Нил Гейман (1960). Американские боги: они следовали за иммигрантами

Появление на литературном пространстве английского фантаста Нила Геймана вызвало шквал эмоций у читателей по всему миру, а сам автор раз за разом стал получать премии. Нил Гейман — английский писатель-фантаст, автор многочисленных романов, графических новелл, комиксов и киносценариев.

Этим летом вышел долгожданный сериал «Американские боги», снятый по мотивам одноименной книги. Сразу после старта сериала в Украине выходит украинский перевод романа от издательства «КМ-Букс». Это полная авторская версия в переводе от Галины Герасим и Олеся Петика.

По случаю появления фантастического романа на украинском мы решили вспомнить другие работы Геймана, которые потрясли мир и даже стали экранизациями.

«Американские боги» уже стали классикой. История рассказывает о человеке по имени Тень, которого выпустили из тюрьмы сразу после того как его жена и лучший друг погибли в автокатастрофе. Его нанимает своим охранником, водителем и слугой загадочный фигляр, господин Середа.

Так начинается темное и причудливое странствие Тени, на протяжении которого ему встретится множество странных персонажей, чьи судьбы причудливым образом переплелись с его собственной. А все потому, что под спокойной поверхностью повседневности закипает буря — эпический поединок за каждую душу Америки — и Тень оказался прямо на ее пути.

В книге довольно откровенно описываются постельные сцены а переводчики не побоялись оставить нецензурную лексику, чтобы сохранить стиль автора.

«Звездная пыль» — бездна приключений и магии, прекрасная сказка Нила Геймана. По мотивам книги снята легендарная кинолента.

Тристран пообещал вернуть звезду, упавшую с неба. Он отправляется в путешествие, чтобы осуществить желание любимой, прекрасной Виктории Форестер — и оказывается в заколдованном мире, лежащем за стеной простого английского поселка. В этой книге много романтического настроения.

Эта книга - удивительный перевод величественных скандинавских мифов. Нил Гейман уже давно черпает вдохновение для создания собственных фантастических миров в древней мифологии. И теперь он обращается к самому истоку своего творчества, представляя нам невероятную версию величественных северных сказок.

Автор остается верен мифам и пантеону скандинавских богов: Один, главный бог, умный, смелый и хитрый; Тор, сын Одина, невероятно сильный, но не самый мудрый из богов; Локи - сын великанов — кровный брат Одина, обманщик и непревзойденный манипулятор.

История начинается с генезиса легендарных девяти миров, погружая нас в подвиги божеств, карликов и великанов. Для того, чтобы вернуть себе похищенный знаменитый молот, Тору необходимо замаскироваться под женщину, что очень трудно сделать, принимая во внимание его бороду и огромный аппетит.

Горькая участь постигнет Квазира - его кровь превращается в мед. В конце концов все завершается Рагнароком, сумерками богов и возрождением нового времени и людей.

Роман написан на основе сценария популярного в мире одноименного мини-сериала Neverwhere.

Ричард Мейгью — молодой «белый воротничок» с добрым сердцем и скучной работой. Когда однажды он останавливается помочь девушке, истекающей кровью на лондонском тротуаре, его жизнь меняется навсегда.

Маленький добрый поступок затягивает его в мир, существования которого он не допускал даже во сне, в параллельной действительности, существующей в подземном лабиринте канализационных тоннелей и заброшенных станций метро под городом. Он проваливается сквозь расселины действительности и попадает в другое место, и это место — Нибудь-где.

Если он хочет когда-нибудь вернуться в Лондон, который знал ранее, Ричард должен научиться выживать в этом городе теней и темноты, чудовищ и святых, убийц и ангелов.

Сборник «Осторожно, триггеры!» содержит опубликованные ранее короткие произведения автора — рассказы, стихи и по-настоящему особенную историю о Докторе Кто, написанную к пятидесятой годовщине известного телесериала в 2013 году - а также написанный специально для этого сборника новый рассказ «Черный пес», который возвращает читателя в мир «Американских богов».

Это пышное сочетание историй ужасов и привидений, научной фантастики и сказок, магического реализма и поэзии, которые открывают перед нами царство эмоций и впечатлений.

Бестселлер от обладателя многочисленных наград, автора книг, признанных бестселлерами №1 по версии «The New York Times».

Одной ужасной ночью младенец чудом спасается от безжалостного убийцы. Малыш выползает из дома и попадает на старое кладбище, где находит надежное пристанище. Жители кладбища дают мальчику имя, воспитывают и опекают.

Здесь он учится и попадает в водоворот невероятных приключений, которые помогут парню повзрослеть и полюбить мир живых — опасный, волнующий и манящий.

«Этот роман - как кусочек черного шоколада с насыщенным вкусом: сладко-горек и удивительно утешителен». The Washington Post

Книга для среднего школьного возраста. В поисках интересных развлечений, Коралина осмелилась пройти через таинственную дверь в мир, который хоть и похож на ее собственный, но обидно от него отличается, и там ей приходится бросить вызов жуткой твари, называвшейся ее «другой мамой», чтобы спасти себя, своих родителей и души трех других детей...

Детская повесть «Коралина» получила ряд престижных премий: премию «Небьюла» и «Хьюго» за лучшую повесть, премию Брэма Стокера для молодых читателей, премию «Локус» за лучшую повесть для подростков.

По книге был снят мультипликационный фильм, ставший первым кукольным полнометражным мультфильмом отснятым в 3D, и номинированным на премию «Оскар».

Нил Дэвид Джон Ге́йман (англ. Neil David John Gaiman; Портсмут, Великобритания) - английский писатель-фантаст, автор графических романов и комиксов, сценариев к фильмам. К самым знаменитым его работам относятся: «Звездная пыль», «Американские боги», «Коралина», «История с кладбищем», серия комиксов «Песочный человек». Гейману присуждены многие награды, включая премию «Хьюго», премию «Небьюла», премию Брэма Стокера, медаль Ньюбери.

Нил Гейман родился 10 ноября 1960 года в городе Портсмут (Великобритания).
В 1984 году он закончил своё первое произведение - биографию группы Duran Duran. В то же время он работал журналистом и занимался подготовкой интервью для различных британских журналов.
В конце 1980-х годов вышла его книга «Don’t Panic: The Official Hitchhiker’s Guide to the Galaxy Companion» о писателе Дугласе Адамсе и его книге «Автостопом по галактике».

Гейман написал множество комиксов для нескольких издателей. Его отмеченная наградами серия The Sandman рассказывает о Морфее - антропоморфной персонификации Сна. Серия началась в 1989 и была закончена в 1996: 75 выпусков обычной серии, специальный выпуск и два рисованных рассказа собраны в 10 томов и до сих пор остаются в печати.

В 1996 Гейман и Эд Крамер составили антологию «The Sandman: Book of Dreams», в которую вошли произведения Тори Эймос, Клайва Баркера, Тэда Уильямса, Сюзанны Кларк и других авторов. Антология была номинирована на British Fantasy Award.

Также в качестве приглашенного автора работал над одним из выпуском комикса «Спаун» и минисерией про одного из персонажей этой вселенной, после чего судился с основным создателем комикса, который самовольно использовал придуманных Гейманом героев.

В 1990 году вышел роман «Благие знамения» (англ. «Good Omens»), который Гейман написал в соавторстве с известным английским писателем Терри Пратчеттом.
В 1991-1997 годах Гейман написал роман-сказку «Звёздная пыль», который в 1999 году был удостоен премии Mythopoeic Award. В 2007 году на экраны вышла экранизация романа - фильм режиссёра Мэттью Вона «Звёздная пыль».

Самый известный роман Нила Геймана - «Американские боги» был издан в 2001 году, сразу заслужил признание критиков и удостоился нескольких престижных премий, в том числе премий «Хьюго» и «Небьюла».

Гейман является сценаристом нескольких фильмов:
мини-сериала «Neverwhere», сценарий которого лег в основу одноименного романа (в России издавался в двух вариантах перевода под названиями «Задверье» и «Никогде»).
полнометражного фильма «Беовульф» режиссёра Роберта Земекиса.
эпизода «День Мертвых» фантастического сериала «Вавилон 5».
экранизации собственного романа «Зеркальная маска».
мультипликационного фильма «Коралина в Стране Кошмаров» по одноименному роману Нила Геймана (вышел на экраны в феврале 2009 года).
двух эпизодов культового британского телесериала «Доктор Кто»: («Жена Доктора» (The Doctor’s Wife), сезон 6, а также («Кошмар в серебряных тонах» (Nightmare in silver), 7 сезона.

У Нила Геймана трое детей от первого брака. Сейчас Нил Гейман женат на певице и актрисе Аманде Палмер (солистке коллектива Dresden Dolls). Свадьба состоялась 2 января 2011 года.

Скорее всего, все уже прочитали Нила Геймана или хотя бы знают, кто это такой. Но я лично открыла этого писателя только этим летом, и наше знакомство началось с такого великолепно-завораживающе-страшного произведения, как .

Две следующие книги, попавшиеся мне книжки Геймана были проглочены с такой же быстротой и восторгом. И не только мной. Хотя все три, включая “Коралину’, написаны в абсолютно разных стилях. Это просто фантастика. Вывод только один – идти в книжный магазин и скупить все изданные в России книжки. А автору хочется пожелать здоровья и писать побольше!

“Но молоко, к счастью…”

Не знаю, как у вас, а у нас молоко всегда заканчивается, к несчастью. И ни разу не было такой ситуации, чтобы оно закончилось безболезненно. Всегда это или перед школой и нечем залить хлопья ребенку или, о ужас! утром выходного дня и кофе выпить оказывается не с чем. Тогда приходится обрабатывать Глеба, чтобы он, как самый быстрый на подъем в нашей семье, сгонял за молочком.

А в повести Нила Геймана про молоко за данным продуктом отправляется глава семьи. Мама уехала в командировку и оставила двоих несовершеннолетних, еще не умеющих ходить за молоком, детей на папу. Был бы у него Глеб, быстрый как молния, проблем бы не было.

Между выходом за дверь и возвращением домой папа успел пережить кучу всяких фантастических приключений: перемещение во времени, встречу со стегозавром, нашествие вампиров, пиратов и многое, многое другое. Судьба мира была в его руках, а он думал только о том, как доставить своим детишкам молока к завтраку.

На самом деле, он заболтался с мистером Робинсоном, выходя из магазина, но, сильно опоздав, не стал признаваться в своем промахе, а выдал детям весьма талантливый бред, где фигурирует пространственно-временной континуум, пассажирский шаровидный летатор, особо твердые блестяторы, око Плюка, и где динозавры просто обожают хлопья на завтрак, особенно с орешками и апельсиновым соком. В какой-то момент дочка требует включить в повествование пони. И пони сразу же появляются. Розовый с голубой звездой на боку и зеленый.

У меня есть подозрение, что подобная история приключилась с самим мистером Гейманом, которого, возможно, жена послала в один прекрасный момент в магазин. Настоящие писатели даже из похода в это скучное заведение могут состряпать историю. У меня есть доказательство: нарисованный папа внешне сильно смахивает на автора.

Скажу честно, я не смогла разобраться до конца во всех перипетиях этой фантастической истории: какой кристалл, куда кристалл, зачем кристалл. Для меня главное – полчаса смеха в электричке и то, что дети получили-таки свое молоко на завтрак и не остались голодными. И то, что мой ребенок пересказывает эту историю во всех, понятных только ему подробностях.

А еще меня подкупил тот факт, что сложил свою историю папа из детских рисунков своих детей, из их игрушек и книжек, из их жизни, в общем. Значит, он не был таким уж рассеянным и невнимательным отцом, каким выглядел в начале. Ведь сочинить на ходу историю можно только из того, что знаешь очень хорошо и что действительно дорого.

Книга маркируется почему-то возрастом от 12 лет, но ее спокойно можно читать лет с 8. Проиллюстрировал ее тот же художник, что и “Коралину”. Необыкновенно удачно, хотя я обычно на картинки внимания не обращаю.

“Одд и ледяные великаны”

Книга совсем другого плана. В главной роли – скандинавский эпос . Как сказал Глеб: “Это же про Тора, Одина и Локи”. Хм, кто все эти люди?

Оказалось, что это скандинавские боги. Как-то я не была до этого с ними знакома.

Главный герой – мальчик, оставшийся без отца, по имени Одд. Что в переводе с английского означает “странный”. Странный по всей видимости потому, что задумывается. Потеряв отца, он раздробил себе ногу его топором в попытке срубить дерево. С тех пор стал инвалидом и, наверное, его странность еще более усилилась. В один прекрасный год зима как-то особенно задержалась в Норвегии, и весна никак не желала наступать. Сограждане стали особенно злыми и нервными, и Одд решил пожить в отдаленной хижине отца в лесу. И тут…

Winter is coming

В лесу он встречает трех животных. Одного из них, огромного медведя, он спасает из беды. И вот это как раз и есть скандинавские боги. Медведь – Тор, Бог Грома. Орел – О дин, главный Бог, а лис – Локи. Боги, как и полагается в мифологии, отчаянно смахивают на людей по поведению, а Локи страшно напоминает греческого бога Гермеса, у него даже крылатые башмаки есть. А по выражениям и манере общаться вылитый Гермес из романа Олди “Герой должен быть один”.

Так вот, зима так затянулась неспроста. Некий ледяной великан перехитрил Локи и превратил богов в животных, а страну заморозил. Мальчик-калека принимает судьбоносное решение идти выручать богов из беды, а заодно и возвращать весну.

Вот что мне нравится в этом небольшом эпическом произведении, так это практически полное отсутствие магии. Волшебный источник и зрительные галлюцинации не в счет. Одд побеждает великана простым разговором по душам.

Не могу удержаться от сравнения с “Игрой престолов”. Но сейчас, если есть зима и стена, то никакой другой ассоциации не возникает.

Красота спасет мир

Что же нужно было великану в Норвегии? Оказывается, прибыл он сюда за красотой. Там, откуда он родом ничего красивого не было. А на Севере была богиня Фрейя, очень красивая женщина. Но все-таки женщина, а значит, несколько истеричная и нервная. Поэтому великан радостно покидает страну с приобретенным деревянным шедевром – портретом матери Одда, женщины тоже красивой.

20 произведений Нила Геймана – и только краешек его мира

Чтобы прочитать всё, что написал Нил Гейман, надо иметь запасную жизнь или уже сидеть на теплой европейской пенсии. Но хотя бы ориентироваться в его удивительных мирах не помешает. Мало ли, кто однажды постучится в твою дверь?

1. Цикл “Вечные” (Eternals)

Комикс! Является шеститомным кусочком длинной-длинной саги о супергероях-хранителях Земли, которая является маленьким-маленьким кусочком вселенной Марвел. Летающие красавчики в трусах и дамы в бронелифчиках наличествуют, но стиль художников, работающих с Гейманом, карамельным не назовешь.

2. Песочный человек (Sandman)

Огромный графический роман, поднявший из глубокого забвения нескольких героев комикcов 30-х годов. Надо сказать, Гейман вообще начинал именно как автор комиксов. Чисто текстовые работы пришли позднее.

3. Добрые предзнаменования (Good Omens) (в соавторстве с Терри Пратчеттом)

Говорят, аналогичный эффект получается, если смотреть какие-нибудь тяжелые ужастики под не очень тяжелыми веществами. Ой, хи-хи, Апокалипсис грядет! А-а, нимагу, ха-ха, смотри, Всадники выехали! Ой, я щас лопну, Бездна разверзлась и Блудница, хахаха, на Звере! Сэр Терри был мастер по созданию смешного из чего угодно, а Гейман, видимо, отвечал в паре за подготовку смачных деталей.

4. Звездная пыль (Stardust)

5. Американские боги (American gods)

По большому счету, это роман о культурной антропологии Северной Америки, битва мемов за умы и все такое. А можно читать его как нелинейную историю заселения этого материка людьми. А можно – как жизнь одного честного и доброго парнишки, которому не повезло с родственниками.

6. Дети Ананси (Anansi boys)

Иногда бывает очень трудно принять, что кто-то из твоих родителей круче тебя. Да еще настолько. Но пока не начнешь делать что-то сам, так и останешься не вовремя выпавшим семенем. Хотя думать об этом, конечно, мало удовольствия.

7. Подлондон (Under London)

В цикл входят роман “Задверье” и рассказ “Как маркиз свой кафтан обратно вернул”. В целом история о том, что под Лондоном есть другой Лондон, и там все иначе. (Андрей Столяров из Петербурга и множество московских авторов недоуменно спрашивают: а что, вы раньше не знали? )

8. Океан в конце дороги (The Ocean at the End of the Lane)

История о границах детства. Как человек, осваивая пространство вокруг себя, борется с проникновением чужого-и-страшного в родное-и-безопасное, какие усилия и какие потери ради этого приходится нести.

9. Серебряная грёза (The Silver Dream) из цикла “Интермир”, в соавторстве с Майклом и Мэлори Ривзами.

У Геймана какая-то прорва межавторских проектов, есть более детские (как этот), есть более страшненькие. В каждый из них Гейман привносит фирменную чертовщинку, а уж что сделают с ней соавторы – дело случая. Интермир – тексты, которые вполне может читать ребенок сам. Они, с одной стороны, не сложные, а с дугой – не попсовые, как какой-нибудь Перси или Таня Гроттер.

10. История с кладбищем (The Graveyard Book)

В русском переводе названия не так очевидна перекличка с “Маугли” (нет английской книжки “Mowgli”, есть “Jungle Book”). Заменим Джунгли на Погост и поглядим, что выйдет.

11. Цикл “Календарь сказок”

Венок рассказов о каждом месяце года. Такой, нуар-маршак. Базово строился как проект-приложение к телефону Blackberry, люди сами присылали Гейману идеи для сюжетов и иллюстраций, а Нил скомпоновал их и аранжировал.

12. Коралина (Coralina)

Что было бы, если бы “Алису в стране чудес” написал Стивен Кинг?

13. Мифы Ктулху (произведения для межавторского проекта)

Миры Лавкрафта удаются Гейману на “ура”. Там страшно, безнадежно и все время кем-нибудь хрустят. Но очень музыкально.

14. Шерлок Холмс. Свободные продолжения (произведения для межавторского проекта)

Гейман ухитрился даже совместить этот сеттинг с предыдущим. Да-да, Шерлок Холмс и Ктулху. Не читали? Очень рекомендуем.

15. Одд и ледяные великаны

Очень хорошая, адекватная сказка для людей от восьми до двенадцати лет, без этой подростковой гoтишности , которой у Геймана обычно наперчено всё подряд.