Воинская элита - берсерки.

Берсерки впервые упомянуты скальдом Торбьёрном Хорнклови в драпе (длинном стихотворении) о победе короля Харальда Прекрасноволосого в битве при Хаврсфьорде, которая происходила предположительно в 872 г.

Немного истории. Ошибочно предпологать,что боевое безумие удел Нормандских викингов. Это искусство было везде, где были люди. А значит и воины. Но различались методы. Так в Европе, во времена Походов норманнов, Берсеркеры были или по рождению, или такие качества проявлялись спонтанно во время битвы. Берсеркеров, боялись не только вся Европа и пол Азии, но и сами норманны. Дело в том что Приступы Боевого безумия были неконтролируемы. Впасть в боевой транс берсеркер мог от любой мелочи: порез, оскорбление,большая эмоциональная нагрузка. И судьба была ему уготована безрадостная: вдали от населенных мест, как правило без семьи. Доживали до 30 лет единицы. Своей смертью от старости умереть им также не грозило. Зато родить ребенка-берсеркера считалось очень хорошим знаком. считалось что сам Отец Дружин отметил его своей милостью, и значит семью, где он родился не обойдет его рог Изобилия. В общем это правда, Берсеркеры получали добычу вторые после конунга. Ссорится с берсеркером не улыбалось никому. Постепенно этот древний боевой обычай угас- дело в том что мальчика подающего признаки отммеченого Одином, отдавали на воспитание берсеркеру, который принимал преемника. Но у викингов присутствовал обычай крововосмешения, посему и преемников и наставников становилось все меньше. Наступило время допинга.

Нацисты практически подошли к промышленному производству,модефицировав оригинал. Германскими химиками была разработана целое семейство стимуляторов: от простых амфетаминов, заканчивая «боевыми коктейлями» что практически запустили в производство.

Не могу не сказать пары слов и о Востоке. Насколько мне известно, ни в Тибете, ни в Китае таких техник не практиковали. Но опять же они скорее всего являются секретными, держаться в Великой Тайне. Страсть к скрытности азиатов известна далеко за пределами самой Азии. Единственное что знаю точно, Боевое Безумство практиковалось в рядах ассасинов. Притом практиковалась довольно необычная методика: Учеников накуривали гашишем(оттуда и другое их название: гашашины),и подготовленных таким образом учеников подвергали разным внушениям, от блокировочных, до снимающих все страхи, вплоть до презрения к смерти. Кстати они практиковали особый ритуал- испытание: испытуемого накуривают различными зельями, до тех пор, пока он не впадет в искусственную кому. После, через определенное время его оживляли по особой методике. К сожалению подробностей не знаю(вряд ли их знает вообще кто нибудь),так общих чертах. Могу сказать, что Ритуал прохождения через Смерть, заглядывание за «Грань»,практиковалось повсеместно, от индейских племен в Северной Америки, до кланов шиноби (синоби) в Японских горах. Но это отдельная тема. Поговорим о «Воинах-тенях».Это практически единственные воины, что детально разработали детально и развили Искусство Боевого Безумия. Свои главные знания ниндзя почерпнули у ямабуси- горных воинах, по легендам, это были самураи, потерпевшие поражение в бою, но не совершившие ритуального самоубийства- сеппуку.В горах они продолжали развивать свои боевые искусства. Скорее всего они открыли и развили эту разновидность Искусства боя. Ниндзя выделили 7 типов изменения состояния. каждому типу соответствовал бог-олицетворение качества, которое было необходимо шиноби в нужную минуту. Каждое такое «вхождение в образ» сопровождалось магической формулой и особым сплетением пальцев в магическую фигуру (исскуство сплетения пальцев магические знаки имеет название «фюккë»).При таком применение знаков и формул, вхождение практически 100%.Кстати современные спецслужбы обучают своих именно по методике «сокрытых в листве»,но по упрошенной схеме,только1 вид, а именно холодной ярости.(не думайте, Там сидят не дураки, и в тайне хранят основные принципы вхождения, и психосоматические техники небезызвестный пресловутый бесконтактный бой.)

Если кто-то считает что на Руси не было таких бойцов, то это заблуждение. Были. И самое интересное что они это Искусство тренировали. Не могу утверждать что это истина в последней инстанции, но есть доводы что его практиковали Волхвы.(Боевое Безумство и Шаманские Камлания очень похожи по ощущениям, да состояние примерно одинаково).И достигли немалых успехов. Так один из обрядов заключался в следующем: Зимой полуобнаженный воин садился на землю, скрестив ноги, концертировал Живу в Яровом чреве(солнечном сплетении),его засыпали снегом по горло, и он должен был своей внутренней силой растопить снег. Посудите сами: это очень суровое испытание. И воины, проходившие такие испытания(их было великое множество) носили прозвище: Ярые, что подчеркивало их высокое мастерство. Достаточно вспомнить слова где используется корень «Яр».Ярость, Яркий(тогда его значение было другим, оно обозначало отвагу и бесстрашие в бою) .

"...Торольв так разъярился, что забросил щит себе за спину и взял копье обеими руками. Он бросился вперед и рубил и колол врагов направо и налево. Люди разбегались от него в разные стороны, но многих он успевал убить..."

("Сага об Эгиле").

Берсерки или берсеркеры - редчайшие и ужаснейшие из воинов, которых боятся во всем мире за их нечеловеческую силу, жестокий характер и полное отсутствие страха. Сущность этого явления заключалось в условном «перевоплощении» человека в свирепого зверя – медведя или волка с человеческим лицом. Звероподобные перевоплощения считались высшей формой проявления боевой ярости во многих военных традициях. Это были воины-смертники, стремящиеся в бою не сохранить свою жизнь, а как можно дороже ее продать, забрав на тот свет больше врагов. Берсерк типичен для многих европейских народов.
Судить о том, что представлял из себя образ воина-зверя, мы можем в первую очередь по скандинавским источникам, ибо в Скандинавии такие воины существовали до XII-XIII вв.. Ber - «медведь» (на древнескандинавском - «bersi»), а «serk» может означать «рубашка». Чаще всего так и трактуют этот термин - «медвежья рубашка», в дословном же переводе с древнескандинавского «берсерк» означает «тот, кто в шкуре медведя». Однако, вот незадача, тотемом берсерков был волк, и никакого отношения к медведю они не имели, иногда их еще называли «ульфхеднеры», то есть волкоголовые. Вероятно, это были разные ипостаси одного и того же явления: многие из тех, кого называют берсерками, носили прозвище "Волк" (ульф), "Волчья шкура", "Волчья пасть" и т.д. Впрочем, и имя "Медведь" (бьорн) встречается не реже. С рубашкой тоже не все в порядке, поскольку среди особенностей берсерка - его показательно голый торс, обычно дрались полуголыми – одетыми по пояс, или же в медвежьих или волчих шкурах. Свое тело берсерки украшали красной или черной татуировкой, которая имела магическое значение. Есть и другая трактовка значения корней слова «берсерк». Древнегерманского «берсерка» можно переводить по-разному, «Berr» в переводе с древненижненемецкого означает... «голый»! Таким образом, никакие «медведи», «рубашки », к берсерку отношения не имеют. Это понятие дословно переводится - голый рубака». В «Саге о Томских витязях» употребляется корень «серкер», происходящий от понятия «секира». Отсюда сохранился не совсем правильный вариант названия - «берсеркер». В русской традиции чаще используется вариант «берсерк». Форма «берсерк» возникла как заимствование из английского; англ. berserk означает «неистовый, яростный».
Единственные, документально подкрепленные данные об их существовании это поэтические образы, сохранившиеся в скандинавских сагах о непобедимых воинах, которые, обуреваемые боевой яростью, с одним мечом или топором врывались в ряды врагов, сокрушая все на своем пути. Современные ученые не сомневаются в их реальности, но многое из истории берсерков и сегодня остается неразгаданной тайной.


В письменных источниках берсерки впервые упомянуты скальдом Торбьёрном Хорнклови, в песне о победе короля Харальда Прекрасноволосого, в битве при Хафсфьорде, которая происходила предположительно в 872 г.,. Велика вероятность, что его описание документально: более тысячи лет назад Харальд Прекрасноволосый основал Королевство Норвегия, это было далеко не мирным предприятием, так как знатные роды не желали лишаться своих земель. Ему потребовалась армия. На передние боевые порядки он выбирал особенно сильных, решительных и молодых мужчин, тех самых берсерков. Те посвящали свою жизнь Одину, Богу Войны, и в решающей битве при Боксфьорде, одетые в медвежьи шкуры стояли на носу корабля, «Берсерки, облаченные в медвежьи шкуры, рычали, потрясали мечами, кусали в ярости край своего щита и бросались на своих врагов. Они были одержимы и не чувствовали боли, даже если их поражало копье. Когда битва была выиграна, воины падали без сил и погружались в глубокий сон ». Похожие описания действий берсерков в бою можно найти и у других авторов. Например, в саге об Инглингах известного исландского поэта Снорри Стурлуссона: «Мужи Одина бросались в бой без кольчуги, а ярились, словно бешеные псы или волки. В ожидании схватки от нетерпения и ярости, клокотавших в них, грызли зубами свои щиты и руки до крови. Они были сильны, словно медведи или быки. Со звериным рыком разили они врага, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда и, как у бешеных животных, у них изо рта текла пена... ». В бою берсерки входили в состояние боевого транса, они впадали в неконтролируемую ярость (амок) который викинги называли боевым духом, и демонстрировали полное пренебрежение смертью. Берсерк мог вынуть копье из раны и бросить его во врага. Или же продолжать драться с отрубленной конечностью – без руки или ноги. Наверное, в этом следует искать аналогию с неуязвимостью оборотней, которых нельзя было убить обычным оружием, а только серебряной пулей или осиновым колом. С физиологической точки зрения это можно объяснить выбросом в кровь избытка адреналина. Тогда человек долго может терпеть боль и не чувствовать усталости.


Во время атаки берсерк как бы "становился" соответствующим зверем. При этом он отбрасывал оборонительное оружие, а в некоторых случаях - и наступательное; все скандинавские викинги умели сражаться голыми руками, но берсерки явно выделялись даже на их уровне. Многие военизированные прослойки считали позорным безоружный бой. У викингов этот постулат приобрел следующую форму: стыдно не уметь сражаться с оружием, но в умении вести безоружный бой ничего постыдного нет. Любопытно, что в качестве подсобного (а иногда и основного - если он сражался без меча) оружия берсеркер применял камни, подхваченную с земли палку или припасенную заранее дубину. Частично это связано с нарочитым вхождением в образ: зверю не подобает пользоваться оружием (камень и палка - естественное, природное оружие). Но, вероятно, в этом также проявляется архаизм, следование древним школам единоборства. Меч в Скандинавию проник довольно поздно, и даже после широкого распространения он был некоторое время не в чести у берсерков, предпочитавших палицу и секиру, которыми они наносили круговые удары от плеча, без подключения кисти. Техника достаточно примитивная, зато степень овладения ею была очень высока. В 31 главе «Германии» римский писатель Тацит пишет: Как только они достигали зрелого возраста, им позволялось отращивать волосы и бороду, и только после убийства первого врага они могли их укладывать… Трусы и прочие ходили с распущенными волосами, кроме того, они носили железное кольцо, и лишь смерть врага освобождала их от его ношения. Их задачей было предварять каждую битву; они всегда образовывали переднюю линию. Тацит упоминает особенную касту воинов, которую он называет «Harier» и которые несут все признаки берсерков (за 800 лет до битвы при Хафсфьорде): "… они упрямые воины. Им свойственна природная дикость. Чёрные щиты, раскрашенные тела, выбирают тёмные ночи для сражения и селят страх в противниках. Никто не устоит перед необычным и словно адским обликом их ". "Harier" значит "Воин" и Один звался средь них "Herjan", "Господин Воинов". Никто из них не имел своего дома или поля, какую-то заботу. Они приходили к кому угодно, их угощали, они пользовались чужим, они были беспечны в своих делах, и лишь слабость старости делала их непригодными к воинской жизни. Они считали стыдом умирать в собственных кроватях от дряхлости и при близкой смерти они закалывались копьём. У кельтов, например племя секванов, которое в восточнославянской традиции могло бы звучать как «берсерки-вятичи», ввергало в панический ужас древних римлян видом дикой ярости своих обнаженных воинов. Было это в 385 г. до н.э., когда кельты взяли Рим. Вероятно, что старые песни были несколько приукрашены. Тем не менее, бросается в глаза, что все описания изображают свирепых воинов, которые боролись с дикой, прямо-таки магической страстью.
В литературе берсерки часто появляются парами, неоднократно их сразу двенадцать. Они считались личной охраной древнескандинавских конунгов. Это указывает на элитарный характер этой касты воинов. Непреложная верность своему властителю встречается в нескольких местах старых саг. В одной из саг у короля датчан Хрольфа Краке было 12 берсерков, которые были личной его охраной: «Бёдвар, Бьярки, Хьялти, Хохгемут, Цвитсерк, Кюн, Вёрт, Весети, Байгуд и братья Свипдаг».


Свое происхождение берсерки ведут от таинственных мужских союзов воинов-зверей, которые существовали у многих народов мира. Подготовка берсерков проходила скоей всего в своеобразных языческих монастырях. Будущие звери-воины давали обет безбрачия и полностью посвящали себя богу Одину – своему небесному покровителю. Именно слово Один (или Вотан) означало «бешеный, беспощадный, злой». Этот бог воинов-волков не случайно изображался в волчьей маске, кормящим двух священных волков на троне под деревом мира. Некоторые этнографы предполагают, что берсерки принадлежали к определённым тайным союзам или семьям, в которых знания таинственных сил или "растений силы" передавались из поколения в поколение. Другие полагают, что существовали объединения берсерков "мужские союзы", и что проявление ярости берсерка было испытанием на смелость, которое требовалось каждому молодому мужчине при вступлении во взрослый союз. У многих первобытных народов можно было наблюдать такие ритуалы с танцами в масках и экстатическими состояниями. Необъяснимым, однако, в этой теории остаётся то, что ни в каком из скандинавских источников ничего подобного не существует. После принятия в Скандинавии христианства старые языческие обычаи запрещались, в частности, бойцы в звериных шкурах. Изданный в Исландии закон 1123 года гласит: «Замеченный в бешенстве берсерка будет заключён 3 годами ссылки ». С тех пор воины-берсерки бесследно исчезли.


А что известно о русских берсерках? Берсерк - слово не славянское. У наших предков есть свое звучание этого слова - борьсек. Есть и еще один любопытный термин - "рыкарь", то есть кричащий воин. А говорят, рыцарь - понятие для нас нетрадиционное, будто бы пришедшее от немецкого "рейтер"-"всадник". Интересно, что же фонетически ближе современному русскому слову "рыцарь" - немецкое "рейтор", английское "найт", французское "шевалье" или древнерусское "рыкарь"? Думаю, ответ очевиден. Восточнославянская Русь всегда справлялась малочисленным профессиональным воинским контингентом. Дружина, состоящая из младшей (впоследствии образовавшей социальную прослойку - "дети боярские") и старший, даже в Великих княжествах Руси редко доходила численностью до 2000 человек. Напомню, что на ее плечи ложилось не только побоище во чистом поле, но и оборона стратегически важных объектов, престола, сбор дани, содержащей казну, формирование рати на подвластных территориях и т. п. Безусловно, в таком войске особую роль играли индивидуальные качества каждого. При внезапном набеге рать не соберешь - нужно время. Кроме того, ратный арсенал тоже находится под замком князя, а стало быть, мужики по вотчинам вооружены чем попало и доспеха никакого не имеют. Организация войска - дело сложное. Людей мало собрать, из них нужно сформировать боевые отряды. А где это делать, когда становище престольное уже обложено отовсюду кочевьем. Вот тогда решающее слово было за смертником-одиночкой, способным на какое-то время нейтрализовать врага.


Эх, как не сладко признавать нашим "независимым" историкам, что у Восточнославянской Руси были свои берсерки. А признавать-то приходится, куда ж денешься, источники-то вещь упрямая. Византийский писатель Лев Диакон писал о руссах, которые с огромными щитами перед тем, как пойти в атаку, рычали, выкрикивая что-то непонятное. Историк Ключевский писал: Демьян Куденевич выезжал на половецкое войско «без шлема и панциря», так же красноречиво описаны в летописях голотелые хоробры Святослава Великого: «Ольбег Ратиборич, приимь лукь свои и наложи стрелу, и удари навозь Итларя в сердце, и дружину его всю избиша... » . Не менее красноречиво говорит Никоновская летопись о Рагдае: «И ходил сей муж на триста воинов ». Что это, героепоклонничество? Куда там! Летописца воротит от «богопротивности» кровавых разборок. Варварские прекрасы вовсе не его стезя. Это реальная суть. Вспомните Евпатия Коловрата. Одним полком он освободил рязаньщину от татар на полгода, в самый разгар нашествия. И последний свой бой Евпатий не сдал. Татары так и не смогли взять его воинов в рукопашной. Их просто закидали камнями из метательных орудий. Жест отчаяния и одновременно находчивости Батыя. Этот зверь настолько был поражен увиденным, что победив, приказал откопать живых и отпустить их на свободу, а мертвых похоронить с почестями. В «Повести о разорении Рязани Батыем», принадлежащей перу средневекового писателя Евстафия из Зарайска, говорится, что на каждого из этих солдат «полка отчаянных» приходилось до тысячи татаро-монголов. Восстановим подлинную картину событий тех дней. Осенью 1237 года Евпатию Коловрату пришлось задержаться в Чернигове. Татаро-монголы уже топтали рязанщину. Вернулся Евпатий в декабре на пепелище. Вместо Рязани - обугленные головешки. Он не долго искал себе дела, собрал 1700 человек, готовых рвать врага зубами. На подготовку к боям времени не оставалось. Но его людей новичками в боевом искусстве назвать было нельзя. «Полк отчаянных» погнался за отходящими ордами. «И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. Чудилось татарам, что восстали мертвые... » - так говорит летописец. На Руси еще не было политики евразийства, и Коловрат делал то, что он должен был делать. Перепуганный Батый выделил под командование своего шурина Хостоврула лучшие полки. Великая сеча состоялась на суздальской земле. Начинали бой сами полководцы. Они сошлись перед замершими полками. Сломались копья на «сбиве», но ни кони, ни всадники не дрогнули. Пошли в ход сабли. И тут Коловрат разрубил Хостоврула «наполы», до седла. Дрогнули ордынцы, побежали. Но успех русских был временным. Батый окружил «отчаянных». Они отбивали все атаки, и тогда Батый приказал расстрелять их из камнеметов. Бойцов завалило камнями. В живых осталось только пятеро. Батый приказал откопать тело Коловрата. Известны слова Батыя над мертвым берсерком: «Если бы такой служил у меня, держал бы его возле сердца! » Тело Коловрата Батый отдал пятерым уцелевшим Рязанцам и потребовал, чтобы витязя похоронили с надлежащими почестями,. Он отпустил их, чего никогда прежде с врагами не делал. Численность татарского войска официально ни где не указанна и принято считать, что их было до полумиллиона. Но сам факт остается фактом. Достоверно известно, что такое событие было. Совершенно ясно только одно, что простой человек не мог сделать подобное, какой бы яростью он не обладал, есть предел человеческих сил (физических).


А что, собственно, такое "коловрат"? Коловорот, то есть "вращающийся по кругу". Это кличка берсерка. Пространство, как известно, организовано по принципу круга. Зона двигательного удобства для обычного человека – это находящиеся перед ним полрадиуса круга. Для построения движения в иных направлениях человек вовлекает в действие более сложные и даже конструктивно опасные эволюции опорно-двигательного аппарата. Например, при неправильно организованном движении за спину, на разворот корпуса часто «рассыпаются» мениски коленных суставов, защемляются позвонковые диски и т.п. Это происходит главным образом по двум причинам. Во-первых, человек эволюционирует во фронтально направленном хождении, а, во-вторых, он к тому же не имеет и специального двигательного навыка при построении нетипичного действия. То есть мало того, что данный способ движения конструктивно не оправдан, он еще и не освоен. Человеческий организм имеет большой запас прочности, но эксплуатировать его нужно, конечно же, осмысленно. Для берсерка в данном случае понятия спины не существуют. В противном случае, он не мог бы драться в гуще боя, окруженный со всех сторон противником. Полрадиуса действия «пред очами» - это обычное, строевое воинство. Для него, как не вертись, останется идея малоудобного отражения атак из-за спины и привычного натиска влобовую. Перемещения же берсерка построены таким образом, что он все время скользит по ударам, смещая удар и смещаясь сам. В результате ни один удар не идет в проникающее поражение. Рефлексы берсерка реагируют не на удар в целом, а на его отдельные фазы! Это очень важное обстоятельство. К примеру, если вас из года в год рубят мечом, вы начинаете сперва подавлять в себе панический страх, вызванный инстинктом самосохранения, а потом замечаете, что в действиях противника есть кое-какие закономерности. А уж; если научиться их использовать, то становится вообще не страшно. Само тело несет в себе гигантский потенциал действия. Конечно, двигательные способности, как и способности вообще, у каждого человека развиты по разному.


Берсерк - это механизм, взорванный свирепой страстью, адреналином, идейной установкой, дыхательными приемами, звукоколебательными вибрациями и механической программой действия. Берсерк вовсе не должен доказывать, что он выживет. Он обязан многократно окупить свою жизнь. Берсерк не только идет умирать, он идет получать яростное удовольствие от этого процесса. Кстати, именно поэтому он чаще всего остается жив. Фанатик ли берсерк? Да. Но только не религиозный, убивающий себя «ради Аллаха». Еще никто не доказал, что Аллах вообще есть. Бог существует до тех пор, пока существует вера в него. Берсерк не совершает духовного подвига. Для него высшее приложение духовных сил - норма поведения. Как для вас побриться. Он десятки раз переживает смерть и перерождение, а фанатик - только однажды. Но именно в этом и заключается одно из удивительных проявлений варварской сверхчеловечности. Готов согласиться с тем, что берсерки - явление исключительное. Но разве не деформация личности варвара, в массе своей прирученная христианской доктриной, делает подобные явления исключительными? Берсерк - это необходимость, это - отпечаток борьбы североевропейских народов за выживание. Если Восток способен поставить «под ружье» десятки, тысяч человек, то варварские дружины Европы насчитывали всего лишь сотни воинов. Отсюда воинское начало в варварстве - всегда проблема Личности. То, чего никогда не знал Восток, совершенно обесценивая само понятие человеческой жизни. «Бысть же у поганых 9 сот копей, а у руси девяносто копии. Надеющимся на силу, погании пондоша, а наши противу имъ... И сняшися обои, и бысть сеча зла, и половец побегоша, и наши по них погнаша, овы секуще... » Вот вам и весь сказ. Суть варварская в том и состоит, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах «не побегоша» самим. Тогда побежит враг. Поскольку у него не будет выбора.
Что же нас может заставить усомниться в летописной строке? Способность. Способность совершить подобное. Способность вообще. То, что господь бог так неравномерно поделил между людьми. Удивительно, что никто не ставит под сомнение композиторский дар, взрывающий молчание мира бурей звуков несущихся страстей. Или дар ваятеля, грызущего камень, чтобы восхитить нас невозможностью живого в мертвом. А что же искусство боя? Или это не искусство вовсе, а только рутина обоюдного членовредительства? Вовсе нет! Было бы неверным думать, что берсерк – всего только психопат с оружием в руках. Свобода – вещь дорогая. По свободе и спрашивается сполна. Берсерки не случайно привилегированная часть воинского сословия. Сложный механизм ратного труда выделяет им вовсе не стихийное буйство и жертвенное сумасбродство на ристалище, а вполне определенную, разработанную роль. Именно она делает берсерков элитой. Берсерк открывает бой! Он специально создан для того, чтобы провести показательный поединок на виду у всего войска.
Другой любопытный момент - берсерки, вводя себя в невменяемое состояние, освобождаясь от одежды, попросту рвали ее на себе. Подобное поведение на языке зеков ныне означает: "готов на убийство". Так вот почему в русской драке голову теряют. Бой этот называется "охотницким" и символизируется разрывающими друг друга волками. Впервые изображение их встречается на ритуальном кубке-ритоне из кургана Х века, названного "Черная могила". Голову теряют потому, что приводят в действие сложный физиологический механизм, изменяющий протекание нервных реакций организма. В этом состоянии у берсерка значительно увеличивается скорость двигательных рефлексов. Движения его порывисты и легки, затормаживается деятельность периферийных рецепторов, отчего берсерк не испытывает, например, боли, если его в этот момент ранить. Деталь, может быть, и второстепенная, но на мистифицированный рассудок древних накладывала свой особый отпечаток. Например, дерущийся со стрелой в спине и при этом не испытывающий боли вряд ли не вызывает суеверного страха у врага. А дикая сила берсерка, способного в эти минуты разорвать руками подвернувшегося противника? Вот откуда известное из летописей "разрубание на полы", то есть пополам. Напомню, что своего врага в ритуальном побоище - богатыря-ордынца Хоставрула - Евпатий Коловрат разрубил до седла.
Современная наука знает, что нервная система человека - в том числе те ее разделы, которые поддаются сознательному контролю, - способна продуцировать вещества, по своему составу и действию близкие к наркотикам. Воздействуют они непосредственно на "центры наслаждения" мозга. Если эти вещества выделяются тогда, когда человек впадает в определенное состояние сознания, то в этом состоянии он испытывает полный аналог "кайфа", а при выходе из него начинается "ломка".


"Профессиональные" берсерки становились как бы заложниками собственной ярости. Они были вынуждены искать опасные ситуации, позволяющие вступить в схватку, а то и провоцировать их. Отсюда - берсеркерская асоциальность, вызывающая настороженность даже у тех, кто восхищался их мужеством и боеспособностью. И отсюда же - эта самая боеспособность, проявляющаяся в условии "открытия шлюзов". Позднее берсерки большей частью все же ухитрялись контролировать такие приступы. Иногда они даже входили в состояние, которое на Востоке называют "просветленным сознанием" (хотя шли они к нему обычно не через отрешенность, не через медитацию, а через боевую ярость; такой путь иногда чреват тем, что "зверь" возьмет верх над человеком). Это делало их феноменальными воинами. Самые разные источники в один голос утверждают, что воин - зверь фактически не мог быть сражен в бою. Правда, детали этой неуязвимости описываются по-разному. Берсерка якобы нельзя было ни убить, ни ранить боевым оружием (из чего следовало, что против него надо употреблять оружие не боевое: деревянную дубину, молот с каменным навершьем и т.д.); иногда он был неуязвим лишь против метательного оружия (стрелы и дротика); в некоторых случаях уточнялось, что при искусном владении оружием его все-таки можно ранить, и даже смертельно, но умрет он только после боя, а до того словно не заметит раны. От метательного (да и от ударного) оружия берсерков берегла своеобразная "мудрость безумия". Расторможенное сознание включало крайнюю быстроту реакции, обостряло периферийное зрение и, вероятно, обеспечивало некоторые экстрасенсорные навыки. Берсерк видел (а то и предугадывал) любой удар и успевал отбить его или отскочить. Берсеркство помогало отбивать опасные удары, но если уж удар оказывался пропущен, оно позволяло "не заметить" его. Трудно поверить, но множество независимых источников сообщают: викинг в какой-то мере сохранял боеспособность даже после чудовищных ран, от которых современный человек мгновенно потерял бы сознание. С отсеченной ногой или рукой, раскроенной грудью, пробитым животом, он некоторое время еще продолжал сражаться - и мог прихватить с собой в Вальгаллу своего убийцу. И все же сохранились описания случаев, когда берсерк не просто избегал раны, и даже не просто терпел ее, но, получив удар, оставался именно невредим! Тоже преувеличение? Может быть... Но очень уж похоже это на восточный "метод железной рубашки", при котором закалка костей и мускулов, а главное - умение концентрировать внутреннюю энергию, в определенных случаях делают тело трудноуязвимым даже для клинка. А ведь клинки викингов - не чета восточным: как бы ни восхищались ими северные воины, это восхищение происходит от недостатка материала для сравнений. По крайней мере, во времена берсерков закалка клинка была только поверхностной и он был далек от остроты самурайской катаны. К тому же даже "энергетика" не всегда спасала берсерка. Иногда пропущенный удар мечом действительно не рассекал тело, но наносил столь серьезный ушиб, что это могло обеспечить финал схватки. Ведь противники у берсерков были им под стать. Да и не всякий берсерк умел грамотно пользоваться внутренней энергией. Иногда они расходовали ее слишком экстенсивно - и тогда после битвы воин надолго впадал в состояние "берсеркского бессилия", не объясняющегося только физической усталостью. Приступы этого бессилия бывали столь тяжелы, что воин-зверь иногда мог и умереть после битвы, даже не будучи в ней раненым!


Были предприняты и другие попытки объяснения "ярости берсерка", где источник подобной мощи не трансцендентные силы. Состояние опьянения, приступы бешенства, галлюцинации и последующая усталость могли быть вызваны химическими субстанциями, а именно мускарином, ядом мухомора. Сегодня мы знаем, что люди при отравлении мухомором дико бьются вокруг себя, они возбуждены, их посещают бредовые мысли. В окружающих и врачах, они видят сказочных существ, богов, духов. Токсичное действие прекращается спустя 20 часов, а затем люди, погружаются в глубокий сон, из которого они в большинстве случаев просыпаются лишь спустя 30 часов. Исследователи знают, почему люди после употребления мухоморов становятся такими: химические процессы возникают из-за галлюциногенов схожих с LSD, мускарин - один из них, изменяет скорость импульсов нервных окончаний, вызывает чувство эйфории. Но может быть и противоположный эффект, из-за большого его количества, bad trip (дословно "плохое путешествие"), который может окончиться смертью. Однако удивительны наступающие изменения, обусловленные этим веществом, которые возникают изначально только у одного человека, а потом распространяются на всех. На любой техно-вечеринке можно наблюдать схожий эффект. Поведение человека, принявшего галлюциноген, ритмичная музыка, монотонные хлопки, притопывания приводят в это же состояние и других. Эта "синхронизация" осуществляется активизацией свойственной телу нейротрансовой системы, действие которой схоже с действиями наркотиков. Таким образом, возникает динамика, которую можно назвать "коллективный экстаз". Предполагают, что берсерки знали это и только несколько предводителей "подбадривали себя допингом" из мухомора. Определённо, что они знали какое действие, он оказывает на человека. Геттингенский профессор психиатрии Ханскарл Лойнер: "Мухомор играет с первоначальных времён исключительную роль мифологического средства на субарктических и арктических пространствах. Он использовался живущими здесь племенами для экстатических практик ". Однако всё же нет точных доказательств подобной теории. Ни в каких источниках нет упоминай о подобном поднятии сил. Но это не мешает некоторым историкам. Они считают: "Именно потому, что только северные воины знали действие мухомора, они скрывали это знание, храня бесстрашие и неуязвимость Богов". Но так ли это?
Медики тоже внесли свою лепту в вопрос берсерков: "Легендарная сила берсерков не имеет ничего общего ни с духами, ни с наркотиками, ни с магическими ритуалами, а была болезнью, передающейся по наследству ", думает профессор Джессе Л. Байок. Исландский поэт Эгиль был вспыльчив, зол, непобедим также как его отец и дед. Упрямый характер, а голова его была такая массивная, что и после смерти Эгиля нельзя было расколоть её топором. Так написано в саге об Эгиле. Описания там указанные позволили Байоку узнать то, что семья Эгиля страдала от синдрома Пагета, наследственной болезни, при которой происходит неконтролируемое увеличение кости. Профессор Байок: "Человеческие кости обновляют себя постепенно и обычно структура кости за 8 лет обновляется. Однако болезнь повышает темп разрушения и новообразования так сильно, что слишком сильно, уродливо меняет структуру кости, и те становятся значительно больше, чем прежде ". Особенно заметны последствия синдрома Пагета на голове, кости её становятся более толстыми. В Англии от 3 до 5 % мужчин старше 40 лет подвержены этой болезни. Но можно ли приписывать миф вокруг берсерков только наследственной болезни?
Буйство берсерков вошло в поговорку. Народная речь восприняла неоднократное свидетельство "кусания верхушки щита". Животные скалят зубы перед нападением. Так же и мы "показываем кому-то зубы", если хотим совершить нечто подобное. Умелые бойцы преследовали цель "ожесточиться", но мы также знаем об их медвежьих шкурах. И это даёт повод для всяких толков. Были ли они полудикими молодыми воинами, которые чтобы доказать своё мужество, шли в бой с незащищённым телом? Идёт ли речь о сакральных мужских союзах, посвящённых Богу Мёртвых Одину, и как воинах ему служивших? Были ли они просто сумасшедшими, бившимися насмерть фанатиками? Владели ли они сверхъестественными силами, которые защищали от ранений? Или это был наркотический эффект? Страдали ли они наследственными болезнями?
Так кто же они берсерки?

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Берсеркер

Бе́рсерк (бе́рсеркер ) - воин , посвятивший себя богу Одину , перед битвой приводивший себя в ярость.

В сражении отличался большой силой, быстрой реакцией, нечувствительностью к боли, безумием. Не признавали щит и кольчугу, сражаясь в одних рубахах, или обнаженными по пояс. Сыновья конунга Канута - берсерки - плавали на отдельном драккаре, так как сами викинги их боялись.

Этимология

Слово берсерк образовано от старонорвежского berserkr, что означает либо «медвежья шкура» либо «без рубашки» (корень ber- может означать как «медведь» , так и «голый» ; -serkr означает «шкура» , «рубашка» ). Берсерки впервые упомянуты скальдом Торбьёрном Хорнклови в стихотворении о победе Харальда Прекрасноволосого в битве при Хаврсфьорде, которая происходила предположительно в г.

Лишь подобные воины могли продолжить традицию берсерков.

В литературе берсерки часто появляются парами, неоднократно их сразу двенадцать. Они считались личной охраной древнескандинавских конунгов. Это указывает на элитарный характер этой касты воинов. Непреложная верность своему властителю встречается в нескольких местах старых саг. В одной из саг у короля датчан Хрольфа Краке было 12 берсерков, которые были личной его охраной: Бёдвар Бьярки, Хьялти Хохгемут, Цвитсерк Кюн, Вёрт, Весети, Байгуд и братья Свипдаг.

Но берсерки не могли быть только у конунга Харальда Прекрасноволосого. Тацит упоминает особенную касту воинов, которую он называет «Harier » и которые несут все признаки берсерков, это было 800 лет до битвы при Боксфьорде:

В играх

Смотри также

Ссылки

  • В. А. Косарев. Гнев Геракла (сопоставление мифа о бешенстве Геракла и боевого неистовства берсерков)

Wikimedia Foundation . 2010 .

38

Аниме-сериал Режиссёр Такахаси Наохито Студия OLM Лицензиат MC Entertainment Телесеть Nippon Television Vap

Премьерный показ 7 октября 1997 года - 31 марта 1998 года Серий 25 + 1 спецэпизод

Анимационный фильм
«Берсерк. Золотой век: Фильм I. Бехелит Властителя» Режиссёр Тосиюки Кубоока Сценарист Итироу Оокоути Композитор Сиро Сагису
Сусуму Хирасава Студия Studio 4°C Лицензиат Madman Entertainment
Viz Media
Kazé UK
Dybex
Reanimedia Премьера февраль 4, 2012 (2012-02-04 )
апрель 26, 2012 (2012-04-26 ) Продолжительность 80 минут

Анимационный фильм
«Берсерк. Золотой век: Фильм II. Битва за Долдрей» Режиссёр Тосиюки Кубоока Сценарист Итироу Оокоути Композитор Сиро Сагису
Сусуму Хирасава Студия Studio 4°C Лицензиат Madman Entertainment
Viz Media
Kazé UK
Dybex
Reanimedia Премьера июнь 23, 2012 (2012-06-23 )
август 23, 2012 (2012-08-23 ) Продолжительность 100 минут

Анимационный фильм
«Берсерк. Золотой век: Фильм III. Сошествие» Режиссёр Тосиюки Кубоока Сценарист Итироу Оокоути Композитор Сиро Сагису
Сусуму Хирасава Студия Studio 4°C Лицензиат Madman Entertainment
Viz Media
Kazé UK
Dybex
Reanimedia Премьера февраль 1, 2013 (2013-02-01 )
апрель 27, 2013 (2013-04-27 ) Продолжительность 107 минут

Аниме-сериал Режиссёр Шин Итагаки Композитор Сиро Сагису
Сусуму Хирасава Студия GEMBA, Millepensee , Liden Films Телесеть WOWOW , MBS , TBS , CBC , BS-TBS Премьерный показ 1 июля 2016 года - 16 сентября 2016 года Серий 12

Берсерк (яп. ベルセルク Бэрусэруку ) - фэнтези -манга , автором которой является Кэнтаро Миура . Первый том был издан в 1989 году , однако манга продолжает выходить и по сей день, практически не теряя популярности. Согласно опросу, проведенному в 2007 году министерством культуры Японии , занимает 25-е место среди лучшей манги всех времен. Кроме того, на основе манги было создано несколько видеоигр , 25-серийная аниме -экранизация, а также три полнометражных анимационных фильма. В настоящее время в Японии опубликовано 347 глав манги (с учётом непронумерованных - 363 главы) в журнале «Young Animal ». Отдельное издание к настоящему моменту составляет 38 танкобонов . В ноябре 2009 года компания «Комикс-Арт » объявила о приобретении лицензии на российское издание манга-сериала «Берсерк» , и 24 июня 2010 года вышел первый том .

Манга имела значительный успех как среди читателей, так и среди критиков . Изданный тиражом более 29 миллионов копий, «Берсерк» рассказывает историю жизни наёмника по имени Гатс . Действо разворачивается в мире, напоминающем средневековую Европу . Основу сюжета составляют мистические события, происходящие вокруг Гатса, и его отношения с Гриффитом, предводителем наёмников, известных как «Банда Ястреба» (яп. 鷹の団 Така но Дан ) . Как манга, так и аниме отличаются крайней жестокостью, что делает сериал классическим представителем т. н. «тёмного фэнтези » .

Манга

Мир

Вымышленный мир манги «Берсерк» напоминает Европу приблизительно XIV -XV веков (в новой экранизации много доспехов начала XVI века). Основное место действия - королевство Мидланд, которое граничит с империей Тюдор. Между ними идёт война, которая не прекращается вот уже сто лет. На Востоке располагается обширная Кушанская империя , её культура напоминает индуистскую. Кроме того, существует ещё несколько меньших по размеру королевств, графств , республик и городов-государств .

Хотя действие «Берсерка» и происходит в фэнтези -сеттинге, магия в его мире распространена незначительно. Широкое распространение она имеет лишь на Востоке, где маги подчиняются императору Ганишке. На Западе магией владеют лишь немногочисленные ведьмы, за которыми охотится Святая Инквизиция , поскольку магия активно порицается религией Святого Престола. Церковная организация схожа с инквизицией из католицизма , глава также носит титул папы , а город происхождения носит название Ватикан .

Экономика и технология в мире Берсерка также соответствуют периоду Раннего Возрождения в мировой истории: в военных действиях всё ещё используются тяжеловооружённые рыцари , однако при осаде крепостей вовсю применяются бомбарды , а луки практически полностью вытеснены арбалетами . Вместе с тем одежда представителей дворянства соответствует уже европейской моде XVII -XVIII веков . В экономике начинается переход от феодального к ранне-капиталистическому типу производства. Важную роль в политике мира «Берсерка» играет семейство Вандимионов, известных аристократов, банкиров и промышленников. Уровень развития мореходства и судостроительства наводит на мысли о близящейся местной вариации эпохи великих географических открытий .

Персонажи

Гатс (яп. ガッツ Гатцу ) - главный герой манги. Высокий, мускулистый, черноволосый мужчина, сражающийся поражающим воображение мечом «Убийца Драконов» (длина меча - почти два метра). В период арки «Золотой Век» Гатс - наёмник, командир авангарда Банды Ястреба, также возглавлял её рейдовые партии. В других арках также известен как «Чёрный Мечник», одинокий охотник на демонов, отправившийся в путь, чтобы отомстить Гриффиту за страшное предательство. Чёрный Мечник лишён правого глаза и левого предплечья, на месте которого он носит протез, скрывающий маленькую ручную пушку.

Сэйю - Канна Нобутоси

Гриффит (яп. グリフィス Гурифису ) - В период арки «Золотой Век» предводитель Банды Ястреба. Крайне амбициозный человек: основная цель его жизни - завоевать собственное королевство, и ради претворения этой цели в жизнь он готов пожертвовать всем и всеми. Необычайно красив, умён и коварен. Мастерски владеет клинком. Уважает людей, которые стремятся к своей мечте. Пытался захватить власть над Мидландом, однако всегда стремился сделать это в наибольшей степени легитимно и оставаясь популярным в народе. За заслуги перед Мидландом был пожалован званием лорда-протектора.

Сэйю - Тосиюки Морикава

Каска (яп. キャスカ Кясука ) - единственная девушка в Банде Ястреба, помощница и первый заместитель Гриффита. Превосходно владеет мечом, уступая в этом лишь Гатсу и Гриффиту. Изначально была влюблена в Гриффита и готова ради него на всё, после того, как он спас её и принял в Банду Ястреба. После того как Гатс стал одним из ястребов, между ним и Каской постоянно вспыхивали конфликты, однако с течением времени характер их взаимоотношений начал меняться на более дружеский, а потом и вовсе перерос в любовь. По манге - одна из троих, кто выжил при гибели отряда Ястреба, но не выдержав Затмения, потеряла рассудок.

Сэйю - Юко Миямура

Аниме

25-серийная аниме-экранизация манги, озаглавленная Берсерк (яп. 剣風伝奇ベルセルク Кэмпу: Дэнки БЭРУСЭРУКУ ) , была снята в 1997 году на студии Oriental Light and Magic . Несмотря на то что в основном сериал следует манге довольно точно, в него были внесены некоторые изменения. Поскольку при создании аниме было принято решение ограничиться первыми 13 томами манги, содержащими две первые сюжетные арки («Чёрный Мечник» и «Золотой Век»), многие сцены, касающиеся событий и сюжетных линий, раскрытых позднее, были исключены из сценария. Примером этому могут служить битва с графом из 2-3 томов, и практически полностью вычеркнутый 11-й том.

Кроме того, сценаристы сериала, работавшие в сотрудничестве с мангакой, внесли значительные изменения в общую тематику истории. Ключевая для манги атмосфера сверхъестественного, темы судьбы и причинности, были заменены на более подходящую для короткого телесериала тему амбиций и страдающей от них дружбы. Помимо этого, даже несмотря на то что сериал демонстрировался поздно ночью (вторник, 00:00-00:30), некоторые сцены оказались чрезмерно жестокими даже для этого слота и также были вырезаны или значительно изменены. На экраны сериал вышел в осеннем сезоне 1997 года и демонстрировался с 7 октября 1997 года по 7 апреля 1998 года.

27 сентября 2010 года была официально анонсирована вторая экранизация манги (ремейк), ей занимается компания Studio 4°C . . Премьера первого анимационного фильма серии состоялась 4 февраля 2012 года .

1 июля 2016 года начала трансляцию новая адаптация манги, повествование нового сериала начнется с арки черного мечника, т.е. сериал будет прямым продолжением первой адаптации и серии фильмов.

Список серий

Видеоигры

Популярность манги привела к тому, что по её мотивам были выпущены две видеоигры для платформ Sega Dreamcast и Sony PlayStation 2 соответственно, основанные на арке «Тысячелетнего Сокола». Первая игра, «Глава о Цветке Забвения» (яп. 喪失花の章 WasureHana no Sho ) , представляет собой побочную историю, не связанную непосредственно с событиями манги, тогда как вторая, «Глава об истории войны со Святым Демоном» (яп. 聖魔戦記の章 Seimasenki no Sho ) , довольно близко повторяет сюжет соответствующей главы и может рассматриваться как её своего рода экранизация. Музыка к играм написана композитором аниме-сериала, Сусуму Хирасавой .

С выходом игр за пределами Японии было связано множество проблем, в частности первая из них была выпущена на западных рынках в момент, когда ещё не существовало легального перевода ни манги, ни соответствующего ей аниме, поэтому игра, вышедшная под названием «Sword of the Berserk: Guts" Rage» (яп. ベルセルク 千 帝国の鷹(ミレニアム ファルコン)篇 ~喪失花(わすれはな)の章~ ) , была встречена довольно прохладно. Вторая же игра, выпущенная в Японии в тот момент, когда на английском языке печатался только пятый том манги, не вышла в США вообще из маркетинговых соображений. Поскольку прочие издания по техническим причинам вынуждены опираться на американское издание, вторая игра, известная на Западе просто как «Berserk» вышла кроме Японии только в Корее, где манга выпускалась значительно дольше и соображения о незнакомости игроков с основой не играли роли.

Напишите отзыв о статье "Берсерк (манга)"

Примечания

Ссылки

  • (яп.) на сайте журнала Young Animal.
  • (рус.) - обзор манги на сайте mangavest.ru.
  • (англ.) на Аниме и манга Прочее

    Отрывок, характеризующий Берсерк (манга)

    – Бородино, – поправляя, отвечал другой.
    Офицер, видимо, довольный случаем поговорить, подвинулся к Пьеру.
    – Там наши? – спросил Пьер.
    – Да, а вон подальше и французы, – сказал офицер. – Вон они, вон видны.
    – Где? где? – спросил Пьер.
    – Простым глазом видно. Да вот, вот! – Офицер показал рукой на дымы, видневшиеся влево за рекой, и на лице его показалось то строгое и серьезное выражение, которое Пьер видел на многих лицах, встречавшихся ему.
    – Ах, это французы! А там?.. – Пьер показал влево на курган, около которого виднелись войска.
    – Это наши.
    – Ах, наши! А там?.. – Пьер показал на другой далекий курган с большим деревом, подле деревни, видневшейся в ущелье, у которой тоже дымились костры и чернелось что то.
    – Это опять он, – сказал офицер. (Это был Шевардинский редут.) – Вчера было наше, а теперь его.
    – Так как же наша позиция?
    – Позиция? – сказал офицер с улыбкой удовольствия. – Я это могу рассказать вам ясно, потому что я почти все укрепления наши строил. Вот, видите ли, центр наш в Бородине, вот тут. – Он указал на деревню с белой церковью, бывшей впереди. – Тут переправа через Колочу. Вот тут, видите, где еще в низочке ряды скошенного сена лежат, вот тут и мост. Это наш центр. Правый фланг наш вот где (он указал круто направо, далеко в ущелье), там Москва река, и там мы три редута построили очень сильные. Левый фланг… – и тут офицер остановился. – Видите ли, это трудно вам объяснить… Вчера левый фланг наш был вот там, в Шевардине, вон, видите, где дуб; а теперь мы отнесли назад левое крыло, теперь вон, вон – видите деревню и дым? – это Семеновское, да вот здесь, – он указал на курган Раевского. – Только вряд ли будет тут сраженье. Что он перевел сюда войска, это обман; он, верно, обойдет справа от Москвы. Ну, да где бы ни было, многих завтра не досчитаемся! – сказал офицер.
    Старый унтер офицер, подошедший к офицеру во время его рассказа, молча ожидал конца речи своего начальника; но в этом месте он, очевидно, недовольный словами офицера, перебил его.
    – За турами ехать надо, – сказал он строго.
    Офицер как будто смутился, как будто он понял, что можно думать о том, сколь многих не досчитаются завтра, но не следует говорить об этом.
    – Ну да, посылай третью роту опять, – поспешно сказал офицер.
    – А вы кто же, не из докторов?
    – Нет, я так, – отвечал Пьер. И Пьер пошел под гору опять мимо ополченцев.
    – Ах, проклятые! – проговорил следовавший за ним офицер, зажимая нос и пробегая мимо работающих.
    – Вон они!.. Несут, идут… Вон они… сейчас войдут… – послышались вдруг голоса, и офицеры, солдаты и ополченцы побежали вперед по дороге.
    Из под горы от Бородина поднималось церковное шествие. Впереди всех по пыльной дороге стройно шла пехота с снятыми киверами и ружьями, опущенными книзу. Позади пехоты слышалось церковное пение.
    Обгоняя Пьера, без шапок бежали навстречу идущим солдаты и ополченцы.
    – Матушку несут! Заступницу!.. Иверскую!..
    – Смоленскую матушку, – поправил другой.
    Ополченцы – и те, которые были в деревне, и те, которые работали на батарее, – побросав лопаты, побежали навстречу церковному шествию. За батальоном, шедшим по пыльной дороге, шли в ризах священники, один старичок в клобуке с причтом и певчпми. За ними солдаты и офицеры несли большую, с черным ликом в окладе, икону. Это была икона, вывезенная из Смоленска и с того времени возимая за армией. За иконой, кругом ее, впереди ее, со всех сторон шли, бежали и кланялись в землю с обнаженными головами толпы военных.
    Взойдя на гору, икона остановилась; державшие на полотенцах икону люди переменились, дьячки зажгли вновь кадила, и начался молебен. Жаркие лучи солнца били отвесно сверху; слабый, свежий ветерок играл волосами открытых голов и лентами, которыми была убрана икона; пение негромко раздавалось под открытым небом. Огромная толпа с открытыми головами офицеров, солдат, ополченцев окружала икону. Позади священника и дьячка, на очищенном месте, стояли чиновные люди. Один плешивый генерал с Георгием на шее стоял прямо за спиной священника и, не крестясь (очевидно, пемец), терпеливо дожидался конца молебна, который он считал нужным выслушать, вероятно, для возбуждения патриотизма русского народа. Другой генерал стоял в воинственной позе и потряхивал рукой перед грудью, оглядываясь вокруг себя. Между этим чиновным кружком Пьер, стоявший в толпе мужиков, узнал некоторых знакомых; но он не смотрел на них: все внимание его было поглощено серьезным выражением лиц в этой толпе солдат и оиолченцев, однообразно жадно смотревших на икону. Как только уставшие дьячки (певшие двадцатый молебен) начинали лениво и привычно петь: «Спаси от бед рабы твоя, богородице», и священник и дьякон подхватывали: «Яко вси по бозе к тебе прибегаем, яко нерушимой стене и предстательству», – на всех лицах вспыхивало опять то же выражение сознания торжественности наступающей минуты, которое он видел под горой в Можайске и урывками на многих и многих лицах, встреченных им в это утро; и чаще опускались головы, встряхивались волоса и слышались вздохи и удары крестов по грудям.
    Толпа, окружавшая икону, вдруг раскрылась и надавила Пьера. Кто то, вероятно, очень важное лицо, судя по поспешности, с которой перед ним сторонились, подходил к иконе.
    Это был Кутузов, объезжавший позицию. Он, возвращаясь к Татариновой, подошел к молебну. Пьер тотчас же узнал Кутузова по его особенной, отличавшейся от всех фигуре.
    В длинном сюртуке на огромном толщиной теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице, Кутузов вошел своей ныряющей, раскачивающейся походкой в круг и остановился позади священника. Он перекрестился привычным жестом, достал рукой до земли и, тяжело вздохнув, опустил свою седую голову. За Кутузовым был Бенигсен и свита. Несмотря на присутствие главнокомандующего, обратившего на себя внимание всех высших чинов, ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молиться.
    Когда кончился молебен, Кутузов подошел к иконе, тяжело опустился на колена, кланяясь в землю, и долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости. Седая голова его подергивалась от усилий. Наконец он встал и с детски наивным вытягиванием губ приложился к иконе и опять поклонился, дотронувшись рукой до земли. Генералитет последовал его примеру; потом офицеры, и за ними, давя друг друга, топчась, пыхтя и толкаясь, с взволнованными лицами, полезли солдаты и ополченцы.

    Покачиваясь от давки, охватившей его, Пьер оглядывался вокруг себя.
    – Граф, Петр Кирилыч! Вы как здесь? – сказал чей то голос. Пьер оглянулся.
    Борис Друбецкой, обчищая рукой коленки, которые он запачкал (вероятно, тоже прикладываясь к иконе), улыбаясь подходил к Пьеру. Борис был одет элегантно, с оттенком походной воинственности. На нем был длинный сюртук и плеть через плечо, так же, как у Кутузова.
    Кутузов между тем подошел к деревне и сел в тени ближайшего дома на лавку, которую бегом принес один казак, а другой поспешно покрыл ковриком. Огромная блестящая свита окружила главнокомандующего.
    Икона тронулась дальше, сопутствуемая толпой. Пьер шагах в тридцати от Кутузова остановился, разговаривая с Борисом.
    Пьер объяснил свое намерение участвовать в сражении и осмотреть позицию.
    – Вот как сделайте, – сказал Борис. – Je vous ferai les honneurs du camp. [Я вас буду угощать лагерем.] Лучше всего вы увидите все оттуда, где будет граф Бенигсен. Я ведь при нем состою. Я ему доложу. А если хотите объехать позицию, то поедемте с нами: мы сейчас едем на левый фланг. А потом вернемся, и милости прошу у меня ночевать, и партию составим. Вы ведь знакомы с Дмитрием Сергеичем? Он вот тут стоит, – он указал третий дом в Горках.
    – Но мне бы хотелось видеть правый фланг; говорят, он очень силен, – сказал Пьер. – Я бы хотел проехать от Москвы реки и всю позицию.
    – Ну, это после можете, а главный – левый фланг…
    – Да, да. А где полк князя Болконского, не можете вы указать мне? – спросил Пьер.
    – Андрея Николаевича? мы мимо проедем, я вас проведу к нему.
    – Что ж левый фланг? – спросил Пьер.
    – По правде вам сказать, entre nous, [между нами,] левый фланг наш бог знает в каком положении, – сказал Борис, доверчиво понижая голос, – граф Бенигсен совсем не то предполагал. Он предполагал укрепить вон тот курган, совсем не так… но, – Борис пожал плечами. – Светлейший не захотел, или ему наговорили. Ведь… – И Борис не договорил, потому что в это время к Пьеру подошел Кайсаров, адъютант Кутузова. – А! Паисий Сергеич, – сказал Борис, с свободной улыбкой обращаясь к Кайсарову, – А я вот стараюсь объяснить графу позицию. Удивительно, как мог светлейший так верно угадать замыслы французов!
    – Вы про левый фланг? – сказал Кайсаров.
    – Да, да, именно. Левый фланг наш теперь очень, очень силен.
    Несмотря на то, что Кутузов выгонял всех лишних из штаба, Борис после перемен, произведенных Кутузовым, сумел удержаться при главной квартире. Борис пристроился к графу Бенигсену. Граф Бенигсен, как и все люди, при которых находился Борис, считал молодого князя Друбецкого неоцененным человеком.
    В начальствовании армией были две резкие, определенные партии: партия Кутузова и партия Бенигсена, начальника штаба. Борис находился при этой последней партии, и никто так, как он, не умел, воздавая раболепное уважение Кутузову, давать чувствовать, что старик плох и что все дело ведется Бенигсеном. Теперь наступила решительная минута сражения, которая должна была или уничтожить Кутузова и передать власть Бенигсену, или, ежели бы даже Кутузов выиграл сражение, дать почувствовать, что все сделано Бенигсеном. Во всяком случае, за завтрашний день должны были быть розданы большие награды и выдвинуты вперед новые люди. И вследствие этого Борис находился в раздраженном оживлении весь этот день.
    За Кайсаровым к Пьеру еще подошли другие из его знакомых, и он не успевал отвечать на расспросы о Москве, которыми они засыпали его, и не успевал выслушивать рассказов, которые ему делали. На всех лицах выражались оживление и тревога. Но Пьеру казалось, что причина возбуждения, выражавшегося на некоторых из этих лиц, лежала больше в вопросах личного успеха, и у него не выходило из головы то другое выражение возбуждения, которое он видел на других лицах и которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти. Кутузов заметил фигуру Пьера и группу, собравшуюся около него.
    – Позовите его ко мне, – сказал Кутузов. Адъютант передал желание светлейшего, и Пьер направился к скамейке. Но еще прежде него к Кутузову подошел рядовой ополченец. Это был Долохов.
    – Этот как тут? – спросил Пьер.
    – Это такая бестия, везде пролезет! – отвечали Пьеру. – Ведь он разжалован. Теперь ему выскочить надо. Какие то проекты подавал и в цепь неприятельскую ночью лазил… но молодец!..
    Пьер, сняв шляпу, почтительно наклонился перед Кутузовым.
    – Я решил, что, ежели я доложу вашей светлости, вы можете прогнать меня или сказать, что вам известно то, что я докладываю, и тогда меня не убудет… – говорил Долохов.
    – Так, так.
    – А ежели я прав, то я принесу пользу отечеству, для которого я готов умереть.
    – Так… так…
    – И ежели вашей светлости понадобится человек, который бы не жалел своей шкуры, то извольте вспомнить обо мне… Может быть, я пригожусь вашей светлости.
    – Так… так… – повторил Кутузов, смеющимся, суживающимся глазом глядя на Пьера.
    В это время Борис, с своей придворной ловкостью, выдвинулся рядом с Пьером в близость начальства и с самым естественным видом и не громко, как бы продолжая начатый разговор, сказал Пьеру:
    – Ополченцы – те прямо надели чистые, белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Какое геройство, граф!
    Борис сказал это Пьеру, очевидно, для того, чтобы быть услышанным светлейшим. Он знал, что Кутузов обратит внимание на эти слова, и действительно светлейший обратился к нему:
    – Ты что говоришь про ополченье? – сказал он Борису.
    – Они, ваша светлость, готовясь к завтрашнему дню, к смерти, надели белые рубахи.
    – А!.. Чудесный, бесподобный народ! – сказал Кутузов и, закрыв глаза, покачал головой. – Бесподобный народ! – повторил он со вздохом.
    – Хотите пороху понюхать? – сказал он Пьеру. – Да, приятный запах. Имею честь быть обожателем супруги вашей, здорова она? Мой привал к вашим услугам. – И, как это часто бывает с старыми людьми, Кутузов стал рассеянно оглядываться, как будто забыв все, что ему нужно было сказать или сделать.
    Очевидно, вспомнив то, что он искал, он подманил к себе Андрея Сергеича Кайсарова, брата своего адъютанта.
    – Как, как, как стихи то Марина, как стихи, как? Что на Геракова написал: «Будешь в корпусе учитель… Скажи, скажи, – заговорил Кутузов, очевидно, собираясь посмеяться. Кайсаров прочел… Кутузов, улыбаясь, кивал головой в такт стихов.
    Когда Пьер отошел от Кутузова, Долохов, подвинувшись к нему, взял его за руку.
    – Очень рад встретить вас здесь, граф, – сказал он ему громко и не стесняясь присутствием посторонних, с особенной решительностью и торжественностью. – Накануне дня, в который бог знает кому из нас суждено остаться в живых, я рад случаю сказать вам, что я жалею о тех недоразумениях, которые были между нами, и желал бы, чтобы вы не имели против меня ничего. Прошу вас простить меня.
    Пьер, улыбаясь, глядел на Долохова, не зная, что сказать ему. Долохов со слезами, выступившими ему на глаза, обнял и поцеловал Пьера.
    Борис что то сказал своему генералу, и граф Бенигсен обратился к Пьеру и предложил ехать с собою вместе по линии.
    – Вам это будет интересно, – сказал он.
    – Да, очень интересно, – сказал Пьер.
    Через полчаса Кутузов уехал в Татаринову, и Бенигсен со свитой, в числе которой был и Пьер, поехал по линии.

    Бенигсен от Горок спустился по большой дороге к мосту, на который Пьеру указывал офицер с кургана как на центр позиции и у которого на берегу лежали ряды скошенной, пахнувшей сеном травы. Через мост они проехали в село Бородино, оттуда повернули влево и мимо огромного количества войск и пушек выехали к высокому кургану, на котором копали землю ополченцы. Это был редут, еще не имевший названия, потом получивший название редута Раевского, или курганной батареи.
    Пьер не обратил особенного внимания на этот редут. Он не знал, что это место будет для него памятнее всех мест Бородинского поля. Потом они поехали через овраг к Семеновскому, в котором солдаты растаскивали последние бревна изб и овинов. Потом под гору и на гору они проехали вперед через поломанную, выбитую, как градом, рожь, по вновь проложенной артиллерией по колчам пашни дороге на флеши [род укрепления. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ], тоже тогда еще копаемые.
    Бенигсен остановился на флешах и стал смотреть вперед на (бывший еще вчера нашим) Шевардинский редут, на котором виднелось несколько всадников. Офицеры говорили, что там был Наполеон или Мюрат. И все жадно смотрели на эту кучку всадников. Пьер тоже смотрел туда, стараясь угадать, который из этих чуть видневшихся людей был Наполеон. Наконец всадники съехали с кургана и скрылись.
    Бенигсен обратился к подошедшему к нему генералу и стал пояснять все положение наших войск. Пьер слушал слова Бенигсена, напрягая все свои умственные силы к тому, чтоб понять сущность предстоящего сражения, но с огорчением чувствовал, что умственные способности его для этого были недостаточны. Он ничего не понимал. Бенигсен перестал говорить, и заметив фигуру прислушивавшегося Пьера, сказал вдруг, обращаясь к нему:
    – Вам, я думаю, неинтересно?
    – Ах, напротив, очень интересно, – повторил Пьер не совсем правдиво.
    С флеш они поехали еще левее дорогою, вьющеюся по частому, невысокому березовому лесу. В середине этого

У древних германцев и викингом берсерком именовался воин, отличительными чертами которого являлось безупречное воинское искусство, отсутствие доспеха, ритуальная медвежья шкура на плечах и, вероятно, способность вводить себя в состояние измененного восприятия (боевой транс). Берсерки носили исключительно медвежьи шкуры, воины в облачении из волчьих шкур назывались ульвхендарами (или вульфхендарами), это принципиально иной воинский культ, также бытовавший на Севере Европы в раннем средневековье.

Слово «берсерк» (иногда - берсеркер) происходит от древнескандинавской формы «berserkr», которая получена сращением основ «ber» (что значит «медведь», собственно в Древней Руси медведя также называли бером) и «serkr», что переводится как «шкура» или «ткань». Некоторые лингвисты выдвигают версию о том, что «ber» в древнескандинавском также может означать «голый».

Таким образом, слово «берсерк» («берсеркер») дословно означает «медвежья шкура» или «без одежды». Оба варианта отлично описывают викингских берсерков, ведь согласно дошедшим до нас историческим свидетельствам они не носили доспеха и зачастую даже рубах, покрывая плечи и голову шкурой медведя. В традиционном английском языке форма «berserkr» приобрела вид «berserk», сегодня это слово переводят как «яростный».

Считается, что перед боем викинг берсерк (фото изображений с археологических находок представлено ниже) воздавал хвалу Одину и получал его благословение. Нет ни одной однозначно доказанной гипотезы о том, употребляли ли норманнские берсеркеры какие-то фармакологические препараты. Многие исследователи полагают, что речь тут может идти об отварах и настойках из галлюциногенных грибов, либо трав и корневищ, которые могли выполнять роль мощных стимуляторов.

Исторические свидетельства о берсерках

Многие исследователи сходятся во мнении о том, что скальдическая поэзия в существенной мере приукрашивает образ берсерка, и тут нужно отметить, что в традиционных эддических текстах нет никаких упоминаний об этих неистовых воинах. Впервые берсерк появляется в саге «Глимдрапа», которая была написана знаменитым скальдом Торбьёрном Хорнклови, который жил в Норвегии в IX веке. Это эпическое произведение повествует о военных походах норвежского короля Харольда I Прекрасноволосого, само же упоминание о викинге берсерке встречается в описании легендарной битвы при Хафсфьорде (872 год).

В «Круге земном», эпическом собрании саг Снорри Стурлусона, также встречается оборот «впасть в ярость берсерка». Этот оборот Снорри использует, описывая скандинавских воинов, которые «впадали в ярость, кусали щиты и слой могли быть сравнимы с медведями». Далее Снории указывает, что «такого викинга нельзя было одолеть ни сталью, ни огнем».

Важнейшее и весьма интересное описание викинга берсеркера приведено в «Германии» Тацита. В XXXI главе он пишет, что воины берсерки готовились к своей роли с детства, им нельзя было отращивать волосы и бороду до совершеннолетия. Затем будущие берсеркеры должны были ходить с распущены волосами до тех пор, пока не повергнут своего первого врага. Также каждый из «воинов Одина» носил железное кольцо, которое он мог снять только после первого убийства, и лишь тогда его признавали как берсерка. Тацит также упоминает, что у норманнов берсерки всегда составляли первый ряд атакующего строя.

При этом Тацит не использует само слово «берсерк», его он заменяет формой «harier» (этимология неясна), что, в общем-то, понятно, ведь «Германия» писалась в I веке нашей эры, когда формы «berserkr» могло еще не существовать в скандинавском языке. Тацит, описывая неистовых германских воинов, говорит о том, что они были «упрямы и дики», носили черные щиты, а их тела были «искусно раскрашены». По свидетельствам Тацита берсеркеры нападали на врагов молниеносно и неожиданно, выбирая самые темные ночи, чтобы вселять в них страх.

Полумифический датский король Хрольф Краки, герой многих скандинавских и англосаксонских саг, неоднократно появляется на страницах произведений в окружении своих телохранителей-берсерков. Вообще, мотив элитарности викингов берсерков прослеживается во многих сагах, они часто выступают чем-то вроде личной гвардии конунга. Об этом упоминает и А.Н. Толстой в своей эпопее «Петр Первый», в частности, он пишет, что берсеркер значит «одержимый бешенством». Толстой поясняет, что берсеркеры - это воины, которые выпивали настойку из мухомора и становились настолько жестоки и свирепы, что их начинали опасаться даже сами скандинавы, а потому в войске конунга Канута у берсерков был собственный корабль.

Важно отметить, что норманны берсерки, по всей видимости, не могли адаптироваться к мирной жизни. «Сага об Эгиле», «Сага о Гисле», «Сага о Ньяле» и множество других скальдических произведений повествуют о том, что вне воинского круга берсеркеры становились убийцами, маньяками, грабителями и насильниками.

В XII веке после окончательной христианизации Скандинавии культ берсеркеров пошел на убыль и упоминания о неистовых воинах постепенно исчезают. Вероятно, это связано в том числе с законодательным актом, который был принят в Исландии в 1123 году. Этот закон запрещал носить медвежьи шкуры, также в нем указывалось, что человек, которого увидят «в бешенстве берсерка» будет наказан трехлетним изгнанием.

Версии о «боевой ярости» берсерков и распространенные мифы

Как уже упоминалось, основной гипотезой, принятой сегодня в научной среде, является версия о том, что викинги берсерки (картинки по мотивам этого образа представлены выше) употребляли психотропные настойки, в частности - на основе мухоморов. В связи с этим некоторыми исследователями высказывается мнение о том, что после приема такой настойки берсеркеры в буквальном смысле сходили с ума, ощущая себя непобедимыми, но когда действие препарата проходило, воины вполне очевидно испытывали жестокую ломку. Для того, чтобы минимизировать негативные ощущения, настойку выпивал лишь один из берсерков, а остальные затем пили его мочу, в которой также находились действующие вещества, но уже в меньшей концентрации и без токсинов.

Также существуют версии, согласно которым викинги берсеркеры не употребляли никаких средств, а их «боевая ярость» является следствием врожденного заболевания, возможно - психического и передающегося по наследству. Согласно этой гипотезе, берсеркеры могли быть подвержены тяжелым формам истерии.

Есть и другие версии, согласно которым особое состояние берсерков объясняется направленной медитацией. Воины могли сознательно вводить себя в боевой транс посредством особых практик психологического и духовного плана. В этом смысле ближайшим аналогом является боевой транс бойцов муай-тай, эта практика называется «рам муай» и имеет древние корни.

Однако нужно понимать, что все это - лишь гипотезы, и ни одна из них не имеет четкого подтверждения. Точно также некоторые исследователи высказывают версию о том, что воин, который хотел стать берсеркером, должен был в поединке победить дикого медведя. И хотя данное предположение достаточно эпично и в целом отвечает духу викингских воинов, нет ни одного исторического факта или свидетельства, который мог бы это подтвердить.

Таким образом, о культе викингов берсеркеров мы знаем не так уж много, хотя этот образ пользуется большой популярностью в массовой культуре. Нам не известно, использовалось ли берсеркерами какое-то особое оружие, проводились ли ими какие-то ритуалы и была ли это полноценная воинская субкультура или на самом деле не существовало понятия «профессиональный берсерк». Одно нам известно точно - это были великие воины, которые обладали исключительной храбростью и великолепно владели воинским искусством.

И тут достаточно привести всего один факт: согласно «Англосаксонской хронике» в битве при Стамфорд-Бридже (1066 год) во время переправы армии англичан через мост, их натиск на протяжении нескольких часов сдерживал всего один воин. В итоге, скандинав был убит, однако он дал королю Харальду достаточно времени, чтобы выстроить войско в боевой порядок, и при этом сумел убить 40 англичан. Несмотря на то, что данные об этом воине и самом ходе сражения разнятся, многие исследователи склонны полагать, что речь тут шла как раз о берсерке. Вероятно - о последнем берсерке, ведь с поражением Харольда Сурового при Стамфорд-Бридже фактически закончилась «эпоха викингов».