Образование в XVII веке. История педагогики

§ 17. Просвещение, наука, литература

1. ОБРАЗОВАНИЕ

Начальная школа. Русский человек XVII в. был не прочь узнать что-нибудь новое, почитать книгу «мирского содержания», детей своих пристроить учиться. Даже среди крестьян находились «грамотеи», а многим посадским было доступно начальное образование, которое состояло в обучении чтению, письму и азам арифметики.

«Палаты учительные» действовали при церквах и монастырях. Были и учителя из отставных дьяков и подьячих, которые в особой палате за плату учили «малых робяток». Таким образом, Россия имела и общественную и частную начальную школу. Состоятельные люди приглашали учителей на дом.

В Москве время от времени возникали школы, где западнославянские, русские и греческие ученые монахи учили молодых людей греческому, латыни, основам риторики, истории, географии.

На нужды домашнего и школьного обучения рассчитаны были учебные издания: «Букварь» Кариона Истомина, «Азбука» Василия Бурцева, «Славянская грамматика» украинского ученого Мелетия Смотрицкого, «Краткий катехизис» ректора Киевской духовной академии Петра Могилы и др.

Школа в Московской Руси. Художник Б. М. Кустодиев

Мелетий Смотрицкий. Гравюра. XVII в.

Симеон Полоцкий. Гравюра. XVII в.

Андреевский монастырь в Москве. В 1649 г. доверенный советник царя, сторонник просвещения?. ?. Ртищев за свой счет пригласил в Москву 30 ученых монахов из Киево-Печерской лавры и иных украинских обителей. Монахи эти принялись переводить на русский язык иноземные книги и обучать всех желающих греческому, латыни, славянской грамматике, риторике, философии и другим «словесным наукам». К приезжим украинским старцам примкнули некоторые московские ученые священники и монахи. Родилось ученое братство, заменявшее в России 50-60-х гг. XVII в. Академию наук.

Ртищев был другом царя с юных лет. Его влияние при дворе было огромным. Волей-неволей знатная молодежь потянулась учиться в Андреевский монастырь. А некоторых Ртищев просто заставил ходить к киевским старцам.

Интересно, что среди учащейся молодежи бытовали весьма противоположные взгляды на обучение в Андреевском монастыре, на западноевропейские новшества, ревностным пропагандистом которых был Ртищев. Одни ученики уважали учителей Андреевской обители, а про иных русских приказных учителей и учителей-монахов говорили: «Враки-де они вракают, слушать у них нечего и себе чести не делают, учат просто сами не знают, чему учат!» Другие ученики осуждали увлечение иностранной наукой, считая ее опасной.

Славяно-греко-латинская академия. Проект создания Славяно-греко-латинской академии, в которой учили бы языкам и наукам людей разного чина, сана и возраста и которая одновременно являлась бы блюстительницей православия и оплотом борьбы с ересью, разработал учитель царской семьи белорусский монах Симеон Полоцкий в 70-е гг. XVII в. Но открыли ее только в правление Софьи в 1687 г.

Срок обучения не регламентировался. Сначала обучение шло на греческом языке, по мере его усвоения переходили на латынь. Читали духовные сочинения, книги по риторике, философии, церковной истории, логике, грамматике. Преподаватели комментировали прочитанное в классе, для лучшего усвоения материала устраивали диспуты. Это были методы схоластического (от греч. - школьный) обучения, которые тогда практиковали во всех православных и католических духовных школах.

Устав академии обязывал ректора (главу) и преподавателей следить за тем, чтобы никто из лиц, не принадлежащих к академии, не держал у себя латинских, польских, лютеранских книг. Таким образом, академия обладала монопольным правом «прикасаться» к данным книгам, конечно, для их критики. Кроме того, академия надзирала за перешедшими в православие иноверцами и давала аттестацию ученым-иноземцам, которых принимали на русскую службу.

До 1694 г. работу Славяно-греко-латинской академии возглавляли греки – братья Иоанникий и Софроний Лихуды (в 1694 г. они были обвинены в распространении ереси и изгнаны из академии). Среди преподавателей были греки, малороссийские и русские ученые монахи. По словам В. О. Ключевского, академия создавалась в соответствии с преобразовательными идеями XVII в.: когда требовалось построить завод – звали «немца», когда хотели учить наукам – приглашали грека или киевлянина.

1687 Открытие Славяно-греко-латинской академии

Естественнонаучные знания. Распространению научных знаний способствовали книги – отечественные и переведенные с различных языков. Печатный двор в Москве выпускал по 10-15 тыс. книг в год; и они находили устойчивый спрос у русской читающей публики.

Для перевода научных книг нанимали знающих переводчиков. Например, печерский монах Арсений Сатановский перевел книгу «О граде царском» – сборник трудов греческих и «римских» писателей, язычников и христиан, охватывавший весь круг тогдашних познаний – от богословия до зоологии и минералогии. Другой киевлянин – Епифаний Славинецкий – перевел «Книгу врачевскую анатомию», «Гражданство и обучение нравов детских», труд по географии и первый том сочинения по астрономии В. и И. Блеу «Позорище (обозрение) всея вселенныя, или Атлас новый» (три других тома перевели другие переводчики). Вводная часть последнего труда включала в себя описание системы мироздания по Копернику.

В середине 70-х гг. XVII в. русские могли также прочесть в переводе «Селенографию» (описание Луны) Иоганна Гевелия. Книга развивала идеи Коперника.

Печатный двор. Акварель. XVIII в.

Часы солнечные компасные. XVII в.

Звездозаконник. Гравюра из «Букваря» Кариона Истомина. XVII в.

Кроме того, в России была издана большая настенная карта, наглядно изображавшая гелиоцентрическую картину мира, а Карион Истомин издал энциклопедическую книгу «Полис», в которой среди сведений о 12 науках находился большой раздел об астрономии.

В связи с расширением границ Русского государства в ходе путешествий землепроходцев расширялись географические познания. Были выпущены описания путешествий и множество «чертежей» (карт). Например, в 1627 г. была составлена «Книга Большому чертежу», содержащая перечень всех русских городов с указанием расстояний между ними и краткими этнографическими сведениями. В середине и конце XVII в. были составлены карты сибирских земель.

Русские путешественники первыми из европейцев обследовали моря, омывающие Северную Азию, собрали сведения о Таймыре, Чукотке, Камчатке, Курильских островах. Семен Дежнёв открыл пролив между Северной Азией и Америкой и путь из Ледовитого океана в Тихий.

Исторические труды. XVII век был богат грустными и радостными для россиян событиями. Историки стремились запечатлеть то, чему были свидетелями.

Наряду с традиционными летописными формами появились новые формы исторического повествования: мемуары, сказания, повести. Летописная форма сохранилась в официальных исторических трудах – хронографах, «Новом летописце».

С середины XVII в. утвердился прагматический подход в изложении исторических событий, для которого характерно подробное изложение фактов в их связи друг с другом. Если раньше ход истории объяснялся Божественной волей, то теперь историки искали объяснение происходящего в поступках людей. Интересно, что во многих сочинениях присутствует не только личное отношение автора к событиям, но и оценка событий с точки зрения различных социальных слоев. Например, сочинения Авраамия Палицына, Ивана Хворостинина, Ивана Тимофеева в качестве причины Смуты представляют «непослушное самовластие рабов», которые «хотя-ще быти господами». А псковские повести отмечают, что Смута и «великая разруха» произошли из-за «лучших людей», «мир всколебавших всякими неправдами». «Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском», написанная в конце 1610 – начале 1611 г., уже не акцентирует внимание на «войне меньших и лучших», а воспевает единение всех в «народном море всей земли» в борьбе за восстановление независимости и суверенитета.

3. ЛИТЕРАТУРА

В XVII в. образовался новый широкий круг читателей – посадские люди. Они любили читать сочинения светского характера, особенно сатирические произведения. Интерес к сатире, видимо, шел от любимых народом фарсов, которые разыгрывали на площадях скоморохи. Появляется множество сатирических иносказательных повестей, бичующих пороки – плутовство, ябедничество, обман («История о российском дворянине Фроле Скобееве»), земельные тяжбы, кончавшиеся победой сильного («Повесть о Ерше Ершовиче»), жадность и корыстолюбие судей («Повесть о Шемякином суде»), поощрение пьянства в царских кабаках («Служба кабаку»), заносчивость иноземцев на русской службе и их невежество («Лечебник»). Никон и иные ревнители православия пугались «обмирщения книг». А между тем многие сатиры как могли защищали старину. Откроем «Повесть о Горе-Злочастии». Перед нами герой – безымянный молодец, который пренебрег домостроевскими советами родителей и стал жить своим умом. И пришел он к похвальбе, к пьяному разгулу, а в конце концов, впал в «злую немерную наготу, босоту и бесконечную нищету». Не знал, куда голову преклонить, пока не ушел в монастырь и не стал иноком.

Лист из «Букваря» Кариона Истомина

Вопросы и задания

1. Как учили детей в XVII в.? 2. Какие новшества появились в школьном образовании? 3. Расскажите о Славяно-греко-латинской академии. 4. Как развивалась в России наука? 5. Чем исторические труды XVII в. отличались от летописания предшествующего времени? 6*. Ученые считают, что литература XVII в. стала носить более светский характер и была рассчитана на более широкий круг читателей. На основании каких фактов историки сделали этот вывод?

Из книги История. История России. 11 класс. Углублённый уровень. Часть 1 автора Волобуев Олег Владимирович

§ 12. Просвещение и наука Просвещение. Модернизация России включала не только индустриализацию, социально-экономические и агротехнические преобразования в сельском хозяйстве, реформы политического строя, но и глубокие перемены в культурном облике страны. Если в 1897 г.

Из книги История. История России. 10 класс. Углублённый уровень. Часть 2 автора Ляшенко Леонид Михайлович

§ 73. Просвещение и наука Высшее и среднее образование. Начиная со второй половины XVIII в. европейское образование распространялось среди высшего и среднего дворянства, в первой четверти XIX в. оно стало доступно для более многочисленного мелкого дворянства и разночинцев,

автора

§ 17. Просвещение, наука, литература 1. ОБРАЗОВАНИЕНачальная школа. Русский человек XVII в. был не прочь узнать что-нибудь новое, почитать книгу «мирского содержания», детей своих пристроить учиться. Даже среди крестьян находились «грамотеи», а многим посадским было

Из книги История России. XVII–XVIII века. 7 класс автора Черникова Татьяна Васильевна

§ 28. Просвещение, наука, литература 1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫСвет и тени петровских преобразований всегда порождали споры современников и историков: одним реформы казались гениальными, другим – ненужными и вредными. Для

автора Ляшенко Леонид Михайлович

§ 18. ПРОСВЕЩЕНИЕ. НАУКА СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ. В XVIII в. просвещение было доступно узкому кругу высшего дворянства. В первой четверти XIX в. его благами могли пользоваться и представители среднего дворянства. В 30 – 40-е гг. получить образование могли уже разночинцы, часть

Из книги История России. XIX век. 8 класс автора Ляшенко Леонид Михайлович

§ 35. ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА МЕСТО XIX ВЕКА В ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. В истории русской культуры XIX век занимает особое место. Это было время исключительного подъема духа, творческого взлета. Проблемы, поставленные русскими писателями, художниками, композиторами, оказались в

Из книги История России XVIII-XIX веков автора Милов Леонид Васильевич

§ 2. Просвещение и наука Петр I заставил российское дворянство учиться. И это его величайшее достижение.Начальные и специальные учебные заведения. В течение первой четверти xviii в. была создана целая сеть школ начального обучения. Прежде всего это «цифирные школы»,

Из книги История Византийской империи. Т.1 автора

Просвещение, наука, литература и искусство Время Македонской династии, отмеченное бурной деятельностью в области внешних и внутренних дел, было также временем интенсивного развития в сфере образования, литературы, воспитания и искусства. Это было время, когда

автора Васильев Александр Александрович

Из книги История Византийской империи. Т.2 автора Васильев Александр Александрович

Из книги История Византийской империи. Т.2 автора Васильев Александр Александрович

Из книги История Византийской империи. Время до крестовых походов до 1081 г. автора Васильев Александр Александрович

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Просвещение и наука Первой ступенью образования в Риме являлась начальная школа. Школы были частными (государство не вмешивалось в образовательный процесс), и преподавали в них неудачники и лица темного происхождения: труд учителя начальной школы не имел признания в

автора Васильев Александр Александрович

Просвещение, наука, литература и искусство Время Македонской династии, как известно, отличалось напряженной культурной работой в области науки, литературы и просвещения. Деятельность таких лиц, как Фотий в IX веке, Константин Багрянородный в X веке и Михаил Пселл в XI веке с

Из книги Слава Византийской империи автора Васильев Александр Александрович

Просвещение, литература и наука в эпоху Никейской империи После разгрома империи в 1204 году и распадения ее на целый ряд самостоятельных латинских и греческих владений Никейское государство сделалось центром не только грядущего политического объединения эллинов, но и

Из книги Слава Византийской империи автора Васильев Александр Александрович

Просвещение, литература, наука и искусство в эпоху Палеологов В то время как империя Палеологов в политическом и экономическом отношении переживала критические времена, уступая шаг за шагом перед османскими турками, уменьшаясь постепенно в размерах и будучи, наконец,

История педагогики в России XVIII в. делится на два периода: первую и вторую половины столетия. Первый период характеризуется реформами в области образования и воспитания, наблюдается тенденция развития системы образования по общеевропейскому типу. Сословное общество сменяется гражданским, что сделало образование более доступным для широких масс населения. Политическая и экономическая системы претерпевают значительные изменения, в связи с чем ощущается острая потребность в образованных людях. Человек все больше воспринимается как отдельная личность.

В период конца XVII – начала XVIII вв. происходит поворот к школе и педагогике Нового времени. Государственные школы дают знания по современным наукам, при этом они отличаются собственной специализацией. Одна из школ, созданная Петром I называлась школой математических и навигацких наук. В ее учебную программу входили арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, астрономия, математическая география. Дисциплина была строгой, например. За побег из школы полагалась смертная казнь. В 1715 году, на базе старших классов навигацкой школы в Петербурге была организована Морская академия, являющаяся военным учебным заведением. В Москве в 1712 году были открыты инженерная и артиллерийская школы, а в 1707 – хирургическая школа, в 1721 г. создавались горные училища при сибирских заводах. Школа повышенного типа с усиленным изучением иностранных языков (греческий, латинский, итальянский, французский, немецкий, шведский) была открыта в 1705 г., руководил ей пастор Эрнст Глюк. Однако к 1716 г. единственной школой с повышенным обучением была славяно-греко-латинская академия.

В 1714 г. вышел указ, обязывающий к элементарному обучению детей дворянства, дьяков и подьячих. Для осуществления этих обязательств были созданы элементарные математические школы – цифирные школы. Школы такого типа встретили активное сопротивление родителей потенциальных учеников, которые отдавали предпочтение архиерейским школам. К 1744 г. цифирные школы перестали существовать. Архиерейские школы отличались совокупностью религиозного и светского образования. Деятельность таких школ определялась «Духовным регламентом». Кроме этого в Регламенте предписывается открытие различных учебных заведений для духовенства, например академий с семинариумами. В них ученики должны были жить постоянно и первое время безвыходно.

В России начала XVIII в. обучение производилось на русском языке. Была усовершенствована русская азбука, проводился сравнительный анализ славянского, греческого и латинского языков. Создавались новые учебники по разным школьным предметам на русском языке.Особенностью педагогического развития этого периода являются реформы Петра I в области образования, связанные с повышением роли государства не только в обучении, но и в воспитании. Недовольства народа этими реформами жестоко подавлялись. В ходе петровских реформ были созданы учебные заведения нового типа. Одним из них стала Академия наук, ставшая важным научно-просветительским центром государства. В состав академии входили университет и гимназия. Было открыто учебное заведение закрытого типа – кадетский корпус. В 1759 г. при императрице Елизавете было создано элитное учебное заведение – Пажеский корпус в Петербурге. Государство стремилось к повышению уровня образованности дворянства, что в конечном итоге привело к осознанию основной массой высшего сословия необходимости получения образования. Активными деятелями этого направления были Федор Салтыков, разработавший план создания академий в каждой губернии, Василий Никитич Татищев, открывший несколько горнозаводских школ, Феофан Прокопович – ярый сторонник светского образования по европейскому образцу, Иван Тихонович Посошков, сторонник классического образования и вместе с тем петровских реформ. К деятелям российского Просвещения можно отнести так же немецкого ученого и философа Г. В. Лейбница, разработавшего собственный проект школьной реформы, характеризующийся практической направленностью обучения. Особое значение в развитии русского образования и педагогики в целом имеет русский ученый энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). Он первым стал читать лекции студентам на русском языке, настаивал на научности преподавания. Придерживался позиций сознательного, наглядного, последовательного и системного обучения. М. В. Ломоносов был одним из инициаторов создания Московского университета и определил его интеллектуальную основу, а так же направление развития.Вторая половина XVIII века отличается повышенным интересом к вопросам образования. Во многом это определилось царствованием Екатерины II – европейски образованного человека. В этот период идут жаркие споры и дискуссии на педагогические темы, возникает множество сочинений с рассуждениями на темы воспитания и обучения. В общем, преобладает склонность к важности общественного воспитания, вступлении на путь европейского образования с сохранением русских традиций.

Теряет престиж славяно-греко-латинская академия, предлагающая классическое образование, и, поэтому, неактуальная в условиях рассматриваемого периода.Московский университет в своей деятельности во многом опирался на потребности дворян в западноевропейском образовании и приобщении к культурным достижениям Европы. Тяга элиты общества к культуре и искусству подрывает механизм системного научного образования Московского и Петербургского университетов. Число учащихся резко сокращалось, профессора теряли интерес к преподаванию. Для возрождения университета и налаживания педагогического процесса в нем были приглашены иностранные и отечественные ученые. Ими создавались и переводились на русский язык пособия для обучения, учебники по многим предметам. В этот период важным становится гармоничное развитие личности, в которое входит физическое, интеллектуальное и нравственное воспитание и совершенствование.В 1766 г. был выпущен устав, модернизирующий программу обучения кадетского корпуса, теперь она делилась на три части: науки, руководствующие к познанию предметов, нужных гражданскому званию; полезные или художественные науки; науки «руководствующие к познанию прочих искусств».

Многие дворянские семьи отдавали своих детей на обучение в частные школы, высшее дворянство предпочитало воспитывать детей дома с привлечением воспитателей-гувернеров.Екатерина в начале своего царствования живо интересовалась педагогическими достижениями различных государств, проводила активную политику развития и расширения образования в России. В 1763 году ее главным советником по вопросам образования стал Иван Иванович Бецкий (1704–1795). Бецкий создал немало трудов педагогической тематики и способствовал открытию множества учебных заведений для мальчиков и девушек, в числе которых первое женское учебное заведение среднего образования – Смольный институт. Программа института отличалась от программы для мальчиков дополнительными курсами домоводства и политеса.Существовали многочисленные попытки развития образования для низших сословий в сельских и городских местностях. Однако в связи с отсутствием средств они не увенчались успехом.Созданная Екатериной в 1782 г. «Комиссия по учреждению народных училищ», призванная работать на повышение общего уровня образования в России, издала в 1786 «Устав народным училищам Российской империи». Согласно этому документу в городах стали открываться малые и главные народные училища. Малые училища являлись школами элементарного базового образования, главные – предлагали изучение наук, в том числе – педагогику.К концу жизни Екатерину больше стали заботить государственные политические вопросы, жертвами таких приоритетов стали выдающиеся русские просветители Николай Иванович Новиков (1744–1818) и Александр Николаевич Радищев (1749–1802). По этой же причине утратили свои позиции многие учебные заведения.

Образование – один из самых важных факторов культурного развития нации. Ко второй половине XVII в. Московия располагала некоторыми условиями для начального образования, однако в ней не было ни средних школ, ни высших учебных заведений.

Двумя наиболее образованными группами являлись духовенство и служащие органов администрации – дьяки и подьячие. Что касается бояр и дворян, то в первой половине XVII в. не все из них даже умели читать и писать, однако к концу века процент грамотности значительно увеличился. За счет посадских. По подписям в протоколах нескольких московских посадских общин, высчитано, что в 1677 г. подписывающихся было 36 процентов, а в 1690 г. – между 36 и 52 щэоцентами.) Среди крестьян грамотность была минимальной в течение всего XVII в. (немного выше среди государственных крестьян в северной Руси).

Что касается высшего образования, то православная церковь возражала против обращения к помощи европейцев, поскольку они опасались влияния со стороны католических и протестантских учителей. Два других потенциальных источника составляли греческие и западнорусские православные ученые. Еще в 1632 г. патриарх Филарет обращался к образованному греческому священнику с просьбой организовать в Москве духовное училище, но после смерти Филарета проект забросили (см. главу 3).

В 1640 г. киевский митрополит Петр Могила предложил царю Михаилу прислать в Москву киевских ученых, чтобы организовать школу для обучения латинскому и греческому языкам. Из этого плана ничего не вышло, однако несколько лет спустя, в начале царствования царя Алексея, Ф.М. Ртищев открыл подобную школу по собственной инициативе.

В 1665 г. в Москве создали посолу для обучения латинскому языку и русской грамматике, для которой было построено специальное здание в Спасском монастыре «за иконным рядом» (Заиконо‑Спасская школа). Ее возглавил выдающийся ученый и поэт Симеон Полоцкий. Цель школы состояла в подготовке дьяков и подьячих, административных органов. Сам Симеон Полоцкий преподавал там по меньшей мере два года.)

Грекофильские круги Москвы подозревали Полоцкого, выпускника Киевской Академии, в склонности к римскому католицизму, да и вообще были против обучения латыни. В 1680 г. школу, основанную на обучении греческому языку, организовали в Московском Печатном дворе, преимущественно для подготовки собственных сотрудников.

Московская элита так остро нуждалась в знании латыни – в тот период важного средства освоения западной науки, – что в 1682 г. был разработан устав учебного заведения, объединяющего обучение греческому и латинскому языкам – Славяно‑Греко‑Латинской академии.)

В учебный план академии входило изучение грамматики, поэтики, риторики, диалектики, философии, юриспруденции и богословия. Ректор и преподаватели должны были быть «благочестивыми и из набожной семьи, воспитанными в восточной православной вере русских или греков». Школа «должна быть открытой для людей [православного вероисповедания] любого чина, положения и возраста без установления различий». Главной целью академии являлось укрепление и защита православной веры. Ректор и преподаватели становились хранителями Национальной библиотеки. Еретические книги, обнаруженные во владения частых лиц, подлежали конфискации или передаче хранителям.

Предлагалось, что все иноземные ученые перед поступлением на русскую службу будут проходить проверку у руководства академии: в случае неодобрения, изгоняться из России. Люди, обвиненные в еретическом учении или богохульстве против православной церкви, допрашиваются ректором и, в случае виновности, подлежат сожжению на костре. Православный, перешедший в католичество, лютеранство или кальвинизм, подвергается такому же наказанию. Это было попыткой установить строгий церковный надзор над образованием всех русских и силой подавить любую оппозицию подобному контролю.

Царь Федор и патриарх Иоаким одобрили устав академии, однако только во время регентства царевны Софьи подходящие греческие ученые, братья Иоаникий и Софроний Лихуды, были приглашены и привезены в Москву. Официально академию открыли в 1687 г. Через два года молодой царь Петр сверг и заключил в темницу царевну Софью, а в 1700 г., после смерти патриарха Адриана (преемника Иоакима), Петр начал свои реформы, направленные на разрушение церковной монополии на образование и просвещение. Славяно‑Греко‑Латинская академия стала ядром Московской Духовной Академии, а светское образование и наука развивались независимо от нее.

Во второй половине XVII в. двумя важными институтами, через которые западные идеи и образ жизни проникали в высший слой московского общества, были царский дворец и Посольский приказ.)

Западнорусские ученые (украинские и белорусские), питомцы Киевской Академии, были проводниками западной гуманитарной науки. Киевские ученые, приглашенные в Россию в конце 1640‑х и 1650‑е гг., были специалистами по греческому языку. Обучение в Киевской Академии, однако, строилось на латыни.

Самым влиятельным западнорусским ученым в последнюю часть царствования Алексея и первые четыре года царствования Федора являлся разносторонний Симеон Полоцкий (1629‑1680 гг.). Латынь была языком его научных исследований. Он хорошо знал также польский, но не был знаком с греческим. Полоцкого призвал в Москву царь Алексей в 1663 г. Три года спустя он принял участие в церковных Соборах 1666 и 1667 гг., заклеймивших староверов. Полоцкий перевел на латынь некоторые материалы для Паисия Лигарида и написал трактат против учения старообрядцев.

Симеон Полоцкий был активным проповедником (после его смерти опубликовали два тома ею проповедей) и поэтом (он сочинял по‑русски, польски и на латыни). Он ввел в русскую литературу силлабическую систему стихосложения поляков, которая займет главенствующее положение в русской поэзии на последующие восемьдесят лет. Полоцкий также сыграл роль в развитии русского театра, Он возбудил интерес царя Алексея к театральным спектаклям, рассказывая ему об украинских и польских драмах. Полоцкий написал в этом жанре два произведения – «Комедию притчи о блудном сыне» и «Три юноши в огненном горниле».)

Однако царь Алексей обратился за помощью в организации первого театра в Москве не к западным русским и не к полякам, а к немцам. В июне 1672 г., по совету Артамона Матвеева, царь поручил пастору Иоганну Готфриду Грегори из Немецкой Слободы поставить пьесы на библейские сюжеты в специально выстроенном для этого новом здании в царском селе Преображенское. Первый спектакль («Эсфирь» состоялся 17 октября. Позже представляли переложение последних актов «Тамерлана Великого» Марло и комедию о Бахусе и Венере.

Сначала спектакли играли на немецком языке, но вскоре пьесы перевели на русский, и Грегори подготовил русских актеров. В некоторых постановках особое место принадлежало инструментальной музыке и пению. После смерти царя Алексея и отставки Матвеевва спектакли прекратились.)

В 1667 г. царь Алексей назначил Симеона Полоцкого наставником своего старшего сына царевича Алексея, а когда тот умер – наставником Федора, следующего царевича по старшинству. Полоцкий также руководил образованием царевны Софьи. Федор овладел польским языком, увлекался польскими книгами, любил польское платье и музыку.

При царском дворе и среди бояр распространилось полонофильство. Василий Голицын и другие бояре знали польский язык и имели в своих библиотеках польские книги. Дом Голицына был выстроен и обставлен в западном стиле.

С польским культурным влиянием соперничала немецкая культура, шедшая из стран центральной и северной Европы (германских государств, Голландии, Дании и Швеции) либо непосредственно, либо через Немецкую Слободу. Ее воздействие чувствовалось и в театре, и в изобразительном искусстве, и в музыке, и в технике. Послед аспект оказался наиболее важным для ближайшего будущего.

Накопление технического знания, которому способствовали селившиеся в Московии немецкие мастера и промышленники, продолжалось в течение всего XVII в. К 1682 г. русская элита развивала различные виды ремесла, отличающимся высоким качеством.

Чтобы развить и освободить потенциальные творческие способности, было необходимо дать московитам возможность овладевать основами науки и технологии, или открывая соответствующие школы на Руси, или отправляя русских за границу учиться в западных школах. Это понимал царь Борис Годунов в начале XVII в., однако преждевременная смерть нарушила его планы.

Только во второй половине XVII в., при помощи киевских ученых, в Москве появились школы, где обучали гуманитарным наукам, однако так и не было открыто школ с преподаванием естественных и технических наук.

Русь нуждалась в технической модернизации. Этот процесс мог пойти быстрее или медленнее, принять более широкий или более узкий масштаб. Решающий толчок дал Петр Великий.

Сельское хозяйство на Руси 17 века

В разногласиях и внутренних противоречиях того периода русской истории творческие силы национальной экономики настойчиво трудились, приводя к неуклонному накоплению технического и, с меньшей скоростью, гуманитарного знания.)

Продуктивность русского сельского хозяйства в XVII в., за исключением западной Сибири, была низкой. Высчитано, что на каждую четверть посеянной ржи получали только 2‑5 четвертей зерна. В западной Сибири пропорция была выше – 8‑10 четвертей.) С другой стороны, наблюдался постоянный рост валового продукта, так как площади пахотных земель увеличивались вместе с распространением сельского хозяйства на плодородные земли юга и запада. Благоприятным фактором являлось изменение системы налогообложения, в которой основной единицей стал двор. Это служило земледельцу стимулом, поскольку обработка дополнительных земель больше не предполагала увеличения налога.

Кроме сельского хозяйства, владельцы крупных имений занимались промыслами и торговлей. Многие, включая царя Алексея, организовали в своих вотчинах железоделательные, соляные, поташные, винокуренные и другие производства. Излишки товаров, а также зерно они обычно продавали на рынках, иногда доставляя их в самые отдаленные районы, например, в Архангельск.)

Во второй половине XVII в. в Московии значительное распространение получили более крупные промышленные предприятия, современными учеными называемые мануфактурами. Некоторыми из них, например Пушечным двором, производившим пушки, и Оружейной палатой, выпускавшей ручное огнестрельное оружие, управляло государство. На другие мануфактуры выдавались лицензии, преимущественно европейцам. Однако некоторыми мануфактурами владели и русские купцы и промышленники, например, Строгановы, Светешниковы, Никитины и другие. Часть мастеров были иностранцами, часть – русскими. Первые получали значительно более высокое жалованье. Неквалифицированные работы выполняли русские: либо наемные рабочие, либо крестьяне, «приписанные» к мануфактурам.)

Принимая во внимание увеличение сельскохозяйственного и промышленного производства, а также развитие торговли, можно бы частично поверить воспоминаниям князя Бориса Ивановича Куракина (род. в 1676 г.). Он говорит, что к концу регентства царевны Софьи, в 1689 г., Россия стала страной изобилия.

образования .

Паисий Лигарид Юрий Крижанич

(протопоп Аввакум); византийско-русский латинофильский славяно-греко-латинский западников и славянофилов

Федор Алексеевич

братства братские школы Грамматика словенского языка Мелентием Смотрицким

Школа

Федор Ртищев Типографическое училище

братья Лихуды, Иоанникий (1639-1717) и Софроний (1652-1730). Они подбирали учителей, сами вели логику и риторику. Вскоре старорусское духовенство добилось их отстранения и высылки в провинциальный монастырь. Лишь через пять лет братьям позволили поселение в Новгороде, где они незамедлительно открыли Славяно-греко-латинское училище, по образцу московского.

книгопечатания Букварь » Василия Бурцева Грамматика » М. Смотрицкого, в 1687 г. - «Считание учебное

Семена Дежнева и Федота Попова

Вопросы и задания

Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 5939 | Нарушение авторского права страницы

Образование

Образование в 17 веке в России претерпело серьезные изменения. Преобразования произошли как в системе обучения, так и в быту простых людей и литературе, живописи. Если до этого знания имели возможность получать в основном дети знатных людей у индивидуальных репетиторов, то теперь образование дается в учебных заведениях. Обучение становится доступно всем, независимо от сословной принадлежности.

Создание на Руси частных школ

На современный взгляд создаваемые заведения нельзя было в полной мере назвать школой. Образование в 17 веке в России кратко можно охарактеризовать как начальное. К тому же учителями работали духовные люди со своими правилами. За свою работу они получали вознаграждение в виде продуктов питания.

Интересны для изучения некие «азбуковники». Это сохранившиеся рукописные и печатные книги для чтения детьми, которые уже имеют начальные навыки в чтении.

Помимо непосредственно текстов для чтения, в азбуковниках были даны рекомендации для учителя — как обучить чтению, правила поведения в школе, церкви и даже дома.

Образование в 17 веке на Русине предполагало постоянного проживания детей при школе. Ученики, как и сейчас, по утрам ходили на занятия, а днем возвращались домой. Знания были доступны всем без исключения, и богатым, и бедным, и убогим.

Печатные пособия — хорошее подспорье для обучения

Появление возможности выпускать печатные книги наилучшим образом повлияло на образование в 17 веке. Старосты в школе на каждом уроке раздавали ученикам книги для обучения.

В Москве начали печатать буквари, которые могли купить даже самые бедные слои населения. Такие книги, стоимостью всего в 1 копейку, пользовались большой популярностью.

Примечательно, что азбука, написанная дьяконом В.

Бурцевым, была распродана в течение одного дня в количестве 2400 штук.

Чуть позже появляется азбука с картинками, изданная Карионом Истоминым. Эта книга построена по знакомому всем нам принципу. Каждой букве соответствует картинка, название которой начинается на данный звук.

Видео по теме

Школы вместо индивидуальных репетироров

В середине 17 века из Киева были приглашены 30 монахов-ученых. Они должны были открыть учебное заведение при Андреевском монастыре г. Москвы. В школе стали преподавать для молодых дворян философию, риторику, греческий и латинский язык.

Но все же многие знатные люди с недоверием относились к такой системе образования. Они полагали, что такая методика ведет к еретичеству и уходу от бога.

Но, несмотря на косые взгляды, школы при монастырях стали появляться повсеместно. Иван Фомин, священник Введенской церкви, на собственные средства открыл школу. Семен Полоцкий возглавил школу при Заиконоспасском монастыре.

Во вновь открываемых учебных заведениях, помимо русской грамматики, преподавали латинский и греческий язык.

В классах обязательно выбирали старост. Они имели большой вес в коллективе и даже могли замещать учителя. Основная их обязанность заключалась в раздаче книг, назначении дежурных и контроле за дисциплиной.

Для тех, кто получалобразование в 17 веке, строгая дисциплина была в основе обучения. Особенно ценилось и требовалось бережное отношение к книге и вообще ко всему имуществу, находящемуся в школе.

Помимо обязательного соблюдения порядка и идеальной чистоты, запрещалось наговаривать на товарища и обзывать их обидными словами. Так зарождалось некое подобие корпоративной солидарности.

Методики обучения в 17 веке

Если рассматривать образование в 17 веке, единая методика его полностью совпадает с нормами, действующими в школах Западной Европы и Греции. Основными предметами были письмо, чтение, счет, а также пение.

Помимо светского обучения, обязательными были уроки по основам религии. К тому же давались начальные знания в области свободных наук. К ним относились: грамматика, астрономия, музыка, диалектика, риторика, арифметика, астрономия.

Азбуковники содержали различные стихи, которые дети учили и рассказывали наизусть. Также ученикам преподавали основы стихосложения, обучали писать письма высокопоставленным чиновникам.

Правил, написанных в азбуковниках, придерживались во всех школах, поэтому с уверенностью можно утверждать, что образование в 17 веке — единая методика преподавания, которая в дальнейшем легла в основу всего обучения.

Нюансы обучения на Руси в 17 веке

Несмотря на развитие науки, занятия в школе начинались и заканчивались словом Божьим. Да это и понятно, ведь учителями были духовные лица.

Но именно священники распространяли идею об общем образовании, всеобщей грамотности. Считалось, что знания нужны людям для понимания значимости веры и понятий о нравственности. Читать необходимо уметь главным образом для того, чтобы самостоятельно изучить Священное Писание и понять весь тайный смысл написанного.

Основная цель, которую преследовало образование в 17 веке вРоссии, была воспитать нравственного человека, знающего основы христианства и владеющего навыками чтения и письма.

Интересны для изучения работы древних мыслителей. Многие работы переводились на русский язык, и о них составлялось собственное мнение. Так, в школах изучались идеи Аристотеля, «Диалектика» Дамаскина. На полях часто ставили различные пометки, что доказывает внимательное изучение книг философов.

Новый уровень образования дал толчок в развитии искусства

С повсеместным обучением грамоте стали появляться все новые жанры в литературе. Особенно большое развитие получила поэзия и стилистические рассказы. Писали множество пьес, которые ставили в придворном театре.

Живопись тоже претерпела изменения. Появился такой жанр, как светский портрет, полностью схожий с оригиналом. Наиболее известным в то время художником был Ушаков, написавший многих известных людей того времени.

С развитием математики, физики и химии появились новые технологии в оружейном ремесле, и полученные знания способствовали распространению экспедиций. В результате осваивались все новые и новые территории необъятной России.

В целом образование в 17 веке в России удовлетворяло интересы прежде всего церкви и самого государства. Вплоть до середины 18 века ученики получали знания по утвержденным методикам. Но в конце концов, условия исторического развития потребовали дальнейших видоизменений.

Комментарии

Похожие материалы

Бизнес
Смена генерального директора в ООО: коротко о главном

О том, как происходит смена генерального директора предприятия, знают далеко не все.С развитием рыночных отношений в России и крахом СССР был разработан Гражданский кодекс, регулирующий гражданско-правовые отно…

Дом и семья
Уход и питание в период, когда у котят меняются зубы (коротко о главном)

Иногда неопытные владельцы кошек задаются вопросами: «Меняются ли зубы у котят? Если да, то как происходит их смена? Нужен ли какой-то особый уход за питомцами в этот период?» Именно данной теме и будет по…

Закон
Посольство Сирии в России: информация о работе дипломатической миссии

Сирийская Арабская Республика уже давно не сходит с новостных лент. События в этой стране являются предметом обсуждения всех европейских лидеров без исключения. Естественно, что данные встречи не могут обойтись без уч…

Закон
Ювенальная юстиция в России. Закон о ювенальной юстиции

Фактически ювенальная юстиция должна была стать очень положительной системой, при помощи которой обеспечивалось бы спасение детей из неблагополучных семей, велась бы борьба с действиями родителей по отношению к собств…

Здоровье
Лечение волос в домашних условиях: коротко о главном.

Что может испортить настроение женщине? Безусловно, тусклые, секущиеся и безжизненные волосы. Считается, что красота дамы именно в них. В настоящее время плохая экологическая обстановка, постоянный стресс и прочие нег…

Новости и общество
Ирэн Феррари: обладательница самой большой груди в России мечтает о детях!

В своем желании выделиться и стать настоящим идеалом некоторые люди порой доходят до крайностей. Яркий тому пример — светская львица и успешная бизнес-вумен Ирэн Феррари. Девушка просто хотела стать самой красивой, а …

Образование
Тенденции развития образования в России. Тенденции развития современной системы образования в мире. Тенденции развития высшего образования

Образование — это стратегический ресурс социально-экономического и культурного развития общества, обеспечения национальных интересов, укрепления авторитета и конкурентоспособности государства во всех сферах деятельнос…

Образование
Высшее образование в России: система, история, развитие

Высшая школа образования в России представляет собой единую систему, включающую более 650 вузов государственного образца. В них получают образование около девяти миллионов человек, среди которых большое количество гра…

Образование
Ступени образования в России

В 1993 году ввели новые ступени высшего образования в России. Данная реформа была необходима для того, чтобы решить проблему вхождения в мировую систему.Ранее в нашей стране ВУЗы занимались выпуском только дипл…

Образование
Среднее образование в России. Снова перемены

Образование всегда было небезразлично для наших соотечественников, свидетельства о грамотности простых людей (берестяные грамоты в Новгороде Великом) относятся к такой древности, когда в Европе и короли расписывались,…

Образование – один из самых важных факторов культурного развития нации. Ко второй половине XVII в. Московия располагала некоторыми условиями для начального образования, однако в ней не было ни средних школ, ни высших учебных заведений.

Двумя наиболее образованными группами являлись духовенство и служащие органов администрации – дьяки и подьячие. Что касается бояр и дворян, то в первой половине XVII в. не все из них даже умели читать и писать, однако к концу века процент грамотности значительно увеличился. За счет посадских. По подписям в протоколах нескольких московских посадских общин, высчитано, что в 1677 г. подписывающихся было 36 процентов, а в 1690 г.– между 36 и 52 щэоцентами.) Среди крестьян грамотность была минимальной в течение всего XVII в. (немного выше среди государственных крестьян в северной Руси).

Что касается высшего образования, то православная церковь возражала против обращения к помощи европейцев, поскольку они опасались влияния со стороны католических и протестантских учителей. Два других потенциальных источника составляли греческие и западнорусские православные ученые. Еще в 1632 г. патриарх Филарет обращался к образованному греческому священнику с просьбой организовать в Москве духовное училище, но после смерти Филарета проект забросили (см. главу 3).

В 1640 г. киевский митрополит Петр Могила предложил царю Михаилу прислать в Москву киевских ученых, чтобы организовать школу для обучения латинскому и греческому языкам. Из этого плана ничего не вышло, однако несколько лет спустя, в начале царствования царя Алексея, Ф.М. Ртищев открыл подобную школу по собственной инициативе.

В 1665 г. в Москве создали посолу для обучения латинскому языку и русской грамматике, для которой было построено специальное здание в Спасском монастыре «за иконным рядом» (Заиконо‑Спасская школа). Ее возглавил выдающийся ученый и поэт Симеон Полоцкий. Цель школы состояла в подготовке дьяков и подьячих, административных органов. Сам Симеон Полоцкий преподавал там по меньшей мере два года.)

Грекофильские круги Москвы подозревали Полоцкого, выпускника Киевской Академии, в склонности к римскому католицизму, да и вообще были против обучения латыни. В 1680 г. школу, основанную на обучении греческому языку, организовали в Московском Печатном дворе, преимущественно для подготовки собственных сотрудников.

Московская элита так остро нуждалась в знании латыни – в тот период важного средства освоения западной науки, – что в 1682 г. был разработан устав учебного заведения, объединяющего обучение греческому и латинскому языкам – Славяно‑Греко‑Латинской академии.)

В учебный план академии входило изучение грамматики, поэтики, риторики, диалектики, философии, юриспруденции и богословия. Ректор и преподаватели должны были быть «благочестивыми и из набожной семьи, воспитанными в восточной православной вере русских или греков». Школа «должна быть открытой для людей [православного вероисповедания] любого чина, положения и возраста без установления различий». Главной целью академии являлось укрепление и защита православной веры. Ректор и преподаватели становились хранителями Национальной библиотеки. Еретические книги, обнаруженные во владения частых лиц, подлежали конфискации или передаче хранителям.

Предлагалось, что все иноземные ученые перед поступлением на русскую службу будут проходить проверку у руководства академии: в случае неодобрения, изгоняться из России. Люди, обвиненные в еретическом учении или богохульстве против православной церкви, допрашиваются ректором и, в случае виновности, подлежат сожжению на костре. Православный, перешедший в католичество, лютеранство или кальвинизм, подвергается такому же наказанию.

Это было попыткой установить строгий церковный надзор над образованием всех русских и силой подавить любую оппозицию подобному контролю.

Царь Федор и патриарх Иоаким одобрили устав академии, однако только во время регентства царевны Софьи подходящие греческие ученые, братья Иоаникий и Софроний Лихуды, были приглашены и привезены в Москву. Официально академию открыли в 1687 г. Через два года молодой царь Петр сверг и заключил в темницу царевну Софью, а в 1700 г., после смерти патриарха Адриана (преемника Иоакима), Петр начал свои реформы, направленные на разрушение церковной монополии на образование и просвещение. Славяно‑Греко‑Латинская академия стала ядром Московской Духовной Академии, а светское образование и наука развивались независимо от нее.

Во второй половине XVII в. двумя важными институтами, через которые западные идеи и образ жизни проникали в высший слой московского общества, были царский дворец и Посольский приказ.)

Западнорусские ученые (украинские и белорусские), питомцы Киевской Академии, были проводниками западной гуманитарной науки. Киевские ученые, приглашенные в Россию в конце 1640‑х и 1650‑е гг., были специалистами по греческому языку. Обучение в Киевской Академии, однако, строилось на латыни.

Самым влиятельным западнорусским ученым в последнюю часть царствования Алексея и первые четыре года царствования Федора являлся разносторонний Симеон Полоцкий (1629‑1680 гг.). Латынь была языком его научных исследований. Он хорошо знал также польский, но не был знаком с греческим. Полоцкого призвал в Москву царь Алексей в 1663 г. Три года спустя он принял участие в церковных Соборах 1666 и 1667 гг., заклеймивших староверов. Полоцкий перевел на латынь некоторые материалы для Паисия Лигарида и написал трактат против учения старообрядцев.

Симеон Полоцкий был активным проповедником (после его смерти опубликовали два тома ею проповедей) и поэтом (он сочинял по‑русски, польски и на латыни). Он ввел в русскую литературу силлабическую систему стихосложения поляков, которая займет главенствующее положение в русской поэзии на последующие восемьдесят лет. Полоцкий также сыграл роль в развитии русского театра, Он возбудил интерес царя Алексея к театральным спектаклям, рассказывая ему об украинских и польских драмах. Полоцкий написал в этом жанре два произведения – «Комедию притчи о блудном сыне» и «Три юноши в огненном горниле».)

Однако царь Алексей обратился за помощью в организации первого театра в Москве не к западным русским и не к полякам, а к немцам. В июне 1672 г., по совету Артамона Матвеева, царь поручил пастору Иоганну Готфриду Грегори из Немецкой Слободы поставить пьесы на библейские сюжеты в специально выстроенном для этого новом здании в царском селе Преображенское. Первый спектакль («Эсфирь» состоялся 17 октября. Позже представляли переложение последних актов «Тамерлана Великого» Марло и комедию о Бахусе и Венере.

Сначала спектакли играли на немецком языке, но вскоре пьесы перевели на русский, и Грегори подготовил русских актеров. В некоторых постановках особое место принадлежало инструментальной музыке и пению. После смерти царя Алексея и отставки Матвеевва спектакли прекратились.)

В 1667 г. царь Алексей назначил Симеона Полоцкого наставником своего старшего сына царевича Алексея, а когда тот умер – наставником Федора, следующего царевича по старшинству. Полоцкий также руководил образованием царевны Софьи. Федор овладел польским языком, увлекался польскими книгами, любил польское платье и музыку.

При царском дворе и среди бояр распространилось полонофильство. Василий Голицын и другие бояре знали польский язык и имели в своих библиотеках польские книги. Дом Голицына был выстроен и обставлен в западном стиле.

С польским культурным влиянием соперничала немецкая культура, шедшая из стран центральной и северной Европы (германских государств, Голландии, Дании и Швеции) либо непосредственно, либо через Немецкую Слободу. Ее воздействие чувствовалось и в театре, и в изобразительном искусстве, и в музыке, и в технике. Послед аспект оказался наиболее важным для ближайшего будущего.

Накопление технического знания, которому способствовали селившиеся в Московии немецкие мастера и промышленники, продолжалось в течение всего XVII в. К 1682 г. русская элита развивала различные виды ремесла, отличающимся высоким качеством.

Чтобы развить и освободить потенциальные творческие способности, было необходимо дать московитам возможность овладевать основами науки и технологии, или открывая соответствующие школы на Руси, или отправляя русских за границу учиться в западных школах. Это понимал царь Борис Годунов в начале XVII в., однако преждевременная смерть нарушила его планы.

Только во второй половине XVII в., при помощи киевских ученых, в Москве появились школы, где обучали гуманитарным наукам, однако так и не было открыто школ с преподаванием естественных и технических наук.

Русь нуждалась в технической модернизации. Этот процесс мог пойти быстрее или медленнее, принять более широкий или более узкий масштаб. Решающий толчок дал Петр Великий.

Сельское хозяйство на Руси 17 века

В разногласиях и внутренних противоречиях того периода русской истории творческие силы национальной экономики настойчиво трудились, приводя к неуклонному накоплению технического и, с меньшей скоростью, гуманитарного знания.)

Продуктивность русского сельского хозяйства в XVII в., за исключением западной Сибири, была низкой. Высчитано, что на каждую четверть посеянной ржи получали только 2‑5 четвертей зерна. В западной Сибири пропорция была выше – 8‑10 четвертей.) С другой стороны, наблюдался постоянный рост валового продукта, так как площади пахотных земель увеличивались вместе с распространением сельского хозяйства на плодородные земли юга и запада. Благоприятным фактором являлось изменение системы налогообложения, в которой основной единицей стал двор. Это служило земледельцу стимулом, поскольку обработка дополнительных земель больше не предполагала увеличения налога.

Кроме сельского хозяйства, владельцы крупных имений занимались промыслами и торговлей. Многие, включая царя Алексея, организовали в своих вотчинах железоделательные, соляные, поташные, винокуренные и другие производства. Излишки товаров, а также зерно они обычно продавали на рынках, иногда доставляя их в самые отдаленные районы, например, в Архангельск.)

Во второй половине XVII в. в Московии значительное распространение получили более крупные промышленные предприятия, современными учеными называемые мануфактурами. Некоторыми из них, например Пушечным двором, производившим пушки, и Оружейной палатой, выпускавшей ручное огнестрельное оружие, управляло государство. На другие мануфактуры выдавались лицензии, преимущественно европейцам. Однако некоторыми мануфактурами владели и русские купцы и промышленники, например, Строгановы, Светешниковы, Никитины и другие. Часть мастеров были иностранцами, часть – русскими. Первые получали значительно более высокое жалованье. Неквалифицированные работы выполняли русские: либо наемные рабочие, либо крестьяне, «приписанные» к мануфактурам.)

Принимая во внимание увеличение сельскохозяйственного и промышленного производства, а также развитие торговли, можно бы частично поверить воспоминаниям князя Бориса Ивановича Куракина (род. в 1676 г.). Он говорит, что к концу регентства царевны Софьи, в 1689 г., Россия стала страной изобилия.)

Московское царство. Оглавление.

АЗБУКОВНИКИ, русские рукописные лексикографические памятники 13-18 веков, сборники статей учебного, нравоучительного и справочного характера без указания авторства. Сохранилось более 200 списков азбуковников. Древнейший список толкуемых слов типа азбуковников помещён в Новгородской кормчей книге 1282 года. В 13-16 веках азбуковники служили главным образом словарями для толкования непонятных слов, встречающихся в книгах Священного Писания. С 17 века азбуковники в значительной мере стали учебными книгами, ими широко пользовались иностранцы при изучении русского языка.

Учебные азбуковники состояли из двух частей. Первая (лексикографическая) включала в себя азбуку, слоги, прописи в алфавитном порядке, иногда сведения по грамматике; вторая (познавательная) — статьи по философии, русской и всеобщей истории, выборочные сведения по естественным наукам. Нравоучительные азбуковники содержали правила поведения детей в школе.

Справочные азбуковники — это толковые словари терминов, где указаны их происхождение, перевод на русский язык и значения. В них даны также сведения по различным отраслям знаний. Все азбуковники являются важным источником при изучении лексикографии, лексикологии, истории педагогики, культуры и общественной мысли России 13-18 веков.

«Книга глаголемая алфавит». Рукопись 17 в. Образец азбуковника-словаря.

Лит.: Баталин Н.И. Древнерусские азбуковники // Филологические записки. 1873. Вып. 3-5; Карпов А. П. Азбуковники, или Алфавиты иностранных речей по спискам Соловецкой библиотеки. Казань, 1877; Vasmer М. Ein russisch-byzantinisches Gesprachbuch: Beitrage zur Erforschung der alteren russischen Lexikographie. Lpz., 1922; КовтунЛ. С. Русская лексикография эпохи средневековья. М.; Л., 1963; она же. Азбуковники XVIXVII вв.: Старшая разновидность, Л., 1989; Шовгенова Л. М. Азбуковники // Русская речь. 1967. № 5.

Л. Н. Пушкарёв.

Серьезные изменения происходят в XVII в. в системе образования. Причем эти изменения носят не только количественный, но, что очень важно, качественный характер: на смену традиционному древнерусскому ученичеству (индивидуальному обучению у наставников) приходят настоящие учебные заведения. Обычно дети и подростки обучались грамоте у духовных лиц, подьячих или родителей, причем женщины, как правило, даже в семьях знати оставались неграмотными. Возможность печатного издания учебных пособий значительно улучшала условия обучения грамоте. Характерно, что печатавшиеся в Москве дешевые (по 1 копейке) буквари пользовались широким спросом. Изданные в 1651 г. 2400 экземпляров "Азбуки" патриаршего дьякона Василия Бурцева были распроданы за один день. В конце столетия (1692 г.) появляется иллюстрированный букварь Кариона Истомина, известного также своими поэтическими произведениями, продолжавшими панегирическую традицию Симеона Полоцкого. Букварь был снабжен картинками, подобранными по хорошо знакомому современному человеку принципу: изображение буквы пояснялось изображениями предметов, название которых с нее начиналось. В 40-х г. г. XVII в. один из видных правительственных деятелей — Ф. М. Ртищев пригласил из Киева около 30 ученых монахов для организации школ в Андреевском монастыре. Молодые дворяне и сам Ртищев стали обучаться греческому и латинскому языкам, риторике, философии. Многие представители знати косо смотрели на школу Ртищева. Считалось, что в самой латинской грамоте заключалось "еретичество". Тем не менее частные школы все же существовали и возникали вновь. Епифаний Славинецкий возгалвил греколатинскую школу в Чудовом монастыре. В 60-х г. г. священик Иван Фомин на свои средства построил школу в Барашах при Введенской церкви. В 1665 г. открылась школа в Заиконоспасском монастыре, во главе которой стал Семен Полоцкий. В этой школе обучали подьячих русской грамматике и латинскому языку. Спустя два года открылся "гимнасион" (приходская школа) при церкви Иоанна Богослова в Китай- городе.

В 1680 г. была основана школа при Печатном дворе. Монах Тимофей учил в этой школе греческому языку 30 учеников, набранных при ее открытии. Первые частные школы в Москве подготовили основание в 1687 г. Славяно- греко-латинского училища (академии) во главе с учеными греками Иоанием и Софронием Лихудами. Это было первое учебное заведение, ставившее своей целью широкое образование. Славяно-греко-латинская академия открывалась для людей "всякого чина, сана и возраста" и предназначалась для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Обучение в Академии включало в себя прохождение курсов греческой грамматики, поэтики, риторики, философии. Академия сыграла большую роль в развитии русского просвещения в конце XVII в. и первой половины XVIII в. В XVII веке в России среди помещиков было 65% грамотных, купечества 96%, посадских людей — около 40%, крестьян — -15%, стрельцов, пушкарей, казаков — 1%.Распространение грамотности и просвещения в России подрывало вековое господство религии и церкви, все более расходилась по рукам светская литература и иностранных сочинений. XVII в. занял важное место в истории русского просвещения.

В течение XVII столетия значительные изменения происходили и в области образования .

Долгие века настороженная враждебность к католицизму, которую Русь изначально переняла у Византии, распространилась и на европейскую «латинскую ученость». Даже в 1600-1611 гг. француз Маржерет, живший в то время в Москве, свидетельствовал, что «народ ненавидел науки иноземные, особенно латинский» («Состояние российской державы»). Тем не менее, объективная потребность в усвоении европейской культуры и образованности брала свое. Буквально в течение нескольких десятилетий невежеством не только перестали гордиться, но именно в нем стали видеть источник потрясавших Россию смут. Вот что писал в 1660 г. Паисий Лигарид : «Искал я корня… духовного недуга, поразившего Христоименитое царство русское… и, наконец придумал и нашел, что все зло произошло от того, что нет народных училищ и библиотек». Просветитель Юрий Крижанич в своих «Политических думах» усматривал в невежестве главную причину и экономического отставания России.

Во второй половине XVII века сложилось четыре основных подхода к образованию: старообрядческо-начетнический (протопоп Аввакум); византийско-русский (Епифаний Славинецкий, Федор Ртищев, Карион Истомин); латинофильский (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев); славяно-греко-латинский (братья Лихуды). Сторонники греческого видели в нем источник укрепления православия в борьбе с латинской ересью, их противники же видели в латыни основу светской культуры. Перечисленные подходы во многом составили содержание позднейшего (XIX века) спора западников и славянофилов , не прекратившегося и сегодня.

Уже царь Алексей Тишайший, не удовлетворившись элементарным начальным образованием, полученным его сыновьями, повелел учить их латыни и польскому и даже призвал в гувернеры Симеона Полоцкого. Царь Федор Алексеевич (1661-1682) послал в «немецкую школу» учеников для обучения аптечному делу.

В течение XVII века школы и прочие образовательные учреждения получили распространение уже не только в России, но и на Украине и Белоруссии, находившихся под властью Польско-литовского государства. В борьбе за освобождение там учреждались братства из представителей самых различных сословий, а на их основе - братские школы . Сохранились даже уставы львовской и луцкой школ. «Грамматика словенского языка », изданная в 1618 г. учителем Киевской братской школы Мелентием Смотрицким (ок. 1578-1633), в 1648 г. увидела свет и в Москве.

Школа Киевского богоявленского братства , открывшаяся в 1615 г., превратилась в 1645 г. в первое в России высшее учебное заведение - Киевскую братскую коллегию, получившую позже (при Петре I) статус академии. Из ее стен вышли Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий, организовавшие греко-латинские школы в Москве, ее воспитанниками были большинство ректоров и префектов знаменитой славяно-греко-латинской академии, на Киевскую академию опирался в своей реформаторской деятельности Петр I.

В самой России одна из первых греко-латинских школ была открыта в 1649 г. при Чудовом монастыре, правда, ненадолго, поскольку ее руководителя по обвинению в неправоверии сослали на Соловки. В том же 1649 г. окольничий, воспитатель царевича Алексея Алексеевича Федор Ртищев (1626-1673) основал за свой счет училище при Андреевском монастыре, которым руководил Епифаний Славинецкий. Сам Ртищев стал его слушателем. В 60-е гг. открылась школа Спасского монастыря, куда для обучения греческому и латыни уже правительством посылались молодые приказные. Первая государственная школа повышенного образования, Типографическое училище , открылась в 1681 г. указом Федора Алексеевича.

В 1687 г., несколько задержавшись из-за смерти царя и смуты стрельцов, в Москве была основана Славяно-греко-латинская академия . По замыслу С. Полоцкого, в нее должны были приниматься только православные, русские. В ней преподавались как духовные науки, так и светские (физика, логика, юриспруденция, философия, языки). Основными преподавателями академии стали греческие монахи, доктора Падуанского университета, братья Лихуды, Иоанникий (1639-1717) и Софроний (1652-1730). Они подбирали учителей, сами вели логику и риторику. Вскоре старорусское духовенство добилось их отстранения и высылки в провинциальный монастырь.

Лишь через пять лет братьям позволили поселение в Новгороде, где они незамедлительно открыли Славяно-греко-латинское училище, по образцу московского.

Невзирая ни на что, развитие образования приняло к концу XVII века необратимый характер. Как пишет историк С. Смирнов, благодаря академии «русские примирились с мыслью о пользе науки».

Распространению образования в немалой степени способствовал рост книгопечатания . В 1634 г. был издан первый «Букварь » Василия Бурцева (стоя всего 1 копейку, он быстро раскупался), в 1648 г. в Москве вышла «Грамматика » М. Смотрицкого, в 1687 г. - «Считание учебное » - таблица умножения. В течение XVII столетия Печатный двор в Москве (в котором в середине века работало около 200 человек) издал 300 тысяч букварей и 150 тысяч религиозных книг (всего - 483 наименования), выходили книги светского и научного характера, не прекращалось издание и рукописных книг. В 60-х гг. XVII века в Москве открылась книжная лавка, где можно было купить и «Веселые польские рассказы», и «Хронику Псевдодорофея», и «Книги ратного строения» и «Хронограф», и бестиарии по образцу европейских, и «Позорище (то есть обзор - В. Т.) всея вселенной, или атлас новый», и новые карты очень расширившейся за XVII век России.

Развивалась историческая мысль, расширялась география не только завоевательных, но и исследовательских походов. Были открыты реки Яна и Индигирка, экспедиции вышли к Колыме и Байкалу. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева и Федота Попова прошла по Северному Ледовитому океану в Тихий, открыв при этом, что Азия отделяется от Америки проливом, в 1647-1651 гг. Ерофей Хабаров проплыл по Амуру вплоть до устья, в 1697-99 гг. казачий пятидесятник В. Атласов обследовал Камчатку.

Вопросы и задания

1. Какие особенности XVII века сделали его переходным в истории русской культуры?

2. Можно ли утверждать, что социокультурные условия России способствовали вере в «доброго царя» и самозванству?

3. В чем была сущность церковного раскола XVII века и каковы его последствия?

4. Как «обмирщение» выражалось в художественной культуре XVII века, какие ее памятники, на ваш взгляд, наиболее характерны?

5. Какие существовали подходы к образованию в России XVII века, какой из них возобладал?

6. Что можно сказать о науке XVII века, какие факторы ей способствовали?

Березовая Л. Г., Берлякова И. П. Введение в историю русской культуры. М., 2002.

Культурология. История культуры / Под ред. А. Н. Марковой. М., 2001.

Панченко А. М. Русская история и культура. СПб., 2002.

Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли. М., 2003. С. 143-145.

Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 5938 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

В течение XVII столетия значительные изменения происходили и в области образования .

Долгие века настороженная враждебность к католицизму, которую Русь изначально переняла у Византии, распространилась и на европейскую «латинскую ученость». Даже в 1600-1611 гг. француз Маржерет, живший в то время в Москве, свидетельствовал, что «народ ненавидел науки иноземные, особенно латинский» («Состояние российской державы»). Тем не менее, объективная потребность в усвоении европейской культуры и образованности брала свое. Буквально в течение нескольких десятилетий невежеством не только перестали гордиться, но именно в нем стали видеть источник потрясавших Россию смут. Вот что писал в 1660 г. Паисий Лигарид : «Искал я корня… духовного недуга, поразившего Христоименитое царство русское… и, наконец придумал и нашел, что все зло произошло от того, что нет народных училищ и библиотек». Просветитель Юрий Крижанич в своих «Политических думах» усматривал в невежестве главную причину и экономического отставания России.

Во второй половине XVII века сложилось четыре основных подхода к образованию: старообрядческо-начетнический (протопоп Аввакум); византийско-русский (Епифаний Славинецкий, Федор Ртищев, Карион Истомин); латинофильский (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев); славяно-греко-латинский (братья Лихуды). Сторонники греческого видели в нем источник укрепления православия в борьбе с латинской ересью, их противники же видели в латыни основу светской культуры. Перечисленные подходы во многом составили содержание позднейшего (XIX века) спора западников и славянофилов , не прекратившегося и сегодня.

Уже царь Алексей Тишайший, не удовлетворившись элементарным начальным образованием, полученным его сыновьями, повелел учить их латыни и польскому и даже призвал в гувернеры Симеона Полоцкого. Царь Федор Алексеевич (1661-1682) послал в «немецкую школу» учеников для обучения аптечному делу.

В течение XVII века школы и прочие образовательные учреждения получили распространение уже не только в России, но и на Украине и Белоруссии, находившихся под властью Польско-литовского государства. В борьбе за освобождение там учреждались братства из представителей самых различных сословий, а на их основе - братские школы . Сохранились даже уставы львовской и луцкой школ. «Грамматика словенского языка », изданная в 1618 г. учителем Киевской братской школы Мелентием Смотрицким (ок. 1578-1633), в 1648 г. увидела свет и в Москве.

Школа Киевского богоявленского братства , открывшаяся в 1615 г., превратилась в 1645 г. в первое в России высшее учебное заведение - Киевскую братскую коллегию, получившую позже (при Петре I) статус академии. Из ее стен вышли Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий, организовавшие греко-латинские школы в Москве, ее воспитанниками были большинство ректоров и префектов знаменитой славяно-греко-латинской академии, на Киевскую академию опирался в своей реформаторской деятельности Петр I.


В самой России одна из первых греко-латинских школ была открыта в 1649 г. при Чудовом монастыре, правда, ненадолго, поскольку ее руководителя по обвинению в неправоверии сослали на Соловки. В том же 1649 г. окольничий, воспитатель царевича Алексея Алексеевича Федор Ртищев (1626-1673) основал за свой счет училище при Андреевском монастыре, которым руководил Епифаний Славинецкий. Сам Ртищев стал его слушателем. В 60-е гг. открылась школа Спасского монастыря, куда для обучения греческому и латыни уже правительством посылались молодые приказные. Первая государственная школа повышенного образования, Типографическое училище , открылась в 1681 г. указом Федора Алексеевича.

В 1687 г., несколько задержавшись из-за смерти царя и смуты стрельцов, в Москве была основана Славяно-греко-латинская академия . По замыслу С. Полоцкого, в нее должны были приниматься только православные, русские. В ней преподавались как духовные науки, так и светские (физика, логика, юриспруденция, философия, языки). Основными преподавателями академии стали греческие монахи, доктора Падуанского университета, братья Лихуды, Иоанникий (1639-1717) и Софроний (1652-1730). Они подбирали учителей, сами вели логику и риторику. Вскоре старорусское духовенство добилось их отстранения и высылки в провинциальный монастырь. Лишь через пять лет братьям позволили поселение в Новгороде, где они незамедлительно открыли Славяно-греко-латинское училище, по образцу московского.

Невзирая ни на что, развитие образования приняло к концу XVII века необратимый характер. Как пишет историк С. Смирнов, благодаря академии «русские примирились с мыслью о пользе науки».

Распространению образования в немалой степени способствовал рост книгопечатания . В 1634 г. был издан первый «Букварь » Василия Бурцева (стоя всего 1 копейку, он быстро раскупался), в 1648 г. в Москве вышла «Грамматика » М. Смотрицкого, в 1687 г. - «Считание учебное » - таблица умножения. В течение XVII столетия Печатный двор в Москве (в котором в середине века работало около 200 человек) издал 300 тысяч букварей и 150 тысяч религиозных книг (всего - 483 наименования), выходили книги светского и научного характера, не прекращалось издание и рукописных книг. В 60-х гг. XVII века в Москве открылась книжная лавка, где можно было купить и «Веселые польские рассказы», и «Хронику Псевдодорофея», и «Книги ратного строения» и «Хронограф», и бестиарии по образцу европейских, и «Позорище (то есть обзор - В. Т.) всея вселенной, или атлас новый», и новые карты очень расширившейся за XVII век России.

Развивалась историческая мысль, расширялась география не только завоевательных, но и исследовательских походов. Были открыты реки Яна и Индигирка, экспедиции вышли к Колыме и Байкалу. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева и Федота Попова прошла по Северному Ледовитому океану в Тихий, открыв при этом, что Азия отделяется от Америки проливом, в 1647-1651 гг. Ерофей Хабаров проплыл по Амуру вплоть до устья, в 1697-99 гг. казачий пятидесятник В. Атласов обследовал Камчатку.