Формирование языкового оформления речевого высказывания. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации

Галчонок научился самостоятельно есть для всех неожиданно.

Сел он как-то во время обеда маме на край тарелки и клянчит, чтобы его покормили. Но мама внимания не обращает, ест суп с лапшой.

Вот зачерпнула полную ложку. С неё длинная лапшинка свесилась. Поднимает ложку тихо, осторожно, чтобы не расплескать суп. Вдруг галчонок как подпрыгнет, цоп лапшинку с ложки. Потряс в клюве, как червяка, и съел. Мама вторую ложку пополней зачерпнула. Опять с неё лапша свисает. Несёт мимо галчонка и потряхивает. Лапшинка так и пляшет, словно живая. И эту галчонок съел. Начал вниз головой в тарелку заглядывать - откуда такие вкусные вещи являются.

Мама решила зачерпывать в ложку лапшу и понемножку приподнимать над тарелкой. Галчонок наклонялся всё ниже и ниже, а потом стал хватать лапшинки и кусочки мяса прямо из тарелки.

(По Г. Скребицкому)

Задания

  1. Определите тип речи текста.
  2. Составьте план.
  3. Напишите сжатое изложение. Ответьте письменно на вопрос: «Как вы понимаете значение слова премудрость?»

Ответы

  1. Тип речи - художественное повествование, так как в тексте автор изображает события, передавая своё отношение к происходящему.
  2. План.
    1. Галчонок на краю тарелки.
    2. Галчонок схватил лапшинку.
    3. Мама потряхивает ложкой.
    4. Галчонок ест из тарелки.
  3. Сжатое изложение может выглядеть так:

    Сел галчонок на край тарелки и клянчит, чтобы его покормили.

    Мама ест суп с лапшой. Зачерпнула полную ложку, несёт осторожно, чтобы не расплескать. С ложки длинная лапшинка свесилась. Галчонок как подпрыгнет, цоп лапшинку с ложки. Потряс в клюве и съел.

    Мама вторую ложку зачерпнула. Опять с неё лапша свисает Несёт мама ложку мимо галчонка и потряхивает. И эту лапшинку галчонок съел.

    Начал в тарелку заглядывать - откуда вкусные вещи являются. Мама решила ложечку чуть приподнять над тарелкой. Галчонок наклонялся всё ниже и ниже, потом стал хватать лапшинки прямо из тарелки.

    Вот и одолел всю премудрость еды!

    Слово премудрость - довольно устаревшее. Премудрым называют человека, исполненного мудрости, очень мудрого. Например, в русской народной сказке «Елена Премудрая» главная героиня была очень мудрой девушкой и находила выход из любого затруднительного положения. В рассказе «Как галчонок есть научился» говорится о том, что галчонок не знал и не понимал, как можно есть самостоятельно. О том, что он одолел премудрость еды, автор говорит с иронией, улыбаясь. В рассказе это слово употреблено в переносном значении.

Л.Л. Страхова "Изложения для младших школьников". Подсказки по теории и практике написания изложений. Тексты и планы изложений с выполнением творческих заданий.


Смотрите также: Изложение-повествование: «Храбрый утёнок (сказка)»

Как только наступает весна, скотину в деревнях выпускают из хлева во двор погулять и на солнышке погреться.

Вдруг какая-то птица прилетела и уселась прямо на спину к корове. Птица поменьше вороны, сама чёрная, сзади на шее у неё будто серая накидка, а глазки совсем белесые, словно выцвели, это - галка.

Уселась на коровью спину, прошлась по ней как по дорожке, потом скосила голову набок, пригляделась к чему-то, да как начала шерсть из коровы дёргать, сразу полон клюв надёргала. А корова стоит себе и не старается прогнать назойливую птицу. Корове вовсе и не больно, наоборот, - даже приятно. Весной она линяет, вот галка и помогает ей освободиться от старой зимней шерсти. А самой галке коровья шерсть нужна на подстилку в гнездо.

Галки устраивают свои гнёзда в разных щелях - под крышами, за карнизами или в дуплах деревьев. Очень любят они также гнездиться по трубам. В деревенских домах обычно имеются две половины: жилая и холодная. В холодной половине печка топится очень редко. Вот в трубах таких печей и поселяются галки. Натаскают туда хворосту, соломы, пуха, коровьей шерсти - весь дымоход заложат.

Задумают осенью хозяева печь затопить, как повалит дым обратно в комнату! Что такое?! Уж не завалилась ли труба? Полезут на крышу, нет, труба на месте. Заглянут внутрь, а там - галочье гнездо. Приходится трубочиста звать, трубу чистить. Но галкам от этого горя мало, они уже давно вырастили галчат и улетели из гнёзд. Ведь галки выводят птенцов весною, в мае. А уже к концу месяца молодняк подрастает и покидает гнездо.

Очень интересно бывает наблюдать за молодыми галчатами.

Часто тогда можно увидеть, как галчёнок, только недавно выбравшийся из гнезда, усядется на крышу, на дерево, а то и просто на землю. Сидит и поглядывает по сторонам. Так и высматривает - не летит ли к нему кто-нибудь из его родителей, не несут ли ему еду.

Как заметит отца или мать, крылышки растопырит, раскроет широкий жёлтый рот и начнёт пищать, еду требовать. Подлетит к нему взрослая галка, сунет в раскрытый рот птенца червячка или какое-нибудь насекомое и отлетит в сторону. А галчёнок следом летит. С крыши на дерево, с одного дерева на другое… Так понемногу летать и научится, и сам себе уже еду добывать сможет.

Летом галки кормятся на полях и лугах, едят червей, гусениц, личинки разных насекомых и этим приносят большую пользу человеку. А осенью и зимой галки вместе с воронами целые дни разгуливают по свалкам и мусорным кучам, отыскивая там еду. К вечеру они шумными стаями летят на ночлег.

Галки очень болтливы: они постоянно перекликаются, будто зовут друг друга: «Галка, галка!» И нужно сказать, что их болтовня куда приятнее карканья ворон, особенно, если её услышишь в конце зимы. Идёшь в февральский ненастный вечер где-нибудь по окраине города, темно, ветер пронизывает насквозь, руки и ноги закоченели, и, кажется, что зиме, холоду и конца не будет.

Вдруг, откуда-то сверху с дерева послышится: «Галка, галка, галка!»

Взглянешь наверх, всё дерево сплошь галками усеяно. Послушаешь их и сразу на душе посветлеет: «Ишь, как птицы весело переговариваются, это они тепло зачуяли. Значит, до весны недалеко».

Логопедическое воздействие опирается, прежде всего, на опережающее развитие семантической стороны речи по отно­шению к формально-языковой. В специальной литературе от­мечается, что переход к самостоятельному пересказу и расска­зу возможен лишь после усвоения предметных отношений (на уровне отдельных предложений).

Коррекционная работа по развитию связной речи направ­лена на формирование сукцессивных (последовательных) про­цессов, развернутых операций и умственных действий, а также симультанных (одновременно протекающих) процессов. При становлении внутреннего программирования отдельных выс­казываний на первоначальных этапах происходит формирова­ние и совершенствование простой глубинно-семантической структуры высказывания. В дальнейшем данная структура включается в связное высказывание, в контекст в процессе ре­чевого общения ребенка с логопедом и сверстниками в диало­гической и монологической формах речи. Такая сукцессивная направленность логопедической работы не исключает разви­тия у школьников симультанных процессов.

На основании теории поэтапного формирования умствен­ных действий первоначальный этап коррекции включает боль­шое количество схем, идеограмм, таблиц, графических схем, 200

раздаточного материала, облегчающих усвоение семантичес­кой структуры текста.

Коррекционная работа предполагает выполнение следующих упражнений, которые проводятся по традиционной методике:

1. Описание предметов по основным признакам,

2. Развернутое описание предметов с включением различ­ных признаков (микротем).

3. Сравнительное описание предметов.

4. Развитие умений пересказывать текст.

5. Развитие умения работать с деформированным текстом.



6. Рассказ по сюжетной картинке.

7. Самостоятельный рассказ.

Развитию языкового оформления текста способствует на­зывание слов текста, наиболее характерных для описания того или иного персонажа или действия; подбор синонимов к опи­сываемым предметам и явлениям; продолжение рассказа свои­ми словами.

В. Г. Борботько выделяет три типа тематической прогрес­сии текста:

а) линейная структура (тема каждого последующего пред­ложения повторяет рему (новое) предыдущего);

б) структура с постоянной темой (тема каждого последую­щего предложения уточняет тему предыдущего);

в) структура деривационная (темы предложения, следую­щие друг за другом, происходят от одной общей «гипер­темы», темы всего абзаца, главы и т.д.).

Анализ данных, полученных нами в результате эксперимен­тальной работы по выявлению симптоматики и механизмов дизорфографии у младших школьников с ОНР (IV уровень), свидетельствует о необходимости формирования и совершен­ствования деривационной структуры текста как наиболее на­рушенной у учащихся с данной патологией. Приведем отдель­ные упражнения по развитию связной речи у школьников, страдающих дизорфографией.

А. Подробный пересказ текста. Материал - рассказ «Длин­нохвостые разбойники». (Третий класс.)

ДЛИННОХВОСТЫЕ РАЗБОЙНИКИ Это было весной. Мы шли по тропинке. Вдруг впереди нас тревожно застрекотали сороки.

Вышли мы на лужайку. Смотрим, по лужку мечется зайчи­ха, а около нее две сороки. Они то взлетят, то сядут. Зайчиха на них так и наскакивает. Заметила она нас и поскакала в лес. Со­роки тоже улетели.

Видим, лежит в ямке крошечный зайчонок. Так вот кого защищала зайчиха! Отнесли мы зайчонка в ближайшие кусты. Мать там его непременно найдет.

По Г. А. Скребщкому

I. Чтение текста. Логопед просит ребенка внимательно прослушать рассказ, прочитать текст вслух (или про себя), вы­полнить задания и ответить на вопросы.

II.

- Понравился ли тебе рассказ? За кого ты волновался?

Почему дрались зайчиха и сороки? (Сороки напали на зайчонка.)

Как зайчиха защищала его? (Смело, отважно, мужествен­но.)

Зачем люди отнесли зайчонка в кусты? (В кустах его не заметят хищники.)

III. Анализ структуры текста.

- Какой текст по типу речи? (Текст-повествование.)

Обоснуй свой ответ. (В тексте рассказывается о чем-то.)

Прочти первое предложение. Какова его роль в тексте-повествовании? (Она вводит нас в содержание рассказа.)

Сколько частей в рассказе? (Три.)

Прочти вслух первую часть. О чем в ней говорится? (О том, что сороки тревожно застрекотали.)

Как можно ее озаглавить? (Сороки тревожно застреко­тали.) Ребенок (или логопед) записывает план в тетради.

Прочти вторую часть. Какую картинку ты представил? Озаглавь ее. (Драка зайчихи с сороками.)

Прочти третью часть. О чем в ней рассказывается? (О том, как прохожие спрятали зайчонка.)

Как можно ее озаглавить? (Спасение зайчонка.) План записывается учеником (логопедом) до конца.

Прочти последнее предложение. Скажи, какую роль оно выполняет-в тексте? (Им заканчивается повествование.)

Как еще можно озаглавить текст? IV. Языковой анализ текста.

I часть текста.

Прочитай третье предложение. Назови первое слово предложения. (Вдруг.)

Как стрекотали сороки? (Тревожно.)

Объясни значение этого слова. (Вести себя беспокойно, мешать кому-то.)

II часть текста.

Прочти первое предложение. (Вышли мы на лужайку.)

Почему оно начинается со слова вышли? (Люди шли сна-чала по лесу, а затем оказались на поляне.)

Прочти второе предложение. Для чего вместо слова «лу-жайка» автор использовал слово лужок? (Чтобы не повторять слово лужайка дважды.)

Назови слова, которые указывают на героев описывае-мых событий. (Мы (прохожие), зайчиха, сороки.)

Назови слова, которые передают действия зайчихи. (Ме-чется, наскакивает, заметила.)

Скажи, как ты их понимаешь? (Мечется - прыгает бес-: порядочно, суетливо, в разных направлениях; находится в вол-

нении, смятении. Наскакивает - набрасывается с разгону. За-метила - увидела, обнаружила.)

Назови слова, характеризующие действия сорок. (Взле-тят, сядут, улетели.) К слову сядут подбери родственные сло-ва.

- Почему зайчиха тоже скрылась от людей? (Потому что увидела, заметила людей.)

Что сделали сороки? (Они улетели, потому что тоже уви­дели людей.)

III часть текста.

Прочти первое предложение. Кто лежал в ямке? (Зайчонок.)

Объясни, почему зайчонок не мог выбраться из ямки? (Потому что был крошечный, очень маленький.)

Скажи, какой знак стоит в конце предложения и почему? (Автор объясняет, почему так необычно вели себя зайчиха и сороки.)

Прочти третье предложение. (Отнесли мы зайчонка в ближайшие кусты.)

Объясни значение прилагательного ближайшие. (Бли­жайшие - самые близкие, находящиеся рядом, неподалеку.)

V. Орфографигеская работа.

Ученику предлагается найти и назвать слова на пройден­ные правила правописания, объяснить свой выбор; к отдель­ным словам подобрать родственные.

VI. Самопроверка.

Б. Развитие умения сжато пересказывать текст. Материал - текст «Орел». (Третий класс.)

Орел свил гнездо на большой дороге и вывел детей. Однаж­ды около дерева работал народ. Орел подлетел к дереву с ры­бой в когтях. Люди увидели рыбу. Они стали бросать в орла камнями. Он выронил рыбу.

Орел сел на край гнезда. Орлята просили корм. Орел ус­тал. Он не мог летать. Он прикрыл орлят крыльями и стал их ласкать. Птица как бы просила их чуть подождать. Но птен­цы кричали.

Тогда орел полетел к морю. Он вернулся поздно вечером. В когтях у него опять была рыба. Орел огляделся, сел на край гнез­да и накормил детей.

По Л. Н. Толстому

I. Чтение текста. Ученику предлагается прослушать текст, прочитать его вслух и ответить на вопросы:

Понравился тебе рассказ?

За кого ты волновался?

П. Работа над семантикой текста. Учащийся выполняет задания и отвечает на вопросы:

Какая опасность угрожала птенцам?

Почему орел не мог лететь за кормом? (Он очень устал.)

Как вели себя птенцы? (Они кричали.)

Они были сыты? Когда их накормил орел? III. Анализ структуры текста.

Какой это текст по типу речи? (Текст-повествование.)

Объясни, почему ты так решил? (В нем рассказывается об орле и орлятах, о том, что с ними однажды произошло.)

С какой целью Л. Н. Толстой написал рассказ? (Он хотел вызвать внимательное и доброе отношение к братьям нашим меньшим, птицам.)

Какова основная идея текста? (Нужно оберегать природу.)

Прочти заголовок текста. (Орел.) Орел - это сильная и хищная птица из семейства ястребиных, с изогнутым клювом. Она живет в горах или в степи.

Как можно по-другому озаглавить текст? (Орлята спасе­ны. Родительская любовь. Заботливый папа.)

Логопед предлагает составить план текста. Он обращается к ученику:

Прочти I часть рассказа. О каком важном событии хотел сказать автор? (Птенцы остались без рыбы).

Кого собирался накормить орел?

Что сделали люди? Почему?

Озаглавь I часть. (Жестокость людей.)

Прочти II часть текста. Что делали орлята? (Птенцы про­сили есть.)

Как вел себя орел? Почему? (Он прикрыл орлят крылья­ми и стал их ласкать. Он просил птенцов подождать, потому что устал и не мог лететь за едой.)

Птенцы успокоились? (Нет, они продолжали кричать, так как были голодными.)

Озаглавь II часть рассказа. (Птенцы просят есть. Уста­лый орел и голодные птенцы.)

Прочти III часть. О чем говорится в этой части? (О том, как орел все же накормил своих птенцов.)

Куда полетел орел за добычей? (К морю.)

Когда он вернулся к птенцам? Почему? (Орел вернулся в гнездо поздно вечером. Он долго охотился, потому что не так-то просто поймать в море рыбу.)

Озаглавь III часть. (Птенцы накормлены. Птенцы спасены.) IV. Языковой анализ текста.

I часть текста.

Прочти первое предложение. Где орел свил гнездо? (На дереве, около большой дороги.)

Что означает глагол подлетел? (Приблизился, но не ус­пел еще сесть.)

Что означает глагол выронил? (Нечаянно упустил.)

II часть текста.

Прочти первое предложение. Что значит просить? (Об­ращаться с просьбой о чем-нибудь.)

Прочти второе предложение. Что означает слово корм? (Это пища для животных.)

Как могли себя чувствовать птенцы? (Они хотели есть-Им было неуютно, грустно.)

Что при этом могут делать птенцы? (Жалобно пищать, раскрывать клювики, вытягивать шеи, махать крылышками.)

Прочти четвертое предложение. Как ты его понимаешь? (Птица очень устала, выбилась из сил. Орел не имел возмоЖ" ности больше лететь.)

- Что означает глагол ласкать? (Проявлять нежность, лю­бовь, доброе отношение.)

Почему орел так себя вел?

Каким словом можно заменить наречие гуть? (Немного.)

Как вы представляете себе эту сцену? III часть текста.

Прочти первое предложение. Как иначе можно сказать, изменив наречие тогда? (В таком случае орел полетел к морю.)

Почему орел отправился за добычей?

Прочти второе предложение. Почему Л. Н. Толстой упот­ребляет в этом предложении местоимение он? (Чтобы избежать повтора слова орел.)

Прочти третье предложение. Скажи, что хотел подчеркнуть автор словом опять? (Орел еще раз, снова поймал птенцам рыбу.)

Съели ли орлята рыбу, пойманную до этого? Почему?

Прочти четвертое предложение. Что означает глагол ог­лядеться? (Посмотреть вокруг себя.)

Почему орел огляделся? (Он хотел убедиться, что побли­зости нет людей. Из-за них орел уронил рыбу накануне.)

Почему орел сел на край гнезда? (Чтобы не раздавить птенцов. Орел - крупная птица.)

Какое значение имеет приставка на- в глаголе накормил? (Глагол с этой приставкой приобретает значение завершеннос­ти действия, то есть птенцы, наконец, наелись.)

V. Орфографигеская работа.

1. Назови слова с безударными гласными, непроверяемы­ми ударением. (Орел, дороге, около и др.)

2. Объясни написание слов с проверяемыми безударны­ми гласными и вставь пропущенные буквы в слова: гн...здо,

б...льшой, дер...ва, подл...тел, к...гтях, бр...сать, к...мнями, выр...нил, пр...сили, л... екать, пт...нцы, кр...чали, веч...ром, огл...делся, нак...рмил, д...тей.

3. Назови слова с приставками.

VI. Самопроверка.

В. Работа с деформированным текстом (с использованием картинок). Материал - текст «Как галчонок есть научился», части которого напечатаны на трех карточках и серия сюжет­ных картинок. (Третий класс.)

КАК ГАЛЧОНОК ЕСТЬ НАУЧИЛСЯ Галчонок научился самостоятельно есть для всех неожиь данно. Сел он как-то во_время обеда маме на край тарелки и клянчит, чтобы его покормили. Но мама внимания не обра­щает, ест суп с лапшой.

Вот зачерпнула полную ложку. С нее длинная лапшинка свесилась. Поднимает ложку тихо, чтобы не расплескать суп. Вдруг_галчонок как подпрыгнет, цап лапшинку с ложки. Потряс в клюве, как червяка и съел. Начал вниз в тарелку заглядывать - откуда такие вкусные вещи виднеются.

Мама решила зачерпывать в ложку лапшу и понемножку приподнимать над тарелкой. Галчонок наклонялся все ниже и ниже, а потом стал хватать лапшинки прямо, из тарелки. Вот и одолел всю премудрость еды!

По Г. А. Скребицкому

I. Работа с картинками. Учащемуся дается задание рассмот­реть серию сюжетных картинок «Как галчонок есть научился», разложенных в беспорядке, и расположить их в логической последовательности. Затем ученик должен рассказать обо всем, что на них изображено, с помощью следующих вопросов:

Какой будет текст? Почему ты так решил? Сколько в нем будет частей?

О чем говорится в первой части? Где сидел галчонок во время обеда?

Что делала мама?

О чем идет речь во второй части? Придумай галчонку имя. Что он сделал?

Какой момент изобразил художник? (Галчонок схватил лапшинку с ложки.) На кого похожа лапшинка? (На червяка, гусеницу.)

Каким словом можно заменить глагол схватил? (Утащил, стянул, украл.)

Какие эмоции у детей вызвало поведение галчонка?

Чем закончилась эта история?

О чем ты составил текст? (О том, как галчонок учится есть. Тема текста: «Галчонок научился есть».)

Что в рассказе забавного, смешного?

О чем хотел сказать художник, нарисовав эти картинки?

Прочти название серии картинок.

П. Ученику предла­гается прочесть три части текста, напечатанные на карточках. (Текст может состоять из предложений, представленных в бес­порядке.) Затем ребенок объясняет, составляют ли прочитан­ные им предложения связный текст и почему.

III. Языковой анализ текста,

- Прочитай I часть текста. Объясни значение наречий са­мостоятельно и неожиданно.

- Какое значение приобретает наречие как-то во втором предложении? (В значении «однаждь!».)

Какими словами можно заменить наречие понемножку! (Понемногу, небольшими частями, порциями.)

Какое значение имеет глагол приподнимать! (Не очень высоко поднимать.)

Как ты понимаешь значение глагола одолел! (Затратил много труда, сил и научился чему-то.)

пре­мудрость! (Что-то мудреное, трудно понимаемое.) Подбери к слову премудрость родственные слова. (Мудрость, мудрый, премудрый.)

8 Зак 4492 209

IV. Орфографигеская работа. Ребенок объясняет написание тех слов, в которых подчеркнуты гласные или согласные буквы (используются графические изображения.)

V. Списывание текста. Ученику предлагается вспомнить памятку о правилах списывания текста. Далее логопед читает текст, учащийся сверяет его с образцом.

VI. Самопроверка.

Г. Работа с деформированным текстом. Речевой матери­ал - текст «Перелетные птицы» (напечатан на карточках в двух вариантах: в деформированном и в правильной последователь­ности).

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

Из теплых стран летели домой перепелки. Они летели над морем, их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром.

Они присели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насы­пали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы отдохнули и стали клевать корм.

Вот вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогре­лись, взлетели и отправились в путь.

По Л. А. Кассилю

I. Работа с деформированным текстом. Ученику предлага­ется выполнить задания и ответить на следующие вопросы:

Прочти. (Дается деформированный текст.)

Можно ли данные предложения назвать текстом? Обо­снуй свой ответ. (Между ними нет логической и композицион­ной связи.)

Для восстановления текста прочти предложения еще раз и определи порядок предложений с помощью цифр. ,

(В случае затруднений предлагается следующий план: 1. Трудный перелет. 2. Отдых на корабле. 3. Снова в путь.)

Прочти предложения в том порядке, который ты опре­делил. О чем говорится в тексте? (О трудном перелете перепе­лок.)

Перепела - это маленькие серенькие птицы. Они живут обычно в поле, являются родственниками куропаток.

Назови тему текста. (Перелет перепелок.)

Назови главную мысль текста. (Как люди оказали по­мощь в трудном перелете перепелок.)

II. Работа со структурой текста.

- Какой это текст по типу речи? Обоснуй свой ответ. (Текст-повествование. В рассказе развертывается действие, для этого используется много глаголов. Первое предложение указывает на продолжение действия в последующих предложениях. Пос­леднее завершает описываемое событие.)

Назови глаголы-действия. (Летели, бороться, присели, насыпали, отдохнули, стали клевать, вышло, обогрелись, взле­тели, отправились.)

Прочти название текста. Какое заглавие можешь приду­мать ты? (Трудный перелет. Случай с перепелками.)

III. Языковой анализ текста.

I часть текста.

Подбери родственные слова к прилагательному перелет­ные. (Лет, полет, лечу, летать, летательный, летчик.)

Вспомни и назови первое предложение. (Из теплых стран летели домой перепелки.)

Прочти второе предложение. Что такое буря? (Это нена­стье, очень плохая погода, когда дует сильный ветер. На море поднимаются высокие волны.)

Как ты понимаешь глагол застигла? (Внезапно захвати­ла, застала.)

Прочти третье предложение. Как маленькие птицы бо­рются с ветром? (Они стараются не упасть в воду и не сбиться с пути. Для этого птицы чаще машут крыльями.)

II часть текста.

Прочти первое предложение. (Они присели отдохнуть на мачты корабля.)

- С какой целью Л. А. Кассиль использовал глагол при­сели? (Чтобы указать на короткий, недлительный отдых птиц.)

Объясни, что такое мачты? (Это высокие столбы для па­русов на судне.)

Объясни значение существительного палуба. (Это гори­зонтальное перекрытие в корпусе корабля.)

Как ты понимаешь значение существительного крошки? Подбери к нему родственные слова. (Крошить, крошечный, ок­рошка, крошиться.)

Прочти следующее предложение. Для чего писатель ис­пользовал существительное корм? (Чтобы избежать повтора существительных крошек и семегек.)

III часть текста.

Прочти первое предложение. (Вот вышло солнышко.) Какую роль выполняет частица вот в данном предложении? (Действие происходит как бы перед глазами писателя.)

Прочти второе предложение. (Море успокоилось.) По­чему Л. А. Кассиль использовал нераспространенное предло­жение? (Чтобы показать быстроту перемены погоды.)

Прочти третье предложение. Назови слова, которые пе­редают действия перепелок. (Обогрелись, взлетели, отправи­лись.) Объясни значение глагола отправились. (Улетели, напра­вились в путь.)

Каким словом можно заменить существительное путь? (Дорога, направление, маршрут.)

IV. Орфографигеская работа.

2. Учащийся получает задание найти и назвать слова с при­ставками; объяснить, как можно сгруппировать данные слова. (Работа с текстом.)

V. Запись текста.

VI. Самопроверка.

Дети входят в группу, рассаживаются на свои места. Раздаётся стук в дверь.

Ребята, нам прислали письмо. Здесь целая игра. Для Никиты и Алёны, Для Роберта и Марселя. Давайте поиграем. Игра называется «Оцени поступок».

Алёна, что изображено на твоём рисунке?

Дети помогают бабушке нести сумки из магазина. Они совершили хороший поступок.

А у меня на картине дети разорвали книжки и сделали беспорядок в комнате. Это плохой поступок.

Ребята, как выдумаете, если человек совершает плохие поступки, можно сказать, что это хороший человек?

Нет. Это плохой человек. Хороший человек совершает только хорошие поступки.

Верно ребята. Значит, когда мы оцениваем человека, мы имеем в виду его дела и поступки. Получается, человек ценен не красивыми нарядами, не интересными игрушками, а прежде всего своими добрыми делами. Каждый человек должен любить другого человека, должен спасать другого, должен трудиться. И тогда другие люди ответят ему тем же добром, благородством и трудолюбием. Мы недавно прочитали сказку Сельмы Лагерлёф «Подмёныш». О чём в ней рассказывкется?

В ней говорится, как одна женщина не давала в обиду подкинутого ей ребёнка тролля. Её родной сын находился в это время у троллей. Когда троллёнка били и не давали есть, человеческого детёныша тоже били и морили голодом. Только доброта женщины по отношению к детёнышу тролля спасла и её сына.

Значит, как мы относимся к другим людям, точно так же и они будут относится к нам. Ты с добром, и к тебе с добром. Но мы ещё читали произведение Л.Н.Толстого «Лоханка». О чём оно?

Это произведение о том, как старенькому немощному дедушке его дети подавали есть в лоханке, чтобы он не пачкал скатерть, а потом и вообще перестали сажать за стол. А внук слелал лоханку и сказал своим родителям: «Вот состаритесь и я буду кормить вас из лоханки». Родителям стало стыдно и они посадили старика за стол.

Какой же можно сделать вывод из рассказа, ребята?

Если хочешь, чтобы к тебе относились хорошо, то и сам относись к людям хорошо. Не обижай их.

Правильно ребята. А ведь на Руси есть ещё множество пословиц об отношениях людей друг к другу. Давайте вспомним их.

Каков привет – таков ответ.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Как аукнется, так и откликнется.

Доброму Савве – добрая слава.

Правильно ответили. Я очень хочу, чтобы после нашего занятия в вашей жизни были добрые дела и поступки. Чтобы до нас доходила только добрая слава о вас.

Вид: коммуникация (развитие речи)

Тема: «Хочу быть добрым»

Программное содержание: расширять и уточнять знания детей об окружающем мире; продолжать учить детей составлять простые и сложные предложения; учить пользоваться прямой и косвенной речью; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения; учить поддерживать непринуждённую беседу, правильно отвечать на вопросы педагога.

Методические приёмы: наглядные

Словесные (беседы, вопросы)

Словарные (активизация словаря)

Игровые (дидактическая игра)

Демонстрационный материал: портреты Л. Толстого и С. Лагерлёф

Предшествующая работа: беседы о добре, о хороших и плохих поступках,

Разбор и заучивание пословиц и поговорок.

Предварительная работа: чтение произведений Л.Толстого С. Лагерлёф,

Обсуждение характеров персонажей.

Структура занятия: вводная часть – дидактическая игра

Основная часть – пересказ произведений,

Беседа по содержанию

Заключительная часть – беседа по содержанию пословиц

Организация занятия: дети сидят за столами.

Муниципальное учреждение

«Управление дошкольного образования»

Исполнительного комитета Нижнекамского

Муниципального района Республики Татарстан

Конспект итогового занятия

Интегративной области коммуникация

(развитие речи)

В старшей группе на тему: «Хочу быть добрым»

Составила: воспитатель гр №5.

«Перспективный план по чтению художественной литературы в подготовительной группе»

СЕНТЯБРЬ

Тема занятия

Программные задачи

Малые фольклорные формы.

Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц («Где лад, там и склад»);

Воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний («водой не разольешь», «бросать слова на ветер», «играть в кошки – мышки»);

Формировать умения анализировать образные выражения в загадке («живой порхает огонек»);

Упр-ть в подборе эпитетов, сравнений в загадке.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 13, с. 175.

Я. Тайц

«По грибы» -

пересказ произведения

Продолжать учить детей пересказывать текст самостоятельно,

передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям;

Закрепить умение пересказывать рассказ по ролям, образовывать уменьшительно – ласкательные наименования (листок, кузовок, мешок, лепесток и др.);

Соотносить действие с его названием.

Лит-ра: В.Н. Волчкова з. 2, с. 19.

В. Крупинина «Отцовское поле»

М. Глинская

«Хлеб» -

чтение

Расширять знания детей о хлебе, познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу;

Развивать познавательный интерес;

Воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу.

Лит-ра: В.Ю. Дьяченко з. 3 с. 186.

А. Раскин

«Как папа укрощал собачку» -

чтение

Закреплять представления о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения;

Учить:

Понимать образное содержание произведения;

Понимать главную мысль рассказа;

Связно передавать содержание произведения;

Воспитывать любовь к животным.

ОКТЯБРЬ

Тема занятия

Программные задачи

Ш. Перро

«Мальчик – с пальчик» -

рассказывание сказки.

Продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки;

Учить осмысливать характеры персонажей;

Формировать образность речи, понимание образных выражений;

Развивать творческие способности, умение разыгрывать фрагменты сказки.

Н. Гернет и Д. Хармс

«Очень – очень вкусный пирог» -

Учить чувствовать ритм стихотворения;

Эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения;

Побуждать к размышлению над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть.

Лит-ра : Е.В. Вальчук з. 32, с. 115

А.С. Пушкин – знакомство с творчеством.

Познакомить с творчеством великого русского поэта;

Расширять представления о пейзажной лирике А.С. Пушкина;

Вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать другие произведения А.С. Пушкина;

Развивать умение передавать интонацией печаль осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения;

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 8, с. 168.

Фольклор народов мира

«Кораблик», пер с англ. С. Маршак. -

песенка

Продолжать знакомить детей со значением и содержанием малых фольклорных форм (песенок);

Учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть песенку «Кораблик»;

Формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок;

Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

НОЯБРЬ

Тема занятия

Программные задачи

Д. Мамин – Сибиряк – знакомство с творчеством.

«Медведко» -

чтение рассказа.

Познакомить с творчеством писателя Д. Мамина – Сибиряка;

Помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя;

Учить определять, к какому жанру относится каждое произведение;

Развивать интерес к любой книге.

Формировать умение осмысливать содержание произведения «Медведко» - Д. Мамин – Сибиряка.

«Что за прелесть эти сказки!»

Уточнить и обогатить представление о сказках А.С. Пушкина;

Помочь в своеобразие их языка;

Вызвать желание услышать сказочные произведения поэта

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотой рыбке», «У лукоморья дуб зеленый…», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, замечать и выделять изобразительно – выразительные средства, понимать их значение.

И. Суриков

«Зима» -

работа по содержанию стихотворения.

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, находить пейзажную картину по образному описанию, обосновывать свой выбор;

Упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания зимней природы («Сонные, укрытые снегом, словно в белых шубах»);

Лит-ра : О.С. Ушакова с. 99; В.Ю. Дьяченко с. 207.

Ознакомление с новым жанром – басней.

«Стрекоза и муравей» -

чтение басни

И.А. Крылова.

Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями;

Подвести к пониманию аллегории басни, идеи;

Воспитывать чуткость к образному строю языка басни;

Понимать значение пословиц о труде («Мастер своего дела», «В большом деле и маленькая помощь дорога»), связывать значение пословицы с определенной ситуацией.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 17, с. 181.

ДЕКАБРЬ

Тема занятия

Программные задачи

Знакомство с творчеством

С. Михалкова.

«Ошибка» -

чтение басни.

Учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне;

Формировать представления о С. Михалкове как о баснописце;

Продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний («душа в пятки ушла, несется без задних ног»), пословиц и поговорок («Волков бояться – в лес не ходить»;

Воспитывать интерес к басням, пословицам, поговоркам.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 23, с. 189; В.Ю. Дьченко с. 216.

«Семь Симеонов – семь работников»,

обр. И. Карнаухова -

чтение русской народной сказки.

Продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями;

Повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка);

Учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ;

Развивать умение пересказывать сказку по плану;

Формировать образность речи, понимание образных выражений.

Г. Скребицкий

«Как галчонок есть научился» -

пересказ произведения.

Учить пересказывать текст без пропусков и длительных пауз, передавать прямую речь, совершенствовать интонационную выразительность речи, упражнять в подборе существительного к глаголу;

Развивать выразительность речи;

Воспитывать интерес ко всему живому, потребность охранять и защищать природу.

Лит-ра: В.Ю. Дьяченко с. 195.

Стихотворения к новогоднему празднику -

работа по содержанию стихотворений.

Продолжать учить выразительно, рассказывать стихотворения наизусть;

Формировать умение интонационно передавать радость в связи с предстоящими праздниками;

Развивать поэтический слух;

Воспитывать любовь к праздникам, художественной литературе.

ЯНВАРЬ

Тема занятия

Программные задачи

«Коляда! Коляда! А бывает коляда…» -

обрядовые песни.

Познакомить детей с древними русскими праздниками (Рождеством, Святками), объяснить их происхождение и назначение;

Продолжать различать жанровые особенности обрядовых песен;

Учить понимать главную мысль песен;

Раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно, выразительно.

«Гуси – лебеди» - рассказывание русской народной сказки.

Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте;

Развивать творческое воображение;

Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Г. Скребицкий

«Как белочка зимует» -

пересказ рассказа.

Учить детей отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;

Понимать и использовать в речи слова в их переносном значении («бойкий рыжий мячик»);

Подбирать по смыслу глаголы;

Учить пересказывать текст рассказа;

Прививать любовь к животным и заботу о них.

Лит-ра: Е.В. Вальчук з. 6, с. 27.

С. Маршак

«Кошкин дом» (отрывки) -

чтение в лицах.

Продолжать учить детей внимательно слушать произведение (стихотворение);

Отвечать на вопросы по содержанию;

Определять настроение, выраженное в стихотворении;

Сочувствовать героям стихотворения, переживать.

ФЕВРАЛЬ

Тема занятия

Программные задачи

Знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена.

«Гадкий утенок» -чтение сказки.

Уточнить знания детей о творчестве датского сказочника Г.Х. Андерсена;

Учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки;

Формировать умение обращать внимание на поэтические образы;

Развивать речетворческие способности детей;

Воспитывать доброту, внимание, заботу об окружающих.

Лит-ра: В.Ю. Дьяченко с. 197, О.С. Ушакова з. 32, с. 203.

Л. Фадеев

«Зеркало в витрине»

чтение стихотворения.

Продолжать учить детей внимательно слушать стихотворение;

Развивать интерес к художественной литературе;

Чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

П. Воронько

«Лучше нет родного края» -

работа по содержанию стихотворения.

Учить выявлять идейное содержание произведения в ходе его коллективного обсуждения;

Участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании;

Воспринимать смысл пословиц, выраженный образно («Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша»);

Воспитывать любовь к родному краю.

Лит-ра: Е.В. Вальчук з.34, с. 122.

С. Алесеев

«Первый ночной таран» -

пересказ рассказа.

Продолжать учить детей понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки, басни;

Развивать навыки пересказа литературного текста;

Учить применять в речи образные выражения, сравнения;

С. Топелиус

«Три ржаных колоска» - чтение литовской сказки.

Учить различать жанровые особенности рассказа;

Осмысливать содержание прочитанного;

Связно передавать содержание прочитанного средствами игры;

Формировать оценочное отношение к героям сказки.

МАРТ

Тема занятия

Программные задачи

С. Маршак

«Перчатки» -

работа по содержанию стихотворения.

Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений;

Помочь осмыслить значение образных выражений в тексте;

Упр-ть в осознанном использовании средств интонационной выразительности;

Развивать образность речи.

Чтение рассказов, стихотворений о весне. Рассматривание иллюстраций.

Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления;

Учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов;

Воспитывать любовь к природе.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 25, с. 192.

«Айога» -

чтение нанайской сказки.

Учить детей понимать и оценивать характер главной героини;

Закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведения;

Учить понимать переносное значение пословиц, поговорок («Лениться да гулять – добра не видать», «Ленивому и лениться лень»);

Воспитывать отрицательное отношение к лени.

Лит-ра: О.С. Ушакова з.20, с. 105.

«Снегурочка» -

рассказывание русской народной сказки.

Учить понимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку;

Развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы;

Закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра;

Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Лит-ра: В.Ю.Дьяченко с. 212; О.С. Ушакова з. 14 с. 177.

И. Крылов

«Ворона и лиса» -

чтение басни.

Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни;

Учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделить мораль басни;

Обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста («На ту беду Лиса близехонько бежала», «Плутовка к дереву на цыпочках подходит»);

Развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни;

Воспитывать честность и доброту.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 17, с. 181; В.Ю. Дьяченко с. 202.

АПРЕЛЬ

Тема занятия

Программные задачи

Н. Носов

«Автомобиль» -

чтение рассказа.

Учить понимать жанровые особенности рассказа, видеть его начало, основную и завершающую часть;

Учить оценивать поступки героев;

Развивать пантомимические навыки, учить создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации;

Воспитывать навыки коллективной творческой деятельности;

Учить анализировать поступки героев рассказа, иметь свое мнение о прочитанном.

М. Зощенко

«Великие путешественники» -

пересказ рассказа.

Познакомить детей с литературным произведением М. Зощенко;

Учить определять характер персонажей;

Связно пересказывать литературный текст;

Развивать умение полно и точно отвечать на поставленные вопросы.

В. Орлов

«Ты лети к нам, скворушка…» -

работа по содержанию стихотворения.

Учить выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение;

Побуждать к размышлениям над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть;

Прививать любовь к природе.

Ознакомление с малыми фольклорными формами.

Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц;

Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок («Что посеешь, то и пожнешь» «Грозен Семен, а боится Семена одна ворона»);

Уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 6, с. 164.

МАЙ

Тема занятия

Программные задачи

С. Маршак

«Откуда стол пришел?» -

работа по содержанию стихотворения.

Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения;

Развивать умение подбирать рифмы к различным словам;

Формировать образную речь (понимание образных выражений в стихотворном тексте);

Развивать память и внимание.

Лит-ра: О.А. Скоролупова с. 36

А. Твардовский

«Рассказ танкиста»

Чтение рассказа.

Расширять знания детей о защитниках Отечества;

Уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов;

Развивать воображение, поэтический вкус;

Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину.

Лит-ра : В.Ю. Дьяченко с. 215.

М. Михалков

«Лесные хоромы» -

чтение сказки.

Помочь найти сходное и отличительное от русской народной сказки «Теремок»;

Научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей;

Развивать пантомимические навыки;

Учить детей создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 27, с. 195; В.Ю. Дьяченко с. 232.

В. Драгунский

«Друг детства» -

чтение рассказа.

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею;

Закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ);

Осмысливать значение образных выражений.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 28, с. 196; В.Ю. Дьяченко с.223.

Итоговая литературная викторина.

Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений;

Закрепить знания о малых фольклорных формах.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 34, с. 205