Что такое война своими словами. История Холодной войны

Война - это страшнейшее и ужаснейшее явление в истории человечества. Война может длиться год или столетие. Война может быть гражданская или межгосударственная, мировая или локальная, захватническая или освободительная, но война - это всегда кровь, боль, жертвы и разруха. На данном уроке речь пойдет о том, какие бывают войны, какими могут быть причины их возникновения, предметы и участники, а также о том, какие существуют стадии протекания социального конфликта.

Рис. 2. Наполеон Бонапарт ()

Рис. 3. Шарль де Голль ()

Рис. 4. Дуайт Эйзенхауэр ()

Во-вторых, власть может рассматривать войну как благо . Для государства война - это средство отвлечения народа от насущных социальных проблем. Примером можно считать русско-японскую войну 1904-1905 гг . С точки зрения министра внутренних дел Вячеслава Константиновича Плеве (рис. 5) , России была нужна «маленькая победоносная война», для того чтобы люди перестали думать о революции. Правда война не оказалась маленькой, а уж тем более - победоносной. Как вы помните из курса истории, Россия с позором проиграла эту войну. Можно также вспомнить франко-прусскую войну 1870-1871 гг ., когда Наполеон III - французский император - был заинтересован в войне не меньше, чем Пруссия, которая хотела использовать эту войну для объединения Германии. Наполеон III понимал, что его авторитет в народе падает, социальной поддержки он лишается, и ему также была нужна «маленькая победоносная война», чтобы укрепить свою власть. Но для него она также не оказалась победоносной.

Рис. 5. Министр внутренних дел Вячеслав Константинович Плеве ()

В-третьих, очень часто война воспринимается как способ восстановления справедливости . Кратчайшим способом восстановления справедливости воспринималась Первая Мировая война . Так, в ходе нее и революций в России император Николай II лишился престола, а на смену монархии пришел социалистический строй. В Англии, во Франции и в Германии начинался невероятный подъем национального духа, и война воспринималась как справедливая.

Этот принцип восстановления справедливости появился еще до XX века. Николя де Шамфор , известный публицист французской революции, говорил о том, что французская революция должна была принести горе богатым и счастье бедным. Но принесла она Якобинскую диктатуру, наполеоновские войны и полный крах внешнеполитической доктрины Франции после поражения Наполеона и Венского конгресса 1814-1815 гг.

Конечно же, не все считают войну благом. Другая группа лиц воспринимает войну как данность. С этой точки зрения с войной невозможно бороться, а нужно научиться с ней сосуществовать. Чаще всего народ говорит о том, что воевать не хотел, но так как государство втянуто в войну, то его гражданам приходится воевать. Можно еще раз обратиться к событиям Первой Мировой войны, когда каждая страна считала себя обиженной и стремилась таким образом принять навязанные кем-то правила игры. Россия вступила в войну, потому что ей войну объявила Германия, Германия защищала свои интересы на Балканах, Австро-Венгрия желала подчинить себе Сербию. В итоге у всех стран были свои причины для участия в этой войне. Ответственность за начало этой войны каждый стремился возложить на другого.

Если повода для войны не представляется, то его всегда можно создать. Разные страны могут использовать самые разные события как повод для объявления войны. Поводом для Первой Мировой войны стало убийство эрцгерцога Франца Фердинанда (рис. 6) , наследника австро-венгерского престола. Германия и Австро-Венгрия искали лишь повод, событие, которое может стать основой для начала будущего общеевропейского конфликта. Во второй половине XX века поводы к войнам возникали постоянно. Когда США понадобился предлог для вторжения во Вьетнам, был использован факт обстрела американского корабля. В результате американцы ввели свои войска во Вьетнам и началась война. Она продолжалась 8 лет и завершилась в 1973 году.

Рис. 6. Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда ()

Если же рассматривать войну глазами обычного мирного населения, то с его позиции война - это беда. Вспомним Великую Отечественную войну . Огромное количество жертв, голод, упадок хозяйства - все это беды для простого населения. Любая война несет огромное число убитых и раненых, а значит, горе для народа.

Говоря о войне, посмотрим на известную картину В.В. Верещагина - «Апофеоз войны» (рис. 7). Сам Верещагин сражался в Средней Азии, когда Россия распространяла туда свое влияние, соперничая с Англией и желая расширить свои экономические возможности. Верещагин сам мог наблюдать такие картины в Средней Азии, он сам был участником сражений. На раме картины он написал такое посвящение: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Какой бы справедливой война ни была, это всегда беда.

Рис. 7. Картина В.В. Верещагина «Апофеоз войны» ()

В этом вопросе единства среди теоретиков также нет. Все причины возникновения войн можно условно разделить на три группы : причины внутренние, внешние и психологические .

Внутренние - это такие причины, которые возникают в недрах самого общества. Можно условно их разделить на экономические и социальные. Война начинается потому, что государство нуждается в ресурсах, или потому, что у государства возникает социальная потребность в этом конфликте, например уже упомянутая «маленькая победоносная» русско-японская война. Государство, которое нуждается в войне по тем или иным причинам, нередко начинает провоцировать соседей с тем, чтобы этот конфликт рано или поздно начался.

Чаще войны начинаются с внешних причин. Такие причины еще называют геополитическими. Именно внешними причинами обусловлены такие войны, как колониальные : борьба за жизненное пространство, за внешние источники сырья. В этих внешних причинах не так важно для государства, реальны ли эти причины или же надуманы для начала конфликта. Единственной существенной причиной в колониальных войнах было желание заполучить тот или иной экономический ресурс. Обычно это плодородные земли или большое количество дешевой рабочей силы. Такие внешние причины послужили началом Первой и Второй мировых войн. Это войны, в которых осуществлялась борьба за территории, за колонии, за ресурсы.

Войны могут иметь и психологические причины . Это значит, что они коренятся в сущности войны не с точки зрения государства, а с точки зрения каждого конкретного человека. Так, великий психолог (рис. 8) считал, что «агрессия - это один из базовых инстинктов человека» . Биологи указывают на то, что конфликты, сравнимые с войнами, были даже у человекообразных обезьян.

Рис. 8. Зигмунд Фрейд ()

Войну нередко воспринимают как средство снятия психологического напряжения . В качестве примера можно взять советское государство. Когда СССР создавался, то главным элементом его внешнеполитической доктрины была подготовка мировой революции . Когда Советскому Союзу пришлось участвовать в военных конфликтах, о мировой революции уже речь не шла. Все понимали, что война - это горе, кровь, огромные жертвы, а также экономический коллапс.

Говоря о войне, нужно вспомнить о таком понятии, как социальный конфликт , ведь война является формой социального конфликта. Социальный конфликт - это отношение между сторонами социального взаимодействия, связанное с противоречием их интересов. Для того чтобы противоречие между интересами субъектов этого конфликта возникло, необходимо понять, кто является сторонами конфликта и то, чего они хотят. До тех пор пока люди не осознают своих противоречий, война не начнется.

Предметом конфликта может быть все, что угодно. Это могут быть земли, деньги, идеология. Когда мы говорим о субъектах социального конфликта, то должны понимать, что к субъектам относится большое количество людей. Самыми явными участниками конфликта являются оппоненты - противостоящие друг другу субъекты. Оппонентами являются солдаты, которые сражаются на фронте друг против друга. Но конфликт ведь начинали государства, поэтому они являются главными противоборствующими сторонами. Также в конфликте имеются вовлеченные группы . Они и включают в себя всех солдат, которые находятся на линии фронта. Вспомним Куликовскую битву . Она началась с поединка между Пересветом и Челубеем (рис. 9). Во время этого сражения Пересвет и Челубей выступали как оппоненты, то есть противостоящие друг другу субъекты. Русская армия с одной стороны и монголо-татарское войско с другой - это уже вовлеченные группы. Кроме вовлеченных групп есть заинтересованные группы, и они гораздо больше. Заинтересованной группой можно считать население всей Руси, которое стояло за Пересветом. От исхода Куликовской битвы зависела будущая судьба русских земель. Если бы Куликовская битва была бы проиграна, то свержение татаро-монгольского ига было бы невозможным в тот момент. За Челубеем и за Мамаем стояло не только его войско, но и все население Золотой Орды.

Рис. 9. Поединок Пересвета и Челубея на Куликовом поле, 1380 год ()

Любой конфликт (войну) можно разделить на этапы. Любой конфликт начинается с так называемой скрытой стадии . Это такой этап, на котором противоречия еще не сформировались. Когда Гитлер в 1933 году пришел к власти, в Советском Союзе это было воспринято как событие, которое будет иметь явно негативное последствие. При этом объяснить, чем конкретно Гитлер угрожает Советскому Союзу, в 1933 было непросто, ведь войны ничто еще не предвещало. Когда противоречия осознаны всеми сторонами, начинается второй этап конфликта - формирование конфликта . На этом этапе противоречия уже четко оформлены, стороны уже заявили о своих притязаниях на какие-то будущие действия или на будущие приобретения. Формированием конфликта можно считать 22 июня 1941 года (рис. 10) , когда Германия объявила войну Советскому Союзу. После того как противоречия сформированы и официально сформулированы, должно произойти событие, которое оформляет начало войны, - инцидент . Таким событием можно считать то, что становится поводом для объявления войны. Для Первой Мировой войны, например, это было объявление войны Австро-Венгрии Сербии и начало русской мобилизации. Во Второй Мировой войне это Глейвицкая провокация в ночь с 31 августа на 1 сентября. Следующая стадия - активные действия сторон . Это непосредственно сами сражения, битвы, сама война. Когда основные противоречия решены, то наступает стадия завершения конфликта . Именно на этом этапе определяется, чего стоила война каждой стороне и чем война обернется впоследствии как для жителей воевавших стран, так и для тех людей, которые не воевали. В процессе мирного урегулирования определяется результат самой войны.

  • уход (попытка избежать конфликта);
  • отмена (попытка пойти на максимальные уступки, сглаживание противоречий);
  • подавление (ликвидация оппонента, полное поражение противника);
  • регулирование (стороны ведут долгие переговоры и в результате приходят к общему соглашению, здесь нет выигравших и проигравших, стороны договариваются и выбирают наиболее разумный вариант).

Войну можно рассматривать как социальный конфликт, прошедший как минимум три стадии своего развития. Война - это конфликт, который не остановился на стадии формирования противоречий, это конфликт, который дошел до инцидента и сформировал активные действия сторон. По сферам жизни общества войны можно делить на политические, экономические, культурные и межцивилизационные, но такое деление носит лишь условный характер. Каждый социальный конфликт порожден целым сплавом противоречий, и отделить политический конфликт от экономического или культурного можно далеко не всегда.

Список литературы

  1. Ю. Бондарев. Горячий снег
  2. Б. Васильев. В списках не значился
  3. Б. Васильев. А зори здесь тихие
  4. Куинси Райт. Некоторые размышления о войне и мире // Теория Международных отношений: Хрестоматия / Сост. П. А. Цыганков. - М.: Гардарики, 2003
  5. Стрэчен Х., Карл фон Клаузевиц «О войне». - М.: АСТ: Полиграфиздат, 2010.
  6. А. Степанов. Порт-Артур
  7. Суворов А.В. Наука побеждать
  8. Толстой Л.Н. Война и мир
  9. Эрих Мария Ремарк. На западном фронте без перемен
  10. Э. Хемингуэй. Прощай, оружие
  1. Studopedia.ru ().
  2. Ruskline.ru ().
  3. Studfiles.ru ().
  4. Studme.org ().

Домашнее задание

  1. Какие вы знаете категории войн?
  2. Какие вы знаете теории возникновения войн?
  3. Перечислите этапы социального конфликта.
  4. Как вы воспринимаете войну: как благо, данность или беду? Аргументируйте свой ответ.

Война – это страшная спутница людей. Она сопровождает человека с незапамятных времен. Сначала он воевал за тушу мамонта, потом за более надежную и большую пещеру, затем научился отбирать пашни и дома, города и страны.

Кто сильнее, тот и прав . Это значит, каждый может прийти и отнять то, что ему нужно. Этот лозунг не устарел с первобытных времен. Только оружие и методы ведения войны постоянно совершенствуются, и война собирает свою жатву, убивая каждый раз все больше и больше людей.

Что лежит в основе любой войны?

Это определили еще древние греки, жившие до нашей эры. По их мнению, в основе любой – большой или маленькой войны – всегда можно найти элементарную жадность и непомерное тщеславие. Они есть причина любого вооруженного конфликта. А вот поводов для того, чтобы начать войну может быть множество: разные религиозные убеждения, политические разногласия, личная неприязнь лидера к отдельной стране или нации и т.д.

Что же такое война?

Война является одним из средств навязывания другим своей воли. Нападающий решает силой заставить жить людей не так, как они хотят, как привыкли, а так, как это кажется правильным ему. Отобрав свободу, нападающий тут же навязывает побежденным свою идеологию. Происходит захват собственности побежденных, их ресурсов, их территории. Победитель получает все, побежденный право остаться живым, если не будет сопротивляться. Там, где нет места политическим решениям и мирным переговорам, люди хватаются за оружие. Если коротко, то война – это организованное вооруженное насилие, которое совершается при помощи армий государств-участниц конфликта.

Кто и почему начинает войны?

Нет на Земном шаре ни одного народа, который мечтал бы о войне. Но как только во главе государства становится амбициозная личность, мечтающая о мировом господстве, люди тоже становятся воинственными. Как правило, такие правители – это люди, которым плевать на свой народ. Их не пугает количество убитых и искалеченных.

Такое отношение к человеческой жизни нельзя назвать нормальным, это патология личности, перевернутая шкала ценностей. Лидеры реализуют свои мечты, выстилая к ним дорогу трупами, разрушенными городами и заросшими сорняками житницами. Нужны примеры? Даю два – Македонский и Гитлер. Разные века, разные национальности, но одна сверхзадача.

Их понять можно, а вот почему люди становятся в строй и покорно, как стадо, идут на смерть? Анализ всех войн показал, что это происходит только тогда, когда в государстве наблюдается кризис. Народу нужен вождь с железной рукой и идея, за которую не жаль будет отдать жизнь.

Добавим сюда демографический взрыв – рождается слишком много мальчиков, которых потом будет трудно обеспечить достойной работой. Лидер, призывая их на войну, обещает, что после завоевания новых земель, каждый солдат получит свой надел. Проблемы с женщинами решаться сами собой за счет пленных, так что без семьи и детей не останется никто. В этом месте подключаются идеологи и религиозные деятели. Они умеют придать обычной идее грабежа и убийства приличный и даже благопристойный вид законности творимых злодеяний.

Что несет любая война?

  1. Во-первых, гуманитарную катастрофу. Сотни тысяч беженцев, оставшихся без крова и средств к существованию, могут стать причиной еще одной войны.
  2. Во-вторых , не похороненные вовремя тела могут привести к эпидемиям, а те, в свою очередь, «выкосят» еще не одну сотню тысяч людей.
  3. В-третьих, у войны есть еще один спутник – голод. В руках у населения может оказаться оружие, а тогда добыча пропитания приведет к новому разгулу насилия и бандитизма.
  4. В-четвертых, не существует понятия «справедливой войны». Под каким бы соусом войну не подавали, она всегда неправедна. Справедливым может быть только сопротивление агрессору, но не захват. В-четвертых, война лишает человека очень важных личностных качеств – совести, чести, достоинства и веры. Если есть в человеке червоточинка, то она непременно превратится в порок. Не получится, убивая на войне, жить в ладу со своей совести и ни разу не попрать внушенные нам с детства понятия. Законы морали и законы войны – антиподы.

Война – это неизбежность?

Да, похоже, дело обстоит именно так. Как показала история человечества, закончив одну войну и едва начав процесс восстановления, страны тут же начинают подготовку к следующей.

сложное обществ. явление, представляющее собой продолжение политич. борьбы государств, наций, классов средствами вооруж. насилия. Осн. содержание В. составляет организованная вооруж. борьба. Вместе с тем в ней широко применяются другие формы борьбы (политич., экономич., идеологич.), к-рые в условиях В. приобретают наиболее резкий характер и специфич. особенности (разрыв дипломатич. отношений, блокада, диверсии, особые приемы разложения армии и тыла противника и др.). Однако, несмотря на все более возрастающую роль этих форм в В., они не могут рассматриваться как равнозначные вооруж. борьбе, т. к. подчинены достижению определ. воен. целей и, следовательно, интересам ведения вооруж. борьбы, к-рая была и остается гл. содержанием В. -***-***-***- Марксизм-ленинизм о происхождении и сущности войны Марксизм-ленинизм рассматривает В. как обществ.-историч. явление, присущее только классовым обществ.-экономич. формациям. При первобытнообщинном строе не было В. в собств. смысле слова, т. е. организованной вооруж. борьбы политич. характера. Многочисл. вооруж. столкновения между родами и племенами, несмотря на нек-рое внешнее сходство с В. классового общества, коренным образом отличаются от них по своей сущности и социальному содержанию. В обществе, не знавшем частной собственности и эксплуатации человека человеком, воен. столкновения вырастали не из социальных антагонизмов. Их причины в конечном счете коренились в слабости и беззащитности людей перед силами природы, в разобщенности и изолированности первобытных родов и племен. Низкий уровень произ-ва не обеспечивал удовлетворения минимальных потребностей людей. Это толкало одни племена на то, чтобы добывать средства к существованию путем вооруж. нападений на др. племена с целью захвата пищи, пастбищ, мест охоты и рыбной ловли. Одной из причин воен. столкновений была кровная месть, игравшая важную роль в отношениях между общинами, основанными на кровном родстве. Вооруж. борьба племен иногда бывала очень ожесточенной, но не являлась еще средством обогащения и порабощения. Происхождение В. как продукта и специфич. формы социальных антагонизмов неразрывно связано с появлением частной собственности. В период разложения первобытно-общинного строя и перехода к классовому обществу происходит, как отмечал Ф. Энгельс, "...вырождение древней войны племени против племени в систематический разбой на суше и на море в целях захвата скота, рабов и сокровищ, превращение ее в регулярный промысел" ("Происхождение семьи, частной собственности и государства", 1955, с. 110-11). С разделением общества на классы В. становится регулярной функцией государства, для ее ведения создается спец. организация вооруж. людей - армия. Система порабощения и эксплуатации человека человеком и система истребления человека человеком - две взаимосвязанные стороны обществ. строя, основанного на частной собственности. "Война не есть противоречие основам частной собственности, а прямое и неизбежное развитие этих основ" (Ленин В. И., Соч., т. 21, с. 310). Развитие производств. отношений, основанных на частной собственности, происходит в условиях ожесточ. борьбы классов, в к-рой существ. роль принадлежит различным формам насилия, в том числе вооруженному. Частная собственность порождает стремление господствующих классов к умножению своих богатств за счет повышения нормы эксплуатации трудящихся и расширения ее сферы путем порабощения народов др. стран. Условием самого существования эксплуатации является подавление сопротивления эксплуатируемых, к-рое эксплуататорские классы осуществляют всеми средствами своего политич. господства вплоть до применения вооруж. силы. Эксплуатация вызывает борьбу угнетенных против своих поработителей, перерастающую в пар. восстания и гражд. войны. Частная собственность порождает ожесточ. борьбу и между эксплуататорскими классами одной страны или нескольких стран за распределение и перераспределение прибавочного продукта в его различных историч. формах. Под влиянием противоречия между уровнем развития производит. сил и характером производств. отношений борьба между эксплуатируемыми и эксплуататорами, а также между различными классами и группами эксплуататоров неизбежно обостряется, перерастая в открытые воен. столкновения. Эти общие экономич. причины В. в различных социально-экономич. формациях проявляются в своеобразных формах, соответственно особенностям различных способов производства. По своей социально-политич. сущности В. представляет собой продолжение политики классов, наций, гос-в средствами вооруженного насилия. "В применении к войнам, - писал В. И. Ленин, - основное положение диалектики... состоит в том, что "война есть просто продолжение политики другими" (именно насильственными) "средствами"... И именно такова была всегда точка зрения Маркса и Энгельса, каждую войну рассматривавших как продолжение политики данных, заинтересованных держав - и разных классов внутри них - в данное время" (там же, с. 194-95). Впервые диалектич. взаимосвязь В. и политики была исследована выдающимся прусским воен. теоретиком и историком К. Клаузевицем. Однако Клаузевиц, будучи бурж. идеологом и последователем гегелевского идеализма, не видел главного - классовой природы политики и В. Под политикой он подразумевал только внешнюю политику, к-рую рассматривал как выражение интересов всего общества, как "разум олицетворенного государства". Принимая точку зрения Клаузевица, большинство бурж. социологов и воен. теоретиков усиленно подчеркивают его понимание политики и В. как надклассового, общенационального явления. Это делается с целью замаскировать тот факт, что совр. агрессивные В. вырастают из классовых антагонизмов капиталистич. строя и являются продолжением реакц. политики монополистич. буржуазии, политики империализма. Решающее значение для правильного понимания сущности В. имеет марксистско-ленинское положение о классовой природе политики. Основу развития классовых обществ.-экономич. формаций составляет борьба классов. Эта борьба ведется различными средствами и в различных формах - экономической, идеологической, политической. Последняя является высшей формой классовой борьбы, т. к. именно в ней выражаются главные и наиболее существ. интересы борющихся классов, наций и гос-в. Когда социальные и нац. антагонизмы достигают наибольшей остроты и невоенных средств борьбы оказывается недостаточно для достижения поставленных политич. целей, противники прибегают к вооруж. борьбе. В. является продолжением как внутр., так и внешней политики, направления к-рой формируются на общей социально-экономич. основе и взаимодействуют между собой. В определ. моменты (особенно накануне и во время В.) внешняя политика выступает на первый план, но определяющая роль в конечном счете всегда принадлежит внутренней политике, поскольку она непосредственно отражает классовую структуру общества и осн. направления классовой борьбы. Ошибочно было бы считать, что В. может быть следствием любых политич. событий, в т. ч. и второстепенных, случайных эпизодов политич. борьбы. Отдельные политич. события могут послужить непосредств. поводом к В., но не могут быть ее причиной. Распространенной разновидностью бурж. фальсификации истории В. являются попытки бурж. историков и социологов изобразить В. как результат случайного сплетения "роковых" обстоятельств, напр. отдельных ошибок правительств, партий, влият. политич. деятелей. В действительности в В. в наиболее острой форме проявляются глубокие социальные противоречия, развивающиеся в процессе длительной борьбы классов и гос-в по коренным вопросам обществ. жизни. Поэтому для правильной оценки характера В. и причин ее возникновения необходим серьезный анализ осн. направлений политики, к-рую борющиеся стороны проводили задолго до В. и к-рая привела к В. Вырастая из политич. борьбы классов, В. имеют определенное классовое содержание. Осн. задачей марксистско-ленинского анализа В. является выяснение того, каков классовый характер данной войны: какие классы ее ведут, ради каких целей, "...какими классами она подготавливалась и направлялась" (там же, т. 24, с. 362). Ярко выраженный классовый характер носят В., в к-рых противники принадлежат к противоположным классовым лагерям. Напр., В. между эксплуататорами и эксплуатируемыми, В. революц. стран против контрреволюц. гос-в, В. Сов. Союза и др. социалистич. стран против агрессивных империалистич. гос-в. В. между эксплуататорскими гос-вами порождаются столкновениями господствующих классов разных стран. Они не являются непосредств. выражением классовой борьбы, но также носят классовый характер. Эти В. являются продолжением политики эксплуататорских классов, неразрывно связанной с основными классовыми противоречиями определ. эпохи и направленной против эксплуатируемых классов. Характеризуя 1-ю мировую войну, Ленин подчеркивал, что она велась империалистами всех воюющих стран не только за раздел мира, но и за сохранение и упрочение наемного и колониального рабства. Поэтому интересы трудящихся масс требовали ее превращения в гражданскую войну за свержение капиталистич. строя и установление социализма. При определ. условиях В. могут вестись группами (коалициями) различных, иногда даже антагонистич., классов и гос-в. К такого рода В. относятся нац. В. против иноземных захватчиков, В. за нац. объединение или воссоединение, нац.-освободит. В. народов колоний и зависимых стран. В. двух крупных коалиций империалистич. гос-в была 1-я мировая В. Во 2-й мировой В. в состав антифаш. коалиции входил СССР, сыгравший главную роль в В. против фаш. Германии и империалистич. Японии, и ряд капиталистич. стран. Несмотря на значит. сложность, а иногда и противоречивость классовых отношений внутри воен. коалиций, В., к-рые ведутся коалициями, также имеют определенное классовое содержание, обусловленное составом участников коалиций, характером их классовых интересов и политич. целей, соотношением сил между ними, преобладающим или руководящим положением того или иного класса или гос-ва. Политике принадлежит определяющая роль не только в установлении целей В. и ее подготовке. Действие политики не прекращается и во время В. "Класс, который господствует, определяет политику и в войне. Война насквозь есть политика, продолжение осуществления этими классами тех же целей другим путем" (Ленин В. И., Соч., т. 25, с. 19). Политике принадлежит руководящее воздействие на планирование В., на осн. моменты стратегич. руководства. Через стратегию она воздействует также на руководство операциями и в конечном счете на тактику боевых действий войск (см. Военное искусство). Кроме того, политика при помощи гос. аппарата осуществляет необходимые меры для мобилизации людских и материальных ресурсов страны, стремится создать необходимое внутриполитич. и внешнеполитич. обеспечение ведения В. Будучи обусловлена предшествующей ей политикой, В. вместе с тем оказывает обратное влияние на политику. Успехи вооруж. сил, создающие стратегич. превосходство над противником и в значит. мере определяющие победу в В., дают политике возможность расширить цели В., а иногда выдвинуть новые, более далеко идущие цели. Наоборот, крупные поражения в вооруж. борьбе часто принуждают политику ограничить цели В., изменить их характер, частично или полностью отказаться от ранее поставленных целей. В ряде случаев, в зависимости от природы обществ. и гос. строя и характера В., ход и исход вооруж. борьбы существенно изменяют внутриполитич. и внешнеполитич. положение воюющих сторон, укрепляя или ослабляя его и вызывая изменения задач, лозунгов, методов политич. борьбы. В ряде случаев В. резко обостряет социальные антагонизмы, значительно усиливает остроту политич. борьбы, ускоряет развитие революц. процессов. В. как явление, свойственное человеч. обществу на определ. этапах его развития и целиком зависящее от общего хода этого развития, вместе с тем представляет собой специфич. обществ. явление, обладающее известной относит. самостоятельностью и в силу этого своими особыми законами. Марксистско-ленинская теория В. рассматривает наиболее общие законы, выражающие зависимость хода и исхода В. от соотношения сил воюющих сторон. Эти законы определяют зависимость хода и результатов В. от: 1) уровня развития производит. сил и экономич. строя воюющих гос-в (экономич. потенциал); 2) уровня развития науки и техники (научно-технич. потенциал); 3) социально-политич. строя; 4) идеологии и морального духа народа (морально-политич. потенциал); 5) боевой мощи вооруж. сил (воен. потенциал). История В. свидетельствует о неуклонном возрастании роли экономич. фактора в вооруж. борьбе. В. прошлого (до эпохи развития пром. капитализма) имели сравнительно узкую экономич. базу, так как велись при помощи довольно простых и сравнительно немногочисл. средств борьбы. Совр. В. ведутся при помощи самых совершенных и разнообразных технич. средств, применяемых в массовом количестве и обладающих огромной разрушит. силой. Обеспечение совр. сухопутных армий, морских и воздушных сил всем необходимым для ведения боевых действий требует громадного напряжения экономики воюющих сторон. "Война есть испытание всех экономических и организационных сил каждой нации" (там же, т. 30, с. 133). Ход и исход совр. В. в решающей степени зависят от соотношения экономич. возможностей противников. Эти возможности определяются уровнем развития производит. сил и природными богатствами страны. Первостепенное значение имеет экономич. организация общества, от к-рой зависят степень эффективности использования материальных и человеческих ресурсов, мобильность и живучесть экономики во время В. Социалистич. экономика обеспечивает более быстрое, целесообразное и действенное использование всех материальных возможностей в В., чем капиталистическая. В условиях ракетно-ядерной В. в огромной степени возрастает роль начального периода вооруж. борьбы. В связи с этим первостепенное стратегич. значение приобретают создаваемые в мирное время запасы ракетно-ядерного оружия, а также средства противодействия этому оружию, В совр. эпоху чрезвычайно повысилась роль открытий и достижений науки и техники в подготовке и ведении В., поэтому научно-технич. превосходство над противником - один из важнейших факторов, обеспечивающих победу в В. Первостепенная, все более возрастающая роль в совр. В. принадлежит морально-политич. фактору. В. втягивает в напряж. и длит. борьбу многомиллионные массы народа. "Безвозвратно канули в вечность те времена, когда войны велись наемниками или представителями полуоторванной от народа касты. Войны ведутся теперь народами..." (там же, т. 8, с. 34). Народы принимают участие в В. в составе массовых армий. В 1-й мировой В. участвовало св. 70 млн. солдат, во 2-й мировой В. - 110 млн. Нар. массы участвуют в В. и как создатели материальных средств ведения В. В то же время совр. В. связаны с огромными людскими и материальными потерями, с неслыханными разрушениями и бедствиями. Это еще более повышает значение морально-политич. фактора. От отношения народа к В. и степени его участия в ней зависят морально-боевые качества вооруж. сил, прочность или слабость тыла. Совр. В. является всесторонним испытанием не только физических, но и духовных сил народов, ее ход и исход определяются соотношением не только материальных, но и моральных возможностей воюющих стран - способностью их населения и армий выдержать в течение всей войны огромное напряжение, величайшие трудности и лишения и при этом сохранить мужество и волю к победе. В ракетно-ядерной В., к-рая в колоссальной мере увеличивает напряжение физич. и духовных сил народов, полностью стирает различие между фронтом и тылом, непосредственно вовлекая последний в боевые действия, роль моральной стойкости, выдержки и мужества нар. масс неизмеримо усиливается. Моральные возможности складываются под влиянием мн. факторов, среди к-рых гл. место принадлежит социально-политич. строю воюющей страны, характеру, целям, задачам В. Историч. опыт СССР и др. социалистич. стран свидетельствует о том, что социалистич. строй обеспечивает невиданную стойкость и героизм народа в справедливой В. против империалистич. агрессоров. Наоборот, моральные возможности империалистич. стран, создаваемые путем лживой пропаганды, демагогич. посулов всякого рода, потакания низменным инстинктам и развращения сознания людских масс, являются ограниченными, обнаруживают неустойчивость и сравнительно быстро истощаются под влиянием трудностей и испытаний В. Достижение победы в В. в решающей степени зависит от боеспособности и боеготовности вооруженных сил государства. Важнейшим фактором, определяющим боеспособность вооруж. сил, являются материальные средства борьбы: количество и качество оружия и боевой техники. С развитием производит. сил, науки и техники происходит непрерывное совершенствование вооружения. Массовое распространение новых видов вооружения вызывает коренные изменения в способах ведения воен. действий. Боевая мощь вооруж. сил зависит также от численности, организации и обученности войск, от командных кадров, от уровня развития воен. науки и воен. иск-ва. Боевые возможности армии в огромной степени определяются ее моральным состоянием. "Во всякой войне победа в конечном счете обусловливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь" (там же, т. 31, с. 115). Основу морального духа войск составляют политич. и нравств. сознание народа, единство армии и страны, понимание справедливых целей В., патриотизм, вера в победу, доверие к политич. и воен. руководству. Особенности ракетно-ядерной В. (колоссальная сила оружия массового поражения и внезапность его применения, исключительно высокие темпы боевых действий, быстро меняющаяся обстановка, отсутствие сплошных фронтов и др.) предъявляют повышенные требования к физич. и моральным силам каждого воина. Реализация экономич., научно-технич., моральных и воен. возможностей в ходе В. обеспечивается политич. руководством и воен. командованием. В истории В. известны случаи, когда большие возможности гос-в не были использованы и армии этих гос-в терпели поражения. Историч. опыт свидетельствует о том, что огромное преимущество СССР и др. социалистич. стран состоит в том, что руководство, осуществляемое Коммунистич. партией, обеспечивает в случае В. наиболее быстрое, полное и действенное использование ресурсов и возможностей социалистич. гос-ва. -***-***-***- Современные буржуазные теории войны Наряду с экономич., политич. и воен. подготовкой новой мировой В. империализм ведет интенсивную идеологич. подготовку, задача к-рой - парализовать антивоен. движение нар. масс, дезориентировать простых людей относительно истинных причин воен. катастроф, внушить трудящимся мысль о неотвратимой неизбежности В., порождаемых якобы извечно существующими причинами естеств. и общечеловеч. характера, и тщетности борьбы с ними. В наст. время в бурж. социологии и историографии существуют многочисл. реакц. теории В. По характеру аргументации они разделяются на несколько осн. групп. Биологические теории утверждают, что причины В. кроются в биологич. условиях существования человечества. Так, неомальтузианство видит источник воен. конфликтов в перенаселенности Земли. Теория "социального дарвинизма", механически переносящая закономерности развития животного мира на человеч. общество, считает, что В. порождаются вечным законом развития природы и общества - законом борьбы за существование. Тезис о борьбе за существование - исходная посылка т. н. теории "выживания" (Н. Спикмен, Дж. Бернхем и др.). Эта теория появилась в США одновременно с возникновением политики "с позиции силы" и призвана дать ей теоретич. обоснование. Создатели этой теории заявляют, что в борьбе наций и гос-в за "выживание" первостепенная цель внутр. и внеш. политики - наращивание силы, особенно силы военной. Сила дает возможность диктовать свою волю тем, кто ею не обладает, и вырывать уступки у более слабых. Наиболее реакц. разновидностью биологич. теорий является расизм, произвольно делящий человечество на "высшие" и "низшие" расы, на "полноценные" и "неполноценные" нации и утверждающий право "высших", "полноценных" рас и наций господствовать над "низшими", "неполноценными" и добиваться этого господства всеми средствами, вплоть до В. Географические теории, среди к-рых осн. место принадлежит геополитике (Маккиндер (Англия), Хаусхофер (Германия), Дж. Киффер (США) и др.), пытаются объяснить происхождение В. особенностями географич. положения различных стран, борьбой якобы стесненных наций за "жизненное пространство". Геополитики из ФРГ, стремясь оправдать реваншизм зап.-герм. монополий, возрождение герм. милитаризма и нацизма, всячески пытаются доказать необходимость воен. ревизии установленных после 2-й мировой В. границ. Социально-этические теории (Дж. Ф. Ч. Фуллер (Англия), В. Пихт (ФРГ) и др.), возвращаясь к реакц. воззрениям Ницше и др. представителей реакц. философии 19 в., утверждают, что В. играют прогрессивную роль в истории общества, так как они "облагораживают" человека, содействуют воспитанию сильных и волевых личностей и сильных наций, к-рым предназначена особая историч. миссия. Т. о., эти теории тесно смыкаются с расистскими взглядами. Психологические теории (У. Мак-Дугалл (Англия), Л. Г. Браун, Л. Л. Бернард (США) и др.) объявляют источником В. человеческую психику. Нек-рые представители этого направления коренной причиной воен. конфликтов считают врожденную, по их мнению, агрессивность человеческого интеллекта. Другие заявляют, что к В. приводят массовые психоневрозы, возникающие как результат длит. подавления обществом инстинктов человека, и появление вследствие этого стойкого болезн. раздражения людей. Космополитические теории войны. Их авторы (Н. Эйнджелл, С. Стрейчи (Англия), М. Адлер, Дж. Дьюи (США) и др.) усматривают гл. причину воен. столкновений в антагонизме между нац. и общечеловеческими интересами. В., по их мнению, неизбежны пока существуют суверенные нации, к-рые стремятся защитить свои интересы в "анархическом мире" "анархическими методами". Выход из этого сторонники космополитизма усматривают в ликвидации нац. независимости и суверенитета народов и создании наднациональных, региональных и всемирных политич. организаций. Эти космополитич. проекты горячо одобряются и поддерживаются наиболее реакц. империалистич. кругами (гл. обр. в США), стремящимися к мировому господству. Марксизм-ленинизм разоблачает полную научную несостоятельность совр. бурж. теорий В. Убедит. опровержением их является развитие социализма, практически доказывающее возможность создания мира без В. В идеологич. подготовке новой В. бурж. социологи и историки часто прибегают к фальсификации истории В. и особенно 2-й мировой В. Многочисл. мемуары бывших гитлеровских генералов, произведения реакц. историков и публицистов переполнены ложным истолкованием фактов и прямой фабрикацией никогда не существовавших фактов, при помощи к-рых делаются попытки обелить герм. милитаризм, преувеличить роль Англии и США во 2-й мировой В. и преуменьшить роль СССР, дать "историческое" обоснование клеветнич. измышлениям о "коммунистич. агрессии" и "красном империализме", доказать, что для спасения западного "свободного мира" необходима превентивная В. против коммунизма. Ист. наука в СССР и др. социалистич. странах и прогрессивные историки в капиталистич. странах противопоставляют этой фальсифициров. истории достоверную историю В. новейшего времени, в т. ч. 2-й мировой В., разоблачают виновников империалистич. В. и организаторов новой мировой В. -***-***-***- Войны справедливые и несправедливые, прогрессивные и реакционные Важнейшее место в марксистско-ленинской теории В. занимает вопрос о роли В. в процессе ист. развития общества. Марксизм-ленинизм требует диалектико-материалистич. конкретно- ист. подхода к решению всякой обществ. проблемы. Характер той или иной В. и ее воздействие на развитие общества не могут быть правильно поняты без изучения особенностей определ. ист. эпохи, ее основных противоречий и направлений социального прогресса, а также тех обществ. сил, к-рые представляют этот прогресс. Марксизм-ленинизм различает два рода В. - справедливые и несправедливые, прогрессивные и реакционные. "...Бывают войны справедливые и несправедливые, прогрессивные и реакционные, - писал Ленин, - войны передовых классов и войны отсталых классов, войны, служащие закреплению классового гнета, и войны, служащие к его свержению" (Соч., т. 29, с. 315). Несправедливые В. являются продолжением политики социального и нац. угнетения, справедливые - политики борьбы за освобождение от классового и нац. гнета и защиты народа от угрозы порабощения. В основе деления В. на справедливые и несправедливые лежит морально-политич. принцип их оценки с точки зрения интересов нар. масс - главной движущей силы ист. развития общества. Этот принцип применим к оценке всех В., но особо важное значение он имеет при анализе В. совр. эпохи, в к-рых морально-политич. фактору принадлежит первостепенное место в связи с огромным возрастанием роли народов в совр. В. Политич. цели В. отражают коренные интересы различных классов, занимающих в обществе прогрессивные или реакционные позиции. Таким образом, морально-политич. оценка В. (справедливая или несправедливая В.), выражающая отношение к ней передовых сил общества, неразрывно связана с анализом ее объективной ист. роли (прогрессивная или реакционная В.). Справедливые и несправедливые В.. оказывают различное влияние на ход мировой истории. Справедливые В. приводят к освобождению трудящихся от эксплуатации, а порабощенных народов - от чужеземного ига. Они содействуют утверждению новых, более прогрессивных производств. отношений, более совершенных форм обществ. и гос. устройства. Несправедливые В. в случае победы реакц. сил наносят величайший вред человечеству, тормозя поступательное развитие общества, вызывая усиление классового и нац. гнета, разгул реакции, разрушение государственности, материальных ценностей и культуры народов. Все справедливые В. играли прогрессивную роль в истории. Это прежде всего относится к революционным, освободительным В. эксплуатируемых классов и угнетенных народов, к В. социалистич. гос-в. Однако не все В., имевшие прогрессивные ист. последствия, являлись справедливыми. В обществе, развитие к-рого сопровождается социальными и нац. антагонизмами, прогресс осуществляется крайне противоречиво и актуальные ист. задачи решаются иногда не передовыми, а реакц. силами, не революционными, а реакц. методами. Поэтому нек-рые несправедливые В. имели известные прогрессивные последствия, к-рые, однако, не вытекали из сущности этих В., а были для них сопутствующим фактором. Так, напр., присоединение к России народов Средней Азии имело для них прогрессивное значение с точки зрения перспектив экономического, социального и культурного развития. Но это присоединение было достигнуто путем несправедливых, колониальных В. российского царизма, что привело к колониальному угнетению среднеазиатских народов и, следовательно, серьезно ограничило прогрессивные последствия этого присоединения. Истории известны В., к-рые велись эксплуататорскими классами, но были прогрессивными и справедливыми. Такие В. характерны для периодов становления новых обществ.-экономич. формаций, когда на смену старым эксплуататорским классам выдвигались эксплуататорские классы, связанные с более прогрессивным способом произ-ва и в силу этого отражавшие в известной мере интересы нар. масс. Вместе с тем эти В., как правило, содержали захватнические, несправедливые моменты, к-рые ограничивали их справедливый характер и в случае усиления вели к превращению освободит. В. в захватнические. В. И. Ленин показал это на примерах В. Франции в конце 18 - нач. 19 вв. и франко-прусской В. 1870-71. Оценку В. марксизм-ленинизм неразрывно связывает с практич. позицией рабочего класса и его партии по отношению к каждой В. Коммунисты осуждают В. между народами и ведут борьбу за полное устранение В. из жизни человечества. "Окончание войн, мир между народами, прекращение грабежей и насилий - именно наш идеал..." (Ленин В. И., Соч., т. 21, с. 264). Осуществление этого идеала неразрывно связано с борьбой за социализм и коммунизм. Однако в процессе этой борьбы могут оказаться исторически необходимыми революц.-освободит. В. в интересах народных масс, в интересах социализма. Марксизм-ленинизм считает, что при определ. условиях возможен мирный переход от капитализма к социализму. В совр. период эта возможность в значит. мере возросла. Пролетариат заинтересован в том, чтобы использовать эту возможность и совершить революц. преобразование общества без гражд. В. Но если эксплуататорские классы прибегают к вооруж. насилию над народом, революц. вооруж. насилие народа над эксплуататорами становится неизбежным. В этом случае отказ от революц. В. означал бы отказ от свободы и социального прогресса, увековечение эксплуатации и угнетения. Поэтому, призывая трудящиеся массы к решит. противодействию реакционных захватнических В., марксистско-ленинские партии считают своим долгом активно поддерживать революционно-освободительные В. Марксистско-ленинские принципы отношения к В. коренным образом отличаются от бурж. пацифизма, к-рый не видит связи В. с социально-экономич. основами капиталистич. строя, с агрессивной природой империализма и стоит на позициях абстрактного отрицания всякой В. Пацифизм внушает трудящимся массам иллюзорные представления о причинах и характере В., затрудняет им выбор правильного пути борьбы против империалистич. агрессии. Критикуя идеологию пацифизма, коммунисты в то же время поддерживают всех искренних противников В., в т. ч. и пацифистов, побуждая их к действенной борьбе за сохранение мира. -***-***-***- Исторические типы войн Разным эпохам общества присущи свои типы В., характер и историч. роль к-рых определяются в конечном счете противоречиями господствующего способа произ-ва. Классификация В. по типам связана с трудностями, т. к. каждая В. имеет свои индивидуальные особенности. Различные типы В. часто переплетаются друг с другом и редко выступают в чистом виде. В., типичные для одной эпохи, в силу неравномерности ист. развития могут происходить в рамках другой эпохи. Однако в каждой конкретной В. в специфич. форме проявляются законы развития господствующего способа производства и осн. тенденции социальной борьбы, определяющие наиболее важные и существ. стороны, присущие тому или иному типу В. Поэтому В. И. Ленин считал "...ошибочным теоретически и вредным практически не различать типов войн" (Соч., т. 35, с. 155). Основным критерием классификации ист. типов В. является их социально- политическое содержание. Войны рабовладельческого общества вырастали из противоречий способа произ-ва, основанного на эксплуатации рабов. Рабовладельческое хозяйство не могло развиваться без непрерывного притока рабов извне. Порабощение племен и народов средствами вооруженного насилия было важнейшим источником рабства. Осн. типами В. рабовладельч. обществ.-экономич. формации были В. рабовладельцев и революц. В. рабов; к последним примыкают по своему характеру нар. восстания и В. племен, защищавших свое независимое существование от нападений рабовладельч. государств или восстававших против своих поработителей. Войны рабовладельческих гос-в против племен, находившихся на более низкой стадии обществ. развития. Из этих В. рабовладельцы черпали осн. массу рабов. Такими В. сопровождалось становление и развитие рабовладельч. гос-в (напр., В. Египта в период Раннего и Древнего царств - 3-е тысячелетие до н. э.; В. кит. гос-в Шан (Инь) - 16-11 вв. до н.э., Чжоу - 11-3 вв. до н. э.; В. Рим. республики и Рим. империи и др.). Войны между рабовладельч. гос-вами велись за гегемонию в определ. географич. районе, ради захвата новых территорий и новых контингентов рабов, грабежа завоеванных стран, обладания источниками сырья, торг. центрами и путями. Крупные В. этого типа - В. шумерских гос-в за гегемонию в Двуречьев 1-й пол. 3-го тыс. до н. э.; многочисленные В. Ассирии, Вавилона, Египта между собой и с др. государствами во 2-м тыс. и 1-й пол. 1-го тыс. до н. э.; В. персидской державы Ахеменидов против Вавилона, Египта, Индии в 6 в. до н. э.; греко-перс. В. в 500-449 до н. э., в к-рых греки боролись за свою свободу и независимость; Пелопоннесская В. между греч. гос-вами - полисами в 431-404 до н. э.; В. Александра Македонского в Азии и Африке в 334-324 до н. э.; многочисл. В. Рима, особенно Пунические В. 264-241, 218-201, 149-146 до н. э., Македонские В. 215-205, 200-197, 171-168 до н. э., В. понтийского царя Митридата VI в 89-84, 88, 74-63 до н. э. и др. Войны между различными группами рабовладельцев, являвшиеся продолжением их борьбы за власть, за раздел завоеванных стран, захваченных рабов и добычи, напр. междоусобные В. в Китае периода Чжаньго ("Воюющих царств") в 5-3 вв. до н. э.; В. диадохов за раздел империи Александра Македонского в 321-276 до н. э. Типичной разновидностью таких В. являются многочисленные междоусобные В. в Римской империи (т. н. гражданские). Влияние захватнич. В. на рабовладельч. строй было крайне противоречивым: они увеличивали приток рабов и т. о. содействовали развитию рабовладельч. отношений, в то же время это вело к росту рабовладельч. латифундий, к усилению эксплуатации рабов, к разорению свободных крестьян и ремесленников, что вызывало обострение классовых противоречий и ускоряло процесс разложения рабовладельч. строя. Восстания рабов, многие из к-рых приобретали характер крупных революц. В., заполняют почти всю историю рабовладельч. общества. К наиболее значит. из них относятся: восстание Дао-Чже в царстве Цзинь (Китай) - 6 в. до н. э.; первое восстание рабов в Сицилии под руководством Евна - 137-132 до н. э.; восстание рабов и свободной бедноты в Малой Азии под руководством Аристоника - 133-129 до н.э.; восстание рабов под руководством Савмака в Боспорском царстве - ок. 107-106 до н.э.; 2-е восстание рабов в Сицилии - 104-100 до н. э.; великое восстание рабов в Риме под руководством Спартака - 73-71 до н. э. Восстания рабов часто переплетались с восстаниями широких нар. масс и освободит. В. племен. Народные войны-восстания были следствием обострения противоречий между крупными рабовладельцами и разоряющимися под влиянием роста рабовладельч. хозяйства свободными крестьянами и ремесленниками. Восстания эти часто выливались в большие нар. В. Таковы, напр., восстания в Двуречье (в юж. части Месопотамии) во 2-й пол. 3-го тыс. до н. э.; восстания "Краснобровых" в 18-27 (1 в. н. э.) и "Желтых повязок" в 184-185 в Китае; "багаудов" в Галлии в 270-280-е гг.; крестьян и колонов в Африке в 260-290-е гг. и др. Революц. В. рабов и нар. восстания расшатывали устои рабовладельч. строя, ускоряя процесс его разложения и гибели. Войны племен и союзов племен. В эпоху, когда в Азии, Африке и Европе существовали крупные рабовладельч. гос-ва, многочисл. племена - огромное большинство человечества - находились еще на стадии первобытнообщинного строя или различных этапах его разложения. В. племен в большинстве случаев носили на себе отпечаток сложного взаимодействия первобытнообщинного строя и рабовладения. В. между племенами происходили в основном по двум причинам: 1) потребности кочевого скотоводства вызывали перемещения племен на больших пространствах, в ходе к-рых возникали воен. столкновения из-за пастбищ (особенно крупные воен. столкновения племен падают на период т. н. "великого переселения народов" в 4-7 вв. н. э.); 2) с разложением общинного строя и зарождением классовых отношений племенная знать выступала организатором воен. нападений на соседние племена с целью их ограбления и порабощения. В ходе таких В. родоплеменная знать превращалась в рабовладельцев, складывались новые рабовладельч. государства (напр., превращение индийского племенного союза в рабовладельч. Мидийское царство - 7 в. до н. э.

в международном праве военные действия между государствами, а также между государствами и национально-освободительными движениями, сопровождающиеся полным разрывом мирных отношений. Различают В. справедливые, правомерные (индивидуальная или коллективная самооборона против агрессии, принудительные вооруженные санкции по решению Совета Безопасности ООН, национально-освободительные войны) и войны несправедливые, неправомерные (агрессия, колониальные войны). Последние являются преступлением международным.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВОЙНА

в международном праве организованная вооруженная борьба, в которой могут принимать участие государства, народы, ведущие национально-освободительную борьбу, а т.ж. стороны во внутригосударственом конфликте. В. сопровождается полным разрывом всех мирных отношении. Различают В. справедливые, правомерные (индивидуальная или коллективная самооборона против агрессии, принудительные вооруженные санкции против агрессора по решению Совета Безопасности ООН, национально-освободительные войны в осуществление права на самоопределение) и войны несправедливые, неправомерные (агрессия, колониальные войны). Несправедливые, агрессивные войны являются международным преступлением. Независимо от того, какой характер носит В., соблюдение законов и обычаев войны, закрепленных в Гаагских (1907 г.), Женевских (1949 г) и других международных конвенциях, строго обязательно для воюющих сторон. Начало В. между государствами влечет за собой разрыв дипломатических, консульских, торговых, экономических и других отношений и прекращение соответствующих договоров, а т.ж. иные правовые последствия. Представительство интересов воюющих сторон и защиту их граждан, находящихся на территории противника, осуществляет нейтральное государство, избранное для этой цели воюющими сторонами. Мир может быть восстановлен путем прекращения военных действий на основе соглашения о перемирии. Однако юридически состояние В. прекращается обычно мирным договором. В силу запрещения В. в международном праве вместо термина "В." применяется термин "вооруженный конфликт международного (или немеждународного) характера".



Война

Война́

сущ. , ж. , употр. очень часто

Морфология: (нет) чего? войны́ , чему? войне́ , (вижу) что? войну́ , чем? войно́й , о чём? о войне́ ; мн. что? во́йны , (нет) чего? во́йн , чему? во́йнам , (вижу) что? во́йны , чем? во́йнами , о чём? о во́йнах

1. Война - это борьба, конфликт между государствами, народами, различными социальными классами и т. п., которые ведутся с применением оружия.

Объявить войну. | Многолетняя война. | Кровопролитная война. | Вести войну. | Пойти на войну. | Погибнуть на войне. | Выиграть, проиграть войну.

2. Гражданская война - это вооружённая борьба за государственную власть между классами и социальными группами внутри страны.

В гражданскую войну он воевал на стороне белых, в армии Деникина. | Она перенесла на своих плечах голод, разруху, гражданскую войну.

3. Мировая война - это война, которую ведут многие страны мира.

Вторая мировая война. | В 1914 году Россия вступила в мировую войну.

4. Отечественная война - это война, которую ведёт народ какой-либо страны против армии другой страны, защищая свою независимость.

Отечественная война 1812 года. | Мой дед пропал без вести в Великую Отечественную войну.

5. Холодной войной называют период напряжённых и враждебных отношений между двумя или несколькими странами, когда борьба ведётся на идеологическом и политическом уровне, а не с применением оружия.

Времена холодной войны между СССР и США давно позади.

6. Войной называют конфликт между странами или организациями, который касается экономических, политических и т. п. вопросов.

7. Войной называют враждебные отношения, ссоры между людьми.

У них дома постоянная война.

8. Когда вы объявляете войну чему-то плохому, вредному, вы хотите активно бороться с этим.

Объявить войну коррупции.

вое́нный сущ. , м.

Военное положение.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "война" в других словарях:

    Ни для какого другого дела мужчины не объединяются так быстро, как для убийства других мужчин. Сьюзен Гласпелл Война была бы пикником, если бы не вши и дизентерия. Маргарет Митчелл На войне все просто, но самое простое в высшей степени трудно.… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Организованная вооруж. борьба между государствами (группами государств), классами или нациями (народами). Генезис В. уходит в глубь доклассовой истории человечества (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 46, ч. 1, с. 480). Однако только… … Философская энциклопедия

    - «Война и мы» («Военное дело глазами гражданина») серия книг по истории Второй мировой войны, основанная Юрием Мухиным в 2000 году. Содержание 1 Аннотация 2 Список книг … Википедия

    Война - ВОЙНА. I. Война, наиболѣе сильное принудительное средство, посредствомъ к раго государство достигаетъ своихъ политическихъ цѣлей (ultima ratio Regis). По своей сущности, В. и есть приложеніе въ жизни человѣч. общ въ всемір. закона борьбы за… … Военная энциклопедия

    ВОЙНА - ВОЙНА. Содержание: Санитарные и соц. биологич. последствия В. . . 523 Военная патология...............531 Военные психозы................5 37 Санитарные я социально биологические последствия войны. Будучи крупным народным соц. политическим,… … Большая медицинская энциклопедия

    Жен. (война, воевать, от бить, бойня, боевать, как вероятно и боярин, и воевода или боевода), раздор и ратный бой между государствами, международная брань. Наступательная война, когда ведут войско на чужое государство; оборонительная, когда… … Толковый словарь Даля

    Ы; мн. войны, войн; ж. 1. Вооружённая борьба между государствами, народами, племенами и т.п. или общественными классами внутри государства. В. против иноземных захватчиков. В. за свободу и независимость государства. Объявить войну. Вести войну.… … Энциклопедический словарь

    - (war) вооруженный конфликт между двумя или более сторонами, обычно преследующий политические цели. Смысл термина заключается в том, что при столкновении интересов)обычно территориальных) крупных политических образований – государств или империй… … Политология. Словарь.

    Всех против всех. Книжн. Шутл. О недружном коллективе, обществе, раздираемом склоками и распрями. ШЗФ 2001, 41. /i> Калька с лат. bellum omnium contra omnes. БМС 1998, 93. Война и мир. Жарг. шк. Шутл. ирон. 1. Школьная жизнь. Bytic, 1991 2000;… … Большой словарь русских поговорок

    ВОЙНА, войны, мн. войны, жен. Вооруженная борьба между государствами или общественными классами; ант. мир. Вести войну. Возгорелась война. Объявить войну. Франко прусская война. Гражданская война. Позиционная война. Находиться в состоянии войны с … Толковый словарь Ушакова