Развивающее обучение эльконина давыдова. Идея учебной деятельности

Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Повышение теоретического уровня учебного материала в начальной школе стимулирует рост умственных способностей ребёнка.

Принципы

Развитие происходит путём врастания ребёнка в культуру и опирается как на своё основание на достижения естественного созревания (Л.С. Выготский).

Обучение есть источник развития (обучение происходит в зоне ближайшего развития).

Принцип субъектности ребёнка в учебном процессе. Ученик должен быть субъектом , а не объектом обучения.

Принцип опережающего обучения (обучение опережает развитие).

Приоритетная цель - формирование способов умственных действий (СУД).

Дидактика

Система научных понятий есть фактор умственного развития в процессе школьного обучения.

Повышение роли теоретического мышления (приоритет СУД, а не ЗУН).

-Основой развивающего обучения служит его содержание , от которого производны методы и формы организации обучения.

Методика:

-Дедуктивный способ подачи информации. Усвоение знаний общего и абстрактного характера, предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учениками из общего и абстрактного как из своей единой основы.

Принцип проблемности как условие мотивации.

- , ориентация на основные отношения изучаемого предмета.

Принцип моделирования . Выявленное отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать свойства объекта знаний в чистом виде.

Обучение как активный деятельностный процесс:

Понимание учебной деятельности ребёнка как деятельности по самоизменению.

Выделение в структуре учебной деятельности четырёх компонентов - учебной задачи, учебного действия, действия контроля и действия оценки.

Принцип диалога - полилога.

Концепция коллективно-распределённой учебной деятельности , переход от совместного, социального действия к самостоятельному внутреннему действию.

Особенности содержания

Построение учебного предмета моделирует содержание и методы научной области, организует познание ребёнком генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования.

Повышается теоретический уровень образования, который предполагает передачу детям не только эмпирических знаний и практических умений, но и «высоких» форм общественного сознания (научных понятий, художественных образов, нравственных ценностей).

Теоретические знания (ЗУН)

Развивающий характер обучения в технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова связан прежде всего с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний . В основе эмпирических знаний лежат наблюдение, наглядные представления, внешние свойства предметов; понятийные обобщений получаются путём выделения общих свойств при сравнении предметов. Теоретические же знания выходят за пределы чувственных представлений, опираются на мысленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи. Они образуются путём генетического анализа роли и функций некоторых общих отношений,внутри системы абстрактных элементов.

Содержательные обобщения . Основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения . Это могут быть :

Наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления, категории (число, слово, энергия, материя и т.д.);

Понятия, в которых выделены не внешние, предметно-конкретные признаки, а внутренние связи (например, исторические, генетические);

-теоретические образы , полученные путём мыслительных операций с абстрактными объектами.

Пример : понятие «плод» может быть эмпирическим, если определять внешние признаки (часть растения, родившееся животное). И содержательным, если абстрагировать его до всеобщих процессов развития, изменения (порождение, результат процесса развития).

В дидактической структуре учебных предметов преобладает дедукция на основе содержательных обобщений. Ребёнок ищет общий способ подхода к многочисленным частным ситуациям.

Способы умственных действий (СУД)

«Способы деятельности» являются ключевым психолого-педагогическим элементом технологии. По В.В. Давыдову, способы умственных действий, способы мышления подразделяются на рассудочные (эмпирические, опирающиеся на наглядные образы) и разумные, или диалектические.

Рассудочно-эмпирическое мышление направлено на расчленение и сравнение свойств предметов для абстрагирования формальной общности и придания ей формы понятия. Это мышление - начальная ступень познания, его виды (индукция, дедукция, абстрагирование, анализ, синтез и др.) доступны и высшим животным, различие только в степени (Ф. Энгельс).

Разумно-теоретическое, диалектическое мышление связано с исследованием природы самих понятий, вскрывает их переходы, движение, развитие. При этом, естественно, рассудочная логика входит в диалектическую как в логику более высокой формы.

Суть теоретического мышления, по В. В. Давыдову, состоит в том, что это особый способ подхода человека к пониманию вещей и событий путём анализа условий их происхождения и развития.

Базой теоретического мышления служат мысленно идеализированные понятия, системы символов (выступающие как первичные по отношению к конкретным эмпирическим предметам и явлениям). В связи с этим способы умственных действий в технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова имеют ряд характерных отличий от формально-логического истолкования.

Особое значение в технологий Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова имеет действие обобщения. В формальной логике оно состоит в вычленении существенных признаков в объектах и объединении объектов по этим признакам, подведении их под общее понятие.

Эмпирическое обобщение идёт от частных предметов и явлений через их сравнение к общему эмпирическому понятию.

Теоретическое, содержательное обобщение , по В.В. Давыдову, осуществляется путём анализа некоторого целого в конкретном множестве, чтобы открыть его генетически исходное, существенное, всеобщее отношение как основу внутреннего единства этого целого.

Восхождение от абстрактного к конкретному - это использование содержательного обобщения как понятия высокого уровня для последующего выведения других, более частных «конкретных» абстракций. Восхождение от абстрактного к конкретному является общим принципом ориентации учащихся во всём многообразии фактического учебного материала Способ развития мышления школьников - прежде всего дедуктивный.

Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)

Из всех СУМ (потребности, способности, направленность, Я-концепция) ставка делается на познавательные потребности и способности личности; они стимулируются, формируются, развиваются в разнообразных вариантах их удовлетворения. Кроме того, формируется положительная Я-концепция: применяется личностный подход, постановка ребёнка в положение субъекта, стимулирование успеха.

Особенности содержания обучения в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Русский язык . Задача начального обучения русскому (родному) языку - формирование у детей умений читать и писать, различных речевых (коммуникативных) умений. Данная образовательная система в этом отношении призвана обеспечить выделение, анализ, содержательное обобщение и последующую конкретизацию объективных оснований действий чтения, письма, коммуникативно-речевых.

В качестве предмета усвоения в программе положен фонематический принцип письма, который вводит детей в теорию родного языка. В этом её принципиальное отличие от традиционной программы обучения языку, в которой усвоение способов решения той или иной частной орфографической задачи представляет собой самодовлеющую и замкнутую в себе цель. В программе русского языка выделена система понятий , раскрывающая содержание фонематического принципа письма, и опирающихся на эти понятия способов осуществления орфографического действия. Сущность ведущего принципа русского письма раскрывается в данном курсе в связи с осознанием учащимися ряда существенных для языка отношений между звуковой оболочкой слова и его лексическим значением, а также между звуковой оболочкой слова и его буквенной записью.

Все учебники (включая «Букварь») выдержаны в едином педагогическом стиле, имеют схожую структуру, методический аппарат, преемственность персонажей, насыщены яркими литературными образами. Каждый учебник сопровождается методическим комментарием с поурочным планированием.

Математика. Основное содержание этого курса - формирование содержательного обобщения - понятия действительного числа , стержневого для всей школьной математики. Генетически исходное отношение, порождающее все виды действительного числа, - отношение величин , получаемое в результате измерения одной величины с помощью другой, принятой в качестве единицы (мерки).

Особое место отведено текстовым задачам, формированию рациональных способов анализа текстов, т.е. выделения математической структуры задачи и её моделирования с помощью специальных знаково-символических средств.

Литературное чтение . Его цель - воспитать эстетически развитого читателя, способного понимать художественный текст и авторскую позицию, побуждать собственное суждение о произведении и отражённых в нём жизненных явлениях.

Формирование техники чтения - не самоцель, а средство эстетического развития школьников. Формирование литературного творчества младшего школьника - ведущая задача («от маленького писателя к большому читателю»).

Основная форма работы для 6-7-летних детей - ролевые игры и игры-драматизации.

2-й класс: понятия «точка зрения», «рассказчик-герой»; «точка зрения героя»;

3-4-е классы: освоение художественного текста как содержательной формы, открытие закона художественной формы на «малых» и прикладных жанрах;

4-й класс: понятие «род литературы» (эпос, лирика, драма).

Вся программа (1-4-е классы) построена по основным содержательным линиям:

Формирование представлений о литературе как искусстве слова (теоретический блок);

Практическое освоение работы в позиции «читателя-критика», практическое освоение работы в позиции «автора-художника»;

Практическое освоение работы в позиции «публициста»;

Практическое освоение работы в позиции «чтеца».

Коллективно-распределённая деятельность , в соответствии с которой в реальном детском взаимодействии происходят освоение разных позиций, чередование, переход из одной в другую, постоянная смена которых обеспечивает их взаимовлияние.

Основные методические приёмы , используемые в программе по литературному чтению:

Становление позиции «читателя»;

Акцентное вычитывание: при работе с лирическим стихотворением - выявление развития настроения лирического героя; при работе с эпическими и драматически ми текстами - воссоздание картины мира, различение точек зрения автора, рассказчика и героев.

Этапы становления акцентного вычитывания:

1) коллективная классная работа;

2) индивидуальное письменное сочинение (переход в позицию «автора-критика») в форме свободного читательского отзыва;

3) коллективное обсуждение индивидуальных литературно-критических сочинений (уроки-обсуждения);

Непосредственно-эмоциональное вслушивание направлено на развитие мотивационной сферы читателя- школьника. Форма урока «праздник читательских удовольствий» - предваряющее выразительное чтение взрослого (эталон чтения художественного текста);

Выразительное чтение самих детей - своеобразный отчёт учителю, классу, себе самому о своём понимании текста, его интерпретации. Форма урока - конкурс чтецов;

Проверка домашнего чтения. Форма - письменный фронтальный опрос детей по прочитанному.

Для реализации программы созданы учебники, рабочие тетради, методические пособия для учителя .

Окружающий мир. Основная задача курса «Окружающий мир» - формирование основ научного мышления ребёнка в области природы и социума. Кроме того, решаются следующие задачи:

Первоначальное знакомство ребёнка с методами естественных и социальных наук;

Ориентация ребёнка в мире природных и социальных явлений;

Формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры;

Воспитание культуры взаимоотношений с окружающими людьми.

Основой объединения знаний из двух областей (естествознания и обществознания) в курсе «Окружающий мир» является логика «развёртывания» знаний по естествознанию, поскольку именно в этом блоке выстроена систематическая последовательность учебных задач, обеспечивающая формирование основ научного мышления младшего школьника.

В предлагаемом курсе основной целью является не построение картины мира, а сами способы построения этой картины, способы получения знаний о природе.

Ведущий метод обучения - решение детьми системы учебных задач. В курсе «Окружающий мир» важнейшей учебной задачей является открытие и использование эксперимента как способа проверки выдвинутых предположений.

Особенности методики Центральное понятие методики РО - деятельность ребёнка: игровая, учебная, трудовая и общения. Главная методическая задача - вовлечение детей во всё усложняющиеся ситуации, игровые по форме и учебные по содержанию. Игра и учение - одновременно .

Целенаправленная (полноценная) учебная деятельность (ЦУД)

По мнению многих учителей, участие ребёнка в учебном процессе и есть учебная деятельность. Но с точки зрения теории Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова не всякая деятельность ребёнка на уроке рассматривается как учебная, а только такая, которая направлена на получение не внешних, а внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления, на воссоздание, конструирование знания.

Целенаправленная (полноценная) учебная деятельность - особая форма активности ребёнка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения (рис. 10), имеет следующие отличительные качества .

1. Наличие у ребёнка внутренних познавательных мотивов , идущих от познавательных потребностей. Выполняя одну и ту же деятельность, ученик может руководствоваться совершенно разными мотивами: обеспечивать свою безопасность; угождать учителю; исполнять обязанности (роль) или искать ответ на собственный вопрос . Только наличие мотива последнего типа определяет деятельность ребёнка как целенаправленную учебную - ЦУД.

2. Наличие цели сознательного самоизменения («Я это узнаю, пойму, решу»), понимание и принятие ребёнком учебной задачи . В сравнении с традиционным подходом это выглядит так:


3. Позиция ребёнка как полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ (оценку) результата.

4. Направленность на усвоение теоретических ЗУН, СУД : поиск и построение оснований действий, овладение общими принципами решения задач определённого класса.

ЦУД не тождественна активности. Активность может существовать на уровне операций (система программированного обучения). В случае же целенаправленной учебной деятельности активизируется поиск обобщённых способов действий, отыскание закономерностей, принципов.

5.Ученик ставится в положение исследователя-творца . Ведь для того чтобы он мог овладеть принципом, открыть его, надо провести исследование. В этом смысле ЦУД представляет собой аналог исследовательской деятельности (квазиисследовательская, квазихудожественная). Все правила и законы выстраиваются самим ребёнком.

6.Рефлексивный характер рассмотрения оснований собственных действий. Опыт творческой рефлексии - основополагающий элемент в формировании личности.

Пример. Что такое рефлексивная учебная деятельность, можно проиллюстрировать следующим тестом. Попробуйте вставить пропущенные знаки арифметических действий: -, +, х, :, () в левую колонку.

В правой колонке даны решения. Одни подучают их способом подстановки, другие будут искать принцип решения. Тест точно показывает, возникает ЦУД или нет . Если был поиск принципа, значит, была ЦУД.

В технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребёнок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает. Организовать её - основная и наиболее сложная методическая задача учителя РО.

Используются различные варианты привлечения ученика к собственной целенаправленной учебной деятельности:

Ученикам предлагается на основе накопленного опыта самостоятельно составить и осуществить общий план деятельности по решению задач;

Даются готовая инструкция (план, алгоритм и т.п.) по решению задач, образец её применения и задание для самостоятельной работы. Затруднения анализируются коллективно;

После решения задач по новой теме по плану, предложенному учителем, при переходе к следующей теме учащиеся составляют план самостоятельно;

На основе общего плана работы и методов его конкретизации учащиеся составляют вариант плана соответственно теме занятия и закрепляют его в процессе решения задач;

На конкретном примере учащихся обучают решению задач по заданной теме, разделу. Сконструированные планы используются затем при решении определённых классов задач;

Формируется обобщённый приём составления планов (общих и частных) и воплощения их в реальной учебной деятельности путём выделения её компонентов: образ (цель) конечного результата; объект преобразования (его состав и структура, свойства и т.д.); средство планирования и порядок (последовательность операций) разработки и использования плана в конкретной учебной деятельности.

Проблематизация

Проблемное изложение (проблематизация) знаний означает преподнесение материала в сочетании с мотивационным введением. Учитель не только сообщает детям выводы науки, но по возможности ведёт их к открытию, заставляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребёнка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем.

Метод учебных задач Термин «учебная задача» в широком понимании - это то, что даётся ученику (или выдвигается им самим) для выполнения в процессе учения в познавательных целях.

Учебная задача в технологии развивающего обучения - это цель, личностно значимая для ученика , которая мотивирует изучение нового материала. Она похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия , принципа решения целого класса аналогичных задач.

Школьники решают учебную задачу, выполняя определённые действия :

Принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи;

Преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;

Моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;

Преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;

Построение системы частных задач, решаемых общим способом;

Контроль за выполнением предыдущих действий;

Оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

В технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова обучение путём решения учебных задач является основным методом.

Моделирование

Решить задачу теоретически - значит решить её не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев. При этом большую роль играет моделирование способа решения задачи в предметной, графической или знаковой форме. Учебной моделью можно назвать такое изображение (отражение), которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ.

Поскольку в учебной модели изображается некоторое всеобщее отношение (свойство), найденное и выделенное в процессе преобразования условий задачи, то содержание этой модели фиксирует внутренние характеристики объекта, наблюдаемые непосредственно. Таким образом, учебная модель выступает как продукт мыслительного анализа, затем сама может стать особым инструментом мыслительной деятельности человека.

Отношение объекта (всеобщее) как бы «заслоняется» многими частными признаками, что затрудняет его специальное рассмотрение. В модели это отношение выступает зримо и в «чистом» виде. Поэтому школьники, преобразовывая и переконструируя учебную модель, получают возможность изучать свойства всеобщего отношения как такового. Работа с учебной моделью выступает как процесс изучения свойств содержательной абстракции - некоторого всеобщего отношения.

Далее, опираясь на него, учащиеся строят систему частных задач, решаемых общим способом, и выводят многообразные частные особенности данной учебной задачи (восхождение от абстрактного к конкретному). И, наконец, весь ход решения задачи подвергается рефлексии.

Концепция коллективно(совместно)-распределённой деятельности (В.В. Рубцов, ГА. Цукерман и др.)

Проблемные вопросы вызывают у ученика определённые творческие усилия, заставляют излагать собственное мнение, формулировать выводы, строить гипотезы и проверять их в диалоге с оппонентами. Такая «коллективно-распределённая мысле -деятелъностъ» даёт двойной результат: помогает решить учебную задачу и существенно развивает умения учащихся формулировать вопросы и ответы, искать аргументацию и источники решений, строить гипотезы и проверять их критическим рассудком, рефлексировать свои действия, а также способствует деловому общению.

Организовать, направить, поддержать диалог (полилог) - одна из важнейших задач учителя. Но решить её он может только «изнутри», как равноправный участник диалога. Его предложения, мнения, оценки должны быть открыты для критики в той же мере, что и действия и высказывания других. В диалоге «учитель - ученик» соблюдается принцип постепенно убывающей помощи и увеличения доли самостоятельной деятельности ребёнка.

В технологии Д.Б. Элъконина - В.В. Давыдова обучение - это коллективная мыследеятельность, диалог-полилог, деловое общение детей.

Оценивание, контроль, самоконтроль

В отличие от традиционной технологии развивающее обучение предполагает совершенно иной характер оценки учебной деятельности . Качество и объём выполненной учеником работы оценивается не с точки зрения её соответствия субъективному представлению учителя о посильности, доступности знания ученику, а с точки зрения субъективных возможностей ученика. В данный момент оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности. Поэтому, если ученик работает на пределе своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого ученика это весьма посредственный результат. Ибо здесь важны не пятёрки сами по себе, а пятёрки как средство, стимулирующее исполнение учебной деятельности, как доказательство, убеждающее «слабого» ученика в том, что он способен развиваться. Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задача учителя - не вывести всех на некий заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития , пробудить в ученике инстинкт познания, самосовершенствования.

Позиция учителя: «к классу не с ответом (готовые ЗУН), а с вопросом», учитель ведёт к известным ему целям обучения, поддерживает инициативу ребёнка в нужном направлении (остальные направления, к сожалению, игнорирует).

Позиция ученика: субъект познания; за ним закрепляется роль познающего мир (в специально организованных для этого условиях).

Технология Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова опирается на познавательную мотивацию деятельности, поэтому она даёт наилучшие результаты в начальной ступени обучения (см. табл. 1).

Таблица 1


Сравнение технологий ТО и РО

Объяснительно-иллюстративный способ обучения ТО

Развивающее обучение РО по Д.Б. Эльконину - В.В. Давыдову

Рассчитан на понимание, запоминание - воспроизведение - применение ЗУН

Рассчитано на освоение СУД - умение добывать ЗУН

Цели: Ориентация на личностные сферы и структуры

  1. ЗУН + 2) все
Образование - обогащение памяти всеми теми богатствами, которые выработало человечество

  1. СУД + 2) СУМ + 3) ЗУН + ...
Формирование теоретических способов умственных действий, так как

1) овладение ЗУН наиболее эффективно с помощью СУД и СУМ;

2) обществу нужны не столько функционалы (ЗУН), сколько инициативные универсалы (СУД, СУМ);

3) надо разгрузить школу от ЗУН, заменить желанием и умением добывать их



Принципы

Последовательность - от простого к сложному, индукция - от части к целому

Линейная логика

Природосообразностъ

Обучение пристраивается к развитию (обучаемое развитие)

Доступность


Дедукция - от целого к части, от сложного к частному (простому)

Нелинейная логика

Опережение

Обучение впереди развития, ускоряет его (развивающее обучение)

Трудности, зона ближайшего развития: повышение трудности, теоретический уровень материала способствует росту умственных способностей ребёнка


Наглядность (эмпирическое мышление)

Приоритет образного мышления

Сознательность - осознание цели учения

Учёт индивидуальных особенностей



Содержательные обобщения; моделирование

Широкое применение знаковых систем

Рефлексия, осознание ребёнком процесса учения

Признание индивидуальности развития



Содержание

Индуктивная логика

На основе усложнения обобщений Восхождение от конкретного к абстрактному

Эмпирическое мышление (логика ЗУН)

В логике взаимодействия правого и левого полушарий

Опора на правое полушарие (эмоции)


Возможности стимулирования умственного развития таятся прежде всего в содержании материала, в его дидактической организации

Дедуктивная логика

Восхождение от абстрактного к конкретному

Теоретическое мышление (логика развития СУД)

В логике левого полушария

Опора на левое полушарие (разум)


Деятельность

Ученик - объект

Учебная деятельность - любое взаимодействие ученика с учителем, с информацией

1) Характер мотивов:

а) социальный + б) познавательный

2) Цель - овладение ЗУН на уровне воспроизведения

3) Решение задачи - просто нахождение неизвестного

4) Принудительная позиция исполнителя работы (раба), за которого выполняют все функции, за исключением основной


Ученик - субъект (и не только действующее лицо, а источник деятельности)

Учебная деятельность имеет целенаправленный характер (ЦУД).

Это особая форма активности ребёнка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения

Отличительные качества ЦУД

1) Наличие у ребёнка внутреннего познавательного мотива (к содержанию, цели, способам деятельности)

2) Наличие цели сознательного самоизменения (я это узнаю, пойму, решу)

3) Понимание и принятие ребёнком учебной задачи (поиск общего способа решения)

4) Позиция ребёнка как полноценного субъекта деятельности (присутствуют все этапы деятельности)

5) Направленность на усвоение не просто СУД, а теоретических оснований, на которых строятся способы деятельности

а) творческое преобразование усвоенного материала;

б) аналог исследовательской деятельности, ученик - творец, открыватель способа

7) Рефлексивный характер рассмотрения своих действий

8) ЦУД по организации является коллективно-распределённой, осуществляется в форме диалога, полилога


Методы

Объяснительно-иллюстративный подход

Регламентация, принуждение

Метод готовых знаний

Монолог учителя



Деятельностный подход

Свободный выбор

Проблемные, поисковые, творческие Диалог, полилог, дебаты


Недостатки

Крен в сторону ЗУН Пассивность на занятиях Малая доля самостоятельной работы Изоляция учащихся друг от друга

Трактовка учебной деятельности как преимущественно теоретико- познавательной

Абсолютизация дедукции

Очень высокий уровень сложности содержания

Даниил Борисович Эльконин был известным советским психологом. Именно он является автором оригинального направления в детской психологии. Родился Даниил Борисович в 1904 году, а скончался в 1984.

Эльконин изучал проблемы, касающиеся детской игры, какое-то время работал учителем начальных классов, преподавал в педагогическом институте и на психологическом факультете МГУ, писал учебники русского языка для детишек Крайнего Севера и защитил диссертацию по теме развития речи младших школьников. Конечно, это не все его заслуги.

Основным его вкладом в педагогику стала как раз разработка новой системы развивающего обучения.

Интересно, что за не совсем стандартные взгляды Эльконина собирались репрессировать. Заседание, на котором должны были рассмотреть его «поведение» было назначено на 5 марта 1953 года. Но в этот день умер Сталин, и заседание сначала отложили, а потом и вовсе отменили.

Василий Васильевич Давыдов – это тоже знаменитый советский психолог и педагог. Родился в 1930 году, скончался в 1998.

Он являлся академиком и вице-президентом Российской Академии образования, доктором психологических наук, профессором и учеником Д.Б. Эльконина, с которым не только работал, но и дружил до самых последних дней. Многие работы Давыдова были также посвящены развивающему обучению, и даже одна из экспериментальных московских школ № 91 применяла на практике его теоретические разработки.

Василий Васильевич неоднократно очень резко высказывался по поводу традиционной системы обучения школьников. Это, а также издание в 1981 году книги «Философско-психологические проблемы развития образования» привело к тому, что Давыдова исключили из партии, сняли с должности директора института педагогической психологии и запретили работать в школе № 91. Однако уже 1986 году он был награжден премией Ушинского за достижения в педагогике, восстановлен в партии и должности.

Система образования Эльконина Давыдова начала формироваться в 50-х годах прошлого века, в 80-90 начала применяться массово в школах, а в 1996 году была утверждена как одна из официальных программ обучения в начальных классах.

В настоящее время данная система обучения применяется в российских школах. В чем же ее необычность?

Оценивание без оценок

Детки «эльконинцы» не получают оценок. Они ходят в школу не за пятерками, а за знаниями. У них даже дневников нет. Лично у меня возникает вполне нормальный вопрос, как понять усвоил ребенок хоть что-нибудь или совсем нет? Как оценить знания? Как оценить прогресс? Оказывается, можно обойтись и без привычной нам всем пятибалльной системы.

На уроках используется оценочная шкала или оценочная линейка. Выглядит она как палочка с крестиком.

Такая шкала изображается около каждого задания, например, рядом с уравнением, которое нужно решить или рядом с упражнением по русскому языку. Чем выше на шкале размещается крестик, тем выше уровень знаний. А кто же ставит крестики? Думаете учитель? Не угадали. Свои знания ученики оценивают самостоятельно! Вот сделал ученик упражнение, подумал и поставил себе оценку. Для того, чтобы оценка была правильной дети опираются на определенные критерии, такие как:

  • правильность выполнения задания;
  • аккуратность выполнения;
  • красота;
  • точность и т.п.

Причем, им не говорят: «Ребята, вот вам критерии, по которым вы будете себя оценивать!» Детям эти критерии необходимо изобрести, то есть сначала подумать, потом сформулировать, затем выбрать, объяснить почему и потом уже оценить себя. Так происходит в 1 классе. А во 2 и 3 классе они уже самостоятельно подбирают себе критерии для оценки работы.

Учитель, благодаря такому подходу, может понять на каком уровне находится самооценка ученика: нормальном, завышенном или, наоборот, заниженном. Потом педагог также ставит свою оценку, тоже крестик на шкале, и у ученика появляется возможность сравнить оценки и понять правильно он сделал или нет.

Ну хорошо, учителя в этих крестиках разбираются, ученики тоже понимают что к чему. А что делать бедным родителям, которые точно знают, что пятерка – это классно, тройка – сойдет, а двойка – повод для серьезного разговора с сыном или дочкой? Как им контролировать процесс? Для этого учитель дает рекомендации родителям и представляет им портфолио ребенка, где собраны его творческие работы. Это портфолио и заменяет дневник.

А теперь давайте представим себе такую ситуацию, учится ребенок по Эльконину Давыдову, крестики ставит. Так проходит 4 года и вдруг случается что-то, что заставляет родителей перевести его в другую школу. А в новой школе по этой развивающей системе не обучают детей. И приходится ребенку учиться по простой классической программе. Что будет? Будет трудно. Тяжело детям перестраиваться. Так как кардинально отличается не только система оценивания, но и весь процесс обучения в целом. И это один из минусов данной программы.

Ну а раз уж речь зашла про минусы, то давайте и другие сразу рассмотрим.

Минусы

  1. Очень высокий и сложный уровень преподаваемых предметов. Например, в первом классе дети уже изучают принципы строения языка и разбирают вопросы о происхождении чисел… Конечно, знание таких глубоких основ поможет лучше усваивать правила, но вот нужно ли это детям в таком возрасте? Вопрос спорный.
  2. Полное несоответствие программы Эльконина Давыдова классическим системам обучения. Так что если вы уж отдали ребенка в такой развивающий класс, то постарайтесь сделать так, чтобы он и учился по данной системе вплоть до окончания школы. Ну или хотя бы класса до седьмого. Иначе ребенку будет ну очень сложно перестроиться.
  3. Детишки очень много работают в группах по 5 – 7 человек. Проводят различные исследования, обсуждают с учителем к каким выводам они пришли, а потом делают общий вывод. Нет, это не плохо. Но такой подход к обучению применяется практически во всех программах на сегодняшний день.

Было бы несправедливо о минусах сказать, а о плюсах не упомянуть. Итак, поговорим о хорошем.

Плюсы

Многие плюсы вытекают как раз из минусов:


Программу Эльконина Давыдова часто называют «гениальной». Те методы и приемы, которые в ней используются, приводят к мощнейшему развитию ребенка.

Правда, только при одном условии, которое актуально для любой программы школьного обучения. Учитель должен точно понимать, что и зачем он делает. В общем, опять все упирается в учителя. А так как рассмотреть всех учителей работающих по этой развивающей системе возможным не представляется, то предлагаю рассмотреть повнимательней те методы и приемы обучения, которые они применяют (ну или должны применять) в своей работе.

Методы и приемы обучения

Они довольно интересны:


Все это звучит очень даже неплохо, согласны? Но картина будет неполной без отзывов, как родителей, так и учителей.

Что думают учителя?

Учителя думают по-разному. Некоторые хвалят программу, говорят, что она содержит специальный механизм развития, который очень пригодится в старших классах. Так же многие думают, что особо развитым деткам такая система необходима.

Очень хвалят русский язык, литературное чтение, окружающий мир. А вот о математике Александровой мнения не очень благоприятные, говорят, что уж слишком все сложно. В качестве еще одного минуса рассматривают отсутствие преемственности со средним звеном образовательного процесса.

Что думают родители?

Мнения родителей прочувствовавших все прелести программы на собственной… на собственном опыте также разделились.

Некоторые ее хвалят, называют самой лучшей из имеющихся. Говорят, что она действительно развивает логическое мышление детей. Главное, чтобы детям хватило сил с ней справиться и чтобы учитель был грамотным специалистом.

Другие программой недовольны, особенно русским языком. Там есть проблемы с терминологией, которую родителям, учившимся по старым СССР-овским стандартам, понять практически невозможно. А это затрудняет родительское участие в процессе подготовки уроков. Также негативные отзывы имеются и про окружающий мир, который без интернета понять невозможно. Слишком уж сложно.

Также родители указывают на то, что на подготовку уроков по данной программе уходит слишком много времени.

Как видите, единого мнения нет. Сколько людей – столько и мнений, как говорится. А выбирать все равно нам. Хорошо, если такой выбор есть.

В следующем году мой младший сын отправляется в школу в 1 класс. Будет учиться по . В нашей школе предлагают обучение по этой программе и еще по « ». Мы идем, если честно, не столько на программу, сколько на учителя. Но если бы выбор был шире, то я наверно, выбрала бы для себя . О ней я писала .

А сейчас предлагаю вам посмотреть видео о том, как проходит обычный урок в начальной школе по системе Эльконина Давыдова.

Также вы можете подробнее узнать о программах « » и « ».

Друзья, а по какой программе учатся или только собираются учиться ваши детишки? Расскажете? Жду ваших комментариев.

Желаю вам всяческих успехов!

До новых встреч на страницах блога!

Всегда ваша Евгения Климкович

Мы сами выбираем систему, по которой ребенок научится читать. Сегодня «Летидор» рассказывает, кому довериться: проверенной методике Эльконина-Давыдова или модной Зайцева, чтобы уже через несколько месяцев увидеть положительный результат.

Система Эльконина-Давыдова

В чем суть

Методика Эльконина и Давыдова – одна из официальных систем обучения школьников с 1-го по 4-й класс. Кроме учителей начальной школы ее давно используют педагоги дошкольного образования, чтобы подготовить детей к 1-му классу. В частности, большой популярностью пользуется обучение чтению по букварю В. В. Репкина, Е. В. Восторговой и Т. В. Некрасова (официальный букварь методики).

Авторы букваря пишут, что преимущество книги – не просто сделать так, чтобы ребенок узнал буквы, звуки и различал слоги, но «создать атмосферу литературного чтения с самого первого урока обучения грамоте». В букваре есть странички совместного чтения, которые учитель или родитель читает вслух, показывая детям образец культуры чтения.

Чтение по этой методике начинается со знакомства с понятиями «предмет», «действие» и «признак». С помощью картинок и схем, дети учатся отличать эти понятия, у них формируется представление о том, что такое высказывание и предложение. И только потом проходят звуки, способы деления слова на слоги, буквы.

Отличительная особенность букваря – в нем очень много схем, которые невозможно понять без методического пособия к учебнику. Гласные звуки, например, обозначаются кружочками, согласные – квадратами. Согласные твердые глухие – квадратом с диагональю и так далее. С каждым уроком схемы усложняются, и, заболев, ребенок вряд ли сможет самостоятельно догнать группу без помощи взрослого (у которого в свою очередь будет волшебная методичка). Зато эти обозначения помогают систематизировать знания, постепенно складывать звуки в слова – и уже к концу 1-го полугодия ребенок читает несложные тексты: в 4-5 предложений.

Опытные педагоги отмечают, что дети, которые учатся по букварю Репкина, существенно быстрее осваивают фонетический разбор слов. Интерес к обучению по этой методике поддерживают игровые задания, которые учитель подает от имени героев книги: Маши, Алеши, дедушки Уса и других.

Самостоятельно справиться с обучением по Эльконину-Давыдову смогут только упорные родители, которые готовы вникать и готовиться к занятиям. На мамских форумах букварь давно получил прозвище «шифровальной машины».

Кому подходит

Методика ориентирована на обучение детей в младшей школе, но подходит для дошкольного образования с 6 лет. Важно понимать, что работа по обучению чтению идет только с букварем. Не предусмотрены подвижные игры, так что малышам неусидчивым, активным может быть трудно.

Мнение эксперта педагога и психолога Светланы Пятницкой:

«Преимущество обучения чтению по системе Эльконина-Давыдова в том, что содержание программы построено по принципу «от общего к частному» (в отличие от традиционной системы). Дети учатся планировать, контролировать и оценивать результат своей деятельности самостоятельно. Обучение строится в форме групповой и парной работы. В паре один из детей может преуспевать, что позволяет другому тянуться за ним. Соответственно, результат не заставит себя ждать».

Методика Зайцева

В чем суть

Николай Зайцев – педагог русского языка с многолетним стажем. Свою методику он разработал еще в 80-х годах прошлого века, но большое распространение она получила именно сейчас.

Для обучения чтению по этой системе используют картонные кубики с буквами, которые в зависимости от характеристик звуков (гласный, согласный, твердый/мягкий, звонкий/глухой) отличаются цветом, весом, размером и наполнителем. Деревянный наполнитель обозначает согласные глухие звуки, железный – согласные звонкие. Все это поможет ребенку почувствовать звук, сделать абстрактные понятия осязаемыми.

На кубиках написаны склады букв («ма», «ра», «в», «п» - не путать со слогами, склад - это любая буква, сочетание букв, слог - слияние гласного и согласного звука или только гласный звук).

К кубикам прилагаются специальные таблицы, которые также помогают запомнить склады. В начале занятия дети пропевают или ритмично проговаривают каждый склад, делают это вместе с педагогом, который во время повторения показывает на каждый склад указкой. Повторение плюс зрительная фиксация, по мнению Н. Зайцева, помогают детям быстрее запомнить склады. Как следствие – читать простые слова дошколята начинают через пару недель после первых уроков.

Важно, что обучение проходит в постоянной игре. Автор методики предлагает разные виды игр с кубиками, которые подходят, как для групповых, так и для одиночных занятий. Методика не требует длительных занятий. Достаточно 10-15 минут в день (если занимаетесь дома).

Кому подходит

Методика подходит даже маленьким деткам от 1,5-2 лет. Сначала малыши используют кубики как строительный материал, а потом постепенно начинают спрашивать у взрослых – что же такое там написано? В детских и развивающих центрах групповое обучение чтению по этой методики начинают с 3 лет.

Размер букв и знаков в таблицах Зайцева и на кубиках Зайцева достаточно большой – подходит для детей с плохим зрением.

Развивающее обучение – инновационный тип освоения детьми знаний, пришедший на смену прежней объяснительно-иллюстрированной системе. Развивающее обучение построено на активной деятельности самого ребенка. Учитель не передает готовые знания, а «учит учиться»: формирует познавательную самостоятельность, развивает , способствует выработке идей и нравственных , активной позиции по жизни. Развивающее обучение популярное на сегодня направление, в рамках которого рассматриваются несколько авторских концепций. Одна из них – теория Эльконина-Давыдова.

Даниил Борисович Эльконин и Василий Васильевич Давыдов – отечественные педагоги и психологи, которые начали развивать свою концепцию с 1959 года, а в 1995-1996 году добились того, что их теория развивающего обучения была признана государственной системой обучения в начальной школе. И хотя оригинальная система ориентирована на начальные классы, в настоящее время разрабатываются идеи ее внедрения на всех ступенях образования. Концепция Эльконина-Давыдова получила мировую известность и популярность.

Вопрос связи обучения и развития активно изучается с 30-х годов XX века. Уже тогда ученые разбились на два лагеря: одни отвергают влияние обучения на развитие и отрицают сам факт возможности развивающего обучения. Другой лагерь признает феномен развивающего обучения.

Развивающее обучение предполагает:

  • вовлеченность ребенка в разные ;
  • использование игр и дискуссий;
  • обогащение , речи.

Обучение ведется согласно индивидуальным, возрастным и личностным особенностям. Программа строится так, чтобы немного опережать актуальное развитие ребенка, то есть нацелена на ближайшее развитие, стимулирует, ускоряет и направляет его.

Учебные задачи постепенно усложняются, что требует от ребенка поиска новых способов решения, не известных ранее. Схема обучения – «цель, средство, контроль». Для успешного обучения ребенок должен самостоятельно регулировать учебно-познавательную деятельность согласно заданной цели. Естественно, цель должна осознаваться самим учеником.

Концепция Эльконина-Давыдова обеспечивает гармоничное и целостное . Она ориентирована на раскрытие внутреннего потенциала и скрытых возможностей. Цель системы – «обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему». То есть обучение предполагает дальнейший переход в саморазвитие и самообучение, умение личности выискивать проблемы и ставить цели, находить способы их решения.

Традиционное обучение и система Эльконина-Давыдова

Концепцию Эльконина-Давыдова противопоставляют традиционному обучению: последнее выстраивается от частного к общему, от конкретного к абстрактному, от единичного к целому, а развивающее обучение строится прямо противоположно.

Традиционное обучение развивает эмпирическое мышление, а развивающее – теоретическое. В чем разница:

  • Эмпирическое мышление позволяет классифицировать предметы, группировать, выделять общее для группы понятие и согласно ему дифференцировать предметы. Этот вид мышления играет важную роль в повседневной жизни, позволяет упорядочивать предметы, ориентироваться в мире.
  • Теоретическое мышление позволяет выявить через анализ системы ее генетическую основу. В дальнейшем на этой основе находятся другие предметы, которые могут входить в эту систему. Это позволяет находить нестандартные решения.

Таким образом, эмпирическое мышление основано на сравнении, теоретическое – на анализе. Сравнение выделяет формальное сходство, предметы могут относиться к одному классу, но быть не связанными между собой. Анализ позволяет выстраивать целую систему. Теоретическое мышление расширяет возможности, так как позволяет заглянуть в содержание предметов, эмпирическое знание опирается на наблюдение и сравнение внешних признаков.

Особенности обучения

Базовыми компонентами мышления выступают анализ, планирование и рефлексия. В процессе развивающего обучения:

  • ученики получают не готовые знания, а сами выясняют условия их происхождения;
  • выявленные предметы и процесс деятельности ученики фиксируют в виде абстрактной модели.

Развивающее обучение учит детей решать больше частных задач за короткий промежуток времени (развивается проблемное мышление). Обучение проходит в сотрудничестве с родителями и педагогами через совместный поиск. Даже минимальное участие ребенка повышает у него веру в собственные силы. Формируется убеждение в том, что познание возможно только в рамках деятельности. Обязательна организация коллективно-распределительного типа.

Урок по системе развивающего обучения имеет следующие особенности:

  • дискуссии и игры для выявления проблем;
  • исключение правил, аксиом, схем (дети сами их выводят в процессе деятельности);
  • отсутствие отметок, качественная оценка («молодец»), что создает положительный ;
  • минимум домашнего задания;
  • исключение ненужных знаний – память не перегружается далеким от практики и жизни материалом.

В ходе такого урока дети не только получают знания, умения и навыки, но и учатся аргументировано отстаивать свою позицию, перепроверять информацию и верить фактам, понимать и учитывать позицию другого человека, требовать доказательства и объяснения. Они осознанно выбирают усваиваемые в дальнейшем дисциплины.

Психологические основы обучения

К базовым принципам системы Эльконина-Давыдова относятся:

  • дифференциация этапов обучения согласно психическому развитию ребенка;
  • ориентация на ближайшую зону развития с обновлением содержания обучения;
  • активная деятельность ребенка, создание условий для этой деятельности, а не передача готовых знаний;
  • предметность, то есть самостоятельное определение предмета изучения и представление его в виде процесса, системы, модели, знаков.

Любое обучение так или иначе способствует психическому и личностному развитию детей, но не каждая образовательная система обеспечивает всестороннее и гармоничное развитие личности и творческого начала. Более того, некоторые виды обучения способствуют обратному развитию, то есть регрессу, например, когда задачи не соответствуют возрасту или актуальному психическому развитию ребенка (слишком простые или слишком сложные).

Развивающее обучение учитывает:

  • новообразования возраста;
  • ведущую деятельность новообразования;
  • содержание и способы осуществления этой деятельности;
  • взаимосвязь ведущей деятельности с другими видами деятельности;
  • способы определения уровня развития возрастных новообразований;
  • связь уровней развития новообразований и особенностей организации ведущей деятельности.

Развивающее обучение разрабатывается индивидуально для конкретного возраста. Классическая концепция ориентирована на младший школьный возраст, новообразованиями которого являются:

  • учебная деятельность со своим субъектом;
  • абстрактно-теоретическое мышление;
  • произвольное управление поведением.

Традиционное обучение не может развить этих новообразований, оно закрепляет ранее достигнутые функции. Чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память (свойственны традиционному мышлению) – все это приобретения дошкольного возраста.

Результаты обучения

У детей, отучившихся по программе Эльконина-Давыдова, отмечаются следующие усредненные особенности развития и личностных качеств:

  • высокий уровень внимания, растут аттенционные способности (распределение внимания между несколькими видами деятельности);
  • развитие памяти близко к высокому уровню, опосредованная память находится на высоком уровне, наблюдается регулярный рост кратковременной, смысловой, опосредованной памяти (у четвероклассников значительно выше, чем у третьеклассников);
  • осведомленность, способность к классификации и обобщению, аналогическому мышлению находится на высоком уровне у четвероклассников и на близком к высокому уровню у третьеклассников, то есть наблюдается тенденция роста вербально-логического мышления до достижения высокого уровня в четвертом классе;
  • высокий уровень невербального интеллекта, но пик приходится на третий класс;
  • высокая способность к поисковому планированию;
  • воображение (оригинальность и гибкость) находится стабильно на среднем уровне, близком к высокому;
  • мотивация на успех;
  • средний уровень .

Выпускники школы Эльконина-Давыдова умеют решать нестандартные задачи, находить выход из , самостоятельно планировать и выстраивать жизнь, искать новые источники информации, саморазвиваться, способны к сотрудничеству и работе в , вместе с тем самостоятельны и ответственны за свои результаты. Желание и умение учиться, формируемое системой развивающего обучения, упрощает течение подросткового и юношеского возраста, помогают в профессиональном и жизненном самоопределении.

Дети, обучающиеся по системе развивающего обучения, чаще других становятся победителями олимпиад, выше, чем у сверстников с традиционным обучением. У выпускников развивающей школы самооценка, как правило, выше, чем у сверстников из традиционной школы, и они меньше подвержены комплексам.

Недостаток системы

Обойдя частные точки зрения, можно выделить только один недостаток системы Эльконина-Давыдова – не существует на практике подобной системы для среднего и старшего звена школы. Таким образом, после начальных классов ребенку придется перестраиваться на традиционное обучение, либо нужно искать пути частного обучения.

Перестройка будет даваться тяжело, особенно в момент или при условии смены места обучения, некорректных действий педагогов (подавление самостоятельности и активности ребенка, ущемление его личности).

Уже несколько десятков лет система пользуется популярностью в образовательных учреждениях. На основе авторской концепции были разработаны системы обучения Л. И. Айдаровой, Д. Н. Богоявленского, С. Ф. Жуйкова, А. К. Марковой, В. В. Рубцовой, М. М. Разумовской, В. В. Репкина. Принцип развивающего обучения – основной принцип современной системы образования. Его стараются учитывать и внедрять на других ступенях образования.

1904-1984) - сов. психолог. На основе развития идей культурно-исторической концепции.#. С. Выготского и деятельностного подхода в варианте А. Н. Леонтьева создал оригинальную концепцию периодизации психического развития в онтогенезе, основание которой служит понятие "ведущая деятельность". Известен также разработкой психологической теории игры, исследованиями формирования личности ребенка, сыгравших значительную роль в понимании исторической природы детства. Э. - автор ряда экспериментальных букварей, в которых была реализована оригинальная методика Э. обучения детей чтению. См. Развивающее обучение. (Е. Е. Соколова.)

ЭЛЬКОНИН ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ

Даниил Борисович Эльконин родился 16 февраля 1904 г. в Полтавской губернии. В 1914 г. он поступил в полтавскую гимназию, из которой был вынужден уйти через 6 лет в связи с недостатком денег в семье. Несколько следующих лет он работал делопроизводителем Военно-политических курсов, воспитателем в колонии малолетних правонарушителей. В 1924 г. Эльконин был направлен на учебу в Ленинградский институт социального воспитания. Вскоре этот институт был присоединен к ЛГПИ им. Герцена. В 1927 г. он окончил педагогический факультет этого института, а затем 2 года проработал педагогом-педологом детской профамбулатории Октябрьской железной дороги. В 1929 г. начал преподавать на кафедре педологии ЛГПИ им. Герцена. С 1931 г. он работал с Л.С. Выготским, разрабатывая проблемы детской игры. По его мнению, особенно в традиционных обществах игра является важным элементом в жизни ребенка. С помощью игрушек, представляющих уменьшенные орудия труда, он приобретает различные навыки. Также игрушки могут давать наглядную информацию об окружающем мире (модели реально существующих объектов и куклы в костюмах), способствовать физическому развитию ребенка. В 1932 г. Д.Б. Эльконин стал заместителем директора Ленинградского научно-практического института. В последующие несколько лет вышло множество его статей, посвященных изучению различных видов детской активности: игр, учебы, общения и т.д. Эльконин считал, что через деятельность в обществе ребенок познает основы человеческой культуры, таким образом постепенно развивается его психика. После выхода в 1936 г. известного постановления «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» он был снят со всех постов. С большим трудом ему удалось устроиться учителем начальных классов в ту школу, где учились его дочери. Работа в школе была для Д.Б. Эльконина очень важной. Не имея шансов работать в другом месте, он всю свою энергию отдал школе и в 1938-1940 гг. написал букварь и учебник по русскому языку, предназначенный для школ народов Крайнего Севера. В то же время он во второй раз получил звание кандидата наук (первого звания он был лишен в 1936 г.). 2 июля 1941 г. Д.Б. Эльконин записался в народное ополчение. Он участвовал в обороне и освобождении Ленинграда, окончил войну майором. Ему пришлось пережить тяжелый удар: на Кавказе погибли его жена и дочери, эвакуированные туда из Ленинграда. Он не был демобилизован, вместо этого его назначили на преподавательскую работу в Московский военно-педагогический институт Советской армии. Там Эльконин преподавал психологию, а также занимался научной работой: разрабатывал принципы построения курса советской военной психологии. Работа ученого не устраивала его руководство. 5 марта 1953 г. должно было состояться заседание комиссии «по разбору и осуждению допускаемых полковником Элькониным ошибок космополитического характера», которое, однако, было перенесено, а затем, когда Д.Б. Эльконин уволился в запас, и вовсе отменено. Помимо разработок в области военной психологии, Д.Б. Эльконин продолжал развивать свои взгляды на детскую психологию. От конкретных проблем он перешел к построению стройной теории психического развития ребенка. По его мнению, ребенок с самого момента рождения является социальным существом, все виды его деятельности по своему происхождению общественны. В своем познании человеческой культуры ребенок активен, он не просто воспринимает все окружающее, а активно воспроизводит способности других людей. Эльконин считал, что формирование детской психики происходит не во взаимодействии ребенка с окружающими предметами, а во взаимодействии его с элементами общества: предметами и взрослыми как членами общества. Источником процесса формирования психики выступает, по Эльконину, окружающая среда. Она содержит идеалы (потребности, принципы, эмоции), служащие целью действий ребенка. В качестве движущей силы этого развития выступает противоречие, существующее между общественно-мотивационной и предметно-операционной сторонами действия. В сентябре 1953 г. он стал штатным сотрудником Института психологии АПН РСФСР. Работая в институте, он организовал различные лаборатории: психологии младшего школьника, психологии подростка, диагностики психического развития школьников. Налаживая регулярную работу каждой лаборатории, он передавал руководство своим ученикам, а сам начинал заниматься другим делом. Параллельно с исследовательской работой Д.Б. Эльконин читал лекции по детской психологии в Московском университете. Продолжая развивать свои взгляды, Д.Б. Эльконин создал теорию периодизации психического развития детей. Он исходил из того, что возраст и возрастные особенности - это относительные понятия, и можно выделять только наиболее общие возрастные особенности. Возрастное развитие ребенка ученый рассматривал как общее изменение личности, сопровождаемое изменением жизненной позиции и принципа взаимоотношений с окружающими, формирование на каждом этапе новых ценностей и мотивов поведения. Психическое развитие ребенка происходит неравномерно: существуют эволюционные, «плавные» периоды и «скачки», или критические периоды. Во время эволюционного периода изменения психики накапливаются постепенно, затем происходит скачок, во время которого ребенок переходит на новый этап возрастного развития. Во время критического периода происходят ярко выраженные психологические изменения, ребенок становится трудновоспитуем. В своей теории Д.Б. Эльконин основывался на социально-исторических условиях развития ребенка. Каждый период истории, каждая культура формирует свои собственные законы развития детской психики в зависимости от требований, предъявляемых обществом. Он также отмечал, что в последнее время психологические особенности детей одинакового возраста изменяются в течение уже нескольких десятилетий. Современный ребенок получает и усваивает значительно больше информации, чем его сверстник 50 лет назад. Поэтому он в своей теории периодизации учитывал не особенности психики каждого в отдельности ребенка, но закономерности ее развития. Обосновывая невозможность изучения детства с какой-либо одной точки зрения, Д.Б. Эльконин представлял каждый возрастной период как своеобразный период жизни ребенка, определяемый типом ведущей деятельности и возникающими в связи с ним психологическими особенностями. На основании этого он понимал психическую жизнь ребенка как процесс смены характерных видов деятельности во времени. В построении своей концепции Д.Б. Эльконин опирался на исследования многих других психологов и на собственный эмпирический материал. Особенное влияние на его теорию оказало творчество Ж Пиаже, А. Валлона и Л.С. Выготского. В итоге Д Б Эльконин выделил три основные «эпохи» психического развития ребенка, раннее детство, детство и подростковый возраст. Каждая эпоха состоит из двух периодов: первый отличается преимущественным усвоением мотивов и задач деятельности, то есть формируется общественно-мотивационная сфера, а на втором идет развитие предметно-операционной стороны действия. В 1984 г. Д.Б. Эльконин подготовил записку в ЦК КПСС, посвященную проблемам школьного образования, где предложил некоторые варианты изменения действующей системы Он считал, что в будущем должна сложиться система воспитания, затрагивающая все периоды жизни ребенка, основанная на особенностях каждого возраста Необходимо изменить систему школьного образования, применяя методы, основанные на деятельностном подходе. Неотъемлемой частью образования должна быть совместная трудовая активность детей и взрослых, а также внешкольная жизнь детей, затрагивающая развлечения и клубы «по интересам». Даниил Борисович Эльконин умер 4 октября 1984 г. По свидетельству друзей, он был ярким, активным, эмоциональным человеком. Пережив в жизни немало тяжелых ударов, он тем не менее всегда находил в себе силы для научной работы, для общения со студентами и детьми. В своей теории периодизации психического развития он обобщает выводы многих известных детских психологов, строя на их основе свою концепцию. Д.Б. Эльконин приложил немало сил по улучшению образовательной системы в нашей стране. Его знают во всем мире как талантливого психолога и педагога.