Антропологические свойства человека. Антропология как наука - основные понятия

Население южной Беларуси, согласно данным В.В.Бунака, относится к единому, консолидированному типу, который характеризуется длиной тела выше среднего (167-168 см для мужчин и 156-157 см для женщин), средним продольным диаметром головы в сочетании с большим поперечным, чему соответствует суббрахикефальный головной указатель (83-84,5 единицы для мужчин и 84-86 для женщин). Лицо средневысокое (123-125,6 мм для мужчин и 113,5-117 мм для женщин). Носовой указатель средний, близкий к малому (57,5 —60 ед. для мужчин и 57,53--61 ед. для женщин). Преобладают среднепигментированные волосы и радужины светлого типа на грани со среднепигментированным. Обволошенность груди у мужчин слабая, рост бороды и бровей выше среднего. Лоб прямой, с нерезко обозначенным надбровьем. По вертикальному профилю лицо ортогнатное с прямым подбородком. Общий контур лица равномерно овальный, без сужения, переносье высокое и довольно широкое. Преобладает прямой контур спинки носа, иногда слегка вогнутый в средней части. Основание носа прямое. Губы средние и тонкие. Верхнее веко иногда с кожными складками, но без припухлости.

Население Украинского Полесья и более южных территорий В. В. Бунак относит к карпатско-днепровскому антропологическому типу, очень близкому к антропологическому типу полесских белорусов, но отличающемуся от последних более темной пигментацией, чуть меньшей скуловой шириной, более узким и выпуклым носом. Южнобелорусский тип Бунак включает в карпатско-днепровскую зону в качестве одного из вариантов.
Длина тела и масса его у белорусского и украинского населения Полесья превышает средние значения для этих признаков. Мужчины и женщины характеризуются преимущественно довольно массивным телосложением с хорошо развитым костным остовом и мускулатурой. степень выраженности жировых отложений у них выше среднего, особенно в области живота. Население Полесья имеет хорошо развитый плечевой пояс и довольно широкий таз, а также крупные эпифизы бедра и плеча. Большая окружность грудной клетки и высокая частота встречаемости цилиндрической формы грудной клетки (82-90 %) косвенно свидетельствуют о хорошей жизненной емкости легких. По пропорциям тела, отражающим соотношение верхних и нижних конечностей с длиной тела, белорусы и украинцы Полесья мезоморфны.

Антропометрические признаки, характеризующие строение головы и лица, позволяют говорить о населении Полесья как о брахикранном, то есть с округлой формой головы, имеющем большой поперечный диаметр головы при малом продольном. Лицо среднеширокое и невысокое. Нос среднеширокий. Небольшие различия между территориальными группами проявляются по типу локальных вариантов среди генетически родственного населения.

По данным антропологов украинские полещуки отличаются от белорусских чуть большим головным указателем, в основном за счет большей величины поперечного диаметра головы, более коротки и узким носом и соответственно меньшим носовым указателем. У украинских полещуков по сравнению с белорусскими несколько чаще встречается более темная пигментация волос, более густая обволошенность груди и бороды, более высокое и узкое переносье. При чуть большей длине тела его масса у полещуков украинских значительно превышает таковую у белорусских. Мужское украинское население имеет также заметно большую окружность грудной клетки и ширину таза, а также более массивные эпифизы бедра и плеча. По сравнению с белорусским населением Полесья среди украинского чаще встречаются мегалосомные соматипы с обильным развитием мягких тканей (жировой и мышечной) и крупным скелетом, но реже лептосомные, т.е. тонкосложенные.

Намечается едва уловимая тенденция территориальных различий: мужское население восточной территории Полесья отличается от своих западных соседей несколько большим продольным и меньшим поперечным диаметрами головы, чему соответствует меньший (на 1 ед.) головной указатель. Чуть меньше (примерно на 1 мм) у них скуловая ширина, но больше высота лица (примерно на 1 мм), чему соответствует и немного большая величина лицевого указателя. У женщин это направление различий выражено менее отчетливо. Население восточного Полесья несколько более высосокорослое за счет большей длины ног имеет меньшую окружность грудной клетки, т.е. грацильнее западных соседей.

Проведенный многомерный анализ по комплексу дерматоглифических признаков показал гетерогенность групп на фоне их общего сходства. Четкой границы между западным и восточным Полесьем провести нельзя, в силу того, что отдельные украинские западные группы показывают близость к белорусским восточным, и наоборот. В целом же западные группы Полесья отличаются большей компактностью, а восточные — большей гетерогенностью.
Антропологический анализ опубликованных данных п

Согласно отечественной научной традиции, антропология как наука изучает процесс происхождения человека, его эволюцию, расогенез, морфологические и физические особенности. В основе антропологической классификации лежит принцип деления наро­дов по расам. В ней акцент делается на биологическом, генетиче­ском родстве между различными этническими группами. Одним из создателей расовой (антропологической) классификации явля­ется французский ученый Франсуа Бернье (1684), которому при­надлежит также авторство самого термина «раса».

Современная этническая картина мира убеждает нас, что суще­ствует бесспорная биологическая реальность фенотипического разнообразия людей, т.е. между людьми имеются физические (телесные) различия. Обычно они определяются визуально (цвет кожи, черты лица, строение скелета, тип волос и т.д.). Особенно заметны в этом отношении телесные, или антропологические, различия между территориальными группами людей, удаленными друг от друга и живущими в различной естественно-географи­ческой обстановке. Это фенотипическое разнообразие отражает прежде всего способность любых форм жизни к эволюции, через механизм которой и возникает разнообразие человеческих типов. В повседневной жизни и в науке подобные различия между физи­ческими типами людей обычно называют расовыми. Они пред­ставляют собой адаптацию этносов к особому типу природных условий и всегда имеют групповой характер, выявляясь полно­стью только при сопоставлении целых человеческих коллективов.

Расовые различия всегда наследственны: они передаются от родителей к детям на протяжении многих поколений. Поэтому для изучения этих различий огромное значение имеют данные науки о наследственности - генетики. Понятно, что сходство мно­гих наследственных физических признаков у разных людей или целых их групп служит веским доказательством общности их про­исхождения, или генетического родства.

Формирование основных рас, как предполагают ученые, про­исходило приблизительно в промежутке 40-16 тыс. лет до н.э. Однако на этом процесс расогенеза не закончился, он продолжал­ся и позднее. Одновременно с возникновением рас происходило и их постоянное смешение, вследствие чего «чистых» рас в мире не существует, все они обнаруживают те или иные признаки смешан­ности. Складывалось и много промежуточных антропологических типов, сочетающих в себе разные расовые признаки.

В антропологии и этнологии среди рас современного человече­ства принято выделять наиболее крупные подразделения, назы­ваемые большими расами или расами первого порядка. Внутри этих больших рас выделяются расы переходные, смешанные (второго, третьего порядка), которые складывались, по всей ви­димости в более позднее время. Переходными принято называть расы, сформировавшиеся в столь отдаленные времена, что теперь трудно установить, являются ли они результатом смешения двух рас или же сохраняют древние черты, существовавшие у больших расовых стволов до их расчленения. Смешанные же расовые типы формировались не только в древности, но и в средневековье, но­вое и новейшее время в процессе метисации.

При рассмотрении проблем антропогенеза и расогенеза совре­менная наука исходит из убеждения, что биологически человече­ство едино, все люди нашей планеты относятся к одному биоло­гическому виду. Но некоторые особенности физического строе­ния людей меняются в зависимости от их проживания в той или иной части света. Такие особенности, передаваемые по наследству и характерные для больших групп людей, принято называть расо­выми признаками. Важнейшими из них являются следующие:

1) форма волос, где учитываются две особенности: жесткость и извилистость. Площадь сечения жесткого волоса в 2 раза больше, чем мягкого. По извилистости волосы разделяют на прямые, ши­роковолнистые, узковолнистые, курчавые разных степеней. Изви­листость волос определяется расположением их корней в коже и формой поперечного сечения волоса. Прямой волос выходит из кожи под углом, близким к прямому, и корень его не имеет изги­ба. У волнистых волос корень изогнут и угол выхода более ост­рый. У курчавых волос изгиб корня еще больше, а угол выхода еще меньше. Поперечное сечение прямых волос по форме близко к кругу, а волнистые и курчавые волосы в сечении дают овал;

2) третичный волосяной покров, появляющийся в период по­лового созревания. Его развитие оценивается в баллах от 1 (очень слабое) до 5 (очень сильное). При этом учитывается густота волос и площадь поверхности кожи, которую они занимают: особое внимание обращается на усы и бороду мужчин;

3) цвет кожи. Он может изменяться в диапазоне от бледно-розового до темно-коричневого и почти черного. Шкала цветов кожи насчитывает до 36 оттенков. Наиболее светлая кожа - у жи­телей Северной Европы, наиболее темная - у жителей Централь­ной Африки;

4) цвет волос. Принято различать черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие волосы;

5) цвет глаз (окраска радужной оболочки). Темные глаза - чер­ные, карие, желтые; глаза смешанных или переходных цветов -желто-зеленые, зеленые, серые; светлые глаза - светло-серые, го­лубые, синие;

6) рост. Средняя длина тела у человека составляет 165 см для мужчин и 154 см для женщин. Наименьший средний рост на пла­нете зафиксирован у пигмеев бассейна реки Конго - 141 см для взрослого мужчины. Самый высокий средний рост - 182 см отме­чен для населения, живущего южнее озера Чад. Средний рост вы­ше 175 см имеют черногорцы, шотландцы, шведы, норвежцы, по­линезийцы;

7) пропорции тела. По пропорциям соотношения длины конеч­ностей и длины тела, ширины плеч и таза выделяют следующие ти­пы фигур: а) брахиморфный («брахис» - короткий, «морфо» -форма) тип - относительно короткие руки и ноги, длинное туло­вище, широкие плечи и таз; б) долихоморфный («долихос» -длинный) тип - сравнительно длинные конечности, короткое ту­ловище, узкие плечи и таз; в) мезоморфный («мезос» - средний) тип - занимает промежуточное положение между первыми двумя;

8) параметры головы. Здесь основным показателем является соотношение ширины головы (поперечный диаметр) к длине (продольный диаметр), выраженное в процентах. Соотношение меньше 75,9% - доликефалия («кефалос» - голова); между 76 и 80,9%- мезокефалия; больше 81%-брахикефалия.

Кроме отмеченных выше расовых признаков в антропологии отмечают также ширину, высоту, горизонтальную профилировку лица, выступание челюстей (прогнатизм), наличие эпикантуса (складка кожи верхнего века у внутреннего угла глаза, прикры­вающая слезный бугорок), параметры носа, высоту и толщину губ.

С учетом всех отмеченных признаков можно определить расы как территориальные группы людей, выделяемые на основании их генетического родства, которое проявляется внешне в определен­ном физическом сходстве по многим признакам. При этом далеко не все телесные наследственные особенности людей могут счи­таться расовыми, а только те из них, которые имеют известный ареал своего распространения. Наследственный характер и нали­чие географического ареала распространения - вот два необходи­мых условия для того, чтобы какой-нибудь конкретный физиче­ский признак мог считаться расовым.

Совершенно очевидно, что все вышеописанные расовые при­знаки являются второстепенными, не существенными для общего направления биологической эволюции и исторического развития человечества. Несомненно видовое единство всех современных людей, общность происхождения рас. Изучение расовых призна­ков очень важно для доказательства единства происхождения че­ловечества, равноправия народов и рас. Это важно также для раз­решения многих биологических и исторических проблем, связан­ных с происхождением человека и его рас, их расселением на Зем­ле, смешением и взаимодействием. Хотя расовые признаки сами по себе не имеют ничего общего с уровнем общественного разви­тия разных групп человечества, эти признаки во многих случаях служат показателями родства и взаимодействия народов, своего рода метками, по которым можно проследить исторические судь­бы разных этнических общностей.

Особенно удобно это делать, определяя те расовые признаки, которые связаны с тонким внутренним строением разных тканей и органов. К числу подобных признаков, имеющих определенные географические ареалы распространения, относятся многие свой­ства крови - группа крови и резус-фактор. Так, у европейцев группа крови А встречается чаще, чем В, концентрация которой увеличивается до максимума в Азии. Также есть интересные дан­ные по особенностям строения зубов, узоров на пальцах и ладо­нях, цветослепоте, пробе вкуса на фенилтиокарбамид и т.д.

Использование в этнологии антропологической классифика­ции обусловлено тем, что язык и культура могут распространять­ся и без перемещения антропологических типов, но носители оп­ределенных расовых признаков никогда не переселяются, не при­нося с собой определенной культуры и языка. Антропологические данные поэтому играют важную роль в определении тех этниче­ских элементов, из которых сложился данный народ. Если масса населения, почти однородная по антропологическому составу, разделена на этнические группы, говорящие на разных языках, то в прошлом следует искать их историческую общность. Границы антропологических типов зачастую совпадают с историко-этнографическими областями.

В отечественной и зарубежной антропологии до сих пор от­сутствует единая система классификации рас, но наиболее распространенной в настоящее время является классификация, в несоответствии с которой выделяют четыре большие расы: 1) европеоиды (евразийская раса); 2) монголоиды (азиатско-американская раса); 3) негроиды (африканская раса); 4) австралоиды (океанийская раса).

Так, у европеоидов беловатый или смугловатый цвет кожи, во­лосы самых разных оттенков, волнистые или прямые, обычно мягкие, растут на лице и на теле, нос узкий, выступающий, а вот скулы выступают слабо, губы тонкие или средней толщины. Глаза разных оттенков, широко открыты, оси их горизонтальны, склад­ка верхнего века, частично прикрывающая его наружную поверх­ность, отсутствует или развита слабо. Челюстная часть лица поч­ти не выступает вперед.

У австролоидов цвет кожи темный, волосы курчавые или вол­нистые, притом темные и жесткие, скулы выступают вперед уме­ренно, а челюстная часть лица - значительно, нос широк, губы толстые. На лице и на теле обильно растут волосы.

У монголоидов цвет кожи желтоватый или темно-смуглый, во­лосы большей частью тугие (жесткие), по форме прямые. Окраска волос и глаз, как правило, черная или темно-коричневая, борода и усы у мужчин появляются поздно и редко достигают большой гус­тоты. Лицо широкое и высокое, уплощенное, скулы сильно высту­пают, а нос - слабо. Глаза нередко узкие, оси их наклонены, склад­ка верхнего века сильно развита, часто доходит до ресниц. Харак­терен также эпикантус - особая кожная складка, частично или пол­ностью закрывающая слезный бугорок во внутреннем углу глаза. Эти признаки характерны для азиатской ветви этой расы.

А у индейцев Америки, тоже принадлежащих к монголоидам, лицо совсем не плоское, на нем выдается крупный нос, часто даже с горбинкой. Эпикантус у них развит слабо. Цвет кожи - красно­ватый.

Для негроидов характерны курчавые, обычно жесткие, черные волосы, очень темный (до шоколадно-коричневых оттенков) цвет кожи, карие глаза. Борода и усы растут плохо, как и у монголои­дов. Лицо узкое и низкое, скулы выступают слабо или умеренно. Ширина носа очень велика, почти равна его высоте. Глаза, как и у европейцев, широко открыты, горизонтально расположены, складка верхнего века небольшая. Челюстная часть нередко вы­ступает вперед. Слизистая оболочка рта сильно или даже очень сильно выступает наружу.

Европеоиды сегодня населяют не только Европу. Они занимают всю Северную Африку (алжирцы и египтяне), запад Азии (турки и арабы), Сибирь (русские), почти весь Кавказ, часть Средней Азии, Ирак, Афганистан, Индию. За последние четыреста лет европеои­ды стали главной частью населения Северной Америки и многих стран Южной Америки.

Негроиды сегодня живут в Африке, на многих островах Тихого океана, очень много в свое время их было завезено в Америку, где и сегодня живут их потомки.

Австралоиды, во многом близкие к негроидам, живут в Авст­ралии, Меланезии.

Монголоиды (азиатская ветвь) населяют Китай, Вьетнам, Япо­нию, Индонезию, Филиппины. К ним относятся казахи, киргизы, некоторые другие народы Средней Азии, коренные народы Севе­ра и Дальнего Востока.

В составе названных больших рас выделяют несколько малых рас (их называют иногда этногенетическими пучками или локаль­ными расами), численность которых достигает 25. Между боль­шими и малыми расами существует довольно большое количество переходных форм. Например, между негроидами и европеоидами -эфиопы и мулаты; между монголоидами и австралоидами - юж­ноазиатская раса, японцы и т.д.

Так, лица у эфиопов примерно того же типа, что у их соседей-арабов, а кожа темная, не светлее, чем у представителей многих негрских этносов. У японцев сочетаются одновременно признаки австралоидов, монголоидов и европеоидов.

Расы не могут не смешиваться между собой. Поэтому сейчас у многих людей, на первый взгляд представляющих собой «чистый» тип той или иной большой расы, антропологи находят признаки, свидетельствующие о древних или сравнительно недавних смеше­ниях крови. Так, знаменитый Александр Дюма, автор «Графа Монте-Кристо» и «Трех мушкетеров», был внуком негритянки. А Александр Сергеевич Пушкин был потомком не только знат­ных русских родов, но и арапа Петра Великого, привезенного в Россию из северо-восточной Африки.

Это же происходит и с целыми народами. Например, 4-5 тыс лет назад из Азии в Европу пришли племена, бывшие предками индоевропейцев. С собой они принесли признаки монголоидной расы. Смешавшись с представителями европеоидных народов, они оставили общим потомкам и некоторые особенности своей внешности. Поэтому взгляд специалиста отмечает у некоторых жителей Эстонии близость разреза глаз к монгольскому, некото­рую уплощенность лиц.

С юга в Европу в течение тысячелетий проникали африканцы. Примесь их крови антропологи отмечают не только у испанцев, португальцев, итальянцев, жителей юга Франции, но и дальше на северо-западе, в Ирландии.

Вообще, вся история человечества представляет собой историю переселений и завоеваний одних народов другими. Но если наро­ды-завоеватели, пришельцы часто оказывали довольно большое влияние на культуру завоеванного народа, то антропологические последствия переселений были куда менее заметны. Ведь завоева­телей не может быть слишком много, и, во всяком случае, их зна­чительно меньше, чем коренного населения, даже если часть его истребляется в ходе нашествия. Во внешности общих потомков наследие побежденных чаще всего оказывается гораздо заметнее, чем наследие победителей.

По этим следам антрополог может узнать многое об истории народа, не отраженной ни в фольклоре, ни в письменных источ­никах, которые предпочитают умалчивать о подобных вещах. Всегда приятнее происходить от победителей, чем от побежден­ных. Так и появляются многочисленные мифы об истории и про­исхождении разных народов. И лишь антропологические иссле­дования могут вычленить в них рациональное зерно.

Этническая картина Российской Федерации является доста­точно пестрой в расовом аспекте, так как в ней проживают свыше 130 наций, народностей и этнических групп (самый большой эт­нос - русские - составляет 120 млн человек, самая маленькая эт­ническая группа - керки - около 100 человек). В составе всего на­селения России этнологи насчитывают 10 малых рас. Объяснение такого разнообразия ученые видят в том, что по территории на­шей страны проходит граница между основными ареалами рас­пространения двух больших рас - европеоидной и монголоидной. Процессы расового смешения имеют здесь многовековую исто­рию. Поэтому населению России никогда не был свойствен ра­сизм как неприятие представителей какой-либо расы.

К сожалению, в общем для истории человечества характерен и этноцентризм, и расизм. Еще древнегреческий историк Фукидид сообщал, что персы его времени самым лучшим на свете народом считают себя, а относительно других народов полагают, что, чем дальше они живут от Персии, тем они хуже. Как мы видим, такой модели отношения к чужеземцам - многие тысячи лет. А если к тому же у вновь встретившихся людей другой цвет кожи и непри­вычная внешность, ситуация только ухудшается.

Европейская наука (этнология, антропология, культурология) пыталась подвести научную базу под эти взгляды. Например, в современной биологии имя Карла Линнея глубоко уважаемо. Это великий систематизатор живого мира, во многом заложивший ос­новы современной биологической науки. Менее известно, что он пытался систематизировать и человеческие расы. В его классифи­кации американец - красноват, холерик, строен; европеец - бел, сангвиник, мясист; азиат - желтолик, меланхолик, крепкого сложе­ния; африканец - черен, флегматик, дрябл. Линней также утвер­ждает, что американец упрям, доволен собой, свободолюбив; европеец подвижен, остроумен, изобретателен; азиат жесток, любит роскошь и скуп; африканец лукав, ленив и равнодушен.

Но откровенно расистские концепции, делавшие выводы о праве на власть предпочитаемых рас (прежде всего европейцев), появи­лись только в конце XVIII века. Особенно популярны они были в Америке, так как обосновывали рабство негров тем, что послед­ние - низшая раса и не способны жить без постоянной опеки.

В 1853 году вышел манифест расизма - книга французского графа Артура Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас». В этой книге он показывал, что причина, источник разного уров­ня развития народов и культур состоит в расовых особенностях людей, населяющих эти страны. При этом он исходил из идеи по­лигенизма - учения, отрицающего единство человеческого рода, считавшего, что каждая раса появилась вполне самостоятельно. Именно поэтому расы отличаются между собой не только по «красоте» и внешним признакам, но и по психологическим каче­ствам и умению создавать и усваивать культуру. Дикари являются таковыми, потому что они - представители низших рас и выше им никогда не подняться.

Низшей расой Гобино считал черную, несколько более разви­той - желтую. Но единственно способной к прогрессу и созданию полноценной культуры называлась белая раса, особенно ее элита -арийцы. Свой тезис Гобино доказывал, рассматривая развитие десяти цивилизаций, известных в истории человечества (индий­ская, египетская, ассирийская, греческая, китайская, римская, германская, аллеганская, мексиканская и перуанская), и считая, что они созданы высшей разновидностью белой расы - арийцами. Чтобы доказать это, он использовал самые фантастические допущения (например, китайская культура объявлялась созданной ветвью белых людей, прибывших из Индии).

Идеалом для Гобино была германская культура, воплощенная в средневековой Римской империи. Но будущее человечества он представлял себе весьма пессимистически. Дело в том, что, созда­вая повсюду новые типы культуры, белая раса (включая арийцев) смешивалась с другими народами, теряла свою чистоту и изна­чальный импульс энергии.

Более наукообразное оформление подобные взгляды получили в теориях Ж. Ляпужа во Франции и О. Аммона в Германии. Эти авторы выдвигали тезис о зависимости психических качеств лю­дей и их культуры от величины головного показателя. Головной показатель в антропологии - это процентное отношение наи­большей ширины головы к ее наибольшей длине. Согласно этим «теориям» чем длинноголовее был человек, тем более он считался одаренным, способным и т.д. Длинноголовые – представители европейской расы, создательницы великих культур в истории че­ловечества. Если же среди европейцев обнаруживаются коротко­головые, то обычно это бедные классы и слои населения, потомки негерманского местного населения, что и объясняет их «непол­ноценность».

Аналогичные концепции можно обнаружить у Л. Вольтмана, убежденного в превосходстве европеоидной (кавказской) расы, и у Х. Чемберлена, который высшей считал «тевтонскую» расу, на­следницу «арийского» духа.

Если начало «научным» концепциям расизма положила евро­пейская наука, во многом отражавшая реальную практику коло­ниализма, то постепенно начало формироваться и движение со стороны бывших колониальных и зависимых народов, создавших в ответ «белому» расизму собственные теории о своей расовой исключительности. Именно так появились идеи превосходства индийской, японской, африканской или китайской культур и на­родов над нынешними европейцами.

Еще в середине XIX века в Латинской Америке возникло серь­езное общественное течение под названием «индеанизм», ставив­шее своей целью улучшение положения индейцев. От утвержде­ния, что индейцы - «тоже люди», они постепенно пришли к выво­ду о том, что индейская раса - самая лучшая и высшая, потенци­ально имеет возможность и должна стать самой высокой на Зем­ле. В XX веке сторонники индеанизма уже утверждали, что только чистокровные индейцы имеют право жить на индейской земле. В Мексике в рамках этого течения возникло общество «Касканес» («Борцы за»), члены которого требовали изгнания из Мексики всех, в ком течет хотя бы капля европейской крови.

В США девиз: «Черное - прекрасно», под которым выступали многие борцы за равноправие негров, для черных расистов при­обрел новое значение: «Белое - отвратительно». А в Африке в 60-х годах после освобождения многочисленных африканских стран от колониальной зависимости была создана концепция «негритюда» (расизма наоборот). Ее создателем стал Л.С. Сенгору (Сенегал). Он отмечал преимущества и особенности афри­канцев как детей природы, непосредственно сливающихся с ней, подчиняющихся ее ритмам, запахам, звукам. Африканская куль­тура поэтому вся пронизана ритмами, связывающими ее с кос­мическими колебаниями. Белый же человек - разрушитель, по­терявший гармонию в отношениях с самим собой, другими людьми и природой. Его ожидают беды, если он не изменит сво­ей культуры.

Говоря о значении антропологической классификации этноло­гии, следует отметить ее ограниченный и вспомогательный характер для исследования вопросов этногенеза, этнической истории, межкультурных коммуникаций и т.д.

Под влиянием биологических и социальных факторов произошло формирование рас. В первый период формирования рас наблюдалось заметное влияние биологических факторов, но по мере овладения человека природой оно постепенно исчезло. Для каждой расы характерны цвет волос и кожи, разрез глазной щели, форма век и губ, пропорции тела. Эти расовые особенности отражают историческое развитие человека в различных условиях окружающей и социальной среды.

Чистых рас в настоящее время не существует, и с биологической точки зрения все человечество имеет одинаковый уровень биологического развития, но подвергается различному социальному влиянию. Расы характеризуются совокупностью анатомических особенностей. Считается, что все человечество состоит из трех рас: европеоидной (белая), монголоидной (желтая) и негроидно-австралоидной (черная). Каждая большая раса подразделяется на малые расы, состоящие из отдельных антропологических групп.

Для европеоидной расы характерны светлая кожа с некоторыми оттенками, светлая или темная окраска волос на лице, узкий нос с высоким переносьем, значительно выступающий из плоскости лица, выступающий подбородок и слаборазвитая складка верхнего века. У монголоидной расы смуглая с желтизной кожа, волосы черные и прямые, на лице волосы отсутствуют, глаза темно-карие, хорошо развита складка верхнего века (эпикантус), скулы широкие, нос прямой с низким переносьем, не выступающим из плоскости лица.

Негроидно-австралоидная раса выделяется среди других рас более темной кожей, иногда коричнево-черной; волосы черные, спирально завитые или волнистые, глаза карие, нос низкий с широкими крыльями, губы толстые, челюсти выступают вперед.

Однако приведенные расовые признаки встречаются у различных рас и чрезвычайно трудно иногда установить расовую принадлежность отдельных индивидуумов.

В происхождении человеческих рас искусственный отбор не играл роли, а то влияние естественного отбора, которое испытывали далекие предки, человечество утратило. Ч. Дарвин и современная наука убедительно доказали, что человечество произошло от общего предка, а не из разных зачатков, как считают расисты. Все расы обладают совокупностью общих признаков (хорошо развитый головной мозг, развитая рука, стопа с продольными сводами, наличие изгибов позвоночника, особенно поясничного отдела, сильные ягодичные мышцы, слабое развитие волос и отсутствие вибрис) и биологически находятся на одном уровне психического развития. Смешение рас особенно интенсивно происходило в последние 20 000 лет, что привело к еще большему нивелированию и объединению в единое биологическое целое всего человечества. Благодаря общему предку все расы имеют генетическое единство и поэтому легко скрещиваются, дают полноценное, часто более физически развитое и красивое, чем родители, поколение. У людей всех рас общие болезни и одинаковая реактивность организма, а при идентичных социальных условиях и одинаковый уровень психического развития. Как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, в ходе развития человечества расовые различия совершенно исчезнут. Расизм вступает в противоречие с данными биологической науки, фальсифицируя ее, пытаясь доказать, что существуют «низшие» расы с обезьяноподобным мозгом и «высшие» расы, имеющие более высокий уровень психического развития. По учению расистов «высшие» расы должны подчинять и уничтожать другие народы. Недаром фашизм и империализм использовали расизм как идеологию, противостоящую борьбе классов, а не рас. Этой ширмой империализм прикрывает свою захватническую политику, оправдывая эксплуатацию и колониализм, поддерживая неравенство между народами. СССР - многонациональное государство, где живут единой семьей все народы без расовых предрассудков, на основе дружбы, равенства и братства, определенных Конституцией СССР.

Антропологическая характеристика

Население Японии отличается национальной гомогенностью. Примерно 99% в составе населения приходиться на японцев и менее 1% - на неяпонцев. Японцы относятся к специфическому варианту ране переходным группам между монголоидными и экваториальными расами.

Наиболее крупные национальные меньшинства образуют корейцы (примерно, 700 тысяч человек), которые были ввезены в качестве рабочей силы во время 2-ой Мировой Войны и рассеялись в городах Центральной и Южной Японии.

На острове Хоккайдо, в основном в сельской местности, в округе Хидака и отчасти в других округах проживает около 16 тысяч айнов. Древнейшие айнские племена принадлежат к специфической ветви австралоидной расы. Сейчас анский народный костюм, обрядность, танцы можно увидеть на Хоккайдо лишь в качестве развлечения для туристов с целью заработать деньги.

Эта (одна из национальностей в Японии), официально именуются «буракуминами» - потомки так называемых людей подлых профессий: кожевников, мусорщиков, скоморохов и других, которые в феодальной Японии стали вне сословий, выделялись в бесправную группу и жили в специальных поселках (где они живут и по сей день). В Японии окала 600 таких поселений, общая численность Эта 2-3 миллиона человек (преимущественно в Юго-Западной Японии). По расовому признаку и диалекту они не отличаются от окружающего населения, официально уравнены в правах с остальными Японцами, но их дискриминация сохраняется во всех сферах общества и производственной жизни.

Некоторыми особенностями культуры (народный костюм, обычаи) отличаются жители Рюкю. Ране они представляли свою государственность, а сейчас влились в японскую нацию в качестве её особой этнографической группы, распадающиеся в свою очередь на более мелкие подгруппы. Этнографическим своеобразием отличаются и крестьянское население некоторых других мелких островов и изолированных горных долин Японии.

Языковая характеристика

Официальный язык в Японии - японский, относится к Японской группе, Алтайской языковой семьи. Долгое время считалось, что японский язык не входит ни в одну из известных языковых семей, занимая в генеалогической классификации языков изолированное положение. Однако исследования последних десятилетий позволяют обоснованно утверждать, что японский язык родственен корейскому, и отнести оба эти языка к алтайской семье, в которую входят также тюркские, монгольские и тунгусо-маньчжурские языки. Таким образом, в своей основе японский язык - это речь пришельцев с Азиатского континента, поселившихся на Японских островах, по-видимому, задолго до начала нашей эры. Правда, некоторыми своими чертами японский язык обязан еще более древнему населению Японии, говорившему, судя по всему, на одном из языков австранезийской (иначе малайско-полинезийской) семьи.

В основу общеяпонского государственного литературного языка (кокучо или хедзюнго) легли диалекты равнины Канто в окрестностях Токио, вытесненный около середины 20 века старым литературным языком - бунго, но вобравший в себя некоторые его элементы. Но также в стране выделяются три большие группы диалектов, распадающиеся на многочисленные говоры. Каждый из диалектов имеет значительные фонетические и лексические особенности и на слух непонятны носителям других диалектов.

Японский язык считается самым трудным в мире. Возможно, для самих Японцев он труден не меньше, чем для всех остальных. Одна из трудностей заключается в наличии различных форм речи, выражения вежливости, почтения или формальности. Все три тесно связаны, но при том совершенно различны. Для каждого стиля речи присуща своя отдельная лексика - вежливого, почтительного, формального и неформального. Письменный и устный языки существенно отличаются друг от друга. Существуют различия между мужским и женскими формами речи.

Существует множество способов выразить одну и ту же мысль или понятие, точно так же одно выражение может подходить для многих случаев жизни. Слово «домо» - «спасибо», «привет», «здорово», «давненько не виделись», «ужасно извиняюсь», «хорошо-хорошо» и прочее. Не существует способа четко сказать «да» или «нет». «Хай» чаще всего переводиться как «да», однако на самом деле оно означает «Я слышал вас и понял вас, и теперь думаю, что ответить». Есть способ сказать «нет» только в тех случаях, когда отказ не вызовет обиды. Но Японцы знают, когда они подразумевают «нет». Даже если не произносят вслух, «я подумаю об этом» - форма очень твердого отказа, а если Японец скажет «са», значит нужно начать все сначала.

7.6. Датога: социально-антропологическая характеристика

Рассмотрим феномен полигинии с точки зрения мужского и женского репродуктивного успеха на примере традиционного общества датога - полукочевых скотоводов Восточной Африки, проживающих в районе озера Эяси (Бутовская , 2011). На основе сравнительного анализа наших и имеющихся в литературе данных ниже будет показана вариативность адаптаций по достижению максимального репродуктивного успеха мужчин и женщин в традиционных обществах с учетом экологической и экономической и культурной составляющей.

Датога (татога, мангати, барабайг) - нилоты, говорящие на языке шари-нильской группы нило-сахарской языковой семьи. Датога, по-видимому, сформировались как отдельная племенная общность около 3000 лет назад в районах Южного Судана или нагорий западной Эфиопии. Около 300 лет назад их присутствие зафиксировано в северной Танзании в районе Серенгети и Нгоронгоро. Примерно в 1840-х годах датоги были вытеснены из Нгоронгоро более многочисленными масаями, и одна из датогских групп заселила территорию высокогорий Мбулу, регион озер Эяси, Басоту, Гидамиланду, Эндиш и Ольпиро. Часть датогских семей мигрировала на юг и обосновалась в районе Танги, а в последние десятилетия под давлением соседних земледельческих групп происходит интенсивная миграция датога в регионы Морогоро, Додомы, и даже Мбеи. В подавляющем большинстве они продолжают придерживаться традиционных верований, несмотря на многолетние усилия миссионеров различных конфессий. Основное занятие датога - скотоводство. Они держат крупный рогатый скот - зебу, а также овец, коз и ослов. Датога - одна из беднейших скотоводческих групп Восточной Африки, и экономическое положение ее продолжает ухудшаться. Под давлением обстоятельств, в условиях вытеснения в менее благоприятные экологические ниши, часть беднейших датогских семей вынуждена оставить скотоводство и осваивать земледелие. У датога сохраняется патриархальная расширенная семья и полигамные патрилокальные браки. Приобретая жену, мужчина платит родителям невесты выкуп скотом, а также может преподносить подарок в виде меда. Отчетливо выражена система возрастных классов и разделение труда между полами. Хотя наследование скота осуществляется по мужской линии, однако женщина также может владеть скотом. Ей принадлежит скот, полученный от ее семьи в виде брачного подарка, часть скота в стадах сыновей и доля скота, выделенная ей в собственность из стада мужа. У датога женщины активно участвуют не только в социальной жизни общества (выступают на общественных собраниях и сами являются инициаторами таких собраний), но и в религиозной (могут быть прорицательницами и знахарками, к которым за советом обращаются лица обоего пола). Сегодня разводы по инициативе женщин в датогском обществе - вполне распространенная практика. Причинами для разводов могут выступать бездетность, пьянство мужа, его агрессивный нрав или игнорирование экономических интересов жены.

Датога позиционируются как военизированная культура. Действительно, их история, в том числе и недавняя (60-80-е гг. XX века), полна эпизодов межэтнических конфликтов. Обращает на себя внимание крайне негативное отношение правительства Танзании к этой этнической общности: во всех конфликтных ситуациях силовые санкции принимались исключительно против датога, тогда как роль другой стороны (зачастую и выступавшей инициатором конфликтов) в расчет не принималась.

Традиционно у датога только мужчины, принадлежащие к определенным возрастным классам, могли вступать в брак. Как правило, это происходило в достаточно зрелом возрасте, что, возможно, было в прошлом связано с воинскими обязанностями молодых мужчин. Для многих народов Африки отмечается связь между возрастом вступления в брак мужчины и экономическим достатком его семьи. Однако у близких к датога в культурном отношении масаев возраст вступления в брак может больше зависеть от образования - юноши, имеющие хотя бы начальное образование, женятся раньше сверстников, не посещавших школу, но, как правило, предпочитают моногамный брак. По-видимому в состоятельных семьях датога сыновья вступают в браки раньше, чем в бедных (это предположение ниже будет доказано на наших собственных материалах).

По традиции выбор невесты осуществлялся самим мужчиной, но он должен был получить также одобрение родителей (прежде всего, отца). Окончательное слово в выборе мужа принадлежало ранее родственникам девушки, однако, как показывают проведенные нами интервью с женщинами в возрасте от 20 до 70 лет, во многих случаях выбор отца девушки падал на мужчину, с которым его дочь уже состояла в дружеских (а зачастую, и в сексуальных) отношениях. Гораздо реже девушку выдавали замуж за незнакомого человека. Существенным аргументом в пользу заключения брака по инициативе родителей девушки являются экономические соображения (наличие скота или фермерского хозяйства), а также репутация семьи потенциального жениха. Однако в тех случаях, когда выбирали сами женщины, значение имели также личностные качества жениха (доброта, любовь к детям, низкая агрессивность и пр.).

Следует отметить, что секс до брака для девушки датога не является стигмой (пятном позора) и не оказывает существенного влияния на успешность ее последующего замужества. По нашим данным, если девушка рожала до брака (и не от того мужчины, с которым в дальнейшем вступала в брак) официальным отцом ребенка считался ее брат. Он же выполнял и все попечительные обязанности в отношении этого ребенка. Добрачный ребенок, будь то мальчик или девочка, принадлежит, таким образом, клану отца или брата матери.

Мужская выборка опрошенных состояла из 105 мужчины в возрасте от 16 до 86 лет. Неженатых в выборке было 33 мужчины, чей возраст варьировал от 16 до 37 лет, средний возраст - 22 года. (Таблица 7.1а). Возраст 68 мужчин, состоящих в браке, варьировал от 19 до 86 лет, и в среднем составил 40 лет. (Таблица 7.1 а). Незначительный процент составили разведенные мужчины (4 человека) в возрасте от 29 до 31 года. Анализ имущественного статуса показывает, что женатые мужчины достоверно состоятельнее. Количество крупного рогатого скота варьировало у женатых мужчин от 0 (кузнецы, в этом случае основной достаток был в деньгах или в наличии земельного участка - фермы) до 200 голов и в среднем составил 29 коров. Мужчины, не состоящие в браке, владели в среднем 11 коровами (численность варьировала от 0 до 40 голов), а разведенные имели в среднем всего 5 коров.

Таблица 7.1а. Возраст и брачный статус мужчин датога

Таблица 7.16. Возраст и брачный статус женщин датога

Мужчины. В рамках нашего исследования проанализирован репродуктивный успех 105 женатых мужчин. В богатых семьях сыновей женят раньше, нежели в бедных; кроме того, более состоятельные мужчины раньше обзаводятся второй женой и, в основном, более полигамны (Таблица 7.2 а). Однако наряду с экономической составляющей существенную роль могут играть факторы физического и психического здоровья - мужчины, страдающие отчетливыми дефектами (различные дисплазии, нарушения обмена веществ, эпилепсия, эмоциональная нестабильность и пр.), либо сами воздерживаются от брака, либо получают отказ со стороны женщины и ее родственников. У датога существенное значение имеет также репутация семьи жениха. Если семья по мнению локальной общины чем-то себя запятнала (в частности, негативно воспринимается наличие алкоголиков в семье жениха, психически неуравновешенных, драчунов, лентяев, трусов и пр.), найти невесту оказывается весьма проблематично. В этом случае партнершу стараются искать на стороне, порой среди других этнических групп (преимущественно это девушки ирак).

Таблица 7.2 а. Связь между репродуктивным успехом, богатством и количеством жен у мужчин датога старше 40 лет

Приведены значения коэффициента корреляции Спирмена (см. Словарь), в скобках - уровень значимости р, свидетельствующий о степени достоверности связи между указанными параметрами; * - р<0,05.

Условные обозначения: РД - число родившихся детей; Д5 - число детей, доживших до 5 лет; УД - число умерших детей; Ж - число жен; К - число коров в домохозяйстве.

Репродуктивный успех опрошенных мужчин датога был достоверно связан с их богатством (Таблица 7.2 а). Мужчины, владеющие большим количеством крупного рогатого скота, раньше вступают в брак, более полигамны (с учетом возраста), и имеют достоверно больше детей. На выживании детей до 5-летнего возраста у данного мужчины благоприятно сказывается обеспеченность домохозяйства, равно как и большее количество жен. Следует особо обратить внимание на последнее обстоятельство: наличие большего количество жен в пределах одного домохозяйства благоприятным образом сказывается на выживаемости детей. В крайне тяжелых экологических условиях, в которых сегодня проживают датога, наличие других женщин в пределах домохозяйства и кооперация между женщинами является важным фактором выживания.

В углубленных интервью, рассказывая историю своей жизни, многие женщины говорили о том, что тесно дружат с другими женами своего мужа, некоторые сообщали, что сами просили мужа взять в качестве еще одной жены свою подругу, что перед тем, как привести в дом новую жену, муж советовался с ними. В ряде историй сообщается, что муж привел новую жену, не спросив совета у старой, и та в итоге выгнала ее, заставив вернуться к родителям. Хотя при этом пострадала и сама женщина (получив побои мужа), тот все же учел негативный опыт, и в следующий раз обзавелся очередной женой с разрешения старой. Другие жены часто выступают в роли повитухи, принимая роды и ухаживая за женщиной и ее ребенком в первые дни после родов. Дети от разных жен, проживающие в одном подворье, тесно общаются друг с другом, чаще всего являются друзьями.

Количество родившихся детей у мужчины достоверно зависело от его возраста и количества жен. У более обеспеченных мужчин дети выживали лучше.

Женщины. Из 161 женщины, у которых мы брали интервью, лишь 13 оказались не замужем. Их средний возраст составил 18 лет. Возраст 130 женщин состоящих в браке варьировал от 17 до 75 лет и в среднем составил 34 года. 13 женщин из нашей выборки оказались вдовыми. Их возраст варьировал от 28 до 80, средний возраст составил 55 лет. Лишь 5 женщин были в разводе. Возраст разведенных варьировал от 26 до 60 лет и в среднем был равен 39 лет. Анализ имущественного статуса женщин показал, что замужние женщины были достоверно состоятельнее. Количество крупного рогатого скота варьировало у замужних женщин от 0 до 200 голов (в среднем - 17 коров). Женщины, еще не состоящие в браке, не имели коров вовсе, вдовые владели в среднем 123 коровами, при этом минимум составил 2, а максимум - 1000 коров. У разведенных в среднем имелось 13 коров, и их число варьировало от 0 до 25.

Для анализа факторов, достоверно влияющих на число родившихся, доживших до 5-летнего возраста, и умерших детей у женщин, соответственно, применили дисперсионный анализ. В качестве независимых переменных были выбраны возраст женщины, количество других жен у ее мужа, количество коров в данном домохозяйстве. Количество родившихся детей у женщин датога достоверно зависело только от их возраста. При этом число умерших до 5-летнего возраста детей зависело от числа других жен у ее мужа.

Количество рожденных детей у женщин в возрастной категории после 40 лет варьировало от 2 до 13 и в среднем равнялось 7, при этом количество доживших до 5-летнего возраста детей варьировало от 0 до 11 и в среднем равно 5.

Мы оценили также связь между числом родившихся, выживших и умерших детей у женщин в возрасте после 40 лет и числом других жен у мужа, а также числом коров, которыми данная жена распоряжается, с контролем по возрасту (Таблица 7.2 б). В этом случае единственная достоверная и положительная корреляция получена между числом жен и количеством коров в собственности каждой жены.

Таблица 7.2 6. Связь между репродуктивным успехом, богатством мужа и количеством других жен у женщин старше 40 лет

Условные обозначения: Ж - количество других жен у мужа. Остальные обозначения те же, что и в предыдущей таблице (7.2а).

Из книги Этика: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

3. Антропологическая этика Л. Фейербаха Учения о морали, разработанные Кантом и Гегелем, не смогли подойти близко к практической действительности. По всей вероятности, именно это обстоятельство поставило Л. Фейербаха (1804-1872 гг.) перед необходимостью отречься от

автора Черная Людмила Алексеевна

3. Философско-антропологическая типология и периодизация

Из книги Антропология экстремальных групп: Доминантные отношения среди военнослужащих срочной службы Российской Армии автора Банников Константин Леонардович

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

Из книги Роман тайн «Доктор Живаго» автора Смирнов Игорь Павлович

Из книги Богини в каждой женщине [Новая психология женщины. Архетипы богинь] автора Болен Джин Шинода

4. Москва - Урал (антропологическая утопия Фурье) 4.1.1.Если Ливерий - носитель платоновского утопизма, то Антипов-Стрельников - фурьерист.Фурье перевел утопическую проблематику из социально-этатической плоскости в антропологическую. Уже в первом своем труде, «Теория

Из книги Китай: краткая история культуры автора Фицджеральд Чарльз Патрик

Из книги Антропологический код древнерусской культуры автора Черная Людмила Алексеевна

Глава VII. Социально-экономический переворот Победы Лю Бана и мудрая политика его преемников по отношению к держателям уделов позволили создать прочный фундамент для политического утверждения новой централизованной империи, однако социальные и экономические

Из книги СССР. Жизнь после смерти автора Коллектив авторов

Глава XIV. Социально-экономическая обстановка Танская эпоха хорошо известна как один из самых созидательных периодов в истории китайской цивилизации. Поэзия этого времени осталась непревзойденной, а произведения искусства, созданные танскими мастерами, особенно

Из книги Музей и общество автора Потюкова Екатерина Владимировна

3. Философско-антропологическая типология и периодизация культуры Приняв философскую антропологию за основу понимания культуры, мы оказываемся перед задачей построения методики конкретно-исторического исследования. При этом исследователю приходится идти сложными

Из книги Религиозная антропология [Учебное пособие] автора Ермишина Ксения Борисовна

IV. Советские социально-культурные практики Анна Рябова СОВЕТСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОХРАНЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И СОВРЕМЕННОСТЬ: АРХЕОЛОГИЯ ПАМЯТИ ИЛИ КРИТИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ? Для ответа на вопрос: «Как изучать “советское”: археология памяти или критическая

Из книги Антропология пола автора Бутовская Марина Львовна

§ 1. Изменение социально-демографической структуры публики Возраст Возрастная структура посетителей основной экспозиции ГРМ за 25 лет существенно изменилась. В 1985 молодежь до 30 лет, т. е. возрастные группы, для которых основной является образовательная деятельность,

Из книги автора

Глава 1. Культура Ом: древнеиндийская антропологическая модель В современных исследованиях Древняя Индия и Древний Китай часто понимаются как религиозно-философские культуры, организованные вокруг ключевых понятий и символов – Ом (Аум) и Дао. В этих символах

Из книги автора

Глава 2. Культура Дао: китайская антропологическая модель Начиная изучение древнекитайской культуры Дао, необходимо осознать ее особенности, отраженные в сложных формах, некоторые из которых, до сих пор определяя китайский менталитет, не имеют аналогов в современном

Из книги автора

Глава 3. Культура Логос: древнегреческая антропологическая модель. Исторические и религиозные предпосылки древнегреческой культуры Родина древнегреческой культуры – берега Эгейского моря, пространство Балканского полуострова и Малой Азии. Особенность берегов

Из книги автора

7.8. Полигамия и репродуктивный успех у датога: выгода для обоих полов Наши данные, наряду с результатами работ других авторов, позволяют говорить о том, что полигамия, в условиях неблагоприятной экологической среды с выраженной сезонностью и высоким уровнем