Создание советской системы образования. Система народного образования в ссср

Образование в СССР

Система народного образования в СССР - система образования , начавшая складываться в советское время (Советская Россия , СССР).

В 1973 году в СССР расходы из госбюджета (без капитальных вложений) на высшие учебные заведения составили 2,97 млрд рублей, на техникумы, училища и школы по подготовке кадров средней квалификации - 1,79 млрд рублей, на профессионально-техническое образование - 2,09 млрд рублей.

На 1975 год в СССР действовали 856 вузов (в том числе 65 университетов), в которых обучались более 4,9 млн студентов. По числу студентов на 10 тыс. человек населения СССР значительно превосходил такие страны, как Великобритания , Федеративная Республика Германия , Франция , Япония и другие.

По данным на 1 января 1976 года, в СССР насчитывалось 6272 профессионально-технических учебных заведения, в которых обучалось 3,08 млн учащихся.

На начало 1975/1976 учебного года в СССР действовали 167 тыс. общеобразовательных школ, в которых обучались 48,8 млн человек. По данным на 1975 год, подготовка учителей и воспитателей проводилась в 65 университетах, 200 педагогических институтах и 404 педагогических училищах.

Образование в Советском Союзе было тесно связано с воспитанием и формированием качеств личности. Советская школа, призвана была не только решать общеобразовательные задачи, обучая учащихся знанием законов развития природы, общества и мышления, трудовыми навыками и умениями, но и формировать на этой основе коммунистические взгляды и убеждения учащихся, воспитывать учащихся в духе высокой нравственности, советского патриотизма и социалистического интернационализма .

История

Основные принципы образования в Советском Союзе были сформулированы еще в 1903 году в Программе РСДРП, озвученной на II съезде РСДРП : всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоего пола до 16 лет; ликвидация сословных школ и ограничений в образовании по национальным признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке и др.

Серьезной проблемой была неграмотность значительной части населения, особенно крестьянства, при этом в Европе, эта проблема была решена ещё в XIX веке . Советское руководство считало достижение всеобщей грамотности одной из приоритетных задач. Как говорил Владимир Ленин - «нам нужно громадное повышение культуры. надо добиться, чтобы уменье читать и писать служило к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применять это уменье читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства» .

Всего к 1920 году удалось обучить грамоте 3 млн. человек . Перепись 1920 года на территории Советской России зафиксировала умение читать у 41,7% населения в возрасте от 8 лет и старше. При этом эта перепись не была всеобщей и не охватила такие территории страны как Белоруссия, Волынская, Подольская губернии, Крым, Закавказье, горные районы Северного Кавказа, часть Туркестана и Киргизии, Дальний Восток, а также некоторые местности Европейской России и Украины, Хиву и Бухару.

Среднее число лет обучения населения старше 9 лет :

1797 1807 1817 1827 1837 1847 1857 1867 1877 1887 1897 1907 1917 1927 1937 1947 1957 1967 1977 1987
0,127 0,148 0,179 0,222 0,270 0,320 0,367 0,435 0,516 0,592 0,762 0,930 1,112 1,502 3,376 5,442 6,048 6,974 7,861 8,833

1920-е годы

В области начального образования главной проблемой в 1920-е годы оставалась ликвидация неграмотности. В 1923 году декретом Народного комиссариата просвещения было создано Общество «Долой неграмотность» . Свыше 1,2 млн человек объединяли городские шефские организации, призванные помогать деревне в подъеме культуры. В целях ускорения ликбеза пришлось усилить нагрузку на пригодные школьные помещения: при том, что к 1924 году численность учащихся (при абсолютном сокращении населения) удалось довести почти до уровня 1914 года (98%), количество школ составило лишь 83% от предвоенного уровня . Основной приток учащейся массы в этот период составляли беспризорники, численность которых достигала в эти годы 7 млн. человек . В 1925-28 гг. по мере обеспечения доступности обучения для всех детей школьного возраста всеобщее обязательное начальное обучение вводилось распоряжениями местных советских органов. Так законы о всеобщем обучени были приняты: в 1924 в УССР; в 1926 в БССР; а также в ЗСФСР и в некоторых республиках Ср. Азии в конце 1920-х гг. Но только после ликвидации беспризорности как массового явления (к 1928 - уже только 300 тыс.), к сентябрю 1930 года появились основания констатировать, что всеобщее начальное обучение детей введено фактически.

Советские школы перестраиваются в соответствии с «Положениями про единую трудовую политехническую школу». В истории образования СССР 1920-е годы характеризуются как годы поиска смелых и оригинальных решений. В школах широко вводится комплексное обучение, лабораторно-бригадный метод, метод проектов. В школах преподаются языки большинства населения республик. В 1920‑х годах среднее образование в СССР имело продолжительность семь лет. Следующим этапом было профессиональное образование, которое включало профессиональные школы, техникумы и институты. Фактически советская школьная система оформилась к 1922 году: начальная школа (4 года обучения), основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы (всего 9-10 лет учебы).

Большой ущерб системе народного образования и распространению грамотности был нанесен первой мировой и гражданской войнами. Так же большое количество образовательных учреждений было потерянно вместе с рядом территорий с наиболее высоким уровнем грамотности и образованности населения (Польша, Финляндия, Прибалтика). Из-за постоянной нехватки средств к 1922/23 учебному году количество школ сократилось до 88 588 а количество учащихся сократилось до 7 322 062. Только к 1926 году количество школ возросло до 111 046 а количество учащихся до 10 219 529). Ситуация усугублялась голодом и разрухой во многих сферах экономики, полноценное финансирование системы просвещения удалось восстановить только к 1924 году, после этого расходы на образование стабильно росли .

1. В границах до 17.09.1939

В целом, в этот период значительно увеличилось количество учащихся и учителей.

Количество учителей увеличилось с 222 974 в 1922/23 гг. до 394 848 в в 1929/30 гг. Количество учащихся во всех школах СССР увеличилось с 7 322 062 в 1922/23 гг. до 13 515 688 в 1929/30 гг. Из них:

  • в начальных школах с 5 993 379 в 1922/23 гг. до 9 845 266 в 1929/30 гг.
  • в неполных средних школах с 736 854 в 1922/23 гг. до 2 424 678 в 1929/30 гг.
  • в средних школах увеличилось с 591 645 в 1922/23 гг. до 1 117 824 в 1929/30 гг.

Количество студентов высших учебных заведений по сравнению с предвоенным 1914 годом выросло от 127 000 (включая Польшу) до 169 000 в 1927/28 гг. В 1930 г. в СССР было 272 000 студентов. Количествовысших учебных заведений увеличилось с 91 в 1914 г. до 148 в 1927/28 г. . (в 1930 г. 272 000)

Кроме того, несмотря на то, что научный потенциал страны был серьезно подорван во время социальных потрясений, с 1920-х годов он стал восстанавливаться. Заметно увеличилась численность научных работников. К 1927 году их насчитывалось 25 тысяч, то есть в два раза больше, чем до революции . В 1929 году в СССР уже работало 1 263 научных учреждения (в т. ч. 438 НИИ и их филиалов).

В 1932 году в СССР были введены единые десятилетние трудовые школы .

В 1933-37 гг было осуществлено обязательное 7-летнее обучение в городах и рабочих поселках. Уже в 1938/1939 учебном году в СССР 97,3 % детей окончившие начальные классы, перешли учиться в среднюю школу.

Всего за этот период количество учащихся в СССР во всех школах увеличилось с 13 515 688 в 1929/30 гг. до 31 517 375 в 1938/39 гг. Из них:

  • в начальных школах с 9 845 266 в 1929/30 до 10 646 115 в 1938/39 гг.
  • в неполных средних школах с 2 424 678 в 1929/30 гг. до 11 712 024 в 1938/39 гг.
  • в средних школах с 1 117 824 в 1929/30 гг. до 9 028 156 в 1938/39 гг.

Количество учителей увеличилось с 384 848 в 1929/30 гг. до 1 027 164 в 1938/39 гг.

Коллличество высших учебных заведений в 1932/33 г. соттавило - 832, в которых обучалось 504 000 студентов.

В целом, были достигнуты значительные успехи в народном образовании. Так, количество учащихся в СССР за 20 лет после октябрьской революции в 1937 году по сравнение с предвоенным 1914 годом увеличилось в 3,5 раз (в средних школах в 20,2 раз), а количество высших учебных заведений выросло в 7,7 раз .

К концу 30-х годов удалось также достичь значительных успехов в борьбе с неграмотностью: согласно переписи 1939 года процент грамотного населения составлял 87,4%, значительно уменьшился разрыв в грамотности сельского и городского населения. Всего за 16 лет (с 1923 по 1939 гг.) в СССР обучалось более 50 млн. неграмотных и около 40 млн. малограмотных людей разных возрастов. . Среди новобранцев проблема грамотности уже не стояла. А доля призывников имеющих высшее и среднее образование в 1939-1940 гг. составляла треть от общего числа призванных. .

Статистика изменения процента грамотного населения:

1917 1920 1926 1937 1939 1959 1970 1979
Сельское население: Муж. 53% 52,4% 67,3% - 91,6% 99.1% 99.6% 99.6%
Жен. 23% 25,2% 35,4% - 76,8% 97,5% 99,4% 99,5%
Всего 37% 37,8% 50,6% - 84,0% 98,2% 99,5% 99,6%
Городское население: Муж. 80% 80,7% 88,0% - 97,1% 99,5% 99.9% 99.9%
Жен. 61% 66,7% 73,9% - 90,7% 98,1% 99,8% 99,9%
Всего 70,5% 73,5% 80,9% - 93,8% 98,7% 99,8% 99,9%
Всего: Муж. 58% 57,6% 71,5% 86% 93,5% 99,3% 99.8% 99.8%
Жен. 29% 32,3% 42,7% 66,2% 81,6% 97,8% 99,7% 99,8%
Всего 43% 44,1% 56,6% - 87,4% 98,5% 99,7% 99,8%

В 1930-х годах были изданы следующие постановления, касающиеся советской системы образования:

1940-е годы

Всего в 1940/41 учебном году в школах СССР обучалось 34 784 тысяч человек. Из них:

В начальных - 9786 тысяч. В семилетних - 12 525 тысяч. В средних - 12 199 тысяч.

Число учителей в 1940/41 гг. составило 1237 тысяч.

В 1940/41 учебном году в СССР было 3773 средних специальных учебных заведений в которых училось 975 000 человек. Высшее образование в СССР в 1940/41 учебном году было представлено 817 учебнми заведениями, в которых обучалось 812 000 студентов.

В 1940 году вышло постановление СНК СССР «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий». . Согласно этому постановлению, с 1 сентября 1940 года вводилось платное обучение в 8-10 классах средних школ, техникумах, педагогических училищах, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений, а также высших учебных заведениях.
Для учащихся 8-10 классов средних школ, техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений плата составляла от 150 до 200 рублей в год. Обучение в высших учебных заведениях стоило от 300 до 500 рублей в год. Плата за обучение составляла в 1940 г. в среднем примерно 10 % от семейного бюджета (при одном работающем), в 1950 г. и далее вплоть до отмены оплаты в 1954 г. - около 5% .

Для поощрения выдающихся деятелей науки, техники, культуры и организаторов производства в 1939 году, в 60-летие Сталина, были учреждены присуждавшиеся ежегодно, начиная с 1941 года, Сталинские премии .

Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:

1. Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение. 2. Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение: а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик - 200 рублей в год; б) во всех остальных городах, а также селах - 150 рублей в год.

Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений. 1. Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР: а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, - 400 рублей в год;

Б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, - 300 рублей в год…

Число учащихся в СССР в период Великой Отечественной войны :

1950-е годы

С 1949/50 учебном году произошло уменьшение числа учащихся, т. к. в школы поступали дети рождения военных лет, когда рождаемость в условиях военного времени, (особенно на оккупированной врагом территории и в прифронтовой полосе) значительно снизилась.

В 1956 году в СССР обучалось 35 505 тысяч человек в разных учебных заведениях (в это число не входят 14,9 миллионов учащихся в школах переподготовки и повышения квалификации кадров). Из них:

В общеобразовательных школах - 30 127 тыс. В училищах системы школ трудовых резервов - 1 365 тыс. человек. В техникумах и средних специальных уч. заведениях - 2 012 тыс. В высших учебных заведениях - 2 001 тыс.

Число учителей в 1950/51 гг. составило 1 475 тысяч; в 1955/56 гг. - 1 733 тысяч.

В 1950 г. в СССР было 162,5 тыс. научных работников. К 1955 г. их число выросло до 223,9 тыс. и 2950 научных учреждений (1180 из них НИИ и их филиалы).

Перепись населения СССР, проведённая в 1959 году, продемонстрировала, что неграмотность среди населения страны была практически полностью искоренена.

1960-е годы

См. также

  • сочинение «Как я провёл лето »

Примечания

  1. СССР. Народное образование // Большая советская энциклопедия
  2. Всеобщее обучение // Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993 URL:www.otrok.ru/teach/enc/index.php?n=3&f=82
  3. // Большая Советская Энциклопедия М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.
  4. Мышко Н. С. Рост образовательного уровня населения Казахстана в период построения социализма (1917-1937 гг.) / дис. канд. ист. наук. Усть-Каменогорск 1984 - 201 с.
  5. История России XX – начала XXI века / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин, С. В. Воронкова; под ред. Л. В. Милова - М.: Эксмо, 2006 С. 330, 400
  6. Грамотность / Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993; URL: www.otrok.ru/teach/enc/txt/4/page95.html
  7. История переписи (часть 3) - ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Официальный сайт URL: http://petrostat.gks.ru/default.aspx
  8. Козлова Л.А. «Без защиты диссертации». Статусная организация общественных наук в СССР - Большевистская философия. Овчаренко В.И.
  9. . Борис Миронов.
  10. Школы взрослых / Большая Советская Энциклопедия изд. 3-е
  11. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917-2004. - Аспект-Пресс, М., 2005 (с.180, 181)
  12. из МСЭ
  13. Всеобщее обучение // Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993 URL:www.otrok.ru/teach/enc/index.php?n=3&f=82
  14. Система освіти. Історія і сучасність
  15. Система образования. История и современность
  16. История педагогики / История педагогики Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. "Просвещение", Москва, 1982 г.
  17. Культурное строительство СССР. Статистический сборник. / М.-Л.: Госпланиздат. 1940. С. 37
  18. В.П.Дьяченко. История финансов СССР (1917-1950 гг.)
  19. The Soviet Union: Facts, Descriptions, Statistics .
  20. Народное хозяйство СССР в 1956 г. (Статистический сборник) М. 1956 С. 221, 222, 223
  21. История в цифрах. Б.Н.Миронов. Таблица 11. С. 136
  22. Кириллов В.В. История России / М. 2007. С. 490
  23. Достижения советской власти за 40 лет в цифрах / М. 1957 г. С. 273
  24. Российские ученые и инженеры в эмиграции. М.: ПО "Перспектива", 1993. - Численность эмигрантов в 1918-1922 оценивается разными источниками от 1.2 до 3 млн. человек, включая членов семей.
  25. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи» - ИИЕТ РАН, М., 2009.
  26. Барсенков А. С., Вдовин А. И., «История России. 1917-2007» - М.: Аспект Пресс, 2008 - стр. 236
  27. http://www.hrono.ru/vkpb_17/pril_1.html Резолюции и постановления XVII съезда ВКП(б)
  28. Сенявская Е. С.

Система образования в СССР в официальных документах называлась системой народного образования. С момента зарождения в 1917 году ее основной задачей было обучение и воспитание подрастающего поколения в соответствии с определявшей жизнь общества коммунистической идеологией. Главной нравственной целью советского образования всех уровней - от детского сада до вуза - считалась подготовка достойного участника рабочего коллектива, вместе со всей страной строящего «светлое будущее». Этим установкам на протяжении всего периода существования советской образовательной системы было подчинено преподавание не только гуманитарных дисциплин, но и естественных и даже точных наук.

Дошкольное

Первой ступенью государственной программы народного образования были дошкольные учреждения. Они открывались по всему СССР с первых лет его существования: строящейся Стране Советов требовались миллионы рабочих рук, в том числе и женских. Проблема «с кем молодой трудящейся маме оставлять ребенка» была не актуальна - ее успешно решали детские сады и ясли, принимавшие малышей с двухмесячного возраста. Позже дошкольные заведения были важной частью системы всеобщего среднего образования, с 1972 года обязательного для каждого советского гражданина.

В Советского Союза частных детских садов не существовало. Все учреждения были муниципальными (государственными) или ведомственными - принадлежащими предприятиям: заводам, колхозам, фабрикам и т. д. Их курировали местные органы образования и здравоохранения.

Государство не только повсеместно строило детские дошкольные учреждения, но и практически полностью финансировало содержание детей и воспитательный процесс. Родители частично возмещали расходы на питание, которые рассчитывались с учетом общего размера зарплат папы и мамы малыша. Никаких «добровольно-принудительных» взносов на шторы, одеяла, ковры, книжки, горшки и так далее не было. Многодетные и малообеспеченные семьи освобождались от оплаты услуг детского сада.

Разветвленная система дошкольных учреждений в СССР состояла:

  • из яслей - в них воспитывались самые маленькие - от двух месяцев до трех лет;
  • детсадов - они принимали трехлеток и до семи лет готовили их к поступлению в первый класс, постепенно переводя из младшей группы в среднюю, старшую и подготовительную;
  • яслей-садиков - комбинатов, под одной крышей объединявших два предыдущих типа заведений.

С воспитанниками дошкольных учреждений работали опытные педагоги и няни. Детей приучали к здоровому образу жизни, а культурное развитие шло в ногу с директивами компартии и постановлениями правительства, которые руководили всей системой образования в СССР.

Школьное

Средняя общеобразовательная школа за время существования СССР несколько раз трансформировалась в соответствии с реалиями изменявшейся жизни, все модификации были нацелены на повышение уровня образованности новых поколений.

В первые годы советской власти общее и профессиональное образование не разделялось: в единых трудовых девятилетних школах РСФСР овладение азами теоретических знаний и ремеслом проходило параллельно. Обучение велось по двум ступеням: первой -пятилетней, второй - четырехлетней. Дополнительно в 1919 г. при средних специальных и высших учебных заведениях открылись рабфаки - рабочие факультеты, готовившие малограмотных пролетариев и крестьян к учебе в вузах. Они просуществовали до середины 30-х годов и за ненадобностью были упразднены.

В 1932 году среднее образование в СССР стало десятилетним и трехэтапным:

  • начальным - с 1 по 4 класс;
  • неполным средним - с 5-го по 7-й;
  • средним - 10 классов.

Во время Великой Отечественной войны в системе образования СССР появились два типа специализированных школ:

  • Суворовские и Нахимовские училища, которые занимались подготовкой абитуриентов высших военных учебных заведений;
  • школы рабочей и сельской молодежи, созданные для того, чтобы трудящиеся в вечерней и заочной форме могли получить среднее образование.

В 1958 году структура среднего образования изменилась: начальными классами стали первые три, средними - с четвертого по восьмой, старшими - девятый и десятый.

В этом же году открылись первые техникумы, а школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), готовившие квалифицированных рабочих на базе начального образования, заменили профессионально-техническими училищами (ПТУ), куда для приобретения трудовой специальности можно было поступить после 8 классов.

Для оказания поддержки неполным, многодетным и малообеспеченным семьям развивалась система интернатов, в которых дети жили в течение рабочей недели, учась, как в обычной школе, а на выходные отправлялись по домам. Во всех общеобразовательных школах ввели группы продленного дня, чтобы дети, не имеющие дедушек и бабушек, находились в школе после окончания уроков до вечера, полноценно питаясь и делая домашние задания под присмотром учителей.

Реформированная в 1958 г. система среднего образования в СССР в неизменном виде сохранялась до развала страны и была признана многими зарубежными авторитетными деятелями просвещения лучшей в мире.

Высшее

Вершина системы образования в Советском Союзе - комплекс высших учебных заведений, которые выпускали высококлассных и всесторонне развитых специалистов для каждой сферы народного хозяйства. В стране успешно функционировало более восьми сотен университетов и институтов:

  • политехнических;
  • сельскохозяйственных;
  • педагогических;
  • медицинских;
  • юридические;
  • экономических;
  • искусств и культуры.

Институты готовили кадры преимущественно для промышленности, а университеты в основном занимались обучением специалистов по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам.

Вузы выпускали грамотных профессионалов и одновременно служили базой для научной работы, поскольку были оснащены исследовательскими классами и лабораториями, где ставились опыты, велась разработка техники для производства и бытовых приборов. Студенты активно участвовали в новаторской деятельности, но главным занятием для них все же была планомерная учеба. Молодым людям выплачивалась стипендия, размер которой зависел от успеваемости и загруженности общественной работой.

В целях увеличения доступности высшего образования всем слоям населения в СССР впервые в мире стали применять заочную форму обучения.

Несмотря на идеологизированность системы образования в СССР, ее эффективность, особенно качество инженерно-технической подготовки, отмечали даже политические оппоненты Советского Союза.

Советское образование в определённых кругах принято считать лучшим в мире. В тех же кругах принято считать современное поколение потерянным - дескать, эти молодые «жертвы ЕГЭ» не выдерживают никакого сравнения с нами, прошедшими горнило советских школ техническими интеллигентами...

Само собой, правда лежит далеко в стороне от этих стереотипов. Аттестат об окончании советской школы если и является знаком качества образования, то разве что в советском же смысле. Действительно, некоторые учившиеся в СССР люди поражают нас глубиной своих знаний, однако при этом многие другие ничуть не менее сильно поражают нас глубиной своего невежества. Не знать латинских букв, не уметь складывать простые дроби, физически не понимать простейших письменных текстов - увы, для советских граждан это было вариантом нормы.

Вместе с тем советские школы имели и неоспоримые плюсы - скажем, у учителей тогда была возможность свободно ставить двойки и оставлять «не тянущих» учеников на второй год. Этот кнут создавал тот нужный для учёбы настрой, которого так не хватает сейчас во многих современных школах и вузах.

Плавно перехожу к сути поста. На «Справочнике патриота» усилиями команды авторов была создана давно уже назревшая статья о плюсах и минусах советского образования. Публикую эту статью здесь и прошу вас включиться в обсуждение - а при необходимости даже дополнить и поправить статью прямо на «Справочнике», благо это википроект, который доступен для редактирования всем:

В данной статье рассматривается советская система образования с точки зрения ее достоинств и недостатков. Советская система следовала задаче воспитания и формирования личности, достойной реализовывать для будущих поколений главную национальную идею Советского Союза - светлое коммунистическое будущее. Данной задаче были подчинены не только преподавание знаний о природе, обществе и государстве, но воспитание патриотизма, интернационализма и нравственности.

== Плюсы (+) ==

Массовость. В советское время впервые в истории России была достигнута практически всеобщая грамотность, близкая к 100 %.

Разумеется, даже в эпоху позднего СССР многие люди старшего поколения имели за спиной всего лишь 3-4 класса образования, ведь далеко н все смогли пройти полный курс школьного обучения из-за войны, массовых переселений, необходимости рано идти работать. Тем не менее, практически все граждане научились читать и писать.
За массовое образование надо сказать спасибо и царскому правительству, которое за 20 предреволюционных лет практически удвоило уровень грамотности в стране - к 1917 г. грамотной была уже практически половина населения. Большевики, в результате, получили огромное число грамотных и подготовленных учителей, и им оставалось лишь второй раз удвоить долю грамотных людей в стране, что они и сделали.

Широкий доступ к образованию для национальных и языковых меньшинств. В ходе процесса так называемой коренизации большевики в 1920-х и 1930-х гг. впервые внедрили образование на языках множества малых народов России (зачастую, попутно создавая и внедряя алфавиты и письменность для этих языков). Представители окраинных народов получили возможность приобщаться к грамоте сначала на своём родном языке, а потом уже на русском, что ускорило ликвидацию безграмотности.

С другой стороны, эта самая коренизация, частично свёрнутая в конце 1930-х, успела внести немалый вклад в будущий развал СССР по национальным границам.

Высокая доступность для большинства населения (всеобщее бесплатное среднее образование, весьма распространённое высшее). В царской России образование было связано с сословными ограничениями, хотя по мере роста его доступности эти ограничения слабели и размывались, и к 1917 г. при наличии денег или особых талантов получить хорошее образование могли представители любого сословия. С приходом к власти большевиков сословные ограничения были окончательно сняты. Начальное, а затем и среднее образование стало всеобщим, а число студентов в высших учебных заведениях выросло многократно.

Высокая мотивированность учащихся, уважение общества к образованию. Молодые люди в СССР действительно очень хотели учиться. В советских условиях, когда право частной собственности было серьёзно ограничено, а предпринимательская деятельность практически подавлена (особенно после закрытия артелей при Хрущёве), получение образования было основным способом продвинуться в жизни и начать хорошо зарабатывать. Альтернатив было мало: на стахановский ручной труд здоровья хватало далеко не у всех, а для успешной партийной или военной карьеры также нужно было повышать свой уровень образования (безграмотных пролетариев без оглядки набирали лишь в первое десятилетие после революции).

Уважение к труду учителя и преподавателя. По крайней мере до 1960-х и 1970-х гг., пока в СССР шла ликвидация безграмотности и становление системы всеобщего среднего образования, профессия учителя оставалась одной из самых уважаемых и востребованных в обществе. В учителя шли сравнительно грамотные и способные люди, к тому же мотивированные идеей нести просвещение в массы. Кроме того, это была реальная альтернатива тяжёлой работе в колхозе или на производстве. Аналогичная ситуация была и в высшей школе, где вдобавок во времена Сталина были очень хорошие зарплаты (уже при Хрущёве, однако, зарплаты интеллигенции были снижены до уровня рабочих и даже ниже). Про школу сочиняли песни, снимали фильмы, многие из которых вошли в золотой фонд отечественной культуры.

Сравнительно высокий уровень начальной подготовки поступивших в высшие учебные заведения. Число студентов в РСФСР на излёте советской эпохи было, по крайней мере, в два раза ниже, чем в современной России, а доля молодых людей в населении была выше. Соответственно, при сходной численности населения в РСФСР и в современной РФ, конкурс на каждое место в советских ВУЗах был в два раза выше, чем в современных российских, и в результате контингент там набирался более качественный и способный. Именно с этим обстоятельством в первую очередь связаны жалобы современных преподавателей на резкое падение уровня подготовки абитуриентов и студентов.

Очень качественное высшее техническое образование. Советская физика, астрономия, география, геология, прикладные технические дисциплины и, разумеется, математика, вне всякого сомнения были на высочайшем мировом уровне. Само за себя говорит огромное число выдающихся открытий и технических изобретений советской эпохи, и весьма внушительно выглядит список всемирно известных советских учёных и изобретателей. Впрочем, и здесь надо сказать отдельное спасибо ещё дореволюционной российской науке и высшей школе, которые послужили прочной основой для всех этих достижений. Но нельзя не признать, что Советскому Союзу удалось - даже несмотря на массовую эмиграцию русских учёных после революции - в полной мере возродить, продолжить и развить на высочайшем уровне отечественную традицию в области технической мысли, естественных и точных наук.

Удовлетворение колоссального запроса государства на новые кадры в условиях резкого роста промышленности, армии и науки (благодаря масштабному государственному планированию). В ходе массовой индустриализации в СССР было создано несколько новых отраслей промышленности и существенно, в разы и десятки раз, увеличен масштаб производства во всех отраслях. Для подобного впечатляющего роста требовалось обучить множество специалистов, способных работать с самой современной техникой. К тому же, надо было восполнять значительные потери кадров в результате революционной эмиграции, гражданской войны, репрессий и Великой Отечественной войны. Советская система образования успешно справилась с подготовкой многих миллионов специалистов по сотням специальностей - благодаря этому были решены важнейшие государственные задачи, связанные с выживанием страны.

Сравнительно высокие стипендии. Средняя стипендия в позднем СССР составляла 40 рублей, тогда как зарплата инженера составляла 130-150 руб. То есть стипендии достигали порядка 30% от зарплат, что значительно выше, чем в случае с современными стипендиями, которые достаточно велики только у отличников, аспирантов и докторантов.

Развитое и бесплатное внешкольное образование. В СССР действовали тысячи дворцов и домов пионеров, станций юных техников, юных туристов и юных натуралистов, множество других кружков. В отличие от большинства сегодняшних кружков, секций и факультативов, советское внешкольное образование было бесплатным.

Лучшая в мире система спортивного образования. Советский Союз с самого начала уделял огромное внимание развитию физкультуры и спорта. Если в Российской империи спортивное образование только зарождалось, то в Советском Союзе оно вышло на передовые позиции в мире. Успех советской спортивной системы хорошо виден по результатам на Олимпийских играх: советская сборная постоянно занимала первое или второе место на каждой Олимпиаде начиная с 1952 года, когда СССР начал участвовать в международном олимпийском движении.

== Минусы (−) ==

Низкое качество гуманитарного образования из-за идеологических ограничений и штампов. Почти все гуманитарные и общественные дисциплины в школах и ВУЗах СССР были в той или иной мере нагружены марксизмом-ленинизмом, а при жизни Сталина - ещё и сталинизмом. В основе концепции преподавания истории России и даже истории древнего мира лежал «Краткий курс истории ВКП(б)», согласно которому вся мировая история преподносилась как процесс созревания предпосылок для революции 1917 года и будущего построения коммунистического общества. В преподавании экономики и политики основное место занимала марксистская политическая экономия, в преподавании философии - диалектический материализм. Эти направления сами по себе достойны внимания, однако они объявлялись единственно верными и правильными, а все остальные объявлялись либо их предшественниками, либо ложными направлениями. В результате, огромные пласты гуманитарного знания либо вовсе выпадали из советской системы образования, либо преподносились дозированно и исключительно в критическом ключе, как «буржуазная наука». История партии, политэкономия и диамат были обязательными предметами в советских ВУЗах, и в позднесоветский период они относились к числу наименее любимых студентами (как правило, они были далеки от основной специальности, оторваны от реальности и при этом сравнительно сложны, так что их изучение в основном сводилось к заучиванию шаблонных фраз и идеологических формулировок).

Очернение истории и искажение нравственных ориентиров. В СССР школьное и университетское преподавание истории характеризовалось очернением царского периода в истории страны, причём в раннесоветский период это очернение было куда более масштабным, чем постперестроечное очернение уже советской истории. Многие дореволюционные государственные деятели были объявлены «прислужниками царизма», их имена были вычеркнуты из учебников истории, либо упомянуты в строго негативном контексте. И наоборот, откровенные разбойники, вроде Стеньки Разина, объявлялись «народными героями», а террористы, вроде убийц Александра II, назывались «борцами за свободу» и «передовыми людьми». В советской концепции мировой истории крайне много внимания уделялось всяческому угнетению рабов и крестьян, всевозможным восстаниям и мятежам (конечно, это тоже важные темы, но отнюдь не менее важные, чем история технологий и военного дела, геополитическая и династическая история и т. д.). Насаждалась концепция «классовой борьбы», согласно которой представители «эксплуататорских классов» должны были подвергаться преследованиям или даже уничтожению. С 1917 по 1934 гг. история в ВУЗах не преподавалась вообще, были закрыты все исторические факультеты, традиционный патриотизм осуждался как «великодержавность» и «шовинизм», а взамен насаждался «пролетарский интернационализм». Затем Сталин резко сменил курс в сторону возрождения патриотизма и вернул в ВУЗы историю, однако негативные последствия послереволюционного отрицания и искажения исторической памяти ощущаются до сих пор: множество исторических героев оказались забыты, у нескольких поколений людей восприятие истории резко разорвано на периоды до революции и после, множество хороших традиций утеряно.

Негативное влияние идеологии и политической борьбы на академические кадры и отдельные дисциплины. В результате революции и гражданской войны в 1918–1924 гг. из РСФСР вынужденно эмигрировало порядка 2 млн человек (т. н. белая эмиграция), причём большинство эмигрантов были представителями наиболее образованных слоёв населения, в том числе крайне много эмигрировало учёных, инженеров и преподавателей. По некоторым оценкам, в тот период погибло или эмигрировало около трёх четвертей российских учёных и инженеров. Однако уже перед Первой Мировой войной Россия занимала первое место в Европе по числу студентов в ВУЗах, так что в стране осталось очень много подготовленных в царское время специалистов (хотя, в большинстве своём, довольно молодых специалистов). Благодаря этому возникший в СССР острый недостаток преподавательских кадров удалось в большинстве отраслей успешно восполнить уже к концу 1920-х годов (отчасти за счёт увеличения нагрузки на оставшихся преподавателей, но в основном за счёт усиленной подготовки новых). Впоследствии, однако, советские научные и преподавательские кадры были серьёзно ослаблены в ходе репрессий и идеологических кампаний, проводимых советской властью. Широко известны гонения на генетику, из-за которых Россия, в начале XX века бывшая одним из мировых лидеров в биологической науке, к концу XX века перешла в разряд отстающих. Из-за привнесения в науку идеологической борьбы пострадали многие выдающиеся учёные гуманитарных и общественных направлений (историки, философы и экономисты немарксистского толка; лингвисты, участвовавшие в дискуссиях по марризму, а также слависты; византологи и богословы; востоковеды - многих из них расстреляли по ложному обвинению шпионаже на Японию или другие страны из-за их профессиональных связей), но также пострадали и представители естественных и точных наук (дело математика Лузина, Пулковское дело астрономов, Красноярское дело геологов). В результате этих событий были потеряны или подавлены целые научные школы, и во многих областях возникло заметное отставание от мировой науки. Чрезмерно идеологизирована и политизирована была культура научной дискуссии, что, разумеется, негативным образом сказалось и на образовании.

Ограничения на доступ к высшему образованию для отдельных групп населения. Фактически возможности получать высшее образование в СССР 1920-х и 1930-х гг. были лишены так называемые лишенцы, в том числе частные торговцы, предприниматели (использующие наёмный труд), представители духовенства, бывшие полицейские. Дети из семей дворян, купцов, духовенства часто сталкивались препятствиями при попытках получить высшее образование в довоенный период. В союзных республиках СССР преференции при поступлении в ВУЗы получали представители титульных национальностей. В послевоенный период процентная норма на поступление в наиболее престижные ВУЗы была негласно введена в отношении евреев.

Ограничения на ознакомление с иностранной научной литературой, ограничения международного общения учёных. Если в 1920-е гг. в советской науке продолжалась дореволюционная практика, предполагающая очень длительные заграничные командировки и стажировки для учёных и лучших студентов, постоянное участие в международных конференциях, свободную переписку и неограниченное поступление зарубежной научной литературы, то в 1930-е гг. ситуация начала меняться к худшему. В особенности в период после 1937 года и до войны наличие иностранных связей стало попросту опасно для жизни и карьеры учёных, так как очень многих тогда арестовывали по сфабрикованным обвинениям в шпионаже. В конце 1940-х гг. в ходе идеологической кампании по борьбе с космополитизмом дошло до того, что ссылки на работы зарубежных авторов стали расценивать как проявление «низкопоклонства перед Западом», и многие были вынуждены в обязательном порядке сопровождать такие ссылки критикой и шаблонным осуждением «буржуазной науки». Также осуждалось стремление печататься в иностранных журналах, и, что самое неприятное, почти половина ведущих научных журналов мира, включая издания вроде Science и Nature, были изъяты из свободного доступа и направлены в спецхраны. Это «оказалась на руку наиболее бездарным и беспринципным учёным», для которых "массовый отрыв от зарубежной литературы облегчал использование её для скрытого плагиата и выдачу его за оригинальное исследование«. В результате в середине XX века советская наука, а вслед за ней и образование, в условиях ограниченных внешних связей начали выпадать из общемирового процесса и «вариться в собственном соку»: гораздо сложнее стало отличать учёных мирового уровня от компиляторов, плагиаторов и лжеучёных, многие достижения западной науки остались неизвестными или малоизвестными в СССР. В послесталинский период ситуация с «закукливанием» советской науки была исправлена лишь частично, в результате до сих пор существует проблема низкой цитируемости российских учёных за рубежом и недостаточного знакомства с передовыми зарубежными исследованиями.

Сравнительно низкое качество преподавания иностранных языков. Если на Западе в послевоенное время установилась практика привлечения к преподаванию иностранцев - носителей языка, а также практика масштабного обмена студентами, при котором учащиеся могли несколько месяцев прожить в другой стране и наилучшим образом изучить разговорный язык, то Советский Союз значительно отставал в преподавании иностранных языков из-за закрытости границ и почти полного отсутствия эмиграции с Запада в СССР. Также по цензурным соображениям было ограничено поступление в Советский Союз иностранной литературы, фильмов, записей песен, что отнюдь не способствовало изучению иностранных языков. По сравнению с СССР, в современной России возможностей по изучению языков гораздо больше.

Идеологическая цензура, автаркия и застой в художественном образовании в позднем СССР. Россия в начале XX века и ранний СССР были в числе мировых лидеров и законодателей мод в области художественной культуры. Авангардная живопись, конструктивизм, футуризм, русский балет, система Станиславского, искусство киномонтажа - это и многое другое вызывало восхищение у всего мира. Однако к концу 1930-х гг. разнообразие стилей и направлений сменилось доминированием насаждаемого сверху социалистического реализма - сам по себе это был весьма достойный и интересный стиль, но проблема заключалась в искусственном подавлении альтернатив. Была провозглашена опора на собственные традиции, тогда как попытки новых экспериментов начали во многих случаях осуждаться («Сумбур вместо музыки»), а заимствования западных культурных методик - подвергаться ограничениям и гонениям, как в случае с джазом, а затем и рок-музыкой. Действительно, не во всех случаях эксперименты и заимствования были удачными, однако масштабы осуждения и ограничения были настолько неадекватны, что это привело к дестимулированию инноваций в искусстве и к постепенной утрате Советским Союзом мирового культурного лидерства, а также к появлению «подпольной культуры» в СССР.

Деградация образования в области архитектуры, дизайна, городского планирования. В период хрущёвской «борьбы с архитектурными излишествами» серьёзнейшим образом пострадала вся система архитектурного образования, проектирования и строительства. В 1956 г. Академия архитектуры СССР была реорганизована и переименована в Академию строительства и архитектуры СССР, а в 1963 г. была и вовсе закрыта (вплоть до 1989 г.). В результате эпоха позднего СССР стала временем упадка дизайна и нарастающего кризиса в области архитектуры и городской среды. Архитектурная традиция прервалась и была подменена бездушным строительством неудобных для жизни микрорайонов, вместо «светлого будущего» в СССР построили «серое настоящее».

Отмена преподавания основополагающих классических дисциплин. В Советском Союзе из школьной программы исключили такой важный предмет, как логика (её изучали в дореволюционных гимназиях). Логику вернули в программу и выпустили учебник только в 1947 году, но в 1955 году снова убрали, и, за исключением физмат-лицеев и других элитных школ, логику школьникам в России до сих пор не преподают. Между тем, логика - это одна из основ научного метода и один из важнейших предметов, дающий навыки по различению истины и лжи, по ведению дискуссий и противостоянию манипуляциям. Другим важным отличием советской школьной программы от дореволюционной гимназической стала отмена преподавания латыни и греческого языка. Знание этих древних языков может показаться бесполезным лишь на первый взгляд, ведь на них построена почти вся современная научная терминология, медицинская и биологическая номенклатура, математическая нотация; кроме того, изучение этих языков представляет неплохую гимнастику для ума и помогает развивать навыки дискуссии. Несколько поколений выдающихся русских учёных и писателей, работавших до революции и в первые десятилетия СССР, были воспитаны в традиции классического образования, включавшего изучение логики, латыни и греческого, и практически полный отказ от всего этого едва ли положительно повлиял на образование в СССР и России.

Проблемы с воспитанием нравственных ценностей, частичная утрата воспитательной роли образования. Лучшие советские педагоги всегда настаивали на том, что цель образования - это не только передача знаний и навыков, но и воспитание нравственного, культурного человека. Во многом эту задачу удавалось решать в раннем СССР - тогда удалось решить проблему массовой детской беспризорности и подростковой преступности, сложившуюся после гражданской войны; удалось поднять культурный уровень значительных масс населения. Однако в некоторых отношениях советское образование не только не справилось с воспитанием нравственности, но в чём-то даже усугубило проблему. Многие образовательные заведения дореволюционной России, включая церковное образование и институты благородных девиц, прямо ставили себе основную задачу воспитать нравственного человека и подготовить его либо к роли супруга в семье, либо к роли «брата» или «сестры» в общине верующих. При советской власти все подобные заведения закрыли, специализированных аналогов им не создали, воспитание нравственности возложили на обычную массовую школу, отделив её от религии, которую заменили пропагандой атеизма. Нравственной целью советского образования стало уже не воспитание достойного члена семьи и общины, как это было раньше, а воспитание члена рабочего коллектива. Для ускоренного развития промышленности и науки, возможно, это было неплохо. Однако едва ли такой подход мог решить проблемы высокого уровня абортов (впервые в мире легализованных в СССР), высокого уровня разводов и общей деградации семейных ценностей, резкого перехода к малодетности, нарастающего массового алкоголизма и крайне низкой по мировым меркам продолжительности жизни мужчин в позднем СССР.

Практически полная ликвидация домашнего образования. Очень многие выдающиеся деятели русской истории и культуры получили домашнее образование вместо школьного, что доказывает то, что такое образование может быть весьма эффективным. Разумеется, эта форма образования доступна не для всех, а либо для сравнительно обеспеченных людей, которые могут нанять учителей, либо просто для интеллигентных и образованных людей, которые могут посвятить достаточно много времени своим детям и лично пройти с ними школьную программу. Однако после революции домашнее образование в СССР отнюдь не поощрялось (во многом, по идеологическим причинам). Система экстерната в СССР была введена в 1935 году, но долгое время она была рассчитана практически исключительно на взрослых, а полноценная возможность экстерн-обучения для школьников была введена лишь в 1985–1991 гг.

Безальтернативное совместное обучение мальчиков и девочек. Одной из сомнительных советских новаций в образовании стало обязательное совместное обучение мальчиков и девочек вместо дореволюционного раздельного образования. Тогда этот шаг был оправдан борьбой за права женщин, нехваткой кадров и помещений для организации отдельных школ, а также широким распространением практики совместного обучения в некоторых ведущих странах мира, в том числе в США. Однако новейшие исследования в тех же США показывают, что раздельное обучение повышает результаты учащихся на 10-20 %. Всё достаточно просто: в совместных школах мальчики и девочки отвлекаются друг на друга, заметно больше возникает конфликтов и инцидентов; мальчики вплоть до последних классов школы отстают в обучении от девочек-одногодок, так как мужской организм развивается медленнее. Напротив, при раздельном обучении появляется возможность лучше учитывать поведенческие и когнитивные особенности разных полов для повышения результативности, самооценка подростков в большей мере зависит от успеваемости, а не от каких-то других вещей. Интересно, что в в 1943 году в городах было введено раздельное обучение мальчиков и девочек, которое после смерти Сталина вновь было ликвидировано в 1954 г.

Система детских домов в позднем СССР. В то время, как в западных странах в середине XX века начали массово закрывать детские дома и устраивать детей-сирот в семьи (этот процесс был в целом завершён к 1980 г.), в СССР система детских домов не только сохранялась, но даже деградировала по сравнению с довоенным временем. Действительно, во времена борьбы с беспризорностью в 1920-е гг., согласно идеям Макаренко и других педагогов, главным элементом перевоспитания бывших беспризорников стал труд, при этом воспитанникам трудовых коммун давали возможность самоуправления, с целью выработки навыков самостоятельности и социализации. Эта методика давала отличные результаты, особенно с учетом того, что до революции, гражданской войны и голода большинство беспризорников всё же имели какой-то опыт семейной жизни. Однако позднее из-за запрета детского труда от этой системы в СССР отказались. В СССР к 1990 году было 564 детских дома, уровень социализации воспитанников детских домов был низкий, очень многие бывшие детдомовцы попадали в ряды уголовников и маргиналов. В 1990-е гг. число детских домов в России почти утроилось, однако во второй половине 2000-х начался процесс их ликвидации, и в 2010-х гг. он уже близок к завершению.

Деградация системы среднего профессионального образования в позднем СССР. Хотя в СССР всячески превозносили человека труда и пропагандировали рабочие профессии, к 1970-м гг. система среднего профессионального образования в стране начала явно деградировать. «Будешь плохо учиться в школе - пойдёшь в ПТУ!» (профессиональное техническое училище) - примерно так говорили родители нерадивым школьникам. В ПТУ брали не поступивших в ВУЗы двоечников и троечников, принудительно помещали туда малолетних уголовников, и всё это на фоне сравнительного избытка специалистов-рабочих и слабого развития сферы услуг из-за отсутствия развитого предпринимательства (то есть альтернатив в трудоустройстве, как теперь, тогда не было). Культурная и воспитательная работа в ПТУ оказалась поставлена плохо, учащиеся «ПТУ-шники» стали ассоциироваться с хулиганством, пьянством и общим низким уровнем развития. Негативный образ профессионального образования по рабочим специальностям держится в России до сих пор, хотя квалифицированные токари, слесари, фрезеровщики, сантехники относятся сейчас к числу высокооплачиваемых профессий, представители которых в дефиците.

Недостаточное воспитание критического мышления у граждан, чрезмерная унификация и патернализм. Образование, как и СМИ и советская культура в целом, воспитывали в гражданах веру в могущественную и мудрую партию, которая всех ведёт за собой, не может лгать или делать крупных ошибок. Разумеется, вера в силы своего народа и государства - важная и необходимая вещь, но ради поддержки этой веры нельзя заходить слишком далеко, систематически замалчивать истину и жёстко подавлять альтернативные мнения. В результате, когда в годы перестройки и гласности дали свободу этим самым альтернативным мнениям, когда начали массово всплывать замалчиваемые ранее факты об истории и современных проблемах страны, огромные массы граждан почувствовали себя обманутыми, потеряли доверие к государству и ко всему тому, чему их учили в школе по многим гуманитарным предметам. Наконец, граждане оказались неспособными противостоять откровенной лжи, мифам и медийным манипуляциям, что в итоге привело к развалу СССР и глубокой деградации общества и экономики в 1990-е годы. Увы, но советская образовательная и общественная система не смогли воспитать достаточного уровня осторожности, критического мышления, терпимости к альтернативным мнениям, культуры ведения дискуссии. Также образование позднесоветского образца не помогло воспитать в гражданах достаточной самостоятельности, стремления лично решать свои проблемы, а не ждать, пока за тебя это сделает государство или кто-то другой. Всему этому пришлось учиться на горьком постсоветском опыте.

== Выводы (−) ==

В оценке советской системы образования сложно прийти к единому и исчерпывающему заключению ввиду ее противоречивости.

Положительные моменты :

Окончательная ликвидация безграмотности и обеспечение всеобщего среднего образования
- Мировое лидерство в сфере высшего технического образования, в естественных и точных науках.
- Ключевая роль образования в обеспечении индустриализации, победы в Великой Отечественной войне и научно-технических достижений в послевоенный период.
- Высокий престиж и уважение к профессии учителя, высокий уровень мотивации учителей и учащихся.
- Высокий уровень развития спортивного образования, широкое поощрение спортивной деятельности.
- Упор на техническое образование позволял решать важнейшие для советского государства задачи.

Отрицательные моменты :

Отставание от Запада в сфере гуманитарного образования ввиду негативного влияния идеологии и внешнеполитической ситуации. Особенно сильно досталось преподаванию истории, экономики и иностранных языков.
- Чрезмерная унификация и централизация школьного и, в меньшей степени, вузовского образования вкупе с его малыми контактами с внешним миром. Это привело к потере множества успешных дореволюционных практик и к нарастающему отставанию от зарубежной науки по ряду направлений.
- Прямая вина в деградации семейных ценностей и общего падения нравов в позднем СССР, что привело к негативным тенденциям в развитии демографии и общественных отношений.
- Недостаточное воспитание критического мышления у граждан, что привело к неспособности общества эффективно противостоять манипуляциям в ходе информационной войны.
- Художественное образование страдало от цензуры и высокой заидеологизированности, а также от препятствий для освоения зарубежных методик; одно из важнейших следствий этого - упадок дизайна, архитектуры и градостроительства в позднем СССР.
- То есть, в своём гуманитарном аспекте, советская система образования в конечном счёте не только не помогла решить ключевые задачи по сохранению и укреплению государства, но и стала одним из факторов нравственного, демографического и социального упадка страны. Что, впрочем, не отменяет наличия впечатляющих достижений СССР в области гуманитарных наук и искусства.

PS . Кстати, про логику. Учебник логики, равно как и другие занимательные материалы по искусству ведения цивилизованной дискуссии, можно найти здесь.

Первая мировая война, Октябрьская революция и последовавшая за ней Гражданская война нанесли огромный урон всей системе образования в России и особенно высшему образованию. Гибель и добровольная эмиграция большого количества работников науки и высшей школы дополнились "философскими пароходами" принудительно высылаемых неблагонадежных профессоров, писателей, специалистов в самых разнообразных областях знаний. И все это на фоне резкого падения (количественного и качественного) воспроизводства кадров высокой квалификации. По данным за 1927 г., 80 % учителей не имели систематической специальной подготовки.

Тем не менее к 1927 г. количественные показатели работы системы высшего образования превзошли показатели 1914 г. В довоенной России было 96 вузов, в которых обучалось 121,7 тыс. студентов (по другим данным, 105 вузов и 127,4 тыс. студентов); в 1927 г. в СССР - 129 вузов (из них 90 в РСФСР) и обучалось около 150 тыс. студентов. Вместе с тем в 1927 г. страна находилась на 18-м месте в Европе в области высшего образования. Качество высшего образования страдало от его чрезмерной идеологизации и низкого уровня подготовки абитуриентов. Социальная политика, направленная на создание приоритетов выходцам из рабочих и крестьян, нашла свое организационное воплощение в создании в 1919 г. системы "рабочих факультетов", выпускники которых после подготовки по сокращенной программе принимались в высшие учебные заведения практически без экзаменов. В 20-е и 30-е годы технические и социально-экономические вузы на 80-90 % комплектовались выпускниками рабфаков.

В первые же годы советской власти были ликвидированы или существенно ограничены академические свободы в вузах. Вместо автономии вузы были включены в систему жесткого централизованного управления и планирования, аналогичную той, что существовала в народном хозяйстве. Руководство деятельностью высшей школы осуществлялось разветвленной системой партийных органов, действовавших непосредственно в системе образования или через государственные структуры и общественные организации.

Одновременно принимались и частично реализовывались решения позитивного характера. На Пленуме ЦК ВКП(б) 1928 г. был рассмотрен вопрос "Об улучшении подготовки новых специалистов" и принято постановление, направленное на укрепление связи учебной работы вузов с производством, обеспечение их преподавателями, увеличение финансирования технического образования, улучшение материального положения студентов Но меры по укреплению и развитию высшей школы, касающиеся в первую очередь технических и частично естественно-научных специальностей, сводились на нет волнообразно запускаемыми кампаниями по борьбе с вредителями и врагами народа, которые приобрели характер своеобразного "спецеедства" после так называемого "Шахтинского дела" в 1928 г.

Обескровливание кадров высшей школы сопровождалось ужесточением централизованной системы командно-административного управления ею. В 1929 г. были ликвидированы последние остатки самоуправления в вузах - выборы ректоров, деканов и т.д. были заменены их назначением сверху. Технические вузы стали изыматься из ведения Наркомпроса (во главе которого стоял "либерал" А.В.Луначарский) и передаваться в ведение ВСНХ и соответствующих отраслевых наркоматов. В 1930 г. была проведена чистка наркомпросов всех республик и их местных органов. И снова, наряду с разумными мерами по сокращению раздутых штатов, упразднению излишних звеньев управления, проводились необоснованные репрессии.

В 1932 г. был образован Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию, который (при сохранении за ведомствами непосредственного руководства вузами) осуществлял контроль за организацией учебно-воспитательной работы, качеством подготовки специалистов по техническим дисциплинам, утверждал учебные планы, программы и методы преподавания. При комитете существовал постоянно действующий высший учебно-методический совет (ВУМС) из крупных ученых и специалистов, решавший все вопросы программно-методического обеспечения.

В 1935 г. был предпринят очередной шаг по усилению централизации управления высшей школой - создан Всесоюзный комитет по делам высшей школы (ВКВШ), в ведение которого передавались все вузы, независимо от ведомственного подчинения, за исключением военных и связанных с искусством. Тем самым наркомпросы превратились, по сути, в школьные ведомства. В 1939 г. деятельность ВКВШ была распространена на все вузы.

В годы первой пятилетки начался бурный рост числа обучаемых в высшей школе, который не соответствовал материально-техническим и финансовым возможностям народного хозяйства и превышал его реальные потребности в специалистах. Это было следствием перевыполнения и без того волюнтаристски завышенных планов. Так, первым пятилетним планом предусматривалось увеличить число студентов с 159,8 тыс. в 1928 г. до 196 тыс. в 1932 г. Фактически же в 1932 г. численность студентов возросла до 492,3 тыс. и в 2,5 раза превысила первоначально запланированный показатель, а число вузов увеличилось до 832. Многие вузы были необоснованно разукрупнены, многие техникумы превращены в вузы и т.д. Эти ошибки были частично исправлены при составлении планов второй пятилетки, но очередные диспропорции и несоответствия возникали с неизменным постоянством, отражая несовершенство самой системы жесткого централизованного планирования.

Наша страна стремительно меняется и процесс этот идет вот уже почти тридцать лет. Меняется все: общество, экономика, люди, и, естественно, изменения затронули и такую важную часть общества, как образование.
Как те или иные изменения отразились на жизни отдельного человека, много говорить не стоит.
Давайте же сравним систему образования Советского союза и современной России.
Дошкольное образование
Дошкольное образование в СССР было первой, и, возможно, одной из самых важных ступеней в становлении советского гражданина. И нет ничего удивительного в том, что детские садики строили всей страной. В результате, существующая в тот период система дошкольного образования охватывала всех детей с момента рождения до семилетнего возраста. Уже в возрасте двух лет, молодые мамы могли отнести своих малышей в ясли. С трех лет малыш переходил в детский сад, куда ходили до семи лет, но нередки были и ясли – садики, которые объединяли в себе обе организации.


Несмотря на многие социальные проблемы того времени, система дошкольного образования СССР не только обеспечивала грамотное воспитание детей, но и помогала молодой маме вести активную жизнь.


Во времена перестройки, из – за спада рождаемости и появления такого понятия как «естественная убыль населения», многие здания дошкольного образования перешли в частные руки. Как следствие данного процесса, многие лишись подобного заведения в шаговой доступности, а отвозить ежедневно ребенка до дошкольного заведения – накладное мероприятие. В следствии чего, многие бабушки и дедушки выходили на пенсию и нянчили внуков.


К счастью, последние несколько лет, данная ситуация начинает исправляться и открываются новые, современные детские сады, оснащенные по последнему слову техники, а старые садики реконструируются. Но проблема нехватки мест все же стоит достаточно остро, к тому же разгул коррупции привел к тому, что даже если в садике рядом с вашим домом есть свободные места, попасть туда без дорогостоящих подарков или оказания финансовой поддержки очень сложно. Кроме того, появились ежемесячные сборы на различные нужды, хотя садики, как и школы о которых мы поговорим далее в полной мере получают свое финансирование.


Общее образование (школа)
Сколько было косичек подергано и стекол побито. Тем не менее, у многих людей, именно школа вызывает самые теплые воспоминания о детстве. Первая любовь, первый поцелуй и другие вещи из взрослой жизни были открыты именно в школе. В СССР из – за большой площади страны существовало несколько типов школ, которые разделялись на начальные, осуществляющие обучение с 1 по 3 класс, восьмилетние – 1 – 8 классы и десятилетки, обеспечивающие полный цикл образования. Естественно, что подобная система должна была обеспечивать однообразность образования, что бы ребенок мог без проблем перейти из одной школы в другую.


Так же важную роль в системе школьного образования играли школы – интернаты и «продленки», которые позволяли родителям не беспокоится за своих детей и работать на благо страны.
Важным моментов в системе школьного обучения являлась система медалей. Выпускникам старшей ступени, получившим по всем предметам полугодовые, годовые и экзаменационные отметки «отлично», вручалась золотая медаль, а имеющим одну отметку «хорошо» - серебряная. Кроме морального удовлетворения медаль давала льготы при поступлении в вуз по традиционной форме.


В настоящее время обучение в школе занимает 11 лет и главная цель обучения – поступление в ВУЗ. По окончанию школы, ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ), который по математике и русскому языку обязателен. Остальные предметы выпускники выбирают сами исходя из своих нужд. С введением ЕГЭ все льготы, такие как медали, утратили смысл и были отменены. Выдача медалей производится лишь в качестве морального поощрения.


Система ЕГЭ вызывает много нареканий как со стороны преподавателей, так и со стороны родителей. Последнее время не редки случаи, когда дети кончали жизнь самоубийством завалив данный экзамен. Кроме того, по мнению многих специалистов данный экзамен не отображает реальные знания, ведь последние два года обучения в школе учеников тренируют решать конкретные задачи тестов, и не дают развивать всесторонне.
К сожалению, качество среднего образование в России оставляет желать лучшего. В 2009 году Россия по качеству образования заняла лишь 41 место из 65 возможных оказавшись ниже таких стран как Турция и ОАЭ.


Естественно, не стоит забывать и про коррупцию. Бесконечные школьные поборы, финансовая помощь школе за медали и прочее вымогательство стали обыденным явлением в системе образования современной России.


Внешкольное образование
Основой внешкольного образования в СССР была пионерская организация и на начало 1971 года на территории страны действовало более 4000 дворцов и домов пионеров, более 1000 станций юных техников, почти 600 станций юных натуралистов и других кружков, охватывающих самые разные направления деятельности. Любой школьник мог выбрать кружок по интересам, ведь занятия были бесплатны. Кроме того, занятия в подобных организациях могли не только скоротать досуг, но и обучить ребенка реальным профессиям и получить знания, которые пригодились бы в будущем


Говорить о бесплатных кружках и секциях в современной России не приходится. За все придется платить, и даже факультативы в отдельных школах так же существуют исключительно на коммерческой основе.
Среднее профессиональное образование
Для пополнения рабочих кадров в СССР были созданы профтехучилища, которые позволяли не только получить знания, но и овладеть рабочей специальностью, которая, обычно, не нуждалась в высококвалифицированных специалистах.


В современной России большая часть техникумов была преобразована в колледжи. Название поменялась, но суть осталась прежней. Техникумы и колледжи обучают по специальностям, по которым среднее профессиональное образование может быть получено за 3 года, а по отдельным специальностям – 2 года.
Высшее образование
Пожалуй, одним из достижений советской системы образования является высшее образование, которую по праву можно было считать лучшим в мире на тот период времени. Система высшего образования была представлена институтами и университетами, и если первые в основном специализировались на подготовке технических специалистов, то вторая категория ВУЗов была ориентирована на подготовку гуманитариев и учителей.
Кроме непосредственного обучения специалистов ВУЗы в СССР имели обширную научно – исследовательскую базу, которая позволяла заниматься научной и новаторской деятельностью.


Думаем, что не стоит говорить, что высшее образование в СССР было бесплатным, а студентам на основе их оценок выплачивалась стипендия. Средняя стипендия в СССР составляла 40 рублей. Много ли это? Учитывая, что заработная плата инженера составляла 130 – 150 рублей, студенты могли себе позволить жить достаточно неплохо.
Кроме того, именно в СССР зародилась система заочного образования. Первая в мире! Несмотря на то, что между СССР и политическими оппонентами не редки были обострения отношений, система образования СССР, особенно по инженерно-техническим специальностям, занимала лидирующее положение в мире.


К сожалению, перестройка, чьи плоды мы пожинаем до сих пор, фактически полностью уничтожила высшее образование, каким оно было в СССР, а в 2003 году на всей территории России была введена Болонская система образования, которая в своей основе имела интересные тезисы, но на деле – полностью уничтожила систему высшего образования, которая была создана в СССР. Главное отличие новой системы от прошлой – введение двух уровней в системе высшего образования. Первый уровень длиться 4 года и в результате выпускники получают диплом бакалавра, второй уровень – магистратура длиться 2 года. Но большинство студентов завершают свое обучение на первом этапе, ведь бюджетных мест в магистратуре по отдельным специальностям не предусмотрено, а стоимость обучения крайне велика


Кстати о стоимости обучения. Последние несколько лет наметилась тенденция к существенному сокращению бюджетных мест, а не многие семьи в России могут выложить круглую сумму за обучения ребенка.
В настоящее время, стипендии выплачиваются студентам, которые сдали очередную сессию без троек. Существует несколько видом стипендий:
- государственная социальная стипендия составляет 730 рублей в месяц;
- государственная академическая стипендия - 1340 рублей в месяц;
- государственная стипендия аспирантам составляет 6000 рублей в месяц;
- государственная стипендия докторантов составляет 10000 рублей в месяц.
Как вы понимаете, озвученные суммы явно недостаточные для проживания студента, поэтому так или иначе родителям приходится помогать своим детям, поступившим в ВУЗ на бюджетной основе.


Специальности, на которых не предусмотрено бюджетных мест, стоит непосильно дорого для среднестатистической российской семьи. Так, год обучения на гуманитарной специальности начинается от 70 тысяч рублей, технической от 100 тысяч рублей. Конечно, стоимость обучения зависит от ВУЗа и его престижности, а озвученные цифры мы привели для провинциального ВУЗа. Так что, в отличии от времен СССР высшее образование стало для многих роскошью, которую нельзя позволить.

В последние 10 лет появилось огромное количество ВУЗов, которые не имеют даже собственного помещения и педагогов, работающих по постоянной основе. «Изучение» предметов, а также получение диплома заключается в своевременной оплате. Тем не менее, такие «специалисты» работают в самых разных областях, включая медицину. К счастью, последнее время с подобными организациями началась борьба, и лицензии оперативно аннулируются.


Несмотря на все текущие проблемы, надежда на то, что высшее образование, да и вся система образования в современной России не только достигнет уровня образования в СССР, но и перегонит его. Надежда есть, а действий, направленных на это – нет.


А как вы относитесь к современному образованию? Может ли оно хоть в чем – то конкурировать с советским?