Закавказье где. Какие страны входят в Закавказье? Страны Закавказья: характеристика

Урок географии в 9 классе.

Страны Закавказья.

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

- обобщить и систематизировать знания учащихся о странах Закавказья.

Сформировать общее представление о положении на карте, границах, экономике стран, населении, их занятиях; познакомить с крупными городами.

Развивать познавательную активность, географическое мышление, внимание, умение ориентироваться в географической карте, применять имеющиеся знания в различных ситуациях. Повысить интерес к изучению географии, ответственно готовиться к уроку.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация, политическая карта Зарубежной Азии; карты атласа.

Форма : коллективная с элементами беседы с учителем.

Ход урока.

I. Организация урока.

II. Повторение пройденного материала.

О какой стране идет речь:

1.Численность населения коло 42,6 миллионов человек По площади занимает 44 место.

2. Название произошло от древнерусского окраина, то есть «пограничная область».

3. Рельеф Большую часть Украины занимают низменности – 71 %, возвышенности -26%, лишь на западе горы Карпаты- 3%

4. Это – одно из самых маленьких государств Восточной Европы. Она лежит на юго-востоке Европы между Румынией и Украиной.

5. В центре страны на равнинах возвышаются холмы. Эта возвышенная часть страны называется Кодры.

6. Здесь в основном добывают известняки, гравий, стекольный песок, глину, гипс. Есть небольшие месторождения нефти и газа.

7. Визитная карточка –борщ с пампушками и сало, вареники.

8. Здесь хранятся останки Ильи Муромца.

9. Здесь расположен очень красивый город, крупный порт, одной из достопримечательностей которого является Потёмкинская лестница - памятник основательнице – Екатерине II.

10. Главное богатство страны – мягкий климат и плодородные почвы.

11. Ведущая отрасль – пищевая промышленность: винодельческая, плодоовощная, сахарная, молочная.

12. Самый большой город страны – её столица Кишинёв.

III. Изучение нового материала.

(Звучит зажигательная кавказская музыка, на экране появляются слайды с изображением мандаринов, винограда, хурмы, персиков)

Ребята, вы слышите этот запах? Запах свежести, радости, веселья и хорошего настроения. Всё это нам дарят сегодня наши добрые соседи – страны Закавказья: Грузия, Азербайджан и Армения. Хорошего соседа, как и хорошего друга надо хорошо знать, вот этому мы и посвятим свой урок.

(слайд 1)

Закавказье - историко-географический регион в Азии, занимающий территорию между Черным и Каспийским морями. Здесь расположены три страны, входящие в состав СНГ, - Азербайджан, Грузия и Армения.

(слайд 2)

В 1922 г. в состав Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики вошли Азербайджан, Грузия и Армения. Названное федеративное устройство просуществовало до 1936 г., после чего каждый из его членов (в том числе и Закавказские республики) вошел в состав СССР как самостоятельное государство. В 1991 г. Закавказские страны, находившиеся ранее в составе СССР вместе с другими республиками, вступили в эпоху развития.

(слайд 3)

Самой крупной республикой по площади и населению является Азербайджан, самой маленькой - Армения. Экономико-географическое положение закавказских республик в настоящее время ухудшилось. Несколько точек военных действий в этом регионе нанесли непоправимый вред всему хозяйственному комплексу. Сейчас нет прямого железнодорожного сообщения из Грузии в Россию через Абхазию, сложность связей Азербайджана с Нахичеванской Республикой, входящей в состав Азербайджана, вызвана армяно-азербайджанским конфликтом из-за Нагорного Карабаха.

(слайд 4)

Специализация стран Закавказья и наличие определенных природных ресурсов непосредственно связаны. С наличием запасов нефти связано развитие в Азербайджане нефтедобычи и нефтепереработки. На собственных запасах железной руды в Грузии развивается черная металлургия. На собственных запасах бокситов в Азербайджане и медных, молибденовых руд в Армении развивается цветная металлургия. На местном сырье во всех странах развита пищевая и легкая промышленность.

(слайд 5)

Этнический состав населения Закавказья сложный. Здесь живут азербайджанцы, армяне, грузины, абхазцы, осетины, лезгины, греки, курды, аварцы, цахуры, русские, украинцы и представители других национальностей.

Все народы Кавказа принадлежат к южной ветви европеоидной расы, к кавказской, индоевропейской (армяне) и к алтайской семье (азербайджанцы),Длительная и сложная история взаимоотношений народов и накопившиеся социальные проблемы обострили межнациональные отношения в регионе. Имея высокий естественный прирост - в Грузии - 7%, в Азербайджане - 21%, Армяне и грузины являются христианами. Большинство населения Азербайджана придерживаются ислама.

(слайд 6)

Закавказье хорошо обеспечено различными природными ресурсами. Недра закавказских стран богаты различным минеральным сырьём. Абхазия (Ткварчели) и Грузия (Ткибули) обладают запасами каменного угля, Грузия (Ахалцихе) также бурого угля, Азербайджан - нефти и природного газа (Артём-Остров, Нефтяные Камни и Сиазань). Небольшое месторождение нефти расположено также в Грузии (Мирзаани). Месторождения железных руд находятся в Азербайджане (Дашкесан), марганцевых руд - в Грузии (Чиатура), медных - в Армении (Алаверди и Кафан), полиметаллических - в Южной Осетии (Кваиси), алюминиевых - в Азербайджане (Алунитдаг). Велики запасы строительного камня: мрамора - в Грузии, туфа и пемзы - в Армении. Закавказье славится источниками минеральных вод: Боржоми (Грузия), Джермук (Армения) и Истису (Азербайджан).

(слайд 7)

Сейчас, как и везде в СНГ, в республиках Закавказья на первый план вышли отрасли, имеющие собственное ресурсное обеспечение. Азербайджан наращивает объемы добычи нефти и газа, привлекая для этого значительные иностранные инвестиции. Грузия в настоящее время выделяется как крупный экспортер марганцевой руды, а также пытается восстановить связи с Россией с точки зрения продажи на наш рынок вина и цитрусовых. Армения, испытывающая самые серьезные энергетические трудности, вынуждена была вновь пустить закрытую после Спитакского землетрясения (1988г.) атомную электростанцию. Это позволило в какой-то мере восстановить выплавку меди и молибдена.

(слайд 8)

В Грузии, где значительная часть равнинных пространств располагается во влажном субтропическом климате, развитие получило выращивание чая, цитрусовых, табака, в долинах Куры и Алазани значительные площади заняты под виноградники. Из полевых культур выращивают пшеницу, ячмень, кукурузу. В горных районах выпасают овец. В Азербайджане климат гораздо суше, что приводит к использованию в земледелии дополнительного орошения для выращивания хлопчатника, овощей, зерновых культур. В северных и западных районах так же как и в Грузии, выращивают виноград. Значительные территории полупустынных пастбищ используются для выпаса тонкорунных и каракульских овец. Армения отличается от двух других республик более суровыми климатическими условиями. Виноград здесь на зиму приходится укрывать от сильных морозов, но, в связи с сухостью климата, гроздья летом набирают много сахара, что позволяет вырабатывать коньяки. В Араратской долине выращивают овощи, зерновые, по склонам много персиковых и абрикосовых садов. Из полезных ископаемых здесь встречаются уголь, нефть, газ, алуниты, соли. Из метаморфических и магматических можно выделить руды железа, марганца, меди, молибдена, полиметаллические, а также залежи мрамора, туфа, пемзы, мышьяковых и баритовых руд.

Ну а теперь послушаем ваши домашние заготовки.

(заслушиваются подготовленные дома по вариантам

сообщения об Армении, Грузии и Азербайджане)

IV . Домашнее задание.

Состав территории. Природные условия и ресурсы. Страны Закавказья - Грузия, Азербайджан и Армения - располагаются в пределах горных систем - Кавказа и Армянского нагорья. По высоте эти горы сопоставимы с Альпами: на Кавказе г. Казбек достигает 5033 м (высшая точка - Эльбрус - 5642 м находится на территории России); в Армянском нагорье - г. Арагац - 4090 м (высшая точка нагорья - вулкан Большой Арарат - 5165 м находится в Турции) (рис. 139). Покрытые ледниками остроконечные вершины, глубокие долины-ущелья, лавовые плато и вулканические конусы, карстовые пещеры и озера делают высокогорный рельеф особенно разнообразным. Хребты Кавказа примыкают к Армянскому нагорью с севера. Прогиб, разделяющий Кавказ на Большой и Малый, у Черного моря расширяется и переходит в Колхидскую низменность, а у впадины Каспийского - в Ленкоранскую и Кура-Араксинскую низменности.

Рис. 140 Кура

Рис. 140 Аракс

Для региона характерна высокая сейсмичность: сила землетрясений, в 1988 г. уничтожившего армянский город Спитак и в 1990 г. разрушившего селения на северо-западе Ирана, превышала 7 баллов. Хребты Кавказа, обрамляющего нагорье с севера, испытывают тенденцию к поднятию (более 10 мм в год), а разделяющие их низменности - к опусканию. Особенно быстро (до 1,3 мм в год) погружается Колхидская низменность.

Рельеф и географическое расположение способствуют разнообразию климата.

На западе - на Черноморском побережье и в Колхидской низменности - климат субтропический влажный. За год выпадает около 1800 мм осадков. Лето жаркое (+24°С). Сильные ливни характерны для всего года, но особенно - для теплой (+4… ,+6 °С) зимы.

Субтропический климат восточных прикаспийских склонов и защищенной ими Кура-Араксинской низменности сухой: здесь выпадает до 400 мм, а на юге - менее 200 мм осадков. Зимой - около +2 °С, летом жарко - до +28 °С.

В высокогорьях Кавказа и на Армянском нагорье климат субтропический континентальный - суровый, с холодной зимой (до –15 °С). Летом - не выше +20 °С. На склонах хребтов, особенно весной и в начале лета, выпадает много осадков (1000 мм). В котловинах летом бывает сильная жара (+24... +30 °С), осадков мало: на западе - 500-750 мм, на востоке - 300-500 мм. Вершины покрыты шапками снега и льда. Ледники подвижны, велика опасность схода лавин. При быстром таянии снега и ливнях образуются сели. Ледниковые воды питают многочисленные бурные реки, самые крупные из которых - Кура и Аракс (рис. 140). Много озер - тектонических, вулканических, карстовых. Котловина крупнейшего озера - Севан - образована в разломе, подпруженном лавовыми потоками (рис. 141).

Рис. 141 Севан

Растительность Кавказа разнообразна и неповторима. Склоны гор на западе покрыты влажными субтропическими широколиственными лесами из ольхи и бука, граба и дуба. В Колхиде к ним примешиваются вечнозеленые самшит, тис, стволы деревьев обвивают лианы. На склонах Ленкоранской низменности сохранились уникальные реликтовые «гирканские» леса из каштанолистного дуба и железного дерева. Засушливая Кура-Араксинская низменность занята полупустынями из полыней и эфемеров - тюльпанов, мятлика. Высокогорные склоны Армянского нагорья покрывают разнотравно-злаковые и ковыльные степи.

Разнообразен животный мир Кавказа. Если в предгорьях обитают те же животные, что и на прилегающих к ним равнинах, то в высокогорьях появляется значительное количество видов эндемичных или реликтовых. Из крупных животных - это кавказский горный козел - тур (встречающийся только здесь), бородатый, или безоаровый, козел, серна. Среди насекомых до 30 % всех видов являются эндемиками, а среди наземных моллюсков - почти 75 %. Многие горные районы Кавказа можно рассматривать как заповедник, в котором самой природой созданы хорошие условия для сохранения и размножения многих крупных животных и птиц.

Население стран Закавказья неоднородно. По его численности лидирует Азербайджан, где высок естественный прирост. На численность населения всех государств большое влияние оказали миграции, связанные с межэтническими конфликтами. Невысокой рождаемостью, снизившейся до уровня смертности, обусловлена стабильность численности населения Грузии. Продолжительность жизни в странах Закавказья - около 72 лет. Уровень урбанизации невысок: в Армении - около 65 %, в Азербайджане и Грузии - около 54 %. Самые крупные города - столицы; в каждой из них - более миллиона жителей (рис. 142, 143). Закавказье характеризуется довольно высокой плотностью населения. Высок, особенно в Грузии, - 52 % - удельный вес занятых в сельском хозяйстве. Титульные этносы составляют в Армении и Азербайджане 90 %, в Грузии - менее 70 %. Армяне и грузины являются христианами. Преобладающая часть жителей Азербайджана придерживается ислама. Аджарцы, живущие в Грузии, - мусульмане.

Рис. 142 Ереван

Рис. 143 Баку

Хозяйство. В Азербайджане основу промышленности составляют нефтедобыча и нефтепереработка (рис. 144). В Грузии и Армении преобладает сфера услуг, а ведущими отраслями производства являются сельское хозяйство и связанная с ним пищевая промышленность.

Рис. 144. Добыча нефти на шельфе

Сельское хозяйство За- Каспийского моря кавказья имеет растениеводческую специализацию. В структуре угодий преобладают пастбища, преимущественно горные (рис. 145). Развитие земледелия сдерживается недостатком пригодных к обработке земель. Угодья нуждаются в мелиорации - орошении или осушении (в Колхидской низменности). Самыми обширными посевными площадями обладает Азербайджан. Возделывают на них зерновые (пшеница) и технические (хлопчатник) культуры. Выращивают табак, чай, цитрусовые, виноград и плодовые (гранаты, инжир, айва и др.). Азербайджан является крупнейшим поставщиком ранних овощей на рынки стран СНГ. В причерноморских районах Грузии выращивают чай и цитрусовые. На востоке страны и в Армении главные отрасли - ви- Рис. 145. Высокогорное пастбище ноградарство и садоводство. В животноводстве Грузии и Азербайджана доминируют мясо-молочное скотоводство и мясо-шерстное овцеводство. Животноводство Армении специализируется на разведении крупного рогатого скота молочно-мясного направления и овцеводстве. Отраслью специализации прикаспийских районов Азербайджана является рыболовство. В Грузии и Азербайджане развито шелководство, в Армении - свиноводство, во всех странах - птицеводство.

Рис. 145 Высокогорное пастбище

На переработке продукции растениеводства специализируется пищевая промышленность стран региона. В Армении производят вина и коньяки, минеральную воду, плодовые консервы. В Грузии и Азербайджане, помимо плодоконсервного, развиты производство чая и табака, виноделие и рыбная промышленность. На местном сырье базируется и легкая промышленность. Ее основу составляет текстильная, производящая хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные ткани. Повсеместно представлено кожевенно-обувное производство, в Азербайджане и Армении - производство ковров, в том числе ручным способом.

Исключительное значение в экономике всех стран имеют отрасли топливно-энергетической промышленности. В Азербайджане, где они обеспечивают около 70 % стоимости промышленной продукции, основную часть электроэнергии производят ТЭС, работающие на мазуте и природном газе. В Грузии и Армении велика роль ГЭС. В Армении действует единственная в регионе Армянская АЭС. Во всех странах есть металлургические производства. Черная металлургия развивается в Грузии. Цветная металлургия в Азербайджане представлена алюминиевой промышленностью, в Армении - медно-молибденовой. Машиностроение выпускает транспортные средства, промышленное оборудование, сельскохозяйственные машины. Ведущие центры в Азербайджане - Баку и Гянджа, в Грузии - Тбилиси, Кутаиси и Батуми, в Армении - Ереван. Химическая промышленность представлена предприятиями нефтехимии в Азербайджане и Армении. Разнообразием сырья обусловлено развитие промышленности строительных материалов . Мрамор добывают и обрабатывают в Армении и в Азербайджане. Армения экспортирует цветные туфы.

Транспорт. Во всех странах во внутренних пассажирских перевозках главная роль принадлежит автомобильному транспорту, в международных - авиационному . Велико значение Закавказской железной дороги, соединяющей Баку с Сухуми и весь регион - с Россией. Через все Закавказье проходят нефтепровод Баку - Батуми и газопровод Карадаг - Агстафа. Строится нефтепровод через территорию Грузии в Турцию и дальше - к Средиземному морю.

Политическая нестабильность в Закавказье отразилась на функционировании единой транспортной системы региона. Ограничены межгосударственные железнодорожные сообщения через территорию Абхазии и Нагорного Карабаха. В грузоперевозках Грузии и Азербайджана возросло значение морского и трубопроводного транспорта.

Внешнеэкономические связи каждой из стран имеют свои особенности, но обладают и общими чертами. Наибольшим внешнеторговым оборотом выделяется Азербайджан. Важнейшими партнерами всех государств являются соседние с ними страны. В структуре экспорта всех стран велика роль минерального сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В импорте доминирует минеральное топливо, продукция машиностроения и химической промышленности. Традиционной отраслью хозяйства является туризм. Многочисленны курорты - климатические приморские и бальнеологические, построенные у минеральных источников.

Список литературы

1. География 9 класс/ Учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения/ Под редакцией Н. В. Науменко/ Минск «Народная асвета» 2011

География 6 класс Урок ____ Дата_________

Тема: Казахстан на карте мира

Цель: к концу урока учащиеся смогут определить географическое положение Казахстана и выполнят работу на К/К

Задачи

Смогут показывать на карте АТД и столицу.

Смогут описать географическое положение Казахстана на К/К

Смогут определить и оценить географическое положение

Оборудование: Интерактивная доска-презентация, К/К, карта АТД, листы Формат А3, маркеры, картинки.

Ожидаемый результат:
По окончанию урока учащиеся смогут:
- показывать территорию РК;
- показывать страны-соседи;
- показывать и рассказывать географическое положение РК.
-правильно оформлять контурные карты.

Ход урока

1.Организационный момент.

Доброе утро, ребята! Для того, чтобы поднять настроение, начнем с разминки. Прошу всех встать в круг. Разминка называется «Приветствие в разных странах».

Приветствие в разных странах:

Дети встают в круг и приветствуют друг друга:

В Казахстане принято пожимать руки.

В Италии - горячо обняться.

В Бразилии - похлопать по плечу.

В Зимбабве - трутся спинами.

В Македонии - здороваются локтями.

В Никарагуа приветствуют друг друга плечами.

В Австралии, у австралийских аборигенов- хлопнуть ладонями, подпрыгнуть и толкнуть бедром.

Деление на пары

А теперь я хотела бы разделить вас на пары. Я приготовила картинки-пазл возьмите себе одну часть и найдите себе пару (представители- негроидной, монголоидной, европейдной рас)

Садитесь вместе те, у кого совпали пазлы, вспомните правила работы в паре.

Знакомство с листом взаимооценивания

Этап урока

Критерии оценки

Выполнил не выполнил

оценка

Опрос домашнего задания

Определение целей урока

Чистая доска

Работа с К/к

Закрепление

Понимание пройденной темы

Опрос домашнего задания: Посмотрите внимательно на ваши рисунки и скажите почему я предложила именно эти картинки

Ответы детей:

Сейчас я предлагаю вам сделать кластер по картинки описать представителя расы.

Кто такой Миклухо-Маклай?

Как вы понимаете выражение «Равенство рас»?

Более подробную информацию о Миклухе Маклае вам представит Стрымбовский Андрей

Изучение нового материала

Посмотрите внимательно на слайд и попробуйте назвать тему сегодняшнего урока.

Работая в паре составьте цели урока

Актуализация знаний.

Что называют географическим положением?

Обсудите в паре для чего нужно определять странам географическое положение?

Прочитайте самостоятельно текст параграфа (Техника ИНСЕРТ)

Сейчас я предлагаю по работать с чистой доской

2,7 млн км.

552 тыс.км 2

Определите географическое положение Казахстана

Работая с картой заполните таблицу

Граница

Страна

Север

Восток

Столица

Работа с К/к в паре

подписать области и областные центры

Указать государства с которыми граничит Казахстан

Работа в паре

Прочитайте 2 часть параграфа история формирования РК

Постройте схему

Феодальное государства

Взаимопроверка работ между парами

Закрепление пройденного материала

Найдите на карте северный полярный круг (параллель 66,60) Пересекает ли он территорию нашего государства?
- В каком полушарии мы живём? (в северном полушарии)
- Общая протяжённость границ составляет 15 000 км. Из них по суше проходит 12 000 км и 3 000 км по морю.
- С какими странами граничит Казахстан? (учащиеся определяют страны-соседи по карте)
- С какими странами самая протяжённая граница?
- Какая область Казахстана граничит с Туркменистаном? Киргизстаном?
- С какими странами граница проходит по горам? По морю?
- Что значит «морская граница»? (морская граница проходит в 12 милях (22,2 км) от берега)
- Определите, с какими странами Казахстан граничит только по морю? (Азербайджан и Иран)
- Как географическое положение влияет на природу Казахстана?

Попробуйте определить географическое положение своего села Зерноград.

Работа в таблице

V. Домашнее задание.

Астана столица Казахстана (реферат, презентация по выбору)

Параграф 51

Рефлексия

Заполнить

Понравилось

Было трудно

Приложение

Лист оценки учащегося______________________

Этап урока

Критерии оценки

Выполнил не выполнил

(указать знаками «+» или «-»)

оценка

Опрос домашнего задания

Знать расы, уметь давать описание внешнего облика представителей рас.

Определение целей урока

Умение правильно определять цели урока. (цель должна соответствовать теме урока)

Определение географического положения села Зерноград

Умение правильно определять географическое положение.

Чистая доска

Внимательное чтение, запоминание основных понятий.

Географическое положение Казахстана, работа с картой, заполнение таблицы

Уметь определять географическое положение,

Работа с К/к

умение работать с К/К картой (умение оформлять)

Составление схемы (история формирования республики Казахстан)

Умение выделять главное, правильное запоминане цепочки событий.

Закрепление

Понимание пройденной темы

Приложение

Лист оценки учащегося______________________

Этап урока

Критерии оценки

Выполнил не выполнил

(указать знаками «+» или «-»)

оценка

Опрос домашнего задания

Знать расы, уметь давать описание внешнего облика представителей рас.

Определение целей урока

Умение правильно определять цели урока. (цель должна соответствовать теме урока)

Определение географического положения села Зерноград

Умение правильно определять географическое положение.

Чистая доска

Внимательное чтение, запоминание основных понятий.

Географическое положение Казахстана, работа с картой, заполнение таблицы

Уметь определять географическое положение,

Работа с К/к

умение работать с К/К картой (умение оформлять)

Составление схемы (история формирования республики Казахстан)

Умение выделять главное, правильное запоминане цепочки событий.

Закрепление

Понимание пройденной темы

Граница

Страна

Север

Восток

Столица

Граница

Страна

Север

Восток

Столица

Граница

Страна

Север

Восток

Столица

Рефлексия

Заполнить

Понравилось

Было трудно

Рефлексия

Заполнить

Понравилось

Было трудно

Рефлексия

Заполнить

Понравилось

Было трудно

Рефлексия

Заполнить

Понравилось

Было трудно

Рефлексия

Заполнить

Понравилось

Было трудно

Рефлексия

Заполнить

Понравилось

Было трудно

Племенные союзы задолго до нашей эры

Феодальное государства

Объединение отдельных племен, образование Казахского ханства

Нашествие джунгар, ослабление Казахского ханства

три жуза принимают подданство России

Казахстан вошел в состав Российской федерации была образована Казахская автономная республика

республика Казахстан вошла в состав СССР

Казахстан объявил о своей независимости

Племенные союзы задолго до нашей эры

Феодальное государства

Объединение отдельных племен, образование Казахского ханства

Нашествие джунгар, ослабление Казахского ханства

три жуза принимают подданство России

Казахстан вошел в состав Российской федерации была образована Казахская автономная республика

республика Казахстан вошла в состав СССР

Казахстан объявил о своей независимости

Племенные союзы задолго до нашей эры

Феодальное государства

Объединение отдельных племен, образование Казахского ханства

Нашествие джунгар, ослабление Казахского ханства

три жуза принимают подданство России

Казахстан вошел в состав Российской федерации была образована Казахская автономная республика

республика Казахстан вошла в состав СССР

Казахстан объявил о своей независимости

Урок 74. Страны нового зарубежья СНГ

20.08.2014 9113 0

Цели: Познакомить с новыми независимыми государствами - соседями России. Углубить знания о геополитическом положении России, сформировать представле­ния о взаимоотношениях России с новыми независимыми государствами. Развивать творческие способности учащихся, умение самостоятельно работать с дополнитель­ной литературой.

Оборудование: Карты СССР (физическая, политико-административная и др., а также карты Украины и Молдавии, Белоруссии, стран Балтии, Закавказья, Средней Азии, Казахстана). Иллюстрации - природа и достопримечательности стран.

Ход урока

I. Организационный момент

Работа проводится в группах. В группе - 6 человек. Каждый учащийся специа­лист по своей группе стран (по уч. Д. удобнее брать группы стран, соответствующие параграфу: 1. Белоруссия; 2. Страны Балтии; 3. Европейский Юго-Запад; 4. Закавка­зье; 5. Азиатский Юго-Восток разделить на Казахстан и страны Средней Азии).

На столах план изучения страны, атласы, картосхемы стран и др.

II. Изучение нового материала

План изучения страны :

1. Показ на карте страны (стран) и столицы.

2. Выгодность ЭГП страны (стран).

3. Природные условия (климат, рельеф, воды, природные зоны и пр.) и их осо­бенности.

4. Природные ресурсы (оценка богатства страны (стран) отдельными видами ре­сурсов).

5. Население (естественный прирост, миграции, урбанизация, религия, народы, обычаи, традиции).

6. Специализация страны (отрасли специализации, продукция, центры).

7. Экспорт и импорт страны с Россией.

8. Сюрприз (стихотворение пота страны прочесть, песню страны, рассказать о гербе, флаге, о достопримечательности и т. д.).

Если задание учащиеся получили на двоих, то за одним столом сидят учащиеся - знатоки 3-х стран или трех групп стран. Например: 1. Белоруссия; 2. Украина и Молдова; 3. Закавказье. После рассказа в группе, учащихся приглашают в группу учеников - специалистов по другим странам - и слушают их. Ученику выгодно рас­сказать о стране (о странах), так как это повысит его балл за урок.

Учащиеся пишут на листе (1/2 альбомного или ксероксного) название страны (группы стран), особенности которой они хотели бы узнать, и показывают другим группам. Таким образом, они делают заявку на знатока страны.

Каждый ученик рассказывает о стране в своей первой группе, затем по пригла­шению во второй группе. Все учащиеся записывают краткую информацию о стра­нах, по которым работали в группе.

Запись может быть в виде краткого описания, перечня терминов, относящихся к стране (15-20 слов), вопросов (3-4 вопроса) о стране.

Рассказ о стране длится (3 мин + 3 мин) 6 минут. Учащиеся оценивают содержа­ние описания страны, картосхему, дополнительный материал. Оценки учащихся записывают на листках (оценочных) в группе.

В конце урока учитель проводит тестовый диктант.


Учащиеся за урок получают несколько оценок:

1) за подготовку и выступление с сообщением в группе;

2) за дополнительное сообщение в другой группе;

3) за диктант.

Средняя оценка выставляется в журнал.

На этом уроке учащиеся чертят схему внешней торговли России со странами СНГ. По мере выступления в группе учащихся в тетради или на контурной карте каждый ученик стрелочками чертит (и подписывает) и указывает состав экспорта в Россию продукции отраслей специализации и импорта из России.

Схема (на контурной карте):


Вывод: Наиболее активные экономические связи Россия имеет с Беларусью, Ка­захстаном и Украиной.

Тест

1. Какие из этих государств не входят в Содружество Независимых Государств?

а) Беларусь; б) Украина и Молдавия;

в) Страны Балтии; г) Страны Закавказья.

2. Какая страна в 1999 году вступила в межгосударственный союз с Россией?

а) Белоруссия; б) Украина;

в) Казахстан; г) Молдавия.

3. Определите страну по характерным признакам:

а) Республика богата калийными и поваренными солями.

б) Главная отрасль промышленности - машиностроение.

в) Основные религии - православие, католицизм. (Беларусь.)

4. Одна из этой группы стран имеет залежи горючих сланцев. На первом месте в структуре экономики - сфера услуг. Море сильно повлияло на размещение на­селения. (Страны Балтии.)

5. Эта республика имеет широкий морской фасад. Природные условия благопри­ятны для ведения сельского хозяйства: плодородные почвы, достаточное ко­личество тепла. Ресурсные базы России и этой республики дополняют друг друга. (Украина.)

6. Это небольшая по площади сухопутная республика с высокой плотностью на­селения. Республика - сад. Главное звено экономики - АПК. (Молдавия.)


1. Республика специализируется на черной металлургии, машиностроении и АПК. Машиностроение специализируется на производстве судов, тепловозов, автомо­билей, металлургического оборудования. (Украина.)

2. Важная природная особенность региона - горный рельеф. Территория защи­щена горами от вторжений арктического воздуха, что позволяет выращивать субтропические культуры. (Закавказье.)

3. Это республика Закавказья, имеет месторождения нефти, религия ислам. Ос­нова хозяйства топливно-энергетический комплекс. (Азербайджан.)

4. В 1988 году в республике произошло сильное землетрясение, во время кото­рого погибло более 25 тысяч человек. Республика не имеет выхода к морю. Старейшая отрасль промышленности - цветная металлургия. (Армения.)

5. Это крупное государство Центральной Азии изменило местоположение сто­лицы. Главная проблема - недостаток влаги. Страна обладает богатейшими природными ресурсами (особенно минеральными и агроклиматическими). (Казахстан.)

6. Страны этого региона объединяет религия ислам. Значительная часть населе­ния живет в оазисах. Страны региона аграрно-индустриальные. (Азиатский Юго-Восток.)

Домашнее задание

1. Повторить термины по курсу: список учащиеся записывают в тетрадь (учить по словарю терминов);

2. Повторить принципы размещения предприятий и крупные объекты.

Дополнительный материал

Узбекистан

Память о национальных традициях хранят аксакалы, сохранившие в памяти обычаи своих отцов и дедов.

Народы Востока отмечали наступление нового года весной, когда вся природа оживает, все начинает цвести.

С праздником весны Наврузом связаны многие сельскохозяйственные, природо­охранные работы: посев саженцев деревьев, очистка водных сооружений, удобрение полей и др.

Интересен праздник «Лой тутиш» («Грязеподношение»). Все жители кишлаков чистят арыки, дороги, улицы после зимы. Прохожему «преподносят» грязь, мусор. В ответ он должен «откупиться», помочь в работе, приготовить еду работающим, спеть песню. Во время этого праздника царит очень веселая, дружелюбная атмосфе­ра: все улыбаются, с радостью помогают друг другу.

С начала полевых работ отмечают праздник «Шахмай». Сельчане готовят националь­ные блюда и идут в поле, где в торжественной обстановке к ним обращается старейшина, который желает людям хорошего труда, богатого урожая и разрешает начать работу.

Весной, когда начинают зацветать тюльпаны, начинается «Лола сайли». Люди семьями выходят на природу, и уважаемые старейшины наставляют молодежь, рас­сказывают им о необходимости бережного отношения к природе, о национальных праздниках, обычаях, традициях, связанных с различными природными явлениями.

В последние дни августа поводят очень красивый праздник цветов «Гул байра- ши». Особенно его любят в Ферганской долине. Жители собирают цветы и устраи­вают выставки из красочно оформленных композиций. На празднике звучит музыка, исполняются танцы с цветами.

1. Чем обусловлены высота и высокая сейсмичность Кавказа и Армянского нагорья?

Высота и сейсмичность Кавказа и Армянского нагорья обусловлены их расположением в молодом складчатом поясе.

2. Какие по происхождению формы рельефа характерны для региона?

Тектонические, ледниковые, аккумулятивные, эрозионные.

3. Какая растительность распространена на Кавказе?

На склонах гор – влажные субтропические широколиственные леса из буков, грабов, дубов.

В Колхиде – вечнозеленые самшит, тис, лианы.

На склонах Ленкоранской низменности – реликтовые «гирканские» леса их каштанолистного дуба и железного дерева.

4. *Как связана специализация хозяйства стран Закавказья с их природными ресурсами?

Специализация стран Закавказья и наличие определенных природных ресурсов непосредственно связаны. С наличием запасов нефти связано развитие в Азербайджане нефтедобычи и нефтепереработки. На собственных запасах железной руды в Грузии развивается черная металлургия. На собственных запасах бокситов в Азербайджане и медных, молибденовых руд в Армении развивается цветная металлургия. На местном сырье во всех странах развита пищевая и легкая промышленность.

5. *Каковы особенности этнического и религиозного состава населения Закавказья? Какие этнополитические проблемы существуют в регионе и как они отражаются на межгосударственных отношениях?

Этнический состав населения Закавказья сложный. Здесь живут азербайджанцы, армяне, грузины, абхазцы, осетины, лезгины, греки, курды, аварцы, цахуры, русские, украинцы и представители других национальностей.

Все народы Кавказа принадлежат к южной ветви европеоидной расы, к кавказской, индоевропейской (армяне) и к алтайской семье (азербайджанцы),Длительная и сложная история взаимоотношений народов и накопившиеся социальные проблемы обострили межнациональные отношения в регионе. Имея высокий естественный прирост - в Грузии - 7%, в Азербайджане - 21%, Армяне и грузины являются христианами. Большинство населения Азербайджана придерживаются ислама.

Когда стал распадаться Советский Союз, стало ясно, что старые политические структуры должны уступить место чему-то новому, но не было почти никакого согласия или ясности в вопросе о том, что должно было заменить старую систему. В этих условиях начался рост напряженности между этническими группами, которым раньше удавалось жить бок о бок в относительной гармонии.

Нагорный Карабах являлся яблоком раздора в течение всего советского периода. Армяне и в Карабахе, и в самой Армении так полностью и не приняли его включение в состав Азербайджанской Советской Социалистической Республики в качестве Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) в 1924 году, так как более 90% его населения были армянами. Когда началась перестройка Михаила Горбачева, Нагорный Карабах одним из первых воспользовался возросшей свободой слова, и в 1988 году местный выборный орган потребовал разрешить НКАО выйти из состава Азербайджанской ССР и присоединиться к Армянской Советской Социалистической Республике. Азербайджан отверг это требование, и напряженность стала быстро расти. Неуклюжие попытки Москвы сохранить мир только ухудшили ситуацию, так как обе стороны считали, что Москва была против них. К моменту, когда Советский Союз официально прекратил свое существование в конце 1991 года, конфликт между Азербайджаном и Нагорным Карабахом (который молчаливо поддерживала Армения) вылился в полномасштабный конфликт.

В Абхазии причиной конфликта являлись прежде всего противоречия в отношении статуса Абхазии в рамках Грузии. Абхазия была автономной республикой в составе Грузинской Советской Социалистической Республики, но, когда Грузия добилась независимости и к власти пришел радикальный националистический режим Звиада Гамсахурдиа, Абхазия начала жаловаться на то, что Тбилиси посягает на ее автономию. Абхазы ссылались на Конституцию 1925 года, которая, как они утверждали, давала им с Грузией равные права, и таким образом требовали равного с Грузией статуса в рамках свободной конфедерации. Грузинская сторона отвергла эти требования, опасаясь, что они будут лишь первой ступенью к независимости Абхазии, и в августе 1992 года грузинские войска и военизированные формирования вошли в Абхазию. Абхазские бойцы при содействии национальных движений Северного Кавказа и молчаливой поддержке России оказали им ожесточенное сопротивление. К концу 1993 года, когда в регионе были размещены российские войска для контроля над соблюдением прекращения огня, большая часть грузинского населения Абхазии была вынуждена бежать. Точное количество беженцев неизвестно, но, как считается, их было более 200 000 человек.

В Южной Осетии конфликт начался гораздо раньше, чем в Абхазии. Южная Осетия долгое время вынашивала мысль о выходе из Грузинской Советской Социалистической Республики и об объединении с Северной Осетией в рамках РСФСР и начала открыто требовать этого. В ответ грузинский президент Звиад Гамсахурдиа отменил автономию Южной Осетии в декабре 1990 года. Когда Южная Осетия не согласилась с этим решением и начала инициировать шаги по объединению с Северной Осетией, последовало вторжение грузинских войск, что привело к боевым действиям, в результате которых было убито более 2000 человек и тысячи людей пострадали. При посредничестве российского президента Бориса Ельцина в июле 1992 года было объявлено о прекращении огня, за соблюдением которого следят Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ), состоящие из российских, грузинских и южноосетинских воинских подразделений. Отношения между двумя сторонами в последние годы улучшились, но об окончательном разрешении конфликта говорить по- прежнему рано. Часть жителей вернулись в свои дома, но, по оценкам, около 50 000 человек все еще остаются беженцами в результате этого конфликта. В Южной Осетии внимательно следят за ситуацией в Абхазии и вряд ли будут согласны на урегулирование на менее выгодных условиях, что означает, что на практике разрешение этих двух конфликтов будет тесно взаимосвязано.

Джавахетиярасположена на юго-западе Грузии и граничит с Арменией. Большинство населения этого района составляют армяне. Хотя до настоящего момента здесь почти не говорилось о сепаратистских настроениях, Джавахетия остается бедным регионом с ограниченным потенциалом и слабой поддержкой со стороны правительства в Тбилиси. Существуют опасения, что призывы выйти из состава Грузии и присоединиться к Армении усилятся, если ситуация продолжит ухудшаться. Проблемой, которая вызывает особенную полемику, является давление Грузии, с тем чтобы Россия закрыла свою военную базу в Ахалкалаки. Она является основным источником работы в этом регионе, а также рассматривается армянским населением как гарантия от потенциальной агрессии со стороны Тбилиси и Турции. Поэтому любые шаги к ее закрытию очень непопулярны и могут сильно дестабилизировать ситуацию.