Гамзат цадаса фотографии.

Цада!.. Семьдесят тёплых очагов. Семьдесят голубых дымков, поднимающихся в чистое высокогорное небо. Белые сакли на черной земле. Перед аулом, перед белыми саклями – зелёные плоские поля. Позади аула поднимаются скалы.


Расул Гамзатов «Мой Дагестан».

Аул Цада, что в высокогорном Хунзахском районе, подарил миру двух замечательных мастеров слова, отца и сына - Гамзата Цадасу и Расула Гамзатова.

Цадаса означает «Цадинский». По-русски – «огненный». Здесь и сейчас стоит каменная сакля, построенная руками Гамзата и его жены Хандулай. Теперь в ней мемориальный музей Цадасы.

Гамзат Цадаса рано лишился родителей и опекун определил его в школу при мечети в селении Гиничутль. Гиничутль в то время было своего рода культурно-религиозным центром, где на несколько сотен жителей приходилось несколько десятков учёных, хранилось очень много средневековых книг, рукописей и т.д. Гамзат позднее очень тепло вспоминал о своих учителях, например, о Дибире Али, который переписал 750 экземпляров Корана. Переписка одной Священной Книги приравнивалась в то время к подвигу.

Дагестан славился своей школой. Как писал Услар: «Если соотнести количество населения и количество школ, то Дагестан опережал многие цивилизованные европейские страны». Накануне Октябрьской революции в Дагестане действовало 740 мусульманских школ, в которых обучалось около 7,5 тысяч детей. Гаджи Гамзатов в книге «Завоевание Кавказа» пишет: «Дагестанцы снабжали весь Восточный Кавказ знатоками арабского языка, чтецами, мутаалимами, мулами, кадиями. В редкой уважающей себя семье не учили детей, по крайней мере, мальчиков, читать по-арабски. Ислам кормил в буквальном смысле добрую долю населения».

Вот в таких условиях Гамзат Цадаса начал творить. Сначала появились озорные стихи неунывающего мутаалима, ученика мечетской школы.

Отца главнее в доме нет души,

В семье слывёт он «первым барабанщиком»,

Под музыку его, сынок, пляши,

Будь хоть министром, хоть простым чеканщиком.

Поступка недостойного следы

Не смыть слезами собственной беды,

Лишь только наши честные поступки

Даруют миру добрые плоды.

Двадцатилетний курс наук дал Гамзату совершенное знание арабского языка, с помощью которого ему открылись философия, история, юриспруденция, география. Труды восточных литературоведов познакомили его с крупнейшими именами и явлениями европейской литературы: Вольтером, Гёте, Гюго. Что же касается классической поэзии Востока, то она на всю жизнь одарила его. Годы обучения стали для Цадасы настоящей и бесценной школой познания жизни. У него была очень большая библиотека, три книги из которой - по мусульманскому праву - он приобрёл за участок земли. Гамзат почти наизусть знал Священный Коран, в совершенстве владел арабским языком, его стихам на арабском специалисты дают высокую оценку.

Гамзат работал муллою во многих сёлах Хунзахского плато, одно время работал кадием в селении Гимры с целью изучения истории Кавказской войны. Гамзат Цадаса поддерживал связь с учеными-богословами того времени. Он часто посещал известного алима из Хунзаха Раджаб-хаджи (Большой Хаджи 1872-1954).

В 1942 году, когда был снят запрет с имени имама Шамиля, он написал одноименную поэму.

Воистину тот славен и велик,

Кто победил во гневе свой язык.

И тот, кто самого себя сильнее,

Воистину сильнейший из владык.

Проси, коль надо, но без лести,

Когда ты сам себе не враг.

И никогда ценою чести

Не обретай житейских благ.

Гамзат Цадаса заложил основы современного аварского литературного языка. Его сатира и сегодня в строю. Появлением национального репертуара аварская драматургия обязана ему.

В немногословии Гамзата, сдержанности жестов, манере внимательно слушать собеседника была высокая интеллигентность. Он не подавлял своим авторитетом, был ровен со всеми. Людей отличал не по рангам и должностям, а по внутренним достоинствам.

Он был добрым другом и заботливым наставником для многих литераторов Дагестана. Он верил в молодых. Многим его нравственный облик, пример его твёрдости в убеждениях служил путеводной звездой. В нём была полная мера благожелательности и ни капли самомнения.

Не наноси товарищу вреда,

Не ставь ему подножку никогда,

Кто друга предаёт тщеславья ради,

Тот сокращает сам свои года.

Не радуйся, когда превознесут

Всё то в тебе, чем ты не обладаешь,

И не сердись, когда ругать начнут

Всё то в тебе, что ты не замечаешь.

Слова Гамзата Цадасы и сегодня в общественной жизни Дагестана занимают особое место. Творчество его воплотило и выразило лучшие качества горского характера. Человек редкостного таланта, неповторимого, как всякий истинный талант, Цадаса остался жить в памяти своего народа. Создатель нового реалистического языка, новых литературных жанров, классик, чьи строки бытуют в пословицах. До сих пор живёт в умах людей благодарное воспоминание о нём, о примере его жизни, ставшей мерилом нравственной требовательности, душевного благородства, доброты и честности. Он был истинным мусульманином и достойным сыном своей Родины.

Материал подготовила Муслимат Раджабова.

Цадаса Гамзат 1877-08-09 - 1951-06-11 Аварский поэт. Жизнь Родился 9 (21) августа 1877 года в ауле Цада (ныне Хунзахский район Дагестана) семье крестьянина-бедняка. Его фамилия "Цадаса" является псевдонимом и происходит от названия аула "Цада" (в переводе с аварского - "из Цада"). Рано стал сиротой, его отец Юсупил Магома умер, когда ему было 7 лет. Учился в медресе. В течение трёх лет был дибиром, т. е. мусульманским священником и судьей в родном ауле Цада. Позднее отказался от этого звания. Некоторое время работал на железной дороге и на лесосплаве. В 1908-1917 годах занимался сельским хозяйством (хлебороб). В 1917-1919 годах Г. Цадаса был членом Хунзахского шариатского суда. В 1921-1922 годах работад редактором газеты «Красные горы», где печатал свои первые стихи. в 1923-1925 годах был председателем шариатского суда. В 1925-1932 годах работал делопроизводителем Хунзахского райисполкома. В 1932-1933 годах работал секретарём редакции районной газеты «Горец». С 1925 года Г. Цадаса был бессменным депутатом Хунзахского районного Совета депутатов трудящихся. С 1950 года был избран депутатом ВС СССР, а также вторично избран депутатом ВС Дагестанской АССР. Творчество Начало творческого пути относится к 1891 году, его первым стихотворение - «Собака Алибека». Его дореволюционная поэзия носила социально-обличительный характер. Его стихи, шутки были направлены против различных норм адата, мулл, богачей, торгашей. После Великой Октябрьской социалистической революции Г. Цадаса выступил как певец новой жизни трудящихся горцев («Октябрь», «Слово старухи в день 8 марта», «Старое и новое», «Сталину», «К мести», «Горные вершины», «Метла адатов» и др.). Первый сборник стихов «Метла адатов» вышел в 1934 году. В том же году «как старейший поэт, любимый широкими массами трудящихся горцев» он стал первым народным поэтом Дагестана. Гамзат Цадаса - первый автор аварских басен, стихов и сказок для детей. Его песни эпохи Великой Отечественной войны, а также сборник патриотических стихов «За родину» обрели популярность в Дагестане. Г. Цадаса - автор драм и комедий «Сапожник», «Встреча в бою», «Женитьба Кадалава». Значительное место в творчестве поэта занимают стихотворные сказки («Слон и муравей», «Сказка о зайце и льве» и др.) и басни «Мечтатель пастух», «Язык мой - враг мой» и др.). В последние годы жизни он написал пьесы «Сундук бедствий», «Встреча в бою» и др., исторические поэмы «Поздравление товарищу Сталину в день его семидесятилетия», «Моя жизнь», «Сказание о чабане». Творчество поэта связано с аварским фольклором. Цадаса переводил на аварский язык произведения А. С. Пушкина. В 1967 году в ауле Цада открыт музей Гамзата Цадасы. Награды и премии * Сталинская премия второй степени (1951) - за сборник стихов «Избранное» («Сказание о чабане») (1950) * орден Ленина * орден Трудового Красного Знамени * народный поэт Дагестанской АССР (1934)

Российский аварский поэт, народный поэт Дагестана (1934). Отец Р. Гамзатова. Учился в медресе, был мусульманским священником и судьей в родном ауле, потом отказался от этого звания и стал хлеборобом. Начал поэтическую деятельность в 1891 г. Выступил как сатирик, обличитель пороков духовенства, торгашей, стяжателей ("Дибир и хомяк", "Стихи о харчевне" и др.). Первый сборник стихов "Метла адатов" (1934) знаменовал целый этап в аварской поэзии. В конце 1930-х гг. написал автобиографическую поэму "Моя жизнь". Популярны были его песни периода Великой Отечественной войны (сборник "За Родину"). Поэма "Сказание о чабане" (1949-1950), реалистическое повествование о новой жизни горцев, вошла в сборнике "Избранное" (Государственная премия СССР, 1951). Автор драм и комедий, первых у аварцев басен, стихов и сказок для детей. Творчество поэта тесно связано с аварским фольклором. Многие его стихи стали народными песнями. Перевел на аварский язык произведения А.С. Пушкина, И.А. Крылова. Похоронен в центре г. Махачкалы. В 1965 г. учреждена ежегодная республиканская премия его имени за лучшее произведения драматургии.

Небольшой дагестанский аул Цада подарил миру сразу двух мастеров слова - Гамзата Цадасу и Расула Гамзатова. Сегодня мы поговорим о Гамзате Цадасе, чей псевдоним можно перевести на русский язык как «Огненный». Вас ждет знакомство с биографией Гамзата Цадасы и его творчеством!

Детские годы

Гамзат появился на свет в 1877 году в семье обычного крестьянина Юсупила Магомы. Мальчик рано осиротел - ему было всего семь лет, когда не стало его отца. Гамзата передали на воспитание дяде. Особое место в биографии Гамзата Цадаса занимала учеба. В десятилетнем возрасте мальчик был отправлен опекуном на обучение в школу при мечети селения Гиничутль. Изучал Гамзат не только богословие. В списке предметов, интересовавших Цадаса, география и законоведение, математика и логика, астрономия и арабский язык.

Работа и самообразование

Завершив обучение в школе, Гамзат много работал - в городе Грозный он занимался строительством железной дороги, в верховьях реки Койсу трудился лесосплавщиком. После этого какое-то время Гамзат Цадаса был дибиром - священником и судьей сразу в нескольких дагестанских поселениях.

В это же время Гамзат занимался самообразованием. Сначала он изучал В библиотеке его были стихи Омара Хайяма, Навои, Хафиза, Физули, Саади. Знаком он был и с «Шах-наме» Фирдоуси. Особое внимание Гамзат Цадаса, о биографии которого мы сейчас говорим, уделял творчеству поэтов из Дагестана. Его увлекали произведения Е. Эмина и Эльдарилава, О. Батырая и Тажутдина Чанки, И. Казака и Анхил Марин. Интересовали Цадасу романы Виктора Гюго, Льва Крылова, Антона Чехова.

Гамзата можно смело назвать знатоком мусульманской юриспруденции, а потому в 1917 году его избрали членом (а позднее и председателем) Аварского шариатского суда. В 1920 году Цадаса назначили председателем Хунзахского продовольственного комитета, а спустя год он был направлен в областную аварскую газету под названием «Красные горы». После работы в газете он занял должность делопроизводителя Хунзахского райисполкома.

Начало творческого пути

Первые стихи Гамзата Цадаса вышли в свет в 1891 году. Самое первое стихотворное произведение - «Собака Алибека». Стоит сказать, что дореволюционная поэзия Цадаса носила исключительно обличительный характер. Все стихи Гамзата были направлены против всех мулл, торгашей. Выступал он и против норм адата - обычаев, действующих в определенных регионах. Именно по этим нормам решались все дела о краже невест, и т.д.

В стихах, написанных после Октябрьской революции, Гамзат выступает в качестве певца новой жизни, наступившей у горцев-тружеников. Аварский поэт призывал повсеместно утверждать власть Советов. Первый сборник стихов Гамзата Цадасы - «Метла адатов» - был издан в 1934 году. Тогда же Гамзат был признан первым народным поэтом Дагестана.

В начале 30-х годов прошлого столетия в аул Цада приезжали писатели из Москвы. Петра Павленко и Владимира Луговского очень заинтересовала биография Гамзата Цадасы и, конечно, его творчество. Тихонов, кстати, позднее вспоминал об этом знакомстве. Он писал, что Гамзат - самый острый ум во всей Аварии, борец с такими пороками, как корысть и глупость, великолепный поэт, способный одним только словом победить врагов нового режима, мудрец, превосходно разбирающийся в самых хитрых тонкостях дагестанского быта. Николай Семенович отмечал и тот факт, что Гамзат Цадаса не просто писал стихи, он думал в стихотворной форме!

Народное признание

Творчество Гамзата Цадасы сыграло огромную роль во всей советской литературе. Строки из его произведений давно разобраны на цитаты. Многие наверняка знакомы с его словами о том, что все люди одноязыки, но при этом у каждого есть два уха - для того, чтобы услышав два слова, в ответ можно было сказать только одно.

Существенная часть произведений Цадасы была написана для детей: он писал для подрастающего поколения стихи, сказки и басни. Гамзат Цадаса издал и сборник великолепных патриотических стихов. Стихи эти пользовались особой популярностью в Дагестане в годы Великой Отечественной войны. Благодаря ему жители Дагестана смогли ознакомиться с произведениями Александра Сергеевича Пушкина. В списке автора комедии и драмы, стихотворные сказки, пьесы и исторические поэмы!

Награды

Творчество поэта ценили и читатели, и власти. За свою жизнь Цадаса получил немало наград. В их числе:

  • Сталинская премия;
  • звание «Народный поэт Дагестана»;
  • орден Ленина.

Есть у Гамзата медали - «За доблестный труд» и «За оборону Кавказа».

Продолжаю рассказ о нашей поездке в Дагестан:) На фото - Ирганайское водохранилище, находится оно в Унцукульском районе Дагестана.


Это я чуть вперед конечно забежал, сначала стоит немного рассказать о Гимринской башне..

Оборонительная башня в окрестностях села. В этом месте погиб первый имам Дагестана Газимухаммад 17 октября 1832 в ходе Кавказской войны
Гази-Магомед и Шамиль с 13 уцелевшими мюридами решили защищаться до последней возможности, и засели в башне, построенной после хунзахской битвы, у которой Гази-Магомед предсказал свою гибель. Они личным примером ободряли немногих уцелевших мюридов. В воспоминаниях современного Шамилю горского историка Мухаммеда-Тагира есть замечательный рассказ об исключительном мужестве этой горстки храбрецов, из которой удалось спастись только Шамилю и одному мюриду. Войска Розена обстреливали башню со всех сторон, а смельчаки взобрались на крышу, пробили в ней дыры и бросали внутрь горящие фитили, пытаясь выкурить мюридов. Горцы отстреливались, пока их оружие не пришло в негодность. Вельяминов велел подтащить пушки прямо к башне и расстреливал её почти в упор. Когда двери были разбиты, Гази-Магомед засучил рукава, подоткнул за пояс полы черкески и улыбнулся, потрясая саблей: «Кажется, сила не изменила ещё молодцу. Встретимся перед судом Всевышнего!». Имам окинул друзей прощальным взглядом и бросился из башни на осаждавших. Увидев, как частокол штыков пронзил имама, Шамиль воскликнул: «Райские гурии посещают мучеников раньше, чем их покидают души. Возможно, они уже ожидают нас вместе с нашим имамом!».


Вернемся к водохранилищу..Конечно в ясную погоду фото было бы лучше:)

Ирганайское водохранилище — водоём образованный на реке Аварское Койсу в результате строительства Ирганайской ГЭС.
Площадь водной поверхности 18,0 км², а объем достигает 0,7 км³, полезный объём водохранилища составляет 0,397 км³
Береговая линия длиной около 43 км сильно изрезаны. Ширина водохранилища превышает в среднем 500 м, максимальная 1,5 км.
Строительство плотины Ирганайской ГЭС было начато в 1977 году, но гидроэлектростанция превратилась в один из советских долгостроев. В результате заполнение водохранилища было закончено только в 2008 году. При создании водохранилища было затоплено 940 га сельхозугодий и садов, перенесено 521 строений. Полному переселению, в результате затопления, подверглось село Ирганай, частичному села Зирани и Майданское.



Наш гид Муртазали Магомедов (о нем подробно позже будет рассказ:)) и гостья из Ташкента Ольга Федина:) Селфи, понимаешь!:)


Шамиль Амиров amishami , Муртазали Магомедов и Ольга Федина


Поднимаемся в Хунзахский район, здесь виды конечно шикарные..


Между делом, мы еще попали на туристический слет. Пока поднимались, хочется еще отметить, что и связь была:) Так что "Мегафон" тут молодцом!:)

Глава Хунзахского района Саид Юсупов очень радушно нас всех встретил:)
Сразу хочется сказать, что жителям района с таким главой повезло. Он рассказал, что для туристов и всех желающих построены кунацкие дома, в котором каждый может себя ощутить как будто жил в старину. Никаких тебе гаджетов, розеток.. я бы пожил в таком пару дней:)


Представляю вам еще одного непосредственного участника нашей поездки - уважаемый Магомед Гаджидадаев, фотограф.


Словно в детство вернулся..


Приветственное слово главы района.. надо сказать, что о молодежи, о детях особая забота. Это похвально.


Здесь были танцы, костры с шашлыками (которые мне, увы нельзя - диета:) .. эх..:) Благодарим за теплый прием и отправляемся к машине..

К ночи мы прибыли в аул Цада, в Дом-музей Гамзата Цадаса. Он был открыт в 1967 года
Гамзат Цадаса́ (1877—1951) — аварский советский поэт, государственный деятель. Народный поэт Дагестанской АССР (1934). Лауреат Сталинской премии второй степени (1951). Отец Расула Гамзатова и Гаджи Гамзатова.


Экспозиция музея рассказывает о жизни и деятельности дагестанского основоположника аварской литературы и поэта Гамзата Цадасы.


Личные вещи Цадасы собирались и бережно хранились еще задолго до открытия музея. На сегодняшний день в фондах литературно-мемориального музея хранится более 1 тыс. экспонатов и все они связаны с жизнью и творчеством поэта, а сама площадь экспозиционно-выставочного зала составляет около 262 кв.м.
Здесь проживала до самой своей смерти супруга поэта.


В этом доме очень часто останавливался и гостил знаменитый сын Гамзата Цадасы Расул..


Старинная арба..


Лампа, изготовленная кубачинскими мастерами..

Среди музейных экспонатов большую часть занимает коллекция книг и фотографий. Это старинные, рукописные издания, уникальнейшие арабские книги XVI-XX ст. из личной библиотеки Г. Цадасы.

Также здесь хранятся личные вещи и письма, посвященные поэтом разным людям - представителям творческой интеллигенции, политикам и поэтам.

Здесь и небольшие скульптуры, изготовленные людьми, которые любят и почитают творчество Гамзата


И такие прекрасные картины..