Экологические факторы и их классификация. Экологические факторы и их влияние на организмы

Сообществ) между собой и со средой обитания. Данный термин был впервые предложен немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1869 г. Как самостоятельная наука она выделилась в начале XX века наряду с физиологией, генетикой и другими. Область приложения экологии – это организмы, популяции и сообщества. Экология рассматривает их как живой компонент системы, которую называют экосистемой. В экологии понятия популяции – сообщества и экосистемы имеют четкие определения.

Популяция (с точки зрения экологии) – это группа особей одного вида, занимающая определенную территорию и, обычно, в той или иной степени изолированная от других сходных групп.

Сообщество – это любая группа организмов различных видов, обитающих на одной площади и взаимодействующих друг с другом посредством трофических (пищевых) или пространственных связей.

Экосистема – это сообщество организмов с окружающей их средой, взаимодействующих между собой и образующих экологическую единицу.

Все экосистемы Земли объединяются в или экосферу. Понятно, что совершенно невозможно охватить исследованиями всю биосферу Земли. Поэтому точкой приложения экологии является экосистема. Однако, экосистема, как видно из определений состоит из популяций, отдельных организмов и всех факторов неживой природы. Исходя из этого возможно несколько различных подходов в изучении экосистем.

Экосистемный подход .При экосистемном подходе экологом изучаются поток энергии и в экосистеме. Наибольший интерес в данном случае представляют собой взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой. Этот подход позволяет объяснить сложную структуру взаимосвязей в экосистеме и дать рекомендации по рациональному природопользованию.

Изучение сообществ . При этом подходе подробно изучается видовой состав сообществ и факторы, ограничивающие распространение конкретных видов. В данном случае исследуются четко различимые биотические единицы (луг, лес, болото и т.д.).
подход . Точкой приложения данного подхода, как явствует из названия, является популяция.
Изучение местообитаний . В данном случае изучается относительно однородный участок среды, где живет данный организм. Отдельно, как самостоятельное направление исследований он обычно не применяется, но дает необходимый материал для понимания экосистемы в целом.
Следует отметить, что все перечисленные выше подходы в идеале должны применяться в комплексе, но в настоящий момент это практически невозможно из-за значительных масштабов исследуемых объектов и ограниченности количества полевых исследователей.

Экология как наука использует разнообразные методы исследования, позволяющие получить объективную информацию о функционировании природных систем.

Методы экологических исследований:

  • наблюдение
  • эксперимент
  • учет численности популяции
  • метод моделирования

Термин «экология» ввел в науку немецкий ученый Эрнст Геккель (E. Haeckel) в 1869 г. Формальное определение дать довольно легко, поскольку слово «экология» происходит от греческих слов «ойкос» - жилище, убежище и «логос» - наука. Поэтому экологию часто определяют как науку об отношениях между организмами или группами организмов (популяций, видов) с окружающей их средой. Иначе говоря, предмет экологии - это совокупность связей между организмами и условиями их существования (средой), от которых зависит успешность их выживания, развития, размножения, распространения, конкурентоспособность.

В ботанике термин «экология» первым употребил датский ботаник Е. Варминг в 1895 г.

В широком смысле под средой (или окружающей средой) понимают совокупность материальных тел, явлений и энергии, волн и полей, так или иначе влияющих на . Однако разные среды далеко не одинаково воспринимаются живым организмом, поскольку значение их для жизни различно. Среди них есть практически безразличные для растений, например - инертные газы, содержащиеся в атмосфере. Другие элементы среды, напротив, оказывают заметное, часто - существенное влияние на растение. Их называют экологическими факторами. Таковыми являются, например, свет, вода в атмосфере и в почве, воздух, засоление грунтовых вод, естественная и искусственная радиоактивность и т. д.). С углублением наших знаний перечень экологических факторов расширяется, поскольку в ряде случаев обнаруживается, что растения способны реагировать на элементы среды, ранее считавшиеся безразличными (например, магнитное поле , сильное шумовое воздействие, электрические поля и т. д.).

Классификация экологических факторов

Классифицировать экологические факторы можно в разных понятийных системах координат.

Различают, например, ресурсные и нересурсные экологические факторы. Ресурсные факторы - это вещество и (или) , вовлекаемые в биологический круговорот растительным сообществом (например, свет, вода, содержание в почве элементов минерального питания и т. д.); соответственно, нересурсные факторы не участвуют в циклах трансформации вещества и энергии и экосистемах (например, рельеф).

Различают также прямодействующие и косвеннодействующие экологические факторы. Первые непосредственно влияют на обмен веществ, формообразовательные процессы, рост и развитие (свет), вторые влияют на организм через изменение других факторов (например, трансабиотические и трансбиотические формы взаимодействий). Поскольку в разных экологических ситуациях многие факторы могут выступать и как прямодействующие, и как косвеннодействующие, лучше говорить не о разделении факторов, а о прямом или косвенном их действии на растение.

Наиболее широко используется классификация экологических факторов по их происхождению и характеру действия:

I. Абиотические факторы:

а) климатические - свет, тепло, (его состав и движение), влага (включая осадки в разных формах, влажность воздуха) и т. д.;

б) эдафические (или почвенно-грунтовые) - физические (гранулометрический состав, водопроницаемость) и химические (рН почв, содержание в них элементов минерального питания, макро- и микроэлементов и т.д.) свойства почв;

в) топографические (или орографические) - условия рельефа.

II. Биотические факторы:

а) фитогенные - прямое и косвенное воздействие растений-сообитателей;

б) зоогенные - прямое и косвенное влияние животных (поедание, вытаптывание, деятельность землероев, опыление, распространение плодов и семян);

в) прокариотогенные факторы - влияние бактерий и сине-зелёных водорослей (отрицательное воздействие фитопатогенных бактерий, положительное воздействие свободноживущих и симбиотически связанных азотфиксирующих бактерий, актиномицетов и цианей);

Подробнее о биотических факторах можно почитать с статье

Специфические формы воздействия человека на растительный покров, их направленность, масштабы позволяют выделять и антропогенные факторы.

III. Антропогенные факторы, связанные с многосторонними формами сельскохозяйственной деятельности человека (выпас, сенокошение), его промышленной деятельности (выбросы газов в , строительство, добыча полезных ископаемых, транспортные коммуникации и трубопроводы), с освоением космоса и рекреационной деятельностью.

В эту простейшую классификацию укладываются далеко не все, а только главные экологические факторы. Есть и другие, менее существенные для жизни растения (атмосферное электричество, магнитное поле Земли, ионизирующее излучение и др.).

Заметим, однако, что приведенное деление в определенной степени условно, поскольку (и это важно подчеркнуть как в теоретическом, так и практическом отношении) среда воздействует на организм как единое целое, а разделение факторов и их классификация есть не что иное, как методический прием, облегчающий познание и изучение закономерностей взаимосвязей растения и среды.

Общие закономерности влияния экологических факторов

Влияние экологических факторов на живой организм весьма многообразно. Одни факторы - ведущие - оказывают более сильное воздействие, другие - второстепенные - действуют слабее; одни факторы влияют на все стороны жизни растения, другие - на какой-либо определенный жизненный процесс. Тем не менее можно представить общую схему зависимости реакции организма под воздействием экологического фактора.

Если по оси абсцисс (X) будет отложена интенсивность фактора в своем физическом выражении ( , концентрация солей в почвенном растворе, рН, освещенность местообитания и т. д.), а по оси ординат (У) - реакция организма или популяции на этот фактор в ее количественном выражении (интенсивность того или иного физиологического процесса - фотосинтеза, поглощения воды корнями, роста и т. д.; морфологическая характеристика - высота растения, размеры листьев, количество продуцируемых семян и т. д.; популяционные характеристики - численность особей на единицу площади, частота встречаемости и т. д.), мы получаем следующую картину.

Диапазон действия экологического фактора (область толерантности вида) ограничен точками минимума и максимума, которые соответствуют крайним значениям данного фактора, при котором возможно существование растения. Точка на оси абсцисс, соответствующая наилучшим показателям жизнедеятельности растения, означает оптимальную величину фактора - это точка оптимума. В связи с трудностями в точном определении этой точки обычно говорят о некоторой зоне оптимума, или о зоне комфорта. Точки оптимума, минимума и максимума составляют три кардинальные точки, определяющие возможности реакции вида на данный фактор. Крайние участки кривой, выражающие состояние угнетения при резком недостатке или избытке фактора, называют областями пессимума; им соответствуют пессимальные значения фактора. Вблизи критических точек лежат сублетальные величины фактора, а за пределами зоны толерантности - летальные.

Виды различаются друг от друга положением оптимума в пределах градиента экологического фактора. Например, отношение к теплу у арктических и тропических видов. Различной может быть и ширина диапазона действия фактора (или зоны оптимума). Есть виды, например, для которых оптимален низкий уровень освещенности (пещерные мохообразные) либо относительно высокий уровень освещенности (высокогорные альпийские растения). Но известны и виды, одинаково хорошо растущие и при полной освещенности, и при значительном затенении (например, ежа сборная - Dactylis glomerata).

Точно так же одни луговые травы предпочитают почвы с определенным, довольно узким диапазоном кислотности, другие хорошо растут в широком диапазоне рН - от сильнокислого до щелочного. Первый случай свидетельствует об узкой экологической амплитуде растений (они являются стенобионтными или стенотопными), второй - о широкой экологической амплитуде (растения эврибионтные или эвритопные). Между категориями эвритопности и стенотопности лежит ряд промежуточных качественных категорий (гемиэвритопные, гемистенотопные).

Широта экологической амплитуды по отношению к разным экологическим факторам часто бывает различной. Можно быть стенотопным по отношению к одному фактору и эвритопным по отношению к другому: например, растения могут быть приурочены к узкому диапазону температур и широкому диапазону солености.

Взаимодействие экологических факторов

Факторы среды воздействуют на растение совместно и одновременно, причем действие одного фактора в большой степени зависит от «экологического фона», т. е. от количественного выражения других факторов. Это явление взаимодействия факторов хорошо видно на примере эксперимента с водным мхом Fontinalis. В этом эксперименте наглядно показано, что освещенность по-разному действует на интенсивность фотосинтеза при разном содержании СO 2 в .

Эксперимент также показывает, что сходный биологический эффект может получиться при частичной замене действия одного фактора другим. Так, одна и та же интенсивность фотосинтеза может быть достигнута или увеличением освещенности до 18 тысяч люкс, или, при более низкой освещенности - повышением концентрации СO 2 .

Здесь проявляется частичная взаимозаменяемость действия одного экологического фактора другим. В то же время ни один из необходимых экологических факторов не может быть заменен другим: зеленое растение нельзя вырастить в полной темноте даже при очень хорошем минеральном питании или на дистиллированной воде при оптимальном тепловом режиме. Иными словами, существует частичная заменяемость основных экологических факторов и вместе с тем их полная незаменимость (в этом смысле иногда говорят также об их равнозначной важности для жизни растения). Если значение хотя бы одного из необходимых факторов выходит за пределы диапазона толерантности (ниже минимума и выше максимума), то существование организма становится невозможным.

Лимитирующие факторы

В случае, если какой-либо из факторов, составляющих условия существования, имеет пессимальное значение, то он ограничивает действие остальных факторов (сколь бы благоприятными они ни были) и определяет конечный результат действия среды на растение. Изменить этот конечный результат можно только воздействуя на ограничивающий фактор. Этот «закон ограничивающего фактора» вначале был сформулирован в агрохимии немецким агрохимиком, одним из основоположников агрохимии Юстусом Либихом в 1840 году и поэтому часто называется законом Либиха.

Им было замечено, что при недостатке в почве или питательном растворе одного из необходимых химических элементов, никакие удобрения, содержащие другие элемёнты, на растение не действуют, и только добавление «ионов в минимуме» дает прибавку урожая. Многочисленные примеры действия ограничивающих факторов не только в эксперименте, но и в природе показывают, что это явление имеет общеэкологическое значение. Один из примеров действия «закона минимума» в природе - угнетение травянистых растений под пологом буковых лесов, где при оптимальном тепловом режиме, повышенном содержании углекислого газа, достаточно богатых почвах и прочих оптимальных условиях возможности развития трав ограничиваются резким недостатком света.

Выявление «факторов в минимуме» (и в максимуме) и устранение их ограничивающего действия, иными словами, оптимизация среды для растений, составляют важную практическую задачу в рациональном использовании растительного покрова.

Аутэкологический и синэкологический ареал и оптимум

Отношение растений к экологическим факторам тесно зависит от влияния других растений-сообитателей (в первую очередь - от конкурентных отношений с ними). Часто имеет место ситуация, когда вид может успешно произрастать в широком диапазоне действия какого-либо фактора (что определяется экспериментально), но присутствие сильного конкурента вынуждает его ограничиваться более узкой зоной.

Например, сосна обыкновенная (Pinus sylvestris) имеет очень широкий экологический ареал по отношению к почвенным факторам, но в таежной зоне образует леса главным образом на сухих бедных песчаных почвах или на сильно переувлажненных торфяниках, т. е. там, где отсутствуют конкурирующие древесные породы. Здесь реальное положение оптимумов и областей толерантности различно для растений, испытывающих или не испытывающих биотическое влияние. В связи с этим различают экологический оптимум вида (при отсутствии конкуренции) и фитоценотический оптимум, соответствующий реальной позиции вида в ландшафте или биоме.

Кроме положения оптимума различают пределы выносливости вида: экологический ареал (потенциальные пределы распространения вида, определяемые только его отношением к данному фактору) и реальный фитоценотический ареал.

Часто в этом контексте говорят о потенциальном и реальном оптимуме и ареале. В зарубежной литературе пишут также о физиологическом и экологическом оптимуме и ареале. Лучше говорить об аутэкологическом и синэкологическом оптимуме и ареале вида.

У разных видов соотношение экологического и фитоценотического ареалов различно, но всегда экологический шире фитоценотического. В результате взаимодействия растений происходит сужение ареала и часто смещение оптимума.

Природа для человечества является средой жизни, а также единственным источником ресурсов, необходимых для существования, для удовлетворения материальных потребностей человека. Человек - это неотъемлемая часть природы, он потребляет природные блага и оказывает на окружающую среду ощутимое влияние.

По мере развития производительных сил, а также увеличения оборота вовлекаемых в хозяйственный оборот веществ, воздействие человеческой деятельности на природу неуклонно растет.

Так, на заре развития цивилизации негативное влияние на природу ограничивалось выпасом скота, выжиганием и вырубкой лесов для земледелия, охотой на диких животных. Целые регионы опустошались в результате войн.

После промышленной революции XX века начались серьезные изменения в биосферных процессах. Человеческую деятельность стало возможным сопоставить с естественными энергетическими и материальными процессами, происходящими в биосфере. К этому привело развитие химии, энергетики, транспорта, машиностроения.

Замечание 1

Человечество потребляет материальные ресурсы и энергетику в масштабах, пропорциональных росту населения.

Последствия антропогенной деятельности человечества:

  • истощение природных ресурсов;
  • уничтожение природных экосистем;
  • загрязнение окружающей среды отходами производства;
  • изменение климата;
  • изменение структуры поверхности планеты Земля.

Замечание 2

Результатом антропогенного воздействия человека является нарушение протекания почти всех биогеохимических циклов.

Общая характеристика загрязнения природной среды

Определение 2

Загрязненность – это процесс появления в окружающей природной среде в результате человеческой деятельности или природных явлений компонентов, не свойственных данному региону.

Загрязненность характеризуется наличием в природной среде вредных соединений, способных нарушить функционирование экологических систем, ведущее к снижению качества среды проживания человека и ведения им хозяйственной деятельности.

Экологическое действие может затрагивать как отдельные организмы, так и более высокие уровни организации живых существ: популяции, биоценозы, экосистемы, биосферу.

Негативное влияние загрязнений проявляется в

  • нарушение физиологических функций организма;
  • понижение темпов роста и развития;
  • уменьшение адаптационных возможностей организма к воздействиям негативных факторов окружающей среды;
  • изменение численности и биомассы популяций;
  • изменение годовых циклов миграций;
  • нарушение количественных соотношений в биоценозе;
  • изменение пространственной структуры сообществ живых организмов;
  • деградация экосистем.

Загрязняющие вещества, возникшие в результате антропогенной деятельности человека, весьма разнообразны: соединения серы, углерода, азота, органические соединения, тяжелые металлы, радиоактивные элементы и др.

Антропогенное воздействие проявляется в истощении природных ресурсов биосферы. В результате огромных масштабов использования природных ресурсов во многих регионах значительно изменились ландшафты (угольные бассейны).

Пути решения экологических проблем

Рациональное управление природными ресурсами решает общую задачу: нахождение оптимальных и наилучших способов эксплуатации экосистем.

Решение этой задачи осложняется необходимостью многих критериев оптимизации:

  1. Сокращение производственных затрат.
  2. Получение наилучшего урожая.
  3. Сохранение видового многообразия сообществ, обеспечение нормального функционирования экосистем.
  4. Поддержание чистоты окружающей среды.

Восстановление природных ресурсов и охрана окружающей среды предусматривают:

  • разработка новых, щадящих технологий по добыче природных ресурсов;
  • рекультивация использованных земель;
  • максимально полное извлечение полезных ископаемых из месторождений;
  • безотходное использование сырья;
  • применение отходов производства;
  • использование вторичного сырья;
  • применение замкнутых циклов производства;
  • использование энергосберегающих технологий;
  • восстановление и сохранение лесных массивов от пожаров, болезней, вредителей;
  • расширение заповедных зон, национальных парков уникальных природных комплексов;
  • экологическое образование населения;
  • разведение и охрана редких видов флоры и фауны и др.

Не насыщая пищей чрева,

Жует себя двадцатый век

И рубит, рубит жизни древо,

Как беспощадный дровосек...

Великий разум! Запрети ты

Рубить хотя б последний сук.

Многие виды деятельности человека можно считать особыми экологическими факторами, которые получили название антропогенных; масштаб действия антропогенных факторов становится способными с действием геологических сил; биосфера реагирует на воздействие антропогенных факторов сокращением численности видов, обеднением генофонда популяций, изменением направления действия естественного отбора, вымиранием видов.

Планета в целом, биосфера и общество экологически неделимы, поэтому экологические проблемы выступают как общечеловеческие. Однако в каждом регионе они проявляются и решаются по-своему, в зависимости от типа экосистем, конкретных физико-географических и социально-экономических условий, С другой стороны, локальные экологические ситуации, хотя и имеют значение, могут быть успешно решены только с учетом глобального подхода.

1. В конце кайнозойской эры в ряде областей планеты произошли важные изменения климата – началось похолодание и осушение. Это привело к тому, что на смену лесам пришли открытые пространства. Обитающие ранее в лесных зарослях и перешедшие к жизни на открытых пространствах живые организмы под действием экологических факторов приобрели новые свойства и признаки: развилась строительная деятельность (полевки, песчанки); возник кочевой образ жизни, миграции, увеличились размеры стада (в стаде лесных животных лосей всего 20¸30 голов, а жители открытых пространств олени собираются в тысячные стада). На смену ночному пришел дневной образ жизни, усложнились иерархические связи в стаде, сторожевые функции стали выполняться попеременно каждым его членом. Полагают, что предки человека – лесные животные – в новых условиях попали в трудные обстоятельства. Главными из ним были: исчезновение многих растений тропических лесов, которые служили пищей, невозможность хищничества из-за отсутствия клыков, когтей как средств нападения и защиты; низкая скорость передвижения по сравнению с большинством четвероногих животных того же размера; низкая рождаемость, длительность развития детенышей.

Это привело к развитию у предков человека по мере освоения наземного образа жизни признаков человеческого рода – прямохождения, усложнения орудийной деятельности, совершенствования строения руки, усложнения нервной деятельности. С точки зрения геологии, это произошло совсем недавно.

Успех в борьбе за существования мог быть обеспечен только за счет значительного превосходства умственных способностей по сравнению со всеми животными, которые нападали на предлюдей или могли быть их добычей. Естественный отбор благоприятствовал развитию человеческого мозга.

У наиболее ранних непосредственных предшественников или даже представителей древнейших людей – австралопитеков лица были уже относительно плоские, надбровные дуги выступали вперед, а значительную часть лица занимала мощная нижняя челюсть. Жили они на открытых пространствах и имели сложную иерархию. Именно у австралопитеков зародилась орудийная деятельность как форма биологической адаптации и как новой этап эволюции. Ученые полагают, что первое каменное орудие было изготовлено около трех миллионов лет назад. На рисунке 30 показаны кремневые орудия, обработанные по различной технологии.

На этом этапе стадо предлюдей стало приобретать черты человеческого общества, а предлюди – черты людей. Зародились разнообразные способы коммуникации, развилась дневная активность, человек начал использовать огонь.

Использование огня – первый антропогенный фактор, первая кострище привело к первым неблагоприятным последствиям для живого.

Неандерталец уже строил жилище – хижины на 10¸12 человек, научился жить в любом климате.

Развитие земледелия (рисунок 31) и одомашнивание животных (рис. 32) сопровождались вырубкой лесов, выпасом скота и заготавливанием корма, что привело к изменению экосистем.

8, 5 тыс. лет назад была сделана первая плавка металла (Чатал-Хююк, Южная Турция). Началось развитие ремесел, а затем промышленности.

Новым этапом взаимодействия общества и природы стало появление городов, рост технической вооруженности человека, развитие ремесел, искусства, книгопечатание.

Человек приобрел способность осваивать мир универсально, преобразовывать природу (демонстрация таблицы – свитка (рис. 33), характеризующего в обратной форме этапы воздействия человека на природу).

2. Деятельность человека приобрела глобальный характер и стала особым сверхмощным экологическим фактором существования живого в биосфере.

Человек сокращает территории, занимаемые естественными экосистемами. 9¸12% поверхности суши распахано, 22¸25% составляют полностью или частично окультуренные пастбища. 458 экваторов – такова протяженность дорог на планете; 24 км на каждые 100 км 2 – такова густота дорог. В одних лишь промышленно развитых странах, по данным ООН, под бетоном строящихся автострад, населенных пунктов, аэропортов ежегодно исчезает более трех тысяч км 2 ландшафта.

Человек потребляет продукцию суши, уменьшая долю естественных потребителей.

Биомасса человечества и домашних животных составляет 15¸20% к биомассе наземных животных (на 1980 г.). Однако человек и домашние животные потребляют 1/4 растительной продукции суши.

Человек истощает запасы энергии, накопленные в «тупиках» биосферы.

Современное человечество расходует потенциальную энергию биосферы в 10 раз быстрее, чем происходит ее накопление деятельностью организмов, связывающих солнечную энергию на Земле.

Человек использует ресурсы Земли и загрязняет биосферу: извлекает около 100 млрд. т руды, горючих ископаемых и другого сырья, что составляет 25 т на каждого жителя планеты. 96¸98% добываемого сырья идет в отходы. На одного жителя крупных городов приходится 1 т мусора (пищевого и бытового). 6 млрд. т в год твердых отходов выбрасываемых в океаны. Ежегодно 69¸90 млн. т нефти и нефтепродуктов попадает в биосферу, а в атмосферу поступает 20 млрд. т углекислого газа. В результате сжигания топлива растет концентрация свинца в воздухе и почве, оксиды серы и азота поступают в атмосферу, образую с водой кислотные дожди.

Усиливается физическое загрязнение биосферы – шумовое, тепловое, световое, радиоактивное. Растет запыленность воздушной Среды.

3. Воздействие антропогенного фактора вызывает реакции биологических систем.

а) Гибель особей и сокращение численности популяций.

Лоси, олени, косули и кабаны, птицы и насекомые гибнут на дорогах под колесами автотранспорта. Полевые работы приводят к гибели тетеревов, зайцев, перепелов в большей мере, чем охота.

Миллионы перелетных птиц сгорают в газовых факелах, где сжигают отходящие газы при добыче нефти. Животные гибнут в разливах нефти, на проводах и опорах линий электропередач (степные орлы, могильщики, беркуты, змееяды и др.), при проглатывании пластмассовых предметов, плавающих в море (морские черепахи), в рыболовных сетях (дельфины, тюлени).

б) Нарушения онтогенеза организмов.

Загрязняющие вещества (сернистый ангидрид, фтор и фтористый водород, хлориды и двуокись азота) наиболее опасны для растений, вызывая ожоги, а при высоких концентрациях и гибель растений, отдельных особей. Образующиеся из сернистого газа сернистая, а также серная кислота, вместе с другими веществами попадая в почву, снижают ее плодородие. Изменяется кислотность почвы, что вызывает подавление жизнедеятельности бактерий и снижение численности дождевых червей. Опаснейший загрязнитель – нефть.

Загрязняющие вещества влияют на эмбрионы, развивающиеся зародыши, отравляя их, вызывают уродство и ненормальности в развитии организма, нарушение функций половых желез и органов нарушение функций нервной системы.

Разные загрязнители, действуя одновременно, оказывают кумулятивный эффект? влияние меди на растения усиливается в присутствии солей свинца; медь усиливает влияние радиации, напротив, соли бария, марганца и магния ослабляют подобное влияние.

Под воздействием загрязняющих веществ сокращается сроки жизни – с особенности долгоживущих видов, способных накапливать в организме опасные концентрации загрязнителей.

в) Нарушение популяционных явлений.

Изменяется структура популяции – соотношение самцов и самок, особей разных поколений; численность сокращается до таких пределов, что нарушается поиск брачных партнеров. Вследствие загрязнения Среды нарушаются циклы размножения (асинхронность развития половых клеток у самцов и самок), уменьшается количество беременных самок, число детенышей в помете, растет смертность новорожденных. Распадается ареал вида, сокращаются площади местообитания, изолируются мелкие островки обитаний.

г) Изменение в экосистеме.

Сокращение числа видов уменьшает сложность экосистемы; выпадение одних видов может привести к вспышке численности других; доминантные виды могут быть угнетены, и их место занимают вновь вселяющиеся виды; разрушаются межвидовые отношения: хищник-жертва, опылитель – опыляемое растение, симбиотические связи. Гибель одного вида растения может привести к гибели от 5¸7 до 30¸35 связанных с ним видов животных, главным образом беспозвоночных. Световое, звуковое, химическое загрязнение нарушает сложившиеся системы сигнализации в природном сообществе между видами. В результате изменения структуры сообщества нарушается его стабильность, возникают массовые вспышки численности – как правило, беспозвоночных животных. Таким образом, на наших глазах происходит гигантское обеднение генофонда биосферы вследствие вымирания видов, сокращения их популяционного разнообразия и численности особей во всех сокращающихся по территории популяциях. Ежедневно из этого числа безвозвратно исчезает один вид животных и еженедельно – один вид растений. Сегодня на каждого жителя планеты приходится всего лишь 25 птиц, а к 2000 г. Это соотношение еще уменьшится.

Природные ресурсы, необходимые для выживания человека и стабильного развития, все в большей степени разрушаются или истощаются. Одновременно быстро растет потребность в этих ресурсах. Если нынешние темпы деградации почвы сохранятся, то за 20 последующих лет во всем мире будет погублена треть пахотных земель. Равным образом к концу нынешнего столетия (при существующих темпах вырубке леса) остающаяся площадь не срубленных тропических лесов сократится наполовину. Ожидается, что в течение этого периода население Земли увеличится в полтора раза – от немногим более 5 млрд. до почти 6 млрд. человек.

Стало очевидным, что равновесие биосферных процессов, нарушаемое хозяйственной деятельностью человека, восстанавливается медленнее, чем когда-либо раньше. Адаптационные механизмы биосферы работают «на пределе». Генофонд биосферы обедняется, создавая угрозу непредсказуемых эволюционных последствий.

4. Современную экологическую ситуацию многие ученые характеризуют как «экологический кризис», «кризис природной среды».

Экологические проблемы относятся к разряду глобальных и затрагивают как мир в целом, так и отдельные его регионы и страны.

Решение экологических проблем – в частности, сохранения генофонда биосферы – приобретает все более срочный характер.

Человечество и каждый человек, каждый из нас должны осознать кризисную ситуацию и выдвинуть идеи, позволяющие сохранить жизнь на планете.