Как тренировать свой голос чтобы хорошо петь. Как сделать голос красивее? Упражнения для голоса

Для безопасного и красивого исполнения произведений важно грамотное использование голосового аппарата. Отсутствие навыков звукоизвлечения, неправильно пение способно привести к травмам, которые потом долго будут давать о себе знать. Особые упражнения по вокалу для развития голоса и слуха, применяемые как начинающими певцами в домашних условиях или музыкальной школе, так и звёздами сцены, уберегут вас от неприятных последствий и поспособствуют улучшению вокальных данных.

Как поставить голос самостоятельно?

Можно ли это сделать дома? Да, хоть и гораздо менее эффективно чем с преподавателем. Быстро освоить азы, при достаточном усердии, получится просмотрев онлайн курс занятий. На нашем сайте музыкальной школы Марии Деевой сайт для исполнителей-новичков собраны лучшие упражнения для пения и вокала - видео ролики и текстовые описания. Уроки сгруппированы по темам. Без труда найдется подходящая техника вокала и голосовых связок, которая поможет для развития собственного потенциала. Точное следование рекомендациям и упорная работа с голосом способствует тому, чтобы начать хорошо петь в короткий срок.

Простые упражнения для красивого голоса

На концентрацию звука. Такие приёмы для улучшения вокала подходят для детей и начинающих взрослых, столкнувшихся с проблемой глухого, загубленного пения.

  • Сомкнутые губы на слог "М". Необходимо выполнить резкий вдох носом, при этом следите за тем, чтобы гортань была опущена. Звук «М» поется на выдохе с закрытым ртом. Гортань по-прежнему должна оставаться внизу. Опустите и расслабьте нижнюю челюсть: зубы должны быть разомкнуты и не касаться друг друга. Губы сомкнуты, но не сжаты, язык также не напрягать. Необходимо получить длительный и ровный звук. Упражнение можно начинать с любой удобной вам ноты, постепенно переходя на полтона выше;
  • Слог «Ми-и-и». Первая часть слога пропевается точно так же, как и в первом задании. Пропевая же гласную «И», старайтесь не напрягать челюсть и губы, иначе получится зажато и неестественно. Если вы почувствовали, что эта буква полностью подчинена вам, удается справляться с требованиями урока, можно двигаться дальше;
  • «М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И». Здесь важно добиться однородного звучания, чтобы каждая гласная звучала в одной певческой позиции и с похожей артикуляцией. Старайтесь получить острое звучание, держите дыхание. Обязательно должна быть опора, иначе появится хрип и продых, что портит звук. Его важно концентрировать на кончике передних зубов для хорошего резонанса.

Упражнения для голоса на придание силы, глубины, улучшения тембра пения. Уроки рекомендованы всем начинающим вокалистам, стремящимся повысить качество певческого мастерства. Представленные методы для управления голосом позволяют устранить дрожание, гнусавость, добавить песне мощи, драматичности, усилить вокал.

  • «РО-О-О-О-О-О». Не стесняйтесь широко открыть рот и опустить нижнюю челюсть. Именно это даст необходимый объем вокалу. Расслабьте губы чтобы получить звук посередине между артикуляцией «О» и «А». Используйте зеркало для контроля – при произнесении «Р» гортань необходимо слегка приподнять, а при пропевании «О» чуть опустить. Изобразите зевок, почувствуйте его. Звук должен подниматься из груди;
  • «РО!О!О!О!О!» Резкое стаккато на выдохе и следом за этим такой же быстрый вдох. При выдохе следите за прессом – мышцы должны резко и сильно сокращаться. Называется этот способ пропевания «прием активного выдоха». Чем выше подъем, тем глубже становится звучание. Рот не закрываем, шея и челюсти оставляет в расслабленном состоянии. Вокал становится похож на стон, будто бы певец продолжает пропевание этого упражнения через силу.

Как научится петь упражнения для голоса с максимальной пользой?

Работа над голосом, упражнения и тренировки для пения в домашних условиях и видео ролики для просмотра удобны тем, что не надо никуда добираться и тратить деньги. Но даже если вы искренне готовы на ежедневные усовершенствования вашего певческого уровня с нуля, то далеко не всегда сможете адекватно сопоставить и оценить результаты труда, сверить интонации, чётко понять поставленные задачи.

Гораздо более эффективные занятия начнутся с появлением тренера-профессионала. Упражнения для раскрытия, разогрева и укрепления голоса получится не только правильно осознать и исполнить. Преподаватель предложит оптимальный комплекс вокальных упражнений для начинающих под ваши нуждающиеся в проработке и развитии слабые места, даст ценные советы, проконтролирует грамотность исполнения и просто подбодрит в нужный момент.

Существуют специальные упражнения для развития силы и . Если Вы будете их регулярно практиковать, Ваш голос станет низким, и благозвучным, диапазон станет больше, дикция станет более четкой, модуляция — ярче а выражение эмоций — убедительнее.

Лучшее время выполнения этих упражнений — по утрам, потому что они не только тренируют голос, но и заряжают бодростью на целый день.

Существует еще один эффект выполнения данных упражнений. С их помощью развивается не только голос — мысли становятся яснее и четче, человек приобретает уверенность в себе. Глубокий и низкий голос оставляет приятное впечатление, и запечатлевается в памяти собеседников. Ваши слова будут производить большее впечатление, станут более весомыми. Укрепится Ваш авторитет.

Делайте эти упражнения ежедневно, по порядку, одно за другим, и Вы сами в скором времени удивитесь, увидев, насколько Ваш голос стал лучше.

Проговаривание звуков «и, э, а, о, у»

Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем глубокий вдох, и на выдохе произнесите протяжно сначала один звук, затем опять вдохните и выдохните, сделайте глубокий вдох, и произнесите протяжно второй звук, проделайте то же самое для третьего звука, для четвертого, и так далее, пока не произнесете таким образом все звуки: «и», «э», «а», «о», «у».

Звуки произносите, пока хватает дыхания на выдохе. Насильно воздух из легких при этом не выдавливаете, горловые связки не напрягаете. Звуки должны исходить от Вас легко и свободно.

Последовательность «и, э, а, о, у» не случайна. Звук «и» обладает самой высокой частотой. Во время произнесения этого звука прижмите сверху ладонь к голове — Вы почувствуете вибрацию кожи. Если не чувствуете — измените тональность звука, сделайте его более низким или высоким. Вибрация свидетельствует о более интенсивном кровообращении на том участке, где она ощущается.

Следующий звук — «э». Его произнесение активирует область шеи и горла. Вы можете это почувствовать, приложив ладонь к шее.

Произнесение звука «а» оказывает благотворное воздействие на область грудной клетки.

Звук «о» улучшает кровоснабжение сердца.

Звук «у» благотворно воздействует на органы, расположенные в нижней части живота.

Все звуки нужно произносить один за другим, три цикла подряд.

Проговаривание звука «м»

Сделайте выдох, вдох, и произнесите закрытым ртом протяжный звук «м», как мычит корова. Этот звук активирует работу области груди и живота. Произносить этот звук нужно три раза. Первый раз — совсем тихо, второй раз — громче, третий раз — максимально громко. Если во время произнесения этого звука Вы положите руку на живот, то Вы почувствуете вибрацию живота.

Проговаривание звука «р»

Проговариванию звука «р» следует уделить особое внимание — это упражнение улучшает дикцию и произношение, а также придает голосу силу и энергичность. Перед проговариванием расслабьте язык — поднимите язык к верхнему небу, и прорычите, как трактор. Затем прорычите звук «р» три раза. После этого выразительно и эмоционально, с подчеркнуто раскатистым «р», проговорите десяток слов, в которых есть буква «р».

Упражнение Тарзана

Встаньте прямо, сделайте выдох и глубокий вдох. На выдохе произнесите звуки «и», «э», «а», «о», «у», как в первом упражнении, только теперь руки сожмите в кулаки, и одновременно с проговариванием бейте себя кулаками в грудь, как это делал Тарзан в фильме.

Упражнение Тарзана очищает бронхи от слизи, освобождает дыхание, наполняет энергией. Если захочется кашлять, не сдерживайтесь, прокашляйтесь, чтобы освободить легкие от всего ненужного. Упражнение Тарзан делается только по утрам — оно обладает очень мощным тонизирующим и энергетическим эффектом.

Через пару недель ежедневных тренировок сравните свой новый голос с прежним, который у Вас был до тренировок. Лучше всего будет перед началом занятий записать свой голос.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

Личным успехам многие люди во многом обязаны собственному голосу. Тембр голоса важен для нас так же, как важен внешний вид , имидж и манеры общения. Это тот инструмент, посредствам которого мы доносим свои мысли до других людей. От наших речевых и голосовых данных зависит взаимопонимание между нами и другими людьми. Хорошо поставленный голос делает речь выразительной и приятной для окружающих, помогает произвести первое впечатление , может помочь убедить человека в нашей правоте, привлечь его на нашу сторону.

Развитию голоса следует уделять достаточно времени, ведь наш голос (как и магнетический взгляд ) это могущественный инструмент, с помощью которого можно очаровать или оттолкнуть человека усыпить его или напротив, расшевелить.

Если вы стремитесь к совершенству, если для вас «саморазвитие личности » и «личностный рост» не просто слова, уделите внимание развитию голоса.

К левому уху приложите левую руку, сделав из нее «ракушку» - это будет наушник.

Правая станет микрофоном - поднесите ее ко рту.

Громко, играя со звуком, произносите разные слова и предложения, считайте, пойте.

Вы сможете улучшить звучание собственного голоса, если будете понимать, как именно его слышат окружающие.

Это упражнение следует выполнять ежедневно в течении 9 дней по 5–10 минут.

Упражнения для развития голоса №2

Выполняйте зарядку для лица. Ее цель – передав основную работу губам и диафрагме, освободить горло.

Произносите слоги «кьюу-икс»: на «кьюу» округляете губы, а «икс» произносите с широкой улыбкой.

Повторите это упражнение тридцать раз, а после, чтобы убедиться в его пользе произнесите короткую речь.

При выступлениях и длительных монологах будут меньше утомляться голосовые связки, а мышцам рта будет проще выполнять команды посылаемые мозгом.

Один раз в день, по 5–10 минут громко читайте любой текст, но только без согласных звуков. Например, фраза «Упражнения для развития голосапомогут мне продвинуться вверх по карьерной лестнице » звучать будет как «у-а-е-и-я-я-а-и-и-я-о-о-а-о-о-у-е-о-и-у-я-е-о-а-е-о-е-и-е».

Прочитайте тот же текст, но только уже без гласных.

Положив руки на солнечное сплетение и стараясь, чтобы звуки исходили именно из области живота, произнесите любой текст. При этом надо вспомнить что-то, что в последнее время вас очень рассердило. Выпустите гнев, широко открывая рот и четко произнося согласные.

Старайтесь как можно чаще таким образом выражать свои эмоции – гнев, грусть или радость. Голос станет менее официальным, более насыщенным и искренним.

Стоя босиком и спокойно дыша, надувайте живот при каждом вдохе.

Медленно переносите упор стопы с носка на пятку и обратно.

Продолжите это упражнение с закрытыми глазами. Вы потеряете равновесие, если ваша энергия будет в большей степени сконцентрирована в области головы. Не контролируйте себя, расслабьтесь и полностью сосредоточьтесь на стопах.

Почувствовав результат и изменение в звучании собственного голоса, вы наверняка захотите продолжить (можете произнести смешные скороговорки ). В интернете довольно много сайтов посвященных развитию голоса, и вы всегда сможете найти необходимую информацию.

P.S. Красивый голос может способствовать карьерному росту – человек, владеющий внятной речью и умением выступать публично, хорошо подходит для руководящих должностей и высоких постов. Чтобы ваш голос стал по настоящему красивым, следует выполнять упражнения, описанные в этих статьях – «Развитие артикуляции » и «Развитие дикции ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Статьи и новости музыкального мира.

Существуют различные методики постановки голоса разными певческими школами. Но прежде чем обратиться к конкретным рекомендациям. Которые пригодятся не только профессионалам, но и любителям, то есть всем кто любит петь , давайте задумаемся над тем, что такое пение , певческий голос и как научиться петь красиво, как поставить голос в домашних условиях .

Пение – один из способов общения и самовыражения человека, естественный и простой, доступный почти каждому.

Как научиться петь красиво? И самостоятельно поставить голос?

Если природа подарила человеку хороший голос , ему хочется петь точно также, как тому, у кого от природы данные бегуна, хочется бегать.

Пение имеет отношение не только к эстетической и эмоциональной сферам, но и к работе комплекса мышц, связанных с дыханием , бессознательно организованной творческим эмоциональным настроем. Итак, процессом пения руководит эмоция. Из этого следует, что профессионал должен уметь создавать её и сохранять во время пения.

У людей, поющих голосами, «поставленными от природы», связи звуковедения устанавливаются бессознательно, но правильно и легко, а само дыхание организовано верно. В таких случаях единственное, что обязан сделать педагог, - это помочь певцу осознать, что происходит в его прекрасном инструменте во время пения, чтобы он мог сберечь голос и восстановить естественные связи, если их нарушит какая-то случайность.

Но в большинстве случаев певческие школы предлагают воспринимать пение не как способ выражения мыслей и чувств, а как средство для мысленного направления на каждую ноту . Заботясь о ноте, певец теряет естественное чувство кантилены (напевной плавной мелодии ) и осмысленность фразы и думает не о том, почему и для чего поёт , а о том попал ли звук на нужную ноту.

Увлечённость пением вызывает бессознательное стремление к синтезу, то есть к объединению мышц, участвующих в нём, к организации координирующего центра.

Анализирование своих ощущений во время пения ослабляет и нарушает связи звуковедения, потому что анализ – разъединение. А иногда внимание певца сосредотачивается на какой-нибудь одной группе мышц, например при выполнении команд: «В маску! В маску!», «На зубы!», «В купол» и т.п., и это нарушает связи звуковедения.

Если глубокие внутренние связи не нарушены певцом – голос звучит. Но к несчастью, можно потерять и глубокие внутренние связи, а с ними и чувство радостно поющего тела.

Необходимость глубоких внутренних связей в большинстве случаев осознаётся певцами. Именно их создаёт и сберегает певческий эмоциональный настрой , но до тех пор, пока ему не мешают или мешают не слишком активно. При грубо же вмешательстве связи рвутся в каком-то звене, и голос перестаёт звучать. Вот почему так легко теряют голоса даже представители знаменитой итальянской школы.

Голос поёт и говорит мелодию. А мелодия – это движение. Произвести движение может только то, что само подвижно. Мяч полетел – его бросила рука, ветка качнулась – её толкнул ветер. Следовательно, из работы над голосом логически исключаются так называемые «маски» и «зубы». Они абсолютно неподвижны и потому не могут вести мелодию. Подвижны органы дыхания , их мускулатура и мускулатура внешняя, с ними связанная. Вот что может в человеке говорить, кричать и петь!

Пение – единственная разновидность музыки, в которой инструмент – часть тела музыканта , и при том одна из наиболее важных и наименее управляемых: органы дыхания . Мы не видим движений, которые происходят внутри них, эти движения по темпу, стилю и ритму зависят от эмоциональных состояний

Учиться петь – это учиться управлять дыханием и певческим эмоциональным настроем. Ведь если дыхание подчиняется эмоциям, эмоции тоже могут подчиняться дыханию. И можно автоматически создавать вдох взволнованных и спокойных состояний и подчинять ему пение, речь и самочувствие.

У актёров и певцов есть профессиональный термин – «опора». Все согласны, что «опёртый» звук – хорошо, «неопёртый» - плохо и что «опёртый звук возможен только там, где есть « опёртый» вдох, хотя, чем отличается «опёртый» вдох от «неопёртого», неизвестно.

А между тем, всё просто.

«Опёртый» голос – это звонкий голос. А что такое «опёртый» вдох? Прикоснуться к плечу партнёра - ещё не значит опереться на него. Опереться – значит перенести на чужое плечо часть тяжести своего тела, почувствовать, что мускулатура плеча стала сопротивляться нажиму вашей руки. Следовательно, «опёртый» вдох – это вдох предельной глубины. Воздух, взятый во время такого вдоха, не может идти дальше. Он «опёрся», говоря попросту, упёрся в стенки органов дыхания. Мускулатура, окружающая их, стала сопротивляться нажиму воздуха, и мы чувствуем это. И если вдох сделан правильно, вам сразу захочется кричать или петь!

Вдох – движение воздуха внутрь тела. Сознательно сделать вдох – это мысленно установить связь с дном лёгких. Направление гортани диагонально по отношению к лёгким, следовательно, ей удобно петь, если Вы сделали, сознательно или бессознательно, вдох «опёртый» в спину. Лёгкие расширяются к основанию не в груди, а в спине. Следовательно, этот вдох легко задержать, хотя объём его велик.

Звучание – выдох, колеблющий голосовые связки. Следовательно, чтобы сохранить во время звучания чувство «опоры», надо оставить воздух там, откуда Вы его «взяли». Сквозное действие певца – задерживать правильно сделанный вдох. А выдох уходит сам: выдох – это звук.

Не думайте о дороге, по которой вы поведёте этот вдох. Думайте о месте, в которое он мгновенно приходит, потому что если вы думаете о дороге, там возникают напряжения. (Кстати,большинство профзаболеваний голоса являются результатом грубого нарушения условий давления в системе трахеи и бронхов.) Не ищите этот вдох умом, ищите движением и эмоциональным настроем. Чаще всего наклоном во время вдоха. Затаите его и пойте, никуда не направляя звук.

Существует мнение, что «запирать » дыхание вредно, чуть ли не опасно. Да, вдох искажающий форму лёгких, задерживать, да и делать вредно. Вдох , наполняющий лёгкие, не искажая, может вернуть и голос, и здоровье.

Если вы хотите узнать как научиться петь красиво, и поставить голос самостоятельно используйте упражнения для развития певческих навыков.

Следовательно, если Вы сознательно произвели правильный вдох и задерживаете его, всё остальное сделает ваша певческая интуиция. Можно помогать ей движением и мыслью.

Прежде всего, какие связи возникают в теле певца? Источник звука – голосовые связки. Чтобы прозвучать, они должны сомкнуться – встречное движение на уровне шеи. Воздушная струя, которая колеблет их, чтобы они звучали, идёт из двух бронхов в одну трахею – встречное движение на уровне груди. Оба эти движения неуправляемы. Но лёгкие, как на фундаменте, лежат на диафрагме и подчиняются ей, а она – им.

Если, чтобы прозвучать, две голосовые связки смыкаются, а две воздушные струи встречаются, следовательно, диафрагма должна во время звучания объединять лёгкие. Как? С помощью вдоха, который заполняя лёгкие воздухом, не разъединяет их. И так как диафрагма самый сильный мускул среди всех, связанных с дыханием, ей подчиняется и смыкание голосовых связок в гортани, и встречное движение воздушных струй в груди. Заполнить лёгкие, не разъединяя их, может только один вдох – вдох в спину.

Вспомните строевую песню в армии, хоровую за столом и песню коллективного труда, например нашу «Дубинушку». Во всех случаях песня поднимает настроение, освобождает от привычной сдержанности и объединяет людей, которых не могут объединить слова. Но не бывает вокализирующих солдат, бурлаков, и даже самая пьяная компания старается выговорить слова. И это понятно: желая выразить мысли и чувства, люди ищут, прежде всего, слова и поют их, когда эмоциональный настрой выше среднего или его хотят поднять. Следовательно, для человека, поющего естественно, пение - это протяжная речь повышенной эмоциональности.

…профессиональному певцу нет смысла представлять себе пение как вокализ со словами, да ещё с постановкой голоса. Ведь тогда оно – действие заумное и сложное. И слова мешают петь. А каково слушать певца, которому слова мешают петь? Если для Вас пение протяжная речь, то это действие эмоциональное и простое, и слова помогают петь, организуя кантилену. Надо только произнести, потому что хорошо произнесённое наполовину спето.

Принято думать, что протяжность звука зависит от работы внутренней мускулатуры (диафрагмы, брюшного пресса), а произнесение слов – от мускулатуры внешней (губы, челюсти). Певец, поверивший в это, стоит перед выбором: лучше тянуть или лучше произносить? Его внимание раздваивается: кантилена – внимание на брюшной пресс и диафрагму, дикция на движение челюстей и губ. Активная артикуляция – по существу гримаса, которая разрушает внешний облик певца . Кроме того, челюсть – кость. Она тяжёлая. Гортань – хрящ. Он лёгкий. Каково гортани петь, когда над ней активно лязгают челюсти? И сколько времени она может это выдержать? Представьте себе Венеру, отвалившую челюсть, или Аполлона, сделавшего «мопса». Как они будут выглядеть? Не лучше ли вспомнить образное народное выражение, звучащее похвалой певцу, - «нутром поёт»? И не думайте, что петь нутром – значит петь особо выразительно. Нет! Народ говорил как слышал: поёт нутром, - значит, тело звучит как музыкальный инструмент. Звучит дудка и звучит грудь. Они подвижны и активны. А « маска», «купол», «зубы» - неподвижная надстройка над тем, что поёт. Поэтому думайте, что произносите слова всё той же диафрагмой. И не насилуйте её. Она всё знает. Достаточно только подумать о том, что она произносит слова, и потянуть сказанное. Протяжность расширит ваш диапазон, продемонстрирует ваш тембр и превратит речь в одну из разновидностей музыки – мелодию с текстом. Ещё одним важным вопросом наряду с вопросом "Как научиться петь?" является вопрос "Как не потерять голос?" .

Музыка имеет три измерения – высоту , тембр и силу . Певец должен помогать голосовым складкам смыкаться, чтобы точной была высота каждой ноты, освобождая тембр от посторонних звуков. А вот о силе думать нельзя, форсировка её не создаст. Надо думать о звонкости – звонкий голос хорошо летит в зал. Что касается диапазона, то очевидно, что на верхних нотах активно должны работать брюшной пресс и диафрагма , а на низких – грудные группы мышц . Мы ответили на вопрос как научиться петь красиво, как поставить голос самостоятельно , теперь дело за Вами!

Говорят, что голос – это лучший музыкальный инструмент. Любому кто сомневается в этом утверждении, достаточно хотя бы раз услышать акапельное пение и оценить всю его красоту. Но что делать тем, кому на ухо наступил медведь или качество голоса оставляет желать лучшего? Для них существует масса решений, как развить слух и голос. Рассмотрим самые действенные из них.

Как развить красивый голос?

С помощью голоса можно не только передавать информацию, но и раскрывать свои чувства и выражать эмоции, убедить собеседника или растрогать его. Одним словом, голос – это главный инструмент убеждения. Он может быть приятным, мелодичным, сильным, а может быть еле слышным, резким или раздражающим. Стоит помнить, что наши голосовые связки – это тоже мышцы, и неправильное дыхание, напряжение или зажатость мышц может привести к искажению голоса. Для того чтобы восстановить голос или сделать его красивым и приятным достаточно нескольких упражнений.

Старайтесь медленно ходить и контролировать свое дыхание. При первых попытках вдох и выдох должны быть продолжительностью в два шага. Постепенно увеличивайте интервал до 10 шагов. Встаньте прямо, поставив ноги на ширину плеч, а руки сомкните в замок над головой. Слегка прогнувшись назад, вдохните через нос и медленно выдыхайте, наклоняясь вперед. При этом каждый раз произносите разные главные звуки: «и», «э», «у», «а», «о».

Эти упражнения помогут снять лишнее напряжение голосовых связок и развить его природный потенциал.

Красивый голос в большинстве случаев должен быть сильным. Чтобы понять, как развить силу голоса, представьте себе, что вы тренируете голосовые мышцы подобно занятиям физической культурой. Причем лучше всего это делать по утрам, это придаст бодрости и уверенности в себе. Находясь в ванной, встаньте перед зеркалом. Делайте вдох, затем выдох до тех пор пока хватает дыхания. И на каждом выходе протяжно произносите в четкой последовательности гласные: «иии», «эээ», «ааа», «ооо», «ууу». Кстати тот же набор звуков и их последовательность музыканты используют при распевках. Но если музыкантам почти с детства объясняют, как развить сильный голос, то многим желающим не всегда понятно как развивать голос для пения.

Как развить певческий голос?

Можно ли развить голос, не обладая слухом? Как правило, и голос и слух развиваются одинаково хорошо. Однако для пения музыкальный слух является крайне важной составляющей. Чаще всего начинающие певцы сталкиваются с проблемой, когда имея хороший музыкальный слух, они не могут менять интонацию голоса, т.е. не умеют управлять своими связками. Однако и в этом случае связки можно натренировать. Все занятия начинайте с дыхательной гимнастики: 6-7 раз сделайте глубокий, короткий вдох через нос и незаметно и быстро выдыхайте через рот. Также сделайте разминку рта в виде покусываний губ, языка и внутренней стороны щек. Когда вы почувствуете, что вы расслаблены и готовы, приступайте к упражнениям.

  1. Развитие певческого голоса стоит начинать с произношения слогов, которые содержат звонкие и глухие согласные в сочетании с гласной. Например, используйте такие варианты: пкти, пктэ, пкта, пкто, пкты. Сочетания могут быть иными и лучше всего их записывать и читать с листа.
  2. Читайте скороговорки. Сначала медленно, проговаривая каждую букву, постепенно ускоряя темп но не теряя четкости произношения. Желательно выбрать несколько основных скороговорок с использованием разных букв и слогов.
  3. Читайте вслух литературные произведения - как стихи, так и прозу. При этом четко произносите каждую букву и постепенно увеличивайте объем читаемой литературы до двух часов в день.
  4. Напевайте слоги. При этом на восходящих движениях выпячивайте живот. Сначала напевайте монотонно, затем начинайте делать интервалы и скачки между слогами.

Желательно, чтобы за развитием вашего певческого голоса следил профессиональный музыкальный педагог. Он поможет вам не только подобрать нужный диапазон вашего голоса, но и будет следить, чтобы вы не перестарались и не посадили голос.

Кстати говоря, вопросом «Как развить диапазон голоса?» музыканты задаются чаще всего. Бывает так, что с возрастом голос меняется, становится ниже и бывший певец сопрано становится альтом. Чтобы сохранить вокальные данные или развить диапазон голоса до желаемого уровня, определите, на каких нотах заканчивается ваш нормальный голос, и вы начинаете хрипеть или голос переходит в писк. Это позволит определить границу, с которой нужно начинать работать. Используйте те же упражнения что и для развития певческого голоса, но при этом постепенно берите по одной более высокой или низкой ноте, в зависимости от того в какой степени вы хотите расширить ваш диапазон. Желающим повысить диапазон голоса, необходимо усвоить основную ошибку: если вы хотите взять высокую ноту – не задирайте голову. Это лишь усилит растяжение гортани. Лучше всего помогать себе жестами.

Тем же, кто не знает, как развить низкий голос, помимо банального хирургического вмешательства, стоит запомнить два простых приема:

  1. Всегда дышите через нос. В это мало верится, но носовое дыхание быстрее понизит голос, чем дыхание ртом.
  2. В положении стоя или сидя прижмите подбородок к груди и начинайте жужжать. Чем выше вы поднимаете голову, тем выше становится тональность жужжания. Ежедневно повторяя упражнение, вы уже скоро заметите результаты.

Часто вместе с низким голосом многие мужчины желают иметь грудной голос, развить который можно только почувствовав, что это такое. Грудной голос потому так и называется, что чувствуется не в горле, а в груди. Проверить уровень его развития можно положив руку на грудь и своим обычным тоном произнося на выдохе «аааа». Если вы чувствуете вибрацию, то у вас нет проблем. Если вибрации нет, голос нужно развивать.