452 мне казалось что нужно иметь. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Весь класс – одна группа участников квеста. Все задания представлены на слайдах, либо оформлены на карточках. Перед началом квеста на доске размещается маршрутный лист игры, в соответствии с которым ребятам предстоит побывать на различных сказочных станциях и выполнить различные задания. Маршрут представлен 7 станциями, после прохождения которых подводится итог игры.

Посмотрите внимательно на доску. Перед нами маршрутный лист, на котором обозначены 7 станций. Поочерёдно нам предстоит пройти эти станции, выполняя задания интеллектуального и творческого характера. Нас не пугают трудности и поэтому мы спешим отправится в таинственный мир волшебства и сказок.

1 станция « Вспомним сказки». На первой станции нам необходимо назвать знакомые сказки Шарля Перро, встретившиеся в сюжете, который представлен на слайде. Внимание на экран.

У одной королевы родился сын такой некрасивый, что ни в сказке сказать, ни пером описать, но был он разумным и красноречивым.

Вот послала его как-то мать проведать бабушку. Взял он корзинку с пирожками и горшочком масла и пошёл через лес. Шёл он, шёл и заблудился в чаще.

Долго блуждал он по лесу и увидел на тропинке белые камешки. Пошёл он, куда камешки указывали. Смотрит – на поляне дом стоит.

В нём жил Людоед. Вернулся вечером Людоед домой, нашёл принца, хотел его съесть, но отложил до утра. Велел жене накормить его хорошенько, чтоб не похудел, и уложить спать.

Тут в дом постучал кот. Он сказал, что шёл мимо и решил выразить Людоеду своё почтение.

Людоед принял его радушно. Кот был почтителен и хотел убедиться, что Людоед может превращаться в любых животных. Людоед, желая удивить гостя, превратился сначала в льва, а потом в мышь. Кот поймал мышь и съел её.

Теперь принц был свободен и снова пошёл по лесу. Скоро он набрёл на старый замок в чаще леса. В замке все спали. Принц увидел прекрасную принцессу, поцеловал её. Она проснулась и сразу полюбила его.

Добрая фея подарила ей прекрасное бальное платье и хрустальные туфельки.

2 станция «Портреты». На этой станции нам предстоит угадать персонажей сказок Шарля Перро по описанию. Всего 5 описаний, каждое из которых представлено на слайде. Внимание на экран.

1. Ты – любимица матери и бабушки. Любишь рвать цветы и собирать букеты. Забываешь, что нельзя разговаривать с незнакомцами. Кто спасет тебя от смерти?

2. Кто умел превращаться в любого зверя?

3. Ты – младший сын в семье, очень смышлёный и разумный. Ты не один раз спасал жизнь себе и братьям. Кем ты будешь служить у короля?

4. Вы – фея. Вашей крестнице очень хочется попасть на бал, так что вам придётся поколдовать. Какие превращения вы осуществите?

5. Кто обитал в замке, находящемся в непроходимой чаще из деревьев и кустарника? Поговаривали, что он принадлежит людоеду.

3 станция «Бюро находок». На данной станции нам с вами необходимо выполнить задания на карточках. Работая в паре (с соседом по парте), нужно указать лишнее. Затем желающие должны будут озвучить своё решение и объяснить его. На выполнение первой части задания даётся всего лишь 2 минуты. Итак, время пошло.

1. Мельница, волк, кот, девочка.

2. Туфелька, часы, мышь, людоед.

3. Карета, придворные, крестьяне, торговцы.

4. Пряжа, прялка, ткацкий станок, веретено.

5. «Спящая красавица», «Красавица и Чудовище», «Золушка», «Волшебницы».

Молодцы, ребята! Пока нам с вами всё удаётся. Переходим на следующую станцию.

4 станция «Перевёртыши». Здесь нам предлагают выполнить задание, расположенное на слайде – отгадать, что за сказки спрятались за перевёртышами.

1. «Чёрный берет»

2. «Собачка в кроссовках»

3. «Пьер без чёлочки»

4. «Красные усы»

5. «Девочка – великанша»

6. «Недремлющая ведьма»

Какие же вы у меня умники и умницы!


Учащиеся должны знать: -как присоединяются придаточные части к главному -какими знаками препинания они оформляются -знать типы подчинения уметь: -ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными -определять тип подчинения




Последовательное подчинение Каждая последующая часть присоединяется к предыдущей придаточной части Одна из главных выгод охоты состоит в том, что она заставляет вас беспрестанно переезжать с места на место, что для человека незанятого весьма приятно., что 1 2 3


Однородное подчинение Придаточные части ведут себя по отношению к главной подобно однородным членам. Это проявляется в том, что: -все придаточные относятся к одному слову в главной части, -все придаточные отвечают на один и тот же вопрос, -все придаточные являются придаточными одного типа, -обычно присоединяются одинаковыми союзами и союзными словами Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада., как, как 1 2 3


Параллельное (неоднородное) подчинение Каждая из придаточных частей зависит от главной, но при этом поясняются разные слова в главной части придаточными разного типа Когда бричка проезжала мимо острога, Егорушка взглянул на часовых… и вспомнил, как неделю назад он ходил с мамашей в острожную церковь на престольный праздник. когда, как 2 1 3


Смешанное подчинение части присоединяются разными способами Когда в губернском городе С. проезжие жаловались на скуку…, то местные жители… говорили, что, напротив, в С. очень хорошо, что в С. есть библиотека, театр, клуб, что, наконец, есть… интересные семьи, с которыми можно завести знакомства. когда,что,что,что, с которыми






Запятая ставится между придаточными предложениями с последовательным подчинением Немножко далее речка, вероятно, сливалась с другой такою же речонкой, потому что шагах в ста от холма по ее течению зеленела густая осока, из которой, когда подъезжала бричка, с криком вылетело три бекаса.






Запятая не ставится на стыке сочинительного и подчинительного союзов или двух подчинительных союзов, если за придаточным предложением следует вторая часть сложного союза – то, так, но Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое.


Точка с запятой ставится между однородными придаточными, если они сильно распространены или имеют внутри запятые О чем он думал? О том, что был он беден; что трудом он должен себе доставить и независимость и честь; что мог бы Бог ему прибавить ума и денег…






1.Могу сойти в веселый сад где старых кленов темный ряд возносится до небосклона и глухо тополи шумят. 2.И долго буду тем любезен я народу что чувства добрые я лирой пробуждал что в мой жестокий век восславил я свободу… 3.Когда затихает дом я слышу как сквозь вьюгу прорывается тоскливая и злобная гармоника. 4.Мне казалось что нужно иметь колоссальные знания чтобы по компасу и звездам определить в какой части обширнейшего океана находится наше судно.


4. Он хотел уверить себя что никакой опасности нет и что отсутствие Кубика объяснится со временем. 5. Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух. 6. Он знал по опыту что если полковник замолчал то пробовать продолжить с ним разговор бесполезно. 7. Слепой знал что в комнату смотрит солнце и что с кустов сыплется роса.




1.Могу сойти в веселый сад, где старых кленов темный ряд возносится до небосклона и глухо тополи шумят. 2.И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу… 3.Когда затихает дом, я слышу, как сквозь вьюгу прорывается тоскливая и злобная гармоника. 4.Мне казалось, что нужно иметь колоссальные знания, чтобы по компасу и звездам определить, в какой части обширнейшего океана находится наше судно.


6. Он хотел уверить себя, что никакой опасности нет и что отсутствие Кубика объяснится со временем. 5. Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-либо, зверь тревожно нюхал воздух. 6. Он знал по опыту, что если полковник замолчал, то пробовать продолжить с ним разговор бесполезно. 7. Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что с кустов сыплется роса. 1.Все-таки мне казалось что он не на своем месте и что хорошо бы он сделал если бы опять уехал в Петербург. 2.Поэтому кажется удивительно что в доме спокойно горит свет что мелкие ковры заглушают шаги что на столе лежат раскрытые книги. 3.Чтобы идти вперед чаще оглядывайтесь назад ибо иначе вы забудете откуда вы пришли и куда вам надо идти. 4.В одном из своих писем Куприн писал о том что когда он вышел из полка то у него не было ни научных ни житейских знаний.
1.Все-таки мне казалось, что он не на своем месте и что хорошо бы он сделал, если бы опять уехал в Петербург. 2.Поэтому кажется удивительно, что в доме спокойно горит свет, что мелкие ковры заглушают шаги, что на столе лежат раскрытые книги. 3.Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы пришли и куда вам надо идти. 4.В одном из своих писем Куприн писал о том, что когда он вышел из полка, то у него не было ни научных, ни житейских знаний.


Работа дома Н.А.Сенина (2008/2007 год) стр, упр (стр)

1) Перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься сам или тот, с кем говоришь. (Л. Толстой.) 2) Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонек, чтобы поведать чужим людям о своем счастье. (А. Чехов.) 3) Человек одарен разумом и творческой силой, чтобы приумножить то, что ему дано. (А. Чехов.) 4) Воспитывайте в себе идеалы будущего, ибо это своего рода солнечные лучи, без оживляющего действия которых земной шар превратился бы в камень. (М. Салтыков-Щедрин.) 5) Старик вернулся и заявил, что, кажется, придумал, как перебраться на другой берег незамеченным. (В. Арсеньев.) 6) Мне казалось, что нужно иметь колоссальный запас знания, чтобы по компасу и звездам определить, в какой части обширнейшего океана находится наше судно. (А. Новиков- Прибой.)

1. Раздражаешься - глагол. (Что делаешь?) раздражаешься.
Действие предмета.
2. Н.ф. -раздражаться.
3. Возвр., несов.вид, неперех., 1 спр.
4. Изъяв.накл., ед.ч., наст.вр., 2 л.
5. (Что делаешь?)
1.Воспитывайте - глагол. (Что делайте?) воспитывайте. Дей-
ствие предмета.
2. Н.ф. -воспитывать.
3. Невозвр., несов.вид, перех., 1 спр.
4. Повелит.накл., мн.ч., 2 л.
5. (Что делайте?)
1. Оживляющего - причастие. Действия (какого?) оживляю-
щего. Признак предмета по действию.
2. Оживлять.
3. Действ., невозвр., несов.вид, наст.вр.
4. Ед.ч., ср.р., род.п.
5. Действия (какого?)
1. Колоссальный - имя прилагательное. Запас (какой?) ко-
лоссальный. Признак предмета.
2. Н.ф. - колоссальный.
3. Качеств.
4. Ед.ч., м.р., вин.п.
5. Запас (какой?)
1. Знания - имя существительное. Запас (чего?) знания.
Предмет.
2. Н.ф. -знание.
3. Нариц., неодуш., ср.р., 2 скл.
4. Ед.ч., род.п.
5. Запас (чего?)
1. Обширнейшего - имя прилагательное. Океана (какого?)
обширнейшего. Признак предмета.
2. Н.ф. - обширнейший.
3. Качеств., прост. превосх. ст.ср.
4. Ед.ч., м.р., род.п.

1. Повеств., невосклиц.
2. Главная часть № 1; придаточные - № 2, 3.
3. Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением.
4. № 2 - придаточное цели, № 3 - придаточное определительное (местоименно-соотносительное).

Конспект урока русского языка в 11 классе

« Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными»

Цель урока: повторение сведений о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

Задачи урока:

  • Обучающие :
  • углубить знания о сложноподчинённом предложении;
  • повторить понятия -параллельное, последовательное, однородное подчинения;
  • тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными;
  • повторить основные группы СПП по их значению;
  • учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений.
  • Развивающие :
  • совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, навыков грамотного письма;
  • развивать аналитическое мышление учащихся и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы.
  • Воспитательные : воспитывать интерес к родному языку.

Ход урока

1.Организация начала занятий.

2.Подготовка к основному этапу занятий.

Знание только тогда знание,

когда оно

приобретено усилиями своей мысли…

Л.Н.Толстой.

Верность этих слов великого русского писателя, нашего земляка, мы постараемся проверить на сегодняшнем уроке.

Мы с вами продолжим разговор о сложных предложениях.

3.Опрос

1. Какие предложения называются сложными?

2. Какие виды сложных предложений вам известны?

3. Как отличить СПП от других сложных предложений? Какова их структура?

Слайд

4. Задание классу.

Укажите номера сложноподчиненных предложений.

  1. Уля не сразу сообразила, что произошло и каковы будут последствия событий.
  2. Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
  3. Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
  4. Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая поразила всех.
  5. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.

Ответ 1,4 .

Какова особенность строения данных с СПП предложений?

Целеполагание:

* Какие виды подчинения в СПП с несколькими придаточными вы знаете?

* Кому необходимо повторить данный материал?

* Какую же цель мы сегодня перед собой поставим?

(повторить виды подчинения в СПП с несколькими придаточными)

* Какой алгоритм работы выберем?

(повторение теории и закрепление ее на практике)

Повторение теории .

Работа со схемой

Как определить вид подчинения в СПП с несколькими придаточными?

Какое подчинение называется однородным? Как зависят придаточные предложения от главного?

Какова структура СПП с параллельным подчинением?

Каково строение предложения с последовательным подчинением?

Слайд

Закрепление (вид работы?)

1.Определите вид подчинительной связи в этих СПП.

  1. Когда поезд проходил мимо Бреста, шёл такой пушистый снег, что ничего нельзя было разобрать.
  2. Он поймёт, потому что он способен понять всё, что выражено логично и просто.
  3. Охотники в один голос все говорят, что перед рассветом бывает особенно темно, что в полночь в лесу бывает самое тёмное время.
  4. Пока он говорил, я заметил, что русский язык доставлял ему большое удовольствие.
  5. Когда останавливаются ночью часы в спальне и перестаёт стучать маятник, это будит сонного.
  6. Известно, что, если музыкант долго не подходит к инструменту, пальцы его теряют гибкость.
  1. Параллельное
  2. Последовательное
  3. Однородное
  4. Параллельное
  5. Однородное
  6. Последовательное

2. Поработаем с учебником.

Откройте упражнение 452.

Выпишете предложения, строение которых соответствует схемам.

По 1 человеку у доски: выписать по 1 предложению

I вариант II вариант.

Упражнение 452.

  1. Мне казалось, что нужно иметь колоссальные знания, чтобы по компасу и звездам определить, в какой части обширнейшего океана находится наше судно.
  2. Мальчики оделись и пошли в столовую, где пахло горячим хлебом, сдобными лепешками, где от светло вычищенного самовара шел такой пар до потолка, что запотели окна.
  3. Он хотел уверить себя, что никакой опасности нет, что отсутствие Кубика объяснится со временем какой-нибудь пустой случайностью, что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха.
  4. На снежном обрыве, где желтели пятна и полосы от золы, которую сегодня утром выгребали из печек, двигались маленькие фигурки.
  5. Он рассказывает, как жилось прежде здорово, весело и интересно, какая была в России умная интеллигенция и как высоко она ставила понятия о чести и дружбе.
  6. По возвращении домой Пьеру казалось, что он приехал из какого-то дальнего путешествия, где он провёл десятки лет.
  7. В плену, в балагане Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка.

Релаксация. Гимнастика для глаз.

Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть.

Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.

Двигать глазами вверх - вниз, влево - вправо .

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Представить квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний, затем в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

  1. Ребята, вы помните, что на ЕГЭ вам предстоит работать с текстом, выполняя задания части Б и С.

Предлагаю сейчас выполнить небольшую работу.

Слайд

2. Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. 3. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. 4. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! 5. От того, точно ли выражаем мы свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты.

З.Люстрова

Определите тип речи (рассуждение)

Определите стиль. (публицистический)

От того, точно ли выражаем мы свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты.

Давайте выпишем его, построим схему.

5. [ ,(ли = -),(ли =), = ],(= ли –)

однородное и параллельное подчинение

Наше занятие подходит к завершению. Давайте попробуем подвести итог урока

Рефлексия

  1. Знания по какой теме мы сегодня расширили и укрепили?
  2. Решили ли поставленную в начале урока задачу?
  3. Помог ли вам сегодняшний урок подготовиться к ЕГЭ по русскому языку?

Подведение итогов урока.

«Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективны. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.

Оценка

V. Контроль знаний

Тест:

Вариант 1

1. Укажите вид предложения: Только теперь увидел Фрол, что совсем рассвело, что у синего подножия утёса над Светлихой качаются белые полосы тумана, что камни на берегу стали сизоватыми от утренней росы. (А.Иванов)

4) Сложноподчинённое предложение с однородным и параллельным подчинением

2. Укажите вид предложения: Хотя фронт придвинулся к самому каналу, шестая батарея оставалась маленьким островком, до которого в полной мере не докатилась тяжёлая волна войны. (Ю.Яковлев)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

3. Укажите вид предложения: Снег скрипел так, что было слышно, как кто-то ходит на другом конце села. (А.Иванов)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

4. Укажите вид предложения: Его жизнь укладывалась в анкету с той легкостью, с какой она заполняется у тех, кто не знает темных пятен в своем прошлом, кто старательно идет по однажды избранной дороге.(А.Бахвалов)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

5.В каком сложноподчиненном предложении три придаточных с однородным соподчинением? (Знаки препинания в предложениях не расставлены)

А) Смотритель осведомился куда надобно было ему ехать куда затем вернуться а затем объявил что лошади присланные из деревни ожидали нас уже четвертые сутки.

Б) И грустно мне что зыбким полукругом лежат во тьме пустынные дворы что поздний час что гаснут друг за другом торжественные звёздные миры.

В) По-видимому промысел можно называть художественным если произведение отличается индивидуальностью самобытностью если оно несет миру красоту воспитывает лучшие чувства у человека.

Г) Пока я ходить умею пока я глядеть умею пока я дышать умею я буду идти вперед.

Тест

Вариант 2

1. Укажите вид предложения: Дмитрий Алексеевич понял, что здесь печатают светокопии чертежей и что посторонним тут делать нечего. (В.Дудинцев)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

2. Укажите вид предложения: Рассказав, как Каштанова перепутали с командиром полка и что из этого получилось, Федоров хохочет и высовывается из ванной, чтобы посмотреть, как смеется племянница.(Н.Давыдова)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением

3. Укажите вид предложения: Рассказать об этом человеке хотелось так, чтобы придерживаться фактов и чтобы было интересно. (Д.Гранин)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

4. Укажите вид предложения: Если попадется поляна в окружении позолотевших берез, можно полежать на мягкой траве, где по-летнему пригревает солнце.(В.Солоухин)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

5 . В каком сложноподчиненном предложении есть три придаточных с последовательным подчинением? (Знаки препинания в предложениях не расставлены)

А) Я хочу чтобы слышала ты как тоскует мой голос живой.

Б) Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы так как боялись отца который тоже был несколько смущен хотя старался этого не показывать.

В) Когда Вронский смотрел на часы на балконе Карелиных он был так растревожен и занят своими мыслями что видел стрелки на циферблате но не мог понять который час.

Г) Я был тогда твердо убежден что всех трех профессоров чрезвычайно занимал вопрос о том выдержу ли я экзамен и хорошо ли я его выдержу.

Самооценка знаний

Оценка

Знание теоретического материала

Умение определять границы простых предложений в составе СПП

Умение определять вид придаточных предложений

Умение находить СПП с несколькими придаточными в тексте

Умение определять вид подчинения в СПП с несколькими придаточными

Самооценка знаний

Знаю», «умею» - 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов.

Умение определять вид подчинения в СПП с несколькими придаточными

1. Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать все, чем живёт наша страна, наша планета.

З.Люстрова

Прочитайте запись. Скажите, является ли она текстом?

Определите тип речи.

Определите стиль.

Сформулируйте проблему текста.

1. Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать все, чем живёт наша страна, наша планета.

2. Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. 3. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. 4. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! 5. От того, точно ли выражаем мы свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты.

З.Люстрова

Прочитайте запись. Скажите, является ли она текстом?

Определите тип речи.

Определите стиль.

Сформулируйте проблему текста.


Снобизм "профессионалов" всегда меня веселил. Стремление сохранить свою "Илитарность" любой соц. группы путем агрессии (снобизм один из видов агрессии) говорит лишь о том, что почвы для "Илитарности" нету. Систематическому образованию не так много лет в мире. Мало того, оно себя стремительно изживает в его традиционном виде.

Популярность лекториев связана с тем, что люди начали терять страх перед "Великим Знанием" и начали стремиться расширить рамки своих возможностей, ориентируясь на потребности и любопытство. Это происходит потому, что знание становится доступным любому в связи с развитостью коммуникаций, главным образом конечно интернета.

Тут важно отметить одну важную вещь. Люди стали (наконец-то) переключать внимание с идеи "обширной профессиональной подготовки", как было в совке, на идею "профессиональных компетенций". Это привело к тому, что представители образования стали выть о том, что совковая парадигма так крута, а нам навязывают всякую фигню с Запада. Одним из элементов западной культуры является непрерывное пожизненное образование. Оно невозможно, если тратить на каждый этап образования годы последовательного времени. Отсюда "фрагментарность". На деле же не фрагментарного образования не бывает просто потому, что память людей не абсолютна.

При этом идея профессиональных компетенций ведет к появлению людей, способных функционировать "с нуля и вне группы". Совок готовил винтики для завода, неспособные что-то создать на пустом месте в одиночку (в фундаментальной науке тоже). Западные типы потребления знаний (о ужас, слово потребление встретилось!) предполагают, что "нахватал компетенций - открыл бизнес сам". Это противоположные цели и соответственно противоположные подходы.

Ограничиваться тем или иным подходом в образовании глупо, так что стоит всемерно приветствовать популярность "фрагментарного образования", как и существование отличной школы "систематического образования". Что делать, если вы инженер, а вам надо в бухгалтерии разбираться что бы ИП открыть? Идти на лекции, курсы, консультации и прочие "фрагментарные" типы образования. Что делать, если вам что то любопытно? Многие дети, оболваненные родителями, идут получать высшее образование в какой-то области только потому, что их посетило мимолетное любопытство, тем самым губят себя и теряют время. Сейчас медленно и неуверенно функцию профориентации (которая в России никогда не была достаточно развитой) тоже берут на себя популярные лекции и прочие типы "фрагментарного" образования. Так что противопоставление этих двух подходов - полнейшая глупость противопоставляющих.