Затонувшие древние города. Неизвестные руины, Юкатанский пролив, Куба

Но время еще есть, успей посетить топ-7 городов, которые скоро скроются под водой.

Thinkstockphotos

Население Земли распределено крайне не равномерно, более 50% живет в пределах 200 км от побережий морей и океанов, а значит поднятие уровня Мирового океана – это серьезная угроза для многих жилых зон. Существует околонаучная теория, что если инопланетяне и решат захватить нашу планету, то это будет напоминать не фантастическую-мелодраму «Война миров» или «Битву за Лос-Анджелес», а скорее фильм «Цунами». Ведь зачем запасаться оружием и воевать с нами, землянами, если можно просто бесследно смыть добрую половину человечества.

Но пока инопланетяне – это фантастика, а угроза затопления из-за потепления климата научно обоснованная реальность. Многие знаменитые города и красивейшие уголки планеты могут исчезнуть буквально у нас на глазах.


thinkstockphotos

1. Мальдивские острова, город Мале


Медленно, но верно уходят под воду . Их площадь составляет всего 90 тыс. квадратных километров и насчитывает 1 190 островов. По оптимистичным прогнозам райский уголок скроется из виду через 100-200 лет, а по пессимистичным многие атоллы утонут в прямом смысле слова уже через несколько десятков лет. Поэтому сильным мира сего инвестировать средства в покупку островов можно только в краткосрочной перспективе, ну а нам, простым смертным, обязательно нужно успеть посетить белоснежные пляжи и голубые лагуны пока еще ласкового к туристам моря.

Похожая участь грозит и таким экзотическим, но не менее уникальным курортным уголкам, как Тувалу, Кирибати и Бермудским островам .


thinkstockphotos

2. Венеция


Постепенное затопление ожидает и – Венецию . Но в ее уходе под воду виновато не только глобальное потепление. В среднем Венеция погружается под толщу воды по 5 мм в год, но эта цифра постоянно возрастает и колеблется. Причиной тому древние балки, на которых было возведено большинство зданий и туристы, которых год от года становится все больше. Так, в прошлом году Венецию посетило более 10 млн человек и каждый весит в среднем 50 кг. Но в отличие от Мальдив, перспективы Королевы Адриатики более радужны. Сейчас в итальянском правительстве обсуждается законопроект об ограничении посещения города «входной платой» и строительство новых дамб и плотин, которые помогут спасти город.


thinkstockphotos

3. Амстердам


Венецианский синдром угрожает столице Голландии Амстердаму , ведь мостов и каналов здесь больше, чем у итальянской родственницы. Дословно название Амстердам переводится как «дамба на реке Амстел». Безмятежно провести время в голландском кофе-шопе или прогуляться по – именно такое времяпрепровождение является визитной карточкой Нидерландов. Но вода подтачивает многочисленные здания, построенные еще в средние века, навсегда скрывая фрески и барельефы – творения мастеров классической школы. Скорость, с которой Амстердам уходит под воду, равна почти 8 мм в год, на посещение уникальных водных коридоров старого города осталось меньше 10 лет.


thinkstockphotos

4. Нью-Йорк


Кто бы мог подумать, но выражение «Секс в большом городе» в скором времени может стать именем нарицательным. Ведь Нью-Йорк стремится в недалеком будущем скрыться в пучине, и окажется, что секс происходит в «маленьком» или «крошечном городе».


thinkstockphotos

5. Новый Орлеан


Крупнейший в штате Луизиана город, у впадения Миссисипи в Мексиканский залив − Новый Орлеан тренируется в экстренной эвакуации практически каждый сезон. Уникальная колониальная архитектура этого места постоянно испытывает сокрушительные удары стихии, и в скором времени это место изменится до неузнаваемости, а значит, заносим старые районы в список мест, обязательных для посещения.


thinkstockphotos

6. Бангкок .

Одним из наиболее пессимистичных является прогноз о будущем тайского Бангкока . Некоторые ученые полагают, что многие районы города могут быть затоплены уже к 2030 году. Такая ситуация складывается из-за совокупности многих факторов. Конечно, львиную долю проблемы несет в себе возрастающий уровень океана, однако, исторически сложилось так, что город построен на глинистых почвах вокруг русла реки Чао Прайя, которые достаточно быстро проседают с каждым годом. Но дело не только в просчетах строителей, туристы − любители азиатской экзотики – заставляют развиваться гостиничную индустрию, как следствие, появляются новые здания еще более высокие и тяжелые.


thinkstockphotos

7. Джакарта


Исчезнуть с лица Земли спешит не только Бангкок эксперты утверждают, что это общий тренд азиатских мегаполисов. Так скорое затопление грозит Шанхаю, Токио и Суджоу. Абсолютным же рекордсменов в Азии является столица Индонезии − Джакарта. Она стремится в океан с колоссальной скоростью – 10 сантиметров в год.

Во время каждого сдвига полюсов некоторые земли, особенно прибрежные районы около расширяющихся океанических разломов, затапливаются. Следы затонувших цивилизаций можно увидеть под водой по всему миру - города, дороги, столбы, стены. Кто жил там, и куда, если вообще куда-то, эти цивилизации исчезли?

Это как раз случай восточного побережья США и Карибских островов. Следы затонувших структур находят около Багам и на Бермудах. Эта цивилизация не была более развитой, чем древние цивилизации инков и майя и происходила из тех же корней. Там, где местные индейцы и рабы, привезенные из Африки, составляли основную массу населения, правящей элитой в то же время былигигантские гуманоиды с 12-й Планеты , которые оставили свои следы во многих странах. Эта земля была увлечена вниз во время очередного сдвига полюсов, на существующую сейчас глубину, поэтому опускание под воду не было столь драматичным, как могло бы показаться. После воздействия приливных волн, всегда сопровождающих сдвиги полюсов, земля непрерывно изменялась, и низменные местности находятся сейчас под водой. Затем, из-за скоро наступившего таяния полярных шапок океаны начали наступать на побережья, и выжившие обитатели вынуждены были спасаться бегством вглубь материков, а исторические записи, обычно, имеют тенденцию теряться.

Между 1930 и 1940 годамиамериканский предсказатель Эдгар Кейси заявил в хорошо задокументированном предсказании, что у берегов Бимини в 1968 или 1969 году будут найдены остатки затерянного города Атлантиды. В сентябре 1968 года в море у берегов Парадиз-Пойнт (Paradise Point) на Северном Бимини было обнаружено семьсот метров аккуратно выложенных известняковых блоков, составляющих то, что сейчас называют «Дорогой Бимини».

После десяти проведённых подводных археологических экспедиций начиная с 1974 года, историк Дэвид Зинк (David Zink) убеждён, что эти камни по своей природе являются мегалитами и были уложены людьми. Другие исследователи утверждают, что это результат дноуглубительных работ, работы прибоя или морские отложения, называемые береговой породой. Являются ли эти камни действительно следами утраченной цивилизации, работой оказавшихся на берегу моряков или всего лишь естественной геологической формацией — ещё предстоит установить.

17.08.11. У Побережья Багам Обнаружен Комплекс Доледникового Периода. Члены Ассоциации Исследования и Просвещения обследовали подводный участок с объектом, который представляется остатками развалившегося многокомнатного здания. Угловые камни фундамента и другие обломки, находящиеся снаружи стен здания, обработаны вручную и сделаны из известняка. Образец берегового камня из длинного, прямого фундамента стены имеет датировку по радиоуглеродному методу в периоде между 21 520 и 20 610 лет до н.э. Эти даты удивительны, потому что до этого открытия большинство исследователей полагало, что самые ранние даты существования людей в этой области были 1000 до н.э. Некогда невдалеке от берегов Багам существовала и действовала высокоразвитая культура, всюду распространившаяся в этом регионе.

Затонувшие дороги вблизи Багамских островов давно известны и любимы аквалангистами, а их возраст, опять-таки, составляет примерно 3500 лет. Земля напротив Восточного Побережья США и в Карибском море некогда располагалась над водой. Под водой можно заметить остатки лесов, дороги, тщательно выстеленные обработанными камнями, и ясные очертания мест, где проходили реки через предыдущую прибрежную область. Из руин в Центральной и Южной Америке очевидно, что цивилизации существовали и в прошлом, и они исчезли по причинам, которые человечество не может понять. Континентальный шельф по обе стороны Атлантики когда-то был землей, погрузившейся под воду в результате периодического прохода Планеты X. Вот диаграмма, на которой отражены массивы суши, предположительно занимавшие эту территорию около 10 миллионов лет назад.

Существовала перемычка между районом Флориды и Венесуэлой, а на месте карибских прибрежных вод Гондураса и Никарагуа также была суша.

Кубинский подводный город — комплекс находящихся ныне под водой сооружений, расположенных на шельфе самой западной части острова Куба. Территория относится к провинции Пинар-дель-Рио, расположенной на полуострове Гванаакабибес.

На изображении, полученном эхолотом в 2001 году, были распознаны правильные геометрические каменные образования, которые в общей сложности занимают площадь в 2 км² (200 гектар) на глубинах от 600 до 750 метров. Об открытии сообщили морской инженер Полина Залитцки (нем. Pauline Zalitzki) и её муж Поль Вайнцвейг нем. Paul Weinzweig — владельцы канадской компании под названием Advanced Digital Communications, которая совместно с правительством Кубы ведёт в этом месте разведку рельефа морского дна.

Ясно, что близ западной оконечности Кубы, глубоко под водой были обнаружены сооружения Аннунаков. То, что в Карибском море существуют затонувшие сооружения, не должно быть удивительным, поскольку Карибы в прошлом были над водой, так что человек свободно мог пройти от Флориды до Венесуэлы. Происходили повторяющиеся движения земной коры и Карибы опускались, вдавливаемые вниз. Хотя самыми известными затонувшими сооружениями являются те, что близ Багам, Карибское море просто изобилует ими. Кубинские сооружения находятся на довольно большой глубине потому, что они лежат в Юкатанском проливе, одной из многих линий разломов и трещин, которые существуют в регионе из-за размалывания и растрескивания, которым подвергались Карибы.

Когда плиты расходятся, то их края зачастую опускаются ввиду отсутствия поддержки. Это та часть геологических изменений, которые происходили и во время прошлых Сдвигов полюсов, из-за способа взаимодействия между платформами. Поэтому неудивительно, что часть этой ослабленной области недавно опустилась, увлекая крупные египетские города под волны.




Менутис и Гераклион — обнаружены в 1933 году в 30 километрах к востоку от залива Кайт-Бей (восточная бухта Александрии, Египет), в 450 метрах от берега, на глубине 5 метров. Геродот, побывавший в Египте в середине V века до нашей эры, писал о процветающих городах Менутис и Гераклион, однако на суше никаких следов этих городов не осталось. Основываясь на древних источниках, удалось идентифицировать город Менутис и развалины обнаруженного подводного храма. Это позволило определить и месторасположение Гераклиона.


04.06.00. Археологи Франции и Египта нашли остатки затопленных городов, известных до этого лишь по древнегреческим мифам, сообщает Associated Press. Поиски велись на дне Средиземного моря в бухте Абукир недалеко от египетского порта Александрия. Обнаруженным на глубине 20-30 футов руинам около 2500 лет. Археологи считают, что они принадлежат древним городам Гераклион, Канопус и Менотис, которые погибли в результате землетрясения.

Средиземноморье опустилось во время предыдущих Сдвигов Полюсов , когда Африка сдвигалась и растягивалась в области Средиземного моря, уменьшая поддержку земной корой краев континентов вдоль местных границ плит. Некоторое время средиземноморье было болотом, что позволило раннему человеку мигрировать из Африки в Европу. Черное море также было исключительно пресноводным, но теперь представляет собой смесь воды из-за опускания региона. Свидетельства затонувших городов в Средиземном море дают повод охоте на Атлантиду, которая на самом деле находится у берегов Европы в Атлантическом океане.

Обе стороны Атлантики утягиваются вниз во время континентального разрыва, происходящего с каждым Сдвигом Полюсов, поэтому происходит опускание по обе стороны Атлантического Разлома из-за отсутствия там поддержки для земных массивов.

Недавно этот факт стал темой новостей в Великобритании. Останки древнего леса, оказавшегося под волнами, обнаружились после шторма и их можно увидеть во время отлива. Издание The Guardian даже отмечает, что этот древний лес, по оценкам, ушел под воду около 3100-4000 лет назад (Нибиру проходит каждые 3600 лет). Потеря этих земель вдоль побережья Уэльса также отражена в легенде. По другую сторону Атлантики, в Нью-Гемпшире, можно найти аналогичные затонувшие леса. Они четко видны там, где раньше существовала суша, в районах, ныне именуемых континентальным шельфом. Опять же, их возраст оценивается по-разному: 3500-4000 или 3400-3800 лет. Речь идет об одном и том же событии по обе стороны Атлантики. Согласно недавнему анализу ученых, работающих в основном на нефтяные компании в Северном море, Великобритания была обширным континентальным массивом.

Доггерленд (англ. Doggerland) — условное название, которое археолог Брайони Коулз дала бывшему массиву суши, занимавшему южную часть Северного моря и соединявшему Британию с материковой Европой в период последнего оледенения. В эпоху мезолита Доггерленд был населён людьми, на нём имелась богатая фауна и растительность.

05.07.12. Аквалангистам-нефтяникам и ученым удалось обнаружить останки древней цивилизации, которую разрушительные морские волны поглотили около восьми с половиной тысяч лет тому назад. До этого между Шотландией и нынешней Данией простирались целые города. «Британская Атлантида» – скрытый подводный мир, поглощенный Северным морем, – был открыт ныряльщиками, работающими с научными командами из университета Сент-Эндрюс. Огромная область Доггерленд, которая простиралась от Шотландии до Дании, медленно ушла под воду в период с 18000 по 5500 год до нашей эры. Это могло быть «настоящим сердцем» Европы. На этих землях обитало множество видов животных, здесь бродили стада мамонтов и жили люди - десятки тысяч человек. Затопление произошло в результате опускания почвы, повышения уровня океана и завершилось мегацунами.

Как узападных береговых линий Европы , так и у восточных береговых линий Северной Америки земля во время периодических проходов Нибиру, то есть Планеты X, опускается. По обе стороны расширяющегося Атлантического Разлома под водой можно увидеть места, где прокладывали свой путь реки, увидеть уцелевшие стволы деревьев и следы городов. Великобританию, как ожидается, во время приближающегося Сдвига полюсов опустит вдоль ее западного края, но в какой степени это происходило в прошлом? Ирландия, Шотландия и Уэльс располагаются ближе к Атлантическому Разлому, чем восточное побережье Англии, и поэтому примут главный удар в виде опускания. По подводному шельфу, лежащему к западу от этих островов, можно видеть, что это происходило и раньше.

25.09.13. Португальские исследователи обнаружили подводную пирамиду высотой 60 метров и площадью 8000 квадратных метров рядом с Банка Де Жоао де Кастро (Bank De João de Castro), между островами Терсейра и Сан-Мигель. Структура была найдена владелецем частной яхты по имени Диоклесиано Сильваер (Diocleciano Silvaer), который обнаружил сооружение посредством гидролокационной станции во время плавания. Автор находки не считает, что пирамида имеет природное происхождение. Правительство говорит, что дело уже расследуется при поддержке португальского флота.

Атлантида была расположена недалеко от берегов Европы, которую регулярно опускает все глубже под волны, когда Атлантика расширяется во время Сдвигов полюсов. Что насчет пирамидальной формы, обнаруженной около Азорских островов? Это также не местоположение Атлантиды, она являлась навигационной пирамидой наподобие Великих Пирамид. Аннунаки, прибывающие на ракетных кораблях, пройдя сквозь облака атмосферы искали соответствующую взлетно-посадочную полосу. На Земле имеется много опознавательных знаков, содержащих их символы и являющихся частями этой системы наведения. Атлантика - огромный океан, где приземляющаяся ракета могла ошибиться в выборе курса планирующей ракеты. То, что эта пирамида считается гораздо более древней, чем Великие Пирамиды, показывает важность Атлантиды по сравнению с Египтом в те времена. Атлантида и была искомой взлетно-посадочной полосой!

Легенды об Атлантиде основаны не на реальных фактах, а на комбинации правдивых сведений, которые и породили легенду об Атлантиде. Истории об Атлантиде, которую так и не нашли, подтверждаются мифами о великих городах, разрушенных внезапно поднявшейся водой. Это явление, конечно, происходит на большей части поверхности земного шара каждый раз, когда случается сдвиг полюсов. Атлантида была землей около сегодняшнего континента Европы, которая была утянута в Атлантику во время континентального разрыва, сопровождавшего сильный сдвиг полюсов и, таким образом, эффектно исчезла в море. Землю в прошломпосещали гуманоидные инопланетяне , и эти гуманоиды обладали технологиями, которые производили сильное впечатление на примитивных людей, ставших тому свидетелями. Человечество прошлого не достигло большего прогресса, чем сегодняшнее. Атлантида была обществом, состоящим не только из людей: она была комбинированным обществом, в котором доминировали развитые гуманоиды с 12-й Планеты. Для коммуникаций они пользовались кристаллами, имели ракетную мощь, но все это было в пределах той технологии, которой человечество обладает сегодня.

«Монумент ёнагуни» — массивное подводное образование, обнаруженное близ японского острова Йонагуни, самого западного из группы островов Рюкю. На данный момент происхождение этого образования является предметом спора, нет согласия в вопросе, являются ли они полностью естественными образованиями, либо они имеют частичное или полное искусственное происхождение. По внешнему виду они напоминали архитектурные строения и, казалось, имели совершенно определенную архитектурную схему, напоминающую чем-то ступенчатые пирамиды Древнего Шумера.

Центром являлось архитектурное строение высотой 42,43 метра и сторонами 183 на 150 м. Строение внешне выглядело выстроенной из прямоугольных скал Г-образной формы. Оно состояло из 5 этажей. Около центрального объекта также находились небольшие «пирамидки» с высотой в 10 и шириной в 2 метра

Рядом с легендами об Атлантиде существуют легенды о Mу - земле, располагавшейся где-то в Тихом океане, которая, как предполагается, вновь появится в будущем в какой-то тревожный момент, подобно райскому уголку, к которому могут стекаться обеспокоенные люди. Имеет ли эта легенда какую-то фактическую основу в прошлом или будущем? Действительно, имеет, так как такая земля в прошлом была над волнами, скрывшись во время одного из последних сдвигов полюсов, который преобразил континенты и привёл к поднятию одних пластов над другими или к опусканию других при внезапной подвижке с потерей высоты их уровня. В Тихом океане существует множество мест, где земля находится не очень глубоко под океаном, и доказательством служат дороги, уходящие прямо под волнами от побережья Японии, свидетельствующие о том, что даже вдоль стран Тихоокеанского Бассейна была суша, опустившаяся при сокращении и сжатии, которые во время серьёзного сдвига полюсов испытал Тихий океан. Лемурия была еще одной землей в Тихом океане, которая без вмешательства соскользнула под волны во время похожего сдвига полюсов. Как и большинство тихоокеанских стран, Лемурия была населена беззаботными народами Тихоокеанского Юга.

Много ли еще затонувших городов по всему миру? Огромное количество.

Руины Самабаха (Samabaj) Озеро Атитлан (Atitlán), Гватемала. Город Самабах (Samabaj) был открыт Роберто Самайоа (Roberto Samayoa) в 1994 году во время занятий дайвингом. Самабах его современное имя, во времена своего расцвета город носил имя Солола (Solola). Самабах-Солола расположен на глубине 35 метров на удалении 600 метров от прибрежной полосы. Одна из версий исчезновения Самабах-Солола гласит, что вулканическая деятельность на дне озера Атитлан изменила систему водоотвода, что привело к повышению уровня воды в озере более чем на 30 метров.

Павлопетри — самый древний затонувший город, найденный у южного побережья Лаконии, в Элафонису, на подводном участке между пляжем Пунта и островком Павлопетри, от которого и получил своё название. В 1904 году геолог, президент Афинской Академии, Фокион Негри, после проведённых исследований в южной Лаконии, сообщил правительству Греции о существовании древнего города, с указанием его месторасположения. В 1967 году океанограф Ник Флемминг, из Университета Саутгемптона, при проведении исследований по изменению уровня моря, на глубине 3 — 4 метров обнаружил город Павлопетри.

Затонувшие храмы Махабалипурам — руины крупных строений берегового храма были найдены в апреле 2002 у берегов Махабалипурама (штат Тамилнад, Южная Индия), на глубинах от 5 до 7 метров. По легенде, он был не единственным строением, а последним из семи храмов, шесть из которых ушли под воду. Новые находки позволяют предположить, что в этой истории есть доля правды.

Дварка — легендарный город, столица Королевства Кришны, входит в число семи самых древних городов Индии. Считается, что современный город — седьмой по счету, построенный на месте шести опустившихся на дно моря. Дварка (и Бет Дварка, расположенный на расстоянии 30 км, на берегу залива Кач) обнаружен в 1983 году недалеко от берегов полуострова Катхиявар (Аравийском море, штат Гуджарат), на глубине 7 метров. Его возраст оценивается в 12 тыс. лет. Найдены стены, устланные плитами дороги, колонны, скульптурные изваяния, изготовленные в основном из известняка.

4 101

«Города греческого мира, - говорил Цицерон, - расположились вокруг Средиземного моря, как лягушки вокруг пруда». Согласно наиболее распространенной гипотезе истощение и без того малоплодородной каменистой почвы Греции, перенаселенность, жестокая конкуренция заставляли многих сынов Эллады уже в самые древние времена снаряжать парусно-весельные суда и переселяться в другие прибрежные районы Средиземноморья - на острова Эгейского моря, побережье Малой Азии, Северной Африки и Апеннинского полуострова, берега Адриатики, Ионического, Тирренского морей. Многие десятки античных городов обнаружены археологами на побережье Средиземного моря, и не менее 35 из них оказались под водой.

На составленной в 1968 г. чешским ученым Л.Лойдой и уточненной нами карте показаны полностью или частично затопленные морем города не только античного времени, но и средневекового и более поздних исторических периодов. Среди них находится и один из самых крупных морских портов древности финикийский Тир, располагавшийся в восточном Средиземноморье.

Отсюда в X в. до н.э. царь Хирам I отправлял свои военные корабли для завоевания городов Кипра и Северной Африки. Отсюда уходили финикийские мореплаватели, которые будучи на службе у египетского фараона, около 620 г. до н.э. совершили первое в истории человечества путешествие вокруг Африканского континента. Здесь в IV в. до н.э. солдаты Александра Македонского произвели одно из первых «преобразований природы»: после долгой и безуспешной осады острова Тира они почти превратили его в полуостров, засыпав пролив, отделявший город от берега.

Насыпанная воинами Александра земляная дамба изменила направление берегового течения. После этого одновременным штурмом с моря и суши войскам Александра Македонского удалось овладеть ранее неприступной крепостью. «Тир был взят Александром после осады, — писал Страбон, - но преодолевал все подобные несчастья и снова возвышался благодаря мореплаванию, в котором финикийцы всегда превосходили другие народы…». Тот же Страбон сообщал» что у Тира были две гавани: «Одна замкнутая, а другая, называемая египетской, - открытая». В результате сооружения земляной дамбы наносы реки Литани, откладывавшиеся у дамбы с севера, за 2,3 тыс. лет окончательно превратили к нашим дням остров Тир в полуостров.

Долгое время сообщение Страбона считалось фантазией античного писателя, так как никаких древних гаваней в районе Восточного Средиземноморья в то время никем
найдено не было. В начале 30-х годов XX в. известный французский ученый А.Пуадебар предпринял тщательные археологические исследования на побережье Сирии и Ливана. Летом 1934 г. в море вблизи береговых раскопок древнего Тира были обнаружены с самолета темные пятна правильной геометрической формы. Это и был древний морской порт, затопленный водой.

В результате подробных подводных исследований Пуадебар установил, что Тир действительно имел северную и южную гавани. С севера вход в бухту закрывал мощный морской мол шириной (поверху) 8 м, который археологи нашли под водой на глубине 3-5 м. Основанием мола служили скальные донные породы, нижняя часть сооружения была сложена крупными каменными блоками размером 1,0*0,5×0,4 м, верхняя выполнена из бетона. Защитный мол имел длину 200 м и начинался у ныне развалившейся стоявшей на берегу квадратной сторожевой башни. На востоке узкий проход к финикийскому порту закрывался несколькими мелкими островками. В описании осады Тира рассказывается, что финикийские корабли выстраивались плотным рядом, закрывая проход в гавань и выставляя вперед свои окованные медью носы-тараны. Северная гавань Тира была военной гаванью, в то время как южная (большая по размерам) была торговой. Сюда могли заходить сотни? судов со всего мира.

После двух лет экспедиционных подводных работ археологи во главе с Пуадебаром установили, что, так же как и северная, южная гавань отделялась от моря каменной дамбой шириной до 8 м (в западной части - 10 м) и длиной 750 м. В середине мола имелся небольшой проход для кораблей. Этот вход в гавань был сделан по примеру городских ворот древних крепостей. С двух сторон он был ограничен направляющими дамбами длиной 100 м. Если бы вражеский корабль все же вошел в этот узкий коридор, он оказался бы под обстрелом защитников города с двух сторон и вряд ли мог прорваться в гавань.

Центральный проход делил южный порт на две части: большую западную и меньшую восточную. Первая имела свой проход, который защищала сторожевая башня. В восточной гавани археологи обнаружили полузатопленный сухой док для ремонта кораблей. Дно дока было покрыто плитами из известняка.
Кроме основных сооружений самого порта на некотором расстоянии от него в открытом море исследователи нашли остатки дополнительных волноломов. Эти сооружения были заложены на довольно большой глубине и тянулись по всему периметру молов тирского порта.

Другой крупный финикийский порт Восточного Средиземноморья, Сидон (ныне Сайда, Ливан), также оказался под водой. Многие части его защитных и причальных сооружений, построенных в первые века н.э., в наше время немного выступают над уровнем моря. Более раннюю постройку представляет большая, диаметром 14 м, сторожевая башня, охранявшая вход во внутренний порт. В отличие от Тира бухта Сидона защищена скалами от преобладающих юго-западных ветров. Поэтому древний военный порт был прикрыт лишь с севера таким же молом, как в Тире. Мол не доходил до островка, оставляя узкий вход в гавань. Остальная часть акватории перекрывалась песчаной отмелью, котррая шла от островка к берегу. Водолазы обнаружили здесь следы прорытого в древности судоходного канала.


Археологические исследования Сидонского порта Пуадебар выполнил после Второй мировой войны. Он нашел и еще один, торговый порт Сидона, который располагался севернее городского и примыкал к небольшому острову.

Здесь же, на восточном побережье Средиземного моря, в 1957 г. работала американская экспедиция с яхты «Си Дайвер». Она детально обследовала опустившиеся на 2,5 м под уровень моря портовые сооружения библейской Цезареи (Израиль), которая была сначала столицей Иудейского царства, а потом резиденцией римского наместника. На дне моря археологи нашли каменные стены, колонны и огромную древнеримскую статую, украшавшую, по-видимому, вход в гавань.

В 1961 г. аквалангисты обнаружили на дне моря вблизи расположенных на берегу развалин античной Цезареи руины древней библиотеки. Может быть, в ней хранились свитки с записями, сделанными 2 тыс.лет назад известным историком из Иудеи Иосифом Флавием. Вот что он писал о строительстве Цезареи: «Царь не жалел средств и превзошел саму природу, создав порт больше, чем Пирей, с двойной стоянкой для кораблей… Город расположен в Финикии на пути в Египет, между Яффой и Дорой — небольшими приморскими городами, где невозможно устроить порт из-за порывистых юго-западных ветров, не позволяющих кораблям заходить сюда на стоянку, торговые суда обычно вынуждены бросать якорь в открытом море». Флавий подробно рассказывал, как на участок берега моря, где стояла когда-то так называемая «башня Стратопа» приехал иудейский царь Ирод Великий и велел там построить город с удобной закрытой гаванью. Строители из огромных камней соорудили под водой длинный мол в «двадцать морских саженей». Затем, когда сооружение поднялось выше уровня моря, на нем с одной стороны построили волноломы, а с другой - массивную причальную каменную стену с башнями. В стене были устроены складские и жилые помещения в виде больших арок, а перед ними проложены торговал и прогулочная набережная. У входа в гавань, который находился в безветренной северной части, стояли высокие колонны. Со стороны моря на отмелях было поставлено еще три причальных столба, возле которых могли стоять корабли, ожидавшие своей очереди, чтобы войти в порт.

Массивные причальные стенки и волноломы представляли собой кладку тесаных каменных глыб, соединенных друг с другом металлическими закладными скобами с заливкой пазов расплавленным свинцом. Помимо естественного камня были использованы и бетонные блоки. Интересна технология строительства подводной части молов, причальных стенок и волноломов. Каменные и бетонные блоки устанавливались в два ряда с расстоянием между ними 20-30 см. Потом в течение нескольких лет это пространство было занесено морским песком я галькой. Таким образом, искусственная кладка стала играть роль наружной и внутренней облицовки. В результате было сэкономлено много строительного материала, общий объем которого только в подводной части составлял около 200 тыс.м3.

Отдельные участки волнорезов выполнялись методом подводного бетонирования. Для этого на место по воде отбуксировывалась деревянная опалубка, затем она заполнялась смесью извести, краснозема, вулканической пемзы и камней. Под тяжестью этого раствора деревянные ящики весом до 0,5 тн. опускались на дно. Бетонная смесь постепенно схватывалась, твердела и набирала прочность.

При сооружении порта Цезареи был применен и еще один интересный технический прием, который и в наше время не потерял актуальность. Дело в том, что древние гидротехники очень искусно использовали особенности морских течений. Вход в рукотворную гавань устроен так, что угроза естественного процесса откладывания песка возле берега, а следовательно, заиления порта и уменьшения судоходных глубин, здесь совершенно устранена. Наоборот, с помощью каналов-байпазов, проложенных в главном волноломе было образовано искусственное течение, отгонявшее песок от входа в гавань и отводившее его в сторону. Расход, напор и скорость потоков воды в каналах могли регулироваться шлюзами. Подводные археологические исследования показали, что, если на дне гавани слой заиления, под которым, кстати, и была найдена керамика времен царствования Ирода Великого, составляет всего несколько сантиметров, то с наружной стороны мола у входа в порт толщина намытого песка исчислялась 1,5 м. Наиболее интенсивные археологические работы на сооружениях затонувшей Цезареи начались в 1975-1980 гг. Центр морских исследований университета в Хайфе (Израиль) совместно с американскими учеными из Колорадо и Мэриленда и канадскими сотрудниками университета г.Виктория работают по 25-летней программе наземных и подводных изысканий. На дне бывшей гавани уже найдено много античной и средневековой керамики и других бытовых предметов. Одна из наиболее интересных находок - осколок памятной каменной плиты, на которой вырезано имя римского прокуратора Понтия Пилата «tious Pilatus», приговорившего Иисуса Христа к смертной казни. Ученые полагают, что этот камень стоял в стене одного из приморских храмов, в котором, как известно, и находилась резиденция римского военачальника.

Не менее ценные находки затонувших городов-портов в восточном Средиземноморье были сделаны в 30 - 40-х годах нашего столетия одной из основательниц подводной археологии Онор Фрост и другими учеными. Это - античные города Арвад, Сидон, Атлит и многие другие.

В 1958-1959 гг. в Ливии под руководством известного английского археолога из Кембриджа Н.Флемминга были проведены интересные археологические исследования Аполлонии - морского порта бывшей древнегреческой колонии в Северной Африке Кирены. Основанная в VII в. до н.э. Аполлония особенно возвысилась в период римского господства в I в. до н.э., когда северная Африка стала одним из главных поставщиков хлеба для Римской империи.

Археологические исследования показали, что на дне моря находится почти половина всего города. Под водой оказались все портовые сооружения, остатки зданий, оборонительных стен, складов. Овальная бухта Аполлонии замыкалась естественными мысами и островами, между которыми оставались узкие проходы для кораблей. Берег гавани был укреплен толстыми подпор-. ными стенами, на которых возвышались оборонительные сооружения. Была еще и внешняя более открытая гавань, имевшая причалы для чужих торговых судов.

Археологи нашли остатки доков для ремонта кораблей, набережную, каменоломни, загородную римскую виллу и другие сооружения. Западнее Аполлонии, в южном Средиземноморье, частично затонули античные Птолемаида и Таухира, и далее на запад: Тапс - в Тунисе, Иол (другая Цезарея) - в Алжире.

Вблизи южных берегов Франции у городка Сан-Мари (около Марселя) в 1952 г. была обнаружена обширная затонувшая территория с сооружениями и культурными слоями почвы средневекового периода. Бще в 1696 г. арлезиан-ский монах Пьер Луи де Сан Ферро отмечал, что море захватило здесь около 2 км суши. В XVIII в. была даже предпринята попытка спасти Сан-Мари от затопления морем с помощью земляной дамбы.

Развалины крупных сооружений с керамикой I в. н.э. и отдельными архитектурными деталями были обнаружены в заливе Святой Жервезы на глубине 1-5 м. Такие же находки сделаны в районах древних Антибы и французской Ольвии. В 1950 г. Альпийский подводный клуб провел вблизи г. Тауроментум археологическую разведку подмытых морем и обрушившихся в воду участков берега. В окрестностях Порт-де-Бу в 1951- 1952 гг. на глубине 13 м под трехметровым слоем донного ила аквалангисты обнаружили детали древнегреческих колонн, рельеф из знаменитого каррарского (италийского) мрамора, а также обломки коринфской капители и греческого саркофага.

При работах в Сан-Тропезе осенью 1951 г. со дня моря с помощью подъемного крана были подняты 13 фрагментов мраморных колонн диаметром 2 м. Предполагают, что эти детали вез корабль из Италии в I в. н.э. и они предназначались для постройки известного храма Августа в Нарбонне (Галия). В заливе Фо, тоже находящемся на юге Франции, под водой обнаружены древние стены, возле которых лежали черепки аретимской, кампанской и галло-римской керамики, изящная головка богини, сделанная из слоновой кости, и другие предметы искусства. Со дна моря у побережья Монако извлечена поврежденная коррозией бронзовая фигурка пантеры.

У берегов Италии также найдены остатки затонувших античных поселений. Так, около Поццуоли в Неаполитанском заливе археологи-подводники обследовали затопленный район древнеримского курорта Байев, известного места развлечений и кутежей богатых римлян. На глубине 10 м от уровня моря обнаружены фрагменты монументальных зданий. Они выполнены из типичных римских плоских кирпичей на известковом растворе. Там же, вблизи Поццуоли, находится воздвигнутый в 105 г. до н.э. полузатопленный храм Юпитера и Сераписа, основание которого ныне располагается на глубине 2,5 м от поверхности воды. Письменные источники средневековья сообщают, что в XIII в. здесь выступали из воды верхушки античных колонн. В более позднее время произошел некоторый подъем дна залива и в 1748 г. храм был уже целиком на суше, а затем дно снова опустилось, что привело к новому погружению храма в воду. Ныне тектонические подвижки берега здесь продолжаются.

У южного берега Сицилии и у мыса Пассеро на глубине 7 м найдены и обследованы барабаны колонн, части капители и другие мраморные блоки общим весом 3,5 тн.
В 1910 г. французский ученый Г.Жонде провел большие подводные исследования крупного древнего морского порта, затонувшего у южного берега Средиземного моря к западу от Александрии. На глубине 8-9 м от уровня моря на дне залива были обследованы фрагменты очень искусной каменной кладки.

В восточной части Александрии по приказу ее основателя Александра Македонского была сооружена искусственная гавань. Земляной насыпной мол, который назывался по его длине в семь стадиев Гепса-стадион, соединил берег с бстровом Фарос. Вот здесь и был правителем Египта Птолемеем II поставлен в III в. до н.э. знаменитый Фарос-ский маяк - одно из семи чудес света.

Вздымаясь над морем на 120 м, эта трехъярусная башня много веков служила для обозначения узкого входа в восточную гавань Александрии. Только в XIV в. Фаросский маяк, до того постепенно опускавшийся в морскую пучину, окончательно развалился после сильного землетрясения, охватившего юго-восточное побережье Средиземного моря. Житель Александрии Камель Абу-ас-Садат в 1961 г. нашел на дне бывшей восточной гавани каменный колосс — статую древнеегипетской богини Исиды. В 1963 г. она была доставлена на берег, а в 1968 г. при участии Онор Фрост водолазы подняли со дна моря еще 17 предметов, которые, так же как статуя Исиды, очевидно, имели прямое отношение к Фаросскому маяку.

У берегов Алжира возле города Шершель была найдена под водой еще одна античная статуя Цезаря. Когда-то здесь был один из самых крупных военно-морских портов Древнего Рима, равного которому не было во всем южном Средиземноморье, от Карфагена до Гибралтара. Первенство в обнаружении этого затонувшего города, как и многих других морских портов северной Африки, принадлежит водолазу из Франции Филиппу Диоле.

Большое число затонувших античных городов обнаружено и вблизи самой колыбели эллинской культуры — Греции, а также островов Эгейского моря. Так, возле мыса Тенар под водой виден древнегреческий Гифион, оборонительные стены которого имеют толщину 2 м. На берегу Коринфского залива обнаружены подтопленные морем городские стены Калидона. Может быть, их развалины имеют отношение к древнегреческим городам Буру и Гелике, которые, по преданию, где-то здесь и затонули 2500 лет назад. Да и морские молы самого древнего порта Коринфа находятся на глубине 3 м ниже уровня моря. Вблизи другого портового города Пирея на морском дне оказались древние захоронения - склепы и могилы античного времени. Затонувшие на глубину до 2 м склепы обнаружены и на южном берегу Крита, а также на о.Милос. В береговой полосе на расстоянии 200 м от о. Эгонн также погребены морем древние оборонительные стены. На дне Эгионского залива в Кенхере покоятся развалины базилики IV—V вв. н.э. Полузатонувшими являются Мохлос и Херсонес на Крите, Саламин на восточном берегу Кипра.

Возле прибрежного греческого города Катаколона на дне моря найдены детали колонн, осколки керамики, обломки скульптур. Ученые предполагают, что это следы античного Фея, погибшего в результате провала земли.
В Западном Причерноморье, у берегов Болгарии еще в 30-х годах XX в. были обследованы остатки другой черноморской Аполлонии (ныне Созопол). Здесь найдена керамика, надгробие и другие предметы, показывающие, что это лишь часть городища. Вблизи Не-себра на глубине 1—2 м видны фрагменты городской стены античной Месембрии. В Варне {древний Одессос) найден затопленный мол. У румынского берега обнаружены сооружения Истрии и Томы (Констанца), где был в ссылке Овидий.

Интересные открытия были сделаны в заливе Брено Адриатического моря. В бухте Тихой возле югославского прибрежного городка Цавтат подводники открыли древний затонувший город, почти целиком находящийся на дне моря. Им оказался Эпидавр Иллирийский, основанный выходцами из греческого Эпидавра, расположенного на северо-востоке Пелопоннесского полуострова вблизи Коринфа и Микен. Адриатический Эпидавр вначале, так же как и другие северные колонии, играл для всей Греции важную роль в торговле скотом и хлебом, которые поставляли окружавшие его иллирийские племена. Затем подошла эпоха македонского господства. Филипп Македонский, отец Александра, завоевал Иллирию и во многом способствовал ее процветанию. А через столетие сюда пришли римляне и начались известные Иллирийские войны 229 и 219 гг. до н.э. Будучи местом расквартирования Седьмого и Девятого легионов, Эпидавр (по-римски Эпитаурум) стал пунктом набора рекрутов.

Известно, что даже многие императоры Рима были сыновьями иллирийских офицеров. Великий византийский император Юстиниан также был иллирийцем по происхождению. В Эпидавре он разместил свой флот и отсюда вел борьбу с вестготами.
Однако в середине VI в. н.э. Эпидавр, как и большинство других городов римского мира, пал под ударами варваров, был разграблен и сожжен. Правда, разрушению подверглась лишь его часть, оставшаяся от другой страшной катастрофы: в середине 60-х годов IV в. произошло внезапное опускание суши. Большая прибрежная часть города с торговым центром, рынком, мастерскими ремесленников и жилыми домами погрузилась на дно моря. Об этом в 1876 г. сообщал английский археолог Артур Эванс, открывший минойскую цивилизацию. Произведя археологические раскопки в Цавтате, он заметил: «Поговаривают, что в соседней бухте Святого Ивана (Тихой - Г.Р.) ясно проступают стены римских зданий, погребенных на дне моря, вероятно, вследствие опускания суши». Позже, в 1947 г., немецкие военнопленные обнаружили развалины стены, уходившей под воду, а в ее нише —клад старинных монет.

Детальные подводные исследования древнего города произвела группа аквалангистов с корабля «Язычник» во главе с ныне живущим в Англии австралийцем Тэдом Фальконом-Баркером. Впоследствии он написал об этом интересную книгу «1600 лет под водой» (в 1967 г. издана в СССР), в которой рассказал о своих сенсационных открытиях на дне бухты Тихой. Направление поисков показывали следы древних римских дорог и ответвление акведука, которые подходили к Цавтатской гавани и обрывались у самого берега. Надежды ученых полностью оправдались. На дне моря хорошо сохранились стены, фундаменты домов, вблизи них амфоры, греческие и римские монеты, украшения и другие предметы быта.
«Всего нам удалось найти одиннадцать стен, - писал Фалькон-Баркер. — Кое-где они опирались на ложе из темно-серой глины, прикрытое местами лишь тонким слоем песка». Одни из этих стен длиной 1,5-7,0 м были сложены из тесаных и аккуратно подогнанных камней шириной по 2 м, другие были построены из плоского красного кирпича на известковом растворе. В некотором удалении от бывшего центра древнего города аквалангисты обнаружили вторую группу стен, между которыми лежало 10 больших мостовых плит. «Другая наша группа, - писал Фалькон-Варкер, - исследовала дно неподалеку от того места, где мы выкопали свою самую первую пробную траншею. Они тоже нашли три стены, которые как будто бы составляли стены одного дома. Одна из них расположилась с востока на запад, зато две другие — с севера на юг. Чем больше ширился район исследований, тем яснее становилось, что вся эта площадь была когда-то тесно застроена зданиями, которые начинались сразу же за городскими воротами». По всей видимости, это был пригородный поселок.

В результате подводных обмеров затопленных сооружений, которые расчищались с помощью эжектора, а также после исследования архитектурных деталей и предметов домашнего, ремесленного и культурного обихода, были сделаны важные выводы. Изученные ранее на суше развалины некрополя, хра ма, амфитеатра, древнеримских бань, акведука, виллы, лестницы, мастерских и других инженерных и гражданских сооружений были только небольшой частью города.

Основная же территория Эпидавра находилась под водой. «Теперь план древнего города, - писал Фалькон-Баркер, — начал вырисовываться в основных деталях. Мы более или менее точно знали расположение внешних стен: они простирались метров на 50 от берега, уходя на глубину до 15 м.

Кроме Эпидавра волны Адриатического моря скрывают также этрусский город Эспину - важный торговый центр, описанный еще Плинием Старшим.

Какова же причина затопления древних городов Средиземноморья?. Достоверных письменных или каких-либо других сообщений о трагических событиях того времени почти не осталось, если не считать туманных и противоречивых рассказов о потопах, наводнениях, землетрясениях и других стихийных бедствиях. Для примера можно привести сообщение о каком-то землетрясении, происшедшем в Эпидавре. Об этом говорится в анонимном итальянском историческом очерке ‘»Annalee Ragusini anonimi», который был опубликован в 1883 г. Из него мы узнаем, что Эпидавр был частично разрушен в результате аемлетрясения, происшедшего сразу же после смерти римского императора Юлия Апостаты, т.е. предположительно в 363 г. н.э.

«В этот год, - пишет неизвестный автор (по-видимому, священник), - случилось во всем мире землетрясение вскоре по окончании Юлия Апостаты. Море покинуло берега свои, словно господь наш Бог снова наслал на землю потоп, и все повернулось вспять, к хаосу, который и был началом всех начал. И море выбросило на берег корабли и разметало их по скалам. Когда жители Эпидавра увидели это, то устрашились они силы волны и убоялись, что горы воды хлынут на берег и что город будет ими весь разрушен.
Далее рассказывается, что горожане обратились к богу с мольбой о пощаде, и он, сжалившись над ними, остановил землетрясение. После этого море перестало наступать на сушу и оставшаяся часть Эпидавра была спасена. Она-то и дожила до наших дней.
Подводные находки в Средиземноморье не ограничиваются историческим периодом. На шельфе есть следы и очень отдаленных времен.

Ведь Средиземное море, колыбель цивилизации, послужило когда-то своеобразным мостом, по которому, появившийся полтора миллиона лет назад наш прапрапредок так называемый «восточноафриканский человек’, перешел в Азию и Европу. Как известно в ледниковый период уровень Мирового океана был намного ниже современного, шельф Средиземного моря позволил человечеству свободно расселиться на огромных просторах Северного полушария. Сухопутные дороги пролегали в широком перешейке, протягивавшемся вдоль нынешнего Суэцкого канала и южной оконечности Красного моря. В восточном Средиземноморье в 70-х годах нашего века Н.Флемминг на континентальном шельфе нашел неопровержимые доказательства существования на нем жизни. На глубине около 10 м ниже сегодняшнего уровня моря были найдены палео-и неолитические стоянки древних племен, кочевавших здесь в течение огромного промежутка времени: от 40 до 6 тысячелетий до н.э. Таким образом, весь каменный век и почти до начала бронзового века на ‘Ближнем и Среднем Востоке древний человек пользовался нынешним континентальным шельфом Средиземного моря для передвижения из Африки на север.

Менее убедительны, но также интересны доказательства миграции древних людей в среднем и западном Средиземноморье. В районе Гибралтара и у берегов острова Мальты ниже уровня моря,лежат пещеры, в которых обнаружены следы человеческих стоянок. И достоверно установлено, что сухопутные «мосты» в ледниковый период протягивались по линии Тунис - Сицилия - Италия, а также Марокко - Испания.

Г.А. Разумов, М.Ф. Хасин

Когда заходит речь о затонувших городах, то первым делом в сознании всплывает пресловутая Атлантида. И, если этот затонувший город-остров существует лишь в преданиях, то другие из них, бывшие когда-то всемирно известными морскими портами, мощными военными крепостями, крупными торговыми центрами, продолжают себе спокойно «жить» на дне озер, морей и океанов. Это и древний Гераклион, покоящийся на дне залива Абукир, и загадочные подводные руины Йонагуни близь Окинавы, и остатки Самбаха в озере Атитлан, и обломки города Порт-Ройал в Кингстонской гавани... Список городов, попавших в руки разрушительных сил природы, надолго скрывших в морской пучине следы ушедших в историю эпох, можно продолжать долго. Но здесь речь пойдёт о современных «утопленниках», когда разрушительными силами природы играет никто иной, как сам человек.

В первой половине XX века по всему миру началось бурное развитие гидротехнического строительства: возводились плотины и ГЭС, создавались искусственные озёра и водохранилища. Так в результате стремления человечества к решению одних проблем, появлялись и другие — в зону полного или частичного затопления попадали сотни городов, судьба которых сложилась по-разному. Сегодня я расскажу лишь о некоторых из них:

1. Калязин (Россия). Одним из самых известных отечественных городов-утопленников можно по праву считать Калязин. Город ушёл под воду ещё в 30-е годы ХХ века при строительстве Угличского водохранилища и ГЭС.

Известен был старый Калязин, прежде всего, своей купеческой слободой и Троицким монастырем.

Сегодня от города осталась лишь колокольня Никольского собора да несколько улиц, маленькие церквушки на нескольких «монастырских» островах. Колокольня своим сохранением, обязана советскому руководству, которое изъявило желание переоборудовать её парашютную вышку и использовать в качестве маяка-ориентира.

В 90-х годах колокольню отреставрировали, вернув ей прежний вид, а для укрепления грунта создали дополнительный искусственный островок с причалом для лодок. Место стало новой достопримечательностью для жителей и туристов.

2. Сент-Томас (США). Воды водохранилища Мид хранят не одно затопленное поселение. В ходе строительства плотины Гувера из-за угрозы затопления была проведена эвакуация ряда населенных пунктов, наиболее известный из которых — Сент-Томас.

Последний житель покинул город в1938 г. Руины Сент-Томаса иногда видны, когда уровень воды в озере опускается ниже обычного.

3. Молога (Россия). Впервые Молога упоминается в летописях еще в 1149 году, а в XIV веке даже существовало Моложское княжество, которое при Иване III вошло в состав княжества Московского.

До 1917 года Молога, благодаря своему удачному географическому расположению на пересечении водных торговых путей (впадение реки Мологи в Волгу), оставалась развитым торговым городом, с населением более 5 000 человек. В городе действовали девять учебных заведений, несколько фабрик и заводов.

В 1936 году на этапе подготовки к строительству Рыбинского водохранилища было принято решение о постепенном переселении жителей. Согласно документам НКВД, 130 тыс. Человек покинули город, а 294 человека добровольно пожелали остаться.

Полностью Молога исчезла под водой в 1947 году. Периодически во время колебаний уровня водохранилища можно увидеть показывающиеся из воды старые мощёные улицы, остатки домов и строений.

4. Виларинью де Фурнас (Португалия). Город эпохи Римской империи Виларинью де Фурнас был полностью затоплен в 1972 году в результате строительства дамбы.

Примечателен тот факт, что до затопления правительство Португалии не имело никакого представления о жизни трёхсот жителей этого города.

Вплоть до 70-х годов прошлого века в Виларинью де Фурнас действовала совершенно необычная коммунальная политическая система, которая, по мнению некоторых историков, сохранилась с периода оккупации Италии вестготами.

5. Бердск (Россия). Город Бердск, основанный в 1716 году как Бердская крепость при слиянии рек Обь и Бердь в Новосибирской области, был частично затоплен при строительстве Новосибирского водохранилища в конце 50-х годов.

Несмотря на то, что город был отстроен заново в более удобном и безопасном месте, старый Бердск со многими историческими зданиями был утрачен навсегда. Город очень редко показывается из воды, но, когда это происходит, то съезжается множество туристов, желающих разглядеть очертания улиц, старую водонапорную башню и другие городские достопримечательности. В 2008 году «Обское море» сильно обмелело и люди буквально под ногами находили различные предметы XIX века, а учёными было обнаружено захоронение знаменитого бердского купца Горохова.

6. Потоси (Венесуэла). Город Потоси в Венесуэле затопило в 1985 году, когда власти приняли решение построить гидроэлектростанцию для обеспечения энергией ряд районов страны.

Сегодня от города остался лишь церковный шпиль — некогда сама высокая точка города.

7. Шаногар (Россия). Тувинский город Шаногар, основанный в 1888 году немногим к западу от Кызыла, был затоплен при строительстве Саяно-Шушенского водохранилища в конце 1970-х — начале 1980-х годов.

Новый Шагонар был построен примерно в 8-9 километрах от прежнего месторасположения. По мнению некоторых археологов, главной потерей старого Шаногара являются якобы затопленные бесценные памятники археологии и наскальные рисунки.

8. Петроландия (Бразилия). Петроландию решено было принести в «жертву» ради строительства одной из самых больших гидроэлектростанций в Южной Америке.

Во время возведения гигантского гидротехнического сооружения весь город был заблаговременно переселён на возвышенность. А о старой Петроландии людям теперь напоминает лишь уцелевшая арка церкви.

Кромлех в Атлит-Яме Wikimedia Commons

Атлит-Ям, поселение эпохи неолита, находится на дне Средиземного моря в 400 метрах от израильского побережья. Обнаруженный еще в 1960-х годах комплекс был почти полностью скрыт песком. Его исследование началось только в середине 1980-х, когда черные археологи разглядели на глубине 12 метров остатки прямоугольных сооружений. Рядом были найдено несколько очагов, место захоронения животных, кладбище, каменный колодец глубиной 5,5 метра и кромлех, круг из семи вертикальных каменных глыб — менгиров Менгир древний рукотворный обелиск в виде грубо обработанного камня, вертикальные размеры которого заметно превышают горизонтальные. Менгиры характерны для эпохи неолита (XI-III тысячелетия до н. э.) . . Высота менгиров достигает полутора метров, а вес — примерно 600 килограмм. В центре кромлеха расположен источник пресной воды — там, вероятно, проводились ритуалы, связанные с водными культами.

Найденные в Атлит-Яме артефакты датируются VII тысячелетием до н. э. Это одно из древнейших поселений, существовавших на земле. Кромлех Атлит-Яма — самый ранний из сохранившихся сегодня.

Анализ костей жителей показал, что большинство из них были больны туберку-лезом. Это самый ранний из зафиксированных случаев туберкулеза в истории циви-лизации.

Атлит-Ям просуществовал меньше десяти веков. В начале VI тысячелетия до н. э. на Си-ци-лии взорвался вулкан, который позже получит имя Этна. В море обрушилось порядка 25 кубических километров скальных пород — примерно как Манхэттен со всей застройкой. Сорокаметровое цунами, несшееся со скоростью 700 кило-мет-ров в час, изменило очертание Средиземного моря, и Атлит-Ям оказался на дне. По мнению историков, это событие на много веков затормозило рас-про-странение туберкулеза.

Тонис-Гераклейон, Египет


Археолог Франк Годдио и команда дайверов исследуют статую фараона, найденную среди руин Гераклейона Franck Goddio / Hilti Foundation

В 2000 году на дне залива Абукир в Средиземном море были найдены руины города Тонис, главного порта Древнего Египта. Тонис, или Гераклейон, как его называли греки, был известен только по письменным источникам и считался вымышленным.

О Гераклейоне писал Гомер. Геродот утверждал, что он был «старостой среди всех городов устья Нила». Власти этого города арестовали троянского принца Париса, когда он вместе с похищенной царицей Спарты Еленой и «большими сокровищами ее дома» прибыл в Египет. Жители Гераклейона пытались убедить беглецов вернуть все на свои места. Те отказались и были отосланы из египетских земель.

Историки Диодор и Страбон описывали Гераклейон как столичный город с пре-красными дворцами, множеством каналов и храмом Геракла, постро-енным в том месте, где великий герой впервые ступил на египетскую землю. Исследователи действительно нашли остатки королевского дворца, храмов Хонсу — аналогичного Гераклу героя египетской мифологии, и богини Исиды, а также руины огромного храма бога Амона, в котором, по утверждению Дио-дора, короновались правители эллинистического Египта. Именно там Клео-патру, последнюю из династии Птолемеев, назвали царицей.

За 16 лет исследований со дна было поднято множество статуэток, золотых украшений, посуды, монет — как египетских, так и греческих. Но главным доказательством того, что найденный город — действительно Тонис-Гераклейон, стала гранитная плита с текстом указа о введении налогов на греческие товары в городе Тонис-Гераклейон, где эту плиту и надлежало установить.

Вероятнее всего, город и его окрестности ушли под воду 21 июля 365 года. В результате землетрясения и цунами уровень воды в Средиземном море поднялся тогда на 7,5 метра, и залив Абукир принял современные очертания.

Порт-Ройал, Ямайка

Вид на Порт-Ройал и гавань Кингстон. 1782 год Library of Congress

Карта гаваней Порт-Ройал и Кингстон. Около 1756 года Library of Congress

Город Порт-Ройал на Ямайке, или Город зла, как называли его современники, был одним из главных коммерческих центров Нового Света XVII века. Торгов-цы, ремесленники, моряки, рабы и, конечно, пираты были частью отлично налаженной деловой сети, руководство которой велось из Лондона. Англия заключала с пиратами официальные контракты на грабеж испанских, голланд-ских и французских судов в Карибском море. Часть добычи отправлялась в казну британской короны, остальное — в карманы не особо разборчивых жителей Порт-Ройала. И хотя в 1760 году каперство Капер (голл. kaper — «морской разбойник») — частное лицо или судно, которое занималось с ведома своего правительства преследова-нием и захватом торговых судов противника и нейтральных стран, перевозивших контра-банд-ные грузы для неприятельской страны. в Кариб-ском регионе было официально запрещено, бизнес этот продолжал успешно работать еще практически целое столетие.

В момент своего расцвета Порт-Ройал занимал территорию больше 20 гекта-ров. В городе было две тысячи домов, включая 600 кирпичных, столько же деревянных, остальные были построены из камня. Защищали город шесть английских фортов, расположенных по периметру.

Порт-Ройал начали строить в 1655 году, когда Великобритания отвоевала у испанцев Ямайку, а в 1692-м Город зла был уничтожен цунами. В записях пережившего катастрофу священника по фамилии Хит гибель города ассоции-ровалась со Всемирным потопом, очистившим землю от скверны. Что вполне соответствовало ситуации. Около полудня 7 июня, после трех подземных толчков и пришедшей за ними волны, больше половины Порт-Ройала ока-залось на глубине от трех до десяти метров. Пять с лишним тысяч жителей погибли.

Изучение затонувшего города ведется с 1950-х годов. Сегодня найдены руины трех основных торговых улиц, мастерских, госпиталя, верфи, двух соборов, дома губернатора. Со дна была поднята масса вещей — посуда, бутылки с лике-ром и ромом, пивные кружки, станки и остатки кожи, золотые и серебряные монеты, оружие, кованые сундуки. Недавно исследователи выяснили, где находилась старая гавань; на очереди — затонувшие пиратские корабли.

Самабах, Гватемала


Озеро Атитлан в Гватемале, на дне которого был обнаружен древний город Самабах Wikimedia Commons

В 1998 году на дне озера Атитлан в Гватемале был обнаружен затопленный город, возраст которого превышает 2500 лет. Исследователи считают, что Самабах — священный город майя, место, где небо и земля соединяются пуповиной и откуда можно войти в подземный мир.

Древний Самабах находился на острове в центре озера. Судя по найденным алтарям, жертвенникам и курильницам, город представлял собой огромное святилище — вероятно, самое крупное в истории ранних майя. Надписи на жертвенных сосудах показывают, что место было названо в честь индейца-рыбака, который впервые наткнулся на остров. «Абах» на киче — древнем языке майя — означает «камень»; «Сам» — имя нашедшего остров.

Раскопки на берегах озера подтвердили, что еще до строительства Самабаха у подножия трех вулканов были индейские города. Похоже, индейцы майя поселились на Атитлане намного раньше, чем в юкатанских джунглях или в крупнейшей метрополии Эль-Мирадор .

Самабах оказался на дне озера примерно 1700 лет назад из-за извержения соседнего вулкана. Застывшая лава перекрыла оттоки воды на дне озера, и его уровень стремительно поднялся на 20 метров. Артефактов, описывающих катастрофу, пока не найдено, но, судя по индейской мифологии, гибель священного города только закрепила его репутацию ворот в загроб-ный мир. А озеро Атитлан до сих пор остается местом паломничества потомков майя.

Кечула, Мексика

Руины собора Сан-Сантьяго

Руины собора Сан-Сантьяго © David von Blohn / AP / ТАСС

В мексиканском штате Чьяпас, на дне водохранилища с непроизносимым названием Несауалькойотль, лежат руины готического собора Сан-Сантьяго. Он был построен первым епископом Чьяпаса — Бартоломе де Лас Касасом.

Лас Касас приехал в Мексику 5 января 1545 года. Ярый противник уничтожения испанцами коренного населения Южной Америки, создатель «Новых зако-нов» — своего рода кодекса колонизатора, пожилой доминиканец открыл в небольшом поселении Кечула католическую миссию. Посреди глухой провинции он создал религиозный центр, в который кроме собора Сантьяго и его служб входил соседний монастырь в Текпатане.

Сан-Сантьяго был построен руками монахов-фанатиков, прибывших вместе с Лас Касасом из Старого Света. Мимо него проходил Королевский тракт, до середины ХХ века остававшийся самой крупной дорогой в стране. В 1564 году Лас Касас был уверен, что построил главный собор Южной Мексики, а может быть, и всех колоний. Однако Кечула так и не превратился в большой город, а спустя 200 лет эпидемия заставила жителей покинуть эти места.

В 1966 году на реке Грихальва построили дамбу, маленькое озеро превратилось в большое водохранилище, а полуразрушенный собор ушел на 20 метров под во-ду. Когда случается засуха, уровень воды в водохранилище понижается, и на поверхности появляются руины 60-метрового собора с остатками коло-кольни. До сих пор Сан-Сантьяго показывался дважды: в 2002 и 2015 году.

Шичэн, Китай

Carolyn Wang, Lawrence Wang

Если бы в 1959 году Шичэн («город Льва») не затопили вместе с тысячей дру-гих поселений на востоке страны, это был бы один из главных памятников исторического Китая. Сегодня он находится на дне искусственного озера Циндао, возникшего при строительстве электростанции, на глубине 40 метров.

Шичэн — идеальный город в китайском понимании. Он был построен в соот-ветствии с канонами «Чжоули» — древнего трактата, регламентировавшего жизнь страны с XI века до н. э. вплоть до середины XX века н. э.

Шичэн был построен в 208 году у подножия «горы Пяти Львов» — Уши. Судя по историческим описаниям, план города по форме напоминал квадрат, кото-рый пересекали две осевые улицы, проложенные с севера на юг и с запада на восток. По периметру он был обнесен стеной. Въехать в Шичэн можно было через ворота, расположенные со всех сторон. Дома были из дерева и глиняного кирпича. Крыши покрыты черепицей.

При правлении династии Мин, в XIV-XVI веках, город обзавелся каменными домами, большим храмом Дракона и новой стеной. С западной стороны по неизвестной причине в стене появились новые, пятые ворота. Это про-ти-воречило канонам строительства, по правилам города́ должны были иметь одинаковое число ворот с каждой стороны — лишние воспринимались современниками как специальная отметина, своего рода знак судьбы. Это закрепило за Шичэном репутацию счастливого города и сделало его коммер-ческим центром Восточного Китая.

С момента затопления город практически не изменился. Помимо застройки, мощения улиц и крепостных стен, в Шичэне сохранились 265 камен-ных арок и проходов, барельефы, изображающие львов, драконов и фениксов, деревянные лестницы, перила, элементы декора. На стенах най-дены надписи на маньчжурском диалекте, славящие последнюю император-скую династию Китая — Цин.

Павлопетри, Греция


Руины жилого строения в Павлопетри The University of Nottingham

Затонувший город древней Эллады был найден у берегов Пелопоннеса в 1967 году. Руины назвали в честь маленького острова Петра и Павла, возле которого их обнаружили. Правительство Греции запретило исследования в этом месте, передав находку в ведение министерства туризма. Доступ историкам вернули только в конце 2000-х годов.

Гомер упоминает город торговцев, лежащий на пути из Эллады к минойскому Криту. Вполне возможно, что это Павлопетри: его руины датируются III-II ты-сячелетиями до н. э. Археологи обнаружили пять длинных улиц, минимум 15 сложных строений, кладбище и монументальный мегарон Мегарон — простейший тип храма в Древней Греции. Представляет собой прямоугольную постройку с портиком в торце. . На территории города найдено много керамики, бронзовых орудий и статуэток как материкового, так и критского происхождения.

По подсчетам историков Павлопетри ушел под воду в 1000 году до н. э. или немного раньше, когда извержение вулкана на острове Санторини вызвало цунами, уничтожившее минойскую цивилизацию.

Дварака, Индия

Кришна в Золотом городе. Миниатюра из «Харивамши». Индия, около 1600 года Wikimedia Commons

Дварака — Золотой город Кришны, описанный в священных индуистских текстах «Махабхарата» и «Харивамша». Он просуществовал 36 лет и ушел на дно на седьмой день после гибели Кришны. Современные расчеты, опира-ющиеся на древние астрологические описания, показывают, что это случилось в 3102 году до н. э.

Предполагаемые следы Дваракки удалось обнаружить только в 1980-х. Причем на право считаться городом Кришны стали претендовать сразу два затопленных города у западного побережья Индии. Первый — в Камбейском заливе, второй — в расположенном по-соседству заливе Кач.

В «Махабхарате» говорится, что город Кришны был огромным. Сады зеленели среди золотых башен, лотосы благоухали в золотых бассейнах. По улицам двигались караваны слонов в золотой сбруе. Очевидно, что все это богатство требовало больших территорий и плодородных земель. Руины в Камбейском заливе подходят под культовое описание Двараки и масштабом, и возрастом. Они занимают площадь три на восемь километров. На глубине 36 метров найдены остатки построек, захоронения, керамика, каменные статуэтки и орудия труда. Территорию города прорезают дороги и русла древних рек. Все это датируется одиннадцатым тысячелетием до н. э.

В заливе Кач руины намного скромнее, но тоже могут претендовать на статус божественного города. За каменной полутораметровой стеной, датирующейся серединой второго тысячелетия до н. э., на глубине семи метров обнаружены останки еще более древних зданий, бастионов и огромных каменных плит. Часть фундаментов сохранилась полностью. Один из них по форме напоминает полумесяц. Найденные поблизости полукруглые камни (чандрашилы) тради-ционно служили в древних культовых и дворцовых сооружениях первой ступенью при входе.

Среди артефактов, найденных индийскими археологами в прибрежной зоне, была печать с изображением трехголового чудовища. В текстах «Маха-бха-раты» говорится, что Кришна повелел всем жителям Двараки носить с собой печати. В «Харивамше» подробно описывается рисунок на этой печа-ти — чудовище с головами козла, быка и единорога. В пользу Кача говорит и то, что затонув-шие руины найдены возле существующего города Дварака, построенного в V веке на месте ранних поселений.