Контролёры, моторы, анализаторы, поддержка. КТО ВЫ? Описания соционических типов Мотор поддержка контроль и анализ

Вторая квадра, именуемая, как и следует ожидать, «Бета», - включает в себя дуальные пары: Жуков - Есенин

и Гамлет- Максим.

Считается, что этой квадре присущ дух консерватизма во взглядах, патриархальность в быту, тяга к упорядоченности, иерархии и традиционализму.

Эта квадра словно стремится оформить и жестко зафиксировать смелые и оригинальные, но изначально стихийные и зыбкие идеи квадры «Альфа».

Заметим, что в квадру «Бета» входят два самых жестких контролера - Жуков и Максим.

Третья квадра - «Гамма» ^- состоит из дуальных пар: Це- зарь-Бальзак иДжек -Драйзер.

Этой группе нередко приходится «взламывать» излишне жесткие устои, сформированные предыдущей квадрой, так как из-за группы «Бета» исходные замыслы и идеи рискуют быть «похороненными». Динамизм, темперамент, действие в сочетании с критическим переосмыслением достигнутого - характерные черты квадры «Гамма».

Здесь мы наблюдаем самого пробивного мотора - Цезаря, самую деятельную поддержку - Драйзера, самого трудолюбивого анализатора - Джека и самого критичного анализатора - Бальзака.

Заключительная, четвертая квадра, «Дельта» состоит из дуальных пар: Гексли - Габен и Штирлиц - Достоевский.

Здесь присутствуют два относительно мягких контролера Габен и Штирлиц, человеколюбивый мотор - Гексли и «совесть человечества» - поддержка Достоевский.

Эта квадра отличается здоровым прагматизмом, спокойным оптимизмом, общей доброжелательностью и стремлением к стабильности и гармонии. Ей выпадает роль завершающего и связующего звена в цепи эволюции - она «наводит лоск» и наносит «последние штрихи» на «возведенное здание», в фундаменте которого лежат идеи квадры «Альфа».

Стремление к стабильности и покою со временем приводит к застою, который начинает «подрываться» изнутри «брожением», инициируемым квадрой «Альфа», и... спираль эволюции начинает следующий виток.

Если присмотреться к составу и духу квадр, то можно отметить их некоторое взаимное подобие в порядке «через одну». «Гамма» напоминает более мягкий и земной слепок «Альфы», то же самое наблюдается в случае квадр «Бета» и «Дельта». И хотя между «подобными» квадрами возникают отношения конфликта и суперэго, в любом случае - это равноценные отношения, осложненные некоторыми трудностями в понимании и видении ситуации.

Отношения же соседних квадр более напряженны и неоднозначны. Именно между ними возникают тягостные неравноценные отношения (социального заказа и ревизии), требующие привлечения сил со стороны. Спасительный мостик в этом случае - деловые отношения. Собственно, в этом

и состоит механизм сменяемости квадр в деле эволюции

и прогресса.

Можно представить сказанное в виде наглядной картинки (см. схему).

^ «Ключик» третий. Если вы имеете возможность присутствовать, а тем паче участвовать в создании «с нуля» каких-ли- бо проектов, понаблюдайте за тем, какие люди активно действуют в начале дела, кто затем сменяет их на ключевых постах, кто пытается далее модернизировать существующее положение дел и кто выступает миротворцем и посредником по устранению разногласий и смягчению «острых углов» сложившейся структуры. Важно лишь помнить о том, что все участники «пьесы» должны играть свою игру, то есть действовать естественно, а не надрывно-демонстративно.

Однако этот «ключ» несколько более умозрителен и отстранен от живой реальности, так как касается более «произ-

Заключение

КОЛЬЦОСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ПРОГРЕССА

Квадра «Альфа»

Квадра «Дельта»

Дон-Кихот

Робеспьер

Достоевский

Свежая идея, новая

Заключительное

концепция,

оформление, детальная

теоретизирование,

реализация, практическое

новаторство,

усовершенствование,

«долой рутину!»,

стабильная и отлаженная

постановка задачи

деятельность,

«конвейерная линия

приходит в движение», скрытые

возможности проекта

Квадра «Бета»

Квадра «Гамма»

«Черновая» реализация,

Реформы, перестройка,

создание макета,

критика достигнутого,

структуризация,

«долой догмы!», назад,

регламентация, «жесткий

к первичной идее, «каркас

каркас», бюрократия,

наполняется содержимым» -

контроль за исполнением

цех заполняется станками

водных» закономерностей человеческих отношений и их развития во времени.

Читателям, которые любят первым делом открывать последнюю страницу, а также практикам, что не в ладах с теорией, советуем все же не ограничиваться лишь непосредственными описаниями соционических типов. В деле узнавания себя, любимого, очень помогает ознакомление с типичными проблемами каждого из четырех типов исходной кармической энергетики.

Кроме того, наряду с перечислением проблем, в той же главе «русским по белому» написано, что же со всем этим «богатством» делать. Заметьте, это не извечный русский вопрос, подразумевающий поиск виновного, а в определенной степени - ответ, который автор попытался донести до вас, дорогой читатель.

Хотя истинный, объективный и беспристрастный судья в деле судьбоносного самоопределения человека - сама жизнь.

И все-таки тесты

И ВСЕ-ТАКИ -ТЕСТЫ!

(соционический)

Да, дорогие читатели, автор не устояла-таки перед искушением побаловать вас «сладеньким». Большинство людей обожают разного рода психологические тестирования. Что ж, это вовсе не пустая забава. Однако советуем все же не забывать о прозвучавшем выше предупреждении. Не стоит «на все сто» доверять результатам самостоятельного тестирования - порой разночтения итогов по тестам только сбивают с толку и человек окончательно запутывается: «Так кто же я?»

Безусловно, фиксированная форма тестов дает погрешности. Так что поучаствовать в этом мероприятии весьма интересно, но если вы действительно стремитесь определиться с собственной личностью, совет прежний - начните эту книгу с первой страницы...

Чтение займет больше времени, зато выводы будут значительно точнее. И прекрасно, если они совпадут с результатами тестирования!

Автор позволила себе внести некоторые коррективы и дополнения в известные соционические тесты, а тесты на определение базовой энергетики {анализатор - контролер - мотор - поддержка) разработаны и публикуются автором впервые.

Итак, желаем успеха!

Из каждой выделенной пары-описаний (1-2, 3-4, 5-6, 7-8) выберите одно, более подходящее вам, и запишите его порядковый номер. Получившийся набор из четырех цифр запишите здесь: .

1. Ваша работоспособность, как правило, одинакова и меняется только по определенным причинам. Вы стараетесь готовиться ко всему заранее и доводить начатое до конца. Вас тяготит неопределенность, поэтому вы предпочитаете иметь четкий временной график работы. Вам легко придерживаться установленных правил и нормдисциплины.

2. Ваша работоспособность характеризуется подъемами и спадами активности, которые не подчиняются определенным причинам. Вы нередко действуете без подготовки, по наитию, рассчитывая на импровизацию и везение. Часто принимаете решения и совершаете «прорыв» в последний момент. Вам легче действовать по обстоятельствам, чем подчиняться строгим графикам и инструкциям.

И все-таки теты

З.Вы не придаете большого значения эмоциональным разногласиям между людьми, пока они не задевают ваших принципов. Вам не всегда легко уловить настроения и мотивы поведения окружающих. В деловых отношениях вы ставите профессионализм выше других личных качеств. Предпочитаете судить о людях по результатам их деятельности. Считаете, что важнее быть правым, чем приятным.

4. Вы хорошо разбираетесь в скрытых чувствах, желаниях и настроениях людей, сразу чувствуете нюансы взаимоотношений и мотивы человеческих поступков. Вы склонны идти на компромиссы в делах ради хороших отношений, стараетесь делать людям приятное. Ваша дипломатичность и знание людей позволяют найти индивидуальный подход к каждому.

5. Вы реалистичны, практичны и деятельны. Вы обычно знаете, чего хотите, и умеете отстаивать свои интересы. Ваши высказывания конкретны, и вы не любите длинных, абстрактных рассуждений. Вас привлекает практическая деятельность, приносящая зримые плоды. Вы любите и умеете работать руками. Стремитесь проверять результаты сделанного, с недоверием относитесь к теориям, не подтвержденным практическим опытом.

6. Вы хорошо предвидите развитие событий, оцениваете перспективность тех или иных направлений. Вам нравится процесс абстрактных размышлений, тяготеете больше к теории, нежели к практике. Иногда вам трудно оценить текущую ситуацию, Вы можете медлить с внедрением своих планов, бываете рассеянны. Вы любите экспериментировать, интерес к новым знаниям так велик, что может превалировать над пользой.

И все-таки тесты

7. Вы не спешите знакомиться с новыми людьми, осмотрительны и сдержанны в общении. Предпочитаете привычный круг людей. Стараетесь в разговоре не высказывать без необходимости свое мнение, больше слушаете, чем говорите. По возможности стремитесь скрывать свое внутреннее состояние и не выставлять напоказ свои заслуги, предоставляя окружающим возможность самим судить о них.

8. Вас привлекают новые люди и ситуации, вы без труда расширяете круг своих знакомых. Вас легко переубедить и заинтересовать чем-либо. Вы непринужденны и откровенны, можете быть несдержанны и запальчивы в споре. Иногда склонны к риску и опрометчивости. Стараетесь делиться своими впечатлениями и оценками

с окружающими.

Расшифровка соционического теста

1357 - Максим

Габен

1367 - Робеспьер

Дюма

1358 - Штирлиц

Жуков

1368-Джек

Цезарь

1457 -Драйзер

2367 - Бальзак

1467 - Достоевский

2467 - Есенин

1458 - Гюго

2368 - Дон-Кихот

1468 - Гамлет

2468 - Гексли

И все-таки тесты

(энергетический)

I. Какой набор качеств из представленного списка наиболее вам соответствует? Пометьте эту графу цифрой 1, остальным присвойте «места» со 2-го по 4-е.

Дальновидность, предусмотрительность, скрупулезность, интеллект

# Практичность, деловая хватка, здравый смысл, реализм

* Смелость, энергия, энтузиазм, коммуникабельность, артистичность

Душевная чуткость, терпимость, исполнительность, готовность помочь

П. Что, по-вашему, является в жизни наиболее нелепым? Оцените ответы в системе баллов от 1 до 4, где 4 соответствует самому нелепому пункту:

И все-таки тесты

~ Самопожертвование, переходящее в мученичество

Стремление к абстрактным идеалам, поиск истины

Авантюризм, непродуманность действий

# Отсутствие нерешенных проблем, запрограммиро ванность будущего

III. В каком из нижеперечисленных случаев вы чувствуете себя наиболее реализованным? Пометьте эту графу цифрой 1, остальным присвойте «места» со 2-го по 4-е.

* Ваша деятельность положительно оценена как можно большим количеством людей

# В ходе своей деятельности вы получаете (видите для себя) непосредственный практический результат (выгоду, пользу)

А Ваша деятельность направлена на открытие, использование, передачу новой интеллектуальной информации

~ Ваша деятельность является незаменимой для определенного круга людей, объединенных общей задачей

Расшифровка энергетического теста

Подсчитайте количество баллов для каждого символа (*, #, А , ~). Их общая сумма должна быть равна 30.

И все-таки тесты

Символ, набравший наименьшее количество баллов, обозначает преобладающий тип вашей кармической энергетики.

* - вы мотор (то есть относитесь к одному из следующих

типов: Цезарь, Гамлет, Гюго, Гексли);

# - вы контролер (Жуков, Штирлиц, Максим, Габен); А - вы анализатор (Дон-Кихот,Робеспьер, Джек, Бальзак);

~- вы поддержка (Дюма, Есенин, Достоевский, Драйзер).

Таким образом можно отследить «долевое распределение» в себе вышеперечисленных «кармических составляющих».

Последний (третий) тест мы предлагаем для проверки и уточнения первого (соционического) теста.

Внимание!

Отметьте, насколько его результаты совпадают с результатами первого теста. Если расхождения весьма значительны (они могут показаться «чудовищными»), - это сигнал о том, что вы не вполне адекватно себя оцениваете либо просто не склонны задумываться о причинах собственных поступков. Иными словами, вам, по большому счету, безразлично, в какую сторону движется поезд вашей жизни. В таком случае постарайтесь соотнести результаты обоих соционических тестов с результатами энергетического теста.

Если же, напротив, результаты первого и третьего тестов вполне коррелируют друг с другом, однако не совпадают со вторым тестом, - велика вероятность того, что вы играете не в свою игру и достаточно упорны в стремлении повернуться к миру «обратной стороной луны».

И все-таки тесты

Тест № 3 (соццонический)

1. Если вы беретесь за работу к определенному сроку:

- вам это приятно, так как дает возможность подготовки и планирования (1);

- вас это нервирует, вы чувствуете себя «словно связанным» (9).

2. Что для вас хуже:

- длительное одиночество и однообразие (9);

- слишком частая смена обстановки (1)?

3. Вам больше нравится в людях:

- любезность и чуткость (1);

- точность и обязательность (9).

4. Вы больше любите:

- отдаваться «полету мысли», воображению, воспоминаниям о прошлом и размышлениям о будущем (1);

Действовать практически, держа руку «на пульсе» происходящих событий (9).

1. Вы чувствуете большую самоотдачу:

- подчиняясь в своих действиях заранее разработанному плану (1);

И все-таки тесты

- сталкиваясь с неожиданностями и непредсказуемым ходом дел (9).

2. Нравится ли вам:

- посещать вечеринки, дискотеки, ходить в гости (9);

- вы быстро устаете от шума и новых лиц (1)?

3. Вы - человек:

- скорее трезвый и рассудительный, в интересах дела можете быть категоричны и резки (9);

- скорее эмоциональный, восприимчивый к «психологическому климату». Худой мир для вас лучше доброй ссоры (1).

4. Ваше отношение к собственному гардеробу:

- пристрастное, творческое, следите за модой, ищете свой стиль, не боитесь ярких цветов (9);

- обычно не гонитесь за модой, приобретаете вещи по случаю или настроению, предпочитаете мягкие цветовые сочетания. Ваш стиль - скорее в отсутствии стиля (1).

1. Свойственно ли вам:

- менять свои планы в последний момент (9);

- вы стараетесь этого избегать, поскольку это выбивает вас из колеи (1)?

2. На отдыхе, в поездке:

- вы легко находите новых друзей (9);

- как правило, остаетесь в некоторой изоляции от нового общества (1).

3. Вам хорошо удается:

- излагать свои мысли и чувства на бумаге, подобрать нужное слово и образ (1);

- вы увереннее чувствуете себя в мире цифр и расчетов, для вас написать письмо - проблема (9).

4. Ваше отношение к ведению домашнего хозяйства:

- подходите с душой и инициативой, вам нравится готовить и обустраивать дом своими руками (9);

И все-таки тесты

Занимаетесь хозяйством по необходимости, с готовностью уступаете место у плиты, ремонту предпочитаете чтение или философские размышления (1).

1. Можете ли вы:

- делать одновременно несколько дел (9);

- это утомляет и нервирует вас (1)?

2. В новой компании вы, как правило:

- без труда первым заводите беседу (9);

- ждете, когда с вами заговорят (1).

3. В отношениях с противоположным полом:

- вы предпочитаете прямоту и ясность, вам важен результат (9);

- стараетесь поддерживать атмосферу загадки и флирта, вас увлекает процесс «любовной игры» (1).

4. Следуя впервые незнакомым маршрутом, вы обычно:

- хорошо запоминаете внешние ориентиры и можете уверенно описать этот путь другим (9);

- запоминаете дорогу по своим внутренним ассоциациям и затрудняетесь составить ее четкое описание (1).

1. Легко ли вам:

Внезапно быстро куда-то собраться, бросив при этом начатые (запланированные) дела (9);

- такая ситуация раздражает вас (1)?

2. Интенсивное общение с новыми людьми:

- стимулирует, придает вам энергию, независимо от характера общения (9);

- утомляет вас, особенно если человек не вызывает у вас симпатий (1).

3. Что, по-вашему, хуже:

- быть несправедливым (9);

- быть беспощадным (1)?

И все-таки тесты

4. Будучи учителем, вы предпочли бы:

- вести практические занятия (9);

1. Вы склонны поступать скорее:

- обдуманно, чем импульсивно (1);

- импульсивно, чем обдуманно (9).

2. Часто ли вы в разговоре:

- предпочитаете излагать только свое мнение (1)?

3. Вы чувствуете себя увереннее:

- в объективном логическом умозаключении (9);

- в оценке эмоционального состояния и взаимоотношений окружающих вас людей (1).

4. Обращаете ли вы внимание:

- на детали одежды других людей, даже при недолгом общении с ними (9);

- вам трудно вспомнить такие подробности (1)?

1. Что, по вашему, предпочтительнее:

- удостовериться, что все подготовлено и учтено (1);

- предоставить событиям идти своим чередом (9)?

2. Вы поддерживаете отношения:

- с широким кругом людей (9);

- преимущественно со старыми друзьями и родственниками (1).

3. Вы считаете, что в решении важных вопросов должны преобладать:

- человечность и гуманизм (1);

- спокойный, незамутненный разум (9).

4. Вам больше интересно:

- то, что происходит в действительности, здесь и сейчас (9);

- то, что может (могло бы) произойти (1).

И все-таки тесты

1. Предпочитаете ли вы:

- расписывать свои дела на день, на неделю вперед (1);

- вам больше нравится действовать по обстоятельствам (9)?

2. Вас обычно:

- легко переубедить в чем-либо, приведя новые, интересные доводы (9);

- вы склонны послушать и остаться при своем мнении (1).

3. В сложной для кого-либо ситуации вам легче:

- дать деловой совет (9);

- выразить свое сочувствие (1).

4. При решении важных вопросов вы больше доверяете:

- своему практическому опыту (9);

- своей интуиции (1).

1. Договариваясь о завтрашних планах, вы, как правило:

- постараетесь оговорить точное время событий (1);

- предпочтете по возможности согласовать приблизительный временной отрезок «от» и «до» (9).

2. Можете ли вы:

- найти тему для разговора даже с незнакомым человеком (9);

- склонны помолчать и понаблюдать за происходящим (1)?

3. Вам естественнее:

- быть откровенным и беспристрастным (9);

- быть гибким и понимающим (1).

4. Что, по-вашему, хуже:

- витать в облаках (9);

- придерживаться проторенной дорожки (1)?

1. Приступая к какому-либо делу:

- вам необходимо чувствовать себя подготовленным (располагать предварительной информацией или договоренностью) (1);

И все-таки тесты

И все-таки тесты

- вы вполне можете начать дело без подготовки, так как предпочитаете действовать «по ситуации» (9).

2. Легко ли вам:

- попросить (спросить) людей о чем-либо (9);

- вы лучше все сделаете самостоятельно (1)?

3. Ваш стиль общения:

- любезный, предупредительный, вы придаете значение интонациям и форме своих высказываний, стараетесь расположить к себе собеседника (1);

- предпочитаете изъясняться просто и понятно, «без намеков», для вас главное - содержание, а не форма. Иногда ваша прямота обижает людей (9).

4. Вы - человек скорее:

- практичный, хорошо ориентируетесь в мире цен и товаров, обладаете хозяйской сметкой, в вашем доме, как правило, нет лишних вешей (9);

- вы не очень приспособлены к материальной стороне жизни, ваши покупки не всегда удачны, а излишняя предприимчивость утомляет (1).

Результаты теста внесите в эту таблицу. Суммируйте баллы по каждой строке в графе «Сумма строки».

Вторую половину можете предложить заполнить своей «половине».

И все-таки тесты

И все-таки тесты

Расшифровка полученных результатов

Количество баллов менее 46 в первой строке (1) свидетельствует о том, что вы рациональны (первую ячейку вашей матрицы занимает либо этика, либо логика); во второй строке (2) - вы интроверт (-); в третьей строке (3) - вы этик (Э); в четвертой строке (4) - вы интуит (И).

Количество баллов более 54 в первой строке (1) - вы иррациональны (первую ячейку вашей матрицы занимает либо интуиция, либо сенсорика); во второй строке (2) - вы экстраверт (+); в третьей строке (3) - вы логик (Л); в четвертой строке (4) - вы сенсорик (С).

Для облегчения процесса составления «волшебной матрицы» загляните на страницу 196, где можно свериться с таблицей психологических типов.

Если количество баллов в какой-либо строке находится в пределах 46-54, вряд ли вы уверенно относите себя к одному из полюсов соответствующей оси.

Обратитесь в таком случае за помощью к близким - со стороны оно виднее!

Главное, не сердиться на окружающих за неожиданные откровения о себе, любимом, которые вам преподнесут.

Ну вот, дорогие читатели, как ни крути, а пришла пора прощаться. Автор благодарна всем за проявленное к книге внимание и надеется на диалог. Ваши отзывы, конструктивные замечания и предложения можно направлять по электронному адресу: [email protected]. Особую признательность автора вызовут «краткие жизнеописания» читателей, безусловно определившихся в своем энергетическом и психологическом выборе.

Успехов вам и до новых встреч!

Итак, вы сказали своему желанию ! Вспомните, как вы это сказали? У всех людей это происходит по-разному (в психологии это называется «социотип»). Карл Юнг предлагает нам четыре основных варианта (но существует, конечно, бесчисленное количество промежуточных комбинаций):

Конкретно и решительно – эта цель для меня важна и я достигну её!

Бесшабашно и энергично – достигну или нет – не знаю, но в процессе достижения получу кайф и оторвусь по полной!

Основательно и анализирующее – исходя из моих сегодняшних способностей, цель, скорее всего не достижима, но прогнозируя расширение возможностей в процессе работы по достижению цели, можно допустить, что успех возможен!

Душевно и общительно – в процессе достижения цели я буду общаться с массой замечательных людей, которые поддержат меня и вселят уверенность, что я смогу это сделать. И неизвестно, что для меня важнее – эта самая цель или процесс общения с новыми людьми…

Для краткости дальнейшего изложения, приведу названия этих групп (в той же последовательности как перечислила): контролёры, моторы, анализаторы, поддержка .

Обратите внимание на то, что во всех 4-х вариантах реакции на принятие решения присутствует оптимизм по отношению к достижению цели, есть уверенность и твёрдое намерение её достигать. Есть вера в результат.

Но всё это в разных группах носит разный характер.

Контролёры в своей жизни ориентированы на достижение результатов. Это очень решительные люди, у них самый высокий уровень ответственности. Это, как правило, лидеры, руководители, бизнесмены способные принимать решения в одиночку, брать на себя ответственность за результат, и достигать цели, несмотря ни на что. Перед ними преклоняются, им подчиняются, их уважают, бояться, но, часто, не любят. И личная жизни у них складывается не всегда.

Моторы живут свою жизнь ради самой жизни. Этим людям важны процессы – они любят скорость, наслаждаются процессом вкусной еды, любят турпоездки и разные зрелищные мероприятия, - все, что имеет продолжительность, всё, что энергично, динамично, красиво, захватывающе. Они буквально брызжут идеями. Но с ними очень ненадежно. Они могут быстро поменять своё настроение, в самый неподходящий момент увлечься другим процессом. В бизнесе они могут в одночасье бросить всё, и не из-за выгоды, или обиды, а просто потому, что им захочется заняться чем-то другим… Их решительность порой граничит с бесшабашностью.

Анализаторы самые нерешительные. Прежде, чем что-либо сделать, эти люди будут долго взвешивать все за и против, что-то рассчитывать, консультироваться. Они могут утонуть в анализе самого простого вопроса, предложить сотню альтернативных решений и не выбрать ни одного, создать непреодолимую проблему на пустом месте. Тем не менее – это самые надежные люди, скрупулезные и ответственные. Из таких людей получаются замечательные юристы и бухгалтеры.

Поддержка – живет в общении с людьми вокруг. Это для них самое важное. Они не очень решительны, зато душа любой компании, они замечательные слушатели и советчики, всегда поддержат и поймут. Но до принятия решения, эти люди узнают отношение к нему всех своих многочисленных друзей, и только в случае всеобщего одобрения примут решение. Они - прекрасные PR-щики.

Конечно, эти категории – крайности. В каждом человеке присутствуют одновременно элементы всех четырёх групп. Но каждый может сам для себя определить, к какой группе он тяготеет больше всего. Как говорится, найти себя в зеркале!

К чему это я пишу? Да к тому, чтобы вам легче было разобраться, каких качеств вам не хватает для достижения цели и поработать над их развитием. Например, если вы проявляетесь в жизни как анализатор , то стоит развивать качества, присущие моторам , а если – как поддержка , то стоит добавить контролёрских качеств.

Поскольку лидерские качества присущи прежде всего контролёрам, стоит их перечислить. Это: ответственность, конкретность, быстрота принятия решений, надежность, честность, масштабность собственного видения цели, собственное достоинство, уверенность, умение заряжать энергией и вести за собой людей…

К контролёрским качествам НЕ относятся: амбициозность, самоуверенность, упёртость, мстительность, злобность, обидчивость…

Наиболее оптимально для себя и окружающих находиться в балансе всех четырёх групп. При этом в разных обстоятельствах мы можем становиться и в самые крайние положения. Почему нет? Мы можем становиться контролёрами в экстремальных ситуациях, поддержкой для поддержания отношений в коллективе и с друзьям, анализатором при подписании договора, или проверки бухгалтерской отчетности, мотором, получая удовольствие от самого процесса движения к цели, видя, как мечта воплощается в реальность.

Не забывайте, что ВСЕ необходимые качества у вас есть! Дерзайте, расширяя свои возможности и проявляя новые качества!!!

Галина Зайцева - ваш гид
в прекрасную жизнь безграничных возможностей

Поощрение и наказание, кнут и пряник, пинать или манить. Эти два движителя, два средства управления людьми известны с незапамятных времён. И всё равно, практически каждый руководитель периодически встаёт перед выбором - к чему склониться, как наиболее эффективно сочетать эти два таких разных способа воздействия. В одних фирмах предпочитают больше наказывать, в других – больше поощрять. Где-то вообще не пользуются одним из видов воздействия, где-то нашли действительно золотую средину.

А давайте рассмотрим, что вообще является наказанием для сотрудника. Для одних достаточно мимолётного замечания начальника, других можно задеть только материальными санкциями, ударить рублём или долларом. Уровень наказания зависит в первую очередь от целей воздействия. Чего мы добиваемся, наказывая сотрудника? Кстати, давайте задумаемся над словосочетанием «наказываем сотрудника» . Что мы делаем, когда наказываем? Наказываем ли мы сотрудника, или наказываем его неправильное действие или недопустимое бездействие? Давайте определимся с целью воздействия, и это поможет нам в выборе наказания.

Не стоит приводить здесь весь список мер дисциплинарного воздействия, на каждом предприятии он свой. Но если мы решаем наказать сотрудника, а не его действие, то может быть проще и дешевле просто с ним расстаться. А как наказать действия, не наказывая сотрудника, и возможно ли это? И вообще для чего служит наказание?

Основная цель наказания - это недопущение действий, которые могут принести вред фирме. Другими словами - если есть несколько путей развития ситуаций, наказаниями мы отсекаем использование нежелательных маршрутов в будущем. То есть, наказание ценно не само по себе, как «месть» за неправильные действия подчинённого, а как барьер, который не разрешит данному человеку повторить эти действия в будущем и послужит ориентацией всему трудовому коллективу, своего рода красным светом. За одного битого двух небитых дают. В одной серьёзной западной фирме коммерческий директор из-за своих неправильных действий упустил контракт на двадцать миллионов долларов. Придя на следующий день в кабинет генерального менеджера компании, он спросил, когда ему собирать вещи. «Вы с ума сошли!», ответил ему генеральный, – «Мы только что вложили в ваше обучение двадцать миллионов долларов!». Есть ли здесь наказание? А какова эффективность воздействия!

Наказание эффективно, когда оно исходит из потребностей будущего, ориентировано на оказание психологического воздействия на сотрудника и весь коллектив. При этом, наказывая нежелательные действия, мы определённым образом поощряем тех сотрудников, которые работают в разрешённом направлении. А что будет, если вообще не наказывать? Те сотрудники, которые лояльны к правилам, будут чувствовать себя в определённой степени дураками, и у них обязательно возникнет соблазн также нарушать эти правила. Отсюда следует ещё один принцип наказания - неотвратимость.

При наказании сотрудника обязательно объяснение, за что и зачем Вы его наказываете. Последнее особенно важно, но очень часто забывается, и наказуемый воспринимает наказание действительно, как месть. О наказании сотрудник должен узнавать от своего непосредственного начальника или, если наказание исходит от более старшего менеджера, то лично от него. Недопустимо использование безличных наказаний, типа появления приказа о наказании на доске объявления. В этом случае обида автоматически переносится на фирму. Ещё хуже, когда о материальном наказании сотрудник узнаёт во время получения зарплаты. Вообще, с материальными наказаниями надо быть очень осторожными. Материальное наказание, накладываемое на окладную часть дохода, вообще приводит к появлению отвращения сотрудника к работе в данной организации. Например, в одной из известных ереванских фирм существуют довольно высокие оклады у сотрудников, выше, чем в среднем по городу, но они постоянно ищут себе персонал, так как постоянные автоматические штрафы за малейшую провинность, ведут к появлению у сотрудников чувства обиды, которая накапливается и приводит сотрудников к увольнению из организации.

Вообще, наказание обязательно должно соответствовать проступку. Материальное же наказание допустимо в том случае, когда действиями сотрудника причинён действительный прямой материальный ущерб, который можно измерить и просчитать. И в данном случае оно должно выглядеть не как месть, а как компенсация причинённого ущерба и формулироваться в соответствующих выражениях. Во многих случаях проступка подчинённого, начальнику бывает достаточно просто поговорить с ним и вопрос закрывается. При разговоре о проступке (конечно один на один), желательно создать у подчинённого понимание того, как его нежелательное действие сказалось или могло сказаться на результатах работы организации, получить неформальное сожаление о своём проступке, и уверенность в том, что в будущем сотрудник будет действовать по-другому. При этом мотивы проступка (ответ на вопрос, почему так произошло) выносятся за скобки, так как, в общем-то, с точки зрение достижения результата, они совершенно не важны, и представляют интерес только для понимания механизма совершения проступка. Разговор с начальником о проступке не должен вызывать у подчинённого чувство вины. Вообще, чувство вины совершенно не позитивное и не мотивирует человека к положительным изменениям. Почему это так - отдельный и очень большой разговор. Всякое наказание должно быть оправдано не формальным запретом на определённые действия, а пониманием того, что эти действия действительно приносят вред организации.

Итак, каким образом лучше наказать подчинённого? Вдумайтесь в эти слова: «лучше наказать». Хорошее наказание (тоже звучит неплохо), должно быть уникальным, как для наказываемого, так и для того, кто наказывает. Что же делать? Представьте, что какие-то действия любимого человека вызывают у вас недовольство. Какими словами вы бы высказали просьбу о том, чтобы он изменил своё поведение в будущем?Вы найдёте нужные слова и интонации, в которых выразите и свою любовь и своё сожаление о тех действиях, которые совершил этот человек и которые Вам не понравились. Сложно? А никто и не обещал, что будет легко. Вообще, работа руководителя - это не самая лёгкая профессия, но зато очень творческая и благодарная, а также хорошо оплачивается.

Итак, в качестве резюме по этому блоку.

    1. Наказание должно исходить из будущего.

    Наказывается не человек, а его проступок.

    Наказание должно быть неотвратимо и своевременно.

    Материальные наказания следует использовать крайне осторожно.

    Наказание должно быть личным.

    Наказание не должно вызывать чувства вины или унижать человека.

    Действия, которые наказываются, должны быть максимально обоснованы и приняты коллективом, как необходимые для успешной работы всего коллектива.

    Наказание - это творческий процесс.

    Наказывайте с любовью.

Ну, с наказаниями вроде разобрались. Перейдём к более, на мой взгляд, приятной теме. Итак, поощрения. Естественно, первый вопрос - это зачем и с какой целью. Если основная разумная цель использования наказаний в организации - это избегание неудач (кстати, есть и неразумные, например, «чтобы служба мёдом не казалась»), то соответственно, применение поощрений выражает стремление к достижению лучших результатов и развитию.

Как и в случае с наказанием, поощрение должно быть направлено на конкретные действия сотрудника, а не на него самого или какие-то его качества. Виды поощрений в каждой организации различаются, но в основном разделяются на два вида - материальные и нематериальные. Также бывают и смешанные, например, направление сотрудника на учёбу за счёт организации всегда выгодно позиционировать, как материальное поощрение данного сотрудника и долговременные вложения, основанные на вере руководителя в то, что этот сотрудник заслуживает, чтобы в него «вкладывались». Кстати, любую форму обучения сотрудников, касается ли это профессионального обучения на рабочем месте или какого-либо тренинга, всегда можно подать как поощрение. Многие руководители часто об этом не думают, а зря. Если можно совместить полезное с приятным, то почему бы этого не сделать?

Хочу отдельно остановиться на такой форме поощрения коллектива в целом, как праздник по случаю юбилея фирмы и успешной работы коллектива на протяжении многих лет. Очень часто на такой праздник приглашаются партнёры из других организаций, представители покупателей и поставщиков. Как пример можно привести одну известную фирму, недавно отметившую своё десятилетие. За неделю до праздника, вечером (после окончания рабочего дня), были собраны все работники. Под запись был зачитан сценарий «праздника», распределены все роли, оглашены разрешённые и предписанные тосты. Затем была произведена тренировка. Определены допустимые темы разговоров. Все сотрудники были рассажены по столам, причём за каждым столом сидело один-два своих и несколько гостей. Данное мероприятие превратилось в чисто пиаровскую акцию, и те сотрудники, которые в нём участвовали, явно получили ощущение, что их используют, причём не по профессиональному назначению. То есть если Вы делаете праздник, то определитесь, праздник ли это или нечто иное. Если это не праздник, то это работа, которая должна быть отдельно оплачена, или на худой конец не позиционироваться, как поощрение.

Ничего так не раздражает сотрудника, как поощрение, которое он не считает поощрением. Подумайте о чувствах человека, которого начальник, в присутствии остальных сотрудников «поощрил» следующей фразой: «Вы в этом месяце отработали гораздо лучше остальных сотрудников, Вы просто звезда!». Поощрения не должно сочетать двусмысленности или возможности восприниматься как-то иначе. Например, фраза «Ну можете же делать хорошо, если захотите» - вряд ли выглядит бесспорным комплиментом.

Мы постепенно перешли к нематериальным формам поощрения. Давайте в дальнейшем, чтобы чётко понимать, о чём мы говорим, будем называть их комплиментами. А что же такое комплимент? Можно сказать, что комплимент - это высказывание, приятное, любезное, лестный отзыв, не противоречащий действительности, соответствующий ситуации и ожиданиям партнёра. Это исчерпывающее определение, каждое слово которого значимо. А теперь небольшое предостережение. Те, кто хорошо умеет делать комплименты, лучше не читайте дальнейший текст.

Какие бывают комплименты? Во-первых, комплименты разделяются по ориентации на:
- внешность,
- способности (интеллект),
- эмоциональную сферу,
- волевую сферу,
- профессиональную сферу,
- личность в целом.

Другой способ разделения комплиментов - по форме:
- сравнение,
- оценка,
- антитеза, комплимент другому человеку, на фоне занижения оценки себя,
- косвенный комплимент,
- завуалированный комплимент,
- инверсия (превращения недостатка в достоинство),
- парадокс,
- встроенный комплимент,
- сложный комплимент, который включает несколько видов.

Когда Вы делаете комплимент, очень желательно проанализировать, комплимент ли это. Например, «Сегодня Вы на удивление хорошо выглядите» или «Ну наконец-то у Вас получился документ, к которому невозможно придраться, не то, что раньше». Эти высказывания, по меньшей мере, являются сомнительными. То есть, перед тем как Вы хотите что-то сказать сотруднику, проанализируйте свои эмоции и чувства к этому человеку в настоящий момент.

Ещё один очень важный момент в технике применения поощрений – это психологический тип человека, которого поощряешь. У разных людей разные ценности и то, что ценно для одного, является в лучшем случае пустышкой для другого. В качестве примера рассмотрим обобщенные соционические типы: «мотор», «контролер», «анализатор» и «поддержка».

Начнём с «моторов». В чистом виде встречается довольно редко, всегда заметен, довольно шумный, очень креативный. Тип исключительно экстравертный. Основной недостаток - может с успехом заниматься только тем, что ему интересно. Если неинтересно, то в лучшем случае делает формально, или не делает вообще (под любыми предлогами). Большие проблемы с работой в команде и с делегированием полномочий. А если уж «мотор» вдруг начинает тормозить, что, слава богу, бывает нечасто и ненадолго, то сильнее «тормоза» не найти. Это в основном политики, консультанты, психологи, артисты, продавцы, журналисты. Очень много моторов среди тренеров. Итак, «моторы» .

Что боятся?
Потерять общественное признание.


Престиж, признание, гибкость, комфорт и удобство.


Вдохновит их на большие и лучшие результаты.

Ценят:
Силы, они выбирают лёгкие пути.

Он хочет:
Общественного признания, свободу самовыражения, равенства в отношениях, свободы действий и возможностью не заниматься мелочами. Не тратить силы, чтобы другой воплотил его идею.

Следующий тип - «контролёр» . Кстати довольно часто «моторы» завидуют «контролёрам», их способностям достигать целей, всё распланировать, холодному уму, практичности. «Контролёров» же, а впрочем, и всех остальных, «моторы» обычно раздражают своей непредсказуемостью, характерным «моторизмом» и тем, что легко и играючи решают, казалось бы, неразрешимые проблемы (если им это интересно). «Контролёры» всегда направлены на результат. Это в основном мастера, менеджеры, руководители, координаторы, военачальники. Основной недостаток - неумение строить отношения, отчего часто сами очень страдают, резкость, порой переходящая в грубость, недоверие к другим, нетерпеливость. Что является ценностями для контролёров?

Чего боятся?
Что его обойдут.

Выгоды, которые могут его привлечь:
Сберечь время, признание, престиж, заработать деньги, улучшение здоровья.

Нуждаются в лидерстве, которое:
Даст им свободу делать всё по-своему.

Ценят:
Время, всегда находишь их занятыми и эффективными.

«Анализаторы» - тип прямо противоположный «моторам». Основное достоинство - высокое качество всего, чем они занимаются. Основной недостаток - очень трудно получить от них готовый продукт. Часто сомневаются в качестве и постоянно улучшают. Это, в основном, бухгалтеры, банкиры, учёные, изобретатели, предприниматели, путешественники. Рассмотрим точки воздействия на анализаторов.

Чего боятся?
Критики.

Выгоды, которые могут его привлечь:
Сэкономить деньги, получить удовлетворение от хорошо (по его мнению) сделанной работы.

Нуждаются в лидерстве, которое:
Обозначит структуру и рамки или наметит путь, по которому нужно идти.

Ценят:
«Фасад», не терпят выглядеть плохо или что-то плохо делать.

Они хотят:
Гарантий надёжности, соблюдения правил, ощущения безопасности, ободрения, устоявшегося течения жизни не нарушаемого резкими переменами, внимания к себе.

Последний тип - «поддержка» . Чем-то похожи на «моторов» в умении создавать отношения с людьми. Эксперты в организации сотрудничества. Часто забывают о себе. Пристрастны, сентиментальны, злопамятны. Склонны к фанатизму. Упаси господь задеть их ценности. Ориентированы на справедливость и тёплые человеческие отношения. Встречается среди историков, поэтов, психологов, медиков, юристов, учителей, секретарей. Тип исключительно интровертный. Очень хорошо работает связка «контролёр»-«поддержка». Посмотрим на особенности поддержки.

Чего боится?
Потерять чувство безопасности, уверенности в завтрашнем дне, ошибиться.

Выгоды, которые могут его привлечь:
Признание, комфорт, возможность проявлять заботу.

Нуждаются в лидерстве, которое:
Даст детали, конкретные планы и виды деятельности.

Ценит:
Взаимоотношения, дружба многое для них значит.

Он хочет:
Ощущения безопасности, сохранить существующее положение и ничего не менять, чтобы работа оставалась вне семейной жизни, искреннего одобрения, налаженного хода жизни, возможности участвовать в жизни сотрудников, помогать им в решении проблем.

Таким образом, мы обозначили возможные кнопки и рычаги воздействия на сотрудников. Только разумное сочетание наказаний и поощрений даёт возможность избегать неудач в деятельности фирмы (наказания) и двигаться вперёд и развиваться (поощрения).

Итак, вы сказали своему желанию ! Вспомните, как вы это сказали? У всех людей это происходит по-разному (в психологии это называется «социотип»). Карл Юнг предлагает нам четыре основных варианта (но существует, конечно, бесчисленное количество промежуточных комбинаций):

Конкретно и решительно – эта цель для меня важна и я достигну её!

Бесшабашно и энергично – достигну или нет – не знаю, но в процессе достижения получу кайф и оторвусь по полной!

Основательно и анализирующее – исходя из моих сегодняшних способностей, цель, скорее всего не достижима, но прогнозируя расширение возможностей в процессе работы по достижению цели, можно допустить, что успех возможен!

Душевно и общительно – в процессе достижения цели я буду общаться с массой замечательных людей, которые поддержат меня и вселят уверенность, что я смогу это сделать. И неизвестно, что для меня важнее – эта самая цель или процесс общения с новыми людьми…

Для краткости дальнейшего изложения, приведу названия этих групп (в той же последовательности как перечислила): контролёры, моторы, анализаторы, поддержка .

Обратите внимание на то, что во всех 4-х вариантах реакции на принятие решения присутствует оптимизм по отношению к достижению цели, есть уверенность и твёрдое намерение её достигать. Есть вера в результат.

Но всё это в разных группах носит разный характер.

Контролёры в своей жизни ориентированы на достижение результатов. Это очень решительные люди, у них самый высокий уровень ответственности. Это, как правило, лидеры, руководители, бизнесмены способные принимать решения в одиночку, брать на себя ответственность за результат, и достигать цели, несмотря ни на что. Перед ними преклоняются, им подчиняются, их уважают, бояться, но, часто, не любят. И личная жизни у них складывается не всегда.

Моторы живут свою жизнь ради самой жизни. Этим людям важны процессы – они любят скорость, наслаждаются процессом вкусной еды, любят турпоездки и разные зрелищные мероприятия, - все, что имеет продолжительность, всё, что энергично, динамично, красиво, захватывающе. Они буквально брызжут идеями. Но с ними очень ненадежно. Они могут быстро поменять своё настроение, в самый неподходящий момент увлечься другим процессом. В бизнесе они могут в одночасье бросить всё, и не из-за выгоды, или обиды, а просто потому, что им захочется заняться чем-то другим… Их решительность порой граничит с бесшабашностью.

Анализаторы самые нерешительные. Прежде, чем что-либо сделать, эти люди будут долго взвешивать все за и против, что-то рассчитывать, консультироваться. Они могут утонуть в анализе самого простого вопроса, предложить сотню альтернативных решений и не выбрать ни одного, создать непреодолимую проблему на пустом месте. Тем не менее – это самые надежные люди, скрупулезные и ответственные. Из таких людей получаются замечательные юристы и бухгалтеры.

Поддержка – живет в общении с людьми вокруг. Это для них самое важное. Они не очень решительны, зато душа любой компании, они замечательные слушатели и советчики, всегда поддержат и поймут. Но до принятия решения, эти люди узнают отношение к нему всех своих многочисленных друзей, и только в случае всеобщего одобрения примут решение. Они - прекрасные PR-щики.

Конечно, эти категории – крайности. В каждом человеке присутствуют одновременно элементы всех четырёх групп. Но каждый может сам для себя определить, к какой группе он тяготеет больше всего. Как говорится, найти себя в зеркале!

К чему это я пишу? Да к тому, чтобы вам легче было разобраться, каких качеств вам не хватает для достижения цели и поработать над их развитием. Например, если вы проявляетесь в жизни как анализатор , то стоит развивать качества, присущие моторам , а если – как поддержка , то стоит добавить контролёрских качеств.

Поскольку лидерские качества присущи прежде всего контролёрам, стоит их перечислить. Это: ответственность, конкретность, быстрота принятия решений, надежность, честность, масштабность собственного видения цели, собственное достоинство, уверенность, умение заряжать энергией и вести за собой людей…

К контролёрским качествам НЕ относятся: амбициозность, самоуверенность, упёртость, мстительность, злобность, обидчивость…

Наиболее оптимально для себя и окружающих находиться в балансе всех четырёх групп. При этом в разных обстоятельствах мы можем становиться и в самые крайние положения. Почему нет? Мы можем становиться контролёрами в экстремальных ситуациях, поддержкой для поддержания отношений в коллективе и с друзьям, анализатором при подписании договора, или проверки бухгалтерской отчетности, мотором, получая удовольствие от самого процесса движения к цели, видя, как мечта воплощается в реальность.

Не забывайте, что ВСЕ необходимые качества у вас есть! Дерзайте, расширяя свои возможности и проявляя новые качества!!!

Галина Зайцева - ваш гид
в прекрасную жизнь безграничных возможностей

По-моему это самая гениальная систематизация поведенческих типажей, которую я видел (главное - реально-применимая на практике). Автор, к сожалению, мне неизвестен.

С удовольствием освежил в памяти -

МАТРИЦА ПОВЕДЕНИЙ

КОНТРОЛЕРЫ
АНАЛИЗАТОРЫ
ПОДДЕРЖКА
МОТОРЫ
Спросят Что? Когда?
Вопросы, направленные на результат
Как?

Технические, аналитические вопросы

Почему?

Личные, не имеющие особой цели вопросы

Кто?

Личные, доминирующие вопросы

Берегут Время. Всегда находишь их
занятыми и эффективными
Фасад. Не терпят выглядеть
плохо или быть захваченными врасплох
Взаимоотношения. Дружба
многое для них значит
Силы. Они выбирают легкие
пути.
Измеряют продвижение Результатами. Ориентированы
на достижение цели, могут идти на пролом
Активностью. Будь всегда
занят, а результаты придут.
Вниманием. Любят, когда с
ними обращаются мягко
Одобрением. Активной
положительной обратной связью

Обстановка

Внешний вид

Манера держаться

Угловой кабинет с окном.

Большой рабочий стол в идеальном порядке. Часы на столе. Почетные дипломы и
награды на видном месте.
Крепкое рукопожатие, свидетельствующее об умении
управлять обстоятельствами.
Говорить быстро и громко.
Одевается, как
«начальник»

Они медлительные в
речи, движениях и решениях.
Тихий голос.
Рукопожатие крепкое.
Держит всех на
расстоянии от себя.
Одевается консервативно.
Обстановка обычная,
традиционная.
Смотрит в глаза собеседнику изредка. Жесты сдержанные.
На рабочем столе стоят семейные фотографии, комнатные растения, коробка с салфетками и другие
«милые» сердцу предметы.

Не протягивают руки.

Располагает к непринужденной беседе.

Неофициальная обстановка в рабочем кабинете, на которой лежит отпечаток личности. Носит удобную одежду.

Те же предметы на столе, что и у поддержки.

Рукопожатие теплое.

Говорит быстро и громко.

Смотрит собеседнику в глаза. Одевается ярко и необычно.

Им должно быть
позволено
Попадать в конкурентные
ситуации и пытаться выиграть
Позволять соскакивать с
крючка, не загонять в угол и не оказывать давления
Расслабляться и быть в мире
с окружающими
Быстро продвигаться вперед
с также быстро меняющимися проблемами
Полагаются на силу Индивидуальности. Надеются
на то, что достаточно сильные люди, чтобы справиться с ситуацией
Авторитета, когда пребывают
в сомнении, обращаются к кладезю премудрости в поисках дополнительной
информации
Принятия. Умение быть
обходительным всегда поможет
Чувств. Ожидают, что их
победные пути ведут к цели
Эксперты В расширении возможностей
задачи благодаря тому, что выясняют и находят причины проблем
В поддержке, в работе и в
разрешении проблем общения людей
В том, как стать открытым,
решать задачи сотрудничая
В одобрении кого-либо и
упрощении задач
Получают одобрение Благодаря хорошо
выполненной работе и эффективности
Благодаря знаниям, их
общение с другими носит информативный характер
Друзей, если я все еще им
нравлюсь, значит, все делаю правильно
Благодаря мастерству
общения, они выбирают легкие пути.
Должны научиться Прислушиваться к ощущениям,
как к словам, быть скромными
Принимать решения, не
ожидая дополнительной информации, быть инициативными
Достигать целей, быть
решительными
Останавливаться, считать до
десяти, контролировать себя, быть дисциплинированными
Нуждаются в
лидерстве, которое
Даст им свободу делать все
по-своему
Обозначит структуру и рамки
или наметит путь, по которому нужно идти
Даст детали, конкретные
планы и виды деятельности
Вдохновит их на большие и
лучшие результаты
Должны получить Условия, которые вызовут
необходимость развития
Некоторые методы общения с
другими людьми
Структуру, цели и методы
решения задач
Структуру, в рамках которой
достигается цель
Он хочет Власти и авторитета.
Престижа и борьбы с обстоятельствами. Широкого размаха деятельности, прямых
ответов. Свободы от постороннего контроля. Новых и разнообразных видов
деятельности
Гарантий надежности.
Соблюдения правил, ощущения безопасности, ободрения, устоявшегося течения
жизни, не нарушаемого резкими переменами, внимания к себе
Ощущения безопасности.
Сохранить существующее положение и ничего не менять. Чтобы работа оставалась
вне семейной жизни. Искреннего одобрения, налаженного хода жизни
Общественного признания,
свободы самовыражения. Равенства в отношениях, свободы действий и возможность
не заниматься мелочами. Не тратить силы. Чтобы кто-нибудь другой смог
воплотить его идеи
Им нужно Трудные задачи.
Эпизодические потрясения. Другие люди, которые готовили бы информацию.
Размеренность и умение снимать с себя напряжение. Прямые ответы
Точная работа. Подробное
описание задания. Регулярная оценка результатов работы. Человек, который
быстро принимает решения. Больше информации.
Убеждаться в своей значимости.
Иметь коллег равных способностей и компетентности, знать, как его работа
способствует успеху общего дела. Получить указания, как решать ту или иную
задачу.
Планирование работ по
важности и срокам. Организованность. Умение разумно использовать время.
Признание и уважение
Слабые места Интересуются лишь тем, что
дает быстрый результат. Для них слишком существенны соображения престижа.
Сначала действуют, потом думают. Не доверяют другим. Любят руководить,
резкий, грубый, нетерпеливый.
Многословен, нерешителен, чрезмерно осторожен. Одновременно любит руководить и быть руководимым.
Чрезмерно серьезен, негибок.
Придает очень большое
отношение личным отношениям, они пристрастны. Сентиментальны, откладывают
дела в долгий ящик. Субъективны, не любят ставить цели и достигать их. Они
злопамятны, долго помнят об обидах
Они не внимательны к
подробностям. Не собраны, скоропалительно принимают решения, не практичны.
Боится Что его обойдут. Критики Потерять чувство
безопасности. Уверенности в завтрашнем дне. Ошибиться.
Потерять общественное
признание
Выгоды, которые
могут привлечь его
Сберечь время. Признание,
престиж, заработать деньги, ради здоровья
Сэкономить деньги, получить
удовлетворение
Признание, комфорт Престиж, признание,
гибкость, комфорт и удобство

Остаётся добавить, что матрицу не стоит понимать буквально - "чистых" типажей в природе практически не встречается. Но, всё же, людям свойственны проявления какого-то из этих типажей в большей степени, какого-то в меньшей.
Матрицу можно представить в виде круга, разделённого на 4 сектора, каждый из которых - один из типажей (скажем, если мы начнём с Контролёров, за ними будут следовать Анализаторы, далее - Поддержка и замыкают этот круг Моторы. Таким образом, в противоположных секторах находятся Контролёры и Поддержка, Анализаторы и Моторы. Представителям каждого типажа часто свойственны проявления смежных секторов и практически никогда противоположных. Так же и с возможностью наладить контакт между ними: труднее всего (хотя, конечно, возможно) найти взаимопонимание Поддержке с Контролёрами, а Моторам хочется удавиться рядом с Анализаторами.

Идеалом, к которому следует стремиться в данной схеме, с целью прийти к гармонии с собой и окружающими - является ВЫХОД В ЦЕНТР МАТРИЦЫ, т.е. к гармоничному сочетанию достоинств каждого из типажей..

Вспомнилось.. Накатило что-то.. :)