В каком году был построен крейсер аврора. Долгая одиссея символа революции


Крейсер Аврора в Санкт-Петербурге – легендарный военный корабль, пришвартованный у Петроградской набережной северной столицы. На корабле постоянно несут боевую службу моряки Военно-Морского флота. Крейсер Аврора в Санкт-Петербурге является одним из символов северной столицы.

Из истории крейсера Аврора

Корабль был заложен 23 мая 1897 года на судостроительной верфи Новое Адмиралтейство. Построенный по проекту К.М.Токаревского в 1900 году он был спущен на воду. Это был третий из серии кораблей Первого ранга, после «Паллады» и «Дианы». В 1904-1905 гг. корабль совершил переход в составе 2-й Тихоокеанской Эскадры на Дальний Восток и принял боевое крещение в Цусимском сражении 14-15 мая 1905 года. Возвратившись на Балтику, корабль использовался как учебный. В 1811 году он участвовал в торжествах во время коронации сиамского короля в г. Бангкоке в Тайланде.

Корабль активно проявил себя в боевых действиях во время Первой мировой войны и в революционных событиях 1917 года. В феврале 1917 года корабль хотели вывести из Петрограда. Но матросы восстали и подняли над кораблем красный флаг революции. 25 октября 1917 года холостой выстрел корабля послужил сигналом к захвату Зимнего дворца . До 1940 года корабль был в строю. На нем проходили практику курсанты военно-морских училищ.

Во время Великой Отечественной войны экипаж корабля проявил мужество и героизм, защищая город на его подступах. Во время блокады корабль стоял у г. Ораниенбаума и принял множество обстрелов и бомбовых ударов врага. В пробоины поступила вода. Корабль сел на мель и был полузатоплен. Орудия с корабля были установлены на Дудергофских высотах и на броненосце "Балтиец". В 1944 году был поднят с грунта и поставлен на ремонт. С 1948 года корабль находится у Петроградской набережной на "вечной стоянке" у причальной стенки Большой Невки. Он стал учебной базой Ленинградского нахимовского училища.

Крейсер Аврора в Санкт-Петербурге как филиал музея

С 1956 года на корабле открыт филиал Центрального Военно-морского музея . После капитального ремонта в 1984-1987 гг. судно было воссоздано заново. При посещении музея Вы увидите машинное и котельное отделения, радиостанцию и фотографии. На борту корабля посетители также осмотрят вооружение начала 20 века. В музее хранятся документы и личные вещи экипажа.

В 1924 году легендарный корабль был награжден орденом Красного Знамени ЦИК СССР, в 1927 году - орденом Красного Знамени и в 1968 году - орденом Октябрьской революции. В 1992 году над ним был вновь поднят Андреевский военно-морской флаг как символ морской мощи России. В 2010 году крейсер Аврора в Санкт-Петербурге отметил свое 110-летие. 01 декабря 2010 года команда корабля сошла на берег. Такое решение было принято в связи с сокращением численности войск. Став филиалом Военно-морского музея, корабль останется на балансе Балтийского флота. Так же, как и раньше, теперь уже курсанты нахимовского училища здесь ежедневно будут поднимать и опускать Андреевский флаг.

Недолог век кораблей и конец их обычно печален: морское дно или стенка судостроительного завода, где они режутся на металлолом. Однако существуют и немногочисленные исключения – это знаменитые корабли, которые после окончания своей службы становятся памятниками или музеями. Пересчитать подобные случаи можно на пальцах: «Куин Мери» и «Миссури» в США, «Микаса» в Японии, «Катти Старк» и «Виктория» в Великобритании. В России также есть легендарный корабль, который изменил ход не только отечественной, но и всей мировой истории. Конечно же, это знаменитый крейсер «Аврора».

У большинства наших соотечественников крейсер «Аврора» в первую очередь ассоциируется с холостым выстрелом, который стал сигналом к штурму Зимнего дворца в октябре 1917 года. Но это не слишком справедливо: крейсер был участником самых судьбоносных событий в истории России прошлого столетия. И революция – всего лишь одно из них.

«Аврора» сумела выжить в аду цусимского боя, избежала гибели во время Первой мировой войны и была восстановлена после затопления в ленинградскую блокаду. Судьба явно хранила крейсер. Сегодня этот корабль является одним из самых знаменитых музеев Санкт-Петербурга, ежегодно его посещает до полумиллиона туристов. В настоящее время крейсер находится на очередном ремонте, власти города обещают, что на свое законное место «Аврора» вернется уже 16 июля.

История корабля

В начале прошлого столетия российский военный флот стремительно рос и пополнялся новыми вымпелами. В 1900 году на Адмиралтейских верфях, что в Санкт-Петербурге, на воду был спущен новый крейсер типа «Диана». В российском флоте издавна существовала традиция называть новые суда именами прославленных в прошлом кораблей, поэтому крейсер назвали «Аврора» в честь фрегата, отличившегося во время Крымской войны.

На церемонии спуска корабля на воду присутствовал российский император Николай II.

«Аврора» относился к крейсерам первого класса или к так называемым бронепалубным крейсерам, у которых палуба имела броневую защиту от навесного огня вражеской артиллерии. Нельзя сказать, что новый корабль отличался выдающимися боевыми качествами: он мог развивать ход в 19 узлов (новейшие броненосцы того времени давали 18), его восемь шестнадцатидюймовых орудий также не впечатляли своей огневой мощью. Но вести разведку, уничтожать вражеские транспортные суда и защищать линейные корабли от миноносцев он был вполне способен.

Геополитическая обстановка в начале прошлого столетия была сложной. Россия находилась в состоянии настоящей холодной войны с Великобританией, в Европе стремительно набирала силу Германия. На Дальнем востоке назревал конфликт с Японией.

После нападения японцев на Порт-Артур «Аврора» попала в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, которая под командованием адмирала Рожественского должна была отправиться из Санкт-Петербурга на Дальний восток, чтобы прийти на помощь осажденной русской крепости.

Данная затея изначально выглядела как авантюра, в итоге она привела к разгрому при Цусиме - самому тяжелому поражению в истории российского флота. Во время сражения «Аврора» выполняла приказ адмирала – охраняла транспорты. В крейсер попало восемнадцать вражеских снарядов разных калибров, корабль получил серьезные повреждения, около ста человек команды были ранены или убиты. В бою погиб командир крейсера.

После прекращения артиллерийской дуэли российские военные корабли были атакованы японскими миноносцами. Именно они нанесли самый серьезный урон российской эскадре. Крейсера должны были охранять свои линейные корабли, но вместо этого они бросили свои главные силы и взяли курс на Филиппины, где были разоружены и простояли до конца войны.

Приказ бежать с поля боя был дан контр-адмиралом Энквистом, который командовал отрядом крейсеров. После возвращения кораблей на родину военное руководство не знало, как поступить с адмиралом: наградить его за спасение судов или отдать под суд за трусость и нерешительность. В конце концов, на него просто махнули рукой.

«Аврора» вернулась в Санкт-Петербург в 1906 году, после чего корабль встал на ремонт, в 1915 году крейсер прошел модернизацию и приобрел знакомый нам внешний облик. Была усилена артиллерия крейсера, число орудий главного калибра довели до четырнадцати.

Во время Первой мировой войны «Аврора» действовала на Балтике, корабль входил в состав второй бригады крейсеров. Они гонялись за немецкими крейсерами, уничтожали вражеские тральщики и минные заградители, вели дозорную службу в Финском заливе.

Уже в 1914 году на Балтике немцы начали использовать новое для того времени оружие – подводные лодки . В октябре того же года германская подлодка U-26 столкнулась с двумя российскими крейсерами: новой «Палладой» (старая погибла под Порт-Артуром) и «Авророй». В качестве цели для атаки капитан подлодки выбрал более современную «Палладу». От попадания торпеды сдетонировал боекомплект корабля, крейсер в считаные секунды ушел под воду. Спасенных не было. «Аврора» успела укрыться в шхерах. Так, благодаря случайности, корабль второй раз избежал гибели.

Революционные события 1917 года хорошо всем известны, об этом написаны сотни книг и статей. Можно отметить, что угроза открыть огонь по Зимнему дворцу была откровенным блефом – корабль находился на очередном ремонте, и боекомплект с него был выгружен.

После революции «Аврора» превратилась в учебный корабль: он совершил несколько походов, участвовал в маневрах. В 1933 году крейсер превратили в несамоходную плавучую учебную базу.

Во время Великой Отечественной войны с крейсера были сняты орудия главного калибра, они обороняли подступы к городу. Немцы много раз бомбили и обстреливали корабли Балтийского флота, но их не слишком интересовал лишенный артиллерии крейсер-ветеран. Несмотря на это, «Аврора» получила полагающуюся ей порцию вражеских снарядов. 30 сентября 1941 года в результате артиллерийского обстрела корабль получил серьезные повреждения и сел на грунт.

После снятия осады с города «Аврора» была реанимирована. Ее подняли и отправили на очередной ремонт. Было принято решение сделать из «Авроры» корабль-музей. С крейсера сняли все котлы, механизмы и ходовые винты, установили артиллерию, которая была на нем в 1915 году. В послевоенные годы «Аврора» превратилась в символ революции, в своеобразный фетиш для всего населения огромной страны.

Изображение этого корабля можно было встретить везде, на открытках, марках, монетах. Его роль в революционных событиях всячески превозносилась. Силуэт крейсера стал таким же символом Санкт-Петербурга, как Исаакиевский собор и Медный всадник. Об «Авроре» писали книги, слагали песни, снимали фильмы.

Последний капитальный ремонт крейсер производился в середине 80-х годов. Его причиной стала сильная изношенность корпуса, во многих местах он просто сгнил. В трюмах постоянно работали насосы, вычерпывавшие каждый день несколько десятков тонн воды. Стало понятно, что без капитального ремонта корабль просто пойдет ко дну.

Именно с этим ремонтом связаны слухи о том, что нынешняя «Аврора» ненастоящая.

Работы проводились на Северной верфи. Рабочим пришлось срезать всю подводную часть крейсера и заменить ее на новую. Не менее серьезной переделке подверглась и надводная часть судна. Была проведена и реконструкция внутренних помещений, которым пытались придать первозданный вид. Некоторые агрегаты и машины корабля были заменены макетами.

Оценки проведенных работ существуют разные, но многие историки считают, что в 1987 году на место вечной стоянки корабля вернулся уже «новодел». Слишком мало в нынешнем крейсере «Аврора» осталось от того корабля, который сошел со стапелей в 1900 году.

Подводную часть крейсера после ремонта не стали резать на металлолом, а отбуксировали к поселку Ручьи (неподалеку от Санкт-Петербурга) и там затопили.

В 2010 году «Аврора» был выведен из состава ВМФ РФ и передан Центральному военно-морскому музею. В 2013 году Шойгу заявил, что крейсер ожидает еще один ремонт, во время которого он будет оснащен дизель-электрической установкой. То есть, корабль опять станет ходовым.

В новейшей российской истории крейсер «Аврора» неоднократно упоминался в связи с целым рядом громких скандалов, получивших широкий резонанс в обществе. Дело в том, что представители городской элиты (включая губернатора Санкт-Петербурга) облюбовали корабль-музей для празднования корпоративов и иных вип-вечеринок.

В 2014 году начался запланированный ремонт, который должен закончиться в нынешнем году. Так, по крайней мере, обещали власти Санкт-Петербурга. Возвращение «Авроры» намечается на 16 июля. Однако есть все основания полагать, что когда крейсер вернется на свое место, он еще менее будет напоминать тот корабль, спуск на воду которого благословлял сам российский император.

Описание

«Аврора» относится к классу крейсеров I ранга. Ее полное водоизмещение составляет 6731,3 т, максимальная скорость – 19,2 узла. Корабль мог пройти экономичным ходом (10 узлов) расстояние в 4 тыс. морских миль.

Главная энергетическая установка судна состояла из трех вертикальных паровых машин тройного расширения и 24 паровых котлов. Ее общая мощность равнялась 11610 л. с.

Судно двигалось за счет вращения трех винтов.

Максимальный запас угля, который крейсер мог принять на борт, составлял 1 тыс. тонн.

Экипаж крейсера – 570 человек, включая 20 офицеров.

В 1903 году «Аврора» имела следующее артиллерийское вооружение: восемь 152-мм орудий главного калибра системы Канэ, двадцать четыре 75-мм орудий системы Канэ, восемь 37-мм орудий системы Гочкиса и два 63,5-мм десантных орудия Барановского.

Торпедное вооружение было представлено одним надводным и двумя подводными торпедными аппаратами. В состав минного вооружения входили 35 мин 254-мм калибра. С 1915 года крейсер вооружили 150 минами типа «1908».

Палуба крейсера имела бронирование 38-63,5 мм, а боевая рубка – 152 мм.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Главным событием в истории крейсера «Аврора» считается холостой выстрел, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца в ходе Великой Октябрьской социалистической революции.

О главном же военном событии в истории крейсера — участии «Авроры» в трагическом для русского флота Цусимском сражении — известно значительно меньше.

«Аврора» — несомненно, везучий корабль. Крейсер, чьи технические характеристики значительно уступали самым современным кораблям того времени, не просто сумел уцелеть в сражении, но и избежал позорной участии спускания флага перед победившим противником.

Корабль, спуск которого на воду состоялся 24 мая 1900 года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны , был принят в состав русского флота в июне 1903 года и к моменту начала русско-японской войны был одним из новейших.

Новейших, но отнюдь не самых совершенных. Проблемы с «Авророй» начались на стадии проектирования и не заканчивались никогда. Сроки выполнения работ по постройке судна неоднократно срывались, а когда дело дошло до испытаний, то инженеры хватались за голову от огромного количества недочётов и недоделок. Из-за перегруженности казённых верфей в Петербурге, где шло строительство «Авроры», работы по её строительству велись в спешке и одновременно при недостатке рабочих рук.

Машины и котлы «Авроры» оказались ненадёжными, крейсер так и не достиг планируемых показателей скорости, было немало вопросов и к вооружению корабля.

  • © blackseafleet-21.com / Первый русский военный корабль - фрегат «Орел».

  • © Public Domain
  • Питер Пикарт
  • Корабль «Лефорт». Неизвестный художник
  • И. К. Айвазовский. «Гибель корабля

  • К. В. Круговихин «Крушение корабля „Ингерманланд“ 30 августа 1842 года у берегов Норвегии», 1843 год.

  • И. К. Айвазовский «Корабль «Двенадцать апостолов». 1897 год.

  • © Public Domain

  • © Public Domain / «Варяг» после сражения 1904 года. Виден крен на левый борт.

  • © Public Domain

  • © Public Domain / Взрыв «Корейца».

  • © Public Domain

  • © Shutterstock.com

  • © Public Domain

  • © Public Domain

  • © РИА Новости

  • © Public Domain

  • © РИА Новости

  • © РИА Новости

  • © Commons.wikimedia.org

  • © РИА Новости

  • © РИА Новости

  • © РИА Новости

  • © РИА Новости

Первый поход

Испытания крейсера в начале 1903 года продолжались, и для доведения «Авроры» до ума требовалось ещё немало времени, но его не было. Обострившаяся обстановка на Дальнем Востоке требовала немедленного усиления Тихоокеанской эскадры, для чего на Балтике формировался специальный отряд кораблей. Морское министерство намеревалось включить в этот отряд и «Аврору», для чего было приказано завершить испытания как можно скорее.

16 июня 1903 года «Аврора» официально вошла в состав Российского императорского флота и практически сразу была включена в состав отряда контр-адмирала Вирениуса , сосредотачивавшийся на Средиземном море для скорейшего следования в Порт-Артур.

25 сентября 1903 года «Аврора» под командованием капитана 1-го ранга Сухотина покинула Большой Кронштадский рейд, отправившись на соединение с отрядом Вирениуса.

Крейсер «Аврора» на испытаниях 14 июня 1903 года. Фото: Commons.wikimedia.org

В этом походе у «Авроры» возникла масса технических неисправностей, в том числе очередные проблемы с машинами, вызвавшие крайнее недовольство у командования. Находясь в Суэце, экипаж вынужден был устранять проблемы с рулевым приводом. В Джибути 31 января 1904 года «Аврору» застало известие о начале войны с Японией, а 2 февраля — высочайшее повеление о возвращении в Россию.

До русской военной базы в Либаве «Аврора» добралась 5 апреля 1904 года, на чём и завершился её первый поход.

Судовой священник «Авроры» погиб от «дружеского огня»

Военная ситуация для России складывалась неблагоприятно, и русское командование приняло решение о формировании Второй Тихоокеанской эскадры, которой предстояло пройти через три океана и изменить ситуацию на морском театре военных действий.

На «Авроре» были проведены работы по устранению технических недостатков и усилению средств вооружения. Новым командиром «Авроры» стал капитан 1-го ранга Евгений Егорьев .

2 октября 1904 года Вторая Тихоокеанская эскадра четырьмя отдельными эшелонами вышла из Либавы для следования на Дальний Восток. «Аврора» возглавила третий эшелон кораблей в составе миноносцев «Безупречный» и «Бодрый», ледокола «Ермак», транспортов «Анадырь», «Камчатка» и «Малайя». 7 октября русские корабли были разделены на небольшие отряды. «Аврора» попала в 4-й отряд под командованием контр-адмирала Оскара Энквиста и должна была двигаться вместе с крейсером «Дмитрий Донской» и транспортом «Камчатка».

Напряжение, царившее на русских судах, привело к тому, что в Северном море, у берегов Великобритании, русская эскадра приняла рыболовецкие корабли за вражеские миноносцы. В поднявшемся хаосе русские моряки обстреляли не только рыбаков, но и друг друга.

В результате такого «дружеского огня» «Аврора» получила повреждения, а судовой священник отец Анастасий был смертельно ранен.

Рекордсмены по погрузке угля

Дальнейший поход проходил достаточно спокойно. Команда на «Авроре» подобралась сплочённая, чему немало способствовал её командир.

Старший судовой врач Кравченко писал в своём дневнике: «Первое впечатление от "Авроры" самое благоприятное. Команда весёлая, бодрая, смотрит прямо в глаза, а не исподлобья, по палубе не ходит, а прямо летает, исполняя приказания. Всё это отрадно видеть. На первых же порах меня поразило обилие угля. Много его на верхней палубе, а в батарейной палубе ещё больше; три четверти кают-компании завалены им. Духота поэтому нестерпимая, но офицерство и не думает унывать и не только не жалуется на неудобства, а напротив, с гордостью сообщает мне, что до сих пор их крейсер по погрузке был первым, брал первые премии и вообще на очень хорошем счету у адмирала».

Досуг на «Авроре» обеспечивала самодеятельная театральная труппа из моряков и офицеров, чьи постановки высоко ценили и моряки с других кораблей.

Экипаж «Авроры» был очень силён и в вопросе погрузки угля. Так, 3 ноября на «Аврору» в условиях нестерпимой жары погрузили 1300 тонн угля с темпом 71 тонна в час, что было лучшим результатом на всей эскадре. А в последних числах декабря 1904 года при новой загрузке топлива моряки «Авроры» побили свой же рекорд, показав результат 84,8 тонны угля в час.

Если настроения команды и её подготовка тревоги у капитана Егорьева не вызывали, то вот о самом корабле этого сказать было нельзя. Лазарет и операционная устроены были так скверно, что ими в тропиках совершенно нельзя было пользоваться. Пришлось приспособлять новые помещения, устраивать возможную защиту их от артиллерийского огня. Вся провизия была сосредоточена почти в одном месте, а потому в случае затопления этой части судна 600 человек остались бы без еды. Многое в этом роде пришлось исправить. На верхней палубе пришлось устроить из запасных булливиновских противоминных сетей защиту от попаданий деревянных осколков мачт и траверзы из таких же сетей с матросскими койками для защиты прислуги орудий. Выломаны и убраны внутренние деревянные щиты бортов, могущие дать массу осколков», — писал командир «Авроры» в марте 1905 года, когда встреча с неприятелем уже близилась.

Капитан «Авроры» погиб одним из первых

1 мая 1905 года Вторая Тихоокеанская эскадра после некоторой реорганизации и кратких приготовлений оставила берега Аннама и направилась во Владивосток. «Аврора» заняла своё место с правой наружной стороны колонны транспортов в кильватер крейсеру «Олег». 10 мая при полном штиле состоялась последняя угольная погрузка, уголь принимался с расчётом иметь ко входу в Корейский пролив запас, которого должно было хватить до Владивостока. Вскоре после отделения транспортов крейсера «Олег», «Аврора», «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» вместе с третьим броненосным отрядом составили левую кильватерную колонну.

В ночь на 14 мая 1905 года русская эскадра вошла в Корейский пролив, где её уже ждали японские корабли.

Для «Авроры» Цусимское сражение началось с перестрелки с японскими кораблями в 11:14. В начале боя «Аврора» поддержала огнём крейсер «Владимир Мономах», который вёл перестрелку с японским крейсером-разведчиком «Идзуми», заставив последний отойти.

С появлением третьего и четвёртого японских отрядов, которые предприняли атаку на русские транспорты, «Аврора», прикрывавшая транспортные суда, оказалась под мощным огнём противника. Крейсер получил первые повреждения.

Но по-настоящему тяжело экипажу «Авроры» пришлось около трёх часов дня, когда японские корабли сумели подойти на близкое расстояние и поставить русские крейсеры под перекрёстный огонь. Повреждения следовали одно за другим, в результате одного из попаданий начался пожар в опасной близости от бомбового погреба, чреватый взрывом боезапаса. Лишь благодаря самоотверженности моряков «Авроры» катастрофу удалось предотвратить.

В 15:12 75-миллиметровый снаряд попал в трап переднего мостика. Его осколки и обломки трапа попали через смотровую щель в рубку и, отразившись от её купола, разлетелись в разные стороны, ранив всех находившихся в рубке. Командир «Авроры», капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев, получил смертельное ранение в голову и вскоре скончался. Командование кораблём принял один из старших офицеров.

Экипаж не уронил честь флага

Спустя двадцать минут «Аврора» с трудом увернулась от вражеской торпеды. Попадание 203-милиметрового японского снаряда привело к пробоинам, в результате которых было затоплено отделение носового торпедного аппарата.

Несмотря на потери и повреждения, «Аврора» продолжала вести бой. Осколками шесть раз сбивало флаг корабля, но русские моряки снова водружали его на место.

Около половины пятого вечера русские крейсеры оказались прикрытыми от огня японцев колонной русских броненосцев, что дало экипажу «Авроры» время отдышаться.

Окончательно артиллерийский бой завершился около семи вечера. Поражение русской эскадры было очевидным. Уцелевшие корабли не сохранили общий строй и управление, оставшаяся в строю часть эскадры уходила с места сражения, в буквальном смысле кто куда.

К вечеру 14 мая на «Авроре» погибли её командир Евгений Егорьев, а также девять матросов. Ещё пять матросов скончались от ран. Ранения получили 8 офицеров и 74 нижних чина.

К десяти вечера крейсерский отряд адмирала Энквиста насчитывал три корабля — помимо «Авроры», это были «Олег» и «Жемчуг». В темноте японские миноносцы пытались атаковать русские суда, и «Авроре» за ночь с 14 на 15 мая пришлось более десяти раз уклоняться от японских торпед.

Адмирал Энквист несколько раз попытался повернуть крейсеры на Владивосток, но путь преграждали японцы, а в возможность прорыва флотоводец уже не верил.

Погибших похоронили в море

В результате крейсеры взяли курс на юго-запад, выйдя из Корейского пролива и оторвавшись от миноносцев противника.

Ночь была жаркой для врачей «Авроры»: те, кто в горячке боя не обращал внимания на раны, потянулись в лазарет. Оставшиеся в строю занимались мелким ремонтом, ожидая новых атак японцев.

За время Цусимского сражения «Аврора» выпустила по врагу 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов.

В полдень 15 мая на «Аврору» перешёл адмирал Энквист со штабом, приняв командование над потерявшим командира крейсером. Около четырёх часов дня в море были похоронены погибшие и умершие от ран матросы; тело капитана Егорьева собирались похоронить на берегу.

Через два часа с «Авроры» заметили военную эскадру, которую первоначально приняли за японцев, однако корабли оказались американскими — филиппинский порт Манила находился под контролем США. В тот же день «Аврора» и другие русские корабли бросили якорь в порту Манилы.

Повреждения «Авроры», полученные в Цусимском бою. Фото: Commons.wikimedia.org

Заложники Манилы

Соединённые Штаты в русско-японской войне официально занимали нейтральную позицию, однако негласно выражали поддержку Японии. Поэтому 24 мая находившийся в Маниле американский адмирал Трэн получил директиву из Вашингтона — русские корабли должны либо разоружиться, либо покинуть порт в течение 24 часов.

Адмирал Энквист запросил Петербург и получил следующий ответ: «Ввиду необходимости исправить повреждения разрешаю вам дать обязательство американскому правительству не участвовать в военных действиях. Николай».

В данной ситуации это решение было единственно правильным — повреждённые русские корабли уже никак не могли изменить ситуацию, сложившуюся после поражения при Цусиме. Война подходила к неутешительному для России итогу, и требовать от моряков новых жертв было уже бессмысленно.

26 мая 1905 года команда «Авроры» дала американской администрации подписку о неучастии в дальнейших боевых действиях, с крейсера были сняты и сданы в американский арсенал замки орудий. Война для экипажей русских судов завершилась.

40 раненых с «Авроры» были отправлены в американский госпиталь. Спустя несколько дней нанятые местные рабочие приступили к ремонту крейсера.

Возвращение

Чем дольше продолжалось вынужденное пребывание в Маниле, тем сильнее падала дисциплина на «Авроре». Новости о революционных волнениях в России вызвали брожение среди низших чинов, которое офицерам с трудом, но всё-таки удалось успокоить.

Ремонт «Авроры» был завершён в августе 1905 года, незадолго до того, как в Портсмуте был подписан мирный договор между Россией и Японией. Русские суда начали подготовку к возвращению домой. Новым командиром «Авроры» был назначен капитан 2-го ранга Барщ.

10 октября 1905 года, после окончательного утверждения сторонами русско-японского договора, официальный Вашингтон снял все ограничения на действия русских кораблей.

Утром 15 октября «Аврора» в составе отряда кораблей, которым было предписано вернуться на Балтику, взяла курс на Россию.

Обратный переход был также длительным. Новый 1906 год «Аврора» встретила в Красном море, где получила приказ следовать в Россию самостоятельно. При этом на её борт перешли 83 моряка с крейсера «Олег», подлежавших демобилизации. После этого «Аврора» превратилась в настоящий «крейсер дембелей» — из экипажа самой «Авроры» должны были демобилизоваться по возвращению в Россию около 300 нижних чинов.

В начале февраля 1906 года, во время стоянки во французском Шербуре, произошёл инцидент, пророчески указавший на будущую славу «Авроры» как корабля революции. Французская полиция получила информацию, что экипаж судна закупил партию револьверов для революционеров в России. Обыск на «Авроре», однако, никаких результатов не дал, и крейсер продолжил путь домой.

19 февраля 1906 года «Аврора» бросила якорь в порту Либавы, завершив самый длительный в своей истории военный поход, продлившийся 458 дней.

10 марта 1906 года, после увольнения всех матросов, подлежащих демобилизации, в экипаже крейсера осталось чуть более 150 человек. «Аврора» была переведена в резерв флота.

До главного выстрела крейсера оставалось 11 с половиной лет…

24 мая 1900 года в Новом Адмиралтействе г. Санкт-Петербурга при личном участии царя Николая Второго был спущен на воду «Аврора», который во время Октябрьской революции стал одним из разрушителей Российской Империи.

Этот крейсер 1-го ранга Балтийского флота был заложен в 1897 году в Петербурге на судостроительном заводе Новое Адмиралтейство. «Аврора» был спущен на воду по личному указанию Императора Николая Второго, в присутствии двух императриц (вдовствующей и жены царя) и многочисленных членов Императорской фамилии. В июле 1903 года «Аврора» вступила в строй. В сентябре 1903 года «Аврора» в составе отряда крейсеров контр-адмирала А. А. Вирениуса была отправлена на Дальний Восток.

27 и 28 мая 1905 года Крейсер принял участие в Цусимском сражении, в этом бою экипаж потерял 15 человек убитыми и более 80 ранеными. Погиб капитан корабля Е. Р. Егорьев - он был убит осколком попавшего в боевую рубку снаряда. В отличие от большинства остальных кораблей »Аврора» избежал уничтожения, вместе с двумя другими крейсерами сумел прорваться в нейтральный порт (Манилу), где был интернирован 25 мая (7 июня) 1905 года.

В 1906 году «Аврора» вернулся на Балтику, где стал учебным судном морского корпуса.

С осени 1911 по лето 1912 года «Аврора» ходил в третье дальнее для участия в торжествах по случаю коронации короля Таиланда, также посетил порты Атлантического океана, Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов.

«Аврора» принял участие в Первой мировой войне. В конце 1916 г корабль был отправлен для серьёзного ремонта в Петроград, на франко-русский завод.

Крейсер одним из первых присоединился к Февральской революции и поднял красный флаг. Большинство экипажа в 1917 г присоединилось к большевикам. В ночь на 25 октября 1917 года по приказу Военно-революционного комитета команда «Авроры» захватила и свела Николаевский мост в Петрограде, соединявший Васильевский остров с центром города.

25 октября в 21:45 холостой выстрел носового орудия «Авроры», произведённый по приказу комиссара Белышева, подал сигнал к штурму Зимнего дворца. 28 ноября (11 декабря) 1917 года «Аврора» после ремонта вернулся во 2-ю бригаду крейсеров в Свеаборге. После декрета о роспуске старого флота и организации нового РККФ на добровольных началах, большая часть команды демобилизовалась. В 1918 году крейсер был переведен в Кронштадт и законсервирован.

С 1922 г. «Аврора» снова становится учебным судном, но в годы Великой Отечественной войны башенные орудия были демонтированы с крейсера и использовались для защиты Ленинграда от фашистов. Сам крейсер был обстрелян 30 сентября 1941 года и затонул в порту Ораниенбаума. После войны «Аврора» была поднят, отреставрирован и поставлен на вечную стоянку. В 1984 году крейсер был вновь отправлен на капитальную реставрацию, которая продолжалась до 1987 года. При реставрации часть корабля ниже ватерлинии вследствие невозможности восстановления была заменена на новую сварную. Ныне

Легендарный крейсер «Аврора» на месте вечной стоянки у причальной стенки Петроградской набережной Большой Невки

Как сообщают новостные ресурсы, сегодня корабль ВМФ № 1 проследовал из Кронштадта к месту постоянной стоянки у Петроградской набережной в центре Санкт-Петербурга. Легендарный крейсер прошёл под тремя разведёнными мостами - Благовещенским, Дворцовым и Троицким - и завершил свой 40-километровый переход у набережной Большой Невки около 5 часов утра при большом стечении народа - петербуржцев и гостей северной столицы.

Крейсер «Аврора». Краткая история

Многим крейсер «Аврора» известен главным образом как один из символов Октябрьской революции - корабль, 25 октября (7 ноября) 1917 года давший сигнал к началу штурма Зимнего дворца, однако и другие сведения из его послужного списка, связанные с важнейшими событиями отечественной истории, наверное, не менее интересны современных россиян. Вот вкратце история легендарного крейсера.

Афиша мультфильма «Аврора»

  • Крейсер «Аврора» был назван в честь парусного фрегата «Аврора» , который принимал участие в обороне Петропавловска-Камчатского во время Крымской войны.
  • Корабль был заложен 23 мая 1897 года, а 11 (24) мая 1900 года торжественно спущен на воду по личной команде Николая II, в присутствии двух императриц и многочисленных членов императорской фамилии.
  • В 1903 году вошел в состав Русского военно-морского флота и принимал участие в Русско-японской и Первой мировой войнах.
  • Во время Русско-японской войны «Аврора» - один из кораблей 2-й эскадры Тихоокеанского флота под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского, в составе которой принял участие в участие в Цусимском сражении, а также Гулльском инциденте, когда (в ночь на 22 октября 1904) в Северном море, недалеко от английского города Халл (Гулль), корабли эскадры обстреляли британские рыболовецкие суда, приняв их за японские миноносцы. Кстати сказать, «Аврору» в этом «сражении» сначала также приняли за вражеский корабль, по ней был открыт огонь. В результате, в крейсер попало 5 снарядов, а судовому священнику оторвало руку.
  • 25 октября (7 ноября) 1917 года в 21:40 из носового орудия крейсера «Аврора» был произведён холостой выстрел, послуживший сигналом к штурму Зимнего дворца, который закончился арестом Временного правительства, что стало завершающим этапом захвата большевиками власти в Петрограде и началом Октябрьской социалистической революции. С «Авроры» также было передано воззвание «К гражданам России!», написанное В. И. Лениным
  • В 1918 году «Аврора» находилась в отстое, с весны 1919 года - в консервации, а с сентября 1922 года крейсер стал использоваться в качестве учебного корабля.
  • Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда артиллерийские орудия «Авроры» были сняты и установлены на южных подступах к городу в районе Пулковских высот для защиты рубежа Воронья Гора - Киевское шоссе.
  • 17 ноября 1948 года крейсер бросил якорь на месте своей «вечной стоянки» - у причальной стенки Петроградской набережной Большой Невки.
  • В 1956 году на корабле был открыт филиал Центрального военно-морского музея.
  • В 1967 году «за выдающиеся заслуги военных моряков крейсера Аврора ” в Великой Октябрьской социалистической революции и защите её завоеваний» корабль был награждён орденом Октябрьской революции. Вся необычность события состоит в том, что на ордене изображён сам корабль. Таким образом, «Аврора» получила награду имени самого себя.
  • В 1973 году режиссёром на киностудии «Союзмультфильм» был снят мультфильм «Аврора» , в котором впервые прозвучала песня Владимира Шаинского на стихи Михаила Матусовского «Крейсер „Аврора”».

Песня «Крейсер „Аврора”». Слушать онлайн

Кадры из мультфильма «Аврора»
Режиссёр : Роман Качанов
Сценаристы : Роман Качанов и Рудольф Тюрин
Оператор : Теодор Бунимович
Роли озвучивали : Вячеслав Тихонов, Сергей Филиппов, Клара Румянова, Мария Виноградова, Алексей Консовский
Киностудия «Союзмультфильм». СССР, 1973

Песня «Крейсер „Аврора”». Аккорды. Текст. Биографии авторов

На странице песни можно найти аккорды «Крейсера „Аврора”» во всех 12-ти тональностях, подобрать бой (перебор), прочитать текст произведения, а также ознакомиться с биографиями Владимира Шаинского и Михаила Матусовского - авторов песни «Крейсер „Аврора”»