 июля 1908 года входило 22 человека: Роберт Пири, начальник экспедиции; Роберт Бартлетт, капитан судна; Джорж Уордуэл, старший механик; доктор Гудсел, хирург; профессор Росс Марвин; Дональд Макмиллан, Джордж Боруп, Метью Хенсон - помощники начальника экспедиции; Томас Гашью, помощник капитана; Джон Мэрфи, боцман; Бэнкс Скотт, механик; Чарльз Перси, заведующий хозяйством; Уильям Причард, юнга; Джон Коннорс, Джон Коуди, Джон Барнз, Деннис Мэрфи, Джордж Перси - матросы; Джеймс Бентли, Патрик Джойс, Патрик Скинз, Джон Уайзмен - кочегары.

В начале августа 1908 года «Рузвельт» отплыл от мыса Йорк, приняв на борт несколько эскимосских семейств и около сотни собак для целей экспедиции, число которых позже увеличилось до 246 особей.

Судно «Рузвельт» было специально построено в США для экспедиции к Северному полюсу с учетом опыта, полученного Р. Пири в его предыдущих походах. В качестве дополнительных транспортных средств использовались шесть вельботов, сани в количестве 23 штук.

Продовольствие делилось на два вида: предназначенное для питания участников санных походов и предназначенное для питания на корабле во время пути туда и обратно и на зимней стоянке. Провиант, заготовленный для санных походов, должен обеспечивать максимум питательности при минимальном собственном весе, объеме и весе тары. Необходимыми продуктами питания для санного похода в Арктике в любое время года, независимо от температуры воздуха и длительности путешествия, Р.Пири считал пеммикан (концентрат, приготовленный из говядины, жира и сушеных фруктов), чай, сухари и сгущенное молоко. Питание на борту корабля и на зимней стоянке состояло из обычных продовольственных продуктов. Отличительной чертой экспедиций Пири является то, что никогда путешественники не брали с собой мясо, его добывали в ходе зимней охоты, таким образом, имелась возможность пополнять рацион свежим мясом. Запас питания состоял из следующих продуктов:

мука- 16 000 фунтов;

кофе- 1000 фунтов;

чай- 800 фунтов;

сахар- 10 000 фунтов;

бекон- 7000 фунтов;

сухари- 10000 фунтов;

сгущенное молоко-100 ящиков;

пеммикан- 30000 фунтов;

сушеная рыба- 300 фунтов,

соль.

В Хок-Харборе путешественников ожидало вспомогательное судно «Эрик» с 25 тоннами китового мяса на борту. В августе 1908 года на борт «Рузвельта» с указанного вспомогательного судна было перегружено около 300 тонн угля и 50 тонн моржового и китового мяса. Также было взято 3500 галлонов керосина и 1000 фунтов курительного табака. В Эта был оставлен запас угля в размере 50 тонн для обратного плавания «Рузвельта».

Р.Пири и заведующий хозяйством Перси разработали следующее меню зимнего режима питания.

Понедельник. Завтрак: каша, бобы, черный хлеб, масло, кофе. Обед: жареная печенка, макароны с сыром, хлеб с маслом, чай.

Вторник. Завтрак: овсяная каша, яичница с ветчиной, хлеб с маслом, кофе. Обед: солонина с зеленым горошком, пудинг, чай.

Среда. Завтрак: каша двух видов на выбор, рыба для матросов, колбаса для членов экспедиции, хлеб с маслом, кофе. Обед: жаркое с томатами, хлеб с маслом, чай.

Четверг. Завтрак: каша, яичница с ветчиной, хлеб с маслом, кофе. Обед: солонина с зеленым горошком, пудинг, чай.

Пятница. Завтрак: каша на выбор, рыба, рубленый шницель на правый борт (стол Пири и его ближайших соратников), хлеб с маслом, кофе. Обед: суп гороховый, рыба, пироги с клюквой, хлеб с маслом, чай.

Суббота. Завтрак: каша, тушеное мясо, хлеб с маслом, кофе. Обед: жаркое с томатами, хлеб с маслом, чай.

Воскресенье. Завтрак: каша, «бруз» (ньюфаундлендские сухари, сваренные с соленой треской), хлеб с маслом, кофе. Обед: кумжа, фрукты, шоколад.

Стандартный дневной рацион на одного человека в последнем марше к полюсу во всех экспедициях Пири состоял из 1 фунта пеммикана, 1 фунт сухарей, 4 унций сгущенного молока, S унции спрессованного чая, а так же 6 унций жидкого топлива (спирт, керосин). Дневной рацион собак состоял из фунта пеммикана.

Продовольственные склады были устроены у мыса Блэк-Кейп, а также в бухте Линкольн.

Экипировка участников экспедиции состояла из одежды и обуви, которые обычно используют эскимосы. По заметкам Пири, путешественники «в Арктике одевались практически так же, как эскимосы, вплоть до меховых чулок». Одежду для них шили эскимоски. У острова Турнавик на борт «Рузвельта» была принята партия лабрадорских меховых сапог. В очень холодную погоду путешественники надевали эскимосские кулеты (меховая куртка без пуговиц, надеваемая через голову) из песцовых или оленьих шкур, к которым пришивался отороченный песцовыми хвостами капюшон, защищающий лицо от холода. Также использовались куртки из мичиганской овчины. Путешественники носили атеа (рубаху из шкур оленят мехом вовнутрь, ее обычно носят летом), чулки из заячьих шкур, камики (сапоги из тюленьих шкур с подошвами из более толстой шкуры тюленя с квадратными ластами), меховые рукавицы.

Палатки, использовавшиеся в экспедиции, были сделаны из легкого брезента с полом, пришитым непосредственно к стенкам. Отверстие для входа было снабжено круглым клапаном, который затягивался шнурком, благодаря чему, по замечанию Пири, палатки были абсолютно непроницаемы для снега. Палатки имели пирамидальную форму с шестом в центре. Края палаток удерживались полозьями саней и лыжами, которые использовались в качестве распорок.

К концу осенней работы путешественники перестали пользоваться брезентовыми палатками и приступили к строительству на пути следования отрядов постоянные иглу из снега, в которых ночевали проходящие партии. Размеры иглу зависели от количества людей в отряде (иглу на троих имело пол 5х8 футов; на пятерых- 8х10 футов). Блоки для иглу, округленные с внутренней стороны, нарезались различных размеров: для нижнего ряда массивней и крупнее, чем для верхнего. Толщина стен зависела от плотности снега: если снег был уплотнен, то стена могла составлять несколько дюймов; если же он был рыхлым, то блоки нарезались толще. Иногда, по замечанию Пири, фундамент состоял из блоков 2- 3 фута длиной и 2 фута высотой, иногда размеры были иными. Снежные блоки укладывались по эллиптической окружности с уклоном внутрь, причем уклон возрастал по направлению вверх. Каждый блок удерживался на месте двумя соседними, кроме блока, закрывавшего отверстие в крыше. У подножия дома вырезали отверстие, для входа через которое из иглу выбрасывался снег, накопившийся при его постройке. В задней, более широкой части дома покатый снежный пол выравнивался, там делалось возвышения для сна. В передней части снег выгребался для обеспечения места для керосинок и кухонных принадлежностей.

В иглу люди спали на полу, не раздеваясь, подстелив шкуру мускусного быка и накрывшись легкой оленьей шкурой. В данной экспедиции спальными мешками Р.Пири не пользовался.

Прочее снаряжение включало в себя следующие предметы и приспособления: собачьи сбруи и сани, сделанные эскимосами; лесоматериалы, винтовки, патроны, дробовики с зарядами для них, спички, топоры, ножи, ножи для вскрытия консервных банок, иголки, нитки, керосинки, чайные кружки, охотничьи ножи, деревянный барабан и лот, проволоку, нож-пилу для постройки иглу, спиртовые печки, «кухонные ящики» (деревянные ящики, крышки которых откидываются и служат столом, с двумя керосинками с двойной горелкой). Кастрюлями служили донные части 5-галлоновых керосиновых банок, снабженные крышками. При упаковке банки опрокидываются вверх дном на керосинки, а кухонный ящик закрывается на петли.

Из медикаментов были взяты следующие лекарства и средства: кетгут, хирургически иглы, бинты, вата, хинин, танин, марля, жидкая мазь для пластырей, борная кислота, антисептический порошок для присыпки ран.

На случай форс-мажорных ситуаций в каждый из шести вельботов был уложен ящик с запас продовольствия на 7-10 дней: двенадцать 6-фунтовых банок пеммикана, две 25-фунтовые банки сухарей, две 5-фунтовые банки сахара, несколько фунтов кофе, несколько банок сгущенного молока, а также керосинка, 5 банок керосина по галлону каждая, винтовки, дробовики, патроны, заряды, некоторые медикаменты. Лодки были подвешены с полным комплектом весел, мачт и парусов на шлюпбалках. При отплытии из Эта основные продукты питания (чай, кофе, сахар, пеммикан, сухари), а также керосин были сложены на палубе у бортов, чтобы их можно было сбросить немедленно на лед, в случае если судно будет раздавлено.

Большие ящики, содержавшие банки с беконом, пеммиканом, мукой, путешественники использовали «наподобие гранитных глыб» при сооружении на мысе Шеридан трех домов 15х30 фунтов каждый. Все припасы были специально упакованы для этой цели в ящики определенных размеров. При возведении домов ящики ставились верхней частью внутрь, крышки с них были сняты, и содержимое вынималось по мере надобности, как с полок. Таким образом, дом представлял собой, по воспоминаниям Р.Пири, «нечто вроде бакалейной лавки».

В ходе экспедиции Пири использовал систему вспомогательных отрядов, которые на первом этапе прокладывали путь, создавали продовольственные базы и, выполнив эту роль, возвращались обратно, а главная небольшая партия шла по этому следу, сберегая силы для броска к конечной цели. Пири называл такой способ движения «системой Пири», хотя ее использовал Ф.П. Врангель в первой половине 19 века и многие европейские полярные исследователи, а также жители Крайнего Севера (чукчи, эскимосы).

Во время экспедиции к полюсу экспедиция столкнулась с некоторыми трудностям. Главной трудностью оказалась повышенная смертность собак во второй половине 1908 года (в августе собак было 246, в начале ноября 193, а в конце этого же месяца 160). Падеж собак Р.Пири связывал с недостаточной питательностью корма. Кроме того работу экспедиции осложняли отдельные случаи заболевания гриппом, хотя явление не имело массового характера.

Интенсивноохотиться в течение осени и зимы для обеспечения участников экспедиции свежим мясом.

Иметьсобак больше необходимой нормы, учитывая их убыль в 60%.

Руководительэкспедиции должен пользоваться доверием и быть авторитетом для других участников.

Предварительнодоставить к месту выхода в санный поход достаточное количество снаряжения, чтобы основной отряд смог дойти до полюса и обратно, а вспомогательные - до крайних северных пунктов своего маршрута.

Иметь большой запас саней лучшего типа.

Иметьдостаточное количество подразделений (вспомогательных отрядов), каждый под начальством опытного помощника.

Тщательно испытать все предметы снаряжения и убедиться, что они соответствуют целям, для которых предназначены.

Знать размеры нагрузки, которой можно подвергать каждого человека и собаку без риска для их здоровья.

Возвращаться тем же путем, по которому экспедиция шла на север, экономя силы и время.


Наступил момент расставания с Бартлеттом. Своим опытом и храбростью Бартлетт оказал неоценимую услугу Пири и в значительной степени обеспечил его успех. Однако последний этап на пути к полюсу Пири решил пройти самостоятельно. Благодаря помощи вспомогательных партий он почти полностью сохранил свои силы. Бартлетт повернул обратно.

«Я долго глядел вслед могучей фигуре капитана. Она становилась все меньше и меньше и, наконец, исчезла за белоснежными сверкающими торосами. Мне было невыразимо грустно, что пришлось расставаться с лучшим товарищем и бесценным спутником, всегда жизнерадостным, спокойным и мудрым, на долю которого выпала самая тяжелая работа по проложению пути для наших партий», - записал у себя в дневнике Пири.

Можно лишь удивляться лицемерию Пири. Ведь отправлял он Бартлетта обратно с единственной целью избавиться от человека, который мог бы по возвращении на родину делить с ним славу победителя Северного полюса.

Как и в предыдущую экспедицию, Пири устроил так, что на последнем переходе к Северному полюсу с ним не осталось ни одного «белого» спутника.

Продовольствием и снаряжением отряд Пири был хорошо обеспечен. Спутники были в отличном состоянии. «Итак, - писал Пири, - все сулило мне удачу, и я с надеждой взирал на будущее».

С пятью санями, 40 собаками, в сопровождении неразлучного Хенсона и эскимосов Зиглу, Енингва, Утэ и Укеа Пири 2 апреля двинулся в последний переход. 4 апреля, преодолевая каналы и полыньи, они перешли 89-ю параллель. Здесь Пири записал в дневнике: «Еще три дня такой погоды, и полюс будет открыт».

В следующие дни при тихой погоде и благоприятных ледовых условиях путешественники быстро приближались к цели. С каждым днем, с каждым часом все сильнее росла вера в успех. Страшное напряжение, утомление, недоедание - всего этого люди теперь не замечали, они стремились только вперед.

«Я, разумеется, сознавал, - писал Пири,- что поединок еще не закончен и нельзя предугадать его исхода. Быть может, нам суждено погибнуть здесь, у самой цели, и тогда завоевание неисследованных пространств и тайна полярной пустыни погибнут вместе с нами. Но вместе с тем внутренний голос, голос, никогда не оставляющий человека, шептал мне, что мы вернемся победителями».

5 апреля путешественники были уже на 89°25′ северной широты, находясь на расстоянии однодневного перехода от полюса.

Пири все время опасался, что полыньи воспрепятствуют ему дойти до цели. Но вот осталось только 10 километров, Пири, наконец, близко у цели!

6 апреля в 10 часов утра он определил свое местонахождение. Оказалось 89°57′. Пири находился в 5-6 километрах от полюса.

«Итак, полюс был фактически уже на виду, - записал Пири в своем дневнике, - но я так был измучен, что буквально не имел сил сделать последние несколько шагов. Форсированные марши, отсутствие сна, постоянное волнение - все это внезапно сказалось. После нервного подъема наступила страшная реакция».

После непродолжительного отдыха Пири взял с собой легкие сани и инструменты и в сопровождении двух эскимосов прошел еще 18 километров. Определив астрономически свое местоположение, он убедился, что находится по ту сторону полюса. Потом он стал пересекать местность в различных направлениях и прошел в точке, либо близ нее, «где север, юг, восток и запад сливаются воедино».

Убедившись в том, что он находится на 90° северной широты, Пири под громкое троекратное «ура» водрузил на полюсе флаг Соединенных Штатов Америки и еще четыре флага американских организаций. Один из них 15 лет путешествовал с Пири в высокие широты, причем каждый раз Пири отрезал от него кусочек и оставлял в самой северной точке, которую удавалось достигнуть.

В этот день Пири записал в своем дневнике: «…После 23 лет борьбы и разочарований я, наконец, водрузил флаг своей страны на оси Земли. Об этом нелегко писать, но я знал, что мы вернемся домой с повестью, которую мир жаждал услышать в течение четырех столетий, с победной повестью о разрешении человеком труднейшей географической задачи… Моя мечта претворилась в действительность. Не верится.

Все кажется таким простым и обычным».

В районе Северного полюса Пири со своими спутниками пробыл около 30 часов и уже 7 апреля в 16 часов направился в обратный путь. Все жаждали теперь как можно быстрее достигнуть своей базы.

В пяти милях от полюса, воспользовавшись трещиной во льду, путешественники измерили глубину: они вытравили 2752 метра проволоки, но дна не достали, - в районе полюса оказался глубокий океан.

Обратный переход облегчали старые следы вспомогательных партий и снежные хижины, оставленные отрядом Бартлетта.

Вечером 11 апреля путешественники уже подошли к 87-й параллели, а через два дня остановились на отдых под 85°48′ северной широты, где нашли три снежных домика, построенных Бартлеттом и Марвином. Затем дорога стала ухудшаться, все чаще стали попадаться полыньи, покрытые молодым льдом, по которому, однако, можно было сравнительно безопасно перетаскивать легкие сани. Путешественники совершали по два больших перехода, в сутки и быстро приближались к материку. Следуя принципу «больше форсировать, меньше спать», они уже утром 20 апреля увидели очертания Земли Гранта.

До сих пор условия передвижения были более или менее благоприятными. Но теперь путешественники подошли к «Великой полынье». При пересечении ее одна из упряжек провалилась в воду. Ее спасли с большим трудом.

В ночь с 22 на 23 апреля партия Пири подошла к береговому припаю. Чувствуя близость земли, путники пришли в неописуемый восторг - они пели, прыгали, плясали. Эскимос Утэ шутя воскликнул: «Либо дьявол спит, либо ссорится с женой, а то нам не удалось бы так легко вернуться!».

После небольшого привала Пири направился к мысу Колумбия и в 6 часов утра достиг берега.

Экспедиция была завершена. Обратный путь был пройден за 16 дней, причем благодаря удачному стечению обстоятельств он в общем оказался сравнительно легким. Весь поход от мыса Колумбия до полюса и обратно продолжался 53 дня.

После двухдневного отдыха Пири и его спутники отправились к кораблю - на мыс Шеридан. Все опасности, лишения и трудности остались позади. Быстро неслись вперед собаки. За один только переход путешественникам удалось пройти около 80 километров. «Радостное волнение овладело мною, - записал в этот день Пири, - когда я увидел перед собой наш маленький черный корабль, опоясанный белоснежными льдинами.

На палубе показался Бартлетт. Заметив нас, он прыгнул на лед и пошел нам навстречу. Мы горячо обняли друг друга, но, уже прежде чем он заговорил, я увидел по выражению его лица, что случилось что-то недоброе. И я услышал из его уст, что Марвин утонул в «Великой полынье», возвращаясь на мыс Колумбия. Эта страшная весть острой болью отозвалась в моем сердце и мгновенно убила радость».

В течение почти всего лета участники экспедиции для выполнения научно-исследовательских работ совершали санные поездки в разные стороны от основной своей базы. Во время одной из них они воздвигли на мысе Колумбия два памятника: один погибшему профессору Марвину, другой - в честь достижения Северного полюса.

Профессор Мак-Миллан во время одной из своих поездок в форт Конгер сделал в бухте Леди Франклин интересную находку. Он обнаружил ряд предметов, принадлежавших экспедиции Грили, зимовавшей там в 1881-1884 годах, в том числе хорошо сохранившийся пиджак самого Грили и записную книжку лейтенанта Кислинберга, одного из погибших участников экспедиции.

18 июля 1909 года Пири покинул мыс Шеридан и направился на юг. 8 августа корабль вышел на чистую воду. 5 сентября Пири достиг Лабрадора, а 21-го его торжественно встречал Сидней . Отсюда он выехал в Нью-Йорк.

Так окончилась полюсная эпопея Роберта Пири.

В результате экспедиции Пири было установлено, что между северной оконечностью Гренландии и Северным полюсом никаких земель не существует и что район полюса представляет глубокий океан; правда, измерить глубину океана удалось только в нескольких местах. Кроме того, было установлено, что полярные льды у берегов Гренландии беспрерывно движутся с запада на восток, направляясь в широкий проход между Шпицбергеном и Гренландией. Наблюдения Пири еще раз подтвердили, что льды центральной части Арктики во многих местах пересечены большими каналами и полыньями, образовавшимися главным образом под влиянием приливо-отливных явлений и ветра.

От экспедиции Пири трудно было ожидать каких-либо иных, более крупных научных достижений, так как Пири был прежде всего рекордсменом и своей основной целью ставил достижение полюса.

Не успел, однако, Пири вернуться на родину, как узнал о том, что почти за год до него на Северном полюсе побывал другой американец - доктор Фредерик Кук .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .