Джанибеков и савиных реанимировали. Шапки в космосе, или Откуда появился Лев Андропов

Фильм — о захватывающем эпизоде в истории отечественной космонавтики, когда в 1985 году на орбите отключилась 20-тонная советская станция "Салют-7" и любой ценой надо было спасти Землю от падения станции. Приказ сделать это получили космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных. Но сначала нужно было пристыковаться к неуправляемой станции, оживить её и взять под контроль. Как проходили съёмки?

Про этот фильм можно сказать: просто фантастика! Но сюжет нового российского космического блокбастера к фантастике не имеет никакого отношения. Реальность недалекого прошлого сама написала лучший сценарий.

"Салют-7" — это история настоящего подвига, который и 30 лет спустя еще никому не удалось повторить", — уверен режиссер картины Клим Шипенко.

Они первыми в мире состыковались в космосе с неуправляемым объектом, 20-тонной станцией, которая сходила с орбиты и приближалась к Земле. Войдя внутрь этой, по сути, железной бочки, они чудом вернули ее к жизни, ежеминутно рискуя своей.

В ожидании выхода на большие экраны грандиозного космического детектива "Салют-7" герои той легендарной поисково-спасательной экспедиции вспоминают, что же случилось тогда на околоземной орбите. А исполнители главных ролей в экранизации героического подвига делятся секретами, как это снимали.

11 февраля 1985 года советская космическая станция "Салют-7", находясь в автономном полете, перестала выходить на связь. Дистанционное управление оказалось невозможным, и станция начала медленно сходить с орбиты. Катастрофа казалась неминуемой — траектория падения — от Южной Европы до Японии.

"Встал вопрос, что же делать: Или ее бросать — она потом упадет, неизвестно куда, — или принять все меры к тому, чтобы ее спасти. А как это сделать? Значит, нужен экипаж, который туда должен полететь", — вспоминает Алексей Леонов, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР.

Экипаж за спиной называли "смертниками". В Центре подготовки все понимали: это — полет в одну сторону, полет в неизвестность. Не было точных данных, где находится "Салют", какие на станции повреждения и - главное — как к станции пристыковаться. И только командир экипажа Владимир Джанибеков был уверен: все получится!

"В том, что я состыкуюсь, я не сомневался: ни с первой, так со второй попытки. Уверенность была в том, что корабль не подведет, а дальше все от нас зависело", — говорит Владимир Джанибеков, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР.

Откуда у командира такая уверенность, понял актер Владимир Вдовиченков, который сыграл самого Джанибекова в экранизации. "Тогда космонавты были избранными, как будто посланники человечества. Мысли — на другом уровне. Мне кажется, они чуть-чуть ощущали себя ангелами", — отметил Вдовиченков.

Как по небесному проведению в окошке иллюминатора корабля и появилась станция. О том, что нашли именно "Салют" космонавты поняли по яркому свечению.

"Когда после последнего маневра мы вышли из тени и увидели станцию, Володя сидел у иллюминатора справа, и мы увидели этот рукотворный кораблик, он был намного ярче, чем все звезды", — вспоминает Виктор Савиных, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР.

Бортинженер того исторического полета Виктор Савиных в своей книге "Записки с мертвой станции" стыковку с "Салютом" назвал стыковкой с громадным булыжником, летящим только по ведомой ему одному траектории. Чтобы подлететь к стыковочному модулю, "Союзу" пришлось облетать станцию, а ведь космические корабли двигаются не так, как истребители, маневрируя, а лишь корректируя свою траекторию. В случае ошибки — столкновение и неминуемая гибель.

"Володя кончиками пальцев подобрал скорости нашего корабля со скоростями станции, выровнял, и мы выдали импульс на сближение", — рассказал Виктор Савиных.

"Стыковка произошла на заходе, и солнце мне било точно в перископ. В какой-то период у меня были проблемы с определением, — отметил Джанибеков. - Но все прошло спокойно, само касание было деликатным".

Но главные и самые опасные сюрпризы ожидали космонавтов внутри заснувшей станции.

За четыре месяца неуправляемого полета, когда станцию швыряло и переворачивало во все стороны, она чудом сохранила герметичность, но на борту вышли из строя все системы жизнеобеспечения — солнечные батареи и системы регенерации воздуха не работали, трубопроводы полопались от замерзшей воды. Темнота и мертвецкий холод встретили космонавтов на "Салюте", а ведь у экипажа не было даже элементарных перчаток, и запас кислорода был всего на пять суток. Чтобы максимально точно передать атмосферу на станции, создатели фильма построили под Петербургом полноразмерный макет "Салюта", оснастили его настоящими приборами, многие из которых были в космосе, все сцены невесомости на тросах актеры проходили с каскадерами.

В это почти невозможно поверить, но они сделали невозможное — прозвонили все электрические цепи "Салюта", восстановили электропитание, а затем справились уже с потопом на станции — от растаявшего льда. Как не умерли от недостатка и переизбытка кислорода, как почти ежедневно боролись за жизнь!

"У этих космонавтов действительно были истории. Они, может быть, были не такие драматические, как в кино, но это история преодоления себя, это история любви к Родине, к работе, к своей семье, к жизни, ко всему", — считает актер Павел Деревянко.

Они стали заложниками "Салюта" почти на четыре месяца. Зритель вместе с героями за киносеанс прочувствует каждый из этих ста дней, ощутит себя на борту терпящей бедствие станции. "Салют-7" — это фильм про наш общий подвиг, когда можно не прятать слезы, сжимать кулаки и верить, что наши герои вернутся домой.

Текст: "Вести недели"

11 февраля 1985 года в 9 часов 23 минуты по московскому времени станция «Cалют-7», на которой к тому времени уже полгода не было людей, вышла из-под контроля и стала постепенно приближаться к Земле. Под угрозой были человеческие жизни и репутация советской космонавтики…

На «Салют-7» было решено отправить экипаж в составе Владимира Джанибекова и Виктора Савиных – самых опытных на тот момент действующих космонавтов, на кандидатуре которых настоял лично Алексей Леонов.
Владимир Джанибеков родился в 1942 году в селе Искандер Казахской ССР (ныне Узбекистан). Джан, как называли его друзья, - самый опытный советский летчик-космонавт, совершивший с 1978 по 1985 год четыре полета в космос в качестве командира корабля и имевший опыт ручной стыковки. На момент полета к «Салюту-7» ему было уже дважды присвоено звание Героя СССР. Из своего четвертого полета Джанибеков вернулся в июле 1984-го, поэтому в начале 1985-го у него имелись медицинские ограничения на продолжительность нового полета.
Виктор Савиных родился в 1940 году в деревне Березкины Кировской области. К 1985 году участвовал в одном космическом полете под командованием Джанибекова в качестве бортинженера, было присвоено звание Героя СССР.


Экипаж космического корабля «Союз Т-13» Владимир Джанибеков (слева) и Виктор Савиных (справа) перед стартом.
Руководивший полетом с Земли космонавт Валерий Рюмин очень точно описал сложившуюся ситуацию: космонавтам на корабле «Союз-Т» нужно было состыковаться фактически с 20-тонным булыжником, который «Салют-7» представлял собой на тот момент.
Ничего подобного история космонавтики еще не знала. Было также неизвестно, что именно произошло на станции и в каком она состоянии - можно ли ее восстановить или хотя бы сдвинуть с орбиты, чтобы управлять падением.
В Советском Союзе о ситуации с «Салютом-7» знали только специалисты. А мировые СМИ в феврале сообщили о том, что над головой землян крутится огромная неуправляемая советская станция, которая в любой момент может упасть где угодно - в Америке, Европе или Японии. Подобный прецедент уже был: в 1979 году из-за ошибок в управлении на Землю упала американская орбитальная станция «Скайлэб». Часть обломков позже нашли в Западной Австралии.
«Мы начали усиленные тренировки. Оттачивалась техника пилотирования, чтобы достичь поистине ювелирной точности. Режим за режимом, стыковка за стыковкой. Инструкторы придумывали все новые и новые трудности, изобретали отказы различных приборов и систем, вводя различные угловые скорости вращения станции по всем осям.
Раз в две недели мы летали на космодром «Байконур» и работали на доработанном под эту программу тренажере «бивни», прилетали в Москву, выполняли тренировки в гидробассейне, отрабатывали выход в открытый космос для установки дополнительных солнечных батарей.
Поначалу были ошибки. Потом их становилось все меньше и меньше. Мы научились летать на тренажерах с новыми приборами, по новой методике, в новых условиях. Когда стало ясно, что наши навыки и знания позволят осуществить намеченное, было принято решение о старте», - Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».
Особенная экспедиция требовала и специальной подготовки космического корабля «Союз-Т»: освободили вес, убрав ненужное оборудование, добавили емкости для воды и продовольствия, а также для горючего, которое позволит осуществлять маневры ручной стыковки. На иллюминатор был установлен прибор ночного видения и лазерный дальномер, чтобы космонавты могли сами отслеживать подход к станции.

Космонавты Владимир Джанибеков (справа) и Виктор Савиных (слева) тренируются на модели корабля «Союз-Т»
У советских космонавтов на подготовку было всего три месяца. 6 июня 1985 года экспедиция стартовала с космодрома Байконур на космическом корабле «Союз Т-13». На «несчастливый номер» никто старался не обращать внимания – лететь надо было без промедлений, ждать подготовки нового корабля просто не было времени.
Во-первых, законсервированная и не подающая признаков жизни станция медленно, но неуклонно меняла орбиту и в любой момент могла «спикировать» на Землю – местом такой неплановой, аварийной посадки могла стать как территория Западной Европы, так и США или даже Японии.
И если в Советском Союзе о ситуации со станцией «Салют-7» знал только узкий круг специалистов, то мировые СМИ уже в феврале того года сообщили, что огромная неуправляемая советская станция может в любой момент упасть где угодно, нагоняя ужас на обывателей стран, оказавшихся в «черном списке» аварийного «Салюта». Тем более, что прецедент уже случился в 1979 году, когда из-за ошибок в управлении на Землю упала американская орбитальная станция «Скайлэб». По счастью большая часть ее обломков рухнула в безлюдных районах Западной Австралии.
Было и «во-вторых». Американцы всерьез озадачились идеей… забрать нашу станцию.
«Катастрофическое положение советского «Салюта» американцам было очень на руку, – рассказывает журналист Алексей Самолетов. – США уже объявили на весь мир о запуске программы СОИ – стратегической оборонной инициативы, однако орбитальной платформы, на которой могли быть размещены системы, сбивающие баллистические ракеты, у них так и не появилось. Американцы, потеряв при похожих обстоятельствах свою станцию «Скайлэб» шестью годами раньше, новую сделать так и не смогли.
Зато у Америки был «Шаттл» и уже не один, который мог снять с Орбиты любой находящийся там объект. Причем ближайший полет одного из них – «Челленджера», должен состояться буквально через месяц, в конце февраля 85. К тому же, в составе и основного экипажа, и дублирующего, были люди, досконально знавшие русскую станцию.
Для американцев, в случае удачи, выигрыш оправдывал все, – о русском космосе можно было бы просто забыть, плюс технологии, которых у Америки пока так и появилось.
К тому же, космическое пиратство в данном конкретном случае, можно было оправдать высокой идеей спасения человечества от советской угрозы. Начался второй виток истерии по поводу русского монстра летящего на головы жителям Земли. Вслед за американскими газетами и телевидением о падающей русской космической станции начинают кричать европейские газеты. А потом и японские.
В Европе пишут о том, что может быть разрушен Париж, на приемах в Вашингтоне и Нью-Йорке обсуждаются последствия падения станции на статую Свободы, в Японии всерьез говорят о русском Салюте, который сотрет с лица Земли Токио и о радиоактивном заражении островов.

Ситуация была непредсказуемой и фактически выходила из-под контроля. И тогда, на очередном заседании руководителей полета, было принято решение – срочно формировать самый опытный экипаж, станцию срочно спасать. А заодно и спасать престиж страны».
Советская космическая экспедиция стартовала раньше американской – престиж страны не пострадал.

«В соответствии с программой исследования космического пространства 6 июня 1985 года в 10 часов 40 минут московского времени в Советском Союзе осуществлен запуск космического корабля «Союз Т-13». Программой полета корабля предусматривается проведение совместных работ с орбитальной станцией «Салют-7».
В настоящее время станция, находящаяся на околоземной орбите более трех лет, совершает полет в законсервированном состоянии. Бортовые системы корабля работают нормально, самочувствие экипажа хорошее. Космонавты В. Джанибеков и В. Савиных приступили к выполнению программы полета».
Проблемы начались практически сразу. Из-за ошибки на Земле вместо блока очистки атмосферы был подключен блок, вырабатывающий кислород. В результате давление в корабле стало расти, возникла угроза пожара. К счастью, космонавты смогли вовремя заметить ошибку и переподключить блоки. Восьмого июня в 11 часов по московскому времени Джанибеков и Савиных увидели «Салют-7» в иллюминаторе.
Запись в бортовом журнале:
В. Джанибеков:
«Станция очень яркая. Сначала ее не было видно, но потом она начала разгораться. Красная-красная, в десяток раз ярче, чем Юпитер. Она отходит в сторону, дальность 7,2 км, скорость 12,8 м/сек… Дальность 4,4 км, скорость 7,8 м/сек… Расхождение полтора километра».
В. Савиных:
«Мы идем не в графике… Станция уже в стороне, далеко… Нам надо переходить в ручной режим...».
«С виду спокойнее, чем на тренировках, Володя действовал ручками управления корабля. Наша задача - идти в графике движения, который позволит догнать станцию и не врезаться в нее. Командир каждые тридцать секунд по дальномеру должен замерять расстояние до станции, а я делал расчет скорости, сравнивая с графиком. В руке - секундомер, перед глазами - панель управления, контроль расхода топлива.
Очень хочется посмотреть на станцию, но ее заслоняет в иллюминаторе плечо Володи. Станция ориентирована на нас боком. Очень ярко высвечена, как будто она высечена из алюминия с желтой добавкой. Панели крутятся? Подойдем поближе, посмотрим.


Дальность 3,170 км, скорость 4,5 м/сек… Сближение идет устойчиво… Все время видим Солнце сбоку… Расстояние 2240 метров, скорость 6 м/сек. Идем в графике. Какая же она яркая!.. Расстояние 1865 метров, 1640 метров. Цвет станции до сих пор остается серебряным… 1280 метров.
Пока трудно сказать по панелям, вращаются они или нет, потому что Солнце все время подсвечивает с нашей стороны. Идем на сближение. 980 метров, скорость 5 м/сек. В этот момент я не выдержал: “Начинай, гаси скорость”. В. Джанибеков спокойно передает на Землю: “Гашу скорость”. Нетерпение нарастает. И я, словно не слыша его ответ, продолжаю твердить: “Гаси, гаси скорость”», - Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».
В этот момент космонавты поняли, что станция развернута к кораблю нерабочим стыковочным узлом. Нужно было совершить облет станции. Вручную. Маневр просчитывал Савиных, Земля помогала с координатами.
Из бортового журнала:
В. Джанибеков:
«Расстояние 200 метров, включаем двигатели на разгон. Сближение идет с небольшой скоростью, в пределах 1,5 м/сек. Скорость вращения станции в пределах нормы, она практически застабилизировалась. Вот мы зависаем над ней, разворачиваемся… Ну вот, сейчас мы будем немножко мучиться потому, что по солнышку у нас не все хорошо… Вот изображение улучшилось. Кресты совмещены. Рассогласование корабля и станции в допуске… Нормально идет управление, гашу скорость… ждем касания...»
В. Савиных:
«Есть касание. Есть мехзахват».
«Мы могли посмотреть друг на друга. Не радовались, потому что этому чувству в наших душах уже не было места. Напряжение, усталость, боязнь сделать что-то не так, когда уже ничего нельзя исправить - все смешалось. Мы молча сидели в своих креслах, а соленый пот стекал по разгоряченным лицам», - Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».


«А чего там сложного? Я умею это делать, это мое ремесло. Вот мне сложно уголь добывать: я когда в шахту спустился - однажды меня погрузили ребята в Луганской области - мне страшно там стало. Здесь герои настоящие работают, вкалывают! А я к этому всю жизнь шел, я об этом мечтал!» - Владимир Джанибеков.
Восьмое июня 1985 года вошло в историю пилотируемой космонавтики. Однако для экипажа экспедиции основная работа только начиналась. Самое страшное, что могло случиться с «Салютом» - его разгерметизация.
Кислорода, который был в распоряжении «Союза», не хватило бы на всю станцию, и работа на ней была бы невозможна. После нескольких волнительных минут открывания люков выяснилось, что станция герметична.
Из бортового журнала:
Земля: «Первое ощущение? Температура какая?»
В. Джанибеков: «Колотун, братцы!»
Система ориентации солнечных батарей на «Салюте-7» оказалась неисправна, станция была полностью обесточена. Температура воздуха была ниже минус пяти. Замерзшая вода разорвала трубы, стены были покрыты инеем.
«Подплыл к столу, там нас ждали приклеенные липкой лентой сухарики в пакете и при них - таблетки с солевыми добавками. Это хлеб-соль от предыдущих хозяев. Согреваясь резкими движениями, стал изучать обстановку», - Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».
«Я представил себе глубокий погреб где-то в пустыне Каракум ночью: сухо, холодно. Я из тех краев и знаю, что такое сухой холод. И абсолютная гробовая тишина. До того тихо, что слышно, как кровь струится по жилам», - Владимир Джанибеков.
Из сообщения Телеграфного агентства Советского Союза:
«Сегодня, 8 июня 1985 года, в 12 часов 50 минут московского времени осуществлена стыковка космического корабля “Союз Т-13” с орбитальной станцией “Салют-7”. После проверки герметичности стыковочного узла космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных перешли в помещение станции. В соответствии с программой полета экипаж проводит проверку состояния бортовых систем и оборудования станции. Самочувствие Джанибекова и Савиных хорошее».
Первым делом космонавты открыли иллюминаторы на станции и развернули ее к Солнцу с помощью двигателей «Союза». Земля разрешила космонавтам работать на «Салюте» не больше восьми часов в сутки с перерывами и только по одному: другой должен был оставаться на корабле и оттуда контролировать напарника.


Владимир ДЖАНИБЕКОВ и Виктор САВИНЫХ на станции «Салют-7»
Разогреть еду на станции не представлялось возможным: чай и кофе сначала грели под мышкой, затем - под лампой освещения на корабле. Воду приходилось экономить, о душе - только мечтать.
Из бортового журнала:
Земля: «Володя, а вот если плюнуть, замерзнет или нет?»
В. Джанибеков: «Немедленно делаю. Плюнул. И замерзло. В течение трех секунд».
Земля: «Это ты прямо на иллюминатор или куда?»
В. Джанибеков: «Нет, на термоплату. Вот тут резина замерзла. Она стал как камень твердая».
Земля: «Это нас не воодушевляет».
В. Джанибеков: «А нас - тем более...»
Десятого июня космонавты вышли в телеэфир. В ЦУПе предусмотрительно попросили их «дыхнуть» и остались довольны - пара изо рта не было видно.
На время эфира Савиных и Джанибекову пришлось снять теплые полосатые шапочки, взятые из дома. На Земле по-прежнему сообщалось, что полет проходит в штатном режиме.
В этот же день космонавты смогли подключить аккумуляторы станции, соединив их напрямую с солнечными батареями: голыми руками скручивали электрические провода и обматывали их изолентой. И так 16 раз. На следующий день включили часть освещения, подключили регенераторы воздуха, разогрели консервы и хлеб. Станция начала оживать. Лед растаял, что принесло космонавтам новые проблемы: что делать с водой?
«Я как-то раз засунул руку за панель и замер: рука по локоть в воде!.. Пошли в ход тряпки. А где их взять? Начали раздирать одежду: сначала белье, потом костюмы. Достаю упаковку Светланы Евгеньевны Савицкой (Вторая женщина-космонавт работала на станции в 1982 году. – Прим. РИА).
Светочка, извини, пожалуйста! Я бы вернул тебе вот этот красивый наряд, но вынужден был использовать его не по назначению. Когда пришел «грузовик» с огромным количеством вафельных полотенец, это был большой подарок!» - Владимир Джанибеков.

«Грузовик» - корабль «Прогресс-24» - пристыковался 23 июня. Привез оборудование, запасы воды и топлива, а также несколько номеров газеты «Правда». О ресурсах можно было больше не беспокоиться.
Космонавты начали готовиться к выходу в открытый космос и установке дополнительных секций солнечных батарей: те, что были на станции, за годы нахождения на орбите потеряли свою эффективность под ударами микрометеоритов. Второго августа Владимир Джанибеков и Виктор Савиных осуществили эту операцию. При этом снова не обошлось без проблем: при развертывании батарей заел трос.
«Начал откидывать лебедку, она не снимается с фиксатора. Нужно было выдернуть шпильку, которая крепит фиксатор. Шпилька не выдергивается. Подошел Володя, тоже подергал за веревку, которая привязана к фиксатору. Затем эта веревка оборвалась.
Земля посоветовала резким откидыванием лебедки срезать шпильку. В бассейне это получалось. Здесь после двух ударов с основной солнечной батареи посыпались элементы. Не помогла и «кочерга». Решили работать без фиксации, раскрыли ручки, но лебедка не вращается. Володя занял мое место, попробовал, но безрезультатно.
В это время у нас уплыла «кочерга» и дополнительный поручень. Видимо, пока менялись местами, они расфиксировались. Ситуация сложная. Возвращаться назад нельзя-нужна наращенная батарея. Поняли, что дело не в лебедке - трос приварился к лиркам, в которых он был уложен.
Володя отошел подальше к люку с наконечником в руке, а я остался у лебедки. Он резко дергал, а я пытался сдвинуть трос с места. После нескольких рывков трос пошел. Ура!» - Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».
Помимо восстановления станции, космонавты занимались на «Салюте» и научной работой: проводили эксперименты, вели наблюдения, выращивали хлопок и перец. Так прошло 100 суток, которые врачи отвели Владимиру Джанибекову на экспедицию.
18 сентября к станции «причалил» «Союз Т-14» с космонавтами Георгием Гречко, Владимиром Васютиным и Александром Волковым на борту. Джанибеков, которому врачи настоятельно рекомендовали вернуться на Землю для реабилитации, покинул станцию вместе с Гречко, а Савиных еще несколько месяцев оставался на орбите.


На Земле, уже после возвращения Савиных, месяц решали: наградить космонавтов или наказать - те не всегда действовали строго по инструкции и в соответствии с командами ЦУПа. Но в итоге Виктору Савиных вручили вторую звезду Героя, а Джанибекову присвоили звание генерал-майора авиации.
«Всё, что происходило тогда на орбите, мне лично кино особо не напоминает, – говорит Виктор Петрович Савиных. – На экране все сжато, все динамично, импульсивно, а там одна простейшая, казалось бы, операция, могла растянуться и на несколько часов, и на несколько дней. И при действительно практически полной неизвестности, мы с Джаном сантиметр за сантиметром, шажочком, бочком вживались в пространство станции. Совсем не по героически, в вязаных шапочках, с тряпками в руках. И каждый день победой не считали, а лишь очередной выполненной задачей, которая помогала справиться со следующей проблемой».
Расследование инцидента установило, что связь с «Салютом-7» была потеряна из-за несовершенства системы энергообеспечения станции.

Технической стороны картины: что было на экране и что – на самом деле.

Кадр из фильма "Салют-7"

Перчатки и ангелы

Особенности картины можно почувствовать уже с первых минут. Космонавты Джанибеков и Савицкая (в фильме фамилии изменены) занимаются сваркой во время внекорабельной деятельности, непринужденно развлекаясь шуточками про секс в космосе (привет, «Гравитация », которая тоже начиналась с шуточек в открытом космосе). Светлана прокалывает скафандр, и первая женщина, вышедшая в открытый космос, тут же оказывается в шаблонной ситуации «девы в беде». Спасать ее, впрочем, не торопятся, потому что напарник видит неотмирный свет с ангелами. После возвращения на Землю киноверсию Джанибекова из-за этого признают непригодным к полетам.

В реальности был очень успешный выход в открытый космос Джанибекова и Савицкой 25 июля 1984 года. В нем проверили универсальный ручной инструмент (УРИ), которым можно было резать, сваривать, паять и напылять покрытие.

Тот самый выход в открытый космос, Светлана работает фото Владимира Джанибекова

В истории космонавтики известно два случая повреждения перчатки скафандра, но они оба, по иронии судьбы, случились с американскими астронавтами. В миссии STS-37 в 1991 году ограничительная наладонная планка проколола перчатку скафандра, но это было обнаружено только после возвращения - утечка воздуха оказалась слишком слабой, чтобы ее заметили. В 2007 году на миссии STS-118 при выходе в открытый космос заметили повреждение перчатки, выход завершили досрочно, но опасности не было - пострадали только два из пяти слоев. На советских/российских скафандрах «Орлан» тоже много слоев, а кончики пальцев закрыты пластиковыми напальчниками, так что проколоть их не так уж и просто. Также, абсолютная герметичность недостижима, и у любого скафандра есть нормы потери атмосферы. А в специальных скафандрах для внекорабельной деятельности есть дополнительные баллоны для того, чтобы справляться с небольшой утечкой.

Авария

Кадр из фильма "Салют-7"

В фильме солнечные батареи станции повреждают метеориты, после чего показывается отключение какого-то блока, обесточившего станцию. Снова привет, «Гравитация».

В реальности станция была обесточена по другим причинам. Очень подробно и понятно происшествие описано в четвертой книге серии «Ракеты и люди» Б.Е. Чертока. 11 февраля 1985 года в системе управления сработала токовая защита - «выбило пробки» у одного из передатчиков системы радиосвязи. Автоматика перешла на резервный. Основной передатчик уже выработал ресурс, поэтому его отказ был неудивителен. По инструкции надо было дождаться прибытия специалистов по системе управления и системе связи, но следующая смена в ЦУПе попробовала включить основной передатчик - а что если срабатывание автоматики случайное? Увы, это было ошибочным решением - команда на включение основного передатчика вызвала короткое замыкание, которое вывело из строя находящиеся в одном блоке с аварийным передатчиком приемники и дешифраторы. Станция потеряла возможность принимать команды с Земли. Ток короткого замыкания в 100-120 ампер разрядил аккумуляторы станции и вывел из строя программно-временное устройство, которое должно было регулярно давать команду на подзарядку аккумуляторов от солнечных батарей. Без тока аккумуляторов прекратила работу система терморегулирования, и станция начала замерзать - по расчетам, температура внутри нее должна была опуститься до -20°С. Оглохшую станцию никак нельзя было реанимировать дистанционно, должны были полететь люди.

Опасность

В картине и некоторых документальных фильмах всячески подчеркивается, что неуправляемое падение «Салюта» могло стать катастрофой глобального масштаба. По иронии судьбы, в 1991 году станция совершила неуправляемый сход с орбиты, и не сгоревшие обломки упали на территории Аргентины. Около любительской обсерватории Оро Верде лежит в качестве экспоната один из самых больших кусков.

Carloszelayeta/Wikipedia

Кроме этого, упоминается о находках труб, плит, колец и других небольших фрагментов. Жертв не было. В случае падения станции в густонаселенной местности могли быть единичные пострадавшие, но реальный урон был бы намного меньше, чем медийная шумиха.

Похищение и тайна фотографии

Еще один вопрос, который поднимается и в кино и в документальных передачах - якобы американцы собирались похитить станцию «Салют-7» на Спейс Шаттле. Очень коротко и по пунктам:

1. «Салют-7» - гражданская станция, на которой не должно было быть ничего особо секретного, на нее по программе «Интеркосмос» летали космонавты Франции и Индии. Предыдущую станцию «Салют-6» посещало множество космонавтов других стран от Кубы до Вьетнама. Военными станциями были «Алмазы», которые в целях конспирации обозначались как «Салюты» -2,3,5.

2. Технически было бы крайне сложно похитить станцию - пришлось бы срезать солнечные панели и антенны, а так же извлечь из станции и выбросить более 6 тонн груза - шаттл мог вернуть с орбиты 14,4 тонны, а «Салют-7» в начале эксплуатации весил 20, и с новыми полетами его масса только росла.

3. Реально летавший весной 1985 шаттл с миссией STS-51B выводился на другое наклонение (57° вместо 51,6° у «Салюта-7») и мог только пролететь недалеко от станции с большой разницей скоростей. Перейти на орбиту «Салюта-7» и сблизиться у него не хватило бы топлива. Да и в грузовом отсеке в этой миссии была лаборатория SpaceLab, которую пришлось бы выбросить, чтобы взять «Салют».

4. За прошедшие десятилетия не всплыло никаких документов о том, что такое предложение хотя бы выдвигалось, не говоря уже о планах работ, оборудовании и тренировках по его выполнению.

В недавно вышедшем фильме «Салют-7. История одного подвига» эта версия повторяется, причем журналисты даже вышли на Нормана Таггарта, члена экипажа STS-51B, который говорит, что сближение с «Салютом» было случайным. Там же утверждается, что с борта шаттла якобы сделали фотографию аварийной станции. Вот она:

На фотографии видна станция «Салют-7», действительно похожая на аварийную - на одной из солнечных панелей не развернуты дополнительные панели (узкие сбоку от основной широкой), а угол поворота панелей выглядит ненормально. Сам Савиных в передаче говорит, что не видел этой фотографии в советских архивах, значит, ее сделали американцы. В Википедии эта фотография атрибутирована как «сломавшаяся станция „Салют-7“, фото сделано экипажем „Союза Т-13“». Но это неверно - ссылка на источник недоступна, но в веб-архиве эта фотография никак не подписана. У меня не получилось найти это фото в онлайн архивах NASA, у него нет часто встречающихся в их архивах уникального номера. Как источник фотографии указывается агентство Sovfoto/Eastfoto, так что, скорее всего, верно объяснение по бритве Оккама - это советская фотография, а Савиных ошибся.

Стыковка

Стыковка в том виде, в котором она показана в фильме, не исторична и не реалистична. Прежде всего, в реальности станция практически не вращалась. А вращение по тангажу сделало бы стыковку вообще невозможной. Советский/российский стыковочный узел системы «штырь-конус» работает вот так:

«Наука и жизнь», 1988

Если бы станция сильно вращалась, то на этапе Б на штырь с одной стороны начала бы действовать инерция станции массой в 20 с лишним тонн, а с другой - корабля массой 7 тонн. Стыковочную штангу сломало бы или вырвало.

Забытое сближение

Лазерный дальномер ЛПР-1 6ppc.ru

А вот интересный и по-настоящему драматичный этап сближения никак не был показан. Дело в том, что баллистики могли сблизить корабль до расстояния нескольких километров до станции. Штатная система ручной стыковки ВСК-1 (Визир специальный космонавта) могла использоваться с расстояния нескольких сотен метров. А варианта ручного сближения между ними не было. В крайне сжатые сроки инженеры РКК «Энергия» и космонавты ЦПК сумели разработать методику сближения, когда командир корабля измерял дальность военным лазерным дальномером ЛПР-1 и управлял кораблем с дублирующего набора ручек управления, а бортинженер сидел с калькулятором и рассчитывал необходимые маневры. Более подробно это описано в отдельном материале.

Передраматизировали

Слой инея и потоп на станции - часто встречающееся в кино раздувание мухи в слона, чтобы было более драматично. В реальности на станции было немного инея и очень холодно (вязаные шапки - исторический факт). В переговорах действительно есть предложение ЦУПа плюнуть и проверить, замерзнет ли плевок. Замерз за три секунды. Когда станцию отогрели, стало сыро, и космонавты пустили на тряпки всю доступную ткань. Особенно страшно было протирать кабели перед соединением. Но, конечно же, реальное количество воды было меньше нарисованного. На фоне последующих ошибок к этому даже не хочется придираться.

Бессмысленный героизм

История с закрытым оплавленной блендой солнечным датчиком печальна тем, что бессмысленна. В реальности станцию сначала поворачивали солнечными панелями на Солнце двигателями ориентации корабля (и это даже показано один раз в фильме!), а кабели с панелей соединили напрямую с аккумуляторами, минуя какую-либо электронику. Так что весь героизм с кувалдой просто не был нужен. Отдельную грустную улыбку вызывает то, что после того, как бленду наконец успешно сбили, волшебным образом все стало хорошо, при том, что Солнце было по продольной оси станции и, по идее, вне видимости датчика.

История же с пожаром и скоростным выходом в открытый космос просто не выдерживает никакой критики. Сюжет пожара явно взят с истории на станции «Мир» и очень сильно преувеличен для драматизма. А мгновенно облачиться в скафандр не получится - там пониженное давление, и нужно заранее длительное время дышать чистым кислородом, чтобы азот в сосудах не закипел.

В то же время на станции были и реальные опасности. Например, из-за неработающей вентиляции космонавт оказывался в пузыре с повышенным содержанием углекислого газа, который он выдыхал. Был реальный риск удушья и потери сознания. Второй космонавт должен был контролировать работающего на станции, а при возможности они таскали с собой вентиляционные рукава. Жаль, что этого не показали. Бытовой героизм жизни и работы в холодильнике без горячей еды и питья на экране отсутствует.

Настоящие космонавты назвали блокбастер неуёмной фантастикой с кучей технических неточностей

Прокат фильма «Салют-7. История одного подвига», трейлеры которого крутят сейчас по телевизору, стартует 12 октября. В основе сюжета - подлинная история: 8 июня 1985 года космонавты Владимир ДЖАНИБЕКОВ и Виктор САВИНЫХ совершили невероятное: состыковались в ручном режиме с вышедшей из-под управления орбитальной станцией.

Станция «Салют-7» находилась в режиме автоматического полета, то есть летала без космонавтов, с октября 1984 года. В феврале 1985-го она перестала выходить на связь. Пока в ЦУПе ломали голову, что с ней делать, американский шаттл «Челленджер», стоящий на старте на мысе Канаверал, получил задание доставить станцию на Землю. Сегодня эта идея выглядит бредом, но тогда обсуждалась на полном серьезе. «Челленджер», совершив разведывательный полет к «Салюту», вселил в американцев уверенность: взять русскую станцию на абордаж реально. В состав экипажа был включен француз Патрик Бодри . Его дублер Жан-Лу Кретьен летал на «Салют-7» в 1982-м - Бодри тогда был его дублером. Оба знали станцию досконально.

Но ни отдавать «Салют», ни бросать его на орбите не входило в планы советского руководства. Было принято решение отправить к станции пилотируемый корабль. На подготовку космонавтов отвели всего три месяца. Опытный Владимир Джанибеков был назначен командиром, в напарники себе он взял бортинженера Виктора Савиных . Оба приступили к тренировкам.

Космонавты моделировали нештатные ситуации, осваивали приборы, отрабатывали переход с корабля на станцию в бассейне и на тренажерах. Но что ждет их на орбите, было неизвестно.

То, что сделали в 1985 году ДЖАНИБЕКОВ (справа) и САВИНЫХ на борту станции «Салют-7», до сих пор называют самой сложной технической операцией, проведённой в космосе. Фото пресс-службы «Роскосмоса»

Стартовали 6 июня 1985 года на корабле «Союз Т-13». Обнаружили в безвоздушном пространстве «Салют-7», виртуозно состыковались, проникли внутрь. Наладили работу солнечных батарей, запустили все системы. Станция была спасена.

Это если в двух словах. На деле воспоминаний хватило на целую книгу - «Записки с мертвой станции» Виктора Савиных и сегодня читаются как увлекательный триллер.

Джанибеков же рассказывает о произошедшем со сдержанной невозмутимостью. Мы встретились в Музее космонавтики, когда фильм, отсылающий к событиям 1985 года, был еще в работе.

- Страшно было, Владимир Александрович?

Никто не говорил о смертельной опасности - у нас был запас возможностей вернуться на Землю. Хотя всякое могло произойти. Алексей Архипович Леонов как-то сказал: ребята сделали невозможное. Для нас это была самая высокая оценка.

Было любопытно разобраться, что же произошло на станции. Для меня тот полет был пятым. В третьем полете, на «Союзе Т-6», из-за сбоя автоматики уже приходилось переходить на ручное управление при стыковке. В этот раз тоже не хотелось осрамиться.

Конечно, объем работы на станции был большой. Там только кабелей три с половиной тонны. Все было заморожено, покрыто слоем конденсата, а когда стало оттаивать, оказалось под слоем влаги. Мы, как уборщицы, с тряпками по всей станции носились. Но их не хватало. Запасы белья, которые хранились на «Салюте», скафандры - все пустили в ход. Даже тренировочный костюм Светланы Савицкой оприходовали.

Ремонтировали, убирали, чинили - ничего сверхъестественного. Проблемы были с циркуляцией воздуха. Скопившийся углекислый газ не давал долго работать. Приходилось прерываться, делать искусственную вентиляцию - для этого просто размахивали вокруг себя чем-нибудь.


Президент России Владимир ПУТИН посмотрел картину «Салют-7. История одного подвига» вместе с дважды Героями Советского Союза Владимиром ДЖАНИБЕКОВЫМ и Виктором САВИНЫХ и исполнителями главных ролей Павлом ДЕРЕВЯНКО и Владимиром ВДОВИЧЕНКОВЫМ. Фото: © РИА «Новости» ()

- Перед вами ставили задачу: во что бы то ни стало восстановить станцию?

В ЦУПе были сомнения, что с ней делать. Думали, если не получится с ремонтом, столкнем «Салют» с орбиты. Мы своим кораблем могли бы это сделать. Через два-три дня по расчетной траектории станция ушла бы в Индийский или Тихий океан. Это был бы управляемый процесс.

- Когда стало ясно, что «Салют» можно спасти?

Когда поняли, что он герметичен и там есть воздух, а значит, можно обитать. Мы провели инвентаризацию запаса продуктов - на пару месяцев хватило бы. Хоть нам и сказали все выбросить, мы решили, что в холоде продукты не испортились, поэтому ничего, кроме туб с творогом, выбрасывать не стали.

На станции, когда мы открыли люк, было минус семь - пуховые шапки, которыми перед полетом нас снабдила жена Виктора, очень пригодились. Когда распахнули иллюминаторы, стало теплее. Помучились, налаживая работу регенератора воздуха. На станции было уже плюс десять, а нужно было 15, чтобы запустилась реакция. По очереди грели телами химические патроны, засовывали в спальный мешок, дули на них. В голове уже круги - а ты дуешь, дуешь. Вспомнилось тогда, как в 1984-м после выхода в открытый космос Светланы Савицкой отогревали ей ноги чайными пакетами.


- Были ситуации, о которых вы не докладывали в ЦУП?

Мы не говорили о причинах периодического падения напряжения батарей. Чтобы греть тубы с питанием, мы использовали фотолампу. В кофр набивали банки, пакеты с чаем или кофе, втыкали лампу - вентиляторы сразу садились, лампочки тускнели. Не надолго - на 5 минут. Земля фиксировала эти всплески, но ни разу не поинтересовалась: ребята, как вы там вопрос с подогревом питания-то решаете.

- А что вы думаете об идее американцев похитить станцию?

Меня это мало интересовало. Из этой истории сначала сделали детектив «Битва за «Салют» (телефильм 2011 года. - Н. П.). Теперь вот блокбастер сняли. Но это кино не про нас. Слишком много неуемной фантастики и куча технических ляпов.

- Ваш труд достойно был вознагражден?

По советским временам вполне. «Волгу» подарили, 10 тысяч рублей и звание генерала авиации дали.

- Пенсия у вас достойная? Примерно 60 тысяч получаете?

Гораздо больше. Но в период перестройки были моменты, когда на бензин не хватало. Космонавты-ветераны пожаловались - и в Звездный городок прислали комиссию. Пенсию откорректировали и выплатили долги за прошлые годы.

Справка

  • Владимир Александрович ДЖАНИБЕКОВ родился 13 мая 1942 г. в пос. Искандер Казахской ССР. Совершил пять космических полетов, причем все - в качестве командира корабля, поставив мировой рекорд. Профессор-консультант кафедры космической физики и экологии радиофизического факультета Томского госуниверситета. Генерал-майор авиации. Член Союза художников СССР.
  • Виктор Петрович САВИНЫХ родился 7 марта 1940 г. в дер. Березкины Кировской области. Трижды побывал в космосе. Доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН. Президент Московского государственного университета геодезии и картографии. Главный редактор журнала «Российский космос».

Побережнее к космонавтике

Виктор Петрович Савиных , которому я дозвонилась, чтобы поздравить с премьерой фильма «Салют-7. История одного подвига», тоже от него не в восторге:

Во время съемок мы с руководителем Центра управления полетами высказали массу замечаний. Хотели, чтобы к космонавтике побережнее относились - чтобы не было такого, что кувалдой стенку разбивают. Сценарий, как я понимаю, создан по книге «Записки с мертвой станции». Я не говорю, что надо делать так, как я написал, может быть, для фильма допустимо что-то и приукрасить. Но не так грубо и неправдоподобно.


Виктор Петрович САВИНЫХ

Жизнь после смерти

  • Спасенная станция «Салют-7» проработала на орбите еще шесть лет. К ней летали 11 пилотируемых кораблей «Союз Т», 12 грузовых кораблей «Прогресс» и три грузовых корабля серии «Космос». Из станции было осуществлено 13 выходов в открытый космос. Потом ее забросили на очень большую высоту для проверки различных систем.
  • 7 февраля 1991 г. «Салют-7» был затоплен. Планировалось вывести на орбиту станцию «Салют-8», но ее переименовали в «Мир». Виктор Савиных работал на нем в 1988 году. А Владимир Джанибеков после экспедиции на «Салют-7» в космос больше не летал.

Звездная болезнь

19 сентября 1985 г. на возрожденный «Салют-7» прибыл очередной экипаж. Но он был вынужден втрое сократить программу исследований. Причина - обострение простатита у командира Владимира Васютина . Космонавта пытались лечить на борту с помощью препаратов, а когда о проблеме доложили на Землю, на сеанс связи пригласили экстрасенса. Все оказалось бесполезно. 21 ноября 1985 г. космонавты вернулись на Землю. Из-за этого не состоялась экспедиция «Союза Т-15C» с первым в мире полностью женским экипажем, в который входили Светлана Савицкая , Екатерина Иванова и Елена Доброквашина .

Теперь в план медицинского обследования космонавтов входит обязательный анализ секрета предстательной железы - «проба Васютина».

Космическая бездна лишь с Земли кажется необитаемой и обозначает себя далеким мерцанием звезд, Там, на орбите, кипит своя жизнь, вертятся сотни искусственных спутников, туда вторгаются инородные тела, там случаются свои трагедии и катастрофы.

11 февраля 1985 произошло непредвиденное - орбитальная космическая станция «Салют-7», на которой к тому времени отработали несколько советских и международных экипажей космонавтов, вышла из под контроля. Падение 20-тонной махины, казалось, было неминуемым…

У этой истории оказался счастливый конец, практически как в кино - мужественные космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных , которых послали «оживить» мертвую станцию, со своей задачей справились. «Салют-7» благодаря их поистине героическим усилиям удалось не просто спасти, но и вернуть в рабочее состояние. Савиных вручили вторую Звезду Героя, Джанибекову (тогда уже дважды Герою) присвоили звание генерал-майора. О подвиге космонавтов сообщили в сводках информагенств, написали статьи, впоследствии сняли документальный фильм, а сейчас снимается и игровое кино.

Под авторством Виктора Савиных вышла книга «Записки с мертвой станции». Кажется, что вся эта история пошагово известна и ничего нового уже не придумаешь. Всё так, за исключением разве что так называемого «человеческого фактора» - ощущений двух человек, которым выпало шагнуть в полную неизвестность и сделать то, чего они до конца так и не представляли.

«В памяти стоят тряпки, обычные половые тряпки, - с улыбкой вспоминает Виктор Петрович Савиных. - Мы еще на Земле отмоделировали сотни разных нештатных ситуаций, научились на ощупь разбираться с самыми сложными приборами, десятки часов провели в бассейне и на тренажерах, отрабатывая переход на станцию. Были готовы, казалось, ко всему. А тут понадобились тряпки. Начал таять иней и станция стала наполняться водой - приборы, провода, все было в воде.

Мы с Джаном (так называют Джанибекова друзья) как уборщицы по всем закуткам с тряпками метались. А тряпок-то и не было! Никто не подумал, что такая возникнет проблема, пришлось с себя снимать белье, рвать на лоскуты комбинезоны. Мы в тот момент ни о чем так не мечтали, как о коробке с обычными тряпками».

На подготовку к этому полету у космонавтов было всего три месяца. На Владимира Джанибекова выбор пал как на наиболее подготовленного летчика-космонавта, способного на ручном пилотировании состыковаться с неуправляемой станцией. Виктор Савиных уже проявил себя к тому времени опытным космонавтом исследователем и бортинженером. Оба считались наиболее подготовленными и опытными космонавтами. Брался в расчет и психологический фактор совместимости - они были не просто коллегами, но и настоящими друзьями. В подобной ситуации, когда жизнь каждого была подвешена на волосок, а неизвестность и сложность выполняемой задачи могла сломать самую крепкую психику, был нужен именно такой слаженный тандем, в котором люди понимают друг друга без слов.

6 июня 1985 года экспедиция стартовала с космодрома Байконур на космическом корабле «Союз Т-13». На «несчастливый номер» никто старался не обращать внимания - лететь надо было без промедлений, ждать подготовки нового корабля просто не было времени. Во-первых, законсервированная и не подающая признаков жизни станция медленно, но неуклонно меняла орбиту и в любой момент могла «спикировать» на Землю - местом такой неплановой, аварийной посадки могла стать как территория Западной Европы, так и США или даже Японии .

И если в Советском Союзе о ситуации со станцией «Салют-7» знал только узкий круг специалистов, то мировые СМИ уже в феврале того года сообщили, что огромная неуправляемая советская станция может в любой момент упасть где угодно, нагоняя ужас на обывателей стран, оказавшихся в «черном списке» аварийного «Салюта». Тем более, что прецедент уже случился в 1979 году, когда из-за ошибок в управлении на Землю упала американская орбитальная станция «Скайлэб». По счастью большая часть ее обломков рухнула в безлюдных районах Западной Австралии.

Было и «во-вторых». Американцы всерьез озадачились идеей… забрать нашу станцию. Наш коллега, обозреватель телеканала «Звезда» Алексей Самолетов , детально разобрал этот план США в документальном фильме «Битва за „Салют“. Космический детектив» (2011), автором сценария которого он являлся. (К слову - Алексей соавтор и игрового кино «Салют-7». История одного подвига», режиссера Клима Шипенко , премьера которого состоялась 6 апреля 2017 года.)

«Катастрофическое положение советского «Салюта» американцам было очень на руку, - рассказывает журналист и сценарист Алексей Самолетов. - США уже объявили на весь мир о запуске программы СОИ - стратегической оборонной инициативы, однако орбитальной платформы, на которой могли быть размещены системы, сбивающие баллистические ракеты, у них так и не появилось. Американцы, потеряв при похожих обстоятельствах свою станцию «Скайлэб» шестью годами раньше, новую сделать так и не смогли.

Зато у Америки был «Шаттл» и уже не один, который мог снять с Орбиты любой находящийся там объект. Причем ближайший полет одного из них - «Челленджера», должен состояться буквально через месяц, в конце февраля 85. К тому же, в составе и основного экипажа, и дублирующего, были люди, досконально знавшие русскую станцию».

Именно французские летчики Патрик Бодри и Жан–Лу Кретьен, прошедшие советскую космическую подготовку, были определены в состав американского «Челленджера», который предполагалось отправить на перехват «Салюта». Жан–Лу Кретьен уже был на борту этой космической станции в советско-французском экипаже с Владимиром Джанибековым (Патрик Бодри тогда выступал в роли космонавта-дублера). В 1985-м в погоне за «Салютом» их роли поменялись. Оба хорошо знали эту станцию и были способны с ней состыковаться и взять управление на себя. Лучшего «трофея» американцы не могли себе и представить.

«Для американцев, в случае удачи, выигрыш оправдывал все, - рассказывает Алексей Самолетов. - О русском космосе можно было бы просто забыть, плюс технологии, которых у Америки пока так и появилось. К тому же, космическое пиратство в данном конкретном случае, можно было оправдать высокой идеей спасения человечества от советской угрозы. Начался второй виток истерии по поводу русского монстра летящего на головы жителям Земли. Вслед за американскими газетами и телевидением о падающей русской космической станции начинают кричать европейские газеты. А потом и японские.

В Европе пишут о том, что может быть разрушен Париж, на приемах в Вашингтоне и Нью-Йорке обсуждаются последствия падения станции на статую Свободы, в Японии всерьез говорят о русском Салюте, который сотрет с лица Земли Токио и о радиоактивном заражении островов. Ситуация была непредсказуемой и фактически выходила из-под контроля. И тогда, на очередном заседании руководителей полета, было принято решение - срочно формировать самый опытный экипаж, станцию срочно спасать. А заодно и спасать престиж страны».

Советская космическая экспедиция стартовала раньше американской - престиж страны не пострадал. Но взлететь с Байконура «Союзу Т-13» была не самая главная проблема, а они, проблемы, начались практически сразу. Из-за ошибки на Земле вместо блока очистки атмосферы был подключен блок, вырабатывающий кислород. В результате давление в корабле стало расти, возникла угроза пожара. К счастью, космонавты смогли вовремя заметить ошибку и переподключить блоки. Тем не менее, восьмого июня в 11 часов по московскому времени Джанибеков и Савиных увидели «Салют-7» в иллюминаторе.

Они сделали все возможное и невозможное. Сблизились. Состыковались. Перешли. К счастью, станция была герметична и в ней можно было работать. При этом система ориентации солнечных батарей на «Салюте-7» оказалась неисправна, станция была полностью обесточена. Температура воздуха ниже минус пяти. Замерзшая вода разорвала трубы, стены были покрыты инеем. Когда 10 июня космонавты вышли в телеэфир, с Земли первым делом их попросили «дыхнуть» - убедиться, что пар не идет изо рта. Пар не шел, температура была в норме. Как впрочем, и все остальные параметры были вскоре восстановлены, а сам «Салют» занял заданную орбиту.

Уже 23 июня к «Салюту» пристыковался грузовой корабль «Прогресс-24», который доставил оборудование, запасы воды и топлива. Вскоре космонавты совершили выход в открытый космос и установили дополнительные секции солнечных батарей, взамен поврежденных. Помимо восстановления станции космонавты занимались и научной работой, проводили эксперименты. И даже выращивали… хлопок и перец! 100 суток провели на вернувшемся к жизни «Салют-7» Владимир Джанибеков и Виктор Савиных в совместном полете. 18 сентября к станции «причалил» «Союз Т-14» с космонавтами Георгием Гречко , Владимиром Васютиным и Александром Волковым на борту. Джанибеков, которому врачи настоятельно рекомендовали вернуться на Землю для реабилитации, покинул станцию вместе с Гречко, а Савиных еще несколько месяцев оставался на орбите.

«Всё, что происходило тогда на орбите, мне лично кино особо не напоминает, - говорит Виктор Петрович Савиных. - На экране все сжато, все динамично, импульсивно, а там одна простейшая, казалось бы, операция, могла растянуться и на несколько часов, и на несколько дней. И при действительно практически полной неизвестности, мы с Джаном сантиметр за сантиметром, шажочком, бочком вживались в пространство станции. Совсем не по героически, в вязаных шапочках, с тряпками в руках. И каждый день победой не считали, а лишь очередной выполненной задачей, которая помогала справиться со следующей проблемой».

…Расследование инцидента тогда установило, что связь с «Салютом-7» была потеряна из-за несовершенства системы энергообеспечения станции. Одни люди совершили просчет на земле. Вторые люди его устранили в Космосе. Полёт нормальный!