Современные писатели фантастики. «Звёздный десант», Роберт Хайнлайн

Научная фантастика - это книги о воображаемых мирах. Этот жанр заставляет писателей и читателей выходить за рамки собственной вселенной и чаще всего рассматривает вопросы о нравственности, войне или семейных ценностях.

Лучшие научно-фантастические произведения дают также представление о последствиях инноваций, демонстрируя бесконечные возможности того, что может случиться, когда мы раздвинем границы науки. Предлагаем вашему вниманию список лучших таких книг с сайта «Reddit». Согласны ли вы с мнением пользователей сайта? Свои ответы можете оставить в комментариях.

Восстаньте из праха

В романе «Восстаньте из праха» описана достаточно простая идея: что будет, если каждый, кто когда-либо жил на Земле, воскреснет? Шедевр Фармера, открывающий цикл «Мир реки», повествует о взаимодействии и приключениях как вымышленных персонажей, так и важнейших исторических деятелей.

Пыточных дел мастер

«Пыточных дел мастер» - это первый роман цикла Вулфа «Книга Нового Солнца», рассказывающий о Северьяне, подмастерье Гильдии Палачей. Северьяна отправляют в ссылку за предательство, которое он совершил, когда помог своей любимой женщине покончить с собой. Так начинается его путешествие, в ходе которого он ищет ответы на вопросы о реальности и здравом смысле.

Анафем

Автор - Нил Стивенсон

Роман Стивенсона «Анафем» повествует об обществе, загоняющем интеллектуалов в специальные монастыри, чтобы те сосредотачивались исключительно на исследованиях во имя науки. Тем не менее, границы между монастырями и светским обществом постепенно стираются в ходе непредвиденного кризиса, который может коснуться каждого.

Космический Апокалипсис

Когда богатый археолог и учёный Дэн Силвест в 2251-м году обнаруживает, что древняя цивилизация на планете Ресургем была таинственным образом уничтожена, он начинает опасаться, что человечество постигнет та же участь.

В «Космическом Апокалипсисе» параллельно ведутся несколько линий повествования, причём некоторые происходили за годы или даже десятилетия до начала других.

Левая рука тьмы

Считающийся одним из первых крупных романов так называемой женской научной фантастики, «Левая рука тьмы» рассказывает о попытках человека убедить расу бесполых пришельцев присоединиться к межгалактическому альянсу.

Описанные Ле Гуин гетенцы и их постоянно холодная планета Гетен (Gethen), что в переводе означает «Зима» - это взгляд на мир, лишённый обычной человеческой двойственности.

Я, робот

Возможно, поклонникам Уилла Смита будет интересно узнать о первоисточнике: именно Азимов написал десять новелл о футуристических отношениях между роботами и людьми.

Центральное место в романе «Я, робот» занимают сформулированные Азимовым три закона робототехники - набор правил для обеспечения безопасности в его вымышленной реальности, которые писатель неоднократно использует и в других своих романах.

Сирены Титана

Возможно, самым известным произведением Воннегута можно назвать «Бойню № 5», но на втором месте окажется роман «Сирены Титана»: на Титане находится инопланетянин, по воле случая принимающий решения обо всех событиях на планете Земля, от войны до установления нравственных принципов, и становящийся, в конце концов, едва ли не целью существования человечества.

Контакт

Годы спустя после своего появления на телеэкранах Америки в программе PBS «Космос» Саган опубликовал роман «Контакт», в котором Земля получает несколько сообщений от внеземных существ.

Многие из сообщений написаны на международном языке математики, что позволяет людям общаться и, в конечном итоге, взаимодействовать с представителями инопланетной жизни.

Красный Марс

В первом романе из цикла «Марс» человечество только начинает освоение Красной планеты - Марс подлежит терраформированию для последующей колонизации.

Вся трилогия охватывает период в несколько веков. В центре внимания - несколько десятков глубоко проработанных персонажей. Книга пытается дать ответы на вопросы о научных, социологических и, возможно, этических последствиях освоения Марса людьми.

Звезда Пандоры

В мире, где сотни планет связаны рядом червоточин, астроном Дадли Боус обнаруживает исчезновение пары звёзд на расстоянии тысячи световых лет от Земли. Начинается исследование этого феномена.

Также в книге описаны некие «хранители индивидуальности» - культ, саботировавший миссию Боуса и манипулирующий сущностью под названием Старфлайер.

Мошка в зенице Господней

В 3016-м году Вторая Империя Человечества охватывает сотни звёздных систем. Это стало возможно благодаря изобретению технологии «Олдерсон Драйв», позволяющей преодолевать гигантские расстояния на скорости, превышающей скорость света. Пока что человечество ни разу не столкнулось с расой других разумных существ.

И вдруг около далёкой звезды Мот обнаружилась инопланетная раса. Люди рады так называемым мошкитам, но мошкиты скрывают тёмную тайну, довлеющую над их цивилизацией в течение миллионов лет.

Страсти по Лейбовицу

Прошло 600 лет после ядерной катастрофы. Монах из ордена святого Лейбовица открывает технологию великого святого, что может стать ключом к спасению человечества - отказу от бомбоубежищ и основой для атомной бомбы.

В книге рассказывается о том, как человечество заново выбирается из тёмных веков, но потом вновь сталкивается с ужасами ядерной войны.

Эксцессия

Два тысячелетия назад чёрная звезда под названием Эксцессия таинственным образом появились на краю космоса. Звезда была старше Вселенной и таинственным образом исчезла.

Теперь она вернулась, и дипломат Бир Генар-Хофен должен раскрыть тайну потерянного солнца, в то время как его раса находится в состоянии войны с опасной инопланетной цивилизацией.

Звездный десант

Автор - Роберт Хайнлайн

В «Звездном десанте» рассказывается о Хуане Рико, решившем присоединиться к военным силам Земли для борьбы с инопланетным врагом. Книга рассказывает о строгой подготовке солдат в военном лагере, а также о психологическом состоянии призывников и командиров флота.

Один из первых великих научно-фантастических романов, «Звездный десант» вдохновил многих других писателей на создание военных научно-фантастических романов. Например, мотивы Хайнлайна прослеживаются в романе Джо Холдемана (Joe Haldeman) «Бесконечная война».

Мечтают ли андроиды об электроовцах?

Автор - Филип Дик

По роману «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» снят культовый фильм «Бегущий по лезвию». В 2021-м году, после того, как в ходе мировой войны погибли миллионы людей, целые виды живых существ были обречены на вымирание. Так что всё, что осталось - создать искусственные копии исчезающих видов: лошадей, птиц, кошек, овец… и человека.

Андроиды настолько естественны, что их почти невозможно отличить от настоящих людей. Но охотник за головами Рик Декарт (Rich Deckards) пытается сделать именно это - выследить андроидов, а затем убить их.

Мир-Кольцо

«Мир-кольцо» - история 200-летнего человека Луиса Ву, который отправляется в экспедицию для исследования незнакомого мира со своей 20-летней коллегой Тилой Браун и двумя инопланетянами.

Книга рассказывает об их приключениях в Мире-кольце - огромном таинственном артефакте длиной около 966 млн км, вращающемся вокруг звезды, о том, как люди пытаются раскрыть секреты этого мира - и сбежать.

2001: Космическая одиссея

Автор - Артур Кларк

Лучшие учёные Земли сотрудничают в исследовании с суперсовременным компьютером «HAL 9000», но сделанная по образу и подобию человеческого мозга машина оказывается способной на чувство вины, неврозы… и даже убийства.

Бесконечная война

Написанная ветераном Вьетнамской войны как аллегория войны во Вьетнаме, «Бесконечная война» рассказывает историю солдата Уильяма Манделлы, вынужденного пойти в армию и покинуть Землю для борьбы с таинственной инопланетной расой Торанами.

Но из-за временных искажений дорога солдат занимает десять субъективных лет, в то время как на Земле проходит целых 700 лет. И Манделла в итоге возвращается на совершенно другую планету.

Лавина

Хиро Протагонист может казаться всего-навсего доставщиком пиццы в футуристическом Лос-Анджелесе, но в Метавселенной он - известный хакер и воин-самурай.

Когда новый наркотик, известный как «Лавина», начинает убивать его друзей-хакеров в Метавселенной, Хиро приходится выяснить, откуда взялся опасный наркотик.

Нейромант

Кейс, бывший хакер и кибер-вор, потерял способность входить в киберпространство. Но однажды его способности возвращаются к нему в результате чудесного стечения обстоятельств. Его нанимает таинственный человек по имени Армитидж, но по ходу миссии Кейс обнаруживает, что кто-то - или что-то - продолжает дёргать за ниточки.

«Нейромант» был первым романом, удостоившимся трёх главных научно-фантастических премий: Хьюго, Небьюлы и Премии Филипа К. Дика.

Гиперион

Роман, получивший премию Хьюго, является первой книгой из цикла о семи путешественниках, отправившихся на чужую планету, чтобы найти таинственного монстра по имени Шрайк и спасти человечество от неминуемой гибели.

Ходят слухи, что если остаться в живых после встречи со Шрайком, то будет исполнено одно желание. Галактика находится в преддверии войны и Армагеддона, и семь паломников - последняя надежда человечества.

Основание

Действие «Основания» происходит в настолько далёком будущем, что люди забыли Землю и живут теперь во всей галактике.

Вроде бы всё хорошо, но учёный Гарри Селдон предсказывает, что Империя вот-вот рухнет, и человечество откатится примерно на 30 тысяч лет назад, в новые тёмные века. Он придумывает схему для сохранения знаний о человеческой расе в энциклопедии, чтобы вновь создать империю
на протяжении ряда поколений.

Игра Эндера

Эндрю «Эндер» Виггин считает, что был выбран для подготовки к бою с инопланетной расой. Его подготавливают к управлению флотом с помощью компьютерной игры, имитирующей военные действия. На самом деле этот мальчик - военный гений Земли, и именно ему предстоит схватиться с «жукерами».

В первой книге цикла «Игра Эндера» Эндеру всего шесть лет, и мы можем узнать о первых годах его обучения.

Автостопом по галактике

В первой книге цикла Артур Дент узнаёт от своего друга Форда Префекта, секретного сотрудника компании-производителя межзвёздного путеводителя «Автостопом по галактике», что Земля вот-вот будет уничтожена.

Друзья сбегают на инопланетном космическом корабле, и в книге рассказывается об их странных путешествиях по Вселенной. Также роман наполнен цитатами из непосредственно путеводителя, например, «Полотенце - это, пожалуй, самая ценная вещь для автостопщика».

Дюна

Ни один подобный список не будет полным без упоминания «Дюны» Фрэнка Герберта, по сути, являющейся для научной фантастики тем же, что и «Властелин колец» для фэнтези.

Герберт создал историю о политике, истории, религии и экологических системах феодальной межзвёздной империи. Попавший на пустынную планету Арракис Пол Атрейдес превращается в таинственную религиозную фигуру - Муад’Диба. Он намерен отомстить за убийство своего отца, для чего развязывает революцию, в ходе которой восходит на императорский трон.

451 градус по Фаренгейту

Антиутопический роман повествует о жизни пожарного, цель работы которого заключается не в тушении огня, а в его разжигании. Гай Монтэг стоит на страже создания идеального мира без чтива, где написана, по мнению государства, ненужная противоречивая информация для современного человека.

Сжигание книг для вечернего прочтения, религиозных, учебников превращается в некий ритуал очищения. Человека, найденного за книгой, отбирают собственное жилище струёй пламени. Лишенное эмоций, чувств и переживаний, население этого мира спешит домой, к интерактивному телевизору, вещающий пустые телепередачи. Эти люди видят смысл лишь в покупке очередной ненужной вещи.

Главный герой, по мере развития рассказа, встречает всё больше людей, которые прибегают к разнообразным методам противостояния власти. Постепенно и сам Гай Монтэг начинает коллекционировать сохранившиеся драгоценные книги.

1984

Министерство Правды – один из главных органов надзора, управляющий книгопечатными изданиями. Здесь работники тщательно трудятся над фальсификацией и искажением реальных событий. В газетах пишется только то, что людям хотелось бы прочесть. Основной упор делается на корректировке пропагандистских статей. Даже дети клевещут на собственных родителей из-за идейной невыдержанности.

Протагонист романа – Уинстон Смит – занимается подтасовкой исторических фактов, переписыванием старых новостей, корректирует литературу согласно действующему курсу. Теперь невозможно оспорить то, что в какие-то моменты в истории было как-то иначе – доказательств нет. Сам Уинтсон только делает вид, что является сторонником Партии, а в глубине души ненавидит и относится скептически ко всему.

Главный герой начинает вести дневник, в котором он выплёскивает все эмоции, наперекор тому, что это может привести к каторге или даже смерти. Вскоре Уинстон понимает, что он – не единственный работник в министерстве, чьи взгляды противостоят нынешней власти, и кто также привык носить маску добропорядочного гражданина, довольного своим положением.

11/22/63

Убийство президента Джонна Кеннеди – самое громкое, загадочное и противоречивое событие прошлого века. До сих пор доподлинно неизвестно, кто приложил руку к этой трагедии, а существуют лишь теории, так и оставшиеся не доказанными.

Автор книги предлагает свою версию произошедшего и отправляет в путешествие в мир учителя английского языка Джейкоба Эппинга. На долю главного героя выпадает непростая миссия – спасение 35-го президента Соединённых Штатов Америки.

Эл Темплтон настаивает на встрече с Джейком, в которой делится информацией о скрытом временном портале в подпольном помещении. Эл предлагает главному герою завершить это дело, так как сам он находится при смерти. Есть несколько ограничений путешественника во времени. Основным условием остаётся то, что в независимости от пребывания в прошлом, в настоящем проходит пара минут.

Протагонист романа получает в «наследство» охапку денег того времени, фальшивые документы, а также букмекерские выигрышные ставки. Джейкобу нужно выяснить, кто действительно стоял за убийством Кеннеди и как всё было подстроено.

Составление сотни наиглавнейших фантастических книг потребовало от нашей редакции куда больших усилий, чем аналогичные списки игр, фильмов и сериалов. Неудивительно, ведь книги - основа основ всей мировой фантастики. Каки прежде, основным критерием для нас было значение того или иного произведения для мировой и отечественной фантастики. В наш список попали лишь те книги и циклы, которые стали общепризнанными столпами фантастической литературы или оказали значительное влияние на развитие отдельных фантастических направлений. При этом мы не пошли на поводу у соблазна приписать основной вклад в фантастику англоязычным авторам: почти пятую часть нашего перечня занимают книги отечественных мастеров слова. Итак, перед вами те 100 книг, которые, по мнению «МФ», любой уважающий себя поклонник фантастики прочесть попросту обязан!

Предтечи фантастики

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Книга английской леди, супруги известного поэта, написанная «на спор». У Перси Шелли и его друга Байрона ничего не получилось, а 20-летняя девушка сочинила один из самых знаменитых «готических» романов. Но одной готикой дело не ограничилось! История швейцарского ученого Виктора Франкенштейна, который с помощью электричества научился оживлять мертвые ткани, считается первым по-настоящему научно-фантастическим произведением.

Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»

Жюль Верн «Двадцать тысяч лье под водой»

Одна из самых знаменитых книг «отца-основателя» НФ. Конечно, рядом можно поставить еще несколько его романов - «Путешествие к центру Земли», «С Земли на Луну», «Робур-завоеватель», однако именно «20 тысяч...» объединяет в себе сбывшиеся научно-технические предсказания, увлекательный авантюрный сюжет, познавательность и яркого персонажа, чье имя стало нарицательным. Кто не знает капитана Немо и его «Наутилус»?

Роберт Льюис Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»

История двух противоположных половин единой личности, одновременно - морализаторская притча о двойственности прогресса и ответственности науки перед обществом (позже эта тема была развита Г. Уэллсом в «Человеке-невидимке» и «Острове доктора Моро»). Стивенсон грамотно совместил элементы НФ, готического ужастика и философского романа. Результат - книга, породившая массу подражаний и сделавшая образ Джекила-Хайда нарицательным.

Марк Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»

Еще одна классика, которая совмещает в себе сатиру на современное писателю общество и блестящее воплощение нескольких фантастических идей, позднее растиражированных сотнями авторов. Путешествие во времени, альтернативная история, идея столкновения культур, сомнительность прогрессорства как способа изменения «косного» общества - все вместилось под одну обложку.

Брэм Стокер «Дракула»

Роман о вампирах, породивший океан подражаний в литературной и кинематографической фантастике. Ирландец Стокер явил миру пример грамотного «черного пиара». Взял подлинную фигуру валахского господаря - личности малосимпатичной, но в историческом плане достаточно ординарной, - и сотворил из него монстра с большой буквы, чье имя в массовом сознании помещается где-то между Люцифером и Гитлером.

Айзек Азимов, цикл «История будущего»

Первая в мировой НФ монументальная история будущего, самой яркой частью которой считается трилогия Foundation (премия «Хьюго» как лучшая фантастическая серия всех времен). Азимов попытался свести развитие цивилизации к комплексу законов, сходных с математическими формулами. Спасителями человечества становятся не полководцы и политики, а ученые - адепты науки «психоистории». А действие всей серии охватывает 20 тысяч лет!

Роберт Хайнлайн «Звездный десант»

Роман вызвал нешуточный скандал, ибо многие либералы увидели в нем пропаганду милитаризма и даже фашизма. Хайнлайн был убежденным либертарианцем, у которого идея ответственности перед обществом уживалась с неприятием тотального ограничения государством личной свободы. «Звездный десант» - не просто эталонная «военка» о битвах с чужими, но и отображение представлений писателя об идеальном обществе, где долг превыше всего.

Альфред Элтон Ван-Вогт «Слэн»

Первое значительное произведение о биологических мутациях, которые грозят человечеству переходом на новую ступень эволюции. Естественно, обычные люди не готовы просто так отправляться на свалку истории, поэтому слэнам-мутантам приходится несладко. Ситуация осложнена тем, что слэны - плод генной инженерии. Человечество само породит собственного могильщика?

Джон Уиндэм «День триффидов»

Эталон научно-фантастического «романа-катастрофы». В результате космического катаклизма почти все земляне ослепли и превратились в добычу ставших хищными растений. Конец цивилизации? Нет, роман британского фантаста проникнут верой в силу человеческого духа. Дескать, «возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке»! Книга положила начало целой волне аналогичных (хотя зачастую более пессимистичных) историй.

Уолтер Миллер «Страсти по Лейбовицу»

Классическая постапокалиптическая эпопея. После ядерной войны единственным оплотом знаний и культуры остается церковь в лице основанного ученым-физиком ордена Святого Лейбовица. Действие книги происходит на протяжении тысячи лет: цивилизация постепенно возрождается, чтобы вновь погибнуть... Искренне верующий человек, Миллер с глубоким пессимизмом смотрит на способность религии принести человечеству настоящее спасение.

Айзек Азимов, сборник «Я, робот»

Рассказы Азимова о роботах развили тему, поднятую Карелом Чапеком в пьесе R.U.R., - о взаимоотношении человека и искусственного интеллекта. Три Закона Роботехники - этическая основа для существования искусственных созданий, способная подавить «комплекс Франкенштейна» (подспудное желание уничтожить своего Творца). Это не просто истории о думающих железяках, а книга о людях, их нравственных метаниях и духовных экспериментах.

Филип К. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»

Первый образчик подлинного киберпанка, появившийся задолго до рождения самого термина и фантастического явления, им обозначенного. Кислотно-мрачный мир будущего, обитатели которого постоянно подвергают сомнению смысл и даже реальность собственного существования, - темы, характерные и для этого романа, и для всего творчества Дика. А книга послужила основой культового фильма Ридли Скотта «Бегущий по лезвию бритвы».

Уильям Гибсон «Нейромант»

Священная книга киберпанка, где есть практически все его знаковые приметы. Блестяще показано высокотехнологическое близкое будущее, в котором власть принадлежит хищным транснациональным корпорациям и процветает киберпреступность. Гибсон выступил настоящим пророком наступившей сегодня цифровой эры, не только предвидя проблемы развития информационных технологий, но и введя в широкий оборот специфический компьютерный жаргон.

Артур Кларк «2001: Космическая Одиссея»

На основе старого рассказа Артур Кларк сочинил сценарий для фильма Стэнли Кубрика - первой настоящей НФ-эпопеи мирового кино. А новеллизация стала символом серьезной космической научной фантастики. Никаких «звездных войн», никаких супергероев с бластерами. Реалистичный рассказ об экспедиции к Юпитеру, во время которой машинный разум достигает своего предела, зато человек способен перейти любые границы возможного.

Майкл Крайтон «Парк Юрского периода»

Крайтон считается отцом фантастического технотриллера. «Парк Юрского периода» - не первое произведение такого рода, но одно из самых известных, во многом благодаря экранизации Стивена Спилберга. Будучи по сути умелым соединением многократно проработанных в НФ тем и идей - генная инженерия, клонирование, бунт искусственных созданий, - роман приобрел миллионы поклонников и множество подражаний.

Герберт Уэллс «Машина времени»

Один из краеугольных камней современной НФ - книга, положившая начало эксплуатации темы путешествий во времени. Уэллс также попытался продолжить современный ему капитализм в далекое будущее, в котором человечество разделилось на два биологических вида. Еще сильнее, нежели странное общество элоев и морлоков, потрясает «конец времен», знаменующий полную погибель разума.

Евгений Замятин «Мы»

Первая великая антиутопия, повлиявшая на других классиков - Хаксли и Оруэлла, не говоря уж о множестве фантастов, которые пытаются критически прогнозировать развитие общества. Действие повести разворачивается в псевдо-утопии, где роль человека низведена до положения незначительного винтика. Результат - «идеальное» общество-муравейник, в котором «единица - ноль, единица - вздор».

Олдос Хаксли «О дивный новый мир»

Одна из основ литературной антиутопии. В отличие от современников, разоблачавших конкретные политические модели, роман Хаксли полемизировал с идеалистическими взглядами о совершенстве технократии. Завладевшие властью интеллектуалы построят еще один вариант концлагеря - пусть и благопристойного на вид. Увы, современное нам общество подтверждает правоту Хаксли.

Джордж Оруэлл «1984»

Еще один классический роман-антиутопия, созданный под влиянием мрачных событий Второй мировой. Пожалуй, сейчас во всех уголках мира слышали придуманные Оруэллом термины «Большой брат» и «новояз». «1984» - это сатирическое изображение абсолютного тоталитаризма, какой бы идеологией - социалистической, капиталистической или нацистской - он ни прикрывался.

Курт Воннегут «Бойня номер пять»

Шедевр антивоенной фантастики (да и литературы вообще). Герой книги - альтер-эго автора Билли Пилигрим, ветеран войны, переживший варварскую бомбардировку Дрездена. Похищенный инопланетянами, герой лишь с их помощью сумеет излечиться от нервного потрясения и обрести внутренний покой. Фантастический сюжет книги - лишь прием, с помощью которого Воннегут борется со внутренними демонами своего поколения.

Роберт Хайнлайн «Чужак в чужой стране»

Первая НФ-книга, ставшая национальным бестселлером в США. Это история «космического Маугли» - земного ребенка Майкла Валентайна Смита, воспитанного представителями принципиально иного разума и ставшего новым Мессией. Помимо очевидных художественных достоинств и открытия многих запретных для фантастики тем, значение романа в том, что он окончательно перевернул общественное представление о НФ как литературе для незрелых умов.

Станислав Лем «Солярис»

Флагман философской НФ. Книга замечательного польского писателя повествует о неудачном контакте с абсолютно чуждой нам цивилизацией. Лем создал один из самых необычных НФ-миров - единый разум планеты-океана Солярис. И можно брать тысячи проб, ставить сотни экспериментов, выдвигать десятки теорий - истина так и останется «там, за горизонтом». Наука просто не способна разгадать все тайны Вселенной - как ни пытайся...

Рэй Брэдбери «Марсианские хроники»

Многоплановый цикл о завоевании человеком Марса, где доживает последние дни странная и некогда великая цивилизация. Это и поэтизированный рассказ о столкновении двух различных культур, и размышления о вечных проблемах и ценностях нашего бытия. «Марсианские хроники» - одна из книг, наглядно демонстрирующих, что фантастика способна затронуть самые сложные проблемы и может на равных конкурировать с «большой» литературой.

Урсула Ле Гуин, Хайнский цикл

Одна из самых ярких историй будущего, шедевр «мягкой» НФ. В отличие от традиционных сценариев космической фантастики, у Ле Гуин отношения между цивилизациями опираются на особый этический кодекс, исключающий применение насилия. Произведения цикла повествуют о контактах между представителями различных психологий, философий и культур, а также об их обыденной жизни. Наиболее значительная часть цикла - роман «Левая рука Тьмы» (1969).

Генри Лайон Олди, цикл «Бездна голодных глаз»

Первое в современной отечественной фантастике многослойное философско-мифологическое произведение, «Бездна голодных глаз» включает различные направления НФ и фэнтези. Создавая вселенную, соавторы используют самые разные мифологические схемы, объединяя крепкий авантюрный сюжет и качественно проработанные характеры персонажей с философским осмыслением происходящих событий.

Космическая опера

Эдгар Райс Берроуз «Принцесса Марса»

Роман, открывший суперпопулярную серию о приключениях землянина Джона Картера на Марсе. По сути, книга и цикл положили начало авантюрной фантастике о похождениях «наших» в ином мире и стали предтечей космооперы. И пусть литературный дар Берроуза был весьма хилым, его невероятная фантазия и умение выстраивать захватывающую интригу повлияли на несколько поколений фантастов.

Эдвард Элмер «Док» Смит «Космический Жаворонок»

С этой книги началась история «космической оперы» как отдельного направления приключенческой фантастики. Герой романа изобретатель Сетон на звездолете «Космический Жаворонок» впервые в истории литературной фантастики отправляется в полет к звездам. Впоследствии Смит упрочил положение «адмирала» космооперы еще одним знаменитым циклом о Ленсменах.

Фрэнк Герберт «Дюна»

Один из самых прославленных и многослойных НФ-романов, осыпанный многочисленными премиями. Образец удачного совмещения политических интриг галактического уровня, тщательного показа своеобразной псевдоисламской культуры, романтизированной биографии харизматического лидера с подробно выписанной психологией героев. Герберту удалось вывести космооперу на совершенно новый уровень.

Кэролайн Дж. Черри, цикл об Альянсе и Союзе

Это не просто очередная история будущего о противоборстве двух галактических сил - торгового Альянса и милитаристического Союза. Главное достоинство серии, состоящей из нескольких циклов, - невероятно точное описание жизни и внутреннего мира нечеловеческих цивилизаций. Герои романов и повестей Черри - чаще всего разнообразные «чужие», в корне отличающиеся от нас мышлением и поведением. Может, писательница - инопланетный подкидыш?

Дэн Симмонс «Гиперион»

Как и гербертовская «Дюна», эта книга - Космоопера с большой буквы. Симмонсу удалось создать великолепное многослойное произведение о мире далекого будущего, совместив несколько магистральных тем научной фантастики - от хронопутешествий до проблемы искусственного интеллекта. Роман насыщен отсылками к мировой литературе и мифологии, полон философских размышлений и при этом крайне увлекателен.

Сатира и юмор

Карел Чапек «Война с саламандрами»

Роман чешского писателя - философская эпопея, исследующая социальный феномен возникновения фашизма и, одновременно, эталон сатирической фантастики. Симпатичные саламандры, обладающие зачатками разума, беззастенчиво эксплуатируются ушлыми людишками. Из них делают дешевую рабочую силу, безропотных солдат и даже консервы. А затем находится некий человечек, бывший фельдфебель Андреас Шульце, который возглавляет успешный бунт саламандр...

Роберт Шекли, рассказы

Лучшая юмористическая фантастика в короткой форме (можно добавить разве что некоторые вещи Генри Каттнера). Тематика самая разнообразная - от пародии на жанровые штампы НФ до откровенной сатиры на общественные явления. Блестящие идеи изложены в по-настоящему смешной форме. По литературной стилистике произведения Роберта Шекли ближе всего к творчеству О’Генри: мягкий юмор, а также ударный и зачастую абсолютно неожиданный финал.

Пирс Энтони «Заклинание для хамелеона»

Отнюдь не блестящий роман далеко не выдающегося писателя вывел комическую фантастику на абсолютно новые рубежи. Аудитория фантастического юмора долгое время была ограничена. Однако первый роман о Ксанфе сенсационно стал бестселлером, после чего юмор превратился в желанного гостя западных издателей. Закрепил успех гораздо более яркий «МИФический» цикл Роберта Асприна, но слава первопроходца досталась все-таки Энтони.

Дуглас Адамс «Автостопом по Галактике»

Переделанный автором в роман цикл радиопьес о человеке, который спасся с уничтоженной Земли и пустился в путешествие по Галактике. В лучших традициях английского юмора автор осмеивает стереотипы научной фантастики, а также «жизнь, Вселенную и все остальное». В Британии книги Адамса зародили «комический бум», без которого у нас не было бы «Плоского мира».

Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу», «Сказка о Тройке»

Самая яркая советская комическая фантастика. Органичный сплав сказочного фольклора, иронической и сатирической прозы в лучших традициях русской литературы. «Понедельник начинается в субботу» - вещь скорее юмористическая, пронизанная романтикой научного поиска, верой в технический прогресс. А вот остросатирическая «Сказка о Тройке» сталкивает эту романтику с бесчеловечной бюрократической машиной. Две повести - как две стороны советских шестидесятых: светлая и темная.

Андрей Белянин «Меч без имени»

Для современной нашей фантастики Белянин сыграл ту же роль, что Энтони и Адамс для англоязычной. Юмористические приключения его героев не то чтобы очень хороши и остроумны, просто для читателей они оказались в самый раз и породили легион подражателей. Отчасти заслуга популяризации фэнтезийного юмора принадлежит «Приключениям Жихаря» Михаила Успенского, но, так или иначе, книги Белянина оказались куда более популярными.

Александр Беляев «Человек-амфибия»

Беляев, безусловно, самый яркий автор ранней советской НФ. На его счету несколько отличных романов, самый знаменитый из которых - «Человек-амфибия», где описана трагическая история юноши, получившего способность жить в океане. Одна из первых в мировой НФ книг, где показаны непростые в морально-этическом плане взаимоотношения обычных людей с искусственно созданными «сверхчеловеками». Отчасти - предтеча НФ о генной инженерии.

Иван Ефремов «Туманность Андромеды»

Этапная для советской НФ книга, знаменующая отказ от идеологии фантастики «ближнего прицела». Это масштабная утопия о далеком коммунистическом будущем, пропитанная социальными и философскими идеями. Ефремову удалось создать яркий беллетризированный трактат о времени, когда люди стали «как боги» прежде всего в духовном плане. Однако тяжеловесный слог не позволил роману сохранить притягательность до наших дней.

Сергей Снегов «Люди как боги»

Очередная коммунистическая утопия, вошедшая в историю НФ благодаря необычному для советской литературы сродству с «капиталистической» космической оперой. Если у Ефремова и Стругацких конфликты носили внутрисистемный или нравственно-психологический характер, то Снегов рисует мир всеобъемлющей галактической войны. Показанные автором битвы звездных флотов по масштабности не имеют аналогов в советской НФ.

Кир Булычев, цикл о Великом Гусляре

Знаковая серия фантастической литературы, «сделанной в СССР». Юмористические рассказы о необычных буднях провинциального городка Великий Гусляр - великолепная зарисовка советского и постсоветского быта, где обыденность мешается с фантастикой. Цикл с успехом продолжался многие годы, отражая происходящие в нашем обществе перемены. В итоге получилась своеобразная фантастическая летопись загадочной русской души.

Александр Волков, цикл об Изумрудном городе

Вольная переработка сказочной серии Л. Фрэнка Баума о стране Оз, сделавшая Волкова классиком детской литературы и предтечей отечественного детского фэнтези. Начальная повесть - лишь «римейк» американского оригинала, но с каждым томом Волков все более отходил от Баума, выстраивая собственный мир. И если книги Баума страдали от натужного морализаторства, то Волкову удалось сочетать ненавязчивую назидательность с динамичным сюжетом и яркими персонажами.

Кир Булычев, цикл об Алисе Селезнёвой

Несколько поколений в нашей стране выросло на книгах о приключениях «гостьи и будущего». Лучшие из рассказов об отважной, честной и благородной Алисе Селезнёвой стали эталоном подростковой фантастики, которая должна не только развлекать своих читателей, но по-хорошему, без унылого занудства поучать их, подспудно побуждая к самосовершенствованию. Интерес к Алисе не пропадает и по сей день - порукой тому выходящий в будущем году полнометражный мультфильм.

Владислав Крапивин, цикл о Великом Кристалле

Цикл условно связанных произведений, вошедших в золотой фонд отечественной детской фантастики. Сюжеты во многом схожи: подросток или юноша оказывается в экстремальной ситуации (переносится на другую планету, сталкивается с пришельцами и т. п.). Фантастика для Крапивина - не более чем прием для акцентированного показа взросления ребенка, размышлений о границах между добром и злом, ложью и честностью, проблеме «отцов и детей».

Филип Пуллман «Темные начала»

В отличие от «Гарри Поттера», этот цикл ближе к традиционной фэнтезийной эпопее. Герои отправляются в путешествие, от которого зависит судьба Вселенной. Но главное - приключения духа. Лира и Уилл - обычные подростки, которые мужают на глазах читателя, познавая окружающий мир и самих себя. Цикл обвиняют в пропаганде атеизма, но скорее это история о поисках подлинной сути бога, которая не может быть монополизирована кучкой жрецов.

Джоан Ролинг, цикл о Гарри Поттере

Можно по-разному относится к книгам про юного мага в круглых очках, которые поставили на уши весь мир, однако заслуги Ролинг перед фантастикой и литературой вообще неоспоримы. Истинное волшебство Гарри Поттера - то, что он вернул книгу в руки молодого поколения, возродил интерес к чтению, угасший было под натиском мультимедийных развлечений. А уж многомиллионные тиражи и баснословные прибыли - лишь следствие.

Филип К. Дик «Человек в высоком замке»

Великолепный образчик серьезной и драматической альтернативной истории - без попытки состряпать легкую развлекательную авантюру. Дику удалось создать очень достоверный мир, где Германия и Япония выиграли Вторую мировую войну. Однако АИ автор не ограничился - у романа есть и метафизическая подоплека, связанная с любимой темой Дика о нереальности окружающей человека действительности. Вот откуда у «Матрицы» ноги растут!

Андрей Валентинов «Око Силы»

Сам термин «криптоистория» появился благодаря творчеству Валентинова - конкретно циклу «Око Силы» (впрочем, на Западе направление «тайной истории» существовало давно). Цикл - масштабное, хоть и несколько наивное полотно, где с иных ракурсов рассматривается наша история на протяжении многих десятилетий. Оказывается, любимые вожди советского народа были... тссс... черт-знает-кто! И вообще, все не то, чем кажется!

Вера Камша «Хроники Арции»

Первые романы цикла - громоздкое и неуклюжее подражание Перумову. Однако, начиная с третьего тома, Камша сменила вектор в сторону псевдоисторической фантазии, взяв за основу период английской Войны Роз и творчество Джорджа Мартина. И цикл зажил заново, благодаря галерее ярко прописанных персонажей. Ныне Вера Камша - один из немногих отечественных авторов, сочиняющих книги на уровне лучших мировых образцов.

Эпическое фэнтези

Джон Р. Р. Толкин «Властелин Колец»

«Библия» современного фэнтези, соединяющая приключенческий роман, аллегорическую притчу, лингвистико-мифотворческий эпос, философско-морализаторскую фантазию. Поначалу Толкин сочинял сказку для своих детей, которую затем опубликовал под названием «Хоббит» (1937). Работа над продолжением затянулась почти на 20 лет, принеся весьма неожиданный результат. Эпигоны до сих пор используют наработки Толкина для многочисленных эпопей.

Урсула Ле Гуин, цикл о Земноморье

Серия романов и рассказов, объединенных магическим миром Земноморья, хотя основная часть славы цикла приходится на трилогию о волшебнике Геде. Большое внимание уделено внутренним переживаниям героев. Тщательно описанная автором магия напоминает альтернативную науку. Наряду с «Хрониками Амбера» Роджера Желязны трилогия о Геде оказалась среди главных фэнтезийных книг «новой волны».

Терри Брукс «Меч Шаннары»

Заслуга этого заурядного романа - в массовой популяризации фэнтези. До того большим тиражом издавался лишь Толкин, да и то он котировался как специфический автор для «продвинутых» читателей. «Меч Шаннары» - первое фэнтези современного автора, вошедшее в список бестселлеров газеты New York Times и продержавшееся там около полугода. Без успеха этой книги в англоязычной фантастике не было бы фэнтезийного бума.

Анджей Сапковский «Ведьмак»

Стартовую книгу рассказов о Ведьмаке можно счесть основоположником славянского героического фэнтези. Правда, польский писатель создавал свои рассказы, используя приемы иронического постмодернизма, что выделило их из однотипной массы фэнтезийных боевиков. В последующих книгах цикла Сапковский нарисовал удивительно достоверный магический мир, населенный нетрадиционными героями, которые участвуют в эпических событиях.

Ник Перумов, цикл об Упорядоченном

«Кольцо Тьмы» - подражание и одновременно несколько наивная попытка полемики с Толкином - стало первой фэнтезийной эпопеей в истории отечественной фантастики. Затем Перумов создал еще несколько циклов, связав их между собой единой вселенной Упорядоченного, подчиненной общим законам Равновесия. Хотя творчество Перумова не свободно от серьезных недостатков, его влияние на развитие русского фэнтези неоспоримо.

Роджер Желязны «Хроники Амбера»

Сочетание приключенческой НФ и мифологического фэнтези с сильным привкусом философии и эзотерики. Базовую идею о центре мироздания, его бесчисленных Отражениях и правящей там семье, опутанной сетью интриг, Желязны позаимствовал из цикла Фармера «Многоярусный мир». Но отсылки к мифологии и литературе, создание психологически достоверных персонажей, превратили «Хроники Амбер» в нечто гораздо большее, нежели увлекательная авантюра.

Маргарет Уэйс, Трэйси Хикмэн «Сага о Копье»

Наглядное доказательство того, что книга, основанная на настольной игре, вполне может быть достойным чтением. «Сага о Копье» завоевала любовь многочисленных читателей по всему миру, подарив фэнтези образ одного из самых харизматичных магов - Рейстлина. К сожалению, со временем цикл погряз в бесконечных однообразных продолжениях, но оригинальная трилогия все еще остается эталоном игровой новеллизации.

Мария Семёнова «Волкодав»

Первой отечественной героикой на славянскую тему был роман Юрия Никитина «Трое из Леса», однако наибольший резонанс, массовую популярность и культовый статус приобрела все же начальная книга о Волкодаве из рода Серых Псов. Главные ее достоинства - качественный литературный язык и глубокая этнологичность, для чего автор щедро использовала свои немалые познания в области истории и традиций околославянских племен и народностей.

Говард Филлипс Лавкрафт, рассказы

В начале 20 века официальная наука утверждала, что жизнь на планете существует уже многие миллиарды лет, предполагая также, что за пределами Земли лежат неведомые космические пространства. Все эти бездны времен и расстояний пугали - и Лавкрафт сумел выразить эти страхи. Но, что важнее, писатель создал для своих произведений единый мифологический фон. Его повести, в должной пропорции смешивающие сказанное и скрытое, по сей день будоражат воображение читателей.

Энн Райс «Интервью с вампиром»

Роман, открывший очень популярную серию, ставшую эталоном «вампирской» фантастики. Райс с совершенно новой стороны взглянула на привычный образ кровососа-упыря - естественного врага человека. Вампиры в ее книгах - существа страдающие, они лишь зеркало, отображающее человеческие достоинства и недостатки. Роман положил начало океану схожих по тематике книг о рафинированных кровососущих эстетах.

Стивен Кинг «Кэрри»

Дебютный роман Кинга - не лучшая его книга. Он сам называет «Кэрри» ученической ерундой, и во многом прав. Однако именно этот роман: а) открыл миру будущего властелина ужасного жанра, б) заложил многие магистральные темы его творчества, в) оказался первым кирпичиком в арене провинциальной Америки, где разворачивается действие почти всех книг Кинга, и г) стал во многом новаторским, сделав упор на психологию героев «ужасных» историй.

Стивен Кинг «Тёмная башня»

Кинг считает цикл «Тёмная башня» вершиной и квинтэссенцией своего творчества. Ему не только удалось свести воедино образы и сюжеты многих своих книг, но и создать великолепный гибрид хоррора и классической фэнтезийной эпопеи, насыщенный многочисленными отсылками к мифологическим и историческим архетипам. К тому же, всегда уделяющий разработке характеров персонажей особое внимание, здесь Кинг просто превзошел себя.

Клайв Баркер «Книги крови»

Сплаттерпанк - очень много крови, которая брызжет живописными фонтанами, а насилие показано с кинематографической точностью и эстетской изощренностью. Баркер настолько талантлив, что самые кошмарные его придумки выглядят абсолютно реалистично. «Книги крови» гениальны, но читать их нервным, малолетним и беременным не рекомендуется. Короче, если хотите сохранить рассудок, держитесь подальше от Гримпенской трясины баркеровского таланта!

Лорд Дансени «Боги Пеганы»

Задолго до появления «Властелина Колец» Эдвард Джон Мортон Дракс Планкетт, восемнадцатый барон Дансени, придумал страну Пегану и населил ее людьми, волшебными существами и богами. В его небольших рассказах не было ни явных аллегорических параллелей, ни литературных игр. Это волшебные истории в чистом виде, маленькие шедевры, которые повлияли на многих отцов-основателей жанра, от Лавкрафта до Толкина.

Теренс Хэнбери Уайт «Король былого и грядущего»

Самая знаменитая «артуриана», одна из наиболее значительных книг раннего фэнтези. Начальная повесть «Меч в камне» написана в традициях классической английской литературной сказки. Однако затем автор, используя в качестве основы книгу Томаса Мэлори «Смерть Артура», значительно усложнил свое произведение, привнеся в него элементы философского романа. Книга послужила основой знаменитого мюзикла «Камелот» и диснеевского мультфильма.

Мэрион Зиммер Брэдли «Туманы Авалона»

Хотя роман Брэдли и издавался у нас, особого внимания он не привлек. Между тем, это во многом этапная книга, в которой мифологичность артурианы сочетается с феминистическими идеями, а реалистично выписанное действие разворачивается на широком историческом фоне. Книга стала международным бестселлером, долгое время уступая на Западе по популярности только «Властелину Колец».

Роджер Желязны «Князь Света»

Необычная переработка классической мифологии. Герои - «как бы боги», на самом деле колонисты с Земли, которые, используя высокие технологии, играют в персонажей индуистского пантеона. Роман - одновременно увлекательный триллер и сложное метафорическое произведение о человеке, который переосмысливает свою жизнь и восстает против системы. Книгу, кстати, можно использовать как пособие для изучения индуизма.

Нил Гейман «Американские боги»

Бриллиант современной мифологической фантастики, написанный с использованием приемов психологического триллера, драмы и мистического романа. Боги нуждаются в пастве, без которых они - лишь блеклые тени минувших веков. И, кто бы что ни говорил, ныне люди по-прежнему верят - только их новые божества сменили окраску... Роман - глубокомысленная притча о природе веры и поисках самого себя.

Мервин Пик «Горменгаст»

Причудливая трилогия, решительно выламывающаяся из любых рамок и определений. Смесь Диккенса и Кафки, фантасмагория, гротеск, притча - и все это написано изысканным стилем. История гигантского замка и одного из его обитателей стала вехой в фантастической литературе. У Пика не было последователей, потому что он одновременно открыл и закрыл тему: можно позаимствовать в «Горменгасте» те или иные образы, однако стиль автора имитировать невозможно.

Филипп Хосе Фармер «Любовники»

Пол Андерсон «Патруль Времени»

Серия Андерсона - приключенческая фантастика, но авантюра здесь не самоцель, а лишь средство задуматься над серьезными проблемами. Концепция специальной секретной службы, которая предотвращает несанкционированное вмешательство в ход истории, дабы избежать глобальной временной катастрофы, породила легион подражателей. Справедливости ради уточним: «полицию времени» придумал все же не Андерсон, а Бим Пайпер.

Майкл Муркок, цикл о Мультивселенной

Суперсерия, не имеющая аналогов в мировой фантастике. Муркок разработал концепцию Мультивселенной, где сосуществуют множество параллельных миров. Книги мегацикла написаны в разных жанрах - НФ, фэнтези, альтернативная история, даже реалистическая проза. Герои свободно мигрируют из романа в роман, в итоге образуя невероятное полифоническое полотно. Особенно значителен вклад Муркока в героическое фэнтези.

Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

Многоплановый философский роман, который был напечатан через много лет после смерти автора, произведя эффект разорвавшейся бомбы. Книга долго считалась знаменем советской интеллигенции. Жанр трудно определить, однако ныне он замечательно вписывается в рамки современного «магического реализма» - искусственного направления, придуманного критиками для облагораживания «низменной» фантастики.

Питер Бигль «Последний единорог»

Эпичность «Властелина Колец» сыграла с фэнтези злую шутку: многочисленные продолжатели ринулись копировать «букву», напрочь позабыв о «духе». Бигль влил новое вино в старые мехи: он создал камерную и хрупкую вещь, в которой как раз и присутствует настоящее волшебство. Живая и мудрая сказка поражает читателей в самое сердце вот уже сорок лет подряд. Недавно Бигль написал небольшую повесть-продолжение «Два сердца» - и магия не умерла!

Джин Вулф, цикл о Новом солнце

Гремучая смесь фэнтези, мистики, НФ и еще один-Вулф-ведает-чего заставляет читателей до сих пор спорить о смысле тех или иных событий тетралогии. Книга для интеллектуалов? Нет - Вулф умеет и любит выстраивать динамичный сюжет. Однако крепких сюжетников в фантастике пруд пруди, а людей, обладающих таким богатым воображением, единицы - за что Вулфа и ценим. Правда, последующие книги Брийской эпопеи порядком уступают начальному циклу.

Майкл Суэнвик «Дочь железного дракона»

Границы жанров для того и существуют, чтобы их стирать. Этот тезис не нов, однако мало кто совершал действительно революционные и успешные «попытки к бегству». В «Дочери...» Суэнвик сумел соединить, казалось бы, несоединимое: фэнтези и футурологический роман с элементами кибер- и стимпанка. Что еще важнее - такое соединение выглядит вполне естественным. Добавьте к этому увлекательный сюжет и изысканный стиль - и получите настоящий шедевр.

Роберт Шей, Роберт А. Уилсон «Иллюминатус!»

У нас цикл потерялся в волне последышей «Кода да Винчи». Между тем он считается самым значительным произведением фантастической конспирологии - его сравнивают даже с «Дюной»! Авторам удалось создать многомерный мир с большим количеством мастерски переплетенных сюжетных линий. Таинственное общество иллюминатов много веков осуществляет главный Заговор - впрочем, авторы довольно ироничны по отношению к массовой истерии на эту тему.

Сергей Лукьяненко, Владимир Васильев «Дозоры»

Гибрид городского фэнтези и детективного триллера, самая коммерчески успешная серия современной отечественной фантастики. В первых романах авторы ввели в повествование элементы психологической драмы, присутствовали и философские размышления на тему нравственного дуализма. «Дозорные» истории и их экранизация немало поспособствовали популяризации у нас фэнтези, хотя последние тома заметно уступают своим предшественникам.

Дэн Браун «Код да Винчи»

Реальная ценность романа Брауна невелика. Крепкий триллер на околоисторическую тему - обычная массовая развлекаловка с претензией на «интеллектуальность». И до Брауна подобных книг писалось в избытке. Но некое эфемерное Чудо позволило именно этой книге оказаться в нужном времени и месте, чтобы стать камнем, стронувшем лавину. Итог - легион подражаний и повальная мировая мода на опусы, разоблачающие тайны веков (особенно религиозные).

Хотя научная фантастика является популярным жанром в литературе, многим до сих пор известны лишь классики 20 века. Однако во всем мире существует множество писателей-современников, которые не дают этому жанру угаснуть. Замечательных романов до сих пор выходит не меньше, чем полвека назад. Сейчас фантастические идеи Александра Беляева или Алексея Толстого кажутся нам наивными, а произведения современников выглядят более динамичными и захватывающими. Интересно, что о них скажут читатели лет через двести?

США

При упоминании о научной фантастике многие вспоминают имя Айзека Азимова - современного родом из Смоленской области. В своих произведениях он предсказывает будущее человечества, связанное с повсеместным применением роботов. Этот современный писатель-фантаст подарил миру такие шедевры, как «Три закона робототехники», «Я, Робот», «Двухсотлетний человек» и многие другие романы, которые принесли ему мировую славу.

Романтические произведения Рэя Брэдбери также любимы многими и не лишены налета фантастики. «Марсианские хроники», «451 градус по Фаренгейту» и «Дверь в лето» - чудесные примеры мечтательной фантастической прозы, наполненной интересными образами.

В рейтинг современных писателей-фантастов также попадает Роберт Хайнлайн - один из самых известных авторов в данном жанре. Не зря его прозвали «деканом писателей-фантастов». Особенно знаменито его нашумевшее произведение «Звездный десант», а также такие яркие романы, как «Пасынки Вселенной», «Имею скафандр - готов путешествовать» и «Луна - суровая хозяйка» не оставят равнодушным ни одного поклонника жанра.

Клиффорд Саймак - обладатель множества наград в литературе в области научной фантастики. Ему принадлежат романы «Пересадочная станция», «Заповедник гоблинов», «Примирение на Ганимеде».

Джон Скальци - классический гик. Самое известное его произведение - «Люди в красном», где он юмористически обыгрывает популярный штамп, который использовался в «Звездном пути». В его произведении мы видим большое количество безымянных персонажей в красной униформе, которые непременно погибают в миссиях, заостряя наше внимание на трагичности момента. Для Скальци характерны ироничные персонажи и остроумные диалоги.

Энн Леки выпустила только два романа, но уже попала в одну строчку с известнейшими современными писателями-фантастами. «Слуги правосудия» - одна из самых неординарных книг последних лет. Героиня книги - юная девушка, в мозг которой переместилось сознание (если так можно выразиться) бывшего космического корабля. В итоге получился необычный триллер, в котором мы видим и любовную историю, и фантасмагорическую инопланетную цивилизацию, населенную разумными кораблями и другими существами, объединенными в сознания-ульи.

Англия

Современный писатель-фантаст - автор «Космической одиссеи», а также «Песков Марса», «Песен далекой Земли», «Лунной пули» и «Фонтанов Рая». Кроме того, он известный футуролог и талантливый изобретатель. Его вкладом в историю человечества является реализованная идея о спутниках связи на геостационарных орбитах, благодаря которым сейчас работает Всемирная паутина и мобильная связь.

Чайна Мьевиль - крайней неординарный автор, не вполне вписывающийся в категорию фантастов. В его произведениях можно встретить и волшебство, и зооморфов, и стимпанк, и роботов. Он пишет в жанрах фэнтези, фантастики, хоррора и многих других. Мьевиль выступает против коммерциализации фэнтези и избитых клише. В своем романе «Посольский город» он пытается предположить, какой будет культура у разумных рас, не обладающих образным мышлением.

Питер Гамильтон - автор многих космических циклов, например, «Саги содружества». Сюжет развивается в отдаленном будущем, когда люди принимаются колонизировать галактику. Вместе с расой людей сосуществуют несколько видов пришельцев. Гамильтон изобрел и описал многогранный мир с особой политикой, экономикой и дипломатией.

Чарльз Стросс признан весьма разносторонним писателем. Он выпустил более 20 книг в разнообразных жанрах - от научной фантастики до фэнтези и хорроров в стиле Лавкрафта. Стросс любит "обманывать" читателя и выдумывать невообразимые конструкции сюжета. Прекрасный пример такого рода - его роман «Оранжерея», по сюжету которой группа людей решаются на рискованный эксперимент и отправляются жить на изолированную космическую станцию в 20-м веке. Роман был высоко оценен критиками и читателями.

Стивен Бакстер - один из самых глобальных авторов современной научной фантастики. Современные писатели-фантасты и их произведения, безусловно, интересны всем любителям жанра. Многие авторы демонстрируют глубокую научно-техническую осведомленность. Бакстер - один из них. В одном из своих романов он подробно рассказывает историю Вселенной со времени ее появления 20 млрд лет назад до ее заката через 10 млрд лет. Каждый роман Бакстер снабжает углубленными исследованиями, даже будущее он предсказывает, опираясь на фундаментальные научные теории. Хорошим примером такой книги является «Многообразие космоса» и «Ковчег».

Адам Робертс славится своей непредсказуемостью. Никогда не знаешь, чего ожидать от его очередного произведения. Его роман «Стеклянный Джек» прекрасно показывает неординарный талант автора. В этом произведении описаны таинственные истории трех убийств. Сюжет создан в духе Агаты Кристи, но с одной деталью - читатель заранее знает, что убийцей является главный герой.

Уэльс

Аластер Рейнольдс - валлийский современный писатель-фантаст, любимый в России. Он прославился благодаря своей глубокой научной фантастике и глобальным космическим операм. За сложными описаниями технологий и иных видов Рейнольдс прячет лиричные мысли о смысле бытия. Показательными являются его романы «Пространство откровения», «Дом солнца» и «Толкая лед». Рейнольдс признан одним из лучших современных писателей-фантастов благодаря своей самобытности и собственному подходу к описанию фантастического мира.

Канада

Карл Шредер создает произведения на грани космической оперы и киберпанка. Действие его творений развивается в отдаленном будущем, но при этом писателя нередко волнуют проблемы из области киберпанка: неприкосновенность жизни, самосознание, искусственный интеллект. К примеру, в новом романе «Порядок» он размышляет о долгих космических путешествиях, описывая сотни миров - от одиноких планет без звезд, до газовых гигантов, где люди живут на гигантских аэростатах.

Питер Уоттс учился на морского биолога, что отразилось на его творчестве. Автора долго никто не знал, пока он не загрузил свои труды в интернет на всеобщее обозрение. Тогда читатели обнаружили роман «Ложная слепота», который стал главным произведением Уоттса. В нем автор размышляет о нейробиологии человека и сомневается в эволюционной оправданности сознания. Хотя в книге встречаются и вампиры, и пришельцы, и постгуманизм, произведению удалось сохранить лаконичность и минимализм.

Польша

Является самым знаменитым и титулованным писателем не только в Польше, но и во всем мире. Автор оставил большое литературное наследие. Его романами зачитываются по сей день. Среди его известнейших произведений находятся «Солярис», «Вторжение с Альдебарана», «Возвращение со звезд», «Дневники Йона Тихого», «Магелланово облако».

Анджей Сапковский - еще один Он известен своим культовым романом, входящим в знаменитую «Сагу о ведьмаке». Многие книги этой серии легли в основу сценариев нашумевших фильмов, а также любимых многими компьютерных игр.

Франция

Серж Леман - знаменитый французский фантаст, обладатель множества престижных литературных премий, достойный преемник творчества замечательных французских писателей-фантастов. Отдавая дань великим авторам прошлого, таким как Жюль Верн, Серж Брюссоло и другим, Леман имеет свой собственный неповторимый литературный стиль, за что его так полюбили поклонники. В начале своей писательской карьеры он пишет произведение "Ф. А. У. С. Т.", ставшее бестселлером. Теперь эта книга входит в целый цикл о борьбе мощнейших транснациональных компаний за власть над миром. Лемана называют интеллектуалом в мире фантастики. Он размышляет об устройстве общества и мира, строя свои собственные догадки и концепции.

ЮАР

Довольно любопытна фантастика южноафриканских авторов. Они выдумывают детективные романы в достаточно необычном ключе. Так, одно из произведений Лорен Бьюкес посвящено убийце-путешественнику во времени, другое - сверхъестественным преступлениям, а также природе социальных сетей. Третье произведение описывает альтернативный Йоханнесбург, в котором преступников в наказание приковывают к магическим животным. Бьюкес рассматривает интересующие ее феномены, такие как глобальная слежка, ксенофобия и даже автотюн. Сверхъестественное у нее перемешивается с высокими технологиями, волшебство и духи существуют бок о бок со смартфонами и интернетом. При этом она не злоупотребляет африканским колоритом.

Россия

Современные российские писатели-фантасты и их произведения известны не только в нашей стране, но и во всем мире. Многие русские авторы-фантасты востребованы за рубежом. Существует большое количество переводов отечественных книг на английский, французский и другие языки.

Одним из самых известных современных писателей-фантастов России является написавший «Ночной Дозор», «Дневной Дозор». Также он является автором цикла «Линия Грез» и других фантастических произведений.

В список русских современных писателей-фантастов входит также Андрей Ливадный. Он автор серии «Экспансия: история галактики». Также писатель работает над такими проектами, как «Зона смерти» и «S.T.A.L.K.E.R».

Александр Мазин известен своими яркими фантастическими романами «Варяг» и «Варвары». Сюжет рассказывает о современных людях, которые по воле случая оказались в далеком прошлом и теперь вынуждены сражаться, чтобы выжить.

(Игорь Можейко) - современный российский писатель-фантаст и переводчик зарубежных произведений этого жанра. По его рассказам про девочку Алису Селезневу поставлен фильм "Гостья из будущего", в свое время бывший весьма популярным.

Среди лучших современных российских писателей-фантастов находится Дмитрий Рус, который стал знаменит тем, что пишет в жанре ЛитРПГ. По закону жанра, герой погружается не просто в фантастический мир, а в настоящую компьютерную игру. Книга «Срыв» открывает самую известную серию автора «Играть, чтобы жить». Главный герой был серьезно болен, когда оказался перед выбором: медленно умирать с каждым днем или загрузить себя в компьютерную игру, где так просто добыть богатство, признание и успех, а все испытания - лишь игра.

Среди современных российских писателей фантастов также называют Илью Шумея. Автор семи фантастических книг, он скрупулезно относится к соблюдению фундаментальных законов физики, отчего его произведения кажутся особенно правдоподобными. Будучи инженером-атомщиком, он подробно описывает все механизмы. Герои Шумея - образцовые мечтатели, например, Олег из произведения «Звезда нового неба», Андрей из повести «Незваный гость».

Алексей Пехов - современный писатель-фантаст, автор фэнтезийных романов, написанных с элементами фантастики. Среди самых известных его романов - «Хроники Сиалы», «Ветер и искры», «Кидрэт», «Страж» и «Мастер снов». Произведения Пехова отличаются динамичным сюжетом и яркими мирами. Алексей Пехов весьма неординарный современный русский писатель-фантаст, но любители фэнтези найдут у него интересные произведения.

Российские женщины-фантасты

Прекрасная половина человечества обладает особым взглядом на литературную фантастику. Среди современных российских писателей-фантастов женщин не так много.

Ольга Громыко - микробиолог. Она пишет комедийное фэнтези на грани научной фантастики, пронизанное славянским фольклором. Наиболее известны ее серии произведений «Космоолухи», «Профессия: ведьма» и «Год крысы».

Яна Вагнер стала популярна в сети благодаря своим произведениям «Живые люди» и «Вонгозеро», которые образуют зловещую дилогию. Вторая книга цикла была номинирована на премию «НОС», еще будучи в рукописном виде. По сюжету произведения таинственная эпидемия вынуждает людей покинуть города. Но страшнее не вирус, а то, что людям приходится выживать бок о бок в диких условиях.

Прочие

Современных писателей-фантастов столько много в России, что сложно их всех перечислить. Русский человек тянется к будущему, размышляет о нем, думает о тонких сферах и непознанном. Российских авторов, значение которых в мире фантастической литературы сложно игнорировать, огласим списком. Современные писатели - фантасты, о которых следует знать, это:

  • Андрей Васильев («Акула пера в мире Файролла», «Ученики Ворона», «Группы Свата»).
  • Руслан (Дем) Михайлов («Ищгой», «Мир Вальдиры»).
  • Олег Дивов («Закон фронтира», «Симбионты», «Лучший экипаж Солнечной»).
  • Андрей Круз («Эпоха мертвых», «Земля лишних»).
  • Василий Головачев («Евангелие от зверя», «Смутное время», «Запрещенная реальность», «Спасатели Веера», «Катарсис»).
  • Ерпылев Андрей («Золотой империал», «Город каменных демонов», «В когтях неведомого века»).
  • Андрей Измайлов («Туманность», «Весь из себя», «Счастливо оставаться»).

По всему миру люди увлечены фантастикой. Ведь те, кто не задумывается о будущем, не могут увлеченно жить в настоящем. Фантасты - это мечтатели, которые обличают свои мысли в слова и делятся ими со всем миром. Большинство авторов еще молоды. Они еще напишут для нас десятки необычных и занимательных произведений о том, что ждет всех нас впереди.

Несмотря на то что научная фантастика - до сих пор очень популярный жанр в кино и литературе, многие читатели знают только классиков XX века. Все помнят Брэдбери, Азимова и Филипа Дика, но мало кто может назвать современных фантастов. Научная фантастика тем не менее процветает - и хороших романов выходит не меньше, чем 50 лет назад. Look At Me собрал 12 современных фантастов, которых стоит читать.

Мы составляли список по нескольким критериям:

Питер Уоттс

Год рождения: 1958




Первый роман: «Морские звёзды» (1999)

Лучшие романы: «Ложная слепота», «Морские звёзды», «Эхопраксия»

Морской биолог по образованию, канадец Питер Уоттс начал писать ещё в конце 90-х, но большую часть карьеры его не замечали, пока он не разместил свои произведения в свободном доступе в интернете. После этого читатели открыли для себя «Ложную слепоту», главный роман Уоттса, и теперь писатель заслуженно считается одним из лучших современных фантастов. «Ложная слепота» - книга, которая задаёт неожиданные вопросы о нейробиологии человека и ставит под сомнение эволюционную оправданность сознания. С одной стороны, в романе намешано всё сразу: вампиры, постгуманизм, инопланетяне, с другой - это предельно минималистичная и чёткая книга, в которой нет ничего лишнего. Образование Уоттса определённо влияет на его литературу: он смотрит на человечество под нестандартным углом и придумывает новых существ, отталкиваясь от существующих морских организмов.

Кен Маклеод

Год рождения: 1954




Первый роман: «Звёздная фракция» (1995)

Лучшие романы: «Поминки по Ньютону: Космическая опера», «Вторжение», «Канал казни»

Кена Маклеода называют «анархо-примитивистом» и «техно-утопистом»; в его романах всегда присутствуют социалистические, коммунистические и анархические идеи, а сам автор признаётся, что вдохновляется взглядами Льва Троцкого. Маклеод занимает активную политическую позицию и нередко выступает с публичными лекциями - и критикует состояние современной Великобритании. Без фантастических тем в его книгах тоже не обходится: в первую очередь его интересуют постгуманизм, киборги и культурная эволюция. Что, например, произойдёт с нашей культурой, если мы загрузим сознание в компьютер? При этом у Маклеода есть чувство юмора: его романы нередко называют сатирическими, и сам он очень любит каламбуры - скажем, называет главы своих книг двусмысленными словосочетаниями вроде «революционная платформа».

Чайна Мьевиль

Год рождения: 1972




Первый роман: «Крысиный король» (1998)

Лучшие романы: «Посольский город», «Город и город», «Вокзал потерянных снов»

Чайна Мьевиль родился в Лондоне в семье хиппи. Родители дали ему странное имя «Китай» - так было принято в контркультурном британском обществе того времени - у него, например, был друг «Индия». Мьевиль - не фантаст в классическом понимании, но один из самых популярных современных авторов, выступающих в жанре спекулятивной литературы; он пишет и фэнтези, и хорроры, и состоит в британском фэнтези-движении «Новых странных», которые пытаются спасти фэнтези от коммерциализации и клише. В книгах Мьевиля может повстречаться что угодно: магия, люди с головами насекомых, стимпанк и киборги. Иногда, впрочем, Мьевиль занимается чистой научной фантастикой, и получается это у него блестяще. Хороший пример - его роман «Посольский город», в котором он рассматривает проблемы языка; автор пытается представить, какая культура будет у разумных существ, не способных к образному мышлению.

Питер Гамильтон

Год рождения: 1960




Первый роман: «Восхождение звезды разума» (1993)

Лучшие романы: «Звезда Пандоры», «Великий северный путь», «Мечтающая бездна»

Англичанин Питер Гамильтон стал известен в начале 90-х благодаря трилогии детективных романов о сыщике-экстрасенсе Греге Манделе. С тех пор, впрочем, он стал писать фантастику совсем другого толка. Гамильтон - автор больших, продуманных космических эпопей, написавший несколько космических циклов, самый известный из которых - «Сага содружества». Её действие происходит в далёком будущем (сюжет всех книг, входящих во вселенную «Саги», растягивается на тысячи лет): люди колонизируют Галактику и летают к далёким звёздам. Вместе с людьми сосуществуют сразу несколько инопланетных рас; для романов Гамильтон придумал и описал сложный мир со своей политикой, экономикой и дипломатией. В общем, фантастика Гамильтона - это примерно то, что люди представляют, когда слышат словосочетание «космическая опера», только очень хорошо продуманная и написанная.

Карл Шрёдер

Год рождения: 1962



Первый роман: «Вентус» (2000)

Лучшие романы: «Порядок», «Дама лабиринтов», «Неизменность»

Дипломированный футурист и влиятельный автор для последователей философии спекулятивного реализма , канадец Карл Шрёдер пишет романы на грани киберпанка и космической оперы. С одной стороны, действие его книг обычно происходит в далёком будущем, а сюжет связан с межзвёздными перелётами, с другой - писателя интересуют вопросы, чаще всего связанные с киберпанком: неприкосновенность частной жизни, самосознание отдельной личности (и её растворение) , дополненная и виртуальная реальность, искусственный интеллект. Футуризмом Шрёдер занимается профессионально: в свободное от творчества время он консультирует организации, прогнозирующие развитие технологий. Лучшее в книгах Шрёдера - это то, что называют словом worldbuilding; способность красиво, быстро и точно описывать воображаемые миры. В своём последнем романе «Порядок» он, например, рассказывает об очень длинных космических путешествиях и описывает сотни странных миров, от одиноких планет без звезды, освещённых лазерами, и планет, состоящих целиком из воды, до газовых планет, где люди живут на огромных аэростатах, и планет, где атмосфера похожа на огромную неоновую лампу.

Чарльз Стросс

Год рождения: 1964




Первый роман: «Небо сингулярности» (2003)

Лучшие романы: «Аччелерандо», «Оранжерея», «Правило 34»

Самый разносторонний писатель из всей волны новой британской фантастики (британцы отличаются тягой к «жёсткому» сай-фаю и нередко левыми политическими взглядами) , Стросс за свою жизнь успел поработать программистом, фармацевтом и технологическим журналистом. Десять лет он вёл ежемесячную колонку о Linux в журнале Computer Shopper, но в итоге закрыл её, чтобы посвятить себя писательству. В литературных жанрах Стросс примерно столь же неординарен, как в выборе профессии: не считая рассказов, у него вышло около 20 книг в самых разных стилях, от «жёсткой» научной фантастики до фэнтези и ужасов в духе Лавкрафта. Его научно-фантастические романы лучше всего описывать словом «майндфак»: Стросс много обманывает читателя и придумывает самые невероятные конструкции. Образцовый роман в этом смысле (он, кстати, вполне может быть единственным, что вы прочитаете из этого списка - он настолько хорош) - «Оранжерея», в котором группа людей из будущего соглашается на эксперимент: они живут на изолированной космической станции в XX веке. Книга водит читателя за нос и несколько раз переворачивает всё с ног на голову.

Джон Скальци

Год рождения: 1969




Первый роман: «Обречённые на победу» (2005)

Лучшие романы: «Люди в красном», «Сон андроида», «Взаперти»

Скальци - классический гик, превратившийся в писателя. С 1998 года он ведёт блог Whatever, где высказывается на самые разные темы, пишет книги и статьи о видеоиграх, кино и астрономии; он даже выступал консультантом на одном из сериалов по «Звёздным вратам». Самая известная книга Скальци - «Люди в красном», предельно гиковский роман. В нём комически обыгрывается известный штамп из «Звёздного пути» - там нередко появлялись безымянные персонажи в красной униформе, которые всегда погибали в миссиях, чтобы подчеркнуть для зрителя опасность. В основное время Скальци пишет более серьёзную - нередко военную - фантастику. Впрочем, он способен на многое: в одном из своих последних романов «Взаперти» он пишет настоящую детективную историю. Главное, что отличает книги Скальци, - ироничные, находчивые персонажи и остроумные диалоги.

Аластер Рейнольдс

Год рождения: 1966




Первый роман: «Пространство откровения» (2000)

Лучшие романы: «Пространство откровения», «Дом солнц»,
«Толкая лёд»

Любимый в России (издательство «Азбука» исправно печатает его романы) валлийский писатель, известный «жёсткой» научной фантастикой и масштабными космическими операми. Как и прочих авторов космических опер, его можно описывать одними только цифрами: его цикл «Пространство откровения» охватывает временной период в десятки тысяч лет (хотя основное действие происходит на протяжении трёх веков), а междзвёздные путешествия в нём происходят с помощью кораблей, которые передвигаются почти со скоростью света. Рейнольдс объясняет существованием механической расы, которая уничтожает разумные цивилизации, когда те развиваются до определённого уровня. За сложными и подробными описаниями космоса, технологий и инопланетных цивилизаций у Рейнольдса, впрочем, скрываются более личные, частные вещи: лиричные размышления о философии жизни и меланхоличное настроение.

Стивен Бакстер

Год рождения: 1957




Первый роман: «Плот» (1991)

Лучшие романы: «Проксима», «Ковчег», «Многообразие космоса»

Автор почти 50 романов, британец Стивен Бакстер - один из самых масштабных мыслителей современной «жёсткой» научной фантастики. Бакстер придумывает по-настоящему масштабную космическую фантастику, умудряясь при этом сохранять научную достоверность (скажем, в одной из своих книг он описывает историю Вселенной со дня её рождения 20 млрд лет назад до смерти через 10 млрд лет) . Кроме этого, он выступает в жанре романа-катастрофы и альтернативной истории. Что бы Бакстер ни писал, любой свой роман он предваряет долгими и подробными исследованиями - поэтому даже будущее человечества он предсказывает по научным теориям. Сам он говорит, что вдохновляется старой фантастикой Герберта Уэллса; писатель, кстати, является вице-президентом Международного общества Герберта Уэллса.

Адам Робертс

Год рождения: 1965




Первый роман: «Соль» (2000)

Лучшие романы: «Соль», «Жёлто-голубая Тибия»,
«Стеклянный Джек»

Постмодернистский трикстер Адам Робертс - самый непредсказуемый автор современной фантастики. От каждой новой его книги не знаешь, чего ждать: у него есть и футуристические детективы, и романы о колонизации других планет, и космические утопии; кроме того, Робертс написал под псевдонимами А. Р. Р. Р. Робертс и Братья Робертски несколько пародий - в том числе на романы Толкина, «Матрицу» и «Звёздные войны». Каждый роман Робертса - это литературная игра, во всех книгах он использует неожиданную структуру и играет с языком. На русском скоро выходит его книга «Стеклянный Джек», и она отлично характеризует Робертса: это детективная история о трёх убийствах, написанная как классические романы Агаты Кристи, но с условием, что читатель с самого начала знает, что убийца - главный герой. Проблема Робертса состоит в том, что он никогда не продолжает свои романы и не превращает их в серии, а в фантастике это верный способ никогда не стать популярным автором: читатели научной фантастики предпочитают большие серии, саги и циклы, чтобы раз за разом погружаться в один и тот же мир.

Энн Леки

Год рождения: 1966



Первый роман: «Слуги правосудия» (2013)

Лучшие романы: «Слуги правосудия», «Слуги меча»

Несмотря на то что Энн Леки выпустила всего два романа и ещё не успела закончить свою дебютную трилогию «Империя Радч» (заключительная часть выйдет в октябре этого года), её уже называют наряду с лучшими современными фантастами. Леки пыталась заняться научной фантастикой ещё в юности, но опубликоваться у неё не вышло. Леки вышла замуж, родила двоих детей и занялась домашним хозяйством, но, чтобы не слишком скучать дома, продолжила писать - и закончила первый набросок романа «Слуги правосудия» ещё в 2002 году. Книга вышла в 2013-м - и это один из самых необычных романов последнего времени. Главная героиня - бывший космический корабль (да, именно так),

Первый роман: «Моксиленд» (2008)

Лучшие романы: «Моксиленд», «Сияющие девочки», «Сломанные монстры»

Южноафриканская писательница, в первую очередь сочиняющая детективные романы. Скажем, одна из её книг посвящена убийце, путешествующему во времени, другая - сверхъественным убийствам, природе славы и социальных сетей, ещё одна - альтернативному Йоханнесбургу, где преступников в наказание привязывают к волшебным животным. В своих романах Бьюкес исследует волнующие её современные феномены: от глобальной слежки и ксенофобии до автотюна. Сверхъестественное у неё мешается с технологиями, призраки и магия сосуществуют со смартфонами и электронной почтой, но при этом Бьюкес не пишет фэнтези - и совершенно точно не злоупотребляет африканским колоритом. По своей сути её книги - это научная фантастика, ведь главное, что отличает жанр - неожиданные вопросы, которые задаются в нём человечеству; именно этим Бьюкес и занимается.