История русской жизни с древнейших времен. Ч.1

2-е изд., испр. и доп.
М.: Синод. тип., 1908. - 700 c.

Посвящение. Предисловие. Описание рисунков
Глава I. "Природа Русской Страны. Понятия древних о нашей стране, стр. 1
Ее различие от остального материка Европы 3. Грудь нашей Равнины 5. Русский
вид - ландшафт. 7. Русский мороз 9. Лес и Поле-Степь 12. Свойства жизни
в поле и в лесу 16. Народные пути-дороги из нашей равнины в приморские
и заморские страны юга, севера и востока 23. Значение речного угла Оки
и Волги 31. Рязанская область 32. Кама - Волга. . . . . . . . . . . . . . . .32
Глава II. Откуда идет Русское имя. Норманство и Славянство Руси 36. Имя
Руси идет от Варягов-Скандинанов 44. История этого мнения 49. В каком виде
оно представляет себе начало Русской Истории и исторические свойства Русской
народности 55. Русские академики в борьбе с мнениями немецкими 63. 3амечание
Императрицы Екатерины II 81. Сомнения немецких ученых 86. Карамзинское
время 89. Торжество учения о Норманстве Руси 94. Его основа - отрицание. . .117
Глава III. Имя Руси идет от Варягов-Славян. Кого разумеет первая летопись
под именем Варягов 129. Истое варяжество прибалтийских Славян. 145. Где,
по летописи, находилась Варяжская Русь 162. Русь Рюгенская 162. Русь
Неманская 171. Древнейшие следы Варягов-Славян в нашей стране 176
3аключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .193
Глава IV. История Русской страны с древнейших времен. Вступление 201
Геродотова Скифия и ее обитатели 215. Скифы-земледельцы, обитатели Древней,
Старшей Скифии 218. Западные, скверные и восточные соседи Скифов 220
Легенда о Савроматах 230. Амазонки Енеты 233. Их история 234. Вудины 238
Обитатели Урала 244. Древнейшие обитатели Земледельческой Скифии 247
Происхождение Скифов 252. Быт кочевников 257. Приметы древних жилищ
Славянства 265. Торговый путь от Днепра к Уралу 268. Войны со Скифами
Великих древнего Мира. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .269
Глава V. Древняя Скифия в своих могилах. Общий обзор курганно-могильной
области 276. Наши расследования курганов в Екатеринославской и Таврической
губерниях 279. Курганы глубокой древности 280. Толстые могилы 283
Чертомлыцкая могила 287. Ее подробное расследование 292. Замечательное
богатство открытых в ней памятников 294. Обзор скифского быта по открытым
памятникам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
Глава VI. Европейская Сарматия Римского века 319. Обитатели Сарматки
по указаниям Страбона, Помпония Мелы, Плиния, Тацита 326. Обзор географии
Птолемея 334. Известия Ам. Марцеллина 345. Аланы 347. Митридатовы войны
с Римом 355. Роксоланы 357. Языги 361. Бастарны 367. Готы 371. Вораны 374.
Герулы 377. Сарматы 380. Унны 383. Скифы Рос 386. Славянство Уннов 407
Аттила 410. Его жилище и быт 417. Сыновья Аттилы 437. Унны-Булгары 438
Унны-Савиры 440. Славяне-Aнты 448. Унны-Котригуры и Утигуры 452. Авары 454
Хозары 469. Черты древнейшего Славянского быта 474. Заключение. . . . . . . 481
Глава VII. Первые слухи о Русской Руси. Внутренние дела в Царьграде 488
Первый набег Руси на Царьград 492. Проповеди патриарха Фотия по этому
случаю 494. Причина набега и его последствия 500. Темные слухи о Руси
на Западе Европы 506. Подобные слухи о ней на Востоке в сказаниях арабских
писателей 509. Буртасы и Болгары 511. Русы и Славяне 517. Русь Киевская,
ее обычаи и бытовые порядки 520. Погребальный обряд 522. Волоты 530
Славяне. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .531
Глава VIII. Русская Летопись и ее сказания о древних временах. -
Происхождение и первые начатки Русского Летописания 536. Основной его
характер 541. Повесть Временных Лет 545. Общественные причины ее появления
547. Летописанье составляется людьми городскими, самим обществом 549
Печерский монастырь, как святилище народного просвещения 553. Последующая
история Русского Летописанья 558. Летописные предания о расселении Славян
568. Круговая европейская дорога мимо Киева 569. Основатели Киева 570
Первоначальная жизнь родом 573. Различие быта патриархального и родового
579. Род-колено братьев 581. Миф Трояна 582. Состав рода 584. Городок,
как первоначальное родовое-волостное гнездо 589. Система Городства
Ходаковского 592. Происхождение города, как дружины 608. Первоначальный
городовой промысл 619. Богатырские былины воспевают древнейший городовой
быт 633. Стольно-Киевский князь Владимир есть эпический образ стольного
города. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 634-644
Приложения: I. Ругия-Русия 647. - II. Поморская земля 654. - III. Карта
Померании XVII стол. 656. - IV. Дополнение к изображениям Кулобской вазы
674. - V. Примечание к странице. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .252-67

История русского народа с глубокой древности до вхождения в христианство.

Иван Егорович Забелин (1820-1906) - известный русский историк, археолог, коллекционер, почетный член Петербургской Академии наук. Исследования Забелина касались, главным образом, эпох Киевской Руси и становления Московского государства. В области истории быта и археологии древнейших времён его труды занимали одно из ведущих мест в русской исторической науке. Отличающая черта его работ - это вера в самобытные творческие силы русского народа и любовь к низшему классу, «крепкому и здоровому нравственно, народу-сироте, народу-кормильцу». Глубокое знакомство со стариной и любовь к ней отражались и в языке Забелина, выразительном и оригинальном, с архаическим, народным оттенком. При всём своём идеализме Забелин не скрывает и отрицательных сторон древней русской истории: принижение роли личности в роду и домостроевской семье и прочее.
Изданные в 1876 и 1879 годах два тома «Истории русской жизни с древнейших времён» представляют собой обширный труд по истории русской культуры мало изученного дохристианского периода. Забелин хотел выяснить все самобытные основы русской жизни и её заимствования у других народов - у финнов, норманнов, греков, татар и немцев. Разбирая идейные основы русской культуры, он отмечает важное значение экономических отношений в истории политики и культуры. В данной работе во имя самобытности славян автор уходит от норманнской теории.

Приобрел тут книгу Ивана Егоровича Забелина "История русской жизни с древнейших времен" (М., Эксмо,2008). Порадовался. дело в том, что книгу эту я до сих пор видел только в дореволюционном издании, взял ее в научной библиотеке и имел удовольствие видеть на ее титульном листе синий советский штамп "Запрещено". Это у нас при советской власти так "боролись с норманнизмом" - запрещая и закрывая его самых сильных критиков и издавая Карамзиных, Соловьевых и Погодиных... Что уж тут удивляться, что норманнизм цветет и пахнет после эдакой "борьбы". дело, понятно, в сугубой его научности...
Много интереснейших сведений. Мне,например, очень понравился разбор мифа-сплетни, запущенной Шлецером - про какой-то там "донос" Ломоносова на "глубоко научную" речь Миллера, сделанный-де по мотивам национальной неприязни к немцам. Этому, кстати, до сих пор многие верят - что Ломоносов, ученик немца, муж немки, друг Рихмана и Эйлера был германофобом!!!
Забелин же на документах показывает, что инициировал обсуждение и осуждение речи Миллера немец Шумахер, что немецкие же академики встретили речь Миллера в штыки, называя ее галиматьей, указывали на множество грубейших ошибок, что Ломоносов не "русский патриотизм" защищал от "немца", а здравый смысл от наукообразного вздора.
В целом книга весьма любопытна, содержит много не потерявших по сей день актуальности наблюдений.
Однако не радует оформление книги. В книге много нелепых перепечаток допотопных гравюр Бруни, Овсяникова и пр. на темы древней Руси - но чем поможет читателю созерцание черно-белых фигур в неестественных театральных позах, в костюмах и декорациях, не имеющих ровно ничего общего с исторической действительностью Руси? Создаст впечатление архаичности, устарелости - это может быть. На радость как раз тем "единственно-научным" гражданам, кои любят попрекать оппонентов "возвращением к проблематике XIX века".
Зачем на странице 221, на рисунке с подписью "древнеславянский воин " (в единственном числе!) изображены четыре западноевропейских рыцаря? Почему на страницах 224 и 225 шестопер и зерцало конца Московской эпохи приписаны "древнеславянскому воину"? Так же на странице 229 "древнеславянскими боевыми топорами" поименованы стрелецкие бердыши, а на том же развороте мы видим и самого "древнеславянского воина" - в "бумазейной шапке", тегиляе, с саадаком татарского типа и кривой саблей (!) с елманью в руках. Под рисунками то там, то тут торчит, видимо, глянувшееся оформителям словосочетание "графическая реконструкция" - хотя чаще всего "реконструкция" представляет собою обычную прорисовку древнего изображения - а то и фотографии.
Спрошу еще раз - к чему все это?
Зато нет вещей, совершенно необходимых - нет ссылочного аппарата, нет хороших научных комментариев, нет именного и географического указателей - короче, нет того, что могло бы превратить аляповатое "падарочное издание" от Эксмо в хорошую книгу, которую не стыдно порекомендовать интересующимся студентам. Забелин еще ждет хорошего научного переиздания - которого не так давно удостоился С.А. Гедеонов. Хороши были бы комментарии, скажем, к варяжской части Всеволода Игоревича Меркулова, а к скифской и гуннской - Елены Сергеевны Галкиной.
Что ж, подождем, когда такое издание появится.