Обратная рационализация. Защитные механизмы по Фрейду с примерами

Рационализация – это защита, связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам (Грановская). Э. Фромм заметил, что рационализация есть способ "остаться в стаде" и чувствовать себя личностью.

Рационализация это процедура, посредством которой субъект стремится дать логически связанное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, чувства, поведения. Выбор аргументов для рационализации это преимущественно подсознательный процесс. Реальные мотивы (самооправдание и защитная аргументация) – остаются неосознанными, индивид изобретает мотивировку. В качестве самооправдывающих аргументов используют различные «идеалы» и «принципы», высокие общественно ценные мотивы и цели. Субъект, который оказался несостоятельным что-то сделать, часто объясняет свой неуспех внешними обстоятельствами, недоброжелательным отношением других людей, а не собственным бессилием. А когда человек не достигает взаимности в отношениях с другими людьми, то наделяет их отрицательными чертами. Такое объяснение (рационализация) помогает временно избежать снижения самооценки и содействует защите образа "Я".

Рационализация основана на особенностях мышления принимать решения путем "фильтрации" информации в соответствие с основными правилами между "должен" и "нельзя" и получением нужного в данный момент заключения для оправдания своего поступка (наличие доводов, доказательств, оправданий, необходимости именно такой, а не иной формы поведения). В последующем индивид, как правило, не пытается пересматривать эти отношения.

Механизм рационализации близок к интеллектуализации, но в первом случае весь подбор фактов личностью направлен на доказательство утверждения или отрицания цели, в то время как во втором – ее ценности. Рационализация в большей степени связана с мотивацией, интеллектуализация – логико-перцептивным компонентом психологической защиты. Механизм рационализации опирается на такие механизмы защиты как проекция и вытеснение (проективная рационализация, атрибутивная и вытесняющая).

Виды рационализации :

· индивидуальная (защита себя) и групповая (защита группы, с которой себя идентифицирует субъект – этническое сознание, культура);

· актуальная – в момент действия и некоторое время по окончанию действия фрустратора;

· предвосхищающая – при ожидании возможной фрустрации;

· прямая – защитная аргументация, оправдывающая себя и преувеличивающая роль фрустратора;


· непрямая – объектами мысли становятся те предметы и вопросы, которые не имеют прямого отношения к фрустрации. Они начинают получать символическое значение. А следовательно, на формирование этого вида рационализации оказывает влияние механизм вытеснения или подавления. Таким образом, данный вид рационализации не освобождает от фрустрации.

Способы рационализации :

· дискредитация цели («Лиса и виноград» - не дотянуться – виноград зеленый),

· дискредитация жертвы («сама виновата» - опирается на механизм атрибуции и проекции – он бы на моем месте поступил так же),

· преувеличение роли обстоятельств,

· утверждение вреда во благо,

· самодискредитация (принижение себя – спасает от вторичной фрустрации – я сам себя ругаю, и поэтому меня жалеют, так же может быть способом бегства от социальной ответственности),

· переоценивание имеющегося,

· самообман:

ü в ситуации выбора, когда мы его совершаем, то вторая возможность сохраняет свою ценность, для разрешения когнитивного диссонанса индивид начинает утверждать, что не имел подлинной возможности свободного выбора (отрицание возможности выбора);

ü в ситуации нанесения вреда другому (утверждение вреда во благо) оперирует к тому, что это происходит на благо жертвы – субботняя порка для профилактики.

Рационализация играет позитивную роль, когда человек живет в ситуациях, вызывающих отрицательные переживания и, тем самым, давая возможность лучше адаптироваться к ним. Однако, частое использование этого механизма психологической защиты ведет к неадекватной оценке возникающих проблем, основанных на сериях обманчивых самооправданий.

Если человек не может найти достойное интеллектуальное обоснование своих действий, оправдывавшего его поступки, то это проявляется в оговорках, описках, неверных жестах. Они как бы своей случайностью избавляют личность от поиска достойных объяснений и доказательств.

Рационализация – это выработанный в ходе столкновения с психоэмоциональными перегрузками способ объяснения механизмов реагирования внешнего и внутреннего мира с рационально-обусловленной позиции. Наиболее актуальными моментами служат ситуации отсутствия сознательного компонента, когда ситуация имеет бессознательную или неконтролируемую природу. Относится к защитному механизму, обусловленному использованием мышлением лишь части воспринимаемой из реальности информации, и подгона результата анализа, чтобы поведение выступало контролируемым и соответствующим действительности актом.

Рационализация – это защитный механизм, реализующий попытку объяснить необъясненное непонятное или не принимаемое поведение или же оправдать проступок, ошибку, в стремлении сохранить и позитивное самовосприятие. Коррелирует возникновение такого типа защиты с акцентуацией и индивидуалистичных черт личности. Тем не менее, являясь наиболее распространенной, по численным показателям встречаемости, формой защиты от , рационализация использовалась каждым, протекая в легкой или углубленной форме. Базовым стремлением к предсказуемости эмоциональных и действенных реакций, к стабильности окружающей системы, а также значимостью социальной желательности обусловлено возникновение рационализации, как наиболее социально приемлемого и эволюционно актуального способа защиты психики.

Рационализация в психологии

Рационализация в психологии это термин, введенный З.Фрейдом, а впоследствии и целая концепция, разработкой которой занималась А.Фрейд. Направлена рационализация на избегание , путем объяснения случившихся событий с точки зрения сознательного выбора, тогда как в реальности действия и выбор осуществлялись не контролирующей частью сознания, а под руководством бессознательных .

Рационализация – защитный механизм, позволяющий скрыть неприятные или неугодные мысли и чувства не только от общества, но также от самого себя. Являясь наиболее распространенным механизмом защиты психики от фрустрирующих моментов, рационализация не имеет ничего общего с намеренным обманом или попытками оправдаться. Весь механизм действия происходит вне контроля сознания, но может носить логическое обоснование и иметь под собой вполне существенные аргументы. Однако в построении рационализаторских концепций наличествует лишь малая доля истины, а остальное замещается фантазией и подменой понятий, что несет в себе угрозу для личности человека.

Мир рационализатора прост, строен, предсказуем, сам человек уверен, с и сохраненным . При таком подходе нарушена живая связь с реальностью и недоступны новые источники получения опыта, который часто приходит через болезненные ощущения. Обедняется сама личность человека, из которой вырезаются все негативные (относительно убеждений человека), но возможно вполне полезные (эволюционно) навыки, чувства и желания.

Рационализация в психологии это достаточно широкое по спектру проявления понятие – от защитного механизма психики нормального человека (не влияющего существенно на ход жизни и развития) до симптоматики психиатрической клиники, как одного из видов бреда (когда доказательная база, опирающаяся на логические построения направлена на поддержание бредовой концепции пациента).

Сложность в работе с данным типом психической реакции зависит от стадии рационализаторских убеждений. В одних случаях бывает достаточно легко показать человеку надуманность приводимых им доводов, после чего наступает работа с травматическими переживаниями, скрывающимися за не истинным объяснениями ситуации. А бывают случаи, когда логическое оспаривание и приведение любых фактов не дает никакого результата. В этом варианте моменты рационализации тесно сопряжены с непосредственной безопасностью Я человека или же стоят на страже глубокого травматического опыта. При наличии столь сильного сопротивления не имеет смысла силой ломать защиту, так как есть высокая вероятность, что психика не обладает в данной временной точке необходимыми ресурсами для интеграции опыта, который придется пережить в случае убирания защитной заслонки. В данном контексте имеет смыл сначала поработать над поиском ресурсов и подбираться к травматичной области аккуратно, ориентируясь на готовность клиента к контакту с собственным переживаниями.

Способы рационализации имеют два проявления – человек либо оправдывает себя, либо ищет объяснения в факторах, не имеющих отношения к его персоне (обстоятельства, действия других). Какое бы направление (относительно внутреннего мира или внешних факторов) не носила рационализация, стоит, прислушиваясь к действительности уловить тот момент, когда данный механизм приобретает серьезные объемы и становится непробиваем при простом разговоре и указании фактов. Также следует обратить внимание на длительное использование рационализации для обезболивания в месте повторяющихся случаев или относительно всего мира, как способ существования. В таких случаях стоит заглянуть к психотерапевтам, основная работа которых при снятии рационализации сводится к умению показать, что реальный мир не так ужасен, а истинные поступки и желания не приведут к глобальным катаклизмам. Что можно жить счастливым человеком, имея недостатки, негативные , агрессивные мысли – стоит лишь посмотреть, что так живут многие и найти свой собственный способ организации окружающего пространства так, чтобы мир или сам человек себе не был противен.

Рационализация в психологии – примеры из жизни

Рационализация в жизни выглядит как поиск смыслов и объяснений даже в тех моментах, когда стоит довериться ситуации, рискнуть или сделать упор на чувствование. Это один из способов избегания тревоги и сохранения мнимого чувства комфорта. Один из общих примеров будет выглядеть как поиск смысла в путешествии с непонятными людьми в незнакомую страну, когда речь идет о расширении кругозора, своего общения и эмоционального опыта. Тревога от предвкушения нового заставляет искать, как человеку это пригодится для его работы или совершенствования навыка. При отсутствии рационализации тревоги и признании факта ее наличия человек скорее проанализирует возможные риски, подготовится к особо волнующим моментам или откажется от мероприятия, если на данный момент не под силу совладать со всеми возможными трудностями.

Также рационализация может проявляться в объяснении собственного поведения, противоречащего нормам этики или морали. Например, пройдя мимо лежащего на тротуаре, мы объясняем это тем, что, скорее всего это алкоголик, а когда берем взятку, оправдываемся тем, что так поступают все и вообще без этих денег не купить новые сапоги, а уже зима. Стремление в объяснении собственных неудач внешними факторами направлено на перекладывание ответственности за неудачу на внешние факторы и тем самым сохранение чувства достоинства и самооценки. Можно выстроить целую систему доказательств того, что выговор был получен из-за плохого настроения шефа, а также что все поступившие на бюджет дали взятку или имеют блат. В таких историях человек выглядит невинной жертвой ужасного окружающего мира, а не лентяем, который завалил сроки проекта или не готовился к экзаменам.

Даже при внешне положительном поступке мы можем столкнуться с рационализацией, если спросим у человека истинные мотивы. В том случае, если они окажутся негативными или порицаемыми или же вступают в конфликт с внутренними представлениями о себе, человек выдаст крупицу правды и стройную рационализацию.

Данный механизм мешает замечать реальность, анализировать ее и делать выводы, набираясь опыта для дальнейшей жизни. Живя в иллюзорном мире собственной благополучности и предсказуемости мира, человек неизбежно сталкивается с событиями, которые оказываются сильнее этого механизма защиты и тогда удар оказывается сокрушительным, ведь навыка преодоления негатива не выработалось. И когда рушатся защитные стены, оказывается, что нужно учиться принимать себя несовершенного, а порой ужасного, смиряться с тем, что некоторые свои реакции и поступки вы сможете объяснить через длительное время раскопок на психотерапии и учиться жить в непредсказуемом мире, где у вас отсутствует контроль над всем происходящим.

Что такое Рационализация? Значение и толкование слова ratsionalizatsija, определение термина

1) Рационализация - (от лат. ratio-nalis - разумный) - англ. rationalization; нем. Rationalisierung. 1. Совершенствование, улучшение, введение более целесообразной организации ч.-л. 2. Защитный механизм, функцией к-рого является сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств. 3. По М. Вебеpу - важнейшая характеристика капиталист, общества, процесс проникновения рационального начала во все сферы его материальной и духовной культуры, включая образ жизни и мыслей, хозяйственную этику, производство, бухгалтерию, технику, право и т. д.

2) Рационализация - (rationalization). Понятие, использованное Вебером в отношении процесса, посредством которого способы точного анализа и организации, основанные на абстрактных правилах и процедурах, начинают доминировать и в социальной жизни.

3) Рационализация - - В специфическом социологическом смысле этот термин предложен Вебером в качестве основного понятия для описания основной тенденции изменения западного общества. Он объединяет множество взаимосвязанных процессов, в ходе которых рациональность утверждается в качестве основного принципа во всех сферах общественной жизни, а рациональное действие вытесняет иррациональные (аффективное и традиционное) (См. действие социальное) Современное капиталистическое общество характеризуется рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия) , рациональным денежным обращением, максимально рациональным поведением в хозяйственной сфере, позволяющим добиться предельной экономической эффективности. Эта тенденция проникает во все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры (музыку, живопись) и рассматривается Вебером как неизбежная "судьба Запада " . Рациональность "западного типа" Вебер связывал с особенностями иудаистски-христианской формой религиозности, задаваемой ею "картиной мира". По мере углубления процесса рационализации происходит "разволшебствление" мира, разрушение религиозной "картины мира", этой фундаментальной предпосылки западного типа рациональности.

4) Рационализация - – переход от спонтанных, субъективных традиционных способов поведения к организации деятельности согласно рационально установленным требованиям.

5) Рационализация - - по М.Веберу - важнейшая характеристика капиталистического общества, процесс проникновения рационального начала во все сферы его материальной и духовной культуры, включая образ жизни и мыслей, хозяйственную этику, производство, бухгалтерию, технику, право и т.д. Культурная Р. нацелена на создание непротиворечивых и целесообразных ценностей и норм в обществе; производственная Р. представляет собой совокупность мероприятий по совершенствованию организации производственных процессов с целью повышения эффективности производства. Согласно концепции рациональности - эффективной деятельности по достижению поставленных целей, - экономические акторы (действующие лица) стремятся максимально повысить собственную экономическую отдачу. В качестве методологического инструментария Р. Вебер ввел категорию социального действия и указал четыре идеальных типа поведения: 1) целерациональное - направленное к достижению ясно осознаваемых целей при использовании адекватных средств (критерием рациональности является успех); 2) ценностно-рациональное, осуществляемое через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную и какую-либо другую ценность (независимо от успеха); 3) аффективное, особенно-эмоциональное, - через актуальные аффекты и чувства; 4) традиционное, осуществляемое через привычку. Социальным действием, по Веберу, называется человеческое поведение в том случае и постольку, если и поскольку действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл. Хозяйственная деятельность индивида только в том случае становится социальным действием, если при распоряжении определенными экономическими благами во внимание принимаются другие индивиды и действие протекает с ориентацией на них. Р., по Веберу, есть результат соединения ряда исторических факторов, предопределивших развитие Европы за последние 300-400 лет. Это - античная наука, особенно математика, приобретшая характер новой, экспериментальной науки, внутренне связанной с техникой; рациональное римское право; рациональный способ ведения хозяйства, возникший благодаря отделению рабочей силы от средств производства; протестантизм, создавший мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства и позволивший синтезировать все остальные факторы. Что же означает возрастание роли Р. с точки зрения структуры общества в целом? Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление - в области экономики, политики, науки, культуры, во всех сферах социальной жизни; рационализируется образ мышления людей и образ жизни в целом. Все это сопровождается возрастанием социальной роли науки, представляющей собой, по Веберу, наиболее чистое воплощение принципа рациональности. Наука проникает прежде всего в производство, затем - в управление, затем - в быт, - и в этом Вебер видит одно из свидетельств универсальной Р. современного общества. Г.Н. Соколова

6) Рационализация - (rationalization) - 1. Общая тенденция всех институтов и большинства сфер жизни современных капиталистических обществ трансформироваться посредством применения рациональности. По Веберу, например, такой процесс является главным и лежит в основе преобразования экономических, политических и правовых институтов западных обществ (особенно в распространении бюрократии и "систематических форм бухгалтерии и права "). Кроме того, его результаты очевидны в других секторах: науке и обучении, музыке и религиозных организациях. Вебер сделал оговорки о последствиях этого, по-видимому, неумолимого процесса, который он иногда сравнивает с созданием "стальной клетки", все более ограничивающей индивидуальность. Тщательное вычисление "инструментальной рациональности", вероятно, состоит в противоречии с "независимой рациональностью " , то есть рациональностью результатов, оцениваемых с точки зрения более широких человеческих целей. В то же время в мире, "разочарованном" рациональностью, не существует "строго научная" основа для обобщенной концепции человеческих интересов или потребностей. Люди обладают свободой деятельности и должны в конечном счете делать собственный выбор (см. также Ценностная свобода и ценностная нейтральность) . Другие теоретики разделяли более оптимистичный взгляд на результаты процесса рационализации. Хабермас, например, утверждал: "человеческие интересы " будут идентифицироваться в условиях подлинно демократического критического дискурса (см. также Критически-культурный дискурс) . В целом, однако, социологи в большей мере остались агностиками (см. также Формальная и независимая рациональность) . 2. Любое оправдание деятельности после ее совершения, стремящееся представить ее в благоприятном свете, объяснив понятной причиной, хотя для такой "рациональной" реконструкции недостает правдоподобия (ср. Защитные механизмы) . По мнению Парето, многие социальные исследования, включая большинство социологических и политических теоретических построений, содержали рационализацию в этом смысле и не имели подлинно объективной основы (см. Остатки и деривации) . Несмотря на выделение необходимости отличать рациональность от нерациональности, Парето не испытывал иллюзий относительно возможности первой когда-либо стать руководящим принципом социальной и политической жизни. Хотя Парето обычно считается пессимистом в отношении прогресса, он олицетворял многие направления мысли в политической социологии на протяжении 19-го столетия (см. Теория элит; Неомакиавеллисты) .

Рационализация

(от лат. ratio-nalis - разумный) - англ. rationalization; нем. Rationalisierung. 1. Совершенствование, улучшение, введение более целесообразной организации ч.-л. 2. Защитный механизм, функцией к-рого является сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств. 3. По М. Вебеpу - важнейшая характеристика капиталист, общества, процесс проникновения рационального начала во все сферы его материальной и духовной культуры, включая образ жизни и мыслей, хозяйственную этику, производство, бухгалтерию, технику, право и т. д.

(rationalization). Понятие, использованное Вебером в отношении процесса, посредством которого способы точного анализа и организации, основанные на абстрактных правилах и процедурах, начинают доминировать и в социальной жизни.

В специфическом социологическом смысле этот термин предложен Вебером в качестве основного понятия для описания основной тенденции изменения западного общества. Он объединяет множество взаимосвязанных процессов, в ходе которых рациональность утверждается в качестве основного принципа во всех сферах общественной жизни, а рациональное действие вытесняет иррациональные (аффективное и традиционное) (См. действие социальное) Современное капиталистическое общество характеризуется рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия) , рациональным денежным обращением, максимально рациональным поведением в хозяйственной сфере, позволяющим добиться предельной экономической эффективности. Эта тенденция проникает во все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры (музыку, живопись) и рассматривается Вебером как неизбежная "судьба Запада " . Рациональность "западного типа" Вебер связывал с особенностями иудаистски-христианской формой религиозности, задаваемой ею "картиной мира". По мере углубления процесса рационализации происходит "разволшебствление" мира, разрушение религиозной "картины мира", этой фундаментальной предпосылки западного типа рациональности.

– переход от спонтанных, субъективных традиционных способов поведения к организации деятельности согласно рационально установленным требованиям.

По М.Веберу - важнейшая характеристика капиталистического общества, процесс проникновения рационального начала во все сферы его материальной и духовной культуры, включая образ жизни и мыслей, хозяйственную этику, производство, бухгалтерию, технику, право и т.д. Культурная Р. нацелена на создание непротиворечивых и целесообразных ценностей и норм в обществе; производственная Р. представляет собой совокупность мероприятий по совершенствованию организации производственных процессов с целью повышения эффективности производства. Согласно концепции рациональности - эффективной деятельности по достижению поставленных целей, - экономические акторы (действующие лица) стремятся максимально повысить собственную экономическую отдачу. В качестве методологического инструментария Р. Вебер ввел категорию социального действия и указал четыре идеальных типа поведения: 1) целерациональное - направленное к достижению ясно осознаваемых целей при использовании адекватных средств (критерием рациональности является успех); 2) ценностно-рациональное, осуществляемое через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную и какую-либо другую ценность (независимо от успеха); 3) аффективное, особенно-эмоциональное, - через актуальные аффекты и чувства; 4) традиционное, осуществляемое через привычку. Социальным действием, по Веберу, называется человеческое поведение в том случае и постольку, если и поскольку действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл. Хозяйственная деятельность индивида только в том случае становится социальным действием, если при распоряжении определенными экономическими благами во внимание принимаются другие индивиды и действие протекает с ориентацией на них. Р., по Веберу, есть результат соединения ряда исторических факторов, предопределивших развитие Европы за последние 300-400 лет. Это - античная наука, особенно математика, приобретшая характер новой, экспериментальной науки, внутренне связанной с техникой; рациональное римское право; рациональный способ ведения хозяйства, возникший благодаря отделению рабочей силы от средств производства; протестантизм, создавший мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства и позволивший синтезировать все остальные факторы. Что же означает возрастание роли Р. с точки зрения структуры общества в целом? Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление - в области экономики, политики, науки, культуры, во всех сферах социальной жизни; рационализируется образ мышления людей и образ жизни в целом. Все это сопровождается возрастанием социальной роли науки, представляющей собой, по Веберу, наиболее чистое воплощение принципа рациональности. Наука проникает прежде всего в производство, затем - в управление, затем - в быт, - и в этом Вебер видит одно из свидетельств универсальной Р. современного общества. Г.Н. Соколова

(rationalization) - 1. Общая тенденция всех институтов и большинства сфер жизни современных капиталистических обществ трансформироваться посредством применения рациональности. По Веберу, например, такой процесс является главным и лежит в основе преобразования экономических, политических и правовых институтов западных обществ (особенно в распространении бюрократии и "систематических форм бухгалтерии и права "). Кроме того, его результаты очевидны в других секторах: науке и обучении, музыке и религиозных организациях. Вебер сделал оговорки о последствиях этого, по-видимому, неумолимого процесса, который он иногда сравнивает с созданием "стальной клетки", все более ограничивающей индивидуальность. Тщательное вычисление "инструментальной рациональности", вероятно, состоит в противоречии с "независимой рациональностью " , то есть рациональностью результатов, оцениваемых с точки зрения более широких человеческих целей. В то же время в мире, "разочарованном" рациональностью, не существует "строго научная" основа для обобщенной концепции человеческих интересов или потребностей. Люди обладают свободой деятельности и должны в конечном счете делать собственный выбор (см. также Ценностная свобода и ценностная нейтральность) . Другие теоретики разделяли более оптимистичный взгляд на результаты процесса рационализации. Хабермас, например, утверждал: "человеческие интересы " будут идентифицироваться в условиях подлинно демократического критического дискурса (см. также Критически-культурный дискурс) . В целом, однако, социологи в большей мере остались агностиками (см. также Формальная и независимая рациональность) . 2. Любое оправдание деятельности после ее совершения, стремящееся представить ее в благоприятном свете, объяснив понятной причиной, хотя для такой "рациональной" реконструкции недостает правдоподобия (ср. Защитные механизмы) . По мнению Парето, многие социальные исследования, включая большинство социологических и политических теоретических построений, содержали рационализацию в этом смысле и не имели подлинно объективной основы (см. Остатки и деривации) . Несмотря на выделение необходимости отличать рациональность от нерациональности, Парето не испытывал иллюзий относительно возможности первой когда-либо стать руководящим принципом социальной и политической жизни. Хотя Парето обычно считается пессимистом в отношении прогресса, он олицетворял многие направления мысли в политической социологии на протяжении 19-го столетия (см. Теория элит; Неомакиавеллисты) .

Рационализация представляет собой попытку условно логически объяснить, оправдать какие-либо действия, ощущения, мысли, которые воспринимаются как «недостойные».

В психологии и в частности в психоаналитическом подходе (психоанализ) под рационализацией понимается один из вариантов защитных механизмов. Это состояние проявляет себя в ситуациях, когда возникает риск развития внутреннего конфликта, дискомфорта, связанного с противоречием между поведением и гармоничным существованием.

Рационализация – это попытка псевдообъяснения и самообмана, позволяющая предотвратить развитие негативных состояний (тревога, болезненное волнение, страх, самобичевание и другое) или помогающая притупить неприятные чувства.

Рассматривать этот механизм как непосредственное заболевание невозможно. Состояние в разной степени свойственно всем людям. Оно способствует сохранению психики. Однако в ряде случаев рационализация может иметь невротический характер, доминировать в жизни. Либо соседствовать с такими нарушениями как бред, мании, неврозы, навязчивости.

Такой защитный механизм, как рационализация, считается самым востребованным и распространенным на фоне других вариантов психологических защит. К нему прибегает любой человек хотя бы несколько раз в жизни. Потому некоторые специалисты склонны полагать, что под рационализацией может пониматься врожденная личностная черта. У одних людей эта черта ввиду особенностей психики и личного опыта может быть заостренной и доминирующей, у других же заявлять о себе лишь время от времени, в исключительных кризисных ситуациях.

Подобный самообман, уберегающий психику от потрясений, заметен уже в раннем возрасте. Типичным мотивом для условно рационального объяснения выступает неосознаваемое желание избежать перемен в мыслях, действиях и поступках, при этом оправдать себя в своих глазах за недопустимые или противоречивые моменты в поведении и чувствах.

Причинами для рационализации могут стать разного рода внешние ситуации, обстоятельства, вынуждающие человека отыскать максимально обоснованное и логическое объяснение своим действиям. Однако зачастую основные мотивы скрываются внутри личности.

Внутренние причины

«Запустить» рационализацию как попытку бегства от дискомфорта могут следующие внутренние основания:

Рационализация также может быть продиктована инфантильностью, определенным воспитанием, низкой стрессоустойчивостью и невозможностью справляться с кризисными ситуациями.

Для человека со слабой психикой защитный механизм может сыграть положительную роль, но, доходя до абсурда либо маскируя какие-либо нарушения, рационализация способна негативно отразиться на жизни. В ситуациях, когда «логический самообман» совершенно невозможен, хоть и необходим, личность может пострадать в большей степени, испытывая сильнейший внутренний конфликт.

Проявления

Заметить данное состояние можно в попытках человека логически обосновать тот или иной спорный момент. Зачастую выглядит рационализация как самооправдание, с помощью которого личность выставляет себя в более выгодном свете, «отбеливает» себя. При этом нередко, вступая в диалог или спор с таким человеком, возникает ситуация, когда индивид до последнего борется за свою правоту, находя все новые и новые варианты самообмана и рационального объяснения.

Некоторые примеры

В детском возрасте оправдания рационального характера могут встречаться в ситуациях, когда ребенок не желает делиться какой-то вещью. В рамках этого могут звучать фразы о том, что родители не разрешают давать ту или иную игрушку, что они будут ругаться.

Для школьников или студентов типичными вариантами патологии выступают ситуации, когда человек старательно убеждает и себя, и всех вокруг, что нет его вины в низкой оценке за экзамен. Даже если не осуществлялась достойная подготовка к зачету, контрольной работе, такой индивид старательно перекладывает ответственность за результат на преподавателя («он слишком критично ко мне относится») или внешние обстоятельства («было шумно, я не мог сосредоточиться»).

Самым основным примером защитного механизма в любом возрасте является самоубеждение, что итоговый, не самый приятный результат ситуации выглядит не таким уж плохим. Другой вариант – невозможность получить нечто желаемое и нужное заставляет изменить взгляд на потребность. И тогда человек, стараясь предотвратить внутренний дискомфорт, обманывает сам себя, утверждая, что потребность не столь и сильна («не очень-то и хотелось»).

Механизм защиты фигурирует в поведении родителей, избегающих тесного контакта с ребенком и принятия участия в его воспитании. Оправданием служит необходимость работать и заниматься бытовыми делами.

Безработный человек, «сбегая» от угрызений совести, может оправдываться тем, что нет достойных вакансий. Индивид, имеющий какие-либо зависимости, может находить оправдания в контексте идеи о том, что, избавься он от привычки, у него не останется друзей или будет некуда девать энергию, свободное время. Решение деловых либо неформальных вопросов по телефону или при личной встрече может откладываться ввиду внутренней неуверенности человека. И тогда рациональными оправданиями служат фразы о нехватке времени, повседневной загруженности.

Что с этим делать

В большинстве случаев, когда рационализация является нормой, состояние не требует вмешательства психолога либо психотерапевта. Если защитный механизм приобретает невротические черты, проявляется как попытка маскировки негативного состояния психики или вызывает осознанное беспокойство, тогда проведение корректирующих мер может быть оправдано.

Лекарственное воздействие

Использование соответствующих медикаментов допустимо, когда присутствуют какие-либо нарушения психики. Например, если патологическая тревога провоцирует постоянную активацию защитного механизма, то могут быть назначены успокаивающие препараты.

Лекарства подбираются, исходя из индивидуального состояния. Но основная ставка при работе с человеком делается именно на психотерапевтический подход.

Психотерапия

Первостепенной задачей становится определение, насколько рационализация в жизни индивида принимает невротический характер. После этого акцент делается на индивидуальную беседу, в ходе которой определяются внутренние мотивы, вызывающие склонность к самообману.

Перед специалистом стоит цель не только раскрыть причины, помочь человеку принять и осознать их, но и необходимость проработать те или иные проблемы. А также обучить новым вариантам реакций, поведения.

Процесс психотерапии может строиться на основе устранения вытесненных воспоминаний о психотравмах, спровоцировавших развитие тревоги и страхов, которые неосознанно подталкивают к оправданиям, на коррекции самооценки и самоотношения и так далее.

Любое влияние осуществляется с учетом текущего психического состояния. Из методов может применяться психоанализ, использоваться когнитивно-поведенческий подход, выбираться различные методики арт-терапии.

Несмотря на то, что защитный механизм рационального типа является распространенным, необходимо внимательно относиться к тем моментам, когда он о себе заявляет. И если замечается возникающее в жизни напряжение от такого проявления, разумно обратиться за консультацией к специалисту.

Защитные механизмы по Фрейду представляют собой некую реакцию мозга на внешние раздражители, которые возникают неосознанно. Искажая реальность и фальсифицируя ее восприятие, они помогают снизить угрозу стресса.

Определение понятия

Защитные механизмы - это одно из важнейших понятий психоанализа, которое представляет собой способы самозащиты (а именно, защиты своего "Я"), регулирования негативных импульсов, которые исходят из сознания человека. Это происходит под воздействием общественных правил и норм, которые, так или иначе, оказывают давление на индивида. Защитный механизм призван оградить человека от возможных переживаний и тревог, которые вызваны несоответствием социальных воззрений и личных взглядов человека. Данный термин впервые был озвучен в 1894 году известным психологом Зигмундом Фрейдом.

Виды защитных механизмов

В силу индивидуальных особенностей люди по-разному реагируют на раздражители, стрессы и внутренние импульсы. В связи с этим можно выделить следующие виды защитных механизмов:

  • вытеснение;
  • проекция;
  • замещение;
  • рационализация;
  • реактивное образование;
  • регрессия;
  • сублимация;
  • отрицание.

Основные свойства защитных механизмов

Рядом особенностей обладают защитные механизмы по Фрейду. С примерами из реальной жизни стоит ознакомиться для того, чтобы уяснить природу данного явления. Так, защитные механизмы обладают такими свойствами:

  • являются своего рода самообманом, так как проявляются на бессознательном уровне;
  • искажают восприятие реальности, что может быть еще более опасным для человека, чем реально существующая угроза;
  • представляют собой эмоциональную сторону реакции на окружающие события;
  • могут возникать на основе боязни того, что негативные импульсы перейдут в разряд осознанных.

Вытеснение

Рассматривая защитные механизмы по Фрейду, в первую очередь стоит отметить вытеснение. Это своего рода основа, при помощи которой впоследствии могут формироваться более сложные механизмы. Вытеснение представляет собой "забывание" или "удаление" из сознания тех чувств и мыслей, которые причиняют психологический дискомфорт. При этом из памяти могут исчезнуть события, которые предшествовали травме.

При этом стоит отметить, что вытеснение не является абсолютным. Всегда есть риск, что воспоминания о неприятных событиях вырвутся наружу, а потому приходится затрачивать огромное количество энергии на их подавление. Это может негативно сказаться на личностном развитии человека. При этом даже если механизм вытеснения сработал, раздражитель может снова появляться во сне или проскакивать в оговорках.

Защитные механизмы по Фрейду находят свое отражение в реальной жизни. Так, например, порядочный супруг, в силу своих моральных принципов, не допускает возможности измены своей жене. Он всячески вытесняет подобные мысли и фантазии. Тем не менее не исключено, что во сне он принимает участие в утехах с посторонней женщиной.

Проекция

В стрессовых ситуациях практически всегда срабатывают защитные механизмы. По Фрейду на втором месте стоит проекция. Ее смысл состоит в том, что индивид старается перенести свои мысли, чувства и жизненные обстоятельства на других людей. Таким образом, он снимает с себя всякую вину и ответственность за собственные неудачи и неприятности.

В качестве примера можно привести ученика или студента, который не подготовился к экзамену. Свою плохую оценку он пытается оправдать со стороны преподавателя. Если говорить о спортсменах, то в своем поражении они нередко обвиняют низкое качество спортивного снаряжения, игровое поле или нечестное судейство.

Замещение

Рассматривая примеры психологических защит, нельзя обойти стороной замещение. Его механизм состоит в том, чтобы переадресовать внимание с угрожающего на другой объект. Самый яркий пример действия данного механизма - это ребенок, наказанный родителями за шалость. Будучи не в силах ответить им, он вымещает свою злость на младшем брате или сестре, пиная его или ломая игрушки.

Присуща не только детям, но и многим взрослым. Так, например, нередко сотрудники подвергаются нападкам и критике со стороны руководства. Страх потерять работу останавливает их перед тем, чтобы ответить начальству. Тем не менее, приходя домой, они могут выместить агрессию на членах своей семьи.

Стоит отметить, что некоторые индивиды весьма своеобразно реализуют механизм замещения. Будучи слабыми по своей природе, они не могут выместить свою агрессию на постороннем человеке, а потому начинают подавлять сами себя. Как результат, человек себя подавляет эмоционально, занимаясь самокритикой и самобичеванием.

Рационализация

Как способ преодоления стресса может проявляться в форме рационализации. Это намеренное искажение реальности с целью сохранить высокий уровень самооценки. Имеет место сложная система аргументации, которая призвана оправдать иррациональное поведение. Одним из самых ярких примеров такого механизма можно найти еще в баснях Эзопа. Он описывает лису, которая никак не может дотянуться до ветки с виноградом. Чтобы оправдать свою неудачу, она заявляет, что плоды еще неспелые.

Аналогичные примеры можно найти и в повседневной жизни. Так, например, не всегда женщина отвечает взаимностью на внимание и ухаживание мужчины. Не желая принимать данный факт, мужчина может убедить себя в ее непривлекательности или же распространить порочащие слухи. Еще одна ситуация связана со студенческой жизнью. Так, например, если абитуриенту не удалось поступить на определенный факультет, он начинает убеждать себя и окружающих, что данная профессия ему вовсе не интересна.

Реактивное образование

Глубинная психология Фрейда выделяет еще и такой механизм, как Оно реализуется на двух уровнях:

  • происходит подавление негативного или неприемлемого импульса;
  • на уровне подсознания формируются побуждения противоположного содержания.

Чаще всего подобные механизмы имеют место в общественной жизни. Так, крайне неприличным в социуме считается выраженное половое влечение. Таким образом женщина, имеющая подобную особенность, старается всячески подавить ее в себе. Чтобы заслужить положительный имидж в обществе, она даже может выступать ярым борцом за мораль и нравственность. То же касается и мужчин, которые резко выступают против гомосексуальных отношений, а сами втайне имеют подобные наклонности.

Регрессия

Регрессия - это еще один защитный механизм. Психология описывает его как возврат к детским моделям поведения с целью оградить себя от потрясений и стресса. Это связано с тем, что именно данный возраст является наиболее комфортным и безопасным с точки зрения мировосприятия. Так, самой элементарной формой регрессии можно считать плач.

Сублимация

Психологические защитные механизмы по Фрейду включают в себя также сублимацию. Этот механизм позволяет человеку изменить свои импульсы и взгляды так, чтобы они могли быть выражены в форме, которая приемлема в социуме. В психологии сублимация рассматривается, как самый здоровый и правильный механизм защиты. Это связано с тем, что человек не сдерживается в проявлении своих импульсов, а лишь меняет форму их подачи.

Фрейду, учитывая специфику его теории, было свойственно обращать особое внимание на сублимацию сексуального влечения. Именно с этим явлением он увязывает невероятный подъем культуры и науки, который произошел в Западной Европе. Если же спроектировать данный механизм на современную реальность, можно привести в пример подростков, которые свои нереализованные сексуальные потребности могут сублимировать в спортивные достижения.

Несмотря на то что многие это скрывают, достаточно часто можно встретить людей с садистскими наклонностями. Так, индивиды с подобной девиацией вполне могут стать успешными хирургами. Также подобные фантазии могут быть сублимированы в написание детективных романов.

Отрицание

Защитные механизмы личности по Фрейду включают в себя такой элемент, как отрицание. Оно заключается в том, что человек категорически отказывается признавать факт происшествия негативного события. Наиболее ярким примером можно считать реакцию ребенка на смерть любимого домашнего питомца. Он отказывается признавать эту потерю, считая, что животное до сих пор находится где-то рядом. Аналогичный пример можно привести в связи с потерей близкого человека. Отказ принимать очевидное может перерасти в религиозное убеждение, что родственник теперь живет на небе или его дух до сих пор присутствует в доме.

Нередко механизм отрицания срабатывает в том случае, если речь идет о здоровье. Так, чувствуя симптомы того или иного заболевания, человек может их попросту игнорировать, внушив себе, что с ним подобного произойти не может. Аналогичная реакция может наблюдаться на уже подтвержденный диагноз.

которые стоит прочитать

Рано или поздно любого человека начинают интересовать те или иные механизмы работы сознания и подсознания. Лучший способ познакомиться с работами такого психолога, как Зигмунд Фрейд. Книги, психология человека в которых лучше всего представлена, это:

  • "Ведение в психоанализ" - это одна из самых известных книг, более того, эту работу считают наиболее значительной во всей деятельности Фрейда. Здесь изложены основные положения, которые оказали решающие влияние на дальнейшее развитие не только психологии и медицины, но также и художественной литературы.
  • "Толкование сновидений" - это монументальный труд, который стал одним из самых ярких в ХХ веке. Здесь представлен результат исследования Фрейдом бессознательной части сознания, которая управляет инстинктами человека, но труднодоступна для изучения. Здесь рассмотрен символизм сновидений, что помогает разобраться в проблемах, желаниях и страхах индивида.
  • - это второе по счету монументальное исследование Фрейда. Книга актуальна и по сей день, а потому является ключевой в изучении психологии. Основное внимание уделено бессознательным мотивам, которые не только могут выступать в качестве стимулов, но и нередко становятся причиной психологических расстройств.
  • "Я и Оно" - это своего рода сборник работ психолога, которые можно считать кульминацией его деятельности. Здесь не просто описаны но также представлены их источники и обоснования.
  • "Тотем и табу" - это работа, в которой Фрейд, опираясь на свои собственные исследования и теории, пытается раскрыть проблематику генезиса. Таким образом, автор обращается к проблеме культуры, религии, морали, права и прочим аспектам жизни общества.
  • "Психология масс и анализ человеческого "Я" - представляет собой труд, в котором Фрейд провел фундаментальную работу по изучению поведения толпы. Поясняется также потребность масс в руководителе.
  • "Очерки по психологии сексуальности" - это сборник, в котором психолог поднимает наиболее деликатные темы. Отсюда можно узнать о природе и причинах интимных отклонений, склонности к извращениям, а также садизму, гомосексуализму и т. п.

Стоит отметить, что это далеко не все книги по психологии, которые стоит прочитать. Важно также изучить работы других специалистов, которые имели несколько иной взгляд на вещи, чем Фрейд.

Выводы

Защитные механизмы по Фрейду представляют собой, своего рода, неосознанную реакцию, которая срабатывает в стрессовой ситуации или перед лицом угрозы. Независимо от того, какой именно вид барьера срабатывает, в любом случае, идет речь о значительных затратах энергии, что подавляющим образом воздействует на эго. Кроме того, чем более действенным оказывается тот или иной механизм, тем больших энергетических затрат он требует, и тем сильнее искажает объективную реальность.

Учитывая бессознательную природу защитных реакций, не каждый человек может ими управлять. Тем не менее, заметив эффективность того или иного барьера, индивид может уже сознательно прибегать к нему в стрессовой ситуации. Чрезмерно полагаться на такую методику не стоит, ведь она может стать весьма благотворной почвой для возникновения психологических проблем.