Краткий конспект квинт гораций флакк. Квинт гораций флакк

(65-8 гг. до н.э.) поэт

Отрадно и почетно умереть за отечество.

Что нам искать земель, согреваемых иным солнцем?

Кто, покинув Отчизну, сможет убежать от себя?

Я не тот, кем был раньше.

Всему есть определенные границы.

Не бывает счастья без червоточин.

Не спрашивай о том, что будет завтра.

Гони природу вилами, она все равно вернется.

Приятным будет наступление часа, на который ты не надеялся.

Человек, хорошо подготовленный, сохраняет надежду в несчастье и боится перемены судьбы в счастливое время.

Урвемте же, други, часок, пока благосклонен к нам случай.

Многое может возродиться из того, что уже умерло.

Мы лишь прах и тень.

Пусть бог не вмешивается.

Не все восхищаются одним и тем же и не все любят одно и то же.

Пользуйся нынешним днем, менее всего доверяя грядущему. Лови мгновение!

Если ныне нам плохо, то не всегда так будет и впредь.

Что будет завтра, бойся разгадывать,

И каждый день, судьбою нам посланный,

Считай за благо!

Золотая середина.

К чему нам в быстротечной жизни домогаться столь многого?

Счастлив тот, кто вдали от забот своими волами обрабатывает отцовскую землю.

Нет ничего счастливого во всех отношениях.

Невозможно благополучие во всех отношениях.

Невозможно человеку знать и предчувствовать, когда от чего страховаться.

Мне приятно, когда меня называют честным человеком.

Кто мешает, смеясь, говорить правду?

И то, что скрыто под землей, время покажет при свете дня!

Трудно по-своему выразить общеизвестные истины.

Голая правда.

Ничто в жизни не достается без большого труда.

Нет ничего невозможного для людей.

Ставь себе лишь достижимые цели.

Не уклоняйся от дела, но и не суетись через меру.

Достиг всеобщего одобрения тот, кто соединил приятное с полезным.

Чему бы ты ни учил, будь краток.

Невозможно все знать.

Сердцем чистым слова впивай и вверяйся мудрейшим.

Запах, который впитал еще новый сосуд, сохранится долгое время.

Испытавший опасается.

Желание избежать ошибки вовлекает в другую.

Осторожность никогда не бывает излишней.

Отличай прямое от кривого.

Дерзай быть мудрым!

Человек не в состоянии предусмотреть, чего ему должно избегать в то или иное мгновение.

Не важно, будет ли он заблуждаться по глупости или в припадке гнева.

Есть и такие ошибки, которые мы извиняем.

Мера должна быть во всем.

Краткость нужна, чтобы речь стремилась легко и свободно,

Чтобы в словах не путалась мысль и ушей не терзала.

Насмешка часто разрешает важные задачи лучше и сильнее, чем строго обличительная речь.

Шутка, насмешливое слово часто удачнее и лучше определяют даже важные вещи, чем серьезное и глубокое изучение.

Как листья ежегодно сменяются на деревьях, так и слова, прожив свой век, уступают место вновь нарождающимся.

Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой.

Если заочно злословит кто друга или, злоречье

Слыша другого о нем, не промолвит ни слова в защиту;

Если для славы забавника выдумать рад небылицу

Или для смеха готов расславить приятеля тайну:

…вот кто опасен, кто черен! Его берегися!

Чаще взвешивай, что и кому говоришь обо всяком.

Надо сегодня сказать лишь то, что уместно сегодня.

Прочее все отложить и сказать в подходящее время.

Чаще зачеркивай написанное.

Овладей предметом, а слова найдутся.

Выпущенное слово не поймаешь.

Однажды выпущенное слово улетает безвозвратно.

Стараюсь быть кратким, делаюсь непонятным.

Рассказывать басню глухому ослу.

Если у тебя есть нечто лучшее – предложи, а если ж нет – покоряйся.

Не наказывай грозным бичом того, кто заслуживает лишь плетки.

За преступлением следует наказание.

Какая польза в напрасных законах там, где нет нравов? Что значат пустые законы без обычаев?

Что значат законы без нравов, что значат нравы без веры?

Что б ни творили цари-сумасброды – страдают ахейцы.

Сильнее тот, кто первый.

По одному и тому же закону необходимость воздаст и великим и малым.

Чистую совесть иметь – не знать за собой прегрешений.

Серебро дешевле золота, золото – нравственных достоинств.

Ненавидим добродетель здравствующую, с завистью ищем исчезнувшую с глаз.

Для тебя добродетель слово, а священная роща – дрова.

Войны прокляты матерями.

Скрытая доблесть мало чем отличается от могильной бездеятельности.

Жили храбрецы и до Агамемнона.

Чтобы жить – будь настороже.

Если хочешь, чтобы друг твой горбов у тебя не заметил, сам не смотри на его бородавки.

Прислушайся к тому, что советует друг.

Если сосед твой горит, беда и тебе угрожает.

Узнай характер друга, чтобы ты не возненавидел его.

Недостатки подруги ускользают от внимания влюбленного.

Добродетель родителей – большое приданое.

Не хмурь бровей!

Подчиняй свой дух. Управляй своим настроением.

В трудных обстоятельствах сохраняй рассудок.

Старайся и в горькие минуты сохранять присутствие духа.

Управляй своим настроением, ибо оно если не повинуется, то повелевает.

Пытаюсь подчинить себе обстоятельства, а не подчиняться им.

Сладко бывает предаться безумию там, где это уместно.

Тот, кто весел, и тот, кто грустит, не выносят друг друга.

Не носи в лес дрова, безумец.

Гнев – кратковременное безумие.

Кто спасает человека против его воли, тот поступает не лучше убийцы.

Легче переносить терпеливо то, что нам не дано исправить.

Большие обещания уменьшают доверие.

Стремясь избежать одних пороков, глупцы впадают в другие.

От вина гибнет красота, вином сокращается молодость.

Неистовствовать свойственно женщинам.

Бережливый не похож на скупого.

Иногда и добрый Гомер дремлет.

Глупые, избегая пороков, впадают в противоположные.

В грязный сосуд что ни влей, непременно прокиснет.

Прожил не худо и тот, кто безвестным родился и умер.

Народ меня освистывает, но сам я себе рукоплещу.

Бойся дешевых похвал, прикрытых лисьею шкурой.

Знатным понравиться людям – не последняя честь.

Скупой всегда нуждается.

С ростом богатства растут и заботы.

Наживайся честно, если можешь, а если нет, то любым способом.

Скряга близок к безумцу.

Кто хмур от честолюбия, а кто – от сребролюбия.

Богатством не изменишь происхождения.

Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему.

Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.

Если у тебя все в порядке с желудком, грудью, ногами, никакие царские сокровища не смогут ничего прибавить.

Ни дом, ни поместья, ни груды бронзы и золота не изгонят из больного тела их владельца горячку, а из духа его – печаль: если обладатель всей этой груды вещей хочет хорошо ими пользоваться, ему нужно быть здоровым.

Кто медлит упорядочить свою жизнь, подобен тому простаку, который дожидается у реки, когда она пронесет свои воды.

Будем держаться всегда сообразно с возрастом каждым.

Лишь один раз приходится совершать смертный путь.

Смерть стучится ко всем одинаково.

Смерть – последняя черта человеческих дел.

Имей в виду, что любой день может оказаться для тебя последним.

Все мы приходим в одно и то же место.

Всех ожидает одна и та же ночь, всем придется когда-нибудь вступить на смертную тропу.

Живи, помня, как коротка жизнь.

Нужно разным характерам и возрастам придавать то, что с ними совместимо.

Выпрягай состарившегося коня.

Смерть настигнет и того, кто от нее бежит.

Неудержимо летит время.

Чему не угрожает губительное время?

Мы говорим, время же завистное мчится.

Увы! Уходят безвозвратно быстротечные годы.

Стремительно уходят годы.

Не те уж годы, да и настроение не то.

Кто знает, добавят ли боги завтрашние времена к прожитым дням?

Всё, что прошло, прошлое.

Час увлекает за собой день.

Хотел бы я знать, какая давность придает сочинению ценность.

Годы бегут, и у нас одно за другим похищают:

Отняли шутки, румянец, пирушки, любви шаловливость.

Один день вытесняется другим.

Знай же, художник, что нужны во всем простота и единство.

Поэту посредственных строчек ввек не простят ни люди, ни боги, ни книжные лавки.

Ничто не может быть красиво со всех точек зрения.

Художникам, как и поэтам, издавна право дано дерзать на все что угодно.

Кто многого добивается, тому многого недостает.

Люди лицом своим смеются со смеющимися, а с плачущими плачут.

Волк зубами, бык рогами угрожает.

Я воздвиг памятник, долговечнее бронзы.

Полное имя Горация, знаменитого древнеримского поэта, видной фигуры «золотого века» римской литературы - Квинт Гораций Флакк. Он родился в Венузии (юго-восток Италии) в 65 г. до н. э., 8 декабря. Его отец был вольноотпущенным рабом, и, несмотря на то, что сам Гораций, сын, де-юре считался свободнорожденным, «сомнительное» происхождение сказалось на формировании его личности, наложило определенный отпечаток на творчество.

Семья переехала из провинции в Рим, чтобы сын мог получить достойное образование, которое стало бы для него пропуском в другую жизнь. Отец зарабатывал посредничеством на аукционах, обеспечивая юному Горацию возможность выучиться. Его образование было типичным для знатной римской молодежи того времени. Двадцатилетним юношей Гораций уезжает в Афины, где поступает в Академию Платона . Успешное овладение греческим языком позволяло ему плодотворно заниматься изучением греческой философии и литературы.

В 44 г. до н. э. убивают Цезаря , и примерно спустя полгода после этого события Юний Брут, который был одним из организаторов убийства диктатора, прибывает в греческую столицу под предлогом посещения лекций философов. Истинной же целью была вербовка молодых людей в республиканскую армию, которая боролась бы с Октавианом и Антонием, преемниками Цезаря. Гораций вступает в ее ряды, в 22 года становится военным трибуном и отбывает в Малую Азию вместе с Брутом. В ноябре 42 г. до н. э. состоялась знаменитая битва при Филиппах, и участвовавший в ней Гораций дезертировал с поля боя. Армия Брута и Кассия потерпела поражение, а ее лидеры свели счеты с жизнью, что заставило будущего поэта отказаться от прежних убеждений. Позднее он говорил о своем увлечении республиканскими идеями как об иллюзии, которая едва не стоила ему жизни.

Примерно в 41 г. до н. э. он вернулся на родину, где узнал о кончине отца и о конфискации семейного имущества (Венузия была подарена ветеранам Цезаря). В 40 г. до н. э. сторонники Брута попали под амнистию, после чего Гораций переехал жить в столицу, где устроился работать секретарем.

К этому же периоду биографии относится начало его творческой деятельности. Первые стихи были написаны на латыни в 39-38 г. до н. э. и впоследствии легли в основу его первой книги «Сатир». Они привлекли к себе внимание общественности, и в 38 г. до н. э. Горация представили Меценату – известному покровителю людей искусства, соратнику и другу Октавиана. Это знакомство сыграло немаловажную роль в его поэтической карьере, однако Гораций, несмотря на открывшиеся перед ним перспективы в связи с приближенностью ко двору, не превратился в льстеца, хотя и был благодарен императору за прекращение затяжной гражданской войны. Сохранились сведения, что он ответил отказом на приглашение Октавиана Августа стать его личным секретарем.

Первый стихотворный сборник – «Сатиры», опубликованный в промежуток между 36 и 33 гг. до н. э., Гораций посвятил покровителю и другу Меценату. Вторая книга «Сатир» увидела свет в 30 г. до н. э., и в этом же году были опубликованы его «Эподы», воспевающие победу Августа над политическими противниками. С этого времени поэт начинает периодически писать лирику, и стихи этого жанра публиковались в сборниках под названием «Песни» (23 г. и 13 г. до н. э.). В 20 г. до н. э. вышла 1-ая книга Посланий – сборник философских писем.

В 17 г. до н. э. Рим отмечал череду государственных праздников, призванных символизировать начало эры его процветания, и именно Гораций получил от императора поручение создать для них гимн, что означало статус первого лица в литературе. Между 19 и 10 гг. до н. э. была написана вторая книга «Посланий», главным объектом которых на этот раз была литература.

Точку в биографии Горация поставила неожиданно развившаяся болезнь. 27 ноября 8 г. до н. э. великий поэт скончался на 57-ом году жизни и был похоронен возле могилы, в которой пару месяцев назад был погребен Меценат.

Квинт Гораций Флакк (65-8 гг. до н. э.) — древнеримский поэт, живший и творивший в бурный век завоевателя Юлия Цезаря, возвысившего Рим, и императора Августа Октавиана, приёмного сына Цезаря и первого императора Рима.

Биография Горация

Молодость Горация, сына вольноотпущенника (бывшего раба), совпала с победой Цезаря в гражданской войне. После убийства Цезаря Гораций примкнул к главарям заговора — Бруту и Кассию, которые вскоре потерпели поражение в войне против преемника Цезаря; затем Гораций был амнистирован и вернулся в Рим. На этом его короткое активное участие в политической жизни было закончено, и он избирает другое поприще, ставшее главным в его жизни, — литературную деятельность.

Уже первые литературные опыты Горация привлекают внимание знатоков поэзии: его приближают к себе известные поэты. Вергилий представляет Горация Меценату — покровителю людей искусства и близкому другу Августа Октавиана. Это знакомство позволило Горацию получить расположение императора, который со временем даже предложил ему занять место своего личного секретаря. Гораций от предложения отказался, следуя избранному в жизни принципу золотой середины (aurea mediocratus ), провозглашённому им в одной из своих од. Это выражение стало крылатым. Гораций также не злоупотреблял своей близостью к Меценату, благодаря покровительству которого он всю жизнь мог заниматься только литературой.

Известность и значимость Горация как поэта были настолько велики, что император Август Октавиан именно ему поручил написать юбилейный гимн на торжественное открытие столетия игр, которые должны были знаменовать окончание войн и начало эпохи процветания Рима (17 г. до н. э.). Исполнение гимна хором из двадцати семи юношей и двадцати семи девушек на белоснежных ступенях храма Аполлона, воспевавших «семихолмный град» — Рим, стало центральным эпизодом торжественной церемонии. Поручение Августа означало признание Горация первым поэтом в Риме.

Умер Квинт Гораций Флакк внезапно, от скоротечной болезни, в самом расцвете своей поэтической славы.

Творчество Горация

Гораций оказался гораздо удачливее своего старшего современника Катулла: его поэтическое наследие дошло до нас полностью, что во многом объясняется широким признанием его поэзии и её поддержкой властью. Произведения Горация и их фрагменты неизменно включались в антологии римской литературы, программы школ и академий, поэтому они легко переходили из века в век. Однако не только благодаря высокому положению Гораций-поэт остался в веках. Этому способствовали высокое мастерство его поэзии, изящество стиха, широчайший метрический диапазон, богатство тем, великолепное развитие традиций греческой лирики Архилоха, Алкея, Сапфо в латинской поэзии.

Наследие Горация состоит из стихотворений, воспитывающих у римлянина мудрое отношение к власти и другим людям; сатир и бесед, в которых поэт учит находить гармонию между своей личностью и обществом и призывает вернуться к добрым нравам прежней жизни; посланий, содержащих поучения и описание науки создания поэзии. Среди многих произведений выделяется «Юбилейный гимн», созданный в год наивысшего подъёма Рима (17 г. до н. э.):

Пусть, о Солнце, ты, что даёшь и прячешь

День, — иным и тем же рождаясь, — пусть же

Ты нигде не узришь ничего славнее

Города Рима.

Перевод Н.С. Гинцбурга

Особое место в творчестве Горация занимают лирические оды, поэтические произведения, написанные высоким стилем для утверждения римской идеологии и прославляющие ценности жизни и достоинства людей, значение их деяний. Наиболее известным в России лирическим произведением Горация стала ода XXX («Памятник»), послужившая образцом для подражания русским поэтам М.В. Ломоносову, Г.Р. Державину и А.С. Пушкину.

Ода Горация XXX («Памятник») стала основой для возникновения нового жанра в мировой литературе — жанра лирического стихотворения, в котором поэт утверждает значение поэзии в мире и подводит итог своего личного творчества. Основные тезисы оды Горация таковы: поэт создал памятник своему творчеству, который крепче металла и неподвластен ни течению времени, ни разрушительному воздействию стихий. Во фразе «нет, не весь я умру» поэт утверждает не своё бессмертие как человека, а бессмертие поэзии, представляющей в человеке «лучшую часть его». Его поэзия не исчезнет, пока сохранится древний обряд его страны и распространится по всем её пределам. Поэзия перетекает из одного времени в другое, как перелился «эолийский напев в песнь италийскую». Гораций гордится своим вкладом в сохранение поэзии и благодарит за это благосклонную к нему Мельпомену — музу трагедии.

Гораций назвал свою оду «К Мельпомене», название «Памятник» она получила в переводах и подражаниях. Очевидно, что, обращаясь к музе высокой поэзии — трагедии, он хотел подчеркнуть огромную роль и заслугу поэта, который претворил свою жизнь в поэтический подвиг. Именно поэтому в литературе возникла традиция обращаться к этому произведению. Переводчики и учёные-филологи старались придерживаться текста Горация, так, например, Ломоносов, будучи учёным и поэтом, перевёл оду близко к источнику. Напротив, Державин и Пушкин, выдающиеся русские поэты классического периода, создали близкие по духу оде Горация свои «Памятники», вложив в них актуальные для своего времени содержание и идеи. Однако главные мысли Горация о вечности и величии поэзии, её значении для своего народа, подвиге поэта остаются неизменными.

Биография

Квинт Гораций Флакк родился 8 декабря 65 до н. э. в семье вольноотпущенника, владельца скромного имения в Венузии, римской военной колонии на юго-востоке Италии, на границе Лукании и Апулии. Его полное имя засвидетельствовано в его работах и в подписи к «Юбилейному Гимну», который он написал по поручению императора Августа к столетним играм 17 до н. э

Отец Горация был вольноотпущенником. Юридически дети вольноотпущенников приравнивались к свободнорожденным, но такое происхождение, тем не менее, рассматривалась как социальная неполноценность, которая окончательно сглаживалась только в следующем поколении. Этот фактор оказал определенное влияние на мировоззрение и творчество Горация. О матери поэт не рассказывает, хотя упоминает няню Пуллию.

Когда будущий поэт был ребенком, его отец оставил имение, спокойную экономную жизнь в провинции и переехал в Рим, чтобы дать сыну должное столичное образование, которое могло бы ввести его в более высокие общественные круги. В столице он исполнял должность комиссионера на аукционах, получая по одному проценту со сделки от покупателя и продавца. «Бедный, честный крестьянин», каким рисует отца Гораций, тем не менее посредством такого занятия сумел покрывать расходы, связанные с образованием сына.

Гораций прошёл через все ступени образования, обычного у римской знати своего времени: от первоначального обучения в школе Орбилия в Риме, где он изучал «Латинскую Одиссею» Ливия Андроника и Гомера до платоновской Академии в Афинах, где он занимался греческой литературой и философией. (Академия того времени служила своего рода университетом или высшей школой для молодой аристократии Рима; одним из «одноклассников» Горация был, например, сын Цицерона.) В Афинах Гораций так хорошо овладел греческим, что даже писал на нём стихи.

Литературные и философские занятия Горация в Афинах были прерваны гражданской войной, наступившей после убийства Цезаря в 44 Осенью этого года, приблизительно через полгода после убийства Цезаря, в Афины прибывает Брут. Посещая философские лекции, он вербует приверженцев республиканского строя для борьбы с преемниками Цезаря - Антонием и Октавианом. Как и Цицерон, Гораций становится сторонником дела республики и присоединяется к Бруту.

Гораций поступает в армию Брута и получает даже несколько неожиданную для сына вольноотпущенника должность военного трибуна (tribunus militum), то есть командира легиона; эту должность занимали в основном дети всадников и сенаторов, и она являлась первым шагом в карьере военного или магистрата. Этот факт позволяет предположить, что к этому времени Гораций (скорее всего, не без денег отца) обладал суммой в 400 000 сестерциев, то есть цензом, необходимым для зачисления в сословие всадников, какая сумма позже позволила ему вкупиться в коллегию писцов.

В битве при Филиппах в ноябре 42 войско Брута и Кассия было рассеяно и обращено в бегство, после чего оба Брут и Кассий кончают самоубийством. После этого поражения Гораций пересматривает свою позицию и отказывается от какой-либо деятельности в этом направлении. Впоследствии Гораций неоднократно упоминает о своих ранних республиканских «иллюзиях» и авантюре, которая могла оказаться для него роковой. В одной из Од он обращается к своему другу Помпею, который также принимал участие в сражении при Филиппах, где сообщает, что выжил только «бросив щит и бежав с поля боя» (что, между прочим, считалось первым признаком трусости).

В Италию он возвращается, вероятно, в начале 41 Отца уже не было в живых; его родина, Венузия, попала в число городов, отданных ветеранам Цезаря, и наследственное имущество Горация оказывается конфискованным. После амнистии, объявленной в 40 сторонникам Брута, он приезжает в Рим и остается там. Несмотря на собственные жалобы о бедности, которая заставляет его заняться поэзией, Гораций имеет достаточно средств, чтобы вкупиться в коллегию квесторских писцов (по ведомству государственных финансов). Римское общество относилось с предубеждением к оплачиваемому труду, но на некоторые квалифицированные профессии такое отношение не распространялось; пожизненные должности этой коллегии считались почетными. Гораций работает секретарем (scriba quaestorius), что обеспечивает ему возможность жить в Риме и заниматься литературой.

Видимо, к 39-38 относятся первые поэтические опыты Горация на латинском языке: гекзаметрические стихотворения, впоследствии ставшие первой книгой «Сатир», и ямбические, впоследствии ставшие «Эподами». Литературные поиски Горация перекликаются с классицистическим движением, которое возглавляют П. Вергилий Марон и Л. Варий Руф. Оба старших поэта становятся его друзьями. В 39-38 годах они представляют Горация Г. Цильнию Меценату, близкому другу и соратнику Октавиана.

Меценат, после девятимесячных раздумий, приближает к себе поэта. Попав в окружение Мецената и соответственно принцепса, Гораций сохраняет присущую ему осмотрительность, не пытается выделиться, во всем проявляет уравновешенность. К программе социальных и политических реформ, проводимых Августом, Гораций относится с должным вниманием, не опускаясь, однако, до уровня «придворного льстеца». Горацием движет не сколько согласие с идеологией принципата, сколько чувство благодарности за долгожданный мир, восстановленный Августом в Италии, в которой почти сто лет происходили гражданские войны.

Светоний свидетельствует, что Октавиан Август предложил Горацию должность своего личного секретаря. Это предложение, в общем сулившее большие выгоды, Горация привлечь не могло и было им тактично отвергнуто. Гораций опасается в том числе того, что, приняв предложение, он лишится своей независимости, которой значительно дорожил.

В 38 Гораций предположительно присутствует, вместе с Меценатом, при морском поражении Октавиана у мыса Палинур. В этом же году Гораций в обществе Мецената, юриста Кокценя Нервы (прадеда императора Нервы), Фонтеня Капитона (уполномоченного и легата Антония в Азии), поэтов Вергилия, Вария, издателя «Энеиды» Плотия Тукки совершает путешествие в Брундизий; об этом путешествии идет речь в известной Сатире (I 5). Между 36 и 36 (наиболее вероятно зимой 36-35) выходит первый сборник стихотворений Горация, книга «Сатир», посвященная Меценату.

В своей поэзии Гораций всегда подчеркивает, что его отношения с Меценатом основаны на взаимном уважении и дружбе независимо от социального статуса; он стремится развеять представление о том, что их отношения имели характер отношений патрона-клиента. Гораций никогда не злоупотребляет дружбой Мецената и не пользуется его расположением в ущерб кому-либо. Гораций далек от того, чтобы требовать от своего покровителя большего; он даже не пользуется этой дружбой, чтобы вернуть отцовское имение, конфискованное Октавианом в пользу ветеранов после сражения при Филиппах. Однако такое в известной мере зависимое состояние Горация не раз становится источником щекотливых положений, из которых он всегда выходит с совершенным тактом и достоинством. Далекий от честолюбивых стремлений, заботам и хлопотам городской жизни Гораций предпочитает тихую и спокойную жизнь в деревне.

Сблизившись с Меценатом и его окружением, Гораций обзаводится сильными покровителями и безусловно получает от Мецената существенные подарки. Предположительно в 33 Гораций приобретает свое прославленное имение в Сабинских горах, на реке Тибур, около теперешнего Тиволи). (По некоторым текстам Горация был сделан вывод, что имение ему было подарено Меценатом (напр. Carmina II 18: 11-14), но ни сам Гораций, ни Светоний об этом не упоминают. Подобные фрагменты вообще проблематично рассматривать как непосредственное свидетельство того, что вилла Горация была подарком; вдобавок, существуют свидетельства о значительном собственном достатке Горация к этому времени.)

2 сентября 31 до н. э. Гораций вместе с Меценатом присутствует при битве у мыса Акций. В 30 до н. э. выходит вторая книга «Сатир» и «Эподы», сборник из 17 стихотворений, которые он писал одновременно с сатирами. Название «Эподы» было дано сборнику грамматиками и указывает на форму двустиший, где короткий стих следует за длинным. Сам Гораций назвал эти стихотворения «ямбами»; образцом для них послужили ямбы греческого поэта первой половины VII в. до н. э. Архилоха. Примечательно, что Гораций с самого начала творческого пути берет за образец древнегреческую классику, а не поэзию александрийцев, в соответствии с тенденцией своего времени и окружения.

Начиная с 30 года Гораций с перерывами пишет лирические стихотворения, первый сборник которых, книги Ι-III, выходит во второй половине 23 Лирические стихотворения вышли под названием «Песни» («Carmina»), но ещё в античности их стали называть одами. Это название сохранилось за ними до нашего времени. В античности греческий термин «ода» не был связан с собственно торжественным пафосом и употреблялся в значении «песня», как эквивалент латинского carmen.

Между 23 и 20 годами Гораций старается держаться вдали от Рима, забрасывает «чистую поэзию» и возвращается к полуфилософской «прозаической Музе» своих «Сатир». На этот раз уже не в полемической форме сатиры, а с преобладанием «мирного положительного» содержания; он пишет 1-ю книгу «Посланий», в которую вошло двадцать стихотворений. Послания выходят в 20 (или в начале 19). В промежутке с конца 20 до осени 19 выходит Послание Юлию Флору, впоследствии второе во втором сборнике «Посланий».

В 17 с беспрецедентной торжественностью справлялись «вековые игры», празднество «обновления века», которое должно было знаменовать конец периода гражданских войн и начало новой эры процветания Рима. Август поручил Горацию написать гимн для церемонии праздников. Для поэта это явилось государственным признанием ведущего положения, которое он занял в римской литературе. Торжественный «Юбилейный гимн» был исполнен в храме Аполлона Палатинского хором из 27 юношей и 27 девушек 3 июня 17 до н. э.

Можно сказать, что теперь, когда Гораций давно «охладел» к лирике, он стал популярным, признанным её мастером. Август обращается к Горацию с новым поручением написать стихотворения, прославляющие воинскую доблесть своих пасынков Тиберия и Друза. По словам Светония, сочинения Горация император «ценил до такой степени, и считал что они останутся на века, что не только возложил на него сочинение „Юбилейного гимна“, но и прославление винделикской победы Тиберия и Друза… заставив к тем трем книгам „Од“ после долгого перерыва добавить четвертую». Так, в 13 появилась 4-я книга од, в которую вошло пятнадцать стихотворений, написанных в дифирамбической манере древнегреческого поэта Пиндара. Империя окончательно стабилизировалась, и в одах уже не остается следа республиканской идеологии. Помимо прославления императора и его пасынков, внешней и внутренней политики Августа как носителя мира и благоденствия, сборник содержит вариации прежних лирических тем.

К последнему десятилетию жизни Горация относится также вторая книга «Посланий», посвященная вопросам литературы. Книга, состоящая из трех писем, создавалась между 19 и 10 годами. Первое послание, обращенное к Августу (который выражал свое неудовольствие по поводу того, что до сих пор ещё не попал в число адресатов) вышло предположительно в 12. Второе послание, обращенное к Юлию Флору, выходило раньше, между 20 и 19 годами; третье, обращенное к Пизонам, вышло предположительно в 10 (и выходило отдельно, возможно, ещё в 18).

Смерть Горация наступила от внезапной болезни, незадолго до его 57-летия, 27 ноября 8 г. Как указывает Светоний, умер Гораций «через пятьдесят девять дней после смерти Мецената, на пятьдесят седьмом году жизни, наследником назначив Августа, при свидетелях устно, так как мучимый приступом болезни был не в силах подписать таблички завещания. Погребен и зарыт на окраине Эсквилина рядом с могилой Мецената».

Квинт Гораций Флакк родился 8 декабря 65 года до нашей эры в солнечной римской колонии Венузии, на юго-востоке Италии, в семье честного трудолюбивого вольноотпущенника. Его отец, понимая, что перспективы успешной жизни сына связаны только с Римом, покидает провинцию и переезжает в столицу империи. Работает комиссионером, обеспечивая будущее Горация.

Гораций успешно постигает основы образования вместе с римской знатью в школе Орбилия, в Платоновской Академии в Афинах, где изучив греческий, свободно пишет на нем стихи. Неожиданная цепь событий прерывает обучение. Убийство Цезаря и гражданская война меняют планы поэта. Поддавшись на ораторское мастерство Брута, Гораций присоединяется к сторонникам республики, и даже получает высокий пост в армии, но после разгрома и паники в войсках разумно передумывает и возвращается в Рим.

Начало 41 года до нашей эры. Умер отец, наследное имение отдано ветеранам, благодаря остаткам накопленных денег, Гораций смог устроится в коллегию писцов, теперь есть стабильный источник доходов, жилье в Риме и занятия литературой. К этому периоду относится проба пера на латинском. Гораций пишет гекзаметрические и ямбические стихи. Первые составят книгу «Сатир», а вторые впоследствии будут «Эподами» .

Поиски стихотворной формы приводят его к движению классицистов. В 39-38 годах происходит значимое событие – встреча и знакомство с Меценатом. В своем дальнейшем творчестве Гораций настаивал, что их отношения были в первую очередь дружескими и человеческими, и только потом отношениями патрона и клиента. Поэт никогда не хвастал знакомством с ближайшим кругом императора Октавиана Августа, до конца жизни оставаясь тактичным, честным и независимым.

Творческие изыскания поэта продолжаются лирическим стихами, выпущенными под названием «Песни» или оды, именно это название пришло к нам через путь столетий. А тем временем закончилась гражданская война, и император поручает Горацию написать гимн, для ознаменования долгожданного мира. Торжественный «Юбилейный гимн» стал знаковым в его творчестве, это было признание всей римской знати величины его таланта.

Последний период жизни Гораций много работает, пишет «Послания», затрагивающее вопросы литературы, дорабатывает четвертую книгу од, постепенно удаляется от шумного Рима в исцеляющую тишину своего поместья. Умирает поэт внезапно, от болезни, 27 ноября 8 года, прожив 57 насыщенных лет. Похоронен на одном холме со своим патроном и другом Меценатом

Квинт Гораций Флакк

(65-8 гг. до н.э.)

поэт

Отрадно и почетно умереть за отечество.

Что нам искать земель, согреваемых иным солнцем?

Кто, покинув Отчизну, сможет убежать от себя?

Я не тот, кем был раньше.

Всему есть определенные границы.

Не бывает счастья без червоточин.

Не спрашивай о том, что будет завтра.

Гони природу вилами, она все равно вернется.

Приятным будет наступление часа, на который ты не надеялся.

Человек, хорошо подготовленный, сохраняет надежду в несчастье и боится перемены судьбы в счастливое время.

Урвемте же, други, часок, пока благосклонен к нам случай.

Многое может возродиться из того, что уже умерло.

Мы лишь прах и тень.

Пусть бог не вмешивается.

Не все восхищаются одним и тем же и не все любят одно и то же.

Пользуйся нынешним днем, менее всего доверяя грядущему. Лови мгновение!

Если ныне нам плохо, то не всегда так будет и впредь.

Что будет завтра, бойся разгадывать,

И каждый день, судьбою нам посланный,

Считай за благо!

Золотая середина.

К чему нам в быстротечной жизни домогаться столь многого?

Счастлив тот, кто вдали от забот своими волами обрабатывает отцовскую землю.

Нет ничего счастливого во всех отношениях.

Невозможно благополучие во всех отношениях.

Невозможно человеку знать и предчувствовать, когда от чего страховаться.

Мне приятно, когда меня называют честным человеком.

Кто мешает, смеясь, говорить правду?

И то, что скрыто под землей, время покажет при свете дня!

Трудно по-своему выразить общеизвестные истины.

Голая правда.

Ничто в жизни не достается без большого труда.

Нет ничего невозможного для людей.

Ставь себе лишь достижимые цели.

Не уклоняйся от дела, но и не суетись через меру.

Достиг всеобщего одобрения тот, кто соединил приятное с полезным.

Чему бы ты ни учил, будь краток.

Невозможно все знать.

Сердцем чистым слова впивай и вверяйся мудрейшим.

Запах, который впитал еще новый сосуд, сохранится долгое время.

Испытавший опасается.

Желание избежать ошибки вовлекает в другую.

Осторожность никогда не бывает излишней.

Отличай прямое от кривого.

Дерзай быть мудрым!

Человек не в состоянии предусмотреть, чего ему должно избегать в то или иное мгновение.

Не важно, будет ли он заблуждаться по глупости или в припадке гнева.

Есть и такие ошибки, которые мы извиняем.

Мера должна быть во всем.

Краткость нужна, чтобы речь стремилась легко и свободно,

Чтобы в словах не путалась мысль и ушей не терзала.

Насмешка часто разрешает важные задачи лучше и сильнее, чем строго обличительная речь.

Шутка, насмешливое слово часто удачнее и лучше определяют даже важные вещи, чем серьезное и глубокое изучение.

Как листья ежегодно сменяются на деревьях, так и слова, прожив свой век, уступают место вновь нарождающимся.

Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой.

Если заочно злословит кто друга или, злоречье

Слыша другого о нем, не промолвит ни слова в защиту;

Если для славы забавника выдумать рад небылицу

Или для смеха готов расславить приятеля тайну:

…вот кто опасен, кто черен! Его берегися!

Чаще взвешивай, что и кому говоришь обо всяком.

Надо сегодня сказать лишь то, что уместно сегодня.

Прочее все отложить и сказать в подходящее время.

Чаще зачеркивай написанное.

Овладей предметом, а слова найдутся.

Выпущенное слово не поймаешь.

Однажды выпущенное слово улетает безвозвратно.

Стараюсь быть кратким, делаюсь непонятным.

Рассказывать басню глухому ослу.

Если у тебя есть нечто лучшее – предложи, а если ж нет – покоряйся.

Не наказывай грозным бичом того, кто заслуживает лишь плетки.

За преступлением следует наказание.

Какая польза в напрасных законах там, где нет нравов? Что значат пустые законы без обычаев?

Что значат законы без нравов, что значат нравы без веры?

Что б ни творили цари-сумасброды – страдают ахейцы.

Сильнее тот, кто первый.

По одному и тому же закону необходимость воздаст и великим и малым.

Чистую совесть иметь – не знать за собой прегрешений.

Серебро дешевле золота, золото – нравственных достоинств.

Ненавидим добродетель здравствующую, с завистью ищем исчезнувшую с глаз.

Для тебя добродетель слово, а священная роща – дрова.

Войны прокляты матерями.

Скрытая доблесть мало чем отличается от могильной бездеятельности.

Жили храбрецы и до Агамемнона.

Чтобы жить – будь настороже.

Если хочешь, чтобы друг твой горбов у тебя не заметил, сам не смотри на его бородавки.

Прислушайся к тому, что советует друг.

Если сосед твой горит, беда и тебе угрожает.

Узнай характер друга, чтобы ты не возненавидел его.

Недостатки подруги ускользают от внимания влюбленного.

Добродетель родителей – большое приданое.

Не хмурь бровей!

Подчиняй свой дух. Управляй своим настроением.

В трудных обстоятельствах сохраняй рассудок.

Старайся и в горькие минуты сохранять присутствие духа.

Управляй своим настроением, ибо оно если не повинуется, то повелевает.

Пытаюсь подчинить себе обстоятельства, а не подчиняться им.

Сладко бывает предаться безумию там, где это уместно.

Тот, кто весел, и тот, кто грустит, не выносят друг друга.

Не носи в лес дрова, безумец.

Гнев – кратковременное безумие.

Кто спасает человека против его воли, тот поступает не лучше убийцы.

Легче переносить терпеливо то, что нам не дано исправить.

Большие обещания уменьшают доверие.

Стремясь избежать одних пороков, глупцы впадают в другие.

От вина гибнет красота, вином сокращается молодость.

Неистовствовать свойственно женщинам.

Бережливый не похож на скупого.

Иногда и добрый Гомер дремлет.

Глупые, избегая пороков, впадают в противоположные.

В грязный сосуд что ни влей, непременно прокиснет.

Прожил не худо и тот, кто безвестным родился и умер.

Народ меня освистывает, но сам я себе рукоплещу.

Бойся дешевых похвал, прикрытых лисьею шкурой.

Знатным понравиться людям – не последняя честь.

Скупой всегда нуждается.

С ростом богатства растут и заботы.

Наживайся честно, если можешь, а если нет, то любым способом.

Скряга близок к безумцу.

Кто хмур от честолюбия, а кто – от сребролюбия.

Богатством не изменишь происхождения.

Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему.

Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.

Если у тебя все в порядке с желудком, грудью, ногами, никакие царские сокровища не смогут ничего прибавить.

Ни дом, ни поместья, ни груды бронзы и золота не изгонят из больного тела их владельца горячку, а из духа его – печаль: если обладатель всей этой груды вещей хочет хорошо ими пользоваться, ему нужно быть здоровым.

Кто медлит упорядочить свою жизнь, подобен тому простаку, который дожидается у реки, когда она пронесет свои воды.

Будем держаться всегда сообразно с возрастом каждым.

Лишь один раз приходится совершать смертный путь.

Смерть стучится ко всем одинаково.

Смерть – последняя черта человеческих дел.

Имей в виду, что любой день может оказаться для тебя последним.

Все мы приходим в одно и то же место.

Всех ожидает одна и та же ночь, всем придется когда-нибудь вступить на смертную тропу.

Живи, помня, как коротка жизнь.

Нужно разным характерам и возрастам придавать то, что с ними совместимо.

Выпрягай состарившегося коня.

Смерть настигнет и того, кто от нее бежит.

Неудержимо летит время.

Чему не угрожает губительное время?

Мы говорим, время же завистное мчится.

Увы! Уходят безвозвратно быстротечные годы.

Стремительно уходят годы.

Не те уж годы, да и настроение не то.

Кто знает, добавят ли боги завтрашние времена к прожитым дням?

Всё, что прошло, прошлое.

Час увлекает за собой день.

Хотел бы я знать, какая давность придает сочинению ценность.

Годы бегут, и у нас одно за другим похищают:

Отняли шутки, румянец, пирушки, любви шаловливость.

Один день вытесняется другим.

Знай же, художник, что нужны во всем простота и единство.

Поэту посредственных строчек ввек не простят ни люди, ни боги, ни книжные лавки.

Ничто не может быть красиво со всех точек зрения.

Художникам, как и поэтам, издавна право дано дерзать на все что угодно.

Кто многого добивается, тому многого недостает.

Люди лицом своим смеются со смеющимися, а с плачущими плачут.

Волк зубами, бык рогами угрожает.

Я воздвиг памятник, долговечнее бронзы.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Квинт Гораций Флакк (65-8 гг. до н.э.) поэт Отрадно и почетно умереть за отечество.Что нам искать земель, согреваемых иным солнцем?Кто, покинув Отчизну, сможет убежать от себя?Я не тот, кем был раньше.Всему есть определенные границы.К чему нам в быстротечной жизни домогаться

Из книги 100 великих писателей автора Иванов Геннадий Викторович

Персий Флакк Авл (34-62 гг.) поэт-сатирик Будем веселиться: нынешний день – наш.Брось пустые слова!Час убегает, в нем и то, что я говорю.Разумом дух покорен и старается быть побежденным.Живи по своей жатве.Предупреждайте болезнь, когда она только

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

Алкуин Флакк Альбин (ок.735 – 804 гг.) англосаксонский ученый, автор богословских трактатов, учебников философии и математики Музыка – наука, которая говорит о цифрах, находящихся в звуках.Глас народа – глас

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

Гораций (65–8 до н. э.) Квинт Гораций Флакк, один из прославленных римских поэтов эпохи Августа, родился в апулийском городе Венузии, на границе Лукании, и был сыном вольноотпущенника. Несмотря на скудный достаток, отец дал сыну приличное образование, сперва в Венузии, затем

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

Гораций (Horace) Трагедия (1640)Давние союзники Рим и Альба вступили в войну друг с другом. До сих пор между вражескими армиями происходили лишь мелкие стычки, но теперь, кода войско альбанцев стоит у стен Рима, должно разыграться решающее сражение.Сердце Сабины, супруги

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

ГОРАЦИЙ Квинт Гораций Флакк (65-8 до н. э.) – римский поэт.* * * Дерзай быть мудрым! Нет ничего невозможного для людей. Пользуйся нынешним днем, менее всего доверяя грядущему. Лови мгновение! Ничто в жизни не достается без большого труда. Мера должна быть во

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Из книги Кабинет доктора Либидо. Том II (В – Г) автора Сосновский Александр Васильевич

Из книги автора

Квинт ГОРАЦИЙ Флакк (Quintus Horatius Flaccus, 65–8 до н. э.), римский поэт 637 Лик от красавицы девы, а хвост от чешуйчатой рыбы. «Наука поэзии» (ок. 15 г. до н. э.) («Послания», II, 3 («К Пизонам»), стих 3; пер. М. Гаспарова? Гораций, с. 383 638 Художникам, как и поэтам, Издавна право дано дерзать на

Из книги автора

Авл ПЕРСИЙ Флакк (Aulus Persius Flaccus, 34–62 н. э.), римский поэтсатирик 162 Кто это станет читать? // Quis leget haec? «Сатиры», I, 2 ? Бабичев, с.

Из книги автора

УОЛПОЛ, Гораций (Хорас) (Walpole, Horace, 1717–1797), английский писатель13Легче было завоевать Восток, чем решить, что с ним потом делать.Письмо к Хорасу Манну от 27 марта 1772 г.? Knowles, p.

Из книги автора

Гораций (Horatius) (65 до н. э.-8 до н. э.), древнеримский поэт.Родился 8 декабря 65 до н. э. в Венусии, на границе Апулии и Лукании в семье вольноотпущенного раба, занимавшегося торговлей. Полное имя Квинт Гораций Флакк (Quintus Horatius Flaccus). Получил хорошее образование в Афинах. Был