Как общаться с помощью азбуки морзе. Самостоятельное обучение азбуке морзе

Выучить азбуку Морзе – это значит твердо запомнить полсотни несложных звукосочетаний, натренироваться быстро записывать соответствующие им буквы и цифры, и затем научиться воспроизводить то же самое телеграфным ключом. Но при любой учебе, самое главное – настойчивость и регулярность занятий.

Лучше всего обучаться под руководством опытного радиста и с помощью компьютерных программ, но вполне научиться совершенно самостоятельно.

Режим занятий

Нормальный режим занятий – 3-4 раза в неделю по 1,5 – 2 часа в день (уроками минут по 30, с перерывами). Еще лучше – каждый день по 1 часу (по полчаса утром и вечером). Самый минимум – 2 занятия в неделю по 2 часа. При нормальном режиме занятий, прием текстов со скоростью 40-60 знаков в минуту осваивается примерно в течение месяца.

Самое главное – это регулярность и сосредоточенность во время занятий. Лучше заниматься полчаса, ни на что не отвлекаясь, чем дергаться между уроком и другими делами в течение трех часов.

Значительные перерывы на этапе обучения могут свести всю проделанную работу на нет. Не закрепленные практикой уроки улетучиваются из памяти легко, и приходится вновь начинать почти все сначала.

Когда “морзянка” полностью и надежно освоена, она не забывается и остается с человеком на всю жизнь. Даже после многолетнего перерыва бывает достаточно немного потренироваться – и все прежние навыки восстанавливаются.

Нет людей, не способных освоить прием и передачу азбуки Морзе до скоростей 70-90 зн/мин. Все зависит от требуемое на это времени – от 2 до 6 месяцев.

С чего начать изучение?

Начинать следует только с приема. К передаче на ключе следует приступать после того, как будет более-менее освоен прием всех букв и цифр.

Скорость передачи компьютером отдельных знаков нужно установить 70-100 зн/мин (18-25 WPM). Однако скорость передачи одного знака за другим следует установить сначала не более 10-15 зн/мин (2-3 WPM), чтобы между знаками получались достаточно большие паузы.

С начала нужно запоминать звучание кодов, как цельных музыкальных мелодий, и ни в коем случае не пытаться подсчитывать или запоминать, сколько там “точек и тире” .

Существует методика запоминания с помощью “напевов” . Подбирают такие слова, которые при напевном произношении напоминают мелодии знаков, переданных “морзянкой”. Например, G = “гаа-гаа-рин”, L = “лу-наа-ти-ки”, M = “маа-маа” и т.п.

Этот метод имеет свои преимущества и недостатки. Преимущество в том, что ряд букв на самом деле удаётся быстрее запомнить. Недостатков значительно больше. Во-первых, далеко не для всех знаков азбуки можно подобрать осмысленные напевы, тем более – начинающиеся с того знака, который они должны напоминать.

Во-вторых, при распознавании знака мозг вынужден делать двойную работу: сначала ставить в соответствие тональным сигналам напев, и после этого напев переводить в соответствующий знак. Даже при быстром мысленном воспроизведении напевов, они звучат намного медленнее, чем реальная “морзянка”. Это мешает в дальнейшем наращивать скорость приема.

Метод напевов был изобретен во время второй мировой войны, когда потребовалось быстро подготавливать десятки тысяч радистов. При этом исходили из того, что такому радисту достаточно хоть как-нибудь освоить “морзянку”, а через месяц-другой он всё равно погибнет на фронте. В то же время кандидатов в классные радисты отбирали, и учили всегда тщательно – без напевов.

Как изучать?

Еще раз повторю, запоминайте звучание сигналов как цельных мелодий, но никогда не пытайтесь подсчитывать, сколько там “точек и тире”!

Знаки азбуки должны с самого начала передаваться сжато, чтобы отдельные тональные посылки в них не удавалось вычленить и пересчитать. Скорость передачи в начальный период обучения можно понижать только за счет увеличения пауз между знаками, а еще лучше за счет увеличения пауз между словами (группами знаков).

По одной из методик начинают с букв A, E, F, G, S, T, на следующем уроке – D, I, M, O, V, затем – H, K, N, W, Z, B, C, J, R, L, U, Y, P, Q, X.

По другой методике – сначала E, I, S, H, Т, M, O, далее – A, U, V, W, J, N, D, B, G, R, L, F, K, Y, C, Q, P, X, Z.

По третьей методике – можно осваивать буквы в соответствии с частотой их использования в английском языке. Тогда уже на начальном этапе учебы из них можно будет составлять много слов и осмысленных фраз. Это интереснее, чем тренировки с несмысловыми текстами. В таком случае порядок разучивания букв может быть следующим: E, T, A, O, I, N, S, R, H, L, D, C, U, M, F, P, G, W, Y, B, V, K, X, J, Q, Z.

К цифрам приступают после всех букв. Сначала учат четные и ноль: 2, 4, 6, 8, 0, затем – нечетные: 1, 3, 5, 7, 9.

Знаки препинания (знак вопроса, дробная черта, знак раздела и запятая) можно оставить напоследок.

Отвлекаться на изучение дополнительных букв русского алфавита пока не следует, на этом этапе важно хорошо освоить международную азбуку (латинский алфавит из 26 букв и цифры).

На каждом занятии сначала тренируются в приеме ранее изученных знаков, затем отдельно разучивают очередную порцию новых, потом принимают тексты, составленные только из новых знаков, а затем – из старых и новых знаков с некоторым преобладанием новых.

Добавлять новые знаки следует только после того, как будет надежно освоен прием ранее изученных. В течение большей части занятий каждый принятый знак нужно обязательно каждый раз записывать – в одних тренировках вводя их на клавиатуре, в других – рукой на бумаге.

Чтобы сигналы азбуки быстрее запомнились, старайтесь во всякий свободный момент, насвистывать их, или напевать.

Иногда, после того как пройдено обучение примерно 20 букв, может почувствоваться, что прогресс замедлился и с добавлением нового знака возникает всё больше и больше ошибок при приеме. Это вполне естественно. Тогда нужно на несколько дней полностью отложить в сторону всё, что уже хорошо усвоено, и заниматься исключительно новыми буквами. Когда они будут надежно разучены, можно будет вновь отдельно вспомнить ранее освоенные, а затем – тренироваться в приеме уже всего алфавита.

Очень важно не останавливаться на достигнутом, а стараться постоянно развивать и закреплять успехи. Как только вы разучили все буквы и цифры, начинайте слушать “живой радиоэфир”, начав с участков где работают начинающие радиолюбители (это будет получаться не сразу!).

Пока не достигнута скорость приема порядка 50 зн/мин, не стоит соревноваться с другими. Соревнуйтесь пока только с собой.

Как наращивать скорость приема?

После того как азбука разучена, следует постепенно переходить от приема сжато передаваемых знаков с большими паузами между ними к приему текстов со стандартными соотношениями длительности всех элементов. Паузы между знаками нужно понемногу сокращать (прежде всего – внутри групп и слов), чтобы реальная скорость передачи приближалась к 50-60 зн/мин (14-16 WPM), а в дальнейшем – и выше.
Тексты для тренировок должны состоять из слов (поначалу – коротких), а также из трех-пятизначных цифровых, буквенных и смешанных групп. Объём радиограмм надо постепенно увеличивать, чтобы время, требуемое на прием каждой, выходило сначала около 2-3 минут, а в дальнейшем, до 4-5 минут.

Старайтесь записывать группы почти не отрывая букву от буквы, а карандаш от бумаги. Если при приеме текста не удалось сразу записать какой-то знак, то лучше пропустите его (сделайте на его месте прочерк), но не задерживайтесь, не пытайтесь вспоминать, иначе пропустите несколько следующих.

Если обнаруживается, что постоянно путаются одни и те же сходно звучащие знаки (например, V/4 или B/6), то нужно использовать попеременно два способа:
1) принимать тренировочные тексты из одних только этих знаков;
2) временно исключать из текстов по одному из путающихся знаков. Например, исключить буквы V и B, оставив цифры 4 и 6, а на другой день – наоборот.

Абсолютно безошибочного приема можно пока не добиваться. Если в контрольных текстах не более 5% ошибок и они не повторяются явно, значит можно и нужно повышать скорость.

Для тренировок удобно использовать компьютер. Очень хорошая программа RUFZXP , она передает случайно сгенерированные любительские позывные. Вы набираете принятый позывной на клавиатуре по ходу приема и нажимаете “Enter”. Если позывной принят безошибочно, то следующий прозвучит быстрее. Если допущена ошибка, следующий позывной прозвучит медленнее. За каждый принятый позывной программа начисляет Вам очки, которые зависят от скорости, числа ошибок и сложности позывных. После того как передано определенное количество позывных (по умолчанию – 50), программа завершается и Вы можете проанализировать, какие были допущены ошибки, какова была максимальная скорость приема и сколько очков набрано.

В третьей (текущей) версии программы можно менять тон звучания и запрашивать повторение переданного позывного, если не удалось принять его сразу. Тренировки с RUFZXP очень увлекательны и все время заставляют оператора работать на пределе своих возможностей.

Хорошее, полезное упражнение – это прослушивание знакомых текстов на повышенной скорости с одновременным отслеживанием их по готовой распечатке.

Старайтесь делать свои тренировки разнообразными – варьируйте скорость, тональность сигналов, содержание текстов и т.д. Время от времени можно пробовать скоростные “рывки” – принимая небольшой текст из ограниченного набора букв или одних только цифр, но со скоростью значительно выше обычной.

Когда будет надежно освоен прием со скоростью около 50 знаков в минуту, нужно начать переход к записи принятого знака С ОТСТАВАНИЕМ на один знак. То есть записывать очередной знак не сразу, а во время звучания следующего – это поможет нарастить скорость приема. Опытные радисты записывают знаки с отставанием на 3-5 знаков и даже на несколько слов. С этого времени можно приступить и к тренировкам по приему слов и целых фраз на слух без записи. Сначала попытайтесь мысленно выстраивать перед своим взглядом нечто вроде “бегущей строки” из прозвучавших знаков. В дальнейшем часто встречающиеся слова и радиолюбительские коды следует привыкать распознавать целиком, не разделяя их на отдельные буквы.

Специально для тренировки в приеме текстов регулярно ведёт передачи центральная радиостанция Американской радиолюбительской лиги W1AW. Довольно мощные сигналы этой cтанции обычно бывают хорошо слышны у нас на частотах 7047,5, 14047,5, 18097,5 и 21067,5 кГц (в зависимости от прохождения). Как правило там передаются отрывки статей из журнала “QST”.

Расписание этих передач на зимний период следующее:

UTС Вид Дни недели
00:00 CWs Mon, Wed, Fri
00:00 CWf Tue, Thu
03:00 CWf Mon, Wed, Fri
03:00 CWs Tue, Thu
14:00 CWs Wed, Fri
14:00 CWf Tue, Thu
21:00 CWf Mon, Wed, Fri
21:00 CWs Tue, Thu

CWs = медленные передачи 5, 7, 10, 13 и 15 WPM
CWf = быстрые передачи 35, 30, 25, 20 WPM

Полное расписание работы W1AW можно найти по адресу

Морзянка, точка тире Словарь русских синонимов. азбука Морзе морзянка (разг.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

- (код Морзе), ряд сигналов, используемых для отправления телеграфных сообщений либо по проводам, либо посредством радиотелеграфа. Азбука Морзе состоит из точек и тире, создаваемых прерываниями постоянного электрического тока или радиосигналами.… … Научно-технический энциклопедический словарь

- (Morse code) система условных обозначений букв и цифр комбинациями из точек и тире. АЗБУКА МОРЗЕ I. Знаки, присвоенные флагам и буквам II. Цифры III. Служебные знаки IV. Знаки препинания (при телеграфных сношениях) … Морской словарь

АЗБУКА, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

азбука Морзе - Телеграфный код, в котором буквы и цифры, представлены в виде сочетания коротких (“точки”) и длинных (“тире”) сигналов. Используется в радиотелеграфной и радиолюбительской связи (табл. М 4). [Л.М. Невдяев.… … Справочник технического переводчика

Азбука Морзе - способ кодирования букв алфавита для передачи их по телеграфной линии. Кодирование производится при помощи длинных и коротких сигналов («тире» и «точек»), а также пауз, разделяющих буквы. Азбука была создана американским художником С. Морзе.… … Судьба эпонимов. Словарь-справочник

Азбука морзе - телеграфный код, в котором каждой букве алфавита соответствует комбинация сигналов малой (точки) и большой (тире) продолжительности. Применяется при работе на телеграфном аппарате Морзе и в системах оптической сигнализации … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

азбука Морзе - Система условных знаков для передачи букв и цифр в телеграфии. По имени американского изобретателя С.Морзе (1791 1872) … Словарь многих выражений

- … Википедия

АЗБУКА МОРЗЕ, код Морзе - Набор специальных телеграфных сигналов, передаваемых в виде сочетаний точек и тире. Международный код содержит буквы латинского алфавита. Элементарные сигналы кода Морзе (точки, тире) и промежутки между ними должны быть определенной длины: тире… … Морской энциклопедический справочник

Книги

  • , Адаменко Михаил Васильевич. Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена вопросам, касающимся истории появления и развития шифров и кодов, а также основам криптографии, криптоанализа и криптологии. Особое внимание…
  • Основы классической криптологии. Секреты шифров и кодов , Михаил Адаменко. Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена вопросам, касающимся истории появления и развития шифров и кодов, а также основам криптографии, криптоанализа и криптологии. Особое внимание…

Необходимо изучить прием на слух и передачу азбуки Морзе . Телеграфная азбука образована из различных комбинаций коротких и длинных посылок: точек и тире. Длительность тире соответствует длительности трех точек, интервал между знаками в одной букве или цифре равен точке.

Интервал между буквами в слове равен трем точкам. Интервал между словами - семь точек. Изучение телеграфной азбуки является делом хотя и трудным, но вполне доступным каждому.

Изучение азбуки Морзе

Один из способов самостоятельного изучения азбуки Морзе это с помощью компьютера. В Интернете можно найти много бесплатных программ. Например, CW Code Practice Utility под DOS, CW Master, G4ILO morse generator, GenTexts, SUPER MORSE, Super Morse for Windows, LZ1FW тренировщик кода Морзе, Morse Cat, АРАК, Morse trainer, Morser, APAK-CWL, CW Beeper, АДКМ и другие.

Когда телеграф уже освоен, для наращивания скорости написаны такие программы, как OXYGEN‘99, Ultra High Speed CW Trainer. Их можно свободно скачать из Интернета.

В приведенной ниже таблице указаны напевы для букв и цифр телеграфной азбуки, которые стоит запомнить. Каждый напев начинается на соответствующею буквы, слоги с гласными буквами «О» и «А» поются протяжно, обозначая длинную посылку (тире), а все остальные коротко (точки).

Знаки телеграфной азбуки для букв русского и латинского алфавитов, цифр, знаков препинания и служебных знаков приведены на рисунках 1-2. Коды знаков препинания, принятые в русском языке, которые отличаются от международных кодов, приведены на рисунке 3.

Разумеется, это только пример напевов. Вы можете использовать свои, только бы они вызывали у вас ассоциации с верными буквами. Можно записать пару аудиокассет с азбукой Морзе и прослушивать их дома самостоятельно. Конечно, в этом случае изучить телеграф будет сложнее, но при желании можно достичь всего.

Рис. 1. Знаки телеграфной азбуки для букв русского и латинского алфавитов, цифр, напевы.

Рис. 2. Знаки телеграфной азбуки для цифр, знаков препинания и служебных символов, напевы.

Рис. 3. Коды знаков препинания принятые в русском языке, отличаются от международных кодов.

Проще, объединившись с товарищем, изучить вдвоем слуховой прием и передачу ключом знаков телеграфной азбуки. Но это можно сделать и одному. При самостоятельном изучении телеграфной азбуки передача ключом и слуховой прием изучаются одновременно. Запоминаем музыкальный напев каждого знака.

После освоения знаков телеграфной азбуки проводится наращивание скорости приема и передачи. Что делается постепенно при систематических тренировках.

В эфире всегда работает много служебных и любительских радиостанций с медленной скоростью. Можно пробовать принимать из эфира отдельные буквы телеграфной передачи, хотя прием из эфира труднее, чем прием со звукового генератора или с использованием компьютерных программ.

Радиолюбителю коротковолновику необходимо знание не только русских, но латинских букв азбуки. Когда вы освоите азбуку Морзе, то, работая в эфире телеграфом, убедитесь, что это надежный и помехоустойчивый вид связи.

Если нет компьютера, то для изучения телеграфной азбуки нужно иметь телеграфный ключ, головной телефон и простой звуковой генератор.

Схема простого звукового генератора

Простую схему звукового генератора можно собрать всего на двух транзисторах показанную на рис. 4. Для удобства изготовления и повторения разработана печатная плата рис. 5. Размер печатной платы 32x28 мм. Подойдут любые германиевые или кремниевые транзисторы с n-p-n проводимостью.

Рис. 4. Схема генератора звуковой частоты для изучения телеграфа вариант 1.

Рис. 5. Вид печатной платы генератора звуковой частоты для изучения телеграфа вариант 1.

Схема приведена на рис. 6 имеет еще меньшее количество деталей.

Рис. 6. Схема генератора звуковой частоты для изучения телеграфа вариант 2.

Схему (рис. 4) на транзисторах с n-p-n проводимостью и схему (рис. 6) в дальнейшем можно использовать как тональный вызов или для самоконтроля телеграфа в трансивере.

Если в схеме (рис. 4) применить транзисторы с p-n-p проводимостью, то нужно поменять полярность источника питания. В этом варианте «плюс» источника питания будет соединен с эмиттерами транзисторов VT1, VТ2. Печатная плата остается той же.

Что такое азбука Морзе и для чего она нужна?

Ответ редакции

8 февраля 1838 года Сэмюэль Морзе представил общественности своё изобретение - систему электромагнитного телеграфа. Аппарат мог передавать сообщения на небольшие расстояния в специальной кодировке. Этот код получил название «морзянка» или азбука Морзе.

Художник-изобретатель

Сэмюэль Морзе не имел никакого специального технического образования. Он был вполне успешным художником, основателем и президентом Национальной академии рисунка в Нью-Йорке. Возвращаясь из путешествия по Европе на корабле, Морзе увидел фокусы с применением электромагнитной индукции, которыми развлекали скучающую публику. Провод под электрическим напряжением подносили к компасу, стрелка которого начинала бешено крутиться.

Именно тогда Морзе пришла в голову идея передавать по проводам определённые сигналы. Художник тут же набросал схему прообраза телеграфа. Прибор состоял из рычага на пружине, к концу которого был прикреплен карандаш. При подаче тока карандаш опускался и оставлял на движущейся бумажной ленте линию, а при отключении тока карандаш поднимался, и в линии получался пробел.

Изобретение телеграфа

Морзе удалось воплотить идею в жизнь только через три года - сказывался недостаток технического образования. Первый аппарат смог принять и зафиксировать сигнал по проводу 500 метров длиной. Тогда это открытие не вызвало особого интереса, поскольку не имело коммерческой выгоды.

Потенциал изобретения Морзе увидел промышленник Стив Вейл. Он профинансировал дальнейшие исследования художника и приставил к нему помощником своего сына Альфреда. В итоге прибор удалось усовершенствовать - он более точно принимал сигнал, а длина провода возросла во много раз. Такой телеграф уже можно было использовать, и в 1843 году Конгресс США постановил провести первую телеграфную линию между Балтимором и Вашингтоном. Уже через год по этой линии передали первую телеграмму со словами «Чудны дела твои, Господи!».

Сэмюэл Морзе Фото: Commons.wikimedia.org / Мэттью Брэди

Азбука Морзе

Естественно, аппарат не мог отображать буквы - только линии определённой длины. Но этого было вполне достаточно. Различные комбинации линий и точек обозначали собой знаки алфавита и цифры. Историки не могут сказать наверняка, был ли этот код изобретением Морзе или его партнера Вейла.

Первоначально азбука Морзе состояла из трёх сигналов разной длительности. За единицу времени принималась точка. Знак тире состоял из трёх точек. Пауза между буквами в слове — три точки, между словами — семь точек. Это обилие знаков создавало путаницу и усложняло процесс приёма телеграмм. Поэтому конкуренты Морзе постепенно доработали код. Для наиболее популярных фраз и букв были разработаны наиболее простые комбинации букв или цифр.

Телеграф и радиотелеграф первоначально использовали азбуку Морзе или, как её ещё называют, «морзянку». Для передачи русских букв использовались коды сходных латинских.

Как используют «морзянку» сейчас?

В наше время, как правило, используют более современные средства связи. Азбуку Морзе иногда применяют на флоте и в МЧС. Она очень популярна среди радиолюбителей.

«Морзянка», скорее всего, не умрёт никогда, ведь это самый доступный и простой способ связи. Принимать сигнал можно на дальних расстояниях и в условиях сильных радиопомех, кодировать послания можно вручную, а запись и воспроизведение происходит с помощью простейших устройств. Таким образом, азбука Морзе не подведёт в чрезвычайной ситуации, если из строя выйдет более сложное оборудование.

В среднем радист может передать от 60 до 100 знаков в минуту. Рекордная скорость составляет 260-310 знаков в минуту. Вся сложность изучения азбуки Морзе заключается в том, что недостаточно просто запомнить комбинацию точек и тире для каждой буквы.

Для того чтобы серьёзно изучить телеграф, нужно запоминать не количество точек и тире в букве, а « напевы» , которые получаются, когда звучит буква целиком. Например, напев « Фи-ли-мон-чик» означает, что была передана буква F.

SOS

Сигнал SOS запрещено подавать, если нет угрозы для жизни людей или судна на море. SOS подаётся без пауз между буквами: «∙ ∙ ∙ − − − ∙ ∙ ∙ » (три точки, три тире, три точки), то есть как одна длинная буква. Хотя часто считается, что SOS является аббревиатурой от «Save our souls» (спасите наши души) или «Save our ship» (спасите наш корабль), на самом деле он был выбран из-за простоты передачи, к тому же передаётся не так как все аббревиатуры (отдельными буквами), а единой буквой.

Для ускорения радиообмена широко используются аббревиатуры, специальные «Q-коды» и многочисленные жаргонные выражения. Примеры зашифрованных посланий на «языке Морзе» смотрите в иллюстрации АиФ.ru.

Код Морзе до Первой мировой войны назывался «Морзянка». Он представляет собой особый способ кодирования алфавитных букв, знаков препинания, цифр и других символов, расположенных в определенной последовательности. Длинные сигналы обозначают тире, короткие - точки. Условно за временную единицу принимается длительность звучания одной точки. Долгота тире равна трем точкам. Паузой между символами одного знака служит одна точка, три точки - пауза между знаками в слове, 7 точек символизируют промежуток между словами. В постсоветских странах специалистами применяется азбука Морзе на русском языке.

Кто придумал шифры?

Два инженера - А. Вейл и Д. Генри - рассказали о европейской разработке - дистанционной медной катушке, которая способна передавать образующиеся электроимпульсы. Морзе попросил их развивать эту идею, и в 1837 году на свет появился первый телеграфный аппарат. Устройство могло принимать и передавать сообщения. Позже Вейл предложил систему шифрования с помощью тире и точек. Таким образом, Морзе не имел прямого отношения к созданию азбуки и телеграфа.

По официальной же версии, Семюэл Морзе был увлечен чудом того времени, а именно получением искры из магнитов. Разгадывая феномен, он предположил, что с помощью таких искр по проводам можно передавать зашифрованные сообщения. Морзе очень заинтересовался этой идеей, хотя не имел ни малейшего представления даже об основных принципах работы электричества. Во время плавания Сэмюэл разработал несколько идей и набросал некоторые чертежи своей задумки. Еще три года у своего брата на чердаке он безуспешно пытался построить аппарат, который бы мог передавать сигналы. При всех своих проблемах в познании электричества изучать его ему было просто некогда, ведь у него скоропостижно скончалась жена, и на нем остались трое маленьких детей.

Телеграф

До середины XIX века обмен информацией между дальними расстояниями происходил исключительно через почту. Новости о событиях и происшествиях люди могли узнать только спустя недели или целые месяцы. Появление прибора дало толчок к победе над расстоянием и временем. Работа телеграфа на практике доказала, что с помощью электрического тока можно передавать сообщения.

Первые исправно работающие телеграфы были сделаны в 1837 году. Одновременно появились две версии аппарата. Первую произвел англичанин У. Кук. Аппарат различал принятые сигналы колебаниями стрелки. Это было очень тяжело: телеграфист должен был быть предельно внимателен. Второй вариант телеграфа, автором которого был С. Морзе, оказался проще и завоевал популярность в дальнейшем. Он представлял собой самопишущий прибор с подвижной лентой бумаги. С одной стороны электрическая цепь замыкалась особым приспособлением - телеграфным ключом, а с другой стороны - приемной, карандашом чертились принятые условные обозначения.

С 1838 года стала действовать первая линия телеграфа, длина которой составляла 20 км. Спустя несколько десятков лет линии передач только в Англии достигли протяженности 25000 км 2 . Уже с 1866 года телеграфная линия связала континенты земного шара: кабель был проложен по дну Атлантического океана.

Зашифрованные сообщения

Азбука Морзе стала неотъемлемой частью работы телеграфа. Шифр получил свое название от фамилии создателя. Буквы здесь представляют собой сочетания длинных и коротких сигналов. Все коды составляются из простейших кодовых элементов. Основанием кода называют число значений, которое набирает элементарный посыл в процессе передачи. Так, коды делятся на двоичные (бинарные), троичные и равномерные (5-элементные, 6-элементные и т. д.).

Азбука Морзе - это неравномерный код телеграфа, где знаки отмечаются комбинациями посыла тока разной продолжительности. Этот способ стал первой цифровой передачей информации. Первоначально радиотелеграфы использовали такую азбуку, но позже стали применяться коды Бордо и ASCII, так как они более автоматизированы. Русская азбука Морзе сходна с латинскими буквами, с годами это соответствие перешло в МТК-2, позже в КОИ-7, затем в КОИ-8. Есть лишь несущественные отличия: буква Q - это "щ", а КОИ и МТК - это "я".

Преимущества азбуки

  1. Высокая защищенность от помех во время приема на слух.
  2. Возможность кодировки вручную.
  3. Возможность записать и воспроизвести сигналы самыми простыми устройствами.

Недостатки азбуки

  1. Очень низкая скорость.
  2. Неэкономичность: чтобы передать один знак, в среднем нужно сделать около 10 элементарных посылок.
  3. Аппарат непригоден для печатания букв.

Обучение

Для расшифровки сообщений не всегда наизусть заучивается азбука Морзе, обучение подразумевает запоминание мнемонических словесных форм, или, как их еще называют, напевов. Каждому знаку в азбуке соответствует определенный напев. В свою очередь эти словесные формы могут отличаться друг от друга. В зависимости от школы обучения или страны использования некоторые знаки могут быть изменены или упрощены. Азбука Морзе на русском тоже отличается. Слоги напевов, содержащих гласные буквы «а», «о» и «ы», обозначают одним тире, остальные - точкой.

SOS

В море способ передачи зашифрованных сообщений пришел позже. В 1865 году принцип работы азбуки был взят за основу в семафорной азбуке. Днем люди сообщали необходимое с помощью флажков, ночью - миганием фонаря. После изобретения в 1905 году радио в эфирах стали звучать некоторые коды из азбуки.

Вскоре люди придумали всем известный сигнал о спасении SOS. Хотя изначально он не был сигналом о бедствии. Первый, предложенный в 1904 году, сигнал состоял из 2 букв CQ и расшифровывался как «приходите быстро». Позже добавили еще букву D, и получилось «приходите быстро, опасность». И только в 1908 году такой сигнал заменили на сохранившийся да сегодняшних дней SOS. Переводилось послание не «спасите наши души», как принято считать, и не «спасите наш корабль». Этот сигнал не имеет никакой расшифровки. Международная радиотелефонная конвенция выбрала эти буквы, как наиболее простые и легко запоминающиеся: «… --- …».

Сегодня азбукой Морзе пользуются в основном радиолюбители. Она была практически полностью вытеснена буквопечатающими телеграфными аппаратами. Отголоски применения можно встретить в самых отдаленных уголках земного шара, например на Северном полюсе или далеко в глубинах океана. В интернете существует специальная программа «Азбука Морзе», с помощью которой можно переводить информацию в зашифрованный вид.