Анализ стихотворения Пушкина А. С

На этой странице представлены:

  • полный текст стихотворения А.С. Пушкина "Туча",
  • школьный анализ стихотворения А.С. Пушкина "Туча".

Пушкин А.С. "Туча"

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,




И алчную землю поила дождем.




Школьный анализ стихотворения А.С. Пушкина "Туча"

Стихотворение "Туча" было написано в одна тысяча восемьсот тридцать пятом году. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин посвятил его туче.

Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Смутные чувства посещают поэта. Он наблюдает диссонанс. Гроза закончилась, и небо вновь зажигается лазурью, чистая умытая природа - в ожидании ярких красок и солнечных лучей. Теперь кажется, всё кругом зовёт солнце. Поэт присоединяется к голосу природы и помогает туче найти своё место.

Обращаясь к туче, поэт ищет пояснение своих чувств. Он как будто судит тучу, предлагая своё видение. Во втором четверостишии автор рисует грозу.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

Стихотворение наполнено средствами художественной изобразительности.

  • Эпитеты: унылая тень, ликующий день, таинственный гром, алчная земля, успокоенные небеса.
  • Олицетворения: "одна ты печалишь ликующий день", "молния грозно тебя обвивала", "алчную землю поила дождем". ветер ласкает листочки древес.

Данное произведение является образцом приёма аллегории - автор раскрывает свои чувства через обращение к явлениям природы.

Творчество Александра Сергеевича Пушкина живописно, многогранно. Вместе с унылым и мрачным образом тучи в стихотворении присутствует яркий и красивый образ "ликующего дня". Поэт в своём послании помогает понять, что всему в природе отведено своё место.

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

Анализ стихотворения Пушкина «Туча»

Александр Пушкин по праву считается одним из первых русских поэтов, который в своих стихах использовал весьма распространенный сегодня литературный прием отождествления природы с живым существом. Примером этому может служить лирическое произведение «Туча», написанное в 1835 году и ставшее своеобразным гимном летнему дождю.

С первых его строк автор обращается в туче, которая после бури одиноко несется по лазурному небу, словно бы ища пристанища. Наблюдая за ней, Пушкин восхищается тем, насколько продуманно устроен наш мир, но при этом напоминает небесной страннице, что ее миссия уже завершена, и теперь пришло время покинуть небо. «Одна ты наводишь унылую тень, одна ты печалишь ликующий день», - отмечает поэт.

Пытаясь прогнать тучу, которая так омрачает ему настроение, Пушкин, тем не менее, прекрасно понимает, что все в этом мире взаимосвязано, и еще недавно эта небесная странница была такой необходимой и долгожданной. Поэт подчеркивает, что именно она «алчную землю поила водой», когда все вокруг нуждалось в живительной влаге. А гром и молнии, сопровождающие этой удивительное явление, служили всем нам напоминанием о том, что даже к обычной туче нужно относиться трепетно, возвышенно и с определенной долей уважения.

Однако автор тут же зам себе противоречит и обращается к своей собеседнице достаточно фамильярно: «Довольно, сокройся! Пора миновалась», - призывает поэт, подчеркивая при этом, что свою миссию туча уже выполнила, и теперь «ветер, лаская листочки древес, тебя с успокоенных гонит небес». Этим обращением Пушкин хочет подчеркнуть не только тот факт, что мир переменчив и многообразен, но и обратить внимание читателей на простую истину – все в жизни должно подчиняться определенным законам, установленным не людьми, а некими высшими силами. Автор подчеркивает, что их нарушение лишает и природу, и человека той удивительной гармонии, которая и дарит ощущение подлинного счастья. Ведь если безобидная тучка смогла омрачить настроение поэта, что уж говорить о человеческих мыслях и поступках, которые могут принести гораздо больше боли и разочарования? Понимая это, Пушкин на простом и очень доступном для понимания примере объясняет, насколько важно делать все своевременно, чтобы потом не сожалеть о произошедшем и не быть изгнанным, как дождевая тучка, оказавшаяся не к месту и не ко времени на небесном небосклоне.

Стихотворение «Туча» было написано 13 апреля 1835 г. И через месяц опубликовано в «Московском наблюдателе». Этот журнал начал издаваться в 1835 году, просуществовал 4 года, и Пушкин был в числе его первых авторов.

Некоторые литературные критики усмотрели в мастерски написанном, красочном стихотворении «Туча» намек на произошедшее 10 лет назад восстание декабристов. Другие считают, что поэт сравнивает себя с этой тучей, видят намек на то, что он должен уйти, давая дорогу молодым.

На следующий день, после написания стихотворения Пушкин должен был встретиться с шефом жандармов Александром Бенкендорфом, чтобы получить ответ на просьбу об издании собственной газеты. Это событие некоторые биографы Пушкина пытаются связать с написанным накануне стихотворением. Хотя какую-либо связь в этом сложно усмотреть.

Невозможно не согласиться с Белинским, который считал, что стихотворение «Туча» — это образец «пушкинского созерцания природы». Однажды, после проливного, освежающего дождя поэт увидел задержавшуюся на небе тучку. Эта картина послужила темой для создания лирической зарисовки.

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури.
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

В какой период Пушкин написал стихотворение "Туча"? и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
Стихотворение относится к позднему периоду творчества
поэта, когда он начал отходить от романтических традиций
и принципов. Но нон ещё целиком выдержано в духе
русского романтизма.
"Туча" была написана 13 апреля 1835 года.
На следующий день Пушкин получил приглашение к начальнику
III отделения Собственной Его Императорского Величества
канцелярии Александру Бенкендорфу по поводу ходатайства
о разрешении издавать газету.
Свои надежды, что тучи над головой рассеются, поэт отобразил
в стихотворных строках.
В мае того же года "Туча" была опубликована в журнале
"Московский наблюдатель".

Ответ от Геннадий Давыдов [гуру]
В 1835 году написано стихотворение "Туча"


Ответ от Ѐахматуллин Рафис [активный]
Зонтик с собой не взял-дальше развивай тему... Промок как собака


Ответ от Александр Беликов [новичек]
Стихотворение Пушкина «Туча» проникнуто свежестью летнего дня после грозы, пронизано солнечным светом, лишь задержавшаяся, почему-то, на небе туча «наводит унылую тень» . Стихотворение «нетерпеливое»: и поэт, и природа, словно ждут, когда небо станет чистым, туча скроется за горизонтом.
Интересно построение стихотворения. В первом катрене поэт точно укоряет тучу за то, что она еще не скрылась, нагоняя тоску и воспоминания о минувшем ливне. Во втором четверостишии автор вспоминает минувшую грозу, когда земля жадно глотала живительную влагу, когда ослепительно сверкала молния, звучали раскаты грома… Когда эта туча была в расцвете своего могущества. В последних четырех строках поэт обращается к туче, говорит, что ее время прошло и призывает скорее скрыться с глаз.
Не случайно стихотворение так построено. I катрен повествует нам о туче, главной героине, это своеобразное «вводное» четверостишие. Здесь автор сожалеет, что туча еще омрачает «ясную лазурь» неба.
I катрен – апофеоз, кульминация стихотворения. Воспоминания о вдохновляют поэта, он яркими сочными, красками рисует нам ее картину. Можно сказать, что эти четыре строки – самые агрессивные во всем стихотворении.
Последний, III катрен наполнен умиротворением. Автор уже никому не грозит, а лишь уговаривает тучу скрыться. Это и есть подходящее завершение стихотворения.
В стихотворении мы видим разнообразие стилистических фигур и тропов. Несмотря на то, что тема и идея стихотворения одна, каждый катрен имеет собственный стиль.
I катрен – немного унылый; почувствовать его настроение помогают стилистические образы, созданные поэтом: "«унылую тень", например, или целая строка «Одна ты печалишь ликующий день» .
С другой стороны, это четверостишие словно подготавливает нас к следующему, более «боевитому» . Здесь чувствуется и досада поэта на непокорную тучу. Это дает нам понять и обращение к туче, и троекратное повторение «одна ты» .
Стиль II катрена – агрессивный «боевой» . Об этом свидетельствуют и некоторые словосочетания: «грозно тебя обвивала» , «издавала таинственный гром» , «алчную землю» . Помогают нам лучше воспринять настроение катрена и повторяющиеся «рычащие» согласные в словах «кругом» , «грозно» , «гром» . Надо заметить, что они отсутствуют в последней строке, которая является главным переходом к III катрену. Его стиль и ключевое слово - умиротворение. Автор не требует, а просит тучу: «Довольно» . Стилистические образы здесь тоже спокойные. Мы словно представляем себе «листочки древес» и «успокоенные небеса» . Здесь употреблены и характерные слова со словосочетаниями: «миновалась» , «освежилась» , «лаская листочки древес» , Все это помогает нам лучше прочувствовать свежесть и стиль завершающего катрена.
В лирической миниатюре А. С. Пушкина «Туча» мы можем отметить и индивидуально-авторское сочетание слов. Поэт употребил здесь множество ярких эпитетов, кроме него не свойственных никому другому. Среди них выделяются следующие сочетания: “рассеянной бури”, “ясной лазури”, “унылую тень”, “ликующий день”. Заметьте: не радостный, не веселый, а именно «ликующий» (!) день. “Грозно обвивала”, “алчную землю”, “таинственный гром”, “успокоенных небес”.
Лазурь – слово обозначает яркую, чистую синеву. В стихотворении это очень важное слово. Сравните: «по ясной лазури» и «по ясной синеве» . Алчная – значит «жадная» , это слово не менее важно в стихотворении.
Миновалась – то есть минула, прошла. Это слово устаревшее, теперь не употребляется. Скройся – скройся, удались, это слово тоже устаревшее.
Эти слова, мне кажется, настраивают читателя на торжественный лад, служат для большей полноты раскрытия смысла стихотворения.
На начало XIX в. приходится расцвет романтизма. Ознаменовалось это восторженностью, порывистостью. Стихотворение, как говориться, соответствует. Оно проникнуто восторгом от ясного «ликующего» дня, от «ясной лазури» , поэт в восхищении от природы. Да и недавнюю грозу описывает он ярко, красочно, что не менее характерно для романтизма.