Хронология событий. Древняя русь

Ярополк Святославич
Годы правления: 972-978

Годы жизни: 945-978

Был старшим сыном великого князя Святослава I Игоревича . Великий князь Киевский (972-978гг.). О матери Ярополка ничего неизвестно.

Имя Ярополка состоит из 2-х частей. Яро- (ярый в понятии «яркий, сверкающий») и -полк (полк на старославянском языке означает «народ, толпа»), то есть имя толкуется как «сияющий в народе».

Ярополк Святославич кратко о родне

Во время частых походов своего отца Ярополк жил со своей бабушкой, княгиней Ольгой в Киеве. Впервые имя Ярополка Святославича упоминается в 968 г.в «Повести временных лет», когда во время набега печенегов на Киев княгиня Ольга заперлась в Киеве с тремя внуками, одним из которых и был Ярополк.

В это время Ярополку исполнилось 11 лет. Бояре из его окружения смогли уверить мальчика в том, что князь Олег, его брат, который правил по велению отца в Древлянской земле, его оскорбил, убив сына одного из приближенных Ярополка Святославича . Именно с этих пор между двумя братьями началась непримиримая вражда. В 977 г., когда Ярополку было 16, а Олегу – 15лет, Ярополк выступил в поход на владения брата, следуя наговорам вовеводы Свенельда.

Во время этой войны Олег Святославич погиб. При отступлении в свою столицу Овруч Олега столкнули в общий ров в общей давке и он был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Летопись пишет, что Ярополк очень сильно сокрушался о смерти брата, который был убит помимо его воли.
После этих событий Ярополк стал правителем всей Киевской Руси.

Ярополк Святославич — внешняя и внутренняя политика

Правление Ярополка Святославича — время дипломатических контактов с Оттоном Вторым, германским императором. Есть сведения, что произошла помолвка Ярополка с Кунигундой, родственницей императора. Никоновская летопись свидетельствует, что к Ярополку Святославичу приходили послы от папы из Рима.

Иоакимовская летопись сообщает об определенной симпатии Ярополка к христианству: «Ярополк же был муж кроткий и милостивый ко всем, любящий христиан, и хотя сам не крестился народа ради, но никому не запрещал… Ярополк нелюбим у людей, потому что христианам дал волю великую».

Второй брат Ярополка Святославича, Владимир , узнав о междоусобице и ее последствиях, бежал из своего удела — Новгорода. Но он не смог простить смерть брата и в 980 г. вернулся на Русь с варяжской дружиной. Сначала он отвоевал себе Новгород, затем взял Полоцк и затем двинулся на Киев, намереваясь взять его в осаду.

Убийство Ярополка Святославича

В ближайшем окружении Ярополка Святославича оказался предатель, воевода Блуд, вступивший в сговор с Владимиром . Воевода уговорил князя Ярополка Святославича покинуть Киев и укрыться в укреплённом г.Родня на р. Рось. Владимир осадил его и в Родне. После длительной осады в городе начался голод, и это заставило Ярополка Святославича под нажимом Блуда начать переговоры с братом Владимиром .

Когда Ярополк приехал на переговоры к Владимиру, 2 варяга «подняли его мечами под пазуxи». 980-м годом датирует гибель Ярополка и возведение на престол Владимира «Повесть временных лет». А более ранний исторический документ «Память и похвала князю Владимиру» (Житие князя Владимира от монаха Иакова) дает точную дату вокняжения Владимира Святославича — 11 июня 978 года. Историки, исходя из конкретных хронологических сведений, признают, что вторая дата более вероятна. Скорее всего, убийство князя Ярополка Святославича произошло именно 11 июня.

Сын Ярополка Святославича

Ярополк был женат на бывшей греческой монахине, которая была похищена для него отцом во время одного из многочисленных походов. После смерти Ярополка её взял к себе наложницей князь Владимир , и вскоре гречанка родила сына Святополка - дитя «двух отцов» (как писалось в летописи).

Из исторических источников тех лет не вполне ясно, была ли вдова беременной до гибели Ярополка Святославича, или забеременела от Владимира Святославича уже после того, как была взята в плен. По косвенным данным, князь Святополк все-таки считал своим отцом именно Ярополка, а Владимира ненавидел (известен факт взятия Святополком в заложницы «мачеху и сестёр» Ярослава Владимировича, а это было бы странным, если бы Святополк относил себя тоже к наследникам Владимира).

Олег, будучи в преклонном возрасте, передал власть сыну Рюрика Игорю. Сам вернулся на Север, где вскоре погиб от укуса змеи. Игорь был женат на варяжке Ольге, которую встретил в псковских лесах. После смерти Олега восстали древляне и печенеги, но Игорю удалось сломить их сопротивление. Также Игорю удалось осуществить планы Олега: захват Тамань, Керченского пролива, Тмутаракани. В 941 году Игорь предпринял поход на Византию, однако русские корабли были сожжены греческим огнём. В 944 году Игорь повторил попытку покорения Царьграда, которая увенчалась успехом. Византия вновь стала платить дань Руси, был заключён ещё ряд договоров. Русь в союзе с Византией стала называться Русской Землёй. Игорь был убит древлянами во время сбора дани с них.

Правление Ольги (945 - 962)

Сперва княгиня отомстила древлянам за убийство мужа. Она совершила поход на поселения древлян, убила их послов, восстановив над ними контроль и обрекая на дань. Ольга провела первые реформы на Руси. Если раньше сбор дани не имел определённой нормы, что порождало недовольство народа, то Ольга ввела уроки т.е. определённые размеры. А также при Ольге появились погосты - места сбора дани. Это дало толчок развитию налогообложения Руси. Наведя порядок в стране, княгиня занялась внешней политикой. В 957 году нанесла визит в Константинополь. Укрепила военный союз с Византией, направив его против Хазарии и Арабского мира. Под влиянием Византии Ольга приняла православие. Дело в том, что к тому времени вся Европа отказалась от язычества, в виду этого, опередила Русь на несколько сотен лет в своём развитии. Дело в том, что язычество обращалось к явлениям природы, а христианство к основами морали и человеческой психики. Приняв христианство, правительница раскаялась за совершённые злодеяния в своей политике. Понимая, что дальнейшее развитие Руси без христианства невозможно. Попытка Ольги крестить Русь оказалась тщётной.

Правление Святослава (962 - 972)

Желанием ввести христианство на Руси Ольга вызвала недовольство языческой верхушки, которая отстранила её от власти. Русь перешла в руки ярого язычника, сына Игоря Святослава. При нём в состав Руси вошли вятичи, платившие до этого дань хазарам. Святослав усовершенствовал систему управления страной. Уходя на войну, он оставлял своим наместником в Киеве старшего сына Ярополка, второго сына Олега отправлял княжить к древлянам, а Владимира - в Новгород. Во внешней политики Святослав был настолько силён, что был прозван "Александром Македонским Восточной Европы". В 964 году князь поставил себе цель сокрушить Хазарию. Прежде всего он разгромил союзников хазар: буртасов, Волжских булгар на Средней волге. Столица Булгарии была разгромлена. Рать Святослава спустилась вниз по Волге, разгромив Хазарский Каганат, в частности его столицу Итиль. Затем Святослав отправился на Кавказские владения хазар, разгромив осетин и черкесов. На Дону князь стёр с лица земли крепость Саркел. После похода Святослава Хазарское государство потерпело фиаско. После покорения Каганата князь устремился на крымские владения Византии. Однако, византийцы заплатили ему золотом за то, чтобы он изменил курс военной политики на Дунай. Взяв золото, но преследуя сугубо личные интересы, Святослав разбил войско Болгарского царя на Дунае молниеносными темпами. Руси перешла крепость Переяславец, всё северное Причерноморье, за исключением Крыма. Влияние Святослава на Дунае не нравилось византийцам, поэтому они заключили союз с болгарами и выбили русские войска из Дунайских городов. Одновременно, наняв Орду печенегов Византия осадила Киев. Святославу пришлось вернутся в столицу, чтобы их разбить. В 969 году Святослав собрал новое войско, в которое входили дружественные ему болгары и венгры, для войны с Византией. Сперва князь вернул себе огромные утраченные владения. А с Византии взял огромный выкуп за мир. В то время к власти в Византии пришёл император Иоанн Цамиский, которые в 970 году вступил в бой со Святославом, но был повержен. Тем не менее, отряды Святослава, рвавшиеся к Царьграду были остановлены. В итоге был заключен мир, согласно которому Византия признала владения Руси на Дунае и продолжала платить ей дань. В 971 году войско Цамисхия обрушалось на болгарские владения Руси. В это время союзники покинули Святослава, поэтому он отступил в крепость Доростол, которая терпела долгое осаждение византийских войск. В решающем сражении войска Иоанна бежали, однако русская армия была истощена. Святослав заключил с врагами мирный договор, согласно которому пришлось отдать завоеванные территории Дуная. На обратном пути в Киев, осенью 971 года, русская дружина попала в опалу к печенегам. Поэтому пришлось сделать перевал в местных селениях до зимы 972 года. При попытке перебраться через Днепр войско было уничтожено, вместе с лидером.

Первая усобица на Руси (972 - 980)

После гибели Святослава в Киеве стал править Ярополк. Древляне сплотились вокруг брата Ярополка, Олега. Киевляне хоть и не были в восторге от склонности Ярополка к христианству, но всё же поддержали князя в борьбе с древлянами. Ярополк совершил поход на древлянскую землю и подчинил их себе. Сам Олег погиб. Узнав об этом, третий брат Владимир бежал из Новгорода к варягам. Ярополк поставил туда своего наместника. Русь на некоторое время стала объединённой. Через несколько лет Владимир подчинил себе варяжскую дружину и захватил Новгород, затем Полоцк, потом и Киев. Воспользовавшись недовольством христианства Ярополка среди княжеского войска, Владимир повергнул соперника.

Правление Владимира (980 - 1015)

Владимир на первых порах был ярым язычником, и был обязан своим аналогам в захвате власти. Поэтому князь увеличил влияние политеизма на Руси: установил идолы языческих богов у своего дворца, ввёл жертвоприношение людей. Затем, в течение трёх лет, он возвращал родимичей и вятичей на орбиту влияния Киева. Своих сыновей он послал княжить в другие города: Вышеслава (а после Ярослава) - в Новгород, Бориса - в Ростов, Глеба - в Муром, Святослава - к древлянам, Всеволода - во Владимир и на Волынь, Мстислава - на Тамань. Владимир предпринял поход против Дунайской Болгарии, но встретил сильное сопротивление, поэтому заключил мир. При Владимире началось противостояние Руси с Польшей. Сначала яблоком раздора стала Червенская Русь с городами Червень и Перемышль. Владимир подчинил себе эти земли. В это время Русь испытывала натиск печенегов, контролировавших северное Причерноморье и часть Преднепровья, грабивших караваны и города. Желая это прекратить, Владимир начал строить укрепления на левобережье Днепра, в частности была основана крепость Белгород. Крепости были оснащены сигнальными башнями. В это время начали зарождаться легенды об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче и тд.

Крещение Руси

  • К концу 80-х годов десятого века добрая половина русской знати уже приняла христианство.
  • Введение единобожия способствовало соединению нестойкого государства и шаткой княжеской власти ("один Бог - один народ - один князь").
  • Почти вся Европа в то время была христианской, и принятие христианства на Руси способствовало улучшению отношений с Византией.
  • Христианство располагало особыми нравственными нормами, которые укрепляли семейные ценности.
  • Христианство способствовало развитию культуры и письменности в стране.
  • Христианство могло дать идеологическое объяснение расчленению русского общества на богатых и бедных.

Владимир не сразу пришёл к христианству. Он посылал своих послов в разные страны, чтоб они разузнали об иудаизме, римском католицизме, исламе. Но из-за войны с хазарами и Востоком, и желанием наладить отношения с Византией остановился на христианстве. Роль Византии в крещении Руси переоценить трудно. Дело в том, что в 987 году у них началась пораженческая война с Болгарией. Владимир оказал византийцам большую поддержку, взамен они отдали Владимиру в жёны принцессу Анну и крестили Русь. Но в ходе всего этого Византия нарушила ряд условий договора и Владимир начал осаду г. Херсонес в Крыму. Перекрыв местный водопровод, русские войска завладели городом. В 990 году языческие идолы были низвержены и сброшены в Днепр. Киевлян заставили придти к Днепру и принять крещение, которое совершали Херсонские и византийские священники. Затем крестили и другие русские города. В Новгороде языческая вера была очень сильна, поэтому крестить его пришлось "огнём и мечом". В 996 году в Киеве был построен огромный храм, на строительство которого Владимир отдал десятую часть своих доходов. Поэтому церковь стала называться Десятинной. Несмотря на крещение Руси многие славянско-языческие традиции дошли и до наших дней. После крещения на Руси стали появляться школы, библиотеки, монастыри. Существенно повысило моральный облик самого князя.

Вторая усобица на Руси (1015 - 1019)

Скончался Владимир 15 июля 1015 года от болезни. После смерти князя Новгород, Полоцк, Тмутаракань и некоторые другие регионы вышли из-под влияния Киева. Владимир завещал престол сыну Борису, который начал свою политику с похода на Новгород. Воспользовавшись отсутствием сводного брата, приемный сын Владимира Святополк объявил себя правителем в Киеве. Вернувшись в столицу, Борис отказался от борьбы за власть. После этого дружина предала наследника и в итоге он был убит людьми Святополка на реке Альте 24 июля 1015 года. У Бориса был брат Глеб, который княжил в Муроме. Святополк обманом заманил Глеба в Киев и в результате действий нового князя, Глеб был убит по дороге. Примерно также был убит третий сын Владимира Святослав. Убийство братьев потрясло русское общество и позже они были причислены к лику святых. После содеянного Святополк получил прозвище Окаянный. Против него выступил четвёртый сын Владимира Ярослав. Святополк заручился поддержкой печенегов, а Ярославу помогали варяги. Зимой 1016 года между князьями произошла битва около Любеча. Войско Ярослава перебралось через Днепр на ладьях и разгромило киевлян. Святополк бежал в Польшу, и заручившись поддержкой польского короля вновь захватил Киев. Ярослав бежал в Новгород. Поляки захватывали русские города, грабя их, встречали отчаянное сопротивление. Это помогло Ярославу вновь занять Киев. Тогда Святополк сбежал к печенегам. Окончательная битва между соперниками состоялась на месте гибели Бориса. Тогда Ярославу в очередной раз удалось победить Святополка, который бежал сначала в Польшу, умер по пути в Чехию, потеряв рассудок. Правивший в Тмутаракани Мстислав, завоевавший территории Северного Кавказа, не хотел подчинятся Киеву. В 1024 году он разбил войско Ярослава, позже захватил Червенские города. Однако умер в 1036 году и Русь объединилась под властью Ярослава Мудрого.

Правление Ярослава Мудрого (1019 - 1054)

Правление Ярослава характеризуется большим расцветом Руси во всех сферах общественной жизни. По примеру предков князь отправил своих сыновей княжить в другие города: Владимира (затем Изяслава) - в Новгород, в Чернигов - Святослава, Всеволода - в Переславль. Остальных сыновей распределил в Ростове, Смоленске, Владимире-Волынском. Стремясь установить порядок во внутренних делах, Ярослав ввёл на Руси первый свод законов - Русскую Правду. Этот свод регулировал общественный порядок, предусматривал тяжкие наказания за побои, увечья, убийства. Однако, кровная месть ещё допускалась, но только близким родственникам убитого. Если близкой родни не было, то убийца платил штраф 40 гривен. При Ярославе Киев стал одним из самых красивых городов Европы, столица сильно расширила свои пределы: был построен 13-главый Софийский собор по примеру Византийского, много церквей. Ярослав основал город на Волге и назвал в свою честь. Также князь основал Юрьев (ныне Тарту). Во внешней политике: вытеснил литовские племена с Запада Чудского озера, заключил военный союз с Польшей, отдал польскому королю свою сестру в жёны, сам был женат на дочери шведского короля, поддерживал дружественные отношения с Норвегией. В 1036 году Ярослав нанёс такое сокрушительное поражение печенегам, что их набеги на Русь впредь практически прекратились. В 1043 году князь начал войну с Византией, из-за убийства русских купцов в Царьграде. Русский флот попал в бурю, остатки были разбиты Византийцами. В 1046 году мирные отношения с Византией были восстановлены. К концу жизни Ярослава все его дети заключили династические браки с главами других государств: дочь Анна вышла замуж за французского короля Генриха, Анастасия стала женой венгерского короля Андрея, Елизавета стала суженой норвежского короля Гарольда, а после женой датского короля. Границы Руси при Ярославе мудром растянулись от Карпат до Камы, от Балтики до Причерноморья. Население увеличилось до 4 миллионов человек. Смерть Ярослава Мудрого дала начало новым усобицам.

Новые усобицы на Руси

Сначала во главе Руси стоял сын Ярослава Изяслав. Святослав правил Черниговом, Всеволод - в Переславле. Но в 1073 году пошёл слух о том, что Изяслав хочет быть единоличным правителем. Тогда Святослав и Всеволод двинулись на Киев. Изяслав бежал в Польшу, а затем в Германию. Русь перешла в руки Святослава, но в 1076 году он умер. Всеволод вернул Изяславу Киев, а сам вернулся в Чернигов. Братья поделили между собой Русь, оттеснив сыновей покойного Святослава. Переславль Всеволод отдал старшему сыну Владимиру. Старший сын Святослава Олег бежал в Тмутаракань, где повёл за собой половцев на своих дядей, позволяя кочевникам уничтожать своих земляков. Олег был разбит на Нежатиной Ниве, но в этой битве был убит Изяслав. Киев перешёл к Всеволоду, Чернигов - к Владимиру. В 1093 году умер последний сын Ярослава - Всеволод. Началась борьбы между внуками Ярослава Мудрого. Княжеский престол достался сыну Изяслава Святополку, а вторым князем на Руси стал Владимир, правивший Черниговом, а Олег Святославович сидел в Тмутаракани. Воспользовавшись, раздробленностью Руси, половцы предприняли поход на русские земли. Из всех князей только один Святополк рвался в бой, остальные считали, что от врагов лучше откупится, ибо страна не готова к войне. Оборонительный поход всё же состоялся, но потерпел фиаско вместе с киевской дружиной у г. Треполя. Это сыграло на руку Олегу, который решил взять Чернигов. Заключив союз с половцами, Олег пошёл брать город. Все попытки овладеть Черниговым были отбиты, но положение было безнадёжным. Поэтому Владимир уступил брату родовое гнездо, взамен за спасённую жизнь. В 1095 году половцы осадили Переславль, Владимир попросил братьев о помощи, но откликнулся один Святополк. Опасность миновала. В 1096 году половцы предприняли новый набег, Олег опять отказал братьям в помощи. Когда Святополк и Владимир разобрались с половцами, то отняли Чернигов у Олега, переселив его в Муром. Воспользовавшись половецким набегом, Олег двинулся на Киев и разграбил Киево-Печерскую Лавру, разбил дружину сына Владимира Изяслава, правившего в Муроме. Узнав об этом, Владимир написал Олегу письмо с просьбой остановится, взамен обещал не мстить за смерть сына. Но тот ответил отказом. Тогда сыновья Владимира разбили последнюю дружину Олега, после чего он попросил мира. В 1097 году князья собрали съезд в Любече, целью которого было приостановление усобиц. На нём присутствовали: Святополк Изяславович, Олег и Довыч Святославовичи, Владимир Монамах, Давид Игоревич, Василько Ростиславович. На съезде князья молились и клялись, что не будут дальше губить русскую землю, но эти слова оказались пустыми, ибо после съезда князья Святополк и Давыд выкололи глаза Василько и бросили в темницу. Это вызвало недовольство остальных князей и они объединённым войском двинулись на Киев, в следствие чего Василько был освобождён. Тем не менее, хрупкий мир на Руси дал толчок в борьбе с половцами. Так в 1100 году прошёл ещё один съезд в Ветичеве, на котором обсуждались дальнейшие действия борьбы с врагом. Однако поход состоялся только 1103. Поход был до такой степени удачным, что новое половецкое нашествие на Русь произошло только в 1106 году, когда половцы в очередной раз были повержены. В 1111 году, Владимир Маномах предпринял грандиозный поход против половцев, которому предал значение крестового. Целью этого похода было дойти до сердца половецких земель, в нём участвовали все князья, включая Олега. Таким образом была захвачена степная столица Шуракань. Город Сугров был стёрт с лица земли. Русское войско одержало ряд побед на Дону. На притоке Дона было перебито 10 тысяч половцев. Весть о русском крестовом походе распространилась во многих зарубежных странах. Война с половцами требовала больших материальных затрат. Поэтому с простого населения взимались дикие налоги. Разница между богатыми и бедными возросла в геометрической прогрессии. Зависимых, нищих людей становилось всё больше, которые попадали в кабалу к ростовщикам, крупным землевладельцам. Масло в огонь подливали разборки между князьями. Так в 1113 году Святополк умер, что привело к новым проявлениям борьбы за власть в Киеве. Недовольство людей привело к тому, что они вооружились различными орудиями труда и начали нападать на киевскую знать, которая призвала на помощь Владимира Мономаха. Князь подавил восстание и стал единоличным правителем Руси.

Правление Владимира Мономаха (1113 - 1125)

Мономах взошёл на великокняжеский престол в возрасте 60 лет. Первым делом он принял новый закон "Устав Владимира Всеволодовича". В нём сохранялось многое из "Русской Правды Ярославичей", прежде всего положения защищающие права человека. Закон ограничил произвол ростовщиков и прочей знати, улучшил положение бедных, многие налоги были ликвидированы. Однако эти законы были направлены не столько для улучшения положения людей, сколько ради сбережения знати от бунтарей. Мономах восстановил единство Руси, жёстко подавлял сепаратизм и мятежи в боярских краях. Если раньше половцы совершали набеги на Русь, то теперь всё было с точностью наоборот. Князь расширил влияние Руси на Дунае, чем была недовольна Византия. Поэтому византийцы преподнесли князю богатые дары, среди которых была знаменитая шапка Мономаха. В конце жизни Владимир написал мемуары под названием "Поучение". Умер 19 мая 1125 года, в небольшом доме, где был убит Борис.

Правление Мстислава (1125 - 1132)

При жизни отца Мстислав правил в Новгороде, после смерти взял власть над всей страной. Его правление было недолгим, но плодотворным. Половцы были оттеснены за Дон и Волгу, а некоторые за Яик (Урал) и Закавказье. Мстислав обезопасил племена эстов и литовцев, беспокоивших русские земли.

Сегодня речь пойдёт об исторической личности - Ярополке Святославиче, который в своё время был могущественным князем, погибшим по время междоусобицы. Факты из жизни князя очень скудны, но кое-какие крупицы можно собрать воедино. Сегодня мы узнаем о жизни Ярополка немного больше, чем пишут в книгах по истории, а также вникнем в тайны его политической деятельности.

Биография

Точно сказать, когда родился Ярополк Святославич, очень трудно, поэтому историки оставили эту идею. Мать князя также неизвестна, но некоторые специалисты считают, что ею могла быть Предслава - угорская княжна. Имя Ярополка впервые встречается в «Повести временных лет» во время событий 968 года, когда княгиня Ольга заперлась в городе со своими тремя внуками, одним из которых и был Ярополк Святославич. Кратко говоря, именно она привила ему множество полезных умений, в том числе умение договариваться.

Княжество

В 970 году отец Ярополка, Святослав, был вынужден уйти из Киева, чтобы руководить своей армией в войне против Византии. Он поручил своему сыну управление городом. Около 972 года стало известно, что князь погиб во время битвы с печенегами, которая состоялась у порогов Днепра. С этого года молодой наследник стал князем Киева. Не стоит забывать, что Ярополк вовсе не единственный сын бывшего князя: у него было еще двое сыновей - Владимир и Олег. После смерти отца эти двое стали правителями разных частей Древнерусского государства.

Историки считают, что отношения между братьями были довольно сложными по нескольким причинам. Во-первых, у них были разные матери. Во-вторых, воспитывались мальчики отдельно. С детства они были разделены, не имели общих интересов. С возрастом отчужденность только усиливалась, а коварные пожилые советники знали, как можно на этом сыграть. Молодые правители слишком часто слушались своих наставников вместо того, чтобы прислушаться к голосу сердца и разума. В итоге это привело к печальным последствиям.

Междоусобица

Ярополк Святославич, биография которого представлена в статье, погиб во время междоусобицы. Как это было? В 977 году начинается борьба между братьями за власть. Ярополк решает напасть на владения князя Олега после увещеваний воеводы Свенельда. Все дело в том, что Олег случайно убил сына Свенельда, после чего тот страшно рассердился и решил ему отомстить, подговорив неопытного Ярополка пойти войной на брата. Защищая город Овруч, Олег погибает самым непривлекательным способом: спасаясь от вражеской дружины, он падает с моста и оказывается задавленным лошадьми и воинами. Летопись сообщает нам, что Ярополк Святославич сильно сокрушался по брату, ведь его смерти он не желал. Новгородский князь Владимир, узнав о начале междоусобной войны, бежит из города. Благодаря этому Ярополк становится единоличным правителем Киевской Руси.

Гибель

Через некоторое время, в 978 году, Владимир возвращается и приводит с собой войско варяг. Под его руководством варяги отбивают Новогород и Полоцк. После этого Владимир решает напасть на Киев. Из-за предательства некоего воеводы Блуда Ярополк Святославич погибает.

Предатель начал переговоры с Владимиром, убедив его скрыться. В то же время Блуд убеждал Ярополка в добрых намерениях Владимира и призывал его пойти на встречу. Отрок Ярополка - Варяжко, убеждал его в обратном, отговаривая от идеи мирного визита. Ярополк Святославич сделал неправильный выбор, который стоил ему жизни. Летопись сообщает, что князь прибыл к варягам, а те подняли его на мечах. Датой гибели киевского князя считается 980 год. Но другие источники утверждают, что княжество Владимира началось в 978 году, 11 июня. Именно поэтому более вероятной считается эта дата убийства Ярополка.

Семья

Повесть временных лет говорит нам о том, что женой князя Ярополка была монахиня из Греции, которую взяли в плен в одном из походов Святослава. Некоторые историки считают, что князь Святополк Окаянный был рождён от брака Ярополка и греческой монахини, но окончательно этот вопрос еще не решен. Точно известно, что некая княжна Рогнеда Полоцкая желала заполучить Ярополка в мужья и даже сваталась к нему в то время, как он состоял в браке. Историк Карамзин считает, что, исходя из этих данных, можно предположить, что многоженство не было запрещено на Руси.

Ярополк Святославич: внешняя и внутренняя политика

Какова была политика князя? Ярополк Святославич, годы правления которого были слишком коротки (972-978), мог бы стать отличным дипломатом. Известно, что он налаживал политические связи с германским императором Оттоном Вторым. Есть даже некоторые источники, утрвеждающие, что имела место помолвка Кунигунды (близкой родственницей Оттона Второго) и Ярополка. Если внимательно изучить Никоновскую летопись, то можно узнать, что Ярополк принимал послов от самого Папы Римского. Из этого следует вывод о том, что князь Ярополк вел открытую внешнюю политику, стараясь заручиться поддержкой сильных правителей. Также есть свидетельства о том, что он питал некоторую симпатию к христианской религии. В Иоакимовской летописи сказано, что князь очень благосклонно относился к христианам и никому не запрещал принять их веру. Из-за этого обычный люд его недолюбливал. Но откуда у него такие симпатии? Любовь и уважении к этой религии ему привила княгиня Ольга. Внутренняя политика Ярополка была вполне приемлемой: он не вводил непомерных податей, но и не допускал беспредела.

Интересный факт, что в 1044 году Ярослав Мудрый нашел могилы Олега и Ярополка, чтобы раскопать их и крестить останки. И он это сделал, несмотря на то, что православная церковь запрещала подобные деяния. Личность героя статьи увековечена в киноленте «Викинг», снятой А. Кравчуком в 2016 году, а также в мультфильме «Князь Владимир».

Быть обиженным - пустяк, если Вы не помните это.

Конфуций

После смерти киевского князя Святослава остались три сына: старший Ярополк, средний Олег, и младший Владимир. Первые двое были знатного происхождения. Владимир же был сыном Святополка от рабыни Ольги – Малуши. Еще при жизни Святополка дети его были наделены властью. Великий князь разделил свои земли между сыновьями и те правили страной, пока Святослав находился в походах. Ярополк управлял Киевом. Олег – территорией древлян. Младший же сын управлял Новгородом. Причем новгородцы сами избрали себе в князья этого юношу. Такой пример разделения власти между сыновьями был новым для Киевской Руси. Святослав первый ввел такой порядок. Но именно такой раздел уделов между сыновьями в дальнейшем будет настоящей бедой для страны.

Первая междоусобная война на Руси

В результате преждевременной смерти князя Святослава, а также из-за попытки его разделить власть между своими сыновьями, началась первая междоусобная война между князьями. Поводом для войны послужило следующее событие. Находясь на охоте в своих владениях, Олег встретил сына Свенельда, воеводы Ярополка. Недовольный эти фактом Олег приказывает убить незваного гостя. Получив весть о смерти сына своего воеводы, а также под натиском последнего, князь Ярополк Святославович решается идти войной на брата. Случилось это в 977 году.

После первого сражения Олег не выдержал натиска армии, которой руководил его старший брат, и отступил к городу Овруч. Суть этого отхода была вполне понятна: Олег хотел получить передышку после поражения и укрыть свое войско за стенами города. Здесь и произошло самое печальное. Спешно отступая в город, армия устроила настоящую давку на мосту, ведущем в город. В этой давке Олег Святославович упал в глубокий ров. Давка продолжалась и после этого. Много людей и лошадей тогда упали в этот ров. Князь Олег погиб раздавленный телами людей и лошадей, свалившихся на него сверху. Таким образом, киевский правитель одержал верх над своим братом. Войдя в завоеванный город, он отдает приказ доставить к нему труп Олега. Это приказание было выполнено. Увидав перед собой бездыханное тело брата, киевский князь пришел в отчаяние. Братские чувства восторжествовали.

В это время Владимир, находясь в Новгороде, получил весть о том, что произошло убийство брата, и решил бежать за море, испугавшись того, что старший брат может теперь захотеть властвовать единолично. Узнав о бегстве младшего брата, князь Ярополк Святославич отправляет в Новгород своих представителей, наместников, которым и предстояло управлять городом. В результате первой русской междоусобной войны Олег был убит, Владимир бежал, а Ярополк стал единоличным властителем Киевской Руси.

Завершение правления

Вплоть до 980 года находился в бегстве Владимир. Однако в этом году, собрав мощное войско из варяг, он возвращается в Новгород, смещает наместников Ярополка и отправляет их к брату с посланием о том, что Владимир собирает войско и идет войной на Киев. В 980 году начинается этот военный поход. Князь Ярополк, видя численную силу брата, решил открытого сражения избежать и со своим войском занял оборону в городе. И тут Владимир пошел на хитрую уловку. Тайно он вступил в союз с Киевским воеводой, который сумел внушить Ярополку, что киевляне недовольны осадой города и требуют Владимира на княжение в Киев. Князь Ярополк поддался этим уговорам и решил бежать из столицы в маленький город Ротню. Туда же отправились за ним и войска Владимира. Осадив город, они вынудили Ярополка сдаться и направиться в Киев к брату. В Киеве его отправили в жилище брата и закрыли за ним дверь. В комнате находилось двое варяг, которые и убили Ярополка.

Так в 980 году единоличным князем Киевской Руси стал Владимир Святославович.


Ярополк (972 - 980)

Ещё до гибели Святослава, в 969 или 970 г. ушедшего с дружиной в Переяславец на Дунае, где оставалась его рать, великокняжеский престол в Киеве достался его первенцу Ярополку, рождённому от брака с венгерской (угорской) княжной, известной в современной историографии под именем Предславы. Братья Ярополка Олег и Владимир (от тайного сожительства Святослава с рабыней матери Малушей) сели один в древлянской земле, во Вруче (ныне Овруч, адм. центр Овручского района Житомирской обл. Украины), а другой, будущий Святой или Великий - в Новгороде, по приглашению самих новгородцев. Таким образом, впервые в истории Руси былому единодержавию был положен конец.

Дата рождения Ярополка неизвестна. Некоторые современные авторы, впрочем, руководствуясь сведениями, приводимыми, в частности, в "Энциклопедическом словаре" гг. Брокгауза и Ефрона, считают, что он родился около 945 г. от Рождества Христова, что соответствует 6453 или 6454 г. от сотворения мира в летоисчислении Древней Руси. Однако, эта дата не выдерживает критики, поскольку, согласно давно устоявшейся исторической традиции, основанной на известиях "Повести временных лет" черноризца Нестора, в 945 г. (когда от рук восставших древлян погиб Игорь Старый) отцу Ярополка Святославу исполнилось... три года.
С другой стороны, В.М. Татищев утверждал (возможно, исходя из известий легендарной Иоакимовской летописи), что будущий великий князь киевский Святослав родился не в 942 (как ни странно, эта дата также упоминается в вышеупомянутом словаре), а в 920 г. В этом случае, в предполагаемый год рождения Ярополка Святославу исполнилось 25 лет и отсюда, как нам представляется, маловероятно, что Ярополк был первенцем Святослава.

На время частых военных экспедиций отца Ярополк с братьями оставался в Киеве при святой княгине Ольге, которую граф М.В. Толстой в знаменитой своей "Истории русской церкви" сравнил однажды с Любошей у чехов и Драгомирой в Богемии. Так было и в 968 г., когда печенеги, будучи осведомлены греками (ромеями) об отсутствии Святослава в Киеве, надолго осадили город; "приидоша Печенези на Рускую землю", - напишет об этом впоследствии летописец, - "а Святослав бяше в Переяславцы". Именно под 968 г., в связи с только что упомянутыми событиями Ярополк с братьями впервые упоминается в летописи: "И затворись Олга со внуки своими, Ярополком и Ольгом и Володимером, в граде Киеве и т.д.".
По мнению современного историка А.В. Назаренко, специалиста в вопросах политических взаимоотношений Руси и Германии в X в., Ярополк, воспитанный христианкой Ольгой, собирался крестить Русь, чем и было обусловлено его обращение к новоиспеченному императору Священной Римской Империи Оттону II Рыжему. Данное обстоятельство трактуется как акт недоверия Ярополка к грекам, поскольку он, вероятно, знал или, скорее, догадывался о их роли в гибели его отца на днепровских порогах на исходе зимы или в самом начале весны 972 г.
Кроме того, обращение Ярополка к Оттону II имело ещё и военно-политическую подоплёку - союзом с германским императором Ярополк рассчитывал обезопасить западные границы Киевской Руси от польского или чешского вторжения. Союз с Русью был в это время выгоден и самому Оттону II, надеявшегося таким образом разрешить конфликт Священной Римской Империи с Польшей и Чехией. Одним словом, очередное посольство русских (существуют какие-то смутные известия о том, что первые
дипломатические контакты Руси с монархами будущей Священной Римской Империей по инициативе русских имели место ещё при святой Ольге) в 973 г. явилось для вечно неунывающего, как рисуют его наши дореволюционные историографы, Оттона II в прямом смысле слова ко двору. По версии Н. М. Карамзина, ссылающегося на какое-то "известие летописца немецкого" послы российские (курсив Н.М. Карамзина) находились в Кведлинбурге (ныне в земле Саксония-Анхальт, бывшая территория ГДР) при дворе императора Оттона в 973 г., но за каким делом, неизвестно. Он же говорит и о богатых дарах, переданных ими императору.
Кстати, только что описанная ситуация сразу приобрела некий пикантный оттенок в связи с тем, что годом ранее, в 972 г. Оттон женился на греческой царевне (Феофании или Феофано), родственнице византийского императора, а это значит, что Иоанн Цимисхий был (ну или мог быть) в курсе переговоров Ярополка и Оттона. Впрочем, как считается в современной историографии, переговоры "высоких договаривающихся сторон" начались после поражения Оттона II в войне с чешским князем Болеславом II Набожным (он же Благочестивый), т. е. в промежутке между осенью 976 - весной 977 г. Данное утверждение, однако, проверке не поддаётся.
Между тем, летом 977 г. "поиде Ярополк на Олга, брата своего, на Деревскую землю,и изыде противу ему Олег ополчився", как рассказал об этом событии несколько десятилетий спустя летописец. Короткое противостояние двух братьев и их дружин кончилось поражением Олега, его бегством и гибелью в давке во рву у Вруча в результате всеобщей паники. Виновником этой междоусобицы Н.М. Карамзин, вслед за Нестором Летописцем, считал воеводу Свенельда, соратника Игоря и Святослава. Дескать, таким образом старый лис Свенельд отомстил Олегу за убийство своего сына Люта, убитого Олегом в 975 г. за то, что он, Лют, промышлял охотой во владениях Олега; "причина достаточная, по тогдашним грубым нравам, для поединка или самого злодейского убийства", говорит Н.М. Карамзин.
Вместе с тем, у этой медали есть и обратная сторона - в настоящее время считается, что Олег и Владимир первыми выступили против единодержавных устремлений Ярополка. И пока тот сносился с Оттоном II, Болеслав II, в свою очередь, установил контакты с Олегом и Владимиром. А исходя из того факта, что одной из нескольких известных на сегодня жен Владимира была "чехиня", предполагается, что одним из условий чешско-русского военно-политического союза была женитьба новгородского князя на родственнице Болеслава.
Итак, Ярополк присоединил к своим владениям бывшую область древлян, составлявшую до того автономию под властью его родного (в отличие от сводного Владимира) брата Олега. Последовавшие за тем события развивались в духе добротного "истерна". Едва вести о гибели Олега достигли Владимира, он "убоявся, бежа за море, а Ярополк в Новегороде посади свои наместники и бе владея один в Руси".
На излёте лета того же года Ярополк смог, наконец, приступить к выполнению своих союзнических обязательств - его отряды развернули полномасштабные боевые действия против чехов в районе Перемышля и Червенских городов. В результате чешскому князю Болеславу ничего не оставалось, как признать себя вассалом германского императора. Существует мнение, что в ответ на действия киевских дружин Оттон II пообещал Ярополку руку своей внучки, но едва опасность миновала, немцы стали всячески затягивать вопрос с женитьбой.
Их посольство, на которое, по всей видимости, были возложены миссионерские функции, прибыло в Киев только в первой половине 978 г., когда Ярославу уже было не до крещения или женитьбы.
Зимой 977/978 г. Владимир, Владимир, в помощь себе нанявшего за морем варягов (кроме них в составе княжеского войска называют славян, чудь и кривичей), вернул себе Новгород, покорил Полоцкое княжество и явился со своей разноплеменной ратью под стены Киева. Попутно заметим, Н.М. Карамзин говорит о двух годах, проведенных новгородским князем за морем, значит, это был 979 г., а по С.М. Соловьеву Владимир вернулся на Русь только в 980 г. Последнее, впрочем, легко объяснить особенностями перевода дат из летоисчисления от сотворения мира в современное нам летоисчисление от Рождества Христова.
Здесь Владимир нашёл нечаянного союзника в лице главного советника Ярополка боярина Блуда, занявшего место умершего Свенельда. Блуд содействовал Владимиру в овладении столицей Ярополка, а самого Ярополка уговорил бежать из Киева и затвориться в городке-крепости Родня (Родень или Родынь, ныне село и городище Пекари в Черкасской обл.), что находился прежде на месте слияния Роси и Днепра.
Следствием этих явно непродуманных действий Ярополка явилась дальнейшая осада Родни, в котором вскоре начался голод (в связи с которым возникла впоследствии долго бытовавшая потом поговорка "беда аки в Родне"), и Ярополк, опять-таки по наущению Блуда, вынужден был капитурировать и вступить в переговоры со своим сводным братом. Полагаясь на слова изменника Блуда, Ярополк, как рассказывает Н.М. Карамзин, прибыл к брату в теремной дворец ("двор теремьный") Святослава, где и был убит двумя варяжскими наёмниками: "...яко полезе в двери, подъяста дьва Варяга мечи под пазусе", - сокрушается летописец, - "и тако убиен бысть Ярополк".
Уже в великое княжение Ярослава Мудрого в 1044 г. имело место действо до тех пор вовсе невиданное: останки Олега Древлянского и Ярополка Киевского были извлечены из могил и при большом стечении народа над ними был совершен обряд крещения по православному обряду.
Ярополк был женат на гречанке, бывшей монахине, которую, прельстившись её необыкновенной красотой, вывез из одного болгарского монастыря ещё Святослав. Её, беременную, после гибели Яросполка взял в наложницы Владимир, "и заляже Володимер братню жену Грекиню", - напишет впоследствии летописец, - "бе бо и непраздна, от нея же родись Святополк...". Святополк, родившийся уже после смерти отца, и прозванный в русской истории Окаянным, был усыновлён Владимиром, который со временем передал ему Древлянскую землю и Пинск, но отношения между ними так и остались неприязненными. Кстати, слухи о предполагаемой женитьбе Ярополка на внучке Оттона II и факт многоженства Владимира позволяет говорить о том, что в языческой Руси многоженство было, скорее, явлением вполне нормальным, и оттого не являлось чем-то зазорным.