Обозначается слово по вертикали. Методическое раскрытие курса

Кумарина Г. Ф. , Вайнер М.Э., Вьюнкова Ю.Н., Дементьева И.Ф., Кумарина Г.Ф., Мисаренко Г. Г., Степанова O.A., Чутко Н.Я. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учебное пособие - M.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 c.
ISBN 5-7695-0576-1
Скачать (прямая ссылка): korekcionnaya-pedagogika.djvu Предыдущая 1 .. 80 > .. >> Следующая

Задание № 4

Раскрашивание фигур (методика Н.Я. Чутко).

Назначение задания. Выявить, как дети классифицируют наглядный материал по самостоятельно найденному основанию.

Организация работы. Из набора треугольников (4 равнобедренных, 3 равносторонних, 3 прямоугольных), изображенных в прямом и перевернутом, в прямом и зеркальном положениях, выделяются и раскрашиваются разными цветами одинаковые. Работа фронтальная. Надо предварительно заготовить листочки для каждого ребенка с изображением соответствующего ряда фигур; в правом верхнем углу листочка - фамилия, имя ребенка; каждый должен иметь свой набор цветных карандашей (или фломастеров).

Инструкция. «Это задание похоже на те, которые вы много раз выполняли, рисуя и раскрашивая разные фигуры. Сейчас внимательно рассмотрите эти фигуры и найдите среди них одинаковые. Одинаковые фигуры нужно закрасить одним цветом. Сколько найдете разных групп одинаковых фигур, столько и понадобится каждому разных цветных карандашей (или фломастеров). Карандаши для раскраски фигур каждый выбирает сам. Повторяю еще раз. (Задание повторяется.) Все понятно? Выполняйте».

Оценка выполнения задания:

1-й уровень - классификация выполнена правильно; выделены три группы разных фигур (4 равнобедренных треугольника, 3 равносторонних и 3 прямоугольных).

2-й уровень - одна ошибка (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении или неразличение одинаковых фигур в прямом и зеркальном положении);

3-й уровень - две ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении и неразличение фигур в прямом и зеркальном положении);

4-й уровень - три ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении, в прямом и зеркальном положении, а также неразличение разных фигур); бессмысленное, хаотическое раскрашивание фигур.

Задание № 5

Составление схем слов под диктовку (методика Н.В.Нечаевой).

Назначение задания. Выявить готовность психофизиологических функций, обеспечивающих восприятие речи на слух, уровень развития фонематического анализа, а также способность к переводу звукового кода в другую знаковую систему, в данном случае - в кружки (перекодирование).

Организация работы. Диктант выполняется на листке в клетку в треть тетрадного листа. На нем должны поместиться фамилия ребенка и пять строк слов: УМ, СОК, ЛИСА, СОСНА, ЗВЕЗДА.

Иванов К.

Желательно, чтобы дети заранее познакомились с данным видом заданий, но с другим набором слов. Обязательное требование при отборе слов для тренировочных диктантов - совпадение количества звуков с количеством букв. Однако даже наличие у детей опыта записи слов под диктовку кружками не меняет порядок проведения задания. В любом случае следует действовать строго по инструкции.

Инструкция. «Дети, несмотря на то, что вы еще не умеете писать, вы сейчас запишете несколько слов, но не буквами, а кружками: сколько букв в слове, столько вы нарисуете кружков». Далее разбирается образец: «Произнесите хором медленно слово "рак", а я под вашу диктовку запишу это слово кружками: рак = ООО. Сколько кружков получилось? Три. Проверим написанное, "прочитаем" кружки: ООО = рак. Все правильно». В случае необходимости разбор примера повторяется. Образец на листочке не рисуется.

Оценка диктанта.

При правильном выполнении задания получается следующая запись:

1-й уровень - все схемы выполнены правильно; 2-й уровень - три-четыре схемы выполнены правильно; 3-й уровень - одна-две схемы выполнены правильно; 4-й уровень - все схемы выполнены неправильно.

Задание № 6

Чтение схем слов (методика Н.В.Нечаевой).

Назначение задания. Выявить готовность психологических и психофизиологических функций, обеспечивающих чтение, - умение осуществлять звуковой синтез и соотносить письменный ход со звуковым (перекодирование, но обратное тому, что делает ребенок при диктанте).

Организация работы. Каждый ребенок получает лист с рисунками животных и нарисованными тут же схемами слов, соответствующих названиям этих животных, но расположенными не по порядку, а в разбивку. Дети должны при помощи соединительных линий установить соответствие между названием животного и его схемой. Работа выполняется простым карандашом. Листы с рисунками могут быть многоразового использования, если при стирании линии не остается следа от карандаша.

Как и в задании № 5, желателен опыт выполнения подобных заданий. Требования отбора слов (названий животных или других предметов) для тренировочных упражнений те же, что и в задании № 5: нельзя использовать те картинки, которые даны в диагностическом задании; возможны только те названия животных (других предметов), в которых количество звуков совпадает с количеством букв, исключая слова с бук-

вой «й»; возможны названия с безударными гласными и с оглушением согласных.

Инструкция. «Дети, сегодня вы попробуете "читать" слова, написанные не буквами, а кружками». Далее разбирается образец. Для этого на доске рисуются две схемы:

В представленной книге автор продолжает и развивает темы, затронутые в работе "Проблема обучения и развития и учебная деятельность младших школьников". Книга адресована всем, кто интересуется или профессионально занимается проблемой учебной деятельности, - учителям, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, преподавателям и студентам педагогических ВУЗов и колледжей, родителям.
В системах, имеющих признанный опыт решения проблемы обучения и развития и, конкретно, в системе, созданной под руководством Л. В. Занкова, школьник рассматривается не как объект учебно-воспитательного процесса, а как личность, индивидуальность, отличающаяся особыми качествами, и, следовательно, как носитель и субъект собственной учебной деятельности. Особое внимание в книге уделено учащимся, затрудняющимся в овладении этой деятельностью, нуждающимся в особой педагогической поддержке и помощи.

Содержание и структурные особенности учебной деятельности.
Учебная деятельность, согласно периодизации детства, естественно продолжает появление видов деятельности предшествующих периодов жизни ребенка (непосредственно-эмоционального общения с близкими и становления нашей эмоциональности, эмоциональной чувствительности; предметно-опосредованной связи с миром и формирования предметного мышления; отражения в игре разнообразных реальных жизненных ситуаций, развития наглядно-образного и становления словесно-логического мышления).

Последователи Л.С. Выготского - Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов -при разработке теории периодизации детства специально отметили, что каждый период жизни ребенка плавно, без резких скачков переходит в другой. Поэтому при ориентации на разные виды жизнедеятельности ребенка в их непосредственной связи с соответствующими новообразованиями имеется в виду также определенная сохранность предыдущего в последующем и деление деятельности на ведущую и ведомую.

Ведущая деятельность, будучи источником, механизмом развития, вызывает существенные психические изменения в определенном возрастном периоде ребенка. Ведомая содействует естественному переходу от одного вида деятельности к другому, сохраняет и укрепляет новообразования предшествующего периода в естественном соединении с тем, что вновь появляется в дальнейшем непрерывном его развитии.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1 СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ, СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА. СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕНИК
1.1. От прошлого к современности
1.2. Проблема обучения и развития
1.3. Варианты решений проблемы обучения и развития
Глава 2 УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Содержание и структурные особенности учебной деятельности
2.2. Учебная деятельность и общеучебные интеллектуальные умения
2.3. Общеучебные интеллектуальные умения и психология
2.4. Общеучебные интеллектуальные умения и педагогика
Глава 3 СВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКОЙ
3.1. От психологии к дидактике и методике
3.2. Причины трудностей школьников в овладении учебной деятельностью в период подготовки к ней дошкольников
3.3. Адресная помощь детям в овладении учебной деятельностью
3.4. Контроль за успешностью школьников в овладении учебной деятельностью
Глава 4 ЧТОБЫ НЕ ДРЕМАЛИ МЫСЛИ
4.1. Прямой путь формирования учебной деятельности младших школьников
4.2. Косвенный путь формирования учебной деятельности младших школьников
4.3. Игровые технологии и их роль в формировании учебной деятельности младших школьников
Заключение
Библиографический список.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Учебная деятельность, Знакомая и незнакомая, От теории-к практике обучения, Чутко Н.Я., 2005 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения, Гутковская Е.Л., Коломинский Я.Л., Панько Е.А., 2002

Н.Я. Чутко со школьниками. 1960-е годы

В 1961 году я стала сотрудником лаборатории воспитания и развития Института теории и истории педагогики АПН РСФСР, которую организовал и возглавил Л.В. Занков. Произошло это по рекомендации Антонины Владимировны Поляковой, которая была моей сокурсницей по психологическому отделению философского факультета МГУ им. Ломоносова и решила помочь мне, узнав, что я думаю над переменой места работы.
Психолог и педагог по профессии, я в течение восьми лет трудилась учителем психологии, логики и истории в старших классах школы. Живая, требующая постоянного профессионального роста деятельность учителя какое-то время была вполне приемлема. Мои старшеклассники с явным интересом и уважением работали со мной. Но постепенно мое отношение к профессии изменилось. Стал раздражать сам процесс обучения с явно заниженной успешностью учения даже способных, "сильных" учеников.
Идя на встречу с Занковым, я не знала, кто он. Все, что я рассказывала Леониду Владимировичу, он выслушал чрезвычайно внимательно, с видимой заинтересованностью, а затем сказал: "Я беру вас на работу". И в дальнейшем Занков очень внимательно слушал меня, когда я говорила о школе: он помнил, что я проработала там значительный период и не понаслышке знала ее жизнь.

Встреча с Л.В. Занковым определила дальнейшую мою судьбу. Многое при переходе в его лабораторию, конечно, смущало: не поздно ли начинать научную работу? (Основные сотрудники лаборатории уже были кандидатами психологических или педагогических наук.) Окажусь ли я на месте в коллективе, занимающемся проблемами младших школьников?
Однако с самого начала работа захватила меня. Проблема обучения и развития была увлекательной и перспективной и, главное, - невозможной без соединения педагогики и психологии ("психологизации педагогики" и "педагогизации психологии"). Оказалось, что мое психологическое образование и педагогическая практика органически соединились и сделали меня специалистом, способным быстро включиться в разработку проблемы оптимального развития школьников в определенных условиях обучения.

Первый этап эксперимента проходил в московской школе № 172. Ирония судьбы, а может, даже знак: это была та самая школа, которую я заканчивала. Вслед за Занковым я шла по коридорам, где когда-то бегала школьницей. Бывает ведь так!
Известно, что активный - сензитивный - период развития личности приходится на период дошкольного детства и начальных классов школы. Это требует постоянного внимания психологов и педагогов к дошкольникам и младшим школьникам.
Известно, что личность формируется в деятельности. У дошкольника - в игре, у младшего школьника - в учебной деятельности.
Известно, что учебная деятельность реализуется в общеучебных интеллектуальных умениях, приоритетно значимых для осуществления учебной деятельности.
Теоретическое и экспериментальное установление того, что обучение может и должно, как показал Лев Семенович Выготский, содействовать развитию, но может и тормозить, задерживать его, потребовало создания новой системы обучения младших школьников. Соответственно - новых учебников и методических пособий, направленных не только на усвоение знаний, умений и навыков, но и на оптимально-индивидуальное развитие младших школьников непосредственно в учебной деятельности.

Я начала работу над учебниками истории в системе начального обучения Л.В. Занкова. Завершилось это созданием факультативного курса "Я - гражданин России" ("Я, моя страна, мой мир", 3-й класс, "Я, мое настоящее и мое далекое прошлое", 4-й класс).
Осмысление объективно заданных разных направлений работы лаборатории, принципиальная критика соответствующих разработок, тщательная и постоянная проверка их в реальном процессе обучения и развития детей с фиксацией как непосредственных, так и отдаленных его результатов (как это принято в научной школе Л.В. Занкова) позволили мне написать книги о развитии памяти школьников в зависимости от условий обучения, о развитии учебной деятельности младших школьников, в которых раскрываются пути формирования этой деятельности - прямые и косвенные, особенности этого процесса, условия успешности школьников в овладении ею, а также - технологии, обеспечивающие продвижение в этом детей, наделенных разными психофизиологическими данными и возможностями. Большое внимание уделено детям риска, особо нуждающимся в педагогической поддержке и помощи, что привело к участию в разработке системы коррекционно-развивающего образования младших школьников, созданной ученицей Л.В. Занкова Г.Ф. Кумариной.
В памяти осталось немало эпизодов, связанных с Леонидом Владимировичем. Вот два из них. Когда умер Лев Семенович Выготский, его семья - жена и дочки оказались без кормильца. И Занков, и другие ученики Выготского каждый месяц собирали некоторую сумму и передавали вдове.
Это о Занкове человеке. А вот о Занкове - бойце.
В 1967 году должно было состояться заседание Президиума Академии педагогических наук. Один из вопросов повестки звучал примерно так: "Политические ошибки в системе Занкова". К этому вопросу я имела самое непосредственное отношение, поводом для обсуждения стал мой учебник. Вместо того чтобы начать изучение истории XIX века по "идеологически правильным" авторам, я вставила в книгу отрывки из произведений детской писательницы XIX века А. Ишимовой, посчитав, что эти проверенные не одним поколением маленьких читателей тексты как нельзя лучше подойдут для наших целей. Но, очевидно, многим моя "аполитичность" показалась идеологически неправильной. "Порку" планировали на самом высоком уровне: заседание должен был вести Николай Павлович Кузин, вице-президент АПН.
Но когда я пришла на заседание, мне сказали, что вопрос снят с повестки дня. Дело в том, что Занков, отстаивая свои идеи, дошел до ЦК КПСС, как говорят, до самого Суслова. Опять же, как говорят, подоплека всей этой истории крылась в том, что АПН РСФСР тогда преобразовывалась в АПН СССР, и именно этот момент противники Занкова, хотевшие забаллотировать его, удар решили нанести через его учеников, конкретно - через меня. Не получилось.
А Кузина вскоре сняли.

Научная школа Л.В. Занкова, ученика великого Выготского, дала возможность нам, ученикам Леонида Владимировича и его последователям, достичь высокого профессионального уровня, участвовать в решении актуальных проблем современной школы, ориентирующих на непрерывный личностный рост и развитие школьников. Свидетельство успеха научной школы и значимости нашей работы - новая дидактическая система.