Какие корабли использовали пираты. Судна морских головорезов: девять самых грозных

Пираты во все времена ассоциировались с искателями приключений, грабителями, разбойниками и дебоширами, снискавшими славу не только на море, в любовных подвигах, но и даже в политике. Но посмотрим на их деятельность на морских просторах, поскольку именно она приносила те баснословные богатства, которые ищут до сих пор. Даже названия пиратских кораблей призваны были устрашить их противников, а флаг «Веселый Роджер» и вовсе внушал панический страх команде атакованного судна.

Самые знаменитые пираты

Говоря об эпохе пиратства, стоит учитывать, что не все приверженцы этого способа заработка и существования были именно пиратами в прямом понимании этого слова. В те времена существовало разделение на откровенных разбойников, корсаров, каперов, флибустьеров и т. д.

Интересно, что каперство было узаконено в Англии, которая всеми силами старалась не допустить Испанию в Новый Свет. Грубо говоря, английская корона негласно выдавала патенты на грабеж испанских галеонов, которые с золотом и серебром возвращались из обеих Америк.

Но вообще, если составить некий список самых отчаянных и прославившихся на своем поприще личностей той эпохи, он мог бы выглядеть примерно следующим образом:

  • Капитан Кидд.
  • Эдвард Тич «Черная борода».
  • Генри Морган.
  • Л’Оллонэ.
  • Джетроу Флинт.
  • Оливье Ле Вассер.
  • Уильям Дампир.
  • Арудж Барбаросса.
  • Джен Ши и многие другие.

Знаменитые названия пиратских кораблей. Список

Естественно, каждый из этих головорезов предпочитал иметь собственный корабль, а по возможности, и флотилии из трех и более судов. Однако, если второстепенные корабли имели названия иногда даже сатирические, флагман в обязательном порядке должен был носить такое имя, чтобы оно было у всех на устах. Зачастую использовались аллегории или откровенно вызывающие названия. Вот неполный перечень самых известных кораблей того времени (названия пиратских кораблей на английском или французском приводятся вместе с русским переводом):

  • «Золотая лань» (Golden Hind);
  • Галера «Приключение» (Adventure Galley);
  • «Месть Королевы Анны» (Queen Ann’s Revenge);
  • «Беспечный корсар» (El corsario descuidad);
  • «Перитон» (Le Periton) - летающий олень;
  • «Мститель» (Avenger);
  • «Уида» (Whydah);
  • «Королевская удача» (Royal Fortune);
  • «Фантазия» (Fancy);
  • «Счастливая доставка» (Happy Delivery);
  • «Восходящее солнце» (Rising Sun);
  • «Возмездие» (Revenge) и т. д.

И это далеко не все. Очень часто можно было встретить и названия пиратских кораблей вроде «Вездесущая смерть», «Виктория - кровавая баронесса», «Приз удачи», «Колокол», «Цербер», «Черная вдова», «Левиафан», «Бреющий воду», в общем, фантазии хватало с избытком. Но остановимся на том, что представляли собой знаменитые пиратские корабли. Названия их не всегда отображали истинную сущность угрозы, ведь по большому счету испанские галеоны представляли собой 36-48-пушечные фрегаты, которые взять на абордаж для захвата не представлялось возможным. Пиратское судно было бы расстреляно еще на подходе, как бы хорошо оно ни маневрировало.

Поэтому обычно разбойники довольствовались фрегатами рангом пониже. Иметь на борту 24, 36 или 40 пушек - считалось верхом. А сопровождение несколькими судами с 20 или даже 12 пушками на борту могло сыграть решающую роль в сражении.

Основные характеристики кораблей

Несмотря на громкие и порой запугивающие названия пиратских кораблей, они далеко не всегда могли сравниться с теми же испанскими судами или английским флотом.

Так, например, «Приключение» Уильяма Кидда представляло собой 34-пушечную бригантину-фрегат необычного типа (с прямыми парусами и вёсельной командой).

«Месть Королевы Анны», изначально называвшаяся «Конкорд», была помощнее, имея 40 пушек. «Золотая лань» сначала спускалась со стапелей как под названием «Пеликан», по разным оценкам, с 18-22 пушками.

Самый известный литературный герой и его эскадра

В литературе названия пиратских кораблей пополнились еще одним известным персонажем - капитаном Бладом (Рафаэль Сабатини - «Одиссея капитана Блада», «Хроники капитана Блада»), чья неразделенная любовь к дочери губернатора Барбадоса (а затем и Ямайки) заставило назвать захваченный у испанцев 36-пушечный фрегат «Синко Льягос» ее именем. С тех пор «Арабелла» стала грозой морей.

Кстати, в произведении упоминается и но зовут Левасер, а его корабль носит название «Ла Фудр» («Молния»). Тут же присутствует и название «Мститель» (Avenger) одного из постоянных противников главного героя - капитана Истерлинга.

Сам же капитан Блад в свойственной ему юмористической манере давал названия второстепенным судам вроде «Элизабет» (в честь королевы Англии) или в честь трех греческих богинь - «Атропос», «Клото» и «Лахезис».

Только к концу повествования был захвачен 80-пушечный фрегат «Викторьез», которым командовал барон де Ривароль. Но переименовать его, по сюжету, автор не смог, ведь Блад стал губернатором, а его корабли вошли в состав ямайской эскадры.

Кинематограф

И как же обойтись без «Черной жемчужины» из квадрологии «Пираты карибского моря»? Тут тоже есть свои нюансы. Имя капитана Барбосса явно перекликается с Барбароссой.

А о «Летучем голландце» вообще говорить не приходится. В фильме обозначается, что это корабль хотя на самом деле никто не знает, кому принадлежало это судно-призрак, и существует ли оно вообще и только ли в единственном экземпляре.

Вместо послесловия

Ну а если взять в расчет, что детишки любят такого рода приключения, название пиратского корабля для детей придумать несложно, ведь у них зачастую фантазия развита намного больше, нежели у взрослого человека. Даже обычные названия вроде «Гроза» или «Гром» подойдут. Тут дети - мастера использования ассоциаций, которые их сверстников пугают.

Но, если серьезно, названия пиратских кораблей очень часто связываются не с отвлеченными понятиями или мистическими явлениями, а, скорее, - с историей Англии, ведь большинство из этих искателей удачи, так или иначе, были связаны с английской короной, и по большому счету воевали против испанцев. Естественно, были и те, кто грабил без разбора, но каперство в те времена было, так сказать, наиболее джентльменским ремеслом с огромным количеством ограничений. Взять того же Генри Моргана, ставшего впоследствии вице-губернатором Ямайки, или сэра (английского адмирала). История полна неожиданностей…

У человека в душе дыра размером с бога, и каждый заполняет её как может.

Ну, какой же морской пират и без корабля? Ведь он был для него и домом, и складом для трофеев. Ну и, конечно же, средством передвижения. Причем передвижения стремительного, поскольку зачастую пиратам приходилось не столько преследовать интересные в целях наживы корабли, сколько уходить от погони.

Что такое пиратский корабль?

Какими же основными характеристиками должен был обладать пиратский корабль, чтобы и его капитан, и экипаж могли рассчитывать если не на удачный грабеж, то хотя бы на спасение от правосудия?

Во-первых , любое судно, которое пираты использовали как основную боевую единицу, должно было быть предельно быстроходным. Это позволяло внезапно атаковать корабль неприятеля, маневрировать с целью предотвращения серьезных повреждений от артиллерийского обстрела, а после завершения «мероприятия» быстро уйти на недосягаемое для врага расстояние.

Во-вторых , пиратский корабль оснащался серьезным вооружением. Ни один абордаж не обходился без предварительного обмена пушечными выстрелами. Поэтому от качества, количества и скорострельности артиллерии напрямую зависела пиратская удача. Стоит только представить себе небольшой, легкий и быстрый корабль, ощетинившийся самими разнообразными пушками и жерлами, с которого на свою добычу хищно смотрела команда настоящих головорезов. И сразу становится понятно, что мало у какого торгового судна был шанс отбить яростный отпор морских разбойников.

Для того чтобы судно стало по-настоящему пиратским, после захвата его часто приходилось перестраивать. Если же это было невозможно или слишком накладно, пираты просто топили ограбленный корабль, пускали его ко дну или продавали, после чего сразу же устремлялись в поиски за новой жертвой. Следует отметить, что в морской терминологии корабль – это как минимум три мачты, а также полное оснащение комплектом парусного вооружения. Но такие суда встречались у морских разбойников довольно редко.

Переделка захваченного корабля под пиратский – это целая наука. Необходимо было убрать лишние межпалубные переборки, срезать бак и снизить уровень квартердека для создания открытой боевой платформы. Кроме того, нужно было оснастить борта дополнительными отверстиями для артиллерии, а несущие элементы корабельного корпуса усилить для компенсации увеличенных нагрузок.

Небольшой корабль: идеальное судно для пирата

Как правило, пираты плавали на одном корабле на протяжении всей своей «карьеры». Однако существует достаточно много свидетельств тому, что после удачного нападения морские разбойники легко меняли свой дом на более мощное и быстрое судно, которое можно было переделать под пиратские нужды. К примеру, известный пират Бартоломью Робертс менял свой корабль целых шесть раз, присваивая новой боевой единице одно и то же название – «Королевская фортуна».

Большинство джентльменов удачи предпочитали небольшие и скоростные суда, в частности шлюпы, бригантины или шхуны . Первые подходили на роль пиратского корабля практически идеально. Кроме скорости шлюп имел еще одно весомое преимущество в бою – небольшую осадку. Это позволяло пиратам успешно «работать» на мелководье, куда большие военные корабли не решались совать свой нос. К тому же, маленький корабль гораздо проще ремонтировать и чистить его обшивку. Но отдельные пиратские экипажи все же искали более вместительные и крупные суда.

Шлюп (боевой корабль парусный, класс) в Британском королевском флоте XVIII - середины XIX в – корабль, не имеющий ранга, с рейтингом «24-пушечный» или ниже, и потому не требующий командира в звании капитан (captain). Определение не было универсально. По традиции, в него не включались устоявшиеся типы малых кораблей, например тендер или шхуна.

Бриг - двухмачтовое судно; вооружение то же, что у фок - и грот-мачты у фрегата.

Шхуна - судно с косым вооружением:бывает трехмачтовая шхуна, при чем на фок-мачте имеются иногда также прямые паруса (марсели, брамсели и бом-брамсели) или двухмачтовая - при чем на фок-мачте она носит также иногда прямые паруса (марсель и брамсель).

Шхуна бриг - 2-хмачтовое парусное судно, с фок-мачтой, как у брига, и грот-мачтой, как у шхуны.

Бриганти́на (итал. brigantino - шхуна-бриг, brigantina - бизань) - лёгкое и быстроходное судно с так называемым смешанным парусным вооружением - прямыми парусами на передней мачте (фок-мачта) и с косыми на задней (грот-мачта). Первоначально бригантины оснащались вёслами.

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ПИРАТСКИЕ СУДА

"МЕСТЬ КОРОЛЕВЫ АННЫ"

«Месть королевы Анны» (Queen Anne’s Revenge) - единственный реально существовавший парусник из серии фильмов «Пираты Карибского моря», флагманский корабль пирата Эдварда Тича (Edward Teach или Edward Thatch)по прозвищу Черная Борода (Blackbeard).

Парусник построили в 1710 году в Великобритании, когда в 1713 году его купил испанский флот, корабль носил гордое имя «Конкорд» (La Concorde) и представлял собой трехмачтовое судно размерами
предположительно тридцать шесть на восемь метров, водоизмещением триста тонн, вооруженный двадцатью шестью пушками. Ни точных сведений о внешнем виде и устройстве парусника, ни иллюстраций его найдено не было. Единственное изображение парусника - в монографии Ж.Будрио. После испанцев корабль перекупили французы. И на протяжении нескольких лет «Конкорд» занимался перевозкой рабов в Карибском бассейне. В 1717 году парусник был захвачен пиратами под предводительством Черной Бороды.

Эдвард Драммонт (Edward Drummond), так на самом деле звали Тича, был англичанином, родился предположительно в 80-х годах семнадцатого века. В период войны между Англией и Францией, так называемой «войны королевы Анны», был капером и грабил французские и испанские суда в Карибском море совместно с Бенджамином Хорниголдом. Прозвище свое он получил неслучайно, так как действительно был обладателем роскошной черной бороды, в которую вплетал черные ленты. Он делал все, чтобы соответствовать имиджу самого жуткого пирата Карибского моря. Это про него была сложена песня «Пятнадцать человек на Сундук Мертвеца» - так назывался маленький остров Карибского моря, куда Эдвард Тич высадил 15 человек из своей команды, за организованный бунт, оставив им только ром и сабли, в надежде, что они, напившись, сойдут с ума и перережут друг друга.

Команда «Конкорда» сдалась Черной Бороде фактически без боя. Два маленьких шлюпа захватили почти трехтонный корабль. Настолько велика была слава Черной Бороды среди моряков Карибского бассейна. Что примечательно, пираты не стали убивать экипаж парусника, а просто высадили всех на ближайший остров, оставив им один из своих шлюпов.

Эдвард Тич переименовал «Конкорд» в «Месть королевы Анны» и сделал его своим флагманским кораблем. Корабль был частично перестроен и его вооружение возросло до сорока пушек. Численность пиратской команды корабля составляла до 150 человек.

За два года Черная Борода ограбил около сорока судов, и теперь уже возглавлял целую флотилию пиратских кораблей.

Наиболее известной из всех проделок Тича стала блокада входа в гавань Чарльстона (Южная Каролина) в мае 1718 года. А уже в июне того же года «Месть королевы Анны» сел на мель и затем затонул в бухте Топсель близ берегов Северной Каролины (район нынешнего залива Бьюфорт (Beaufort)). Согласно одним источникам Черная Борода потерпел кораблекрушение, пытаясь укрыться от преследователей, по другой версии (что вероятнее), корабль был затоплен специально, так как пират больше не нуждался в этом широко известном среди мореходов паруснике. Сам же Эдвард Тич был убит 22 ноября 1718 года английским лейтенантом Робертом Мэйнардом (Robert Maynard), который специально для этого был нанят губернатором Вирджинии Александром Спотсвудом.

С тех пор о похождениях Черной Бороды и его знаменитого парусника складывают легенды, его прообраз есть в произведениях Даниэля Дефо и Роберта Стивенсона. Но наибольшую известность пират и корабль получили благодаря фильму «Пираты Карибского моря: На странных берегах».

Так случилось, что через два с лишним века, точно в день смерти Тича, 22 ноября 1996 года водолазы группы Интерсол в заливе Бьюфорт (Северная Каролина) нашли лапу якоря, торчащую из ила.

После проведенной экспертизы стало известно, что якорь принадлежал легендарному паруснику «Месть королевы Анны». Поиски были продолжены, и коллекция Морского Музея Северной Каролины была пополнена многими экспонатами с известного парусника. Это несколько пушек, оружие, корабельный колокол (датированный 1709 годом), большое количество пушечных ядер, навигационные инструменты. Весной 2012 года были начаты работы по подъему остова корабля.

"ПРИКЛЮЧЕНИЕ"

Галера Приключение (Adventure Galley ) - корабль одного из самых знаменитых пиратов в истории мореплавания – Уильяма Кидда .
Капитана Кидда по праву можно назвать одной из самых легендарных личностей среди пиратов всех времен и народов.
Но мало кому известно, что большинство из того, что говорят о Кидде - выдумка. Его часто изображают весьма удачливым и крайне жестоким пиратом. Уильяму Кидду приписывают пытки и издевательства над матросами, бессчетное количество захваченных и ограбленных кораблей, несметные сокровища, зарытые неизвестно где. К слову сказать, клад капитана Кидда некоторые авантюристы ищут и по сей день.

На самом же деле Уильям Кидд стал всемирно известным только из-за стечения обстоятельств, которые сделали его разменной монетой в политических играх британских властей.

Шотландец Уильям Кидд (William Kidd) родился около 1645 года в Гриноке. О детстве и юности будущего капитана практически ничего не известно. Отцом Уильяма был кальвинистский пастырь, давший сыну хорошее разносторонне образование. Вероятно, морскую карьеру Кидд начал в довольно юном возрасте.
В 1688 году он был одним из выживших в кораблекрушении у берегов Гаити. В 1689 – стал капитаном каперского корабля «Благословенный Уильям» («Blessed William»), захваченного у французов. В 1690 году команда «Благословенного Уильяма» под руководством Роберта Каллифорда угнала парусник у собственного капитана и отправилась пиратствовать, а Кидд получил в свое распоряжение новый корабль «Антигуа» и на несколько лет осел в Нью-Йорке, где женился и вел вполне законопослушную жизнь.

В 1695 году Уильям Кидд заключил сделку с графом Белломонтом (генерал-губернатор Новой Англии) и Робертом Ливингстоном, нью-йорским предпринимателем, в результате которой Кидд получил каперское свидетельство, позволяющее ему грабить французские суда, а также нападать на любые пиратские корабли.
Для осуществления этой затеи был приобретен корабль «Галера Приключение» (Adventure Galley), водоизмещением примерно 300 тонн, с 46-ю веслами и 34-мя пушками. Больше об этом корабле ничего неизвестно - ни как он выглядел, ни где и когда был построен.

В 1696 году капитан Кидд, новоиспеченный капер его Величества, покинул Англию. Набрав команду в Нью-Йорке, Кидд направился к берегам Индии через мыс Доброй Надежды.

С самых первых дней Уильяму Кидду не везло: французские суда не попадались на пути «Галеры Приключеий». Встречались же только британские, голландские и индийские корабли, которые пират Кидд при всем желании не имел права грабить.

Шло время, команда «Галеры Приключение» начала роптать: морякам хотелось добычи и они все больше настаивали на открытом пиратстве. Но капитан Кидд был непреклонен. В результате в 1697 году на «Галере Приключение» вспыхнул бунт. Одним из недовольных был бомбардир Уильям Мур, который в стычке с капитаном был убит. Обстановка накалялась все больше. И в ноябре 1697 года близ Мадагаскара «Галера Приключение» напала на голландский корабль «Рупарель». Кидд оправдывал это нападение тем, что на судне были найдены французские документы и французский флаг.
В январе 1698 года было ограблено богатое индийское судно «Кведахский купец» («Quedah Merchant»), которое также, несмотря на индийскую принадлежность, имело французский паспорт. В ноябре того же года закончилась история парусника «Галера приключение» - капитан Кидд сжег судно неподалеку от острова Сент-Мари. Сам же капитан с командой перебрался на захваченный «Кведахский купец», переименованный им в «Приз авантюриста» («Adventure Prize»). Власти Индии были крайне недовольны захватом «Кведахского купца». Ост-Индской компании грозили всяческие неприятности с индийской стороны. И капитан Кидд был обвинен в пиратстве. Но вместо того, чтобы скрыться, Уильям Кидд направился прямиком в руки британских властей – он был искренне уверен в своей невиновности, ведь оба захваченных судна имели французские паспорта. Кидд отдал все бумаги, подтверждающие его невиновность, в руки Белломонта, надеясь на поддержку лорда.

В 1700 году над Киддом состоялся суд, где эти документы не фигурировали. А капитана «Галеры Приключение» обвинили в пиратстве и убийствах. 23 мая 1701 года Уильм Кидд был казнен через повешение. Казнь удалась только со второй попытки, в первый раз оборвалась веревка. Тело Кидда было заключено в клетку и подвешено над Темзой в назидание всем пиратам, а сам капитан был объявлен величайшим злодеем и разбойником. Его имя обросло слухами и легендами, в том числе и о сокровищах, которые пират успел зарыть на неведомых берегах.
История Уильяма Кидда легла в основу произведений Эдгара По («Золотой жук»), Роберта Стивенсона («Остров Сокровищ»), Вашингтона Ирвинга («Дьявол и Том Уокер» и «Пират Кидд»). В 1945 году на экраны вышел художественный фильм «Капитан Кидд».

Самое же первое литературное произведение о Кидде - «Прощание капитана Кидда с морями» (англ. Captain Kidd’s Farewel to the Seas) – было написано ко дню его повешения.

"ЗОЛОТАЯ ЛАНЬ"

«Золотая лань» («Golden Hind») - маленький галеон знаменитого английского пирата Френсиса Дрейка , второй в истории мореплавания корабль - после каракки «Виктория» Фернана Магеллана, - совершивший кругосветное путешествие.
Парусник сошел со стапелей в английском городе Альдебурге и назывался «Пеликан» («Pelican», англ.). Как тип судна «Пеликан» был галеоном, которые пришли в XVI веке на смену караккам и каравеллам. Галеоны имели более стройный корпус, нежели каракки, без массивной кормовой надстройки. Как и все галеоны того времени, «Пеликан» имел три мачты: грот, фок и бизань. Грот- и фок-мачты несли два яруса прямых парусов, бизань-мачта вооружалась косым «латинским» парусом, под бушпритом располагался прямой парус - блинд.

Чертежей при постройке судов в те времена еще не знали, поэтому данные о размерах «Пеликана» разнятся: длина галеона варьируется в разных источниках от 20 до 40 метров, ширина - от 5,8 до 6,7 метров, водоизмещение 100-150 тонн. Относительно вооружения парусника точных данные также нет, предположительно, «Пеликан» был вооружен 18-22 пушками. Корпус корабля был украшен орнаментом из желтых и красных ромбов и изображением пеликана. После переименования корабля в «Золотую лань», вместо пеликана на корпусе появилось изображение лани, а под бушпритом была установлена полностью золотая фигура лани.
В декабре 1577 года началось самое знаменитое плавание «Золотой Лани» (тогда еще «Пеликана»). Королевский капер, любимец королевы Елизаветы I, капитан Френсис Дрейк по прозвищу Железный пират вывел из порта Плимут эскадру из пяти британских кораблей. Это были корабли «Христофор», «Морское золото», «Елизавета», «Лебедь» и «Пеликан». Эскадра направилась к берегам Южной Америки с целью ограбить как можно больше испанских судов.

В августе-сентябре 1578 года суда Дрейковской эскадры прошли Магелланов пролив (Южная Америка), но в Тихом океане корабли попали в сильнейший шторм, в котором потеряли друг друга из виду. «Пеликан» оказался один. Его отнесло далеко на юг, благодаря чему Френсисом Дрейком было сделано важное географическое открытие: Огненная Земля оказалась не верхушкой неведомого Южного материка, а всего-то архипелагом. Обнаруженный капитаном «Пеликана» пролив в дальнейшем так и был назван - пролив Дрейка.

Одиночество совсем не помешало Дрейку грабить испанские суда и гавани вдоль Западного побережья Южной Америки, чем он успешно и занимался. Испанцам пришлось снаряжать целую эскадру для погони за неуловимым пиратом. За Дрейком началась охота. Но после продолжительной погони, которая длилась не один день, «Пеликану» вновь удалось скрыться. Окрыленный удачей капитан решил переименовать судно в «Золотую Лань» за его отличные судоходные качества. Еще одной причиной переименования судна могло стать то, что на гербе покровителя Дрейка лорда Хаттона была изображена лань. Это был первый случай, когда имя кораблю меняли прямо во время плавания. «Золотая Лань» ушла от берегов Южной Америки через Тихий океан мимо острова Ява и мыса Доброй Надежды. И в сентябре 1580 года вернулась в родную Англию, совершив, таким образом, второе в мировой истории кругосветное путешествие. Кругосветка Дрейка оказалась в итоге куда благополучнее Магеллановской экспедиции, большинство матросов которой, да и сам знаменитый капитан, погибли во время путешествия. Френсис Дрейк вернулся домой не только целым и невредимым, но и привез 4700 % прибыли от своего путешествия, полученной в результате трехлетнего грабежа и разбоя. Большая часть прибыли попала в британскую казну, а Френсис Дрейк был произведен в рыцари лично королевой Елизаветой I.

После этого плавания галеон «Золотая Лань» стал всеобщим объектом восхищения у англичан. Он был поставлен на вечную стоянку на Темзе, где простоял почти сто лет до 1662 года, став одной из главных достопримечательностей Лондона.
В XX веке было создано две реплики легендарного парусника: в 1963 и 1973 гг. Они не похожи друг на друга, так как чертежей «Золотой Лани» не было, и корабль восстанавливался по разрозненным описаниям. Реплика 1973 года совершила кругосветное путешествие, повторив поход Дрейка, и с 1996 года стоит на южном берегу Темзы и служит плавучим музеем. Вторая копия «Золотой Лани» находится в городе Бриксхэм в Девоншире.

"КОРОЛЕВСКАЯ УДАЧА"

Бартоломью стал одним из самых успешных пиратов в истории, захватив 456 кораблей и добычу на сумму более 50 миллионов фунтов стерлингов за свою короткую, всего лишь четырёхлетнюю карьеру пирата. Он был практически неуловим, историки склоняются к тому, что Робертс был намного ярче таких пиратов как Чёрная Бород а или Энн Бонни .

Свои морские путешествия Робертс начинал помощником капитана на судне работорговцев. Он попал на пиратский корабль в возрасте 37 лет, 3-им помощником капитана на борт судна «Принцесса Лондона», которой командовал пиратский капитан Хоуэл Дэвис, около Аннабамо, которая находится на Золотом берегу Западной Африки (побережье современной Ганы). Он был насильственно присоединён к команде в качестве навигатора.

После 6 недель плавания под командованием Дэвиса Бартоломью был выбран капитаном корабля «Пират» (Rover). Это произошло, после того как Дэвис был убит при нападении на остров Принц (современная Принципия, в 200 км к западу от Экваториальной Гвинеи). Это было неожиданное решение, несмотря на то, что с командой он находился всего полтора месяца, но никто лучше него не владел мастерством навигатора, а, кроме того, Робертс, как отмечают историки, был искренним и упрямым человеком.

Первым делом в качестве капитана он убедил команду вернуться на остров Принц, чтобы отомстить за смерть капитана Дэвиса. Робертс и его команда напали на остров ночью, убили множество людей и награбили много ценного. Так началась карьера самого успешного пирата в истории. Затем Чёрный Барт вышел в море и захватил несколько торговых судов.

Не довольствуясь добычей у берегов Африки, в начале 1720 года Робертс отправился в Карибское море. К моменту его прибытия на острова Дьявола все торговые суда предпочли укрыться под защиту пушек береговых фортов, так как пиратская слава Робертса давно дошла до этих мест. Решив поискать удачу в других водах, Робертс отправился на север, где выгодно продал товары, захваченные у берегов Гвинеи. У берегов Канады он ограбил 21 корабль с грузом ценной пушнины.

Лето 1720 года было так же весьма удачным - Робертс захватил множество судов, в том числе - 22 корабля в бухте Треффиси. Этот захват был мирным, так как, едва увидев корабль с поднятым пиратским флагом, команды торговых судов в ужасе бежали на берег. У Робертса в этот момент было всего 60 человек. В бухте Робертса ждал великолепный французский бриг, который капитан сделал своим флагманом, переименовав его в «Королевский Пират» . Воодушевившись лёгкой победой, Робертс предпринял неудачную попытку пересечь Атлантику, но не добравшись до берегов Африки из за отсутствия попутного ветра, вернулся в Карибское море.

В сентябре 1720 года Робертс напал в Вест-Индии на порт на острове Сент-Китс, захватил и разграбил один из кораблей, стоявших на якоре, и поджёг два других. А в октябре 1720 года Робертс захватил и разграбил 16 французских, английских и голландских судов. В январе 1721 года он взял на абордаж 32-пушечное голландское судно, перевозившее рабов, и обманул население Мартиники. Конфликт с Мартиникой имел «личные корни» для Чёрного Барта. Губернатор Мартиники, решив присоединиться к борьбе с пиратством(и, возможно, в поисках наживы), вышел с кораблём на поиски именно Барта Робертса. Барт счёл это личным оскорблением, принял бой и захватив фрегат повесил губернатора. Под флагом Голландии он проплывал мимо портов и подавал сигналы французам, чтобы те посетили остров Святой Люции, где контрабандисты продавали рабов. В итоге пираты захватили и подожгли 14 вышедших в море французских кораблей.

В Вест-Индии он захватил почти сто судов, а также совершил ряд успешных набегов на прибрежные города. Чтобы внушать противнику еще больший страх, Бартоломью собственноручно повесил на рее губернатора одного из захваченных городов.

Весной 1721 года Чёрный Барт добрался до берегов Африки. У берегов Сьерра-Леоне пират провел несколько месяцев, занимаясь работорговлей и захватывая торговые суда. В августе ему удалось захватить либерийский город Онслоу, где находилась штаб-квартира Королевской Африканской Компании. Робертс взял курс на юго-восток, к Нигерии и Габону, а затем вернулся к Берегу Слоновой Кости, захватив по дороге по меньшей мере шесть кораблей. 11 января 1722 года Робертс добрался до Уайды (Уиды в современном Бенине) и взял на абордаж 11 кораблей, перевозивших рабов.

Он совершал нападения на побережьях Бразилии, Африки и Ньюфаундленда за свою пиратскую карьеру. Его добыча всегда была так велика, что команда никогда не сомневалась в его лидерских способностях.

"МЕСТЬ"

Стид Боннет (Stede Bonnet) (1688-1718) - английский пират, называемый иногда "джентльмен пиратов" , в основном - из-за его происхождения. Его первая достаточно полная биография содержится в книге «Всеобщая история пиратства» Даниеля Дефо (издана под псевдонимом «Чарльз Джонсон»).

По происхождению Боннет - дворянин, получил хорошее образование. До того, как занялся разбоем, служил майором в колониальной милиции на острове Барбадос.

Причины, вынудившие его заняться пиратством, не вполне ясны. Довольно популярными в XVIII веке были сплетни о лёгком помешательстве в результате неудачной женитьбы на Мэри Элламби, что якобы сподвигло бывшего офицера податься в пираты. Другой версией был скандальный характер его жены, которого он не выдержал и решил заняться пиратством.
Экипировав на свои собственные сбережения шлюп с десятью пушками и семьюдесятью членами команды на борту, который он назвал «Revenge» (месть, реванш) , майор отплыл с острова Барбадос.

Боннету и его команде удалось захватить и разграбить несколько кораблей близ Вирджинии, Нью-Йорка и Северной Каролины.

Важным поворотом в судьбе Боннета была его встреча со знаменитым Эдвардом Тичем по прозвищу «Чёрная Борода». Отряд майора присоединился к пиратам Тича, а сам он, согласно Дефо, передал командование своим кораблем одному из помощников Чёрной Бороды и некоторое время служил у него на корабле.

Когда корабль Чёрной Бороды потерпел крушение вблизи острова Топсел, майор решил подчиниться условиям королевского указа о помиловании; он снова взял на себя командование своим шлюпом и прибыл в Баттаун в Северной Каролине, где объявил о своей готовности выполнять волю короля, за что и был помилован.

Когда разразилась война между конфедератами Тройственного союза и Испанией, Боннет вознамерился добиться разрешения главнокомандующего атаковать испанцев. С этой целью он покинул Северную Каролину и взял курс на остров Сент-Томас. Когда он вновь оказался на острове Топсел, то обнаружил, что Тич и его отряд уже уплыли отсюда на небольшом корабле и увезли с собой все деньги, оружие и другие вещи, а также высадили здесь семнадцать провинившихся человек из своего экипажа. Боннет взял бедняг к себе на борт.

От команды встретившегося ему по дороге шлюпа майор узнал, что капитан Тич с восемнадцатью или двадцатью людьми находится на острове Окракок. Желая отомстить Тичу за ряд нанесённых ему оскорблений, Боннет решил сначала плыть к месту убежища капитана, но упустил его; после безрезультатного крейсирования в течение четырёх дней в районе Окракока он взял курс на Вирджинию.

Под новым именем Томаса (псевдоним он взял из-за того, что под настоящим именем получил помилование) майор вновь занялся пиратством, захватывая и грабя встречные корабли.

По причине неоднократных известий о захвате кораблей неким пиратом, Совет Южной Каролины направил полковника Уильяма Ретта с двумя шлюпами к месту пребывания пирата с тем, чтобы атаковать его корабли. После кровопролитной битвы полковник Ретт прибыл в Чарлстон 3 октября 1718 года с пленниками на борту. Боннет был взят под стражу.

Через некоторое время Боннет с одним из своих подельников бежал из тюрьмы. Губернатор отправил несколько вооружённых барков на поиски беглецов, а также опубликовал воззвание, обещая вознаграждение в 700 фунтов стерлингов тому, кто сможет поймать его. Боннет был найден на острове Суилливантс, сдался и был препровождён на следующий день в Чарлстон, где по приказу губернатора его поместили под стражу в ожидании судебного процесса над ним.

28 октября 1718 года открылся процесс. Перед судом предстали Стид Боннет и ещё тридцать пиратов; почти все они были объявлены виновными и приговорены к смерти. Речь судьи полностью приведена во «Всеобщей истории пиратства» Даниеля Дефо.


«Приключение» (Adventure Galley) — любимый корабль Уильяма Кидда, английского капера и пирата. Эта необычная галера-фрегат была оснащена прямыми парусами и вёслами, что позволяло маневрировать как против ветра, так и в безветренную погоду. 287-тонное судно с 34 пушками вмещало 160 человек команды и в первую очередь предназначалось для уничтожения кораблей других пиратов.


«Месть королевы Анны» (Queen Anne"s Revenge) — флагманский корабль легендарного капитана Эдварда Тича по прозвищу Чёрная Борода. Этот 40-пушечный фрегат изначально назывался «Конкорд», принадлежал Испании, затем перешёл ко Франции, пока наконец не был захвачен Чёрной Бородой. Под его руководством корабль укрепили и переименовали. «Месть королевы Анны» затопила десятки торговых и военных судов, вставших на пути знаменитого пирата.


«Уида» (Whydah) — флагманский корабль Чёрного Сэма Беллами, одного пиратов золотого века морского разбоя. «Уида» была быстроходным и маневренным судном, способным перевозить множество сокровищ. К несчастью для Чёрного Сэма, лишь через год после начала пиратской «карьеры» корабль попал в ужасный шторм и был выброшен на отмель. Вся команда, кроме двух человек, погибла. К слову, Сэм Беллами был самым богатым пиратов в истории, если верить пересчёту Forbes, его состояние насчитывало в современном эквиваленте около 132 млн. долларов.


«Королевская удача» (Royal Fortune) принадлежала Бартоломью Робертсу, знаменитому валлийскому корсару, с гибелью которого окончился золотой век пиратства. Бартоломью за свою карьеру сменил несколько кораблей, но 42-пушечный трёхмачтовый линейный корабль был его фаворитом. На нём он и принял свою смерть в бою с британским военным кораблём «Ласточка» в 1722 году.


«Фантазия» (Fancy) — корабль Генри Эвери, так же известного как Долговязый Бен и Архипират. Испанский 30-пушечный фрегат «Чарльз II» успешно грабил французские суда, но в конце концов на нём вспыхнул бунт, и власть перешла к Эвери, служившему первым помощником капитана. Эвери переименовал корабль в «Воображение» и плавал на нём, пока не окончил свою карьеру.


«Счастливая доставка» (Happy Delivery) — небольшой, но любимый корабль Джорджа Лаутера, английского пирата XVIII века. Его коронной тактикой был таран своим кораблём вражеского с одновременным молниеносным абордажем.


«Золотая лань» (Golden Hind) — английский галеон, под командованием сэра Френсиса Дрейка совершивший кругосветное путешествие между 1577 и 1580 годами. Первоначально судно носило название «Пеликан», но по выходу в Тихий океан Дрейк переименовал его в честь своего покровителя, лорда-канцлера Кристофера Хаттона, у которого на гербе красовалась золотая лань.


«Восходящее солнце» (Rising Sun) — корабль, принадлежавший Кристоферу Муди, поистине безжалостному головорезу, не бравшему пленных из принципа. Этот 35-пушечный фрегат наводил ужас на врагов Муди, пока того благополучно не повесили — но он вошёл в историю самым необычным пиратским флагом из известных, жёлтом на красном фоне, да ещё и с крылатыми песочными часами слева от черепа.


«Говорливый» (Speaker) — первый из крупных кораблей корсара Джона Боуэна, успешного пирата и великолепного тактика. «Говорливый» — крупное 50-пушечное судно с водоизмещением в 450 тонн, первоначально использовалось для перевозки рабов, а после захвата Боуэном — для дерзких нападений на мавританские суда.


«Возмездие» (Revenge) — десятипушечный шлюп Стида Боннета, так же известного как «джентльмен пиратов». Боннет прожил насыщенную, хотя и недолгую жизнь, успев побыть мелким землевладельцем, послужить под началом Чёрной Бороды, попасть под амнистию и снова встать на путь пиратства. Небольшое манёвренное «Возмездие» потопило множество более крупных судов.

Крупные и крохотные, мощные и манёвренные — все эти суда, как правило, строились совсем для других целей, но рано или поздно оказывались в руках корсаров. Некоторые окончили свою «карьеру» в бою, другие перепродавались, третьи тонули в шторма, но все они так или иначе прославили своих владельцев.

Мейнард приказал уцелевшим матросам укрыться на нижней палубе и начал сбрасывать за борт все, что только можно, с целью облегчишь корабль. Спешно облегчались и два других корабля. Мейнард установил два трапа, по которым его матросы могли бы быстро подняться наверх. Черная Борода думал, что у противника все еще есть численное превосходство. Выстрелом из вертлюжной пушки сбило кливер на Adventure. Пиратский корабль крепко сидел на мели. Тем временем Jane сумел сняться с мели и двинулся к пиратскому кораблю. Черная Борода приказал метать ручные гранаты. Но потери оказались минимальными, так как английские матросы находились в укрытии. Пираты закинули абордажные крючья и попытались взять шлюп на абордаж. В этот момент из трюма выскочили укрытые матросы. В завязавшейся свалке погиб сам Черная Борода и десять его матросов. Остальных пиратов взяли в плен. С гибелью Черной Бороды угроза пиратства в регионе исчезла.

Наконец, в начале 1721 г. пират Бартоломью Робертс захватил большой фрегат Onslow, принадлежавший Королевской Африканской кампании. В «Жизнеописании капитана Робертса» Джонсон сообщает о том, как переделал Роберте захваченный трофей:

«Пираты приспособили Onslow для своих нужд. Они снесли надстройки, выровняв палубу, сделав корабль пригодным для ведения морского разбоя. Пираты присвоили кораблю имя Royal Fortune и вооружили его 40 пушками».

Таким образом, мы получили достаточно вразумительное представление о том, в чем заключалась переделка корабля пиратами. Во-первых, пираты сносили все временные надстройки, в которых перевозились дополнительные грузы. Большая свободная палуба позволяла разместить на ней больше артиллерии. В тот период торговые суда обычно несли пушки только на верхней палубе. Пираты прорезали в бортах дополнительные орудийные порты. Пираты, которые придерживались идей равенства, также сносили переборки большинства кают, оставляя единственную капитанскую каюту на корме. Отсутствие кают также увеличивало внутреннее пространство корабля на носу и корме.

Пираты могли пойти на еще более радикальную переделку. Робертс и Лоутер сделали свои корабли «ровными от носа до кормы». То есть они срезали бак и ют, сделав так, что палуба корабля шла ровно от носа до кормы. Даже на маленьких шлюпах и бригантинах, не говоря уже о фрегатах, кормовая надстройка занимала большую часть палубы. С корабля также снимали все элементы украшений, которые не имели практического значения. В результате палуба корабля приспосабливалась к тому, чтобы нести мощную артиллерию и многочисленную абордажную команду. Всю артиллерию со старого корабля пираты переносили на новый. На Onslow/Royal Fortune пушки стояли как на главной, так и на расчищенной верхней палубе. В результате большой корабль превращался в грозную боевую единицу. Меньшие корабли, такие как Pearl/Royal James и Gambia Castle/Delivery не получили вооружения на нижней палубе, но на верхней палубе были добавлены пушечные порты. Несколько пушек ставили в направлении вперед и назад по ходу, так как отсутствие надстроек позволяло это сделать.

Бой между английским пиратским кораблем (слева) и испанским галеоном, 1670-е гг. Обратите внимание насколько непохожи эти два корабля.

Английский пиратский корабль Sgnet конца XVII века нес прямое парусное вооружение. Он был вооружен 12 большими и 6 вертлюжными пушками, экипаж 150 человек.

Наконец, из отчетов обследования захваченных пиратских кораблей следует, что пираты также меняли и такелаж корабля. Целью переделки также было увеличить скорость корабля и освободить место. Латинские паруса меняли на прямые, часто спиливали бизань-мачту, перенося при этом грот-мачту дальше к корме. Например. бриги и шнявы отличались от бригантин прямым парусным вооружением, которое и предпочитали пираты. В материалах пираты недостатка не ощущали, все, что им было нужно, они могли захвати ть на море.

Так, Джонсон сообщает, что Бартоломью Робертс захватили лондонское судно Samuel, обнаружив на нем «паруса, пушки, порох, канаты, а также 8000 или 9000 фунтов отборных товаров».

Вход в озеро Маракайбо, 1699 г. Бригантина (слева) и двухмачтовая яхта (справа). В 1669 г. здесь принял бой Генри Морган. Судя по парусам, ветер дует в сторону берега.

Гибель испанского флагмана в бою у отмели Маракайбо, 1669 г. Хотя в Новом Свете брандеры использовались редко, Морган пошел на этот необычный шаг, так как имел в распоряжении несколько захваченных судов и запасы пороха.

Малые пиратские корабли

Как мы уже говорили, большинство пиратов начинало свою карьеру с небольших кораблей. Самыми маленькими судами в водах Нового Света в тот период были пинасы, баркасы, плоскодонные суда. Многие из них были известны в акватории Карибского моря с XVI в. Термин пинас имеет два разных значения. Во-первых, под пинасом обычно понимают полубаркас – открытое одномачтовое судно водоизмещением не более 60 т. Во-вторых, пинасами также называли более крупные палубные суда водоизмещением 40-80 т. Позднее пинасы достигли водоизмещения 200 т, превратившись в трехмачтовые суда, способные нести артиллерию. В разных странах один и тот же термин мог иметь разные значения, кроме того, значения терминов менялись со временем.

Первоначально пинасами называли весельные баркасы, имевшие также одну мачту с латинским или гафельным парусом. Обычно баркас имел в длину не более 10 м и использовался для вспомогательных целей на больших торговых судах и боевых кораблях. Хотя морские историки по-прежнему спорят на эту тему, представляется, что термин шлюп скорее всего обозначал тот же пинас, но с прямым парусным вооружением. Испанцы называли пинасы «длинными баркасами», испанский баркас нес прямое парусное вооружение. Голландцы использовали слово пинге, под которым понимали любое малое торговое судно водоизмещением до 80 т., встречавшееся на Карибах на протяжении XVII в. В конце XVII в. пираты активно применяли все эти малые суда в своем преступном промысле.

В другом значении «пинас» означал самостоятельное судно водоизмещением 40-200 т. Пинас мог нести любое число мачт, в описываемый нами период чаще всего встречались трехмачтовые пинасы. Трехмачтовые пинасы могли нести любое парусное вооружение, чаще всего комбинацию прямых и латинских парусов. Вооружение пинасов состояло из 8-20 пушек. В конце XVII в. пираты вроде Генри Моргана использовали большие пинасы в качестве основных кораблей своих пиратских флотов, хотя флаг держали на более крупных кораблях. Термин флайбот (flyboat) обычно означал плоскодонное торговое судно, обычно голландское, причем в голландском языке имеется специальный термин fluyt. К концу XVII века под флайботами стали понимать небольшие суда, предназначенные для прибрежного плавания. Испанцы называли такие суда словом balandra. Голландцы и испанцы активно использовали плоскодонные флайботы для патрулирования побережья, разведки, перевозки живой силы, а также в качестве небольших боевых кораблей и рейдеров. Самым мелким судном карибского бассейна в XVII в. было индейское каноэ. Каноэ могли быть самого разного размера. Самые маленькие каноэ не вмещали и четверых, тогда как крупные каноэ могли нести мачту, пушки и многочисленный экипаж. Каноэ также активно применялись пиратами.

Корабли, плавившие в Карибском море в конце XVI в. Слева направо: флюйш, пинас и барка, шлюп, пинг, длинная барка, периаг, каноэ, ялик.

В последнее десятилетие XVII века термины «пинас», «длинный баркас» и «флайбот» вышли из употребления. Нельзя сказать, что старые типы карибских кораблей резко уступили место новым типам. Скорее, теперь корабли стали классифицироваться по парусному вооружению и числу мачт, нежели по размерам корпуса и назначению.

Все пиратские корабли независимо от размеров и происхождения в той или иной степени удовлетворяли определенным требованиям. Прежде всего, пиратский корабль должен был иметь достаточную мореходность, так как часто ему приходилось переносить штормы в открытом океане. Так называемый "золотой век пиратства" (1690-1730) отмечен особой пиратской активностью в Карибском море, на атлантическом побережье Северной Америки, западном побережье Африки и в Индийском океане. Первые два из перечисленных районов славятся частыми ураганами, сезон которых продолжается с июня по ноябрь, достигая пика в августе-сентябре. В начале XVII века моряки уже хорошо знали о существовании сезона ураганов на Атлантике и о том, что эти ураганы зарождаются у западноафриканского побережья. Мореплаватели научились предсказывать приближающийся ураган. Зная о приближении шторма, капитан корабля мог попытаться уйти от него или найти укрытие. Ветер, дующий со скоростью более 150 км/ч, наносил катастрофические разрушения на берегу и топил корабли на протяжении столетий. Для пиратов, которым дорога в большинство портов была закрыта, штормы представляли особую угрозу. Их корабли должны были отличаться особой остойчивостью и выдерживать любой шторм. Обязательными атрибутами пиратского корабля являлись комплект штормовых парусов, прочный корпус, надежные насосы для откачивания воды из трюма и опытный экипаж. Для пиратов ураганы имели и положительную сторону, так как они повреждали другие суда, делая их беззащитными. Пират Генри Дженнингс начал свою карьеру, грабя выброшенные на берег ураганом 1715 года испанские галеоны. В Индийском океане не меньшую опасность представляли тропические циклоны, которые в западной части Тихого океана известны под названием тайфунов. На севере Индийского океана тропические циклоны свирепствуют с мая по ноябрь, тогда как дальше к югу сезон циклонов приходится на период с декабря по март. Метеорологи в среднем за год отмечают 85 ураганов, тайфунов и тропических циклонов. По-видимому, в годы "золотого века пиратства" это число было примерно тем же. Ураганы и тайфуны опасны даже для современных кораблей. Насколько же они были опасны для парусных "суденышек", лишенных возможности получить штормовое предупреждение по радио! Добавьте к этому постоянный риск атлантических штормов и волнения в районе мыса Доброй Надежды... Интересно, что в те времена трансатлантические переходы (и кругосветные плавания!) часто совершали шлюпы и даже еще меньшие по размеру суда, которые в наши дни используются только для прибрежного рыболовства (имеются в виду суда такого же размера). Например, Бартоломью Робертс несколько раз пересекал Атлантику, а также ходил вдоль побережья Нового Света от Бразилии до Ньюфаундленда. Нагрузка на деревянный корпус судна во время длительного плавания совместима с кратковременной нагрузкой во время шторма. Проблему еще усугубляет постоянное обрастание днища водорослями и ракушками, которые серьезно ухудшают ходовые качества судна. Сильно обросший парусный корабль не может развить скорость более трех-четырех узлов. Поэтому очень важно периодически очищать днище корабля. Но если в распоряжении военных и купцов имелись верфи в портовых городах, то пиратам приходилось очищать днище своих судов тайком, укрываясь в укромных бухтах и речных устьях. Очистка днища (кренгование, килевание) небольшого корабля (шлюпа или брига) обычно занимала неделю. Более крупные корабли требовали пропорционально большего времени на эту операцию. Во время кренгования корабль был уязвим для атаки и случаи нападения на пиратские корабли, находившиеся в подобном положении, известны.

Кораблю также угрожают черви-древоточцы. Воды Карибского моря наиболее заражены древоточцами, поэтому деревянные корабли, плавающие в этом регионе, ветшают быстрее других. Испанцы придерживались правила, согласно которому корабль, совершающий регулярные рейсы в район Карибского моря, не может прослужить дольше десяти лет, даже если принимать меры для защиты корпуса. Надо заметить, что проблема долговечности корабля перед пиратами никогда не вставала, потому что даже самые удачливые из них, вроде Бартоломью Робертса, редко когда действовали более двух лет. Большие корабли лучше подходили для плавания через Атлантику, но требовали большего времени для кренгования. Гораздо проще очистить днище у небольшого корабля. Небольшие корабли имеют мелкую осадку, что позволяет им увереннее ходить в прибрежных водах, а также заплывать в устья рек, на песчаные отмели и во внутренние воды. В 1715 году губернатор Нью-Йорка Хантер написал в Лондон следующие строки: "Побережье кишит каперами, которые, пользуясь возможностью плавания на веслах по мелководью, уходят от кораблей Его Величества". Губернатор потребовал в свое распоряжение флотилию шлюпов, способных бороться с пиратами на мелководье в районе Лонг-Айленда и в устье Гудзона.

Другим обязательным требованием к пиратскому кораблю была высокая скорость. Существует математическая формула, определяющая соотношение между размером судна, формой корпуса и числом парусов, какие может нести корабль. Теоретически, большой корабль может нести больше парусов, но его корпус обладает и большим водоизмещением. Большая площадь парусов положительно сказывается на скорости, тогда как большое водоизмещение, наоборот, ограничивает ее. У малых судов, таких как бригантина, небольшая парусность, но соотношение площади парусов к водоизмещению больше, чем у кораблей с прямым парусным вооружением, что дает им преимущество в скорости. Небольшие узкие и мелкосидящие суда, вроде шлюпов и шхун имеют облагороженную гидродинамику, что также увеличивает скорость хода. Хотя скорость определяется по сложному уравнению третьей степени, основные причины, определяющие ее, хорошо известны. Пиратские корабли, как правило, были быстрее торговых судов с прямым парусным вооружением. Пираты ценили некоторые типы судов именно за их быстроходность. Так, особой популярностью среди пиратов пользовались одномачтовые шлюпы, построенные на Ямайке или Бермудских островах.

На скорость корабля влияют и такие факторы, которые с трудом поддаются математическому выражению. Про обрастание днища мы уже говорили. Пиратам требовалось регулярно килевать свои корабли, так как для них представлял важность каждый дополнительный узел скорости. Некоторые типы кораблей лучше шли при определенных ветрах. Например, корабли с гафельными парусами могли держаться круче к ветру, чем корабли с прямыми парусами, латинский парус особенно хорош при боковом ветре, но мало помогает при попутном. Но важнее всего был опыт капитана и квалификация команды. Опытные матросы могут выжать дополнительный узел скорости, зная особенности своего судна. При прочих равных условиях опытный экипаж обязательно переиграет противника. Когда в 1718 г. корабли королевского флота отправились в сторону Багамских островов на перехват Чарльза Вэйна, пират благодаря своему мастерству и качествам корабля смог оторваться от преследователей. По свидетельству одного из английских офицеров, Вэйн делал два фута, когда королевские корабли делали один. Наконец, важным для пиратского корабля было адекватное вооружение. Чем больше пушек несет корабль, тем больше его водоизмещение, тем ниже скорость. Для успешного пирата добыть пушки не составляло проблемы. Их можно было найти на любом судне, взятом на абордаж. Пираты избегали решать морской бой артиллерийской дуэлью, так как не хотели повреждать корпус трофея. Тем не менее, удивительно узнать, что пираты старались как можно сильнее вооружить свои корабли, иногда превращая их в настоящие плавучие батареи. Все это делалось исключительно на случай встречи с боевыми кораблями. Большие корабли могут нести больше пушек и представляют собой более удобную боевую платформу. О вооружении пиратских кораблей мы подробнее расскажем ниже. Сейчас лишь заметим, что пираты по-разному находили баланс между вооружением, скоростью и мореходностью своих кораблей. Если некоторые предпочитали маленькие быстроходные шлюпы с минимумом вооружения, другие старались обзавестись большими кораблями, способными нести внушительное артиллерийское и парусное вооружение.

Самые известные пираты.

Бартоломью Робертс (1682-1722). Этот пират являлся одним из самых успешных и удачливых в истории. Считается, что Робертс смог захватить более четырех сотен судов. При этом стоимость добычи пирата составила более 50 миллионов фунтов стерлингов. И таких результатов пират достиг всего за два с половиной года. Бартоломью был необычным пиратом - он был просвещенным и обожал модно одеваться. Робертса часто видели в бордовом жилете и бриджах, он носил шляпу с красным пером, а на груди его висела золотая цепь с алмазным крестом. Пират вовсе не злоупотреблял алкоголем, как это было принято в этой среде. Более того, он даже наказывал за пьянство своих матросов. Можно сказать, что именно Бартоломью, которого прозвали «Черный Барт» и был самым успешным в истории пиратом. К тому же он в отличие от Генри Моргана с властями никогда не сотрудничал. А появился на свет знаменитый пират в Южном Уэльсе. Его морская карьера началась с должности третьего помощника капитана на работорговом судне. В обязанности Робертса входил присмотр за «грузом» и его сохранностью. Однако после попадания в плен к пиратам сам моряк побывал в роли раба. Тем не менее молодой европеец смог понравиться захватившему его капитану Хауэллу Дэвису и тот принял его в свой экипаж. А в июне 1719 года после смерти вожака ватаги при штурме форта именно Робертс возглавил команду. Он сразу же захватил злосчастный город Принсипе на побережье Гвинеи и сравнял его с лицом земли. После выхода в море пират быстро захватил несколько торговых кораблей. Однако добыча у африканского побережья была скудной, вот почему в начале 1720 года Робертс направился в Карибское море. Слава удачливого пирата обогнала его, и торговые суда уже шарахались при виде корабля Черного Барта. На севере Робертс выгодно продал африканские товары. Все лето 1720 года ему сопутствовала удача - пират захватил множество кораблей, 22 из них прямо в бухтах. Однако даже занимаясь разбоем, Черный Барт оставался набожным человеком. Он даже успевал много молиться в перерывах между убийствами и грабежами. А ведь именно этот пират придумал жестокую казнь с помощью доски, перекинутой за борт корабля. Команда настолько любила своего капитана, что готова была идти за ним хоть на край света. А объяснение было простое - Робертсу отчаянно везло. В разное время он управлял от 7 до 20 пиратскими суднами. В командах были беглые преступники и рабы самых разных национальностей, называвшие себя «Палатой Лордов». А имя Черного Барта внушало ужас всей Атлантике.

Генри Морган (1635-1688) стал самым известным в мире пиратом, пользующимся своеобразной славой. Этот человек прославился даже не столько своими корсарскими подвигами, сколько деятельностью в качестве полководца и политика. Главной заслугой Моргана стала помощь Англии в захвате контроля над всем Карибским морем. Еще с самого детства Генри был непоседой, что и сказалось в его взрослой жизни. За короткий срок он успел побывать рабом, собрать собственную банду головорезов и получить свое первый корабль. Попутно было ограблено множество людей. Находясь на службе королевы, Морган направил свою энергию на разорение испанских колоний, это у него отменно получалось. В итоге имя активного моряка узнали все. Но тут пират неожиданно решил остепениться - он женился, купил домик… Однако буйный нрав взял свое, к тому же на досуге Генри осознал, что значительно выгоднее захватывать прибрежные города, чем просто грабить морские суда. Однажды Морган применил хитрый ход. На подходе к одному из городов он взял большой корабль и начинил до верха его порохом, отправив к испанскому порту в сумерках. Огромный взрыв привел к такой суматохе, что оборонять город было просто некому. Так был взят город, а местный флот уничтожен, благодаря хитрости Моргана. Штурмуя Панаму, полководец решил атаковать город с суши, пустив армию в обход города. В результате маневр удался, крепость пала. Последние годы жизни Морган провел в статусе вице-губернатора Ямайки. Вся его жизнь прошла в бешенном пиратском темпе, со всеми подобающими занятию прелестями в виде алкоголя. Победил бравого моряка лишь ром - он умер от цирроза печени и был похоронен как дворянин. Правда, море забрало его прах - кладбище после землетрясения погрузилось в море.
Френсис Дрейк (1540-1596) родился в Англии, в семье священника. Морскую карьеру молодой человек начал юнгой на небольшом торговом судне. Там-то смышленый и наблюдательный Френсис и постиг искусство мореплавания. Уже в 18 лет он получил под командование свой собственный корабль, который достался ему от старого капитана. В те времена королева благословляла пиратские набеги, лишь бы они были направлены против врагов Англии. Во времена одного из таких плаваний Дрейк попал в западню, но, несмотря на гибель 5 других английских кораблей, сумел спасти свое судно. Пират быстро прославился своей жестокостью, да и фортуна его полюбила. Пытаясь отомстить испанцам, Дрейк начинает вести против них свою собственную войну - грабит их суда, города. В 1572 году он сумел захватить "Серебряный караван", перевозивший более 30 тонн серебра, что сразу же сделало пирата богатым. Интересной чертой Дрейка стал тот факт, что он не только стремился побольше награбить, но и побывать в неизведанных прежде местах. В итоге множество мореходов исполнилось благодарности Дрейку за его работу по уточнению и исправлению карты мира. С позволения королевы пират отправился в секретную экспедицию в Южную Америку, с официальной версией исследования Австралии. Экспедиция принесла большой успех. Дрейк так хитроумно маневрировал, избегая ловушек врагов, что сумел совершить кругосветное путешествие по дороге домой. По пути он атаковал испанские поселения в Южной Америке, обогнул Африку и привез на родину клубни картофеля. Общая прибыль от похода была невиданной - более полумиллиона фунтов стерлингов. Тогда это вдвое превышало бюджет всей страны. В итоге прямо на борту корабля Дрейк был посвящен в рыцари - беспрецедентный случай, которому нет аналогов в истории. Апогей величия пирата пришелся на конец 16 века, когда он поучаствовал в качестве адмирала в разгроме Непобедимой армады. В дальнейшем удача отвернулась от пирата, во время одного из последующих плаваний к американским берегам он заболел тропической лихорадкой и умер.

Эдвард Тич (1680-1718) более известен своим прозвищем Черная Борода. Именно из-за этого внешнего атрибута Тича считали жутким извергом. Первые упоминания о деятельности этого корсара относятся лишь к 1717 году, чем занимался англичанин до этого, осталось неизвестным. По косвенным признакам можно догадываться, что он был солдатом, но дезертировал и стал флибустьером. Тогда он уже пиратствовал, нагоняя ужас на людей своей бородой, закрывавшей практически все лицо. Тич был очень смел и отважен, чем вызвал уважение у других пиратов. В свою бороду он вплетал фитили, которые, дымясь, наводили ужас на противников. В 1716 году Эдвард получил в командование свой шлюп, чтобы проводить каперские операции против французов. Вскоре Тич захватил более крупный корабль и сделал его своим флагманом, переименовав в "Месть королевы Анны". Пират в это время действует в районе Ямайки, грабя всех подряд и набирая новых подручных. К началу 1718 года под началом Тича уже 300 человек. За год же он сумел захватить более 40 судов. Все пираты знали, что бородач на каком-то из необитаемых островов прячет клад, но так и никто и не узнал где именно. Бесчинства пирата против англичан и грабеж им колоний вынудили власти объявить охоту за Черной бородой. Была объявлена внушительная награда и был нанят лейтенант Мейнард, который выслеживал Тича. В ноябре 1718 года пират был настигнут властями и в ходе битвы был убит. Голова Тича была отрублена, а тело подвешено на рее.

Уильям Кидд (1645-1701). Родившись в Шотландии неподалеку от доков, будущий пират с детства решил связать свою судьбу с морем. В 1688 году Кидд, являясь простым матросом, выжил в кораблекрушении около Гаити и вынужден был стать пиратом. В 1689 году, предав своих соратников, Уильям завладел фрегатом, назвав его "Благословенный Уильям". С помощью каперского патента Кидд поучаствовал в войне против французов. Зимой же 1690 года его покинула часть команды, и Кидд решил остепениться. Он женился на богатой вдове, приняв во владение земли и имущество. Но сердце пирата требовало приключений и вот, спустя 5 лет он уже снова капитан. Мощный фрегат "Отважный" призван был грабить, однако только французов. Ведь экспедиция была спонсирована государством, которому не нужны были лишние политические скандалы. Однако матросы, видя скудность прибыли, периодически поднимали бунт. Не спас ситуацию и захват богатого судна с французскими товарами. Спасаясь от своих бывших подчиненных, Кидд сдался в руки английских властей. Пират был отвезен в Лондон, где быстро стал разменной монетой в борьбе политических партий. По обвинению в пиратстве и убийстве судового офицера (который был зачинщиком мятежа) Кидда приговорили к смертной казни. В 1701 году пират был повешен, а его тело провисело в железной клетке над Темзой 23 года, как предупреждение корсарам о неминуемой каре.

Мэри Рид (1685-1721). Уже с самого детства девочку переодевали в одежду мальчика. Так мать пыталась скрыть гибель рано умершего сына. В 15 лет Мэри пошла служить в армию. В боях во Фландрии она под именем Марк проявила чудеса храбрости, но продвижения так и не дождалась. Тогда женщина решила податься в кавалерию, где влюбилась в своего сослуживца. После окончания боевых действий пара поженилась. Однако счастье не было долгим, муж неожиданно умер, Мэри, переодевшись в мужскую одежду, стала матросом. Корабль попал в руки пиратов, женщина была вынуждена к ним присоединиться, сожительствуя с капитаном. В бою Мэри носила мужскую форму, участвуя в стычках наравне со всеми. Со временем женщина влюбилась в ремесленника, помогавшего пиратом. Они даже заключили брак и собирались покончить с прошлым. Но и тут счастье не продлилось долго. Беременная Рид была поймана властями. Когда ее вместе с другими пиратами поймали, она сказала, что совершала грабежи против своей воли. Однако другие пираты показали, что не было никого решительнее Мэри Рид в деле грабежа судов и абордажа. Суд не решился повесить беременную женщину, она терпеливо дожидалась своей участи в тюрьме Ямайки, не боясь позорной смерти. Но сильная лихорадка прикончила ее раньше.
Бонни, Энн (1690 -?) - одна из наиболее известных женщин-пиратов. Родилась в Ирландии в семье богатого адвоката Уильяма Кормака. Детство ее прошло в Южной Каролине, куда перебралась семья, когда отец Энн купил плантацию. Довольно рано вышла замуж за простого матроса Джеймса Бонни с которым и сбежала в поисках приключений. Потом Энн Бонни связалась с известным пиратом Джеком Рэкхэмом . Она стала плавать на его корабле и участвовать в пиратских набегах. Во время одного из таких рейдов, Энн познакомилась с Мэри Рид. , после чего они продолжили заниматься морским разбоем совместно. Неизвестно точно, сколько жизней загубила избалованная дочь экс-адвоката, но в 1720 г. корабль пиратов попал в засаду, после чего всех разбойников ждала виселица. Однако к тому времени Энн уже была беременна, весьма кстати подоспело вмешательство богатого папочки, так что в итоге пиратке удалось избежать заслуженной виселицы и даже выйти на свободу. Дальше ее следы теряются. Вообще же, пример Энн Бонни интересен, как редкий в те времена случай, когда женщина бралась за сугубо мужское ремесло.

Оливье (Франсуа) ле Вассер стал самым известным французским пиратом. Он носил прозвище "Ла блюз", или "канюк". Благородного происхождения нормандский дворянин смог превратить остров Тортугу (ныне Гаити) в неприступную крепость флибустьеров. Первоначально ле Вассер был направлен на остров для защиты французских поселенцев, однако он быстро выгнал оттуда англичан (по другим источникам - испанцев) и стал вести собственную политику. Будучи талантливым инженером, француз спроектировал отлично укрепленную крепость. Ле Вассер выдавал флибустьером очень сомнительные документы на право охотиться за испанцами, забирая львиную долю добычи себе. По сути он стал главарем пиратов, не принимая прямого участия в боевых действиях. Когда в 1643 испанцы не смогли взять остров, с удивлением обнаружив укрепления, авторитет ле Вассера заметно вырос. Он окончательно отказался подчиняться французам и платить отчисления короне. Однако испортившийся характер, тирания и самодурство француза привели к тому, что в 1652 году его убили собственные друзья. По легенде ле Вассер собрал и спрятал самый огромный клад за все времена, стоимостью в 235 миллионов фунтов стерлингов на нынешние деньги. Информация о месте сокровища хранились в виде криптограммы на шее губернатора, но золото так и осталось не найденным.

Чжэн Ши (1785-1844) считается одной из наиболее удачливых пиратов. О масштабности ее действий скажут те факты, что она командовала флотом в 2000 судов, на которых служило более 70 тысяч матросов. 16-летняя проститутка "мадам Цзин" вышла замуж за знаменитого пирата Чжэн И. После его смерти в 1807 году вдова унаследовала пиратский флот в 400 судов. Корсары не только атаковали торговые суда у побережья Китая, но и заплывали глубоко в устья рек, разоряя прибрежные поселения. Император был настолько удивлен действиями пиратов, что направил против них свой флот, однако это не возымело значительных последствий. Ключом к успеху Чжэн Ши стала установленная ею на судах строжайшая дисциплина. Она положила конец традиционным пиратским свободам - грабеж союзников и изнасилования пленных карались смертной казнью. Однако в результате предательства одного из своих капитанов, женщина-пират в 1810 году вынуждена была заключить перемирие с властями. Дальнейшая ее карьера проходила в качестве содержательницы публичного дома и притона для азартных игр. История женщины-пирата нашла отражение в литературе и кино, о ней ходит множество легенд.

Уильям Дампир (1651-1715) часто именуется не просто пиратом, но и к тому же ученым. Ведь он совершил целых три кругосветных плавания, открыв в Тихом океане множество островов. Рано осиротев, Уильям выбрал морскую стезю. Сперва он принимал участие в торговых плаваниях, а затем успел и повоевать. В 1674 году англичанин попал на Ямайку в качестве торгового агента, однако карьера в таком качестве не задалась, и Дампир вынужден был снова стать моряком торгового судна. Изучив Карибский бассейн, Уильям осел на берегу Мексиканского залива, на побережье Юкатана. Здесь он нашел друзей в виде беглых рабов и флибустьеров. Дальнейшая жизнь Дампира происходила в идее путешествий по Центральной Америке, грабеже испанских поселений на суше и на море. Он плавал в водах Чили, Панамы, Новой Испании. Дампир почти сразу же начал вести заметки о своих приключениях. В итоге в 1697 году вышла его книга "Новое путешествие вокруг света", сделавшая его знаменитым. Дампир стал вхож в самые престижные дома Лондона, поступил на королевскую службу и продолжил исследования, написав новую книгу. Однако в 1703 году на английском корабле Дампир продолжил ряд грабежей испанских судов и поселений в районе Панамы. В 1708-1710 году он принял участие в качестве штурмана корсарской кругосветной экспедиции. Труды пирата-ученого оказались настолько ценны для науки, что его принято считать одним из отцов современной океанографии.

Эдвард Лау (1690-1724) также известен как Нед Лау. Большую часть жизни этот человек промышлял мелким воровством. В 1719 году его жена умерла при родах, и Эдвард понял, что отныне его ничто не привязывает к дому. Спустя 2 года он стал пиратом, орудующим около Азорских островов, Новой Англии и в Карибском море. Это время считается закатом века пиратства, однако Лау прославился тем, что за короткое время сумел захватить более ста кораблей, проявив при этом редкостную кровожадность.

Арудж Барбаросса (1473-1518) стал пиратом в 16 лет, после того как турки захватили его родной остров Лесбос. Уже в 20 лет Барбаросса стал беспощадным и отважным корсаром. Бежав из плена, он вскоре захватил себе корабль, став предводителем. Арудж заключил договор с властями Туниса, которые разрешили ему организовать на одном из островов базу в обмен на долю добычи. В итоге пиратский флот Аруджа затерроризировал все средиземноморские порты. Ввязавшись в политику, Арудж стал в итоге владыкой Алжира под именем Барбароссы. Однако борьба с испанцами не принесла удачи султану - он был убит. Его дело продолжил младший брат, известный под именем Барбаросс Второго.

Джек Рэкхем (1682-1720). А у этого знаменитого пирата было прозвище Калико Джек. Дело в том, что он обожал носить штаны «калико», которые привозили из Индии. И хотя этот пират не был самым жестоким или самым удачливым, он сумел прославиться. Дело в том, что в команде Рэкхема было сразу две женщины, переодетых в мужскую одежду - Мэри Рид и Энн Бони. Обе они являлись любовницами пирата. Благодаря этому факту, а также смелости и отваге его дам, прославилась и команда Рэкхема. Но удача изменила ему, когда в 1720 году его судно встретилось с кораблем губернатора Ямайки. На тот момент вся команда пиратов была мертвецки пьяной. Чтобы уйти от преследования, Рэкхем приказал перерубить якорь. Однако военные смогли его догнать и взять после короткой схватки. Капитана пиратов вместе со всей его командой повесили на Ямайке, в Порт-Рояле. Перед самой смертью Рэкхем попросил о свидании с Энн Бони. Но та сама отказала ему в этом, заявив, что если бы пират сражался, как мужчина, то не умер бы, как собака. Говорят, что именно Джон Рэкхем является автором знаменитого пиратского символа - черепа с костями, «Веселого Роджера». Жан Лафит (?-1826). Этот знаменитый корсар являлся еще и контрабандистом. С молчаливого согласия правительства молодого американского государства он спокойно грабил корабли Англии и Испании в Мексиканском заливе. Расцвет же деятельности пирата пришелся на 1810-е годы. Неизвестно, где и когда именно родился Жан Лафит. Вполне возможно, что он был уроженцем Гаити и являлся тайным испанским агентом. Говорили, что Лафит знал побережье залива получше многих картографов. Было точно известно, что награбленное добро он сбывал через своего брата-торговца, жившего в Новом Орлеане. Лафиты нелегально поставляли рабов в южные штаты, зато благодаря их пушкам и людям американцы смогли победить англичан в 1815 году в битве за Новый Орлеан. В 1817 году пират под давлением властей обосновался на техасском острове Гальвестон, где даже основал собственное государство Кампече. Лафит продолжал все также поставлять рабов, используя для этого посредников. Но в 1821 году один из его капитанов самолично напал на плантацию в Луизиане. И хотя Лафит наказ наглеца, власти приказали ему затопить свои корабли и покинуть остров. У пирата осталось всего два корабля из некогда целого флота. Тогда Лафит с группой своих последователей обосновался на острове Исла-Мухерес около берегов Мексики. Но даже и тогда он не нападал на американские корабли. А после 1826 года о доблестном пирате информации не встречается. В самой же Луизиане до сих пор о капитане Лафите ходят легенды. А в городе Лейк-Чарльз даже проводятся в память о нем «дни контрабандистов». Именем пирата даже назван заповедник около побережья Баратарии. А в 1958 году Голливуд даже выпустил фильм о Лафите, его сыграл Юл Бриннер.

Томас Кэвендиш (1560-1592). Пираты не только грабили корабли, но и были смелыми путешественниками, открывая новые земли. В частности Кэвендиш являлся третьим по счету моряком, решившимся на кругосветное путешествие. Юность его прошла на английском флоте. Томас вел настолько бурную жизнь, что быстро спустил все доставшееся ему наследство. А в 1585 году он ушел со службы и отправился за своей долей добычи в богатую Америку. Вернулся на Родину он богатым. Легкие деньги и помощь фортуны заставили Кэвендиша выбрать именно путь пирата для завоевания славы и состояния. 22 июля 1586 года Томас во главе собственной флотилии отправился из Плимута в Сьерра-Леоне. Экспедиция ставила целью найти новые острова, изучить ветра и течения. Однако это не мешало заниматься параллельно и откровенным грабежом. На первой же остановке в Сьерра-Леоне Кэвендиш вместе со своими 70 матросами ограбил местные поселения. Удачное начало позволило капитану мечтать о грядущих подвигах. 7 января 1587 года Кэвендиш прошел через Магелланов пролив, а потом отправился на север вдоль побережья Чили. До него этим путем проходил только один европеец - Фрэнсис Дрейк. Испанцы контролировали эту часть Тихого океана, вообще называя ее Испанским озером. Слух об англичанах-пиратах заставил собраться гарнизоны. Но флотилия англичанина поистрепалась - Томас нашел тихую бухту для ремонта. Испанцы же не стали выжидать, найдя пиратов в ходе облавы. Однако англичане не только отбили атаку превосходящих сил, но и обратили их в бегство и тут же ограбили несколько соседних поселений. Дальше пошли уже два судна. 12 июня они достигли экватора и до ноября пираты поджидали «казначейский» корабль со всей выручкой мексиканских колоний. Упорство было вознаграждено, и англичане захватили множество золота и драгоценностей. Однако при дележе добычи пираты рассорились, и Кэвендиш остался уже с одним кораблем. С ним он отправился на запад, где разбоем добыл груз пряностей. 9 сентября 1588 года корабль Кэвендиша вернулся в Плимут. Пират не только стал одним из первых совершивших кругосветное плавание, но еще и сделал это очень быстро - за 2 года и 50 дней. К тому же с капитаном вернулось 50 человек его команды. Этот рекорд оказался настолько значительным, что продержался более двух веков.
Создавая тему я не мог не вспомнить про игру, нет, я бы сказал шедевр Assassin"s Creed 4: Black Flag .Но о ней я вам не расскажу но посоветую кто не играл попробовать,не пожалеете!