На какие темы существуют загадки. В поле сережки на одной ножке

Вид шарады, в которой загаданное слово разбивается на смысловые части, а затем каждая часть заменяется на синоним, антоним, ассоциацию или перестановку букв шар+ада = куб+рая . Иногда может указываться область, к которой относится загаданное слово, или его базовое определение.

Например:

над+выигрыш = предмет, ответ: под+ставка
Моби+имидж = животное, ответ: дик+образ
мышь+клюшка тина+торшер+Локи, ответ: крот+кий ил+люстра+тор

КУБРОЗАГАДКИ

Вид шарады, в котором зашифрованы известные поговорки, пословицы, крылатые выражения. Данное задание разгадывается по частям, ведь предварительно загаданные выражения также разбиваются на части и каждое слово заменяется на синонимы, антонимы, ассоциации, близкие по смыслу термины или перестановку букв. Нужно разгадать каждое отдельное слово и связать все в одно известное выражение. Иногда указывается классификация загадки - например, поговорка, пословица, афоризм, крылатое выражение, название книги или фильма.

Например:

погладить чистоту затылком = поговорка, ответ: не ударить в грязь лицом
падая в нору пеликана = фильм, ответ: Пролетая над гнездом кукушки
Индифферентому Потапу на пустыре пришили лапу = пословица, ответ: Любопытной Варваре на базаре нос оторвали

В РИФМУ (НЕБЕЛЫЕ СТИХИ)

В небольшом стихотворном тексте загадано слово, подходящее по смыслу, ритму, произношению.
Например:
1. Он и в ОС, и среди льдин. Ответ: пингвин
2. Художник писал, а часы таяли. Ответ: (Сальвадор) Дали
3. Где фильмы снимают и Оскар дают. Ответ: Голливуд.

РАЧЛЕНЕНКА

Игрок получает набор слов, возле каждого - цифры, обозначающие количество букв в слове. Указанные буквы обязательно находятся рядом, без разрывов. Выписав подряд все правильные буквенные комбинации, игрок получает новое слово или словосочетание.
Например:
малахит (3)
ретро (2)
сплетник (4)
растение (3)
пиетет (2)
Ответ: хит+ро+спле+тен+ие = хитросплетение

НАЧАЛОКОНЕЦ (ГОЛОВАХВОСТ)

Игроку предлагается картинка, на ней нужно найти два слова, которые образовывают новое слово при соединении.
Например:

Ответ: озеРОЗАмок


ответ: чашКАТЕРмос

ГаПоиФиКа (ФиКниКа)

Названия известных произведений искусства (ФиКниКа - фильмы, книги, картины) переводятся в буквенные сокращения, в которых каждое слово, включая предлоги, союзы и междометия, привносит несколько букв в результат. Нужно расшифровать буквенное сокращение и угадать название.
Например:
ВоБлС = картина, ответ: Возвращение блудного сына
АливСтраЧу = книга, ответ: Алиса в стране чудес
ВлаКоБраКо = фильм, ответ: Властелин колец: Братство Кольца

ТАРКУСОГРАММА

Задание представляет собой визуальную анаграмму: с помощью картинок в левой части таркусограммы зашифровано слово или фраза, а в правой - несколько слов, которые получаются из ответа перестановкой букв. Формат ответа - загаданное слово (фраза) и слова из правой части, буквы которых образуют полностью слово (фразу) из левой.
Например:


Ответ: генеалогическое древо = сверчок + гиена + голод + Е + Е + Е

Игроку предлагаются несколько слов или картинок, которые обозначают слова-разгадки. Все ответы объединяет общая черта - одинаковое сочетание из трех букв в каждом слове.
Например:
Ответ: соРОКа, РОКировка, проРОК

МЕТАГРАММА

Разновидность шарады, в которой загаданы слова, отличающиеся всего на одну букву. Зашифрованные слова метаграммы состоят из одинакового количества букв и отличаются по смыслу. Существует много разновидностей таких заданий - от картинок до последовательного изменения одной буквы в слове, чтобы превратить одно слово в другое за определенное количество шагов.
Например:
Если поменять «м» на «ф», очарование и обаяние согреет в плохую погоду. Если же поменять «ф» на «ж», получится шуточный портрет. Ответ: шарм-шарф-шарж


Ответ: дрон - трон.
Как превратить мозг в кашу за 6 шагов? Ответ: МОЗГ-МОРГ-ТОРГ-ТОРА-ТАРА-КАРА-КАША
Слово, отличающееся на одну букву от изображенных на картинках


Ответ: клан (на картинках изображены клад и кран, слово «клан» отличается от каждого на одну букву)

Эта загадка представляет собой слово или фразу, зашифрованные в виде рисунков с дополнительными буквами и специфическими знаками.
Например:


ответ: фонендоскоп

В таком задании загадываются слова, которые отличаются друг от друга на один слог или букву, например, фаза=фазан, сон=шансон, пара=паруса. Новые слова в логогрифах образуются с помощью прибавления или убавления слога или буквы. Формат подачи - текст, стихотворения или картинки.
Например:
Он герой интернета, пушистый и быстрый. А добавь еще букв - и раздастся выстрел. Ответ: кот-кольт


Ответ: сад-фасад

АССОЦИАЦИЯ

Игроку предлагаются несколько картинок, образующих общую ассоциативную связь. Нужно разгадать, что объединяет все картинки.
Например:


Ответ: рулетка

Игроку предоставляется картинка - на ней нужно найти два слова, которые пересекаются минимум в трех буквах при объединении. Иногда слова могут относиться к заимствованным или сленгу.
Например:


Ответ: тарТАРелка (тартар + тарелка)

ТЕКСТОВЫЙ ГИБРИД

В задании иносказательно зашифрованы несколько слов, которые при объединении пересекаются минимум в трех буквах. Иногда могут использоваться общеизвестные фамилии или сленг.
Например:
1. Птица семейства фазановых, убивающая из огнестрельного оружия. Ответ: снайПЕРепел
2. Известный художник в безвыходном положении. Ответ: туПИКассо

ИНГРЕДИЕНТЫ (ПОЛИГЛОТ)

Игрок получает бессвязную фразу, которую нужно перевести на указанный иностранный язык, обычно английский. Прочитав перевод, игрок подбирает созвучное слово-отгадку.
Например:
1. Клык или человек (англ.) – fang or man. Ответ: феномен.
2. Прислуживать тетушке (англ.) – serve auntie. Ответ: серванты

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Игроку предоставляются парные картинки, которые образуют общеизвестные словосочетания. Задача - восстановить загаданные словосочетания. Существует несколько форматов данного задания.
Например:
1. Прилагательное + существительное


Ответ: временная петля
2. Существительное + существительное


Ответ: роза ветров
3. Словосочетания с предлогами


Ответ: (как) снег на голову
4. Паровозы (двухкоренные слова)


Ответ: сороконожка

Головоломка напоминает «открытый» циклоид с логическими элементами. Серия картинок обозначает загаданные слова, в которых каждое последующее начинается из нескольких последних букв предыдущего.
Например:


Ответ: доберМАНдрагОРАнгуТАНкеТКАчесТВОрение

БЕСКРЫЛКИ (КРЫЛЬЯ)

Задание представляет собой короткое стихотворение (обычно не более 4 строк), в котором отсутствует часть текста. Недостающая строка - это крылатые выражения, афоризмы, известные строки из песен или стихов («крылья»). Задача игрока - восстановить недостающую строку.
Например:
Робин Гуд собой доволен,
Помощь бедным под контролем!
Ведь он понял еще с детства -
<КРЫЛО>.
формат ответа: пропущенная строка (без знаков препинания)
Ответ: цель оправдывает средства.

ЛОГИЧЕСКИЙ РЯД

Исходя из логической последовательности, заданной серией картинок, нужно подобрать недостающие слово, фразу или цифру.
Например:


Ответ: Таллий (на картинках - элементы таблицы Менделеева: 78. Платина. 79. Золото. 80. Ртуть. 81. Таллий)

ЦИФРОБУКВЫ

В этом задании нужно разгадать сочетание цифр и своеобразной аббревиатуры (буквенного сокращения), руководствуясь логикой.
Например:
1440 МвС. Ответ: 1440 минут в сутках.
221Б - НДШХ. Ответ: 221Б – номер дома Шерлока Холмса.
29 ФБРвЧГ. Ответ: 29 февраля бывает раз в четыре года.

Головоломка представляет собой непрерывный ряд слов, в котором каждое последующее слово начинается с нескольких последних букв предыдущего. Слова зашифрованы в картинках, разгадывать можно начинать с любой, двигаясь по направлению циклоида.
Например:


Ответ: торшерлоконканапеликанцерогенофондатрактиранозавраллигатор

ПОНОС (БОЙКОТ)

На картинке зашифровано ключевое словосочетание, в котором оба слова объединяются в одно новое слово. Задача игрока - найти ключевое словосочетание и составить одно слово из двух полученных.
Например:


Ответ: бой(+)кот = бойкот


Ответ: банк(+)рот = банкрот

Задание основывается на принципах одноименной словесной игры, требующей от игрока хорошо развитых ассоциативного мышления и логики. Задача - угадать «крокодил», загаданное слово или словосочетание.
Например:


Ответ: бред сивой кобылы

ПЕСНИ В КАРТИНКАХ

Несколько строчек из куплета или припева известных песен представлены в серии картинок, которые визуально отображают о чем идет речь в тексте. Нужно угадать автора/название песни или ответить на заданный вопрос.
Например:


Ответ: Ария - Герой асфальта
(Твой дом стал для тебя тюрьмой
Для тех, кто в доме, ты – чужой
Ты был наивен и ждал перемен)

МАРШ НЕСОГЛАСНЫХ (ЗВУКИ МУЗЫКИ)

Нужно угадать название и/или автора песни только по набору гласных букв из припева или куплета. Все согласные буквы заменяются знаком «*», но все же их комбинации могут оказаться довольно полезными для понимания ритма и структуры загаданной песни.
Например:
**о*о *а***е*
*ы*о*а *е*
**ю* *о*е**и – и *о*е*е*и
*у**о **и*а**
* **ю-*о *е**а**
**о**ю, *а* * *е**о*о*и*е*е:
*ы*о*а *е*
*ы*о*а *е*
Ответ: Сплин - Выхода нет

ХПМ (ОПЕЧАТКИ)

Визуальная логическая головоломка - на картинке зашифровано название фильма, книги, картины или другого известного произведения. Изображение содержит «опечатку» – оно всего на одну букву отличается от названия загаданного произведения.
Например:

Ответ: Эрнест Хемингуэй - Старик и море (буква «ж» в слове «морж» превращается в «е»);


Ответ: Джек Лондон - Белый клык (буква «о» в слове «клок» превращается в «ы»)

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОБЛОЖКИ (ШЕДЕВРЫ ДИЗАЙНА)

Формат задания - картинка, представляющая альтернативное видение обложек книг, постеров фильмов или других произведений искусства. Нужно угадать название, проанализировав изображение и подключив ассоциативное мышление.
Например:


Ответ: М. Булгаков - Роковые яйца.


Ответ: Стендаль - Красное и Черное

ДЕШИФРОВЩИК (МАКСОВО БЕЗУМИЕ)

В задании зашифрованы слова известных песен, сформулированы с помощью синонимов, иносказаний, научной терминологии и другой специфической лексики. Задача игрока - расшифровать текст, восстановить изначальные строки и угадать исполнителя и название песни.
Например:
Прими горизонтальное положение, восстанови физические и моральные резервы и внемли моим словам
Я сдерживал свои желания ради благой цели, но в текущий день недели я умываю руки
Я предельно ясно изъяснился, восстанови душевный покой и послушай тишину
Вуаля, всего доброго, ты мне больше не интересна
Расшифрованные строки:
Ляг, отдохни и послушай что я скажу
Я терпел, но сегодня я ухожу
Я сказал: Успокойся и рот закрой
Вот и все до свидания черт с тобой
Ответ: Агата Кристи - Как на войне

ДЕТЕКТИВНОЕ АГЕНТСТВО (ПОЛИЦЕЙСКИЙ УЧАСТОК)

Задание представляет собой логическую головоломку, в тексте которой ключевое слово или фраза зашифрованы созвучным термином и заменены на синоним. Чтобы получить ответ, нужно выделить нужную фразу в тексте, заменить ее синонимом и разбить полученное слово на смысловые единицы.
Например:
Заместитель директора Вася Пупкин был известен подхалимством и кляузничеством. Как только в отделе происходили непредвиденные ситуации, Вася сразу же мчался докладывать начальству.
- Я на вас всех жалобы напишу, - гордо оглашал Вася провинившимся сотрудникам.
- Экзотический фрукт? - беспокоились работники других отделов.
Ответ: а на нас

СТИХИ С ДВУМЯ НЕИЗВЕСТНЫМИ (ЖМУРКИ)

Эта логическая головоломка подается в форме стиха, в котором некоторые слова зашифрованы с помощью латинских букв. Загаданных слов минимум два, также могут быть использованы анаграммы. Слова логично вписываются в текст и смысл стихотворения, а при соединении слов-отгадок образуется новое слово.
Например:
Вариант первый:
X на озере дрожал,
На берегу сидели Y.
Элвис бы точно долго ржал,
Увидев эти XY.
Ответ: бакенбарды (X - бакен, Y - барды, ХY – бакенбарды)
Вариант второй (с указанием количества букв в нужных словах):
XXXXX на озере дрожал,
На берегу сидели YYYYY.
Элвис бы точно долго ржал,
Увидев эти XXXXXYYYYY.

В зависимости от описанных явлений или признаков предмета можно выделить основные виды загадок . Например, есть такие задачки, где дается описание явления или предмета с помощью перечисление разных его признаков, именно такими чаще всего являются задания для самых маленьких.

Сочен он, да душист.

Он снаружи золотист

В нем много долек, друзья,

Скушаем его все и я. (Ответ - Апельсин)

У окошка растет в глиняной плошке

Без головы зеленый ежик,

Да без ножек. (Ответ - Кактус)

Кафтан на мне зелененький, сердечко как кумач.

Как сахар сладок я на вкус, а сам напоминаю мяч. (Ответ - Арбуз)

Например, рассмотрим последнюю, в ней указано три признака слова-разгадки: вкус, форма, цвет. Чтобы найти решение, надо провести элементарный анализ, выделить все признаки, объединить их в единое (синтез).

Второй тип головоломок включает в себя описание с краткой характеристикой явления или предмета, таким образом, по нескольким признакам вы можете восстановить целостный образ. Здесь можно выделить простые примеры:

Весь свет одевает голубая простыня (Небо)

Весь мир согревает один костер (Солнце)

Их можно легко решить, если выделить отмеченный признак и связать его с другими, которые не указаны, для этого надо пользоваться ассоциациями.

Популярны загадки с отрицательным сравнением. Такие можно легко составлять самостоятельно, для примера предлагаем вам рассмотреть подобные варианты:

И не зверь, но и не птица

Нос же, как синица (Комар)

В поле гуляет, но не конь

На воле летает, но не птица (Ветер)

Не сторож, да всех разбудит,

Не наездник, но со шпорами (Петух)

Хоть не черепаха, но есть панцирь

Хоть не птаха, а живет на ветке (Орех)

Бежит, но не конь

Шумит, но не лес (Река)

Такие головоломки для детей надо решать способом от противного. Отгадывающему надо поочередно сопоставить разные, но схожие предметы или явления, а затем по новому их сгруппировать.

Ребятам постарше интересны задачки с метафорами:

Рукавом взмахнул - деревья пригнул. (Ответ - Ветер)

Чтобы дать ответ, надо расшифровать сначала метафору, поэтому необходимо сопоставить и сравнить предметы из разных, зачастую очень далеких областей, необходимо увидеть в них сходства.

Можно выделить и еще один вид загадки: загадки вопросы , именно в них чаще всего используют описание признаков или используют метафоры.

Во взрослых компаниях наиболее часто можно встретить задачки-шутки. Есть еще , которые называются «складки», чаще всего их используют на утренниках в садах и начальной школе. Они легко разгадываются, ведь ответ напрашивается в рифму сам собой.

Можно перечислить, это шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы, а есть еще такие, где для получения ответа надо лишь переставить ударение, но сначала догадаться, о чем идет речь.

Нравятся подросткам и взрослым, они представлены как настоящие задачи, для решения которых надо оперировать сразу несколькими описаниями. Школьникам на дополнительных уроках русского языка можно предложить фонетические вопросы. Например: какой музыкальный инструмент появился раньше? Гусли или балалайка? В ответе ударный слог третий. Такими же могут быть и загадки про виды спорта .

Я очень люблю загадки. Ведь они помогают развивать ум, смекалку, остроумие. Поэтому мне стало интересно: как и когда появились загадки, для чего, какими они бывают, кто их придумывает. На эти вопросы мне помогли ответить родители, учителя, книги.

Что такое загадка?

Загадка – это иносказательные(содержащие скрытый смысл) изображения предметов или явлений, которые предлагается отгадать.

Бывают загадки-иносказания:

Колобок, колобок,

Зашнурованный бок,

Убегает от ног.

МЯЧ загадки-описания:

Шапочка серенькая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький,

А ходит босиком.

Загадки- вопросы:

Что на сковороду наливают,

Да вчетверо сгибают?

БЛИН и даже загадки- задачи:

Шёл охотник.

Увидел на дереве трёх ворон.

Выстрелил. Одну убил.

Сколько осталось?

Кто придумывает загадки?

Народные загадки появились очень давно. Они относятся к устному народному творчеству. Часто используются в народных сказках.

Как с древних времён в народе проверяли ум и смекалку человека? Конечно же загадывали ему загадку!

Во многих русских сказках самыми мудрыми людьми оказывались те, кто легко и быстро разгадывал загадки. И за это им воздавалось сполна: девица умело справилась со всеми загадками царя – и царь женился на ней. А солдат, отгадавший труднейшую загадку, получил кучу денег в награду. Тот же, кто не разгадал загадки, в лучшем случае оказывался в дураках.

Русские народные загадки очень интересны. Изображая мир, народ поэтизировал его, учил видеть в обычном необычное. Поэтому такие загадки – образцы фольклорного искусства слова.

Косой бес

Поскакал в лес. – ЗАЯЦ

Катится бочка

Нет на ней ни сучочка – ЯЙЦО

Маленький мужичок

Оказывается, их писали и пишут очень известные писатели и поэты. Такие как Корней Чуковский, Михаил Шварц, Генрих Сапгир, Сергей Михалков и многие, многие другие.

Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная!

К. Чуковский

Летом небо

Очень гладко,

Как спортивная

Площадка.

Футбольный мяч.

Где была ты?

Тут и там.

Где летала?

По цветам.

Что домой ты принесла?

Мёд,- ответила ПЧЕЛА

Г. Сапгир

Когда появились первые загадки?

Большинство загадок возникло давно, но когда конкретно – не известно. Однако первые упоминания о них относятся к началу семнадцатого века. Точно одно. Что загадка появилась не раньше самого предмета, о котором говорится в этой загадке.

Например, загадка о проруби:

В новой стене, в круглом окне днём стекло разбито, за ночь вставлено

Относится к восемнадцатому веку. Именно тогда стекло стали много использовать.

А загадка о радио –

Не человек, а разговаривает- возникла в двадцатом веке, когда появилось радио радио.

Почему возникли загадки?

Считается, что в древности люди часто пользовались иносказательной тайной речью. Она нужна была военным, священникам и простому народу. С помощью загадок древние обучали молодёжь иносказательной речи. Умение разгадывать загадки было, по мнению древних, необходимостью. Лишь знающий загадки был сильным и мудрым человеком. Эти знания приносили человеку счастье.

О чём загадывают загадки?

За много веков народ придумал множество загадок обо всём на свете. Тут и загадки о явлениях природы, о растениях, о животных, о самих людях и их жизни.

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая.

Не мышь, не птица

В лесу резвится,

На дереве живёт

И орешки грызёт.

Маленький, удаленький

Сквозь землю прошёл

Красну шапочку нашёл.

Есть ли загадки в других странах?

Конечно, есть!

Каждый народ имеет свои загадки. Многие из них переведены на русский язык и понятны нам. Часто в загадках говорится о знакомых всем людям предметах(солнце, звёзды и пр.), а иногда загадку трудно отгадать, так как отгадкой становится предмет, знакомый определённому народу.

Якутские загадки:

Серебряная чаша

Посреди моря лежит

Без колёс, а двигается.

Эвенкийские загадки:

Старушка встанет –

До неба достанет.

ДЫМ ОТ КОСТРА

Кипит котёл в тайге.

МУРАВЕЙНИК

Карельские загадки:

Кипит в лесу котёл

Без дров – головешек,

Без поваров – поваришек,

Без кашеварок – стряпушек.

МУРАВЕЙНИК

Не кушает, а пухленькая,

Не умыта, а чистенькая.

Алтайские загадки:

На вершине золотого дерева

Золотая кукушка крылья распустила.

КЕДР И ШИШИКИ.

Страшный хан живёт в горах,

На людей наводит страх.

Загадки народов Северного Кавказа:

В тёмный ров страшный барс залез.

САБЛЯ В НОЖНАХ

Никто не кормил, а толстой стала.

Загадки народов Южного Урала:

Плащ не больше чаши, а весь народ греет.

Под горбатым мостом

Четыре горбика.

НОГИ ВЕРБЛЮДА

Зачем нужны загадки?

Загадки интересны, познавательны, они развивают логику, речь, мышление и фантазию. Поэтому взрослые так любят загадывать загадки детям, а дети любят их отгадывать.

Долго ли будут существовать загадки?

Загадки будут жить вечно. Только одни загадки уходят, но на их место приходят другие. Так происходит потому, что многие предметы быта, события уходят из нашей жизни и мы не можем отгадать их, не понимаем их смысл. Но новое время приносит с собой новые современные загадки. Некоторые из них основываются на старинных загадках.

Летит птица крылата:

Без глаз, без крыл,

Сама свистит, сама бьёт.

В древности отгадкой была СТРЕЛА.

А теперь мы скажем, что это ПУЛЯ. И по-своему будем правы.

Можно ли сочинять загадки самим?

Я решила проверить – можно ли самим сочинять загадки? Я постаралась и вот что у меня вышло:

Белый, ароматный

Очень, очень сладкий

Красная одёжка

Чёрная застёжка

Все «Коровкой»

Называют и на

Небо отправляют.

Там её детки кушают конфетки

Божья коровка

Очень вкусная подружка

Ароматная ПЕТРУШКА

Открываю белый короб

Там всегда продуктов ворох.

Все полезны и нужны

Ну, конечно, ХОЛОДИЛЬНИК

Эти штучки любят детки

Только это не конфетки.

Мы сосали их и сами,

А теперь большими стали

И давно их не видали

СОСКА, БУТЫЛКИ С СОСОКОЙ

Кто ночью работает,

А днём отдыхает?

Итак, узнав многое из истории загадок, я полюбила их ещё больше. Теперь для меня загадки не только смешные и забавные вопросы. Но, прежде всего, это исторические литературные памятники русского фольклора и прекрасные миниатюрные произведения известных авторов. Я узнала, что загадки есть у каждого народа, что пришли они к нам из древности и что они продолжают жить и обновляться, появляются новые уже авторские загадки. Я попробовала и сама сочинила несколько забавных загадок и мне это понравилось.

Закончить свою работу я хотела бы стихотворением Владимира Даля – известного собирателя фольклора, писателя, автора толкового словаря и великого знатока русского языка.

«Загадка»

Как по мосту, по мосточку

Шла девица-семилетка,

За девицей –молодец:

Стой, девица – семилетка,

Загадаю три загадки,

Ты изволь же отгадать их:

А что растёт без кореньев?

А что цветёт без алого цвету?

А что шумит без буйного ветру?

Растёт камень без кореньев,

Цветёт сосна без алого цвету,

Шумит вода без буйного ветру.

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №4

«Районная научно-практическая конференция.»

Руководитель: Маликова Светлана Владимировна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории МОУ-СОШ №4.

Тотыкаева Елена Александровна

Учитель начальных классов

г. Асино – 2010 г.

1. Введение._______________________________________________________3

2.Что такое загадка?________________________________________________4

3.Когда и в связи с чем появились загадки? (история)___________________5

4. Какие виды загадок существует?___________________________________6

5.Кто сочинял загадки в старину, а кто сейчас?________________________ 11

6. Результаты исследования.___________________________________________________12

7. Заключение.__________________________________________________ 14

8. Список литературы.___________________________________________ 15

9. Приложение __________________________________________________16

Введение.
Актуальность. Если спросить любого человека, любит ли он отгадывать загадки, то можно не сомневаться, что любой ответит «да». Загадка – это зарядка для развития ума, сообразительности, , смекалки Именно поэтому нами выбрана эта тема.

Цель работы : исследование происхождения загадок и их видов.

Гипотеза: предполагаем, что загадки сочиняли люди для веселого времяпровождения и развития смекалки.

Задачи:


  • познакомиться с историей возникновения загадок.;

  • рассмотреть, какие виды загадок бываю.;

  • проанкетировать учащихся;

  • проанализировать полученные результаты и сделать выводы по исследованию;

  • на основе собранного материала изготовить книжки-малышки «загадки» для учащихся мл. школьного возраста..

Научная новизна исследования: в рамках данного учреждения подобное исследование проводится впервые.

Практическая значимость: данная работа может быть использована при проведении классных часов и внеклассных мероприятиях в младших классах.

Методы исследования:

1. Анализ литературы по проблеме исследования, СМИ.

2. Анкетирование.

3. Обработка и анализ данных.

Исследование учащихся: всё-всё о загадках.

Проблемный вопрос

Кто придумал загадки и для чего они нужны?

Гипотеза

Я думаю, что загадки придумали простые люди, для веселого времяпровождения и развития смекалки.

Вопросы, волнующие меня


  1. Что такое загадка?

  2. Когда и в связи с чем появились загадки? (история)

  3. Какие виды загадок существует?

  4. Кто сочинял загадки в старину, а кто сейчас?

  1. Определения загадок очень много. Мы приведем несколько определений.

Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.
В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки. Важно подумать над вопросами: кто? какой? на что похож? что делает?

Загадка – жанр народного (позднее и авторского) творчества, суть которого – иносказательное и метафорическое описание какого-либо предмета или явления.

ЗАГАДКА - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

Избушка нова, а жильца нет.
Жилец появится, изба развалится.

На уроках литературного чтения мы познакомились с загадками, учились их отгадывать и даже попробовали придумать свои загадки. Оказалось это не так и легко.

Загадки любят все: и взрослые и дети. А что такое загадка? Это особый и интересный мир. Именно мир, так как загадки заключают в себе знания и сведения о народе, а также об окружающем мире. Само слово "загадка" образовано от слова "гадать" , которое означало "думать" , "размышлять" .

Загадки - один из древнейших жанров устной народной поэзии. Многие ученые считают, что загадки возникли как явление иносказательной тайной речи. Ею пользовались наши далекие предки Давным-давно, еще тогда, когда люди боялись природы, древнему охотнику, земледельцу, скотоводу казалось, что всюду есть добрые и злые существа.

В лесу – леший, в реке – Водяной и русалки, в избе – Домовой. Думали, что дерево, рыба, птица – все понимают человеческий язык. И для того, чтобы обмануть зверя и понимать друг друга придумали особый язык – “загадочную речь”.

Первобытный человек, прибегавший к особой иносказательной форме речи, был убежден, что скрывает приготовления к охоте, не называя своих орудий, зверей, намерений. Прибегая к иносказанию, он не дает возможности зверям узнать об опасности и тем самым обеспечивает себе удачный промысел.

Например, медведя называли коровой, а на их языке – “шикуша”, коня – домохвостый”. Вот из этой загадочной речи и родились загадки.

Древний человек наделил природу умением чувствовать и влиять на судьбу человека, и поэтому верил, что при помощи загадочной речи можно обмануть животных или растения, отвести от себя беду. С этими "подставными" словами связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путём указания на какие-либо признаки, например: "Пошёл по тух-туху. Взял с собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела бы меня храп-тахта" ("Пошёл я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей").Также, по мнению ученых, в древности загадки являлись средством обучения молодежи "тайным" словам. Много столетий назад люди использовали загадки и просто для общения, если не хотели, чтобы окружающие знали, о чем идет речь. В более поздние времена загадки использовались для испытания мудрости и остроумия, смекалки и находчивости. Загадки часто использовались в древнерусских сказках и считались неким испытанием, прохождение которого приводило к исполнению желаний.

Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят.

По убеждению первобытного охотника, скотовода, пахаря в поле. в лесу, на воде, в жилище - везде и всюду человек постоянно сталкивается с враждебной сознательной силой, насылающей неудачу. пожар, болезнь. Эту силу необходимо перехитрить, а для этого необходима тайная. условная речь. Без знания этой условной речи юноша не мог стать равноправным членом своего родного коллектива. Наряду с прочими. для юношей устраивались испытания в его мудрости.

Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идем клетки кладем.

Позже крестьянские обычаи предписывали загадывать загадки в определенное время и при определенных обстоятельствах. В народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда.

Владимир Даль записал пословицу, которую приводили в назидание жениху:

"Выбирай такого дружку, чтоб загадки разгадывал".

В сказках царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать ее загадки. Запрещалось загадывать загадки не вовремя- летом и днем. Это вызывало напасти. У древних греков и германцев, как говорят предания, загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Согласно легендам и преданиям, не отгадавший загадки расплачивался жизнью.

Пришли гости - и под лавку

Загадывание загадок русалками и тому подобными сверхъестественными существами воспроизводит в мифологических образах познание и борьбу человека с силами природы. Человек стремился разгадать тайный язык природы, чтобы овладеть ею.


Вот, оказывается, какая интересная история у загадки - окунитесь с головой в этот мир - и он не даст вам скучать.

В ходе исследования мы выяснили, что загадки бывают разные: прямые, математические и логические, прикольные и с подвохом, загадки-ребусы и исторические. Они учат нас быть внимательными и активными, развивают наше воображение и любознательность, тренируют память и просто веселят.

Значение загадок в жизни наших предков было велико. Главное, что загадка была средством к существованию, загадка помогала добывать пищу; из сказок мы узнали, что умение героев отгадывать загадки, делало их в конце сказки знатными, богатыми людьми. Загадки объясняли предкам многие явления в природе, такие как гром, молния, гроза.

А для чего нужно уметь отгадывать загадки в наше время?


(Загадка – это зарядка для развития ума, сообразительности, смекалки).

Виды загадок с примерами


  1. Прямые загадки , в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.
Разговорная форма:
Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Ответ: замок.

Конечно, загадка может быть более сложной, например:


Послушный раб и в то же время сам хозяин. Ближе всех на свете, и в то же время недостижим. Кто это?
Ответ: (Твое отражение).

Не обязательно в загадке загадан только один предмет. Может быть и четыре совершенно разных:


Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит, без ран болит.
Ответы: (Солнце, туча, река, сердце).

Народные загадки очень красивы и образны:


У батюшки жеребец - всему миру не сдержать,
У матушки коробья - всему миру не поднять,
У братца кушак - всему миру не скатать.
Ответ: (Ветер, земля, дорога).

Славяне всегда любили свою природу, и русские пейзажи часто вдохновляли сказителей, в том числе, и на создание загадок о природе.
Стихотворная форма:
Росло, повыросло,
Из куста повылезло,
По рукам покатилось,
В зубах очутилось.
Ответ: (Орехи.).

Обратите внимание на точность формулировок: не другой фрукт или овощ, потому что «покатилось» - значит, небольшое и легко катящееся, твердое (мягкое если покатится – скорее всего размажется). Не вишня, потому что «из куста». Да еще и акцент: не «во рту», а «в зубах», так как орехи нужно грызть. Поначалу кажется, что под эту формулировку подходит очень многое, но на самом деле – только орехи. Наглядный пример того, как народное творчество оттачивается годами, и в результате – емкий и самодостаточный текст.

Кто не ведает границ?
Кто летит быстрее птиц?
Он то грозен, то мятежен,
То как пух весенний нежен.
Кто свободней всех на свете?
Догадались? Это...
(ветер) *
Ответ в этой загадке записан задом наперед; есть и другие удобные способы записи ответа, особенно в электронном виде – белым шрифтом (как в остальных случаях в этой статье), в виде дополнительных гиперссылок, вверх ногами, на последней странице сборника и т.п.

Он трубит, но не трубач,
Всеми признанный силач.
Стоя спит под пальмой он.
Догадались? Это…
(Слон) *

Слон, как и многие другие животные, фигурирует в загадках очень часто. Хотя, конечно, в русских народных загадках его можно найти только ближе к современности, когда русские увидели слонов в цирках.

2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.

Пример детской загадки-обманки:


Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это...
Мишка Белка *

Примеры обманок:


У Ивана было 10 овец. Все кроме 9 сдохли. Сколько овец осталось?
Ответ: (Девять, потому что сдохла одна).

В порту разыгралась буря. Корабль плывет к нему, ориентируясь на маяк. Маяк то потухнет, то погаснет. Доплывет ли корабль до причала?
Ответ: (Нет, потому что маяк то потухнет, то погаснет, в общем, не работает).

На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них – не 1 рубль. Какие это монеты?
Ответ: (2 рубля и 1 рубль. Одна конечно не рубль, но другая – точно рубль).
3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.
Примеры:
У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?
Ответ: (Да, если трактористы – женщины).

Какое слово всегда звучит неверно?
Ответ: (Слово "неверно”).

Что можно приготовить, но нельзя съесть?
Ответ: (Уроки).

Назовите пять разных дней, не называя ни чисел (1, 2, 3,..) и не названий (понедельник, вторник, среда...).
Ответ: (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

Что все живущие на Земле люди делают одновременно?
Ответ: (Становятся старше).

4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:

Летела стая гусей, навстречу им один гусь «Здравствуйте, - говорит, - сто гусей!» - «Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей». Сколько гусей летело?
Ответ: (36 гусей. Т.к. если к 36 прибавить столько же (36), полстолько (18), четверть столько (9) и еще одного (1), будет ровно 100).
В первую очередь, персонажами загадок и сказок становятся те животные и растения, которые окружают народ, создавший загадку. Гусей на Руси всегда было с избытком

Типичная математическая загадка «Поезда»:


Два товарных поезда, оба длинной по 250 м, идут навстречу друг другу с одинаковой скоростью 45 км/ч. Сколько секунд пройдет после того, как встретились машинисты, до того как встретятся кондукторы последних вагонов?
Ответ: (В момент встречи машинистов расстояние между кондукторами будет 500 м. т.к. каждый поезд идет со скоростью 45+45=90 км/ч, или 25 м/с. искомое время равно 500:25=20 секунд.

Простая математическая задача на счет:


Из города вышел гонец, который идет каждый день по 12 верст. Вдогонку ему послали гонца, который разгоняется медленно, но верно. В первый день проходит версту, во второй – две, в третий – три, и т.д. Когда второй гонец нагонит первого?
Ответ: (На 23 день).

5.Сюжетные загадки.

Существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет грает основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки.


Во-первых, это известная игра “данетки”, которая позволяет компании участников расследовать сложную и таинственную ситуацию, задавая ведущему вопросы, на которые можно отвечать только “да” или “нет”. Пример данетки:

“Стоит гараж. Он абсолютно пустой. Только в середине потолка свисает крюк. На крюке повесился человек. Больше ничего в гараже нет. Как он смог повесится?”

Постепенно, выясняя ситуацию, игроки узнают, что гараж стоит в пустыне, и что человек приехал на рефрижераторе, привез с собой куб льда, поставил его под крюк, взобрался на него, и, когда куб растаял, естественным образом оказался повешенным.

6. Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений.

Простейшая логическая загадка:


Два гроссмейстера сыграли пять партий в шахматы. Каждый из них выиграл и проиграл одинаковое число партий. Они не сыграли ни одной партии в ничью. Как такое могло случиться?
Ответ: (Такое возможно, если гроссмейстеры играли не друг с другом).
Эта логическая загадка одновременно является загадкой-обманкой .

Примеры логических загадок:


А) На олимпиаде участвуют Аня, Вика, Саша и Дима. Болельщики высказали следующие предложения:
- первым будет Саша, Аня будет последней,
- вторым будет Саша, Дима будет третий,
- второй будет Аня, Дима будет четвертый.
Оказалось, в каждом предложении одно – истинно, другое – ложно. Какое место занял каждый ученик?
Ответ: (Саша – 1, Вика – 4, Аня – 2, Дима – 3).

Б) Какой учебный предмет – география, физика, математика, история – должен быть внесен в расписание при выполнении следующих условий:


- если выносится география, то и физика;
- если не выносится история, то и не выносится физика;
- неверно: если выносится математика, то и история.
Ответ: (Математика).

В) Алеша, Боря, Гриша нашли в земле сосуд. Алеша предположил, что это греческий сосуд 5 века, Боря, что сосуд финский 3 века, Гриша – не греческий 4 века. Каждый мальчик прав только в одном случае. Каков же сосуд?


Ответ: (Финский 5 века).

Г) Один из троих студентов участвовал в соревнованиях.


Если Иванов не участвовал или Петров участвовал, то Сидоров не участвовал. Если Сидоров не участвовал, то Иванов не участвовал. Кто участвовал?
Ответ: (Петров).

Логическая загадка для дошкольников (которую взрослые отгадывают далеко не всегда):


Лошадь – 5, Корова – 2, Овца – 2, Свинья – 3, Собака – 3,
Кошка – 3, Кукушка – 4, Петух – 8 . Ослик – ?
Ответ – (2, т.к. «Иа» – две буквы).

7. Юмористические (“дурацкие”) загадки

обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса.

Пример:
Что это – зеленое, белое, квадратное и летает?
Ответ: Квадратный бело-зеленый арбуз!

Что такое – сидит на дереве, черное и каркает? На букву Ш.
Ответ: (Ворона. Почему на Ш? Потому что шлангом прикинулась).

Висит на стенке, зеленое, длинное, и стреляет
Ответ: (Полотенце. Почему стреляет? Чтобы труднее отгадать было). .

8. Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками. Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.
Пример: Посчитайте, сколько черных и белых точек на этой картине!

9. Шарады, анаграммы, ребусы


Существует множество видов загадок, использующих филологические приемы. Обычно, суть их сводится к тому, чтобы вычленить из слов слоги или буквы, и с помощью правильно вычлененных слогов или букв составить новые слова. Основные виды таких загадок: шарада, анаграмма, ребус.


В наше время загадки не утратили своей популярности. Они привлекают внимание многих детских поэтов, которые сочиняют загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки легче отгадываются, а лучшие из них становятся настоящими народными загадками, иногда приспосабливаясь для устного загадывания. Вот, например, загадку о пиле:

"Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб"

знают все и воспринимают ее как народную. А ведь ее сочинил известный детский писатель С.Я.Маршак. И хотя большинство из них возникло давно, многие воспринимаются как современные. А многие современные авторские загадки воспринимаются нами как народные.

Результаты исследования.
Мы провели анкетирование в 1Б, 1Г, 2В и 2Г классах и получили следующие результаты.


  1. любите ли вы загадывать загадки?
«да» - 90%

Вывод: большинство детей любят загадывать загадки.


  1. знаете ли вы загадки?
«да» -100%

Вывод: все дети знают загадки.


  1. Можете ли вы сейчас загадать 1-2 загадки?
Загадали – 100%

Вывод: все дети загадали по одной- две загадки.


  1. кто придумывает загадки?
Писатели – 50%

Простые люди – 50%

Вывод: половина детей уверены, что загадки придумывает народ, а другая половина считает, что загадки сочиняют писатели.


  1. зачем придумывают загадки?
Она развивает сообразительность- 23%

Это зарядка для ума – 46%

Веселое времяпровождение – 31%

Вывод: почти половина детей считают, что загадка это зарядка для ума, 31% - считают, что это веселое время провождения и лишь 23% считают, что это развитие сообразительности.

Проанализировав работу, мы можем сделать следующие выводы:


  1. загадки любят все.

  2. загадка –это не только веселое времяпровождение, но и зарядка для ума, развитие воображения, сообразительности, смекалки.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, была подтверждена и не опровергнута.

Вывод

Работая над данным проектом, мы узнали, что загадки возникли в древности как язык "тайной" речи. Затем загадки использовались для испытания смекалки молодежи, общения или для интересного времяпрепровождения. Таким образом, мы пришли к выводу, что все загадки сочинял сам народ и передавал их друг другу из уст в уста, из поколения в поколение. В ХХ веке появились загадки, которые сочиняли писатели и поэты специально для детей, так называемые авторские загадки. В настоящее время многие современные авторские загадки воспринимаются нами как народные, так как многие не помнят или просто не знают, что у этих загадок есть автор. И хотя большинство загадок возникло давно, многие из них воспринимаются как современные.

Каждая новая эпоха не только рождает новые загадки, но и теряет их. Кто же сейчас придумывает загадки? Изучая детские журналы и странички в интернете, мы пришли к выводу, что их сочиняют как писатели, так и простые люди, то есть народ. Популярность загадок объясняется тем, что они позволяют нам испытать себя, а также просто развлекают нас.

На основе собранного материала изготовили книжки-малышки «загадки» для учащихся младших школьного возраста (см приложение №1)

Литература:

1.. Митрофанова В. В Русские народные загадки. Ленинград. Наука. 1978, с.14.

2.Детская литература/ Сборник статей. Москва. 1986, с.19.

3. Митрофанова В. В. там же, с.16.

4. Садовников Д. А. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач. Москва. Терра. 1996, с.15.

5. Митрофанова В. В. там же, с.15.

6. Митрофанова В. В. там же, с.10.

7.Садовников Д. А. там же, с. 15.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»

Верхнекетского района Томской области

Научно – практическая конференция учащихся

«Мой первый проект»

Емельянов Захар Евгеньевич, Захарова Полина Тарасовна, Мингалеева Дарья Фёдоровна, Родикова Арина Александровна

Класс 1

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

По направлению Лингвострановедение

Тема: Загадка

Научный руководитель: преподаватель высшей категории Т.И. Таркина


Признать, что работа выполнена

и защищена с оценкой


_____________________________

Рекомендуется

______________________________

Председатель экспертной комиссии

_____________

Подпись


___________

Дата


Эксперты

_____________

Подпись


___________

Дата


_____________

Подпись


___________

Дата


Председатель экспертного совета

_____________

Подпись


___________

Дата


П. Сайга
Введение

3 с.

Глава 1. Теоретическая часть

5 с.

    1. История возникновения загадки

5 с.

    1. Типы загадок

8 с.

    1. Строение загадки

10 с.

    1. Значение загадки

10 с.

Глава 2. Практическая часть

11с

2.1. Создание сборника загадок собственного сочинения

11с.

Заключение

13с.

Список литературы

14с.

Приложение

15с.

ВВЕДЕНИЕ

Наша учительница на уроке задавала нам загадки. Было очень весело угадывать.

Нам стало интересно, а сможем ли мы сами придумать загадку, что нужно знать и уметь для этого? Эта тема актуальна для нас тем, что отгадывая готовые загадки и придумывая свои собственные, мы будем развивать свою фантазию, воображение, ум. А это, конечно, поможет нам в дальнейшей учёбе.

Цель: создание сборника загадок, собственного сочинения.
Задачи:
1. Узнать, как появились загадки и для чего они нужны.
2. Узнать, как устроены загадки.
3. Научиться составлять свои загадки.
4. Создать сборник загадок.

Предмет исследования : загадка

Объект исследования: возможность создания сборника собственных загадок.

Методы исследования:


  • Поиск информации по Интернету;

  • Поиск литературы;

  • Практическая работа: «Придумай загадку сам»;

  • Практическая работа по созданию сборника загадок;

  • Викторина среди первых классов «Лучший отгадчик»
Проблема : мы не умеем придумывать загадки.
Гипотеза: возможно потому, что не знаем, как загадки устроены и для чего нужны?

Данная работа имеет не только теоретический, но и прикладной характер. Значимость её заключается в том, что мы получим не только новые знания, но и применим их на практике, создав сборник загадок собственного сочинения. Используя наш сборник, проведём викторину среди учащихся начальной школы.

В ходе работы над проектом мы не только научимся придумывать свои загадки, но и выступать перед другими ребятами, отвечать на вопросы, доказывать своё мнение.

В своей работе была использована информацию с разных сайтов Интернета. Работа выполнена в результате совместных действий родителей, педагога и учащегося.

Глава 1. Теоретическая часть


    1. История возникновения загадки
Загадка – это краткое описанное предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного или скрытого вопроса. Загадки - это средство воздействия на сознание человека с целью его умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности. Это единство достигается благодаря тесной связи умного и прекрасного (совершенные художественные формы загадок, поэтизация человеческой жизни и явлений природы и т.п.). В данном случае ум расценивается народом как цель, а прекрасное - как средство. Именно благодаря прекрасному, в загадках такими выразительными становятся мысли о здоровье, нравственности, труде.

Загадка относится к одному из самых древних жанров устного народного творчества, который отличается от других жанров тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому, загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д.

История возникновения загадок корнями уходит в далекое прошлое. Загадки загадывались с древних времен. В наши дни мы рассматриваем загадки как вид развлечения, но в древности люди относились к ним серьезно.

В древности люди верили, что животные, растения, неживая природа понимают человеческий язык. Первобытный охотник, скотовод, пахарь в поле, в лесу, на воде, в жилище - везде и всюду постоянно сталкивался с враждебной сознательной силой, насылающей неудачу, пожар, болезнь. Эту силу необходимо было перехитрить, а для этого нужна тайная, условная речь.

Получается, что придумал человек тайное словоизъяснение, не желая произносить вслух настоящее название того, что определяло его жизнь. Первобытный человек, прибегавший к особой иносказательной форме речи, был убежден, что скрывает приготовления к охоте, не называя своих орудий, зверей, намерений. Прибегая к иносказанию, он не дает возможности зверям узнать об опасности и тем самым обеспечивает себе удачный промысел. В те времена для молодых юношей даже устраивались испытания в умении разгадывать загадки, что имело магическое значение, являясь составной частью обряда инициации - посвящения юношей в воины. Без знания этой условной речи юноша не мог стать равноправным членом своего родного коллектива.

Загадка имела огромное значение в жизни разных народов и в разные периоды истории вплоть до 19 века. Хотя первоначальный смысл загадки постепенно утрачивался, тем не менее, она прочно закрепилась в ритуалах, обрядах, праздниках.

Греки и римляне проводили соревнования по разгадыванию загадок, а победитель получал приз. Некоторые легенды гласят, что иногда от того, сможет ли человек дать правильный ответ на загадку или нет, зависела его жизнь. Состязание в умении отгадывать загадки даже приравнивалось к одному из видов единоборств.

Использовались загадки и во время древнейших свадебных ритуалов, для испытания жениха и невесты.

Древние оракулы часто задавали вопросы и давали советы в форме загадок.

Короли обменивались секретными посланиями, используя загадки. Эти загадки были очень непростыми.

Загадки встречаются даже в Библии. На свадебном торжестве Самсона королева Шеба задавала царю Соломону большое количество загадок.

Позже крестьянские обычаи предписывали загадывать загадки в определенное время и при определенных обстоятельствах. Запрещалось загадывать загадки не вовремя - период летних полевых работ загадки загадывать не позволялось, а сенью и зимой загадки полагалось загадывать только вечером, после захода солнца. Считалось, что нарушение традиции может вызвать напасти.

С помощью загадок сохранялись для потомства народные познания, накапливаемые веками. Мы видим, как человек стремился разгадать тайный язык природы, чтобы овладеть ею.

Со временем серьезное значение загадок забылось, и они стали использоваться для развлечения и как важная воспитательная игра. Сейчас, это не более чем способ убить скуку и весело провести время.


    1. Типы загадок

  1. Загадки - вопросы.
Загадки-вопросы касаются многих сторон жизни и деятельности людей. Значение этих загадок в умственном воспитании чрезвычайно велико. Они требуют не только сообразительности и активной мыслительной деятельности, но и больших усилий памяти. Ответ на некоторые вопросы-загадки дети встречают в пословицах, песнях и сказках. Среди этого типа загадок распространены такие, которые требуют заучивания. Заученные загадки-вопросы и ответы на них имеют большое воспитательное значение.

  1. Загадки - задачи.
Очень похожи на задачки из школьных учебников. Загадки-задачи - это тесты на сообразительность, построенные на парадоксе. Они развивают, активизируют нашу мыслительную деятельность. В переводе с греческого «парадокс» означает неожиданное явление, резко противоречащее здравому смыслу, расходящееся с общепринятым мнением. Такие загадки строятся на необычных сопоставлениях. Ожидаемые в русле здравого смысла, общепринятые мнения - отгадки оказываются ложными, а правильными являются как раз самые неожиданные, но единственно верные. Логическая задача в загадке облачена в своеобразную художественную форму, благодаря этому привлекательна. (Например, загадка про гусей).

  1. Загадки иносказания.
Употребление слова в ином, переносном значении – наиболее распространенный прием для создания загадки. Употребление слова в переносном значении чаще оказывается возможным на основе внешнего сходства предметов: их общего вида и общего значения, или только их частных признаков – формы, окраски, действий. Например: «Висит сито, не руками свито». Предмет загадывания скрыт под иносказанием.

  1. Загадки – описания.
Загадка - описание заключает в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. В таких загадках предлагаются в красивой поэтической форме описания задуманного предмета. Такие загадки обогащают словарный запас, помогают увидеть вторичные значения слов.

  1. Загадки-обманки.
В таких задачах подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое. Например: «На верхушке каланчи, день и ночь кричат … Врачи (грачи)»

  1. Юмористические загадки.
Такие загадки обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса. Например:
«Летели два крокодила: один зелёный, а другой в Африку. Сколько весит килограмм гвоздей?»

1.3. Строение загадки

У загадки нет особых частей. Она может состоять как из одного предложения, так и из нескольких. Слова в предложениях могут рифмоваться, а могут не рифмоваться. Но по ритму загадка схожа со стихотворением.

При составлении загадок могут использоваться разные приёмы: сравнение, преувеличение, отрицание, противопоставление (антитеза) и переназывание (метафора).

1.4. Значение загадки.

Вначале ребенок еще не умеет разгадывать загадки, у него нет для этого необходимых знаний. Главным для него становится процесс запоминания загадок, который превращается в своеобразную словесную игру. Затем он учится сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и у него формируется умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Т.е, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки. Какой чудесный процесс совершается, например, в голове ребенка, когда он быстро находит сходство между дедом, в сто шуб одетым, и луковицей или между девицей, сидящей в темнице с косой на улицу, и морковью!

Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умтвенного развития, а также уровень творческого мышления ребенка.

Глава II . Практическая часть. Создание книги с придуманными нами загадками.

После изучения теоретического материала мы попробовали сочинить загадку сами. Для этого сначала разбирали уже существующие загадки, а потом по такому же принципу старались построить свои. Первые загадки мы придумывали всей группой. Это были загадки – описания, или «детские» загадки. Мы брали любой предмет и старались его описать так, чтобы в тексте был обязательно стихотворный ритм, а если получится, то и рифма. Затем группой мы разбирали достоинства и недостатки придуманных загадок. Следующим шагом была самостоятельная работа. Дома, с родителями или сами, пробовали составлять загадки. Затем в школе подробно их разбирали, правили, отбирали для сборника. Вот пример загадки описания:

Бывают луговые,

Бывают полевые.

Хоть белые, хоть красные,

Все они прекрасные.

Следующий вид загадок, с которыми мы стали работать, это загадки, в которых есть открытое или скрытое сравнение. Работа строилась по такому же принципу, что и раньше:


  1. Разбираем существующую загадку в группе, совместно с учителем;

  2. Выбираем предмет для загадки;

  3. Группой строим загадку по образцу готовой;

  4. Проверяем ритм и рифму в группе;

  5. Сочиняем загадки самостоятельно дома;

  6. Проверяем, правим, отбираем для сборника все вместе.
Вот пример такого вида загадок:

Круглое как блин,

Даёт нам свет как лампочка.

Долго под ним пробудешь,

Кожу свою загубишь.

И последний вид загадок, с которыми мы работали – это загадки, в которых используется такой приём как метафора (переназывание). Вот пример таких загадок:

Зебра на дороге,

Протянула ноги.

А по этим по ногам,

Люди ходят тут и там.

Таким образом, в наш сборник вошли три типа загадок: загадки – описания, загадки – иносказания и загадки как со скрытым сравнением, так и с открытым. Всего мы придумали 37 загадок.

Следующим шагом было к каждой загадке нарисовать иллюстрацию. Мы распределили загадки и стали рисовать.

Затем отсканировали рисунки, обрезали и вставили в электронный сборник загадок.

По созданному нами сборнику провели викторину среди ребят начальной школы «Лучший отгадчик».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе теоретической работы над проектом мы узнали о том, как появилась загадка и какое значение имела не только в древности, но и в настоящее время. Также мы познакомились с разными видами загадки и узнали, как они устроены.

Полученные нами знания мы применили практически, создав сборник загадок своего собственного сочинения.

Проделанная нами работа нам очень понравилась. Было интересно узнавать что – то новое о, казалось бы, известных и простых вещах. А так же очень весело было сочинять загадки как в группе с учителем, так и дома с родителями, несмотря на то, что эта работа оказалась совсем нелёгкой для нас.

СБОРНИК ЗАГАДОК ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


Пушистая, но не белка.

Лёгкая, но не пёрышко.

Падает с неба, но не дождь.

С подружками рядом встанут,-

Сугробами станут.


снежинки

Весной зеленеют,

Осенью краснеют и желтеют.

На землю опадают

Нам зиму предвещают.


листья

Бывают луговые, бывают полевые.

Хоть белые, хоть красные,

Все они прекрасные.


цветы

Серенький грызун,

Он любит хлеба крошки.

Но очень наш зверёк

Боится зверя – кошки.



мышка

Лежит под бочком

Пушистым комком.

Мурлычет громко очень.


кошка

Дом украшает,

Ёлку наряжает,

Друзей собирает.


Новый год

Сверкает, мигает,
Ёлку украшает…

гирлянда

Холодит, морозит.

Мама в него продукты носит.


холодильник

Рыженькая, хитренькая,

У ворон забирает,

А сама съедает.



лиса

Парит, жарит,
Дом утепляет,
Уютом в доме управляет.

печка

Длинная шея, хвост и копыта

По Африке бегут сердито.


жираф

Кипит кипяток, пыхтит,

За стол нас зовёт,

Чай пить велит.


чайник

Растёт в лесу красавица,
Детям очень нравится.
Зелёная, пушистая,
На солнце золотистая.
Радость детям принесёт,
В Новый год!

ёлка

Говорит человек,

Но рядом человека нет.

Кино показывает,

Новости рассказывает.


телевизор


Из воды состоит,

Его лишь мороз сохранит.

Прозрачный, хрупкий, тает,

Детей на каток созывает.


лёд

Круглое как блин,

Даёт нам свет как лампочка.

Долго под ним пробудешь,

Кожу свою загубишь.


солнце

Круглое, а не мяч,

Зелёное, а не ёлка.