Культура во время правления екатерины 2. Реформы эпохи Екатерины II в области культуры и образования

Екатерина Великая внесла существенный вклад в развитие Ислама на территории империи. Под её влиянием правительственная политика по отношению к российским мусульманам поменялась коренным образом. Новая государыня сразу же взяла курс на покровительство Исламу, за что получила среди татарского населения почётное наименование «Эби пашта» («Бабушка-царица»).

Екатерина II Алексеевна Великая (урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская ) – императрица Всероссийская с 1762 по 1796 год, пришла к власти в ходе дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного мужа Петра III.

Современный россиянин, наверное, всё-таки в большей степени ознакомлен с политическим весом, который имела эта великая императрица, с нюансами дворцовых интриг её времени, с подробностями её личной жизни. Но, к сожалению, за этим всем ускользает от взгляда то, какой образованной женщиной была Екатерина и какой вклад она внесла в развитие таких важных для становления нравственного мира каждого из нас областей, как культура и духовность. Для многих остаются в тени и её выдающиеся заслуги перед научным миром, которые послужили тому, что Русь стала славиться на весь мир своими учёными.

Известно, что императрица читала много книг по истории, философии, юриспруденции, сочинения Вольтера, Дидро, Монтескьё, Тацита, Бейля, большое количество другой литературы. Одну из собственных задач в начале правления Екатерина сформулировала так: «Нужно просвещать нацию, которой должно управлять».

Именно при Екатерине Великой в культурном отношении Россия вошла в число великих европейских держав , чему немало способствовала сама императрица, увлекавшаяся литературной деятельностью, собиравшая шедевры живописи и состоявшая в переписке с французскими просветителями. В целом политика Екатерины и её реформы вписываются в русло просвещённого абсолютизма XVIII века.

Приверженность Екатерины идеям Просвещения в значительной мере предопределила то, что для характеристики внутренней политики екатерининского времени часто используется термин «просвещённый абсолютизм». Некоторые идеи Просвещения она действительно воплотила в жизнь.

За время её правления население возросло с 23,2 млн (в 1763 г.) до 37,4 млн (в 1796 г.), по численности населения Россия стала самой крупной европейской страной (на неё приходилось 20 % населения Европы). Екатерина II образовала 29 новых губерний и построила около 144 городов.

Развитие системы образования

В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. Фактически было положено начало современной системе образования.

Активно стали открываться училища.

В 1755 г. был открыт Московский университет , в нём числилось сначала 100 студентов.

При Екатерине уделялось особое внимание развитию женского образования : в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц.

Кроме того, императрица основала Новодевичий институт для воспитания мещанских девиц .

Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив.

11 октября 1783 года основана Российская академия . В академиях работали лучшие зарубежные учёные Эйлер, Паллас, Бёмер, Шторх, Крафт, Миллер, Вахмейстер, Георги, Клингер и другие.

В Москве и Петербурге начали свою работу воспитательные дома для беспризорных детей , где они получали образование и воспитание.

Обязанность открывать училища губернского и уездного уровня была возложена императрицей на приказы общественного призрения. В 1780 г. Екатерина совершила инспекционную поездку по северо-западным областям России. Эта поездка показала достигнутые успехи и то, что ещё предстояло сделать в будущем. Например, в Пскове ей доложили, что школу для мещанских детей, в отличие от дворянских, так и не открыли. Екатерина немедленно пожаловала 1000 руб. на заведение городской школы, 500 руб. – на духовную семинарию, 300 – на сиротский приют и 400 – на богадельню. В 1777 г. было открыто государственное Коммерческое училище для купечества. В Санкт-Петербурге Екатерина II на собственные средства в 1781 г. основала учебное заведение при Исаакиевском соборе. В том же году при храмах было организовано ещё шесть школ. К 1781 г. в них обучалось 486 человек.

Об эпохе просвещённого абсолютизма

К своей эпохе и её реалиям Екатерина II относилась трезво, остро чувствовала трагическую непреодолимость ключевого противоречия теории и практики популярного тогда просвещённого абсолютизма: между необходимостью радикально менять сложившийся порядок вещей (сословный строй, деспотизм, бесправие и др.) и недопустимостью потрясений, нуждой в стабильности, невозможностью ущемить ту социальную силу, на которой этот порядок держится, – дворянство. Екатерина II как, быть может, никто другой понимала трагическую непреодолимость этого противоречия: «Вы, – пеняла она французскому философу Дени Дидро, – пишете на бумаге, которая всё стерпит, я же, бедная императрица, – на коже человеческой, столь чувствительной и болезненной». Это высказывание подчёркивает, что правительница эмоционально относилась к принимаемым ею решениям и возглавляемому ею же народу.

Для помощи вдовам была создана Вдовья казна .

Развитие системы здравоохранения

Началась кампания по обязательному прививанию оспы , причём Екатерина решила подать подданным личный пример: в ночь на 12 (23) октября 1768 года прививку от оспы сделали самой императрице.

Именно при Екатерине II борьба с эпидемиями в России стала приобретать характер государственных мероприятий , непосредственно входивших в круг обязанностей императорского Совета, Сената. Для противодействия проникновению и распространению инфекций по указу Екатерины были созданы форпосты, размещённые не только на границах, но и на дорогах, ведущих в центр России. Был создан «Устав пограничных и портовых карантинов».

Развивались новые для России направления медицины : были открыты больницы для лечения сифилиса, психиатрические больницы и приюты. Издан ряд фундаментальных трудов по вопросам медицины.

При Екатерине II в Санкт-Петербурге появились Эрмитаж и Публичная библиотека . Она покровительствовала различным областям искусства – архитектуре, музыке, живописи.

Литературная деятельность

Екатерина принадлежала к немногочисленному числу монархов, которые столь интенсивно и непосредственно общались со своими подданными путём составления манифестов, инструкций, законов, полемических статей и косвенно – в виде сатирических сочинений, исторических драм и педагогических опусов.

В своих мемуарах она признавалась: «Я не могу видеть чистого пера без того, чтобы не испытывать желания немедленно окунуть его в чернила».

Екатерина оставила после себя большое собрание сочинений – записки, переводы, басни, сказки, комедии «О, время!», «Именины госпожи Ворчалкиной», «Передняя знатного боярина», «Госпожа Вестникова с семьёю», «Невеста-невидимка» (1771–1772), эссе, либретто к пяти операм («Февей», «Новгородской богатырь Боеславичь», «Храброй и смелой витязь Ахридеичь», «Горебогатырь Косометович», «Федул с детьми»; премьеры состоялись в Санкт-Петербурге в 1786–1791 гг.).

Екатерина выступила инициатором, организатором и автором либретто помпезного национально-патриотического проекта – «исторического действа» «Начальное управление Олега», для которого привлекла лучших композиторов, певцов и хореографов (премьера состоялась в Петербурге 22 октября (2 ноября) 1790 г.). Все петербургские спектакли по произведениям Екатерины были обставлены чрезвычайно богато. Оперы «Февей» и «Горебогатырь», а также оратория «Начальное управление» были изданы в клавире и партитуре (что по тем временам в России – необычайная редкость).

Журналистская деятельность

Екатерина участвовала в еженедельном сатирическом журнале «Всякая всячина», издававшемся с 1769 года. Императрица обратилась к журналистике с целью воздействия на общественное мнение , поэтому главной идеей журнала была критика человеческих пороков и слабостей. Другими предметами иронии были суеверия населения. Сама Екатерина называла журнал: «Сатира в улыбательном духе».

Политика религиозной терпимости

В России при Екатерине II декларировалась политика религиозной терпимости . Так, в 1773 году издаётся закон о терпимости всех вероисповеданий, запрещающий православному духовенству вмешиваться в дела других конфессий; светская власть оставляет за собой право решать вопрос об учреждении храмов любой веры. Но при этом ограничила власть Церкви, введя сдерживающий экономический фактор. Екатерина добилась от правительства Речи Посполитой уравнения в правах религиозных меньшинств – православных и протестантов. Им также дозволялось строить кирхи, школы, свободно совершать богослужения. В конце XVIII века только в одном Санкт-Петербурге насчитывалось более 20 тыс. лютеран.

За иудейской религией сохранялось право на публичное отправление веры. Религиозные дела и споры были оставлены в ведении еврейских судов. Евреи, в зависимости от имеющегося у них капитала, причислялись к соответствующему сословию и могли избираться в органы местного самоуправления, становиться судьями и прочими госслужащими.

Буддизм также получил государственную поддержку в регионах, где он традиционно исповедовался. В 1764 году Екатерина учредила пост Хамбо-ламы – главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. В 1766 году бурятские ламы признали Екатерину воплощением бодхисаттвы Белой Тары за благожелательность к буддизму и гуманное правление.

Екатерина разрешила ордену иезуитов , который был к тому времени официально запрещён во всех странах Европы (решениями европейских государств и буллой папы римского), перенести свою штаб-квартиру в Россию. В дальнейшем она покровительствовала ордену: предоставила ему возможность открыть свою новую резиденцию в Могилёве, запретила и конфисковала все выпущенные экземпляры «клеветнической» (по её мнению) истории ордена иезуитов, посещала их учреждения и оказывала другие любезности.

Вклад в развитие Ислама

Екатерина Великая немало поспособствовала развитию Ислама на территории империи . Под её влиянием правительственная политика по отношению к российским мусульманам поменялась коренным образом. Новая государыня сразу же взяла курс на покровительство Исламу , за что получила среди татарского населения почётное наименование «Эби пашта» («Бабушка-царица»).

Обнародованный в 1773 г. указ государыни «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, предоставляя все сие светским правительствам» не только положил конец принудительной христианизации, но и окончательно снял запрет на строительство мечетей .

Посетив Казань в 1766 г., Екатерина II лично дала разрешение купцам Юнусовым на строительство в городе каменной мечети . Юнусовская мечеть , построенная в 1767–1771 гг., впоследствии получила наименование «мечеть Марджани» – по имени татарского просветителя Шигабуддина Марджани, бывшего её имамом. Она стала первой каменной мечетью , построенной в Казани после её присоединения к России. Вслед за ней в 1768 г. в Казани была воздвигнута Апанаевская мечеть в стиле русского барокко на средства купца Ибрагима Султанаева.

В екатерининские времена начинается строительство мечетей и в других городах России: в 1768 г. воздвигнуты двухминаретная мечеть в Татарской слободе Яицкого городка (ныне – г. Уральск в Казахстане), а также новое здание Ханской мечети в г. Касимове (ныне – Рязанская область).

В царствование Екатерины II численность мусульманских подданных Российской империи существенно увеличилась . Это произошло вследствие присоединения Крымского ханства. В Манифесте по случаю присоединения Крыма к России от 8 апреля 1783 г. Екатерина II обязалась «охранять и защищать храмы и природную веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно».

В связи с этим предпринимаются шаги по интеграции мусульман в сословную структуру Российской империи. В 1784 г. татарским мурзам и башкирским старшинам предоставляются права российского дворянства, в том числе право владения населёнными имениями. Тогда же были даны значительные льготы мусульманским купцам, ведущим торговлю с Туркестаном, Персией, Индией и Китаем .

Учреждение муфтиятов

Особенно много сделала Екатерина II для утверждения прав мусульманского духовенства. В 1782 г. в Уфе был учреждён муфтият, и мусульманские священнослужители выделились в особое духовное сословие. Вскоре мусульмане России получили собственную конфессиональную организацию: именным указом Екатерины II от 22 сентября 1788 г. было создано Оренбургское духовное собрание с местопребыванием в Уфе .

Манифест гласил: «Учредить в Уфе духовное собрание Магометанского закона, которое имеет в ведомстве своём всех духовных чинов того закона…».

В завершение необходимо отметить, что Екатерина II, безусловно, была личностью довольно противоречивой, проявившейся с самых разных сторон, в которых иногда одно было полной противоположностью другому. Однако справедливо помнить не только эти противоречия, но и тот несомненный мощный импульс, который именно она дала Российской империи и её жителям как для развития великого государства, так и для роста духовного мира россиян.

Составлено по материалам «Википедии», verigi.ru

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

- 22.32 Кб

Цели доклада: изучение культуры и искусства при Екатерине 2, в том числе живописи, театра, образования, науки, литературы

Задачи доклада : проинформировать аудиторию об особенностях культуры и искусства середина 18 века

Введение

Екатери́на II Великая (Екатерина Алексе́евна; при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская)-одна из выдающихся императриц России, правившая в 1762 - 1796 годах. Она проводила политику просвещенного абсолютизма.

Просвещенный абсолютизм- политика, принимавшая форму следования идеям Просвещения; выражалась в проведении реформ, уничтожавших некоторые, наиболее устаревшие феодальные институты.Представляет собой совокупную память, связанную с раскрытием, передачей и сохранением идеалов, ценностных ориентаций, эстетических представлений, а также морального поведения, присущих просвещенному дворянству как элитарной социальной группе.

Образование и просвещение.

Во второй половине XVIII в. в России существовало несколько типов учебных заведений, коренным образом отличавшихся друг от друга.

Первым типом являлись общеобразовательные школы (училища). Согласно Уставу 1786 г. в губернских городах открывались Главные четырехклассные училища, приближенные по типу к средней школе, в уездных - Малые двухклассные училища, в которых преподавали чтение, письмо, священную историю, элементарные курсы арифметики и грамматики. Впервые в школах вводились единые учебные планы, классно-урочная система, разрабатывалась методика преподавания. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т.п. Немалую роль в развитии просвещения в России сыграли так называемые солдатские школы - общеобразовательные училища для солдатских детей. Это -начальная школа, которая обучала не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, артиллерии. К типу солдатских школ принадлежали также национальные военные школы, открытые на Северном Кавказе.

К общеобразовательным школам, хотя и с рядом оговорок, можно отнести и создававшиеся во второй половине XVIII в. так называемые миссионерские школы для детей татар, чуваш и других нерусских народов Поволжья.Положительное их значение состояло в том, что они давали минимум общеобразовательных знаний, в них изучали русский язык. Наибольшего распространения просвещение достигло у татар. Школы содержались за счет населения, поэтому были платными и доступными только для зажиточных людей.

Второй тип школ в России в XVIII в. - это дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных девиц и т.д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. В шляхетских корпусах (Сухопутном, Морском, Артиллерийском, Инженерном) готовили главным образом офицеров для армии и флота, но одновременно давали широкое по тому времени общее образование. Сословными учебными заведениями были благородные пансионы - частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете. Екатерина II впервые в России создает закрытое светское учебное заведение как сугубо женское по западному образцу, но, в отличие от французского колледжа, для дворянок именитых семей, под названием Смольного института благородных девиц. Светская направленность института выразилась прежде всего в самой Программе и содержании обучения, которое определялось, как циклом преимущественно светских гуманитарных дисциплин (за исключением закона Божьего), включающих грамматику, иностранные языки, географию и литературу, так и предметами, которые развивали навыки светского поведения и общения. К ним относились музицирование и танцы, с изначальными основами хореографии, и, наконец, даже риторика. Смольный монастырь, в котором находился институт благородных девиц, несмотря на светский характер, накладывал особый дух аскетизма на существующие в нем правила. Воспитанницы должны были скрупулезно соблюдать дисциплинарный кодекс поведения института, что было весьма нелегко, поскольку запрещались хотя бы какие-нибудь небольшие отклонения от существующих в нем норм поведения. Например, необходимо было вовремя, без малейших опозданий, соблюдать строгий распорядок дня, предусмотренный правилами. Поскольку заведение было закрытым и вход посетителям, даже родственникам в течение всего срока обучения в него строго запрещался, царившая, в заведении подобного типа, атмосфера уединения накладывала особый отпечаток на девушек, воспитывая в них строгость и целомудренность.

Широкое распространение в дворянских семьях получило домашнее воспитание с помощью учителей и гувернеров.

К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии 1-й школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось более 20 тыс. человек. Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства. Главной задачей этих школ была подготовка священников.Четвертый тип учебных заведений составляло сравнительно небольшое количество (около десятка) специальных школ (горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в, 1757 г. Академия художеств. Важным этапом в процессе развития русской светской высшей школы было основание в 1755 г. Московского университета. В отличие от всех европейских университетов обучение в нем было бесплатным. С момента открытия университет имел три факультета: философский, медицинский и юридический.

Наука.

В развитии отечественной науки выдающееся место занимал М.В.Ломоносов, а среди иностранных ученых - Л.Эйлер, вырастивший целую плеяду талантливых учеников. Среди них С.К.Котельников, разработавший вопросы теоретической механики и математической физики, С.Я.Румовский - основоположник отечественной астрономии.

Пристальным вниманием пользовалось изучение природных ресурсов страны. Вторая половина XVIII в. примечательна небывалым взлетом технической мысли. В 60-е годы развернулась деятельность великого русского изобретателя И.И.Ползунова, прославившегося изобретением первой в мирe универсальной паровой машины, которой можно было приводить в действие любые заводские механизмы. Другим крупным изобретателем того, периода был И.П.Кулибин, творческая мысль которого охватывала Разнообразные отрасли техники.

Художественная культура.

Во второй половине XVIII века по сравнению с его началом возрастала воспитательно-нравственная роль литературы и искусства. Появляются «просвещенный» читатель. В моде были домашние спектакли и музыкальные вечера. В столицах и провинции появился интерес к собиранию книг и коллекционированию произведений искусства. С конца 60-х гг. в Академии художеств начали устраиваться ежегодные выставки живописи. Русская художественная культура этого времени развивалась в направлении, совпадающем с европейскими стилями, и подчинялась общим закономерностям их развития. В условиях феодально-крепостнического строя литература была дворянской, развивавшейся главным образом в русле классицизма, четко проявляя при этом особенности, присущие русскому классицизму. Идейной основой его была борьба за национальную государственность под эгидой абсолютизма. В 70-80-е годы на смену классицизму приходит новое течение - сентиментализм, отличающийся большим вниманием к человеческим чувствам, личной добродетели. Наиболее полное выражение сентиментализм получил в произведениях Н.И.Карамзина. Сентиментализм появился в качестве направления, противостоящего классицизму.Наряду с этими течениями все больше выявляются реалистические тенденции русской литературы.

Театр

Во второй половине XVIII в. в России широкое развитие получило театральное искусство. Замечательным событием в истории русского театра является возникновение в Петербурге в 1756 г. публичного театра во главе с русским актером Ф.Г.Волковым. Но первоначально этот театр не был общедоступным. Его спектакли обслуживали придворные круги.

Постепенно происходит слияние любительских и частных трупп и образование профессиональных театров. В Москве действовал «Российский театр», в 1779-1783 гг. в Петербурге - театр на Царицыном лугу. В 1783 г. открывается многоярусный каменный театр («Большой театр»). Тогда же переходит в казну театр К.Книппера («Малый театр»).Любительские и профессиональные театры возникают в Нижнем Новгороде, Калуге, Харькове, Тамбове, Воронеже, Казани и других городах. В одной лишь Москве их было около пятнадцати. Известнейший театр с великолепной труппой крепостных актеров был у графов П.В. и Н.П.Шереметьевых в Останкино.

Архитектура

В русской архитектуре складывается новый стиль - классицизм. Блеск и парадность барокко перестают удовлетворять требованиям времени. На смену пышности и праздничности барокко приходит строгость, простота и величие классицизма. Его отличает четкое сочетание архитектурных членений, подчинение второстепенных элементов главному, наличие портиков и колоннад. В стиле классицизма возводились столичные ансамбли, загородные дворцы, общественные здания в провинции, жилые постройки в мелкопоместных усадьбах. Большую роль в архитектурном зодчестве северной столицы сыграли иностранные специалисты Выдающиеся скульпторы: В.И.Баженов, Ф.И.Шубин, М.И.Козловский, Жан Валлен-Деламот, Юрий Фельтен.

Живопись

Русская живопись во второй половине XVIII в. вступила в новый этап своего развития. Он характеризуется прежде всего совершенствованием портретной живописи. Портреты, выполненные русскими художниками (Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский), стояли на уровне лучших образцов мировой живописи. Новшество состояло в появлении ранее почти отсутствовавших жанров: пейзажей (С.Ф.Щедрин), полотен на сюжеты из отечественной истории ^Г.И.У трюмов), картин с бытовыми сюжетами (М.Шибанов). Повышению профессионализма живописного искусства и постепенному вытеснению иностранных мастеров и в творческом, и в педагогическом процессе способствовала Академия художеств.

Вывод : В эпоху Екатерины второй происходили активные изменения в области науки и искусства. Она уделяла огромное внимание образованию. Однако оно было доступно не в сем. В осном, Екатерина придерживается западных традиций и идеалов.

Заключение : Тема требует дальнейшего рассмотрения, так как нельзя однозначно оценивать, все екатерининские преобразования

Список литературы

  • Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999. С. 277-330;
  • Заичкин И., Почкаев И. Русская история. От Екатерины Великой до Александра II
  • Т.Е. Смольянинова - Выпуск 2. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.113-123
  • Записки императрицы Екатерины Второй. (London, 1859)
  • Лаппо-Данилевский А.С. Собр. и Свод законов Рос. империи, сост. в царств. Императрицы Екатерины II
  • Журнал Родина- выпуск №1 1993 год
  • Боханов « История России с древнейших времен до наших дней»

Описание работы

Просвещенный абсолютизм- политика, принимавшая форму следования идеям Просвещения; выражалась в проведении реформ, уничтожавших некоторые, наиболее устаревшие феодальные институты.Представляет собой совокупную память, связанную с раскрытием, передачей и сохранением идеалов, ценностных ориентаций, эстетических представлений, а также морального поведения, присущих просвещенному дворянству как элитарной социальной группе.

Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. Сама она получила прекрасное домашнее образование: обучение иностранным языкам, танцам, политической истории, философии, экономики, права и считалась умной и образованной женщиной. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.

Ряд мероприятий эпохи "просвещённого абсолютизма” имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. начала обучение Академия художеств.

Проявлением "просвещенного абсолютизма" явилась попытка императрицы сформировать общественное мнение с помощью журналистской деятельности. 1769 г. она стала издавать сатирический журнал “Всякая всячина”, где критиковались человеческие пороки и суеверия, открыла типографию Московского университета, во главе которой встал Н.И. Новиков - русский просветитель, публицист и писатель. Пушкин называл его “одним из тех, кто распространял первые лучи просвещения”. Он сделал доступными широкому кругу читателей произведения В. Шекспира, Ж.Б. Мольера, М. Сервантеса, труды французских просветителей, русских историков. Новиков издавал много журналов, где впервые для России звучала критика крепостничества. Таким образом, именно в век Екатерины с одной стороны крепостнический строй достиг своего апогея, а с другой - зародился протест против него не только со стороны угнетенного класса (крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва), но и со стороны формировавшейся российской интеллигенции.

Образовательная политика Екатерины, как и Петра I, базировалась на российской интерпретации общественного развития, согласно которому воля самодержца диктует законы бытия. Сфера образования была приватизирована государством, властью, объявлена сферой государственных интересов, поэтому какие-либо общественные инициативы в ней допустимы только с ведома, разрешения и под контролем власти. Государственная педагогика ориентировалась на интересы социума, в ней не было места человеку и его личностным качествам. Более того, в русском обществе, где все отношения пролегали по оси «государство – подданный» образование не могло не быть поставлено на службу государству.

Сфера образования и педагогическая мысль Российской империи с XVIII века ориентировались в основном на опыт стран Европы (Англии, Франции, Австрии, Германии), их философию и педагогику, но и культуру. Происходило главным образом некритическое заимствование, безоговорочное перенесение социального и культурного, вплоть до бытового, опыта европейских стран в учебные заведения и образовательную систему России.

В правление Екатерины II, в век Просвещения, на школу возлагалось не только создание «новой породы людей» из лучших представителей дворянства, но и создание по европейскому образцу «третьего сословия». XVI-я глава Большого Наказа поясняла, что к среднему роду людей отнесены те, «кои не быв ни дворянином, ни хлебопашцем, упражняются в художествах, в науках, в мореплавании, в торговле и ремеслах», а также все те, которые, «не быв дворянами, выходить будут из всех правительственных учрежденных училищ и воспитательных домов, какого бы те училища звания ни были, духовные или светские».

В целом весь XVIII век для России прошел под знаком насильственного навязывания верховной властью обществу учения и создания учебных заведений, первоначальными попытками привлечения в них детей всех сословий, за исключением крепостного крестьянства, но постепенно образовательная политика государства в конце концов сконцентрировалась на двух состояниях - дворянстве и разночинцах и практически не касалась других податных сословий.

Страница 1

Осознав трудности кардинального реформирования России, Екатерина решила подойти к проблеме обновления страны с другой стороны: она задумывала осуществить задачу воспитания новых людей, нравственно совершенных, которые в таком же духе будут воспитывать своих людей, что приведет к изменению общества.

Большое внимание уделяла Екатерина образованию народа, поскольку уровень грамотности в те годы был невысок даже среди дворян, не говоря уже о горожанах и крестьянах. Страна нуждалась в грамотных, образованных кадрах. Поэтому в 1786 году был издан «Устав народным училищам в Российской империи», по которому в каждом губернском городе открывались четырехлетние народные училища, в уездных городах – малые народные училища, работавшие по единым государственным программам.

Предполагалось, что новая порода людей будет воспитываться исключительно в европейском духе. Большое внимание уделялось иностранным языкам и гуманитарному образованию. Появились воспитательные дома в Москве и Петербурге, были реформированы кадетские корпуса, возникли закрытые институты для девушек-горожанок, в том числе знаменитый Смольный институт благородных девиц.

Однако сама идея изменить общество через воспитание новой породы людей была утопической, и воспитательный эксперимент закончился неудачей. Несостоятельной оказалась система воспитательных домов, государство забывало их финансировать, в них процветало казнокрадство. В особенно тяжелом положении находились такие школы в провинции.

Хотя и медленно, но развивалась организация медицинской помощи населению. Каждый город обязан был иметь больницу, госпиталь, заводить приюты для неизлечимо больных людей. Врачей не хватало, их выписывали из-за границы, они должны были обслуживать не только горожан, но и жителей уездов. Ради просвещения и развития медицины Екатерина II решилась на пробную прививку оспы себе и своему сыну.

Система образования, ориентированная на Запад, приводила к крайностям в общественной психологии слоя грамотных и образованных людей. Одни, познакомившись с европейской культурой, ничего другого не хотели знать, говорили исключительно по-французски, а некоторые начинали сожалеть, что родились в России. С другой стороны, часть образованных людей, болея за свою страну, отворачивались от Запада и искали ответы на сложные проблемы жизни в допетровской старине. Так создавалась почва для будущих дискуссий западников и славянофилов.

Время Екатерины II оставило весьма заметный след в развитии русской культуры. Здесь не могло не сказаться то, что сама императрица выделялась среди русских царей широтой своих интеллектуальных интересов. Образованность и начитанность ценились при ее дворе, и это благотворно сказывалось на русском обществе того времени.

Екатерина поощряла развитие исторической науки, содействовала выходу в свет «Истории» М.М.Щербатова, изданию сочинений В.Н. Татищева. Время Екатерины – это время А.П. Сумарокова, Г.Р.Державина, В.Л. Боровинского, Д.И. Фонвизина, Ф.И. Шубина и других выдающихся деятелей русской культуры.

Особая заслуга принадлежит императрице в развитии русской журналистики, расцвет которой пришелся на 60-70-е годы XVIII века. В 1769 году она основала сатирический журнал «Всякая всячина». Это издание было необходимо Екатерине, чтобы иметь возможность высказать свою точку зрения на общественно значимые проблемы. В журнале она опубликовала несколько статей, в которых в иносказательной форме объяснила причины неудачи Уложенной комиссии. Помимо этого, журнал был нужен императрице и для обличения и осмеяния разнообразных пороков, что породило оживленную полемику о роли сатиры в обществе.

Россия в период утверждения и развития абсолютной монархии (вторая половина XVII – XVIII вв.)
Начало нового этапа мировой истории. Особенности социально-экономического развития России во второй половине XVII в. Формирование раннекапиталистического уклада в экономике и складывание всероссийского рынка. Изменение социально-классовой структуры общества. Завершение процесса закрепощения крестьян. Церковь и государство. Борьба духов...

Начальный период жизни Пестеля.
Павел Иванович Пестель родился в 1793 году. Он происходил из дворян смоленской губернии. Его предками были выходцы из Саксонии. Его отец, Иван Борисович, был действительным статским советником, занимал различные должности на общественной и государственной службе. При императоре Павле I он оказался в опале и был отстранен от всех должнос...

Тибет
Самую южную часть Центральной Азии занимал в Новое время Тибет. К началу XVI в. на территории Тибета существовало государство, власть в котором делили между собой светские и религиозные деятели, представлявшие ламаистскую ветвь буддизма. Название «ламаизм» является производным от слова «лама» (монах, жрец). Это направление возникло в р...


Екатерина II стала основоположницей общероссийской образовательной системы и инициатором первой вакцинации. Но самое главное, чтоимператрица заставила уважать и считаться с мощным Российским государством.

Развитие науки, образования и здравоохранения при Екатерине Великой

Екатерине II потомки обязаны развитием образовательной системы, при ней была создана сеть городских школ, открыты училища. Особенно императрица уделяла большое внимание образованию женщин, поэтому был создан Смольный институт благородных девиц. Таким образом, уже тогда была заложена общероссийская система образовательной школы. Также были основаны типографии, библиотеки, анатомический театр, ботанический сад, физический кабинет, открыта обсерватория и архив. В 1783 году была создана особая Российская академия наук, деятельность которой должна была быть посвящена изучению языка и литературы.

Во время её правления значительно увеличилось количество печатной продукции, кроме того, императрица подписала указа о возможности заводить "вольные" типографии. Была открыта публичная и платные библиотеки.

Таким образом, при Екатерине II произошло формирование национальной культуры, включающей в себя многовековые достижения русского народа.

При Екатерине II были созданы дома для беспризорных детей - там они учились, получали образование и воспитание.

Императрица не обошла вниманием здравоохранение, по её указу в стране была введена прививка от оспы. Кроме того, Екатерина II решительно взялась за борьбу с эпидемиями, теперь профилактика и борьба с ними входили в круг обязанностей Сената. В стране стали открываться больницы для лечения сифилиса, психиатрические больницы и приюты.


Сословная политика императрицы

При Екатерине II дворянство получило максимальное количество прав и привилегий. В 1785 году императрицей были изданы две грамоты, закрепляющие особое положение "благородного" дворянства, а также определяющее правовое положение различных слоёв городского населения и привилегии купечества. Несмотря на это среди дворянства росло имущественное неравенство: так некоторые его представители быстро обогащались, в то время как другие нищали.

Однако положение крестьянства, составляющего 95% населения, в екатерининскую эпоху было плачевным. Количество крепостных крестьян достигло 90%, их положение можно было сравнить с рабским. Причём во времена правления Екатерины II был издан ряд указов, который ухудшал без того плохое положение крестьян. Таким образом, общество было разделено на две части - высоко привилегированное дворянство и не имеющие прав, но имеющие обязанности крестьянство.

Однако, несмотря на сословную политику Екатерины II, в историю Отечества она вошла как русская патриотка, создательница могучей и великой державы.

Магазин "Русь Великая" предлагает ознакомиться с коллекцией "Вашему Величеству", многие изделия которой являются копией уникальных произведений искусств, хранящихся в Государственном Эрмитаже (бывшей зимней резиденции российских императоров).