Задачи по комбинаторике. Примеры решений

Определение .

Это шестигранник, основаниями которого являются два равных квадрата, а боковые грани представляют собой равные прямоугольники

Боковое ребро - это общая сторона двух смежных боковых граней

Высота призмы - это отрезок, перпендикулярный основаниям призмы

Диагональ призмы - отрезок, соединяющий две вершины оснований, которые не принадлежат к одной грани

Диагональная плоскость - плоскость, которая проходит через диагональ призмы и ее боковые ребра

Диагональное сечение - границы пересечения призмы и диагональной плоскости. Диагональное сечение правильной четырехугольной призмы представляет собой прямоугольник

Перпендикулярное сечение (ортогональное сечение) - это пересечение призмы и плоскости, проведенной перпендикулярно ее боковым ребрам

Элементы правильной четырехугольной призмы

На рисунке изображены две правильные четырехугольные призмы, у которых обозначены соответствующими буквами:

  • Основания ABCD и A 1 B 1 C 1 D 1 равны и параллельны друг другу
  • Боковые грани AA 1 D 1 D, AA 1 B 1 B, BB 1 C 1 C и CC 1 D 1 D, каждая из которых является прямоугольником
  • Боковая поверхность - сумма площадей всех боковых граней призмы
  • Полная поверхность - сумма площадей всех оснований и боковых граней (сумма площади боковой поверхности и оснований)
  • Боковые ребра AA 1 , BB 1 , CC 1 и DD 1 .
  • Диагональ B 1 D
  • Диагональ основания BD
  • Диагональное сечение BB 1 D 1 D
  • Перпендикулярное сечение A 2 B 2 C 2 D 2 .

Свойства правильной четырехугольной призмы

  • Основаниями являются два равных квадрата
  • Основания параллельны друг другу
  • Боковыми гранями являются прямоугольники
  • Боковые грани равны между собой
  • Боковые грани перпендикулярны основаниям
  • Боковые ребра параллельны между собой и равны
  • Перпендикулярное сечение перпендикулярно всем боковым ребрам и параллельно основаниям
  • Углы перпендикулярного сечения - прямые
  • Диагональное сечение правильной четырехугольной призмы представляет собой прямоугольник
  • Перпендикулярное (ортогональное сечение) параллельно основаниям

Формулы для правильной четырехугольной призмы

Указания к решению задач

При решении задач на тему "правильная четырехугольная призма " подразумевается, что:

Правильная призма - призма в основании которой лежит правильный многоугольник, а боковые ребра перпендикулярны плоскостям основания. То есть правильная четырехугольная призма содержит в своем основании квадрат . (см. выше свойства правильной четырехугольной призмы) Примечание . Это часть урока с задачами по геометрии (раздел стереометрия - призма). Здесь размещены задачи, которые вызывают трудности при решении. Если Вам необходимо решить задачу по геометрии, которой здесь нет - пишите об этом в форуме . Для обозначения действия извлечения квадратного корня в решениях задач используется символ √ .

Задача.

В правильной четырёхугольной призме площадь основания 144 см 2 , а высота 14 см. Найти диагональ призмы и площадь полной поверхности.

Решение .
Правильный четырехугольник - это квадрат.
Соответственно, сторона основания будет равна

144 = 12 см.
Откуда диагональ основания правильной прямоугольной призмы будет равна
√(12 2 + 12 2 ) = √288 = 12√2

Диагональ правильной призмы образует с диагональю основания и высотой призмы прямоугольный треугольник. Соответственно, по теореме Пифагора диагональ заданной правильной четырехугольной призмы будет равна:
√((12√2) 2 + 14 2 ) = 22 см

Ответ : 22 см

Задача

Определите полную поверхность правильной четырехугольной призмы, если ее диагональ равна 5 см, а диагональ боковой грани равна 4 см.

Решение .
Поскольку в основании правильной четырехугольной призмы лежит квадрат, то сторону основания (обозначим как a) найдем по теореме Пифагора:

A 2 + a 2 = 5 2
2a 2 = 25
a = √12,5

Высота боковой грани (обозначим как h) тогда будет равна:

H 2 + 12,5 = 4 2
h 2 + 12,5 = 16
h 2 = 3,5
h = √3,5

Площадь полной поверхности будет равна сумме площади боковой поверхности и удвоенной площади основания

S = 2a 2 + 4ah
S = 25 + 4√12,5 * √3,5
S = 25 + 4√43,75
S = 25 + 4√(175/4)
S = 25 + 4√(7*25/4)
S = 25 + 10√7 ≈ 51,46 см 2 .

Ответ : 25 + 10√7 ≈ 51,46 см 2 .

Документ

20? Во сколько раз километр больше миллиметра? ... два сосуда емкостью 3 и 5 литров, набрать 4 литра воды? 7) Дан ... радиус ) 78. Утверждение, которое надо доказать (теорема) 79. Самое меньшее ... окружности циркуль Объём одного... различитель Граница шара сфера Независимая...

  • Загадки, связанные е физическими явлениями в природе

    Документ

    Нужно два снаряда; два однопалубных... Во сколько раз площадь большого поршня больше ... с центром (радиус ) Масса 1 ... чтобы получилось число больше 2 и меньше 3? (запятая) ... объём ) Множество точек плоскости, равноудалённых от данной ... , надувной шар , бумажная коробка...

  • Полый шар (внешний радиус R1, внутренний R2), сделанный из...

    Документ

    По этим данным постоянную Больцмана604 28064 604 28064 Два одинаковых баллона соединены... . 909 317032 Во сколько раз энергия заряда, распределенного равномерно по поверхности шара с радиусом , больше (или меньше ) энергии...

  • Методическая разработка для организации самостоятельной работы по дисциплине «Математика»

    Методическая разработка

    ... шар . Сколько процентов материала сточено? 8. Если радиусы трёх шаров относятся как 1: 2: 3, то объём большего шара в три раза больше суммы объёмов меньших шаров ...

  • Расчетно-графическое задание №1

    Документ

    ... радиусом R = 10 см относительно оси, касательной к кольцу. 3. Во сколько раз релятивистская масса протона больше ... , описанной около данного шестиугольника. 4. Шарик... в точке пересечения высот. 8. Два шара массами m и 2m (m ... почти в 10 раз меньше , чем у...

  • Предлагаю читателям «Хабрахабра» перевод публикации «100 Prisoners Escape Puzzle» , которую я нашел на сайте компании DataGenetics. Все ошибки по данной статье присылайте, пожалуйста, в личные сообщения.

    По условию задачи в тюрьме находится 100 заключенных, каждый из которых имеет личный номер от 1 до 100. Тюремщик решает дать заключенным шанс на освобождение и предлагает пройти придуманное им испытание. Если все заключенные справятся, то они свободны, если хотя бы один провалится - все умрут.

    Задача

    Тюремщик идет в секретную комнату и подготавливает 100 коробок с крышками. На каждую коробку он наносит числа с нумерацией от 1 до 100. Затем он приносит 100 бумажных табличек, по числу заключенных, и нумерует эти таблички от 1 до 100. После этого он перемешивает 100 табличек и помещает в каждую коробку по одной табличке, закрывая крышку. Заключенные не видят, как тюремщик выполняет все эти действия.

    Соревнование начинается, тюремщик отводит каждого заключенного по одному в комнату с коробками и говорит заключенным, что они должны найти коробку, в которой будет находиться табличка с номером заключенного. Заключенные пытаются найти табличку со своим номером, открывая коробки. Каждому разрешается открыть до 50-ти коробок; если каждый из заключенных найдет свой номер, то заключенных отпустят, если хотя бы один из них не найдет свой номер за 50 попыток, то все заключенные умрут.

    Для того, чтобы заключенные были освобождены, ВСЕ заключенные должны пройти испытание успешно.

    Так какой же шанс, что заключенных помилуют?

    • После открытия коробки заключенным и проверки им таблички она помещается обратно в коробку и крышка снова закрывается;
    • Местами таблички менять нельзя;
    • Заключенные не могут оставлять друг другу подсказки или как-то взаимодействовать друг с другом после начала испытания;
    • Заключенным разрешается обсудить стратегию до начала испытания.

    Какая же оптимальная стратегия для заключенных?

    Дополнительный вопрос:
    Если товарищ заключенных (не участник испытания) будет иметь возможность проникнуть в секретную комнату до начала испытания, изучить все таблички во всех коробках и (по желанию, но не обязательно) поменять местами две таблички из двух коробок (при этом у товарища не будет возможности как-то сообщить заключенным о результате своих действий), то какую стратегию он должен предпринять, чтобы увеличить шансы заключенных на спасение?

    Решение маловероятно?

    С первого взгляда эта задача кажется почти безнадежной. Кажется, что шанс на нахождение каждым из заключенных своей таблички микроскопически мал. К тому же, заключенные не могут обмениваться информацией между собой в процессе испытания.

    Шансы одного заключенного - 50:50. Всего 100 коробок и он может открыть до 50-ти коробок в поисках своей таблички. Если он будет открывать коробки наугад и откроет половину всех коробок, то найдет свою табличку в открытой половине коробок, или его табличка останется в закрытых 50-ти коробках. Его шансы на успех - ½.

    Возьмем двух заключенных. Если оба выбирают коробки наугад, для каждого из них шансы будут ½, а для двоих ½x½=¼.
    (для двух заключенных успех будет в одном случае из четырех).

    Для трех заключенных шансы будут ½ × ½ × ½ = ⅛.

    Для 100 заключенных, шансы следующие: ½ × ½ × … ½ × ½ (перемножение 100 раз).

    Это равняется

    Pr ≈ 0.0000000000000000000000000000008

    То есть это очень маленький шанс. При таком раскладе, скорее всего, все заключенные будут мертвы.

    Невероятный ответ

    Если каждый заключенный будет открывать ящики наугад, то вряд ли они пройдут испытание. Существует стратегия, при которой заключенные могут рассчитывать на успех более чем в 30% случаев. Это потрясающе невероятный результат (если вы не слышали про эту математическую задачу ранее).

    Больше чем 30% для всех 100 заключенных! Да это даже больше, чем шансы для двоих заключенных, при условии, что те будут открывать ящики наугад. Но как это возможно?

    Понятно, что по одному у каждого заключенного шансы не могут быть выше 50% (ведь нет способа для общения между заключенными). Но не стоит забывать, что информация хранится в расположении табличек внутри коробок. Никто не перемешивает таблички между посещениями комнаты отдельными заключенными, так что мы можем использовать эту информацию.

    Решение

    Для начала расскажу решение, затем разъясню, почему оно работает.

    Стратегия крайне легкая. Первый из заключенных открывает коробку с тем номером, который написан на его одежде. Например, заключенный номер 78 открывает коробку с номером 78. Если он находит свой номер на табличке внутри коробки, то это здорово! Если нет, то он смотрит номер на табличке в «своей» коробке и затем открывает следующую коробку с этим номером. Открыв вторую коробку, он смотрит номер таблички внутри этой коробки и открывает третью коробку с этим номером. Далее просто переносим эту стратегию на оставшиеся ящики. Для наглядности смотрим картинку:

    В конце концов, заключенный либо найдет свой номер, или дойдет до предела в 50 коробок. На первый взгляд, это выглядит бессмысленно, по сравнению с простым выбором коробки наугад (и для одного отдельного заключенного это так), но так как все 100 заключенных будут использовать тот же набор коробок, это имеет смысл.

    Красота этой математической задачки - не только знать результат, но и понять, почему эта стратегия работает.

    Так почему же стратегия работает?

    В каждой коробке по одной табличке - и эта табличка уникальна. Это означает, что табличка находится в коробке с тем же номером, или она указывает на другую коробку. Так как все таблички уникальны, то для каждой коробки есть только одна табличка, указывающая на нее (и всего один путь, как добраться до этой коробки).

    Если поразмыслить над этим, то коробки образуют замкнутую круглую цепочку. Одна коробка может быть частью только одной цепочки, так как внутри коробки только один указатель на следующую и, соответственно, в предыдущей коробке только один указатель на данную коробку (программисты могут увидеть аналогию со связанными списками).

    Если коробка не указывает на саму себя (номер коробки равен номеру таблички в ней), то она будет в цепочке. Некоторые цепочки могут состоять из двух коробок, некоторые длиннее.

    Так как все заключенные начинают с коробки с тем же номером, что и на их одежде, они, по определению, попадают на цепочку, которая содержит их табличку (есть всего одна табличка, которая указывает на эту коробку).

    Исследуя коробки по этой цепочке по кругу, они гарантированно в конечном итоге найдут свою табличку.

    Единственный вопрос остается в том, найдут ли они свою табличку за 50 ходов.

    Длина цепочек

    Для того, чтобы все заключенные прошли испытание, максимальная длина цепочки должна быть меньше, чем 50 коробок. Если цепочка длиннее, чем 50 коробок, заключенные, имеющие номера из этих цепочек провалят испытание - и все заключенные будут мертвы.

    Если максимальная длина самой длинной цепочки меньше, чем 50 коробок, тогда все заключенные пройдут испытание!

    Задумайтесь об этом на секунду. Выходит, что может быть только одна цепочка, которая длиннее 50-ти коробок при любом раскладе табличек (у нас всего 100 коробок, так что если одна цепочка длиннее 50-ти, то остальные будут короче, чем 50 в итоге).

    Шансы на расклад с длинной цепочкой

    После того, как вы убедили себя, что для достижения успеха максимальная длина цепи должна быть меньше или равна 50, и может быть только одна длинная цепочка в любом наборе, мы можем вычислить вероятность успеха прохождения испытания:

    Еще немного математики

    Итак, что нам нужно, чтобы выяснить вероятность существования длинной цепочки?

    Для цепочки с длиной l, вероятность того, что коробки будут вне этой цепочки равна:

    В этой коллекции чисел существует (l-1)! способов расположить таблички.

    Оставшиеся таблички могут быть расположены (100-l)! способами (не забываем, что длина цепочки не превосходит 50).

    Учитывая это, число перестановок, которые содержат цепочку точной длины l: (>50)

    Выходит, есть 100(!) способов раскладок табличек, так что вероятность существования цепочки длиной l равно 1/l. Кстати, этот результат не зависит от количества коробок.

    Как мы уже знаем, может быть только один вариант, при котором существует цепочка длиной > 50, так что вероятность успеха рассчитывается по данной формуле:

    Результат

    31.18% - вероятность того, что размер самой длинной цепочки будет меньше 50 и каждый из заключенных сможет найти свою табличку, учитывая предел в 50 попыток.

    Вероятность того, что все заключенные найдут свои таблички и пройдут испытание 31.18%

    Ниже приведен график, показывающий вероятности (по оси ординат) для всех цепей длины l (на оси абсцисс). Красный цвет означает все «неудачи» (данная кривая здесь - это просто график 1/l). Зеленый цвет означает «успех» (расчет немного сложнее для этой части графика, так как существует несколько способов для определения максимальной длины <50). Общая вероятность складывается из зеленых столбцов в 31.18% шанс на спасение.

    Гармоническое число (эта часть статьи для гиков)

    В математике n-м гармоническим числом называется сумма обратных величин первых n последовательных чисел натурального ряда.

    Посчитаем предел, если вместо 100а коробок мы имеем произвольное большое количество коробок (давайте считать, что у нас есть 2n коробок в итоге).

    Постоянная Эйлера-Маскерони - константа, определяемая как предел разности между частичной суммой гармонического ряда и натуральным логарифмом числа.

    Так как число заключенных увеличивается, то при условии, если надсмотрщик разрешает заключенным открывать половину всех коробок, то шанс на спасение стремится к числу 30.685%

    (Если вы приняли решение, при котором заключенные случайно угадывают коробки, то с увеличением количества заключенных вероятность спасения стремится к нулю!)

    Дополнительный вопрос

    Кто-нибудь еще помнит про дополнительный вопрос? Что может сделать наш полезный товарищ, чтобы увеличить шансы на выживание?

    Сейчас мы уже знаем решение, так что стратегия тут простая: он должен изучить все таблички и найти самую длинную цепочку из коробок. Если самая длинная цепочка меньше 50-ти, то ему вообще не нужно менять таблички, или поменять их так, чтобы самая длинная цепочка не стала длиннее 50-ти. Тем не менее, если он нашел цепочку длиннее 50-ти коробок, всё, что ему нужно - это поменять содержимое двух коробок из этой цепи, чтобы разбить эту цепочку на две более короткие цепи.

    В результате этой стратегии не будет длинных цепочек и все заключенные гарантированно найдут свою табличку и спасение. Так что, поменяв местами две таблички, мы сводим вероятность спасения к 100%!

      Написать программу, которая сравнивает два введенных с клавиатуры целых числа. Программа должна указать, какое число больше, или, если числа равны, вывести соответствующее сообщение.

      Введите два целых числа и нажмите Enter.
      -> 34 67
      34 меньше 67

      with Ada.Text_IO; use Ada.Text_IO; with Ada.Integer_Text_IO; use Ada.Integer_Text_IO; procedure main is A, B: Integer; begin Put_Line("Введите в одной строке два целых числа и нажмите Enter."); Put("-> "); Get(A); Get(B); --Вводим 2 числа if A > B then Put(Item =>; A, Width =>; 1); Put(" больше "); Put(Item => B, Width => 1); elsif A < B then Put(Item => A, Width => 1); Put(" меньше "); Put(Item => B, Width => 1); else Put("Введённые числа равны!"); end if; end main;

      Даны три целых числа. Найдите наибольшее из них (программа должна вывести ровно одно целое число). Под наибольшим в этой задаче понимается число, которое не меньше, чем любое другое.


    • -> 1 2 3
      Максимальное из трёх чисел: 3
    • with Ada.Text_IO ; use Ada.Text_IO ; with Ada.Integer_Text_IO ; use Ada.Integer_Text_IO ; procedure main is A, B, C: Integer; max: Integer; begin Put_Line("Введите в одной строке три целых числа и нажмите Enter." ) ; Put("-> " ) ; Get(A) ; Get(B) ; Get(C) ; --Вводим три целых числа max:= A; --по умолчанию считаем, что число A - максимальное if B > max then --Если B больше максимального, то max:= B; --максимальное число равно B end if ; if C > max then --Если C больше максимального, то max:= C; --максимальное число равно C end if ; Put("Максимальное из трёх чисел:" & Integer"image(max) ) ; end main;

      with Ada.Text_IO; use Ada.Text_IO; with Ada.Integer_Text_IO; use Ada.Integer_Text_IO; procedure main is A, B, C: Integer; max: Integer; begin Put_Line("Введите в одной строке три целых числа и нажмите Enter."); Put("-> "); Get(A); Get(B); Get(C); --Вводим три целых числа max:= A; --по умолчанию считаем, что число A - максимальное if B > max then --Если B больше максимального, то max:= B; --максимальное число равно B end if; if C > max then --Если C больше максимального, то max:= C; --максимальное число равно C end if; Put("Максимальное из трёх чисел:" & Integer"image(max)); end main;

      Даны три натуральных числа A, B, C. Определите, существует ли треугольник с такими сторонами. Если треугольник существует, выведите сообщение, что треугольник с такими сторонам существует, иначе выведите, что треугольник не существует.

    • Введите три стороны треугольника и нажмите Enter.
      -> 3 4 5
      Треугольник со сторонами 3, 4, 5 существует.
    • Треугольник - это три точки, не лежащие на одной прямой. Треугольник существует только тогда, когда сумма любых двух его сторон больше третьей.

    • with Ada.Integer_Text_IO ; use Ada.Integer_Text_IO ; --Для чтения целых чисел with Ada.Text_IO ; use Ada.Text_IO ; --Для вывода строк procedure main is a, b, c: Integer; begin Put_Line("Введите три стороны треугольника и нажмите Enter.Enter." ) ; Put("-> " ) ; Get(a) ; Get(b) ; Get(c) ; --Считываем стороны треугольника if a + b > c and then b + c > a and then c + a > b then --Проверка всех условий в одной строке Put("Треугольник со сторонами" & Integer"image(a) & "," & Integer"image(b) & "," & Integer"image(c) & " существует" ) ; else Put("Треугольник со сторонами" & Integer"image(a) & "," & Integer"image(b) & "," & Integer"image(c) & " не существует" ) ; end if ; end main;

      with Ada.Integer_Text_IO; use Ada.Integer_Text_IO; --Для чтения целых чисел with Ada.Text_IO; use Ada.Text_IO; --Для вывода строк procedure main is a, b, c: Integer; begin Put_Line("Введите три стороны треугольника и нажмите Enter.Enter."); Put("-> "); Get(a); Get(b); Get(c); --Считываем стороны треугольника if a + b > c and then b + c > a and then c + a > b then --Проверка всех условий в одной строке Put("Треугольник со сторонами" & Integer"image(a) & "," & Integer"image(b) & "," & Integer"image(c) & " существует"); else Put("Треугольник со сторонами" & Integer"image(a) & "," & Integer"image(b) & "," & Integer"image(c) & " не существует"); end if; end main;

      Даны три целых числа. Определите, сколько среди них совпадающих. Программа должна вывести одно из чисел: 3 (если все совпадают), 2 (если два совпадает) или 0 (если все числа различны).

    • Введите три целых числа и нажмите Enter.
      -> 1 2 3
      0
    • with Ada.Text_IO ; use Ada.Text_IO ; with Ada.Integer_Text_IO ; use Ada.Integer_Text_IO ; procedure Main is A, B, C: Integer; begin Put_Line("Введите три целых числа и нажмите Enter." ) ; Put("-> " ) ; Get(A) ; Get(B) ; Get(C) ; if A = B and then A = C then --Если совпадают все три числа Put(Item => 3 , Width => 1 ) ; elsif A = B or A = C or B = C then --Если совпадают два числа Put(Item => 2 , Width => 1 ) ; else --Если одинаковых чисел нет Put(Item => 0 , Width => 1 ) ; end if ; end Main;

      with Ada.Text_IO; use Ada.Text_IO; with Ada.Integer_Text_IO; use Ada.Integer_Text_IO; procedure Main is A, B, C: Integer; begin Put_Line("Введите три целых числа и нажмите Enter."); Put("-> "); Get(A); Get(B); Get(C); if A = B and then A = C then --Если совпадают все три числа Put(Item => 3, Width => 1); elsif A = B or A = C or B = C then --Если совпадают два числа Put(Item => 2, Width => 1); else --Если одинаковых чисел нет Put(Item => 0, Width => 1); end if; end Main;

      Шахматная ладья ходит по горизонтали или вертикали. Даны две различные клетки шахматной доски, определите, может ли ладья попасть с первой клетки на вторую одним ходом. Программа получает на вход четыре числа от 1 до 8 каждое, задающие номер столбца и номер строки сначала для первой клетки, потом для второй клетки. Программа должна вывести "ДА" если из первой клетки ходом ладьи можно попасть во вторую или "НЕТ" в противном случае.


    • 4 4
      5 5
      НЕТ
    • ) ; Put() ; Get(A) ; Get(B) ; Put() ; Get(C) ; Get(D) ; if A = C or B = D then Put("ДА" ) ; else Put("НЕТ" ) ; end if ; end Main;

      with Ada.Integer_Text_IO; use Ada.Integer_Text_IO; with Ada.Text_IO; use Ada.Text_IO; procedure Main is subtype checkBoard is Integer range 1..8; A, B, C, D: checkBoard; begin Put_Line("Введите номера столбцов и строк для двух клеток:"); Put("Введите номера столбца и строки для первой клетки и нажмите: "); Get(A); Get(B); Put("Введите номера столбца и строки для второй клетки и нажмите: "); Get(C); Get(D); if A = C or B = D then Put("ДА"); else Put("НЕТ"); end if; end Main;

      Шахматный король ходит по горизонтали, вертикали и диагонали, но только на 1 клетку. Даны две различные клетки шахматной доски, определите, может ли король попасть с первой клетки на вторую одним ходом. Программа получает на вход четыре числа от 1 до 8 каждое, задающие номер столбца и номер строки сначала для первой клетки, потом для второй клетки. Программа должна вывести "ДА", если из первой клетки ходом короля можно попасть во вторую или "НЕТ" в противном случае.

    • Введите номера столбцов и строк для двух клеток:
      Введите номера столбца и строки для первой клетки и нажмите: 4 4
      Введите номера столбца и строки для второй клетки и нажмите: 5 5
      ДА
    • "Введите номера столбцов и строк для двух клеток:" ) ; Put("Введите номера столбца и строки для первой клетки и нажмите: " ) ; Get(A) ; Get(B) ; Put("Введите номера столбца и строки для второй клетки и нажмите: " ) ; Get(C) ; Get(D) ; if abs (A - C) <= 1 and then abs (B - D) <= 1 then -- команда abs() возвращает абсолютное --значение (модуль) числа Put("ДА" ) ; else Put("НЕТ" ) ; end if ; end main;

      with Ada.Integer_Text_IO; use Ada.Integer_Text_IO; with Ada.Text_IO; use Ada.Text_IO; procedure main is subtype checkBoard is Integer range 1..8; A, B, C, D: checkBoard; begin Put_Line("Введите номера столбцов и строк для двух клеток:"); Put("Введите номера столбца и строки для первой клетки и нажмите: "); Get(A); Get(B); Put("Введите номера столбца и строки для второй клетки и нажмите: "); Get(C); Get(D); if abs(A - C) <= 1 and then abs(B - D) <= 1 then -- команда abs() возвращает абсолютное --значение (модуль) числа Put("ДА"); else Put("НЕТ"); end if; end main;

      Шахматный слон ходит по диагонали. Даны две различные клетки шахматной доски, определите, может ли слон попасть с первой клетки на вторую одним ходом. Программа получает на вход четыре числа от 1 до 8 каждое, задающие номер столбца и номер строки сначала для первой клетки, потом для второй клетки. Программа должна вывести "ДА", если из первой клетки ходом слона можно попасть во вторую или "Нет" в противном случае.

    • Введите номера столбцов и строк для двух клеток:
      Введите номера столбца и строки для первой клетки и нажмите: 4 4
      Введите номера столбца и строки для второй клетки и нажмите: 5 5
      ДА
    • with Ada.Integer_Text_IO ; use Ada.Integer_Text_IO ; with Ada.Text_IO ; use Ada.Text_IO ; procedure main is subtype checkBoard is Integer range 1 ..8 ; A, B, C, D: checkBoard; begin Put_Line("Введите номера столбцов и строк для двух клеток:" ) ; Put("Введите номера столбца и строки для первой клетки и нажмите: " ) ; Get(A) ; Get(B) ; Put("Введите номера столбца и строки для второй клетки и нажмите: " ) ; Get(C) ; Get(D) ; if abs (a - c) = abs (b - d) then Put("ДА" ) ; else Put("НЕТ" ) ; end if ; end main;

      with Ada.Integer_Text_IO; use Ada.Integer_Text_IO; with Ada.Text_IO; use Ada.Text_IO; procedure main is subtype checkBoard is Integer range 1..8; A, B, C, D: checkBoard; begin Put_Line("Введите номера столбцов и строк для двух клеток:"); Put("Введите номера столбца и строки для первой клетки и нажмите: "); Get(A); Get(B); Put("Введите номера столбца и строки для второй клетки и нажмите: "); Get(C); Get(D); if abs(a - c) = abs(b - d) then Put("ДА"); else Put("НЕТ"); end if; end main;

      Шахматный ферзь ходит по диагонали, горизонтали или вертикали. Даны две различные клетки шахматной доски, определите, может ли ферзь попасть с первой клетки на вторую одним ходом.

      Формат входных данных:
      Программа получает на вход четыре числа от 1 до 8 каждое, задающие номер столбца и номер строки сначала для первой клетки, потом для второй клетки.
      Формат выходных данных:
      Программа должна вывести YES, если из первой клетки ходом ферзя можно попасть во вторую или NO в противном случае.

      Пример 1:
      Введите номера столбцов и строк для двух клеток:
      Введите номера столбца и строки для первой клетки и нажмите: 1 1
      Введите номера столбца и строки для второй клетки и нажмите: 2 2
      ДА

      Пример 2:
      Введите номера столбцов и строк для двух клеток:
      Введите номера столбца и строки для первой клетки и нажмите: 1 1
      Введите номера столбца и строки для второй клетки и нажмите: 2 3
      НЕТ

    • with Ada.Integer_Text_IO ; use Ada.Integer_Text_IO ; with Ada.Text_IO ; use Ada.Text_IO ; procedure Main is subtype checkBoard is Integer range 1 ..8 ; A, B, C, D: checkBoard; begin Put_Line("Введите номера столбцов и строк для двух клеток:" ) ; Put("Введите номера столбца и строки для первой клетки и нажмите: " ) ; Get(A) ; Get(B) ; Put("Введите номера столбца и строки для второй клетки и нажмите: " ) ; Get(C) ; Get(D) ; if abs (A - C) = abs (B - D) or A = D or B = C then Put("ДА" ) ; else Put("НЕТ" ) ; end if ; end Main;

      with Ada.Integer_Text_IO; use Ada.Integer_Text_IO; with Ada.Text_IO; use Ada.Text_IO; procedure Main is subtype checkBoard is Integer range 1..8; A, B, C, D: checkBoard; begin Put_Line("Введите номера столбцов и строк для двух клеток:"); Put("Введите номера столбца и строки для первой клетки и нажмите: "); Get(A); Get(B); Put("Введите номера столбца и строки для второй клетки и нажмите: "); Get(C); Get(D); if abs(A - C) = abs(B - D) or A = D or B = C then Put("ДА"); else Put("НЕТ"); end if; end Main;

      Шахматный конь ходит буквой “Г” - на две клетки по вертикали в любом направлении и на одну клетку по горизонтали, или наоборот. Даны две различные клетки шахматной доски, определите, может ли конь попасть с первой клетки на вторую одним ходом. Программа получает на вход четыре числа от 1 до 8 каждое, задающие номер столбца и номер строки сначала для первой клетки, потом для второй клетки. Программа должна вывести YES, если из первой клетки ходом коня можно попасть во вторую или NO в противном случае.

      Пример 1:
      Введите номера столбцов и строк для двух клеток:
      Введите номера столбца и строки для первой клетки и нажмите: 1 1
      Введите номера столбца и строки для второй клетки и нажмите: 1 4
      НЕТ

      Пример 2:
      Введите номера столбцов и строк для двух клеток:
      Введите номера столбца и строки для первой клетки и нажмите: 1 1
      Введите номера столбца и строки для второй клетки и нажмите: 8 8
      НЕТ

    • with Ada.Text_IO ; use Ada.Text_IO ; with Ada.Integer_Text_IO ; use Ada.Integer_Text_IO ; procedure main is subtype checkBoard is Integer range 1 ..8 ; A, B, C, D: Integer; begin Put_Line("Введите номера столбцов и строк для двух клеток:" ) ; Put("Введите номера столбца и строки для первой клетки и нажмите: " ) ; Get(A) ; Get(B) ; Put("Введите номера столбца и строки для второй клетки и нажмите: " ) ; Get(C) ; Get(D) ; if abs (A - C) = 2 and then abs (B - D) = 1 then Put("ДА" ) ; elsif abs (A - C) = 1 and then abs (B - D) = 2 then Put("ДА" ) ; else Put("НЕТ" ) ; end if ; end main;

      with Ada.Text_IO; use Ada.Text_IO; with Ada.Integer_Text_IO; use Ada.Integer_Text_IO; procedure main is subtype checkBoard is Integer range 1..8; A, B, C, D: Integer; begin Put_Line("Введите номера столбцов и строк для двух клеток:"); Put("Введите номера столбца и строки для первой клетки и нажмите: "); Get(A); Get(B); Put("Введите номера столбца и строки для второй клетки и нажмите: "); Get(C); Get(D); if abs(A - C) = 2 and then abs(B - D) = 1 then Put("ДА"); elsif abs(A - C) = 1 and then abs(B - D) = 2 then Put("ДА"); else Put("НЕТ"); end if; end main;

      Шоколадка имеет вид прямоугольника, разделенного на N×M долек. Шоколадку можно один раз разломить по прямой на две части. Определите, можно ли таким образом отломить от шоколадки ровно K долек. Программа получает на вход три числа: N, M, K. Программа должна вывести одно из двух слов: "ДА" или "Нет".

      Пример 1:
      4
      2
      6
      ДА

      Пример 2:
      Количество долек по горизонтали: 2
      Количество долек по вертикали: 10
      Сколько долек нужно отделить: 7
      НЕТ

    • with Ada.Text_IO ; use Ada.Text_IO ; with Ada.Integer_Text_IO ; use Ada.Integer_Text_IO ; procedure Main is N, M, K: Integer; begin Put("Количество долек по горизонтали: " ) ; Get(N) ; Put("Количество долек по вертикали: " ) ; Get(M) ; Put("Сколько долек нужно отделить: " ) ; Get(K) ; if K > M * N then --Если от шоколадки просят отломить больше, чем сама шоколадка Put("НЕТ" ) ; elsif K rem N = 0 and then K >= N then --Отламываем по горизонтали Put("ДА" ) ; elsif K rem M = 0 and then K >= M then --Отламываем по вертикали Put("ДА" ) ; else Put("НЕТ" ) ; end if ; end Main;

      with Ada.Text_IO; use Ada.Text_IO; with Ada.Integer_Text_IO; use Ada.Integer_Text_IO; procedure Main is N, M, K: Integer; begin Put("Количество долек по горизонтали: "); Get(N); Put("Количество долек по вертикали: "); Get(M); Put("Сколько долек нужно отделить: "); Get(K); if K > M * N then --Если от шоколадки просят отломить больше, чем сама шоколадка Put("НЕТ"); elsif K rem N = 0 and then K >= N then --Отламываем по горизонтали Put("ДА"); elsif K rem M = 0 and then K >= M then --Отламываем по вертикали Put("ДА"); else Put("НЕТ"); end if; end Main;

      Яша плавал в бассейне размером N×M метров и устал. В этот момент он обнаружил, что находится на расстоянии X метров от одного из длинных бортиков (не обязательно от ближайшего) и Y метров от одного из коротких бортиков. Какое минимальное расстояние должен проплыть Яша, чтобы выбраться из бассейна на бортик? Программа получает на вход числа N, M, X, Y. Программа должна вывести число метров, которое нужно проплыть Яше до бортика.

    • Ширина бассейна: 23
      Длина бассейна: 52
      Расстояние от Яши до длинного бортика: 8
      Расстояние от Яши до короткого бортика: 43
      Нужно проплыть минимум, чтобы выбраться из бассейна: 8
    • Возможно, что для решения задачи Вам нужно будет поменять местами 2 переменные. Этот алгоритм выглядит примерно так:

      a, b, tmp: Integer; --Объявление переменных. Две основных и одна вспомогательная a:= 3; --Инициализация переменной a b:= 5; --Инициализация переменной b --Непосредственно сам алгоритм: tmp:= a; --Теперь tmp = 3 и a = 3 a:= b; --Теперь a = 5 и b = 5; b:= tmp; --Теперь b = 3

    • with Ada.Text_IO ; use Ada.Text_IO ; with Ada.Integer_Text_IO ; use Ada.Integer_Text_IO ; procedure Main is N, M, X, Y: Integer; -- N - короткий бортик, M - длинный бортик: -- X - Расстояние до одного из длинных бортиков -- Y - Расстояние до одного из коротких бортиков Tmp: Integer; begin Put("Ширина бассейна: " ) ; Get(N) ; Put("Длина бассейна: " ) ; Get(M) ; Put("Расстояние от Яши до длинного бортика: " ) ; Get(X) ; Put("Расстояние от Яши до короткого бортика: " ) ; Get(Y) ; if N > M then --Если при вводе перепутаны бортики, то меняем их местами: Tmp:= M; --Сохраняем длину M во временную переменную M:= N; --Присваиваем переменной M новое значение N:= Tmp; --Восстанавливаем длину M в переменной N end if ; Tmp:= X; --Предположим, что минимальное расстояние равно X if abs (N - X) < X then --Если до второго длинного бортика расстояние меньше X, то Tmp:= N - X; --минимальное расстояние равно расстоянию до второго длинного бортика end if ; if Y < Tmp then --Если до короткого бортика расстояние меньше найденного выше --минимального, то Tmp:= Y; --Минимальное расстояние равно Y end if ; if abs (M - Y) < Tmp then --Если до второго короткого бортика плыть ближе, то Tmp:= abs (M - Y) ; --минимальное расстояние равно расстоянию до второго короткого бортика end if ; Put("Нужно проплыть минимум, чтобы выбраться из бассейна: " ) ; Put(Item => Tmp, Width => 1 ) ; end Main;

      with Ada.Text_IO; use Ada.Text_IO; with Ada.Integer_Text_IO; use Ada.Integer_Text_IO; procedure Main is N, M, X, Y: Integer; -- N - короткий бортик, M - длинный бортик: -- X - Расстояние до одного из длинных бортиков -- Y - Расстояние до одного из коротких бортиков Tmp: Integer; begin Put("Ширина бассейна: "); Get(N); Put("Длина бассейна: "); Get(M); Put("Расстояние от Яши до длинного бортика: "); Get(X); Put("Расстояние от Яши до короткого бортика: "); Get(Y); if N > M then --Если при вводе перепутаны бортики, то меняем их местами: Tmp:= M; --Сохраняем длину M во временную переменную M:= N; --Присваиваем переменной M новое значение N:= Tmp; --Восстанавливаем длину M в переменной N end if; Tmp:= X; --Предположим, что минимальное расстояние равно X if abs(N - X) < X then --Если до второго длинного бортика расстояние меньше X, то Tmp:= N - X; --минимальное расстояние равно расстоянию до второго длинного бортика end if; if Y < Tmp then --Если до короткого бортика расстояние меньше найденного выше --минимального, то Tmp:= Y; --Минимальное расстояние равно Y end if; if abs(M - Y) < Tmp then --Если до второго короткого бортика плыть ближе, то Tmp:= abs(M - Y); --минимальное расстояние равно расстоянию до второго короткого бортика end if; Put("Нужно проплыть минимум, чтобы выбраться из бассейна: "); Put(Item => Tmp, Width => 1); end Main;

      Электронные часы показывают время в формате h:mm:ss (от 0:00:00 до 23:59:59), то есть сначала записывается количество часов, потом обязательно двузначное количество минут, затем обязательно двузначное количество секунд. Количество минут и секунд при необходимости дополняются до двузначного числа нулями. С начала суток прошло N секунд. Выведите, что покажут часы. На вход дается натурально число N, не превосходящее 10 7 (10000000). Выведите ответ на задачу.

      Пример ввода 1:
      3602
      Пример вывода 1:
      1:00:02

      Пример ввода 2:
      129700
      Пример вывода 2:
      12:01:40

    • with Ada.Long_Integer_Text_IO ; use Ada.Long_Integer_Text_IO ; with Ada.Text_IO ; use Ada.Text_IO ; procedure Main is subtype Sub_LI is Long_Integer range 1 ..10000000 ; N: Sub_LI; h, m, s: Long_Integer; begin Get(N) ; h:= N / 3600 ; --Получаем часы. Остаток от деления отбрасывается N:= N - h * 3600 ; --Получаем оставшиеся секунды (за вычетом часов) if h > 24 then --Так как часы не могут показывать > 24, приводим всё в удобочитаемый вид h:= h rem 24 ; --Остаток от деления на 24 даст точное количество часов elsif h = 24 then h:= 0 ; end if ; m:= N / 60 ; --Получаем минуты s:= N rem 60 ; --Получаем секунды Put(Item => h, Width => 1 ) ; Put(":" ) ; --Вывод часов и ":" if m < 10 then --Если количество минут меньше 10, выводим ведущий 0 Put(Item => 0 , Width => 1 ) ; end if ; Put(Item => m, Width => 1 ) ; Put(":" ) ; --Вывод минут и ":" if s < 10 then --Если количество секунд меньше 10, выводим ведущий 0 Put(Item => 0 , Width => 1 ) ; end if ; Put(Item => s, Width => 1 ) ; --Вывод секунд end Main;

      with Ada.Long_Integer_Text_IO; use Ada.Long_Integer_Text_IO; with Ada.Text_IO; use Ada.Text_IO; procedure Main is subtype Sub_LI is Long_Integer range 1..10000000; N: Sub_LI; h, m, s: Long_Integer; begin Get(N); h:= N / 3600; --Получаем часы. Остаток от деления отбрасывается N:= N - h * 3600; --Получаем оставшиеся секунды (за вычетом часов) if h > 24 then --Так как часы не могут показывать > 24, приводим всё в удобочитаемый вид h:= h rem 24; --Остаток от деления на 24 даст точное количество часов elsif h = 24 then h:= 0; end if; m:= N / 60; --Получаем минуты s:= N rem 60; --Получаем секунды Put(Item => h, Width => 1); Put(":"); --Вывод часов и ":" if m < 10 then --Если количество минут меньше 10, выводим ведущий 0 Put(Item => 0, Width => 1); end if; Put(Item => m, Width => 1); Put(":"); --Вывод минут и ":" if s < 10 then --Если количество секунд меньше 10, выводим ведущий 0 Put(Item => 0, Width => 1); end if; Put(Item => s, Width => 1); --Вывод секунд end Main;

    • Дано три числа. Расположите их в порядке возрастания.
    • Пример ввода:
      1 2 1
      Пример вывода:
      1 1 2
    • with Ada.Integer_Text_IO ; use Ada.Integer_Text_IO ; with Ada.Text_IO ; use Ada.Text_IO ; procedure Main is A, B, C: Integer; min, mid, max: Integer; begin Get(A) ; Get(B) ; Get(C) ; --Ищем минимальное значение min:= A; if B < min then min:= B; end if ; if C < min then min:= C; end if ; --Ищем максимальное значение max:= A; if B > max then max:= B; end if ; if C > max then max:= C; end if ; --Ищем среднее значение mid:= A; if B > min and B < max then mid:= B; end if ; if C > min and C < max then mid:= C; end if ; Put(Item => min, Width => 1 ) ; Put(" " ) ; Put(Item => mid, width => 1 ) ; Put(" " ) ; Put(Item => max, Width => 1 ) ; end Main;

      with Ada.Integer_Text_IO; use Ada.Integer_Text_IO; with Ada.Text_IO; use Ada.Text_IO; procedure Main is A, B, C: Integer; min, mid, max: Integer; begin Get(A); Get(B); Get(C); --Ищем минимальное значение min:= A; if B < min then min:= B; end if; if C < min then min:= C; end if; --Ищем максимальное значение max:= A; if B > max then max:= B; end if; if C > max then max:= C; end if; --Ищем среднее значение mid:= A; if B > min and B < max then mid:= B; end if; if C > min and C < max then mid:= C; end if; Put(Item => min, Width => 1); Put(" "); Put(Item => mid, width => 1); Put(" "); Put(Item => max, Width => 1); end Main;

      Есть две коробки, первая размером A1×B1×C1, вторая размером A2×B2×C2. Определите, можно ли разместить одну из этих коробок внутри другой, при условии, что поворачивать коробки можно только на 90 градусов вокруг ребер. Программа получает на вход числа A1, B1, C1, A2, B2, C2. Программа должна вывести одну из следующих строчек:
      - "Коробки равны", если коробки одинаковые,
      - "Первая коробка меньше второй", если первая коробка может быть положена во вторую,
      - "Первая коробка больше второй", если вторая коробка может быть положена в первую.

      Пример 1:
      Размеры первой коробки: 1 2 3
      Размеры второй коробки: 3 2 1
      Коробки равны

      Пример 2:
      Размеры первой коробки: 2 2 3
      Размеры второй коробки: 3 2 1
      Первая коробка больше второй

    • with Ada.Integer_Text_IO ; use Ada.Integer_Text_IO ; with Ada.Text_IO ; use Ada.Text_IO ; procedure main is A1, B1, C1, A2, B2, C2: Integer; min, max, mid, tmp: Integer; begin Get(A1) ; Get(B1) ; Get(C1) ; Get(A2) ; Get(B2) ; Get(C2) ; --Приводим грани в соответствие по длинам A1 => A2, B1 => B2, C1 => C2: --A1 и A2 - самые длинные, C1 и C2 - самые короткие -- "Крутим" первый ящик: min:= A1; mid:= B1; max:= C1; if B1 < min then mid:= min; min:= B1; end if ; if C1 < min then max:= min; min:= C1; end if ; if mid > max then tmp:= mid; mid:= max; max:= tmp; end if ; A1:= min; B1:= mid; C1:= max; -- "Крутим" второй ящик: min:= A2; mid:= B2; max:= C2; if B2 < min then mid:= min; min:= B2; end if ; if C2 < min then max:= min; min:= C2; end if ; if mid > max then tmp:= mid; mid:= max; max:= tmp; end if ; A2:= min; B2:= mid; C2:= max; --Проверка соответствия ящиков и вывод результата: if A1 = A2 and then B1 = B2 and then C1 = C2 then Put_Line("Коробки равны" ) ; elsif A1 >= A2 and then B1 >= B2 and then C1 >= C2 then Put_Line("Первая коробка больше второй" ) ; elsif A1 <= A2 and then B1 <= B2 and then C1 <= C2 then Put_Line("Первая коробка меньше второй" ) ; end if ; end main;

      with Ada.Integer_Text_IO; use Ada.Integer_Text_IO; with Ada.Text_IO; use Ada.Text_IO; procedure main is A1, B1, C1, A2, B2, C2: Integer; min, max, mid, tmp: Integer; begin Get(A1); Get(B1); Get(C1); Get(A2); Get(B2); Get(C2); --Приводим грани в соответствие по длинам A1 => A2, B1 => B2, C1 => C2: --A1 и A2 - самые длинные, C1 и C2 - самые короткие -- "Крутим" первый ящик: min:= A1; mid:= B1; max:= C1; if B1 < min then mid:= min; min:= B1; end if; if C1 < min then max:= min; min:= C1; end if; if mid > max then tmp:= mid; mid:= max; max:= tmp; end if; A1:= min; B1:= mid; C1:= max; -- "Крутим" второй ящик: min:= A2; mid:= B2; max:= C2; if B2 < min then mid:= min; min:= B2; end if; if C2 < min then max:= min; min:= C2; end if; if mid > max then tmp:= mid; mid:= max; max:= tmp; end if; A2:= min; B2:= mid; C2:= max; --Проверка соответствия ящиков и вывод результата: if A1 = A2 and then B1 = B2 and then C1 = C2 then Put_Line("Коробки равны"); elsif A1 >= A2 and then B1 >= B2 and then C1 >= C2 then Put_Line("Первая коробка больше второй"); elsif A1 <= A2 and then B1 <= B2 and then C1 <= C2 then Put_Line("Первая коробка меньше второй"); end if; end main;

      Написать программу, которая вычисляет стоимость междуго­роднего телефонного разговора (цена одной минуты определяется расстоянием до города, в котором находится абонент). Исходными данными для программы являются код города и длительность разговора. Ниже приведены коды некоторых городов и рекомендуемый вид экрана во время работы программы:

    • Вычисление стоимости разговора по телефону.
      Введите исходные данные:
      Код города -> 423
      Длительность (целое количество минут) -> 3
      Город: Владивосток
      Цена минуты: 4 руб.
      Стоимость разговора: 12 руб.
    • with Ada.Integer_Text_IO ; use Ada.Integer_Text_IO ; with Ada.Text_IO ; use Ada.Text_IO ; procedure Main is Code, Len: Integer; begin Put_Line("Вычисление стоимости разговора по телефону." ) ; Put_Line("Введите исходные данные:" ) ; Put("Код города -> " ) ; Get(Code) ; Put("Длительность (целое количество минут) -> " ) ; Get(len) ; case Code is when 423 => Put_Line("Город: Владивосток" ) ; Put_Line("Цена минуты: 4 руб." ) ; Put("Стоимость разговора: " ) ; Put(Item => len * 4 , Width => 1 ) ; Put_Line(" руб." ) ; when 095 => Put_Line("Город: Москва" ) ; Put_Line("Цена минуты: 2 руб." ) ; Put("Стоимость разговора: " ) ; Put(Item => len * 2 , Width => 1 ) ; Put_Line(" руб." ) ; when 815 => Put_Line("Город: Мурманск" ) ; Put_Line("Цена минуты: 3 руб." ) ; Put("Стоимость разговора: " ) ; Put(Item => len * 3 , Width => 1 ) ; Put_Line(" руб." ) ; when 846 => Put_Line("Город: Самара" ) ; Put_Line("Цена минуты: 1 руб." ) ; Put("Стоимость разговора: " ) ; Put(Item => len, Width => 1 ) ; Put_Line(" руб." ) ; when others => Put("Города с таким кодом в базе нет! Попробуйте ещё." ) ; end case ; end Main;

      with Ada.Integer_Text_IO; use Ada.Integer_Text_IO; with Ada.Text_IO; use Ada.Text_IO; procedure Main is Code, Len: Integer; begin Put_Line("Вычисление стоимости разговора по телефону."); Put_Line("Введите исходные данные:"); Put("Код города -> "); Get(Code); Put("Длительность (целое количество минут) -> "); Get(len); case Code is when 423 => Put_Line("Город: Владивосток"); Put_Line("Цена минуты: 4 руб."); Put("Стоимость разговора: "); Put(Item => len * 4, Width => 1); Put_Line(" руб."); when 095 => Put_Line("Город: Москва"); Put_Line("Цена минуты: 2 руб."); Put("Стоимость разговора: "); Put(Item => len * 2, Width => 1); Put_Line(" руб."); when 815 => Put_Line("Город: Мурманск"); Put_Line("Цена минуты: 3 руб."); Put("Стоимость разговора: "); Put(Item => len * 3, Width => 1); Put_Line(" руб."); when 846 => Put_Line("Город: Самара"); Put_Line("Цена минуты: 1 руб."); Put("Стоимость разговора: "); Put(Item => len, Width => 1); Put_Line(" руб."); when others => Put("Города с таким кодом в базе нет! Попробуйте ещё."); end case; end Main;

    В разделе кратко описаны операторы if и case , функция abs() и алгоритм обмена переменных местами.

    2017-2018 Тренировочная работа по математике 11 класс

    Вариант 2 (базовый)

    Ответом к каждому заданию является конечная десятичная дробь, целое число или последовательность цифр. Запишите ответы к заданиям в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания. Если ответом является последовательность цифр, то запишите эту последовательность в бланк ответов № 1 без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру, знак «минус» и запятую пишите в отдельной клеточке. Единицы измерений писать не нужно.

    1

    Ответ: _________________.

    2 . Найдите значение выражения:

    Ответ: _________________.

    3 . В школе девочки составляют 51 % числа всех учащихся. Сколько в этой школе девочек, если их на 8 человек больше, чем мальчиков?

    Ответ: _________________.

    4 . Среднее гармоническое трёх чисел а , b и с, вычисляется по формулеНайти среднее гармоническое чисел

    Ответ: _________________.

    5. Вычислите:

    Ответ: _________________.

    6 . В мужском общежитии института в каждой комнате можно поселить не более трёх человек. Какое наименьшее количество комнат нужно для поселения 79 иногородних студентов?

    Ответ: _________________.

    7 .Найдите корень уравнения

    Ответ: _________________.

    8 . Квартира состоит из двух комнат, кухни, коридора и санузла(см. чертёж). Первая комната имеет 4 м на 4 м, вторая – 4 м на 3,5 м, кухня имеет размеры 4 м на 3,5 м, санузел – 1,5 м на 2 м. Найдите площадь коридора. Ответ дайте в квадратных метрах.

    Ответ: _________________.

    9 . Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

    ВЕЛИЧИНЫ ЗНАЧЕНИЯ

    А) объём ящика комода 1) 0,75 л

    Б) объём воды в Каспийском море 2) 78200 км 3

    В) объём пакета ряженки 3) 96 л

    Г) объём железнодорожного вагона 4) 90 м 3

    В таблице под каждой буквой, соответствующей величине, укажите номер её возможного значения.

    Ответ:

    Ответ: _________________.

    10 . На олимпиаде по русскому языку участников рассаживают по трём аудиториям. В первых двух по 130 человек, оставшихся проводят в запасную аудиторию в другом корпусе. При подсчёте выяснилось, что всего было 400 участников. Найдите вероятность того, что случайно выбранный участник писал олимпиаду в запасной аудитории.

    Ответ: _________________.

    11 . На рисунке изображён график значений атмосферного давления в некотором городе за три дня. По горизонтали указаны дни недели и время, по вертикали – значения атмосферного давления в миллиметрах ртутного столба. Найдите значение атмосферного давления в среду в 12 часов. Ответ дайте в миллиметрах ртутного столба.

    Ответ: ____________.

    12. Из пункта А в пункт D ведут три дороги. Через пункт В едет грузовик со средней скоростью 44 км/ч, через пункт С едет автобус со средней скоростью 36 км/ч. Третья дорога - без промежуточных пунктов, и по ней движется легковой автомобиль со средней скоростью 48 км/ч. На схеме указаны расстояние между пунктами в километрах. Автобус, грузовик и автомобиль одновременно выехали из пункта А . Какая машина добралась до D позже других? В ответе укажите, сколько часов она находилась в дороге.

    Ответ: _________________.

    13. К правильной шестиугольной призме с ребром 1 приклеили правильную шестиугольную пирамиду с ребром 1 так, что грани оснований совпали. Сколько граней у получившего многогранника (невидимые рёбра на рисунке не изображены)?

    Ответ: _________________.

    14. На рисунке изображён график функции Точки A , B , C , D и E задают на оси х четыре интервала. Пользуясь графиком, поставьте в соответствие каждому интервалу характеристику функции или её производной.

    ИНТЕРВАЛЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФУНКЦИИ ИЛИ ПРОИЗВОДНОЙ

    А) (А; В) 1) функция меняет знак с « – » на « +»

    Б) (В; С) 2) производная меняет знак с « – » на « +»

    В) (С; D ) 3) производная меняет знак с « + » на «–»

    Г) ( D ; Е) 4) функция положительна и возрастает

    В таблице под каждой буквой, укажите соответствующий номер.

    15 . На окружности с центром О отмечены точки А и В так, что Длина меньшей дуги АВ равна 3. Найдите длину большей дуги.

    Ответ: _________________.

    16 . Даны две коробки, имеющие форму правильной четырёхугольной призмы. Первая коробка в четыре с половиной раза ниже второй, а вторая втрое уже первой. Во сколько раз объём первой коробки больше объёма второй?

    Ответ: _________________.

    17. Каждому из четырёх неравенств в левом столбце соответствует одно из решений в правом столбце. Установите соответствие между неравенствами и их решениями.

    НЕРАВЕСТВА РЕШЕНИЯ

    А)

    Б)

    В)

    Г)

    Впишите в приведённую в ответе таблицу под каждой буквой соответствующий номер решения.

    Ответ:

    18 . На зимней Олимпиаде сборная России завоевала медалей больше, чем сборная Канады, сборная Канады – больше, чем сборная Германии, а сборная Норвегии – меньше, чем сборная Канады.

    Выберите утверждения, которые верны при указанных условиях.

    1) Из названных сборных команда Канады заняла второе место по числу медалей.

    2) Среди названных сборных есть три, завоевавшие равное количество медалей.

    3) Сборная Германии завоевала больше медалей, чем сборная России.

    4) Сборная России завоевала больше медалей, чем каждая из остальных трёх сборных.

    В ответе укажите номера верных утверждений в порядке возрастания.

    Ответ: _________________.

    19 . Четы рёхзначное число А состоит из цифр 3; 4; 8; 9, а четы рёхзначное число В - из цифр 6; 7; 8; 9. Известно, что В = 2 А. Найдите число А. В ответе укажите какое – нибудь одно такое число, кроме числа 3489.

    Ответ: _________________.

    20 . Прямоугольник разбит на четыре маленьких прямоугольника двумя прямолинейными разрезами. Периметры трёх из них начиная с левого верхнего и далее по часовой стрелке равны 17, 15 и 18. Найдите периметр четвёртого прямоугольника.

    17

    15

    ?

    18