Внешняя политика ссср перед войной. Международные отношения и внешняя политика ссср накануне второй мировой войны

В начале 1930-х годов обстановка в мире начала накаляться. Мировой экономический кризис способствовал приходу к власти в некоторых странах сил, стремившихся провести преобразования демократического характера (Англия, Франция и др.). В других кризис способствовал формированию антидемократических (фашистских) режимов (Германия, Италия), которые стали зачинщиками военных конфликтов. Возникли очаги международной напряженности в Европе и на Дальнем Востоке.

С учетом этих факторов Советское правительство определило задачи своей внешней политики: отказ от участия в международных конфликтах, признание возможности сотрудничества с демократическими западными странами для сдерживания агрессивных устремлений Германии и Японии, борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке. В 1935 году были подписаны советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи в случае нападения агрессора.

Но со второй половины 1930-х годов во внешнеполитической деятельности СССР стал наблюдаться отход от принципа невмешательства. В 1936 году во время гражданской войны и германо-итальянской интервенции в Испании он оказал помощь правительству Народного фронта.

Англия и Франция проводили политику «умиротворения агрессора», уступок Германии, но она не давала результатов. Международная напряженность усиливалась. В 1936 году Германия и Япония подписали «Антикоминтерновский пакт», направленный против СССР. В 1937 году при поддержке Германии Япония начала широкомасштабную военную операцию в Китае.

В марте 1938 года Германия присоединила Австрию. После этого встал вопрос о Чехословакии, от которой она требовала передачи Судетской области. В сентябре 1938 года Англия и Франция предъявили чехословацкому правительству ультиматум об удовлетворении территориальных претензий Германии. Правительство Праги сначала обратилось к СССР с запросом о выполнении им договорных обязательств, но потом отказалось принять его помощь. На совещании в Мюнхене с участием Германии, Италии, Англии и Франции было подписано соглашение об отторжении от Чехословакии Судетской области, а в марте 1939 года Германия полностью оккупировала страну. Реальная возможность предотвратить войну была упущена, «мюнхенский сговор» приблизил ее.

Летом 1938 года произошел советско-японский военный конфликт у озера Хасан, а в мае 1939 года – на реке Халхин-Гол.

Весной 1939 года СССР предпринял еще одну попытку достичь соглашения с Западом. В Москве начались переговоры с Англией и Францией. Но эти страны не стремились к соглашению с СССР, летом переговоры зашли в тупик. СССР оказался в условиях политической изоляции и перед угрозой войны на два фронта. Он вынужден был принять предложение Германии и 23 августа подписал договор о ненападении сроком на десять лет. Этот шаг позволил нашей стране выиграть время.

1 сентября 1939 года нападением Германии на Польшу началась Вторая Мировая война. В этих условиях СССР принял меры по укреплению своих западных границ. 17 сентября Красная Армия вошла в Польшу, и дойдя до «линии Керзона», вернула Западную Украину и Западную Белоруссию. Тогда же были заключены договоры о взаимопомощи с Латвией, Литвой и Эстонией, разрешавшие размещение в этих странах советских войск. Летом 1940 года на парламентских выборах там победили Народные фронты. Новые правительства провозгласили Советскую власть и обратились к СССР с просьбой о принятии в Союз. Тогда же по ультиматуму Румыния вернула СССР Бесарабию, захваченную в 1918 году.

В результате советско-финской войны (ноябрь 1939-март 1940 года) СССР отодвинул от Ленинграда границу вглубь Финляндии, взамен отдав вдвое большую по площади территорию в Карелии.

В апреле 1941 года был подписан пакт о нейтралитете с Японией.

Развитие Советского Союза в предвоенные годы происходило в сложной международной обстановке. Наличие очагов напряженности в Европе и на Дальнем Востоке, тайная подготовка стран капиталистического мира к второй мировой войне, приход к власти в Германии партии фашистского толка ясно свидетельствовали о том, что международная ситуация активно и быстро приближалась к военному конфликту.

За период между концом первой и началом второй мировой войны в расстановке сил в мировом сообществе произошли качественные изменения: возникновение первого социалистического государства, обострение противоречий между мировыми метрополиями и колониями, восстановление и новый быстрый экономический подъем побежденного в первой мировой войне и неудовлетворенного своим положением в мире государства - Германии. Следствием этих изменений на международной арене явилось перемена характера приближающегося конфликта. Из спора между империалистическими державами за передел мира, какой, по мнению В.И. Ленина, была первая мировая, приближающаяся война должна была превратиться в арену противодействия и сталкивания интересов как империалистических государств между собой, так и всего блока с государством иной социально-экономической формации - Советским Союзом. Именно это обстоятельство, на наш взгляд, определило политику ведущих капиталистических государств и СССР накануне второй мировой войны.

Посмотрим теперь, как же развивались события в международной политике накануне второй мировой войны.

Начать отсчет событий можно, на наш взгляд, с 1933 года, как даты прихода к власти в Германии Национал-социалистической партии фашистского толка во главе с А. Гитлером, который уже в 1934 году сосредоточил в своих руках всю полноту власти в стране, совмещая одновременно посты канцлера и фюрера. Фашисты установили в стране диктатуру, режим реакции, аннулировали Версальский мирный договор, который не устраивал эту быстро развивающуюся империалистическую державу, и начали активную подготовку к войне за передел мира.

В этот же период (30-ые годы) произошла значительная активизация внешней политики Италии, в которой фашизм был главенствующей идеологией уже с 1922 г., усилилось ее влияние на расстановку сил в мировом сообществе.

Одним из первых агрессивных актов, совершенных этими государствами, был захват в 1935 - 36 г.г. Эфиопии и установление там фашистского режима.

В 1936-37 годах Германия, Япония и Италия заключили "антикоминтерновский пакт", который положил начало формированию новых военных блоков, дальнейшему продвижению к военному конфликту, а также свидетельствовал о проявлениях агрессии фашизма против СССР.

Таким образом, в Центре Европы сложился опаснейший очаг будущей войны.

В это время политические круги Англии, США, Франции вели политику поощрения Германии, пытаясь направить ее агрессию против Советского Союза. Эта политика проводилась как на мировой арене, так и внутри самих государств. Так, например, почти во всех странах велась кампания против СССР, активно пропагандировалась идея "растущей советской опасности", мысль о "военных приготовлениях русских". Во внешней политике британские и французские лидеры, как об этом свидетельствуют документы, решали задачу, как бы отвести от себя угрозу Германской агрессии и разрядить энергию нацизма и экспансии на Восток.

В этой обстановке СССР выступает с предложениями по обеспечению мира и коллективной безопасности. В ответ на политику капиталистических государств наша страна предпринимает следующие шаги:

1933 г. - установление дипломатических отношений с США.

1934 г. - СССР вступает в Лигу Наций, где выступает со своими предложениями относительно создания системы коллективной безопасности и отпора завоевателям, которые, однако, не находят поддержки. В начале 1934 г. Советский Союз выступает с конвенцией об определении нападающей стороны (агрессора), в которой подчеркивалось, что агрессией является вторжение на территорию другой страны с объявлением или без объявления войны, а также бомбардировки территории других стран, нападения на морские суда, блокада берегов или портов. Правительства ведущих держав холодно отнеслись к советскому проекту. Однако Румыния, Югославия, Чехословакия, Польша, Эстония, Латвия, Литва, Турция, Иран, Афганистан, а позднее и Финляндия подписали в СССР этот документ.

1935 г. - подписание Францией, Чехословакией и Советским Союзом пакта о взаимопомощи. Этот пакт мог бы сыграть существенную роль в предотвращении гитлеровской агрессии, однако по настояния Франции в этот договор была внесена оговорка. Суть ее состояла в том, что военная помощь Чехословакии со стороны СССР может быть оказана только в том случае, если ее будет оказывать и Франция. Вскоре именно эта оговорка и нерешительность тогдашнего правительства Чехословакии облегчили агрессию со стороны Германии.

Особую остроту события стали принимать в 1938 г., когда Германия оккупировала Австрию и включила ее в состав Третьего Рейха, вмешалась в гражданскую войну в Испании, где помогла установлению фашистской диктатуры, потребовала от Чехословакии передачи Судетской области и присоединила ее после одобрения этой акции Мюнхенским совещанием глав правительств в составе Англии, Франции, Германии, Италии, принявший решение о расчленении Чехословакии, на котором СССР и Чехословакия не присутствовали. Этот "мюнхенский сговор" поощрил агрессора и подтолкнул его к дальнейшей активизации действий, по его условиям от Чехословакии было отторгнуто около 20 % ее территории, где проживала четверть населения страны и размещалось около половины мощностей тяжелой промышленности.

Лидеры капиталистических государств, продолжая поддержку фашистской агрессии, подписали с Германией ряд договоров о ненападении (1938 г. - Англия и Франция).

Развязав себе руки таким способом, Гитлер продолжил агрессию: в марте 1939 г. полностью захватил Чехословакию и отторг от Литвы в пользу Германии порт Клайпеду. В апреле 1939 г. Италия захватила Албанию.

СССР, продолжая свою мирную политику, не признал оккупации Чехословакии и предложил ей военную помощь, от которой правительство этой страны отказалось. Франция не выполнила своих обязательств по договорам о военной помощи с этой страной и не стала оказывать ей поддержку.

Таким образом, внешнюю политику Советского Союза 30 г.г. (до 1939 г.) можно считать образцом стремления предотвратить войну, обуздать агрессора. Наша страна выступала самым непримиримым и последовательным противником фашизма, разоблачала его, отождествляла с войной.

Однако к лету 1939 г. положение изменилось, и результатом этого изменения впоследствии стало подписание договоров от 23 августа и 28 сентября 1939 г. и секретных протоколов к ним, по условиям которых СССР становился чуть ли не партнером Германии. Что же обусловило такой поворот событий? На наш взгляд таких причин было несколько.

В первую очередь необходимо отметить, что сама обстановка, сложившаяся на мировой арене к весне 1939 г., объективно способствовала тому, что Советский Союз не мог продолжать свою деятельность в одиночестве, и ему надо было позаботиться о своей безопасности, так как к весне 1939 г. вторая мировая война в своей локально - очаговой фазе была уже реальностью. В сложившейся военно-политической обстановке у СССР были три альтернативы: достичь военного соглашения с Францией и Англией; остаться в одиночестве; заключить договор с Германией. Наиболее выгодным представлялось англо-франко-советское соглашение о взаимной помощи, направленное против фашистской Германии. Оно привело бы к созданию единой антифашистской коалиции, эффективно послужило бы сдерживанию фашистских агрессоров и, возможно, воспрепятствовало бы развязыванию мировой войны.

Летом 1939 г. по инициативе советской стороны начались переговоры СССР - Англия - Франция о заключении пакта о взаимопомощи и создании антигерманской коалиции. На этих переговорах Советский Союз выступил с радикальными предложениями для решения вопроса о коллективной безопасности, однако для западных государств, продолжающих политику, выработанную на Мюнхенском совещании, эти предложения оказались неприемлемы. К 20 августа переговоры зашли в тупик и фактически провалились. По просьбе англичан и французов был объявлен перерыв на неопределенный срок, хотя и в Москве и в Лондоне знали, что агрессия в отношении Польши назначена на конец августа. Прийти к соглашению с западными державами СССР не удалось. Виноваты в этом обе стороны. Но виновность западных держав, особенно Англии, значительно больше, чем Советского Союза. У советской стороны не хватило выдержки, она проявила поспешность, переоценила степень враждебности западных держав к СССР и возможности их сговора с гитлеровской Германией. У западных держав не было искреннего желания идти на сближение с СССР, что можно объяснить, по - видимому, разными причинами, в том числе и опасения возможного предательства, и антигуманная внутренняя политика сталинского руководства, противоречащая его заверениям на мировой арене, и недооценка его силы как возможного союзника в борьбе против фашистского блока, и глубокая неприязнь к стране иной социально - экономической формации. Переговоры с СССР западные державы вели прежде всего для того, чтобы оказывать давление на Германию, заставить ее пойти им на уступки, они пытались навязать Советскому Союзу собственные условия, пренебрегали его интересами. "Вина за то, что не удалось создать широкий союз Англии, Франции и СССР, способный сдержать германские амбиции, - признают английские исследователи Р. Хайт, Д. Морис и А. Петерс, - должна быть возложена непосредственно на западных союзников. Именно те способы, с помощью которых они разрешали основные международные кризисы 30-х годов, постепенно подорвали веру в дело коллективной безопасности... Французские и британские лидеры постоянно предпочитали умиротворять Берлин, Рим и Токио, чем пытаться использовать советскую силу для защиты международной стабильности".

Таким образом, к началу осени 1939 г. Советскому Союзу не удалось решить задачу достижения военного соглашения с Англией и Францией. Здесь уместно будет подчеркнуть следующее. В это время Англия и Франция уже оформили свои договоренности о ненападении с Германией и, таким образом, объективно находились в преимущественном положении перед СССР.

Однако, несмотря на неудачу, начавшиеся англо-франко-советские контакты вызвали тревогу у руководства нацистской Германии. Оно осознавало, что соглашение о взаимопомощи трех великих держав могло явиться серьезным препятствием на пути намеченных Гитлером экспансионистских планов, и стало прилагать настойчивые усилия, чтобы воспрепятствовать такому соглашению.

С мая 1939 г. работники внешнеполитического ведомства Германии, следуя указания Риббентропа, неоднократно вступали в контакты с представителями СССР в Берлине, различными неофициальными и официальными способами давали понять о готовности Германии пойти на сближение с СССР. Вплоть до середины августа 1939 г., пока существовала надежда на заключение соглашения с Англией и Францией, советское правительство оставляло осуществлявшийся германской стороной зондаж без ответа, но одновременно внимательно следило за ее действиями. Долгое время большую роль в противодействии германским "ухаживаниям за Москвой" играл нарком иностранных дел Литвинов, считавший, что нельзя идти ни на какие уступки фашистской Германии. Однако в мае 1939 г. он был снят со своего поста, где его заменил В.М. Молотов. Такая замена не могла пройти незамеченной и, вероятно, она свидетельствовала о некоторых изменениях в ориентации советского руководства. Поэтому второй причиной того, что союз СССР и Германии стал возможен, по нашему мнению, необходимо назвать личностные амбиции и экспансионистские планы, вынашиваемые сталинским правительством. Нам кажется, что родственность этих стремлений и гитлеровских планов покорения мира во многом способствовала подписанию противоправных секретных протоколов 1939 г.

В продолжение германских попыток сближения с Москвой в начале июля в советское полпредство в Берлине поступило анонимное письмо, в котором предлагалась идея реабилитации договора 1926 г. о нейтралитете или заключения договора о ненападении и границах. Германская сторона, говорилось в письме, исходила при этом из предположения, что оба правительства питают естественное желание восстановить свои границы 1914 г. В начале августа 1939 г. в беседе с советским полпредом в Берлине Астаховым Риббентроп уже официально заявил, что СССР и Германия могли бы договориться по всем проблемам, имеющим отношение к территории от Черного моря до Балтийского. Советская сторона оставила эти попытки сближения без ответа. Видимо, Сталин хотел сначала прояснить, какие результаты можно получить от англо-франко- советских переговоров.

Необходимо заметить, что у немцев был запасной вариант действий на случай, если советское руководство откажется принять предложения Германии. На тайных переговорах в середине августа Лондон и Берлин сговорились о поездке 23 августа второго по рангу деятеля "третьего рейха" Геринга на Британские острова на негласную встречу с Чемберленом. Судя по документам, две империи собирались выработать "исторический компромисс", игнорируя интересы не только СССР, Польши и ряда других восточноевропейских стран, но даже Франции.

15 августа 1939 г. германский посол в Москве Ф. Шуленбург попросился на срочный прием к наркому иностранных дел СССР В.М. Молотову. Посол зачитал заявление Риббентропа, в котором предлагалось урегулировать к полному удовлетворению обеих сторон все имеющиеся спорные проблемы, для чего в Москву в самое ближайшее время был готов прибыть германский министр иностранных дел. Хотя в заявлении открыто не говорилось о решении территориальных вопросов, они имелись в виду. Эта сторона советско-германских отношений, наряду с договором о ненападении и активизации торговли с Германией, интересовали Советское правительство в наибольшей мере.

Ситуация для Советского правительства была очень сложной. Оно начало рискованную политическую игру. Переговоры с Англией и Францией еще продолжались, но зашли в тупик. Германия, напротив, шла на уступки СССР, изъявила готовность учитывать его государственные интересы, она обещала даже оказать влияние на Японию с целью нормализации советско-японских отношений, что было выгодно для Советского Союза, так как в это время шли ожесточенные бои между советскими и японскими войсками на реке Халхин-Гол. В такой ситуации Сталин дал разрешение на приезд Риббентропа в Москву.

Советско-германские переговоры осуществлялись в условиях политического цейтнота. В ночь с 23 на 24 августа 1939 г. в присутствии Сталина Молотов и Риббентроп подписали поспешно согласованные советско-германские документы: Договор о ненападении, по условиям которого стороны обязались не вмешиваться в вооруженные конфликты против друг друга в течение 10 лет с момента подписания документа, и Секретный протокол, в соответствии с которым Германия взяла на себя ряд односторонних обязательств:

В случае германо-польского вооруженного конфликта германские войска не должны были продвигаться дальше рубежа рек Нарев, Висла, Сан и не вторгаться в Финляндию, Эстонию и Латвию;

Вопрос о сохранении единого Польского государства или его расчленении должен был решаться в ходе дальнейшего развития политической ситуации в регионе;

Германия признавала заинтересованность СССР в Бессарабии.

Договор о ненападении был опубликован 24 августа 1939 г. Высшее руководство СССР не информировало о наличии секретного соглашения ни партийные, ни государственные органы. Верховный Совет СССР 31 августа 1939 г. без обсуждения ратифицировал только текст Договора о ненападении.

Известие о заключении советско-германского договора о ненападении явилось полной неожиданностью не только для мировой, но и для советской общественности. Трудно было осознать происшедший переворот в отношениях СССР и Германии. После подписания этого договора Лондон и Париж полностью утратили интерес к СССР и принялись искать способы добиться от Германии обязательств на будущее, более прочных, чем те, которые она дала во время Мюнхенского совещания. Документы свидетельствуют о том, что на другой день после подписания договора о ненападении с Германией, Сталин, пребывая в крайней неуверенности относительно порядочности Гитлера, пытался склонить Англию и Францию к продолжению военных московских переговоров. Но никакого отклика на эти предложения не последовало.

Существуют разные точки зрения на вопрос о необходимости подписания договора о ненападении с Германией.

Серьезные исследователи - советские, польские, британские, западногерманские и другие - признают, что 19 - 20 августа 1939 г., в момент согласия Сталина на приезд Риббентропа в Москву для окончательного прояснения намерений Германии, Советскому Союзу не было оставлено выбора. В одиночку СССР предотвратить войну не мог. Союзников в лице Англии и Франции ему обрести не удалось. Оставалось думать о том, как не попасть в водоворот войны, к которой в 1939 г. СССР был готов еще меньше, чем в 1941 г.

Правда, есть и другая точка зрения на этот счет. Некоторые историки считают, что Германия в 1939 г. также не была готова к войне с СССР. Возможно, это так, но вместе с тем нельзя было не считаться с весьма очевидной вероятностью сделок Берлина с другими западными державами против Советского Союза.

Оценивая договор о ненападении с позиций сегодняшнего дня можно отметить, что для СССР он имел как положительные, так и отрицательные последствия. Положительные:

Советский Союз избежал войны на два фронта, так как договор зародил трещину в японо-германских отношениях, деформировал условия антикоминтерновского пакта в пользу СССР;

Рубеж, с которого Советский Союз мог вести первоначальную оборону, был отодвинут на несколько сот километров от Ленинграда, Минска и других центров;

Договор способствовал углублению раскола капиталистического мира на два враждующих лагеря, сорвал планы западных держав направить агрессию на восток, воспрепятствовал их объединению против СССР. Западные державы стали вынуждены считаться с Советским Союзом как с военной и политической державой, имеющей право обозначить свои интересы на политической карте мира.

Отрицательные:

Договор подорвал моральный настрой советского народа, боеспособность армии, усыпил бдительность военно политического руководства СССР, дезориентировал демократические, миролюбивые силы, и, поэтому, стал одной из причин неудач советской стороны в начальный период Великой Отечественной войны;

Договор дал благодатную почву для обвинений в адрес Советского Союза со стороны западных держав в поддержке агрессора и развязывании войны;

Положительным результатом заключения Договора о ненападении долгое время считалось то, что СССР получил около двух лет для подготовки к войне и укрепления своей обороноспособности. Однако это время было использовано Советским Союзом менее эффективно, чем Германией, которая за 22 месяца в большей степени повысила свой военный потенциал. Если в начале 1939 г. военно-политическое руководство Германии оценивало Красную Армию как противника очень сильного, столкновение с которым было нежелательным, то в начале 1941 г. оно уже отмечало слабость Вооруженных Сил СССР, особенно их командного состава.

Юридическая, политическая и историческая оценка Секретного протокола, приложенного к этому договору, может быть, на наш взгляд, более однозначной и категоричной. Этот протокол можно рассматривать как великодержавную заявку на "территориально - политическое переустройство" в регионе, которая находилась с юридической точки зрения в противоречии с суверенитетом и независимостью целого ряда государств. Она не соответствовала договорам, которые СССР заключил с этими странами раньше, с нашими обязательствами при всех обстоятельствах уважать их суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность. Этот протокол полностью противоречил тем официальным заверениям об отмене тайной дипломатии, которые делало руководство СССР для мирового сообщества, являлся ревизией стратегического курса на коллективную безопасность и фактически санкционировал вооруженное вторжение в Польшу.

Развязав себе руки подписанием договора о ненападении и секретных протоколов, Германия 1 сентября 1939 г. напала на Польшу.

Англия и Франция объявили войну Германии, но не оказали Польше действенной военной помощи и она была разгромлена.

СССР и США объявили о своем нейтралитете в войне.

17 сентября 1939 г. части Красной Армии вступили на территорию Западной Украины и Белоруссии, что было предусмотрено положениями секретного протокола.

Итак, началась вторая мировая война.

В это время (конец сентября 1939 г.) руководство СССР во главе со Сталиным и Молотовым преступили границу разумного в отношениях с Германией. 28 августа 1934 г. в Москве Молотовым и Риббентропомбыл подписан Договор о дружбе и границах с приложением к нему нескольких секретных протоколов, которые, как и предыдущий секретный протокол, не были ратифицированы. Согласно этим документам изменялись сферы влияния СССР и Германии, определялись границы стран в Польше, стороны договаривались об экономическом сотрудничестве и недопущении агитации, направленной против другой стороны. Территория Литовского государства признавалась сферой интересов СССР, при условии, что действующие экономические соглашения между Германией и Литвой не будут затронуты мероприятиями Правительства Советского Союза в данном регионе. Одновременно Люблинское и Варшавское воеводства передавались в сферу влияния Германии с внесением соответствующих поправок в разграничительную линию. В одном из протоколов каждая сторона обязалась не допускать "польской агитации", направленной на регион другой страны.

На этих же переговорах Молотов сделал заявление, в котором обосновал мысль о ненужности борьбы с фашизмом и возможности идеологического соглашения с Германией. Вместе с Риббентропом он подписал ноту, в которой вся ответственность за развязывание войны перекладывалось на Англию и Францию и оговаривалось, что, в случае продолжения участия этих стран в войне, СССР и Германия будут консультироваться по военным вопросам.

Оценка данных соглашений, по нашему мнению, должна быть однозначной. Если заключение договора о ненападении в сознании советского народ оправдывалось необходимостью избежать участия в войне, то подписание Договора о дружбе и границах между СССР и Германией было совсем противоестественным. Этот документ был подписан после оккупации Польши и, следственно, явился договором, заключенным со страной, совершившей неприкрытый акт агрессии. Он ставил под сомнение, если не подрывал, статус СССР как нейтральной стороны и толкал нашу страну на беспринципное сотрудничество с нацистской Германией.

В этом договоре, на наш взгляд, вообще не было необходимости. Изменение границы разделения интересов, зафиксированное в секретном дополнительном протоколе, можно было оформить совсем другим образом. Однако, по мотивам укрепления личной власти, Сталин пошел в конце сентября на крупные политические и нравственные издержки, чтобы закрепить, как он полагал, Гитлера на позиции взаимопонимания, но не с СССР, а лично с ним. Следует признать, что утвердившаяся с конца сентября тяга Сталина к параллельным действиям с Германией расширила свободу маневра нацистского руководства, в том числе при осуществлении ряда военных операций.

Таким образом, в современной исторической науке Договор о дружбе и границах от 28 сентября 1939 г. оценивается резко отрицательно. Заключение этого договора следует считать ошибкой тогдашнего руководства СССР. Договор и все, что последовало за ним в средствах массовой информации и в практической политике, разоружало советских людей духовно, противоречило воле народа, советскому и международному законодательству и подрывало международный авторитет СССР.

Подводя итог, необходимо отметить, что согласно выводам Комиссии Съезда народных депутатов Договор о ненападении о Договор о дружбе и границах утратили свою силу в момент нападения Германии на СССР, а секретные протоколы, как подписанные в нарушение действовавшего советского законодательства и норм международного права, не имеют силы с момента подписания.

После подписания Договора о дружбе и сотрудничестве и секретных протоколов Советский Союз начал неуклонно выполнять все их положения. Помимо морального ущерба, причиненного советскому народу условиями этих документов, практическая деятельность советского руководства наносила большой ущерб стране. Например, недовольство среди антифашистов, проживавших в СССР, вызывали отдельные недружелюбные действия правительства по отношению к некоторым из них. Так, осенью 1939 г. в Москве был закрыт детский дом N 6, созданный ранее специально для детей немецких политэмигрантов. В начале 1940 г. германским властям было передано несколько групп немецких и австрийских антифашистов, которые были репрессированы в 30-е годы и находились под следствием или в заключении. В большинстве случаев это делалось вопреки воле передаваемых. Кроме того имелось множество случаев репрессий в отношении советских граждан, ведущих антифашистскую пропаганду. После введения, по условия м последнего Договора, Красной армии на территорию Западной Украины и Белоруссии, Литвы и Польши там начались репрессии, насаждение командно - административных методов руководства, подавление национального движения в этих областях.

С 1939 по 1941 г.г., почти до начала Великой Отечественной войны, внешнее сближение Германии и Советского Союза продолжалось. СССР вплоть до нападении Германии в 1941 г. неукоснительно соблюдал все условия подписанных им договоров. Так он не участвовал в событиях 1940 -1941 г.г., когда Гитлер подчинил почти все государства Европы, в том числе Францию, и разгромил европейский контингент английских войск. Советская дипломатия делала все для того, что бы отсрочить войну и избежать ведения ее на два фронта, для того, что бы дать СССР подготовиться к войне. Например, в 1941 г. были подписаны:

Нота с Турцией, в которой обе стороны обязались хранить нейтралитет;

Пакт о ненападении с Японией.

Тем не менее, эти меры не могли решить главной задачи внешней политики и предотвратить войн

  • Вопрос № 4. Русь между Востоком и Западом: дискуссия о влиянии Золотой Орды на развитие средневековой Руси (вторая половина XIII – первая половина XV вв.).
  • Вопрос № 5. Причины победы Москвы в борьбе за общерусское политическое лидерство. Подавление новгородской тенденции развития.
  • Вопрос № 6. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в конце XV-начале XVI вв. Образование Российского государства.
  • Вопрос № 7. Российское государство в XVI в. Иван Грозный. Цели, формы и содержание его реформ.
  • Вопрос № 8. Государство, политика, нравственность в России в XVI в. Представление о миссии государства в России и странах Западной Европы.
  • Вопрос № 9. Генезис абсолютизма в Западной Европе и России. Основные этапы становления абсолютизма в России.
  • Вопрос № 10. Петровская вестернизация системы государственного управления.
  • Вопрос № 11. Петр I и его политика меркантилизма и протекционизма в процессе индустриализации страны.
  • Вопрос № 12. Дискуссии о наследии Петра I. Результаты его реформ (реформы или революция «сверху»?).
  • Вопрос № 13. Раскол российского общества на два уклада: « почву» и цивилизацию» как результат петровской вестернизации России.
  • Вопрос № 14. Екатерина II и «просвещённый абсолютизм» в России.
  • Вопрос № 15. Реформы Екатерины II: Губернская реформа 1775 г., «Жалованная грамота дворянству» и « Жалованная грамота городам» 1785 г.
  • Вопрос № 16. Внутренняя политика России в первой четверти XIX в. Государственная деятельность Александра I.
  • Вопрос № 17. Под скипетром Александра I. Проекты м. М. Сперанского.
  • Вопрос № 18. «Апогей самодержавия». Реформы Николая I.
  • Вопрос № 19. Падение крепостного права. Реформа 1861 г.
  • Вопрос № 20. Земская, городская и судебная реформы 1860 - 1870-х гг.
  • Вопрос № 21. Финансовая, образовательная, военная реформы 1861-1874 гг.
  • Вопрос № 22. Зарождение трёх общественно-политических течений в России во второй половине XIX в.: правительственного, либерального и революционно-демократического.
  • Вопрос № 23. Особенности развития капитализма в России (80-90-е гг. XIX в.).
  • Вопрос № 24. Экономический и политический кризис в России начала XX в. Особенности образования российских политических партий.
  • Вопрос № 25. Политические и социально-экономические причины I Российской революции 1905-1907 гг.
  • Вопрос № 26. Характер, особенности и движущие силы I Российской революции 1905-1907 гг.
  • Вопрос № 27. Создание Государственной Думы в период I Российской революции. Процесс формирования многопартийной политической системы.
  • Вопрос № 28. Столыпинская политика модернизации. Её результаты.
  • Вопрос № 29. Россия в первой мировой войне. Кризис политической системы.
  • Вопрос № 30. Февральская буржуазно-демократическая революция. Крах самодержавия. Особенности двоевластия.
  • Вопрос № 31 Развитие февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. Октябрьский переворот.
  • Вопрос № 32. Гражданская война в советской России. Политика военного коммунизма (1918-1920 гг.).
  • Вопрос № 33. Советское общество на рельсах нэПа. Судьба нэПа.
  • Вопрос № 34. Ссср на путях форсированного строительства социализма. Формирование административно-командной системы управления и режима личной власти и. Сталина.
  • Вопрос № 35. Советская внешняя политика накануне и в начале Второй мировой войны.
  • Вопрос № 36. Вторая мировая война. Итоги её начального периода (1939-1941 гг.).
  • Вопрос № 37. Ссср в годы Великой Отечественной войны. Начальный этап (июнь 1941 г. – ноябрь 1942 г.).
  • Вопрос № 38. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны (ноябрь 1942 г. - декабрь 1943 г.).
  • Вопрос № 39. Завершающий период Великой Отечественной войны (1944 г. - сентябрь 1945 г.).
  • Вопрос № 40. Идеологическое противостояние Востока и Запада в послевоенный период. Истоки «холодной войны».
  • Вопрос № 41. Превалирование тоталитарной тенденции в послевоенный период. Экспансионизм – доминанта сталинской внешней политики.
  • Вопрос № 42. Начало десталинизации общества. Политический либерализм н. С. Хрущёва. «Оттепель» в духовной жизни.
  • Вопрос № 43. Хозяйственное развитие страны в 1953-1965 гг. Причины незавершённости хрущёвских реформ.
  • Вопрос № 44. Социально-экономическое положение страны в 70-е – первой половине 80-х гг. XX столетия.
  • Вопрос № 45. В поисках путей совершенствования социализма. Этапы горбачёвской перестройки. Её результаты.
  • Вопрос № 46. Август 1991 г. Распад ссср. Суверенная Россия на путях формирования новой государственности.
  • Вопрос № 47. Экономические реформы в современной России: сущность, последствия, социальная цена.
  • Вопрос № 48. Межнациональные отношения в современной России. Чеченская проблема.
  • Вопрос № 49. Современная Россия во внешнем мире.
  • Вопрос № 50. В. В. Путин и государственно-конституционное реформирование России.
  • Библиографический список.
  • Содержание.
  • Вопрос № 35. Советская внешняя политика накануне и в начале Второй мировой войны.

    1) В 1933 г. в связи с обострением международной обстановки (появлением держав-агрессоров, мечтавших о новом переделе мира и в первую очередь – о сокрушении СССР – Германии, Италии, Японии) Советское государство перешло к политике коллективной безопасности. Её суть заключалась в: 1. Стремлении связать европейские государства договорами, направленными на совместное отражение угрозы со стороны держав-агрессоров. В 1935 г. подобные договора (не подкрепленные, однако военными конвенциями) были заключены СССР с Францией и Чехословакией. 2. Улучшении взаимоотношения со странами Запада и упрочении своего положения на международной арене в качестве крупной державы. В 1930-е гг. СССР признал целый ряд государств (в том числе и США). Он становится членом Лиги Наций, войдя в её руководство. 3. Образовании антифашистских «фронтов» в западных государствах с участием коммунистов и других социалистических и демократических партий. В 1934 г. такой народный фронт был с благословения СССР образован во Франции. 4. Всемерное противодействие актам агрессии на международной арене. СССР пытался всячески помешать милитаризации Германии, захвату: Италией - Эфиопии, Японией – Китая, Германией – Австрии. Однако голос СССР не был услышан другими западными державами. Они предпочли политике коллективной безопасности политику умиротворения агрессоров (постоянных уступок Германии и её союзникам с целью оттянуть войну и направить их агрессию против СССР). Чашу терпения руководства Советского государства переполнил «мюнхенский сговор» 1938 г. Он означал согласие Франции и Англии на передачу Судетской области Чехословакии Германии и на заключение с Германией договоров о ненападении.

    2) Фактически СССР рисковал остаться в противоборстве с Германией (поддерживаемой Францией и Англией) один на один. Чтобы избежать этого в августе 1939 г. СССР заключил с третьим рейхом пакт о ненападении, который сопровождался «секретными протоколами». Протоколы означали раздел «сфер влияния» между Германией и СССР. Гитлер получил возможность беспрепятственно оккупировать Западную и Центральную Польшу и начать войну в Европе. СССР получал передышку и мог восстановить имперские границы России. Однако этот шаг привёл к дезориентации народа и армии и подорвал международный авторитет Советского Союза. Мирным путём к СССР в форме союзных республик были присоединены Эстония, Латвия, Литва. Молдавскую союзную республику СССР потребовал у ранее захватившей её Румынии (1940 г.). Военным путём к СССР были присоединены от Польши западные районы Украинской и Белорусской союзных республик (1939 г.). Война с Финляндией (1939-1940 гг.) позволила СССР присоединить лишь район Карельского перешейка с Выборгом и ряд территорий на Кольском полуострове.

    Вопрос № 36. Вторая мировая война. Итоги её начального периода (1939-1941 гг.).

    1) Вторая мировая война имела своей причиной две группы противоречий – борьбу держав – агрессоров за рынки сбыта и источники сырья и борьбу между двумя социально-экономическими и политическими системами мира – социализмом и капитализмом. Инициатором войны выступил блок фашистских и милитаристских государств (Германия, Италия, Япония), цели которого заключались в новом переделе мира в свою пользу, захвате мирового господства, ликвидации демократии, организации системы принудительного труда, расового и национального угнетения и прямого геноцида. Для противостоящих ему государств война носила справедливый и освободительный характер. Вторая мировая война отличалась от первой большей маневренностью и динамичностью, а так же размахом.

    2) Первый период войны (1939 -1941 гг.) характеризовался постоянным расширением масштабов агрессии и захватом агрессорами стратегической инициативы. 1. Война началась 1 сентября 1939г. с нападения Германии на Польшу, которую поддержали её союзники – Англия и Франция. Польша была разгромлена и захвачена, но боевые действия на Западе приняли вялотекущий характер («странная война»). 2. В апреле 1940 г. Гитлер захватил Данию и почти всю Норвегию, а в мае-июне 1940 г. - Францию. Летом 1940 г. началась «битва за Англию» (попытка Гитлера сломить сопротивление Великобритании морской блокадой и бомбардировками). Весной 1941 г. страны – агрессоры осуществили захват северной Африки (за исключением Египта), Югославии, Греции. В этот же период неполноправными союзниками («сателлитами») Гитлера и Муссолини становятся: Словакия, Хорватия, Венгрия, Финляндия, Румыния, Болгария. Дружественную по отношению к ним позицию заняла Испания. 3. Япония на Дальнем Востоке в этот захватила побережье Китая и вторглась в Индокитай.

    3) Итоги начального периода войны: 1. Захват агрессорами колоссальных территорий, населения, ресурсов. 2. Оформление блока стран-агрессоров.

    Развитие Советского Союза в предвоенные годы происходило в сложной международной обстановке. Наличие очагов напряженности в Европе и на Дальнем Востоке, тайная подготовка стран капиталистического мира к второй мировой войне, приход к власти в Германии партии фашистского толка ясно свидетельствовали о том, что международная ситуация активно и быстро приближалась к военному конфликту.

    Внешнеполитическая деятельность страны в предвоенные годы строилась на основе внутренних задач и в зависимости от состояния и развития международных отношений.

    Общая тенденция международного развития в начале 30-х гг. советским руководством была определена как обострение международной обстановки и движение мира к новой войне. Внешняя политика практика Советского союза в основном была направлена на борьбу с фашистской агрессией, создание системы коллективной безопасности в Европе, развитие международных отношений на основе политики мирного сосуществования. Реализацией этой линии внешней политики было установление в период 1933-1935 гг. дипломатических отношений СССР с Испанией, Уругваем, Венгрией, Румынией, Чехословакией, Болгарией, Албанией, Бельгией, Люксембургом и Колумбией, которые в течение более 25 лет не признавали нашу страну, а так же установление дипломатических отношений между СССР и США в ноябре 1933 г. Все это свидетельствовало об укреплении международного авторитета СССР и создавало более благоприятные условия для активизации его внешнеполитической деятельности.

    В 1934 г. - СССР вступает в Лигу Наций, где выступает со своими предложениями относительно создания системы коллективной безопасности и отпора завоевателям, которые, однако, не находят поддержки.

    В1935 г. - подписание Францией, Чехословакией и Советским Союзом пакта о взаимопомощи. Этот пакт мог бы сыграть существенную роль в предотвращении гитлеровской агрессии, однако по настояния Франции в этот договор была внесена оговорка. Суть ее состояла в том, что военная помощь Чехословакии со стороны СССР может быть оказана только в том случае, если ее будет оказывать и Франция. Вскоре именно эта оговорка и нерешительность тогдашнего правительства Чехословакии облегчили агрессию со стороны Германии.

    В марте 1936 г. был заключен договор с Монгольской Народной Республикой, а в августе 1937 г. - договор о ненападении между СССР и Китаем.

    Особую угрожающую динамику события в Европе стали принимать в 1938 г., когда Германия оккупировала Австрию и включила ее в состав Третьего Рейха, вмешалась в гражданскую войну в Испании, где помогла установлению фашистской диктатуры, потребовала от Чехословакии передачи Судетской области и присоединила ее после одобрения этой акции

    Мюнхенским совещанием глав правительств в составе Англии, Франции, Германии, Италии, принявший решение о расчленении Чехословакии, на котором СССР и Чехословакия не присутствовали.

    Летом 1939 г. по инициативе советской стороны начались переговоры СССР - Англия - Франция о заключении пакта о взаимопомощи и создании антигерманской коалиции. На этих переговорах Советский Союз выступил с радикальными предложениями для решения вопроса о коллективной безопасности, однако для западных государств, продолжающих политику, выработанную на Мюнхенском совещании, эти предложения оказались неприемлемы.

    Прийти к соглашению с западными державами СССР не удалось. Переговоры с СССР западные державы вели, прежде всего, для того, чтобы оказывать давление на Германию, заставить ее пойти им на уступки, они пытались навязать Советскому Союзу собственные условия, пренебрегали его интересами.

    Таким образом, к началу осени 1939 г. Советскому Союзу не удалось решить задачу достижения военного соглашения с Англией и Францией. К тому же это время Англия и Франция уже оформили свои договоренности о ненападении с Германией и, таким образом, объективно находились в преимущественном положении перед СССР.

    В условиях, когда переговоры СССР с Англией и Францией в 1939 г. зашли в тупик, советское руководство приняло предложение Германии о мирных переговорах, в результате чего 23 августа 1939 г. в Москве был подписан советско-германский договор о ненападении.

    Заключая договор с Германией, Советская сторона решила для себя диллему: или договориться с Англией и Францией и создать систему коллективной безопасности в Европе, или заключить пакт с Германией, или остаться в одиночестве. Вариант, выбранный СССР не может считаться оптимальным для поддержания безопасности в Европе, но он должен был обеспечить хоть какие-то гарантии в отношении безопасности СССР на фоне провала переговоров с Англией и Францией.

    Что же побудило Германию пойти на союз с СССР? Для Гитлера это был тактический шаг: ему нужно было гарантировать беспрепятственный захват Польши и разворачивать дальше военные действия. Советская же сторона, подписывая договор, стремилась, с одной стороны, обеспечить безопасность СССР накануне войны Германии против Польши за счет ограничения продвижения германских войск и отказа Германии от использования в антисоветских целях Прибалтийских государств, с другой, - обезопасить дальневосточные границы СССР от нападения Японии.

    В целом же этот пакт не дал возможности создать в Европе единый антисоветский фронт. Таким образом, заключив пакт, СССР оттянул на время начало военных действий и отодвинул свои границы от жизненно важных центров страны.

    Помимо взаимодействия с ведущими развитыми державами мира

    Советский Союз проводил и другие внешнеполитические действия. Возвращение в состав Советского государства Бессарабии. В сентябре 1939 г. народам Западной Украины и Западной Белоруссии была возвращена территориальная общность с Украиной и Белоруссией. 17 сентября 1939 г., в то время когда Германия вела военные действия с Польшей, советские войска перешли ее восточную границу. В официальном заявлении Советского правительства эти действия оправдывались необходимостью «взять под защиту жизнь и имущество населения Западной Белоруссии». Последняя акция была прямым следствием реализации секретных протоколов к советско-германскому пакту, где Польша рассматривалась с позиций «сферы интересов» СССР.

    Похожие силовые позиции проявились во взаимоотношениях СССР с его прибалтийскими соседями.

    В октябре 1939 г. СССР предложил Финляндии сдать в аренду на 30 лет полуостров Ханко, имевший стратегическое значение для границ советского государства, а также передать острова в Финском заливе, часть полуостровов Рыбачий и Средний около Мурманска и часть Карельского перешейка, т.е. около 2710 квадратных километров, в обмен на территорию в Советской Карелии размером в 5523 квадратных километров. Финская сторона не приняла эти условия, и переговоры 13 ноября были прерваны, а затем между СССР и Финляндией вспыхнул военный конфликт.

    Советско-финская война длилась 105 дней, с 30 ноября 1939 г. по 12 марта 1940 г. Хотя эта кампания и закончилась победой СССР, позволила стране усилить стратегические позиции на северо-западе, отодвинуть границу от Ленинграда, все же нельзя не признать, что эта война нанесла Советскому Союзу политический и моральный ущерб. Мировое общественное мнение в этом конфликте было на стороне Финляндии, престиж СССР заметно упал. По требованию ряда стран, 14 декабря 1939 г. СССР был исключен из Лиги Наций.

    К концу мая 1940 г. стало понятно, что военные действия в Западной Европе, развязанные Германией в результате начала 1 сентября 1939 г. Второй мировой войны, близятся к завершению. Из этого военного конфликта Германия вышла еще более сильной в экономическом и военном отношениях. Одержав верх над Францией и Великобританией, Германия перестала стремиться к сохранению дружеских отношений с СССР. В этих условиях СССР был заинтересован в том, чтобы германские войска находились как можно дальше от его границ и его действия в 1940 г. были направлены на то, чтобы, используя советско-германский договор 1939 г., ограничить сферы распространения германской агрессии.

    Вся внешнеполитическая деятельность СССР в 30-е гг. носила противоречивый характер, методы ее осуществления в первой и во второй половине 30-х гг. отличались между собой, что объяснялось конкретной обстановкой, ее изменением, стремлением любой ценой оттянуть войну, что неизбежно повлекло ошибки и просчеты. В результате многие задачи, связанные с обеспечением безопасности страны, решить в полной мере не удалось.

    Одной из сложнейших тем в отечественной и мировой исторической науке является оценка того, каково было состояние СССР накануне Великой Отечественной войны. Кратко данный вопрос следует рассматривать в нескольких аспектах: с политической, экономической точек зрения, учитывая при этом сложное международное положение, в котором оказалась страна перед началом агрессии гитлеровской Германии.

    В рассматриваемое время на континенте наметились два очага агрессии. В связи с этим положение СССР накануне Великой Отечественной войны стало весьма угрожающим. Требовалось предпринять срочные меры для того, чтобы обезопасить свои границы от возможного нападения. Ситуация осложнялась тем обстоятельством, что европейские союзники Советского Союза - Франция и Великобритания - допустили захват Германией Судетской области Чехословакии, а впоследствии, по сути, закрыли глаза на оккупацию всей страны. В таких условиях советское руководство предложило свой вариант решения проблемы прекращения немецкой агрессии: план по созданию серии союзов, которые должны были сплотить все страны в борьбе против нового врага.

    СССР накануне Великой Отечественной войны, в связи с обострением милитаристской угрозы, подписал серию договоров о взаимной помощи и общих действиях с европейскими и восточными странами. Однако этих соглашений оказалось недостаточно, и поэтому были предприняты более серьезные меры, а именно: выдвинуто предложение в адрес Франции и Великобритании создать союз против гитлеровской Германии. Для этого в нашу страну прибыли посольства из этих стран для переговоров. Это произошло за 2 года до нападения фашистов на нашу страну.

    Отношения с Германией

    СССР накануне Великой Отечественной войны оказался в очень сложном положении: потенциальные союзники не до конца доверяли сталинскому правительству, которое, в свою очередь, не имело оснований идти им на уступки после Мюнхенского договора, который по сути санкционировал раздел Чехословакии. Взаимные недоразумения привели к тому, что собравшиеся стороны так и не сумели прийти к договоренности. Такая расстановка сил позволила гитлеровскому правительству предложить советской стороне заключить договор о ненападении, который и был подписан в августе того же года. После этого французская и английская делегации покинули Москву. К договору о ненападении был приложен секретный протокол, предусматривавший передел Европы между Германий и Советским Союзом. Согласно данному документу, страны Прибалтики, Польша, Бессарабия признавались сферой интересов Советского Союза.

    Советско-финская война

    После подписания пакта СССР начал войну с Финляндией, которая продолжалась целых 5 месяцев и выявила серьезные технические проблемы в вооружении и стратегии. Целью сталинского руководства было отодвинуть западные границы страны на 100 км. Финляндии было предложено уступить Карельский перешеек, сдать в ареду Советскому Союзу полуостров Ханко для строительства там военно-морских баз. Взамен северной стране предлагалась территория в Советской Карелии. Финская власть отвергла этот ультиматум, и тогда советские войска начали боевые действия. С большим трудом Красной армии удалось обойти и взять Выборг. Тогда Финляндия пошла на уступки, отдав противнику не только упомянутые перешеек и полуостров, но и район к северу от них. Такая накануне Великой Отечественной войны вызвала международное осуждение, в результате чего он был исключен из членства в Лиге Наций.

    Политическое и культурное состояние страны

    Еще одним важным направлением внутренней политики советского руководства было закрепление монополии коммунистической партии и ее безусловного и тотального контроля над всеми сферами общества. Для этого в декабре 1936 года была принята новая конституция, которая провозгласила, что в стране победил социализм, другими словами, это подразумевало окончательное уничтожение частной собственности и эксплуататорских классов. Этому событию предшествовала победа Сталина в ходе внутрипартийной борьбы, которая продолжалась всю вторую половину 30-х годов XX века.

    По сути дела, именно в рассматриваемый период времени в Советском Союзе сложилась тоталитарная политическая система. Культ личности вождя являлся одной из ее главных составляющих. Кроме того, коммунистическая партия установила полный контроль над всеми сферами жизни общества. Именно такая жесткая централизация позволила довольно быстро мобилизовать все ресурсы страны для отпора врагу. Все усилия советского руководства в это время были направлены на то, чтобы подготовить народ к борьбе. Поэтому большое внимание уделялось военной и спортивной подготовке.

    Но значительное внимание уделялось культуре и идеологии. СССР накануне Великой Отечественной войны нуждался в сплоченности общества для общей борьбы с врагом. Именно на это были рассчитаны произведения художественной литературы, фильмы, выходившие в рассматриваемое время. В это время в стране снимались военно-патриотические картины, которые были призваны показать героическое прошлое страны в борьбе с иноземными захватчиками. Также на экраны выходили киноленты, прославляющие трудовой подвиг советского народа, его достижения в производстве и экономике. Аналогичная ситуация наблюдалась в художественной литературе. Известные советские писатели сочиняли произведения монументального характера, которые должны были воодушевить советских людей на борьбу. В целом, партия достигла своего: при нападении Германии советский народ поднялся на защиту Родины.

    Укрепление обороноспособности - главное направление внутренней политики

    СССР накануне Великой Отечественной войны находился в очень трудном положении: фактическая международная изоляция, угроза внешнего вторжения, которая к апрелю 1941 года уже коснулась почти всей Европы, требовали экстренных мер по подготовке страны к предстоящим боевым действиям. Именно эта задача и определила курс партийного руководства в рассматриваемое десятилетие.

    Экономика СССР накануне Великой Отечественной войны находилась на довольно высоком уровне развития. В предшествующие годы, благодаря двум полным пятилеткам, в стране был создан мощнейший военно-промышленный комплекс. В ходе индустриализации были построены машинные, тракторные заводы, металлургические комбинаты, гидроэлектрические станции. За короткое время наша страна преодолела отставание от западных стран в техническом плане.

    Факторы обороноспособности СССР накануне Великой Отечественной войны включали в себя несколько направлений. В первую очередь продолжился курс на преимущественное развитие черной и цветной металлургии, а также ускоренными темпами стало производиться вооружение. Буквально за несколько лет его производство было увеличено в 4 раза. Были созданы новые танки, скоростные истребители, штурмовики, но их массовый выпуск еще не был налажен. Были сконструированы автоматы и пулеметы. Был принят закон о всеобщей воинской повинности, так что к началу войны страна могла поставить под ружье несколько миллионов человек.

    Социальная политика и репрессии

    Факторы обороноспособности СССР зависели от эффективности организации производства. Для этого партия пошла на ряд решительных мер: было принято постановление о восьмичасовом рабочем дне, семидневной рабочей недели. Самовольный уход с предприятий был запрещен. За опоздание на работу следовало суровое наказание - арест, а за производственный брак человеку грозили принудительные работы.

    Вместе с тем репрессии крайне пагубно сказались на состоянии Красной армии. Особенно пострадал офицерский состав: более чем из пятисот их представителей примерно 400 были репрессированы. В результате только 7% представителей высшего командного состава имели высшее образование. Есть известия о том, что советская разведка не раз давала предупреждения о готовящемся нападении врага на нашу страну. Тем не менее руководство не приняло решительных мер для отражения этого нашествия. Однако в целом следует отметить, что обороноспособность СССР накануне Великой Отечественной войны позволила нашей стране не только выдержать страшный натиск фашистской Германии, но впоследствии перейти в наступление.

    Обстановка в Европе

    Международное положение СССР накануне Великой Отечественной войны было крайне сложным из-за возникновения милитаристских очагов. На Западе это была, как уже говорилось выше, Германия. В ее распоряжении имелась вся промышленность Европы. Кроме того, она могла выставить более 8 миллионов хорошо вооруженных солдат. Немцы оккупировали такие ведущие и развитые европейские государства как Чехословакия, Франция, Польша, Австрия. В Испании ими поддерживался тоталитарный режим генерала Франко. В условиях обострения международной обстановки советское руководство, как было сказано выше, оказалось, в изоляции, причиной чему послужили взаимные недопонимания и недоразумения между союзниками, что впоследствии привело к печальным последствиям.

    Ситуация на Востоке

    В тяжелом положении еще и из-за ситуации в Азии оказался СССР накануне Великой Отечественной. Кратко эту проблему можно объяснить милитаристскими устремлениями Японии, которая вторглась в соседние государства и вплотную приблизилась к границам нашей страны. Дело дошло до вооруженных столкновений: советским войскам пришлось отбивать нападения новых противников. Возникла угроза войны на 2 фронта. Во многом именно подобный расклад сил и подтолкнул советское руководство после неудачных переговоров с западноевропейскими представителями пойти на соглашение с Германией о ненападении. Впоследствии восточный фронт сыграл важную роль в ходе войны и ее успешном завершении. Именно в рассматриваемое время усиление данного направления было одним из приоритетных.

    Экономика страны

    Внутренняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны была нацелена на развитие тяжелой промышленности. Для этого были брошены все силы советского общества. Выкачивание средств из деревни и займы для нужд тяжелой промышленности стали главными шагами партии для создания мощного военно-промышленного комплекса. Форсированными темпами были проведены две пятилетки, в ходе которых Советский союз преодолел отставание от западноевропейских государств. В деревне были созданы крупные колхозы и ликвидирована частная собственность. Сельскохозяйственная продукция шла на нужды индустриального города. В это время в рабочей среде развернулось широкое которое было поддержано партией. Перед производителями была поставлена задача перевыполнения норм заготовок. Главной целью всех чрезвычайных мер было укрепление обороноспособности СССР накануне Великой Отечественной войны.

    Территориальные изменения

    К 1940 году произошло расширение границ СССР накануне Великой Отечественной войны. Это стало результатом целого комплекса внешнеполитических мер, предпринятых сталинским руководством для обеспечения безопасности границ страны. В первую очередь, речь шла о том, чтобы отодвинуть пограничную линию на северо-западе, что привело, как уже говорилось выше, к войне с Финляндией. Несмотря на большие потери и очевидную техническую отсталость Красной армии, советское правительство добилось своего, получив Карельский перешеек и полуостров Ханко.

    Но еще более важные территориальные изменения произошли на западных границах. В 1940 году в состав Советского Союза вошли Прибалтийские республики - Литва, Латвия и Эстония. Подобные изменения в рассматриваемое время имели принципиальное значение, поскольку создали своеобразную защитную зону от готовящегося вторжения неприятеля

    Изучение темы в школах

    В курсе истории XX века одной из самых сложных является тема «СССР накануне Великой Отечественной войны». 9 класс - это время изучения данной проблемы, которая является настолько неоднозначной и сложной, что учитель должен крайне осторожно выбирать материал и интерпретировать факты. В первую очередь это касается, конечно же, печально известного пакта о ненападении, содержание которого вызывает вопросы и представляет широкое поле для дискуссий и споров.

    В данном случае следует учитывать возраст учащихся: подростки часто склонны к максимализму в своих оценках, поэтому очень важно донести до них мысль о том, что подписание такого документа если и трудно оправдать, то можно объяснить сложной внешнеполитической обстановкой, когда Советский Союз, по сути, оказался в изоляции при своих попытках создать систему союзов против Германии.

    Еще один не менее спорный вопрос - это проблема присоединения прибалтийских стран к Советскому Союзу. Очень часто можно встретить мнения о насильственном их присоединении и вмешательстве во внутренние дела. Изучение этого пункта требует тщательного анализа всей внешнеполитической обстановки. Пожалуй, с этим вопросом складывается та же ситуация, что и с пактом о ненападении: в предвоенное время передел территорий и изменение границ были неизбежными явлениями. Карта Европы постоянно менялась, поэтому любые политические шаги государства следует рассматривать именно как подготовку к войне.

    План урока «СССР накануне Великой Отечественной войны», краткое содержание которого должно включать в себя как внешнеполитическое, так и внутриполитическое состояние государства, необходимо составлять с учетом возраста учащихся. В 9 классе можно ограничиться основными фактами, изложенными в настоящей статье. Для учеников 11 класса следует обозначить ряд спорных моментов по поставленной теме и предложить подискутировать по ее тем или иным аспектам. Следует отметить, что проблема внешней политики СССР перед является одной из самой спорных в отечественной исторической науке, поэтому и занимает видное место в школьной образовательной программе.

    При изученной данной темы следует учитывать весь предшествующий период развития Советского Союза. Внешняя и внутренняя политика этого государства была направлена на то, что укрепить свое внешнеполитическое положение и создать социалистический строй. Поэтому необходимо учитывать, что именно эти 2 фактора во многом обусловили те действия, которые предпринимало партийное руководство в условиях обострения военной угрозы в Западной Европе.

    Еще в предыдущие десятилетия Советский Союз добивался того, чтобы обезопасить свое место на международной арене. Следствием этих усилий и было создание нового государства и расширение сфер его влияния. То же самое руководство продолжило осуществлять после политической победы в Германии фашистской партии. Однако теперь эта политика приняла ускоренный характер ввиду возникновения очагов мировой войны на Западе и Востоке. Тема "СССР накануне Великой Отечественной войны", таблица тезисов которой представлена ниже, наглядно показывает основные направления внешней и внутренней политики партии.

    Итак, положение государства накануне начала войны было крайне сложным, что и объясняет особенности политики как на международной арене, так и внутри страны. Факторы обороноспособности СССР накануне Великой Отечественной войны сыграли решающую роль в победе над фашистской Германией.