«Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе Идеальную образовательную организацию использующую здоровьесберегающие методики

Елена Звягинцева

Конкурсная заявка

на участие в районном конкурсе «Детский сад года-2018»

воспитателя муниципального казенного дошкольного

образовательного учреждения «Детский сад «Веснянка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития детей

района

Ставропольского края

Звягинцева Елена Николаевна

Номинация

«Лучший воспитатель-профессионал , работающий

со здоровьесберегающей методикой »

1. Общая информация

Участник конкурса

Фамилия, имя, отчество Звягинцева Елена Николаевна

Должность воспитатель_

Дата рождения 26.09.1964

Полный адрес места жительства 356030 Ставропольский край, Красногвардейский район , село Красногвардейское, улица Лихачёва 8, кв. 8

Номера контактных телефонов, адрес электронной почты 8 962-011-50-01, [email protected]

Образование, ученая степень (уровень, учебное заведение) Среднее специальное, Орджоникидзевское педагогическое училище № 1.

Профессиональная карьера (общий стаж работы , даты, места работы , должности)

35 лет, с августа 1983 года по август 1985 года учитель начальных классов города Беслан Республики Северная Осетия, с сентября 1985 года по октябрь 1986 года - учитель начальных классов города Ставрополя, с 19 августа 1988 года и по настоящее время - воспитатель МКДОУ Детский сад № 18 «Веснянка» с. Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края.

Наличие наград, званий (если имеется) не имеет

Наименование дошкольной образовательной организации (полностью) :

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 «Веснянка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития детей»

Полный адрес учреждения :

субъект РФ : Ставропольский край

индекс : 356030

населенный пункт : село Красногвардейское

улица : Мира

дом : 4/2

федеральный телефонный код города :8-865-41 телефон : 2-41-52

факс : -- e-mail: [email protected]

Руководитель дошкольной образовательной организации (ФИО, контактный телефон) : Горбатых Елена Владимировна 8(86541) 2-41-52

Награды и иные достижения организации :

1 место в районном этапе конкурса «Зелёный огонёк» в номинации «Лучшее ДОУ по пропаганде ПДД» (2015, 2016 г. г.) ; 2 место 2017 г.

в номинации «Лучшая детская агитбригада» - 1-место в 2015 г., 2-место 2016г. ; 1-место 2017г. -1 место в районном этапе конкурса «Детский сад года -2015» в номинации «Лучший воспитатель ДОУ » , приняли участие в краевом этапе названного конкурса ;

1 место в районном конкурсе профессионального мастерства «Воспитатель года- 2016 » , 2 место «Воспитатель года -2015 » , 1 место «Воспитатель года-2012 » , 2 место «Воспитатель года - 2011 » ;

2 место в районной (2015, 2016 г. г.) ;

1 место в районной Спартакиаде среди дошкольников (2017, 2018 г. г.) ; -в 2017 году коллектив МКДОУ Детского сада № 18 «Веснянка» занесен на Доску почёта Красногвардейского района Ставропольского края;

В 2015 году коллектив награжден Благодарственным письмом главы села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края за большую и плодотворную работу по обучению и воспитанию подрастающего поколения, успехи и достижения в спортивно-оздоровительной , воспитательной , культурно-массовой деятельности;

В 2014,2015,2016. 2017, 2018 годах воспитанники и педагоги стали победителями и лауреатами Интернет-конкурсов , олимпиад, творческих конкурсов , викторин «Узнавай-ка» , «Ты-гений!» , Педология, «Рассударики» , «Радуга талантов» , «Время знаний» , «Всезнайка» , «АБВГДЕйка» , «Лира» ,

«Знатоки правил безопасности» , «Конкурсофф » , «К школе готов!» , «Скоро в школу!» .

2. Описание

Почему Вы выбрали эту профессию?

Я часто думаю, почему я стала воспитателем ? Просто больше никем другим я не смогла бы быть.

Я люблю свою профессию, люблю своих детей. Это может понять только такой же воспитатель .

Это призвание, желание быть рядом с восторженным миром детских глаз.

Быть воспитателем , значит иметь сострадание, желание видеть детей, которые уже стали «своими детьми» . Я сделала правильный выбор и горжусь своей профессией!

Что Вы считаете своим высшим достижением в работе с детьми ?

Высшим достижением в моей работе с детьми – это когда я вижу, что дети с интересом приходят в группу и с нетерпением ждут встреч со мной, своими друзьями и с новыми знаниями. В конце года я отмечаю значительный рост в развитии творческих способностей детей и это считаю высшим достижением в моей работе

Счастье каждого педагога – увидеть плоды своего нелегкого труда, заложить основы для будущего профессионального обучения, и я, радуясь успехам выпускников, горжусь их достижениями, и думаю, что в этом есть и моя заслуга, ведь с ними осталась частичка моей души,

Ваши основные принципы работы с детьми ?

1. Основной принцип моей работы – это равенство и сотрудничество с детьми.

2. Взаимодействия с семьей - совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями,

3. Опора на традиционные, национальные ценности – воспитание детей через региональную культуру и традиции.

4. «Обучение в игре» - игра является простым и близким способом познания окружающей действительности.

5.«Развитие творческих способностей ребёнка» - интересы ребёнка нужно развивать, стимулировать его к занятости.

6.«Психологическая комфортность» - в группе безопасно, полезно, благополучно.

Основные особенности воспитательно-образовательного процесса , использование инновационных методик .

При планировании воспитательно-образовательного процесса я учитываю основные принципы дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО.

В ходе воспитательно- образовательного процесса использую современные методы и инновационные технологии проектной и исследовательской деятельности, пескотерапию. Современные дети требуют глубокой подачи интересующего их материала и информационно-коммуникационные технологии полностью реализуют это.Применяю социоигровые технологии : работа в парах , подгруппах.

Моя работа направлена на конечный результат - укрепление жизни и здоровья детей , коррекцию речевого, психического и физического развития. Для этого использую здоровьесберегающие образовательные технологии «пальчиковую гимнастику» , «Игротренинг» .

Я считаю, что современному ребенку необходимо современное образование.

Почему Вы решили участвовать в Конкурсе ?

Считаю, что у меня есть силы, талант, а самое главное – любовь к детям, которая помогает сделать жизнь ребёнка в детском саду яркой, интересной, познавательной.

И очень приятно, когда твою работу положительно оценивают не только дети, но и окружающие.

Как Вы представляете идеальную образовательную организацию в будущем?

Идеальная образовательная организация должна быть оснащёна всем необходимым оборудованием для реализации здоровьесберегающих технологий : физкультурный и тренажёрный залы, бассейн, фитобар, ведь я работала валеологом и знаю как дети любят пить полезный и вкусный чай. При подъезде к детскому саду должна быть оборудована парковка. В образовательной организации есть свой большой и удобный автобус, на котором возят детей на экскурсии, выставки, в музеи. В эпоху всеобщей компьютеризации, развития нанотехнологий, детский сад будущего, по моему мнению,- это большое количество залов и помещений : экспериментальные и проектные комнаты для детей, где каждому ребёнку предоставлена свобода выбора деятельности. И самое главное, в детском саду должны работать только неравнодушные люди, в группах по 10-15 детей, и воспитатель имеет достаточно времени, чтобы поработать с каждым индивидуально.

Мой подход к работе с детьми

Здоровые дети - это великое счастье

ФГОС дошкольного образования ставит первоначальной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников , а также его эмоционального благополучия. Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать системно и сообща.

Одним из направлений в своей работе я выделила введение здоровьесберегающих технологий в образовательную деятельность, в формировании здорового образа жизни .

Цель моей работы - воспитать в детях потребность в здоровом образе жизни .

Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи :

Содействовать сохранению и укреплению здоровья детей .

Формировать здоровье сберегающие навыки и привычки.

Побуждать желание к умению сочувствовать, сопереживать чужой боли.

-Воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни .

В своей работе я использую разнообразные методы и приемы , здоровьесберегающие технологии , которые помогают заинтересовать детей в познании своего организма, в сохранении и укреплении своего здоровья .

Созданный в группе спортивный уголок, который включает в себя не только спортивный инвентарь, но

и разного рода массажёры : грецкие орехи, шишки, мячики. тренажеры для развития дыхания (коктейльные трубочки, снежинки, перышки, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья ,

дидактические игры, картотеки подвижных игр, считалок, альбом «Виды спорта» , книги и иллюстрации, помогает детям снять агрессию, напряжение, негативные эмоции. У детей проявляется интерес к своему здоровью .

На участке детского сада имеются спортивная площадка с необходимым оборудованием, которое

позволяет детям удовлетворить потребность в разного рода движениях.

Для развития координации движений и двигательной активности детей сделана площадка игр на асфальте. Экологическая тропа, способствующая оздоровлению и обеспечению экологической безопасности детей : фитоклумба, способствующая ознакомлению с лекарственными растениями и их применении для оздоровления . На занятиях дети узнают, какие продукты полезны для организма, какие витамины содержатся во фруктах о овощах; знакомятся со строением тела человека и безопасным поведением

в быту и на природе.

Провожу дни здоровья , досуги и развлечения являются хорошей основой для развития двигательной активности и обучения детей. Навыки здорового образа жизни закрепляю в : дидактических; подвижных; сюжетно-ролевых играх; упражнениях, в повседневной жизни.

Подвижные игры создают положительный эмоциональный подъем, вызывают хорошее самочувствие. Проведение утренней гимнастики и включение в нее дыхательных упражнений создает у детей бодрое настроение, вырабатывается потребность в ежедневном ее выполнении.

Еще одной формой приобщения детей к здоровому образу жизни и оздоровительного режима является гимнастика после дневного сна.

Ее цель - поднять настроение и мышечный тонус детей, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы.

В работе с дошкольниками я использую различные виды массажа, которые оказывают влияние на тактильные раздражители, на развитие эмоций и речевых реакций. Для улучшения здоровья детей и повышения сопротивляемости детского организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды осуществляю закаливание воздухом и водой : утреннее умывание; мытье рук перед едой; полоскание полости рта; мытье ног перед сном, облегченная форма одежды; сон при открытых форточках в теплый период года; воздушно - солнечные ванны; проветривание помещений.

Наиболее благоприятное время для закаливающих процедур, подвижных игр и физических упражнений - это прогулка. Неотъемлемой ее частью является, ставший традиционным, оздоровительный бег .

При проведении НОД,в совместной образовательной деятельности использую ИКТ :

презентации, гимнастика для глаз, пальчиковые игры, музыкальные физминутки.

Разработала такие проекты ,как : «Витамины» , «Зимние виды спорта» .

Проект по здровьесберегающим технологиям «Будь здоров , малыш!» нашел положительный отклик

со стороны родителей, где формами работы стали встреча – круглый стол с родителями,

совместный досуг,консультации : «Движение – это жизнь» , «Закаливание ребенка» ,

а также занятия с проблемными ситуациями : «Зачем человек моется?» , «Чтобы зубы были здоровыми . Были проведены Дни открытых дверей, мероприятие «По дорожке здоровья » .

Поэтому для более эффективной совместной работы с родителями по воспитанию здорового и развитого ребенка провожу : анкетирование; родительские собрания; беседы, консультации; конкурсы , спортивные праздники.

Своим опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий я поделилась на Совете педагогов. В ДОУ провела открытое занятие, совместное спортивное мероприятие с детьми «Мы голосуем за здоровый образ жизни » . За время моей работы у детей появился интерес к здоровому образу жизни , повысилась заинтересованность родителей в физкультурно-оздоровительной работе с детьми .

Организация проектной деятельности, использование ИКТ на занятиях, подготовка презентаций, открытые мероприятия – эффективный способ заинтересовать детей. Приходится, конечно, много изучить, подготовить. Но, видя результат, не жалко, ни времени, ни сил. А заинтересованные и восторженные взгляды ребят – настоящая награда за труд! Мои воспитанники и их семьи неоднократно участвовали в мероприятиях в детском саду, на районных конкурсах и завоевывали призовые места.

Каждый раз, выпуская своих воспитанников , нет, вернее, своих детей, мне тяжело с ними расставаться. Но я не прощаюсь с ними, не теряю их из вида,так как они поддерживают со мной связь : делятся своими успехами, новыми достижениями.

«Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья»

Место работы МБДОУ детский сад №27

Занимаемая должность старший воспитатель

Общий стаж работы 13 лет .

Педагогический стаж работы 13лет

в должности 5лет

Образование: высшее, окончила Московский психолого-социальный институт, специальность: учитель-логопед, специальный психолог.

1. Литературный обзор

1.1.Физическоевоспитание дошкольников: задачи, цели, средства...с.4

1.2 Обзор предлагаемых методик здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольном образовательном учреждении с .6

1.3.История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении, система методической работы с.10

1.4.Основные понятия, термины в описании педагогического опыта с.12

2. Технологии стимулирования и сохранения здоровья

2.1. Описание основных методов и методик, используемых в представленном педагогическом опыте с.14

2.2. Актуальность с.20

2.3. Результативность с.21

2.4. Новизна с.22

2.5. Технологичность.Описание основных элементов представляемого педагогического опыта с.23

Выводы с.24

Приложения с.25

Использованная литература с.36

1. Литературный обзор.

1.1.Физическое воспитание дошкольников: задачи, цели, средства.

Начиная работу по данной теме, мною была изучена литература по физическому воспитанию дошкольников, а также задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Изучение содержания физического воспитания необходимо было для осознания того, как эта проблема формулируется учеными - дидактами и разработчиками методики физического воспитания, какое место занимают задачи здоровьесбрегающих технологий в физическом воспитании дошкольников.

Т. И. Осокина выделяет такие задачи:

1. Охрана жизни.

2. Укрепление здоровья.

3. Совершенствование организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию.

4. Повышение работоспособности.

В.И. Логинова задачи физического воспитания формулирует несколько иначе:

1. Охрана жизни и укрепление здоровья.

2. Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма.

3. Формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости и т.п.

А.В. Кенеман, Г.В. Хухлаева сформулировали три группы задач:

1. Оздоровительные - развитие и укрепление костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов: развитие движений, а также закаливание организма ребенка.

2. Образовательные - формирование навыков выполнения основных движений; привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своем организме, о здоровье; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.

3. Воспитательные задачи - формирование нравственно-физических навыков; выработать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребность в физическом совершенстве; воспитание культурно-гигиенических качеств.

М.А. Васильева предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, особенно нервной системы, совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным детям видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. Она предлагает осуществлять эту работу не только как физическое воспитание, а в контексте общего педагогического процесса.

Е.Н. Вавилова выделяет несколько задач: охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений, совершенствование всех функциональных систем организма.

Итак, задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте в работах вышеуказанных ученых ставится, признается одной из наиболее важных. В этих же работах выделяются средства физического воспитания как средства оздоровления ребенка. В качестве средств физического воспитания авторы рассматривают оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и даже художественные средства - литературу, фольклор, кинофильмы и мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства и т.п.

1.2. Обзор предлагаемых методик здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольном образовательном учреждении

На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова.

Т.Н. Доронова - кандидат педагогических наук в своей программе «Радуга» обращает внимание на воспитание и развитие детей детского сада, основным компонентом она отдавала предпочтение самому важному предмету воспитания - физической культуре. «От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит здоровье человека. Ребенок в дошкольном детстве должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движении, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни». Ею определены основные формы работы с детьми в главе «Растим здорового ребенка» по двигательному режиму, закаливанию, физкультурно- оздоровительной работе. Вся работа вынесена в разделы «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «Суточный режим жизни», «Бодрствование», «Сон», «Питание», «Навыки здоровья», «Формируем культуру движений». Постепенно ребенок овладевает основными культурно - гигиеническими навыками, знакомится с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности. Ею освещены важные на современном этапе вопросы поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей, умению избегать или даже предварять их. Т.Н. Дороновой раскрыты средства и формы физического воспитания. Это гигиенические факторы, гигиена нервной системы, физические упражнения, профилактическая, развивающая, лечебная, реабилитационная направленность в подборе физических упражнений.

Программа авторского коллектива под руководством Л.А. Венгер «Развитие», в которую заложены два теоретических положения: теория А.В.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к гуманистическому пониманию и концепция Л.А.Венгер о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач. Данная программа не содержит задач по физическому развитию ребенка. А М.Д. Маханева и доктор психологических наук О.М. Дьяченко в 2000 году разработали методические рекомендации по воспитанию здорового ребенка к программе «Развитие». Они содержат в себе, с одной стороны, общую характеристику средств, обеспечивающих здоровье ребенка (гигиенические, закаливание, физические упражнения) с другой - конкретные описания физкультурных занятий проводимых в зале. Они ценны тем, что позволяют использовать их при планировании самых различных сторон организации здорового образа жизни детей, сочетая занятия по программе «Развитие» и ряд дополнительных с проведением необходимых оздоровительных мероприятий. М. Д. Маханевой обращается большое внимание на правильное питание детей, на необходимость его полноценности. Ею критикуется общепринятая система физического воспитания, которая не может решить проблемы на современном этапе, так как не учитывает конкретные условия детских учреждений в разных регионах России, не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями и здоровьем, не реализует потребности детей в движении.

В.Т. Кудрявцев - доктор психологических наук, Б.Б.Егоров - кандидат педагогических наук определили идею комплексного междисциплинарного подхода к вопросу физического воспитания дошкольника, и возникла развивающая педагогика оздоровления (2000 г.). Их программно-методическое пособие отражает две линии оздоровительно - развивающей работы:

Они критикуют устоявшийся подход к физкультурно-оздоровительной работе дошкольников, говорят о необходимости кардинального пересмотра существующих методов физического воспитания в дошкольных учреждениях, школах. Двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка- дошкольника». Они вынесены, на их взгляд, на периферию образовательного процесса. То же они говорят об оздоровительной работе. Все это на их взгляд ведет к утрате источников развития ребенка, росту детской заболеваемости.

Общая цель программно-методического материала состоит в формировании двигательной сферы и создании психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.

Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н.Ефименко в 1999 году выпустил программу «Театр физического развития и оздоровления» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ней автор сформулировал основные принципиально новые системы физического воспитания и оздоровления детей первых 10 лет жизни. Красной нитью проходит идея превратить «однообразные занятия в занятия-спектакли, дарящие детям радость и приносящие пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений».

В программе «Основы безопасности дошкольников» В.А. Ананьева в разделах «Здоровье человека и окружающая среда», «Здоровье и образ жизни человека» автор ставит задачи развития физической активности детей, говорит о том, что их нужно приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей не заразиться. Пути решения задач: занятия, игры - занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники. беседы, чтение литературы, использование эмоционально- привлекательных форм, работа с родителями, направленная на оздоровление детей и на развитие их физической активности.

Программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», разработанная кандидатами психологических наук Н.Н. Авдеевой и Р.Б. Стеркиной, кандидатом педагогических наук О.Л. Князевой. Авторы отмечают, что безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в жизненных различных ситуациях, в том числе и неожиданных. Определяя основное содержание работы по ОБЖ и направления развития детей, авторы программы посчитали необходимым выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность жизни.

Итак, анализ содержания современных программ для дошкольных учреждений позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы авторами проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение. Программы предлагают быть активными в работе не только педагогов, но и самих детей, родителей.

1.3. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении.

В 2012 году собранный материал по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, поставив перед собой ряд задач, и для их успешного выполнения разработала картотеку игр и упражнений по физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ, как дополнение к «Программе воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой.

Система методической работы

Система методической работы ДОУ включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных подходов по проблеме использования педагогами здоровьесберегающих технологий и технологий здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Концептуальными основаниями деятельности методической службы ДОУ по реализации поставленных целей и задач являются актуальные подходы обновления содержания деятельности по созданию здоровьесберегающей среды в ДОУ, повышение качества здоровьесберегающей работы с детьми разных возрастных групп, ценности личностно-ориентированной, гуманистической педагогики и психологии.

Для реализации поставленных задач был составлен перспективный план работы по данной проблеме.

Перспективный план работы

  • Планирование и организация системы работы по повышению уровня теоретических знаний и практических умений педагогов ДОУ по использованию здорвоьесберегающих технологий в образовательном процессе, рекомендации по проведению различных видов гимнастик.
  • Организация семинаров, консультаций, проведение мо.
  • изучение проблемы в научно-методической литературе.
  • Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов ДОУ.
  • Организация выставки методической литературы.
  • Организация и проведение педагогических советов.
  • Подготовка публикаций для печати, картотек для воспитателей, составление рекомендаций для педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ.

1.4. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового)

Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком смысле слова это: антропометрические и биометрические понятия (рост, вес, окружность грудной клетки, состояния осанки, жизненная емкость легких.) В широком понимании это - физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер).

Физическая подготовленность - уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. В результате глубокого изучения возможностей детского организма были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения.

Физическая подготовка - это профессиональная направленность физического воспитания/

Физическое образование - одна из сторон физического воспитания, направленная на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками.

Физические упражнения - движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.

Двигательная деятельность - деятельность, основным компонентом которой является движение, и которая направлена на физическое и двигательное развитие ребенка.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).

Технология - с трого научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. в концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников

2.1. Описание основных методов и методик, используемых в представленном опыте.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей. детей, педагогов и родителей.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  • Приобщение детей к физической культуре
  • Использование развивающих форм оздоровительной работы.

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья. Задача старшего воспитателя сегодня -вооружить педагогов необходимыми знаниями в данном направлении, подготовить картотеку игр и упражнений для того, чтобы педагоги могли воспользоваться данным материалом, делились знаниями среди родителей и педагогами других учреждений. Главное, конечно же,воспитатели смогли бы привить детям потребность в здоровом образе жизни.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка –технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ

Технологии здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий- обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Считаю, что на сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, а также технологиям обучению здоровому образу жизни и коррекционным технологиям:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы/

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия ) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать ребенка с первых минут. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи.

Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения, а именно:

Принцип доступности и индивидуальности - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному

Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения. Для этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.

Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

Принцип наглядности является основным в обучении движению. Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Педагог для каждого задания, выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного задания – это такие методы как показ, словесный, игровой, иллюстративно-наглядный.

Т.О. для создания условий мотивации к занятиям физической культурой считаю, что необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка «появился аппетит» заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья.

2.2. Актуальность педагогического опыта.

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.

Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации НОД акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.

Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать деятельность дошкольников на занятии, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни?.

Поэтому возникает проблема , актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать воспитательно-образоватльный процесс без ущерба здоровью дошкольников? Ответить на него можно при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.

2.3. Результативность .

Система методического обеспечения позволила достичь повышения качества работы с педагогами ДОУ, которое выразилось в следующих результатах.

Уровень здоровья и физического развития детей:

Уровень заболеваемости снизился на 3,5%, значительно снижено количество пропусков по болезни.

Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития повысилось на 10% и составляет45 %.

Количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 44% и составляет 82%.

Уровень профессионального роста педагогов:

Количество педагогов, имеющих высокий уровень теоретических знаний и практических умений в организации здоровьесберегающей среды в ДОУ и проведению здоровьесберегающих мероприятий, увеличилось на 30% и составляет 90%.

Значительно повышена мотивация педагогов к использованию инновационных подходов к здовроьсбережению воспитанников ДОУ.

Количество педагогов, систематически и методически грамотно использующих здолровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе и режимных моментах, увеличилось на 29% и составляет 82%.

Усовершенствована предметно-развивающая среда в группах(приобретается новое физультурно -спортивное оборудование и атрибуты, изготовлены массажные дорожки, пособия для выполнения дыхательной, пальчиковой гимнастики.

Для успешной работы по приобщению родителей педагогов к ЗОЖ выпустила методическое пособие « Растим здоровым малыша» , в котором можно найти много полезной информации, рекомендации и памятки по использованию новых здоровьесберегающих технологий. Пособие получило положительные отзывов от педагогов.

2.4. Новизна.

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду:

Использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;

Использование информационно-коммуникативных технологий;

Использование современного оборудования.

2.5. Технологичность. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

В процессе работы собран материал по использованию здоровьесберегающих технологий, разработаны картотеки игр и упражнений, составлены памятки для родителей.

В опыт работы входят основные элементы:

  • Воспитательно-образовательный процесс: физкультурные занятия, гимнастика, упражнения на релаксацию, познавательные занятия, минутки здоровья, физкультминутки, минутки психологической разгрузки.
  • Строгое соблюдение режима: утренняя гимнастика, занятия, подвижные игры на прогулке, спортивные развлечения и досуги, корригирующая гимнастика после сна, закаливающие процедуры, режим питания, сон, прогулки и пр.
  • Наглядная агитация и работа с родителями: уголки здоровья для детей и родителей, дни и недели здоровья, круглый стол « Заботимся о здоровье детей вместе», беседы, консультации и пр.
  • Цикл бесед для детей: «Знай свое тело», «Соблюдай правила гигиены», «Как правильно чистить зубы», « Твое настроение».

Выводы:

  1. Создание здоровьесберегающей среды и воспитание навыков здорового образа жизни у детей является одним из основных направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ, педагогами успешно решается задача снижения эмоционально-волевого напряжения и укрепления иммунитета дошкольников посредством комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников.
  2. Познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными, развивающие занятия сочетаются с выполнением дыхательных упражнений, вибрационной гимнастики, гимнастики для глаз, релаксацией, самомассажем и другими здоровьесберегающимим технологиями
  3. Создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольников, как важного фактора здоровья человека в целом.

Использованная литература:

  1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя д/с., -М.:Просвещение,1986
  2. ЕмельяноваВ.Н.,из опыта работына тему «Повышение качества физкультурно-оздоровительной работы через методическое сопровождение использования здоровьесберегающих технологий».
  3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008
  4. Икова В.В.Лечебная физкультура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников, госуд.изд-во мед литерат.,Ленинград,1963
  5. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.
  6. Макарова З.С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учр. М.: Гуманитар.изд.центрВЛАДОС,2004
  7. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002
  8. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.

Интернет-ресурсы:

  • http:// nsportal.ru (Здоровьесберегающие технологии Леукина И.А.)
  • http:// festival.1september.ru. (Теоретический семинар «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога» Чеботарева О.В.)
  • http://pedmir.ru/ (занятие по валеологии) Масагутова И. З.

Полную версию работы с приложениями можно скачать .

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

  • формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
  • организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
  • физкультурно-оздоровительные ( , спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, и т.д.)
  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

Картотека здоровьесберегающих технологий

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Физкультминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

  • смене вида деятельности;
  • предупреждении утомляемости;
  • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
  • активизации кровообращения;
  • активизации мышления;
  • повышении интереса детей к ходу занятия;
  • создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

  • улучшить работу внутренних органов;
  • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
  • тренировать дыхательный аппарата;
  • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
  • повысить защитные механизмы организма;
  • восстановить душевное равновесие, успокоиться;
  • развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

  • осязательных ощущений;
  • координации движений пальцев и рук;
  • творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

  • массаж;
  • действия с предметами или материалами;
  • пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

  • снятия напряжения;
  • предупреждения утомления;
  • тренировки глазных мышц;
  • укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

  • проведение психофизической разрядки;
  • развитие познавательных психических процессов;
  • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
  • коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

  • этюдов с использованием мимики и пантомимы;
  • этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
  • этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Ритмопластика

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

  • восполнение «двигательного дефицита»;
  • развитие двигательной сферы детей;
  • укрепление мышечного корсета;
  • совершенствование познавательных процессов;
  • формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

  • проявить эмоции, переживания, фантазию;
  • самовыразиться;
  • снять психоэмоциональное напряжение;
  • избавиться от страхов;
  • стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

  • улучшение самочувствия и настроения детей;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

  • фитотерапию;
  • цветотерапию;
  • музыкотерапию;
  • витаминотерапию;
  • физиотерапию;
  • гелиотерапию;
  • песочную терапию.

Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.

Каждая минута жизни ребёнка в детском саду работает на укрепление его здоровья. Организация пребывания детей в нашем ДОУ очень продумана и насыщена.

Работа по оздоровлению детей проводится круглый год.

В зимний период на территории ДОУ заливается каток, разработан план работы.

Выполняя Федеральные государственные образовательные стандарты (гендерный подход), руководитель по физическому воспитанию обучает девочек катанию на коньках, а мальчиков элементам хоккея. Дети с интересом учатся держать клюшку, вести шайбу, забивать голы.

Особое внимание уделяется лыжной подготовке дошкольников. Начиная с младшего дошкольного возраста, дети овладевают новым видом движения - ходьбой на лыжах. Оптимизировать этот процесс помогает составленная в ДОУ методическая разработка по лыжной подготовке в детском саду, включающая в себя планы занятий, начиная с 3-4 летнего возраста. При соблюдении системы обучения маленькие дети успешно осваивают способы ходьбы на лыжах, отмечено положительное влияние этого вида деятельности на здоровье детей.

С младшего возраста начинается обучение детей катанию на санках.

Целенаправленная систематическая работа по оздоровлению проводится в летний оздоровительный период. Совместно с инструкторами областного врачебно-физкультурного диспансера составлена система оздоровительных мероприятий с дошкольниками, разработано календарно-тематическое планирование по использованию здоровьесберегающих технологий в режиме дня.

На берегу реки создан аэросолярий. Летом дети под наблюдением врача принимают солнечные и воздушные ванны, проводят сухой массаж, дети купаются, всё это способствует оздоровлению детского организма.

Одной из эффективных форм здоровьесберегающих технологий является иппотерапия - оздоровительное воздействие верховой езды на организм ребёнка. С 2008 года, на основании договора с ЗАО «Кудашевский конезавод» проводятся курсовые оздоровительные занятия. Дети, посещающие занятия по иппотерапии, стали более спокойными, уравновешенными, у них улучшилась осанка, мышечный тонус.


Педагоги ДОУ используют в своей работе авторскую программу Алямовской В.Г. «Как воспитать здорового ребёнка» и региональную программу Орловой М.М. «Основы здорового образа жизни». По этим программам разработано перспективное планирование на весь учебный год, где отражается основное направление - воспитания здорового ребёнка. Дети получают знания, умения, навыки по формированию здорового образа жизни. В практику ДОУ прочно вошли занятия по здоровому образу жизни, которые проводит медицинская сестра.

Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Для реализации этой задачи используется программа развития и воспитания детей: «Основы безопасности детей дошкольного возраста Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности определили следующие цели:

  • формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
  • воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости действовать.

В работу по ОБЖ педагоги включили целый комплекс задач:

  • знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
  • развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
  • воспитание грамотного участника дорожного движения;
  • воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

На территории детского сада создана экологическая тропа, разработан паспорт экологической тропы, составлена карта-схема с указанием изучаемых объектов, где проводятся круглый год занятия по разработанной методике. Проводимая работа способствует воспитанию любви к природе её сохранению, укреплению здоровья детей и формированию ответственности в деле сохранения и укрепления собственного здоровья.


Так же в целях укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении активно функционирует «Тропа здоровья» с массажными дорожками, "песочным двориком", которая широко используется в летний период для хождения босиком, что способствует нормализации функционального состояния организма ребёнка и является эффективным средством оздоровления и закаливания.

Инновационным направлением в физкультурно-оздоровительной работе детского сада является деятельность физкультурно-оздоровительного клуба «Здоровячок», руководителем которого является руководитель физического воспитания Н.В. Наумова. Занятия этого клуба эффективно влияют на общее состояние здоровья, уровень физического развития, общий психоэмоциональный фон детей. Занятия в клубе являются хорошей базой для совершенствования знаний и умений по нормативам ГТО.


Воспитатель Топырина Л.Ф. организовала работу по ведению дневника «Дневничок-Здоровячок»- это совместная работа воспитателя, родителей и детей по здоровому образу жизни.

Одним из главных компонентов образовательного процесса и условий формирования здоровьесберегающей среды в ДОУ является социальное окружение. В целях оптимизации социального партнёрства о рганизовано сотрудничество детского сада со школой, библиотекой, куда воспитанников ДОУ педагоги водят на экскурсии, просмотры театрализованных представлений, тематические беседы.

Всё это способствует всестороннему развитию личности ребёнка, охране и укреплению здоровья детей, формированию привычки к здоровому образу жизни.

Сформировать у детей установку на здоровый образ жизни невозможно без помощи родителей. Для этого в детском саду запланирована система работы с семьями воспитанников. Организован информационный и методический обмен между воспитателями и родителями, сбор данных о семьях. Чтобы организовать взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам здоровьесбережения мы используем разные формы общения:

  • родительские собрания в нетрадиционной форме;
  • дни здоровья и марафоны «Здоровое поколение»,
  • праздники здоровья;
  • клуб «Здоровячок»;
  • выпуск газет «Добрая дорога детства»;
  • семейные фотовыставки и выставки рисунков «Наша дружная семья», составление генеологического древа семьи;
  • конференция родителей «Презентация семейного опыта по здоровьесбережению детей».

Особой популярностью у родителей и детей пользуются ежегодные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья», "Малые олимпийские игры". Соревновательный задор, с которым папы и мамы принимают участие в играх, передаётся их сыновьям и дочерям. Атмосфера единения между взрослыми и детьми царит на таких мероприятиях всегда. Здоровье детей - это цель где, безусловно, сходятся интересы семьи и детского сада. Поэтому все перечисленные мероприятия помогают родителям понять значимость физкультурно-оздоровительной деятельности.

В результате сформировавшейся системы физкультурно-оздоровительной работы ДОУ отмечено не только повышение интереса детей, родителей и педагогов к занятиям физической культуры, их эмоциональный настрой, но и хорошие стабильные результаты:

  • в повышении двигательной активности детей;
  • в освоении основных движений;
  • снижения уровня заболеваемости детей;
  • повышение уровня физической подготовленности детей.

Анализ сложившейся ситуации показывает: проблема оздоровления, сохранения здоровья детей работа не одного дня деятельности и не одного человека, а целенаправленная работа всего педагогического коллектива ДОУ на длительный период.

Забота о здоровье - одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье - ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо. Важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня - это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.

Все мы, педагоги, врачи, родители, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми.

Здоровье - это бесценный дар.

Всем известно, что здоровье - это величайшая ценность, основа для самореализации и главное условие для выполнения людьми их социальных и биологических функций. Здоровьесберегающее поведение и мышление закладываются еще в школе. Но в то же время школьная среда препятствует укреплению здоровья. Раннее начало обучения, интенсификация учебного процесса, использование педагогических инноваций влекут несоответствие нагрузки возможностям детского организма и приводят к напряжению адаптационных механизмов.

Отрадно заметить, что сегодня образовательная система направлена на сохранение здоровья школьников. Задача педагогов заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы сформировать успешных личностей, готовых полноценно жить и растить будущее поколение. А без здоровья это невозможно. Именно поэтому в настоящее время реализуются здоровьесберегающие технологии в школе.

Роль педагога

Учитель может сделать для здоровья ученика даже больше, чем врач. От него не требуется выполнять функции медицинского работника, просто педагоги должны работать так, чтобы обучение не вредило школьникам. В жизни учащихся учитель занимает одно из главных мест, для них он олицетворяет все важное и новое, в том числе является примером в вопросах здоровьесбережения.

Педагог должен обладать профессиональными качествами, которые позволят ему генерировать плодотворные идеи и обеспечивать положительные педагогические результаты. К таким качествам относятся следующие:


Что должен уметь учитель

На эффективность использования приемов и средств здоровьесберегающих методик в учебном процессе оказывают влияние различные умения педагога, а именно:

  • анализ педагогических ситуаций в аспекте оздоровления;
  • установление контакта с коллективом учеников;
  • владение основами здорового образа жизни;
  • прогнозирование развития школьников;
  • моделирование системы взаимоотношений в условиях оздоровительной педагогики.

Учитель должен на личном примере показывать учащимся, как нужно заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих. В том случае, если для педагога здоровый образ жизни - норма, ученики будут принимать здоровьесберегающие технологии в школе должным образом.

Решение проблем

Чтобы эффективно внедрить идеи здорового образа жизни в практику учителя, необходимо решить три проблемы:


Понятие

Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе (ЗОТ) - это все технологии, применение которых в процессе обучения идет на пользу учащимся. Если же ЗОТ связывать с решением более узких задач, то к ним можно отнести педагогические методы и приемы, обеспечивающие ученикам безопасность во время пребывания в образовательном учреждении.

Все формы здоровьесберегающих технологий в школе связаны в единую систему и основаны на стремлении самих учителей к совершенствованию. Если при реализации педагогических функций решается задача сохранения у педагогов и учащихся здоровья, то можно говорить о том, что осуществление учебно-образовательного процесса ведется в соответствии с ЗОТ.

Главная задача школы - подготовка ребенка к самостоятельной жизни за счет получения им необходимого образования. Но разве может педагог равнодушно относиться к тому, что его воспитанники имеют неблагополучное состояние здоровья, которое прогрессирующе ухудшается? Этот вопрос во многом риторический, но одним из ответов на него как раз и стала востребованность руководителями образовательных учреждений и учителями здоровьесберегающих технологий.

Цели, преследуемые в процессе реализации ЗОТ

Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС направлены на достижение следующих целей:


Разные подходы

Использование здоровьесберегающих технологий в школе началось сравнительно недавно, до этого в педагогическом лексиконе существовало понятие санитарно-гигиенических мероприятий. Многие до сих пор отождествляют между собой два этих термина, однако это примитивный взгляд на содержание работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, которая должна проводиться в образовательном учреждении.

Педагогика, направленная на оздоровление детей, не может быть выражена какой-то одной образовательной технологией. Это все направления деятельности в школе по охране здоровья с учетом условий жизни ребенка и важнейших характеристик образовательной среды.

Дети в школе должны получать знания, которые в дальнейшей жизни будут ими востребованы. А достижение этой цели невозможно без здоровьесберегающей педагогики, представляющей собой совокупность методов и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья учителей и учеников. Владея педагогическими знаниями и тесно взаимодействуя со школьниками, их родителями, медицинскими работниками и коллегами, учитель планирует свою деятельность с учетом приоритетов укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.

Классификация

Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС предполагают совокупность психологических, медицинских, педагогических воздействий, которые направлены на обеспечение и защиту здоровья, формирование правильного отношения к нему. Одной-единственной уникальной технологии здоровья не существует. Здоровьесбережение выступает в качестве одной из задач определенного процесса образования. Такой процесс может иметь медико-гигиеническую направленность (тесный контакт педагога, медработника и ученика), физкультурно-оздоровительную (в приоритете физкультурные занятия), экологическую (формирование гармоничных отношений с природой) и др. Лишь благодаря комплексному подходу к обучению можно решить задачи оздоровления учеников.

Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе включают многие знакомые большинству учителей психолого-педагогические методы работы и подходы к решению возможных проблем. Например, образовательный процесс, имеющий медико-гигиеническую направленность, подразумевает использование профилактических программ, проведение мероприятий по просвещению учеников относительно санитарных норм, обеспечение гигиенических условий обучения и т. д.

Несколько иные направления имеют экологические здоровьесберегающие технологии. Мероприятия в школе при такой направленности учебного процесса будут сводиться к воспитанию у школьников потребности заботиться о природе, приобщению их к исследовательской работе в сфере экологии.

Что касается физкультурно-оздоровительных технологий, то здесь основные задачи состоят в тренировке силы воли и выносливости, закаливании, формировании из физически слабых людей здоровых и тренированных личностей.

Здоровьесберегающие технологии в школе классифицируются не только по подходам к охране здоровья, но и в зависимости от характера действия. Так, выделяют защитно-профилактические, стимулирующие, информационно-обучающие, компенсаторно-нейтрализующие и другие технологии.

Функции

ЗОТ имеют ряд функций:

  • Формирующая. Реализуется на основе социальных и биологических закономерностей становления личности. Индивидуальные психические и физические свойства человека предопределяются наследственными качествами.
  • Рефлексивная. Состоит в переосмыслении прошлого личностного опыта, в приумножении и сохранении здоровья, что дает возможность соизмерить достигнутые результаты с имеющимися перспективами.
  • Диагностическая. Состоит в мониторинге развития школьников на базе прогностического контроля, за счет чего удается соизмерить направленность действий и усилия учителя в соответствии с возможностями ребенка, данными ему от природы. Здоровьесберегающие технологии в школе обеспечивают индивидуальное прохождение учебного маршрута каждым ребенком, инструментально выверенный анализ факторов и предпосылок перспективного развития образовательного процесса.
  • Информативно-коммуникативная. ЗОТ обеспечивают трансляцию опыта формирования бережного отношения к собственному здоровью.
  • Интегративная. Здоровьесберегающие технологии в школе объединяют различные системы воспитания и научные концепции, народный опыт, направляя их по пути приумножения здоровья подрастающего поколения.

ЗОТ в начальной школе

На каждое образовательное учреждение возложены конкретные обязательства как воспитательные, учебные, так и по охране здоровья детей. Какие здоровьесберегающие технологии в начальной школе применяются? На самом деле их очень много. Ведь уже с первого класса у детей воспитываются привычки к здоровому образу жизни. Перед педагогическим коллективом стоит много задач:

  • пропаганда культуры здоровья,
  • совершенствование методов и форм работы по сохранению и дальнейшему укреплению здоровья школьников;
  • формирование у учеников потребностей и качеств, способствующих развитию здоровья.

За каждым классом начальной школы должен быть закреплен отдельный кабинет, оснащенный техническими средствами обучения. В кабинете должен соблюдаться воздушно-тепловой режим.

Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе предполагают использование разных форм работы с учащимися и их родителями, реализуемых классными руководителями и школьным медперсоналом. Вот некоторые из них:

  • контроль состояния здоровья;
  • предупреждение и профилактика заболеваний;
  • оформление информационных стендов;
  • своевременное информирование о предстоящих прививках;
  • выступления на родительских собраниях и т. д.

В начальных классах должны проводиться беседы с учащимися на тему соблюдения личной гигиены, профилактики простудных болезней, режима школьника, правильного питания и т. п.

Рекомендуется в работе образовательного учреждения использовать модель «Школа полного дня», при которой для каждого ученика составляется индивидуальный режим, включающий умение «переключаться» с одной деятельности на другую, развитие самостоятельности и индивидуальных способностей, профилактические мероприятия, направленные на организацию свободного времени учеников.

Здоровьесберегающие технологии в нач. школе реализуются посредством комплекса оздоровительных мероприятий:

  • классные часы «Доктор Айболит», «Если хочешь быть здоров…», «В гостях у Мойдодыра», «Лесная аптека» и т. п.;
  • подвижные игры на переменах;
  • гимнастика для глаз и физкультминутки на уроках;
  • общешкольные спортивные соревнования;
  • беседы с врачом;
  • во второй половине дня - спортивные часы «Сильные, ловкие, смелые», «Самый быстрый», «Веселая эстафета» и т. д.;
  • выпуски газет.

Особо чувствительной у учеников начальных классов является нервная система, поэтому во время урока важно проводить смену деятельности и режимов работы посредством физкультминуток, прослушивания расслабляющих песен.

Здоровьесберегающие технологии в средней школе

Ученики среднего и старшего звеньев уже более основательно и серьезно изучают всё, что касается здоровьесбережения. Они знакомятся с проблемами взаимозависимости поддержания организма в хорошей физической форме и правильного питания, узнают о том, как влияет любительский и профессиональный спорт на продолжительность жизни, всесторонне обсуждают вредные привычки молодежи (употребление алкогольных напитков, курение, наркомания) и их влияние на психическое и физическое состояние неокрепшего организма, деторождение и так далее.

Старшеклассники говорят о вышеназванных проблемах в группах, на конференциях, готовят доклады, проекты, рефераты на соответствующие темы, творчески перерабатывают интересующую информацию, тем самым развивая также учебную компетенцию и созидательные способности.

В заключение

Большинство современных проблем, которые отражают сложность ситуаций, сложившихся в системе общего образования и нуждающихся в скорейшем разрешении, связаны так или иначе со здоровьем подрастающего поколения. А это побуждает учителей вносить свою лепту в формирование и сохранение здоровья учащихся путем применения оздоровительной педагогики.