Егэ по истории часть а. ЕГЭ по истории: разбираем задания с учителем

Умение работать с историческим источником — эта одна из базовых компетенций, которая проверяется у выпускника, сдающего историю ЕГЭ, участвующего в олимпиаде или творческом историческом конкурсе. Великий Шарль Монтескье отмечал, что «История - это ряд выдуманных событий по поводу действительно совершившихся». Наша задача — уметь оценивать исторический текст с позиций объективности и выполнять задания к нему.

Это разбор заданий к темам курса, посвященным внутренней политике Ивана Четвертого Грозного:

Исторический текст на ЕГЭ по истории

Что такое исторический текст в формате ЕГЭ по истории 2018? Это ряд заданий, которые проверяют умения выпускника работать с информацией, которая представлена в явном и неявном виде. Например, здесь может быть представлен отрывок из , труда историка, мемуаров исторического деятеля или отзыва очевидца событий.

Исторические тексты (или их отрывки) встречаются во всех частях — части 1 (тестовой) и части 2 (письменной, аналитической).

Давай посмотрим, например, как это выглядело в КИМах ЕГЭ по истории 2014. Вас могут попросить просто назвать год, когда происходили описываемые в тексте события, а могут и предложить самостоятельно оценить происходящее, найти нужные характеристики в тексте с помощью контекстного поиска, а могут и на основании собственных знаний попробовать проанализировать причины, итоги описываемого.

Итак, задание из «боевого» КИМа ЕГЭ по истории 2014 части А на работу с историческим текстом. В это задание 6.

И сразу обсудим методику работы с ним! Выделяем ключевые слова — , видим в тексте описываемый произвольный террор. Понимаем, что речь идет об Иване IV Грозном.

Теперь проверяем себя, отбрасывая другие предлагаемые нам персонажи в сторону:

1. Василий Шуйский не был опричником, да и царем в период опричнины, естественно, тоже, он правил уже в эпоху с 1606 по 1610 годы.

2. Борис Годунов, как раз опричником был, но в это время страной, конечно, не правил. А царем он станет уже после смерти сына Грозного Федора Иоанновича, последнего Рюриковича на престоле в 1598 году.

3. Дед Ивана IV Иван III Царем вообще не был, он называл себя государем и самодержцем, но первым царский титул принял все-таки его своенравный внук.

Итак, ответ 4.

Еще одно задание из КИМов реального ЕГЭ по истории, теперь части 1. Напомним, что в теперь это задание 7:

Также работаем прямо в тексте КИМа , не забываем, что это наш черновик на ЕГЭ. Вычеркиваем события (вернулись в царствующий град , война с германцами) , имена (Сильвестр, Адашев, князь Владимир , царица Анастасия ), которые позволят нам определить описываемый в источнике период времени. Снова мы видим титул Царь, теперь нам дается несколько имен представителей Избранной Рады Ивана Грозного. Итак, в описании период правления Ивана IV.

Теперь подставляем предложенные нам варианты ответов, ищем верные три из них с помощью текста, логики и наших знаний.

Мы видим, что описание событий идет от первого имени, это письмо Ивана Четвертого к Андрею Курбскому, его другу и фавориту, а затем беглому изменнику. Царь пишет о начале Ливонской войны («… с германцами») — так тогда называли рыцарей Ливонского ордена. Интересно, что при работе с такими текстами стоит учитывать то, как называли иностранцев или представителей конкретного народа в России в разные периоды. Так, ляхи — это поляки, фрязь (при Иване III — Василии III) — итальянцы, немцы — вообще все иностранцы в России XVII — XVIII веков. Вариант 1, таким образом, верен, так как и , и начало (1558-1583) пришлись на 1550-е годы.

В тексте также идет речь о присяге («целовали крест не искать себе иного государя» ), и о том, как в ситуации болезни Ивана в 1553 году знать и деятели Рады не пожелали присягать малолетнему первенцу Ивана от его первой и любимой жены Анастасии Романовой (умерла в 1560 году) Дмитрию. Позже он женится еще на 5-6 женщинах (историки спорят…), но разврат с этих пор станет неотъемлемой частью жизни Царя. Итак, мы видим, что ответы 2 и 5 тоже верны.

Теперь проверим себя. Вариант 3 не верен, так как Ливонская война закончилась в 1583 году , а не в 1598. Князь Владимир Старицкий был убит опричниками Ивана Грозного в 1569 году, Царем он, соответственно не стал, после Ивана правил его сын Федор. Вариант 4 не верен. Ну и участники событий текста, как уже было выше сказано, входили в , а не в (это кружок друзей Александра I). Вариант 6 не верен.

И наш ответ, который мы запишем в бланк БЕЗ ПРОБЕЛОВ И ЗАПЯТЫХ 125.

Тексты в части 2 ЕГЭ по истории. Правление Ивана Грозного

В аналитической части 2 ЕГЭ по истории работе с историческим текстом отводится блок заданий 20-22. Давайте посмотрим, как выглядит образец подобного блока заданий ЕГЭ прежних лет (еще с делением на части А,В и С):

Итак, нам предлагают прочитать текст и выполнить три задания. Для начала посмотрим о чем текст? Он рассказывает нам о правлении Ивана Грозного и об итогах его внутренней политики. Особое внимание в отрывке уделяется опричнине и ее последствиям. Отметим, что современные историки оценивают опричнину именно как реформу , хоть и с неудачными результатами.

Теперь, когда мы определили смысл текста, посмотрим на предлагаемые нам вопросы.

Прежде всего обратим внимание, что даже если мы «опознали» сам текст, нам нужно четко придерживаться правил оформления задания и выполнить все требуемые элементы. Так, если от нас требуют написать десятилетиЯ в задании 21 то, например, 1560-е не подойдет. Вспомним, что опричнину Иван Грозный отменил в 1572 году, поэтому мы напишем промежуток 1560-1570-е годы.

Как мы видим, в данном тексте часть всех трех заданий решается контекстным поиском. Здесь от Вас потребуется только внимательность. Не следует думать, например, что ответ к заданию С1 скрыт в начале текста, как Вы видите, здесь он находится в конце. Мы нашли слово ПУТЬ (как и было сформулировано задание С1), и дальше нашли, что первый путь, по мнению историков заключался в форсированной централизации — опричнине . А второй — в реформах Избранной Рады.

Теперь формулируем наш ответ, который мы рекомендуем оформлять наиболее приближенно к тексту, так здесь просили именно с ним поработать.

20. События относятся к 1560-1570-м гг.

Историки рассматривают два пути развития реформ Ивана Грозного:

1) Опричнина.

2) Последовательный и плодотворный путь структурных реформ, по которому шла Избранная Рада.

Далее, посмотрим на задание 22. Здесь ключевое слово, к которому привязывается задание СОПРОВОЖДАЛИСЬ. То есть шли одновременно, а не становились последствием. Это тоже важное умение — отличать факты от их причин и последствий. Авторы перечисляют разорение, разруху, террор, (даты действительно пересекаются), эпидемию чумы.

Более чем достаточно для требуемых трех явлений, но нам нужно выбрать еще как минимум одно на основе знаний по истории (так требует задание). Вспомним, например, что крестьяне центра и северо-запада, разоренных опричниной и войной, массово уходили от своих хозяев на окраины юга, становясь казаками. Это вызовет в конце правления Ивана Грозного временный (а потом и постоянный) запрет перехода к другому владельцу.

Теперь формулируем ответ, отмечаем каждый элемент, не пишем в строчку, так как никто не заставит потом эксперта ЕГЭ при проверке посчитать это за один верный элемент (подстраховываемся от нюансов ручной проверки части 2).

21. Опричнина сопровождалась следующими явлениями:

1) Разорение крестьян и разруха;

2) Террор, убийства бояр, знати, духовенства;

3) Ливонская война;

4) Массовым бегством крестьян на южные границы страны.

Теперь давайте посмотрим, как эксперты проверяют Ваши письменные задания. Они получают критерии ответов, и затем оценивают, насколько близко к ним находятся ответы выпускника. При несовпадении, оценивают логику, кругозор ответа. Поэтому мы и добавили «убийства бояр, знати, духовенства «. Посмотрим, выполнили ли мы критерии:

В критериях мы видим три элемента ответа, которые мы указали. Ливонская война, безусловно, тоже хронологически «сопровождала» войну. Мы претендуем на максимальный балл за это задание — 2. Кстати, за каждое из заданий С1-С3 максимальный балл, который может получить выпускник — 2. Всего этот блок несет в себе 6 первичных баллов , почти 10% всех Ваших баллов ЕГЭ.

И, задание 22 . Здесь ключевое слово для поиска ответов — РЕЗУЛЬТАТЫ (опричнины). То есть это то, к чему ПРИВЕЛА опричнина. Смотрим в текст — утверждение наиболее жестких форм крепостничества, становление деспотического режима, а главное — , системный кризис общества, в котором сошлись все кризисные явления в стране конца XVI века. Запомним, что это и есть главный итог

Прибавим свои знания. Мыслим логично. Террор и убийства могли привести к сокращению населения страны. Не решение властью проблем логично всегда приводит к потере власти доверия со стороны населения (легитимности , как говорят политологи).

Формулируем ответ. Помним, что он должен быть досконально понятен эксперту, проверяющему Вашу работу.

22 . Результатами опричнины стало:

1) Становление деспотического режима;

2) Потеря легитимности власти;

3) Утверждение наиболее жестких форм крепостничества ;

4) Смутное время как системный кризис русского общества.

Снова посмотрим на критерии экспертов:

И снова все верно. Таким образом, подведем некоторые итоги.

Как работать с текстом ЕГЭ по истории?

1. При работе с текстом ЕГЭ по истории необходимо выделять в нем ключевые мысли, имена, даты — все, что может помочь идентифицировать события, описывающиеся в нем, период, о котором идет речь или его создания.

2. Работайте прямо в КИМе, не теряя время на переписывание на черновик.

3. Внимательно прочитайте задание, определите, что именно от Вас требуется и сколько элементов ответа нужно дать.

4. Показываем при ответе в письменной части 2 свои знания и эрудицию, по возможности применяем термины.

5. Выписывайте ответ максимально формально приближенно к заданию, так чтобы эксперт четко видел, на какой элемент задания Вы даете ответ.

6. Нумеруйте элементы ответа, если это дано в формулировке задания.

7. И помните, что глубокие знания истории — залог успешного выполнения текстовых заданий ЕГЭ по истории.

И, как всегда, Ваше домашнее задание. Выполните, применяя Ваши знания, закрепленные сегодня, и полученные умения, задание 7 из ЕГЭ по истории 2014 года:

Как всегда, ваши ответы мы ждем в комментариях к этому разбору и в обсуждениях нашей группы

ЕГЭ 2017. История. Практикум. Задания части 2. Гевуркова Е.А., Соловьева Я.В.

М.: 2017. - 96 с.

Практикум по истории России ориентирован на подготовку учащихся старших классов и выпускников к успешной сдаче Единого государственного экзамена. Пособие содержит подробный разбор всех типов заданий части 2, типичных ошибок при их выполнении и комментарии к ним. Пособие также предлагает задания для самостоятельной отработки каждого типа заданий, ответы и критерии оценивания. Книга предназначена преподавателям, родителям, репетиторам, а также учащимся старших классов для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.

Формат: pdf

Размер: 1,5 Мб

Скачать: drive.google

Содержание
Предисловие 4
Раздел I. Место и назначение заданий с развернутым ответом в экзаменационной работе 5
Раздел II . Задания 20-22 9
Примеры выполнения заданий 20-22
и комментарии к ответам 14
Задания 20-22 для самостоятельной работы 21
Раздел III. Задание 23 28
Примеры выполнения задания 23 и комментарии к ответам 33
Задания 23 для самостоятельной работы 36
Раздел IV. Задание 24 40
Примеры выполнения задания 24 и комментарии к ответам 44
Задания 24 для самостоятельной работы 50
Раздел V. Задание 25 57
Пример задания 25 57
Примеры выполнения задания 25 и комментарии к ответам 71
Ответы к заданиям для самостоятельной работы 80
Задания 20-22 80
Задания 23 85
Задания 24 90

Среди заданий Единого государственного экзамена задания с развернутым ответом части 2 - самые сложные для выполнения. Они требуют от выпускников не только глубоких знаний по курсу истории, но и целого ряда умений при работе с историческими источниками и другими видами исторической информации, способности анализировать историческую ситуацию, деятельность исторических лиц, умения определять причинно-следственные связи и аргументировать свою точку зрения, позицию по важнейшим историческим проблемам, с опорой на исторические факты и знание историографии давать оценку историческим процессам, явлениям.
Эти глубокие знания и умения формируются в ходе школьного обучения истории, на протяжении многих лет; они являются результатом целенаправленной работы учителей, родителей и, конечно, самих учащихся. Никакое учебное пособие не может сформировать их, если не было этой многолетней подготовки.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Среднее общее образование

Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10)

Всеобщая история

История России

ЕГЭ по истории: разбираем задания с учителем

Сергей Агафонов, соавтор , методист корпорации «Российский учебник»*, учитель высшей категории: «На мой взгляд, половина успеха (если не больше) на экзамене по истории и обществознанию, зависит от количества досконально разобранных типовых заданий. Именно разобранных заданий, а не только выполненных. При этом важно вписывать события, процессы, явления отечественной истории в контекст всеобщей истории, устанавливая связи между различными социальными явлениями и процессами».

Евгений Михайлович Полушин, учитель истории и обществознания I категории, стаж работы учителем 5 лет, выпускник исторического факультета МПГУ им. В.И. Ленина, к.и.н.: «Единый государственный экзамен по истории состоит из 25 заданий. Ответами на задания 1-19 являются последовательность цифр или слова, задания 20-25 предполагают развернутые ответы. Давайте разберем выполнение этих заданий. Кажущаяся простота первых 19 заданий нивелируется отсутствием вариантов ответа, поэтому требуются прочные знания, а на удачу рассчитывать не приходится».

1. В первом задании предполагается расположить в хронологическом порядке события, относящиеся к отечественной и всемирной истории:

1) Созыв первого Земского собора

2) Провозглашение Карла Великого императором

3) Присоединение Крыма к Российской империи

Здесь хорошо было бы твердо знать даты: 1) - 1549 г.; 2) - 800 г.; 3) - 1783 г. и проблема решена, но такие яркие события в истории неплохо запоминаются хотя бы в хронологическом порядке.

2. Во втором задании нужно установить соответствие между событиями и годами. И опять необходимо знать даты, хотя бы представлять - об эпохе правления какого политического деятеля идет речь. События нашей истории зачастую соотносят с правителями страны, почему бы это не использовать на экзамене? Задание осложняется тем, что дат больше событий, то есть метод исключения здесь не сработает.

Дату крещения Руси твердо знает любой школьник, сдающий ЕГЭ по истории - 988 г. Указ «о вольных хлебопашцах» тоже хрестоматиен - 1803 г., отмена местничества четко ассоциируется с XVII веком - 1682 г., ну и XIX конференция КПСС - это Горбачев, следовательно - 1988 г.

3. Третье задание предполагает исключение двух аббревиатур, не относящихся к периоду 1945-1953 гг.:

1) КПСС; 2) НАТО; 3) СЭВ; 4) СНГ; 5) СНК; 6) ООН.

В данном случае от нас потребуется знание того, что СНК (совет народных комиссаров) - первое советское правительство. Его существование относится к более раннему периоду, а СНГ (содружество независимых государств) на слуху в настоящее время, что также не соотносится с указанным периоду.

4. Напишите термин, о котором идет речь:

Высшая государственная должность в Новгородской республике в XII-XV вв. избирался на вече на один-два года и руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом.

По первым словам, «Высшая государственная должность в Новгородской республике…» понятно, что речь идет о посаднике. Кроме посадника в Новгороде избирали тысяцкого, помощник посадника он руководил городским ополчением. Архиепископ был главой церкви, а князь обладал лишь военными функциями.

5. Установите соответствие между событиями и фактами:

Пара Первая мировая война - Брусиловский прорыв очевидна. Битва при Аустерлице и Антифранцузские коалиции тоже. Князь Игорь и его знаменитый неудачный поход на половцев в школе изучается кроме истории еще и на уроках музыки и литературы. Сражение при Клушино - это неудачная попытка Василия Шуйского остановить польское войско, после которой его свергла Семибоярщина, а поляки заняли Москву.

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их крат­кими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами:

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Жалуем сим именным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех, Находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короне, и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей, владением землями, лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без оброку и освобождаем всех прежде чинимых от злодеев дворян и градских мздоимцев­ судей крестьянам и всему народу- налагаемых податей и отягощений».

Б) «Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли·или целую дачу, то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам; и если последует от нас решение желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин. ...Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землею отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный документ издан Александром 11
2) Исполнение данного документа поставлено в зависимость от воли помещиков
3) Современником издания данного документа был А.Д. Меншиков
4) Данный документ издан Александром 1
5) По данному документу упраздняются некоторые повинности, введённые Петром 1
6) Данный документ издан предводителем народного восстания.

РАССУЖДЕНИЕ

Первый фрагмент относится к манифестам Емельяна Пугачева. Это становится очевидным, если обратить внимание на стиль - он похож на императорские манифесты XVIII века, а также содержание - обещание отмены рекрутских наборов и возвращение старого креста и бород. Именно рекрутские наборы и подушная подать - нововведения Петра I.

Второй фрагмент - это отрывок из указа «О вольных хлебопашцах» 1803 г., который, как известно, позволял отпускать помещикам на волю крестьян с землей с согласия императора.

Таким образом, ответ: А - 5,6; Б - 2,4

7. Какие три из перечисленных событий относятся к XVIII в.:

1) Бородинекое сражение
2) Гангутское морское сражение
3) оборона Шипки
4) сражение при Гросс-Егерсдорфе
5) Синопское морское сражение
6) сражение при Рымнике

Здесь представлены довольно известные сражения, давайте их вспомним. Бородинское сражение - это война 1812 г., Гангутское морское сражение относится к Северной войне 1700-1721 гг., Оборона Шипки - эпизод русско-турецкой войны 1877-1878 гг., Сражение при Гросс-Егерсдорфе относится к Семилетней войне 1756-1763 гг., Синопское морское сражение - Крымская война, 1853 г., Сражение при Рымнике произошло во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг.

Соответственно к XVIII веку относятся: Гангутское морское сражение, Сражение при Гросс-Егерсдорфе и сражение при Рымнике.

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содер­жащего пропуск, выберите номер нужного элемента:

А) Командующий 62-й армией, особо отличившейся в Сталинградской битве___
Б) Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады произошло в январе___
В) 30 сентября 1941 г. началась___

Пропущенные элементы:
1) оборона Брестской крепости
2) 1943 г.
3) 1944 г.
4) В.И. Чуйков
5) Н.Ф. Ватутин
6) битва за Москву

Великой Отечественной войне в курсе истории России XX в. уделяется большое внимание, а особенно выделяются значимые сражения, оказавшие существенное влияние на ход Второй мировой войны. Одно из них Сталинградская битва, в которой особо отличилась 62-я армия под командованием В.И. Чуйкова.

Ленинградская блокада была снята в ходе одной из 10 операций 1944 г., а именно Ленинградско-Новгородской, в то время как прорвана блокада была еще в 1943 г.

30 сентября 1941 г. началась, конечно, Московская битва, то есть ее оборонительный этап, а контрнаступление под Москвой 5-6 декабря 1941 г. стало первой крупной успешной наступательной операцией Красной армии в ВОВ.

9. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую пози­цию второго столбца:

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)
А) освоение Россией Сибири и Дальнего Востока
Б) междоусобная война в Московском княжестве
В) Северная война
Г) экономические реформы 1960-х гг. в СССР

УЧАСТНИКИ
1) Дмитрий Шемяка
2) Иван 111
3) Е.П. Хабаров княжестве во второй половине XV в.
4) А.Н. Косыгин
5) Г.А. Потёмкин
6) Б.П. Шереметев

Освоение Россией Сибири и Дальнего Востока связано с именем Е.П. Хабарова. Междоусобная война в Московском княжестве велась между Василием Темным и его братьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. Б.П. Шереметев - полководец Северной войны. А.Н. Косыгин - председатель Совета министров СССР.

10. Прочтите отрывок из Постановления президиума правления Союза писателей СССР и укажите фамилию, трижды пропущенную в тексте:

«Присуждение___ Нобелевской премии, по существу, за роман «Доктор Живаго», наспех прикрытое высокопарными фразами о его лирике и прозе в действительности подчеркивает политическую сторону нечистоплотной игры реакционных кругов... Учитывая политическое и моральное падение___,его предательство по отношению к советскому народу, к делу социализма, мира, про­гресса, оплаченное Нобелевской премией в интересах разжигания холодной войны, - Президиум правления СП СССР, бюро Оргкомитета СП РСФСР и Президиум правления Московского отделения СП РСФСР лишают___ звания советского писателя, исключают его из числа членов СП СССР».

В данном задании название романа подскажет имя автора. Конечно, это Пастернак.

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущен­ных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нуж­ного элемента:

Пропущенные элементы:
1) образование Священной Римской империи
2) первый созыв Генеральных штатов во Франции
3) XIII в.
4) Куликовская битва
5) XVII в.
6) возникновение государства франков
7) X в.
8) опричнина
9) начало составления Русской Правды

Сложность этого задания в том, что необходимо синхронизировать события отечественной и зарубежной истории, что дается детям непросто.

XI в. в истории России - это создание «Русской правды».

Ледовое побоище или битва на Чудском озере - 1242 г., а значит XIII в., крещение Руси - 988 г., т.е. X в., а образование Священной Римской империи 962 г. - также X в.

Получается, что в XIV в. произошла Куликовская битва (1380 г.) и первый созыв Генеральных штатов во Франции (1302 г.).

12. Прочтите отрывок из Конституции СССР:

«Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интел­лигенции, трудящихся всех наций и народностей страны. Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государствен­ную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов. Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государствен­ной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений выше­стоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело. Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе социалистиче­ской законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР и советские законы. Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенарод­ное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум). Статья б. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его поли­тической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу... ».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения:

1) Данная Конституция СССР была принята в период руководства СССР И.В. Сталина
2) Принцип демократического централизма предполагает обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих
3) Статья 5 данной Конституции СССР в период всей истории Советского Союза никогда не была реализована
4) Согласно данному отрывку в СССР существует советская власть
5) Данная Конституция СССР была принята XXV съездом КПСС
6) Одна из представленных в отрывке статей Конституции СССР была отменена до распада СССР

В этом отрывке из Конституции СССР есть несколько «маяков», на которые нужно обратить внимание:

1) упоминание в ст. 6 о КПСС как о «руководящей и направляющей силе» советского общества. Это сразу говорит о том, что перед нами - «Брежневская» Конституция 1977 г.
2) упоминание референдума.

Нам нужно выбрать верные суждения. 1) - отметаем сразу, т.к. руководил Брежнев. 2) - подходит, т.к. в ст. 3 достаточно понятно про это написано. 3) - не подходит, т.к. референдум о сохранении СССР проводился в 1991 г. 4) - подходит однозначно. 5) - не годится, т.к. съезды партии не принимали Конституции, а только Съезды советов. 6) - подходит, т.к. 6 ст. была отменена в 1990 г., до распада СССР, который произошел в 1991 г.

Рассмотрите схему и выполните задания 13-16:



13. Назовите страну-противницу России в войне, которой посвящена схема:

Задания по исторической карте часто вызывают затруднения. В данном случае представлена карта русско-японской войны 1904-1905 гг. это понятно по географическим названиям.

14. Назовите фамилию командующего русскими войсками в сражении, обозначенном на схеме цифрой «1»:

Цифрой «1» обозначено Мукденское сражение в Маньчжурии. Командовал русскими войсками генерал Куропаткин.

15. Укажите название сражения, район которого заштрихован и обозначен на схеме циф­рой «2»:

Цифрой «2» обозначено Цусимкое морское сражение.

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верны­ми? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны:

1) Город, обозначенный на схеме цифрой «3», не был сдан врагу
2) Русской эскадрой в сражении, обозначенном на схеме цифрой «2», командовал З.П. Рожественский
3) Мирный договор по итогам войны, события которой обозначены на схеме, был под­писан в американском городе Портсмуте
4) Одним из защитников города, обозначенного на схеме цифрой «3», был Р.И. Кондратенко
5) В результате войны, события которой обозначены на схеме, Россия потеряла г. Владивосток
6) В сражении, обозначенном на схеме цифрой « 1 », русские войска одержали победу.

Здесь снова выбираем верные суждения. Цифрой 3 обозначен город-крепость Порт-Артур, он был сдан врагу генералом Стесселем в 1904 г. Соответственно, 1) - не подходит. 2) - подходит, т.к. русской эскадрой командовал Рожественский. 3) - подходит, т.к. мирный договор был действительно подписан в американском Портсмуте. 4) - подходит, т.к. Кондратенко - герой обороны Порт-Артура. 5) - не подходит, Владивосток Россия не теряла. 6) - не подходит, под Мукденом русская армия, скорее, потерпела поражение, а Мукден был захвачен японцами.

17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характери­стиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца:

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
А) «Повесть временных лет»
Б) Царь-пушка
В) картина «Боярыня Морозова»
Г) скульптура «Рабочий и колхозница»

ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) памятник культуры создан в XVI в.
2) памятник культуры создан в XVII в. автор - И.Е. Репин
4) автор - В.И. Мухина
5) автор-монах Киево-Печерского монастыря Нестор
6) автор - В.И. Суриков

«Повесть временных лет» по общепринятой версии принадлежит перу монаха Нестора. Царь-пушка отлита мастером Чоховым в XVI в. Картину «Боярыня Морозова» написал В.И. Суриков. Скульптура «Рабочий и колхозница» создана В.И. Мухиной.


18. Какие суждения о данной монете являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных:

1) Данная монета выпущена после Карибского кризиса
2) Монумент, изображённый на монете, установлен в память о Сталинградской бит­ве
3) К моменту распада СССР количество ленточек на гербе СССР, изображённом на монете, сократилось
4) Война, юбилею победы в которой посвящена монета, началась в первой декаде июня
5) Монумент, изображённый на монете, создан по проекту скульптора В.И. Мухиной.

На юбилейной монете изображена скульптура «Родина-мать зовет». Она создана к 1967 г. по проекту скульптора Вучетича. Снова выбираем верные суждения. 1) - верно, Карибский кризис был в 1962 г. 2) - верно, в память о Сталинградской битве и установлена в Волгограде. Здесь можно и остановиться, в условии требовалось выбрать два верных суждения. 3) - не верно, количество лент с 1956 г. не менялось. 4) - не верно, ВОВ началась 22 июня, а это третья декада. 5) - не верно, Вучетича.

19. Укажите фотографии, где изображены здания, строительство которых завершилось в тот же период, когда была выпущена данная монета (в период руководства СССР того же государственного деятеля):


Для начала нам нужно вспомнить, кто руководил СССР в 1967 г., к моменту открытия памятника «Родина-мать зовет!» в Волгограде. Это Л.И. Брежнев (1964-1982 гг.). Значит подходит здание под цифрой 2) - дом Советов, построенный в конце 1970-х, а 3) - это дом-книжка на Новом Арбате, построенный при Брежневе.

ЗАДАНИЯ 20-25

Из манифеста императора

«Бессмертной славы, премудрый Монарх, Любезный Государь, Дед Наш, Петр Великий, Император Всероссийский, какую тягость и коликие труды принужден был сносить един­ственно для благополучия и пользы отечества Своего, возводя Россию к совершенному познанию, как военных, гражданских, так и политических дел, тому не только вся Европа; но и большая часть света неложный свидетель. Но как к восстановлению сего нужно было, в наипервых... благородное дворянство приучить и показать, сколь есть велики преиму­щества проевещенных держав в благоденствии рода человеческого против бесчисленных народов, погруженных в глубине невежеств; то по сему в тогдашнее ж время самакрай­ ность настояла Российскому дворянству, оказывая отличные свои к ним знаки милости, повелел вступить в военные и гражданские службы, и сверх того обучать благородное юношество, не только разным свободным наукам, но и многим полезным художествам...
Упомянутому ж установлению, хотя оное в начале несколько и с принуждением сопря­жено было, но весьма полезное, последовали все со времен Петра Великого владеющие Российским Престолом, а особливо Любезная Наша Тетка, блаженной памят, Государыня Императрица Елизавета Петровна, подражая делам Государя Родителя Своего, знание политических дел и разные науки распространила и умножила... Мы с удовольствием нашим видим, и всяк истинный сын отечества своего признать должен, что последовали от того несчетные пользы, истреблена грубость в нерадивых о пользе общей, переменилось невежество в здравый рассудок, полезное знание и прилежиость к службе умножило в военном деле искусных и храбрых генералов, в гражданских и политических делах поставило сведущих·и годных к делу людей, одним словом заключить, благородные мысли Вкоренили в сердцах всех истинных России патриотов беспредельную к Нам верность и любовь, великое усердие и отменную к службе Нашей ревность, а потому и не находим Мы той необходимости, в принуждении к службе, какая до сего времени потребна была...

1) Все находящееся в разных Наших службах дворяне могут оную продолжать сколь долго пожелают...»

20. Укажите год, когда был издан данный манифест. Укажите императора, издавшего этот манифест. Укажите название данного манифеста:

В самом начале документа указано, что это манифест. В тексте документа говорится об освобождении дворян от обязательной службы, установленной Петром I. Соответственно это Манифест о вольности дворянской от 1762 г., а автор его - Петр III.

21. В чем, по мнению автора манифеста, состоит причина, заставившая Петра I обязать дворян служить и учиться? В чем автор манифеста видит заслугу Елизаветы Петровны? Как автор объясняет причину принятия решения, выраженного в последнем предло­жении данного отрывка?

Данное задание можно выполнить, опираясь исключительно на текст документа. 1) Причиной стала необходимость иметь образованное дворянство для службы на благо отечеству. 2) Елизавета Петровна «разные науки распространяла и умножила» (основала Московский университет, например). 3) Причина в том, что дворянство стало образованным и прилежным к службе. А значит и незачем его принуждать к ней.

22. Укажите любые три меры, о которых не говорится в данном манифесте, предпринятые автором манифеста в период своего правления:

Петр III правил недолго, около полугода, был убит гвардейскими заговорщиками, возведшими на престол Екатерину II, но кое-что сделать успел. Во-первых, отменил преследование старообрядцев (старую веру обещал Пугачев, выдавая себя за Петра III); во-вторых, начал секуляризацию церковных земель, продолженную затем Екатериной II; в-третьих, вывел Россию из Семилетней войны, заключив союз с Пруссией, что, во многом, навлекло на него гнев гвардии.

23. В 1990 г. была разработана программа перехода СССР к рыночной экономике, которая называлась «500 дней». Укажите любые два направления реформирования экономики, которые предусматривалось осуществить в рамках реализации этой программы. Ука­жите причину отклонения этой программы Президентом СССР:

Программа «500 дней» предполагала переход к рыночной экономике для чего необходимо было: 1) приватизировать государственную собственность и 2) отменить централизованное управление экономикой, т.е. планирование. Горбачев отклонил эту программу, опасаясь социальных возмущений.

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказыва­ются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Политическая деятельность князя Святослава Игоревича была успешной»

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвер­дить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

РАССУЖДЕНИЕ

Аргументы в подтверждение:

1) Святослав разгромил соседа Киевской Руси - Хазарский каганат, которому славяне некогда даже платили дань.

2) Поставил правителями отдельных земель не вождей племенных союзов, как это было раньше, а своих сыновей, что снизило риск сепаратизма.

Аргументы в опровержение:

1) Святослав много времени проводил в походах, оставляя без прикрытия дружины Киев, чем не раз пользовались печенеги.

2) Святослав потерпел поражение от византийской армии, заключив не особенно выгодный для Руси мир, и был убит печенегами, возвращаясь домой из этого похода.

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об одном из периодов истории России:

1) 912-945 гг.; 2) декабрь 1812 г. -декабрь 1825 г.; 3) март 1921 г. -октябрь 1928 г. В сочинении необходимо:

Евгений Михайлович Полушин, учитель истории: «Я решил взять период с декабря 1812 г. по декабрь 1825 г. Это время с изгнания французов с российской территории во время Отечественной войны 1812 г. до восстания декабристов. В этом насыщенном событиями историческом периоде, на мой взгляд, особенно выделяются два - создание Священного союза в 1815 г. и восстание декабристов 1825 г.

Инициатором создания Священного союза стал русский император Александр I, который еще с юности мечтал о международном третейском суде, необходимом для предотвращения военных конфликтов. Священный союз был сформирован после наполеоновских войн с целью сохранения того европейского порядка, который был установлен после победы антифранцузской коалиции над Наполеоновской Францией и недопущения революций.

В этот союз, первоначально основанный Россией, Пруссией и Австрией, постепенно вошли почти все европейские монархи. Но существование Священного союза принесло совсем не те плоды, на которые рассчитывал Александр I. Россия, верная идеалам Священного союза, подавила польское восстание 1830-1831 гг. и даже направила русские войска для подавления революции в Австро-Венгрии. Такая активность России напугала некоторые европейские страны и позволила заподозрить нашу страну в наличии планов экспансии, например, на Балканах, что сказалось в дальнейшем во время Крымской войны, в которой у России не оказалось союзников. Отсутствие союзников и международная изоляция стали важными причинами обидного поражения России в этой войне.

Н. Муравьев - один из основателей Северного общества декабристов и автор «Конституции» - программы этого общества. Тайные общества возникли в среде русских офицеров после заграничного похода русской армии. В Европе они познакомились с образом жизни и способами государственного управления, которые сильно отличались от российских реалий. Отсутствие крепостного права, относительное экономическое благополучие крестьян офицеры мечтали реализовать в России. На пути этого, по их мнению, стояла самодержавная власть, крепко стоявшая на страже крепостничества и управленческого произвола. Хотя до конца 1810-х годов молодые офицеры ее надеялись на добрую волю императора и мечтали помогать власти в реформировании страны. Убедившись, что Александр охладел к реформам, заговорщики взяли курс на вооруженное восстание. Северное общество, созданное Н. Муравьевым, представляло умеренное крыло заговорщиков, предполагавшее сохранение монархии при условии, что она станет конституционной. Восстание декабристов, как их позже стали называть, состоялось 14 декабря 1825 г. и было жестоко подавлено верными правительству войсками. Декабристы оказали огромное влияние на дальнейшую историю нашей страны, всколыхнув думающую часть общества, став примером бескорыстного служения идее благополучия страны. Хотя существует и иное мнение, сформулированное П. Чаадаевым. Он не одобрял восстания декабристов. Считал его бессмысленным и даже вредным, напугавшим и озлобившим власти, и сделавшим невозможными в обозримом будущем либеральные преобразования. Во многом он оказался прав».

*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования (электронные формы учебников, «Российская электронная школа», цифровая образовательная платформа LECTA). До прихода в издательство «ДРОФА» занимал позицию вице-президента по стратегическому развитию и инвестициям издательского холдинга «ЭКСМО-АСТ».

Сегодня издательская корпорация «Российский учебник» обладает самым крупным портфелем учебников, включенных в Федеральный перечень - 485 наименований (примерно 40%, без учета учебников для коррекционной школы). Издательствам корпорации принадлежат наиболее востребованные российскими школами комплекты учебников по физике, черчению, биологии, химии, технологии, географии, астрономии - областям знаний, которые нужны для развития производственного потенциала страны. В портфель корпорации входят учебники и учебные пособия для начальной школы, удостоенные Премии Президента в области образования. Это учебники и пособия по предметным областям, которые необходимы для развития научно-технического и производственного потенциала России.

Все в Едином государственном экзамене по истории 25 заданий. Они разделены на две части – 1 часть заданий с кратким ответом (1-19) и 2 часть заданий с развернутым ответом (20-25). Ответом на задания первой часть является группа цифр, слово или словосочетание. Ответ на задания второй части – текст (или несколько предложений), написанных Вами. Помните, что апелляцию можно подавать, только на баллы, выставленные за задания второй части т.к. первую часть проверяет компьютер.

Хотим обратить ваше внимание на то, что в УЦ «Годограф» вы можете записаться на . Мы практикуем индивидуальные и коллективные занятия по 3-4 человека, предоставляем скидки на обучение. Наши ученики в среднем набирают на 30 баллов больше!

Исторические периоды в ЕГЭ 2018

Задания в ЕГЭ по истории 2018 разделены в зависимости от проверяемой компетенции, а также исторического периода. Последних выделяется три:

  1. Древность и средневековье (с VII по конец XVII века)
  2. Новая история (с конца XVII по начало ХХ века)
  3. Новейшая история (с начала ХХ по начало ХХI века) – к этому разделу относится около 40% заданий.

Задания 1-6 ЕГЭ по истории 2018 года

Теперь давайте рассмотрим подробнее задания первой части.

Задание №1 в ЕГЭ по истории 2018 – это задание на установление верного хронологического порядка событий. Ответом на задание 1 является последовательность трех цифр, где первая – самое раннее, с вашей точки зрения, событие, а третья – самое позднее. Обратите внимание, что в Задании 1 одно из представленных событий всегда относится к курсу всемирной истории, поэтому обязательно скачайте себе таблицу дат всемирной истории, встречающихся в ЕГЭ, и постарайтесь их выучить. Задание №1 оценивается в 1 балл.

Задание №2 в ЕГЭ по истории 2018 – это задание на установление соответствия между событиями и датами. В левом столбце указаны четыре события истории России, в правом – шесть дат, две из которых лишние. Ответом на задание 2 будет последовательность из четырех цифр. Правильно выполненное задание №2 оценивается в 2 балла. При этом, если Вы допустите одну ошибку, Вы сможете получить 1 балл. Поскольку задание №2 проверяет знание основных дат истории России постарайтесь найти или скачать такой список и постепенно учите его.

Задание №3 в ЕГЭ по истории 2018 – задание на знание исторических понятий и терминов. В задании представлены шесть терминов, четыре из которых относятся к одному историческому периоду, а два – к другим. Вам нужно найти термины, выпадающие из общего списка и записать ответ в виде двух цифр. Задание №3 оценивается в 2 балла. Задание, выполненное с одной ошибкой, оценивается в 1 балл.

Задание №4 в ЕГЭ по истории 2018 – это задание также на знание исторических терминов, но в отличие от третьего оно предполагает ответ в виде слова или словосочетания. Задание №4 оценивается в 1 балл.

Задание №5 в ЕГЭ по истории 2018 – задание на установление соответствия, как правило, между процессами, явлениями или событиями и фактами, связанными с ними. В задании содержатся четыре процесса и шесть фактов, два из которых лишние. Ответом на задание №5 является последовательность из четырех цифр. Верно выполненное задание оценивается в 2 балла, с одной ошибкой – в 1 балл.

Задание №6 в ЕГЭ по истории 2018 – это также задание на установление соответствия, но здесь работа будет вестись с историческим тексом. Вам будет предложено два фрагмента текстов и шесть характеристик к ним. К каждому из фрагментов необходимо подобрать по две верные характеристики (две из шести характеристик, также, как в заданиях 2 и 5, лишние). Ответ к заданию №5 – последовательность из четырех цифр, если все верны – 2 балла. Задание, выполненное с одной ошибкой, оценивается в 1 балл.

Задания 7-12 ЕГЭ по истории 2018 года

Задание №7 в ЕГЭ по истории 2018 – задание на множественный выбор, в котором необходимо выбрать три (из шести предложенных) верные характеристики какого-либо периода, явления, политики, войны и т.п. Ответом является последовательность из трех цифр и это задание оценивается в 2 балла.

Задание №8 в ЕГЭ по истории 2018 целиком посвящено Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В этом задании, как правило, проверяется знание дат (с точностью до месяца), географических объектов, специальных терминов (название операций, конференций), а также личностей (герои войны, командующие фронтами и т.д.). Правильный ответ оценивается в 2 балла. Задание, выполненное с одной ошибкой, оценивается в 1 балл.

Задание №9 в ЕГЭ по истории 2018 по своей структуре напоминает задания 2 и 5. Только здесь проверяется знание исторических личностей. Система выставления баллов такая же как в заданиях 2 и 5.

Задание №10 в ЕГЭ по истории 2018 – это задание на анализ текстового источника, посвященного событиям начала ХХ – начала XXI в. Ответом к заданию 10 является фамилия деятеля, название политики, периода, исторический термин и т.п. Оценивается в 1 балл.

Задание №11 в ЕГЭ по истории 2018 представляет собой таблицу, в которую необходимо вписать недостающие элементы из списка, приведенного ниже. Как правило, Вам необходимо соотнести дату (век, период) с событиями истории России и всемирной истории. Правильно выполненное задание 11 оценивается в 3 балл, с одной ошибкой – 2 балла, с двумя – 1 балл.

Задание №12 в ЕГЭ по истории 2018 также содержит отрывок исторического текста, к которому приведены шесть утверждений, три из который верные. Для решения 12 задания несколько раз внимательно прочтите текст, ведь иногда в нем непосредственно содержатся подсказки. Правильно выполненное задание оценивается в 2 балла, с одной ошибкой – 1 балл.

Задания на работу с исторической картой и изображениями в ЕГЭ

Задания 13, 14 и 15 в ЕГЭ по истории 2018 выполняются с использованием исторической карты или схемы. В процессе подготовки постарайтесь уделить особое внимание работе с картой, для этого скачайте из интернета атласы по истории России или подборку карт и схем конкретно для ЕГЭ по истории. В этих заданиях, как правило, спрашивается имя деятеля, связанное с событиями на карте, географическое название (город, крепость, река и т.п.) и, иногда, временной период. Задания 13-15 оцениваются каждое в 1 балл.

Задание №16 в ЕГЭ по истории 2018 также связано с исторической картой и предполагает выбор из списка суждений, связанных с событиями, которым посвящена карта. Как и в других заданиях на множественный выбор Вам необходимо записать ответ в виде трех последовательных цифр. Правильно выполненное задание – 2 балла, с одной ошибкой – 1 балл.

Задание №17 в ЕГЭ по истории 2018 проверяет знание российской культуры. Здесь Вам необходимо соотнести памятник культуры с его автором/характеристикой/временем возникновения и т.п. Для успешного выполнения этого задания Вам необходимо освоить огромный пласт информации о культуре России, для этого скачайте или купите специальные пособия по культуре для ЕГЭ. Это поможет Вам не запутаться в многообразии культурных памятников. Правильно выполненное задание – 2 балла, с одной ошибкой – 1 балл.

Задания №18-19 в ЕГЭ по истории 2018 – работа с картинкой, маркой, фотографией или другим изображением. Часто задания 18 и 19 связаны с культурой России. Для их успешного выполнения внимательно рассмотрите каждое изображение, обращая особое внимание на надписи на картинках, если они есть. Часто они могут дать ответ на заданный вопрос. Каждое из заданий оценивается в 1 балл.

Задания с развернутым ответом в ЕГЭ 2018

Часть 2, задания 20-25

Теперь перейдем к заданиям 2 части т.е. части с развернутым ответом. Приведем несколько полезных рекомендаций, которые, как мы надеемся, помогут Вам набрать максимум баллов за эти задания.

Задания №20, 21, 22 в ЕГЭ по истории 2018 (максимум 2 балла за каждое) связаны с историческим текстом, приведенном в начале 2 части. Не ленитесь несколько раз прочесть текст (лучше 3 раза). Первый раз – составляете общее впечатление о тексте, пытаетесь определить время, когда он написан. Затем посмотрите на 20-22 задания. Второй раз – читаете, обращая особое внимание (или даже выделяя ручкой) исторические термины, имена и фамилии деятелей, а также любые другие элементы, показавшиеся Вам важными в контексте заданных вопросов. Затем, при третьем прочтении, выделяете фразы или словосочетания, которые затем будете использовать при ответе на 21 задание (оно почти всегда по тексту).

В заданиях №23 и 24 в ЕГЭ по истории 2018 (максимум 3 и 4 балла соответственно) пишите максимально подробно. Не стесняйтесь своих знаний! При это стоит избегать общих фраз. Каждое положение стройте по схеме аргумент/положение + факт, подтверждающий данный аргумент.

Вариант № 1393464

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1-19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Имена российских государей следует писать только буквами.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) первый съезд русских князей в Любече

2) крещение князем Владимиром Святославовичем Руси

3) Грюнвальдская битва

Ответ:

Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к преобразовательной деятельности Петра I.

1) коллегия

2) семибоярщина

3) посессионная мануфактура

5) губерния

6) местничество

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Ответ:

Напишите пропущенное понятие (термин).

Установившаяся повсеместно на селе в СССР в результате «великого перелома» форма хозяйствования, при которой средства производства (земля, оборудование, скот, семена и т.д.) находились в совместной собственности и под общественным управлением его участников, называется ___________.

Ответ:

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ

A) развитие отношений между Древнерусским государством и Византией

Б) расширение территории в XVI в.

B) реформаторская деятельность Екатерины II

Г) экономические реформы А. Н. Косыгина

1) присоединение к России Астрахани

2) взятие Корсуни войском князя Вла-димира Святославича

3) присоединение к России Левобережной Украины

4) начало ваучерной приватизации

5) принятие Постановления «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства»

6) созыв Уложенной комиссии

A Б В Г

Ответ:

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «В год 6390 (летоисчисление от Сотворения мира). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил поза-ди, и сам приступил, неся младенца Игорь. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава».

Б) «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия, как расскажем об этом после. Теперь же возвратимся к прежнему.

Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) после Олега правил Русью князь Святослав

2) Олег первым из князей подписал выгодный для Руси договор с Византией

3) указанные события относятся к концу IX в.

4) князь Владимир взошёл на великокняжеский престол в Киеве, согласно завещанию своего отца Святослава

5) в летописи говорится о «языческой реформе» князя Владимира

6) «Языческая реформа» потерпела неудачу, но не остановила попыток князя реформировать сферу религии

Фрагмент А Фрагмент Б

Ответ:

Какие три из названных мер были осуществлены в ходе перестройки? Соответствующие цифры и запишите их в ответ.

1) созыв Съезда народных депутатов

2) введение госприёмки

3) ликвидация центральных отраслевых министерств и их замена совнархозами

4) либерализация цен

5) принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности

6) ликвидация КГБ

Ответ:

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

A) ______________ наступательная операция советских войск относится к зиме 1941/42 гг.

Б) ______________ битва закончилась уничтожением окруженной группировки противника 2 февраля 1943 г.

B) ______________ битва закончилась освобождением Харькова.

Пропущенные элементы:

1) Ржевская

2) Ленинградская

3) Ясско-Кишинёвская

4) Московская

5) Сталинградская

6) Курская

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В

Ответ:

Установите соответствие между деятелями культуры второй половины XIX в. и их произведениями.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

Ответ:

Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите пропущенную в нём фамилию.

«В ночь на 18 ноября три члена Директории - Авксентьев, Зензинов и Аргунов... были группой офицеров... неожиданно арестованы... Тотчас же, по получению сведений о совершившемся, собрался Совет Министров и, ввиду создавшегося острого положения., решил, взяв всю полноту власти, передать её затем в руки военного, который только один мог поддерживать порядок. Намеченных кандидатов оказалось двое: генерал Болдырев и вице-адмирал ____________. Первый получил, однако, лишь один голос, почему ____________ была вручена верховная власть...

Арестованных чинов Директории ____________ хотел тут же выпустить на свободу, взяв лишь обязательство с них о немедленном выезде за пределы Сибири, на что, однако, арестованные не согласились. Через несколько дней арестованные под иностранной охраной были вывезены в Китай.

Верховным правителем ____________ был признан не сразу. Атаман Дутов, командующий Приамурским корпусом на Дальнем Востоке, генерал Иванов-Ринов, атаман Анненков ему подчинились. Но атаман Семёнов и Калмыков долго боролись против его власти, не желая признавать его, и лишь к лету 1919 года этот вопрос уладился.»

Ответ:

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

2) Висло-Одерская операция

5) И. В. Сталин, Ф. Д. Рузвельт, У. Черчилль

8) И. С. Конев

9) Ясско-Кишинёвская операция

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

Ответ:

Прочтите отрывок из воспоминаний участника событий.

«Подойдя к крепости, японцы решили взять её открытой силой, но ряд атак на наши позиции центра был неудачен. 3-го августа генерал Ноги прислал парламентёра с предложением сдать крепость, но собранный генералом Стесселем совет отклонил это предложение, а 6-го августа японцы начали артиллерийскую подготовку штурма и в тот же день перешли в наступление, направив после ряда демонстративных атак нашего западного фронта главный свой удар в центр наших позиций, против Орлиного Гнезда. Начался первый штурм Порт-Артура.

Первые дни японцы наступали густыми колоннами, думая массой задавить защитников крепости.

Строгая дисциплина, суровый военный закон, фанатизм и личная доблесть японцев приводили к тому, что японские батальоны, неся невероятные потери, всё же доходили до цели своих атак, хотя бы в составе нескольких человек и схватывались с нашими в штыки. В моём кратком обзоре невозможно описать всё то, что творилось под Орлиным Гнездом в дни с 6 по 11 августа включительно, дни сплошного, беспрерывного боя. Скажу одно, что доблесть была проявлена как с одной, так и с другой стороны. Два редута, №№ 1 и 2, на которых в то время сосредоточивался бой, много раз переходили из рук в руки, и в результате этого семидневного побоища японцы только овладели разрушенным фасом этих редутов, а внутренний остался в наших руках».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Описанные события произошли в 1905 г.

4) Русский генерал, упомянутый в отрывке, погиб в ходе обороны крепости, о которой идёт речь.

5) По итогам войны, в ходе которой произошли описанные события, был подписан мирный договор в городе Портсмуте.

6) В результате войны, в ходе которой произошли описанные события, Россия лишилась части острова Сахалин.

Ответ:

Укажите век, в котором происходили события, обозначенные на схеме. Ответ запишите словом.

Ответ:

Напишите название реки, обозначенной буквой «А», после завершения изображённых на схеме событий.

Ответ:

Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1», у которого войска, чьи действия обозначены белыми стрелками, одержали победу.

Ответ:

Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) На схеме изображён ход крупнейшего народного восстания.

2) Участником событий, изображённых на схеме, был казачий атаман Василий Ус.

3) Вооружённые отряды, действия которых обозначены чёрными стрелками, состояли только из казаков и государственных крестьян.

4) У города, обозначенного на схеме цифрой «2», войска, действия которых обозначены чёрными стрелками, одержали крупную победу.

5) Цифрой «3» на схеме обозначено место пленения предводителя вооружённых отрядов, действия которых обозначены чёрными стрелками.

6) После завершения событий, обозначенных на схеме, в Российской империи была проведена губернская реформа.

Ответ:

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) Летний дворец в с. Коломенском

Б) «Капитанская дочка»

В) «Чапаев»

Г) «Домострой»

2) Этот советский кинофильм посвящен событиям Гражданской войны.

3) Данное творение создано в XV в.

4) Данное произведение посвящено событиям Крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева.

6) Этот памятник был создан в правление Алексея Михайловича.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

Ответ:

Какие суждения о данной почтовой марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Действие картины, изображённой на марке, происходит на X съезде РКП(б).

2) Марка выпущена в период «оттепели» в СССР.

3) Политический деятель, выступление которого изображено на картине, был первым Председателем Совета Народных Комиссаров.

4) На съезде, события которого изображены на картине, был принят Декрет о земле.

5) События, изображённые на картине, произошли в Москве.

Ответ:

Укажите монеты, выпущенные в годы руководства СССР того же политического деятеля, при котором была выпущена данная почтовая марка. В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти монеты.

1) 2)
3) 4)

Ответ:

Укажите год, когда была произнесена речь, фрагмент которой приведён в задании. Назовите автора данной речи. Укажите название явления в отношениях СССР с бывшими союзниками по участию во Второй мировой войне, о предпосылках которого говорится в отрывке.

Из выступления политического деятеля

«На картину мира, столь недавно озарённую победой союзников, пала тень. Никто не знает, что Советская Россия и её международная коммунистическая организация намереваются сделать в будущем и каковы пределы, если таковые существуют, их экспансионистским и верообратительным тенденциям. Я глубоко восхищаюсь и чту доблестный русский народ и моего товарища военного времени маршала Сталина. В Англии - я не сомневаюсь, что и здесь тоже, питают глубокое сочувствие и добрую волю ко всем народам России и решимость преодолеть многочисленные разногласия и срывы во имя установления прочной дружбы. Мы понимаем, что России необходимо обеспечить безопасность своих западных границ от возможного возобновления германской агрессии. Мы рады видеть её на своём законном месте среди ведущих мировых держав. Мы приветствуем её флаг на морях. И прежде всего мы приветствуем постоянные, частые и крепнущие связи между русским и нашими народами по обе стороны Атлантики. Однако я считаю своим долгом изложить вам некоторые факты - уверен, что вы желаете, чтобы я изложил вам факты такими, какими они мне представляются, - о нынешнем положении в Европе.

От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился железный занавес. По ту сторону занавеса все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы - Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София. Все эти знаменитые города и население в их районах оказались в пределах того, что я называю советской сферой, все они в той или иной форме подчиняются не только советскому влиянию, но и значительному и всё возрастающему контролю Москвы... Коммунистические партии, которые были весьма малочисленны во всех этих государствах Восточной Европы, достигли исключительной силы... и всюду стремятся установить тоталитарный контроль...

Я не верю, что Россия хочет войны. Чего она хочет, так это плодов войны и безграничного распространения своей мощи и доктрин. Но о чём мы должны подумать здесь сегодня, пока ещё есть время, так это о предотвращении войн навечно и создании условий для свободы и демократии как можно скорее во всех странах».

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Укажите не менее трёх событий (явлений), непосредственно связанных с полным прекращением явления в отношениях между СССР и Западом, о начале которого идёт речь в тексте.

Из выступления политического деятеля

«На картину мира, столь недавно озарённую победой союзников, пала тень. Никто не знает, что Советская Россия и её международная коммунистическая организация намереваются сделать в будущем и каковы пределы, если таковые существуют, их экспансионистским и верообратительным тенденциям. Я глубоко восхищаюсь и чту доблестный русский народ и моего товарища военного времени маршала Сталина. В Англии - я не сомневаюсь, что и здесь тоже, питают глубокое сочувствие и добрую волю ко всем народам России и решимость преодолеть многочисленные разногласия и срывы во имя установления прочной дружбы. Мы понимаем, что России необходимо обеспечить безопасность своих западных границ от возможного возобновления германской агрессии. Мы рады видеть её на своём законном месте среди ведущих мировых держав. Мы приветствуем её флаг на морях. И прежде всего мы приветствуем постоянные, частые и крепнущие связи между русским и нашими народами по обе стороны Атлантики. Однако я считаю своим долгом изложить вам некоторые факты - уверен, что вы желаете, чтобы я изложил вам факты такими, какими они мне представляются, - о нынешнем положении в Европе.

От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился железный занавес. По ту сторону занавеса все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы - Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София. Все эти знаменитые города и население в их районах оказались в пределах того, что я называю советской сферой, все они в той или иной форме подчиняются не только советскому влиянию, но и значительному и всё возрастающему контролю Москвы... Коммунистические партии, которые были весьма малочисленны во всех этих государствах Восточной Европы, достигли исключительной силы... и всюду стремятся установить тоталитарный контроль...

Я не верю, что Россия хочет войны. Чего она хочет, так это плодов войны и безграничного распространения своей мощи и доктрин. Но о чём мы должны подумать здесь сегодня, пока ещё есть время, так это о предотвращении войн навечно и создании условий для свободы и демократии как можно скорее во всех странах».

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической

1) 1425-1505 гг.;

2) 1762-1796 гг.;

3) 1941-1943 гг.

В сочинении необходимо:

Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениям, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

Указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.