Искусство говорить перед публикой. Стоит ли говорить «как по писаному»

Посмотрите, как ваш друг или родственник, только что с воодушевлением излагавший вам свою программу действий, начинает монотонно и скучно с трибуны или перед экраном телевизора, уткнувшись в бумажку или заикаясь, преподносить азбучные истины, оставляющие всех равнодушными. Он зажат, скован, он — как кролик перед удавом и в таком состоянии не способен принести пользу ни себе, ни обществу. Вот так и случается, что в той же Государственной Думе или фирмах и учреждениях работает молчаливое большинство здравомыслящих, но внутренне зажатых людей, а свои идеи оглашают лишь крикливые демагоги.

Как показывает практика, молчаливое большинство часто не способно реализовать себя именно из-за неумения говорить и свободно чувствовать себя в обществе.

Только, начав заниматься своим голосом, можно понять, отчего так редко в жизни бывают мгновения подлинного счастья, когда удается полностью выразить себя, высказаться и получить отклик. Ведь именно голос способен передать внутреннее состояние человека, разнообразие его чувств и оттенки настроения, достоинство и глубину мысли.

Как ни странно, именно женщины очень чувствительны к внутреннему наполнению своего голоса, хотя у большинства из них он монотонен, существует как бы отдельно от жизненного опыта, социального положения, противостоит внешности. Таким женщинам необходима консультация специалиста по голосу и речи, задача которого свести воедино мысль, чувство и тело и освободить голос от зажимов и стеснения.

Писклявый или гортанный назойливый голос становится препятствием в карьере женщины не только на Западе, но и в России. Если вы звоните в какую-нибудь фирму, и вам отвечают тихим голоском, вряд ли вы воспримете его обладателя как делового партнера.

Вы можете быть прекрасным специалистом, но если у вас металлический, манерный или гнусавый голос, он вызовет раздражение и неприязнь у тех, кто впервые слышит вас. Вам хочется очаровать и увлечь, а ваша хрипота наводит собеседника на мысль, что он имеет дело с курящей женщиной.

Есть голоса, которые убеждают, даже когда человек не силен в аргументации. Гармония голоса и благородная манера говорить, безусловно, приковывают к себе внимание, ведь встречают не только по одежке, но и по голосу. У многих людей он лишен энергетики, бесцветен. Голос должен воздействовать не только на разум, но и пробуждать душевные силы человека.

Конечно, когда ему мешают застарелые простуды, болезни, узлы на связках, необходимо вмешательство врача-фониатора. Но если голос становится скудным из-за психологических факторов, следует научиться "освобождать" его.

В большинстве случаев люди просто не умеют пользоваться речевым аппаратом, мышцы которого рассогласованы. Искусство речи требует определенного механического умения. Все мы рано или поздно начинаем говорить, но, достигнув первоначальных успехов, перестаем совершенствовать технику речи. Может быть именно поэтому отдельным личностям трудно реализовать свои возможности, несмотря на хорошее образование, природные способности и красивую внешность. Конечно, это можно исправить, и в любом возрасте. Иногда бывает достаточно выровнять осанку. Ведь если у вас безвольные плечи и опущенная грудная клетка, затрудняется работа межреберных и диафрагмальных мышц и прерывается связь с дыханием. А в древности считали, что глубина человеческой мысли равносильна глубине дыхания. Не научившись держать правильную осанку, вы никогда не обретете звучный благородный голос, яркий и эмоциональный.

Женщины чаще неэффективно пользуются голосом, чем мужчины. Причина здесь в следующем: девочке с детства внушают, что она должна быть скромной и ей не следует отстаивать свое мнение в конфликтной ситуации. В результате развиваются психологические комплексы. Девочка взрослеет и начинает бояться своего голоса. В ответ на внутреннюю потребность выразить себя, она тут же зажимает мышцы живота и гортани, и ее голос звучит фальшиво.

Свободным можно считать голос, который полностью подчиняется своему хозяину. С его помощью можно не только выразить себя, но и установить контакт с собеседником, выяснить, что он собой представляет, продемонстрировать свои намерения и заинтересованность в дальнейшем общении.

В чем заключается секрет коммуникабельности?

Прежде всего, при встречах с людьми не стоит ограничиваться стандартным диалогом: "Как дела? — Нормально…" Вы рискуете оказаться в ситуации, когда вам перестанут задавать этот простой вопрос. С интересными вам людьми важно постоянно поддерживать "живое" общение и иметь возможность при необходимости мгновенно восстановить связь.

Слова "общение" и "общий" — однокоренные. Но если говорить только о своем, выслушают вас из вежливости, но слышать не будут совсем.

"Не тяните одеяло на себя", дайте высказаться собеседнику.

Искусство управление людьми требует не только красноречия, но и внимания, то есть восприятия. Человека необходимо услышать, понять ход его мысли, иначе ваши реакции будут неадекватными и вы не найдете общий язык. Самое мощное "орудие ближнего боя" — культура эмоционального контакта. Конечно, трудно расходовать душевные силы на каждого, с кем приходится общаться в течение дня, но отделываться дежурными фразами — непозволительно. Правильным, но бездушным словам не поверят. Нежелание или неумение создать эмоциональную атмосферу разговора, подойти к конкретному человеку или ситуации, как к уникальной, оскорбляют и прерывают возможность контакта.

Нельзя забывать, что речь — это действие, которое требует полной сосредоточенности. Например, Уинстон Черчилль, заметив рассеянность собеседника, активизировал его внимание мимолетной фразой: "Сегодня утром я убил свою бабушку…". Вне культуры общения нормальный человеческий разговор становится мучительным. Недаром даже в компаниях доверительное и живое общение все чаще заменяют рассказом анекдотов — универсальным средством совместного проведения времени.

Дефицит общения — весьма распространенное явление, а ведь говорить с близкими людьми так же важно, как регулировать давление в паровом котле. Информацию необходимо кому-то высказать, иначе в поле общения будет скапливаться негативная энергия, которая рано или поздно вырвется на свободу.

Крупнейший американский имиджмейкер — Лилиан Браун — помогла пяти президентам достичь успеха. Спросите себя вместе с ней:

Боитесь ли вы публичных выступлений?

Не кажется ли вам, что люди быстро теряют к вам интерес, потому что вы говорите монотонно?

Произносите ли вы слова типа "э-э-э", "ну", "вот"?

Вы можете сказать, что вам не нравится ваш голос?

Если вы утвердительно ответили хотя бы на несколько вопросов, вам придется поработать над голосом и речью.

Они требует от женщины не меньшего внимания, чем уход за своей внешностью, так как неприятный голос и неграмотная речь могут перечеркнуть все ваши достоинства.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что современной женщине необходимы психофизические тренинги. Они эффективны, учат общению и возвращают способность управлять голосом и речью.

Даром красноречия, к сожалению, обладают далеко не все, но это вовсе не значит, что этот навык невозможно развить в себе. Всем нам известно, что человека, умеющего красиво говорить, можно слушать часами! И все же, следует учесть, что имеется немалое количество различных нюансов, которые важно взять во внимание, развивая навык богатой разговорной речи.

Важно правильно дышать при разговоре Наверняка, слушая плавную речь диктора или какого-либо харизматичного ведущего, вы ловили себя на мысли, что вам и самим бы хотелось уметь так говорить. Конечно же, этого можно достичь, если развивать технику речи. Однако, в первую очередь, для этого следует научиться правильно дышать – глубоко, спокойно и незаметно.Обратите внимание на то, что речевое дыхание имеет отличия от обычного. Речь идет об управляемом процессе. Как известно, самым удобным для речи считается диафрагмально-реберное дыхание. В этом случае вдох и выдох производятся с помощью диафрагмы и межреберных мышц. Самая емкая часть легких (нижняя) приходит в активность. При этом плечи и верхние отделы грудной клетки остаются практически без движения.Научиться контролировать дыхание можно самостоятельно. Положите ладонь между животом и грудной клеткой – на область диафрагмы. Когда вы совершите вдох, стенка живота немного приподнимется, нижняя часть грудной клетки расширится. Выдох будет сопровождаться сокращением мышц живота и грудной клетки. При речи вдох должен быть легким и коротким, а вот выдох – плавным и длинным (соотношение примерно один к десяти).Когда происходит процесс речи, в немалой степени увеличивается значение именно выдоха. Перед тем как заговорить стоит сделать быстрый и глубокий вдох, который осуществляется и через нос, и через рот. Между тем, во время речевого выдоха задействован лишь рот.Правильное речевое дыхание можно назвать основой красивого звучания голоса. Если же вы будете дышать неправильно, то это приведет неустойчивости голоса. Говорить уверенно, четко и внятно При разговоре старайтесь избегать бормотания - говорите четко, внятно и уверенно. Практикуйтесь чтением книг вслух – делайте это неспешно и с выражением, иногда ускоряйте тем, но продолжайте говорить с выражением. Постепенно у вас выработается навык такой манеры разговора и в повседневной жизни.Нужно постоянно тренировать жестикуляцию и мимику Жестикуляцию и мимику можно назвать невербальным средством речи, которое также следует тренировать. Попробуйте говорить перед камерой или зеркалом, чтобы понять, не слишком ли много и «не по делу» вы жестикулируете. Порою, это может сильно отвлекать собеседника от темы разговора. Также важно понаблюдать за своей мимикой – недопустимо как безучастное выражение лица, так и чрезмерное проявление эмоций. Во втором случае это может выглядеть просто некрасиво.Ваши жесты и мимика должны выглядеть гармонично, плавно и естественно, и лишь иногда подчеркивать смысл сказанного. Важно, чтобы слушатель все же фокусировался на смысле текста, но не вашем лице или руках.

Путеводитель по жизни: Неписанные законы, неожиданные советы, хорошие фразы made in USA Душенко Константин Васильевич

Искусство говорить перед публикой

Дважды в жизни человек остается совершенно один: перед самой смертью и перед самым началом публичного выступления. (Рекламный плакат фирмы «Ван дер Зенден», обучающей бизнесменов ораторскому мастерству )

На подготовку 10-минутной речи мне нужна неделя; на 15-минутную – три дня; на получасовую – два дня; а часовую речь я могу произнести хоть сейчас. (Вудро Вильсон )

Когда пишешь речь, самое трудное – решить, что делать с руками. (Фрэнк Хаббард )

Если текст звучит как написанный, я переписываю его. (Элмор Леонард )

– Я заканчиваю. Из отведенного мне времени осталось минуты три, и я хочу сберечь их для аплодисментов. («The Penguin Dictionary of Jokes» )

Законы и правила

БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ СЛУШАТЕЛЕЙ УСТАЕТ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТЬ МИНУТ ПОСЛЕ НАЧАЛА ДОКЛАДА, А УМНЫЕ ЛЮДИ – УЖЕ ЧЕРЕЗ ПЯТЬ. (NN )

Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы. (Ралф Эмерсон )

Второе дыхание – это когда оратор говорит: «В заключение…» (NN )

Никто не слушает выступающего, пока он не ошибется. (Закон Вайла )

ПРАВИЛО ТРИДЦАТИ МИНУТ: Что бы ни было сказано после первых тридцати минут речи, это уже ничего не добавит к сказанному. («14,000 Quips & Quotes» )

То, что оратор проигрывает в глубине, он наверстывает в длине. («14,000 Quips & Quotes» )

Несколько полезных советов

Выступая перед публикой, никогда не говорите всего, что знаете. Кто-нибудь в зале может проснуться и попросить вас сказать еще что-нибудь. («14,000 Quips & Quotes» )

Если вам удалось заставить публику засмеяться, она начинает слушать, и тогда вы можете говорить почти что угодно. (Герберт Гарднер )

Короткая речь не может быть безнадежно плохой. («A Treasury of Humorous Quotations» (1969 )

ЛЕГЧЕ НАЙТИ НОВУЮ АУДИТОРИЮ, ЧЕМ НАПИСАТЬ НОВУЮ РЕЧЬ. (Дэн Кеннеди )

Прочитав плохую 30-минутную речь перед 200 слушателями, вы потеряли всего полчаса. Но ваша аудитория потеряла 100 часов, то есть четыре дня с лишним; за это вас стоило бы повесить. (Дженкин Джонс )

Из книги В начале было слово. Афоризмы автора

Говорить и писать Хорошо говорить и хорошо писать – одно и то же. Квинтилиан (ок. 35-ок. 96), римский учитель красноречия Следует писать так, как говоришь, и не говорить так, как пишешь. Шарль Сент-Бев (1804–1869), французский писатель и критик Пиши так, как говоришь, – если,

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Из книги Крылатые слова автора Максимов Сергей Васильевич

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Надоело говорить и спорить см. Бригантина поднимает

Из книги Война и мир [В терминах и определениях] автора Рогозин Дмитрий Олегович

ГЛАВА 6 Военное искусство. Оперативное искусство ГОСПОДСТВО В ВОЗДУХЕ решающее превосходство авиации одной из сторон в воздушном пространстве на ТВД, важном операционном направлении или в определенном районе. Позволяет военно-воздушным силам, а также Сухопутным

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с прозрачными картинками] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Говорить о сексе неприлично Если считать секс чем-то грязным и противоестественным, тогда, конечно, о нем говорить неприлично. Но так как сексуальные отношения ни в коем случае не являются «нечистыми», то и рассуждения о том, что об этом говорить нельзя по меньшей мере

Из книги Свидание. Пошаговая инструкция соблазнения автора Проценко Антон

О чем с ней говорить? О чем говорят хорошо знакомые люди? Они говорят о всякой фигне. Вначале можно начать с фразы: «чем ты сегодня занималась?» «как прошел день?» Девушка начинает рассказывать, что сегодня с ней случилось. Ты слушаешь, какие-то моменты из рассказа могут

Из книги Как обманывают в автосервисе автора Гладкий Алексей Анатольевич

Что не рекомендуется говорить Болтун - находка для шпиона. Поговорка Существуют определенные реплики, по которым сотрудник СТО или сервисного центра безошибочно определит, что приехавший к нему клиент - типичный «чайник». Это означает, что такого клиента можно легко

Из книги 365 советов беременным и кормящим автора Пигулевская Ирина Станиславовна

Учим говорить Уделяйте внимание нужным словам: на, под, над, вверх, вниз. Играйте: заглядывайте за, залазьте под, поднимайтесь вверх и т. д. Специально делайте ударение на имени ребёнка, и на том, где он находится.Изучайте собственное тело. При этом начинайте показывать

Из книги Все, что будущая мама хочет знать, но не знает, у кого спросить автора Сосорева Елена Петровна

Что и как говорить ребенку Очень большое значение имеет то, как вы преподнесете своему первенцу новость о пополнении в семействе.Сообщая старшему ребенку новость, постарайтесь не исказить ее смысл неверной подачей информации.Например: «Мы подумали, что тебе одному

Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Бизнес, карьера, менеджмент автора Душенко Константин Васильевич

Искусство нравиться. Искусство общения См. также «Пиар» (с.178); «Работа с людьми. Работа в команде» (с.307)Самое полезное из всех искусств – искусство нравиться.Филип Честерфилд (1694–1773),английский дипломат и писательНадо полагать, что если у человека разумного нет желания

Из книги Быть начальником - это нормально автора Тулган Брюс

О чем вы должны говорить? Основная часть деятельности менеджера - это общение. Говорите о работе всегда - когда дела идут хорошо, плохо или средне. Поддерживайте постоянный диалог с каждым сотрудником: «Вот что мне нужно от вас. А что вам нужно от меня?»В разговоре вам

Из книги 150 ситуаций на дороге, которые должен уметь решать каждый водила автора Колисниченко Денис Николаевич

О чем я должен с ним говорить? Когда вы поймете, почему должны управлять каким-либо сотрудником, вы окажетесь на пути к пониманию того, о чем нужно с ним говорить.Конечно же, вам необходимо говорить с каждым сотрудником о работе. Но на каких деталях стоит остановиться

Из книги Супер Папа: краткий гид автора Кузнецов Виктор

Как я должен говорить с подчиненными? Как вы должны говорить о работе с каждым человеком? Некоторые сотрудники лучше всего реагируют, если вы задаете вопросы. Другие предпочитают, чтобы в основном говорили вы. Некоторым больше нравится, когда вы говорите ровным голосом,

Из книги автора

Совет № 116 Зимой перед перекрестком начинать торможение нужно заранее, поскольку перед ним могут быть гололед или снежный накат Если вы не последуете этому совету, рискуете выехать на перекресток, а это не сулит ничего

Из книги автора

Как говорить с грудничком Ты сейчас мне не поверишь, но общаться с ребенком до года – это так прикольно! Понимаю, что если бы мне пришлось сидеть с ним круглосуточно, как супруге, то я, вполне возможно, говорил бы совсем по-другому. Однако факты таковы, что я реально

Кандидат филологических наук О. СЕМЕНЕЦ (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург).

Под этой маркой журнал в течение года будет публиковать конкурсные работы, отмеченные благотворительным фондом российского предпринимателя В. Потанина. Фонд Потанина был создан в 1999 году в целях поддержки образования и культуры. более двух тысяч стипендий и четырёхста грантов учреждены для студентов ведущих государственных вузов и молодых педагогов - стипендиальная программа, охватывающая все федеральные округа России. Крупнейший проект фонда. В этом номере публикуем работу (лекцию) победителя конкурса молодых преподавателей Северо-западного округа страны. Её автор с современных позиций рассматривает практическое значение древнейшей науки о красноречии. Научиться говорить (да и писать) логически правильно и выразительно необходимо людям многих профессий. Фотоиллюстрации к лекции сделаны корреспондентами “Науки и жизни” С. Транковским и Ю. Фроловым с натуры в Москве.

Сравните: красноречие и краснобайство. Об одном и том же вроде бы, но какая разница! Человеку дано умение выражать свои мысли словами. Великое умение! А для чего? Учёный скажет: умение говорить связно, логически правильно и выразительно нужно для того, чтобы добиваться поставленных целей речевого общения.

Когда наши древние предки охотились на мамонта, разжигали костёр, укрывались от непогоды, они обменивались только самыми необходимыми возгласами и жестами. От того, насколько слаженно действовали первобытные люди, во многом зависело выживание их рода. Потребности просто так поболтать у них, скорее всего, и не возникало. Делиться мнениями, осмысляя мир, они стали гораздо позднее с помощью языка как средства общения.

Многим людям в общении с себе подобными необходимо эффективно действовать с помощью речи: адвокату - убедительнее защищать подзащитного, учителю - понятнее и интереснее обучать, продавцу - успешнее продавать товары, начальнику - чётче формулировать свои распоряжения, студенту - лучше отвечать на занятиях и экзаменах и так далее.

Профессиональные навыки в овладении речью даёт гуманитарная дисциплина - риторика, для овладения которой в процессе обучения надо учитывать достижения минимум трёх дисциплин - психологии, лингвистики и логики. Изучив её, можно избежать многих ошибок в общении.

Для примера вспомним анекдот.

Приходит трёхлетний сын к отцу и спрашивает:

Папа, а почему, когда кусаешь яблочко, оно сначала белое, а потом становится коричневым?

Понимаешь, сынок, в яблочке содержится двухвалентное железо. Когда ты откусываешь яблочко, то на месте укуса оно контактирует с кислородом. Железо окисляется и становится трёхвалентным. Двухвалентное железо белое, а трёхвалентное имеет коричневый цвет. Понятно?

Сынок растерянно оглядывается по сторонам и испуганно спрашивает:

Папа, а ты сейчас с кем разговаривал?

Этот анекдот - пример коммуникативной неудачи: ситуации, в которой общение не состоялось, говорящий не достиг поставленной цели. Задачей отца было ответить на вопрос, то есть дать запрашиваемую информацию. Казалось бы, он её дал, но, судя по реакции собеседника - сына, тот не получил удовлетворяющий его ответ на вопрос.

Часто мы не достигаем своих целей потому, что игнорируем многие важные параметры общения. Не учитываем так называемый фактор адресата: вспомним басню Крылова “Кот и повар” - весь риторский запал повара израсходован впустую: “А Васька слушает, да ест!”

Если мы говорим тихо, монотонно, неверно интонируем наше высказывание, то нарушаем речевые нормы, из-за чего речь становится путаной, неграмотной, вплоть до того, что порой может быть понята превратно. Поэтому наш собеседник, подобно малышу, если и не скажет, то подумает: а ты сейчас с кем разговаривал?

Если человеку нужно убедить кого-то, сформулировать своё мнение и суметь его отстоять, то он просто обязан владеть целым спектром речевых навыков. И от этого умения в конечном счёте зависит успешность карьеры. Вряд ли можно представить себе видного учёного, крупного руководителя или президента серьёзной компании, не умеющих понятно и грамотно говорить.

Безусловно, человек должен быть профессионалом в своей области. И быть хорошим дворником, грузчиком и сантехником не так просто, как кажется. Но если человек хочет строить карьеру, занимать высокие публичные должности, представлять не только свои интересы, то ему просто невозможно обойтись без умения говорить. Отсутствие необходимых речевых и коммуникативных навыков для многих рядовых учителей, врачей, менеджеров становится практически непреодолимым барьером на пути к дальнейшему повышению.

Любому из нас приходится вступать в речевое взаимодействие с другими людьми. И от того, насколько успешно мы это сделали, зависит важный для нас результат. Мы приходим на экзамен, отвечаем, и на оценку влияют не только наши знания, но и то, как мы смогли их изложить. Мы приходим на собеседование, результат - возьмут ли нас на работу или нет - во многом связан с тем, как мы отвечали на вопросы работодателя. Неслучайно одно из основных требований к сотрудникам при приёме на работу сформулировано как “коммуникабельность” - общительность, умение строить понятные и правильные высказывания, чётко и логично выражать свои мысли.

Что заставило Элизу Дулиттл из пьесы Бернарда Шоу “Пигмалион” брать уроки грамотной речи? Цель, карьера. Сама героиня сформулировала цель своего визита к фонетисту так: “Я хочу поступить продавщицей в цветочный магазин. Надоело мне с утра до ночи торчать с корзиной на Тоттенхем-Корт-Род. А меня там не берут, им не нравится, как я говорю. Вот он сказал, что мог бы меня выучить...”

Известный лингвист Татьяна Григорьевна Винокур сравнила нашу речь с визитной карточкой. И действительно, по тому, как мы говорим, как владеем искусством слова, можно многое сказать о нашем уровне образования, об уровне лингвистической и культурной эрудиции. Иногда речь даже служит показателем социального статуса. Об этом писал ещё Пушкин. В “Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях” есть эпизод, когда богатыри вернулись домой и обнаружили там незваную гостью. Как они определили, кто перед ними? Только гениальный филолог мог выразить это двумя словами: “Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали”. По речи! Речевая “визитная карточка” героини помогла ей заявить о себе без лишних речевых усилий.

В другой сказке Пушкина - “Сказке о золотой рыбке” - есть не менее важное для нас лингвистическое замечание в эпизоде, когда старуха уже хочет быть царицей, а старик отговаривает её. Чем он мотивирует свой отказ? “Что ты, баба, белены объелась, ни ступить, ни молвить не умеешь”. Молвить! То есть недостаточная речевая компетенция воспринимается важным фактором, который препятствует попытке занять более высокое место на социальной лестнице.

Обыгрывание манеры речи как социальной характеристики приводится и в повести “Барышня-крестьянка”. Лиза, главная героиня, решает познакомиться с сыном соседского помещика Алексеем, для чего переодевается крестьянкой. Причём ей приходится менять не только платье и туфельки на сарафан и лапти, но и свою речь. “А по-здешнему я говорить умею прекрасно!” - говорит Лиза своей горничной. И действительно, играя роль крестьянки, она строго придерживается иного речевого канона, нежели речь дворянской барышни. Именно поэтому Алексей долгое время считает, что перед ним действительно Акулина, дочь кузнеца. Но один раз Лиза сбрасывает свою речевую маску, и он тут же замечает её “прокол”.

“Если вы хотите, чтобы мы были вперёд приятелями, - сказала она с важностию, - то не извольте забываться”.

- “Кто тебя научил этой премудрости?” - спросил Алексей, расхохотавшись... Лиза почувствовала, что вышла было из своей роли, и тотчас поправилась...

Героиня от неожиданности возвращается в привычный для себя стиль речевого поведения, а потом вынуждена исправлять свою оплошность, изобретая оправдание. И за описанием этого курьёзного случая стоит важное лингвистическое наблюдение. Наша речь всегда должна быть соотносима с ситуацией общения, нашими коммуникативными и социальными ролями. Это не значит, что она всегда должна быть образцовая и правильная. Ситуации общения и цели бывают разные. Главное правило - речь должна быть создана с учётом контекста. В середине XX века английский философ-лингвист Пол Грайс сформулировал так называемые максимы речевого общения. Одна из них - максима релевантности: “я здесь и сейчас”, то есть говорящий всегда должен уделять особое внимание ситуации. Именно максиму релевантности нарушает отец из приведённого ранее анекдота. В результате речевого промаха возникает коммуникативный провал - речь непонятна адресату, усилия оратора потрачены впустую.

Искусство говорить, с нашей точки зрения, включает в себя пять составляющих: психологическую, логическую, акустическую, культурно-речевую и риторическую в узком понимании.

Психологическая составляющая подразумевает психологическую готовность оратора к контакту с аудиторией. Этому обучают на различных тренингах по риторике, которые сегодня проводят психологи. Психофизиологические характеристики человека, не имеющего навыка публичного выступления, но который должен выступать перед незнакомой аудиторией, психологи сравнивают с состоянием человека, стоящего на мосту над пропастью и чувствующего, что под ним трещат доски.

В таком состоянии человек не сможет, выступая, увлечь аудиторию. Главная его мысль - не забыть бы слова. Именно поэтому сейчас так востребованы различные методики, позволяющие психологически подготовить человека к выступлению. Однако одного этого недостаточно.

Представим себе, что мы преодолели свой страх, чувствуем себя свободно и комфортно перед аудиторией. Следует позаботиться о том, чтобы наша речь была логична.

Логическая составляющая риторики связана с формированием чёткого логического каркаса высказывания. Речь должна быть простой, структурированной и последовательной. Есть русская поговорка: “В огороде бузина, в Киеве дядька”. Именно так характеризуют речь оратора, который не владеет логикой.

Известный лингвист академик Ю. Д. Апресян различает пять уровней речевой культуры общества, определяемые относительным весом владения языком:

“Первый. Высокое искусство слова, представленное в первоклассной литературе. Этот уровень владения языком может рассматриваться как эстетический идеал.

Второй. Хорошее ремесленное (то есть профессиональное) владение языком, представленное в хорошей журналистике и в хороших переводах.

Третий. Интеллигентное владение языком. В нём доминирует здоровое консервативное начало.

Четвёртый. Полуобразованное владение языком, соединённое с плохим владением мыслью и логикой.

И, наконец, пятый уровень. Городское просторечие, молодёжный жаргон”.

Автор подчёркивает, что именно четвёртый тип, где страдает логика и не хватает образования, таит в себе разрушительное начало. И в этом налицо закономерность: уровень речевого мастерства неразрывно связан с базовыми знаниями. Логике речи, к сожалению, на большинстве тренингов не учат. Между тем без учёта логической составляющей невозможно стать хорошим оратором.

Нелогичная речь трудна для восприятия. Она тоже ведёт нас к коммуникативному провалу.

Но допустим, наша база позволила овладеть и этим уровнем коммуникативной компетенции. Речь проста, последовательна, в меру конкретна. Теперь мы не только легко идём на контакт с аудиторией, но и легко выстраиваем логический каркас высказывания. Вот вышли мы на сцену... и говорим тихо, нечётко. Речь просто не слышна слушателям. Следует поработать и над звуковой, акустической составляющей...

Акустическая составляющая подразумевает технику речи - её артикуляционное и интонационное оформление.

Здесь уместно вспомнить Демосфена. Вот что пишет о нём Плутарх:

“Демосфену пришлось взяться за красноречие случайно, только затем, чтобы вернуть себе имущество... Его первое выступление народ встретил недовольными выкриками и насмешками над нелепым построением речи... К этому, говорят, добавлялась некоторая слабость голоса, неясное произношение и прерывистое дыхание, создававшее паузы между периодами и затемнявшее смысл произносимого... Он понял, что упражнения мало что дают или даже вовсе бесполезны тому, кто пренебрегает произношением и мастерством исполнения. Он построил под землёй особое помещение и ежедневно, ни на что не отвлекаясь, спускался туда отрабатывать сценические приёмы и укреплять голос... Физические недостатки свои он старался преодолеть упражнениями... Невнятный шепелявый выговор пытался исправить тем, что, набравши в рот камешков, старался ясно и отчётливо читать отрывки из поэтов; голос укреплял тем, что разговаривал на берегу или, поднимаясь в горы, произносил, не переводя дыхания, стихи или какие-нибудь длинные фразы. Дома у него было большое зеркало, перед которым он упражнялся в декламации.

Рассказывают, что однажды к Демосфену пришёл человек и попросил выступить на суде в его защиту, рассказав, как жестоко его избили. “Но ты же ничуть не пострадал от этого!” - сказал ему Демосфен. “Это я-то ничуть не пострадал?!” - вскричал во весь голос человек. “Вот теперь, - ответил Демосфен, - клянусь Зевсом, я слышу голос оскорблённого и пострадавшего”.

Убедительность словам, считал он, придают тон и манера разговора.

Важно не только, как мы произносим речь. Важно, как мы её интонируем. Иногда неверно выбранная интонация перечёркивает весь смысл высказывания. По мнению психологов, мы в большей степени воспринимаем интонацию, чем слова: невербальный компонент общения несёт более 90 процентов информации. Как интонация может перечеркнуть смысл, можно продемонстрировать ещё одним анекдотом.

Вовочка обозвал Машеньку дурой. Она пожаловалась учительнице. Та потребовала, чтобы Вовочка вышел перед классом и сказал три раза “Машенька не дура” и извинился. Вовочка вышел и произнёс:

Машенька не дура? Машенька не дура? Машенька не дура? Ну, извините...

Интонация героя анекдота перевернула ситуацию с ног на голову. Одна и та же фраза, написанная на бумаге, может быть проинтонирована по-разному. “Ты такая умная” - восхищение. “Ты такая умная” - ирония. А наше подсознание считывает интонацию, и заключённый в ней истинный смысл - прямо противоположный вербальному. Истинный смысл второй фразы - “ты глупа”.

Без овладения чёткой и понятной дикцией, без умения давать нужную интонацию, иначе говоря, без умения дать эмоциональную аранжировку речи невозможно стать успешным оратором. Как это невозможно и без овладения нормами правильной речи, её культурой.

Культурно-речевая составляющая подразумевает грамотность, владение нормами произношения (орфоэпическими), правильным употреблением частей речи, слов и их сочетаний, верным построением предложений (морфологическими, лексическими и синтаксическими нормами) и, наконец, стилистической нормой.

Мы можем говорить чётко и понятно, внятно и громко, но интеллигентный собеседник испытает коммуникативный дискомфорт от безграмотного произношения типа “лОжить”, “звОнишь”, “средствА”, “Эксперты”, “дОсуг мОлодежи”, “нАчать”, “углУбить”, “зАвидно”, “понЯл”.

Среди нарушений речевых норм исследователи по культуре речи выделяют два типа нарушений.

Не представляющие опасности для говорящего. Например, слово “коклЮш”. Словари предписывают именно такое произношение, но чаще всего произносится вариант “кОклюш”. Да и слово это не такое уж распространённое, встречается редко.

Дискредитирующие оратора. Такие ошибки свидетельствуют о низком уровне его речевой культуры.

Профессор Валентина Даниловна Черняк на своей лекции привела показательный пример. На учёном совете шло голосование. Ведущий заседание объявил результаты голосования: “В урне 40 бюллетней”. В зале зашумели. Говорящий, решив, что его недопоняли, повторил: “В урне 40 бюллетней”. Ошибка ведущего показала, что культурой речи он не владеет.

Некорректное использование неоднозначных слов и понятий может привести к нелепой комичности, вызвать эффект, противоположный ожидаемому. Двусмысленно воспринимается рекламное объявление туристической фирмы: “Несколько часов в самолёте - и вы в раю!”

Фирму, занимающуюся страхованием, назвали “Пандора”. Ну как тут не вспомнить знаменитый ящик Пандоры! Он не для того, чтобы в него спрятать что-то и сберечь, а источник всевозможных бедствий, неприятностей и забот.

О том, как речевые ошибки могут затемнять, искажать смысл высказывания, говорить можно долго. Ясно одно - без правильной речи сложно добиться успеха, произвести благоприятное впечатление на слушателя.

Наконец, овладев всеми уровнями: психологическим, логическим, акустико-звуковым и конечно же культурно-речевым, - можно обратиться к последнему. Назовём его риторическим в узком смысле слова.

Риторическая составляющая связана с композиционным построением речи, использованием средств воздействия, образов, выразительности. Здесь уже можно говорить об ораторском искусстве, об искусстве речи. Именно о ней пишут многие учебники по риторике. Этой проблематике необходимо посвятить отдельный разговор.

Итак, ещё и ещё раз повторю: движение вверх по карьерной лестнице невозможно без овладения целым спектром различных навыков, требующего методичной и рутинной работы.

В заключение хочется привести слова одного крупного петербургского предпринимателя: “Тем, кто хочет стать президентом, если не страны, то крупной компании, руководителем высокого уровня, бизнесменом и особенно тому, кто уже чего-то добился в своём деле, именно публичные выступления дают новый толчок для развития. Я убедился в этом на собственном опыте”.

Сейчас в мире идёт большой обмен информацией, причём совершенно разнообразной, и обмен осуществляется различными способами. В современное время, как бы печально это не было, но всё живое общение нам заменили Интернет c социальными сетями. Человек XXI века живёт в мире больших возможностей, инновационных технологий, так сказать, идёт в ногу со временем, и всё вроде бы хорошо, прогресс не стоит на месте, но, одно большое но, вместе со всем этим куда-то исчезает умение правильно и красиво говорить, излагать свои мысли. Многие уже давно перестали обращать внимание на элементарные грамматические или пунктуационные ошибки, которые допускают при написании чего-либо, поскольку это стало нормой. То же самое происходит и в устной речи. Порой человек говорит, и, похоже, сам не понимает, что он пытается донести до своего слушателя. В таком случае про слушателя и не стоит даже говорить, естественно, что он ничего не поймёт. Вот в этом вся беда современного общества. В языке столько слов, чтобы сказать, о чём думаешь, мечтаешь, что хочешь сделать, но многие и двух слов связать не могут, чтобы доходчиво выразить свои мысли.

Вот именно с этого момента и возникает вопрос: «Что же тогда такое правильное речевое общение? И каким оно должно быть?» О том, что говорить нужно не просто связно и правильно, но и красиво, прописная истина. Но мало кто может похвастаться тем, что его учили искусству красноречия и что он им обладает. Такой предмет, как риторика , преподают далеко не во всех школах, а если и включают его в программу, то часто не могут найти хороших учителей. Попросту говоря, красивая речь для большинства людей - это то, чему они якобы должны учиться, но не знают, как и где это можно сделать. Мы решили посвятить цикл статей этой важной теме - риторике, как умению правильно и красиво говорить.

Для каждого человека важно уметь общаться, так как такой навык является хорошим помощником во многих жизненных ситуациях. На коммуникативных способностях строятся почти все успехи на учёбе, работе, в личной жизни. Если информация подаётся оратором лаконично и структурированно, то она дойдёт до слушателей в лучшем виде. Наука, которая изучает все детали ораторского искусства, называется риторика. Именно благодаря ей можно сделать свою речь ясной и убедительной.

Риторика помогает придать речи ясности, конкретики, убедительности.

А правильное речевое общение или устная коммуникационная деятельность, по определению А.В. Соколова (родился в 1934 году, специалист в области социальных коммуникаций), «есть духовное общение социальных субъектов». Ещё в далёкой древности Аристотель, роль которого в разработке классической риторики наиболее значима, отвечал на этот вопрос так:

«Любая речь слагается из трёх элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего; (я разумею слушателя)». [ 1 ]

И тут возникает вопрос: «Актуально ли высказывание Аристотеля в наши дни?». Ответ на этот вопрос является многогранным. Но сначала обратимся к истокам возникновения риторики.

Риторика в древнее время

Происхождение риторики началось ещё в древней Греции. Благодаря тому, что в этом государстве формировалась демократия, умение убеждать приобрело немалую популярность в обществе.

Каждый житель города имел возможность пройти обучение ораторскому мастерству, которое преподавали софисты. Эти мудрецы считали риторику наукой убеждения, которая изучает способы словесной победы над соперником. Из-за этого в дальнейшем слово «софизм» вызывало отрицательную реакцию. Ведь при них риторика рассматривалась, как уловка, выдумка, хотя ещё раньше эту науку считали высшим мастерством, умением.


В Древней Греции создавалось много трудов, раскрывающих риторику. Автором классического греческого трактата об этой науке является известный мыслитель Аристотель.

Данный труд под названием «Риторика» выделил ораторское искусство среди всех остальных наук. В нём были определены принципы, на которых должна строиться речь, и указаны способы, применяющиеся как доказательства. Благодаря этому трактату Аристотель и стал основоположником риторики как науки.

В Древнем Риме в становление риторики внёс свой вклад Марк Туллий Цицерон (106 - 43 годы до н.э.), который занимался политикой, философией и ораторским искусством. Он создал произведение под названием «Брут или о знаменитых ораторах», описав развитие науки в именах популярных ораторов. Также он написал труд «Об ораторе», в котором рассказал о том, какое речевое поведение должно быть у достойного оратора.

Затем Цицерон создал книгу «Оратор», раскрывающую основы красноречия.

Цицерон считал риторику самой сложной наукой в отличие от других. Он утверждал, что для того, чтобы стать достойным оратором, человеку необходимо иметь глубокие познания во всех областях жизнедеятельности. В противном случае он просто не сможет поддержать диалог с другим человеком.

Марк Фабий Квинтилиан в сочинении из 12 книг «Риторические наставления» проанализировал риторику, дополняя собственными выводами относительно всех её составляющих. Он ценил ясность слога, умение оратора пробудить эмоции в слушателях. Риторика определялась им как «наука хорошо говорить». Квинтилиан также дополнил учения риторики, указав значимость невербальной составляющей.

В средние века риторика стала называться гомилетикой , церковным красноречием и, конечно, изменила облик и внутреннее содержание. Теперь красноречие было направлено на прославление Бога и его величия, а также на то, чтобы доказать существование высшей силы исключительно умозрительно, в теории, на словах.

Развитие риторики в России


Риторика в России возникла на основе римской науки. К сожалению, не всегда она была столь востребована. Со временем, когда менялись политико-общественные режимы, необходимость в ней воспринималась по-разному.

Развитие российской риторики по этапам:

  • Древняя Русь (до 988 года). Жизнеречение - внутриобщественная функция ж-рече-ства. Это очевидно для вспоминающих, что буква «Ж» в славянской азбуке имеет название «Живёте». Понятийный же корень «рече» (речь, как выражение мысли) непосредственно присутствует в обоих словах, что говорит об очень серьёзном отношении к тому, что рекётся индивидом. Даже буква «Р» имела название «рцы». А «Рцы» - форма повелительного наклонения, аналогичная по смыслу нынешнему «реки́». Вот жречество должно было властно (в том смысле, что слова не должны оставаться без соответствующих их смыслу последствий) «говорить» о том, как должно жить общество и как оно должно решать возникающие в его жизни проблемы, и что будет, если оно будет жить иначе и не будет решать проблемы.
  • Русь Киевского периода (XII - XVII вв.). В этот период ещё не существовало термина «риторика» и учебных книг по ней. Но и тогда и раньше, безусловно применялись некоторые её правила. Люди в то время называли этику речи краснобайством, красноречием, благоречием либо риторикией. Обучение искусству слова проводилось на основе богослужебных текстов, которые создавали проповедники. К примеру, одним из таких сборников является «Пчела», написанный в XIII веке.
  • Первая половина XVII века. В этот период важным, реперным событием стало издание первого русского учебника, раскрывающего основы риторики.
  • Конец XVII - начало и середина XVIII века. На этом этапе была издана книга «Риторика», написанная Михаилом Усачёвым. Также было создано множество произведений, таких как «Старообрядческая риторика», труды «Поэтика», «Этика», несколько лекций о риторическом искусстве Феофана Прокоповича.
М.В. Ломоносов - «Риторика»
  • XVIII век. В данное время произошло формирование риторики как российской науки, огромный вклад в которое внёс Михаил Васильевич Ломоносов. Он написал несколько произведений, посвящённых ей, из которых книга «Риторика» стала основой в развитии данной науки.
  • Начало и середина XIX века. Данный период характеризуются тем, что в стране происходил риторический бум. Известные авторы издавали большое количество учебных пособий. К таковым относятся труды И.С. Рижского, Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К.П. Зеленского, М.М. Сперанского.
  • Однако, начиная со второй половины века данную науку начинает активно вытеснять словесность. Советские же люди изучали стилистику, лингвистику, культуру речи и меньше - риторику.

Как обстоят дела с риторикой в наше время?

Кое-где она преподаётся, входит в число не факультативных, а обязательных дисциплин. Однако косноязычия и элементарного неумения выступать публично от этого меньше, увы, не становится. Однажды социологи спрашивали респондентов о том, чего те больше всего боятся. Ответы были вполне предсказуемыми - тяжёлой болезни или смерти: как собственной, так и близких нам людей. Действительно, против этой напасти мы часто оказываемся бессильны. А вот на втором месте, с очень небольшим отрывом от страха смерти, находится … страх публичного выступления. Странно и неожиданно? Это ещё как сказать…

Вспомните каждый самого себя в школьные годы. Когда в начале урока начиналась проверка домашнего задания и кого-то непременно вызывали к доске. Какие были ощущения, когда называли твоё имя? Даже когда был готов и уверен в себе - всё равно начинались волнение, а то и паника. Идёшь к доске - и кажется, что твои шаги гулко отдаются в тишине, а сердце колотится так, словно норовит выскочить из груди. Ни дать ни взять - идёшь на казнь. Так что страхи были, и ещё какие!

Из этих полудетских страхов и вытекает первая необходимость риторики как способа обрести уверенность в своих силах. Ведь, если разобраться, почему некоторые рот открыть боятся у доски, почему их охватывает немота, хотя они всё или почти всё знают? У них просто нет навыка связной, грамотной, красивой речи - всех тех навыков, которым и учит риторика.

А когда ещё и кавардак в голове, в мыслях, то и в устной, в звучащей речи будет тот же сумбур. Не можешь сформулировать тезисы будущего выступления устно, в теории - почти наверняка будешь сбиваться и путаться на практике. Так что чем раньше и целостнее сложится мировоззрение, система наших взглядов - тем лучше для нас. И тогда будет ясной голова.

Вообще достаточно задать себе простой вопрос: а что будет, если вы не сможете достойно выступить и с треском провалитесь? Мир ведь не исчезнет. Надо понимать, что любой опыт ценен, в том числе и отрицательный. Словом, можно больше приобрести, нежели потерять. А путей избавлений от страхов предостаточно.

Во-вторых, риторика просто незаменима тогда, когда мы проходим процесс первичной и, тем более, вторичной социализации - от семьи к дружеской компании, школе и вузу, не говоря уж о взрослой, самостоятельной жизни. Нам помогают определиться по жизни все вокруг - причём, делая это чаще всего не с помощью невербальных средств общения, а посредством живого слова. Полноценной замены ему нет, и вряд ли она когда-нибудь найдётся. Если вовремя не приобрести навыков успешной коммуникации, полноценного общения - вряд ли ты в жизни чего-то значительного добьёшься. Так и будешь, как говорится, вариться в собственном соку, будешь нем, как рыба, и примешься судорожно глотать обиды вперемешку со злостью и завистью на окружающий мир - мол, я такой замечательный, а меня недооценили, не заметили. А лучше действовать! Как это делал Демосфен - величайший оратор античности. Ведь он и надежд никаких не подавал, но превозмог свои слабости - физические и духовные - и стал тем, кем он стал. Так что есть, на кого равняться.

Когда опытные тренеры в области риторики начинают спрашивать у аудитории, кто и зачем хочет научиться хорошо говорить публично, то многие лукавят и спешат спрятаться за красивые фразы типа «хочу повышения по службе» или «хочу оказывать влияние на других». Во всех этих репликах есть своя доля правды, но далеко не вся. А весь секрет, точнее, отсутствие такового, заключается в том, что многим втайне хочется получать удовольствие от самого процесса говорения и производимого им эффекта. Только стесняются или боятся в этом признаться - себе и людям.

Так вот, в-третьих, мало что сравнится с удовольствием именно от успешного публичного выступления, особенно когда почувствуешь вкус к этому делу. Только представьте себе в обозримой перспективе - тебя слушают со всё возрастающим вниманием, люди жадно ловят каждое твоё слово, контакт между тобой и аудиторией прочный и устойчивый, настрой - дружеский. Конечно, до такой почти идеальной ситуации ещё нужно дорасти и дотянуться. Но и здесь всё в наших руках.

В-четвёртых, сила слова многократно возрастает, когда это слово - публичное, услышанное, а затем подхваченное многими. Тем более, если это слово исходит от человека компетентного во многих вопросах, держащегося уверенно и спокойно, сохраняющего чувство собственного достоинства, доброжелательно настроенного по отношению к аудитории и не возвышающегося над ней. Хороший оратор, а по совместительству - психолог или педагог, воспитатель - находка для любой компании, учебного заведения, коллектива.

Наконец, для тех, кто мечтает о карьере и финансовом успехе, слово - тоже мощный рычаг и инструмент воздействия на умы и чувства людей. Конечно, не всем нам быть великими ораторами, - кому-то надо и сеять, и пахать, и строить, и мастерить что-то своими руками - но тот начальник и руководитель, кто не лезет за словом в карман, у кого поставлена речь, кто обладает даром убеждения и обаяния, уже не просто начальник и руководитель, а настоящий харизматический лидер, за которым пойдут хоть на край света. Если покопаться в не столь уж и далёкой от нас истории, почитать воспоминания, то мы узнаем, какими замечательными ораторами были Наполеон Бонапарт, Троцкий, Гитлер и Муссолини. Они не перестают быть при этом великими диктаторами и злодеями. Именно поэтому и важно умело распорядиться своим влиянием и не использовать его во вред. Так что трижды прав поэт Владимир Маяковский, который назвал слово «полководцем человечьей силы» («Сергею Есенину»,1926 год).

А слово - это и есть главное орудие оратора, данное ему от Бога или от природы. И тот, кто приобщился к риторике всерьёз и надолго, уже никогда не спросит, зачем она нужна.

Послесловие

В мире есть наука, которая носит гордое название - риторика. Жаль, конечно, но есть люди, которые не знают о её существовании или её значении. Так вот именно риторика занимается вопросами правильной и красивой речи, говоря самым простым языком. Именно риторика разбирает ошибки в общении. По нашему мнению, её не помешало бы ввести в школы обязательным предметом. Просто, глядя на современное молодое поколение, видно, что многим она явно не помешала бы.

И в заключение, возвращаясь к вопросу об актуальности высказывания Аристотеля, можно сказать, что оно более чем актуально. Ведь если подумать, то быть хорошо подготовленным, обладать приличным словарным запасом, уметь собрать свои мысли в единое целое и донести их до слушателей, учитывая особенности аудитории - это очень тяжёлый труд. Но посильный. Ведь как говорил Цицерон:

«Красноречие есть нечто такое, что даётся труднее, чем кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний».

Он не случайно поставил старания после знаний. Только хорошо понимая, зачем и почему нужно то или иное знание, человек будет стараться его освоить.

Ну и пусть не все мы владеем искусством красноречия, но говорить красиво, правильно, вежливо и понятно мы можем и должны. Вот как раз, поэтому высказывание Аристотеля актуально и поныне. Люди постепенно разучиваются говорить так, как это было положено, и как бы печально это не было, но факт остаётся фактом. Но ведь в наших силах всё исправить. Хотя бы на личностном уровне. Не так ли?

В следующих статьях о риторике мы будем приводить как поучительные истории, так и методики повышения своих ораторских навыков.