Обобщенно личные предложения пять примеров. Односоставные, обобщенно-личные предложения

§1. Общие данные

Вспомним: предложения делятся на двусоставные, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов - подлежащего и сказуемого, и односоставные, грамматическая основа которых состоит только из одного главного члена: подлежащего или сказуемого.

Односоставные предложения делятся на две группы:

  • с главным членом - подлежащим
  • с главным членом - сказуемым

Последние делятся на четыре типа.

Значит, всего односоставные предложения бывают пяти типов. Каждый имеет своё название:

  • назывные
  • определённо-личные
  • неопределённо-личные
  • обобщённо-личные
  • безличные

Каждый тип рассматривается ниже особо.

§2. Односоставные предложения с главным членом - подлежащим

Назывные предложения - это односоставные предложения с главным членом - подлежащим.
В назывных предложениях сообщается о существовании какого-либо предмета, явления или выражается эмоционально-оценочное отношение к нему. Примеры:

Ночь.
Тишина.
Ночь!
Малина сладкая!
Что за красота!

Назывные предложения с частицами вот, вон имеют указательное значение: Вон деревня!

Назывные предложения могут быть нераспространёнными и состоять только из одного слова - главного члена либо распространенными, включающими другие члены предложения:

Синее небо над головой.

Синее море у ног.

У окна маленький стол, покрытый скатертью.

Чаще всего в качестве подлежащего в назывных предложениях употребляются:

  • существительные в И.п.: Жара!
  • местоимения в И.п.: Вот и они!
  • числительные либо сочетания числительных с существительными в И.п.: Двенадцать. Первое января.

§3. Односоставные предложения с главным членом - сказуемым

Односоставные предложения с главным членом - сказуемым неодинаковы по структуре сказуемого. Выделяется четыре вида.

Классификация односоставных предложений с главным членом - сказуемым

1. Определённо-личные предложения
2. Неопределённо-личные предложения
3. Обобщённо-личные предложения
4. Безличные предложения

1. Определённо-личные предложения

Определённо-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, которое выражено личной формой глагола в форме 1 или 2 л. или глаголом в повелительном наклонении. Лицо определено: это всегда или говорящий, или собеседник. Примеры:

Люблю встречи с друзьями.

действие, о котором говорится в предложении, совершает говорящий, глагол в форме 1 л. ед.ч.

Давай созвонимся завтра!

побуждение к совместному действию говорящего и собеседника, глагол в повелительном наклонении)

Как живёте?

действие, о котором получается информация, совершает собеседник, глагол в форме 2 л. мн.ч.

В повествовательных и вопросительных предложениях выражается действие говорящего или собеседника:

Завтра улетаю в командировку., Что предпочитаете на десерт?

В побудительных предложениях выражается побуждение к действию собеседника:

Читай! Пиши! Вставь пропущенные буквы.

Такие предложения самостоятельны, они не нуждаются в подлежащем, потому что идея лица может быть выражена в языке личными окончаниями глаголов.

2. Неопределённо-личные предложения

Неопределённо-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, которое выражено глаголом в форме 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времени или в форме мн.ч. в прошедшем времени. Лицо не определено: действие совершается кем-то неопределённым.

неизвестно, не определено, кем производится действие

По телевизору сообщили, что…

не определено, кем произведено действие

Такие предложения не нуждаются в подлежащем, поскольку выражают идею неопределённости лиц, производящих действие.

3. Обобщённо-личные предложения

Обобщённо-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, стоящим в форме 2 л. ед.ч. или 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времен либо в форме 2 л. ед. или мн.ч. повелительного наклонения:

В обобщённо-личных предложениях лицо выступает в обобщённом виде: все, многие, а действие представлено как обычное, совершаемое всегда. Такие предложения выражаю коллективный опыт народа в целом, отражают устойчивые, общепринятые понятия. Примеры:

Любишь кататься, люби и саночки возить.
На чужом несчастье своего счастья не построишь.

Действие, о котором говорится, является обычным, характерным для всех людей передает идею коллективного опыта.)

Цыплят по осени считают.

Не важно, кто конкретно совершает действие, важнее, что оно совершается обычно, всегда, всеми - отражается коллективный опыт, при этом конкретное лицо не подразумевается.

В обобщённо-личных предложениях важна идея обобщённого лица, поэтому они выражают обобщения, характерные для пословиц и поговорок, афоризмов, разного рода сентенций.

Примечание:

Не во всех учебниках обобщённо-личные предложения выделены в особый тип. Многие авторы полагают, что обобщённое значение могут иметь определённо-личные и неопределённо-личные предложения. Примеры:

Любишь кататься, люби и саночки возить.
(рассматривается как определённо-личное предложение, имеющее обобщённое значение)

Цыплят по осени считают.
(рассматривается как неопределённо-личное предложение, имеющее обобщённое значение)

В чём основание для разных интерпретаций?
Авторы, выделяющие обобщённо-личные предложения в отдельный тип, больше внимания уделяют значению этой группы предложений. А те, кто не видит для этого достаточного основания, во главу угла ставят формальные признаки (формы глаголов).

4. Безличные предложения

Безличные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, стоящим в форме 3 л. ед.ч. настоящего или будущего времени или в форме ср.р. прошедшего времени. Примеры:

Действие или состояние выражено в них как непроизвольное, никак не зависящее от какого-либо лица или группы лиц.

Сказуемое в безличных предложениях может быть выражено по-разному:

1) безличным глаголом: Вечерело., Смеркалось.
2) личным глаголом в безличном употреблении в форме 3 л. ед.ч. настоящего или будущего времени или в ср.р. ед.ч. прошедшего времени. Темнеет., Темнело.
3) кратким страдательным причастием в форме ср.р.: Уже послано на рынок за свежими продуктами.
4) словом категории состояния: Тебе холодно?, Мне хорошо.
В настоящем времени нулевая связка глагола быть не употребляется. В прошедшем и будущем времени связка быть стоит в формах:

  • прошедшего времени, ед.ч., ср.р.: Мне было хорошо.
  • будущего времени, ед.ч., 3 л.: Мне будет хорошо.

5) инфинитивом: Быть скандалу., Быть беде.
6) безличным вспомогательным глаголом с инфинитивом: Хотелось отдохнуть.
7) словом категории состояния с инфинитивом: Хорошо отдыхать!
8) отрицаниями: нет (нету - разговорно-просторечное), ни: Нет счастья в жизни!

Безличные предложения многообразны и по выражаемым им значениям. В них могут передаваться и состояния природы, и состояния людей, и значения отсутствия чего- либо или кого-либо. Кроме того, в них часто передаются значения необходимости, возможности, желательности, неизбежности и др. подобные.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли, что односоставными называются предложения с одним главным членом-сказуемым?

  2. Верно ли, что односоставными называются предложения с одним главным членом - подлежащим?

  3. Как называются предложения с одним главным членом - подлежащим?

    • неполные
    • назывные
  4. Каким является предложение: Что за чушь! ?

    • назывное
    • определённо-личное
    • безличное
  5. Каким является предложение: Берегите природу! ?

    • определённо-личное
    • неопределённо-личное
    • безличное
  6. Каким является предложение: В газете напечатали прогноз погоды на неделю. ?

    • неопределённо-личное
    • обобщённо-личное
    • определённо-личное
  7. Каким является предложение: Меня знобит. ?

    • назывное
    • безличное
    • определённо-личное
  8. Каким является предложение: Светает. ?

    • безличное
    • неопределённо-личное
    • обобщённо-личное
  9. Каким является предложение: Ему хотелось спать. ?

    • определённо-личное
    • неопределённо-личное
    • безличное
  10. Каким является предложение: Хотите чаю?

    • определённо-личное
    • неопределённо-личное
    • безличное

В теории русского языка обобщенно-личными называют предложения, относящиеся к категории односоставных предложений. Их отличие от других типов состоит в том, что главный член в данном случае обозначается в виде глагола во втором лице в единственном числе. Иногда - в первой или второй форме лица и во множественном числе. Действие может касаться не кого-то конкретно, а кого угодно, поэтому субъект, по отношению к которому оно происходит, в таком случае называется обобщенным.

Как определить, что предложение относится к данному типу

Выше мы рассказали, что такое односоставные обобщенно-личные предложения, примеры их присутствуют практически во всех литературных произведениях. Также они встречаются в народном творчестве, в частности, пословицах и поговорках. Поскольку предложения данного типа не имеют собственной формы, ключевым критерием их выделения является смысловая нагрузка. Так, обобщенно-личные конструкции представляют собой образную картину абстрактных суждений и обобщений, они обращены ко всем сразу одновременно и имеют характер некоего поучения или наставления. Именно поэтому подобная форма так часто встречается в поговорках, в частности:

Что имеем - не храним.

Наблюдения, которые выражены в таких типах предложений, имеют обобщенное значение, отражающее определенные явления, ситуации или предметы.

Нередко подобные речевые конструкции применяются и в разговорной речи, когда человек в момент экспрессии хочет выразить свое отношение к происходящему, но при этом не обращается к кому-то конкретно. Например:

Чего не сделаешь для удачной сдачи экзамена.

Расскажешь кому про это красоту, то не поверят.

Обобщенно-личные предложения: примеры

Пословицы - наиболее распространенная форма для употребления обобщенно-личных конструкций, и это вполне объяснимо. Дело в том, что устойчивые речевые словосочетания несут в себе народную мудрость, которая передавалась из одного поколения в следующее, и ключевая их особенность заключается в том, что жизненные принципы и модели поведения описываются в виде бытовых особенностей. Например, в такой пословице, как «Что посеешь, то и пожнешь» говорится не только о том, что если посадить плохие зерна, то, соответственно, вырастет плохой урожай, но и о том, что одна вредная привычка может испортить в будущем всю жизнь человека. Все это говорили родители детям в виде личных напутствий. В языковом виде они облачены в обобщенно-личные предложения, примеры которых также встречаются в:

  • художественных прозаических произведениях;
  • поэзии;
  • фольклоре;
  • народных песнях.

Нередко известные авторы стилизовали некоторые свои суждения в художественных произведениях под народное творчество, в частности, под те же поговорки. Это любили и Пушкин, и Толстой, и Есенин, и другие известные писатели и поэты.

Классическая литература и обобщенно-личные предложения

Примеры из художественной литературы по употреблению конструкций данного типа имеют в основном стилистическое значение. То есть автор желает, чтобы читатель был максимально сопричастным к переживаниям главного героя или был эмоционально ближе к происходящему действию. Лучший способ приблизить читателя к действию - это обобщенно-личные предложения. Примеры вы можете увидеть ниже:

Выскочишь из лесу, увидишь на зеленях пеструю, растянувшуюся по земле стаю собак...

Это часть отрывка из одного рассказа Ивана Бунина. В процессе его прочтения создается иллюзия присутствия в лесу и созерцания происходящего. Все это создается за счет применения обобщенно-личной конструкции и слов «выскочишь» и «увидишь», которые обращены непосредственно к читателю.

Особенности использования обобщенно-личных конструкций в литературе: смешивание стилей

Нередко для стилизации своих произведений под народное творчество и придания им авторской «простоты» писатели и драматурги применяют обобщенно-личные предложения. Примеры из художественной литературы тут существуют разные, начиная от применения таких конструкций в названиях произведений и заканчивая использованием выражений из народной мудрости в контексте произведения.

Например, известный русский драматург А. Островский применял распространенные пословицы с целью названий своих легендарных произведений, например:

  • Свои люди - сочтемся.
  • За чем пойдешь - то и найдешь.
  • Не в свои сани не садись.

При этом он использовал для оглавления не только поговорки в виде обобщенно-личных конструкций, но и другие, например «Не все коту масленица».

Устойчивые словосочетания успешно вплетены в канву романа «Война и мир» Толстого, ими пестрят произведения Пушкина, Гоголя и других авторов.

Обобщенно-личные предложения, причем не только в виде устойчивых словосочетаний, также часто встречаются и у известных авторов ХХ века, например, в известных работах Булгакова, Ильфа и Петрова, Есенина и других писателей и поэтов.

Использование односоставных конструкций в поэзии - примеры

Односоставные речевые конструкции достаточно распространены в стихотворной лирике - в частности, обобщенно-личные предложения. Примеры из поэзии можно найти в творчестве Сергея Есенина, например:

Проклинают свои неудачи,

Вспоминают московскую Русь.

В данном отрывке не указанно, кто именно проклинает и вспоминает, поэтому данное утверждение можно с уверенностью отнести ко всем современникам великого поэта.

Также такая форма в стихотворных типах произведений может встречаться в баснях, приведем пример из басни Крылова :

А дуги гнут с терпеньем и не вдруг.

Особенности конструкции обобщенно-личного предложения

Как уже упоминалось ранее, обобщенно-личное предложение имеет преимущественно односоставную конструкцию, но иногда оно бывает и двусоставным. В таких случаях подлежащее выражается в виде личного местоимение и имеет значение обобщенного лица. В таких случаях для этой цели используется чаще всего слово «мы» или «я».

Двусоставные обобщенно-личные предложения, примеры использования:

К примеру, вы пришли домой, вы хотите отдохнуть.

Что прикажете делать?

Однако, если речь идет о стандартной односоставной конструкции, то подлежащее в ней отсутствует, а сказуемое выражается второй или третьей формой глагола в единственном или множественном числе. Например:

Там никто не ждет.

Не уйдешь от наказания.

Обобщенно-личные предложения как подвид односоставных

В некоторых учебниках по русскому языку обобщенно-личные предложения не рассматриваются как отдельный подвид и их относят к одной из форм неопределенно-личных. Однако в последнее время практически везде они рассматриваются как самостоятельный подвид односоставных предложений.

Обобщенно-личными называются односоставные предложения, главный член которых выражен глаголом 2-го лица единственного числа (настоящего и будущего времени), причем обозначаемое глаголом действие в таких предложениях в равной мере относится к любому лицу, т.е. субъект действия мыслится обобщенно.

Основное назначение обобщенно-личных предложений - образное выражение общих суждений, больших обобщений, поэтому они так широко представлены в народных пословицах: Из песни слова не выкинешь; С кем поведешься, от того и наберешься; Что посеешь, то и пожнешь; Без труда не вынешь и рыбку из пруда; Что написано пером, не вырубишь топором; Любишь кататься - люби и саночки возить; Шила в мешке не утаишь; Скажешь слово - не воротишь .

Предложения данного типа распространены и в описаниях. Например: Прислушаешься - и как будто нет ничего, а звенит (Т.); А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков (Т.); Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память (Т.); Глянешь с горы - какой вид! (Т.); Бродишь часами, не замечаешь, как время летит (Т.); Разве сдержишь смерч, чтоб вихрем не кипел?! (М.); Словно смотришь в бинокль перевернутый - все, что сзади осталось, уменьшено (Сим.); Бывает: входишь в двери иль за угол свернешь, и вдруг - глазам не веришь, стоишь - себе не веришь, что другу руку жмешь (Щип.).

Такие предложения имеют особый характер, в них обычно сообщается о действии конкретного лица, но выражается оно обобщенно, как совершающееся или совершавшееся часто; для обозначения повторяемости действия в прошлом употребляется частица бывало: Встанешь, бывало, поутру и словно с горы на салазках покатишься... (Т.).

Глагол может обозначать обобщенное действие и в форме 3-го лица множественного числа изъявительного наклонения. Например: Снявши голову, по волосам не плачут (посл.); А дуги гнут с терпеньем и не вдруг (Кр.); После драки кулаками не машут (посл.); Ах, он любил, как в наши лета уже не любят (П.).

Иногда встречается и форма 1-го лица множественного числа изъявительного наклонения. Например: Что имеем - не храним, потерявши - плачем (посл.); Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред (П.).

Довольно распространены обобщенно-личные предложения с глаголом в форме повелительного наклонения. Например: Век живи, век учись; Не спеши языком - торопись делом; Семь раз отмерь - один раз отрежь (пословицы).

Обобщенно-личные предложения с главным членом - глаголом в форме повелительного наклонения могут формально выступать в качестве придаточных частей предложений, но фактически они превращаются в устойчивые сочетания и теряют значение придаточных; затемняется и отнесенность действия к какому бы то ни было лицу, даже обобщенному: И бороду так приморожу к вожжам - хоть руби топором! (Н.); Хоть убей, следа не видно (П.); Куда ни сунься - тут как тут (Гр.); Что ни говори, а работа выполнена хорошо; Хоть глаз выколи, ничего не видно .

Обобщенно-личные предложения обычно бывают односоставными, поскольку в них сообщается о действиях и состояниях безотносительно к определенному лицу. Однако иногда они могут иметь форму двусоставного предложения, где подлежащее, выраженное личным местоимением, употребляется в значении обобщенного лица. Например: Охотно мы дарим, что нам не надобно самим (Кр.). Распространен такой вид предложений и в художественных описаниях: Вы входите в лес. Вас сразу охватывает прохлада. Вы медленно идете по опушке (Т.); Вы бросаетесь на землю, вы напились, но вам лень пошевельнуться. Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо, а против вас кусты раскаляются и словно желтеют на солнце (Т.). Во всех этих случаях дается описание состояния и действий вообще, любого человека, без отнесенности к конкретному лицу.

Характерны подобные конструкции и для разговорно-обиходного языка: ну что ты с ним (ней) сделаешь, ну что ты скажешь, хоть ты семи пядей во лбу будь и др.; Вот не доедешь, да и только, домой! Что ты прикажешь делать? (Г.).

Главный член в определенно-личных предложениях выражается спрягаемыми формами глагола 1 и 2 лица, т.е. такими формами, которые указывают на конкретный, определенный субъект - говорящий («я») или адресат («ты»). Структурная схема таких предложений может быть представлена как Vf1,2. Например: Люблю тебя, Петра творенье! В последний раз спрашиваю : пойдешь с нами?

Парадигма определенно-личных предложений неполная - только те формы времени и наклонения, которые могут быть в 1 и во 2 лице, т.е. формы настоящего и будущего времени и побудительного наклонения. Например, в предложении Прости , что давно тебе не писал первая часть - определенно-личное предложение, а вторая часть - двусоставное неполное (форма прошедшего времени не указывает на определенное лицо).

Несомненна соотносительность таких предложений с двусоставными (Читаю - Я читаю. Придешь? - Ты придешь? ). Поэтому эти предложения по-разному квалифицируются в синтаксических описаниях. В «Русской грамматике» 1980 г. предложения такого типа рассматриваются как неполная реализация двусоставных предложений.

А.А. Шахматов и А.А. Потебня считали, что основным вариантом являются предложения без подлежащего. Местоимения 1 и 2 лица А.А. Шахматов называл «служебным подлежащим». Действительно, местоимение в таких предложениях часто избыточно, особенно в диалогической речи. Приходи пораньше предпочтительно предложению с подлежащим: Ты приходи пораньше. Подлежащее необходимо, если значение данного лица надо подчеркнуть, специально выделить, заострить на нем внимание. Например, при противопоставлении: Ты приходи пораньше, а я немного задержусь.

Таким образом, есть равные основания и для выделения особого типа - определенно-личных односоставных предложений, и для объединения их с двусоставными.

Обобщенно-личные предложения

К обобщенно-личным предложениям относятся структуры с главным членом, выраженным формой глагола 2 лица единственного числа, передающей синтаксическое значение обобщенного субъекта; форма 2 лица употребляется не в основном своем значении - действие адресата, а в переносном - действие обобщенного лица. Структурная схема обобщенно-личных предложений может быть представлена так: Vf 2s. Например: Ушедший день не догонишь. Близкого человека только тогда и поймешь вполне, когда с ним расстанешься (И. Тургенев).

Во многих синтаксических описаниях пределы обобщенно-личных предложений расширяются: к ним относят и предложения с другими формами главного члена - 3 лица множественного числа, 1 лица и даже с неличными формами глагола. Например: Победителя не судят. Что имеем, не храним, потерявши - плачем. Назвался груздем - полезай в кузов. Обобщенность значения таких предложений создается их принадлежностью к особому жанру - сентенции, пословицы, афоризмы. Это подход не грамматический. С точки зрения структуры эти предложения относятся к другим типам: неопределенно-личное, определенно-личное, двусоставное (неполное). Отличие от таких предложений обобщенно-личных с формой 2 лица состоит в том, что обобщенность субъекта создается именно формой глагола, обозначающей неадресатное действие. Ср. разные значения этой формы в таком контексте: …Тут за день так накувыркаешься , Придешь домой - там ты сидишь (В. Высоцкий). В первых двух предложениях форма 2 лица выражает действие неадресатное, оно отнесено прежде всего к говорящему, но отвлечено от конкретного субъекта и приобретает значение обобщенности. А в третьем предложении эта форма обозначает действие адресата, употребляется в своем прямом значении.

Парадигма обобщенно-личных предложений - неполная, она включает только формы предложений со 2 лицом: настоящее, будущее время, побудительное наклонение (Бойся не бойся , а року не миновать - В. Даль).

В «Русской грамматике» 1980 г. такой тип предложения, особая структурная схема не выделяется, предложения с главным членом в форме 2 лица единственного числа без подлежащего рассматриваются как неполные реализации двусоставного предложения (N1 - Vf). Основанием для этого является возможность выражения обобщенно-личного значения и при наличии подлежащего «ты». Например: Ну что ты поделаешь с бессовестными людьми? (А. Гайдар).

Обобщенно-личные предложения имеют ограниченное употребление, они существуют в специальных контекстах:

1) Передают значение вневременности - в условных конструкциях: Если хоть однажды побываешь в этих местах - всегда будешь помнить их.

2) В предложениях с отрицанием передают общее суждение со значением невозможности действия: Слезами горю не поможешь (нельзя помочь). На ваш вопрос сразу не ответишь (нельзя ответить).

3) Употребляются для передачи событий, повторявшихся в прошлом (с глагольной частицей «бывало»): Бывало, встанешь пораньше и бежишь на речку купаться.

4) Обозначают действия говорящего - в отстранении от него: Вашего «Фому Гордеева» я читал кусочками: откроешь и прочтешь страничку (А. Чехов). В лирической поэзии: В себя ли заглянешь - там прошлого нет и следа…(М. Лермонтов).

Цели : объяснить смысл и структуру данной синтаксической конструкции; научить уместно и осмысленно использовать обобщенно-личные предложения в речи.
Схематично цель урока можно изобразить так:

Задачи :

    проанализировать функцию обобщенно-личных предложений в языке;

    проанализировать строение и структурные признаки обобщенно-личных предложений;

    формировать умение находить данные конструкции, опознавать их, отличать от других конструкций;

    учить умению заменять обобщенно-личные предложения синонимичными конструкциями;

    учитывать стиль и тип речи при употреблении обобщенно-личных предложений;

    правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят обобщенно-личные предложения.

ПЛАН УРОКА

(По аналогичной схеме построен урок «Неопределенно-личные предложения» этого же блока «Односоставные предложения»; см. публикацию в газете «Русский язык» № 33/99.)

1. Проанализировать готовые синтаксические конструкции и сделать вывод об их роли в языке (рассуждение-беседа).
2. Построить или подобрать аналогичные предложения, проанализировать их содержание и строение.
3. Заполнить информацией таблицу: колонку из общей таблицы «Односоставные предложения».
4. Найти аналогичные предложения в собственных сочинениях и изложениях и сделать вывод после поиска.
5. Обрисовать ситуацию, когда уместно использовать такие конструкции. Сделать общий вывод: в каких ситуациях, стилях и типах речи уместно использовать такие конструкции?
6. Знаки препинания, грамматический разбор и толкование данных конструкций.

ХОД УРОКА

Учитель. На доске написано начало определения – что такое обобщенно-личное предложение. После анализа предложения вы сможете закончить формулировку сами, пользуясь общей таблицей.

Пошел в суд в кафтане, а вышел нагишом

Объясните, как вы понимаете это высказывание.

Ответы учеников:

– в суде человека обобрали;
– так говорят о несправедливости судей;
– это – переносное значение: в кафтане – нагишом , т.е. «с капиталом – без капитала»;
– до и после суда у человека разное материальное положение;
– это совет-предостережение;
– это же пословица, она – для красного словца.

Учитель. Вот именно. Это пословица. Что такое пословица? Это образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл, обычно характеризуется особым ритмом, интонацией и звучанием.

Учитель. Скажите: так с каждым бывает, кто пошел в суд?

Ответы учеников:

– когда как;
– раз это подмечено народом, то, видимо, часто;
– давайте спросим у адвоката: что он скажет?

Учитель. Вдумаемся в текст пословицы. Ответьте: кто здесь «пострадавший»?

Ответы учеников:

– хотя пострадавшего нет, но мне понятно, что это кто-то из бесправных людей;
– такую несправедливость терпят простые люди, и их много;
– народ говорит, как бы предупреждая, что если ты (относится к каждому человеку) пойдешь в суд в кафтане, то ты (каждый, любой) можешь выйти нагишом.

Учитель. Сделайте синтаксический разбор предложения: подчеркните члены предложения и обозначьте части речи.

Это односоставное предложение: в нем однородные глаголы – сказуемые, которые относятся ко всякому, любому лицу.

Учитель. Вот в каких случаях в речи появились обобщенно-личные предложения. Основная их функция – дать совет, предостеречь, уберечь, пояснить, предупредить о последствиях; это житейская мудрость. И почему же в таком случае нет «пострадавшего»?

Ответы учеников:

– советы даются всем, каждому;
– если суждение относится к каждому, не нужно «пострадавшего» указывать конкретно;
– важнее сказать о действии, которое совершает любой человек.

Учитель. Вспомните, что в неопределенно-личных предложениях тоже нет подлежащего. Можно ли сказать, что причина отсутствия подлежащего в обобщенно-личных предложениях другая, чем в неопределенно-личных?

Запишите:

В неопределенно-личных предложениях:

1. Подчеркивается, что важно в них только действие, а не тот, кто его совершает.
2. Вместо подлежащего можно мысленно подставить местоимение кто-то .

В обобщенно-личных:

1. Подлежащего не нужно, потому что понятно, что действовать может любой.
2. Вместо подлежащего мысленно можно подставить местоимение все, каждый, всякий, любой .

Чтобы убедиться в этом, давайте подставим подлежащее. Что получилось?

Он (она) пошел (пошла) в суд, а вышел (вышла)...

Ответы учеников:

– это двусоставное предложение, в котором сообщается о конкретном случае из жизни определенного лица;
– тот, кто производит действие, стал известен;
– получился другой смысл: утеряна обобщенность суждения.

Учитель. Итак, почему эти предложения называются обобщенно-личными?

Ответы учеников:

– в таких предложениях обобщается жизненный опыт людей; производитель действия мыслится обобщенно, т.е. им мог явиться любой, всякий.

Учитель. Подведем итоги: в чем же существенная разница между двусоставными и обобщенно-личными предложениями, с одной стороны, и между неопределенно-личными и обобщенно-личными – с другой стороны?
Допишите определение: какие предложения называются обобщенно-личными? В этом вам поможет таблица.

(Школьники работают три-четыре минуты, после чего дают определения.)

Учитель. Если вы хорошо поняли новый материал, то постройте обобщенно-личные предложения самостоятельно или вспомните народные пословицы, поговорки.
Укажите, в каких формах может стоять сказуемое в следующих предложениях.

Учитель. Перед вами лежат ваши прошлые сочинения, изложения. Найдите в них и прочтите хотя бы одно обобщенно-личное предложение (их нет).
В каких ситуациях вы будете их использовать? С какой целью?

Ответы учеников:

– в письменной и устной речи, в житейских ситуациях;
– в разговоре, для красного словца;
– в сочинениях, для того, чтобы сделать свою речь точной и выразительной.

Учитель. Назовите типы текста и стили, где уместны такие конструкции.

Ответы учеников:

– в описании – нет, в повествовании – да, в рассуждении – тем более (например, в ситуации: незадачливому автору возвращают рукопись со словами: Не пером пишут, а умом ).

Такие конструкции уместны во всех стилях, кроме делового и научного.
Можно сказать, что обобщенно-личное предложение является частным случаем неопределенно-личных.

Учитель. Именно так. Изобразим схематично.

Потренируемся!

Замените обобщенно-личные предложения синонимичными двусоставными и наоборот.

Двусоставные предложения

1. Когда люди в лесу рубят дрова, то щепки летят во все стороны.
2. Когда человек устраивается на работу, то он поневоле должен терпеть давление начальства.

Односоставные, обобщенно-личные предложения

1. Лес рубят – щепки летят.
2. Пошел на службу – терпи и нужду.

– Обобщенно-личные предложения – это в основном пословицы, копилка народной мудрости; их краткость и точность выверены временем.

Домашнее задание :

1. Добавьте в свои сочинения, изложения, творческие работы по 1–2 обобщенно-личных предложения, где это уместно.
2. Подберите 7 пословиц и замените их двусоставными предложениями.

Психологическая игра

Учитель. Для каждого я приготовила по одной предназначенной только для него пословице. Запишите ее себе в тетрадь. А я скажу вам, угадали ли вы мой замысел или нет. Но... не странно ли? Пословицы адресованы любому, а я выбрала только одну. Нет ли здесь противоречия?

Ответы учеников:

– раз это психологическая игра – значит, вы хотите дать нам совет, не называя каждого по имени;
– мы вряд ли угадаем, кому именно адресована пословица, она дает очень общий совет, и каждая подходит любому из нас.

Упражнение. Как вы понимаете эти пословицы? В приведенных примерах подчеркните грамматическую основу. Укажите, какой формой глагола она выражена.

1. Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.
2. Поел бы редьки, да зубы редки.
3. Соловья баснями не кормят.
4. Почитай старших, сам будешь стар.
5. В меду и подметку съешь.
6. Любишь кататься, люби и саночки возить.
7. Не оттого оголел, что сладко ел, а оттого, что горько пил.
8. Снявши голову, по волосам не плачут.
9. Будешь знать до конца – будешь сив, как овца.
10. Слезами горю не поможешь.