Достают самолет из болота. Самолеты падают в мох

Все началось с того, что к нам обратилась одна из поисковых групп техники второй мировой войны, и попросила помочь найти и зафиксировать местоположение самолета, лежащего в болоте в Тверской области. Ориентиры были известны по сведениям от местного населения, но не более того. Мы дали свое согласие на участие в этой экспедиции, понимая, что других доступных методов поиска на площади 100 кв.километров у ребят нет, и что для нас это действительно была настоящая работа, а не праздные выкрутасы над головами дачников.
Сбор был назначен на 4 утра и мы по дмитровке тронулись. Уже по дороге стали закрадываться сомнения в результативности поиска. Дым от горящих торфяников становился все плотнее и плотнее. И по приезду к месту, откуда мы решили начать облет местности, настроение у нас совсем упало - видимость была не более 300 метров, а само место поиска представляло собой моховое громадное сплошное болото километров 20 на 20. А лететь в никуда километров десять-пятнадцать над болотом, не имея достаточного запаса высоты, было бы сплошной авантюрой. Предполагалось, что в воздухе будет Саша на тандемной телеге с поисковиком и Сергей на простой телеге для подстраховки, т.к. мотор остается железякой и всегда есть вероятность его останова. В случае вынужденной посадки любого пилота было бы точно определено и место посадки и его состояние. Старт на телегах был выбран из-за гарантированности и легкости старта в штиль, а тем более в тандемном варианте.
Глядя на обстановку, приняли решение поутюжит болото вдоль кромки леса в предполагаемом направлении: вдруг самолет недалеко, хотя по рассказам местных он должен быть где-то в середине болота. Первым взлетел Сергей, взяв с собой старенькую видеокамеру (не так жалко), за ним Саша с поисковиком. Покружив, решили не рисковать. Телега с поисковиком и Сашей приземлилась, а Сергей, помахав рукой, ушел в дым. И через некоторое время мы поняли, что он на свой страх и риск полетел в предполагаемом направлении. Нам ничего не оставалось как только ждать его обратно и молиться о благополучном исходе полета. SILEX купол скоростной и километров 20 туда - обратно он должен был осилить за минут тридцать. Время потекло и только стрекот мотора ободрял нас.
"Я продвигался, - рассказывает Сергей, - ориентируясь по GPS вперед со скоростью 45-50 км\час. Внизу было огромное зелено-рыжее болото, покрытое оспинами воронок. Поисковики рассказывали, что наши бомбардировщики, возвращаясь обратно, сбрасывали в болото неизрасходованный бомбозапас. Пролетев километров восемь на высоте не более 200 метров, я стал думать о тщетности моей авантюры, как вдруг краем глаза заметил нечто выделяющееся среди болотного пейзажа. Повернув в эту сторону через минуту я понял - это останки самолета. Чувство восторга охватило меня - задание выполнено, самолет найден, координаты зафиксированы. Достав из сумки камеру, и опустившись пониже, я с трудом сделал запись секунд на тридцать, и встал на обратный маршрут. Легкий встречный ветер уменьшил мою скорость, но я уже летел не только под куполом, но и на собственных крыльях радости. На земле по выражению моего лица ребята сразу поняли, что самолет найден. Уже не хотелось думать, что было бы если отказал мотор, как бы я приземлился и вообще добирался бы пешком обратно с телегой по болоту. Я стоял на земле, вокруг меня были ребята, до конца не верящие, что самолет был найден, но проглядев запись утвердились в этом."
Поисковики были очень рады, что все обошлось, а мы поняли, что с помощью параплана легко и очень-очень дешево можно производить любые поиски, в том числе и над водной поверхностью. Известны места, где в озерах лежит техника военных времен, и это не только железо, а новые имена неизвестных героев, павших за нашу Родину. Вечная им память.
С этой короткой съемки мы сделали несколько фотокадров.

А вот продолжение рассказа Сергея.
"На следующий день в Новокосино на телеге я "получил" вынужденную посадку в лес из-за оторвавшегося в воздухе маховика магнето. Движок моментально захлох, высоты нет (появилась привычка "стричь газоны"), место посадки уже не выберешь- SILEX сыпется очень быстро. Хорошо была маленькая проплешина, в которую я и плюхнулся. И первое о чем я подумал:,"А случись это вчера, там в болоте?" Если там силы небесные были на моей стороне, то здесь мне было показано обратное. Вот так."

Внимание! Пилоты с SIMONINI. Обратите внимание на магнето. Чашка-маховик приклепана была на четыре заклепки и их просто срезало. Сергей ее посадил на шесть заклепок. Кстати, в последних - крайних моделях итальянцы так и делают.

Не так давно принимал деятельное участие в работах по извлечению из торфяного болота остатков советского самолета-штурмовика ИЛ-2. К моменту начала работ никто не мог предсказать каков будет результат, остался ли экипаж в самолете, в каком состоянии обломки самолета. По стойкам шасси и обломкам лонжеронов крыла найденным на поверхности, можно было точно сказать с уверенностью, что это ИЛ-2.

В последнее время развелось много организаций и людей, желающих получать PR от подобных акций. Например, РВИО пытается привлекать "известных поисковиков" - людей с сомнительной репутацией, способных сфотографироваться с давным давно найденным и кем-то вытащенным коленчатым валом мотора самолета и громко заявить в прессе и по телевидению - "Я НАШЁЛ САМОЛЕТ!!".

Реально работы делают профессионально, хорошо и без "журналистского шума" совсем другие люди, без "помпы", славы и наград.

ИЛ-2 243 ШАД, август 1942 года, видна переделка, сзади стоит турель с пулемётом ШКАС.

История началась достаточно банально. Один из участников будущего подъема, по рабочим делам был в Тверской области неподалеку от станции Бологое. Во время войны в этом месте находился большой аэродромный узел ВВС Северо-Западного фронта, а впоследствии 6-ой воздушной армии. Во время случайного разговора с местными жителями прозвучала история об упавшем самолете на близлежащем болоте.

Подобных рассказов можно услышать сотни, в любой деревне из районов и областей бывшего СССР, где прошла Великая Отечественная война старожилы могут рассказать об утонувшем танке в местном пруде или речке, с башни которого они в детстве ныряли или самолете, упавшем в огород или поле.

Однако к таким рассказам стоит относится с большой долей скептицизма, вероятность того, что рассказ правдив очень невелика. Поэтому разговор был услышан, но ему не было придано особого значения, только один момент в нем немного насторожил: наземных боевых действий в этом месте не было, а подробностей падения в рассказе было много.

Непонятное место на торфяном болоте. Современная спутниковая съемка.

Спустя некоторое время, долгими зимними вечерами были изучены современные спутниковые снимки, которые есть на известных поисковых ресурсах, окрестностей деревни, где состоялся разговор, особое внимание уделялось торфяникам.

На одном из снимков была замечена точка, которой было не место на болоте, она не была похожа на куцые сосенки или иное дерево, что растут там, не похожа и на какой-то другой природный объект. Возникла мысль при следующем рабочем визите посетить болото и посмотреть, что это за точка на спутниковой карте.

Так выглядит торфяное болото в Северо-Западном регионе России.

Проблемы найти это место в XXI веке нет, приборы спутниковой навигации и компьютерные программы привели точно. Точка на снимке в реальности оказалась небольшим окном воды в поверхности торфяного болота, к которому были протоптаны звериные тропы на водопой. Рядом из болотного мха торчал кусок металла, оказавшейся стойкой шасси от самолета. Таким образом деревенская легенда перестала быть легендой, а оказалась описанием реального события давно минувших дней. Окно воды на болоте - воронка от упавшего самолета.

Стойка шасси ИЛ-2 рядом с воронкой.

Теперь к работе подключилась разведка одного из поисковых отрядов: весной воронка была обследована с помощью магнитометра и многометровых щупов, болото в окрестностях места падения было "прозвонено" металлоискателями.

Итоги разведки показали, что в болоте, частично в чистой воде и частично затянувшейся мхом и болотной растительностью воронке, под слоем торфа на глубине 3-4 метров от современной поверхности лежат остатки самолета. Вокруг были найдены обломки конструкций крыла и стойка шасси, по этим предметам определили тип самолета - ИЛ-2.

Элементы конструкции шасси и крыла ИЛ-2, найденные на болоте.

"Сборная команда" из поисковых отрядов Москвы, Твери, Новгорода и Санкт-Петербурга, приступила к работам на месте падения. В сухом месте, в сосновом лесу примерно в полукилометре от места работ был оборудован базовый лагерь, в нем участники экспедиции ночевали и оставляли транспорт, а для работ на болоте использовался самодельный болотоход.

Болотоход - незаменим при подобных работах, это транспорт, грузовик и "подъемный кран".

Без использования болотохода проведение работ на болоте сильно затруднено: до места работ все снаряжение придется тащить на себе; подвоз досок, леса, помп и лебедок по болоту на другом транспорте невозможен; мощные лебедки болотохода при правильном их использовании позволяют вытаскивать тяжести со дна воронки.

Но в любом случае, техника облегчает работы, но не выполняет ее за людей: помпы постоянно забиваются мхом, травой и торфяной жижей; болотоход надо "якорить" для проведения подъемных работ, пропиливать для него дорогу. В конечном итоге основным средством остается ведро и "живая цепочка" для откидывания болотной жижи как можно дальше.

Процесс работы. Вода скачена, мох убран, далее возможно только черпать торфяную жижу ведрами и выкидывать ее по "живой цепочке". На дне воронки показался бронекорпус штурмовика.

Во время этой работы весь поднятый грунт приходится просеивать и искать мелкие обломки, любой найденный кусочек с номером может оказаться важным и пролить свет на тех, кто летал и погиб в самолете.

Гора поднятых на поверхность обломков постепенно растет. На фото кусок брони ИЛ-2 с номером самолета, части фюзеляжа, рукав подачи снарядов к авиапушке и кислородный баллон.

Сиденье пилота.

На глубине, где нет доступа кислорода, в болоте отлично сохраняются предметы: металл остался в краске и временами кажется, что катастрофа была совсем недавно. Самое главное уже найдено, на одном куске брони найден написанный краской номер самолета. Особенность штурмовика ИЛ-2, что номер самолета неоднократно дублировался краской на многих частях бронекорпуса, мог набиваться на алюминиевых лючках и шильдах конструкций. По номеру самолета и мотора, в документах ЦАМО можно установить судьбу самолета, кто на нем летал, его боевой путь и, если повезет, цель его последнего вылета.

Шапка-ушанка, принадлежала либо пилоту, либо стрелку-радисту, перед вылетом он ее снял и положил рядом, в момент удара ее выбросило из кабины.

После того, как была найдена шапка, стало ясно, что кабина неподалеку и возможно будут найдены тела летчиков.

Разбор кабины штурмовика.

После того, как добрались до кабины, были найдены личные вещи экипажа. Одновременно стало ясно, что тел летчиков ни в кабине штурмовика, ни рядом с ним нет.

Возникла версия, что они успели покинуть самолет до падения и продолжили воевать с врагом уже на другом самолете. Несмотря на этот факт работы было решено продолжить и извлечь из болота остатки самолета.

Планшет летчика, был привязан ремешками справа в кабине.

Летная перчатка и компас, оставленные летчиком.

Разбитый штурвал штурмовика ИЛ-2.

По мере освобождения бронекапсулы из цепких лап болота вырисовалась картина падения: самолет упал под острым углом, тяжелые части (мотор и корпус) пробили моховую подушку болота и ушли на дно, крылья и хвост отломились и остались торчать сверху, впоследствии алюминий от них был сдан на металлолом местными жителями. Вооружение со штурмовика было снято, вероятно, в то же время. Во время удара об "моховую подушку" хвост подбросило в сторону кабины, удар был такой силы, что когда вырывало конструкции хвоста и крыльев броню в районе места, где находился воздушный стрелок раскололо.

Планшет воздушного стрелка. Был привязан к бронекорпусу.

Разбор кабины. Идет извлечение овальной броневой плиты корпуса.

В кабине стрелка лежал предмет, назначение которого сразу понять не удалось, вначале решили, что это предмет униформы, но какой-то необычный, то, что вначале приняли за бриджи или штаны оказалось чехлом на винт самолета. Причина по которой этот предмет взяли с собой в полет остается загадкой, такие предметы обычно оставались у техника на земле. Помимо этого, в кабине нашлись два обычных противогаза, их нахождение вместе с летчиками в самолете тоже не совсем обычно.

Чехол на винт ИЛ-2.

Бронестекла фонаря пилота.

Остатки приборной панели, можно оценить силу удара.

В процессе работ стало ясно, что бронекорпус расколот на крупные фрагменты и поднять его целиком не получится, поэтому его доставали кусками, при подъеме бензобака, который расположен в корпусе между пилотом и стрелком из него вытек бензин и в воронке стало невозможно находится из-за паров бензина и угрозы пожара, пришлось вычерпывать его ведрами и сделать временный перерыв для проветривания.

Во время этой вынужденной паузы были аккуратно разобраны бумаги из планшетов, там оказались полетные карты, данные для радиообмена, рисунки для быстрого опознавания основных населенных пунктов вокруг аэродрома базирования и неотправленное письмо воздушного стрелка. Из письма стало ясно имя одного из членов экипажа, а это позволило прямо на месте установить через ОБД-Мемориал судьбу экипажа.

Подъем двигателя ИЛ-2. На воде пленка из масла и бензина, в воронке находится было опасно.

Вернувшись домой был проанализирован весь материал с подъема самолета и удалось установить, что найден ИЛ-2 №30988 из 243-й штурмовой авиационной 784-го штурмового авиационного полка. На штурмовике летали: воздушный стрелок Тарасов Николай Евгеньевич и летчик Гейтенко Степан Васильевич.

ИЛ-2 изначально был одноместный, но в дивизии подвергся переделке в двухместный, был оснащен пулеметом ШКАС. Летчик имел боевой опыт, летал с июля 1942 года, воздушный стрелок только недавно прибыл на фронт имел всего несколько боевых вылетов. Стрелок – круглый сирота, лётчик – уроженец Харьковской области.

Пилот, Гейтенко Степан Васильевич

Самолет найден, могила летчиков - потеряна, в месте, где они числятся захороненными, сейчас находится санаторий....

Карп Платонович Вовк. Год рождения - 1919–й. Место рождения - Полтавская область, Украина. До вчерашнего дня никто не знал, где и как погиб 22–летний Карп. Сегодня известно место и день гибели солдата Великой Отечественной - Ивацевичский район, болото в нескольких километрах от деревни Выгонощи. В минувшие выходные поисковики достали двигатель, фрагменты самолета, а также останки летчика, которые переданы на хранение в Телеханский сельисполком и позже будут с почестями захоронены.


С Владимиром Бухтой, руководителем историко–патриотического отряда «Авиапоиск–Брест» , мы встретились в мемориальном комплексе «Брестская крепость–герой», он привез двигатель и фрагменты самолета на базу, где хранятся остатки более трех десятков самолетов, участвовавших в боях на территории Брестской области:

- Вместе с 52–м отдельным специализированным поисковым батальоном Министерства обороны из болота мы достали все, что осталось от двухмоторного Ил–4: двигатель, обшивка со следами от пуль, фрагменты крепления крыла, шасси. В составе 212–го полка дальнебомбардировочной авиации под командованием легендарного Александра Голованова самолет бомбил немецкие танковые колонны 24 июня 1941 года. Это был его второй боевой вылет. Два летчика выпрыгнули, спаслись - они, как выяснилось, воевали до победы, а третий - стрелок–радист - погиб в воздухе. Мы достали из болота его останки. Информацию об экипаже нашли в архивах по номеру двигателя самолета.


От информации о месте падения самолета (а ее прислали на сайт «Авиапоиск–Брест» читатели) до подъема прошло три года.

Поднимали остатки боевой машины прямо из болота. Подъехать туда невозможно. Три километра - пешком. Чтобы подобраться к нужному месту, соорудили два мостика. Владимир Бухта признается, что такого трудного подъема у них еще не было:

- В минувшем году пытались поднять трактором - не получилось. Сейчас пытались лебедками - тоже безрезультатно. Пришлось нырять в очень холодную воду и тянуть тросами. Фрагменты доставали с глубины около трех метров. Так как работы проводили на территории филиала «Выгоновское» ГПУ НП «Беловежская пуща», содействие нам оказали руководители - гендиректор нацпарка Александр Бурый и руководитель филиала Владимир Загоровский. Отдельное спасибо также 69–летнему жителю деревни Выгонощи Сергею Куратнику, который все время со своим трактором был с нами. Один день мы ему не позвонили, так жена заставила его самого с нами связаться, мол, хлопцев нельзя оставлять, доводи с ними дело до конца. Спасибо председателю Телеханского сельисполкома Трофиму Демянчику. Если бы не эта помощь, не знаю, сколько лет мы бы еще подбирались к этому подъему.

«Железо» вчера было аккуратно сложено на цементный пол одной из казарм Брестской крепости. Владимир Бухта мечтает, что когда–нибудь в мемориальном комплексе появится музей авиации, сражавшейся за освобождение Брестчины.

Председатель Телеханского сельисполкома Трофим Демянчик вспоминает, что в детстве немало слышал от старших жителей о жарких боях в здешних краях:

- Говорили, что в болото между Выгонощанским и Бобровичским озерами упало не менее трех десятков самолетов. Те, которые лежали на поверхности, местные жители разбирали по частям. Такова правда жизни. В годы войны металл был нужен в хозяйстве.

Один из затонувших в болоте бомбардировщиков «Авиапоиск–Брест» собирается поднимать уже в ближайшее время. Боевая машина была сбита 25 июня 1941 года и упала в трех километрах от только что поднятого.

Поисковики намерены найти родственников погибшего летчика Карпа Вовка, который так и остался 22–летним парнем. После этого будет принято решение о месте его захоронения.

РАКЕТА, САМОЛЕТ ИЛИ РАКЕТНЫЙ САМОЛЕТ? Сколько бы ни говорили о будущих кораблях и станциях, не только конструктивные проблемы определяют возможность и экономику их создания. Такова уж природа космонавтики, что во все времена многое будет зависеть от средств сугубо

Из книги Колымские тетради автора Шаламов Варлам

Сосна в болоте Бог наказал сосну за что-то И сбросил со скалы, Она обрушилась в болото Среди холодной мглы. Она, живая вполовину, Едва сдержала вздох. Ее затягивала тина, Сырой багровый мох. Она не смела распрямиться, Вцепиться в щели скал, А ветер - тот, что был

Из книги Я - врата. Биография (Избранные беседы, том VI) автора Раджниш Бхагван Шри

Нео-саньяса: лотос на болоте После окончания университета Раджнеш занялся поиском работы. Бунтарство, проявлявшееся и раньше, он продемонстрировал еще раз - когда искал работу. Он пересказывает инцидент следующим образом: «Окончив университет, я обратился в управление

Из книги Походы и кони автора Мамонтов Сергей Иванович

В БОЛОТЕ Я спрашивал себя, что сталось с другими орудиями, с братом, со всей дивизией? Уничтожены? Рассеяны? Ушли по другой дороге? И что будем делать мы, здесь находящиеся? Сможем ли мы найти дивизию или добраться до наших у Харькова? Ведь на всех дорогах отступающие

Из книги Репин автора Пророкова Софья Александровна

В КРОВАВОМ БОЛОТЕ Это был царский заказ. Отказываться от дворцовых заказов, как мы уже говорили, считалось непозволительным. Придя на заседание Государственного совета, Репин воодушевился мыслью написать это торжественное собрание. Как художника, его вдохновило

Из книги Вся моя жизнь: стихотворения, воспоминания об отце автора Ратгауз Татьяна Даниловна

На болоте На весенней проталинке За вечерней молитвою - маленький Попик болотный виднеется… А.Блок Пахнет можжевельником и мятой. Веет сырью. Комары звенят. Может быть, под кочкою мохнатой Логово болотных чертенят? Бугорки, крапленные черникой, Поросли, как шубкой,

Из книги Повести моей жизни. Том 1 автора Морозов Николай Александрович

8. В болоте Весь день мы шли по направлению к Ильичам и не без причины. Я уже рассказывал раньше, что в этой местности в лесу была зарыта в ящиках ручная типография перед тем, как мне пришлось бежать из Потапова. Я знал приметы на деревьях, по которым мог во всякое время

Из книги Ошо. История жизни независимого мистика автора Раджниш Бхагван Шри

Нео-санньяса. Лотос на болоте После окончания университета в г. Саугара Ошо стал искать работу учителя. Но его пренебрежение нормами поведения в обществе снова поставило под угрозу его планы. Он рассказывает об одном интересном эпизоде: «Закончив университет, я

Из книги Следопыты автора Стаднюк Иван Фотиевич

ОСТРОВОК НА БОЛОТЕ Разведчики опять развернулись в цепочку и опушкой пошли вдоль болота. Торопились. Болото лежало в низине, и чуть пологий склон, отделявший его от леса, был голым, изрезанным ручейками талой воды. Заметить здесь след можно было с первого взгляда. Но вот

Из книги Неизвестный Лавочкин автора

Самолет «130» Эту машину проектировали под двигатель АШ-83. Ожидалось, что ее максимальная скорость достигнет 725 км/ч на высоте 7500 м, дальность – 1450 км, а потолок – 10 500 м. Но запланированного двигателя, как вы уже знаете, так и не дождались, и его заменили испытанным в боях

Из книги Неизвестный «МиГ» [Гордость советского авиапрома] автора Якубович Николай Васильевич

Самолет «152» После Ла-150 на роль первой боевой машины ОКБ-301 стал претендовать самолет «152», построенный с учетом уже накопленного опыта. Сохранив классическую схему предшественника, новый истребитель был в значительной степени переделан. Он стал среднепланом и больше

Из книги Боевые самолеты Туполева автора Якубович Николай Васильевич

Из книги Поколение одиночек автора Бондаренко Владимир Григорьевич

Самолет для ВДВ Бомбардировщик Ту-16 стал основой для создания авиалайнера Ту-104, но мало кто знает, что последний послужил базой для военно-транспортного самолета.Июльским 1954 года постановлением правительства ОКБ-156 обязали создать реактивный военно-транспортный

Из книги Записки «вредителя». Побег из ГУЛАГа. автора Чернавин Владимир Вячеславович

Колдунья с евангельскими стихами в русском болоте Пожалуй, в нашем поколении у Татьяны Ребровой был один из самых ярких взлетов в самом начале её поэтической судьбы. В шестидесятые годы, еще совсем юной поэтессой начинала вместе со смогистами – Ленечкой Губановым,

Из книги Страницы из летной книжки автора Голубева-Терес Ольга Тимофеевна

VI. Ночевка в болоте Неприятная была эта ночь. Пришлось приткнуться между корнями большой ели, где было хоть немного сухого места и куда мы трое могли приткнуться, только скорчив ноги. Кругом была сплошная мокрота. Мох, серый и жесткий в сухие дни, набух от дождей и тумана,

Из книги автора

Самолет - в дым «...12.1.45 в 20,47 час. произошла поломка самолета По-2. Самолет оторвался перед самыми направляющими воротами, но высоту не набрал... Нагрузка: 6 бомб...» Я думаю: что такое везение? Вспоминаются мне самые первые мои полеты, когда хочется отличиться. Вокруг все в