Какие предметы относятся к географии. Физико- географическая наука

географический геокомплекс наука территориальный

О предметной области географии написано много, не очень внятно и противоречиво. В философии предмет исследования понимается как категория, обозначающая некоторую целостность (аспект), выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания.

В.А. Анучин считает, что "общим предметом изучения, или общим объектом изучения, для всех географических наук является географическая, или ландшафтная сфера Земли, представляющая собой объединение всех приповерхностных геосфер ("сфер второго порядка") в единой взаимодействующей системе".

М.М. Голубчик и его соавторы предметом географии считают "исследование пространственно-временных особенностей процесса возникновения, функционирования, динамики и развития пространственно-временных природно-общественных геосистем (географической оболочки, географической среды)". При этом не уточняется то положение, что географическая оболочка исторически считается объектом физической географии, а среда (видимо, природная) одно из ее свойств, возникающих в субьект-обьектных отношениях.

У А.Г. Исаченко и К.К. Маркова предмет исследования есть изучение пространственно-временных отношений взаимодействия общества и природы. А.Н. Ласточкин предлагает морфологический подход познания географических объектов, который объединит предметы исследования частных географических наук. Более просто и понятно это у Э.Б. Алаева. Он предлагает считать, что в совокупности объект, аспект, метод и цель составляют предмет исследования научной дисциплины, своеобразный "паспорт" удостоверяющий ее функцию и право на существование (рис.1).

Объект исследования - это то, что изучает данная отрасль науки (объективное материальное явление, либо категории духовного порядка).

Аспект исследования - какая сторона, и под каким углом зрения рассматривается этот объект. Для географических дисциплин характерен геопространственный аспект (синонимы: территориальный, зональный, региональный). Для общих дисциплин - компоненты, сферы, взаимосвязи между сферами (компонентами), для региональных - геосистемы, в т.ч. ландшафты, ТПК и т.д., территориальная дифференциация (районирование, районообразование) горизонтальные потоки вещества, энергии и информации.

Метод исследования - это подходы к исследованию, т.е. методология, а также особые приемы и методика исследования.

Цель исследования - предполагаемы результат научного процесса и его отношение либо к общественной практике, либо к развитию самой науки.

Предмет изучения общей географии - географическая действителъность в виде географической картины мира, которая представлена набором категориальных понятий и теорий о взаимодействии общества и природы в особом геопространстве Земли - геоверсуме.

Объектом при такой формулировке предмета общей географии может быть геоверсум как целостное явление в особомгеопространстве Земли со своей структурой и закономерностями функционирования по принципу двух подсистем - природы и общества. Аспектом исследования у такого сложенного объекта являются компоненты (абиотические, биотические, социальные), геосферы и локальные геосистемы поверхности Земли - природные, социальные, интегральные и др.

Географический подход обусловил и использование новых методов исследования - системного анализа (моделирования), дистанционных методов сбора информации (особенно аэрокосмических) и компьютерных технологий в создании ГИС. Объяснительной частью предмета становится глобально-региональные закономерности территориальной организации и оптимизации качества среды жизни человека, базирующиеся на положениях системологии и синергетики.

География как наука зародилась в глубокой древности. Александрийский ученый Эратосфен 22 столетия назад выпустил книгу под названием «География», т.е. «Землеописание».

Если ранее объектом изучения географии называлась Земля («Ге», отсюда «география»), то постепенно откристаллизовался вывод, что объектом изучения географии является географическая оболочка , сделавшаяся почти полностью средой обитания человека.

В том узле проблем, который предстоит решить всему человечеству и потому названных глобальными, по крайней мере, 2 географических: а) рациональное использование природных богатств и б) сохранение среды обитания человека. Главной целью науки географии следует считать познание связей человека (общества, цивилизации) с внешним миром. Задачи: изучение общих закономерностей структуры и развития географической оболочки, в т.ч. под влиянием деятельности человека, разработка конструктивных подходов в вопросах взаимодействия общества со средой обитания, научное прогнозирования результатов этого взаимодействия.

2. Системная классификация географических наук

Вместе с географией вцикл наук о Земле входят биология, геология, геофизика, геохимия. У всех этих наук один объект изучения – Земля, но каждая из них имеет свой предмет изучения (биология – органическая жизнь, геохимия – химический состав Земли, геология – недра, география – земная поверхность как неразрывный комплекс естественного и социального происхождения). На уровне цикла мы видим предметную сущность единства географии. В цикле наук о Земле географию обособляет не один предмет изучения, но и основной метод – описательный. Старейший и общий для всех географических наук описательный метод продолжает усложняться и совершенствоваться вместе с развитием науки. В самом названии география (от греческого ge – Земля и grapho – пишу), заключен предмет и основной метод исследования.

География на уровне цикла – это нерасчлененная география, родоначальница всех других географических наук. Она изучает наиболее общие закономерности и нерасчлененной называется потому, что ее выводы одинаково распространяются на все последующие подразделения географической науки.

Семейство географических наук образуют физическая и экономическая география, страноведение, картография, история и методология географической науки.

Род физико-географических наук представлен общим землеведением, ландшафтоведением, палеогеографией и частными отраслевыми науками. Эти разные науки объединяет один объект изучения – географическая оболочка; предмет же изучения каждой из наук специфичен, индивидуален – это какая-либо одна из структурных частей или сторон географической оболочки (геоморфология – наука о рельефе земной поверхности, климатология и метеорология – науки, изучающие воздушную оболочку, формирование климатов и их географическое распространение, почвоведение – закономерности образования почв, их развитие, состав и закономерности размещения, гидрология – наука, изучающая водную оболочку Земли, биогеография изучает состав живых организмов, их распространение и формирование биоценозов). Предметом изучения общего землеведения (ОЗ) являются структура, внутренние и внешние взаимосвязи, динамика функционирования ГО как целостной системы.

Савцова Т.М. Общее землеведение, М.,2003, стр. 5-9

Мильков Ф.Н. «Общее землеведение», М., 1990, стр. 5-9

ЛЗ 3-4. Космические факторы формирования ГО.

1. Вселенная. Галактики.

2. Солнечная Система. Солнце

Вселенная. Галактики.

1. З емля - одно из бесчисленных тел Вселенной или Космоса. Процессы, которые на ней происходят, во многом определяются космическими причинами. Формы материи Вселенной разнообразны: электромагнитная радиация, твердое, сверхтвердое, жидкое, газообразное, плазменное вещество. Наибольшая часть материи Вселенной (98%) сосредоточена в массивных телах - звездах, планетах, их спутниках, кометах.

Эти космические тела группируются в различные системы, в которых они связаны силами взаимного тяготения и отталкивания.

Каждая система входит в систему более высокого порядка. Так, планеты бывают окружены спутниками (планетные системы ); вращающиеся вокруг звезды Солнца планеты и планетные системы образуют Солнечную систему . Совокупность звезд образует звездные системы . Наше Солнце является частью звездной системы Галактики , которая состоит из звезд различных типов, звездных скоплений, туманностей, а также заполняющих межзвездное пространство частиц и атомов. Звезды , в т.ч. и Солнце, - гигантские раскаленные самосветящиеся шары с температурой ядер в среднем от 10 до 30 млн. градусов. Звездное вещество - ионизированный газ - плазма. По современным представлениям, основным источником звездной энергии являются ядерные реакции, протекающие в недрах звезд и сопровождающиеся выделением огромного количества энергии. Главную роль здесь играет превращение самого распространенного элемента Вселенной водорода в гелий (H 2 - 80% He - 18% вещества Метагалактики . Метагалактикой называется доступная изучению часть Вселенной). В Метагалактику, кроме Галактики, входит множество других галактик, удаленных от нас на сотни тысяч и миллиарды световых лет.

Расстояние от Солнечной системы до центра Галактики составляет 23-28 тыс. св. лет. Солнце находится на периферии Галактики. Для Земли это обстоятельство очень благоприятно: она расположена в относительно спокойной части Галактики и в течение миллиардов лет не испытывает влияния космических катаклизмов.

Солнечная система вращается вокруг центра Галактики со скоростью 200-220 км/с, совершая один оборот за 180-200 млн. лет. За все время существования Земля облетела вокруг центра Галактики не больше 20 раз. На Земле 200 млн. лет – продолжительность тектонического цикла. Это очень важный этап в жизни Земли, характеризующийся определенной последовательностью тектонических событий. Цикл начинается погружением земной коры. Накоплением мощных толщ осадков, подводным вулканизмом. Далее усиливается тектоническая деятельность, возникают горы, меняются очертания материков, что, в свою очередь, вызывает изменение климата.

2. Солнечная система имеет сложное строение. В ее состав входят 9 планет со спутниками, десятки тысяч астероидов, комет, метеорное вещество и единственная звезда - Солнце. Все планеты обращаются вокруг Солнца в одном направлении. В том же направлении происходит вращение вокруг оси всех планет, кроме Урана и Венеры. Путь каждой планеты - примерно окружность, по которой планета обходит Солнце. Чем ближе планета к Солнцу, тем меньше ее орбита, тем короче путь, который ей приходится пробегать.

Массы планет малы, но достаточны для удержания некоторых газов (атмосфер).

Солнце- раскаленный плазменный шар, который совершает оборот вокруг своей оси за 27 земных суток в экваториальной части и за 32 – у полюсов. Оно относится к звездам небольших размеров, типичный карлик, которые характеризуются невысокой светимостью. На нем обнаружено около 70 химических элементов, но преобладают водород (90%) и гелий (10%). Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли, средняя плотность - 1,41 г/см 3 . Во внутренних частях его плотность достигает 100 г/см 3 .

В Солнце сосредоточено 99,86 % массы, температура на его поверхности достигает 6000 К, в центре - около 15млн. К В ядре Солнца в результате термоядерных реакций происходит превращение водорода в гелий, сопровождающегося выделением огромного количества энергии, которая излучается в окружающее пространство. Излучение равно 3,8 10 26 Вт, что соответствует расходу массы в 4 млн.т /сек..

Излучающим внешним слоем Солнца является фотосфера - слой мощностью около 300 км. В фотосфере часто наблюдаются темные пятна и яркие образования - факелы . Фотосфера переходит в атмосферу, нижний слой которой носит название хромосферы , простирающейся на расстояние 15 тыс. км. В хромосфере наблюдаются сильные внезапные кратковременные хромосферные вспышки . Над хромосферой простирается солнечная корона , состоящая из очень разреженного газа. На фоне разреженного газа короны бывают, видны громадные “фонтаны” звездной материи - протуберанцы . Совокупность названных физических изменений, происходящих на Солнце, называют солнечной активностью .

Савцова Т.М. Общее землеведение, М.,2003, стр. 12-30

Мильков Ф.Н. «Общее землеведение», М., 1990, стр. 45-48

Любушкина С.Г Общее землеведение, М.,2004, стр. 5-7

ЛЗ 5-6. Планетарные факторы формирования географической оболочки

1. Форма и размеры Земли

2. Годовое вращение Земли

Определение понятия географии. Существует много определений предмета географии. Но одно остаётся очевидным, что география изучает поверхность земли, которая образует географическую среду для человеческого общества ". Можно так определить понятие географии: география есть наука, комплексно изучающая в целом и по частям поверхность земного шара в отношении к человеческому обществу. Каковы особенности предмета географии? Из самого понятия земной поверхности, как предмета изучения географии, вытекает необходимость локального 2 рассмотрения географических предметов и процессов. География изучает явления в связи с определённым местом на земном шаре. География понимает под поверхностью Земли место взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы 3 . Все эти сферы имеют отношение к месту обитания человечества, влияют на человеческое общество и сами подвергаются воздействию со стороны общества. Поверхность Земли есть географическая среда.

1 «Ведь как бы ни определять содержание географии,- писал проф.
В. П. Буданов,- бесспорно одно: объектом изучения в географии является
поверхность всего земного шара и его отдельных частей...» («Карта в преподавании географии», 1938, стр. 5).

2 Слово локальный происходит от латинского слова локус (locus), что
означает «место», «территория». Синонимом ему является греческое слово
«хорос» (прилагательное «хорологический»). В географической литературе
часто встречаются эти слова.

3 Литое - камень; атмос - воздух; гидор - вода; биос - жизнь.

Географическая среда и мыслится как территория на Земле со всеми наполняющими её вещами, находящимися во взаимозависимости и в развитии, а также в определённых исторически изменяющихся отношениях к человеческому обществу. География изучает географическую среду как со стороны её структуры, так и происходящих в ней процессов.

География изучает Землю в целом (землеведение) и её отдельные части (страноведение) с точки зрения сходства и различия явлений, процессов, происходящих на земной поверхности.

Нахождение на одной и той же территории множества разнообразных предметов и процессов порождает различные формы связей и взаимодействия между ними, обусловленные фактом смежного существования и генетическими отношениями.

Изучаемые географией географические связи обнимают собой явления неорганической и органической природы в их отношении к деятельности человеческого общества. На основе своеобразия географических явлений и различия форм их сочетания возникают особые географические комплексы, развивающиеся по своим законам. Изучаемая географией поверхность Земли, как место обитания человечества, представляет собой совокупность разнообразных географических комплексов. География устанавливает законы развития как целых комплексов (ландшафтов), так и составляющих их элементов.

Географический комплекс представляет собой такое сочетание элементов природы и общества, в котором отдельные элементы в процессе своего развития взаимодействуют между собой, влияют друг на друга, вследствие чего изменение в одном из них вызывает соответствующие изменения в других.

Так значительное изменение климата в какой-нибудь местности повлечёт за собой изменение режима вод и всей гидрографии, растительного и животного мира. В конце концов это скажется на рельефе и вызовет другие отношения человека к природе.

В состав географического комплекса входят структурные элементы различных типов: астрономические, геоморфологические, гидрологические, климатические, биологические и социальные. Но сущность географической среды нельзя сводить к сумме составляющих её отдельных видов элементов.

В географическом комплексе данные астрономии, геоморфологии, гидрологии, климата, биологии образуют единое целое. Комплексирование элементов живой и мёртвой природы на поверхности Земли даёт в результате качественно своеобразную географическую среду в отношении человеческого общества, подчинённую своей особой закономерности.

Локальность придаёт органическое единство комплексному географическому процессу. Поэтому предмет географии не есть какой-то конгломерат предметов других наук.


Объект и предмет географии. Структура географической науки.

География (гео- земля, графо- описание; т.е. землеописание) с момента своего возникновения развивалась как энциклопедический свод знаний о природе, населении и хозяйстве различных стран.

Определение объекта изучения географии менялись на протяжении истории развития науки. Как главный объект географической науки большинство ученых рассматривало поверхность Земли. При этом К.Риттер считал объектом географии весь земной шар, А.Геттнер - страны, которые изучались с точки зрения пространственного размещения предметов и явлений, Э.Мартонн- распределение по поверхности Земли физических, биологических и связанных с деятельностью человека явлений. В 1910 г. русский географ П.И.Броунов предложил рассматривать в качестве объекта географии “современное физическое устройство наружной земной оболочки”. Сущность этой формулировки в настоящее время признана всеми географами. С годами уточнялись лишь термины и углублялось содержание этого определения. Для обозначения “наружной оболочки” предлагались различные термины: географическая оболочка, ландшафтная оболочка, геосфера, ландшафтная оболочка, биогеосфера, эпигеосфера и др. Наибольшее признание получил термин “географическая оболочка” .

Таким образом, объектом исследования современной географии является географическая оболочка Географическая оболочка Земли представляет собой сложное образование, состоящее из взаимодействующих главных земных сфер или их элементов- литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы, педосферы.

Компонентами географической оболочки являются воздух, вода, горные породы, живое вещество (растения, животные). Природа географической оболочки потому так разнообразна, что в ней наиболее интенсивно взаимодействуют образования разного вещественного состава: косного (неорганическое вещество), живого (организмы), биокосного (органоминеральные соединения почвы).

Границами географической оболочки считают озоновый слой (20- 30 км) и граница зоны гипергенеза (500‑600 м).

Главным свойством географической оболочки является ее целостность . Она характеризуется единством двух важных качеств- непрерывности (континуальности) и прерывистости (дискретности).

В пределах географической оболочки выделяют ландшафтную сферу – небольшую по мощности приповерхностную сферу, включающую кору выветривания, почвы, растительность, животный мир, приземные слои воздуха, поверхностные и грунтовые воды суши. Это своеобразный биологический фокус Земли, в котором наиболее тесно соприкасаются и активно взаимодействуют элементы всех оболочек Земли.

Определение понятия «география туризма». Это научная дисциплина, изучающая территориальную дифференциацию сферы (индустрии) туризма, предпосылок его развития, процессов формирования туристско-рекреациопиых зон, районов, центров и их современного использования.

Ни одна наука не начинает свое развитие о полного представления об объекте и предмете исследования. Однако, с первых шагов развития таких званий как астрономия и география, ботаника и химия, они начинали двигаться каждая по собственному руслу. И никто не путает объект исследования ботаники и астрономии. Объективной основой разделения наук является, прежде всего, сама объективная реальность. Так как все многообразие предметов и явлений в своей основе имеет конкретные формы движения материи, которые их порождают и являются основой их существования и развития, эти форм движения материи и являются, прежде всего, объектами изучения основных естественных. наук. Но каждая из наук проходит многовековой путь, прежде, чем откроет эту истину.

Так как конкретная форма движения материи имеет материальный носитель, реальные саморазвивающиеся системы, то можно было бы предположить именно их в качестве первоначального объекта исследования наука. Однако, проходит достаточно большое время, пока наука придет к системному пониманию своего объекта.

Длительный путь познания от явления к сущности наука начинает с описания отдельных явлений природы, чтобы постигнув, их взаимосвязь, придти к выводу о том, что объект ее познания системно организован. И лишь после этого наука приходит к открытию форды движения, составляющей сущность этой системы. На этом не заканчивается развитие науки. С точки зрения сущности исследуемого класса явлений наука по-новому осознает всю систему связей своего объекта с объектами пограничных с нею наук.

Сказанное целиком и полностью относится к становлению и развитию географических знаний, превращению их в науку. Справедливо принято считать, что географические знания дают нам представления о природе, населении и хозяйстве. Вот круг интересов развития географической науки с древнейших времен. Постепенное выкристаллизовывание географии как науки приводило к тому, что в области природы для географии важнейшим оказывается изучение климата, стока и рельефа, именно это представление приводило к системному пониманию объекта географии. Именно с этими явлениями география все более и более связывала существование своих основных общегеографических законов. Этим законам подчиняются не только сами названные явления (климат, сток и скульптурные формы рельефа), но также в определенной мере население и хозяйство. География разделилась на физическую (природную) географию и экономическую географию, изучающую население и хозяйство. Наряду с последней выделялись и оформлялись в особые географические дисциплины биогеография и ландшафтоведение. Некоторые из них начали как бы конкурировать (ландшафтоведение) с физической географией. Изучение ландшафтов, например, давало представление о системном характере объекта исследования. На этой основе также формировался комплексный характер географического исследования.


Географическая наука ранее других наук в силу особенностей своего объекта исследования пришла к системному методу исследования. Идея географической формы движения материи вносит определенный порядок в создавшееся различное представление о сущности и характере географических систем и позволяет, на наш взгляд, систематизировать структуру географической науки, снять ненужное напряжение в силу конкуренции физической географии и ландшафтоведения, физической географии и экономической географии и т.д.

Первичным объектом географии является географическая форма движения материи и те материальные системы, которые являются ее носителем. Таким образом, взаимодействие гидросферы и тропосферы, изучение климата, стока и рельефа, а также систем-носителей географической формы движения материи составляет основу содержания географической науки. Однако, как мы уже отмечали, этим не исчерпывается содержание географии. Она изучает взаимодействие географической формы движения с геологической, биологической, социальной формами движения материи. Как отражение этих связей возникают и развиваются экономическая география, изучающая население и хозяйство, биогеография и география почв, геоморфология как наука о скульптурных формах рельефа. Вместе с тем складывается и такая наука, как ландшафтоведение, которое изучает вторичные географические системы, подчиняющиеся некоторым общегеографическим законам, и, которые существуют благодаря климату, стоку и рельефу как тем географическим явлениям, которые создают особую целостность системы.

Все это говорит о том, что географическая мысль постепенно приближается к все более глубокому и всестороннему отражению своего объекта и связей его с объектами других наук. Каждый новый уровень такого погружения, высвечивания новой стороны объекта географии означает раскрытие новых свойств, законов строения и функционирования. Это и составляет предмет исследования географии.

Объект географии есть особая географическая реальность. Предмет географии - это свойства различных элементов географической реальности, закономерности строения функционирования и развития отдельных ее сторон, закономерности ее соотношения с другими объектами.