Самые известные султанши османской империи. Гарем султанов османской империи

Султанские дочери Мы продолжаем рассказ о султанских дочерях. Немедленно после рождения принцесс им выделялись отдельные апартаменты в гареме, няньки, прислужницы из наложниц. Именно они вместе с матерью принцессы и занимались ее воспитанием. Гуляли и играли принцессы вместе с другими детьми, но непременно под присмотром няни. Причем играть с принцессами разрешалось и оскопленным детям – неграм, которым в будущем предстояло стать в гареме евнухами. По достижении принцессой соответствующего возраста султан издавал указ, в соответствии с которым девочке назначались учителя. Обучение начиналось с торжественной церемонии, в которой нередко участие принимал и сам султан. Султан дарил дочери букварь и прочие школьные принадлежности. Все они были инкрустированы бриллиантами, другими драгоценными камнями, жемчугом. В наше время некоторые из этих великолепных школьных принадлежностей принцесс можно увидеть во дворце – музее Топкапы. Во дворце Топкапы обучение проводилось в специальном помещении, выделенном для султанских детей. Лишь после переезда султанской семьи из Топкапы во дворец Йылдыз принцессы и принцы стали обучаться раздельно. Учебный год всегда начинался с дворцовых церемоний. Вот что пишет о начале учебного года Айше, дочь султана Абдулхамида Второго, правившего в конце 19 – го и начале 20 – го веков: «Все обитательницы гарема стояли у его дверей и провожали нас в школу, произнося добрые напутствия и читая молитвы. Точно так же провожали нас и придворные, жившие и служившие в мужской части дворца – селямлыке». В силу того, что османский султан одновременно был и халифом, он обращал пристальное внимание на то, чтобы его дети хорошо знали Коран. Султан гордился хорошим знанием своих детей Корана. Помимо этого, детей обучали грамоте, арифметике, истории, географии. В 19 – ом веке к этому добавились обучение игре на западных музыкальных инструментах, в особенности на фортепиано, французскому языку. Изучение эпистолярного наследия принцесс показывает высокую степень их образованности. По достижении известного возраста принцессы начинали покрывать голову чадрой, одевать длинные платья. Гарем - 17Замуж принцесс выдавали в возрасте 14 – ти – 16 – ти лет. Однако в 17 – ом веке этот порог был понижен. Сделано это было знаменитой Кесем, любимой наложницей Ахмета Первого, матерью троих султанов. Выдавая принцесс замуж за известных вельмож, она тем самым привязывала их к династии, делала лично верными себе. Так что обручение принцесс при Кесем стало происходить в невероятно раннем возрасте. Так, внучки Кесем, дочери ее сына Ибрахима Гевхер и Бейхан были обручены в возрасте соответственно трех и двух лет. Эта практика сохранялась до конца 18 – го века, то есть до начала периода правления Махмуда Второго. Последний вновь повелел выдавать принцесс замуж лишь по достижении ими совершеннолетия. С другой стороны, история знает принцесс, выходивших замуж в достаточно зрелом возрасте. Связано это было с разными причинами – смертью их отцов – султанов, неприязнью, испытываемой по отношению к ним отцами, болезненностью, войнами… Принцесса, которой не нравился муж, могла разводиться с ним по получении отцовского согласия. Султан сам мог лишать зятя этого статуса, если гневался на него. При этом у султанского зятя не было права на развод с принцессой. Более того, султанский зять не имел права и на обзаведение гаремом. После женитьбы на принцессе султанский зять должен был расстаться со своими наложницами, если они у него имелись. Документы показывают, что принцессы весьма часто выходили замуж дважды. Связано это было с тем, что престарелые мужья юных принцесс умирали, оставляя последних вдовами в достаточно молодом возрасте. При этом в османской истории встречались принцессы, выходившие замуж гораздо чаще, даже 12 раз. Так что принцессы пользовались в браке правами, которых не было ни у одной другой женщины, жившей в османском государстве. Более того, они стояли на более высокой позиции, чем их мужья. По сути дела, мужья принцесс представляли собой рабов, лишь формально отличаясь от рабынь, служивших султанам женами. Хотя, собственно, все подданные султана считались его рабами, правда, не вполне в западном понимании этого слова.

Спор Османистов о «Женском Султанате»

Что вы знаете о Хюррем Султан?

Часть историков по Османскому периоду высказывает гипотезу, что это Хюррем Султан положила начало периоду Османской истории, именуемому «Женский Султанат». Они утверждают, что это одна из основный причин падения Османской Империи. Хотя «Женский Султанат» — это не причина упадка Империи. Это, собственно, его итог.

Раньше я уже ходил в усыпальницу Хюррем Султан. Где находится эта усыпальница, вы и сами можете догадаться. Конечно же, рядом с мечетью Сулеймание, вместе с усыпальницей Султана Сулеймана.
Моё внимание привлёк тот интерес, который проявляют иностранные туристы к её усыпальнице. Разговоры туристов между собой на выходе свидетельствуют о том, что этот визит не был случайным, и они владеют знаниями о самой Хюррем Султан. Интересно, это предложение рождает спрос или же интерес людей к Хюррем Султан становится причиной появлению информации о ней?

Чтобы ответить на этот вопрос, я зашёл в Интернет и ввёл в поисковике слово «Роксолана». В ответ я получил кучу страниц с Интернет-адресами. Сказания о жизни Хюррем со слов свидетелей того времени ширились со времён послов Венеции при Султане Сулеймане аж до времён австрийского посла Бусбека. Её «жизненную борьбу» встречали с пониманием и подчёркивали, что она пыталась отвоевать своё право на жизнь. Хотя опираясь на те же источники, историки последнего столетия бегут наперегонки, чтобы обвинить Хюррем.

Послы Венеции описывали Хюррем Султан «не красавицей, но обворожительной», однако историк Ахмет Рефик Алтынай выносит её красоту на первый план и разносит её в пух и прах:

«… (Хюррем Султан) желала завладеть Падишахом с помощью своей красоты и стать единственной Султаншей и во дворце, и в государстве. Чтобы осуществить эту мечту она не гнушалась ни обманом, ни предательством, ни убийством.»

И этого мало нашему историку. Достаётся и Султану Сулейману: «Султан Сулейман был просто инструментом в руках Хюррем, который делал всё, что она пожелает. (…) После вереницы убийств он был погребён в объятиях Хюррем и начиналась эра Султаната Нурбану..» (Ахмет Рефик Алтынай, «Женский Султанат»).
Историк Исмаил Хани Данишменд тоже утверждает, что Хюррем Султан положила начало «Женскому Султанату», который стал основной причиной падения Османской Империи:
«Считается, что смерть матери Кануни и жены Султана Явуза Хафсы Султан (…) образовала благоприятные обстоятельства для зарождения «Женского Султаната» в Османском дворце. Известная « Хюррем Султан», о которой западная литература и история говорит, как о Роксолане, как раз в это самое время во дворцовых интригах начала использовать своё влияние на Кануни для достижения собственных интересов. Это значит, что одна из главных причин стагнации (упадка) Османской империи проявилась в её самые великие дни.» (Исмаил Хани Данишменд, «Хронология Османской истории с комментариями, том 2»).
Данишменд считает, что грехов за Хюррем накопилось немало: «В итоге Хюррем Хасеки после Макбуль Играгим Паши (это Паргалы – прим. пер.) принесла в жертву своим интересам Кара Ахмед Пашу, то есть подвела под смертную казнь двоих визирей, а так же необходимо учесть, что вместе с задушенным наследником Мустафой умер и наследник Джихангир, не выдержавший смерти брата, так что она стала причиной смерти ещё и двух .»
Если вспомнить, что Шехзаде Джихангир являлся родным сыном Хюррем, на совести Роксоланы, положившей начало периоду «Женского Султаната», который и породил упадок Империи, помимо трёх смертей так же и смерть собственного сына.
Данишменд, считавший само существование Хюррем – ошибкой, жалуется даже на её смерть:
«В 1558 году смерть Хюррем Султан, которая создала во дворце «Женский Султанат» и погубила бедняжку Мустафу ради того, чтобы престол унаследовал её любимчик – Баезид, хотя и не оставила поле для манёвров соратникам Селима, всё же принесла трагедию и стала настолько же разрушительной для государства, как и жизнь этой алчной дамы.»
Такое впечатление, будто если бы Хюррем умерла пораньше, Данишменд бы забрал свои обвинения обратно.

Борьба с Махидевран

Хюррем Султан попала во дворец наложницей и стала «Хасеки», когда через год после восхождения на престол Султана Сулеймана подарила ему наследника Мехмеда. И она вступила в нешуточный бой с Махидевран, которая за 5 лет до этого родила наследника Мустафу. Дабы упрочить свои позиции, она родила ещё Михримах Султан (1522), Шехзаде Абдуллу (1523), Шехзаде Селима (1524), Шехзаде Баязида (1525) и Шехзаде Джихангира (1531).
Хюррем Султан удалось убедить Кануни выйти за рамки традиций и жениться на ней, а Махидеврат отправить подальше – к сыну Мустафе в Манису, где он был наместником. После смерти Хафсы Султан в 1534 году, которая была гарантом сохранения династии и поддерживала строгую дисциплину в гареме, единственной хозяйкой стала Хюррем. Она привязала к себе Султана излишней чувственностью, эмоциональностью. Народ, который не понимал отношений Правителя и наложницы-рабыни, уверовал, что Хюррем Сулеймана приворожила.
Хюррем Султан надолго посадила мужа своей дочери Михримах – Дамат Рюстем Пашу в кресло визиря, дальше же она пыталась сделать так, чтобы один из её сыновей взошёл на престол. Именно поэтому она ответственна за то, что Султан Сулейман казнил визиря Ибрагим Пашу, который поддерживал Мустафу, Кара Ахмед Пашу и самого Шехзаде Мустафу.
После удушения наследника Мустафы Хюррем Султан умерла в 1558 году в возрасте за 50.

Борьба за престол

После смерти Хюррем Султан, наследник Баезид, которого Хюррем хотела бы видеть Султаном, и наследник Селим выступили друг против друга. Шехзаде Баезид, который проиграл борьбу, потому что Селима поддержал войсками Кануни, скрылся в Иране у Шаха Тахмаспа. После длительны торгов, Шах сдал Баезида людям Селима, которые сразу же убили его и его сыновей.
В 1566 году после смерти Кануни, последняя воля Хюррем Султан осуществилась: её сын Селим, похожий на неё как внешне, так и своим поведением, взошёл на престол и стал Султаном Османской Империи Селимом II.
Если охватить понятие «Женский Султанат», которое предложил один из популярных историков Ахмет Рефик Алтынай, как период, то он начался с Хюррем Султан и длился целое столетие:
«Период правления Султан (матушки Султана – прим. пер.) началось с супруги Кануни Хюррем Султан и длилось столетие во времена Нурбану, Сафие, Кёсем и Турхан Султан. Историки, начиная с 17-го века, среди основных факторов, повлиявших на упадок Империи, указывают «Женский Султанат».
Если мы возьмём это утверждение Халиля Иналджика (из предисловия к «Любовным письмам Османских Султанов») в качестве отправной точки для выведения понятия «Женский Султанат», то заметим одно несоответствие: Хюррем Султан умерла в 1558 году, её сын Селим взошёл на престол в 1566 году. И очевидно, что она не могла начать «Женский Султанат», поскольку никогда не правила как мать Падишаха.
Хюррем Султан дейтсвительно помешала своему пасынку Мустафе взойти на престол и повлияла на Кануни, чтобы он его задушил. Потому что если бы на престол взошёл Мустафа, её собственные сыновья были бы убиты, а она утратила свой статус. В таком случае разве можно считать попытки спасти своё положении и жизнь собственных сыновей «личными интересами»?

«Женский Султанат»: причина или следствие?

Начиная с Хюррем Султан, одна за одной следовало 4 женщины, которые сильно влияли на Султанов, дали название этому периоду как «Женский Султанат». Однако не стоит забывать, что «Женский Султанат» — это не причина упадка Османской Империи, это его следствие.
Кануни, после того, как захватил Венгрию и Багдад (1520-1566), во второй половине своего правления не совершал завоеваний, да и не мог. Через 250 лет после основания Османской Империи её границы достигли Римской Империи. На западе многолюдна Германия и Австрия; на востоке – Иран. Армия, вышедшая вначале лета из Стамбула, всё равно оставалась на расстоянии, невозможном для совершения захвата. Из-за того, что управление Империей полностью зависело от Султана, его пребывание долгое время вне Стамбула, который находился на одинаковом расстоянии от западный и восточных границ, вызывало проблемы. Европейцы тем временем совершенствовали способы защиты и оружие. Расходы на походы стали значительно превышать прибыль. На вопрос «Женский Султанат» породила Хюррем Султан?» мы можем дать ответ: «Его породил период окончания походов, на которых базировалась система завоевания необъятных просторов и получение огромной военной добычи».
Однако не стоит забывать, что Османская Империи, которая распалась на 24 государства, как подчёркивает Ильбер Ортайлы, всё же оставила значительный след в истории, точно Третий Рим.

Женщины «Женского Султаната»

Нурбану Султан – Хасеки сына Хюррем, Селима II. Когда сын стал наместником, Хюррем, следуя традициям, не поехала с ним, а осталась во дворце Топкапы. Нурбану быстро обкрутила Шехзаде, который остался совсем один. Когда же Селим взошёл на престол, она с лёгкостью прибрала к рукам гарем, так как на тот момент Хюррем уже умерла и Валиде Султан в гареме не было.

Сафие Султан – Хасеки сына Селима II, Мурада III. Она из венецианского рода Баффо, её отец был наместником на острове Корфу. Во время правления Мурада III Нурбану как Валиде Султан и Сафие как Хасеки постоянно воевали друг с другом.

Кёсем Султан – Хасеки внука Сафие, Ахмеда I. Нурбану и Сафие завоевали свой авторитет в гареме, когда их мужья были наместниками вдали от Стамбула. А Кёсем Султан наибольше власть получила во время правления своих сыновей Мурада IV и Ибрагима, пребывая в гареме в качестве Валиде.

Турхан Султан – мать Мехмеда IV. Боролась с Кёсем Султан. В свете этого Кёсем хотела посадить на трон другого наследника – Сулеймана, у которого мать была простушкой, вместо Мехмеда IV. В результате этой борьбы Турхан Султан убила Кёсем Султан и посадила её Мехмед IV продолжил своё правление.

© Аднан Нур Байкал, 2001

Анастасия-Роксолана была воспета не только в операх, балетах, книгах, портретах, но даже в телесериалах. Поэтому многие про нее слышали.

Анастасия.Хуррем

Анастасия Гавриловна Лисовская, или Роксолана, или Хуррем (1506-1558) – сначала была наложницей, а потом стала женой османского султана Сулеймана Великолепного. Почему ее нарекли именно этим именем Хуррем никто не знает, но по-арабски может значить «веселая, яркая», а вот по поводу Роксоланы – споры серьезные, восходит имя к русинам, русским – так звали всех обитателей Восточной Европы..

А где она родилась, точного расположения никто не знает. Возможно город Рогатин Ивано-Франковской области или город Чемеровцы Хмельницкой области. Когда она была маленькой ее похитили крымские татары и продали в турецкий гарем.

В гареме жизнь была нелегкая. Она могла умереть, либо бороться. Она выбрала борьбу и теперь известна всему миру. Все в гареме были готовы на все, лишь бы получить султанскую нежность. Все хотели выжить и поставить на ноги потомство. Жизнь Роксоланы-Насти хорошо известна всем, а вот про других рабынь, которые тоже могли вырваться из рабства информации мало.

Кезем Султан

Самая известная валиде-султан Кёзем-султан (1589-1651 годы), она была любимой наложницей султана Ахмета Первого. В годы недолгого девичества она была девушкой Анастасией, дочерью священника с греческого острова Тинос.

Она официально и единолично была во главе мусульманской империи в течение долги лет. Она быа жесткой женщиной, но и милосердие в ней тоже присутствовало – всех свои рабов она освобождала через 3 года.

Умерла она насильственной смертью, была задушена по приказу будущей султан-валиде главным евнухом гарема.

Хандан Султан

Валиде-султан была и Хандан (Ханьдань) Султан, жена султана Мехмеда III и мать султана Ахмеда I (1576-1605). Раньше она была Еленой, дочерью священника, тоже греческого.

Она была похищена в гарем, и пыталась всеми способами добраться к власти.

Нурбану Султан

Нурбану Султан (в переводе – «принцесса света», 1525-1583) была любимой женой султана Селима Второго (Пьяницы) и матерью султана Мурада Третьего. Она была благородного происхождения. Но это не остановило работорговцев похитить ее и доставить во дворец.

Когда умер ее супруг, она обложила его людом, чтобы дождаться, когда приедет ее сын и взойдет на трон.

Труп так пролежал 12 дней.

Нурбану была родственницей самых влиятельных и богатых людей в Европе, например, сенатор и поэт Джорджио Баффо (1694-1768 годы). Кроме того, она была родственницей правительницы Оттоманской Империи – Сафие Султан, которая была венецианкой по происхождению.

В то время многие греческие острова принадлежали Венеции. Они были родственницами и «по турецкой линии», и «по итальянской».

Нурбану вела переписки со многими правящими династиями, вела про-венецианскую политику, за что ее возненавидели генуэзцы. (Есть и легенда, что ее отравил генуэзский агент). Выстроили мечеть Аттик Валиде в честь Нурбану неподалеку от столицы.

Сафие Султан

Сафие-Султан родилась в 1550 году. Она была женой Мурада Третьего и матерью Мехмеда Третьего. В свободе и девичестве носила имя София Баффо, была дочерью правителя греческого острова Корфу и родственницей венецианского сенатора и поэта Джорджио Баффо.

Ее также похитили и доставили в гарем. Она вела переписки с европейскими монархами – даже королевой Великобритании Елизаветой Первой, которая даже подарила ей настоящий европейский экипаж.

Экскурсии по городу Сафие-Султан совершала в подаренном экипаже, подданные были потрясены таким поведением.

Она была родоначальницей всех последующих после нее турецких султанов.

В ее честь есть мечеть в Каире. А мечеть Турхан Хатис, которую она сама начала строить, закончила другая Валиде-Султан Надя из маленького украинского города. Ее похитили, когда ей было 12 лет.

Султанши из-за обстоятельств

Истории таких девочек нельзя назвать счастливыми. Но они не погибли, не просидели в заточении в самых дальних комнатах дворца, их не изгнали. Они сами стали править, это всем казалось невозможным.

Добились они власти жестокими способами, в том числе были и приказы на убийство. Турция для них является второй Родиной.

Всесултаны Османской империи и годы правленияисторией делятся на несколько этапов: от периода создания до образования республики. Эти временные периоды имеют практически точные границы в истории Осман.

Образование Османской империи

Считается, что основатели Османского государства прибыли в Малую Азию (Анатолию) из Средней Азии (Туркменистан) в 20-е годы XIII века. Султан турок-сельджуков Кейкубад II предоставил им для проживания районы у городов Анкара и Сегют.

Сельджукский султанат в 1243 году погиб под ударами монголов. С 1281 года к власти в выделенном туркменам владении (бейлике) приходит Осман, который проводит политику по расширению своего бейлика: захватывает малые города, провозглашает газзават – священную войну с неверными (византийцами и другими). Осман частично подчиняет территорию Западной Анатолии, в 1326 году берет город Бурса и делает его столицей империи.

В 1324 году Осман I Гази умирает. Похоронили его в Бурсе. Надпись на могиле стала молитвой, которую произносили османские султаны при вступлении на трон.

Продолжатели династии Османидов:

Расширение границ империи

В середине XV в. наступил период наиболее активного расширения империи Османидов. В это время во главе империи стояли:

  • Мехмед II Завоеватель – правил в 1444 - 1446 гг. и в 1451 - 1481 гг. В конце мая 1453 года захватил и разграбил Константинополь. Перенес в разграбленный город столицу. Софийский собор переделал в главный храм ислама. По требованию султана в Стамбуле разместились резиденции православных греческого и армянского патриархов, а также главный иудейский раввин. При Мехмеде II прекращена автономия Сербии, подчинена Босния, присоединен Крым. Смерть султана не позволила захватить Рим. Султан абсолютно не ценил человеческую жизнь, но писал стихи и создал первый поэтический дуван.

  • Баязид II Святой (Дервиш) – правил с 1481 по 1512 гг. Практически не воевал. Прекратил традицию личного султанского руководства войсками. Покровительствовал культуре, писал стихи. Умер, передав власть сыну.
  • Селим I Грозный (Беспощадный) – правил с 1512 по 1520 гг. Начал правление с уничтожения ближайших конкурентов. Жестоко подавил восстание шиитов. Захватил Курдистан, запад Армении, Сирию, Палестину, Аравию и Египет. Поэт, стихи которого впоследствии издавались германским императором Вильгельмом II.

  • Сулейман I Кануни (Законодатель) – правил с 1520 по 1566 гг. Раздвинул границы до Будапешта, верховьев Нила и Гибралтарского пролива, Тигра и Евфрата, Багдада и Грузии. Провел множество государственных реформ. Последние 20 лет прошли под влиянием наложницы, а затем жены Роксоланы. Наиболее плодовит среди султанов в поэтическом творчестве. Умер во время похода в Венгрию.

  • Селим II Пьяница – правил с 1566 по 1574 гг. Присуще было пристрастие к алкоголю. Талантливый поэт. В это правление произошел первый конфликт Османской империи с Московским княжеством и первое крупное поражение на море. Единственное расширение империи – захват о. Кипр. Умер от удара головой о каменные плиты в бане.

  • Мурад III – на троне с 1574 по 1595 гг. «Любитель» многочисленных наложниц и коррупционер, который практически не занимался управлением империей. При нем захвачен Тифлис, имперские войска добрались до Дагестана и Азербайджана.

  • Мехмед III – правил с 1595 по 1603 гг. Рекордсмен по уничтожению конкурентов на престол – по его приказу умерщвлены 19 братьев, их беременные женщины и сын.

  • Ахмед I – правил с 1603 по 1617 гг. Правление характеризуется чехардой высших чиновников, которые часто сменялись по желанию гарема. Империя потеряла Закавказье и Багдад.

  • Мустафа I – правил с 1617 по 1618 гг. и с 1622 по 1623 гг. Считался святым за слабоумие и лунатизм. 14 лет просидел в темнице.
  • Осман II – правил с 1618 по 1622 гг. Возведен на престол в 14 лет янычарами. Был паталогически жесток. После поражения под Хотином от запорожских казаков, за попытку побега с казной убит янычарами.

  • Мурад IV – правил с 1622 по 1640 гг. Ценой большой крови навел порядок в корпусе янычар, уничтожил диктатуру визирей, очистил суды и госаппарат от коррупционеров. Вернул в состав империи Эривань и Багдад. Перед смертью приказал убить своего брата Ибрахима – последнего из Османидов. Умер от вина и лихорадки.

  • Ибрахим – правил с 1640 по 1648 гг. Слабый и безвольный, жестокий и расточительный, падкий до женских ласк. Смещен и задушен янычарами при поддержке духовенства.

  • Мехмед IV Охотник – правил с 1648 по 1687 гг. Провозглашен султаном в 6 лет. Истинное управление государством осуществляли великие визири, особенно в первые годы. В первый период правления империя усилила свою военную мощь, завоевала о. Крит. Второй период был не столь удачным – проиграна битва при Сен-Готарде, не взята Вена, бунт янычар и свержение султана.

  • Сулейман II – правил с 1687 по 1691 гг. Возведен на престол янычарами.
  • Ахмед II – правил с 1691 по 1695 гг. Возведен на престол янычарами.
  • Мустафа II – правил с 1695 по 1703 гг. Возведен на престол янычарами. Первый раздел Османской империи по Карловицкому мирному договору в 1699 г. и Константинопольский мирный договор с Россией в 1700 г.

  • Ахмед III – правил с 1703 по 1730 гг. Укрывал гетмана Мазепу и Карла XII после Полтавской битвы. В его правление проиграна война с Венецией и Австрией, потеряна часть владений в Восточной Европе, а также Алжир и Тунис.

женский султанат оман, женский султанат айюбидов
Эпоха Кёпрюлю

Султанат женщин

Эпоха тюльпанов

Упадок Османской империи (1828-1908)

Танзимат

Распад Османской империи (1908-1922)

Эпоха второй Конституции

Раздел Османской империи

Портал «Османская империя»

Женский султанат или Султанат женщин (тур. Kadınlar saltanatı, осман. قادينلر ساطنتي‎) - период в истории Османской империи, когда женщины оказывали большое влияние на государственные дела. Началом женского султаната принято считать 1550 год, а окончанием - 1656 год.

  • 1 Происхождение и концепция термина
  • 2 История
  • 3 Представительницы
    • 3.1 Хюррем
    • 3.2 Нурбану
    • 3.3 Сафийе
    • 3.4 Кёсем
    • 3.5 Турхан
  • 4 Причины окончания женского султаната
  • 5 Оценка влияния
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Происхождение и концепция термина

Термин «женский султанат» ввёл турецкий историк Ахмет Рефик Алтынай в 1916 году в своей книге с одноимённым названием, в которой он рассматривал женский султанат как причину упадка Османской империи.

Лесли Пирс также рассматривает женский султанат с этой точки зрения, однако указывает на ряд предубеждений. Причиной этих предубеждений была негативная мысль, что женщина не может стоять во главе исламского государства. Пирс пишет, что шейх-уль-ислам Джафер Мустафа Сунуллах Эфенди в 1599 году жаловался на вмешательство женщин в политические дела. С тех пор период после окончания правления Сулеймана Великолепного (период застоя и следующий за ним период упадка) считается негативным последствием именно правления женщин. Однако Лесли Пирс отмечает, что после окончания женского султаната в 1656 году упадок империи вовсе не замедлился, а даже наоборот ускорился. И действительно, Лесли Пирс, Ильбер Ортайлы и ряд других историков связывают поражение в Венской битве в 1683 году, произошедшее после окончания султаната женщин, с упадком Османской империи. Что же касается самого женского султаната, то он скорее явился следствием, нежели причиной упадка. Управление империей требовало от султана длительного пребывания в столице: эра завоеваний Кануни была близка к завершению уже во второй половине его правления, поскольку границы Османского государства достигли Рима, Германии, Австрии и Персии, равноудалённых от Стамбула. Армия, вышедшая в начале лета в поход, всё равно оставалась на расстоянии, невозможном для совершения захвата. Походы стали невыгодны в финансовом плане.

Сегодня термин «женский султанат» в основном используется для обозначения периода, в котором женщины были к власти гораздо ближе, чем в любой другой период османской истории. Так или иначе османские женщины имели несоизмеримо меньше власти и были дальше от абсолютизма, чем европейские женщины того времени (например Екатерина II или Елизавета I).

История

В Османской империи, в отличие от других монархий, женщины не допускались к управлению страной. К тому же султаны официальному браку предпочитали жён-наложниц. Делалось это, вероятно, для того, чтобы не допустить излишнего влияния на султана.

Сулейман Кануни отменил это правило, когда сделал своей законной женой Хюррем Султан. На смену Хюррем пришли две хасеки, ставшие впоследствии валиде: сначала Нурбану, а затем Сафийе (которая не была официальной женой), оказывавшие большое влияние сначала на мужей (Селим II и Мурад III), а затем и на малолетних сыновей (Мурад III и Мехмед III), при которых были регентами до их совершеннолетия. Считается также, что Михримах тоже оказывала влияние на брата. Пика своей власти султанат женщин достиг при правлении Кёсем Султан, ставшей валиде сразу при двух султанах - Мураде IV и Ибрагиме I, а также после смерти Ибрагима влиявшей на внука. Этот период окончился убийством Кёсем, на смену ей пришла мать Мехмеда IV Турхан Султан, пробывшая валиде 35 лет. Именно по инициативе Турхан в 1656 году на пост великого визиря был назначен Мехмед Кёпрюлю. Именно это назначение и стало концом женского султаната.

Прекращение правления женщин в Османской империи вовсе не означает и прекращение их влияния на управление. Как и ранее валиде продолжали заниматься благотворительностью. Кроме влияния на политику они занимались строительством мечетей, школ, больниц; также они имели большие доходы, которыми распоряжались самостоятельно. Ярким примером тому служат две последних валиде: Безмиалем Султан и Пертевниял Султан. Однако по сравнению с периодом султаната женщин (особенно с периодом правления Кёсем) их влияние на внутреннюю и внешнюю политику было весьма незначительным.

Представительницы

Хюррем

Женщиной, заложившей основы женского султаната, считается Хюррем Султан. Впервые за несколько веков султан женился на своей наложнице. 1534 году умерла валиде Хафса Султан. Ещё до этого, в 1533 году, вместе с сыном Мустафой, который достиг совершеннолетия, в Манису отправилась давняя соперница Хюррем - Махидевран. марте 1536 года великий визирь Ибрагим-паша, ранее опиравшийся на поддержу Хафсы, был казнён по приказу султана Сулеймана, а его имущество конфисковано. Смерть валиде и казнь великого визиря открыли Хюррем дорогу для укрепления собственной власти.

Султан Сулейман, проводивший большую часть времени в походах, информацию о ситуации во дворце получал исключительно от Хюррем. Сулейман, ранее опиравшийся на переписку с матерью, сделал своим политическим советником Хюррем. Кроме того Хюррем Султан принимала иностранных послов, отвечала на письма иностранных правителей, влиятельных вельмож и художников. По её инициативе в Стамбуле построено несколько мечетей, баня и медресе.

Одним из последствий влияния Хюррем на султана считается казнь Мустафы в 1553 году. Таким образом Хюррем добилась власти не только для себя, но и для своего сына Селима.

Нурбану

Нурбану была первой валиде-султан периода султаната женщин. Она начала своё возвышение ещё при жизни мужа. Селим в самой Османской Империи получил прозвище «Пьяница», из-за своего увлечения потреблением вина, однако пьяницей в прямом смысле слова не был. И всё же государственными делами занимался Мехмед Соколлу, который попал под влияние Нурбану. Роль Нурбану возросла, когда на престол взошёл её сын Мурад III. Он мало занимался государственными делами, предпочитая гаремные наслаждения. При нём большую роль в политике стали играть женщины из султанского гарема, в частности сама Нурбану и его наложница Сафийе. Возглавляемые ими придворные группировки плели интриги друг против друга, а также против многих высших сановников, часто добиваясь их смещения и казни. При Мураде III значительно увеличилась коррупция, стали нормой взяточничество и кумовство.

Сафийе

Влияние Сафийе резко возросло после смерти Нурбану. Авторитет Сафийе был велик, в отчёте за 1590 год венецианец Джованни Моро писал: «она имеет власть как мать принца, иногда она вмешивается во внутренние дела государства, она очень уважаема в этом, его высочество к ней прислушивается и считает её рассудительной и мудрой».

Ко времени правления Мурада то, что ещё два поколения назад было вызывающим нарушением традиций, стало органической частью жизни двора. За этот период сложился новый династический институт, в котором одну из решающих ролей в государстве играла мать старшего сына султана и наследника престола. Сафийе играла роль, сравнимую с ролью королев в европейских государствах, и даже рассматривалась европейцами в качестве королевы. 1595 году Мурад III скончался, его место занял сын Сафийе Мехмед III. Сафийе как валиде-султан имела огромную власть и огромное влияние на сына.

После Сафийе одна за другой шли три валиде (Хандан Султан, Алиме Султан и Махфируз Хадидже Султан), не сыгравшие большой роли в истории, поскольку пребывали в должности регента короткий срок (по 2 года каждая).

Кёсем

Кёсем не была первой фавориткой султана, как не была она и матерью его старшего сына. 1604 году у Ахмеда родился сын Осман. Его матерью была гречанка Махфируз, не имевшая большого влияния, даже будучи валиде при Османе. Кёсем имела множество детей от султана, что и позволило ей достичь такой высоты при дворе. Абсолютно точно её сыновьями были султаны Мурад IV и Ибрагим I, а также шехзаде Касим, а дочерьми - Айше, Фатма и Ханзаде. Вероятно, её детьми были также Сулейман и Гевхерхан. Кёсем выдала своих дочерей за влиятельных государственных деятелей, которые пользовались её поддержкой и фактически составляли её партию.

Посол Кристофор Вальер в 1616 году писал о Кёсем: «Она может делать всё с королём, что ей заблагорассудится, и полностью владеет его сердцем, ей никогда ни в чём нет отказа». Посол Контрарини, тем не менее, отмечал, что она «с великой мудростью сдерживает себя от того, чтобы говорить слишком часто о важных вопросах и государственных делах». Подобная осмотрительность была направлена на то, чтобы не лишиться благоволения султана, который не собирался зависеть от женщин.

Во время правления Ахмеда Кёсем не имела особого влияния в политической сфере. После смерти султана в 1617 году на трон посадили его брата Мустафу I, который вопреки традициям османского двора не был убит в тот момент, когда его старший брат взошёл на престол. Подобный факт объясняют тем, что Мустафа был умственно отсталым или, по крайней мере, страдал расстройством психики, а также заботой о судьбе династии (когда Ахмед стал султаном, у него ещё не было детей, а значит его смерть грозила прервать династию). Согласно некоторым данным (происходящим, как обычно, от венецианских послов), Мустафу от смерти спасла Кёсем, которая надеялась тем самым спасти и своих детей от весьма вероятного убийства.

Кёсем была отправлена в старый дворец. Уже в следующем году Мустафа был смещён, хотя и не был убит. Султаном стал 14-летний сын Ахмеда Осман, в целом успешное правление которого прервалось в 1622 году, когда в результате мятежа янычар он был схвачен и убит. Султаном снова стал Мустафа, хотя он и заявлял о нежелании править.

В следующем году в результате очередного государственного переворота на престоле оказался Мурад. Так как подозрение в организации переворота и пролитии крови султана пало на Кёсем, ей пришлось оправдываться перед судьями. Будучи матерью нового падишаха, Кёсем возвысилась до ранга валиде и переехала из старого дворца в дворец Топкапы. Мурад IV стал султаном в возрасте всего одиннадцати лет, в связи с чем до 1632 года фактически вся власть была в руках у Кёсем и её партии. Сама Кёсем официально носила титул регента.

После смерти не имевшего детей Мурада IV в 1640 году ему наследовал единственный из доживших до этого времени братьев - Ибрагим. первые годы его правления власть снова находилась в руках Кёсем. дальнейшем отношения между матерью и сыном испортились. После очередного устроенного янычарами переворота и убийства Ибрагима в 1648 году роль Кёсем снова возросла - на трон был посажен Мехмед, сын Ибрагима от одной из жён - Турхан. Первые годы правления Мехмеда ознаменовались бесконечными интригами на фоне противостояния Кёсем и Турхан. 1651 году Кёсем была убита, в её смерти часто обвиняют Турхан.

Турхан

Турхан является последней валиде периода султаната женщин. Ибрагим умер, когда его старшему сыну было всего 6,5 лет. С правлением Мехмеда Турхан должна была получить титул валиде. Однако из-за своей молодости и неопытности Турхан не стала валиде, а её место заняла Кёсем. Вместе с восстановлением титула Валиде Кёсем получила и титул регента при малолетнем султане. Но Турхан оказалась слишком честолюбивой женщиной, чтобы потерять такую высокую должность без борьбы. 1651 году Кёсем была убита, в её смерти часто обвиняют Турхан. Со смертью своей конкурентки Турхан стала валиде. Как регент, она руководила огромной Османской империей до совершеннолетия своего сына. Именно по её инициативе великим визирем стал Мехмед Кёпрюлю.

Турхан была большим «строителем» империи. Её первый проект начался в 1658 году. Турхан построила две крепости вблизи входа в Дарданеллы. Этот проект поставил Турхан на ту же ступень, что и Мехмеда Завоевателя и других султанов, которые построили крепости в том же самом районе. Однако наибольшего признания Турхан добилась, достроив в Стамбуле Новую Мечеть. Строительство этой мечети начала Сафийе Султан. После завершения строительства в 1665 г. комплекс, в который входила не только мечеть, но и школа, общественные бани, рынок и кладбище, получил славу первой Имперской мечети, построенной женщиной.

Причины окончания женского султаната

После свержения Мехмеда IV на трон взошёл его брат Сулейман II. Он и последующие султаны оказывались на троне уже в зрелом возрасте. Таким образом, необходимость в валиде-регенте отпала сама собой. К тому же к моменту восшествия сына на престол валиде либо были мертвы, либо были в преклонном возрасте, не позволявшем им вмешиваться в дела государства. Влияние и значимость валиде ослабли.

К тому же с возвышением Кёпрюлю ведение большинства дел было передано великому визирю и другим сановникам. На смену женскому султанату пришла эра семейства Кёпрюлю.

Оценка влияния

Основания для нелюбви к правящим женщинам были не беспочвенны. Бывшие когда-то рабынями и возвысившиеся до статуса валиде женщины-регенты зачастую не были готовы вести политические дела. их обязанности входило назначение на важные государственные должности, такие как должность великого визиря и главы янычар. Полагаясь на своих приближённых, султанши часто делали ошибки. султанате процветало кумовство. Женщины основывали выбор протеже не на их способностях или преданности династии, а на этнической лояльности. Другой причиной послужила частая смена великих визирей. Продолжительность их пребывания на посту в начале XVII века составляла в среднем чуть больше года. И как следствие в управлении империей возникла политическая раздробленность и хаотичность.

С другой стороны, женское правление имело и свои положительные стороны. Оно позволило сохранить имевшийся монархический порядок, основывавшийся на принадлежности к одной династии всех султанов. Личные недостатки или некомпетентность султанов (таких как душевнобольной Мустафа I, жестокий Мурад IV и полубезумный и расточительный Ибрагим I) компенсировались силой их женщин или матерей. Женский султанат ослабил власть султана, сделал её более кооперативной и бюрократичной.

См. также

  • Список матерей султанов Османской империи
  • Хасеки
  • Валиде-султан

Примечания

  1. 1 2 İlber Ortaylı. Tarihimiz ve Biz. - Timaş. - 119 с.
  2. İlber Ortaylı. Son İmparatorluk Osmanlı. - İstanbul: Timaş, 2012. - С. 78. - 208 с. - ISBN 975-263-490-7.
  3. Ahmet Refik Altınay. Kadınlar Saltanatı. - Tarih Vakfı Yayınları, Mayıs 2005. - ISBN 975-333-192-4.
  4. Leslie P. Peirce. The Imperial Harem. Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. - Oxford University Press, 1993. - ISBN 978-0-19-508677-5.
  5. Женский Султанат (1541-1687)
  6. Caroline Finkel. Osman"s dream: the story of the Ottoman Empire, 1300-1923. - John Murray Publishers Ltd, 2005. - ISBN 0-7195-5513-2.
  7. Lucienne Thys-Senocak. Ottoman Women Builders: The Architectural Patronage of Hadice Turhan Sultan (Women and Gender in the Early Modern World). - Ashgate Publishing, 2007. - ISBN 0-7546-3310-1.
  8. Rüknü Özkök - Mustafa Barış Özkök. Malazgirt"ten Dumlupınar"a. - С. 150. - ISBN 978-605-111-252-7.
  9. Закон Фатиха и Женский Султанат
  10. Peirce L. P. The Imperial Harem: Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. - New York: Oxford University Press, 1993. - P. 94.
  11. Peirce L. P. The Imperial Harem: Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. - New York: Oxford University Press, 1993. - P. 95.
  12. 1 2 Peirce L. P. The Imperial Harem: Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. - New York: Oxford University Press, 1993. - P. 105.
  13. Peirce L. P. The Imperial Harem: Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. - New York: Oxford University Press, 1993. - P. 106.
  14. Фрили Дж. Тайны османского двора. Частная жизнь султанов. - Смоленск: Русич, 2004. - С. 172.
  15. Rüknü Özkök - Mustafa Barış Özkök. Malazgirt"ten Dumlupınar"a. - С. 182,183. - ISBN 978-605-111-252-7.
  16. Gelişim Hachette Ansiklopedisi. - Т. 9. - С. 3096.
  17. Josef Matuz. Das Osmanische Reich. Grundlinien seiner Geschichte. - Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2008. - С. 136, 169.
  18. Daniel Goffman. The Ottoman empire and early modern Europe. - Cambridge: Cambridge University Press, 2004. - С. 63.

Литература

  • Lord Kinross. Osmanlı İmparatorluğu"nun Yükselişi ve Çöküşü. - İstanbul: Altın Kitaplar, 2008. - 233, 274, 296-304 с.
  • Prof Yaşar Yücel-Prof Ali Sevim. Türkiye tarihi. - İstanbul: Atatürk Kültür Dil ve tarih Yüksek Kurumu yayınları. - Т. 2. - С. 298.
  • Prof Yaşar Yücel-Prof Ali Sevim. Türkiye tarihi. - İstanbul: Atatürk Kültür Dil ve tarih Yüksek Kurumu yayınları. - Т. 3. - С. 18, 29, 42, 106-109.
  • Jean Paul Roux (Türkçesi:Prof Aykut Kazancıgil, Lale Aslan Özcan). Türklerin Tarihi. - İstanbul: Kabalcı yayınevi, 2004. - С. 403.
  • Encyclopaedia Britannica. - Expo 70 ed., William Benton pub. - Т. 19(стр. 876), 13(стр. 478), 22 (стр. 274).

Ссылки

  • Osmanlı Devleti’nde Kadınlar Saltanatı
Портал «Османская империя» · Портал «Турция»

женский султанат айюбидов, женский султанат бруней, женский султанат казань, женский султанат оман