Как люди могут использовать исследования природы. Конспект урока "для чего изучают природу"

Самые маленькие киты длиной один - два метра. А самый большой кит - самое крупное животное в мире. Это синий кит - длина его превышает тридцать метров. Он относится к группе беззубых китов (другая группа называется «зубатые киты»). Самое большое животное в мире обходится без зубов.

Как же у него это получается? Во рту на нёбе (верхней части рта) у китов растут сотни роговых пластинок, которые называются китовым усом и образуют что-то вроде сита. Кормится усатый кит всякой морской мелочью: рачками, рыбкой, креветками. Он быстро проплывает через скопление добычи, набирает в свой огромный рот воды и с силой через ус - цедилку выпускает её обратно. Вода вытекает, а во рту кита остаётся еда.

У зубатых китов есть зубы - у некоторых почти три сотни! Ими они не жуют свою жертву, а заглатывают целиком. 0 " style="border-collapse:collapse;border:none">

Основная часть

Задание 1.

Ответ.

Задание 2.

Найди в тексте ответ на вопрос: «Какой кит самый большой в мире?» Спиши это предложение.

Задание 3.

1.

Задание 4.

1. Найди и выпиши из текста по одному названию животных.

Усатый кит :______________________________

Зубатый кит :_____________________________

Задание 5.

Длина синего кита – 30 метров, длина кашалотика-10.

1. Запиши вопрос задачи, если она решается так:

______

2. Во сколько раз длина кашалотика меньше длины синего кита? Запиши выражение и вычисли его значение:

Задание 6.

А  Б  В  Г 

https://pandia.ru/text/80/080/images/image007_59.jpg" width="144" height="94 src=">

Длина Длина Длина Длина

100 см 2 м 20 м 4 м

Дополнительная часть

Задание 7.

Синий кит - самое крупное животное на Земле. А про какое животное говорится, что его длина на десять метров меньше, чем длина синего кита? Запиши название этого животного. Ответ поясни вычислениями.

___________________________________________________

___________________________________________________

Задание 8.

Задание 9.

Многие считают, что киты – это большие рыбы. А кто они на самом деле? Отметь ответ значком V.

 А. Киты живут в воде, значит они - крупные рыбы.

 Б. Киты - это морские млекопитающие.

 В. Киты похожи на больших рыб и питаются другими животными, поэтому киты - это хищные рыбы.

Объяснение .___________________________________________________________________________________________

Задание 10.

Изучать живую природу - это очень интересное дело. А как ты можешь изучать природу?

Задание 11.

Напиши, что означает слово «нёбо».

______________________________________________________________________________________________________

Основная часть

Постарайся выполнить все задания этой части. Выполняй их по порядку.

Задание 1.

О ком говорится в третьем абзаце текста?

Ответ. В нём говорится о _______________________.

Задание 2.

Найди в тексте ответ на вопрос: «На кого охотятся кашалоты?» Спиши это предложение.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

Проверь свою запись. Если надо, исправь.

Задание 3.

2. Найди в выписанном тобой предложении слова, обозначающие предметы (имена существительные). Надпиши над ним: сущ.

Задание 4.

1.Найди и выпиши из текста, к какой группе китов относятся эти животные.

Кашалот- ______________________________________

Синий кит- ____________________________________

2.Подчеркни в выписанных словах буквы твёрдых согласных.

Задание 5.

Длина кашалота –20 метров, длина маленького кита – 2 метра.

__________________________________________

__________________________________________

Сосчитай и запиши ответ:____________________

2.Во сколько раз длина кашалота больше длины маленького кита? Запиши выражение и вычисли его значение:

____________________________________________

Задание 6.

Отметь значком V, у какого животного длина тела больше, чем у тюленя, но меньше, чем у акулы.

А  Б  В  Г 

https://pandia.ru/text/80/080/images/image009_53.jpg" width="144" height="94 src=">

Длина Длина Длина Длина

100 см 2 м 20 м 4 м

Дополнительная часть

Задания 7 – 11 можно выполнять в любом порядке. Постарайся выполнить не меньше трёх заданий.

Задание 7. Реши задачу, используя данные текста.

Кашалот - один из представителей китов. А про какое животное говорится, что его длина на десять метров больше, чем длина кашалота? Запиши название этого животного. Ответ поясни вычислениями.

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Задание 8.

Заполни таблицу, используя данные из текста и основной части заданий.

Задание 9.

Ответь на вопрос и коротко поясни свой ответ. Если нужно, перечитай текст.

Многие дети считают, что кашалоты – это большие морские рыбы. А кто они на самом деле? Отметь ответ значком V.

 А. Кашалоты, как и другие киты, - это морские млекопитающие.

 Б. Кашалоты живут в воде, значит они - крупные рыбы.

 В. Кашалоты питаются другими животными, поэтому кашалоты - это хищные рыбы.

Объяснение

Задание 10.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11.

Напиши, с чем сравнивают в тексте китовый ус.

______________________________________________________________________________________________________

Основная часть

Постарайся выполнить все задания этой части. Выполняй их по порядку.

Задание 1.

О ком говорится в первом абзаце текста?

Ответ. В нём говорится о _______________________.

Задание 2.

Найди в тексте ответ на вопрос: «Чем кормится усатый кит?» Спиши это предложение.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

Проверь свою запись. Если надо, исправь.

Задание 3.

1.Найди в выписанном тобой предложении слово, обозначающее действие (глагол). Надпиши над ним: гл.

2. Найди в выписанном тобой предложении слова, обозначающие предметы (имена существительные). Надпиши над ним: сущ.

Задание 4.

1.Найди и выпиши из текста пять названий морских животных:

______________________________________________________________________________________________________

2.Подчеркни в выписанных словах буквы мягких согласных.

Задание 5.

Длина всего тела синего кита – 30 метров, его голова - в три раза меньше.

1.Запиши вопрос задачи, если она решается так:

__________________________________________

__________________________________________

Сосчитай и запиши ответ:____________________

2.Какова длина оставшейся части тела кита? Запиши выражение и вычисли его значение:

____________________________________________

Задание 6.

Отметь значком V, у какого животного длина тела больше, чем у дельфина, но меньше, чем у кашалота.

А  Б  В  Г 

https://pandia.ru/text/80/080/images/image007_59.jpg" width="144" height="94 src=">

Длина Длина Длина Длина

100 см 2 м 20 м 4 м

Дополнительная часть

Задания 7 – 11 можно выполнять в любом порядке. Постарайся выполнить не меньше трёх заданий.

Задание 7. Реши задачу, используя эти данные и данные текста.

Длина тела кита - косатки составляет девять метров, а длина тюленя – один метр. А на сколько метров синий кит длиннее тюленя? Ответ поясни вычислениями.

___________________________________________________

___________________________________________________

Какое данное лишнее в этой задаче?____________________

___________________________________________________

Задание 8.

Заполни таблицу, используя данные из текста и основной части заданий.

Задание 9.

Ответь на вопрос и коротко поясни свой ответ. Если нужно, перечитай текст.

Многие дети считают, что усы кита как усы у кошки. Так ли это? Отметь правильный ответ значком V.

 А. С помощью китового уса кит находит добычу в море.

 Б. Китовый ус – это «цедилка» для пойманной добычи кита.

 В. Китовый ус нужен для украшения кита.

Объяснение ._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________

Задание 10.

Изучать природу - это очень интересное дело. А как ты можешь изучать природу?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11.

Напиши, что означает слово «млекопитающее».

______________________________________________________________________________________________________

Основная часть

Постарайся выполнить все задания этой части. Выполняй их по порядку.

Задание 1.

О чём говорится во втором абзаце текста?

Ответ. В нём говорится о том, как____________________

__________________________________________________

Задание 2.

Найди в тексте ответ на вопрос: «Без чего обходится самое большое животное?» Спиши это предложение.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

Проверь свою запись. Если надо, исправь.

Задание 3.

1. Найди в выписанном тобой предложении слово, обозначающее действие (глагол). Надпиши над ним: гл.

2. Найди в выписанном тобой предложении слова, обозначающие предметы (имена существительные). Надпиши над ним: сущ.

Задание 4.

1. Найди и выпиши из текста, к какой группе китов относятся эти животные.

Кашалот- ______________________________________

Синий кит- ____________________________________

2.Подчеркни в выписанных словах буквы мягких согласных.

Задание 5.

Длина синего кита –30 метров, длина маленького кита-1.

1.Запиши вопрос задачи, если она решается так:

__________________________________________

__________________________________________

Сосчитай и запиши ответ:____________________

2.Во сколько раз длина маленького кита меньше длины синего кита? Запиши выражение и вычисли его значение:

____________________________________________

Задание 6.

Отметь значком V, у какого животного длина тела больше, чем у дельфина, но меньше, чем у кашалота.

А  Б  В  Г 

https://pandia.ru/text/80/080/images/image009_53.jpg" width="144" height="94 src=">

Длина Длина Длина Длина

90 см 2 м 20 м 3 м

Дополнительная часть

Задания 7 – 11 можно выполнять в любом порядке. Постарайся выполнить не меньше трёх заданий.

Задание 7. Реши задачу, используя данные текста.

Самый маленький кит длиной один метр. А про какое животное говорится, что его длина на двадцать девять метров больше, чем длина самого маленького кита? Запиши название этого животного. Ответ поясни вычислениями.

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Задание 8.

Заполни таблицу, используя данные из текста и основной части заданий.

Задание 9.

Ответь на вопрос и коротко поясни свой ответ. Если нужно, перечитай текст.

Многие считают, что киты – это большие морские рыбы. А кто они на самом деле? Отметь ответ значком V.

 А. Все киты - это морские млекопитающие.

 Б. Внешне киты похожи на рыб и живут в воде, значит они - крупные рыбы.

 В. Кашалоты питаются другими животными, поэтому киты - это хищные рыбы.

Объяснение ._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10.

Изучать живую природу - это очень интересное занятие. А как ты можешь изучать природу?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11.

Напиши, как ты понимаешь выражение «рыбообразное тело».

______________________________________________________________________________________________________

Использованная литература:

1.Аркадий Ликум. Скажи мне почему: Популярная энциклопедия для детей. В 5 т. Т.3.-М.:Дрофа,1997

Какие бывают киты?

Самые маленькие киты длиной один - два метра. А самый большой кит - самое крупное животное в мире. Это синий кит - длина его превышает тридцать метров. Он относится к группе беззубых китов (другая группа называется «зубатые киты»). Самое большое животное в мире обходится без зубов.

Как же у него это получается? Во рту на нёбе (верхней части рта) у китов растут сотни роговых пластинок, которые называются китовым усом и образуют что-то вроде сита. Кормится усатый кит всякой морской мелочью: рачками, рыбкой, креветками. Он быстро проплывает через скопление добычи, набирает в свой огромный рот воды и с силой через ус - цедилку выпускает её обратно. Вода вытекает, а во рту кита остаётся еда.

У
зубатых китов есть зубы - у некоторых почти три сотни! Ими они не жуют свою жертву, а заглатывают целиком. Среди зубатых китов самые крупные - кашалоты. Они имеют огромную голову и в длину достигают двадцати метров. Кашалоты охотятся на крупных морских жителей – тюленей, кальмаров.

Из-за того, что киты живут в воде и имеют рыбообразное тело, мы часто сравниваем их с рыбой. Но киты дышат лёгкими, рождают детёнышей, которых кормят своим молоком, поэтому относятся к морским млекопитающим.

Основная часть

Постарайся выполнить все задания этой части. Выполняй их по порядку.

Задание 1.

О ком говорится в первом абзаце текста?

Ответ. В нём говорится о ___________________________________.

Задание 2.

Найди в тексте ответ на вопрос: «Какой кит самый большой в мире?» Спиши это предложение.

______________

_____________________________________________________________________________________________________________

Проверь свою запись. Если надо, исправь.

Запиши слово «большой», разделяя на слоги, и поставь в нём знак ударения.

_______________________

Определите в нём количество слогов, букв и звуков.

Запишите: ______ слога; ______ букв; _______ звуков.

Задание 3.

1.Найди в выписанном тобой предложении слово, обозначающее действие (глагол). Запиши в таблицу.

2. Найди в выписанном тобой предложении слова, обозначающие предметы (имена существительные). Запиши в таблицу.

Существительное (предмет)

Глагол (действие предмета)

Задание 4.

1. Найди и выпиши из текста по одному названию животных.

Усатый кит

Зубатый кит :___________________________________________________

2.Подчеркни в выписанных словах буквы мягких согласных.

Задание 5.

Длина синего кита – 30 метров, длина кашалотика - 10 метров.

    Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием.

_____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Решите задачу и напишите ответ.

Ответ: __________________________________________________________

Задание 6.

Отметь значком V , у какого животного длина тела больше, чем у дельфина, но меньше, чем у кашалота.

Длина Длина Длина Длина

100 см 2 м 20 м 4 м



А  Б В  Г 

Дополнительная часть

Задания 7 – 11 можно выполнять в любом порядке. Постарайся выполнить не меньше трёх заданий.

Задание 7. Реши задачу, используя данные текста.

Синий кит - самое крупное животное на Земле. А про какое животное говорится, что его длина на десять метров меньше, чем длина синего кита? Запиши название этого животного. Ответ поясни вычислениями.

_____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8.

Заполни таблицу, используя данные из текста и основной части заданий.

Животное

Длина тела

Кто на первом месте по длине?

Какие места у остальных?

Акула

Кашалот

Синий кит

Тюлень

Дельфин

Задание 9.

Ответь на вопрос и коротко поясни свой ответ. Если нужно, перечитай текст.

Многие считают, что киты – это большие рыбы. А кто они на самом деле? Отметь ответ значком V .

А. Киты живут в воде, значит они - крупные рыбы.

Б. Киты - это морские млекопитающие.

В. Киты похожи на больших рыб и питаются другими животными, поэтому киты - это хищные рыбы.

Объяснение

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10.

Изучать живую природу - это очень интересное дело. А как ты можешь изучать природу?

________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11.

Напиши, что означает слово «нёбо».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В сравнительно недавнем прошлом человек практически ничего не знал о мире, в котором жил. Не стоит считать, что человек начал познавать природу недавно: постепенно совершенствуя свои познания, он учился отбирать только полезные и съедобные растения, приспосабливал окружающий ландшафт для своей жизни. Так можно ли спрашивать о том, для чего люди изучают природу?

Без накопления сведений о ней мы бы никогда не достигли такого положения в иерархии животного мира, оставшись на уровне шимпанзе. Даже каменные орудия, которые дали название целому историческому периоду (палеолит), для своего изобретения и изготовления требовали огромного количества навыков.

Так, без наблюдательности и постоянного изучения окружающего мира человек бы вряд ли выяснил, что попадающиеся в отвалах куски камня можно раскалывать, вытачивать из них разнообразные орудия и оружие. А для чего люди изучают природу, как не для облегчения своей жизни?

Только представьте себе, как сильно улучшился зарождающейся цивилизации, когда неведомый нам предок заметил, что при ударе двух кусков кремня друг о друга появляется искра. Как бы ему удалось догадаться, что искры можно использовать для разжигания костра, если бы он не смотрел на молнии, которые приводили к лесным пожарам? Словом, без знаний об окружающем мире мы бы долго не протянули.

Прошло много тысяч лет. Зачем люди изучают природу в более позднее время? Все с той же целью: они ищут способы сделать свою жизнь комфортнее и безопаснее. Наблюдая за ветром, они придумали паруса и Смотря, как на пламени походного костра закипает чайник, как пар сталкивает с него крышку, человек придумал Внимательно изучая последствия некие мыслители древности научились плавить руду... Список можно продолжать до бесконечности!

Как только появилось сельское хозяйство, уже никто не спрашивал о том, для чего люди изучают природу. Без подробных и максимальных сведений о ней фермеры бы не смогли получать те объемы молока, которые в тысячи раз превосходили аналогичные результаты их предков.

Думаете, что выращиваемая на современных полях пшеница имеет много общего с теми злаками, которые колосились на полях сотни лет назад? Если бы! С колоска современных злаков мы получаем в десятки раз больше зерна и муки, чем ученые могли бы представить себе в самых смелых мечтах каких-то 30-40 лет назад! Но для чего люди изучают природу сегодня?

Кто-то может подумать, что прямой необходимости в этом нет: все уже узнали и сумели, можно продолжать развивать науку и технику без оглядки на нее… К счастью, это не так. Даже вертолеты, подводные лодки, линзы и водопровод, которым мы пользуемся каждый день, были созданы после долгих наблюдений за природой.

Практически все выдающиеся открытия современности совершаются теми учеными, которые не жалеют своего времени и сил для изучения природных явлений и процессов. Более того, сегодня за окружающим миром должен наблюдать каждый: все люди должны знать, какой это хрупкий и сложный механизм. Если вы объясните, зачем люди изучают природу, своему другу, то поможете сохранить ее богатство для грядущих поколений.

История самых ранних цивилизации показывает, что человек всегда старался познать природу. Его разум в равной мере стремился постичь устройство Земли и небесных светил, океанов и суши, растений и животных; их взаимное влияние и значение для себя.

Неживые и живые тела, явления природы можно изучать разными способами или, как в науке принято говорить, методами (в переводе с греческого «методос» означает способ познания, путь). Главные из них – наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Основным «инструментом», с помощью которого человек изучает природу, является наблюдение. Наблюдением называют способ изучения предметов и явлений с помощью органов чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. С помощью зрения мы получаем наибольшую часть сведений об окружающем нас мире.

Наблюдая, человек давно заметил: чем Солнце выше на небосводе, тем день длиннее, ночь короче, на дворе теплее. Если больше света и тепла, – лучше растут растения. Ветер с запада приносит дожди, северный ветер – похолодание, а южный – зной и засуху.

Чтобы объяснить, почему происходят те или иные явления, какие при этом факторы влияют на ускорение или замедление наблюдаемых процессов, человек проводит эксперименты, или ставит опыты. Многие выдающиеся открытия ученых стали результатом эксперимента.


Рис. 1. Приборы и инструменты для проведения наблюдений, опытов, измерений

Давайте и мы проделаем несложный эксперимент (опыт). Например, с тем, чтобы доказать, что наиболее прозрачна чистая вода.

Для этого нальем воду в стакан из тонкого стекла. Включим настольную лампу, возьмем в руку стакан с водой и через него посмотрим на лампочку. Лампочку хорошо видно. Положим в воду столовую ложку соли, размешаем. Посмотрим на лампочку. Лампочку видно, но хуже. Этим опытом мы доказали, что наиболее прозрачной является чистая вода.

Полученные знания в результате проведенного эксперимента могут служить основой для установления определенных закономерностей.

Часто наблюдения и эксперименты сопровождаются измерениями. Измерение хороню знакомо каждому. Измеряют размеры тел, температуру, скорость движения, время, расстояние.

При проведении наблюдений и опытов человек использует измерительные приборы и инструменты (рис. 1). В опыте, который мы проделывали, приборами были настольная лампа и стакан. При проведении других опытов, в зависимости от того, какие в них ставятся задачи, могут использоваться линейки, рулетки, часы, весы, термометры, мензурки, микроскопы, телескопы, бинокли, лупы, колбы, банки, термосы и т. д.

Например, чтобы измерить время, используют часы или секундомер.

Для измерения длины, высоты, ширины предметов используют такие инструменты, как линейка, рулетка.

Расстояние также можно отмерить линейкой или рулеткой.

Положите на парту линейку и поместите на нее большой палец там, где расположена цифра ноль, а указательный поставьте на цифру пять. В таком случае говорят: «Расстояние между пальцами 5 см». Сближая или раздвигая кончики пальцев, мы будем увеличивать или уменьшать расстояние между ними.

Без особого труда можно определить расстояние до школы. Для этого вам нужно знать длину своего шага. Чтобы его замерить, надо взять рулетку или длинную линейку, положить ее на пол и измерить длину одного своего шага. Зная длину одного шага и количество шагов от дома до школы, вы можете установить, на каком расстоянии от вашего дома находится школа.

Для того чтобы измерить температуру, используют термометр.

Весы служат для измерения массы. Вспомните, как продавец, отпуская вам товар, кладет его на весы.

Определенные объемы жидкости отмеряют мензуркой.

Микроскоп служит для изучения мельчайших деталей строения природных тел, неразличимых невооруженным глазом.

1. Какие вам известны способы изучения природы?

2. Какими приборами и инструментами пользуются при изучении природы?

3. Наблюдайте за погодой. Отмечайте температуру воздуха, облачность, виды осадков, направление ветра. Эти данные нам будут нужны, когда мы будем изучать погоду.

4. Возьмите две баночки из-под майонеза. В каждую из них налейте воды. Поместите в них по луковице, как показано на рисунке. Одну баночку с луковицей поставьте на окно, которое хорошо освещается солнцем, а другую – на ту сторону, где практически солнца не бывает. Понаблюдайте несколько дней. Где быстрее появятся зеленые листья? Какие можно сделать выводы?


Опыт по выращиванию лука

<<< Назад
Вперед >>>